Проблема творчества в романе Мастер и Маргарита Булгакова М.А.: сочинение

Творчество в романе Мастер и Маргарита Булгакова

«Мастер и Маргарита» одно из самых интересных произведений Булгакова, которое таит в себе множество загадок. Роман писался не один год, в нем заключены множество различных тем. Творчество – одна из основных тем произведения, которая раскрывается на протяжении всего романа и раскрывается с различных ракурсов.

В романе обозначены три главных героя, связанные с творчеством, это Берлиоз, поэт Бездомный и главный персонаж произведения Мастер. Это три совершенно разных типа людей. У ни разные судьбы, они ведут разный образ жизни. И отношение к тому что они делают тоже имеет свою разницу.

В начале книги читатель знакомится с Берлиозом, для которого творчество является славой и признанием. В творчестве Берлиоз находит свое развитие, признание и продвижение по службе. Он всегда стремился получать награды и звания. Государство требует о него бдительности, чтобы он развивал и продвигал идеи партии. По этой причине произведения Бездомного не имеют никакой художественной ценности.

Поэт Бездомный, старался относиться к своему делу очень трепетно, он мечтал о наградах. Но в паутине лжи и притворства запутывается и в итоге его произведения теряют свою суть, и становятся все под шаблон заказа. Конечно же он не сразу осознает это и по итогу он решил прекращать писать. Он признается что под давлением Берлиоза его произведения просто чудовищны. Он считает, что в его стихотворениях нет творчества, а существует лишь давка на сознание читателя.

Мастер, наверно единственный человек во всем мире, которого можно назвать творческой личностью. Именно так называла его возлюбленная Маргарита. Его книгу она считала величайшим творением. Критики не видели в его произведении политического смысла, поэтому не принимали его, что в итоге уничтожило веру Мастера в себя. У Мастера опустились руки, он перестал раскрывать свой талант. По итогу он просто уничтожил свое творение. Но как известно рукописи не горят.

Михаил Булгаков этим произведением показал читателю настоящее и ложное творчество. Поэт Бездомный осознал для себя какой он поэт, и какие произведения он пишет. Берлиоз закончил жизнь трагической гибелью, так и не осознав ошибок своего суждения. Мастер же наконец обретает покой. Этим произведением Михаил Булгаков, раскрывает читателю три примера. И только промер мастера является поистине настоящем, именно он остается верным своему делу.

2 вариант

Тема творчества — это одна из самых главных тем в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Она скрепляет все остальные проблемы, поднятые автором. Автор раскрывает ее на примере трёх персонажей: Михаила Берлиоза, Ивана Бездомного и Мастера.

Михаил Берлиоз — это редактор Толстого журнала, работник МАССОЛИТа. Он воплощает в себе ложное искусство. Берлиоз стремится показаться образованным, начитанным, умным человеком, хотя не является таким. Он относится к литературе как к работе, способу заработать деньги. Берлиоз не думает о духовности, внутреннем содержании произведений. Для него важно, чтобы книга соответствовала господствующей идеологии.

Весь МАССОЛИТ — это группа таких же графоманов, как и Берлиоз. Автор обращает внимание на ресторан «Грибоедов», который является главной достопримечательностью ассоциации писателей. Это говорит об их бездуховности, низменности, ничтожности. Они не пишут о нравственности. Из интересуют лишь простые радости. Например, хорошая еда.

Иван Бездомный тоже является членом МАССОЛИТа, но выделяется на фоне других литераторов. В образе молодого поэта изображен человек, который очень хочет быть поэтом. Чтобы исполнить свою мечту, он вынужден писать на темы, которые ему дают. Ивану Бездомному нечего сказать своим читателям. Со временем герой понимает, что ему не суждено стать поэтом, но Иван Бездомный умеет тонко чувствовать искусство и понимать его. Это он узнает после своей встречи с Мастером.

Мастер символизирует истинное творчество, искусство. Его произведения отражают его сущность. Писательство для него — это способ самовыражения, самопознания, поиска себя. Он не стремится заработать на литературе деньги. Для Мастера искусство — это способ познания мира и отражения своего видения, метод решения нравственных и психологических конфликтов.

Конечно же, истинное искусство сталкивается с искусством ложным. Книга Мастера про Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри была отклонена. Она не соответствовала советской идеологии, поэтому не могла быть напечатана. В этом выражается мнение писателя о том, что искусство должно быть аполитичным. Творчество — это то, что стоит выше привычного человеку мира. Оно должно полностью поглощать все население земного шара.

Тема творчества — это центральная тема в романе «Мастер и Маргарита». Эта проблема была близка автору. В образе Мастера он выразил свое видение этой ситуации.

Тема творчества

Эта тема очень важна в этом романе, ведь главный герой – писатель, точней Мастер. Как раз он и является автором второго романа – об Иешуа. Но творец этот не показан изолированно, хотя он и ведёт отшельнический образ жизни, в романе представлены и другие «творцы». Тема Массолита – союза писателей, авторов массовой культуры тоже занимает большое место в произведении.

Мастер интересовался только своим романом, в ещё Маргаритой, которая стала его музой. Они совсем не мешала его творчеству. Что важно, она понимала его… В отличие от критиков. Мастер наивно надеялся, что его роман смогут оценить. Пусть он и о сыне Бога, но в этой истории столько правды психологической, что её должны оценить даже в Советском Союзе. Даже если не поверят в историчность, то оценить слог люди ведь могут. Известно ведь, что Холмса тоже не было в реальности! Но критики, не вчитываясь, просто вылили поток идеологической брани на писателя. И хотя любимая хотела бы оградить его от их зла, но у неё не получилось. Разгромные статьи стали ударом для него. И он даже оказался в сумасшедшем доме. Мастер и до этого говорил, что его мучили приступы страха. Наверное, сейчас бы сказали о панических атаках. Ему казалось, что к нему тянутся холодные щупальца, ему было очень плохо… Да, у творческих людей богатая фантазия, часто расшатанные нервы. Роман, его судьба были самым важным для Мастера. И травля подорвала его здоровье. Хорошо, что в итоге его и спасли из психушки, и дали подарили в компании любимой.

Читайте также:
Сатирический роман Булгакова в Мастере и Маргарите: сочинение

Травили его критики Массолита, но и его работники тоже не приняли бы его в свою компанию. Ведь их ценности очень отличаются от его. Они готовы писать, как строгать – на заданную тему. Без огня, вдохновения, но за зарплату, за питание и дачу. Не могли бы себе и представить, чтобы написать что-то против системы. Они б покрутили пальцем у виска! Даже не сказали бы, что у Мастера есть талант, так как они друг другу там все завидовали. А ещё для них важны звания – народный, заслуженный писатель… Мастер был выше этого.

Вот это литературное творчество, но в романе упомянуто ещё и Варьете. О творчестве там совсем мало говориться. Всё больше показаны работники варьете: бухгалтер, кассир… Представление Воланда сложно отнести к творчеству, хотя Клетчатый вроде и показывал фокусы. Никаких талантливых певиц, танцовщиц… Всё только о деньгах! А ещё работники варьете часто вели нездоровый образ жизни, который ассоциируется, кстати, с творческими людьми. Вот только пить и гулять может любой, а проявить творчество в новой повести или в танце сможет не каждый.

Булгаков говорил о важности творчества, об избранности творца – в своем романе.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема творчества в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

В произведении Булгакова «Мастер и Маргарита» затрагивается сразу несколько проблем. Все эти проблемы являются актуальными и на сегодняшний день.

В рассказе «Олеся» два центральных героя – простая девушка Олеся и барин Иван Тимофеевич. Каковы же они? Олеся – это чистая и невинная девушка. Она живет сердцем и поступает так, как чувствует.

Перед зрителем предстает картина с войском фараона: конница и пешие воины. Как известно, в Египте на протяжении длительного периода набирали воинов из простых людей, то есть не существовало регулярной армии. Как говорится, каждый – пахарь, каждый – воин.

Сколько слов есть в русском языке? Много. Их нельзя сосчитать по щелку пальца. Для этого потребуются долгие годы, но даже тогда нельзя будет пересчитать все слова русского языка.

Первое сентября – начало учебного года. Дети каждый год с началом осени идут в школу, студенты в вузы и колледжи, педагоги на свои рабочие места. Так продолжается уже несколько столетий во всём мире.

Проблема творчества в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова М. А

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Л. А. Блок
Роман “Мастер и Маргарита” построен чрезвычайно сложно: это роман в романе. В произведении совмещены роман о Мастере и роман Мастера. На первый взгляд образ заглавного героя и история его жизни занимают второстепенное место в произведении, Мастер заслоняется другими, весьма многочисленными яркими и запоминающимися персонажами. Но, решая вопрос о главном герое, следует признать, что история Мастера, включая его роман о Понтии

Ведь и Воланд со свитой появился в Москве не случайно: он был вызван, но не словом, как в гетевском “Фаусте”, а поступком – Мастер сжег свое творение. Следовательно, с образом писателя связано и социальное, и философское содержание романа.
Вполне естественно, что Булгаков, описывая современную советскую действительность, не ограничился описанием московского магазина Торгсина, роскошного массолитовского ресторана или порядков в театре Варьете. Для писателя значительно интереснее было изображение духовной жизни

Характерной чертой литературной жизни 20-х годов XX века стало появление многочисленных писательских объединений. В романе изображено одно литературное объединение – МАССОЛИТ. Так скромно “МАСтера СОветской ЛИТературы” назвали себя его члены (хотя могут быть и другие расшифровки придуманной самим писателем аббревиатуры: Московская АССОциация ЛИТераторов, МАСсовая Советская ЛИТература и т. д.).

Массолитовцев Булгаков награждает многозначительными фамилиями и псевдонимами: московская купеческая сирота Штурман Жорж, новеллист Иероним Поприхин, поэты Павианов, Богохульский, Сладкий, романист Жуколов и другие. Но, как показывает Булгаков, эти “мастера” озабочены совсем не творчеством. В романе подробно описывается двухэтажный особняк легендарной грибоедовской тетки, где разместился МАССОЛИТ.

Читайте также:
Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова Белая гвардия: сочинение

Сначала старательно перечисляются все таблички на дверях второго этажа: “Рыбнодачная секция”, “Однодневная творческая путевка”, “Запись в очередь на бумагу”, “Полнообъемные творческие отпуска”, “Правление”, “Редакция”, “Председатель”, “Бильярдная”. У каждой двери стояла очередь, но, как замечает автор, “не чрезмерная, человек в полтораста” (1, 5). Только у двери с табличкой “Квартирный вопрос” очередь была длинная, она кончалась на первом этаже у швейцарской.
Однако особняк грибоедовской тетки славился на всю Москву не литературным объединением, а отличным рестораном в первом этаже, куда пускали только членов МАССОЛИТа. Сюда из-за отсутствия членских билетов не допускают Коровьева и Бегемота, которые сразу же начинают препираться, доказывая, что “вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет” (2, 28). Безусловно, мелкие бесы высказывают здесь мысль самого Булгакова, который весьма скептически относился к процветающим литературным союзам. На деле “мастера советской литературы” занимаются не творчеством, а распределением различных дефицитов, которыми их подкармливают власти, и устройством собственной жизни, по возможности удобной и сытой.

Ирония звучит в словах Коровьева, когда он сравнивает писательский дом с оранжереей для ананасов, где “скрывается и вызревает целая бездна талантов”, где “поспевает сейчас будущий автор “Дон Кихота”, или “Фауста” (…), или, на самый худой конец, “Евгения Онегина” (2, 28).
Нечистая сила сжигает дотла здание МАССОЛИТа, так же как магазин Торгсин, как “нехорошую” квартиру №50 на Садовой. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в рассуждениях Коровьева: на тепличные ананасы нападает иногда микроб, и они загнивают: “А это бывает с ананасами! Ой-ой-ой, как бывает!” (2,28).

Думается, что Булгаков не случайно сближает в деталях описание двух сцен романа – вечер в ресторане МАССОЛИТа (1, 5) и бал у сатаны (2, 23): яркий свет, грохочущий джаз, богохульные выкрики “Аллилуйя!” (“Славьте Бога!”), неистовые пляски литераторов и гостей сатаны. Иван Бездомный, помешавшийся во время погони за нечистой силой, почему-то решил, что Воланд и его свита спрятались именно в особняке грибоедовской тетки. С помощью таких сближений и сюжетных поворотов писатель демонстрирует свое негативное отношение к МАССОЛИТу.
Так же беспощадно, как с МАССОЛИТом, нечистая сила расправляется и с его председателем Михаилом Александровичем Берлиозом. Даже критик Латунский, который довел Мастера до сумасшествия, отделался всего лишь погромом своей квартиры, а Берлиозу Воланд не только устроил ужасную смерть под колесами трамвая, но и похитил его голову накануне похорон, чтобы на балу нечистой силы закончить философский спор о Боге и дьяволе, о добре и зле. Для Булгакова Берлиоз – самый отталкивающий герой в романе. Этот бюрократ от литературы, выполняя указания сверху, помогает подчинить властям духовную жизнь общества.

Он не только заказывает антирелигиозную поэму Ивану Бездомному, но и поучает, что и как надо написать о Христе в этой поэме. Это Берлиоз и ему подобные устроили из литературного объединения контору по распределению жилплощади, бесплатных путевок и дач. Редактор и наставник литературной молодежи, он отучает эту молодежь мыслить самостоятельно и свободно.
В романе присутствуют два воспитанника Берлиоза – поэты-массолитовцы Александр Рюхин и Иван Бездомный. Рюхин пишет “звучные стихи” к Первому мая – “Взвейтесь!” да “Развейтесь!” (1, 6). Но в минуту просветления он понимает, что все его стихи плохи потому, что он не верит ни во что из того, что пишет (1,6).

Булгаков ставит Рюхина рядом с памятником Пушкину на Страстной площади, и герой с завистью и недоумением размышляет о судьбе гения, которому всегда везло, любое событие “шло на пользу, все обращалось к славе его” (1,6), “белогвардеец” (!) Дантес, стреляя в Пушкина, обеспечил последнему бессмертие. Это минутное просветление кончается ничем: Рюхин с горя напивается в ресторане МАССОЛИТа, и, надо полагать, его жизнь покатится дальше по прежней дорожке.
Если завистливый поэт Рюхин появляется только в эпизоде, то Иван Бездомный становится одним из центральных героев романа. Мастер справедливо назвал его невежественным человеком: этот пролетарский поэт пишет поэму о Христе, по сути ничего не зная о своем герое; предлагает отправить на Соловки знаменитого, но давно умершего немецкого философа И. Канта (1724 – 1804) для перевоспитания. Иван Бездомный, в отличие от Рюхина, сумел изменить свою жизнь, так как в нем сохранилась честность (критическое отношение к себе и к другим), способность сострадать чужому горю. Он готов признать, что пишет “ужаснейшие стихи” (1, 13); он привязался к Мастеру, когда узнал историю его жизни; он хочет спасти Москву от нечистой силы, предвидя, сколько несчастий обрушится на город, по которому бродят Воланд и его свита.

В сцене прощания с Мастером Иван многозначительно заявляет: “Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду. Меня другое теперь интересует… я другое хочу написать” (2, 30). Иван сдержал свое слово: он оставил свое стихоплетство, начал серьезно учиться и стал по-настоящему образованным человеком – профессором истории. Так ученик повторяет учителя, ведь Мастер тоже был профессиональным историком.

Читайте также:
Анализ главы Бал у сатаны: сочинение

От сатирического высмеивания пролетарского поэта в начале романа Булгаков переходит к сочувственному изображению Ивана Николаевича Понырева в конце произведения.
Положительное, хотя и трагическое решение проблемы творчества автор связал с образом Мастера. Это настоящий писатель, сочиняющий не по заказу сверху, а по велению собственного сердца. Он даже не сочиняет, а “угадывает” (1, 13) благодаря таланту.

Тему для своего “вредного” романа о Понтии Пилате он выбрал, конечно, не из конъюнктурных соображений и написал его, выразив свое отношение к власти зла, которое воплощает прокуратор Иудеи. “Романтический Мастер” (2, 32), как назвал его Воланд, думал, что его книга о вечных истинах будет нужна людям. Но, с точки зрения советских властей, эта книга очень несвоевременная: Мастер в эпоху самой активной борьбы с религией и церковью пишет не разоблачительный, даже не сатирический, а серьезный роман о библейских временах и героях.
Судьба Мастера доказывает, что в литературной жизни Советского Союза всем заправляют верноподданные чиновники. Официальная критика быстро и умело разделалась со своевольным писателем-одиночкой: его роман не напечатали, а разгромные критические статьи на ненапечатанный роман сделали свое дело – писатель получил тяжелое нервное расстройство. За что же так ополчились против Мастера критики?

Они выполняли политический заказ – морально уничтожить человека, который осмелился думать и творить самостоятельно и честно. Мастер рассказывал Бездомному: “Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон. Мне все казалось (…), что авторы этих статей говорят не то, что хотят сказать, и что их ярость вызвана именно этим” (1, 13). Описывая квартиру Латунского в доме со швейцаром у мраморного подъезда, Булгаков показывает, чем расплачивается власть с “правильным” критиком и за что продает он свое вдохновение.

А для Мастера литературная травля сменилась другими методами воздействия: на несколько месяцев герой попал в следственный изолятор. А когда его освободили, у Мастера не было ни дома, ни имени. Единственное, что ему оставалось, – это самому отправиться в психиатрическую клинику Стравинского.

Узнав историю Мастера, читатель вместе с Воландом может воскликнуть: “Да, его хорошо отделали!” (2, 24).
Мастер не выдержал нравственных и физических испытаний, которые обрушились на него, и сжег свой роман. Судьба этого писателя – убедительное доказательство того, что никакой свободы творчества в СССР нет. Когда Воланд предлагает герою продолжить роман, Мастер категорически отказывается: “У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет.

Ничто меня вокруг не интересует (…), меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал” (2, 24).
Подводя итог, следует отметить, что “Мастер и Маргарита” – философский роман о добре и зле и о гибели человека в мире, где нет доброты. В отношении главного героя общая тема уточняется так: роман о взаимоотношениях художника и власти. Булгаков рассматривает два отношения к творчеству: приспособленцев – членов МАССОЛИТа и настоящего художника – Мастера, который не торгует своим умом и талантом, не продает высокие идеалы творчества ни за какие жизненные блага.

Так Булгаков продолжает традицию, заложенную в русской литературе Пушкиным, когда духовная свобода творца считается главным условием истинного творчества.
В романе Булгаков доказывает трагическую идею: взаимоотношения честного, самоотверженного художника с властью приводят к гибели художника, что подтверждается судьбой Мастера и его героя Иешуа, а также реальной, невыдуманной жизнью самого Булгакова. И этот печальный вывод не могут сгладить никакие смешные проделки нечистой силы в Москве.
Власть, по мнению Булгакова, не способна творить добро. Казалось бы, римский прокуратор обладает огромной властью и может спасти нищего проповедника Иешуа, лживо обвиненного первосвященником Каифой. Но нет, различные политические и личные трусливые соображения мешают Понтию Пилату это сделать.

Он может только облегчить муки Га-Ноцри на кресте и потом отомстить предателю Иуде из Кириафа. Также и всесильный Воланд не может устроить простое земное счастье Мастера и Маргариты, но покарать их обидчиков он в силах.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита»

Вступление

Роман «Мастер и Маргарита» поднимает много проблем, актуальность которых не угасает со временем. Творчество в романе «Мастер и Маргарита» – одна из таких тем. Интересен для читателей и критикой способ ее раскрытия. Михаил Булгаков изображает понятие творчества на примере трех человек: критика и редактора Берлиоза, свободного поэта Ивана Бездомного и настоящего творца – мастера. Эти люди совершенно разные, их судьбы и образ жизнь отличаются не менее чем отношение к тому, что они делают.

Творчество в понимании Берлиоза

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» поднимается с первых страниц.

С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе «председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор толстого художественного журнала» неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру.

Читайте также:
Рассуждения над страницами повести: сочинение

В первый раз читатель видит Берлиоза в беседе с Бездомным, на Патриарших прудах. Михаил Булгаков изображает редактора человеком, уверенным в себе и своих познаниях. Он рассказывает об Иисусе, отрицая его существование, приводя примеры и наслаждаясь эффектом, воспроизведенным на молодого поэта. Что ж до творчества, то для Берлиоза это работа, заключающаяся в самолюбовании и совершенном самодурстве. Описывая председателя Массолита, Булгаков прибегает к тончайшей иронии. Чего только стоит фраза «Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя сломать тебе шею, лишь очень образованный человек».

В дополнение к образу «пишущей братии» Михали Булгаков вводит и образ молодого поэта Амвросия. Описывая его «румяногубым» и «пышнощеким», писатель иронизирует над сугубо телесным, низменным началом псевдо-поэта.

Творчество для Ивана Бездомного

Иван Понырев, пишущий под звучным псевдонимом Бездомный, воплощает в себе образ современной молодежи булгаковского периода. Он полон рвения, желания творить, но слепое следование критериям и требованиям берлиозов и «толстых журналов» превращает его не в свободного художника, а подопытную мышь, бегающую в колесе критики.

Проблема творчества в романе на примере Бездомного – это раздорожье, на котором стоит поэт. В итоге уже в больнице он понимает, что стихи его «чудовищны», и он таки ошибся в выборе пути. Михаил Булгаков не винит его в совершенной ошибке, и не иронизирует. Возможно, по этому пути мог пойти и мастер, если бы его внутренний огонь не оказался сильнее условностей и традиций.

Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира. Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.

Творчество и мастер

Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название «Появление героя». Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в «спрута с очень длинными и холодными щупальцами», который начинает ему видится повсюду, «как только погаснет свет». Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.

Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары «настали безрадостные дни», они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.

Выводы

Михаил Булгаков мастерски раскрывает в романе тему творчества. Он показывает ее с точки зрения трех человек. Для Берлиоза Массолит – всего лишь способ самовыражения и удовлетворения своих приземленных желаний. Пока журналом управляет такой редактор, настоящим художникам места в нем нет. Писатель знает, о чем пишет. Ему не раз приходилось сталкиваться с такими горе-редакторами. Его великий роман тоже не сразу будет понят и издан благодаря людям, что держат бразды правления организаций, в сути которых видят лишь способ удовлетворения собственных интересов, но ни как не служение творчеству.

Иван Бездомный относиться к своему дару трепетно, он мечтает о лаврах поэта, но запутывается в хитросплетении настоящего и фальшивого, разменивая свой талант на «поэмы под заказ» и, в конце концов, осознает, что стихи его «чудовищны» и писать их он больше не будет.

На примере мастера острота проблемы творчества достигает своего апогея. Он пишет не потому что хочет стать автором, он пишет потому, что не писать не может. Роман живет своей жизнью, и всю свою силу и энергию вкладывает в него мастер. Он не помнит ни своего имени, ни имени своей бывшей жены, но знает наизусть каждую строчку романа. Даже сожженным это произведение продолжает жить своей жизнью, пока Воланд не воскрешает его из пепла, как когда восстал из пепла и сам роман «Мастер и Маргарита».

Сочинение: Проблема творчества в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Проблема творчества в романе М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован уже после смерти автора, причем без купюр в нашей стране вышел лишь в 1973 году. Известно, что последние вставки в роман М.А.Булгаков диктовал жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти. Самим автором жанр был определен как «фантастический роман».

И уже несколько десятилетий не утихают споры вокруг этого необычного произведения. Роман поразил всех формой. Она заворожила и отвлекла. Евангельский сюжет с Иешуа спутал все карты. Какая-то завеса повисла между ничтожной реальностью, дающей пищу для анекдота , и величественным инобытием, куда ведет косо упирающийся в небо лунный луч.

Читайте также:
Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Это последнее произведение Булгакова наследует у других романов, в частности, у «Белой гвардии», вопросы о свете и покое, тему дома, связь частного лица и истории, связь неба и земли и тему творчества . Проблема творчества – одна из сквозных в «Мастере и Маргарите». Несмотря на важность других проблем, попробуем выделить как одну из важных именно эту.

Роман открывается эпиграфом из «Фауста» Гете. Этот эпиграф как бы намекает на вечный сюжет, он же дает намек на происхождение этого сюжета от литературы. Словно оттесняя тему покоя и дома, истории и судьбы, главных для «Белой гвардии», в роман «Мастер и Маргарита» вступает тема искусства.

На исходе мая в Москву со своей «ревизией» прибывает Воланд. В это же время на закате дня в среду, за несколько дней до православной Пасхи, на бульварах у Патриарших прудов прогуливались двое – Михаил Александрович Берлиоз, председатель писательской организации Массолит, и поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Иван Бездомный.

Бездомный написал поэму о Христе – конечно, антирелигиозную. Сделал он это по заказу Берлиоза, занимающего одновременно и пост редактора. Поэма получилась не совсем такой, какой бы хотел видеть ее редактор. Иисус в изображении народного поэта получился «ну, совершенно как живой». Интересная подробность: один герой – мастер, который появится позднее, пишет роман о Понтии Пилате и об Иешуа (одно из имен Христа), другой – о Христе. Пока они отдалены друг от друга миллионами верст, разделяющими культуру и агитку. Но Иисус все равно получается у Ивана Бездомного «как живой». На том, что герой поэмы существовал, сходятся, видимо, и мастер, и Воланд (который говорит об этом без обиняков), и Иван Бездомный, не подчинивший свое перо Берлиозу.

Москва, ее обитатели – авторы и потребители масскультуры. Один из них Михаил Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа, что расшифровывается как «массовая литература и литература для масс». Несчастный Берлиоз погибает под колесами трамвая по злой воле не только черта, но и Аннушки, пролившей масло на трамвайные рельсы; она часть той «массы», для которой и кует свое искусство неутомимый Берлиоз.

Герой, чьим именем назван роман, появляется лишь где-то в середине первой части. В описании внешности вдруг промелькнет что-то напоминающее самого автора романа: «бритый, темноволосый, с острым носом… человек примерно лет тридцати восьми». То же можно сказать и обо всей истории жизни мастера, его судьбе, в которой угадывается немало личного, выстраданного автором.

Мастер пишет роман «совсем не о том» выходит с ним в окололитературный мир. Роман печатать не стали, зато появились разносные статьи. Терзаемый страхом, мастер сжигает свой роман. По доносу Алоизия Могарыча мастер арестован за хранение нелегальной литературы, а когда был отпущен, сам пришел в психиатрическую больницу. «О, как я угадал!» – произносит мастер, когда Иван Бездомный рассказывает ему в палате о происшествии на Патриарших прудах. Здесь же он называет имя Воланда, который не успел отрекомендоваться как Воланд лишь Степану Лиходееву. События романа в романе, связанные с жизнью мастера в Москве и необыкновенными похождениями «нечистой силы» в этом городе, – это тоже творения мастера, уже знающего о своей судьбе все. Слишком близко стоят три фигуры: Булгаков, Иешуа, мастер. Отделить героя от самого автора нелегко.

Мастер для Булгакова – больше, чем писатель. Мастер Булгакова служит некой высшей духовной задаче, в отличие от той праздной жизни возле искусства, которую ведут литераторы за столиками «Грибоедова» или в коридорах МАССОЛИТа. Мастер не тщеславен, внутренне независим. Подобно Иешуа, мастер откликается на чужое страдание. Но герой Булгакова не разделяет идеи всепрощения. Он мало похож на страстотерпца, христианина, праведника.

Мастер пережил непризнание, преследования в литературной среде, он не может смириться и простить своих недругов. Нет, он не струсил. Именно здесь очень хорошо понимаешь разницу между трусостью и страхом. Трусость – это страх, помноженный на подлость. Герой Булгакова не поступился совестью и честью. Но страх разрушающе действует на душу художника.

Евангельский сюжет художественно прикрывает мастера. В главах об Иешуа он получает свободу, художественную свободу. Искусство в своем совершенстве как бы забивает боль. Это бегство мастера в страну чудес. Сцены казни, дворец Пилата, белый плащ с кровавым подбоем – краски ослепительны. Так смотришь на картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи»: восхищаешься красотой тел, светом и мраком, отступая сознанием от того, что погибает город. В сценах страдания на кресте и казни есть роскошь и нет простоты, приличествующей моменту.

Можем ли мы сказать, что это игра в чистое искусство? Нет. Это бегство мастера, предшествующее его истинному удалению из романа. Сказка? В сказке льется кровь, но нам не страшно. Но сказка сказке рознь. То, что рисует Булгаков, – Москва тридцатых годов, «гастроль» господина Воланда и компании, которых выдумал мастер, – горькая действительность. Тут смесь сказки с несказкой, смешение. Мастер пытается спастись в игре. То, что в «Белой гвардии» героям виделось в снах или в минуту откровения наедине с собой, тут выносится на площадь. В театре в конце спектакля Иешуа наравне с другими актерами выходит кланяться зрителям. Режиссер принимает и Иешуа за актера.

Читайте также:
Проблематика и сюжетно-тематические особенности романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Писание романа, легенда о романе, пропажа романа и восстановление его занимает умы героев романа и его создателя.

Узнав о гибели Берлиоза, мастер не жалеет о нем, жалеет лишь о том, что такая участь не постигла латунских и других. Главенствует стихия мщения, хотя милосердие, как говорит Воланд, лезет из всех щелей. Черт здесь даже не черт, а словно падший ангел, вновь почувствовавший в себе ангела, прикрываясь черным плащом, сводит счеты с истинным чертом, с тем, кто запрятал в клинику Стравинского мастера, кто поставил во главе МАССОЛИТа Берлиоза. В сумасшедший дом попадают два поэта, злобно завидует Пушкину поэт Рюхин. Уверенные в себе, всесильные руководители масскультуры (лиходеевы, латунские, римские, берлиозы) получают свое. Это уже не Страшный суд, а смешной суд, суд искусства над жизнью, возмездие искусства. Идея МАССОЛИТа терпит крушение. Это происходит на сеансе черной магии, где толпа лицезреет искусство для масс, а в конце сеанса, как и руководители театра, оказывается раздетой.

Разрыв между массой и мастером очевиден. Аннушка безразлична как к творениям мастера, так и к творениям, создаваемым под крылом Берлиоза.

Но есть некий мост, по которому и роман мастера, и само искусство способны воссоединиться со зрителем и читателем. Этот мост – Иван Бездомный и его судьба.

В минуты лунного наводнения Иван Понырев спит в своей комнате со счастливым лицом, Но его счастье сторожит острый шприц

«Искусство бессмертно»,– утверждал Булгаков в «Белой гвардии». Да, искусство бессмертно, соглашается мастер, да, «рукописи не горят». И мастер уходит. Он не попадает «в свет», Иешуа придумывает для него особую судьбу, награждая его «покоем», которого так мало знал в своей жизни мастер.

Как страшен этот уход, и как он беспощадно оплачен! Рука Булгакова карает обидчиков мастера, но она не щадит и самого мастера. Что ждет его по ту сторону жизни? В романе есть жестокая фраза: «Не бывает так, чтобы все стало, как было». Это относится к мастеру. Ему не о чем больше писать. Булгаков дописывает свой роман умирающей рукой и, кажется, сомневается в возрождающей силе искусства. Он верит в Иванушку и опасается за него. Он видит в его судьбе повторение судьбы мастера. Как и в сцене на Воробьевых горах, в конце романа читателя охватывают горе и боль. Роман вновь делается чувствительным к боли, глушимой стихией смеха и игрой искусства. Страдание не сгорает в огне, как не горят и рукописи.

Роман Булгакова – роман мастера, который слишком хорошо понимал и чувствовал другого мастера, своего героя – его судьбу, его писательское одиночество.

Примерный план (если понадобится, но текст не совсем следует плану; план из пособия для учителей, для устной работы группы по роману).

· МАССОЛИТ и его члены.

· Приемы сатирического изображения писателей и их деятельности (главы 5 – 6).

· МАССОЛИТ и РАПП.

· Что определяет поведение Степы Лиходеева, Римского, Варенухи, Жоржа Бенгальского?

· При чем здесь искусство, талант, вдохновение?

Тема творчества в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимаются различные проблемы, в том числе и касательно творчества, творческого пути, роли творца.

В произведении существует некая оппозиция Мастера представителям МАССОЛИТа. С последних начинается роман. Читатель видит беседу главного редактора журнала с поэтом. Эти люди не заботятся о нравственном содержании своих произведений. Их заботит лишь собственное благосостояние и удовлетворение своих потребностей.

Их произведения, в частности, посвящены исключительно земным вещам. Они любили писать о «Грибоедове» — ресторане, находящимся поблизости к МАССОЛИТу. Писатели данного учреждения были натуральными графоманами и писали о кушаньях, которые подавали в данном ресторане.

Сравнивая поэтов МАССОЛИТа с Мастером, Михаил Булгаков поднимает проблему ложного и истинного творчества. По его мнению, первые писатели не являются истинными творцами, так как не задевают важных проблем в своих творениях. Они пишут исключительно о низменных вещах, недостойных поэта. Литература для них — всего лишь работа, способ заработать, источник дохода. Они творят не по велению сердца, а ради денег. Их книги лишены нравственного содержания, поэтому являются ложными.

Мастер, по мнению Булгакова, является истинным творцом. Он не может выжить в обществе таких лживых, лицемерных людей. Он пишет книгу о Понтие Пилате. Его произведение описывает страх и трусость, которые привели к гибели невинного человека. Конечно, глубокий смысл произведения не мог быть понят современниками Мастера.

По мнению некоторых критиков, образ Мастер биографичен. Считается, что создавая его образ, Михаил Булгаков использовал факты из своей биографии, случаи из своей жизни.

Читайте также:
Разумное и нравственное всегда совпадают. Л.Н.Толстой. ( Собачье сердце): сочинение

Действительно, при жизни Булгаков тоже встречался с непониманием со стороны читателей и критиков. Не все его произведения получали одобрения, не все разрешались.

Тонкая душа Мастера не может справиться с ложью, несправедливостью, лицемерием этого мира. Он, как истинный художник, пытается избавить мир от этого, сделать его чище. В конце, не выдержав нервного напряжения, Мастер сжигает свой роман. Однако, его мысли, чувства, переживания будут всегда живы, передадутся потомкам. Он, как истинный творец, верит, что зло всегда получает наказание, никогда не проходит даром. Мастер верит в победу добра, пусть и недолговечную, временную.

Такое действительно случается. Ресторан «Грибоедов» поддается поджогу. Конечно, новое здание будет построено и в него придут новые писатели… Однако, на время зло исчезнет из мира, давая свободу творить истинным художникам.

Вариант 2

Роман М.Булгакова «Матер и Маргарита» является одним из самых популярных произведений автора. В нём поднимаются различные темы, но тема творчества является одной из ключевых. Автор раскрывает её в трёх аспектах с точки зрение разных героев: Берлиоза, Ивана Бездомного и самого Мастера.

В начале романа читатель может видеть председателя МАССОЛИТа Михаила Александровича Берлиоза. Казалось бы, он умирает ещё в завязке и не должен быть важным персонажем, но это не так. В нём заключены недооценка роли писателя и бюрократизм, окружающий членов ассоциации.

В сцене на Патриарших прудах Берлиоз рассказывает молодому поэту Бездомному о Боге, опровергает его существование, подкрепляя это всё якобы литературным опытом и начитанностью. Герою льстит реакция Ивана на его рассказы. На деле же образование Берлиоза заключается в использовании цитат и отрывков из прочитанной литературы, сути которой он так и не понял.

Для Михаила Александровича творчество – всего лишь способ самоутвердится, получать награды и быть уважаемым. Из-за этого государство требует от него наблюдать за творчеством других писателей, продвигать идеи партии.

Следующим героем, отразившим тему творчества, является Иван Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный. Именно он попадает под наблюдение Берлиоза, из-за чего его стихи получаются бездушными. Сам герой мечтал о наградах, в нём горел огонь творца, но под давлением он превращается из свободного писателя в очередного ремесленника. Только в больнице Иван осознаёт, что его стихотворения «чудовищны».

Главный герой – Мастер, на примере которого М.А.Булгаков раскрывает тему творчества, является истинным творцом. Мастером его называла Маргарита, и герой действительно заслуживает это звание. Он творит не ради признания и самолюбования, как Берлиоз, а для души и с целью изложить собственные мысли на бумагу. Но роман оказался аполитичен, поэтому критики окружили его и отвергли. Это ранило Мастера в самое сердце, которое он вложил в произведение, а горечь переходит в психическое расстройство. Герой попытался сжечь роман, ведь больше не мог творить, но рукописи не горят. Только Маргарита смогла понять героя и его роман, проникнуться смыслом. Любовь героев проходит через испытания, именно девушка старается поддержать Мастера во всех трудностях.

Таким образом, в романе «Мастер и Маргарита» автор показывает различие истинного творчества и ремесла. Берлиоз погибает из-за ошибочных суждений, на его примере читатель видит, что такое самовлюблённое творчество не принесёт плодов. Иван Бездомный осознаёт ошибки, но решает больше не писать как раньше. А Мастер с Маргаритой обретают вечный покой и любовь.

Тема творчества в романе Мастер и Маргарита

Несколько интересных сочинений

Я считаю, что противоречие, конечно, есть. И оно сохранилось даже в нашу эпоху, хотя и немного изменилось.

Произведение посвящено историческим событиям, происходящим в период Полтавской битвы, и является образцом лироэпической классики.

На написание повести «Палата № 6» Антона Павловича Чехова вдохновила его поездка на остров Сахалин. Там Чехов наблюдал за людьми, находящимися в ссылке. Их быт очень впечатлил автора.

Вяйнемейнен. Вещий песнопевец и мудрец. Рожден владычицей морей Илматар в море. Волны вынесли его на берег. Вяйнемейнен живет в солнечной стране Калевале. У него много друзей. Своим пением и игрой на кантеле Вяйнемейнен всем приносит радость.

Родители – это самые близкие и родные люди, которые на протяжении всей жизни всегда заботятся о своих детях и поучают их. Пока они маленькие, они могут этого не замечать. Во время подросткового возраста дети в силу того

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

  • 1. “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
  • 2. Авторская позиция в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Все похожие сочинения (21) ↓

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

Читайте также:
Коровьев Фагот в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Читайте также:
Влияние Салтыкова-Щедрина на творчество Булгакова: сочинение

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (ЕГЭ по литературе)

Двенадцать лет жизни были отданы М. А. Булгаковым роману «Мастер и Маргарита». В этом произведении тема творчества является одной из ведущих, на что указывает и его название. Мастер – творческий человек, художник, обладающий талантом и силой воображения. У Булгакова это слово выступает антонимом по отношению к слову «писатель». Не случайно, когда в психиатрической клинике Стравинского пролетарский поэт Иван Бездомный, знакомясь с мастером, называет его писателем, тот поправляет его: «Я – мастер».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Раскрывая тему творчества, автор ставит в своём романе проблему истинного и ложного искусства, проблему свободы творчества и судьбы художника в тоталитарном государстве. В «Мастере и Маргарите» причудливо соединяются фантастика и реальность, сатира и лирика. В стране «воинствующего атеизма» писатель прибегает к мистике и помещает в Москву тридцатых годов дьявола и его свиту, чтобы они вершили суд над обывателями с их низменными стремлениями и порочными поступками.

Наиболее суровой сатире подвергаются те, кто наделён властью, кто подавляет проявления свободной творческой мысли. Писатели – «властители дум», и именно они становятся первыми жертвами Воланда. Роман начинается «весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах», куда пришли два писателя. Один из них – Михаил Александрович Берлиоз, солидный сорокалетний человек, редактор толстого художественного журнала, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, именуемой Массолит. Другой – молодой поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Писатели обсуждают антирелигиозную поэму Ивана Бездомного. Образованный и основательно начитанный Берлиоз объясняет невежественному Ивану неверность его подхода к теме. Нужно было показать в поэме, что никакого Иисуса не существовало на самом деле. В этот момент на аллее и появляется «иностранец», похожий на оперного Мефистофеля: «Правый глаз чёрный, левый – почему-то зелёный». Незнакомец вступает в спор о Боге, напоминает о пяти доказательствах бытия Божия, которые «начисто разрушил» «беспокойный старик Кант», немецкий философ – идеалист, соорудивший «собственное шестое доказательство». Здесь имеется в виду нравственный императив: Бог есть, потому что в душе человека существует совесть как глас Божий, помогая различать добро и зло.

Писатели по-разному ведут себя перед «консультантом». На поэта незнакомец произвёл отвратительное впечатление, а Берлиоза он заинтересовал. Иван ведёт себя агрессивно и злобно, в его сознании отражены черты массового психоза тех лет. Он кипит праведным гневом против инакомыслящих: «Взять бы этого Канта да за такие доказательства на Соловки». А Берлиоз в беседе с «консультантом» ведёт себя вежливо, корректно, конфузится за невежливые выходки молодого поэта, спокойно и уверенно ведёт спор, хотя иногда тревожные мысли и начинают его мучить. Но Воланд жестоко наказывает не агрессивного Ивана, а вежливого Берлиоза, и этому есть несколько причин. Во-первых, Берлиоз является идейным руководителем писателей, поэтому несёт большую ответственность за безверие. Ведь атеисты-писатели не верят ни в Бога, ни в дьявола. Во-вторых, председатель правления писателей, при всей своей начитанности и эрудиции, крайне догматичен и ортодоксален: он никогда не изменит своих взглядов. Когда сбывается «седьмое доказательство» и Берлиоз видит летящий прямо на него трамвай, он и тогда не может поверить в существование дьявола. Просто в его мозгу кто-то отчаянно крикнул: «Неужели?» В-третьих, это просто человек без фантазии. «Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык», – пишет автор о своём герое.

Читайте также:
Как формируется драматург: сочинение

Сатирический портрет писателей наиболее полно и ярко даётся в пятой главе под названием «Дело было в Грибоедове». «Дом Грибоедова» так называли, потому что по преданию он принадлежал тётке Грибоедова якобы именно в нём знаменитый писатель читал своей тётке отрывки из «Горя от ума». Со времён «фамусовского общества», в котором истинными ценностями считались богатство, награды, связи, в московской писательской среде ничего не изменилось. Названия табличек на дверях этого «дома творчества» красноречиво говорят о материальных интересах деятелей культуры: «Рыбно-дачная секция», «Запись на бумагу у Поклёвкиной», «Квартирный вопрос», «Полнообъёмные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия). Ялта, Суук-Су, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец)». Обладатели членского массолитского билета, «коричневого, пахнущего дорогой кожей, с золотой широкой каймой», вызывают зависть, потому что они пользуются благами жизни, недоступными «простым смертным», а уж обладают ли они литературным талантом – это второстепенное дело. Ярким образцом таких писателей является некий «румяногубый гигант, золотоволосый, пышнощёкий Амвросий-поэт», который ужинает в ресторане и знает толк в «порционных судачках а натюрель». Собравшиеся на литературное заседание двенадцать литераторов (двенадцать апостолов «новой веры», а, вернее, безверия) в ожидании своего наставника Берлиоза рассуждают не о своих творческих планах, а с завистью обсуждают «материальные блага» «генералов» от литературы, например, говорят о некоем Лавровиче, который располагается один в шести комнатах в Перелыгине (очевидно, речь идёт о писательском дачном посёлке Переделкине) и «столовая дубом обшита!». Эти писатели выполняют «социальный заказ», пишут то, что требует от них государство и власть для того, чтобы получить земные блага. Разумеется, ни о каком творчестве, мастерстве и таланте речь вообще не идёт.

Таким бездарным, приземлённым, корыстолюбивым писателям противопоставлен мастер. Историк по образованию, музейный работник, переводчик с пяти языков, он однажды выиграл в лотерею сто тысяч рублей. Тут же герой Булгакова нанял у застройщика, в переулке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике, бросил службу в музее и начал сочинять роман о Понтии Пилате, считая это время «золотым веком». Он был погружён в своё творчество, совершенно не заботясь о том, есть ли спрос на такую тему в атеистическом государстве. Когда его роман о Понтии Пилате «летел к концу», мастер встретил свою Маргариту, и его жизнь обрела новое звучание, получила новый смысл. Но вот произведение о пятом прокураторе Иудеи завершёно и нужно выходить в свет. Мир литературы, куда впервые попал мастер, чрезвычайно поразил его: это был мир творческой несвободы, лицемерия, фальши и лжи. Для мастера эта встреча с «миром литературы» обернулась катастрофой. В редакции, куда он отнёс своё произведение, его ничего не спрашивали по существу романа, а задавали, с точки зрения мастера, «сумасшедшие» вопросы, и самый «идиотский» из них: кто надоумил его «сочинить роман на такую странную тему?» Роман не был напечатан, но в газетах стали появляться разгромные критические статьи. Например, критик Ариман напечатал статью «Вылазка врага», где «предупреждал всех и каждого, что он, то сеть наш герой, сделал попытку протащить в печать апологию Иисуса Христа». А критик Мстислав Лаврович «предлагал ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить… её в печать». Мастер был морально сломлен, отказался от своего произведения, бросив его в огонь, но «рукописи не горят!». Скорее всего, именно вследствие этого «самосожжения» и появился в Москве Воланд, доставая из небытия роман мастера и пересказывая его двум московским писателям на Патриарших прудах.

Судьба мастера, как и всякого художника в тоталитарном государстве, трагична: он заболел психическим расстройством и оказался в клинике для душевнобольных. Но остался его ученик Иван Бездомный, отказавшийся, как и обещал мастеру, от писания плохих стихов и ставший Иваном Николаевичем Понырёвым, профессором истории.

Итак, тема творчества в романе получает как сатирическое, так и трагическое освещение. Сатирически показаны московские писатели, выполняющие «социальный заказ», лишённые искры таланта и думающие о материальных благах. Тема судьбы художника в тоталитарном государстве трагически освещается на примере образа мастера.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id35864

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: