Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам Мастер и Маргарита или Белая гвардия): сочинение

Сочинение на тему: Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»).

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»).

М А Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времен Действия происходящие в разное время объединены одной идеей поисками истины и борьбой за нее Перенесемся в далекий Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется он пред человеком лет двадцати семи у которого «руки связаны за спиной под левым глазом синяк в углу рта — ссадина с запекшейся кровью» Человек этот звали его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма Арестант хотел было оправдаться «Добрый человек» Поверь мне » Но его «научили» соблюдать этикет «Крысобои вынул бич и ударил арестованного по плечам связанный многовенно рухнул наземь как будто ему подрубили ноги захлебнулся воздухом краска сбежала с его лица и глаза обессмыслились » Трудно не согласиться с тем определением какое дал себе прокуратор «свирепое чудовище» Понтии Пилат живет по своим законам он знает что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им что формула лраб подчиняется господину» незыблема значит господин всех и вся И вдруг появляется человек который думает иначе « рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины» Более того этот «бродяга» смеет предлагать «Мне пришли а голову кое какие новые мысли и я охотно поделился бы ими с тобой тем более что Ты производишь впечатление очень умною человека» Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтии Пилат приходит на некоторое время в замешательство У Иешуа своя жизненная философия « злых людей нет на свете есть люди несчастливые» Арестант показался интересен В его невиновности прокуратор Убедился сразу Конечно он чудаковат И наивен его речи несколько крамольны но зато «бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль которая так мучает прокуратора И у Понтия Пилата уже сложился план действия он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море туда где находится его резиденция Но это оказалось невозможным Иуда из Кариафа представил такие сведен ия о «безумце» что наместник кесаря не имел права не казнить его Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного «пророка» но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины» «В числе прочего я говорил что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства « Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей на разделяю.» Обнаруживается постыдное) малодушие умного и почти всесильного правителя, из-за боязни доноса боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтии Пилат кричит так, чтобы слышали все «Преступник? Преступник! Преступник!» Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будтоон не поспал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне». Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пас кесаря Совесть мучает его. Ему никогда не будет покояон понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь — Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества. Но как вязаны ершалаимскио главы с основным содержанием романа. Большое количеств как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который « окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны
Сатана и его помощники творят зло. Их цепь — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина • это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу «Ну что же они-люди как люди. Ну легкомысленна ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца обыкновенные люди в общем, напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их ». Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос -жив в душах людей.

Читайте также:
Первое прочтение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам Мастер и Маргарита или Белая гвардия): сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

12.2. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)

12.3. Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

12.4. Предвидение братьев Стругацких (по одному-двум произведениям).

Комментарии к сочинением

12.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества — свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине. Несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это — еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.

12.2. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)

В статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», написанной в 1860 году, раскрываетсяхудожественный смысл и общественное значение драмы Островского «Гроза». Катерина — натура цельная, сильная. В драме неоднократно появляется образ птицы, помогающий понять главное в характере героини: образ птицы — символ воли. Катерина не способна на обман, не может жить во лжи, смиряться с ханженством и самодурством, поэтому смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души, страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться.

В противовес Катерине Варвара умеет приспосабливаться к темному царству. Ее недовольство существующими порядками не приводит к активному протесту, она предпочитает жить обманом, как все. На этом фоне Катерина — единственная способная на протест личность.

12.3. Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

Проблема нравственного выбора человека вечна. Неодолимо вечное стремление людей к добру. И порой непредсказуемо противоборство добра и зла в нашем мире. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — жив в душах людей, хотя искушений отказаться от него с каждым днем становится все больше и больше.

М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает события двадцатых годов двадцатого века и события библейских времен. Действия, происходящие в разное время объединены одной идеей — поиском истины и борьбой за нее.В евангельской легенде о Понтие Пилате, по-своему переосмысленной Булгаковым, заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества. Как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа?

Большое количеств как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна — Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который « окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны Сатана и его помощники творят зло. Их цель — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Как люди теряю свое лицо и как противостоят злу, показано Булгаковым ярко, наглядно, захватывающе.

Читайте также:
«Принадлежит вечности»(По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»): сочинение

12.4. Предвидение братьев Стругацких (по одному-двум произведениям).

В особом сказочном мире с Бабой-Ягой, Вием и Змеем-Горынычем разворачивается действие самой жизнерадостной повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», где герой путешествует в Описанное Будущее (как представляют его писатели-фантасты): «В большинстве своем . люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные . механизмы . » Здесь видно, что писателей люди занимают куда больше самой фантастической техники. Техника и научные достижения в этих произведениях, конечно, есть. Более того, именно в ранних вещах Стругацкие и создают свой фантастический мир с глайдерами, скорчерами, нуль-транспортировкой и т. п. Но все это не более чем фон, прекрасно выписанный, продуманный, почти ощутимый, но все же фон.

Действие других, особенно поздних, произведений разворачивается в более или менее реальной действительности («Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света»). В «Пикнике…» в реальную действительность вклинивается жуткий фантастический мир Зоны. Странные события нарушают размеренность нашей жизни и в других книгах.

Описанные миры вовсе не прекрасны, некоторые из них просто чудовищны. Ужасны даже не сами миры, а люди, их населяющие. Что страшнее: непонятный Лес или непонятно чем занимающееся Управление по делам Леса?

Проблемы, которые ставят Стругацкие в своих книгах, — это вечные проблемы литературы. Вопрос о ценности жизни каждого человека ставился русской литературой с незапамятных времен, и Стругацкие не могли обойти его стороной. Можно ли пожертвовать жизнью одного реального человека ради потенциальной безопасности всей Земли? Может ли человек вмешиваться в чужую историю, оставаясь беспристрастным, оставаясь человеком?

Прогрессор Антон (он же дон Румата из Арканарского королевства) из повести «Трудно быть богом» богом остаться не смог. Он по-человечески мстит за своих близких, а другие земляне не понимают его.

Нельзя осчастливить против желания, нельзя единым махом осчастливить всех. Одна из важных черт поздних Стругацких — отсутствие не только готовых рецептов и советов, но и вообще открытый финал. Для большинства вещей конец должен додумывать читатель.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита Булгакова

Роман «Мастер и Маргарита» был делом всей жизни Михаила Булгакова. Автор вложил всю душу в свое произведение, отразил свое мировоззрение. Писатель считал, что каждый человек стоит перед нравственным выбором. От принятого им решения зависит не только его жизнь, но и жизнь окружающих. Как выражена проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита»?

Автор разделяет всех героев романа на две стороны: сторона Зла и сторона Добра. Силы Зла представлены Воландом и его свитой. Они то и дело предлагают кому-либо подписать договор. Однако, они честны и справедливы, потому что всегда выполняют свои обещания. Здесь нет классической сцены договора с дьяволом, когда последний обманывает.

Также Злом являются члены МАССОЛИТа, пишущие бездарные произведения. Писательство для них — источник благосостояния. Они не стремятся изобразить в своих книгах серьезные и важные темы. Многие из их рассказов посвящены простым вещам. Например, один из них описал прекрасный и вкусный ужин в «Грибоедове», ресторане.

Читайте также:
Гибель Най Турса и спасение Николки: сочинение

Сторону Добра представляет Иешуа. Этот герой считает, что злых людей не существует в принципе. Есть лишь обиженные люди, которые творят из-за обиды плохие поступки. Добром является и образ Мастера, который планирует освещать в своих произведениях истинные проблемы человечества: добро, справедливость, любовь, самопожертвование, дружбу. Маргарита, подписавшая договор с Воландом, также на стороне Добра. Девушка выбрала любовь и сделала все, чтобы быть вместе с возлюбленным.

Проблему нравственного выбора помогает осветить библейский сюжет. Понтий Пилат — прокуратор Иудеи. Он стоит перед сложным выбором: справедливость, честность или удачная карьера. Он выбирает повышение по карьерной лестнице и по его вине погибает в страшных мучениях Иисус Христос. Вскоре люди признают, что совершили ошибку, но будет уже очень поздно.

Михаил Булгаков подводит читателя к мнению, что каждый сам решает каким ему быть. Принимая решение, необходимо знать, что от него зависит не только жить того, кто выбирает, но и жизнь других людей. Решение может повлиять на нее самым странным и необычным способом. Принятие решений — ответственный поступок, удел взрослых и зрелых людей. Умение нести ответственность за свои поступки и отличает взрослого человека от ребенка.

В романе «Мастер и Маргарита» осветить проблему нравственного выбора помогает библейский сюжет и образы героев.

2 вариант

Противоборство добра и зла существует с начала времен, это два вечных и неразделимых понятия. Добро и зло живут в каждом человеке, но в разных пропорциях, кем – то правит светлая сторона, а в ком – то побеждает темная. Борьба этих противоположностей время от времени происходит в душе каждого из нас.

Эта тема широко обсуждается многими писателями и М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» не стал исключением. Зло манит и искушает человека соблазнами, а добро ведет на путь истинный. С детства мы привыкли к тому, что добро побеждает зло, ведь во всех сказках положительные герои всегда побеждали злодеев. Но роман Булгакова переворачивает наше представление об этом, ведь здесь правит вовсе не добро. У этих двух противоположностей абсолютное равноправие. Действия романа, хоть и происходят не в одно время, но есть между ними нечто общее, что их объединяет – это поиск истины и борьба за нее.

Роман переносит нас во времена Понтия Пилата – прокуратора Иудеи. Перед ним человек с синяками и ссадинами, который отчаянно пытается оправдаться в предъявленном ему обвинении. Его имя Иешуа, а обвиняют его в зачинательстве к уничтожению ершалаимского храма. Но за попытку оправдаться обвиняемый получил удар хлыстом.

Сам Понтий Пилат называл себя «свирепым чудовищем», которое живет по собственным законам. Он считал, что во все времена раб должен подчиняться господину. И вдруг перед ним человек, не разделяющий его взгляды, да еще и смеющий ему возражать. Прокуратор сразу же понял, что арестант не виновен, несмотря на его чудаковатость, он прекрасно умел избавлять от головной боли, которая так мучила Понтия Пилата. По этой причине он решил объявить Иешуа сумасшедшим и выслать на остров, поближе к своей резиденции. Но его план не удался, ведь Иуда сделал все для того, чтобы арестанта казнили. Прокуратор пытался спасти его, но он был не намерен отказываться от своих убеждений истины. В итоге Понтий Пилат, испугавшись навредить своей карьере, пошел наперекор человечности и объявил Иешуа преступником. После казни Иешуа прокуратора продолжает мучить совесть.

Спустя несколько веков Мастер приступает к созданию романа о Понтии Пилате. Он стремится познать историю Христа, а возможность сделать это ему посылает Сатана. Здесь можно провести параллель между Иешуа и Мастером. Их судьба сложилась трагически. В романе Мастер является своего рода собирательным образом человека, обладающего жаждой познания вечных законов нравственности.

Маргарита же воплощает собой «вечную любовь», огромную, вдохновенную и поэтическую. Она готова бороться за свою любовь, ради которой соглашается предстать на балу у Сатаны в образе королевы и тем самым воссоединиться с Мастером.

Отправившись вместе с Маргаритой в вечность, Мастер оставил свой роман всем будущим поколениям в качестве напоминания о том, что решить свои проблемы нравственности способны лишь мы сами.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Устное народное творчество испокон веков вбирало в себя мудрость каждого народа, его культуру, традиции и обычаи. Неудивительно, что существует много легенд, преданий, сказок, песен, поверий, поговорок и пословиц.

Читайте также:
Интеллигенция в произведениях Булгакова: сочинение

Астафьев считается самым профессиональным, а также и самым читаемым автором. Он родился еще до наступления войны и поэтому он на себе ощутил всю боль данной войны. Он очень хорошо понимал чувства обычного человека.

Каждому человеку в этом мире нужны друзья. Ведь они всегда помогут в трудную минуту, поддержат, составят компанию. Для меня друг – это человек, на которого я могу положиться, доверить все свои секреты

Вполне вероятно, что каждый читатель хоть раз задавал себе вполне логичный вопрос: «Зачем понадобились Чичикову «мертвые души»?» Чтобы понять это, следует обратиться к истории. Все дело в переписи крестьян

Путешественника в произведении Радищева многие отождествляют непосредственно с самим автором. Да, действительно, между ними есть много общего, близкого

Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам “Мастер и Маргарита” или “Белая гвардия”)

М А Булгаков в романе “Мастер и Маргарита” описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времен Действия происходящие в разное время объединены одной идеей поисками истины и борьбой за нее Перенесемся в далекий Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи у которого “руки связаны за спиной под левым глазом синяк в углу рта – ссадина с запекшейся кровью” Человек этот звали его Иешуа – обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма Арестант хотел было оправдаться “Добрый человек” Поверь мне ” Но его “научили” соблюдать этикет “Крысобои вынул бич и ударил арестованного по плечам связанный мгновенно рухнул наземь как будто ему подрубили ноги захлебнулся воздухом краска сбежала с его лица и глаза обессмыслились ” Трудно не согласиться с тем определением какое дал себе прокуратор “свирепое чудовище” Понтии Пилат живет по своим законам он знает что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им что формула лраб подчиняется господину” незыблема значит господин всех и вся И вдруг появляется человек который думает иначе ” рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины” Более того этот “бродяга” смеет предлагать “Мне пришли а голову кое какие новые мысли и я охотно поделился бы ими с тобой тем более что Ты производишь впечатление очень умною человека” Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтии Пилат приходит на некоторое время в замешательство У Иешуа своя жизненная философия ” злых людей нет на свете есть люди несчастливые” Арестант показался интересен В его невиновности прокуратор Убедился сразу Конечно он чудаковат И наивен его речи несколько крамольны, но зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль которая так мучает прокуратора И у Понтия Пилата уже сложился план действия он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море туда где находится его резиденция Но это оказалось невозможным Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце” что наместник кесаря не имел права не казнить его Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка” но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины” “В числе прочего я говорил что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства ” Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место?

Я твоих мыслей на разделяю.” Обнаруживается постыдное) малодушие умного и почти всесильного правителя, из-за боязни доноса боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтии Пилат кричит так, чтобы слышали все “Преступник? Преступник! Преступник!” Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор?

Почему ему снится сон, будто он не поспал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”. Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пас кесаря Совесть мучает его.

Ему никогда не будет покоя, он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь – Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества. Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа.

Читайте также:
Великий бал у Сатаны в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Большое количеств как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который ” окружает Мастера. Их обнажает Воланд.

Воланд – это художественно переосмысленный автором образ Сатаны Сатана и его помощники творят зло. Их цепь – обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина – это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете.

Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу “Ну что же они-люди как люди. Ну легкомысленна ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца обыкновенные люди в общем, напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их “. Вечное стремление людей к добру неодолимо.

Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви – Иисус Христос – жив в душах людей.

Твір на тему: Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам “Мастер и Маргарита” или “Белая гвардия”)

Related posts:

Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба.

Как в прозе Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (по роману “Мастер и Маргарита”) Особенностью романа “Мастер и Маргарита” замечательного русского писателя М. А. Булгакова является то, что, несмотря на фантастичность описываемых в нем героев и событий, данное произведение – исторически и психологически достоверная.

Проблема выбора и ее решение в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков не просто интереснейший писатель, самобытная личность, но и глубочайший философ. Его творчество наполнено серьезными размышлениями на различные темы. Своеобразным их апофеозом, без всяких сомнений, можно считать роман.

Тема любви в прозе М. А. Булгакова (по роману “Мастер и Маргарита” или “Белая гвардия”) Тема любви в прозе М. А. Булгакова (по роману “Мастер и Маргарита” или “Белая гвардия”) Пожалуй, ни одно произведение русской литературы не пользуется такой, одновременно хорошей и дурной, славой, как.

Проблема выбора в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” “Белая гвардия” М. А. Булгакова – роман о судьбе русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны. В центре повествования находится семья белогвардейцев Турбиных. Их квартира – это теплый, уютный.

Проблема выбора и личной ответственности в романе “Мастер и Маргарита” Роман (бессмертное произведение) ” Мастер и Маргарита ” по праву считается лучшим произведением Михаила Афанасьевича Булгакова. Бесспорно, это одно из самых интересных и захватывающих произведений литературы XX века. Роман (бессмертное.

Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова “Белая гвардия” и М. Шолохова “Тихий Дон”) В прозе первых послереволюционных лет проявились в основном две мировоззренческие точки зрения: принятие и непринятие нового общественного строя. Новую власть поддерживали не только писательским словом, но и боевыми действиями те.

Христианские мотивы в прозе М. Булгакова (по роману “Мастер и Маргарита”) Доставлять счастье и делать добро – вот наш закон, наш якорь спасения, наш маяк, смысл нашей жизни. А. Амиелъ План I. Сложность морально-философской проблематики романа “Мастер и Маргарита” II. Философско-библейские.

Образ Понтия Пилата в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Трусость – самый страшный порок. М. Булгаков План I. Проблематика романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. II. Понтий Пилат – обвинитель и жертва. 1. Понтий – олицетворение власти. 2. Пилат.

Проблема художника и власти в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Глубокая и твердая гражданская позиция всегда отличала русского писателя от писателя любой другой части суши. Так, невозможно представить А. С. Пушкина в отрыве от его гражданской лирики. Знаменитая фраза Н.

Проблема одиночества в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – Родные есть? – Нет никого. Я один в мире. М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” называют “вершинным романом русской литературы 20 века”. Это произведение.

Читайте также:
Ершалаимские главы у Булгакова: сочинение

Экранизации и постановки романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” многократно экранизировался и ставился на театральных подмостках разных стран мира. Например, первая киноверсия произведения принадлежит известному польскому режиссеру Анджею Вайде, поставившему.

Библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Библия принадлежит всем, атеистам и верующим, равно. Это книга человечества”. “Основная тайна человечества – это “неустроенность человеческого духа”, “непонимание своей души”. Из-за этого “темные движения души”. Ф. М. Достоевский Идеями.

Добро и Зло в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Добро и Зло… Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба.

Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Роман Мастера о Понтии Пилате имеет свой сюжет и свою композиционную структуру. Он появляется в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” как внутренняя история в четырех главах. Глава вторая (“Понтий Пилат”).

Тема ответственности в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Булгаков писал свое произведение в тяжелое для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки, лишая их свободы и права выбора. Писатель осуждал позицию власти, что, несомненно, отразилось.

Новозаветная история в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Честь, совесть и пошлость… Ложь, предательство и чистая невинность… Именно эти понятия занимают все мысли, именно над этим задумываешься, ко гда читаешь роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Эти понятия.

Разговор Пилата с Афранием (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Смысл этой, очень важной в концепции всего произведения, главы заявлен уже в самом названии, но завуалирован. И, как “тьма, пришедшая со Средиземного моря” укрывает от любопытных глаз разговор прокуратора с.

Иешуа и Пилат спор об истине – спор о человеке (роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) В ершалаимских сценах романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” два главных героя – пятый прокуратор Иудеи, римский всадник Понтии Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, не помнящий своих родителей.

Анализ эпизода допроса Иешуа в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” – это удивительное, загадочное произведение, включающее в себя два плана повествования: сатирический (бытовой) и символический (библейский). Из двадцати шести глав романа четыре посвящены событиям библейской истории.

Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из главы 2,части 1 ) по роману Булгакова “Мастер и Маргарита” “Мастер и Маргарита” – это, как известно, роман в романе. Булгаков рассказывает на только про Москву 30-х годов, но и выставляет на общее обозрение работу мастера – роман о Понтии.

Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” стал итоговым в жизни и творчестве М. А. Булгакова. В это произведение писатель вложил все свои мысли, идеи, переживания. Здесь Булгаков поднимает очень много проблем. Одна.

Библейские образы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Библия принадлежит всем, атеистам и Верующим, равно. Это книга человечества. Ф. Достоевский Библия, ее легенды и заповеди на протяжении вот уже многих веков являются неиссякаемым источником вдохновения и размышлений многих.

Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Главам, посвященным Иешуа и Понтию Пилату, в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” отводится незначительное место по сравнению с остальной книгой. Это всего четыре главы, но они как раз.

Проблема Добра и Зла в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Творческий путь М. А. Булгакова (1891 – 1940) проходил в непростые для России годы. Это были годы великих перемен – социальных, бытовых, религиозных. Булгаков был художником, остро осознающим свою ответственность.

Идейное значение ершалаимских сцен романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” читают и любят во многом именно благодаря его “древней” части. Здесь содержится оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие. Главные герои ершалаимских.

Сочинение на тему Борьба добра и зла в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита Борьба добра и зла в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро.

Читайте также:
Сатирический роман Булгакова в Мастере и Маргарите: сочинение

Добро и зло в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Кто сердцем добр, тот и в бедной одежде благороден”. Г. Фрейтаг Роман (бессмертное произведение) “Мастер и Маргарита” необычный, он не вписывается в традиционные представления об этом жанре. В нем и.

Мастер в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический “Театральный роман” и роман “Жизнь господина де Мольера”, обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение.

Три мира в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” (Второй вариант) “…троичность есть наиболее общая характеристика бытия”. П. А. Флоренский “Мастер и Маргарита” – Роман сатирический, роман фантастический, роман философский. Роман (бессмертное произведение) о любви и творчестве… О смерти и бессмертии….

Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам “Мастер и Маргарита” или “Белая гвардия”)

Сочинение: Проблема нравственного выбора (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Проблема нравственного выбора — одна из центральных в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр этого романа критики определяют по-разному: произведение на­столько глубоко и необычно, что «не вписывается» в рамки известных жанров. «Мастер и Маргарита» — роман и сати­рический, и любовно-лирический, и фантастический, и бы­товой. Все совместилось в одном творении, но главное внима­ние Булгаков уделил не буту, не «квартирному вопросу» и даже не прекрасной истории любви. Главная особенность ро­мана заключается в том, что это роман философский. Это ро­ман, в котором каждый герой призван сделать свой выбор, и выбор этот определяет судьбу: “каждому воздастся по его вере”.

Проблема нравственного выбора одновременно решается «в двух плоскостях»: в «ершалаимских» и «московских» главах романа.

«Роман в романе», написанный Мастером, обнажает веч­ные противоречия между Добром и Злом, между временны­ми ценностями и ценностями вечными. Булгаковский Мас­тер предлагает свой вариант истории об Иисусе Христе, который в романе носит имя Иешуа Га-Ноцри. На первый взгляд Иешуа не похож на будущего Спасителя, внешне он — обычный, земной человек. Как любой из нас, он боится боли и смерти: «А ты бы отпустил меня, игемон. Я вижу, что меня хотят убить».

При внешней простоте и незащищенности в Иешуа ощу­щается какая-то необыкновенная внутренняя сила, пора­жающая собеседников и заставляющая их поверить бродяче­му философу. Силу эту Иешуа дает нравственный выбор, который он совершил для себя раз и навсегда: это вера в тор­жество вечных истин, высших категорий бытия: добро, лю­бовь, правда. Потому Иешуа так спокойно и уверенно разго-
варивает с могущественным и страшным Понтием Пилатом, от одного взгляда которого у слуги валится из рук чаша с ви­ном.
[sms]

Иешуа высказывает Понтию Пилату свои взгляды на жизнь: «злых людей нет на свете», «человек перейдет в цар­ство истины и справедливости», «настанет царство истины». Абсолютная независимость разума и духа Иешуа Га-Ноцри пугают прокуратора и в то же время притягивают его.

Иешуа арестован именно за свои взгляды. Он не может и не хочет отказаться от них — даже тогда, когда Понтий Пи­лат пытается «навести» его на мысль о необходимости ком­промисса. Задавая вопрос о великом кесаре, прокуратор как бы подсказывает философу отрицательный ответ, который смог бы облегчить участь Иешуа: «Слушай, Га-Ноцри. ты когда-нибудь говорил что-нибудь о великом кесаре? Гово­рил. Или. не. говорил?» Однако арестант верен себе: «Правду говорить легко и приятно».

Так в тексте происходит столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений. Не случайно уже после казни философа Пилат видит во сне, как они спорят с Иешуа Га-Ноцри: «Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и^нескончаем». Однако в ро­манной реальности противостояние героев разрешается тра­гически. Понтий Пилат, понимая все величие личности Иешуа и испытывая страстное желание общаться с бродячим философом, все-таки отправляет его на казнь. Нравственный выбор, который совершает прокуратор, можно назвать ско­рее безнравственным: Понтий Пилат, бывший когда-то храб­рым воином по прозвищу Золотое Копье, испугался. Страх за свою политическую карьеру заставил его подписать смерт­ный приговор бродячему философу.

Перед смертью Иешуа был немногословен. «Единствен­ное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков од­ним из самых главных он считает трусость», — говорит Бул­гаков словами Афрания.

Выбор сделан. Карьера Понтия Пилата спасена, власть цо-прежнему в его руках. Но душа прокуратора страдает и мечется — слишком поздно он понял, что в момент подписа­ния смертного приговора уничтожил себя самого.

Читайте также:
Анализ главы Бал у сатаны: сочинение

Ключевая мысль романа заключается в том, что каждому из героев воздается «по его вере». Около двух тысяч лет про­куратор искупал свою вину, испытывая муки совести и меч­тая об одном: «разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана». Здесь приходит время ново­го выбора — раскаявшись, Понтий Пилат начинает ненави­деть бессмертие и славу. Свет, который в финале романа об­ретает Понтий Пилат, послан ему как искупление за его страдания и воздаяние за раскаяние.

Так «роман в романе» — история казни бродячего фило­софа Иешуа Га-Ноцри — решает проблему нравственного вы­бора.

Эта проблема является основной и в «московских» гла­вах. Свой выбор главный герой, Мастер, совершает в тот мо­мент, когда решает написать роман об истине в мире, где пра­вит ложь. Необыкновенная смелость замысла Мастера делает его похожим на бродячего философа, им обоим «легко и приятно» говорить правду.

Булгаков показывает Москву как мир, отказавшийся от высших истин. Особое внимание автор уделяет изображению МАССОЛИТа — организации, объединившей писателей и выдавшей ими членские удостоверения. Создается впечатле­ние, что художников слова волнуют не темы и идеи творчест­ва, а бытовые вопросы: путевки, дачи, бумага, квартира. Мастер же, будто не понимая, в каком мире он живет, обра­щается в своем романе к высшим, надбытовым ценностям, и решает их на материале библейского сюжета. Этим Мастер бросает вызов господствующей в обществе идее атеизма: не случайно в начале произведения Берлиоз внушает Бездомно­му мысль о том, что «Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете».

Мастер, как и Иешуа, оказывается «распят», уничтожен, «вычеркнут» из жизни. Он сжигает роман, совершая при этом свой окончательный выбор, смиряясь со своей уча- стью — и потому не обретает света, ему достается лишь по­кой.

Маргарита разделяет участь Мастера, этим она совершает свой выбор: «кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

На мой взгляд, с романом М.А. Булгакова «Мастер и Мар­гарита» связан еще один выбор. Это нравственный выбор са­мого автора, который в трагическое и опасное время обратил­ся к сложным и противоречивым проблемам, заговорил о необходимости веры в Добро в годы торжества безверия и Зла.

Предсказания Воланда сбылись. Каждому воздалось по его вере. Булгаков, подобно Иешуа Га-Ноцри, обрел свет: ро­ман его будет жить вечно.[/sms]

«Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»)»

М, А Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времен Действия происходящие в разное время объединены одной идеей поисками истины и борьбой за нее Перенесемся в далекий Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется он пред человеком лет двадцати семи у которого «руки связаны за спиной под левым глазом синяк в углу рта — ссадина с запекшейся кровью» Человек этот звали его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма Арестант хотел было оправдаться «Добрый человек» Поверь мне «Но его «научили» соблюдать этикет «Крысобои вынул бич и ударил арестованного по плечам связанный мгновенно рухнул наземь как будто ему подрубили ноги захлебнулся воздухом краска сбежала с его лица и глаза обессмыслились «Трудно не согласиться с тем определением какое дал себе прокуратор «свирепое чудовище» Понтии Пилат живет по своим законам он знает что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им что формула лраб подчиняется господину» незыблема значит господин всех и вся И вдруг появляется человек который думает иначе «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины» Более того этот «бродяга» смеет предлагать «Мне пришли, а голову кое какие новые мысли и я охотно поделился бы ими с тобой тем более что Ты производишь впечатление очень умною человека» Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтии Пилат приходит на некоторое время в замешательство У Иешуа своя жизненная философия «злых людей нет на свете есть люди несчастливые» Арестант показался интересен В его невиновности прокуратор Убедился сразу Конечно он чудаковат И наивен его речи несколько крамольны, но зато «бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль которая так мучает прокуратора И у Понтия Пилата уже сложился план действия он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море туда где находится его резиденция, Но это оказалось невозможным Иуда из Кариафа представил такие сведения о «безумце» что наместник кесаря не имел права не казнить его Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного «пророка» но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины» «В числе прочего я говорил что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей на разделяю.» Обнаруживается постыдное) малодушие умного и почти всесильного правителя, из-за боязни доноса боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтии Пилат кричит так, чтобы слышали все «Преступник? Преступник! Преступник!» Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не поспал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне». Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пас кесаря Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя, он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь — Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества. Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа. Большое количеств как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который «окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны Сатана и его помощники творят зло. Их цепь — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина • это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу «Ну что же они-люди как люди. Ну легкомысленна ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца обыкновенные люди в общем, напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их «. Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — жив в душах людей.

Читайте также:
Начало романа М. А. Булгакова Белая гвардия (анализ 1 главы первой части).: сочинение

Проблема нравственного выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мы вас испытывали,— ска­зал

Воланд,— никогда и ничего не

просите! Никогда и ничего, и в

особенности у тех, кто сильнее

вас. Сами предложат и сами все

В недавнем советском прошлом все у молодых лю­дей было заранее предрешено: школа, получение спе­циальности, работа до пенсии. Казалось бы, ни о ка­ком нравственном выборе речи не было. Хотя случа­лись из ряда вон выходящие случаи, когда добропорядочные граждане вызывали вдруг смуще­ние общественности. Таланты, конечно, всегда выде­лялись, но их всегда можно было «запретить», если их деятельность была неугодна. Но когда среди обы­вателей вдруг начинались распри — не иначе это были происки Воланда и его свиты, которые обнажали хан­жество и глупость. Стоило им объявиться в Москве, как начались необъяснимые происшествия и сму­щающие покой выходки. Такой необъяснимой вы­ходкой стало явление известного поэта Ивана Бездом­ного в ресторане с иконой и свечкой в руках. Он же был из атеистов. Как решительно он пересмотрел свои взгляды, критически взглянул на свое творчество, убедился в истине и «заболел» Понтием Пилатом. Он стал учеником мастера, посвятив себя истории. После встречи и разговора с Воландом Иван Бездомный, не выбирая выражений, обвинил поэта Рюхина в бездар­ности. У Рюхина после этого даже наблюдались муки совести, он почти осознал свою бездарность, но нена­долго. Его выбор уже сделан, зачем мучиться, если его ожидает спокойная жизнь. Воланд и его свита яви­лись из «тьмы» и вволю навеселились и наигрались над москвичами, которые основательно запутались в жизни.

Проблема нравственного выбора не стояла перед Мастером в пору, когда он еще был историком, выиг­равшим в лотерею большую сумму. «Выиграв сто ты­сяч, загадочный гость поступил так: купил книг, бро­сил свою комнату. и нанял у застройщика, в переул­ке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочи­нять роман о Понтии Пилате. » Встретив свою лю­бовь, свою верную, преданную, мудрую Маргариту, он стал творить самозабвенно и превратился в Масте­ра. Пройдя «все круги ада», заболев своим романом и заразив им свою подругу, он не выдержал. Все свои силы, весь талант он посвятил Понтию Пилату. Эта тема была вопиющей для того времени. Мастер испы­тал на себе все гонения общественности, он стал вра­гом и будущее для него было определено. В него все­лился страх, он возненавидел свой роман — он забо­лел.

Читайте также:
Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода романа М.А. БУлгакова Мастер и Маргарита): сочинение

Маргарита до встречи с Мастером ждала его, иска­ла. Она сразу поняла, что встретила своего единст­венного, и мир перестал существовать без него. Те­перь она живет только его интересами, его романом. В ту злополучную ночь Маргарита приняла решение все рассказать мужу и остаться с мастером навсегда. Но не успела. Как и следовало ожидать, зная нашу исто­рию, мастера арестовали. Она кляла себя за то, что ее не было в этот момент, хотя ничем бы не исправила си­туации. На мгновение она засомневалась, когда ее пригласили в гости к «иностранцу», но решимость восторжествовала, как только у нее появилась надеж­да на встречу с любимым. Решившись однажды, она уже ни в чем не чувствовала преград, для нее не стало ничего невозможного (выбор был сделан). Маргарита ни о чем не попросила Воланда, у нее гордый русский характер, как подобает королеве. Князь тьмы сам о ней побеспокоился. Маргарита добилась цели: мастер был с ней. Пытаясь вернуться в прошлое счастье, Мас­тер и Маргарита выбирают жизнь в том же подвальчи­ке. Опустошенные и раздавленные жизнью, они пони­мают, что как раньше уже не будет, но им определено быть вместе. Решение за них принимает тот, о ком ро­ман Мастера, за кого приняли они страдания. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,— печальным голосом проговорил Левий. Может это и приговор Мастеру, но он настолько устал, что, действительно, приемлет только покой. Силы тьмы и света едины в своем стремлении помочь Мастеру за то, что он однаж­ды сделал свой нравственный выбор и принял за это боль, страдание и муку. Общество его «растоптало», пытаясь раздавить, унизить, изничтожить, тем са­мым доказывая себе, что все написанное — бред и аб­сурд. Погубить человека получилось, но его творение «не сгорело» даже в огне.

Мастер написал роман о Понтии Пилате, которому также пришлось сделать выбор и определить свою дальнейшую судьбу. Еще на первом допросе Иешуа прокуратор почувствовал, что им может быть совер­шена чудовищная ошибка. «Мысли понеслись корот­кие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом «Погибли!» И какая-то совсем нелепая среди них о ка­ком-то бессмертии, причем бессмертие вызвало не­стерпимую тоску. » Понтии Пилат старается испра­вить ситуацию, спасти Иешуа, но доступными ему способами: чтобы не поколебалось его положение как прокуратора Иудеи, чтобы он ни в чем не пострадал. Небо не приемлет компромиссов, поэтому Пилат обре­чен на душевные страдания всю оставшуюся жизнь и после смерти. Еще «двенадцать тысяч лун он будет страдать и проклинать свою должность за одну луну когда-то».

Все герои романа М. Булгакова: жители и гости со­ветского города Москвы, Воланд со своей свитой и приглашенные к нему на бал, герои романа Мастера о Понтии Пилате — сделали свой выбор, определив свою судьбу. Все персонажи, даже мимолетно про­мелькнув на страницах романа, вырисовываются в характеры: они либо смешны и жалки, либо вызыва­ют уважение. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не суще­ствовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — издеваясь, рассуждает Воланд. Ка­ждому человеку рано или поздно приходится опреде­литься с понятием добра и зла, тем самым определить свое место в жизни — сделать свой нравственный выбор.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: