Проблема одиночества в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Проблема одиночества в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

  • 1 – 4 кл.
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Поиск
  • Сочинения
  • Краткие содержания
  • Грамматика английского
  • Учебники
  • ЕГЭ и ГИА
  • Новости

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается с глубокими философскими размышлениями, затягивая читателя, не давая ему опомниться, заставляя его размышлять над вечными вопросами, переоценивать, пересматривать взгляды на жизнь.
Булгаков писал свое произведение в тяжелое для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки, лишая их свободы и права выбора. Писатель осуждал позицию власти, что, несомненно, отразилось и в самом романе. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков поднимает такой вопрос, как одиночество личности в обществе.
На мой взгляд, эта тема прежде всего связана с образом Понтия Пилата. Историю пятого прокуратора Иудеи начинает рассказывать Воланд. Читатель попадает в древний город Ершалаим, в котором общеизвестная библейская история раскрывается очень своеобразно. Примечательно, что главным героем этой истории является не подсудимый Иешуа Га-Ноцри, в котором мы без труда узнаем Иисуса Христа, а Понтий Пилат, его палач.
Это очень одинокий человек, единственной привязанностью которого является его собака Банга. Прокуратор страдает тяжелой неизлечимой болезнью, которая приносит ему невыносимые страдания. У этого героя, по сути, нет смысла жизни. Он по необходимости выполняет свою работу.
Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Он находит интересного себе человека, может быть, даже друга. Кроме того, Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря.
Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности. Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана». Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести.
Тема одиночества самым тесным образом связана и с Маргаритой, возлюбленной мастера. Эта женщина чувствовала себя несчастной, пленницей в окружающем ее обществе.
Можно сказать, что всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж – прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Материально героиня ни в чем не нуждалась. Но ей не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить.
После встречи с мастером жизнь ее переменилась, но ненадолго. После опубликования романа о Понтии Пилате начались страшные гонения на мастера, которые тот не в силах был выдержать. Герой сжигает свое произведение, попадает в сумасшедший дом и исчезает из жизни Маргариты.
Все это время героиня чувствует себя несчастной, она не живет, а существует. Маргарита вновь чувствует себя одинокой. Свободу и любовь ей возвращает нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Натершись волшебным кремом Азазелло, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность, перестает быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества.
С самых первых страниц романа мы сталкиваемся с представителями литературного общества Москвы: председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и популярным поэтом Иваном Бездомным. Из их беседы мы понимаем, что Бездомному была заказана большая антирелигиозная поэма. Поэт обязан был этим произведением показать, что Христа никогда не существовало на свете, а все легенды о нем являются не более чем байками. Иметь свою позицию, отличающуюся от вышеобозначенной, поэт не имел право. На мой взгляд, это явное проявление несвободы, рамок, запрета. Человек либо полностью подчиняется политике партии и имеет шансы быть напечатанным, либо имеет свою позицию и подвергается гонениям. Такой инакомыслящий обречен на одиночество в обществе, где принято думать одинаково.
Жертвой подобных гонений становится и мастер. Его поистине высокохудожественный роман не был оценен лишь оттого, что автор посмел затронуть запретную в стране библейскую тему. Но мастер написал именно то, во что по-настоящему верил. В конце романа он не заслужил света лишь потому, что имел слабость отречься от своего произведения. Но герой вместе со своей верной Маргаритой был награжден освобождением от страшной советской действительности и вечным покоем.
Таким образом, тема одиночества является одной из ведущих тем в «Мастере и Маргарите». Булгаков отмечает, что на одиночество в обществе, причем, совершенно любом, обречены люди, думающие нестандартно, творчески, по-другому. И преодолеть это одиночество им часто не под силу. Это его крест, который он должен нести до конца жизни. Лишь высшие силы могут помочь ему, спасти от тяжкой доли быть всегда одному.

Читайте также:
Тема добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова: сочинение

Проблема одиночества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

– Родные есть?
– Нет никого. Я один в мире.
М. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» называют «вершинным романом русской литературы 20 века». Это произведение освещает практически все философские проблемы, когда-либо волновавшие человечество и человека. Одним из важнейших вопросов такого рода является проблема одиночества, лейтмотивом проходящая через весь роман.
Интересно, что одним из первых героев, с которым мы знакомимся в «Мастере и Маргарите», является поэт Иван Понырев, имеющий псевдоним Бездомный. Его имя – это не только дань эпохе (Бедный, Горький и т.д.), но и важный символ. После революции 1917 года люди потеряли свой прежний Дом, свою прежнюю родину, прежних себя самих, а новых найти не сумели. И поэтому – все они чрезвычайно одиноки.
Конечно, с философской точки зрения любой человек одинок изначально, по определению. Каждый несет свой личный крест, каждый совершает свой индивидуальный земной путь от рождения до смерти. Но существуют вещи, которые объединяют людей – любовь, дружба, духовая близость, дом.
Всего этого нет у героев Булгакова. Так, все они лишены Дома в старинном смысле этого понятия. Временное пристанище им ненавистно: Понтий Пилат избегает находиться во внутренних покоях Иродова дворца, Маргарита страдает в своей части шикарного особняка на Арбате. Писательский дом Грибоедова, дом страданий доктора Стравинского, дом тайной службы с непотухающими окнами – все они отрицают изначальный смысл земного человеческого жилья.
Мотив бездомности в романе усилен тем, что только «нечеловеческий» Воланд со своей свитой расположился во временной квартире «по-человечески»: он здесь отдыхает, ужинает, лечится, принимает гостей, беседует. Больше никого мы не видим дома на фоне родных стен, за обычными житейскими, семейными занятиями. Люди живут, подчинившись странному закону бездомности, но развертывают жестокую борьбу за обладание квартирами и комнатами, стремясь заполнить душевную пустоту.
Эту особенность отмечает и Воланд, произносящий слова о квартирном вопросе, испортившем людей в новой Москве. Действительно, «эти бедные люди все перепутали», приняв квартирные страсти за строительство Нового Дома.
Лишь мастер и Маргарита получают свой вечный дом как вечный покой, оставив навсегда Землю и ее временные пристанища.
Безбытность и бездомность в булгаковском романе всеобъемлющи. Главные события в нем происходят на садовой скамейке, в пустой аллее, в крытой колоннаде «между двумя крыльями дворца», на Лысой горе и Воробьевых горах, но никогда – в доме.
Больше того, никто из персонажей романа не связан между собой узами родства, теплых семейных или дружеских отношений. Так, Иешуа не помнит отца, а мастер не помнит даже имени жены (был женат «на этой. Вареньке, Манечке. нет, Вареньке. еще платье полосатое. музей. впрочем, я не помню»). Между героями не обнаруживаются и социальные отношения, наоборот, подчеркнута их маргинальность, неприкаянность.
Левий Матвей, например, иудей, но служит Риму, поэтому он чужой и для своих, и для римлян. Его пограничное положение помогает ему «шагнуть еще дальше» – стать, как и Иешуа, нищим странником. «Оборванный бродяга Левий Матвей», – сказано об этом герое. «Бродягой», «бродячим философом» называют в романе и Иешуа.
Нищий, бездомный, странствующий, не помнящий родства, бессильный спасти себя от расправы, Га-Ноцри похож на миллионы прошедших и идущих по земле людей, лишенных крова, семьи, дела, одиноких, «выброшенных на поверхность». У этого героя нет свиты учеников, он не объявляет себя сыном Бога, оставаясь «подкидышем, сыном неизвестных родителей» и пророком из глухой провинции, осмеянным, презираемым, распятым.
Но именно Иешуа был готов помочь таким же, как и он, обрести истинный дом, кров, семью, достоинство и богатство. Настойчиво, терпеливо, жертвенно нищий философ призывал к главному – к «перемене мысли», которая повлечет за собой перемену жизни, мира.
И некоторые из одиноких героев романа в итоге слышат призыв Иешуа и следуют ему. Таков Понтий Пилат, только после смерти, в вечном наказании нашедший себе друга и учителя – Иешуа. Таков мастер, написавший роман о бродячем философе и во многом похожий на него. Этот герой, как и Га-Ноцри, нищ («Я нищий»), одинок (жил, «не имея родных и почти не имея знакомых в Москве»), бездомен («Идти мне было некуда», «холод и страх доводили меня до исступления»).
Написав роман, мастер отказался от имени, «как и вообще от всего в жизни». Он обрел свой дом лишь после смерти.
Такова и Маргарита, нашедшая свое счастье после отказа от земных благ («Я потеряла свою природу и заменила ее новой») в замен на истинную любовь.

Читайте также:
Сатирические образы и роль их в романе Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Проблема одиночества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

Сочинение: Проблема одиночества в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита

Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита». Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых – тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников Булгакова, но и заставляет читателя задуматься над вопросами, так волновавшими писателя: добро и зло, истина, справедливость, любовь, свобода. Бог… Не случайно именно в годы «строительства» атеистического (что так порадовало Воланда, так как было прекрасной почвой для его экспериментов) государства Булгаков обращается к Евангелию. В нем писатель находит для себя ответы на вечные вопросы человеческого бытия. Но увенчается ли успехом «его попытка донести истину людям? Не останется ли он одинок в своем стремлении?

В романе писатель глубоко осмысливает проблему одиночества. Не случайно так, очевидно одиночество главных героев (Мастера, Маргариты, Понтия Пилата). Чем же это вызвано?

Главный герой. Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание истины. Булгаков широко освещает проблему взаимоотношений Мастера и общества и сталкивается с одиночеством творческой личности. Роман Мастера, смысл всей его жизни, не принят обществом. Более того, он решительно отвергнут критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого хотел сказать людям Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она (как и он сам) отвергнута. Обществу чужды размышления об истине, о правде – о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей (но ведь «не хлебом единым…»), они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются искушениям, о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. Неудивительно, что в таком обществе личность творческая, думающая одинока, но находит понимания, отзыва.

Читайте также:
Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных предшественников: сочинение

В романе есть герой, путь которого до определенной степени повторяет Мастер. Это Иешуа (Иисус), который так же, как и Мастер, пыл отвергнут людьми. Была отвергнута и правда, которую он проповедовал им. Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и говорит: «Я один в мире». Иешуа верит в то, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них свою жизнь. А Мастер оказывается неспособным к борьбе, он сжигает РУКОПИСЬ, тем самым отрекаясь от истины. Если бы Мастер обратился к Богу, он не был бы одинок. Но Мастер, удалившись от людей, став выше их в своем понимании жизни, в то же время не пошел по действительно верному пути, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его одиночества.

С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата. Он имеет, казалось бы, все для счастливой жизни: деньги, власть, славу… Это как раз то, что должно побуждать окружающих его людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом мы замечаем какое-то томление его души. Он еще не почувствовал себя одиноким, но не случайно Иешуа говорит ему: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…» Иешуа видит в нем Совесть, видит неравнодушие к людям (ведь выражение «болит голова» имеет и переносный смысл).

Встреча Пилата и Иешуа была недолгой, но они успели поговорить об истине, Иешуа пробудил в Пилате мысль и душу, пробудил жажду поиска истины. Не случайно автор проводит параллель между сегодняшним днем и далеким прошлым. В поиске истины Булгаков видит вечное стремление человека, но за два тысячелетия человечество не созрело до понимания истины, и каждый, кто задумывается о ней, кто приближается к ее пониманию, невольно встает выше толпы и становится одинок.

Одиночество Пилата – это не только доказательство того, что он отошел от обыденной суеты и приблизился к пониманию истины. Это еще и наказание. Наказание за то, что он пренебрег Совестью, предпочел выполнить закон ершалаимский, преступив закон высший. Разве не напоминают его муки совести, его одиночество состояние Раскольникова после преступления?! Пилат стал выше толпы, но в то же время сам преградил себе путь к Богу.

«…Необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты на первый взгляд имеет совершенно другую природу. Ее сердце требует любви, любви возвышенной, чистой, вечной. И она находит ее, она «заполняет собой» душу Мастера и готова ради него на все. Но истина, в понимании самого Иешуа, есть не что иное, как царство добра, справедливости, ради которого Иешуа приносит себя в жертву. Любовь – это тоже безграничная доброта, готовность на самопожертвованию. Отдав душу дьяволу, Маргарита также совершила величайшую жертву во имя спасения своей любви.

Царство истины, его начало Иешуа видит именно в любви. И для того чтобы «возлюбить ближнего своего», полюбить все человечество, требуется еще большая сила, чем душевная сила Маргариты. Чем больше будет людей, способных на всепоглощающую любовь, тем скорее мы приблизимся к «царству истины и справедливости». Одиночество же Маргариты говорит о том, как мало таких людей встречал Булгаков.

Говоря об одиночестве, нельзя не упомянуть Ивана Бездомного. В начале романа мы видим поэта, стихоплетствующего на потребу атеистическому обществу. В конце же романа он отказывается от «сочинительства»; мы видим одинокого человека, который, поняв несправедливость и фальшь окружающего его мира, находится на пути к познанию истины. На примере судьбы этого поэта Булгаков показал неспособность неверующего человека противостоять злу.

Читайте также:
Мои впечатления после прочтения романа: сочинение

Именно в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе добра со злом видит Булгаков смысл человеческой жизни. Но автора беспокоит, что люди не меняются, что за две тысячи лет они ни на шаг не приблизились к пониманию смысла своей жизни (об этом автор заявляет устами Воланда: «…Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…»). Писатель показал трагедию творческой личности, обреченной на непонимание.

В запрете романа Мастера угадываются судьбы многих произведений, не увидевших свет тогда, когда они были особенно нужны, угадываются судьбы многих поэтов и писателей, не получивших заслуженного признания. Но еще более страшным знамением времени видит Булгаков одиночество Совести и Любви, Искренности и Доброты, на которых зиждется «царство истины и справедливости». Только познав истину и любовь, слушая голос совести, человек, по Булгакову, обретает покой. И в конце романа автор высказывает надежду на то, что люди обретут-таки покой и встретят понимание. Надежду на то, что люди, постигшие вечные ценности, высшие категории бытия, незыблемость которых утверждает Евангелие, не будут одиноки.

Проблема одиночества в романе Мастер и Маргарита

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

М. Лермонтов. “Пророк”

Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман “Мастер и Маргарита”. Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых – тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников Булгакова, но и заставляет читателя задуматься над вопросами, так волновавшими писателя: добро и зло, истина, справедливость, любовь, свобода. Бог… Не случайно именно в годы “строительства” атеистического (что так порадовало Воланда, так как было прекрасной почвой для его экспериментов) государства Булгаков обращается к Евангелию. В нем писатель находит для себя ответы на вечные вопросы человеческого бытия. Но увенчается ли успехом его попытка донести истину людям? Не останется ли он одинок в своем стремлении?

В романе писатель глубоко осмысливает проблему одиночества. Не случайно так очевидно одиночество главных героев (Мастера, Маргариты, Понтия Пилата). Чем же это вызвано?

Главный герой. Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание истины. Булгаков широко освещает проблему взаимоотношений Мастера и общества и сталкивается с одиночеством творческой личности. Роман Мастера, смысл всей его жизни, не принят обществом. Более того, он решительно отвергнут критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого хотел сказать людям Мастер?

Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она (как и он сам) отвергнута. Обществу чужды размышления об истине, о правде – о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей (но ведь “не хлебом единым…”), они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются искушениям, о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. Неудивительно, что в таком обществе личность творческая, думающая одинока, не находит понимания, отзыва.

В романе есть герой, путь которого до определенной степени повторяет Мастер. Это Иешуа (Иисус), который так же, как и Мастер, был отвергнут людьми. Была отвергнута и правда, которую он проповедовал им. Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и говорит:

Иешуа верит в то, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них свою жизнь. А Мастер оказывается неспособным к борьбе, он сжигает рукопись, тем самым отрекаясь от истины. Если бы Мастер обратился к Богу, он не был бы одинок. Но Мастер, удалившись от людей, став выше их в своем понимании жизни, в то же время не пошел по действительно верному пути, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его одиночества.

Читайте также:
В образе Най Турса ярко выражено героическое начало: сочинение

С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата. Он имеет, казалось бы, все для счастливой жизни: деньги, власть, славу… Это как раз то, что должно побуждать окружающих его людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом мы замечаем какое-то томление его души. Он еще не почувствовал себя одиноким, но не случайно Иешуа говорит ему:

Иешуа видит в нем Совесть, видит неравнодушие к людям (ведь выражение “болит голова” имеет и переносный смысл).

Встреча Пилата и Иешуа была недолгой, но они успели поговорить об истине, Иешуа пробудил в Пилате мысль и душу, пробудил жажду поиска истины. Не случайно автор проводит параллель между сегодняшним днем и далеким прошлым. В поиске истины Булгаков видит вечное стремление человека, но за два тысячелетия человечество не созрело до понимания истины, и каждый, кто задумывается о ней, кто приближается к ее пониманию, невольно встает выше толпы и становится одинок.

Необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах” Маргариты на первый взгляд имеет совершенно другую природу. Ее сердце требует любви, любви возвышенной, чистой, вечной. И она находит ее, она “заполняет собой” душу Мастера и готова ради него на все. Но истина, в понимании самого Иешуа, есть не что иное, как царство добра, справедливости, ради которого Иешуа приносит себя в жертву.

Царство истины, его начало Иешуа видит именно в любви. И для того чтобы “возлюбить ближнего своего”, полюбить все человечество, требуется еще большая сила, чем душевная сила Маргариты. Чем больше будет людей, способных на всепоглощающую любовь, тем скорее мы приблизимся к “царству истины и справедливости”. Одиночество же Маргариты говорит о том, как мало таких людей встречал Булгаков.

Именно в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе добра со злом видит Булгаков смысл человеческой жизни. Но автора беспокоит, что люди не меняются, что за две тысячи лет они ни на шаг не приблизились к пониманию смысла своей, жизни (об этом автор заявляет устами Воланда: Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…”). Писатель показал трагедию творческой личности, обреченной на непонимание.

В запрете романа Мастера угадываются судьбы многих произведений, не увидевших свет тогда, когда они были особенно нужны, угадываются судьбы многих поэтов и писателей, не получивших заслуженного признания. Но еще более страшным знамением времени видит Булгаков одиночество Совести и Любви, Искренности и Доброты, на которых зиждется

Только познав истину и любовь, слушая голос совести, человек, по Булгакову, обретает покой. И в конце романа автор высказывает надежду на то, что люди обретут-таки покой и встретят понимание. Надежду на то, что люди, постигшие вечные ценности, высшие категории бытия, незыблемость которых утверждает Евангелие, не будут одиноки.

Проблема одиночества в романе `Мастер и Маргарита` Булгакова

У каждого читателя есть своя «библия». М. А. Булгаков подарил людям несколько произведений, которые могут претендовать на столь высокое звание. В первую очередь читателю приходит на ум роман «Мастер и Маргарита».

Одиночество как воздух, которым дышат герои

Одиночество – первейшая реальность человеческого существования. Люди рождаются в одиночестве, смерть также – дело одинокое. И если уж говорить совсем откровенно, то и жизнь человек не может по-настоящему с кем-то разделить. Можно удачно жениться или выйти замуж, родить кучу детей, но в глубине души оставаться совершенно одиноким.

Кажется, именно это и выразил М. А. Булгаков в своем нетленном романе. Большинство его главных героев неизменно одиноки: Воланд, Пилат, Иешуа, Иван Бездомный, Мастер, Маргарита. Одиночество для них настолько естественно, что они его даже не замечают.

Чтобы проиллюстрировать, как раскрывается проблема одиночества в романе «Мастер и Маргарита», мы будем двигаться в нашем анализе от одного героя к другому.

Читайте также:
Свита Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Воланд

Разве у Сатаны могут быть компаньоны или партнеры? А может быть, друзья? Конечно, нет. Он обречен быть один. В самом начале романа М. А. Берлиоз спрашивает у «Консультанта»: «Профессор, а вы один к нам прибыли или с супругой?» На что Воланд ему отвечает: «Один, один, я всегда один». И вместе с тем «профессор черной магии», может быть, наименее одинок по сравнению с другими героями, конечно, из-за своей свиты. От этой странной компании не исходит тягостного ощущения безысходности, наверное, потому, что она прибыла в Москву не развлечения ради, а для того, чтобы спасти Мастера и дать бал «Ста королей».

Приходится настаивать именно на таком порядке, так как ежегодный праздник мог пройти в любом городе мира, но Москва 1930-х была выбрана не случайно, а именно потому, что там был Мастер и его роман о Понтии Пилате. Таков портрет Воланда в контексте темы «Проблема одиночества в романе “Мастер и Маргарита”».

Понтий Пилат

С Пилатом тоже в этом смысле становится все ясно с самого начала, ему ненавистен Ершалаим. Он одинок. Единственное существо, к которому он привязан, – это его пес Банга. Прокуратор хочет умереть из-за невыносимой головной боли. Ему бы отдохнуть, но нет, надо допрашивать какого-то бродягу. По слухам, тот подговаривал народ разрушить храм.

Потом этот бродяга чудесным образом исцеляет прокуратора и говорит с ним так, как мало кто себе позволяет. Несмотря на это, игемон готов уже отпустить «философа», но тут обнаруживается, что Иешуа виновен еще и в преступлении против государственной власти. По закону прокуратор должен распять своего избавителя, потому что нет ничего ужаснее преступления против кесаря.

Пилат делает все возможное, чтобы предотвратить трагедию, но, к сожалению, его усилия тщетны. В ходе повествования с ним случается духовное преображение. Он меняется до неузнаваемости и открывает для себя, что на самом деле бродяга, которого не захотел помиловать синедрион, оказывается ему так же близок, как и Банга, хотя никаких разумных причин для этого нет. Проблема одиночества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова немыслима без образа Понтия Пилата.

Он, возможно, является самой одинокой и самой трагической фигурой романа. И без нее у сочинения было бы совсем другое лицо и иная глубина. Все последующие мучения: лунный свет, бессонница, бессмертие – ничто, по сравнению с тем моментом, когда Пилат потерял своего единственного друга – Иешуа.

Пока тема «Проблема одиночества в романе “Мастер и Маргарита”» выдерживается в печальной тональности. К сожалению, ничего не меняется и тогда, когда речь заходит о судьбе Ивана Бездомного

Иван Бездомный

С персонажами, представляющими советскую реальность романа, все сложнее. Их одиночество становится очевидным только в пограничных ситуациях – точках человеческого существования, где жизнь подходит к своим пределам (смерть или безумие).

Так случилось и с поэтом И. Бездомным, который только в психбольнице осознал, насколько неправильную жизнь он вел до того. Правда, фигура Ивана Бездомного, так или иначе, трагическая – жизнь открыла ему истину о его бесприютности, но ничего не дала взамен. Надежды на обретение спасения у Ивана нет.

Главные герои

Мастер и Маргарита – единственная пара персонажей, чья история заканчивается хорошо, но не в этой реальности, а только лишь на «том свете». Если освободить эту историю от романтического флера, то окажется, что именно одиночество толкнуло их в объятия друг друга.

Мужа Маргариты в романе нет (он присутствует только в ее словах), но читатель понимает, что, скорее всего, ее супруг скучен, до пошлости практичен и умен только в бытовых или коммерческих вопросах, поэтому женщине и захотелось полета.

Мастер тоже человек одинокий. У него ничего нет, кроме подвальчика и романа о Понтии Пилате, и он как никто другой нуждается в любви хорошенькой женщины. Правда, в силу того, что у пары совсем нет денег, только сильная любовь держит их вместе, а может быть, страх вернуться в свое тотальное и сплошное одиночество. Вообще, трудно сказать наверняка, была ли любовь между ними. Если и была, то, наверное, больная и хроменькая, а вот страх остаться одному – точно был. Получается, что проблема одиночества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова прячется даже там, где на первый взгляд живет любовь.

Читайте также:
Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века.: сочинение

Мастеру изменил рассудок именно потому, что он не справился с грузом неосуществленных надежд и чаяний. Он очень рассчитывал на роман, на его публикацию, а сочинение было встречено критикой, что и закрыло ему путь в свет.

Мастер больше не мог мучить Маргариту. «Лодка любви разбилась о быт». Вернее, у Мастера просто оказалась совесть, но тут пришел Воланд и все исправил. Правда, даже его власти не хватило для того, чтобы дать паре спасение в этой жизни, а не в другой.

Роман М. А. Булгакова – произведение многослойное

Соответственно, проблемы романа «Мастер и Маргарита» не ограничиваются только темой одиночества. Талант писателя в том, что читатель не может с уверенностью сказать, в чем же главная тема этого загадочного романа: то ли это «Евангелие Михаила Булгакова» (название книги Александра Зеркалова), а значит, религиозные вопросы в нем занимают главное место. А может быть, основное – это сатира, направленная против советской реальности?

Роман обо всем сразу, и чтобы не нарушить целостность произведения искусства, его лучше не расщеплять на молекулы и составляющие. Таков, наверное, самый общий ответ на вопрос, какие существуют проблемы романа «Мастер и Маргарита».

Философия как признак высокой классики

Принято считать, что философия – это что-то скучное и обитающее где-то в стенах академий. Простому смертному все это точно недоступно. Таково массовое и в корне неверное представление о «любви к мудрости». На самом деле в жизни каждого человека (а уж тем более художника) наступает время, когда он задумывается о Боге, судьбе, человеческом одиночестве. Обычно подобные произведения тяжело писать, их трудно читать, но они необычайно много дают человеку. Таких творений великое множество как в русской, так и в мировой классике, поэтому гипотетически тема статьи могла звучать так: «Проблема одиночества в&hellip-». Мастер и Маргарита были выбраны неслучайно, ибо эти персонажи и книга о них пользуются неимоверной популярностью у современных россиян.

Курт Воннегут и Михаил Булгаков: два взгляда на проблему одиночества

Курт Воннегут, так же как и наш классик, всю жизнь «болел» проблемой одиночества и пытался ее решить на свой лад. Например, в романе «Балаган, или Конец одиночеству» он предложил всем людям объединиться в семьи так, чтобы на свете не осталось ни одного одинокого человека (за подробностями читатель может обратиться к первоисточнику). В некоторых своих публицистических книгах американский классик писал примерно следующее: жизнь человека – это постоянная борьба с одиночеством.

Думается, Булгаков с этим вполне согласился бы, но они разошлись бы в вопросе преодоления одиночества. Согласно нашему роману, одиночество (в «Мастере и Маргарите» это хорошо видно) для человека непреодолимо, трагично и неизбежно. К. Воннегут же смотрит на человека и его перспективы более оптимистично, что не может не радовать. Если вдруг люди преодолеют собственный эгоизм и поймут, что «все мы братья», то есть надежда на победу над одиночеством. Правда, если говорить честно, то это похоже на чудо.

Проблема одиночества в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

– Нет никого. Я один в мире.

М. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» называют «вершинным романом русской литературы 20 века». Это произведение освещает практически все философские проблемы, когда-либо волновавшие человечество и человека. Одним из важнейших вопросов такого рода является проблема одиночества, лейтмотивом проходящая через весь роман.

Читайте также:
Евангельский и демонический миры в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Интересно, что одним из первых героев, с которым мы знакомимся в «Мастере и Маргарите», является поэт Иван Понырев, имеющий псевдоним Бездомный. Его имя – это не только дань эпохе (Бедный, Горький и т.д.), но и важный символ. После революции 1917 года люди потеряли свой прежний Дом, свою прежнюю родину, прежних себя самих, а новых найти не сумели. И поэтому – все они чрезвычайно одиноки.

Конечно, с философской точки зрения любой человек одинок изначально, по определению. Каждый несет свой личный крест, каждый совершает свой индивидуальный земной путь от рождения до смерти. Но существуют вещи, которые объединяют людей – любовь, дружба, духовая близость, дом.

Всего этого нет у героев Булгакова. Так, все они лишены Дома в старинном смысле этого понятия. Временное пристанище им ненавистно: Понтий Пилат избегает находиться во внутренних покоях Иродова дворца, Маргарита страдает в своей части шикарного особняка на Арбате. Писательский дом Грибоедова, дом страданий доктора Стравинского, дом тайной службы с непотухающими окнами – все они отрицают изначальный смысл земного человеческого жилья.

Мотив бездомности в романе усилен тем, что только «нечеловеческий» Воланд со своей свитой расположился во временной квартире «по-человечески»: он здесь отдыхает, ужинает, лечится, принимает гостей, беседует. Больше никого мы не видим дома на фоне родных стен, за обычными житейскими, семейными занятиями. Люди живут, подчинившись странному закону бездомности, но развертывают жестокую борьбу за обладание квартирами и комнатами, стремясь заполнить душевную пустоту.

Эту особенность отмечает и Воланд, произносящий слова о квартирном вопросе, испортившем людей в новой Москве. Действительно, «эти бедные люди все перепутали», приняв квартирные страсти за строительство Нового Дома.

Лишь мастер и Маргарита получают свой вечный дом как вечный покой, оставив навсегда Землю и ее временные пристанища.

Безбытность и бездомность в булгаковском романе всеобъемлющи. Главные события в нем происходят на садовой скамейке, в пустой аллее, в крытой колоннаде «между двумя крыльями дворца», на Лысой горе и Воробьевых горах, но никогда – в доме.

Больше того, никто из персонажей романа не связан между собой узами родства, теплых семейных или дружеских отношений. Так, Иешуа не помнит отца, а мастер не помнит даже имени жены (был женат «на этой. Вареньке, Манечке. нет, Вареньке. еще платье полосатое. музей. впрочем, я не помню»). Между героями не обнаруживаются и социальные отношения, наоборот, подчеркнута их маргинальность, неприкаянность.

Левий Матвей, например, иудей, но служит Риму, поэтому он чужой и для своих, и для римлян. Его пограничное положение помогает ему «шагнуть еще дальше» – стать, как и Иешуа, нищим странником. «Оборванный бродяга Левий Матвей», – сказано об этом герое. «Бродягой», «бродячим философом» называют в романе и Иешуа.

Нищий, бездомный, странствующий, не помнящий родства, бессильный спасти себя от расправы, Га-Ноцри похож на миллионы прошедших и идущих по земле людей, лишенных крова, семьи, дела, одиноких, «выброшенных на поверхность». У этого героя нет свиты учеников, он не объявляет себя сыном Бога, оставаясь «подкидышем, сыном неизвестных родителей» и пророком из глухой провинции, осмеянным, презираемым, распятым.

Но именно Иешуа был готов помочь таким же, как и он, обрести истинный дом, кров, семью, достоинство и богатство. Настойчиво, терпеливо, жертвенно нищий философ призывал к главному – к «перемене мысли», которая повлечет за собой перемену жизни, мира.

И некоторые из одиноких героев романа в итоге слышат призыв Иешуа и следуют ему. Таков Понтий Пилат, только после смерти, в вечном наказании нашедший себе друга и учителя – Иешуа. Таков мастер, написавший роман о бродячем философе и во многом похожий на него. Этот герой, как и Га-Ноцри, нищ («Я нищий»), одинок (жил, «не имея родных и почти не имея знакомых в Москве»), бездомен («Идти мне было некуда», «холод и страх доводили меня до исступления»).

Читайте также:
Основные образы в романе М. А. Булгакова Белая гвардия: сочинение

Написав роман, мастер отказался от имени, «как и вообще от всего в жизни». Он обрел свой дом лишь после смерти.

Такова и Маргарита, нашедшая свое счастье после отказа от земных благ («Я потеряла свою природу и заменила ее новой») в замен на истинную любовь.

Вечные проблемы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – актуальность и аргументы

Выбор героев

Роман Михаила Булгакова поднимает немало сложных тем, которые были и будут актуальны практически во все времена. Проблематика «Мастера и Маргариты» показана кратко в таблице:

Проблема Какие персонажи участвуют
Выбор Понтий Пилат, Мастер, Маргарита и многие другие
Нравственность Понтий Пилат, Иуда из Кириафа
Творчество Мастер, Иван Бездомный, писатели МАССОЛИТа.
Одиночество Мастер, Понтий Пилат
Любовь Мастер, Маргарита

Первая проблема, встречающаяся в романе — это проблема выбора. Каждый персонаж, живущий в Москве или в историческом произведении Мастера, стоит перед выбором. У каждого он свой. Даже эпизодические герои все время решают быть или не быть, брать или не брать. Казалось бы, мелкие подлые проявления, но мир все равно потихоньку погружается во тьму. Выбор главных героев влияет на сражение тьмы и света, от них зависят следующие важные пункты:

  • Жизнь.
  • Судьба.
  • Благополучие.
  • Смерть.
  • Любовь.

Мастер отказывается от борьбы за свое детище, когда его роман с боольшим трудом публикуют, но он оказывается уничтоженным критиками. Дело всей его жизни провалилось, и, несмотря на все уговоры возлюбленной, он сдается перед непобедимой системой. Он оказывается в психбольнице, но и здесь он не теряет рассудок, а передает знания, опыт и мудрость молодому поэту Ивану Бездомному. Из больницы сосед Мастера выйдет уже другим человеком, неся добро и свет. Он тоже сделал свой выбор.

Маргарита — измученная тоской женщина. Она получает все, когда встречает Мастера. С этого момента ей приходится делать выбор. На бытовом уровне она выбирает между роскошными апартаментами и жалким жилищем, между изменой мужу и верностью. Выбор дается ей легко, потому что она влюблена и пользуется любым шансом быть с любимым человеком.

Главное испытание для Маргариты — это бал Сатаны. Стать королевой — не самое трудное дело. Ей предстояло выбрать: просить за себя или Фриду.

Проблема выбора Понтия Пилата — спасти собственную шкуру, казнив Иешуа, или сохранить жизнь философу и погубить себя. Именно здесь лицом к лицу сошлись добро и зло, свет и тьма, совесть и бесчестие. Прокурор оказался труслив, слаб и не смог сделать выбор по совести, поэтому он навсегда лишился покоя.

Есть и те, кому выбор делать не надо. Иешуа Га-Ноцри дарит добро и служит истине. Он сделал выбор уже очень давно, поэтому сейчас без колебаний принимает все, что ему готовит жизнь. Тем же истинам служат высшие силы тьмы.

Проблема нравственности

Нравственная сторона дел, слов и выбора в произведении подчеркивается как основа существования. В работе Мастера, с точки зрения нравственности, главные фигуры — это Понтий Пилат и Иуда из Кириафа. Молодой симпатичный человек одержим женщинами и деньгами. Он встречается с замужней женщиной и очень любит деньги. Такая безнравственность не приводит к хорошему — он совершает предательство, а затем и сам погибает.

За сделки с совестью платить приходится всем. За безнравственный выбор кто-то лишается ума, кто-то покоя, а кто-то и вовсе жизни. Рядовые москвичи тоже совершают ошибки: Бенгальский много пустословит, Андрей Фокич — скупой, Алоизий Могарыч — доносчик и подлец. Все эти люди понесли наказание.

Творческие трудности

Творческие проблемы в романе описаны на примере трех образов. Самая низшая форма, в которой главенствуют бездарность и бюрократия — это Дом литераторов, возглавляемый Берлиозом. Здесь в жизнь воплощена некрасовская формула: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Если говорить по-простому, то всем заправляла политика и вся литература подчинялась соцзаказу. Молодым писателям остается только одно — восхищаться.

Ивану Бездомному удалось прозреть и рассмотреть творчество под другим углом, конечно, не без помощи нечистой силы. Познакомившись с Мастером, он сумел прикоснуться к истинным ценностям, но работать по заказу он уже не сможет.

Наконец, Мастер — высшее проявление творческого начала. Труд становится смыслом его жизни, ни деньги, ни слава, ни положение не интересуют его. Он понимает, что роман наоборот разрушит его жизнь, ведь он не вписывается в рамки правил МАССОЛИТа.

Читайте также:
Свита Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Любовь в романе

Мастер был одинок и знакомых почти не имел. Однажды, выиграв по облигации большие деньги, он снял подвальные комнаты в небольшом доме, приобрел книги и начал творить. Позже произошел случай «гораздо более восхитительный», чем выигрыш — писатель встретил женщину, красивую, с одиночеством в глазах, и его жизнь стала полной. Женщина была хорошо обеспечена и совершенно благополучна по мнению окружающего общества. Булгаков восклицал: «Боги, боги мой! Что же нужно было этой женщине». Но в душе она была одинока и несчастлива — любви в ее жизни не было. Смысл пришел в жизнь Маргариты вместе с писателем.

Любовь сделала героев другими людьми. Они поняли, что сама судьба свела их и созданы они друг для друга. Любовь поразила их мгновенно, как «молния, как поражает финский нож». Новая возлюбленная стала вдохновлять Мастера писать великий роман. Маргарита приняла его интересы как свои, обрела счастье, став «тайной женой». Они начали жить, будто до этого любви не было.

На их долю выпало немало испытаний, но ни расставание, ни безвестность о судьбе не погасили любовь. Наоборот, трудности сподвигли их на отчаянную борьбу. Отстаивая любовь, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не был виноват в том, что она встретила писателя. Она пошла на сделку с дьяволом и была королевой на балу.

Одиночество персонажей

Булгаков глубоко осмысливает проблему одиночества. Ведь почти все главные герои одиноки или были таковыми. Одиночество Мастера — творческое. Его роман, труд всей жизни общество принять не хочет. Более того, критики уничтожают его. Люди в МАССОЛИТе заняты удовлетворением мелочных потребностей, они не борются со своими слабостями и легко поддаются искушениям. Неудивительно, что такая личность, как Мастер, чувствует себя одиноко и не находит понимания.

Мастер немного повторяет путь Иешуа, который тоже был отвергнут людьми. Но, в отличие от писателя, он не чувствует себя одиноким, он знает, что Бог всегда с ним. Он борется за свои убеждения и даже отдает за них свою жизнь.

Понтий Пилат, казалось бы, имеет все: деньги, власть и славу, но уже с первых строк читатель замечает томление его души. Ершалаим он не любит, у него постоянно болит голова. Единственная его радость — пес Банга. Иешуа избавляет его от боли, прокурор хочет его отпустить, но выясняется, что философ виновен в преступлении против власти. По закону прокурор обязан распять преступника.

Одиночества Пилата — это не только его близость к пониманию истины, но и наказание. Наказание за то, что он переступил закон высший, исполнив ершалаимский. Пилат возвысился над толпой, но не обрел свободу и потерял путь к Богу.

Таким образом, автор затронул философские вечные темы в романе «Мастер и Маргарита», аргументы:

  • Выбора.
  • Творчества.
  • Нравственности.
  • Любви.
  • Одиночества.

Эти основные темы никогда не потеряют актуальность, так что роман был обречен стать классикой литературы.

Вопросы по проблематике романа «Мастера и Маргариты» можно встретить на ЕГЭ, в школах часто пишут сочинения и доклады.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: