Роль фантастики в романе М А Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Фантастика в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Роман «Мастер и Маргарита» прекрасно вписывается в ряд блестящих сатирических произведений, разоблачающих бюрократизм, мещанство, убогий уровень культуры граждан «первого в мире социалистического государства». В этом ряду и рассказы М.М.Зощенко, и пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня», и бессмертная дилогия И.Ильфа и Е.Петрова о жизни и удивительных приключениях великого комбинатора Остапа Бендера. Бытовые главы романа Булгакова стоят где-то рядом с перечисленными произведениями.

Высокий бытийный тон роману задают главы о Иешуа и Понтии Пилате, где ведётся спор о вечном: жизни и смерти, верности и предательстве, чести и трусости. Такой герой как мастер тоже во многом способствует высоте заданного автором тона. Мастер – интеллигент, человек не только высокообразованный, но, главное, внутренне абсолютно свободный. Годы и десятилетия советской пропаганды прошли мимо него, не затронув высокого строя его души, не разучив самостоятельно мыслить и выбирать свой путь в жизни. Писатель не раз в своих письмах и статьях подчёркивал, что считает характерным для своего творчества упорное изображение интеллигентов как лучших людей. Поэтому мастер – любимый герой Булгакова.

Сатирику нелегко жилось в Советском Союзе, да если ещё его любимые герои интеллигенты, ни за что не желающие подстраиваться под пролетариат. Такому сатирику и выжить-то в тридцатые годы прошлого века было, казалось бы, невозможно, а не то чтобы опубликовать свои произведения. И в эти трагические годы на помощь Булгакову приходит фантастика, сначала научная, как в «Собачьем сердце» или «Роковых яйцах», а потом уж и просто какая-то дьяволиада.

События, происходящие в романе «Мастер и Маргарита», часто фантастичны настолько, что мы отказываемся в них верить. Но приглядевшись внимательно, начинаем понимать, что проделки Коровьева и Бегемота вовсе не бессмысленны, они являются лишь продолжением, доведением до гротеска нелепостей окружающей жизни.

Множество чудес и феноменов обнаруживает пристальный взгляд художника в обстановке репрессий тридцатых годов. Примером тому может служить «нехорошая квартира» № 50, из которой один за другим пропадают жильцы. Так что фантастическое перенесение Стёпы Лиходеева в Ялту не столь уж фантастично, это наказание за многочисленные неприглядные его поступки. Вот в чём обвиняют директора Варьете всезнающие Коровьев и Бегемот: «Они, они! – козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Стёпе, – вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки! – Машину зря гоняют казённую! – наябедничал и кот, жуя гриб».1

Призванием сатаны всегда было совращение людей с пути истинного, он должен сеять вокруг себя зло и разрушение. Однако булгаковская нечистая сила почему-то не вызывает у нас неприязни. Что касается Воланда, то этого спокойного, исполненного достоинства мудреца просто невозможно не уважать. Особенно после прочтения главы «Чёрная магия и её разоблачение».

Целый каскад фантастических трюков, проделанных Коровьевым и Бегемотом, нужен был лишь для того, чтобы Воланд понял, изменились ли москвичи «внутренне», то есть действительно ли в первом в мире социалистическом государстве создан и новый тип личности. Уже после первых трюков Воланд делает свои выводы. И выводы эти очень неутешительны: «Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны, ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»2. В сердца легкомысленных и алчных людей милосердие лишь «стучится», да и то «иногда».

Дальнейшее представление в Варьете только подтверждает эти горестные размышления Воланда. Трюк с появившимся из ниоткуда парижским модным магазином показывает нам, насколько падки москвичи на материальные блага, как любят они то, что достаётся бесплатно. Когда многие зрительницы уже сказочно преобразились, обменяв свои платья на вечерние парижские туалеты, Фагот объявил, что через минуту магазин закрывается. Тогда-то и проявилась во всей полноте алчность зрителей: «Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось, – шёлковым, в громадных букетах халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов».3 Ослеплённая жадностью дама даже не подумала, что обмен костюма на халат – сделка не очень выгодная.

Фантастические события в Варьете, а именно денежный дождь, посыпавшийся на зрителей, имели множество последствий. Червонцы, как мы знаем, превратились в этикетки от минеральной воды, а буфетчик Андрей Фокич Соков отправился к иностранному артисту искать правду. Правду он и услышал от Воланда, которого очень возмутили безобразия, творящиеся в буфете: «Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. Драгоценный мой! Брынза не бывает зелёного цвета, это вас кто-то обманул. Ей подобает быть белой. Да, а чай? Ведь это же помои! Я своими глазами видел, как какая-то неопрятная девушка подливала из ведра в ваш громадный самовар сырую воду, а чай между тем продолжали разливать. Нет, милейший, так невозможно!»4

Читайте также:
Библейкие мотивы в повести Собачье сердце: сочинение

Наделённые необычайной способностью знать прошлое и будущее, слуги Воланда предсказывают скорую смерть буфетчика. Значит, огромные деньги, накопленные Андреем Фокичем (двести сорок тысяч рублей и двести золотых десяток), ему не пригодятся. Для чего же этот человек десятилетиями обманывал, обсчитывал, обвешивал? На что он потратил свою жизнь? Писатель не задаёт этих вопросов, но читатель уже задумался. Его заставили задуматься над обычными, привычными явлениями жизни необычные, фантастические герои Булгакова.

В главе «Полёт» фантастика помогает писателю показать то, о чём он не может сказать прямо. И видим мы это глазами Маргариты. Волшебный крем Азазелло наделил её не только чудной красотой, но и необычным качеством: она стала невидимой. Половая щётка понесла Маргариту-ведьму по воздуху, и мы вместе с героиней увидели роскошную громаду Дома Драматурга и Литератора.
В этом доме жил тот самый критик Латунский, которого Маргарита считала главным виновником всех несчастий мастера. Вместе с Латунским в роскошных квартирах проживали более восьмидесяти членов МАССОЛИТа, и, скорее всего, большинство из них, подобно Латунскому, за почёт и материальные блага заплатили предательством или клеветой. Огромная квартира критика хорошо обставлена, Булгаков обращает наше внимание на рояль, зеркальный шкаф, пышно взбитую двуспальную кровать. У жильцов Дома Драмлита есть домработницы, в подъезде дежурит швейцар в фуражке с золотым галуном, фасад их дома выложен чёрным мрамором. Невольно вспоминается квартирка Мастера, которой он так гордился: «Совершенно отдельная квартирка, и ещё передняя, и в ней раковина с водой, маленькие оконца над самым тротуарчиком». В этой убогой квартирке мастер писал свой роман о вечном: о добре и зле, о чести и предательстве, о власти и праве интеллигенции поправлять и учить власть имущих. А Латунский в своём просторном кабинете сочинял гнусную клевету на роман мастера, которого он, скорее всего, и не читал.

Воланд, подобно героям сказок, обладает волшебными вещами. Удивительный глобус, так поразивший Маргариту, показывает, как жесток и безжалостен, полон горя и страданий наш мир. «Маргарита наклонилась к глобусу и увидела, что квадратик земли расширился, многокрасочно расписался и превратился как бы в рельефную карту. А затем она увидела и ленточку реки, и какое-то селение возле неё. Домик, который был размером в горошину, разросся и стал как спичечная коробка. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела наверх вместе с клубом чёрного дыма, а стенки рухнули, так что от двухэтажной коробочки ничего не осталось, кроме кучечки, от которой валил чёрный дым. Ещё приблизив свой глаз, Маргарита разглядела маленькую женскую фигурку, лежащую на земле, а возле неё в луже крови разметавшего руки маленького ребёнка».5

Город, в который попали необычные герои Булгакова, наполнен несправедливостью, завистью, злобой. Все эти пороки люди приобрели сами, без помощи сатаны. Напротив, кажется, что его самого поражают человеческие пороки и он не упускает возможности каким-то образом воззвать к людской совести. Убедившись, что москвичи нисколько не превосходят в нравственном плане тех людей, которых он наблюдал тысячелетиями, Воланд больше не интересуется ни Москвой, ни её жителями. Зато неразлучные Коровьев и Бегемот последний день своего пребывания в столице тратят на то, что в буквальном смысле выжигают огнём всё низкое, подлое, что им встречается.

Первой очищению огнём подвергается «нехорошая квартира» № 50 дома 302-бис по Садовой улице. Даже экстравагантное поведение кота Бегемота, пьющего керосин, прыгающего по люстрам и карнизам, не может отвлечь нас от суровой реальности: привычно спланированной и беспощадной операции, которую проводит НКВД. Нечистой силе у Булгакова не присуща жестокость, поэтому стрельба, поднявшаяся в квартире, не принесла никому никакого вреда. Начавшийся следом пожар тоже не причинил серьёзного вреда нападавшим. Вся месть нечистой силы заключалась в том, что в квартире № 50 невероятным образом появился труп осведомителя НКВД барона Майгеля, который сумел проникнуть на бал сатаны и был там убит.

Следующим местом, которое подвергается очищению огнём, является валютный магазин. В главе «Последние похождения Коровьева и Бегемота» совсем мало фантастического, разве только необычайная способность Бегемота поедать шоколадки вместе с фольгой и целиком глотать селёдку. Эта глава сатирическая, основным средством художественной изобразительности здесь является ирония, от которой особенно достаётся «иностранцу» в сиреневом пальто и рыжих лайковых перчатках. Этот «иностранец», скорее всего, является высокопоставленным партийным функционером или крупным государственным чиновником. В «первом в мире государстве рабочих и крестьян» только такие люди могли позволить себе покупать лососину в валютном магазине. Когда покупатели, послушав «политически вредную» речь Фагота, обращают свой гнев не этого гражданина, совершается чудо: «Сиреневый, провалившись в кадку, на чистом русском языке, без признаков какого-либо акцента, вскричал: – Убивают! Милиция! Меня бандиты убивают! – очевидно, вследствие потрясения, внезапно овладев до тех пор неизвестным ему языком».6

Этот магазин для избранных, куда даже не хотели пускать бедно одетых Бегемота и Коровьева, они поджигают, но о пострадавших во время пожара ничего не говорится, скорее всего, их не было. Нечистая сила не стремится жестоко покарать, уничтожить людей. Невольно думается, что этим она сильно отличается от тогдашней власти, жертвами которой оказались сотни тысяч, если не миллионы человек.

Читайте также:
Коровьев-Фагот в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Такой же участи, как и валютный магазин, подвергается «Дом Грибоедова», о котором с ядовитой иронией говорит Коровьев: «Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов».7 На самом деле этот дом собрал под своей крышей бездарных и завистливых людей, твёрдо веривших в то, что они писатели. И эту уверенность давала им маленькая книжечка – удостоверение члена МАССОЛИТа. Коровьев и Бегемот называют себя фамилиями известных литераторов XIX века «Панаев» и «Скабичевский», но на скучающую гражданку, которая пропускает в ресторан только по писательским удостоверениям, это не производит никакого впечатления: она плохо знает русскую литературу девятнадцатого века. Зато она твёрдо усвоила, что имеющий удостоверение – писатель, а не имеющий удостоверения писателем быть не может.

«Дом Грибоедова», этот оплот литературной бездарности, загадочным образом загорается, как только необычных посетителей пытаются арестовать. Сжигая рукописи, которые находятся в редакции, нечистая сила восстанавливает справедливость: ничего общего с подлинной литературой опусы поэта Рюхина, новеллиста Поприхина, критика Абабкова, беллетриста Бескудникова, конечно, не имеют. Подлинно же талантливое произведение, роман мастера, нечистая сила чудесным образом воскрешает после сожжения. Именно в этот момент Воланд произносит удивительно мудрую и точную в своей парадоксальности фразу: «Рукописи не горят».

Мы видим, что, попав в Москву, фантастические булгаковские герои поражены царящими вокруг беспорядками. Они часто не могут понять, насколько же глубоко ложь, подхалимство, зависть проникли в мысли и чувства некоторых людей. Алчность «чумы Аннушки» поражает даже дьявола Азазелло, поэтому он пытается вразумить эту женщину, уже составившую себе план продажи не принадлежащей ей золотой подковы с бриллиантами: «Ты, старая ведьма, если когда-нибудь ещё поднимешь чужую вещь, в милицию её сдавай, а за пазуху не прячь!»8 Конечно, апелляция дьявола к милиции здесь выглядит комично, но писатель заставляет нас задуматься об очень серьёзном, о том, каков же на самом деле нравственный уровень советских людей?

Нечистая сила не только карает зло, но и выручает из беды мастера, которому неоткуда было ждать помощи. Затравленный властями, тяжело больной, он оказался буквально выброшенным из жизни. Только в клинике Стравинского мастер встречает гуманное отношение. Но для профессора психиатрии мастер только тяжёлый больной, а клиника – это всё-таки сумасшедший дом, окна которого закрыты решётками, а пациенты лишены самого главного для человека – свободы. Подлинное внимание, сочувствие встречает мастер, оказавшись в компании Воланда и его слуг, куда он чудесным образом был перенесён из клиники. В этой сцене Воланд и его свита выглядят удивительно чуткими, тактичными, доброжелательными.

Сатана и его слуги вынуждены вступиться за мастера, доведённого до крайней степени отчаяния. И как же им ещё поступить, если в обществе, в котором они оказались, всё перевёрнуто с ног на голову: талант становится причиной несчастий и гибели человека, а низость, подхалимство, подлость возводятся в ранг достоинства и приносят их обладателю успех и почёт. В обществе, где некому защитить добрых, порядочных людей от подлецов и предателей, в том обществе, в котором некому отстаивать справедливость, эту функцию берёт на себя нечистая сила. И, в конечном счёте, как ни парадоксально это звучит, Воланд и его свита оказываются в романе единственной силой, способной реально разоблачить и покарать зло.

Характеры фантастических героев получили у Булгакова яркие человеческие черты. И следует сознаться, что с самого начала романа эти герои не вызывают у нас каких-либо негативных чувств. Читая «Мастера и Маргариту», мы проникаемся всё большей и большей симпатией к нечистой силе. В поступках Воланда, Коровьева, Бегемота, Азазелло сквозит что-то благородное, рыцарское. Им приходится делать усилие, чтобы понять мелких и пустых людишек, они никогда не карают невинных, напротив, все их жертвы совершили множество неблаговидных поступков, порой даже преступлений, и их наказание мы воспринимаем с чувством удовлетворения.

Вера в торжество справедливости смертельно больного, лишённого возможности общения с читателем Булгакова поражает. Но, не видя в реальной жизни никакой силы, способной противостоять как правовой машине сталинских репрессий, так и низости, пошлости многих людей, писатель посылает вершить справедливый суд дьявола. Когда заканчиваешь читать роман, понимаешь, что большинство сцен, связанных с похождениями фантастических героев, смешны только на первый взгляд. На самом деле это безнадёжно грустно, когда, кроме нечистой силы, некому вступиться за справедливость и добро.

Фантастика для Булгакова является не самоцелью, а средством сатирического изображения действительности, средством разоблачения «бесчисленных уродств» быта, бесчеловечных проявлений тоталитарного режима, царящего в стране. Не имея возможности высказать свои мысли прямо, писатель обращается к фантастике, которая, с одной стороны, как бы отдаляет содержание романа от действительности, а с другой стороны, помогает увидеть за невероятными событиями алогичность и жестокую бессмысленность много из того, что происходит в стране в эти годы. Фантастика позволяет сатире Булгакова проникать в совершенно запретные для литературы зоны, она, как увеличительное стекло, наведённое на недостатки общества и человеческие пороки, делает их видимыми для всех, разоблачает их в глазах читателей.

Читайте также:
Истинная и ложная свобода в романе М А Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

1 М.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Театральный роман». Воронеж, 1987. Стр.81
2 Там же. С. 123
3 Там же. С. 128-129
4 Там же. С. 203
5 Там же. С.255
6 Там же. С.347
7 Там же. С.348
8 Там же. С.293

1. Лакшин В. Я. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Высшая школа, 1989
2. Николаев П.А. Михаил Булгаков и его главная книга.// Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М.: Художественная литература, 1988. – С. 3-10
3. Сахаров В. Прекрасное начало. // Булгаков М.А. Багровый остров. Ранняя сатирическая проза. – М.: Художественная литература, 1990. – С. 3-20

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

  • 1. “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
  • 2. Авторская позиция в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Все похожие сочинения (21) ↓

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Читайте также:
Анализ главы Бал у сатаны: сочинение

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Сочинение Сочинение “Фантастика и реальность в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»”

Роман «Мастер и Маргарита» не укладывается в обычные схемы. В произведении причудливо переплетается реальное и фантастическое. С одной стороны, в романе представлена Москва 20-х гг., с другой — полумифические события в древнем Ершалаиме. Поэтому «Мастера и Маргариту» можно смело считать как бытовым, так и фантастическим романом.

Произведение Булгакова состоит как бы из двух романов. Один — из античной жизни (роман-миф), который пишет Мастер, и другой — о современной жизни и о судьбе самого Мастера, написанный в духе «фантастического реализма». Но это формально-структурное деление романа не закрывает очевидного, того, что каждый из этих романов не мог бы существовать отдельно, так как их связывает общая философская идея.

В «Мастере и Маргарите» автор пытается решить вопросы о жизни и смерти, добре и зле, о человеке, его совести и нравственных ценностях, без которых он не может существовать.
Гпавный герой романа — Мастер. Выиграв большую сумму денег, он покупает себе комнату, где уединяется, чтобы писать главный роман своей жизни, роман о жестоком пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри.

Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи. В белом плаще появляется он перед человеком лет 27, который обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант (звали его Иешуа) беззащитен, слаб физически, но силен духовно. У него своя жизненная философия: «злых людей нет на свете», есть люди «несчастливые», «правду говорить легко и приятно». Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить свою идею добра и милосердия.

Читайте также:
Свита Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им. И вдруг появляется некто, который думает иначе: «. рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Несмотря на крамольные речи, Иешуа показался интересен прокуратору своей убежденностью, абсолютной независимостью разума и духа. На арестанта не действует ни атмосфера допроса, ни токи власти, идущие от Понтия Пилата. Как свободно он разговаривает с ним, самим прокуратором римским. Но Пилат, прежде всего, человек, и ничто человеческое ему не чуждо, в том числе сострадание. Он сразу убедился в невиновности Иешуа, даже попытался спасти новоявленного «пророка». Но это оказалось невозможно, так как тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Иешуа казнили.
А прокуратор продолжает мучиться. Мучение приходит к нему во сне, будто он идет с Иешуа по лунной дороге. Для Пилата очень важно поверить в то, что он не казнил философа, пусть даже во сне: «Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением — ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны».

Но пробуждение возвращает прокуратора в жестокую реальность.
Иешуа казнен. Но за что? Только ли за то, что нанес оскорбление величеству? Нет, он казнен за свою истину, за то, что верил в доброту людей.

Он отважился сказать свое слово о добре, отстаивать истину.И в давние эпохи политики именем интересов своих стран и народов играли в хитроумные политические игры, а народы тем временем жили в невежестве и нищете, и новая эра мало что изменила. В судьбе России во всяком случае. К такому выводу приходишь, читая после ершалаимских глав московские главы «Мастера и Маргариты». «Бесчисленные уродства нашего быта», как сказано в письме Булгакова правительству, проступают во всех эпизодах и сценах «современного» романа. Это и киоск «Пиво и воды», где в жаркий день нет ни пива, ни воды, зато есть хмурая продавщица; домоуправление, в котором все воры, взятки берут, прописывают за деньги; валютный магазин для избранных.

Булгаков использует сатирические приемы, фантастику, обнажает пороки времени с помощью сверхъестественной СИЛЫ.
Образ Воланда связан с Мефистофелем из трагедии «Фауст» Гете. Эта связь обнаруживается с эпиграфа, который предваряет роман:
«. так кто ж, наконец?
— Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Воланд и его свита играют в романе необычную для себя роль — воздают по заслугам, «по делам их». Дела их, в данном случае, явные и скрытые пороки москвичей: алчность, жадность, лживость и пр. «Дух зла и повелитель теней» разоблачает людей, выводит их на чистую воду.
Парадоксально, но свита Воланда вершит Добро, восстанавливает Справедливость. В представлении Булгакова лишь потусторонние силы в это время были способны защитить художника от бесчинств официальной власти.

За свои четырехдневные гастроли в Москве 20-х г. XX в. Сатана выворачивает наизнанку деятелей окололитературной среды, чиновников и просто обывателей. Он определяет точно, «кто есть кто», Степа Лиходеев, большой человек в культурном мире Москвы, — бездельник, развратник; пьяница Никанор Иванович Босой — взяточник; Фомин, буфетчик варьете, — вор; барон Майгель, служащий одной из контор, — доносчик, а «тщательно маскирующийся под пролетария» поэт Рюхин — закоренелый лицемер. Поэтому эпизод черный магии и ее разоблачения так важен в романе. Разоблачаются не фокусы Воланда, а москвичи, пришедшие на представление. Именно там корысть и алчность проявили себя во всем блеске. За веру в мнимые ценности, за черствость, равнодушие человек бывает наказан, как в булгаковском романе персонажи наказаны болезнью, страхом, муками совести.

Роман поражает своей актуальностью и в наши дни. Человек в нравственном отношении все также глух. Личности нужно «запускать» свой механизм — механизм самоусовершенствования. Это и трудно, и легко. Фантастика и сатира Булгакова помогают облегчить процесс работы над собой.

Фантастический и реальный мир в романе

Тяготение М.А. Булгакова к притчевой форме повествования, объясняет столь масштабное соединение в его произведениях реальных событий, героев и персонажей фантастико-аллегорических.

В литературе немало произведений, в которых «соседствуют» миры реальный и фантастический. Это и «Илиада» Гомера и «Божественная комедия» Данте, и романтические баллады Жуковского. С появлением реализма данный прием практически вышел из употребления. Поэтому появление романа «Мастер и Маргарита» стало важным, так как в нем действительно объединены реальность и фантастика. Посредством этих сочетаний Булгаков в своем произведении поднимает много проблем, показывает нравственные изъяны и недостатки общества.

Фантастика – особая форма изображения действительности

Фантастика для Булгакова, научная или мистическая, не самоцель. В первую очередь для него важно осмысление картины человеческой жизни, человеческой сущности и соотношение в человеке и мире темного и светлого начала. Все остальное – это лишь средства для раскрытия и более полного освещения замысла.

Читайте также:
Фантастика антиутопия и сатира в повести «Собачье сердце»: сочинение

Далеко не все способны осмыслить роман «Мастер и Маргарита» в том идеологическом и философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия в том, что «Мастер и Маргарита» перечитывают и юные. Дело в том, вероятно, что молодежь привлекают в произведении фантастические, сказочные элементы, и даже, если подросток не способен понять сложные истины и глубинный смысл произведения, он воспринимает то, что способно заставить работать воображение и фантазию.

В романе нет границы между фантастикой и реальностью, так как она разрушена вторжением в реальный мир персонажей мистико-фантастических. Недаром Булгаков говорил о себе: «Я – мистический писатель».

Фантастика – это особая форма изображения действительности, логически несовместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она позволяет автору развернуть перед нами целую галерею персонажей.

Одной из первых фантастических фигур, которая появляется на страницах романа «Мастер и Маргарита», является Воланд. Появившись в Москве, он выворачивает наизнанку действительность, обнажая ее ценности, истинные и мнимые. Воланд и его свита оказываются в роли своеобразного суда, приговор которого скор, справедлив и приводится в исполнение немедленно. Но их задача заключается в том, чтобы извлечь из Москвы Маргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате.

По замыслу автора фантастический образ Воланда должен восприниматься как реальность. Булгаков использует прием фантастического попадания из вечности в Москву. «И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек». Момент пришествия Воланда на землю является наиболее интересным и важным. Он и его свита появляются в Москве для того, чтобы наказать людей за предательство, жадность, подлость, трусость, любовь к деньгам. Воланд со своей свитой хотят узнать, изменилось ли московское общество, для этого они устраивают сеанс черной магии в театре Варьете, на котором Воланд, Азазелло, Бегемот и Коровьев показывают фантастические вещи. Например, с потолка сыплются червонцы, за которыми начинается охота «сверкнуло, бухнуло, и тот час же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки», публичную казнь конферансье Бенгальскому, которому отрывают голову «Голову оторвать? Это идея! Бегемот, – закричал он коту, – делай!» и открывают дамский магазин, в котором, по словам Фагота, «Совершенно бесплатно производится обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь». Такое дикое поведение людей является обнажением их скрытых пороков. Становится понятным смысл этого представления. Воланд делает вывод «Они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было … Ну, легкомысленны … Ну, что ж … и милосердие иногда стучится в их сердца … Обыкновенные люди …, в общем напоминают прежних».

Но на этом фантастические вещи не заканчиваются Воланд, Кот Бегемот, Коровьев-Фагот и Азазелло появляются в квартире № 50, в которой проживает Степа Лиходеев. После обсуждения пороков Степы приговор следует незамедлительно, и чудесная сила уносит директора Варьете за тысячу верст и заставляет его растерянно озираться на ялтинском молу.

Нечто подобное происходит и с администратором Варьете Варенухой. Он превращается в вампира от поцелуя Геллы, а позже пытается убить финдиректора Римского, которому чудом удается спастись.

Человеком, верящим в чудеса, неожиданно оказывается и такой трезво мыслящий мужчина, как председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой. Этот взяточник получает от Коровьева деньги за квартиру самым привычным для себя и лишенным мистики способом. Но, попавшись, он иначе объясняет дело: «… Тут случилось, как утверждал впоследствии председатель, чудо: пачка сама вползла к нему в портфель».

Волшебная мазь Азазелло, одарившая чудной красотой Маргариту, превращает ее соседа, плотоядного Николая Ивановича, в борова, тем самым как бы проявляя его свинячью суть.

Нечистая сила не проходит мимо и сотрудников Зрелищной комиссии, бухгалтеров, курьеров, секретарей. Они в разгар рабочего дня против своей воли начали петь хором, управляемым Коровьевым «Славное море священный Байкал». «Хористы, рассеянные в разных местах, пели очень складно, как будто весь хор стоял, не спуская глаз с невидимого дирижера». Люди никак не могли освободиться от этого популярного напева, так что в конце грузовики увозят их, поющих, в клинику Стравинского.

И еще одна необычная история происходит с Прохором Петровичем. Когда к нему в кабинет приходит Бегемот, Прохор имеет неосторожность сказать: «Черти б меня взяли!» На что кот улыбнулся и сказал: «Черти чтоб взяли? А, что ж, это можно». После этих слов за письменным столом заведующего филиалом остается один лишь «руководящий» костюм «Пиджак и штаны тут, а в пиджаке ничего нету».

Вторая часть романа «Мастер и Маргарита» еще более фантастична, чем первая, и реалистические сцены в ней снять эти впечатления не могут. Совсем иначе – не в будничной детали, а в фантастике больших обобщений – раскрывается сокровенная сущность образов, уже прошедших по страницам первой части, и действительность, опрокинувшаяся в фантастику, предстает перед нами в каком-то новом освещении.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Читайте также:
М. А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика повести: сочинение

За мной, мой читатель, и только за мной, И я покажу тебе такую любовь!» – эти слова открывают главу о Маргарите.

Бездетная тридцатилетняя женщина, жена крупного технического специалиста, была красива и умна. И вот в тот поворотный весенний день Маргарита угадала Мастера, как он угадал своего всадника Понтия Пилата. Она утверждала, что они любили друг друга давным-давно, не зная друг друга, Маргарита действительно любила своего Мастера сильно и самозабвенно. В последнюю их ночь она обещала погибнуть вместе с ним. Без него жизнь ее стала мучением в роскошном особняке с чужим человеком.

Но весна принесла новый поворот в судьбу Маргариты. Однажды, проснувшись, она не заплакала, как всегда, она ощутила предчувствие чего-то значительного, того, что сегодня наконец-то произойдет. Все эти ощущения были навеяны ей во сне.

«Я верую! – шептала Маргарита торжественно. – Я верую! Что-то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, послана пожизненная мука? … Что-то случилось непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно. А, кроме того, мой сон был вещий, за это я ручаюсь». В истомленной душе Маргариты не перестает жить надежда на перемены к лучшему.

Маргарита приходит на то место под Кремлевской стеной, где ровно год назад, день в день, час в час она сидела с возлюбленным на скамейке. Его не было рядом, но Маргарита мысленно разговаривала с ним и умоляла его, если он умер, уйти из ее памяти, дать «свободу жить, дышать воздухом». Именно на этом месте произошла ее встреча с Азазелло, который явился послом от Воланда. Он приглашает Маргариту в гости к иностранцу. Она неясно догадывается о вмешательстве в ее жизнь сверхъестественных сил, которые обещают дать знать ей о Мастере. Некоторое время она колеблется и, наконец, заявляет Азазелло: « Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире надежды у меня нет …, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!» Азазелло дает Маргарите волшебный крем и, выполнив инструкции, она превращается в ведьму.

Маргарита наполняется сатанической радостью, чувством свободы и предчувствием, что прежнюю жизнь она покидает навсегда. Это предчувствие возрождает душевные силы Маргариты, совсем было погибающей от разбитой любви. Маргарита становится королевой на балу у самого дьявола.

На этот шаг Маргарита пошла осознанно лишь ради Мастера, о котором никогда не переставала думать и о судьбе которого могла узнать, только выполнив условия Воланда. За свою услугу Маргарита получила то, о чем так долго мечтала. Воланд возвращает ей Мастера. Мастер и Маргарита вместе, больше они никогда не расстанутся. Но вряд ли они смогли бы спокойно жить в атмосфере тогдашней действительности. Поэтому Мастер и Маргарита покидают этот мир, обретя покой в другом.

Их любовь находит выход из грязи окружающей действительности. Но выход этот был фантастическим, так как реальный вряд ли был возможен.

Сочинение по роману Булгакова Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» — произведение Михаила Булгакова, известного писателя, автора таких произведений как «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. Работа над романом началась Булгаковым в 20-е годы, он писал его до самой своей смерти в 1940 году. Однако сам роман был закончен.

Произведение долгие годы было запрещено на родине писателя и только в 1973 году было издано в СССР.

Главная идея романа – это противостояние добра и зла. Он ставит вопросы о том «что есть истина», где правда, где ложь. Булгаков соединил временные рамки, – время суда и распятия Христа (Иешуа) и пошлость и безвремие 30-х годов двадцатого века (времена Сталина). Время сталинского правление – это когда по всей стране правило бал зло (под видом добра).

В романе же дьявол (Воланд) скорее положительный чем отрицательный герой. Он действует под видом зла, но творит по сути, не то что бы добро в полном смысле слова, а справедливое наказание людей их поступков. Как написано в «Фаусте» Гёте о дьявольской силе «та сила что сеет зло, но желая блага». Не зря Булгаков начал произведение с эпиграфа из Фауста.

В произведении Булгаков как бы ведёт полемику с читателем и пытается показать что человеческой жизнью управляют «высшие силы». Человек не в состоянии всё просчитать и управлять своей жизнью как утверждал Берлиоз, который и поплатился за своё неверие и атеизм. Берлиоз предстаёт перед читателем как скептик а Воланд как «проповедник» того что Бог есть. В итоге побеждает вера Воланд а не скептицизм Берлиоза.

Он наказывает людей за их животные инстинкты и поступки. Булгаков показывает что прогресс человечества не изменил «низменных» страстей человека. Это характерно показано в главе про выступление в Варьете.

Людские пороки (грехи), были во все времена и время не может излечить это. Булгаков показал отношении власть человек и человек власть. На примере сцены когда Маргарита (возлюбленная Мастера) после бала сидит за ужином у Воланда. Он говорит ей что не надо просить у власти «никогда, ничего», они дадут всё сами. Не стоит унижаться перед властителями, кто бы они ни были.

Читайте также:
Плохо то что люди не думают о социальной справедливости (по повести «Собачье сердце»): сочинение

В конце произведения Булгаков делает вывод: да противостояние добра со злом будет всегда, но зло это в первую очередь «мы сами», нужно сначала бороться с внутренним «демоном».

К тому же Булгаков не навязывает никому своего мнения. Читателю самому дана свобода выбора. Поэтому каждый сам должен для себя решить вереи ли он или нет. Какой точки зрения на добро и зло придерживается.

Сочинение по роману №2

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из самых противоречивых произведений того времени. Невозможно рассуждать о романе, не отметив, что известный русский писатель вырос в православной семье с богословскими традициями. Булгаков великолепно знал философию, богословие и русскую литературу. Отсюда и вытекает религиозная тема в произведении. Именно поэтому Воланд появляется в Москве – столице России. Ведь сознание русского человека основано на эсхатологии. События московских глав в произведении имеют богословский смысл, город становится атеистическим, это больше всего восхищает Воланда. Так, можно заметить, что атеисты абсолютно беззащитны перед сатаной. Воланд приписывает себе божественные возможности (судить и награждать). Если же сравнивать Иисуса Христа с героем романа – Иешуа, то важно заметить, что Иешуа – это как бы искаженный образ Иисуса Христа. Например, в Евангелие сказано, что Иисус – сын Бога живого, Иешуа же не знает своих родителей. У Иисуса есть последователи – апостолы, а Иешуа “один в этом мире”.

Важно заметить, что если отрицается Иисус Христос, то отрицается и церковь. Такая картина и изображена в романе. В Москве разрушается Храм Христа Спасителя, теперь царит Воланд в атеистической Москве. Жизнь москвичей становится кощунственной, как и действия свиты князя тьмы.

В книге пересекаются два времени: настоящее время – это основное повествование романа, события разворачиваются в Москве, а прошедшее время – это события “Романа о Понтии Пилате”, которые происходят в римской провинции Иудея.

В настоящем времени автор изображает противостояние здравомыслия невежеству. C самого начала романа Михаил Булгаков повествует о наказании человека за неучтивость. Так, Берлиозу пришлось заплатить жизнью за свое безрассудное отношение к религии. Он не знал о том, что спорит с самим воплощением зла, поэтому пренебрежительно относился ко всему.

Автор также изображает проблему выбора правильного пути, возникающую у героев. Это заметно по метаниям Понтия Пилата между своим долгом и благоразумием. Тот же прокуратор знал, что он совершает ошибку, но все-таки объявил Иешуа смертный приговор. В итоге, страх и малодушие поглотили героя. Это касается и Маргариты, когда она сравнивает жизнь с мужем и жизнь, в которой, как ей казалось, она будет абсолютно счастлива, жизнь с Мастером. При этом не стоит забывать, что главная роль Маргариты в романе – это оказание давления на Мастера : “толкала его на борьбу”.

Таким образом, роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – это спорный роман, не имеющий абсолютно идеальных героев. Это произведение можно считать исключительным произведением тех времён.

По роману Мастер и Маргарита

Популярные сочинения

Одним из самых известных поэтов-баснописцев является Иван Андреевич Крылов. Знаменитый русский публицист написал ряд сатирических и познавательных басен, которые довольно легко читаются.

Это красивая, но немного странная картина. От неё веет свежестью, прохладой… Здесь много воды и зелени (деревьев и кустов). И ещё тут есть лодка с двумя фигурами.

Каждый человек хотя бы раз в своей жизни может испытать это чувство. Оно очень неприятное и приходит совсем незаметно. Зависть порой может подтолкнуть человека к самым глупым и необратимым поступкам

Сочинение “Мастер и Маргарита” и кинематограф”

Сочинение было написано на открытый обобщающий урок по произведению Булгакова М.А. “Мастер и Маргарита”

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_smotrovoy_t_master_i_margarita_i_kinematograf.docx 20.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Мастер и Маргарита» и кинематограф»

МБОУ «Старобрянская СОШ»

Руководитель: Тютрина Татьяна Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Старобрянская СОШ»

Все мы любим смотреть фильмы. Они бывают интересные и запоминающиеся , скучные и однообразные, а порой один фильм может затронуть человека до глубины души. Литература и кинематограф… Что лучше, читать книгу или смотреть фильм?

Просмотр фильма, снятого по известному литературному произведению, порой не может заменить вдумчивого и внимательного чтения. Так думала я, пока не увидела фильм Бортко по моему любимому роману «Мастер и Маргарита». Посмотрев сериал, я смогла увидеть произведение с другой стороны и сравнить, насколько они похожи. Благодаря талантливому исполнению актерской роли, можно не заметить времени, которое разделяет нас от эпохи создания литературного произведения. В современном мире литература , кино и компьютерные технологии не соперничают за зрительские симпатии , а наоборот – дополняют друг друга. Я считаю, снимать фильмы по произведениям русской литературы – это искусство.

Произведения Михаила Афанасьевича Булгакова всегда вызывали большой интерес у кинематографистов. Драматична судьба романа «Мастер и Маргарита». Первые редакции были написаны в 1928-1929гг. и, как известно, были сожжены автором. Так же Булгаков мучительно искал название для своего романа. Произведение не было напечатано при жизни автора, оно было перепечатано женой Булгакова в 1940 г.

Судьба романа, созданного Мастером,- это в какой –то мере и судьба романа М.А.Булгакова, который свой творческий долг видел в том , чтобы возвратить человеку веру в добро и справедливость, любовь и надежду, призвать его к поиску истинны. Благодаря роману о силе всепобеждающей любви и творчества, читателю пробилась сокровенная мысль Булгакова: «Рукописи не горят!».

Из- за дурной нечисти на страницах произведения , кинематографисты не решались снимать фильм. И всё- таки находятся смелые люди, которые не боятся связываться с этим мистическим шедевром. Одним из таких людей является известный польский режиссёр Анджей Вайда , экранизировавший роман в 1972 году, от всего романа Вайда оставил только библейскую тему и назвал фильм «Пилат и другие». Следующим был сербский режиссёр Александр Петрович, польский режиссёр Мацей Войтышко. В России первый фильм был снят в 1994 году Юрием Карой, но он долгие годы пролежал на полке.

Я же восторгаюсь фильмом, режиссёром которого является Владимир Бортко. Название фильма было одноименно с романом. Как мне кажется, на сегодняшний день фильм является самым приближенным к произведению «Мастер и Маргарита», в нём самая подробная экранизация.

В фильме снимается такой блестящий актёрский состав как Олег Басилашвили, Александр Галибин, Анна Ковальчук, Александр Абдулов, Кирилл Лавров, Сергей Безруков, Владислав Галкин. По моему мнению актёры соответствовали персонажам из романа . Режиссёр Бортко сумел передать и раскрыть через актёров фильма булгаковских героев.

Как в романе, так и в фильме мне очень понравилась Маргарита. В телесериале Анна Ковальчук сумела передать настоящий образ героини булгаковского романа. Нет грани между Маргаритой и актрисой. Это женщина несравненной красоты, поражавшая всех своей грациозностью, изящностью, в ней идеально сочетались ум, духовность и прекрасная внешность. Она бесконечно и верно любила своего мастера и была готова ради него жертвовать собой. Запутанная история любви Мастера и Маргариты прошла все преграды. «Любовь выскочила пред нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож» Для Маргариты неважно, в каком мире они находятся: в потустороннем или в настоящем. Всепобеждающая сила любви руководит ею. А вот, дьявольски красивая, Анна Ковальчук смело, властно, грациозно ступает в сцене бала, как настоящая королева. В то время как мастер утерял всякие надежды быть с любимой и завершить свой роман.

Когда смотришь фильм уже не разделяешь Маргариту и Анну Ковальчук. Я завидую Анне Ковальчук. Испытать на себе то, что пережила Маргарита, сможет не каждая женщина.

Мне понравилось актёрское исполнение Александра Галибина в роли мастера. На самом деле очень жаль мастера , ведь из-за давления прессы он сжёг свои рукописи в камине, которые были ему и Маргарите так дороги, и после череды испытаний он попал в дом скорби. Именно там он отчаивается, разочаровывается и совсем отказывается от борьбы за любовь.

А как играет Олег Басилашвили?! – Настоящий Воланд.

Я думаю, фильм очень красочный, яркий, захватывающий, интригующий. У фильма были награды и призы , как премия «ТЭФИ-2006»в номинации «За лучшую режиссуру», приз в номинации «Лучший сериал», приз в номинации «За лучшую женскую роль».

Я считаю, что «Мастер и Маргарита» -это фантастически превосходный роман , он наполнен множеством непредсказуемых событий. Именно такое произведение нуждается в экранизации, чтобы его увидели и поняли , что фильм снятый по роману– это великое творчество.

Что же я все вспоминаю, когда слышу имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, роман «Мастер и Маргарита». Почему ? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях – добре и зле, жизни и смерти, выборе человека, который хот бы раз в жизни делает каждый из нас. Этот роман сатирического содержания, но прежде всего этот роман о верной и вечной любви. В ходе всего произведения любовь мастера и Маргариты сталкивается со многими трудностями. В итоге их любовь нашла вечный приют и спокойствие, которого так хотелось им обоим.

Этот роман будет жить вечно в наших сердцах, фильмах, воспоминаниях.

И в завершении хотелось бы сказать, русская литература и отечественный кинематограф это одно целое, так как оба направления имеют общую идею – донести до нас основную мысль автора.

Сочинение по роману Булгакова Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» — произведение Михаила Булгакова, известного писателя, автора таких произведений как «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. Работа над романом началась Булгаковым в 20-е годы, он писал его до самой своей смерти в 1940 году. Однако сам роман был закончен.

Произведение долгие годы было запрещено на родине писателя и только в 1973 году было издано в СССР.

Главная идея романа – это противостояние добра и зла. Он ставит вопросы о том «что есть истина», где правда, где ложь. Булгаков соединил временные рамки, – время суда и распятия Христа (Иешуа) и пошлость и безвремие 30-х годов двадцатого века (времена Сталина). Время сталинского правление – это когда по всей стране правило бал зло (под видом добра).

В романе же дьявол (Воланд) скорее положительный чем отрицательный герой. Он действует под видом зла, но творит по сути, не то что бы добро в полном смысле слова, а справедливое наказание людей их поступков. Как написано в «Фаусте» Гёте о дьявольской силе «та сила что сеет зло, но желая блага». Не зря Булгаков начал произведение с эпиграфа из Фауста.

В произведении Булгаков как бы ведёт полемику с читателем и пытается показать что человеческой жизнью управляют «высшие силы». Человек не в состоянии всё просчитать и управлять своей жизнью как утверждал Берлиоз, который и поплатился за своё неверие и атеизм. Берлиоз предстаёт перед читателем как скептик а Воланд как «проповедник» того что Бог есть. В итоге побеждает вера Воланд а не скептицизм Берлиоза.

Он наказывает людей за их животные инстинкты и поступки. Булгаков показывает что прогресс человечества не изменил «низменных» страстей человека. Это характерно показано в главе про выступление в Варьете.

Людские пороки (грехи), были во все времена и время не может излечить это. Булгаков показал отношении власть человек и человек власть. На примере сцены когда Маргарита (возлюбленная Мастера) после бала сидит за ужином у Воланда. Он говорит ей что не надо просить у власти «никогда, ничего», они дадут всё сами. Не стоит унижаться перед властителями, кто бы они ни были.

В конце произведения Булгаков делает вывод: да противостояние добра со злом будет всегда, но зло это в первую очередь «мы сами», нужно сначала бороться с внутренним «демоном».

К тому же Булгаков не навязывает никому своего мнения. Читателю самому дана свобода выбора. Поэтому каждый сам должен для себя решить вереи ли он или нет. Какой точки зрения на добро и зло придерживается.

Сочинение по роману №2

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из самых противоречивых произведений того времени. Невозможно рассуждать о романе, не отметив, что известный русский писатель вырос в православной семье с богословскими традициями. Булгаков великолепно знал философию, богословие и русскую литературу. Отсюда и вытекает религиозная тема в произведении. Именно поэтому Воланд появляется в Москве – столице России. Ведь сознание русского человека основано на эсхатологии. События московских глав в произведении имеют богословский смысл, город становится атеистическим, это больше всего восхищает Воланда. Так, можно заметить, что атеисты абсолютно беззащитны перед сатаной. Воланд приписывает себе божественные возможности (судить и награждать). Если же сравнивать Иисуса Христа с героем романа – Иешуа, то важно заметить, что Иешуа – это как бы искаженный образ Иисуса Христа. Например, в Евангелие сказано, что Иисус – сын Бога живого, Иешуа же не знает своих родителей. У Иисуса есть последователи – апостолы, а Иешуа “один в этом мире”.

Важно заметить, что если отрицается Иисус Христос, то отрицается и церковь. Такая картина и изображена в романе. В Москве разрушается Храм Христа Спасителя, теперь царит Воланд в атеистической Москве. Жизнь москвичей становится кощунственной, как и действия свиты князя тьмы.

В книге пересекаются два времени: настоящее время – это основное повествование романа, события разворачиваются в Москве, а прошедшее время – это события “Романа о Понтии Пилате”, которые происходят в римской провинции Иудея.

В настоящем времени автор изображает противостояние здравомыслия невежеству. C самого начала романа Михаил Булгаков повествует о наказании человека за неучтивость. Так, Берлиозу пришлось заплатить жизнью за свое безрассудное отношение к религии. Он не знал о том, что спорит с самим воплощением зла, поэтому пренебрежительно относился ко всему.

Автор также изображает проблему выбора правильного пути, возникающую у героев. Это заметно по метаниям Понтия Пилата между своим долгом и благоразумием. Тот же прокуратор знал, что он совершает ошибку, но все-таки объявил Иешуа смертный приговор. В итоге, страх и малодушие поглотили героя. Это касается и Маргариты, когда она сравнивает жизнь с мужем и жизнь, в которой, как ей казалось, она будет абсолютно счастлива, жизнь с Мастером. При этом не стоит забывать, что главная роль Маргариты в романе – это оказание давления на Мастера : “толкала его на борьбу”.

Таким образом, роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – это спорный роман, не имеющий абсолютно идеальных героев. Это произведение можно считать исключительным произведением тех времён.

По роману Мастер и Маргарита

Популярные сочинения

Одним из самых известных поэтов-баснописцев является Иван Андреевич Крылов. Знаменитый русский публицист написал ряд сатирических и познавательных басен, которые довольно легко читаются.

Это красивая, но немного странная картина. От неё веет свежестью, прохладой… Здесь много воды и зелени (деревьев и кустов). И ещё тут есть лодка с двумя фигурами.

Каждый человек хотя бы раз в своей жизни может испытать это чувство. Оно очень неприятное и приходит совсем незаметно. Зависть порой может подтолкнуть человека к самым глупым и необратимым поступкам

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: