Разумное и нравственное всегда совпадают. Л.Н.Толстой. ( Собачье сердце): сочинение

««Собачье сердце», Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л. Н.Толстой»

Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности “Разумное и нравственное всегда совпадают”, — считал П Н Толстой В своих “дьявольских” произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения” подобных критериев, абсурдность их противопоставления

Появление таких произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он должен нести ответственность ‘за дела свои перед миром” Профессор Персиков (“Роковые яйца”) погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности

В повести “Собачье сердце” (1925) иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения В его уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл

М Булгаков, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи

Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни В повести эта мысль находит остроумную форму выражения вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры поют Герой справедливо критикует бездеятельность ‘ если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха Следовательно, разруха не в клозете, а в головах В4щя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит сюжет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку “Вот, доктор, — обращается он к своему коллеге, — что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу ” Сюжет повести поучителен, экспери ментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.

Ситуация, описанная в “Собачьем сердце”, имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию “нового героя”. Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается “служить”, начав с истребления “врагов”. Булгаков пытается исследовать источник бюрократической “заразы”, акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными “официальными полномочиями”. Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна — союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: “Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки”. Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.

Читайте также:
Ершалаимские главы у Булгакова: сочинение

Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником великой гума нистической традиции, которой всегда была сильна русская литература.

«Разумное и нравственное всегда совпадает» Л.Толстой (ЕГЭ обществознание)

Слова одного из самых известных писателей и философов в мире, Льва Николаевича Толстого, обращают наше внимание на взаимосвязь нравственной стороны общественной жизни и разумной. Автор убежден в том, что разумность любых принципов можно объяснить с точки зрения нравственности, через систему ценностей.

довольно противоречивое высказывание. Нравственность – довольно глубокое понятие. И, мне кажется, что она в самой своей сути – основана все-таки на разумности. Но выражать свое согласие или несогласие я не могу без нужных мне рассуждений.

В начале следует определить значение основных терминов. Нравственность – моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своем выборе. Часто этот термин употребляется как синоним морали – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле. В то время как разумное предполагает логичность и, как сказал один мой знакомый, разумно – это с пользой для себя, но не во вред дргуим.

Таким образом, можно ли сопоставить понятия “разумно” и “нравственно”? Разум, в основном, основывается на фактах и выгоде, в то время как нравственность – на тянущимся за собой традиционализме.

В качестве примера несопоставимости этих понятий, хочу привести композитора Рахманинова. Во время Гражданской войны в России, он вместе со своей семьей бежал из страны. Но во время Великой Отечественной войны, он говорил о своей великой любви к родине, отсиживаясь в США. Поступок определенно безнравственный, но разумный, так как он был противником изменений октябрьской революции и это могло бы привести его к не лучшим последствиям.

Но, может тогда, все дело в том, что со временем понятия “разумно” и “нравственно” изменили свое значение? Сейчас более трепетное отношение к жизни, чем во время Л.Толстого. Тогда умереть – как двумя пальцами щелкнуть – на дуэли, от родов, от любой болезни и т.д. Понимая, что жизнь в любой момент может оборваться, люди искали опору в том, что как бы стоит над жизнью: честь, достоинство, репутация семьи и т.п. Чрезмерно печься о своем здоровье не считалось разумным, слишком много вокруг было опасностей. А сейчас, когда появилась масса возможностей сохранять свое здоровье, гораздо больше ценится сама жизнь.

Таким образом, я пришла к выводу, что высказывание Л.Н.Толстого, если и было верным, то только в его время, сейчас же понятия “нравственности” и “разумности” все чаще разделяются в своем значении.

К1 – 1 балл. Смысл раскрыт

К2 – 2 балла. Дано определение ключевому понятию (нравственность), был осуществлен логичный переход к морали, раскрыта сущность понятия “разумное”

К3 – 0 балл. Рассуждение на бытовом уровне без опоры на теоретические знания обществоведческого курса (можно было бы остановиться на видах мировоззрения, а также сравнить биологические и идеальные потребности как аналог разумному и нравственному, а потом свести к тому, что “разумное” и “нравственное” не могут быть едины, поскольку представляют собой разные начала)

Читайте также:
Судьба человека (на примере романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита и поэмы В. Гете Фауст): сочинение

К4 – 0 баллов. Рахманинов искренне любил Отечество, но не одобрил новую власть. А у Вас получается, что он поступил безнравственно лишь из-за того, что лично не отправился в СССР. Однако он всячески помогал, например, перечислял деньги с концертов на нужды Красной армии. Это сложно назвать безнравственным. Он поступил и разумно (т.к., действительно, не стал рисковать жизнью), и нравственно (т.к. помогал своим соотечественникам, хотя не был обязан). Поэтому этот пример мог бы хорошо подтвердить афоризм, а у вас получилось наоборот.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

“Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы – М А Булгаков “Собачье сердце”)

Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности “Разумное и нравственное всегда совпадают”, — считал П Н Толстой В своих “дьявольских” произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения” подобных критериев, абсурдность их противопоставления
Появление таких произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он должен нести ответственность за дела свои перед миром” Профессор Персиков (“Роковые яйца”) погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности
В повести “Собачье сердце” (1925) иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения В его уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл
М Булгаков, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи
Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни В повести эта мысль находит остроумную форму выражения вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры поют Герой справедливо критикует бездеятельность: ” если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха Следовательно, разруха не в клозете, а в головах – несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит сюжет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи. Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку “Вот, доктор, — обращается он к своему коллеге, — что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу “. Сюжет повести поучителен, экспериментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.
Ситуация, описанная в “Собачьем сердце”, имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию “нового героя”. Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается “служить”, начав с истребления “врагов”. Булгаков пытается исследовать источник бюрократической “заразы”, акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными “официальными полномочиями”. Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна — союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: “Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки”. Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником великой гума нистической традиции, которой всегда была сильна русская литература.

Читайте также:
Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова Собачье сердце): сочинение

Разумное и нравственное всегда совпадают.Каков смысл.

Разумное и нравственное всегда совпадает (Л. Толстой)

Смысл данного высказывания состоит в том, что здравость ума и мораль внутри человека образуют единое целое. Известный российский писатель Лев Николаевич Толстой в высказывании указывает на проблему единства разума и нравственности.

Нельзя не согласиться с автором высказывания, ведь одно понятие основано на другом. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что современные люди забывают о своем моральном облике и ставят разум на передний план.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Нравственность – это моральное качество человека, которое создает определенные правила поведения. Разумность – это логичность. Нравственность основывается на устоявшихся нормах, а разумность – на фактах и собственной выгоде. Понятия совершенно разные, но вместе они составляют образ личности. Мораль и разумность должны быть едины в цивилизованном обществе.

Обратимся к примерам из истории. Во время Гражданской войны известный российский композитор Сергей Васильевич Рахманинов вместе с семьей сбежал с родины в США. А во время Великой Отечественной он говорил, как сильно любит Россию и скучает по ней. Он поступил разумно, когда бежал из страны, в которой его могли убить из-за политических убеждений. Но моральный облик Рахманинова среди соотечественников навсегда стал очернен.

Подтверждение мысли автора мы встречаем в СМИ, например, в июле 2019 года ЛГБТ-активистку Елену Григорьеву убили за ее социальную позицию. Незадолго до происшествия гомофобное интернет-сообщество «Пила против ЛГТБ» опубликовало список людей, которым обещали «жестокие подарочки». В этот перечень входила Елена Григорьева. Таким образом, отсутствие у некоторых гомофобов разумности и нравственности повлекло за собой гибель человека.

>> Стратификация действительно социальное расслоение общества (Павел Гуревич)

В заключение можно сделать вывод о том, что нравственность и разумность представляют собой единую систему внутри человека. Эти два понятия – это главные составляющие развитой здоровой личности.

  • Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком (А. Чехов)
  • Сущность демократии – не в народном произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство (Сократ)
  • Свобода – это высшее нравственное состояние человека, когда ограничения необходимы как проявления этой же нравственности, т. е. разумного самоуважения и…
  • Почему быть отличником в школе — это не всегда хорошо?
  • Чему ребенка учит школа или почему отличник не всегда становится успешным?
Читайте также:
Трагическая тема революции в пьесе «Дни Турбиных»: сочинение

«Разумное и нравственное всегда совпадают» Толстой

Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности «Разумное и нравственное всегда совпадают», — считал П Н Толстой В своих «дьявольских» произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения» подобных критериев, абсурдность их противопоставления

произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он должен нести ответственность ‘за дела свои перед миром» Профессор Персиков («Роковые яйца») погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности

В повести «Собачье сердце» (1925) иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения В его уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл

М Булгаков, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи

Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни В повести эта мысль находит остроумную форму выражения вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры поют Герой справедливо критикует бездеятельность ‘ если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха Следовательно, разруха не в клозете, а в головах В4щя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит сюжет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку «Вот, доктор, — обращается он к своему коллеге, — что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу » Сюжет повести поучителен, экспери ментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.

Читайте также:
В чём проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита М. А. Булгакова.: сочинение

Ситуация, описанная в «Собачьем сердце», имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию «нового героя». Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается «служить», начав с истребления «врагов». Булгаков пытается исследовать источник бюрократической «заразы», акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными «официальными полномочиями». Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна — союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки». Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.

Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником великой гуманистической традиции, которой всегда была сильна русская литература.

Разумное и нравственное всегда совпадают. Л.Н.Толстой. ( Собачье сердце)

Единодушно булгаковской концепции личности, группа таланта охватывает в себя высоконравственный момент Иконописец не имеет возможности отгородиться для себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание складывается в том, для того чтобы способствовать прогрессу населения земли посредством высоконравственное вырабатывание сплетни Благоразумное и высоконравственное всякий раз совпадают, — считывал П Н Великий писатель земли русской В своих чертовых творениях Равный богу Булгаков пробовался представить парадоксы несовпадения сходственных критериев, глупость их противопоставления Происхождение таковых творений посредине 20-х годов XX целая вечность рано или поздно основная масса российских беллетристов старались преобразовать личное сознание, демонстрировал о внутренней самостоятельности автора, тот или другой имела возможность существовать разрешаться от бремени и ощущением своей созидательной силы, и чувством продолжительна накануне своим народом Народ, вследствие многознаменательных обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков очень большое свойство сообщал таланту, он прекрасно отдавал себе отчет какое количество в состоянии сделать профессиональная фигуру на ниве просвещения, противодействуя вырабатыванию общественного рационализма Собственно по этой причине профессиональный человек обязан быть функциональным далеко не исключительно в самовыражении, он должен быть в ответе за дела свои накануне всем миром Педагог Персиков (Роковые яйца) гибнет в финале повести, водясь растерзан гневной сплошным потоком снесшей для него свой аффект после неприглядную катастрофу, и гибель богатыря далеко не отнята закономерности в контексте бардовской концепции сплетни В потащить Псовое сердечко (1925) некоторый характер героя, больше близлежащий бардовскому идеалу, и иной, благоприятный конец Характер доктора медицины Филиппа Филипповича Преображенского активизирует любви читателя, против ряд комических черт, без которых не имеет возможности обойтись, по правилам жанра, богатырь резкого творения В его уста составитель инвестировал очень лишен работы размышлений о природе, человечном феномене, коллективном вырабатыванье Профессиональный начитанный Преображенский далеко не сомкнут для себе, как Персиков, он живо откликается для мир вокруг нас, он не исключительно благоразумный наблюдатель, но также наступательный соучастник происшествий Гений доставляет ему вероятность существовать независимым, самостоятельность волочит за собой двусмысленность Педагог не боится давать имя движимости своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, сводимые факты, в большинстве случаев, иметь в распоряжении подытоживающий логос Довольно припомнить его тираду о калошах и коврах то есть (т. е.) размышления о разрухе Данные комически-деформированные сентенции заключают в себе абсолютный логос М Булгаков, как известно, бравший сторону вторичного вырабатывания человечного общества, испытывая аналогом данного хода поголовный канон натуры В распознавание через Платонова, Замятина, Пильняка сочинитель не испытывал экстаза накануне Октябрьской революцией Его осмысление данного действия безоговорочно далеко не соответствовал с корпоративнее идейной направленностью Он изведал затраты новаторского течения основательно раньше братий в области перу Основу литераторской концепции сближался к неприятию принуждения над природой, человеком, ситуацией Отклоняя взгляды этак нарекаемого новаторского гуманизма, Булгаков установливал себя в оппозицию в области касательству к официозной идеологии Живописный образец беллетриста заключал в себя изображения о нравственной личности, наличествующей за пределами общественных законов определенной эры Булгаков порицает все тот же мессианизм, страсть метафизической идеей, тот или другой причиняет неудобства утилитарной жизни В повести эта мысль разыскивает смышленую фигуру формулирования чтобы для того чтобы упражняться пользительным делом, революционеры распевают Богатырь правосудно прохватывает праздность если ваш покорнейший слуга чтобы для того чтобы оперировать и тот и другой вечер, активизирую у себя в жилплощади выводить голосом в унисон у меня наступит разруха В случае если ваш покорнейший слуга помещаясь в уборную, дать начало простите после выражение, ссать возле унитаза и именно это самое будут мастерить Зинаида и Дарья Петровна, в уборной возникнет разруха От сюда следует разруха далеко не в клозете, ну а в головах В4щя несовершенство человека, педагог Преображенский грезит рационализировать его породу Впрочем Булгаков, бесспорный своей идеи о недопустимости принуждения над природой, основывает сюжет потащить таковым образом, для того чтобы педагог уразумел неосуществимость своей мысли Опыт в области созданию дядьку искусственного происхождения путем, организованный феноминальным научным работником брать на себя обязательство располагать увесистые последствия для общества Педагог основным наблюдает данную напряженность и разыскивает в себе массы отремонтировать погрешность Вот, доктор, — вращается он к своему коллеге, — что стало быть рано или поздно изыскатель чтобы, для того чтобы направляться одновременно и куда кривая вывезет с природой, активизирует вопрос и приподымает завесу Сюжет потащить поучителен, экспери ментатор поспел в нужное время одуматься, темпераментно вторгнулся в события. Ситуация, изображенная в Песьем сердце, иметь в распоряжении абсолютный подтекст, представляющий общественный логос эксперимента. Находящаяся вокруг послереволюционная действенность очутился безгранично производительной сферой с целью стремительного вырабатывания неблагоприятных качеств норова свежеиспеченного человека.

Читайте также:
Приемы комического в повести «Собачье сердце»: сочинение

На этом месте сочинитель в известной границе пародирует знаменитую в двадцатые возрасты теорию свежеиспеченного героя.

«Разумное и нравственное всегда совпадают». Л.Н.Толстой. ( «Собачье сердце»)

Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности «Разумное и нравственное всегда совпадают», — считал П Н Толстой В своих «дьявольских» произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения» подобных критериев, абсурдность их противопоставления
Появление таких произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он должен нести ответственность ‘за дела свои перед миром» Профессор Персиков («Роковые яйца») погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности
В повести «Собачье сердце» (1925) иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения В его уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл
М Булгаков, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи
Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни В повести эта мысль находит остроумную форму выражения вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры поют Герой справедливо критикует бездеятельность ‘ если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха Следовательно, разруха не в клозете, а в головах В4щя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит сюжет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы
исправить ошибку «Вот, доктор, — обращается он к своему коллеге, — что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу » Сюжет повести поучителен, экспери ментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.
Ситуация, описанная в «Собачьем сердце», имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию «нового героя». Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается «служить», начав с истребления «врагов». Булгаков пытается исследовать источник бюрократической «заразы», акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными «официальными полномочиями». Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна — союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество
функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки». Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником великой гума нистической традиции, которой всегда была сильна русская литература

Читайте также:
Анализ главы 1 части первой из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Сочинение: Разумное и нравственное всегда совпадают. Л.Н.Толстой. По одному из произведений русской драмату

“Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской драматургии. – А.П.Чехов. “Дядя Ваня”.)

Автор: Чехов А.П.

Что-то есть в человеке такое, что не дает ему только есть, пить, наслаждаться. Трепещет в нем искра Божья — желание творчества, созидания. Разумно прожить свою жизнь — это значит раскрыть собственный потенциал, воплотить мысленные образы в материю. Не обязательно это будет живопись или музыка, но даже умение любить людей — это настоящее творчество. Вот таких людей Чехов, да, впрочем, не Чехов, а сама жизнь отправила прозябать в глушь, в деревню. Чехов только наблюдал за ними, причем весьма талантливо. Многие современники писали потом, что узнают в пьесе своих знакомых. Конечно, Чехов не копировал в точности, но многие черты и повадки подмечал в людях, используя самое яркое в своих произведениях.

Жизнь в деревне протекала в то время однообразно: от обеда к чаю, от прогулки к чтению. Дни тянулись бесконечно и скучно. Но живые люди не могут, подобно заброшенной мебели, покорно покрываться пылью из года в год, чтобы при этом на душе у них было безмятежно. Романтик Войницкий Иван Петрович и дочь его сестры Соня отдают свою жизнь выдуманному идеалу — величию гения профессора Серебрякова. Дядя Ваня, безумно любя свою сестру, отказался от наследства в ее пользу и всю жизнь работал на ее мужа, не задумываясь о себе. Ради того, чтобы бездарность — Серебряков мог безбедно жить в столице, писать никчемные статьи, они работали на него в деревне, в имении, высылая “светиле” все деньги. Александр Владимирович Серебряков, очень выгодно прикрываясь именем творческого человека, обманывая и свою совесть, “ничего не понимал в практической жизни” и поэтому преспокойно существовал за чужой счет. Дядя Ваня и Соня делали это беззаветно. Гордясь своим родственником, они перечитывали журналы с его статьями, не задумываясь о своей жизни, проживая ее в глуши, полностью предавшись работе на “гения”. Потребовалось долгих двадцать пять лет, чтобы Войницкий разглядел в своем идоле пустышку.

Читайте также:
Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы (по роману М. Булгакова Мастер и Маргарита): сочинение

Но за все эти годы, казалось бы, напрасно прожитой жизни дядя Ваня, Соня, их старая няня Марина остаются чистыми, нравственными людьми Конечно, деревенская размеренная жизнь приглушила их чувства, мечты, но в отличие от профессора, взявшего от жизни все, но растратившего свои душевные качества, они сумели сохранить искренность и доброту Такие качества ценнее многих земных благ В мире, где каждый стремится отхватить кусок пожирнее, тихо живут такие вот наивные светлые души

Так же проживает свою жизнь в деревне Михаил Львович Астров, талантливый врач Он занимается науками, делает операции больным, ради интереса составляет картограмму уезда, и вообще это образованный человек, но за десять лет и он обрастает деревенской скукой “Да и сама по себе жизнь скучна, глупа, грязна Затягивает эта жизнь Кругом тебя одни чудаки, а поживешь с ними года два-три и мало-помалу сам, незаметно для себя, становишься чудаком Поглупеть-то я еще не поглупел, но чувства как-то притупились Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого я не люблю” С его умом можно было бы заиметь высокий чин, действительно оправдывая его, прославиться А он живет в деревне, потому что его мало интересует карьера, почести А может, потому что лень ему думать об этом Зато Серебряков не поленился и не постеснялся устроить собственную жизнь, пользуясь добротой своих родных

Профессор Серебряков и его новая молодая жена, приехав в имение, всколыхнули спокойный быт деревни Раньше, приглушив свои чувства каждодневной работой, устоявшимся распорядком, обитатели имения смирялись со своей жизнью Но профессор завел новые порядки, вставал когда хотел, капризничал, требовал, чтобы чай подавали ему в кабинет и чтобы все чувствовали себя осчастливленными его присутствием

Жена профессора, молодая роскошная женщина двадцати семи лет, конечно, не могла не вскружить голову до сих пор не растратившему свою нежность Ивану Петровичу Впервые за прожитые годы он поднял голову от своей рутины и огляделся вокруг Жизнь прошла мимо, но вот перед ним вполне реальное существо, которое могло бы составить его счастье Дядя Ваня трогательно представляет себе несбыточное счастье “Теперь мы оба проснулись бы от грозы, она испугалась бы грома, а я держал бы ее в своих объятиях и шептал “Не бойся, я здесь. Но сама Елена Андреевна, поначалу любившая своего мужа, теперь без радости и давно уже без любви состоит при этом пожилом ворчливом человеке, сама не зная, зачем живет Скука захватила и ее Серебрякова достаточно порядочна, чтобы не изменять старому мужу, но жизнь ее абсолютно бесцельна, чтобы скучать Воздыхания Войницкого не развлекают ее, но внезапно разгоревшийся к ней интерес Астрова все-таки пробуждает забытые чувства Елена Андреевна рассуждает о Соне, давно влюбленной в доктора, но замечает и свое волнение. Я понимаю эту бедную девочку Среди отчаянной скуки когда вместо людей кругом бродят какие-то серые пятна, слышатся одни пошлости, когда только и знают, что едят, пьют спят, иногда приезжает он, не похожий на других красивый, интересный увлекательный точно среди потемок восходит месяц ясный Поддаться обаянию такого человека, забыться Но и это лишь мечты Как только разыгрывается драма, Елена Андреевна, воспользовавшись оказией, бежит от измены, от порыва чувств в свою тихую, унылую жизнь

Читайте также:
Новое звучание главы Морфий из повести Записки юного врача: сочинение

Кульминация пьесы начинается с “невинного предложения Серебрякова, которое он пересыпает остротами, ссылками на свое незнание практической жизни, продать имение Это предложение становится той самой последней каплей, которая взрывает терпение дяди Вани Уже не оглядываясь ни на что, он вываливает всю правду на голову профессора, который никогда не признавался себе в ней Все знают эту правду, за исключением бывшей тещи профессора Марии Васильевны, которая продолжает свято верить в гений Александра Она на французский манер называет сына Ивана — Жаном, и читает весь новейший вздор, печатающийся в журналах Все пытаются сдержать Ивана Петровича, Серебряков изображает из себя жертву Соня, не удержавшись, тоже восклицает “Надо быть милосердным, папа! -Я и дядя Ваня так несчастны’ ” Войницкий в запале хватается за револьвер, поднимает суматоху, но и это все пустое Гости уезжают, и все в доме становится по-прежнему Это чудовищное спокойствие и простота содержат в себе страшный, душераздирающий крик, который никто и никогда не услышит

Страшна и тихая сцена, когда домочадцы возвращаются к своим делам “Напишем, дядя Ваня, прежде всего счета У нас страшно запущено Пиши Ты пиши один счет, я — другой ” Все понимая, видя свою судьбу, они смиряются и принимают ее Они пишут запущенные счета, когда похоронена заживо их жизнь Несомненно здесь влияние христианского миропонимания — терпеть в этой жизни во имя жизни вечной “Бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую. Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии. .” Их смирение восхищает, но и возмущает одновременно Что является милосердием? Посвятить свою жизнь работе на негодяя, не бороться, не дерзать, смириться, но с чем? Тем не менее они пронесли через всю свою серую жизнь самое главное — они живут для других. Не думать о себе способны лишь святые, и, конечно, в конце жизни Иван Петрович раскаивается, но думает он при этом не об упущенных развлечениях, а о том, что Серебряков оказался посредственностью. Если бы Серебряков состоялся, возможно, Иван Петрович гордился бы прожитой жизнью, тем, что помог проявиться таланту. Во всяком случае, люди эти бескорыстны, в этом их богатство, в этом и беда. М. Горький писал Чехову: “В последнем акте, когда доктор, после долгой паузы, говорит о жаре в Африке, — я задрожал от восхищения перед вашим талантом и от страха за людей, за нашу бесцветную, нищенскую жизнь”.

“Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы – М А Булгаков “Собачье сердце”)

“Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л. Н. Толстой.

“Собачье сердце”)

“Разумное и нравственное всегда совпадают”, – считал Л.Н. Толстой.

В своих “дьявольских” произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения” подобных критериев, абсурдность их противопоставления

быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он должен нести ответственность ‘за дела свои перед миром” Профессор Персиков (“Роковые яйца”) погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности

Читайте также:
«Собачье сердце» повесть предупреждение: сочинение

В повести “Собачье сердце” (1925) иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения В его уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл

восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи

революционеры поют Герой справедливо критикует бездеятельность ‘ если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха Следовательно, разруха не в клозете, а в головах В4щя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит сюжет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку “Вот, доктор, – обращается он к своему коллеге, – что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу ” Сюжет повести поучителен, экспери ментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.

“Собачьем сердце”, имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию “нового героя”. Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается “служить”, начав с истребления “врагов”. Булгаков пытается исследовать источник бюрократической “заразы”, акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными “официальными полномочиями”. Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна – союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: “Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки”. Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: