Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова Собачье сердце): сочинение

Сочинение: Шариковщина в повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков)

(594 слова) В произведении «Собачье сердце» Михаил Булгаков поднял очень важные и актуальные темы. Одной из них является искусственная трансформация личности и ее последствия. Образ Шарикова, созданный писателем, стал антигероем для многих поколений. Автор демонстрирует читателю абсолютно новый тип человека, который появился не только в лаборатории учёного благодаря его эксперименту, но также и в советский период в первые послереволюционные годы. По мнению многих литераторов и критиков, данное произведение относится к политической сатире. Ведь в ней автор выявил основные пороки политической системы и советского общества. Понятие «шариковщина» появилось в русском языке после того, как Михаил Булгаков создал своё грандиозное произведение «Собачье сердце». Рассмотрим, в чем выражается суть данного понятия.

Проблемы, искрившие российскую действительность двадцатых годов, ставили в тупик образованную интеллигенцию, а также крестьян и рабочих. Пытаясь найти выход из тупика, общество претерпевало изменения. Но государство решило форсировать события, как и профессор Преображенский. Оно создавало новый тип человека — советского гражданина, который мыслит в рамках большевистской идеологии. Михаил Булгаков осуждал коллективизацию мысли и стремился изобличить нравственные и социальные пороки нового общества и его лекал. Писатель с болью в сердце смотрел, как великая страна приближается к катастрофе. Опыт профессора Преображенского олицетворяет эксперимент, который проводился в России, в результате чего появлялись некомпетентные, невежественные, но лояльные к власти люди, которые заняли важные посты, но не могли выполнить свой служебный долг в силу отсутствия необходимых навыков и познаний. В результате страна переживала потерю истинных человеческих качеств и ценностей.

В своем произведении писатель показывает, насколько нелепым является искусственное формирование нового человека. Профессор Преображенский проводит уникальный эксперимент и пересаживает собаке Шарику гипофиз и семенные железы Клима Чугункина — алкоголика и бездельника. Дружелюбный и безобидный пес превращается в идеального гражданина новой страны, которому присущи самые низкие качества. Их он прикрывает пролетарской моралью и выдержками из Маркса и Энгельса, но на деле Шариковы не способны понять ни строчки из «Капитала». Из-за низкого уровня образования они не способны разобраться в учении Маркса и трактуют все, что слышат, по-своему — примитивно, но расчетливо. они жаждут все отнять, все разрушить, но на остатках поживиться лично. Такова революционная сознательность Шариковых, которые спокойно могут украсть деньги у товарищей, а также шантажировать женщину, пользуясь служебным положением. И все это ради идеалов равенства и братства, конечно же!

Эксперимент профессора Преображенского олицетворяет революционные преобразования в России. Автор неспроста выбрал такое сравнение, ведь научные эксперименты предоставляют прекрасную возможность сделать немало выводов. В прошлые времена появление людей, подобных Шарикову, было обусловлено социальными причинами и строго нормировано, ведь их осуждали и зачастую не брали на ответственные должности. А в результате масштабного идеологического давления и искусственной стимуляции Шариковы стали большинством, которое по кускам растащило страну. В своём произведении писатель показывает, как Шариков начинает уничтожать кошек, то есть тех, кто значительно его слабее. А затем он постепенно переходит и на себе подобных — собак. Подобные люди являются бездушными и жестокими. Им не знакомы такие качества, как доброта, сострадание, порядочность. Людям, подобным Шарикову, чужда и социальная справедливость. Они живут лишь для себя, и всеми способами пытаются заполучить власть. В нужный момент они легко проявляют угодность к вышестоящим. Но на деле такие люди не хотят измениться в лучшую сторону, стать воспитанными, культурными и образованными. Их объединяет одно слово — «шариковщина». Вот поэтому Преображенский признает свою ошибку. Учёный желает ее исправить и возвращает Шарикова в его первоначальное состояние. Однако в реальности нельзя просто так избавиться от Шариковых, пока на их стороне правительство.

Читайте также:
Воланд в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Таким образом, Михаил Булгаков призывает читателя учиться на ошибках прошлого и не совершать их в настоящем. По мнению писателя, необходимо уважать и ценить культуру, к которой пришел народ, и развивать ее естественным путем — эволюционным. Явление «шариковщины» стало серьёзной проблемой, которую можно решить только введением повсеместного и общеобязательного образования, уровень которого должен поддерживаться на должном уровне.

Шариковщина: что обозначает понятие и кто такой Шариков

Содержание:

В начале двадцатых годов ключевой проблемой российского государства были разительные перемены. К ним не были готовы жители страны, независимо от их статуса и социального положения. Рабочие, крестьяне, интеллигенты не могли адаптироваться к новому образу жизни. Михаил Булгаков стремился к идеализации человека. На основании происходящего в 1925 году он создал свое уникальное произведение «Собачье сердце».

Культом того времени было стремление к улучшению породы человека. Для этого ученые старались разработать передовые научные методы. Преображенский – профессор из повести Булгакова, является прототипом этих исследователей. Он все время стремится к созданию уникального проекта, известен во всем мире своими опытами и достижениями. Преображенский ставит перед собой задачу – обеспечить человеку вечную молодость. Неожиданно у профессора возникает идея, как с помощью хирургической операции сделать животное человеком. Он пересаживает псу гипофиз человека, но операция приводит к неожиданному результату.

Кто такой Шариков из «Собачьего сердца»

В произведении гениального писателя совмещены три жанровые концепции – антиутопическое направление, сатирические мотивы и фантастический элемент. Полиграф является отрицательным героем произведения. Второе негативное действующее лицо – Швондер. Это ленивый человек, политический фанатик, с которым постоянно старался бороться интеллигент Преображенский. Кто такой Шариков:

  • Полиграф – Шарик, бывший бродячий пес, доброе и преданное существо. Профессор с другом провели экспериментальную операцию по пересадке гипофиза. Собака получила орган бывшего рецидивиста, убитого в ходе поножовщины;
  • После операции собака превращается в человека, но далеко не в доброго и преданного. Он называет себя Полиграфом Полиграфовичем, получает паспорт;
  • Между создателем и его творением возникает классовое противостояние. Шарикову нравится квартира профессора, он хочет отобрать жилье, доказывает свою правоту;
  • В образе героя автор показывает все негативные черты живых существ – людей и животных. Собачий преданный взгляд, чувство благодарности к создателю, преданное отношение пропадает за первые две недели жизни пса в облике человека;
  • Полиграф – грубый, ведет себя бескультурно, хамит окружающим, пугает соседей профессора. Филипп Филиппович не выдерживает поведения своего экспериментального создания. Последней каплей стала попытка получения прописки, выселения профессора и его убийства. После этого гений науки отказывается от своего проекта, возвращает все на свои места.

Поведение героя символично. Писатель отражает новый государственный строй, его мотив и идеологию.

Что такое шариковщина в повести «Собачье сердце»

Шариковщина – это понятие, заимствованное из повести М. Булгакова «Собачье сердце». Говоря о том, что такое шариковщина, следует учесть два аспекта – социальный и моральный. Данное явление встречается по сегодняшний день. Шариковыми называют личностей, не имеющих нравственных ценностей. Им чужды моральные устои. Основные черты характера – эгоизм, глупость, ограниченность, жадность. Для отображения понятия шариковщины в романе Булгаков использует образ Филиппа Филипповича. Он сетует на разруху в головах людей.

Править государством стали люди, бывшие рабами. Они стали движущей силой, руководством страны, однако рабская психология сохранилась. Правители продолжали лебезить перед всеми, кто выше по должности, унижать людей, которые находятся ниже на социальной лестнице. Для шариковых характерна бесчеловечность, жестокость, хамство. Повесть говорит о том, что данный класс людей надолго останется в жизни человечества. Виной тому следующие факторы:

  • Проблемы социального характера;
  • Стремлению к самоутверждению за счет слабых;
  • Отсутствие благодарности;
  • Невоспитанность.
Читайте также:
Анализ главы Бал у сатаны: сочинение

2364. Что такое шариковщина? сочинение по повести Собачье сердце Булгакова Русский язык

Сочинение — Что такое шариковщина?. Русский язык и литература

Понятие «Шарковщина» появилось относительно недавно. Начало положил Михаила Афанасьевича Булгакова в своей повести «Собачье сердце», вышедшая в 1925 году. Это произведение начинает знакомить нас с Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Образ этого героя представляет перед читателем собирательным образом, в котором преобладает наглость, необразованность и неконтролируемость. Полиграф появился в результат эксперимента, который проводил Филиппа Филипповича Преображенского. Таким образом, профессор хотел попробовать подвертит или опровергнуть теорию: омолодить организм человека с помощью пересадки гипофиза человека в мозг собаки.

Операция удалась Преображенскому, но вот результат получился совсем иной. Собака стала потихоньку превращаться в нахального человека. Шариков стал таким в результате не правильно выбора донора гипофиза. Донор был трижды судимый Клим Чугункин погибший от ножевого удара в сердце возле пивного заведения «Стоп-сигнал». Как бы ни пытались его переучить, ничего не выходило. Все отрицательные качества Климова Чугункина никак не хотели принимать учения. «Новая власть» в лице Швондера, ни как не хотела ограничивать Шарикова в его деяниях, а наоборот поощрял: взял под свою защиту и выдал документы гражданина. Эти действия приводят к полному «провалу».

Эти действия привили к печальным последствиям, которые были окрещены «Шарковщина». Следовательно, «Шарковщина»- это люди, у кого «пустая душа», у кого преобладает отрицательное качество: наглость. Но в повести «Собачее сердце» не только Шариков является примером понятия, но и сам профессор Преображенский. Он посчитал, что может менять природу человека. Но вовремя все осознал и исправил положение. Печально, что многие не способны вовремя остановиться. Если обратить внимание на многих людей в наше время, то можно увидеть таких же Шариковых и Преображенский. Такие люди пытаются уничтожить общественный строй, внушая себе и остальным, что это добрые намеренья. Но это, ни к чему не приводит, поскольку «Шарковщины» являются обычным лентяями, которые не могу довести дело до конца. И это является самым страшным фактом.

Вариант 2

Такое определение в русский язык ввел Михаил Булгаков после написания произведения «Собачье сердце». Часть людей уверена, что повесть написана, чтобы отобразить все пороки будущего политического строя и общества.

Давайте рассмотрим вопросы: какой опыт проводил профессор Преображенский? Какие черты собирает в себе Шариков? Кто помогает Шарикову продвигаться по карьерной лестнице? Что позволило людям подобного типа позволило обрести права? Какими чертами характера обладали люди похожие на Шарикова? Почему автору не разрешали напечатать произведение?

Сюжет показан с того, что доктор Преображенский встречает простого пса и желает сделать опыт. Он сделал пересадку конкретных органов Клима Чугункина, который постоянно злоупотреблял алкоголем. Опыт оказался удачным и Шарик начал превращаться в человека. Он назвался Шариковым и требовал к себе уважительного отношения.

Образ персонажа собирает в себе конкретные черты, показывая будущее общество, все его ценности. Булгаков отмечает, что эти люди показали сущность, когда им дали определённые права после государственного переворота. Они оказались жадными, жестокими людьми, которые не имеют представления о морали и нравственности, они не желают обучаться и получать новые знания, поэтому их объединяет понятие «шариковщина».

Шариков выражается непристойными словами, ругается, выпивает, скандалит, не считается с чужим мнением. Он обладает хитростью, поэтому поддакивает большевикам.

Швондер, председательствующий в комитете, он помогает Шарикова по службе, поэтому Шариков стал управляющим по очищению Москвы от бездомных животных. В результате он показывает душевные качества. Шариков стремился разрушить карьеру профессора, он поглощён идеей ликвидации бездомных животных.

Читайте также:
«Заколдованное место» Булгакова не инсценировка, а совсем другое: сочинение

При жизни Булгакова были эти люди, поэтому автору запрещали публиковать книгу. Люди, которые обладают подобными чертами характера. Они лишены традиционных устоев, они не желают узнавать новую информацию, пытаются разрушить карьеру доброго человека.

Пока ещё общество не знает, как устранить этих людей из коллектива. Ведь никто не осознал, по каким факторам среди нас появляются люди с подобными чертами характера.

Искренне рекомендую применять эти данные для конкретного и чёткого написания сочинения на тему: «Что такое Шариковщина?». Чтобы лучше понять жизнь и ценности человека.

«Шариков и шариковщина (по повести «Собачье сердце»).»

«Собачье сердце» — одно из знаменитейших произведений . Эта повесть стала этапной в творческой эволюции писателя. О важности для Булгакова «Собачьего сердца» свидетельствует и тот факт, что он добивался возвращения арестованной рукописи наряду с личными дневниками.

Вместе с «Роковыми яйцами» «Собачье сердце» открывает многие темы, нашедшие свое воплощение в последующих произведениях писателя, — эволюции и революции, стремления к познанию окружающего мира и опасности непредвиденных результатов научных экспериментов, нравственной ответственности человека за совершенные поступки, нераздельности реального и мистического. В повести мы обнаруживаем и острую сатиру на современную писателю действительность, и элементы фантастики, и мистику, и психологическую достоверность, и философские взгляды писателя. Именно в «Собачьем сердце» завершается процесс перехода от фельетонности к «высокому творчеству».

В этом произведении писатель поднимается на вершину сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь. Он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.

Большинство исследователей творчества склоняются к тому мнению, что источником сюжета для повести «Собачье сердце» послужил реальный исторический факт — социальная революция в России. Действительно, «экспериментом» и «опытом» называли революцию и общественное переустройство, последовавшее за ней, многие русские писатели и философы. Однако Булгаков мыслил гораздо шире: его герой профессор не копия с «вождя мирового пролетариата», а один из тех «вечных» образов «ученых-творцов», рискнувших посягнуть на тайны мироздания.

Основа повествования — внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень неглуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа. Перед его глазами каждый день мелькают многочисленные магазины, чайные, трактиры на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».

Весь продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблюдает жизнь улицы и делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь», «Повар попадается разный. Например, — покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас.»

Шарик сочувствует бедной барышне-машинистке, замерзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фельдеперсовых чулках»:”Ей и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл…”. В своих мыслях — представлениях Шарик противопоставляет бедной девушке образ торжествующего хама — нового хозяина жизни: «Я теперь председатель, и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо.» «Жаль мне ее, жаль. А самого себя мне еще больше жаль,” — сетует Шарик.

Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: „он умственного труда человек…“ ,”этот не станет пинать ногой».

И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Начинает звучать одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова — тема Дома как средоточия человеческой жизни. Большевики изничтожили Дом как основу семьи, как основу общества. Обжитому, теплому, казалось, вечно прекрасному дому Турбиных («Дни Турбиных») писатель противопоставляет распадную Зойкину квартиру (комедия «Зойкина квартира»), где идет яростная борьба за жилплощадь, за квадратные метры.

Читайте также:
Мастер и массолит. Две концепции литературного творчества в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Но вот профессор совершает главное дело своей жизни — уникальную операцию: он пересаживает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины 28 лет.

Человек этот — Клим Петрович Чугункин, был трижды судим: «Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной».

В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слово:”буржуи”. А потом — слова уличные: «не толкайся!» «подлец», «слезай с подножки» и.т.п. Это был омерзительный «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие … Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Так же безобразно-вульгарно он и «принарядился».

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни. Он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным Шириковым абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.

Усмешка жизни в том, что едва встав на задние конечности, Шариков готов утеснить, загнать в угол породившего его профессора. И вот уже это человекообразное существо требует от профессора документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который «интересы защищает».

Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он находит союзника — Швондера. Именно он, Швондер, требует выдачи документа Шарикову, утверждая, что документ — самая важная вещь на свете. Формализм и бюрократия 30-х годов, кстати, преследует нашу страну и по сей день.

Страшно то, что бюрократической системе наука профессора не нужна. Ей ничего не стоит кого угодно назначить человеком. Любое ничтожество, даже пустое место – взять и назначить человеком. Ну, естественно, оформив это соответствующим образом и отразив, как положено, в документах.

Нужно отметить что Швондер, председатель домкома, несет не меньшую ответственность, чем профессор, за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь».

Парадокс в том, что, помогая утвердиться существу с «собачьим сердцем», Швондер и себе копает яму. Натравливая Шарикова на профессора, домком не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Человеку с собачьим сердцем достаточно указать любого, сказать, что он враг, и Шариков его унизит, уничтожит и.т.д.

Швондер, аллегоричный «черный человек», снабжает Шарикова «научной» литературой, дает тому на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Звероподобное существо не одобряет ни того, ни другого автора: «А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то…» Вывод он делает один: «Надо все поделить».

Так Шариков инстинктивно «учуял» главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип так называемого социалистического общества — всеобщая уравниловка, называемая равенством.

Шариков, поддерживаемый Швондером, все более распоясывается, хулиганит открыто. На слова измученного профессора, что он найдет для Шарикова комнату, чтоб тот съезжал, отвечает: «- Ну да, такой я дурак, чтобы съехать отсюда, — очень четко ответил Шариков» и предъявил ошарашенному профессору бумагу Швондера, что ему полагается в профессорской квартире жилая площадь в 16 метров.

Вскоре «Шариков присвоил в кабинете профессора 2 червонца, пропал из квартиры и вернулся поздно, совершенно пьяный».

Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его «служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором и Борменталем эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». Страшный, неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим подотделом очистки города от бродячих животных.

Читайте также:
Евангельский сюжет в трактовке М. А. Булгакова: сочинение

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительную карьеру: из бродячих собак — в санитары по очистке города от бродячих собак /и кошек, естественно/. Что ж, преследование своих — характерная черта всех Шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения…

Следующий ход Шарикова – явление в пречистинскую квартиру вместе с молодой девушкой. «Я с ней расписываюсь, это — наша машинистка. Борменталя надо будет выселить… — крайне неприязненно и хмуро пояснил Шариков». Конечно, негодяй обманул девушку, рассказывая о себе небылицы. Он вел себя с ней столь безобразно, что в пречистенской квартире вновь вспыхнул грандиозный скандал: доведенные до белого каления профессор и его помощник стали защищать девушку…

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности — донос-пасквиль на профессора Преображенского.

Нужно отметить, что именно тогда, в тридцатые годы, донос становится одной из основ «социалистического» общества, которое правильней было бы назвать тоталитарным.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют все человеческие качества, кроме подлости, ненавести, злобы…

Хорошо, что на страницах повести чародею-профессору удалось обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой.

Увы, в реальной жизни Шариковы оказались более живучими, ползущими из всех щелей. Самоуверенные, наглые, полуграмотные, они довели страну до глубочайшего кризиса, ибо «швондеровская» теория «большого скачка социалистической революции», глумливое пренебрежение законами развития эволюции могло породить только Шариковых.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья, в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в них проснулся «нелюдь» и втаптывает их в грязь. Приходя к власти, «нелюдь» старается лишить человеческого всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни. Она служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему…

На первый взгляд кажется, что внешне все изменилось, что страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет. Пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении.

Показывая, как происходит эволюция Шарикова, как он постепенно становится все наглее и агрессивнее, Булгаков заставляет читателя, весело смеющегося над комическими ситуациями и остроумными репликами, ощутить страшную опасность шариковщины, этого нового социального явления, которое начало зарождаться в 20-е годы. Революционная власть поощряет стукачество, доносительство, высвобождая самые низменные инстинкты некультурных и необразованных людей. Она дает им ощущение власти над людьми умными, культурными, интеллигентными. Шариковы, дорвавшиеся до власти, представляют страшную угрозу обществу.

Булгаков касается в своей повести и причины их появления. Если Шариков возник в результате научного опыта профессора Преображенского, то подобные люди с собачьим сердцем могут появиться в результате того рискованного эксперимента, который именовался в нашей стране строительством социализма, эксперимента, огромного по масштабам и очень опасного.

Читайте также:
Смысл сатиры Михаила Булгакова (на примере повести Собачье сердце и романа Мастер и Маргарита): сочинение

Попытка создать новое справедливое общество, воспитать свободного и сознательного человека революционными, то есть насильственными методами, по мнению писателя, была изначально обречена на неудачу. Ведь стремление «до основания» разрушить старый мир с его вечными общечеловеческими нравственными ценностями и построить жизнь на принципиально новой основе — это значит насильственно вмешаться в естественный ход вещей. Последствия этого вмешательства будут плачевными. Это понимает Филипп Филиппович, когда горестно размышляет о том, почему его блестящий научный эксперимент породил настоящего монстра, который стал представлять смертельную опасность для всех окружающих. Это произошло потому, что исследователь нарушил законы природы, а этого делать ни в коем случае нельзя.

Что такое шариковщина? сочинение по повести Собачье сердце Булгакова

Понятие «Шарковщина» появилось относительно недавно. Начало положил Михаила Афанасьевича Булгакова в своей повести «Собачье сердце», вышедшая в 1925 году. Это произведение начинает знакомить нас с Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Образ этого героя представляет перед читателем собирательным образом, в котором преобладает наглость, необразованность и неконтролируемость. Полиграф появился в результат эксперимента, который проводил Филиппа Филипповича Преображенского. Таким образом, профессор хотел попробовать подвертит или опровергнуть теорию: омолодить организм человека с помощью пересадки гипофиза человека в мозг собаки.

Операция удалась Преображенскому, но вот результат получился совсем иной. Собака стала потихоньку превращаться в нахального человека. Шариков стал таким в результате не правильно выбора донора гипофиза. Донор был трижды судимый Клим Чугункин погибший от ножевого удара в сердце возле пивного заведения «Стоп-сигнал». Как бы ни пытались его переучить, ничего не выходило. Все отрицательные качества Климова Чугункина никак не хотели принимать учения. «Новая власть» в лице Швондера, ни как не хотела ограничивать Шарикова в его деяниях, а наоборот поощрял: взял под свою защиту и выдал документы гражданина. Эти действия приводят к полному «провалу».

Эти действия привили к печальным последствиям, которые были окрещены «Шарковщина». Следовательно, «Шарковщина»- это люди, у кого «пустая душа», у кого преобладает отрицательное качество: наглость. Но в повести «Собачее сердце» не только Шариков является примером понятия, но и сам профессор Преображенский. Он посчитал, что может менять природу человека. Но вовремя все осознал и исправил положение. Печально, что многие не способны вовремя остановиться. Если обратить внимание на многих людей в наше время, то можно увидеть таких же Шариковых и Преображенский. Такие люди пытаются уничтожить общественный строй, внушая себе и остальным, что это добрые намеренья. Но это, ни к чему не приводит, поскольку «Шарковщины» являются обычным лентяями, которые не могу довести дело до конца. И это является самым страшным фактом.

Вариант 2

Такое определение в русский язык ввел Михаил Булгаков после написания произведения «Собачье сердце». Часть людей уверена, что повесть написана, чтобы отобразить все пороки будущего политического строя и общества.

Давайте рассмотрим вопросы: какой опыт проводил профессор Преображенский? Какие черты собирает в себе Шариков? Кто помогает Шарикову продвигаться по карьерной лестнице? Что позволило людям подобного типа позволило обрести права? Какими чертами характера обладали люди похожие на Шарикова? Почему автору не разрешали напечатать произведение?

Сюжет показан с того, что доктор Преображенский встречает простого пса и желает сделать опыт. Он сделал пересадку конкретных органов Клима Чугункина, который постоянно злоупотреблял алкоголем. Опыт оказался удачным и Шарик начал превращаться в человека. Он назвался Шариковым и требовал к себе уважительного отношения.

Образ персонажа собирает в себе конкретные черты, показывая будущее общество, все его ценности. Булгаков отмечает, что эти люди показали сущность, когда им дали определённые права после государственного переворота. Они оказались жадными, жестокими людьми, которые не имеют представления о морали и нравственности, они не желают обучаться и получать новые знания, поэтому их объединяет понятие «шариковщина».

Читайте также:
Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных предшественников: сочинение

Шариков выражается непристойными словами, ругается, выпивает, скандалит, не считается с чужим мнением. Он обладает хитростью, поэтому поддакивает большевикам.

Швондер, председательствующий в комитете, он помогает Шарикова по службе, поэтому Шариков стал управляющим по очищению Москвы от бездомных животных. В результате он показывает душевные качества. Шариков стремился разрушить карьеру профессора, он поглощён идеей ликвидации бездомных животных.

При жизни Булгакова были эти люди, поэтому автору запрещали публиковать книгу. Люди, которые обладают подобными чертами характера. Они лишены традиционных устоев, они не желают узнавать новую информацию, пытаются разрушить карьеру доброго человека.

Пока ещё общество не знает, как устранить этих людей из коллектива. Ведь никто не осознал, по каким факторам среди нас появляются люди с подобными чертами характера.

Искренне рекомендую применять эти данные для конкретного и чёткого написания сочинения на тему: «Что такое Шариковщина?». Чтобы лучше понять жизнь и ценности человека.

Что такое шариковщина?

Несколько интересных сочинений

Есть известная притча, в которой пожилой человек наставляет внука о двух волках, которые обитают в каждой человеческой душе. Один волк черный и олицетворяет собой злое начало

Эта повесть написана Тургеневым в 1857 году. В ней повествуется о несчастной любви очень молодой еще несовершеннолетней девушки Аси. Она полюбила мужчину, которому исполнилось двадцать пять лет

Простакова не так проста, как кажется. За улыбками и добрыми словами, обращенными к нужным ей людям, много злости, зависти и жестокости.

Роман «Обломов» был написан Александром Ивановичем Гончаровым во второй половине 19 века. В основе его сюжета лежит конфликт, заложенный в характере главного героя – Ильи Ильича Обломова.

Варлам Тихонович – писатель, который не понаслышке знает, что такое лагеря. Писателя отправили в места лишения свободы. Там царили совсем другие законы. К сожалению, в советское время люди

Шариков и шариковщина (по повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”)

Скачать сочинение

Творчество Булгакова — вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в годы Советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни — с Москвой. Именно в московский период жизни Булгакова была написана повесть “Собачье сердце”. В ней с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы.
В этом произведении писатель поднимается на вершину сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.
Повесть “Собачье сердце” отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента.
Итак, посмотрим на главных героев “Собачьего сердца”. Профессор Преображенский — демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято служит науке, помогает человеку, никогда не навредит ему. Гордый и величественный, профессор Преображенский так и сыплет старинными афоризмами. Будучи светилом московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам.
Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека. Каковы же его перспективы развития? Ничего впечатляющего: сердце бродячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. Вот то, из чего должен развиться новый человек, новое общество.
Шариков во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен.
Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Вот одна из их бытовых сцен:
“— . Окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вон плевательница, — негодует профессор.
— Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выговорил человек”.
Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему: днем спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что “в настоящее время каждый имеет свое право”. И в этом он не одинок. Полиграф Полиграфович находит союзника в лице Швондера — местного председателя домкома. Тот несет такую же ответственность, как и профессор, за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его “духовный пастырь”. Швондер снабжает Шарикова “научной” литературой, дает тому на “изучение” переписку Энгельса с Каутским. Звероподобное существо не одобряет ни одного автора: “А то пишут, пишут. Конгресс, немцы какие-то. ” Вывод он делает один: “Надо все поделить”. Вот и выработалась психология Шарикова. Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип социалистического общества — всеобщая уравниловка, называемая равенством. Все мы знаем, к чему это привело.
Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его “служба”. Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, “в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках”. Неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим отделом чистки города от бродячих животных. Устроил его туда Швондер.
Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от бродячих собак и кошек. Что ж, преследование своих — характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения.
Последний аккорд шариковской деятельности — донос на профессора Преображенского. Нужно отметить, что именно в тридцатые годы донос становится одной из основ социалистического общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Только такой режим может иметь в своей основе донос.
Шарикову чужды стыд, совесть, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, есть лишь подлость, ненависть, злоба.
Однако профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.
После революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность все время проявляется. Судья осуждает невиновного, чтобы выполнить план по раскрытию преступлений; врач отворачивается от больного; мать бросает свое дитя; чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, так как в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, так как нелюдями легче управлять. У них все человеческие чувства заменены инстинктом самосохранения.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему. На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же. Пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет.

Читайте также:
Сатирический роман Булгакова в Мастере и Маргарите: сочинение

19583 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Собачье сердце / Шариков и шариковщина (по повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”)

Смотрите также по произведению “Собачье сердце”:

Шариков и «шариковщина» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») (Первый варант)

«. весь ужас в том, что у него

уж не собачье, а именно человеческое

сердце. И самое паршивое из всех,

которые существуют в природе».

М. Булгаков

Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити­ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать — он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга­кову отвратительны были бюрократические формы управления страной, он не выносил насилия ни над ним самим, ни над другими людьми. Писатель видел главную беду своей «отсталой страны» в бескультурье и невежестве. И он бросил­ся в бой на защиту того «разумного, доброго, вечного», что сеяли умы русской интеллигенции. И орудием борьбы Булгаков избрал сатиру. В 1925 г. писатель закончил повесть «Собачье сердце». Содержание повести — невероятная фанта­стическая история превращения собаки в человека — представляла собой остро­умную и злую сатиру на социальную действительность 20-х годов.

Основой сюжета послужила фантастическая операция гениального ученого Преображенского со всеми неожиданно трагическими для него последствиями. Пересадив собаке в научных целях семенные железы и гипофиз мозга, профессор получил homo sapiens, которого чуть позже назвали Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. «Очеловеченный» бродячий пес Шарик, вечно голодный, всеми, кому не лень, обижаемый, оживил в себе того человека, мозг которого послужил донорским материалом для операции. Им был пьяница и хулиган Клим Чугункин, случайно погибший в пьяной драке. От него Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения со всеми соответствующими со­циальными нравами, и ту бездуховность, которая была свойственна обыватель­ской малокультурной среде чугункиных.

Читайте также:
Рукописи не горят (эссе по роману М. А. Булгакова Мастер и Маргарита): сочинение

Но профессор не отчаивается, он намерен сделать из своего подопечного че­ловека высокой культуры и нравственности. Он надеется, что лаской и собствен­ным примером сможет повлиять на Шарикова. Но не тут-то было. Полиграф Полиграфович отчаянно сопротивляется: «Всё у вас, как на параде. Салфетку —туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста», а так чтобы по-настоящему, это нет».

С каждым днём Шариков становится всё опаснее. Тем более, что у него появ­ляется покровитель в лице председателя домкома Швондера. Этот борец за соци­альную справедливость и Энгельса почитывает, и статейки в газету пописывает. Швондер взял шефство над Шариковым и воспитывает его, парализуя профессорские усилия. Ничему полезному этот горе-воспитатель своего подопечного не на­учил, зато сумел вдолбить очень заманчивую мысль: кто был ничем, тот станет псом. Для Шарикова — это программа к действию. В очень короткий срок он получил документы, а через неделю-другую стал совслужащим и не рядовым, а заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Меж­ду тем натура у него, что и была — собачье-уголовная. Нужно видеть и слышать, и какими эмоциями он рассказывает о своей деятельности на этом «поприще»: «Вчера котов душили-душили». Впрочем Полиграф Полиграфович одними кота­ми не довольствуется. Своей секретарше, которая по объективным причинам не может ответить на его домогательства, злобно угрожает: «Попомнишь ты у меня. Завтра я тебе устрою сокращение штатов».

В повести, к счастью, история двух превращений Шарика имеет счастливый конец: вернув собаку в исходное состояние, профессор, посвежевший и, как ни­когда, весёлый, занимается своим делом, а «милейший пёс» — своим: лежит на коврике и предаётся сладостным размышлениям. Но в жизни, к нашему большо­му сожалению, Шариковы продолжали размножаться и «душить-душить», но уже не кошек, а людей. Материал с сайта //iEssay.ru

Заслуга М. Булгакова состоит в том, что ему удалось с помощью смеха раскрыть глубокую и серьёзную идею повести: угрожающая опасность «шариковщины» и её потенциальные перспективы. Ведь Шариков и его соратники опасны для общества. Идеология и социальные претензии класса-«гегемона» заключают в себе угрозу беззакония и насилия. Безусловно, повесть М. Булгакова — не только сатира на «шариковщину» как агрессивное невежество, но и предупреждение о вероятных её последствиях в общественной жизни. К сожалению, Булгакова не услышали или не захотели услышать. Шариковы плодились, размножались, при­нимали активное участие в общественной и политической жизни страны.

Читайте также:
Фантастический реализм в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Примеры этого мы находим в событиях 30—50-х годов, когда безвинных и безответных людей травили, как когда-то Шариков по роду службы отлавливал бродячих котов и собак. Советские Шариковы демонстрировали собачью верность, проявляя злость и подозрительность к тем, кто был духом и разумом высок. Они, как и Шариков Булгакова, гордились своим низким происхождением, низким образованием, даже невежеством, защищаясь связями, подлостью, хамством и при всяком удобном случае втаптывая в грязь людей, достойных уважения. Эти проявления шариковщины очень живучи.

Сейчас мы пожинаем плоды этой деятельности. И никто не может сказать, сколько это будет продолжаться. К тому же, «шариковщина» и сейчас как явле­ние не исчезла, может быть, только поменяла своё лицо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: