Рассуждения над страницами повести: сочинение

Сочинение: Булгаков м. а. – Рассуждения над страницами повести «собачье сердце»

Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
А. Пушкин

Михаил Афанасьевич Булгаков – мистический писатель, как он сам себя называл, а чем еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его необыкновенную способность увидеть наше будущее, предсказать, а может быть, и предостеречь от него.
Любое произведение этого писателя – кладезь мыслей, богатейшего русского языка и юмора, часто переходящего в сатиру и сарказм. Мне же хочется поговорить о повести “Собачье сердце”, написанной Булгаковым в 1925 году.
Автор явно не надеялся, что в обозримом будущем его творение увидит свет, появится в печати, хотя, как всякому художнику, ему хотелось видеть свое творение опубликованным. Зная, что повесть не будет напечатана, Михаил Афанасьевич “отводит душу” на ее страницах. Он устами своего героя, профессора Преображенского, говорит все, что думает о Советской власти, о нововведениях и порядках.
У профессора нет достойного оппонента. Есть благодарные слушатели в лице ассистента Борменталя и секретарши Зины и противники: Швондер, Шариков и их последователи и соратники. Но Филипп Филиппович говорит скорее для себя. Он рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение. Борменталь пытается возразить, что, кроме советских газет, нет никаких, и Преображенский категорически замечает: “Вот никаких и не читайте”.
Профессор может себе позволить быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что “новоблагословенная очень приличная. Тридцать градусов”. Филипп Филиппович возражает: “Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать”, потом он пророчески добавляет: “они туда что угодно могут плеснуть”. Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы.
И чем дальше Булгаков разворачивает повествование, тем яснее и четче встает перед нами картина жизни тех лет.
Не задумываясь о моральной стороне дела, новые хозяева жизни реквизируют “лишнюю жилплощадь у буржуев”. Без тени иронии Швондер и его подчиненные предлагают профессору Преображенскому потесниться, так как у него “аж семь комнат”. На вопрос Филиппа Филипповича, где же он будет обедать, они ему хором отвечают: “В спальне. ” Профессор возмущенно возражает: “Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной. и принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди. ”.
Преображенскому удалось отстоять свое право на все комнаты благодаря сильным покровителям, а вот его сосед “Федор Павлович поехал за ширмами и кирпичом. Перегородки будут ставить”. И ведь на долгие десятилетия эти “перегородки”, изуродовавшие квартиры, внесшие в русский язык понятие “коммуналка”, утвердились в новой жизни. До сей поры мы знаем, что многие люди живут семьями в одной комнате, не имея возможности уединиться, подумать, позаниматься в спокойной обстановке. Тогда целью жизни становится не овладение профессией, духовный и культурный рост личности, а желание обрести нормальное жилье любыми средствами. И для многих эта цель так и остается несбыточной.
Булгаков в повести “Собачье сердце” не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда “никто” вдруг становится всем, но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы.
Для того чтобы строить новое общество, надо обладать не только силой и желанием его создать, но необходимы глубокие знания, в том числе и истории, так как все повторяется в этой жизни – “вначале – как трагедия, а потом – как фарс”.
В рассуждениях Полиграфа Полиграфовича Шарикова дана программа, которую с успехом будут осуществлять долгие годы в “Ресефесере”: “Взять все да и поделить. – дело нехитрое. А то что ж: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет. ”.
А далее Преображенский, на мой взгляд, гениально объясняет бесперспективность такого государства, поставившего все на неучей: “. вы (Шариков) еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо. а вы позволяете себе, с развязностью совершенно невыносимой, подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить. ”.
Много еще можно найти в повести “Собачье сердце” объяснений нашему теперешнему краху, логично вытекшему из всего заложенного в начале образования СССР.
Я же не перестаю восхищаться гениальностью Михаила Афанасьевича Булгакова и его творений.

Сочинение по повести Собачье сердце Булгакова рассуждение

Любимый многими писатель двадцатого века Михаил Булгаков является по своей сути мистическим автором, так как пророчествовал в своих произведениях. В иронической повести «Собачье сердце» автор дал волю воображению, думая, что произведение никогда не будет напечатано. В ней Булгаков открыто показал к чему могут привести последствия революции.

Читайте также:
Писательская трагедия Мастера в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”: сочинение

Писатель остро показывает государственный и социальный уклад двадцатых годов. В первой части повести автор показывает достаточно симпатичного пса Шарика, который незаслуженно страдает от злых людей вокруг. Песик достаточно умный и не лишен рассуждения. К примеру, он любит писателя графа Толстого, а злых людей ненавидит. Шарик здраво рассуждает и разделяет такие понятия как «товарищ», «гражданин» и «господин».

Затем Булгаков вводит читателя в жизнь известного профессора Филиппа Филипповича Преображенского и доктора Борменталя. Они яркие представители интеллигенции, которые, согласно автору, живут исключительно нравственно.

После эксперимента по пересадке гипофиза, профессор Преображенский из бездомного пса Шарика и погибшего в кабацкой драке мужчины делает нового человека, которому в дальнейшем дают имя Полиграф Полиграфович Шариков.

Но новое существо проявляет далеко не сыновьи чувства к профессору. Новоиспеченный Шариков постепенно становясь человеком, указывает профессору на общественную неравность. Михаил Афанасьевич Булгаков в повести противопоставляет Шарикова и Преображенского. Новый мир и старый. Но Шариков у него — это не просто пролетарий, это скорее всего те бездельники, которые стали во главе революции, желая зацапать свой кусок от чужого.

Главным учителем Шарикова становится Швондер. Несмотря на все усилия профессора и доктора Борменталя, Шариков слушает одного Швондера, который, в свою очередь, делает все, чтобы подопечного направить на путь гибели, катастрофы. Булгаков не только иронизировал, но и показал к чему может привести власть тех, кто был «никем», а потом стал «всем». Ведь программа, направленная на равенство каждого члена общества позволяла все взять и разделить поровну.

В повести забавно показывается, как Швондер безуспешно (так как у Профессора оказался значительный покровитель) пытался расселить в семикомнатной квартире своих «товарищей», а на вопрос Преображенского, где он должен вкушать пищу, бесхитростно отвечает, что в столовой.

Филипп Филиппович Преображенский, видя, к чему привел его эксперимент, решает вернуть Шарикова в исходное положение и вновь возвращает ему собачий вид.

«Собачье сердце» — это повесть-предупреждение, которое, увы, никто тогда по достоинству не оценил.

Вариант 2

Мне очень нравится фильм, но книга мне понравилась еще больше!

Интересная мысль о том, что можно вот так «создать» человека. Думаю, что для современников это важно, так как я вот недавно слышал в одной программе, что органы после трансплантации (особенно сердце) влияют на характер человека. И после операции могут появляться мысли и образы из жизни того человека, от которого взяли органы. Узнают то, чего никак не могли бы узнать.

И еще важная мысль, что мало создать, так надо еще и воспитать. А у профессора Преображенского не было времени и возможности. То есть Шариков был себе нормальный пес, его можно было наказать, если что. Но вот он получил силу — могущество человека, и пиши пропало! Такой уж он и глупый, и вредный. И самое страшное — опасный! Трусливый предатель. Вот как — деньги, слава тоже могут показать человека. Некоторые не готовы к ним. И вот свалилось все это — начинают пить и буянить. Шариков, по-моему, сам был не готов к тому, чтоб стать человеком.

Вот есть такие собаки (и разные другие животные), которые кажутся умней и добрей, чем многие люди. Они будто уже готовы очеловечиться. Вот бы профессору попался такой экземпляр! Ну, и конечно, гипофиз тоже от хорошего человека нужен был, а не от пьяницы. Нельзя забывать, что это в Шарике проявлялось «наследие» человека, а пес просто не мог с этим бороться. То есть тут и черты погибшего жуткие, и привычки собачьи.

Думаю, что само человечество не готово еще к таким операциям. Если б еще профессор не страдал от этих странных большевиков! А тут никакой поддержки, а наоборот.

Сейчас, я слышал, клонировали обезьян. Так тут до человека совсем близко, а сколько о клонах писали фантасты. Все варианты разрабатываются писателями, мыслителями. Кстати, клонов предлагают использовать тоже для органов, хотя бы частично. То есть предлагают выращивать не полного клона, а отдельно почку или легкое, которое будет полностью соответствовать тебе. Вот тоже интересный вариант! Лишился пальца — вырастил новый.

Но опять же боюсь, что надо для начала развить духовность — сердце, чтобы оптимально решить все эти вопросы тонкие и сложные, которые будут возникать тем чаще, чем больше человек развивается в технологиях.

Сочинение 3

Неоспоримым фактом для каждого почитателя русской литературы является утверждение о гениальности Михаила Афанасьевича Булгакова. Он подарил миру большое количество пьес, рассказов, повестей. Одним из не менее замечательных творений является повесть «Собачье сердце». Можно ее отнести к жанру фантастики.

Читайте также:
Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей: сочинение

Достаточно интересна и печальна история данного произведения. Из-за того, что оно было написано, как гротеск на современную Россию, долгое время запрещалось правительством. И только в 1988 году оно было напечатано и появилось в общем доступе.

Конечно, для этого есть причины. В произведении поднято не мало проблем, связанных с политикой, человечностью и другими вещами. Имеют они почву остро социальную.

Повесть можно назвать весьма автобиографичной. Одним из главных героев является профессор Преображенский, совершающий главное действие – эксперимент. Вероятнее всего, этот доктор является прототипом самого Михаила Афанасьевича, который, кстати, тоже был врачом.

Итак, главные герои произведения весьма разнообразны и ярки.

Профессор Преображенский – известный врач, который принимает на дому. Он очень умный, образованный и недоволен политической обстановкой в стране. Живет он весьма состоятельно и занимается решением многих медицинских проблем. Давно из головы не выходит идея о продлении молодости. Для этого ему нужен был труп и пес. Он хотел произвести операцию по пересадке гипофиза. И вот когда подвернулось удачное человеческое тело (им стал Клим Чугункин).

Скоро из собаки по кличке Шарик, подобранной на улице, и тела Клима Чугункина, происходит новое существо. Сначала из собаки с пересаженным гипофизом человека вырастает новое существо. Постепенно оно развивается и берет имя Полиграф Полиграфович Шариков. Существо развивается с каждым днем, узнает новые слова, обучается навыкам и наглеет. Он вступает в партию большевиков и под влиянием Швондера он начинает активно заниматься партийной деятельностью. Скоро Шариков надоедает своей бессовестностью Преображенскому и его возвращают к начальному виду.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по повести Собачье сердце Булгакова

Популярные сегодня темы

Лично я думаю, что юбилей школы – это, действительно, важный праздник. Ля всех, кто тут работает (не только учителя), учится, а ещё для родителей, для жителей района. Школа – по-своему, центр жизни!

В произведении Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» задан вопрос, заданный в названии самой поэмы. Автор отвечает поставленный вопрос постепенно во время встречи мужиков, пришедших из разных деревень

В этой истории нет «хэппи-энда». Я так понимаю, что до сих пор нет единого мнения по поводу того, кто прав. То есть права ли Татьяна?! Тут, наверное, каждый решает для себя.

Практически все знают сказочку «Красавица и чудовище». В сказке описывается история красавицы, которая влюбляется в чудище, после чего происходит необъяснимое: монстр превращается в красивейшего принца

Первым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».

Сочинение на тему «Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.

Михаил Афанасьевич Булгаков — мистический писатель, как он сам себя называл, а чем еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его необыкновенную способность увидеть наше будущее, предсказать, а может быть, и предостеречь от него.

Любое произведение этого писателя — кладезь мыслей, богатейшего русского языка и юмора, часто переходящего в сатиру и сарказм. Мне же хочется поговорить о повести “Собачье сердце”, написанной Булгаковым в 1925 году.

Автор явно не надеялся, что в обозримом будущем его творение увидит свет, появится в печати, хотя, как всякому художнику, ему хотелось видеть свое творение опубликованным. Зная, что повесть не будет напечатана, Михаил Афанасьевич “отводит душу” на ее страницах. Он устами своего героя, профессора Преображенского, говорит все, что думает о Советской власти, о нововведениях и порядках.

У профессора нет достойного оппонента. Есть благодарные слушатели в лице ассистента Борменталя и секретарши Зины и противники: Швондер, Шариков и их последователи и соратники. Но Филипп Филиппович говорит скорее для себя. Он рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение. Борменталь пытается возразить, что, кроме советских газет, нет никаких, и Преображенский категорически замечает: “Вот никаких и не читайте”.

Профессор может себе позволить быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что “новоблагословенная очень приличная. Тридцать градусов”. Филипп Филиппович возражает: “Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать”, потом он пророчески добавляет: “они туда что угодно могут плеснуть”. Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также:
Гибель Най-Турса и спасение Николки: сочинение

И чем дальше Булгаков разворачивает повествование, тем яснее и четче встает перед нами картина жизни тех лет.

Не задумываясь о моральной стороне дела, новые хозяева жизни реквизируют “лишнюю жилплощадь у буржуев”. Без тени иронии Швондер и его подчиненные предлагают профессору Преображенскому потесниться, так как у него “аж семь комнат”. На вопрос Филиппа Филипповича, где же он будет обедать, они ему хором отвечают: “В спальне…” Профессор возмущенно возражает: “Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной. и принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди…”.

Преображенскому удалось отстоять свое право на все комнаты благодаря сильным покровителям, а вот его сосед “Федор Павлович поехал за ширмами и кирпичом. Перегородки будут ставить”. И ведь на долгие десятилетия эти “перегородки”, изуродовавшие квартиры, внесшие в русский язык понятие “коммуналка”, утвердились в новой жизни. До сей поры мы знаем, что многие люди живут семьями в одной комнате, не имея возможности уединиться, подумать, позаниматься в спокойной обстановке. Тогда целью жизни становится не овладение профессией, духовный и культурный рост личности, а желание обрести нормальное жилье любыми средствами. И для многих эта цель так и остается несбыточной.

Булгаков в повести “Собачье сердце” не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда “никто” вдруг становится всем, но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы.

Для того чтобы строить новое общество, надо обладать не только силой и желанием его создать, но необходимы глубокие знания, в том числе и истории, так как все повторяется в этой жизни — “вначале — как трагедия, а потом — как фарс”.

В рассуждениях Полиграфа Полиграфовича Шарикова дана программа, которую с успехом будут осуществлять долгие годы в “Ресефесере”: “Взять все да и поделить…— дело нехитрое. А то что ж: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет…”.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

А далее Преображенский, на мой взгляд, гениально объясняет бесперспективность такого государства, поставившего все на неучей: “…вы (Шариков) еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо… а вы позволяете себе, с развязностью совершенно невыносимой, подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить…”.

Много еще можно найти в повести “Собачье сердце” объяснений нашему теперешнему краху, логично вытекшему из всего заложенного в начале образования СССР.

Я же не перестаю восхищаться гениальностью Михаила Афанасьевича Булгакова и его творений.

Сочинение по повести Невский проспект Гоголя рассуждение

Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» начинается с описания этой улицы в разное время суток. Автор придаёт ей большое значение. И правда, она является жилой города на Неве. Писатель с восторгом описывает проспект, он словно поражается тому, какой разной может быть одна улица, чем она является для разных пластов общества. Объединяющее начало Невского проспекта заключается в том, что это всеобщая коммуникация Петербурга. Это место дружеских встреч, любовных свиданий, для кого-то просто средство, путь на работу. Главное – он объединяет людей всех слоёв общества, профессий, классов и сословий.

В изображении всего дня автор описывает присутствующих на проспекте людей, и читатель может заметить ярко выраженные социальные контрасты. Ранним утром город наполнен старухами, просящими хоть какую-то копейку на паперти, когда как остальная часть улицы пуста, хозяева магазинов ещё не начали работу. Нищие собираются у дверей кондитерских, где им швыряют чёрствые пироги и объедки.

В полдень Невский проспект – педагогический Невский проспект, что сказано с иронией. Иностранные учителя и воспитатели прогуливаются под руку со своими подопечными, гувернантки управляют своими девчонками, говоря, как им себя вести. Простым людям, для которых проспект является лишь средством, противопоставлено «высшее общество», для которых эта же улица является целью, местом, где можно покрасоваться. Льстивая сущность показной стороны их жизни проявляется в том, что за людей действует их внешность, детали одежды. Таким образом автор высмеивает лицемерие людей, их внутреннюю пустоту за красивой обложкой.

В эпизоде описания улицы намечаются главная проблема и конфликт повести. Это лживость образов людей и вечернего Невского проспекта.

Мотив демона в произведении возникает после описания теней, таинственно светящих фонарей. В этом описании проглядывает что-то мистическое, фантастическое. Иллюзорность Невского проспекта разъясняется не только сумерками, но и действием безотчётной неведомой силы, воздействующей на людей. В последующем повествовании образ демона возможно зовёт Пискарёва за этой красавицей, которая его очаровала. Также его сон, фантастический и безумный, может быть объяснён как действия этих сил. В окончании повести мотив демона прописывается открыто, автор обвиняет его как источник фальши и обмана между людьми.

Читайте также:
Нравственная проблематика произведений 20 века (по 12 произведениям русской и родной литературы): сочинение

Описание Невского проспекта в начале повести подводит читателя к сути, которая прописана в конце произведения. Эти 2 описания тесно связаны мистическим образом вечернего города и лживостью того, что люди видят глазами.

Экспозиция в виде описания дня на улице играет важную роль для всей последующей повести. Автор описывает обстановку, в которой друзья встретили прекрасных дам. В вечернее время, когда всё оказывается иллюзией, это и произошло, и они оказались обмануты этим демоном.

Вариант 2

Известная повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» — одно из небольших, но очень значимых и ценных произведений в русской литературе 19 века. Эта повесть была написана в 1833-1834 годах, а опубликована годом позже в книге «Арабески. Разные сочинения Н.В.Гоголя».

В начале повести мы можем наблюдать описание изменения Невского проспекта, с течением времени: какой бывает главная улица Петербурга утром, и какой она становится вечером. Н.В. Гоголь, автор этой небольшой повести, попавшей в цикл «Петербургские повести», а также делится своими впечатлениями о том, каким для него кажется этот большой город, удивительно ярко и правдиво показывает нам контраст Невского проспекта.

Поручик Пирогов и художник Пискарев следят за двумя молодыми девушками, незнакомыми между собой, но гуляющими в одно и то же время по Невскому проспекту, иначе называемому сердцем Петербурга. Пискарев идет следом за брюнеткой, но понимает, что она привела его в публичный дом, художник шокирован такой нелепой неожиданностью и в полном отчаянии убегает. Художник видит её во снах — и безумно рад возможности наблюдать за возлюбленной, быть рядом с ней хотя бы во снах. Ради этого он решается употреблять опиум. После отказа молодой дамы, насмешки над его предложением руки и сердца, Пискарев снова убегает домой и заканчивает жизнь самоубийством.

Пирогов же ухлестывает за блондинкой, но понимает, что она замужем за жестянщиком. Однако это ничуть не останавливает его, он ищет повод встретиться с ней — и быстро находит его. Придя за своим заказом, он застает даму одну, танцует с ней, целует её — и именно в этот момент заходит её муж, Шиллер, с другом. Пьяные ремесленники, в гневе от увиденного, хватают Пирогова и…высекают его!

Оба случая говорят о том, что знакомства на главной улице Петербурга не привели ни к чему хорошему, однако здесь есть существенная разница: художника полюбила его безответная любовь, а поручик рассердился и расстроился лишь на время: остыв, он полностью пришел в себя.

Автор показал, что не город и не места в нем ломают человека и меняют его судьбу. Сильный человек сможет выжить в большом городе, а вот слабый, увы, забудет о ценностях, счастливым обладателем которых он был раньше.

Сочинение 3

Н.В. Гоголь – это, безусловно, литературный художник, способный мастерски описать явления, события, сохраняя при этом яркий авторский индивидуальный стиль. Из-под пера писателя, выходили фундаментальные образы, которые волновали и тешили читающую публику правдоподобным изображением действительности. Если в позднем творчестве автор затрагивал какие-то базисные вещи о судьбе России, вел исторические исследования, то в раннем он как раз описывал местечковые локации и судьбы. Ярко это проявляется в «Петербургских повестях», где читатель может много почерпнуть о чувствах и переживаниях людей тех лет. В этом же сочинении, более пристально обратим внимание на произведение «Невский проспект».

Название неслучайно и полностью отражает суть произведения, несмотря на две сюжетообразующие линии.

Писатель скрупулезно описывает главную улицу Петербурга в разные промежутки дня. Напомним, что в те годы Петербург был столицей страны, следовательно, Невский был главной артерией и всей страны, где располагались самые крупные магазины, ярмарки и государственные учреждения. Невский проспект – это место, где встречались люди разных социальных страт: кто-то вышел совершить моцион, кто-то спешит на работу или с работы, кто-то пошел в увольнительную с военной службы. Невский проспект – это главная социальная витрина города, где сторонний наблюдатель может оценить всю палитру общества от нищих до приближенных к царской чете. Особое внимание автормуделяет одежде людей и вещам, которые они несут с собой. Это литературный прием — метонимия, дающая возможность по частности составить впечатление об общем объекте. Так, по элементам одежды можно узнать, чем человек занимается и его материальное положение. Даже по количеству грязи на ботинках узнать, где человек бывал в течение дня.

Уже тогда Гоголь вводил в обиход элементы символизма. Да, петлица в золоте, например, сразу говорит, что человек состоит на государственной службе.

Автор показывает, что главная улица – это некий организм, где отдельные частицы-люди приводят его в движение. Гоголь восхищается красотой и величием, как Петербурга, так и Невского, но и прекрасно понимает, что это бешеная круговерть, где гибель одного человека по отдельности ничего не значит.

Читайте также:
«Собачье сердце» повесть предупреждение: сочинение

Что касается сюжетной линии о молодых людях. Красивые девушки – это лишь как мечта, способ убежать от реальности. Не зря автор упоминает об опиуме, который помогал в миссии побега от реальной жизни.

Сочинение по произведению

Петербург является местом действия многих произведений Николая Васильевича Гоголя. Более того, столице тогдашней Российской империи посвящён отдельный цикл произведений – «Петербургские повести», созданные в 1830-1840-х годах, в которые и входит знаменитая повесть «Невский проспект».

Сюжет повести строится на историях двух друзей – художника Пискарева и поручика Пирогова, которые отравились прогуляться по Невскому проспекту в поисках приключений или хотя бы какого-то развлечения на вечер. И они его находят – каждый из них уходит вслед за понравившейся незнакомкой, встреченной на Невском.

Художник Пискарев уходит за таинственной брюнеткой, увлеченный её загадочным образом, который он пытался разгадать на протяжении всего пути. Однако в конце пути его ожидало лишь разочарование – дом таинственной незнакомки оказался публичным, а она сама – его работницей. Пискарев в недоумении сбегает из этого места.

Однако, Пискарев, несмотря на всё, увлекается девушкой, влюбляется в неё самой искренней и чистой любовью, после чего решает сделать ей предложение – ему кажется, что девушка откажется от своего грязного прошлого в «пучине разврата», полюбит молодого художника так же сильно, как он её, после чего они будут жить вместе счастливо. Но мечтам Пискарева не суждено сбыться – в ответ на предложение руки и сердца девушка смеётся над ним. Юноша с ужасом понимает – ей нравится её распутная жизнь. Спустя неделю Пискарева находят с перерезанным горлом и окровавленной бритвой в руках.

Эта история учит читателя не только не судить человека по внешности, которая, как известно, зачастую обманчива. Нет, Гоголь так же даёт напутствие всем утонченным и мечтательным натурам – не стоит грезить о том, что еще не известно нам, иначе разочарование может стать фатальным.

Товарищ Пискарева, поручик Пирогов, пережил более «приятные» приключения- проследовав за блондинкой, он дошёл до мастерской немца Шиллера, который оказался мужем этой блондинки. Это не смутило его, после чего он стал намного чаще наведываться в мастерскую, дабы чаще видеть жену Шиллера. Однако, однажды, когда поручик в своих наглых попытках склонить девушку к измене мужу зашел слишком далеко, это заметил сам Шиллер, после чего избил Пирогова.

Поручик, несмотря на собственную вину, посчитал себя оскорблённым. Но уже вечером остыл и продолжил свои похождения. В отличие от своего утонченного друга он остался жив и нисколько не пострадал. А Николай Васильевич оставил читателя наедине с его мыслями – кто же из двух приятелей был прав в своих поступках? И если никто из них не прав, то кто же наиболее близок к правильному отношению к жизни и девушкам, к любви и страстям?

Сочинение-рассуждение: алгоритм написания

1. Подход к сочинению как к творческой работе

Навык написания сочинения, в том числе сочинения-рассуждения по литературе, важен каждому ученику, независимо от основного направления его обучения. Сочинение является традиционным видом творческой работы, включающим репродуктивный, продуктивный и творческий уровни познания. То есть подготовка к сочинению соответствует основным целям образования: развитие мыслительной, коммуникативной и творческой деятельности. Сочинение также имеет признаки проектной работы, поскольку в результате ученик создает новый продукт (на основе других текстов, текста-образца). Ребенок может использовать сочинение как форму выражения собственных мыслей и эффективное упражнение в развитии речи и навыков риторики. Для учителя сочинение — возможность комплексно решить ряд задач в рамках текстоцентрической модели образования.

2. Выбор темы

В самом начале подготовки, при работе над сочинением в 5 классе, одна из основных задач учителя – сформировать и конкретизировать проблему-тему. Тема становится тезисом рассуждения, требующим доказательств.

Если обращаться непосредственно к темам сочинений ЕГЭ, то видна следующая тенденция. В 2016-2017 учебном году темы носили антонимичный характер: «Победа и поражение», «Разум и чувства», «Честь и бесчестие», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». В этом году тоже прослеживаются противопоставления, однако они подталкивают к выбору: «Доброта или жестокость», «Месть или великодушие».

3. Формулирование проблемы

Проблема-тезис является мотивирующим элементом, она задает импульс всей дальнейшей работе над сочинением. Чем оригинальнее и даже парадоксальнее проблема — тем интереснее ученику выполнять задание. Такой подход вписывается в системно-деятельностную парадигму образования. Возможные формулировки проблем стоит обсуждать как можно чаще — это развивает в целом и дает материал непосредственно для экзамена (одна и та же проблема может подходить к разным темам). Формулировку можно назвать проблемной, если она дает импульс к вопросу или вопросам.

Читайте также:
«Швондер и есть самый главный дурак» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

Подготовиться к сочинению будет проще с учебником «Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 класс».

4. Формулирование идеи

Идея объясняет, какой смысл мы хотим выразить в своей работе. Она не должна совпадать с проблемой-тезисом. Как правило, идея пишется в конце сочинения. При работе на уроке на начальных этапах учитель подсказывает возможные варианты. От идеи зависит выбор и построение аргументов, потому что они должны последовательно раскрыть мысль. Здесь уже применяются универсальные учебные действия, связанные с анализом и составлением синтаксического целого.

5. Выбор отрывков-аргументов

Итак, аргументы в сочинении-рассуждении по литературе должны подводить к выводу и отражать позицию автора. В отличие от сочинения по русскому языку, здесь аргументы объемнее, каждый из них состоит из блока частных аргументов.

На начальных этапах подготовки учитель помогает подбирать ключевые положения в тексте-источнике, цитаты из текстов и статей. Материалы могут быть заранее подготовлены учениками по критериям, после на уроке отбираются лучшие. На самом экзамене не предусмотрено наличие текстов, поэтому нужно научить детей не только вставлять цитаты, но и пересказывать их. Попытка точного цитирования на экзамене часто приводит к ошибкам.

Есть универсальные произведения, в которых отражены основные темы, проблемы. Речь, конечно, идет о «Капитанской дочке», «Войне и мире», «Преступлении и наказании». Можно также брать произведения советского периода («Сотников» Василя Быкова, «Прощание с Матерой» Валентина Распутина, «Судьба человека» Михаила Шолохова), и современных авторов (Захара Прилепина, Михаила Тарковского и др.).

6. Работа над структурой

Структура сочинения-рассуждения по литературе строится по принципу: Тезис — Аргументы — Вывод. Это несколько отличается от привычной формулы (Вступление — Главная часть — Заключение). Тезис включает проблему и обоснование ее выбора. Проблема и идея становятся рамками сочинения. Как правило, приводится два или три аргумента, они состоят из нескольких абзацев.

Моделирование будущего сочинения предусматривает дифференцированный подход, зависящий от уровня подготовки учеников. «Слабым» ребятам достаточно подобрать цитаты и сделать их элементарный анализ. Усложненный вариант: расширение конспекта, составленного на уроке. Самые способные ученики могут самостоятельно развивать проблему на основе опорных положений.

Характеристика экзаменационного сочинения во многом задается требованиями КИМ. Например, планируемый объем не должен быть меньше 300 слов. Обычно сочинение старшеклассника занимает два-три тетрадочных листа — нужно научить детей соотносить тетрадочные листы с форматными (А4). Не следует делать сочинение слишком длинным: больше объем — больше ошибок.

7. Развитие ключевых предложений и слов

Когда аргументы выбраны, их нужно развить. Коллективная устная работа помогает научить детей работать над ключевыми словами и предложениями. Вначале учитель задает возможные формулировки, мысли, обсуждает их с учениками. Составляется цитатный план будущего сочинения, краткий конспект содержания аргументов. В процессе обсуждения каждый школьник выбирает то, что ему ближе и включает в свои аргументы. Постепенно дети учатся развивать ключевые слова и предложения самостоятельно, а после применяют это на экзамене.

Примеры работы над сочинением-рассуждением

Доброта или жестокость

1. Берем первую часть антитезы и развиваем ее. Начинаем с вопроса, так проще организовать первую часть. Объясняем, почему затронули данную проблему.

Как можно определить понятие «доброта»? По моему мнению, доброта — это высокое душевное качество личности, которое в первую очередь проявляется в любви к ближнему. Добрый человек отзывчив, благожелателен, стремится помочь любому человеку. В произведениях русской литературы мы находим многочисленные примеры образов героев, проявляющих доброту. Однако среди них немало неоднозначных персонажей, которые, наряду с этим высоким качеством, допускают крайнюю жестокость.

2. Переходим ко второй части. Здесь удобно привести роман «Преступление и наказание», в котором показаны противоречивые, сложные характеры. Первым описываем Родиона Раскольникова.

Обратимся к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников неравнодушен к чужому горю. Он не раз проявляет доброту: спасает от насилия пьяную девочку, отдает последние деньги на похороны Мармеладова, защищает Соню, когда Лужин подло обвиняет ее в краже. Но тот же Раскольников формулирует чудовищную теорию. Суть ее в том, что убийство разрешается сильным личностям для воплощения их великих идей и улучшения тем самым качества жизни широких масс. Для проверки этой теории и определения своего места в мире Родион идет на убийство.

3. Упоминаем еще одного сложного персонажа произведения.

Другой персонаж романа — Свидригайлов — проявляет невиданную щедрость: оплачивает похороны Катерины Ивановны, устраивает ее детей в сиротские заведения, обеспечивает будущее Сони. Но в то же время на счету Свидригайлова несколько преступлений.

4. В первой части аргументации добавляем третьего героя (другого произведения), в котором также объединены доброта и жестокость.

Читайте также:
Фантастика и реальность в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

На страницах повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы неоднократно встречаем примеры проявления доброты Емельяном Пугачевым. Уважая Петра Гринева за твердость характера и верность долгу, он дарует ему жизнь, помогает спасти Машу. Но Пугачев в то же время — разбойник и жестокий убийца.

5. Первый блок аргументов завершен. Делаем вывод.

Эти литературные персонажи не лишены нравственных качеств. Светлая сторона их личности позволяет совершать добрые поступки. Но вместе с тем, все они оказываются способны на жестокие преступления. Именно поэтому, раскрывая понятие доброты, стоит отметить еще одну важную составляющую: высокие душевные качества — любовь к людям, стремление им помочь — должны проявляться всегда, а не от случая к случаю. Недоброжелательное поведение должно полностью исключаться, а это характерно только для духовно сильных людей, цельных личностей.

6. Переходим ко второму блоку аргументов, представляющему персонажей добрых, не проявляющих жестокость. Яркий пример находим все в том же «Преступлении и наказании».

Соня Мармеладова — олицетворение всепрощающей христианской любви к людям. Мораль у каждого своя. Для Сони аморально ничего не сделать для спасения Катерины Ивановны и ее детей от голодной смерти. Поэтому она жертвует собой и живет по желтому билету. Сила добра и нравственности Сони способна спасать озлобленные души. Она становится моральным наставником Родиона. Благодаря ей он приходит к духовному возрождению.

7. Поскольку существуют разные формы проявления доброты, приводим еще один пример. Если Соня — это образец личной нравственности, то Михаил Кутузов в романе «Война и мир» — внутренней доброты государственника.

Истинные качества мудрой доброты проявляет М. И. Кутузов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Мы видим Кутузова мудрым человеком, горячо любящим свою страну и ее народ, верящим в боевой дух солдат. Он, как родной отец, чувствует их и понимает их нужды. Эта любовь не позволяет полководцу допускать ненужных человеческих жертв. Он понимает бедственное положение французской армии после Бородинского сражения и берет на себя всю ответственность за будущее страны. Во имя сохранения армии и спасения России им было принято решение об отступлении из Москвы, и оно оказалось единственно верным. Он спас не только человеческие жизни, но и целую страну. Более того, он преподал урок высшей доброты, когда под Красным призвал солдат «пожалеть» отступающих французов.

8. Подводим итог.

Моральные убеждения этих героев никогда не позволят им совершить низкий поступок. В них отсутствует злоба и неприязнь к любому человеку, даже к преступнику и врагу. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что истинная доброта — это любовь и сострадание к другим людям. Добрый человек всегда сумеет простить оступившегося и протянуть руку помощи нуждающемуся. Счастье и радость ближнего для них — главная ценность. Доброта присуща духовно сильным, мудрым людям, для которых она является основой нравственной жизни.

«Доброта лучше красоты» (Г. Гейне)

1. Ставим проблему через характеристику основного понятия.

Доброта — это высокое душевное качество личности, которое проявляется в любви к ближнему, отзывчивости, стремлении помочь. Красота — это вызывающий восхищение внешний облик человека. Доброта характеризует внутреннее содержание человека, а красота — внешнее. Но так ли важен этот внешний блеск при отсутствии душевных качеств?

2. Ссылаемся на автора цитаты, поэта Генриха Гейне. Сразу показываем свое отношение к утверждению.

Генрих Гейне утверждал, что доброта лучше красоты. Я полностью согласен с мнением немецкого поэта и считаю, что красота без внутреннего содержания — просто пустая холодная оболочка. Кроме того, люди красивые, но бездуховные обычно бывают избалованными, лицемерными, порой жестокими. С ними неприятно общаться. Доброта же, напротив, являясь внутренней красотой человека, светит изнутри. Каждому из нас важны в жизни сочувствие, понимание, поддержка, поэтому доброта ценится больше, чем красота.

3. Переходим к аргументам типовой формулировкой.

В произведениях русской литературы мы находим многочисленные подтверждения этой точки зрения.

4. В качестве примера приводим двух антитезных персонажей произведения «Война и мир».

Так, доброта гораздо важнее красоты для великого русского писателя Л. Н. Толстого. Противопоставляя характеры и поступки добрых и красивых героев романа-эпопеи «Война и мир», мы отчетливо это видим. Доброта и искренность Наташи Ростовой гораздо лучше холодной расчетливости эгоистичной красавицы Элен.

Наташа — любимая героиня писателя. Она не отличается красотой, но очень чуткая и отзывчивая девушка. Наташа искренне верит в людей, в любовь, всегда готова помочь. Ее добрая непосредственность способна возрождать к жизни. Когда, отчаявшись и разуверившись во всем, князь Болконский остался ночевать у Ростовых, он случайно подслушал разговор Наташи с Соней. Наташа так искренне восхищалась красотой ночи, что князь Андрей почувствовал желание жить, любить и быть счастливым. Наташа за всех переживает, ей не безразличны окружающие ее люди, будь то родные и близкие или совершенно незнакомые, но нуждающиеся в помощи. Вспомним эпизод, когда Ростовы покидали Москву и к их дому подвозили раненых солдат. Наташа упросила мать, чтобы та разрешила оставить их у себя в доме. Раненые остались. Но потом, когда Наташа узнала, что они всей семьей будут уезжать, а больных оставят одних на растерзание врагу, она пришла в ужас. Совершенно не думая о том, что останется без приданого, она отвоевала у матери подводы для раненых. На этих подводах Ростовы собирались вывозить ценные вещи из дома. Но Наташа даже не сопоставляет благополучие семьи и жизни солдат. Спасти людей для нее гораздо важнее.

Полная противоположность Наташе Ростовой — гордая Элен. Элен — яркая красавица, но в этом ее единственное достоинство. Она не отличается умом, холодна и порочна, руководствуется только личной выгодой. Элен способна на низкие и коварные поступки. Так, ради забавы она сводит юную и доверчивую Наташу со своим женатым братом Анатолем. Этот поступок не только расстроил женитьбу Наташи и Андрея, но и едва не погубил наивную девушку. Из расчетливости Элен вышла замуж за Пьера, так как понятие «любовь» для нее ничего не значит. После свадьбы она заводит любовную интригу с Долоховым, которая заканчивается дуэлью. «Где вы — там разврат, зло», — скажет о ней Пьер.

5. Подводим итог первого блока аргументов.

Читайте также:
Юмор и сатира в пьесах Булгакова: сочинение

И мы убеждаемся, что красота — не главное, гораздо важнее духовная зрелость человека.

6. Берем пример из другого произведения — «Чучело». Второй блок аргументов тоже выстраиваем на противопоставлении.

Проблема противопоставления внешнего и внутреннего мира личности актуальна во все времена. Обратимся к произведению советской эпохи — повести В. Железникова «Чучело». Главная героиня, Лена Бессольцева, новенькая в классе. Она некрасивая, но очень доброжелательная, умная и тонкая девочка. Несмотря на юный возраст, Лена способна даже на самопожертвование. Она берет на себя вину дорогого ей человека Димы Сомова. Девочка до последнего терпит травлю класса, но не раскрывает имя «предателя», из-за которого не состоялась поездка в Москву. В противопоставление ей — красотка класса Шмакова. Так сложилось, что она знает, что класс выдал Сомов, который ей также нравится. Не без интереса и удовольствия Шмакова наблюдает за издевательствами одноклассников над совершенно ни в чем не виноватой Леной. Родители, к сожалению, не научили ее доброте. Урок гуманизма и высокой нравственности преподала ей маленькая, хрупкая Лена.

7. Подводим итог сочинения.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что доброта — это красота душевная и она гораздо важнее пустого внешнего блеска. С годами от красоты ничего не останется, а доброе сердце светит изнутри всегда и делает человека прекрасным. Добрый человек, как солнце, в лучах которого так хочется греться.

В представленных сочинениях некоторые аргументы вполне допустимо вычеркнуть для сокращения объема.

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.

Как писать сочинение-рассуждение?

В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.

По «правилу трёх» можно строить и сочинение:

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:

Читайте также:
Интеллигенция в произведениях Булгакова: сочинение

Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.

Вступление в сочинении-рассуждении

Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.

Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».

Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».

Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.

Основная часть в сочинении-рассуждении

Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»

В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.

Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»

Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также:
В чём проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита М. А. Булгакова.: сочинение

Сочинение: Булгаков м. а. – Рассуждения над страницами повести «собачье сердце»

Булгаков м. а. — Рассуждения над страницами повести «собачье сердце»

Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
А. Пушкин

Михаил Афанасьевич Булгаков — мистический писатель, как он сам себя называл, а чем еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его необыкновенную способность увидеть наше будущее, предсказать, а может быть, и предостеречь от него.
Любое произведение этого писателя — кладезь мыслей, богатейшего русского языка и юмора, часто переходящего в сатиру и сарказм. Мне же хочется поговорить о повести “Собачье сердце”, написанной Булгаковым в 1925 году.
Автор явно не надеялся, что в обозримом будущем его творение увидит свет, появится в печати, хотя, как всякому художнику, ему хотелось видеть свое творение опубликованным. Зная, что повесть не будет напечатана, Михаил Афанасьевич “отводит душу” на ее страницах. Он устами своего героя, профессора Преображенского, говорит все, что думает о Советской власти, о нововведениях и порядках.
У профессора нет достойного оппонента. Есть благодарные слушатели в лице ассистента Борменталя и секретарши Зины и противники: Швондер, Шариков и их последователи и соратники. Но Филипп Филиппович говорит скорее для себя. Он рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение. Борменталь пытается возразить, что, кроме советских газет, нет никаких, и Преображенский категорически замечает: “Вот никаких и не читайте”.
Профессор может себе позволить быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что “новоблагословенная очень приличная. Тридцать градусов”. Филипп Филиппович возражает: “Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать”, потом он пророчески добавляет: “они туда что угодно могут плеснуть”. Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы.
И чем дальше Булгаков разворачивает повествование, тем яснее и четче встает перед нами картина жизни тех лет.
Не задумываясь о моральной стороне дела, новые хозяева жизни реквизируют “лишнюю жилплощадь у буржуев”. Без тени иронии Швондер и его подчиненные предлагают профессору Преображенскому потесниться, так как у него “аж семь комнат”. На вопрос Филиппа Филипповича, где же он будет обедать, они ему хором отвечают: “В спальне. ” Профессор возмущенно возражает: “Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной. и принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди. ”.
Преображенскому удалось отстоять свое право на все комнаты благодаря сильным покровителям, а вот его сосед “Федор Павлович поехал за ширмами и кирпичом. Перегородки будут ставить”. И ведь на долгие десятилетия эти “перегородки”, изуродовавшие квартиры, внесшие в русский язык понятие “коммуналка”, утвердились в новой жизни. До сей поры мы знаем, что многие люди живут семьями в одной комнате, не имея возможности уединиться, подумать, позаниматься в спокойной обстановке. Тогда целью жизни становится не овладение профессией, духовный и культурный рост личности, а желание обрести нормальное жилье любыми средствами. И для многих эта цель так и остается несбыточной.
Булгаков в повести “Собачье сердце” не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда “никто” вдруг становится всем, но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы.
Для того чтобы строить новое общество, надо обладать не только силой и желанием его создать, но необходимы глубокие знания, в том числе и истории, так как все повторяется в этой жизни — “вначале — как трагедия, а потом — как фарс”.
В рассуждениях Полиграфа Полиграфовича Шарикова дана программа, которую с успехом будут осуществлять долгие годы в “Ресефесере”: “Взять все да и поделить. – дело нехитрое. А то что ж: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет. ”.
А далее Преображенский, на мой взгляд, гениально объясняет бесперспективность такого государства, поставившего все на неучей: “… вы (Шариков) еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо… а вы позволяете себе, с развязностью совершенно невыносимой, подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить. ”.
Много еще можно найти в повести “Собачье сердце” объяснений нашему теперешнему краху, логично вытекшему из всего заложенного в начале образования СССР.
Я же не перестаю восхищаться гениальностью Михаила Афанасьевича Булгакова и его творений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: