Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»): сочинение

Мотив дома

По свидетельству исследователя И. Золотусского, более поздний роман Булгакова «Мастер и Маргарита» наследовал от романа «Белая гвардия» вопрос о свете и покое, тему дома, связь частного лица и истории и связь неба и земли. В «Белой гвардии» писатель показал, что созидание духовного мира личности происходит гармонично, когда его источником оказывается дом детства и юности, «окна» которого как бы «распахнуты» в историю своей семьи и историю своего Отечества. Булгаков был абсолютно согласен с Толстым в том, что именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир и гармонию.

Дом Турбиных – это символ жизни. Несмотря на понимание безвозвратности прошлого, которое разрушено до основания, Турбины стремятся в дом, к семейному очагу, оставшемуся нерушимым. Алексей Турбин приходит к мысли, что воевать нужно только за семейный очаг, за человеческий покой, который позволяет героям романа существовать вне законов социальной эпохи.

Дом в романе населен дорогими людьми. Стены дома украшают портреты предков, а предметы домашнего уюта – это не просто вещи, они одушевлены и участвуют в жизни всех членов семьи. Это «сказочный», «волшебный», «шоколадный», «поэтичный» дом, жители которого живут интересной жизнью – общаются, мечтают, размышляют, слушают музыку, читают любимые книги.

Дом Турбиных – это часы, играющие гавот, источающая тепло изразцовая печь, мебель красного бархата, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими шоколадом, наконец, знаменитые кремовые шторы. Быт, ставший в наших глазах символом прочности бытия. Поэтизацией быта, домашнего очага во всей его хрупкости и беззащитности булгаковский роман противостоит принципиальной бездомности послеоктябрьской литературы, ее бунту против домашнего очага, ее устремленности к дальним и великим целям, которые якобы только и могут избавить человека от сиротства и отчуждения.

Но дом Турбиных – это не только прочный быт, это и населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который защищает писатель. Уделяя много внимания изображению жизни дома Турбиных, писатель защищает вечные ценности – семью, дом, родину. Читатель постоянно смотрит на все события через восприятие жителей турбинского дома. Этот дом – живое существо. Он живет, дышит, страдает, служит надежным убежищем не только для Турбиных, но и их друзей: Мышлаевскому, Шервинскому, Лариосику. И даже Василиса, не принимающий законов жизни Турбиных, ищет защиты именно в их доме. Елена Турбина, которой «светлая королева» (мать) передала свое душевное тепло, создает особый уютный мир. И когда в огромном Городе тревожно гремят пушки, у Турбиных звучит музыка и ощущается атмосфера душевной близости и влюбленности.

Турбины не замыкаются в своем мире, не утрачивают связи с окружающим миром, находятся в самой гуще событий. И ни в каких ситуациях не утрачивают понятий о чести. Картины семейной жизни, изображенные в романе, пронизаны личными впечатлениями автора, его отношением. Упоминание в “Белой гвардии” имен Толстого и Пушкина, а также их героев, цитатами из М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Бунина, Д. Мережковского, философа С.Н. Булгакова, появляющиеся на страницах романа образы Саардамского Плотника, тишайшего царя Алексея Михайловича, Александра Первого, звучащая на страницах романа музыка великих композиторов выступают как символы культурного уклада, сформировавшего главное достояние персонажей – их психологический облик: доброжелательность, искренность, цельность, верность, способность любить друг друга и совершать во имя любви чудеса, как это делает Елена, буквально воскрешающая Алексея.

Внутренним стержнем романа является мечта автора о душевном покое, о мирной жизни. Достаточно вспомнить вещий сон («светлый рай») Алексея Турбина, где и белые, и красные равно подлежат высшему милосердию. Алексей Турбин в этом эпизоде передает читателю авторский взгляд на сон: во сне приходит к героям забвение, возникает надежда на искупление. И этой надеждой пронизана последняя глава романа.

В финальных строчках романа писатель обращается к мысли о «вечном Доме»: «Все пройдет, страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» В этих словах содержится призыв писателя помнить о том, что духовный «дом» каждого человека принадлежит вечности, а это значит, что наша жизнь, представляющая собой лишь мгновение, уникальна и самоценна и в жизни каждого человека есть свой сокровенный смысл.

Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»

Мотив дома

По свидетельству исследователя И. Золотусского, более поздний роман Булгакова «Мастер и Маргарита» наследовал от романа «Белая гвардия» вопрос о свете и покое, тему дома, связь частного лица и истории и связь неба и земли. В «Белой гвардии» писатель показал, что созидание духовного мира личности происходит гармонично, когда его источником оказывается дом детства и юности, «окна» которого как бы «распахнуты» в историю своей семьи и историю своего Отечества. Булгаков был абсолютно согласен с Толстым в том, что именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир и гармонию.

Дом Турбиных – это символ жизни. Несмотря на понимание безвозвратности прошлого, которое разрушено до основания, Турбины стремятся в дом, к семейному очагу, оставшемуся нерушимым. Алексей Турбин приходит к мысли, что воевать нужно только за семейный очаг, за человеческий покой, который позволяет героям романа существовать вне законов социальной эпохи.

Дом в романе населен дорогими людьми. Стены дома украшают портреты предков, а предметы домашнего уюта – это не просто вещи, они одушевлены и участвуют в жизни всех членов семьи. Это «сказочный», «волшебный», «шоколадный», «поэтичный» дом, жители которого живут интересной жизнью – общаются, мечтают, размышляют, слушают музыку, читают любимые книги.

Дом Турбиных – это часы, играющие гавот, источающая тепло изразцовая печь, мебель красного бархата, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими шоколадом, наконец, знаменитые кремовые шторы… Быт, ставший в наших глазах символом прочности бытия. Поэтизацией быта, домашнего очага во всей его хрупкости и беззащитности булгаковский роман противостоит принципиальной бездомности послеоктябрьской литературы, ее бунту против домашнего очага, ее устремленности к дальним и великим целям, которые якобы только и могут избавить человека от сиротства и отчуждения.

Но дом Турбиных – это не только прочный быт, это и населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который защищает писатель. Уделяя много внимания изображению жизни дома Турбиных, писатель защищает вечные ценности – семью, дом, родину. Читатель постоянно смотрит на все события через восприятие жителей турбинского дома. Этот дом – живое существо. Он живет, дышит, страдает, служит надежным убежищем не только для Турбиных, но и их друзей: Мышлаевскому, Шервинскому, Лариосику. И даже Василиса, не принимающий законов жизни Турбиных, ищет защиты именно в их доме. Елена Турбина, которой «светлая королева» (мать) передала свое душевное тепло, создает особый уютный мир. И когда в огромном Городе тревожно гремят пушки, у Турбиных звучит музыка и ощущается атмосфера душевной близости и влюбленности.

Читайте также:
Фантастика и реальность в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Турбины не замыкаются в своем мире, не утрачивают связи с окружающим миром, находятся в самой гуще событий. И ни в каких ситуациях не утрачивают понятий о чести. Картины семейной жизни, изображенные в романе, пронизаны личными впечатлениями автора, его отношением. Упоминание в «Белой гвардии» имен Толстого и Пушкина, а также их героев, цитатами из М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Бунина, Д. Мережковского, философа С.Н. Булгакова, появляющиеся на страницах романа образы Саардамского Плотника, тишайшего царя Алексея Михайловича, Александра Первого, звучащая на страницах романа музыка великих композиторов выступают как символы культурного уклада, сформировавшего главное достояние персонажей – их психологический облик: доброжелательность, искренность, цельность, верность, способность любить друг друга и совершать во имя любви чудеса, как это делает Елена, буквально воскрешающая Алексея.

Внутренним стержнем романа является мечта автора о душевном покое, о мирной жизни. Достаточно вспомнить вещий сон («светлый рай») Алексея Турбина, где и белые, и красные равно подлежат высшему милосердию. Алексей Турбин в этом эпизоде передает читателю авторский взгляд на сон: во сне приходит к героям забвение, возникает надежда на искупление. И этой надеждой пронизана последняя глава романа.

В финальных строчках романа писатель обращается к мысли о «вечном Доме»: «Все пройдет, страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» В этих словах содержится призыв писателя помнить о том, что духовный «дом» каждого человека принадлежит вечности, а это значит, что наша жизнь, представляющая собой лишь мгновение, уникальна и самоценна и в жизни каждого человека есть свой сокровенный смысл.

Отрывок, характеризующий Дом Турбиных

– Ну, я спрошу. Наташа побежала в дом и на цыпочках вошла в полуотворенную дверь диванной, из которой пахло уксусом и гофманскими каплями. – Вы спите, мама? – Ах, какой сон! – сказала, пробуждаясь, только что задремавшая графиня. – Мама, голубчик, – сказала Наташа, становясь на колени перед матерью и близко приставляя свое лицо к ее лицу. – Виновата, простите, никогда не буду, я вас разбудила. Меня Мавра Кузминишна послала, тут раненых привезли, офицеров, позволите? А им некуда деваться; я знаю, что вы позволите… – говорила она быстро, не переводя духа. – Какие офицеры? Кого привезли? Ничего не понимаю, – сказала графиня. Наташа засмеялась, графиня тоже слабо улыбалась. – Я знала, что вы позволите… так я так и скажу. – И Наташа, поцеловав мать, встала и пошла к двери. В зале она встретила отца, с дурными известиями возвратившегося домой. – Досиделись мы! – с невольной досадой сказал граф. – И клуб закрыт, и полиция выходит. – Папа, ничего, что я раненых пригласила в дом? – сказала ему Наташа. – Разумеется, ничего, – рассеянно сказал граф. – Не в том дело, а теперь прошу, чтобы пустяками не заниматься, а помогать укладывать и ехать, ехать, ехать завтра… – И граф передал дворецкому и людям то же приказание. За обедом вернувшийся Петя рассказывал свои новости. Он говорил, что нынче народ разбирал оружие в Кремле, что в афише Растопчина хотя и сказано, что он клич кликнет дня за два, но что уж сделано распоряжение наверное о том, чтобы завтра весь народ шел на Три Горы с оружием, и что там будет большое сражение. Графиня с робким ужасом посматривала на веселое, разгоряченное лицо своего сына в то время, как он говорил это. Она знала, что ежели она скажет слово о том, что она просит Петю не ходить на это сражение (она знала, что он радуется этому предстоящему сражению), то он скажет что нибудь о мужчинах, о чести, об отечестве, – что нибудь такое бессмысленное, мужское, упрямое, против чего нельзя возражать, и дело будет испорчено, и поэтому, надеясь устроить так, чтобы уехать до этого и взять с собой Петю, как защитника и покровителя, она ничего не сказала Пете, а после обеда призвала графа и со слезами умоляла его увезти ее скорее, в эту же ночь, если возможно. С женской, невольной хитростью любви, она, до сих пор выказывавшая совершенное бесстрашие, говорила, что она умрет от страха, ежели не уедут нынче ночью. Она, не притворяясь, боялась теперь всего. M me Schoss, ходившая к своей дочери, еще болоо увеличила страх графини рассказами о том, что она видела на Мясницкой улице в питейной конторе. Возвращаясь по улице, она не могла пройти домой от пьяной толпы народа, бушевавшей у конторы. Она взяла извозчика и объехала переулком домой; и извозчик рассказывал ей, что народ разбивал бочки в питейной конторе, что так велено. После обеда все домашние Ростовых с восторженной поспешностью принялись за дело укладки вещей и приготовлений к отъезду. Старый граф, вдруг принявшись за дело, всё после обеда не переставая ходил со двора в дом и обратно, бестолково крича на торопящихся людей и еще более торопя их. Петя распоряжался на дворе. Соня не знала, что делать под влиянием противоречивых приказаний графа, и совсем терялась. Люди, крича, споря и шумя, бегали по комнатам и двору. Наташа, с свойственной ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело. Сначала вмешательство ее в дело укладывания было встречено с недоверием. От нее всё ждали шутки и не хотели слушаться ее; но она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили. Первый подвиг ее, стоивший ей огромных усилий и давший ей власть, была укладка ковров. У графа в доме были дорогие gobelins и персидские ковры. Когда Наташа взялась за дело, в зале стояли два ящика открытые: один почти доверху уложенный фарфором, другой с коврами. Фарфора было еще много наставлено на столах и еще всё несли из кладовой. Надо было начинать новый, третий ящик, и за ним пошли люди. – Соня, постой, да мы всё так уложим, – сказала Наташа. – Нельзя, барышня, уж пробовали, – сказал буфетчнк. – Нет, постой, пожалуйста. – И Наташа начала доставать из ящика завернутые в бумаги блюда и тарелки. – Блюда надо сюда, в ковры, – сказала она. – Да еще и ковры то дай бог на три ящика разложить, – сказал буфетчик. – Да постой, пожалуйста. – И Наташа быстро, ловко начала разбирать. – Это не надо, – говорила она про киевские тарелки, – это да, это в ковры, – говорила она про саксонские блюда. – Да оставь, Наташа; ну полно, мы уложим, – с упреком говорила Соня. – Эх, барышня! – говорил дворецкий. Но Наташа не сдалась, выкинула все вещи и быстро начала опять укладывать, решая, что плохие домашние ковры и лишнюю посуду не надо совсем брать. Когда всё было вынуто, начали опять укладывать. И действительно, выкинув почти все дешевое, то, что не стоило брать с собой, все ценное уложили в два ящика. Не закрывалась только крышка коверного ящика. Можно было вынуть немного вещей, но Наташа хотела настоять на своем. Она укладывала, перекладывала, нажимала, заставляла буфетчика и Петю, которого она увлекла за собой в дело укладыванья, нажимать крышку и сама делала отчаянные усилия. – Да полно, Наташа, – говорила ей Соня. – Я вижу, ты права, да вынь один верхний. – Не хочу, – кричала Наташа, одной рукой придерживая распустившиеся волосы по потному лицу, другой надавливая ковры. – Да жми же, Петька, жми! Васильич, нажимай! – кричала она. Ковры нажались, и крышка закрылась. Наташа, хлопая в ладоши, завизжала от радости, и слезы брызнули у ней из глаз. Но это продолжалось секунду. Тотчас же она принялась за другое дело, и уже ей вполне верили, и граф не сердился, когда ему говорили, что Наталья Ильинишна отменила его приказанье, и дворовые приходили к Наташе спрашивать: увязывать или нет подводу и довольно ли она наложена? Дело спорилось благодаря распоряжениям Наташи: оставлялись ненужные вещи и укладывались самым тесным образом самые дорогие. Но как ни хлопотали все люди, к поздней ночи еще не все могло быть уложено. Графиня заснула, и граф, отложив отъезд до утра, пошел спать. Соня, Наташа спали, не раздеваясь, в диванной. В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую, и Мавра Кузминишна, стоявшая у ворот, заворотила его к Ростовым. Раненый этот, по соображениям Мавры Кузминишны, был очень значительный человек. Его везли в коляске, совершенно закрытой фартуком и с спущенным верхом. На козлах вместе с извозчиком сидел старик, почтенный камердинер. Сзади в повозке ехали доктор и два солдата. – Пожалуйте к нам, пожалуйте. Господа уезжают, весь дом пустой, – сказала старушка, обращаясь к старому слуге. – Да что, – отвечал камердинер, вздыхая, – и довезти не чаем! У нас и свой дом в Москве, да далеко, да и не живет никто. – К нам милости просим, у наших господ всего много, пожалуйте, – говорила Мавра Кузминишна. – А что, очень нездоровы? – прибавила она. Камердинер махнул рукой. – Не чаем довезти! У доктора спросить надо. – И камердинер сошел с козел и подошел к повозке.

Читайте также:
«Швондер и есть самый главный дурак» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

Книжная (комната Лариосика)

Небольшая комнатка с двумя слепыми окнами (потому что выходят они как раз в стену соседнего дома) служила в семье профессора Афанасия Булгакова библиотекой. Здесь стояли шкафы с книгами, без которых невозможно представить себе ни семью Булгаковых, ни семью Турбиных.

В эту комнатку же был поселен свалившийся на голову Турбиным житомирский кузен Лариосик – ходячее несчастье, бледный Пьеро. Почти все свободное от книжных шкафов место тут занимает кровать сложной раскладной системы, выделенная гостю. Именно между ее створками он в первый же день умудрился защемить Николкину руку – аккурат между тем, как раскокать сервиз и разбить оконное стекло при устройстве тайника в соседней комнате.

В этой крошечной комнатке и в самом деле какое-то время жил племянник Карума по имени Николай Судзиловский (впрочем, первая жена Булгакова утверждала, что его также звали Ларионом, так что – кто знает).

«Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной.» М. Булгаков, «Белая гвардия»

На фото – Николай (а, может, и Ларион) Судзиловский, прототип Лариосика

Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. Булгакова «Белая гвардия»)

Булгаков — писатель, который самые сложные и высокие философские вопросы мог освещать в своих произведениях ясно и просто. Его роман «Белая гвардия» рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918— 1919 годов. Писатель рассуждает о войне и мире, о человеческой вражде и прекрасном единении — «семье, где только и можно укрыться от ужасов окружающего хаоса». Говоря об исторической катастрофе и гибели России, центральными образами романа он делает вещи далеко не столь масштабные — Город и Дом. Дом Турбиных в романе олицетворяет собой все то прошлое, что сейчас беспощадно уничтожается ветром революции.

В центре произведения семья Турбиных, оставшаяся без матери, хранительницы очага. Молодые Турбины, оглушенные смертью матери, все же сумели не потеряться в этом страшном мире, смогли остаться верными себе, сохранить патриотизм, офицерскую честь, товарищество и братство. Булгаков с большим вниманием рисует бытовые детали этого Дома.

Кремовые шторы, печь, часы, все это — составляющие того мира, который символизирует уют и прочность жизни. Булгаков рисует не столько быт, сколько бытие, в философском понимании этого слова. Он идеализирует бытовую норму, семейную жизнь.

Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть. Но Дом не может отделиться, уйти из города, он часть его, как город — часть земного пространства. И вместе с тем это земное пространство страстей и битв включается в общемировой контекст. За окнами Дома Турбиных происходит беспощадное разрушение всего, что было ценного в России.

А внутри, за шторами, сохранилась вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах. «Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скана, в самое тяжкое время живительный и жаркий». Алексей Турбин с тревогой думает не о своей возможной гибели, а о гибели Дома: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи».

Читайте также:
Фантастика антиутопия и сатира в повести «Собачье сердце»: сочинение

Дом вполне реален, это квартира, где живут главные герои романа и разворачивается основное действие, куда сходятся многие сюжетные линии повествования. Жизнь в этом доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов. В доме у Турбиных все красиво: мебель старого красного бархата, кровати с блестящими шишечками, кремовые шторы, бронзовая лампа с абажуром, книги в шоколадных переплетах, рояль, цветы, икона в древнем окладе, изразцовая печь, часы с гавотом…

На своей поверхности печь несет надписи и рисунки, сделанные в разное время членами семьи и друзьями. Здесь и шутливые послания, и слова, исполненные глубокого смысла, и признания в любви, и грозные пророчества — все, чем «богата» была жизнь семейства в разное время. Все это символы устойчивости жизни.

Дом Турбиных изображен в романе как крепость, которая находится в осаде, ноне сдается. Его образу придан высокий, почти философский смысл. По убеждению Алексея Турбина, дом — это высшая ценность бытия, ради сохранения которой человек «воюет и, в сущности говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует».

Охранять «человеческий покой и очаг» — такой видится ему единственная цель, позволяющая браться за оружие. Именно поэтому их дом притягивает к себе близких друзей и знакомых. К ним посылает сестра Тальберга своего сына, Лариосика, из Житомира. Сюда, как к спасительной пристани, прибывают Мышлаевский, Шервинский, Карась — друзья детства Алексея Турбина.

Елена, сестра Турбиных, — хранительница традиций дома, в котором всегда примут и помогут, обогреют и усадят за стол. В одночасье может этот мир рассыпаться, так как на город наступает Петлюра, а потом и захватывает его, но нет в семье Турбиных злобы, безотчетной вражды ко всему без разбора. Дом вместе с его обитателями прошел через это страшное время, когда рушились все ценности и нравственные устои, выстоял, и вновь собирает под своей крышей близких людей. Именно семейные ценности, тепло, любовь его обитателей друг другу, духовные традиции, позволили Дому не разрушиться в период исторических катастроф. В итоге после военных событий герои снова собираются в доме.

И в теплых уютных комнатах поселяются сны, которые, хотя и напоминают героям о тех страшных событиях, которые им довелось пережить, все-таки не страшны. Стены дома защищают его обитателей от всех ужасов жизни. Тема сбережения духовных, нравственных и культурных традиций проходит через весь роман, но, пожалуй, наиболее осязаемо, «вещественно» претворена она в образе Дома, чрезвычайно дорогом и важном для автора.

Почему так притягателен дом Турбиных? (по пьесе М. А. Булгакова “Дни Турбиных”)

Центральным образом пьесы М. Булгакова “Дни Турбиных” является Дом – символ родного очага. Малому пространству Дома противопоставлено пространство Города, где “воет и вьет вьюга”, “ворчит встревоженная утроба земли”. Образы ветра, метели, бури, шторма – символы ломки привычного мира, общественных катаклизмов, революции. Дом Турбиных не может отделиться, уйти из Города, так как он – часть его, как Город – часть земного пространства. Но Дом Турбиных всеми силами пытается противостоять внешнему миру, в котором царят

Related posts:

Идея Дома в пьесе М. А. Булгакова “Дни Турбиных” Никто не будет спорить, что М. А. Булгаков был и остается неповторимым писателем, удивительным явлением в отечественной литературе. Революция, которая привела к коренной ломке уклада русской жизни, несомненно, повлияла на всех деятелей русской литературы. Но Булгаков стал осмысливать общенациональный кризис в неожиданных тонах и формах, достаточно резко выделивших его среди художников послереволюционного поколения. Леопольд Авербах […].

Судьбы людей в годы революции (по пьесе М. А. Булгакова “Дни Турбиных”) В основе пьесы Михаила Булгакова “Дни Турбиных”, как и романа “Белая гвардия”, лежат события, связанные с последствиями Брестского договора, в соответствии с которым Украина была признана независимым государством, была создана “Украинская держава” во главе с гетманом Скоропадским и за границу бросились беженцы со всей России. Действие пьесы разворачивается в Киеве, а события по продолжительности совпадают […].

Почему Катерина – “Луч света в темном царстве”? (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Пьеса “Гроза” стала переломным моментом в творчестве А. Н. Островского. В ней писатель проанализировал реальное состояние того патриархального мира, который он с такой любовью и надеждой воспевал в предыдущих пьесах. Передовые современники Н. А. Островского, и прежде всего Н. А. Добролюбов, увидели в ней всю народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи. Островский […].

Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину “сильным русским характером”?(по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Добролюбов, как известно, из всех женских образов современной ему литературы именно в Катерине увидел “новый тип, создаваемый русской жизнью”. От первого появления героини на сцене до последнего, шаг за шагом раскрывает перед нами драматург характер Катерины Кабановой. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни – мотив неминуемой гибели (“Ты убей, […].

“Дни Турбиных” Ведущей темой этой пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу в ней противопоставлено упорное стремление сохранить нормальный быт, “бронзовую лампу под абажуром”, “белизну скатерти”, “кремовые шторы”. Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Семья Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где старший брат – полковник, младший – […].

“Дни Турбиных” – пьеса об интеллигенции и революции В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем “Дней Турбиных” друг М. Булгакова П. С. Попов писал: “Дни Турбиных” – одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя”. Ощущение, выраженное Поповым, испытали едва ли не все люди, которые имели счастье видеть спектакль, шедший в Художественном театре с […].

Тема интеллигенции в революции (“Дни Турбиных”) В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем “Дней Турбиных” друг М. Булгакова П. С. Попов писал: “Дни Турбиных” – одна из тех вещей, которые как-то входят в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя”. Ощущение, выраженное Поповым, испытали едва ли не все люди, которые имели счастье видеть спектакль, шедший в Художественном театре с […].

Почему эксперимент профессора Преображенского можно назвать неудачным? (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) Повесть Михаила Булгакова “Собачье сердце” можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917 года, показал тяжелейшие последствия вмешательства человека в естественный ход развития, будь то природа или общество. На примере провала эксперимента профессора Преображенского М. Булгаков пытался сказать в далекие 20-е годы, что страну необходимо возвратить, по возможности, […].

Читайте также:
Возвращение писателя (М. А. Булгаков): сочинение

Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Сын профессора Киевской академии, впитавший лучшие традиции русской культуры и духовности, М. А. Булгаков окончил медицинский факультет в Киеве, с 1916 года работал земским врачом в селе Никольское Смоленской губернии, а потом в Вязьме, где и застала его революция. Отсюда в 1918 году Булгаков через Москву перебрался, наконец, в родной Киев, и там ему и […].

Киев в жизни М. А. Булгакова У каждого писателя, как и у любого человека, есть любимый город. С этим городом у него связаны самые теплые воспоминания, в этом городе живут и действуют герои его произведений. Александр Сергеевич Пушкин любил Москву и Петербург. Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский не раз делали Петербург действующим лицом своих произведений. Михаил Афанасьевич Булгаков всем сердцем […].

Мое любимое произведение М. А. Булгакова Все пройдет. А звезды останутся. М. Булгаков Сегодня уже много сказано о М. А. Булгакове как о круп – ном мастере слова, авторе пьесы “Дни Турбиных”, повести “Собачье сердце”, романа “Мастер и Маргарита”. А ведь начинал писатель с темы белой гвардии, поскольку Булгаков все это видел, знал, любил русскую интеллигенцию и хотел разобраться в ее […].

Киев в жизни и творчестве М. А. Булгакова Место, где родился человек, – это самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, оно навсегда останется в сердце человека. Ведь это маленькая родина, где прошли самые счастливые дни жизни. Всегда с любовью и нежностью мы вспоминаем этот милый сердцу уголок. Узы, связывающие человека с родиной, могут лишь ослабевать, но они никогда не […].

Белая гвардия М. Булгакова. Тема “заблудившихся в буране революции людей” М. А. Булгаков рос в благополучной семье. В детстве Михаила Афанасьевича влекло к сцене, к театру. Окончив гимназию, он поступил в университет на медфакультет. Стремление к искусству не слабело. Видно, свыше Булгакову суждено было быть не лекарем, а писателем. Он рано стал смотреть на вещи только свойственным ему взглядом, видя в чем-то драматизм, а в […].

Тема любви в романе М. Булгакова “Белая гвардия” Тема любви всегда была, есть и будет одной из самых волнующих тем. Во все времена поэты, писатели, философы обращались к этой теме. А в наше время, когда войны следуют одна за другой, когда люди начинают забывать о том, что такое дружба, доверие, помощь, бескорыстие, эта тема очень актуальна. К тому же, на мой взгляд, именно […].

Почему не удался побег Мцыри? Тема поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, […].

Почему И. С. Тургенев назвал Базарова “лицом трагическим”? Если базаровщина болезнь, то она – болезнь Нашего времени и ее надо выстрадать. Д. И. Писарев “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, – потому что она все-таки стоит в преддверии будущего… ” Иван Сергеевич досадливо поморщился и отложил перо. Смеркалось. За […].

Почему свой рассказ Чехов назвал “Хамелеон” (2 вариант) А. П. Чехов – великий русский писатель-реалист, замечательный художник слова. Жанр рассказа – малой эпической формы – он довел до совершенства: при малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80-90-х годов XIX века. В своих маленьких рассказах Чехов создавал образы людей разных профессий и социальных слоев, все стороны жизни становились объектом […].

Проблематика романа М. А. Булгакова “Белая гвардия” Все пройдет. Страдания, муки, Кровь, голод и мор. Меч исчезнет, А вот звезды останутся, когда и Тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Белая гвардия”, которые сразу привлекли внимание ценителей русской литературы. По мнению самого писателя, […].

Судьбы людей в годы революции (по роману М. Булгакова “Белая гвардия”) “Роман этот я люблю больше всех моих вещей”, – писал М. Булгаков о романе “Белая гвардия”. Правда, тогда еще не был написан вершинный роман “Мастер и Маргарита”. Но, конечно, “Белая гвардия” занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, […].

Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов – друзья Он так всеми силами души всегда искал Одного: быть вполне хорошим. Пьер о князе Андрее Ты мне дорог особенно потому, что ты Один живой человек среди всего нашего Света. Андрей о Пьере Л. Н. Толстой. Война и мир Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому […].

Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова Стать бесстрастно над Красными и белыми. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков – мистический писатель, как он сам себя называл. Как-то очень чутко он сумел услышать свое время и понять грядущее, поэтому во всех своих произведениях Булгаков предупреждает читателей о грядущем времени Сатаны. Особенно пророчески и открыто звучат слова писателя в небольшой статье “Грядущие перспективы”. Поневоле […].

Сочинение по пьесе Горького “На дне”: “Правда святая” иль “сон золотой”? Люди бывают сильные и слабые. Одни люди живут в окружающем мире, объективно оценивая свои и чужие возможности, полностью сознавая все трудности, с готовностью пробивая любые стены на своем пути. Они видят реальные цели, и потому любые препятствия им нипочем. А другие не способны существовать под натиском реальности, они уходят от всех проблем в свой иллюзорный […].

“Темное царство” и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) “Гроза” вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в “предгрозовую” эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. “Гроза” представляет собой идиллию “темного царства”. Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию […].

Читайте также:
Тема счастья в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Ради чего стоит жить, или Почему погасло сердце Данко? (“Старуха Изергиль” М. Горького) Раньше или позже перед человеком встает вопрос: зачем, для чего жить? И каждый решает его по-своему. Все люди разные. Поэтому они отбрасывают его прочь, погружаясь в суету и поиск материальных благ, другие мучаются. Лев Толстой признавался, что очень долго не мог найти ответа на проклятый вопрос. Да, хотя уже тысячи лет бьются над решением этой […].

Система образов в пьесе А. Н. Островского “Гроза” В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым “темным царством”. Название – ключ к пониманию произведения. Образ грозы […].

Концепция личности в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечательных произведений, таких как “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Похождения Чичикова”. Самое великое среди них – роман “Мастер и Маргарита”, написанный в 1928-1940 годах. Центральный образ в романе – образ Маргариты, ведь именно Маргарита открывает темы веры, творчества, любви – всего того, из чего вырастает истинная жизнь. […].

Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”, жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее […].

Почему я люблю А. И. Куприна Мне очень нравятся произведения Александра Куприна. Открыв прошлым летом один из томов собрания его сочинений, я окунулся в удивительный мир его героев. Пахнуло соленым морским ветром Балаклавы, зашумел колдовской полесский лес. Я увидел, именно увидел, очень разных людей, живущих на страницах его повестей и рассказов. Меня поразила живость созданных писателем образов. Во всех героях Куприна […].

Почему Софья выбрала Молчалина? Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. В комедии автор поставил ряд важнейших проблем своего времени, которые и по сей день продолжают волновать человечество. Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную […].

Судьба человеческая в пьесе М. Горького “На дне” (6) М. Горький на протяжении всего своего творчества интересовался человеком, личностью, загадочностью его духовного мира. Человеческие размышления и чувства, чаяния и мечтания, сила и слабость – все это является отражением на страницах пьесы М. Горького “На дне”. Ее герои – люди начала XX века, поры краха прежнего мира и начала новой жизни. Но они выделяются тем, […].

Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. (По повести Булгакова “Собачье сердце”) М. А Булгаков – великий русский сатирик, создавший в своих почти сказочных произведениях до чрезвычайности меткий и реалистический тип той действительности, которая появилась в послереволюционной России. Так, в романе “Дни Турбиных” и в ранних повествованиях мы узнаем человека, очутившегося в вихре революционных изменений, а в повести “Собачье сердце” уносимся в Москву 30-х годов, роман же […].

Судьбы человеческие в пьесе М. Горького “На дне” (5) На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты, сила и слабость – все это находит отражение на страницах пьесы М. Горького “На дне”. Ее персонажи – люди начала XX века, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни. Но они отличаются от остальных […].

Почему “Сон Обломова” является образным и смысловым ключом к пониманию всего романа? Я очень люблю роман И. А. Гончарова “Обломов”, причем одной из самых моих любимых глав является “Сон Обломова”. Мне кажется, что это одна из самых поэтичных и нежных картин в романе. От каждого описания природы, каждого слова, сказанного жителями Обломовки, веет какой-то негой, лаской и добротой. Правда, этот сон также объясняет, почему судьба главного героя […].

Почему герои Н. В. Гоголя кажутся нам “знакомыми незнакомцами”? Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой […].

Почему “Живи и помни”? (по повести В. Распутина) Все чудесно и безмятежно. Мифическое умиротворение рушится, когда я нечаянно останавливаю свой взгляд на второй полке маминого стеллажа. Бесспорно, мне не дает погрузиться в сон красная книга, не так давно оказавшаяся среди старинных, зачитанных томов Пушкина, Лермонтова, Толстого. Удивительно то, что я совершенно не интересуюсь, откуда она взялась. Наоборот, мой истомленный разум приводит в смятение […].

Почему роман И. А. Гончарова назван “Обыкновенная история”? Несносно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она; Что наши лучшие желанья, Что наши свежие мечтанья Истлели быстрой чередой, Как листья осенью гнилой. А. С. Пушкин Однажды, готовясь к зачету по литературе, я заинтересовался книгой известного в середине XIX века писателя и литературного деятеля А. В. Дружинина […].

Почему доктор Старцев стал Ионычем? Берегите в себе человека. А. П. Чехов А. П. Чехов, подобно Гоголю, с поразительной силой вскрывал “пошлость пошлого человека”, в каких бы формах она ни проявлялась. Особенно страстно он обрушивался на эту пошлость в быту и настроениях интеллигенции. Чехов создал огромное количество образов русских интеллигентов, в которых достиг огромной силы типизации. Имена и фамилии некоторых […].

Почему в галерее “Мертвых душ” Плюшкин изображен последним “В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка… ” – так начинается замечательная поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”. Потом бричка въедет в имения Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича; и последний помещик, в деревне которого она оставит свой след, будет Плюшкин. Так почему все-таки Плюшкин последний в этом ряду? Чтобы ответить на […].

Читайте также:
Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия»: сочинение

Почему автор называет Печорина “героем времени”? Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,- это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа – судьба мыслящего, талантливого человека, который не мог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”. Главная проблема […].

Почему повесть Пушкина называется “Капитанская дочка”? Как истинно народного поэта Александра Сергеевича Пушкина не могла не волновать история народных восстаний. Поэт изучал документы, относящиеся к истории пугачевского бунта, в засекреченных государственных архивах. В 1934 году он закончил работу над документальной “Историей пугачевского бунта”, а двумя годами позже – над повестью “Капитанская дочка”. На первых страницах повести мы знакомимся с молодым офицером, […].

Характеристика турбиных в романе белая гвардия. Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М.А

Семья Турбиных. Любовь — один из главных мотивов романа «Белая гвардия»

Роман «Белая гвардия» открывается величественным образом 1918 года: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Это вступление как бы предупреждает о тех испытаниях, которые ждут Турбиных. Звезды – это не просто образы, это образы-символы. Расшифровав их, можно увидеть, что уже в первых строках романа автор затрагивает наиболее волнующие его темы: любовь и война.

На фоне холодного и бесстрашного образа 1918 года вдруг появляются Турбины, живущие в своем мире, с чувством близости и доверия. Булгаков резко противопоставляет эту семью всему образу 1918 года, который несет в себе ужас, смерть, боль. В Доме Турбиных тепло и уютно, царит атмосфера влюбленности и дружелюбия. Булгаков с необыкновенной точностью описывает тот мир вещей, который окружает Турбиных. Это «бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры. » Это «знаменитые» кремовые шторы, создающие уют. Все эти вещи являются для Турбиных приметами старой жизни, навсегда утраченной. Подробно описывая обстановку, с детства окружающую Турбиных, Булгаков стремился показать атмосферу быта интеллигенции, складывавшегося десятилетиями. Для Алексея, Николки, Елены и их друзей дом служит надежным и прочным укрытием. Здесь они чувствуют себя под защитой. «А потом. потом в комнате противно, как во всякой комнате, где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы. Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен». Кремовые шторки крепче каменной стены будут оберегать их от врагов, «. и в квартире у них тепло и уютно, в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира. А он, этот мир, этот внешний мир. согласитесь сами, грязен, кровав и бессмыслен». Турбины понимают это, и поэтому всеми силами стараются уберечь объединяющую и сплачивающую их семью.

Турбины для Булгакова – это идеал семьи. В них отразились все лучшие, необходимые для крепкой семьи человеческие качества: доброта, простота, честность, взаимопонимание и, конечно же, любовь. Но герои дороги Булгакову еще и потому, что при любых условиях они готовы защищать не только свой уютный дом, но и родной Город, Россию. Именно поэтому Тальберг и Василиса не могут быть членами этой семьи. Для Турбиных дом – это крепость, которую они оберегают и защищают только все вместе. И не случайно Булгаков обращается к деталям церковной обрядности: отпевание их матери, обращение Алексея к образу Богоматери, молитва Николки, который чудом спасается от гибели. Все в доме Турбиных проникнуто верой и любовью к Богу и к своим близким, и это дает им силы противостоять внешнему миру.

1918 год стал переломным годом в нашей истории – «ни одна семья, ни один человек не смогли избежать страданий и крови». Эта участь не миновала и семью Турбиных. Представители интеллигенции, лучшего слоя в стране, оказались перед сложным выбором: бежать – так поступает Тальберг, оставляющий жену и близких людей, – или перейти на сторону враждебных сил, что сделает Шервинский, предстающий в финале романа перед Еленой в образе двуцветного кошмара и рекомендующийся командиром стрелковой школы товарищем Шервинским. Но Турбины выбирают третий путь – противостояние. Вера и любовь сплачивают семью, делают ее сильнее. Испытания, выпавшие на долю Турбиных, еще больше сближают их.

В такое страшное время они решились принять к себе в семью чужого человека – племянника Тальберга Лариосика. Несмотря на то что странный гость нарушает покой и атмосферу Турбиных (разбитый сервиз, шумная птица), они заботятся о нем, как о члене своей семьи, пытаются согреть его своей любовью. И, спустя некоторое время, Лариосик и сам понимает, что не сможет жить без этой семьи. Открытость и доброта Турбиных притягивают и Мышлаевского, Шервинского и Карася. Как верно замечает Лариосик: «. а наши израненные души ищут покоя вот именно за такими кремовыми шторами. »

Один из главных мотивов романа – любовь. И это автор показывает уже в начале повествования, противопоставляя Венеру Марсу. Именно любовь придает роману неповторимость. Любовь становится главной движущей силой всех событий романа. Ради нее все совершается и все происходит. «Им придется мучаться и умирать», – говорит Булгаков о своих героях. И они действительно мучаются и умирают. Любовь затрагивает почти каждого из них: и Алексея, и Николку, и Елену, и Мышлаевского с Лариосиком. И это светлое чувство помогает им выстоять и победить. Любовь не умирает никогда, иначе умерла бы жизнь. А жизнь будет всегда, она вечна. Чтобы доказать это, Булгаков обращается к Богу в первом сне Алексея, где ему привиделся рай Господний. «Для него Бог – вечные истины: справедливость, милосердие, мир. »

Об отношениях между Алексеем и Юлией, Николкой и Ириной, Еленой и Шервинским Булгаков говорит немного, лишь намекая на возникшие между героями чувства. Но эти намеки говорят больше любых подробностей. От читателей не может укрыться внезапная страсть Алексея к Юлии, нежное чувство Николки к Ирине. Булгаковские герои любят глубоко, естественно и искренно. Но у каждого из них любовь разная.

Непросто складываются отношения Алексея и Юлии. Когда Алексей убегает от петлюровцев и его жизнь находится под угрозой, Юлия спасает его и уводит к себе. Она не только дарит ему жизнь, но и привносит в его жизнь самое прекрасное чувство. Они испытывают душевную близость и понимают друг друга без слов: «“Наклонитесь ко мне”, – сказал он. Голос его стал сух, слаб, высок. Она повернулась к нему, глаза ее испуганно насторожились и углубились в тенях. Турбин закинул правую руку на шею, притянул ее к себе и поцеловал в губы. Ему показалось, что он прикоснулся к чему-то сладкому и холодному. Женщина не удивилась поступку Турбина». Но о том, как складываются отношения героев дальше, автор не говорит ни слова. И мы можем только догадываться, как сложилась их судьба.

Читайте также:
Собачье сердце, Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

По-иному развивается история любви Николки и Ирины. Если об Алексее и Юлии Булгаков хоть немного, но рассказывает, то о Николке и Ирине – практически ничего. Ирина, как и Юлия, входит в жизнь Николки неожиданно. Младший Турбин, побеждаемый чувством долга и уважения к офицеру Най-Турсу, решает сообщить семье Турсов о гибели их родственника. Именно в этой семье находит Николка свою будущую любовь. Трагические обстоятельства сближают Ирину и Николая. Интересно, что в тексте романа описана лишь одна их встреча, и нет ни одного размышления, признания и упоминания о любви. Неизвестно, встретятся ли они еще раз. Только внезапная встреча и разговор братьев немного проясняют ситуацию: «Видно, брат, швырнул нас Потурра с тобой на Мало-Провальную улицу. А! Ну что же, будем ходить. А что из этого выйдет – неизвестно. А?»

Турбины умеют любить и вознаграждены за это любовью Всевышнего. Когда Елена обращается к нему с мольбой спасти брата, любовь побеждает, и смерть отступает от Алексея. Молясь о милосердии перед иконой Божьей Матери, Елена страстно шепчет: «Слишком много горя посылаешь, мать-заступница. Мать-заступница, неужто не сжалишься? Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?» Елена приносит великую жертву самоотречения: «Пусть Сергей не возвращается. Отымаешь – отымай, но этого смертью не карай». И болезнь отступила – Алексей выздоровел. Так побеждает Любовь. Над смертью, ненавистью, страданием торжествует добро. И так хочется верить, что Николка и Ирина, Алексей с Юлией, Елена с Шервинским и все остальные будут счастливы. «Все пройдет, а Любовь останется», потому что она вечна, так же как и вечны звезды над нашими головами.

В своем романе Булгаков показывает нам взаимоотношения совершенно разных людей: это и семейные узы, и любовные узы. Но какие бы это ни были отношения, ими всегда руководят чувства. А точнее одно чувство – любовь. Любовь еще больше сплотила семью Турбиных и их близких друзей. Поднимаясь над действительностью, Михаил Афанасьевич сопоставляет образы звезд с любовью. Звезды, как и любовь, вечны. И в связи с этим заключительные слова обретают совершенно другой смысл: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дело не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обращать свой взгляд на них? Почему?»

Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия”

О “Белой Гвардии” М. А. Булгаков говорил: “Роман этот я люблю больше всех других моих вещей”. Да, эта книга для писателя дорогая и особенная, она полна воспоминаниями о родном Киеве, большой и дружной профессорской семье, детстве и юности, домашнем уюте, друзьях, светлом счастье и радости. Вместе с тем, “Белая Гвардия” – роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о крови, неразберихе, нелепых смертях.

Сам Булгаков изображает здесь интеллигенцию – лучший

На самом деле “подсказка” была. Это был их прекрасный дом, изразцовая печка, часы, играющий гавот, елка и свечи на Рождество, бронзовая лампа под абажуром, Толстой и “Капитанская дочка” в шкафу, белая накрахмаленная скатерть даже в будни. Все это нетленные атрибуты дома с его благородством, старомодностью, стабильностью, которые ни при каких обстоятельствах нельзя разрушать, потому что это завет новым поколениям Турбиных от родителей. Дом – это не просто вещи, а строй жизни, дух, традиции, если в нем на Рождество зажигают лампадки перед иконой, если у постели умирающего брата собирается вся семья, если вокруг Дома есть постоянный круг друзей. Дом Турбиных был построен не “на песке”, а “на камне веры” в Россию, православие, царя, культуру.

Молодые Турбины, оглушенные смертью матери, сумели не потеряться в этом страшном мире, смогли остаться верными себе, сохранить патриотизм, офицерскую честь, товарищество и братство. Именно поэтому их дом притягивает к себе близких друзей и знакомых. К ним посылает сестра Тальберга своего сына Лариосика из Житомира. Однако с ними нет самого Тальберга, мужа Елены, сбежавшего и бросившего жену в прифронтовом городе. Но Турбины, Николка и Алексей, только рады, что очистился их дом от чуждого им человека.

Им больше не надо лгать и приспосабливаться. Теперь вокруг только родные и близкие по духу люди. Многие находят приют в доме Турбиных. Сюда приходят Шервинский, Карась – друзья детства Алексея Турбина, сюда приняли и робко приставшего Лариона Суржанского. Елена – хранительница традиций дома, в котором всегда примут и помогут.

В этот уют Дома приходит из страшного мира замерзший Мышлаевский. Человек чести, как и Турбины, он не покинул поста под городом, где в страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену, которая так бы и не пришла, если бы полковник Най-Турс, тоже человек чести и долга, не привел бы двести юнкеров. Линии Най-Турса и Турбиных переплетаются в судьбе Николки, ставшего свидетелем последних героических минут жизни полковника. Восхищенный подвигом и гуманизмом полковника, Николка совершает невозможное – преодолевает, казалось бы, непреодолимое, чтобы отдать Най-Турсу последний долг – похоронить его достойно и стать родным человеком для матери и сестры погибшего героя. В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, пусть это будет даже, казалось бы, нелепый Лариосик.

Но именно он сумел достаточно точно выразить самую суть Дома, противостоящего эпохе жестокости и насилия. Лариосик говорил о себе, но под этими словами могли бы подписаться многие, “что он потерпел драму, но здесь, у Елены, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек Елена Васильевна и в квартире у них тепло и уютно”. Но Дом и революция стали врагами.

Умные, культурные Турбины посреди разгорающейся гражданской войны живут идеалами и иллюзиями прежних светлых лет и не понимают, что творится с ними и вокруг них в новую эпоху перелома. Мир их ограничен Киевом и прошлым. Они даже не знают, что происходит на Украине и за ее пределами, наивно верят всем слухам и обещаниям, верят газетам, гетману, немцам, союзникам, петлюровцам, Деникину. Народ, крестьяне для Турбиных – сила таинственная и враждебная, внезапно возникшая на живой шахматной доске истории.

Читайте также:
Тема прощения в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Конечно, Турбины сердцем чувствуют, что наступают последние, страшные времена. Эту молодежь, некогда жившую в мире и полном покое и оставшуюся без опоры, охватили тоска, тревога, отчаяние: “Просентиментальничали свою жизнь. Довольно”. Мир и покой ушли навсегда. Ужас рождало крушение всех старых идеалов и ценностей: “Никакой сигнализацией вы не остановите этого развала и разложения, которые свили теперь гнездо в душах человеческих”.

И Турбины говорят с горечью: “В сущности, совершенно пропащая страна… и как все у нас глупо, дико в этой стране”. Подобно “Капитанской дочке”, “Белая гвардия” становится не только историческим романом, где гражданская война увидена ее свидетелем и участником с определенной исторической дистанции, но и произведением, где, говоря словами Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народной. Ведь Эпиграфом к “Капитанской дочке” Пушкин выбрал народную пословицу: “Береги честь смолоду”. Эта мудрость понятна и близка Булгакову и молодой семье Турбиных. Весь роман подтверждает правоту пословицы, так как Турбины погибли бы, если бы не берегли честь смолоду.

А их понятие чести основывалось на любви к России.

Cочинение «Почему так притягателен дом Турбиных»

В основу романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», написанного в 1925 году, легли реальные события трагического времени Гражданской войны на Украине. Здесь многое автобиографично: Город – любимый Киев, адрес – дом № 13 по Алексеевскому спуску (в действительности Булгаковы жили в доме 13 по Андреевскому спуску, где сейчас музей М.А. Булгакова). Автобиографична и атмосфера семьи Турбиных, большой и дружной, но переживающей тяжёлые времена.

Турбины любят свой дом, уютный и тёплый. Вся его обстановка словно одухотворена связанными с нею воспоминаниями. Изразцовая печка в столовой – символ тепла домашнего очага – «грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку». У пышущей жаром печи читался «Саардамский плотник», «часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зелёных ветвях». Вещи представляют ценность не сами по себе, а по тому, что с ними связано: часы – память об умершем отце, «лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом», говорят о духовном мире взрослеющих детей, бронзовая лампа под абажуром даёт представление о тепле и уюте вечерних сумерек. Страшные испытания коснулись и семьи Турбиных – умерла мать, завещавшая детям жить дружно. И разрушения времени не могли не отразиться на привычном быте: праздничный сервиз матери пошёл на каждый день, скудно угощение к чаю. Изразцовая печь покрыта «историческими записями» и рисунками на злободневные темы: революция, наступление Петлюры, выражение политических симпатий и антипатий. «Тревожно в Городе, туманно, плохо…» И хотя скатерть «по-прежнему бела и крахмальна», потому что Елена не может иначе, и цветы утверждают «красоту и прочность жизни», чувствуется, что прежний уют хрупок и непрочен, что в любую минуту коварный враг «может разбить снежный прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками».

Детям трудно без матери, они невольно ощущают возможность краха привычного доброго мира. «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую дочку сожгут в печи». Турбины дорожат своим домом, они хранят его традиции, взаимоотношения, сложившиеся в семье. Здесь братья любят и опекают сестру, ради неё согласны терпеть её мужа, которого они сами недолюбливают, утешают Елену, когда она волнуется из-за мужа. Здесь всегда рады друзьям: как к себе домой приходит к Турбиным обмороженный Мышлаевский после неудачной обороны на подступах к Городу, и его действительно принимают как желанного гостя. Сюда приходят Шервинский, ухаживающий за Еленой, и Карась, гимназический друг и сослуживец Мышлаевского. Приехавший из Житомира Лариосик поначалу сам не понимает, почему ему так нравится в жилище у Турбиных, но ему здесь так нравится, что он чувствует, как «оживает душой». Внешний мир за кремовыми шторами «грязен, кровав и бессмыслен», и «израненные души ищут покоя вот именно за такими кремовыми шторами». Такое объяснение Лариосика наглядно доказывает, что все друзья Турбиных ценят в их доме прежде всего теплоту дружеских отношений, обстановку доверия, взаимопомощи, сердечность хозяев. Даже Василиса – квартирный хозяин, жадный и трусоватый, в минуту опасности приходит к Турбиным за защитой и поддержкой.

Итак, дом Турбиных – это не просто жилище, «моя крепость», о которой мечтает Василиса, ограбленный в собственной квартире. Это не просто уют и тепло домашнего очага – это особая атмосфера любви и взаимопонимания. В жестоком и тревожном мире это островок добра, надёжное, защ

Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. Булгакова «Белая гвардия»)

Булгаков — писатель, который самые сложные и высокие философские вопросы мог освещать в своих произведениях ясно и просто. Его роман «Белая гвардия» рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918— 1919 годов. Писатель рассуждает о войне и мире, о человеческой вражде и прекрасном единении — «семье, где только и можно укрыться от ужасов окружающего хаоса». Говоря об исторической катастрофе и гибели России, центральными образами романа он делает вещи далеко не столь масштабные — Город и Дом. Дом Турбиных в романе олицетворяет собой все то прошлое, что сейчас беспощадно уничтожается ветром революции. В центре произведения семья Турбиных, оставшаяся без матери, хранительницы очага. Молодые Турбины, оглушенные смертью матери, все же сумели не потеряться в этом страшном мире, смогли остаться верными себе, сохранить патриотизм, офицерскую честь, товарищество и братство. Булгаков с большим вниманием рисует бытовые детали этого Дома. Кремовые шторы, печь, часы, все это — составляющие того мира, который символизирует уют и прочность жизни. Булгаков рисует не столько быт, сколько бытие, в философском понимании этого слова. Он идеализирует бытовую норму, семейную жизнь. Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть. Но Дом не может отделиться, уйти из города, он часть его, как город — часть земного пространства. И вместе с тем это земное пространство страстей и битв включается в общемировой контекст. За окнами Дома Турбиных происходит беспощадное разрушение всего, что было ценного в России. А внутри, за шторами, сохранилась вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах. «Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скана, в самое тяжкое время живительный и жаркий». Алексей Турбин с тревогой думает не о своей возможной гибели, а о гибели Дома: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи». Дом вполне реален, это квартира, где живут главные герои романа и разворачивается основное действие, куда сходятся многие сюжетные линии повествования. Жизнь в этом доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов. В доме у Турбиных все красиво: мебель старого красного бархата, кровати с блестящими шишечками, кремовые шторы, бронзовая лампа с абажуром, книги в шоколадных переплетах, рояль, цветы, икона в древнем окладе, изразцовая печь, часы с гавотом… На своей поверхности печь несет надписи и рисунки, сделанные в разное время членами семьи и друзьями. Здесь и шутливые послания, и слова, исполненные глубокого смысла, и признания в любви, и грозные пророчества — все, чем «богата» была жизнь семейства в разное время. Все это символы устойчивости жизни. Дом Турбиных изображен в романе как крепость, которая находится в осаде, ноне сдается. Его образу придан высокий, почти философский смысл. По убеждению Алексея Турбина, дом — это высшая ценность бытия, ради сохранения которой человек «воюет и, в сущности говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует». Охранять «человеческий покой и очаг» — такой видится ему единственная цель, позволяющая браться за оружие. Именно поэтому их дом притягивает к себе близких друзей и знакомых. К ним посылает сестра Тальберга своего сына, Лариосика, из Житомира. Сюда, как к спасительной пристани, прибывают Мышлаевский, Шервинский, Карась — друзья детства Алексея Турбина. Елена, сестра Турбиных, — хранительница традиций дома, в котором всегда примут и помогут, обогреют и усадят за стол. В одночасье может этот мир рассыпаться, так как на город наступает Петлюра, а потом и захватывает его, но нет в семье Турбиных злобы, безотчетной вражды ко всему без разбора. Дом вместе с его обитателями прошел через это страшное время, когда рушились все ценности и нравственные устои, выстоял, и вновь собирает под своей крышей близких людей. Именно семейные ценности, тепло, любовь его обитателей друг другу, духовные традиции, позволили Дому не разрушиться в период исторических катастроф. В итоге после военных событий герои снова собираются в доме. И в теплых уютных комнатах поселяются сны, которые, хотя и напоминают героям о тех страшных событиях, которые им довелось пережить, все-таки не страшны. Стены дома защищают его обитателей от всех ужасов жизни. Тема сбережения духовных, нравственных и культурных традиций проходит через весь роман, но, пожалуй, наиболее осязаемо, «вещественно» претворена она в образе Дома, чрезвычайно дорогом и важном для автора.

Читайте также:
Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей: сочинение

Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»): сочинение

Основное действие в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия» и написанной впоследствии по его мотивам пьесы «Дни Турбиных» неслучайно разворачивается именно в доме семьи Турбиных. Бурные события, описанные в романе, словно подчеркивают незыблемость семейного пристанища Турбиных – дома, в котором выросли главные герои. Именно в доме Турбиных решаются все основные проблемы, обсуждаются все мало‑мальски важные события, здесь героям романа суждено пережить и перестрадать все свои беды и неудачи. Автор старается описать домашний быт героев подробно, в деталях, чтобы максимально четко нарисовать портрет дома.
Спокойная и тихая, приятная обстановка в доме Турбиных с самого начала доминирует в романе – огонь в камине, тихие приятные вечера, уют и комфорт. Несмотря на тревогу главных героев, настроение самого дома остается добродушным и теплым, а обстановка – размеренной и комфортабельной. Здесь всегда рады гостям, здесь всегда ждут каждого, кто ступает на порог дома – Студзинского, Лариосика, Мышлаевского, Шервинского… Дом становится залогом единения людей, он создает своеобразную общую атмосферу тепла и добра, которая всех консолидирует – таким образом, дом из обычного жилища превращается в нечто большее – в ту основу, которая способна объединить людей, подарить им радость дружбы и уюта. Неслучайно в самые сложные и страшные моменты своей жизни герои романа так тянутся к дому – в нем они, как и прежде, ищут защиты и покровительства. Символы, своеобразные приметы дома – кремовые шторы, камин, белоснежная скатерть, лампа под абажуром зеленого цвета, традиционные чаепития и посиделки с гитарой – все это греет душу героев, делая дом в их представлении такой себе крепостью, которая даже в самое непростое и бурное время поможет уберечь то самое дорогое, что у них осталось: семейный быт, сострадание, любовь.
Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» исследователи творчества писателя считают автобиографичным. Поэтому настолько ярко и живо воссоздан образ киевского дома, окруженного уютным садом; дома, который выстоял, невзирая на гражданскую войну и все горести, страдания, потери, принесенные ею. Дом смог пронести и сохранить ту основу человеческих отношений, которая нужна при любом общественном строе. Изображая дом Турбиных в конце романа, автор показывает нам, что жизнь не остановилась и не прервалась – она продолжается, согласно сохранившимся семейным традициям, и обитатели дома продолжают греться у семейного очага, созданного еще их родителями.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина – сочинение
2. Любовь в лирике Лермонтова – страсть, приносящая страдания
3. Стихотворение Лермонтова «Молитва» (Я, матерь Божия…) восприятие, истолкование, оценка – сочинение
4. Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени – сочинение
5. Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию Ревизор немой сценой? – сочинение
6. Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева Отцы и дети – сочинение
7. Образ Базарова в романе И. С. Тургенева Отцы и дети – сочинение
8. Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И. С. Тургенева Отцы и дети – сочинение
9. Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И. С. Тургенева Отцы и дети – сочинение
10. Тема любви в романе Отцы и дети Тургенева – сочинение
11. Любовь к жизни и к людям, нравственная стойкость – вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке – сочинение
12. Концепция космоса и хаоса в поэзии Ф. Тютчева – сочинение
13. Тема любви в лирике Ф. Тютчева – сочинение
14. Концепция мира и человека в лирике Ф. Тютчева – сочинение
15. Романтизм в пейзажной лирике Ф. Тютчева – сочинение
16. Человек и природа в лирике Тютчева – сочинение
17. Тема гармонии и стихии в лирике Ф. Тютчева – сочинение
18. Природа и любовь в лирике А. Фета – сочинение
19. Жизнеутверждающее начало природы в лирике А. Фета – сочинение
20. Неизысканность и простота музы Некрасова – сочинение
21. Счастье героев поэмы Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо? – сочинение
22. Женская доля (по поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо) – сочинение
23. Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание – сочинение
24. Евангельские мотивы в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание – сочинение
25. Развенчивание теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) – сочинение
26. Причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) – сочинение
27. Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание – сочинение
28. Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание – сочинение
29. Трагедия семьи Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) – сочинение
30. Эпилог в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание – сочинение
31. Образ Пьера Безухова (по роману Л. Толстого Война и мир) – сочинение
32. Образ Андрея Болконского (по роману Война и мир) – сочинение
33. Образ полководца Кутузова глазами Л. Н. Толстого (по роману Война и мир) – сочинение
34. Духовные искания толстовских героев (по роману Л. Н. Толстого Война и мир) – сочинение
35. Глубокий психологизм и нравственность творчества Толстого – сочинение
36. Трагизм мелочей жизни в произведениях Чехова – сочинение
37. Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова – сочинение
38. Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова Ионыч – сочинение
39. Человек и среда в рассказе А. П. Чехова Ионыч – сочинение
40. Лопахин и Варя в пьесе А. Чехова Вишневый сад – сочинение
41. Образ вечного студента Трофимова в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад – сочинение
42. Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П. Чехова Вишневый сад) – сочинение
43. Тема времени в пьесе А. П. Чехова Три сестры – сочинение
44. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере творчества И. Анненского) – сочинение
45. Тема природы в поэзии серебряного века (на примере творчества И. А. Бунина) – сочинение
46. Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина – сочинение
47. Тема любви в прозе Куприна – сочинение
48. Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького – сочинение
49. В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (по рассказу М. Горького Старуха Изергиль) – сочинение
50. Раздумья о человеке в пьесе М. Горького На дне – сочинение
51. Своеобразие творчества поэтов серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) – сочинение
52. Поэтическая символика А. Блока – сочинение
53. Интимная любовь Блока к России – сочинение
54. Тема любви в поэзии Блока – сочинение
55. Лики страшного мира в поэзии А. А. Блока – сочинение
56. Смысл названия поэмы Блока Двенадцать – сочинение
57. Образ Христа и загадка финала поэмы Блока Двенадцать – сочинение
58. Особенности композиции поэмы Блока Двенадцать – сочинение
59. Символика образа вьюги в поэме Блока Двенадцать – сочинение
60. Прием контраста в поэме А. А. Блока Двенадцать – сочинение
61. Философские мотивы в творчестве С. А. Есенина – сочинение
62. Образ революционной эпохи в произведениях С. Есенина – сочинение
63. Образ Родины в лирике С. Есенина – сочинение
64. Тема Родины в творчестве С. Есенина – сочинение
65. Лирический герой в ранней поэзии В. В. Маяковского – сочинение
66. В чем смысл бунта лирического героя поэмы В. В. Маяковского Облако в штанах? – сочинение
67. Тема любви в лирике В. В. Маяковского – сочинение
68. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского – сочинение
69. Своеобразие сатиры В. В. Маяковского – сочинение
70. Темы и образы лирики М. Цветаевой – сочинение
71. Образ души поэта в лирике М. Цветаевой – сочинение
72. Я научилась просто, мудро жить… (философские мотивы лирики А. Ахматовой) – сочинение
73. Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой Реквием – сочинение
74. Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой Реквием – сочинение
75. Тема трагедии личности и народа в поэзии О. Мандельштама – сочинение
76. Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце – сочинение
77. Смысл двух превращений в повести М. Булгакова Собачье сердце – сочинение
78. Почему так притягателен дом Турбиных (по роману М. Булгакова Белая гвардия) – сочинение
79. Судьба художника в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита – сочинение
80. Образ Понтия Пилата в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита – сочинение
81. Христианские мотивы в прозе М. Булгакова (по роману Мастер и Маргарита) – сочинение
82. Философская многозначность повести А. П. Платонова Котлован – сочинение
83. Особенности народного характера в повести Платонова Котлован – сочинение
84. Тема поиска жизненной правды в прозе М. А. Шолохова (по роману Тихий Дон) – сочинение
85. Трагизм образа Григория Мелехова в романе М. Шолохова Тихий Дон – сочинение
86. Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе (по произведению одного из писателей) – сочинение
87. Тема памяти в лирике А. Твардовского – сочинение
88. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи (по повести А. Солженицына Один день Ивана Денисовича) – сочинение
89. Тема отечества в поэзии Б. Окуджавы – сочинение
90. Тема природы в повести В. Г. Распутина Живи и помни – сочинение
91. Поиски смысла жизни героями шукшинских рассказов – сочинение
92. Тема общей судьбы человека и природы в современной прозе – сочинение
Сочинение про деревню

Читайте также:
Особенности булгаковской и чеховской характерологии: сочинение

« назад Оглавление вперед »
77. Смысл двух превращений в повести М. Булгакова Собачье сердце – сочинение &#0171 | &#0187 79. Судьба художника в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита – сочинение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: