Начало романа М. А. Булгакова Белая гвардия (анализ 1 главы первой части).: сочинение

Анализ 1 главы 1 части романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»

«Роман этот я люблю больше всех других моих вещей», – так напишет Михаил Афанасьевич Булгаков о «Белой гвардии» в автобиографии. Вся современная ему литература, все писатели, призывали отказаться от прошлого. Булгаков же, напротив, любил то время, когда родился, воспитывался, рос, учился.… Отказ от него означал отказ от прежней счастливой жизни…. Поэтому во многих его произведениях, а особенно, в «Белой гвардии», нашли отражение многие автобиографические моменты, прежняя Россия.

Первой части предшествуют два эпиграфа. Первый из них взят из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: «Пошел мелкий снег и, вдруг, повалили хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

– Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран». Этим автор хочет подчеркнуть свою связь с великим писателем, а именно – с историзмом Пушкина. В романе делается четкое разделение сил (это видно уже из названия романа), указываются точные, достоверные даты. Читатель сразу вспоминает, прочитав эпиграф, сюжет «Капитанской дочки», о тех кровавых временах пугачевщины. Но уже о других пугачевых пойдет речь в произведении Булгакова – они умны, современны, образованны.

«Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Не случайно упоминание двух этих планет, не случайно подобраны им именно такие определения… Марс и Венера – указание на разделение народа в эту пору. Венера не зря названа пастушеской – это символ мира, мирного труда, Марс, как известно, – бог войны, поэтому он красный (цвет крови, агрессии), дрожащий (беспокойный).

Михаил Афанасьевич знакомит нас с семьей Турбиных, их домом, историей их семьи до начала повествования. Мать похоронена.… Но именно сейчас бы и начаться новой жизни – дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом, из долгих походов вернулся старший сын Алексей Васильевич Турбин. Немногим позднее мы узнаем, что есть еще Анюта, выросшая в доме Турбиной, и Николка – младший сын в семье. Маленький мальчик не понимает, почему Господь отнял у него маму сейчас, когда вся семья вместе, вновь воссоединилась. А еще он «не знал, что все, что ни происходит, всегда так, как нужно, и только к лучшему. Мать отнесли на кладбище, где давно уже лежал отец…”

Их жизнь – это отражение той эпохи, когда жилось им хорошо и спокойно. Много внимания уделяется описанию вещного окружения семьи Турбиных. Через эти описания дается характеристика и героев. Уютный дом, старинная мебель, изразцовая печка, часы, непременный запах хвои в конце декабря и цветные свечи на зеленых ветвях ели. Часы купил еще живой тогда отец давно, «когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава». К часам все так привыкли, что, кажется, остановись они или пропади куда-нибудь, «грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь». Писатель легко вводит читателя в то время, когда происходит действие романа, «окружая» его вещами, «обитающими» в доме героев, – описания реалистичны и детальны.

Мать завещала жить дружно.… Но как? Ведь все почувствовали, что «давно уже начало мести с севера, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже», что грядут перемены, страшные перемены….

Читайте также:
Путь мщения (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»): сочинение

У первой части есть еще один эпиграф, который взят из Откровения Иоанна Богослова, проще – «Апокалипсиса»: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…». Через весь роман проходит мысль Булгакова о величии этой книги. В конце главы отец Александр зачитывает наугад фразу из открытой книги: «Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь», и тогда невольно вспоминается эпиграф.

Роман Булгакова пронизан образами-символами. Полна ими и первая глава. «Давно уже начало мести с севера, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже» – грядет что-то страшное, холодное, чужое до этого времени. «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а “Капитанскую дочку” сожгут в печи». Это напоминает пророчество из «Апокалипсиса», но осовремененное, приуроченной именно к этой ситуации. Булгаков явно тревожится за судьбу пушкинского наследия, традиции, дорогого не только самому писателю, но и незаменимого для литературы вообще. Во время разговора с отцом Александром, Алексей смотрит в окно: «Ветви в церковном дворе закрыли и домишко священника. Казалось, что сейчас же за стеной тесного кабинетика, забитого книгами, начинается весенний, таинственный спутанный лес». Будущее у Турбиных такое же темное, непонятное, как и этот лес за стеклом…. Ясно, что придется пройти через множество лишений, реки крови и смерть, прежде чем понять и увидеть, что же ждет за темными лесами, тогда, когда перестанет дуть холодный северный ветер, перестанет крутить буран и погромыхивать земля.

Начало романа М.А. Булгакова “Белая гвардия” (анализ 1 гл. 1 ч.)

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

Внимание и признание широкого круга читателей М. А. Булгаков начал завоевывать в начале семидесятых годов двадцатого века. Книги его читали тайком, хотя официального запрета на них не было.

Судьба писателя была трудной, но исключительно счастливой. Роман «Белая гвардия» – одно из значительнейших произведений писателя. Он начал публиковаться в 1925 году в журнале «Россия».

В роман автор включил много биографических моментов и, наверное, именно поэтому относился к нему по-особенному, иначе, чем к другим своим произведениям.

Следует обратить внимание на эпиграф к первой части «Белой гвардии». Автор приводит здесь цитату из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, книги, которая неоднократно упоминается в этой главе. Сразу вспоминаются кровавые времена пугачевщины, описанные в “Капитанской дочке”. Проводя параллели и соотнося слова, вынесенные в эпиграф, со временем действия в «Белой гвардии», мы понимаем, что речь пойдет совсем о других Пугачевых, современных, образованных и с совершенно другими целями. Но, несмотря на это, Булгаков подчеркивает этими же несколькими строками свою связь с классикой, а именно – с историзмом А. С. Пушкина. У автора в романе есть четкое разделение политических сил, главных действующих героев романа, четкое разведение их целей. И уже по названию романа, если знать, к какому времени относится действие, становится ясно, что будут и другие, им противоположные силы.

Есть точное указание на время происходящего – 1918 год, послереволюционный, который был «велик и страшен». Дается описание двух планет – Венеры и Марса. Венеру Булгаков нарекает «пастушеской», Марс – «красным, дрожащим». Тем самым он подчеркивает не только противостояние, но и сосуществование двух сил – рабочей, спокойной и мирной, и революционной.
А далее автор знакомит нас с семьей Турбиных. Их дом, уклад жизни – все в духе того времени, когда они были воспитаны, счастливого времени. Мать похоронили тогда, когда, казалось бы, должна была начаться жизнь беззаботная, семейная – дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом, из долгих походов вернулся старший сын Алексей Васильевич Турбин.
Географические и местные названия точны, что указывает на возможную реальность истории, делает ее более жизненной, а оттого – более эмоционально воспринимаемой читателем. Немногим позднее мы узнаем, что есть еще Анюта, выросшая в доме Турбиной, и Николка – младший сын в семье. Он не понимает, зачем надо было отнимать мать сейчас, когда вся семья в сборе. Также он тогда еще не понимал, что все, что ни происходит, – к лучшему. И верно – то, что творится дальше, матери их было бы не пережить.

Читайте также:
Сатирический роман Булгакова в Мастере и Маргарите: сочинение

Потом – совсем недолгое путешествие в прошлое, за много лет до смерти. Дети еще совсем малы. Уютная старинная обстановка в доме – изразцовая печка, часы, непременный запах хвои в конце декабря и цветные свечи на зеленых ветвях ели… Много внимания уделяется описанию часов, которые «жили» в доме Турбиных дольно давно. Они били каждые на свой лад, и казалось, что если они перестанут бить, то в жилище станет совсем скучно. Одни из часов, купленные некогда отцом, пережили его самого, под их бой выросли все дети. Часы бессмертны, к счастью.
Много внимания уделяется вещам. Используется прием характеристики героев через обстановку, их окружающую. Не говорит Булгаков о том, как, когда и в каком духе воспитаны Турбины. Он лишь описывает их дом, и все становится ясно. Писатель легко вводит читателя в то время, когда происходит действие романа, «окружая» его вещами, «обитающими» в доме героев. Все описания реалистичны и детальны. Название Города не сообщается, но уже в самом начале ясно, что речь пойдет о Киеве.

Мать умерла и завещала Елене лишь одно – жить дружно. Но как можно жить дружно, просто жить, в такие времена? Елена, Алексей и Николка еще совсем молоды, а с севера уже дуют холодные ветра, земля погромыхивает под ногами. Этот страшный восемнадцатый год идет к концу, и не известно никому, что готовит следующий, хотя все прекрасно знают, что хорошего – ничего…

У первой части есть еще один эпиграф: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…». Он взят из Откровения Иоанна Богослова, а проще – «Апокалипсиса». Прочитав в начале повествования эти строки, невольно вспоминаешь их позже. В конце первой главыы отец Александр зачитывает вслух Алексею, ищущему у него утешения после смерти матери, слова «Третий ангел вылили чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь». Такая кольцевая, замкнутая композиция начала романа неслучайна – автор возвращает читателя к осмыслению строк, процитированных в ее начале. Так, как бы сообщив двумя эпиграфами основную тему, пронизывающую все произведение, автор признает великую силу этой книги – «Апокалипсиса».

Манера повествования Булгакова глубоко символична. Весь роман, даже такая небольшая его часть – первая глава, пронизана образами-символами, образами-загадками: «Давно уже начало мести с севера, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже». Понятно без всяких объяснений, что говорится о грядущем неотступно будущем, будущем не лучшем, будущем страшном: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую дочку сожгут в печи». Напоминает пророчество все из того же «Апокалипсиса», но более приближенного к жизни наших героев, написанного как будто специально для их семьи. Также слышна явная тревога Булгакова за судьбу пушкинского наследия, не только дорогого самому писателю, но и незаменимого для мировой литературы.
Во время разговора с отцом Александром Алексей смотрит в окно: «Ветви в церковном дворе закрыли и домишко священника. Казалось, что сейчас же за стеной тесного кабинетика, забитого книгами, начинается весенний, таинственный спутанный лес». И опять же – предсказание грядущего, спутанного, темного и непонятного, как этот лес за окнами. Ясно, что придется пройти через множество лишений, реки крови и смерть, прежде чем понять и увидеть, что же ждет за темными лесами, тогда, когда перестанет дуть холодный северный ветер, перестанет крутить буран и погромыхивать земля.

Читайте также:
Образ Маргариты в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Белая гвардия / Начало романа М.А. Булгакова “Белая гвардия” (анализ 1 гл. 1 ч.)

Смотрите также по произведению “Белая гвардия”:

Начало романа М. А. Булгакова Белая гвардия (анализ 1 главы первой части).: сочинение

Внимание и признание широкого круга читателей М. А. Булгаков начал завоевывать в начале семидесятых годов двадцатого века. Книги его читали тайком, хотя официального запрета на них не было.

Судьба писателя была трудной, но исключительно счастливой. Роман «Белая гвардия» – одно из значительнейших произведений писателя. Он начал публиковаться в 1925 году в журнале «Россия».

В роман автор включил много биографических моментов и, наверное, именно поэтому относился к нему по-особенному, иначе, чем к другим своим произведениям.

Следует обратить внимание на эпиграф к первой части «Белой гвардии». Автор приводит здесь цитату из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, книги, которая неоднократно упоминается в этой главе. Сразу вспоминаются кровавые времена пугачевщины, описанные в “Капитанской дочке”. Проводя параллели и соотнося слова, вынесенные в эпиграф, со временем действия в «Белой гвардии», мы понимаем, что речь пойдет совсем о других Пугачевых, современных, образованных и с совершенно другими целями. Но, несмотря на это, Булгаков подчеркивает этими же несколькими строками свою связь с классикой, а именно – с историзмом А. С. Пушкина. У автора в романе есть четкое разделение политических сил, главных действующих героев романа, четкое разведение их целей. И уже по названию романа, если знать, к какому времени относится действие, становится ясно, что будут и другие, им противоположные силы.

Есть точное указание на время происходящего – 1918 год, послереволюционный, который был «велик и страшен». Дается описание двух планет – Венеры и Марса. Венеру Булгаков нарекает «пастушеской», Марс – «красным, дрожащим». Тем самым он подчеркивает не только противостояние, но и сосуществование двух сил – рабочей, спокойной и мирной, и революционной.

А далее автор знакомит нас с семьей Турбиных. Их дом, уклад жизни – все в духе того времени, когда они были воспитаны, счастливого времени. Мать похоронили тогда, когда, казалось бы, должна была начаться жизнь беззаботная, семейная – дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом, из долгих походов вернулся старший сын Алексей Васильевич Турбин.

Читайте также:
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы: сочинение

Географические и местные названия точны, что указывает на возможную реальность истории, делает ее более жизненной, а оттого – более эмоционально воспринимаемой читателем. Немногим позднее мы узнаем, что есть еще Анюта, выросшая в доме Турбиной, и Николка – младший сын в семье. Он не понимает, зачем надо было отнимать мать сейчас, когда вся семья в сборе. Также он тогда еще не понимал, что все, что ни происходит, – к лучшему. И верно – то, что творится дальше, матери их было бы не пережить.

Потом – совсем недолгое путешествие в прошлое, за много лет до смерти. Дети еще совсем малы. Уютная старинная обстановка в доме – изразцовая печка, часы, непременный запах хвои в конце декабря и цветные свечи на зеленых ветвях ели… Много внимания уделяется описанию часов, которые «жили» в доме Турбиных дольно давно. Они били каждые на свой лад, и казалось, что если они перестанут бить, то в жилище станет совсем скучно. Одни из часов, купленные некогда отцом, пережили его самого, под их бой выросли все дети. Часы бессмертны, к счастью.

Много внимания уделяется вещам. Используется прием характеристики героев через обстановку, их окружающую. Не говорит Булгаков о том, как, когда и в каком духе воспитаны Турбины. Он лишь описывает их дом, и все становится ясно. Писатель легко вводит читателя в то время, когда происходит действие романа, «окружая» его вещами, «обитающими» в доме героев. Все описания реалистичны и детальны. Название Города не сообщается, но уже в самом начале ясно, что речь пойдет о Киеве.

Мать умерла и завещала Елене лишь одно – жить дружно. Но как можно жить дружно, просто жить, в такие времена? Елена, Алексей и Николка еще совсем молоды, а с севера уже дуют холодные ветра, земля погромыхивает под ногами. Этот страшный восемнадцатый год идет к концу, и не известно никому, что готовит следующий, хотя все прекрасно знают, что хорошего – ничего…

У первой части есть еще один эпиграф: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…». Он взят из Откровения Иоанна Богослова, а проще – «Апокалипсиса». Прочитав в начале повествования эти строки, невольно вспоминаешь их позже. В конце первой главыы отец Александр зачитывает вслух Алексею, ищущему у него утешения после смерти матери, слова «Третий ангел вылили чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь». Такая кольцевая, замкнутая композиция начала романа неслучайна – автор возвращает читателя к осмыслению строк, процитированных в ее начале. Так, как бы сообщив двумя эпиграфами основную тему, пронизывающую все произведение, автор признает великую силу этой книги – «Апокалипсиса».

Манера повествования Булгакова глубоко символична. Весь роман, даже такая небольшая его часть – первая глава, пронизана образами-символами, образами-загадками: «Давно уже начало мести с севера, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже». Понятно без всяких объяснений, что говорится о грядущем неотступно будущем, будущем не лучшем, будущем страшном: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую дочку сожгут в печи». Напоминает пророчество все из того же «Апокалипсиса», но более приближенного к жизни наших героев, написанного как будто специально для их семьи. Также слышна явная тревога Булгакова за судьбу пушкинского наследия, не только дорогого самому писателю, но и незаменимого для мировой литературы.

Читайте также:
Анализ эпизода Сцена в Александровской гимназии (по роману М. А. Булгакова Белая гвардия): сочинение

Во время разговора с отцом Александром Алексей смотрит в окно: «Ветви в церковном дворе закрыли и домишко священника. Казалось, что сейчас же за стеной тесного кабинетика, забитого книгами, начинается весенний, таинственный спутанный лес». И опять же – предсказание грядущего, спутанного, темного и непонятного, как этот лес за окнами. Ясно, что придется пройти через множество лишений, реки крови и смерть, прежде чем понять и увидеть, что же ждет за темными лесами, тогда, когда перестанет дуть холодный северный ветер, перестанет крутить буран и погромыхивать земля.

Начало романа Булгакова «Белая гвардия». (Анализ 1 главы, 1 части)

Прежде чем приступать к анализу первой части первой главы, следует остановиться на эпиграфах, которые предваряют повествование. Первый из эпиграфов взят из произведения Пушкина «Капитанская дочка»: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!

У данного эпиграфа свое значение. Метель в данном случае является символом страшных событий в обществе — социальная революция, война. Это опасные изменения, они так или иначе сказываются на всех людях. Никого не пощадит бедствие, все оказываются равны перед судьбой.

Второй эпиграф: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими»… Этот эпиграф имеет не менее важное значение. Мотив Апокалипсиса, Страшного суда передают эти строки. Разве не стала революция прообразом Страшного суда? Ведь любые социальные изменения с полным правом можно назвать «концом света». Имеется в виду безвозвратное окончание старой жизни.

Начало романа не менее символично. «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй», — это характеристика эпохи. Снова мы сталкиваемся с мотивом Апокалипсиса. То, что происходит с людьми, это —другая жизнь, та, что, возможно, будет после «конца света». Все, что имело ценность и значение, вдруг разом поменялось. Началась новая эпоха в жизни людей, ее начало как раз совпало со вторым годом от начала революции.

Та жизнь, спокойная и мирная, которая была раньше, в одночасье закончилась. Семья Турбиных до сих пор жила в окружении той обстановки, которая была привычна и близка с самого раннего детства. Мы узнаем о мельчайших деталях обстановки, которая их окружала. Может быть, эти бытовые мелочи могли бы показаться несущественными, если бы речь не шла о предчувствии чего-то страшного, необратимого. В данном контексте бытовые мелочи: резцовая печь, самовар и белая скатерть, бронзовые часы, играющие гавот, и другие, бьющие башенным боем, ковры, на одном из которых изображен царь Алексей Михайлович с соколом на руке, «бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущие таинственным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры…» являются не только символом уюта, они неразрывно связаны с прошлой жизнью, спокойной, мирной и счастливой.

И мы прекрасно понимаем, что хотел сказать Булгаков, так подробно показывая бытовые мелочи семьи Турбиных. В нашем восприятии это все становится символом культуры уходящей эпохи, от которой вскоре практически ничего не останется. Сам дом — это символ спокойной, гармоничной, счастливой жизни.

Семья Турбиных и Тальберг понимают, что «жизнь… им как раз перебило на самом рассвете. Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже.» Но все-таки они надеются, ждут, что «вот перестанет, начнется такая жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится все страшнее и страшнее».

Читайте также:
Гелла 2: сочинение

В начале романа ясно ощущается близость катастрофы. Турбины стараются об этом не думать, уходят в свой мир, ограниченный стенами своего дома, где по-прежнему уютно и красиво. Но их стремление уйти от действительности ясно показывает, насколько такие попытки тщетны. Страх перед будущим очевиден: «Упадут стены, улетит сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи».

Упоминание о «Капитанской дочке» Пушкина является не чем иным, как опасением самого писателя за культурное наследие прежней эпохи. Новая жизнь с ее суровыми законами и кровавой действительностью наверняка не станет ценить старые традиции и культурные ценности. Фраза «упадут стены» заставляет задуматься о последнем надежном оплоте многих людей — доме. В данном контексте «упавшие стены» олицетворяют собой не один конкретный дом, разрушенный в свете свершившегося. Это более глобальный символ, олицетворяющий всю гибнущую эпоху.

Главный герой Алексей Турбин пытается найти утешение у священника. И тот отвечает ему, что на все воля Божья, пусть будут тяжкими испытания, но уныния допускать нельзя. То есть если каждый человек постарается строить собственную жизнь согласно библейским канонам, то он будет в состоянии преодолеть любые испытания.

Писатель стремился использовать все возможные образные средства, чтобы показать атмосферу, в которой жила семья Турбиных до начала переломных событий в жизни общества и каждого человека. Изображение в начале романа прежнего жизненного уклада как бы противостоит дальнейшему повествованию. И это не случайно. Таким образом автор подчеркивает разницу старой жизни и той, грядущей новой жизни, которая пугает неизвестностью.

referat5vip.ru

Главное меню

  • Главная
  • Сочинения по русской литературе
  • Сочинение по картине
  • Сочинения по русскому языку
  • Анализ стихотворения
  • Биографии писателей
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Сочинения ОГЭ
  • Сочинения на ЕГЭ
  • Математика
  • Сочинения на английском
  • Шпаргалки по литературе

Сочинения на тему: Белая гвардия, Мастер и Маргарита, Собачье сердце, Дни Турбиных

Начало романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части)

В 1925 году Михаил Булгаков начал писать роман о семье Турбиных, книгу пути и выбора, важную и для нашей литературы, и для истории русской общественной мысли.

О ком и о чем же написал свой роман Булгаков? О судьбе Булгаковых и Турбиных, о гражданской войне в России? Да, конечно, но это далеко не все. Сам автор «Белой гвардии», как известно, своим долгом считал «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии.

Посреди разгорающейся гражданской войны образованные и культурные Турбины живут идеалами и иллюзиями прежних светлых лет. Они не понимают, что творится с ними и вокруг них в эпоху перелома. Можно сказать, что мир Турбинных ограничен прошлым. Они даже не знают, что происходит на Украине и за ее пределами. Наивно верят всем слухам и обещаниям. Народ, крестьяне для Турбиных – сила таинственная и враждебная, внезапно возникшая на шахматной доске истории. Потому в основе романа Булгакова – вечная тема исторической слепоты и долгого, трудного прозрения.

Читайте также:
Свита Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Конечно, Турбины сердцем чувствуют, что наступают страшные времена. Эту молодежь, некогда жившую в мире и покое, но оставшуюся без опоры, охватили тоска, тревога, отчаяние. Турбины говорят с горечью: «В сущности, совершенно пропащая страна… И как все у нас глупо, дико в этой стране…». Густая метель революции слепила глаза. И лишь через кровь и смерть наступило, пусть и запоздалое, прозрение.

«Белая гвардия» начинается с точного указания года, который «велик был – и страшен». Автор говорит о быстротечности времени: «дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела».

Образ сильной метели, вдруг обрушившейся в степи на беспечных путников, встречается уже в первом эпиграфе к «Белой гвардии». Он был взят писателем из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Эта же книга не раз упоминается в романе. Выбор ее, как мне кажется, неслучаен. В книжном шкафу семьи Турбиных, описанном в первой главе, находятся исторические романы Пушкина и Толстого. Они стоят рядом как пророческое напоминание о том, что русская история еще не закончилась и что грядут большие перемены, мятежи и трагедии: «Восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее и щетинистей». Пушкинский роман становится здесь одним из символов уходящего культурного уклада, который гибнет в огне революции и гражданской войны.

Действие романа начинается с похорон матери героя. Ее везут в родное гнездо, чтобы похоронить. После этого автор переносится в годы былые, «когда часто читался и пышущий жаром изразцовой печи «Саардамский плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях».

Но прошло время, умер отец-профессор, все выросли, только «часы остались прежними и били башенным боем». Этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, – «все семь пыльных и полных комнат», вырастивших молодых Турбиных, – мать в самое трудное время оставила детям.

Уже задыхаясь и слабея, она молила, что хочет видеть детей дружными и любящими. Но как? Ведь все почувствовали, что «давно уже начало мести с севера, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже», что грядут перемены, страшные перемены…

В первой главе автор в строках «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы…» представляется неким предсказателем. Да, конечно, каждая мать хочет видеть своих детей счастливыми. Но судьба, фатум, рок, поступает с людьми часто не очень гуманно. Да, Турбиным «придется мучиться и умирать», как и многим другим, таким же восхищенным, искренним, возможно даже, по-детски наивным.

У первой части есть еще один эпиграф, взятый из «Апокалипсиса»: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…». Пророческими становятся строчки, которые прочет священник в богословской книге: «Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод, и сделалась кровь». Через весь роман проходит мысль Булгакова о величии этой божественной книги.

Первая глава романа полна образами-символами. Во время разговора с отцом Александром Алексей смотрит в окно: «Ветви в церковном дворе закрыли и домишко священника. Казалось, что сейчас же за стеной тесного кабинетика, забитого книгами, начинается весенний, таинственный спутанный лес».

Будущее у Турбиных такое же темное, непонятное, как и этот лес за стеклом…. Ясно, что придется пройти через множество лишений, реки крови и смерть, прежде чем понять и увидеть, что же ждет за темными лесами. Что будет тогда, когда перестанет дуть холодный северный ветер, перестанет крутить буран и погромыхивать земля? «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы…»

Читайте также:
Мастер: сочинение

Так самое начало книги предвещает безрадостный конец. Роман начался похоронами, а закончится сном… Замкнутый круг, в который попали персонажи этой жизненной драмы.

Сочинение Белая гвардия – Начало романа Булгакова «Белая гвардия». (Анализ 1 главы, 1 части)

Булгаков “Белая гвардия” – сочинение “Начало романа Булгакова «Белая гвардия». (Анализ 1 главы, 1 части) “

Прежде чем приступать к анализу первой части первой главы, следует остановиться на эпиграфах, которые предваряют повествование. Первый из эпиграфов взят из произведения Пушкина «Капитанская дочка»: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!

У данного эпиграфа свое значение. Метель в данном случае является символом страшных событий в обществе — социальная революция, война. Это опасные изменения, они так или иначе сказываются на всех людях. Никого не пощадит бедствие, все оказываются равны перед судьбой.

Второй эпиграф: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Этот эпиграф имеет не менее важное значение. Мотив Апокалипсиса, Страшного суда передают эти строки. Разве не стала революция прообразом Страшного суда? Ведь любые социальные изменения с полным правом можно назвать «концом света». Имеется в виду безвозвратное окончание старой жизни.

Начало романа не менее символично. «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй», — это характеристика эпохи. Снова мы сталкиваемся с мотивом Апокалипсиса. То, что происходит с людьми, это —другая жизнь, та, что, возможно, будет после «конца света». Все, что имело ценность и значение, вдруг разом поменялось. Началась новая эпоха в жизни людей, ее начало как раз совпало со вторым годом от начала революции.

Та жизнь, спокойная и мирная, которая была раньше, в одночасье закончилась. Семья Турбиных до сих пор жила в окружении той обстановки, которая была привычна и близка с самого раннего детства. Мы узнаем о мельчайших деталях обстановки, которая их окружала. Может быть, эти бытовые мелочи могли бы показаться несущественными, если бы речь не шла о предчувствии чего-то страшного, необратимого. В данном контексте бытовые мелочи: резцовая печь, самовар и белая скатерть, бронзовые часы, играющие гавот, и другие, бьющие башенным боем, ковры, на одном из которых изображен царь Алексей Михайлович с соколом на руке, «бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущие таинственным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры. » являются не только символом уюта, они неразрывно связаны с прошлой жизнью, спокойной, мирной и счастливой.

И мы прекрасно понимаем, что хотел сказать Булгаков, так подробно показывая бытовые мелочи семьи Турбиных. В нашем восприятии это все становится символом культуры уходящей эпохи, от которой вскоре практически ничего не останется. Сам дом — это символ спокойной, гармоничной, счастливой жизни.

Семья Турбиных и Тальберг понимают, что «жизнь. им как раз перебило на самом рассвете. Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже.» Но все-таки они надеются, ждут, что «вот перестанет, начнется такая жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится все страшнее и страшнее».

Читайте также:
«Женщина, которая просто прекрасна» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»): сочинение

В начале романа ясно ощущается близость катастрофы. Турбины стараются об этом не думать, уходят в свой мир, ограниченный стенами своего дома, где по-прежнему уютно и красиво. Но их стремление уйти от действительности ясно показывает, насколько такие попытки тщетны. Страх перед будущим очевиден: «Упадут стены, улетит сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи».

Упоминание о «Капитанской дочке» Пушкина является не чем иным, как опасением самого писателя за культурное наследие прежней эпохи. Новая жизнь с ее суровыми законами и кровавой действительностью наверняка не станет ценить старые традиции и культурные ценности. Фраза «упадут стены» заставляет задуматься о последнем надежном оплоте многих людей — доме. В данном контексте «упавшие стены» олицетворяют собой не один конкретный дом, разрушенный в свете свершившегося. Это более глобальный символ, олицетворяющий всю гибнущую эпоху.

Главный герой Алексей Турбин пытается найти утешение у священника. И тот отвечает ему, что на все воля Божья, пусть будут тяжкими испытания, но уныния допускать нельзя. То есть если каждый человек постарается строить собственную жизнь согласно библейским канонам, то он будет в состоянии преодолеть любые испытания.

Писатель стремился использовать все возможные образные средства, чтобы показать атмосферу, в которой жила семья Турбиных до начала переломных событий в жизни общества и каждого человека. Изображение в начале романа прежнего жизненного уклада как бы противостоит дальнейшему повествованию. И это не случайно. Таким образом автор подчеркивает разницу старой жизни и той, грядущей новой жизни, которая пугает неизвестностью.

Начало романа М. А. Булгакова Белая гвардия (анализ 1 главы первой части).: сочинение

Первая глава романа является своеобразной экспозицией всего повествования. Торжественный тон создается автором за счет библейской стилизации начала главы. «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918. ..» Введение в повествование «вечерней Венеры и красного, дрожащего Марса» создает атмосферу тревожного ожидания трагических событий в жизни героев романа. Этому способствует и предпосланный роману эпиграф из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», звучащий в унисон с трагическим разворотом сюжетных событий. Образ «исторической метели», сквозь которую проходят герои романа, выявляет в них лучшие человеческие качества.

Второй эпиграф: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…» — выявляет авторскую позицию по отношению к ним.

В данной главе мы узнаем о семье Турбиных, потерявшей горячо любимую мать («светлую королеву»). Уже в экспозиции романа заявлена важная тема человеческой судьбы. Младший Турбин, Николка, оглушенный смертью матери, задавал вопрос, стоя у иконы святителя Николы: «За что такая обида? Несправедливость? Зачем понадобилось отнять мать…?» В рамках всего повествования вопрос «За что?» звучит как главный вопрос эпохи. Кажется, что устами юноши говорит многомиллионный народ, страдающий от ужасов революционного переворота.

Важно обратить внимание на то, что тема революционных событий начинается с описания семьи. Так заявлена тема дома — важнейшая в идейно-художественном замысле романа Булгакова. В повествовании много художественных подробностей, отражающих устойчивый быт и традиции рода Турбинных. Автор акцентирует внимание читателя на изразцовой печке в столовой «дома № 13 по Алексеевскому спуску». Тишину комнат в доме Турбинных нарушает не крик раздраженных людей, а гармоничный бой часов и «вторящий им звук бронзовых часов из спальни матери». Неоднократно введенные в повествование часы являются художественным образом-символом, олицетворяющим ход Времени.

Читайте также:
Ершалаимские главы у Булгакова: сочинение

Комната наполнена ароматом декабрьской хвои, запахом горящих свечей. Любовью и добротой пронизана атмосфера семейной идиллии Турбиных. Все они живут по завету умирающей матери: «Дружно …живите!»

Подробное умиротворяющее описание быта неожиданно прерывается библейской стилизацией: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе…», которая привносит в размеренное повествование ноты тревожного, разрушительного, ничего не щадящего времени революционных катастроф.

Тема преемственности поколений — важнейшая в русской литературе — поднимается на страницах романа «Белая гвардия». Но осложняется она страшными внешними событиями, при которых материнский завет «живите» невозможно исполнить. Судьба готовит Турбиным мучения и смерть.

Так тема жизни и смерти органично входит в идейный замысел произведения. Неслучайно Алексей Турбин, придя к священнику отцу Александру, ведет разговор о том, в какое тяжелое время им приходится налаживать жизнь после смерти матери. Священник утешает старшего Турбина, говоря, что «унывать не следует». Но и ему, уповающему на волю Бога, ясна трагедия близких испытаний. Поэтому глава заканчивается библейским пророчеством: «Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь».

Кольцевая композиция главы повторяет композиционное своеобразие всего романа, она символически отражает круг человеческой жизни, полной страданий и бед.

Погибает царская Россия, но Россия — жива…В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко — может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни. «Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами… на свою совесть беру и ответственность, все. все. вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно?»Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать несколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня: «Ребят! Ребят. Штабные стегвы. » Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке: «Уитег-цег, бгостьте гегойствовать к чегтям…» Но он, кажется, выводов не сделал. Ночью после смерти Ная Николка прячет — на случай петлюровских обысков — револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея. Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца петлюровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, чтобы недавняя ненависть к большевикам, «ненависть горячая и прямая, та, которая может двинуть в драку», перешла в признание противников. Но это событие сделало возможным такое признание в дальнейшем.Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: