Шариковщина – явление социальное: сочинение

Сочинение Шариковщина, что это такое шариковщина

Это понятие зародилось в русском языке после написания повести Михаила Афанасьевича Булгакова “Собачье сердце”. Некоторые верят, что повесть является политической сатирой, ее цель выявить все пороки политической системы и общества.

Повествование начинается с того, что профессор Филипп Филиппович Преображенский находит бездомного пса шарика и задумывает провести над ним эксперимент. Он пересадил псу внутренние органы человека по имени Клим Чугункин, который был отъявленным пьяницей. Эксперимент вышел удачный и Шарик преобразился в подобие человека. Он назвался Полиграфа Полиграфовичем Шариковым.

Образ этого персонажа собирательный, он показывает себе всё общество пролетариата, все ценности. По мнению Булгакова, эти люди показали свои настоящие лица после того, как получили определённые права посредством революции. Они эгоистичные, жадные, у них отсутствует какая-либо мораль и принципы, они безграмотные неучи, всё это объединяется одним словом – “шариковщина”.

Шариков же ведет себя именно так: он непристойно выражается, выпивает, скандалит и не признаёт никого правым. Однако, он хитер и сразу же пронюхивает про идеи большевиков и начинает им поддакивать.

Шарикову помогает Швондер, он председательствует в домовом комитете и продвигает бывшего пса вверх по службе, тот занимает должность заменяющего по очистке Москвы от бродячих животных. Тут-то он и начинает проявлять свою настоящую сущность. Шариков пытается навредить профессору, испортив его репутацию, он поглощен идей уничтожения всех бродячих животных, включая кошек и собак.

Во времена Булгакова таких людей было много, и именно поэтому автору долго не разрешали выпускать свою книгу. Подобные Шарикову существует и в наше время: это люди, лишенные каких-либо ценностей, моральных устоев и принципов, они не хотят учиться, узнавать что-то новое, вечно хамят, скандалят и любой ценой пытаются подпортить репутацию хорошего человека.

Однако пока еще неизвестно как искоренить подобных людей из нашего общества, ведь никто еще до сих пор не понял, по каким принципам среди нас рождаются люди с такими черствыми, “собачьими” сердцами.

Сочинение на тему Что такое Шариковщина

Понятие «шариковщина» зародилось после издания повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

В основе сюжета произведения уникальный научный эксперимент, который осуществил профессор Преображенский с целью омоложения организма человека. Он вместе со своим помощником доктором Борменталем пересадил собаке Шарику гипофиз мозга от погибшего алкоголика, вора и дебошира Клима Чугункина. Операция прошла успешно и постепенно собака преобразилась в человека, который придумал себе имя Шариков Полиграф Полиграфович.

Однако, спустя незначительное время, экспериментаторы совершенно разочаровались в результате своей работы. Новоявленное существо вобрало в себя все самые худшие качества собаки и человека. Добрый пёс превратился в грубого, невежественного, бескультурного и наглого пьяницу Шарикова, который возомнил себя хозяином жизни. Пороки не мешали ему предъявлять свои требования к профессору Преображенскому, связывая их с большевистскими идеями социального равенства в обществе. «Духовным» учителем Шарикова стал управдом Швондер. Благодаря ему, Полиграф Полиграфович получил невысокую руководящую должность уполномоченного по уничтожению тех, кто слабее его – кошек, а так же и своих сородичей – собак.

Люди, подобные Шарикову, проявляют покорность, лесть, угодничество только к вышестоящим лицам по рангу, чтобы заслужить их доверие и продвинуться во власть. Смысл жизни «шариковых» – в утверждении своей значимости за счёт унижения, уничтожения других, себе подобных. Для них является нормой – безнравственность, посягательство на чужое, отсутствие совести, хамское отношение к людям. Изменить «шариковых» можно только силой, поставив их на своё место. Профессор Преображенский и доктор Борменталь исправили свою ошибку и вернули Шарикова к своему первозданному образу собаки.

Автор своим произведением показал последствия «шариковщины» у власти. Он сравнил опыт хирурга с революционными переменами в России, которые поменяли человеческие ценности в стране. К власти пришёл пролетариат, который получил неожиданно много прав, что привело к разрушению многовековой культуры, духовности. Самое страшное, что никто не мог предсказать результата такого эксперимента над народом.

Таким образом, «шариковщина» – это мстительность исподтишка, невежественность, неблагодарность и подлость. У «шариковых» нет никаких моральных принципов, они неуязвимы и неразборчивы в средствах для достижения своих целей. «Шариковщина» несёт большую опасность для человечества.

Читайте также:
Поиски истины (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”): сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Шариковщина, что такое шариковщина

Популярные сегодня темы

Основными персонажами произведения являются маленькие мальчик и девочка, названные писателем именами Кай и Герда, а также Снежная королева.

Сколько в мире зла и несправедливости, но доброта сердец способна все-таки убрать плохое. Чем больше будут совершаться бескорыстных добрых дел, тем лучше станет окружающий мир

У каждого человека, смотрящего кино, независимо от формата, есть свой любимый актёр. Ради него они готовы посмотреть самый плохой кинофильм и испытать эмоции

Эта картина была написана для святой церкви, в основу был положен библейский сюжет. По своим размерам она огромная, почти три метра в длину и два метра в ширину.

В этом мире ценности делятся на материальные и не материальные. К первым относятся различное имущество, финансы и подобное, а ко вторым: личные качества, социальное положение и другие различные феномены

Сочинение: Шариковщина в повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков)

(594 слова) В произведении «Собачье сердце» Михаил Булгаков поднял очень важные и актуальные темы. Одной из них является искусственная трансформация личности и ее последствия. Образ Шарикова, созданный писателем, стал антигероем для многих поколений. Автор демонстрирует читателю абсолютно новый тип человека, который появился не только в лаборатории учёного благодаря его эксперименту, но также и в советский период в первые послереволюционные годы. По мнению многих литераторов и критиков, данное произведение относится к политической сатире. Ведь в ней автор выявил основные пороки политической системы и советского общества. Понятие «шариковщина» появилось в русском языке после того, как Михаил Булгаков создал своё грандиозное произведение «Собачье сердце». Рассмотрим, в чем выражается суть данного понятия.

Проблемы, искрившие российскую действительность двадцатых годов, ставили в тупик образованную интеллигенцию, а также крестьян и рабочих. Пытаясь найти выход из тупика, общество претерпевало изменения. Но государство решило форсировать события, как и профессор Преображенский. Оно создавало новый тип человека — советского гражданина, который мыслит в рамках большевистской идеологии. Михаил Булгаков осуждал коллективизацию мысли и стремился изобличить нравственные и социальные пороки нового общества и его лекал. Писатель с болью в сердце смотрел, как великая страна приближается к катастрофе. Опыт профессора Преображенского олицетворяет эксперимент, который проводился в России, в результате чего появлялись некомпетентные, невежественные, но лояльные к власти люди, которые заняли важные посты, но не могли выполнить свой служебный долг в силу отсутствия необходимых навыков и познаний. В результате страна переживала потерю истинных человеческих качеств и ценностей.

В своем произведении писатель показывает, насколько нелепым является искусственное формирование нового человека. Профессор Преображенский проводит уникальный эксперимент и пересаживает собаке Шарику гипофиз и семенные железы Клима Чугункина — алкоголика и бездельника. Дружелюбный и безобидный пес превращается в идеального гражданина новой страны, которому присущи самые низкие качества. Их он прикрывает пролетарской моралью и выдержками из Маркса и Энгельса, но на деле Шариковы не способны понять ни строчки из «Капитала». Из-за низкого уровня образования они не способны разобраться в учении Маркса и трактуют все, что слышат, по-своему — примитивно, но расчетливо. они жаждут все отнять, все разрушить, но на остатках поживиться лично. Такова революционная сознательность Шариковых, которые спокойно могут украсть деньги у товарищей, а также шантажировать женщину, пользуясь служебным положением. И все это ради идеалов равенства и братства, конечно же!

Эксперимент профессора Преображенского олицетворяет революционные преобразования в России. Автор неспроста выбрал такое сравнение, ведь научные эксперименты предоставляют прекрасную возможность сделать немало выводов. В прошлые времена появление людей, подобных Шарикову, было обусловлено социальными причинами и строго нормировано, ведь их осуждали и зачастую не брали на ответственные должности. А в результате масштабного идеологического давления и искусственной стимуляции Шариковы стали большинством, которое по кускам растащило страну. В своём произведении писатель показывает, как Шариков начинает уничтожать кошек, то есть тех, кто значительно его слабее. А затем он постепенно переходит и на себе подобных — собак. Подобные люди являются бездушными и жестокими. Им не знакомы такие качества, как доброта, сострадание, порядочность. Людям, подобным Шарикову, чужда и социальная справедливость. Они живут лишь для себя, и всеми способами пытаются заполучить власть. В нужный момент они легко проявляют угодность к вышестоящим. Но на деле такие люди не хотят измениться в лучшую сторону, стать воспитанными, культурными и образованными. Их объединяет одно слово — «шариковщина». Вот поэтому Преображенский признает свою ошибку. Учёный желает ее исправить и возвращает Шарикова в его первоначальное состояние. Однако в реальности нельзя просто так избавиться от Шариковых, пока на их стороне правительство.

Читайте также:
Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода романа М.А. БУлгакова Мастер и Маргарита): сочинение

Таким образом, Михаил Булгаков призывает читателя учиться на ошибках прошлого и не совершать их в настоящем. По мнению писателя, необходимо уважать и ценить культуру, к которой пришел народ, и развивать ее естественным путем — эволюционным. Явление «шариковщины» стало серьёзной проблемой, которую можно решить только введением повсеместного и общеобязательного образования, уровень которого должен поддерживаться на должном уровне.

Шариковщина – явление социальное: сочинение

“Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала “великая социальная революция”, у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше. ”

Если читатель заглянет в Краткую литературную энциклопедию, чтобы получить справку о Михаиле Булгакове, то в первую очередь он узнает, что будущий писатель родился в 1891 году “в семье профессора”. Здесь есть небольшая неточность: отец Булгакова, доцент Киевской духовной академии, стал профессором только в 1907 году. Но тем не менее для нас это важный факт биографии писателя. Ведь одним из главных героев повести “Собачье сердце” является интеллигентнейший человек, профессор Преображенский.

В повести перед нами развертывается реальная картина новой советской жизни. Так уж получилось, что мечта деятелей русского возрождения сбылась в уродливой форме. В России действительно появился “новый человек”, он получил имя “гомо советикус”. Литераторы в своих произведениях начали исследовать данный феномен. И появился ряд пародийных произведений у таких выдающихся сатириков, как Зощенко, Эрдман, Катаев.

“Гомо советикус” отлично вписался в новые политические и социальные условия. Большевистский режим как нельзя лучше отражал его “генотип”. Такой человек верил в свою правоту, был агрессивен и нетерпим к чужому мнению.

Михаил Булгаков не мог пройти мимо такого явления и создал целую серию портретов “гомо советикуса”. Почти в одно время вышли его сатирические повести “Роковые яйца”, “Дьяволиада” и “Собачье сердце”.

Итак, перед нами главный герой повести “Собачье сердце” — профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он практикует модное в то время омолаживание человека. Надо отдать должное таланту ученого: Преображенский известен своими трудами и за границей. Днем он принимает пациентов, а вечером берется за изучение медицинской литературы. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, перед нами типичный интеллигент, которому советская власть еще не успела, как говорится, окончательно перекрыть кислород. Впрочем, такой ученый большевикам не мешает: ведь он не занимается политикой.

В один прекрасный день в доме профессора появляется дворняга Шарик. Его характер удивительным образом созвучен “гомо советикусу”: пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорный и агрессивный характер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: “Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу”. На чучело совы он смотрит с такими чувствами: “А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним”.

В порядке эксперимента Преображенский пересаживает Шарику семенные железы человека. И вот на глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человекоподобное существо.

Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Все происходит, как в советском государстве: низы, дорвавшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство.

Читайте также:
Коровьев Фагот в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и пьяницы-люмпена, Шариков “рождается” с одним чувством — ненавистью к тем, кто его обижал. Здесь и классовая ненависть пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависть бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависть необразованных к образованным и т. д.

В итоге весь “новый мир” построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти многого не надо. Она сама по себе разрушает, а что будет потом — это мы посмотрим. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него уже есть “духовный наставник” — председатель домкома Швондер. Карьера Шарикова поистине удивительна: от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак.

Можно понять, почему Шариков ненавидит кошек. Но собак-то за что? И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему чужда благодарность (в отличие от Шарика). Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий, характерно для представителей так называемого “нового мира”. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой станет он сам.

-Шариков-пёс вызывал некоторое сочувствие. Лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими? Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости?

Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании — это попользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. Не разделить поровну, тем более не заработать, а забрать себе! О том, чтобы создать что-либо для всех, вообще речи нет.

Поэтому профессор Преображенский восклицает: “Разруха — в головах”. Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыванием куска. Интеллигент недоумевает, почему при революциях надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы из передних? Люди сами творят разруху и шариковщину.

Булгаков мастерски показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми “прелестями” большевистского режима. Увлекшись своими разработками, профессор не заметил, что зашел слишком далеко и создал представителя суровой власти. И в этом глубокий смысл повести. Русская интеллигенция в поисках всеобщего счастья пошла на эксперимент, чудовищного результата которого не ожидала.

Новоявленный Шариков буквально сживает ученого со свету. Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: “Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался”. Осознав свою роковую ошибку, профессор Преображенский совершает новую операцию, чтобы освободить человечество от этого кошмара. Он возвращает Шарикова в прежнее состояние.

В наше время очень остро стоит вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к катастрофе в экологии. Научные открытия в XX веке позволили создать супероружие, которое не имеет смысла использовать, ибо тогда погибнет вся планета. Результаты социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе.

В повести Михаила Булгакова “Собачье сердце” описан биосоциальный эксперимент. Чисто научное любопытство профессора Преображенского приводит к появлению на свет необычного существа — монстра Шарикова!

В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность. Только на месте угодливости и покорности высшим у них появляется столь же холуйская жестокость к зависимым от них людям. Власть шариковы получили раньше, чем основы культуры, образования.

Читайте также:
«Собачье сердце», Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

В повести М. Булгакова профессор сам исправляет свою ошибку. В жизни это сделать гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит о том, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Настоящие, “человеческие” шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов.

Булгаков м. а. – Шариковщина явление социальное – сочинение

“Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала “великая социальная революция”, у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше. ” Михаил Булгаков
Если читатель заглянет в Краткую литературную энциклопедию, чтобы получить справку о Михаиле Булгакове, то в первую очередь он узнает, что будущий писатель родился в 1891 году “в семье профессора”. Здесь есть небольшая неточность: отец Булгакова, доцент Киевской духовной академии, стал профессором только в 1907 году. Но тем не менее для нас это важный факт биографии писателя. Ведь одним из главных героев повести “Собачье сердце” является интеллигентнейший человек, профессор Преображенский.
В повести перед нами развертывается реальная картина новой советской жизни. Так уж получилось, что мечта деятелей русского возрождения сбылась в уродливой форме. В России действительно появился “новый человек”, он получил имя “гомо советикус”. Литераторы в своих произведениях начали исследовать данный феномен. И появился ряд пародийных произведений у таких выдающихся сатириков, как Зощенко, Эрдман, Катаев.
“Гомо советикус” отлично вписался в новые политические и социальные условия. Большевистский режим как нельзя лучше отражал его “генотип”. Такой человек верил в свою правоту, был агрессивен и нетерпим к чужому мнению.
Михаил Булгаков не мог пройти мимо такого явления и создал целую серию портретов “гомо советикуса”. Почти в одно время вышли его сатирические повести “Роковые яйца”, “Дьяволиада” и “Собачье сердце”.
Итак, перед нами главный герой повести “Собачье сердце” – профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он практикует модное в то время омолаживание человека. Надо отдать должное’таланту ученого: Преображенский известен своими трудами и за границей. Днем он принимает пациентов, а вечером берется за изучение медицинской литературы. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, перед нами типичный интеллигент, которому советская власть еще не успела, как говорится, окончательно перекрыть кислород. Впрочем, такой ученый большевикам не мешает: ведь он не занимается политикой.
В один прекрасный день в доме профессора появляется дворняга Шарик. Его характер удивительным образом созвучен “гомо советикусу”: пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорнгш и агрессивный харак тер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: “Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу”. На чучело совы он смотрит с такими чувствами: “А сова эта – дрянь. Наглая. Мы ее разъясним”.
В порядке эксперимента Преображенский пересаживает Шарику семенные железы человека. И вот на глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человекоподобное существо.
Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Все происходит, как в советском государстве: низы, дорвавшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство.
Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и пьяницы-люмпена, Шариков “рождается” с одним чувством – ненавистью к тем, кто его обижал. Здесь и классовая ненависть пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависть бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависть необразованных к образованным и т. д.
В итоге весь “новый мир” построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти многого не надо. Она сама по себе разрушает, а что будет потом – это мы посмотрим. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него уже есть “духовный наставник” – председатель домкома Швондер. Карьера Шарикова поистине удивительна: от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак.
Можно понять, почему Шариков ненавидит кошек. Но собак-то за что? И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему чужда благодарность (в отличие от Шарика). Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий, характерно для представителей так называемого “нового мира”. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой станет он сам.
-Шариков-пёс вызывал некоторое сочувствие. Лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими? Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости?
Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании – это попользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. Не разделить поровну, тем более не заработать, а забрать себе! О том, чтобы создать что-либо для всех, вообще речи нет.
Поэтому профессор Преображенский восклицает: “Разруха – в головах”. Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыва-нием куска. Интеллигент недоумевает, почему при революциях надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы из передних? Люди сами творят разруху и шариковщину.
Булгаков мастерски показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми “прелестями” большевистского ре жима. Увлекшись своими разработками, профессор не заметил, что зашел слишком далеко и создал представителя суровой власти. И в этом глубокий смысл повести. Русская интеллигенция в поисках всеобщего счастья пошла на эксперимент, чудовищного результата которого не ожидала.
Новоявленный Шариков буквально сживает ученого со свету. Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: “Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался”. Осознав свою роковую ошибку, профессор Преображенский совершает новую операцию, чтобы освободить человечество от этого кошмара. Он возвращает Шарикова в прежнее состояние.
В наше время очень остро стоит вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к катастрофе в экологии. Научные открытия в XX веке позволили создать супероружие, которое не имеет смысла использовать, ибо тогда погибнет вся планета. Результаты социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе.
В повести Михаила Булгакова “Собачье сердце” описан биосоциальный эксперимент. Чисто научное любопытство профессора Преображенского приводит к появлению на свет необычного существа – монстра Шарикова!
В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность. Только на месте угодливости и покорности высшим у них появляется столь же холуйская жестокость к зависимым от них людям. Власть шариковы получили раньше, чем основы культуры, образования.
В повести М. Булгакова профессор сам исправляет свою ошибку. В жизни это сделать гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит о том, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Настоящие, “человеческие” шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов.

Читайте также:
Путь мщения (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»): сочинение

«Шариковщина – явление социальное»

“Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала “великая социальная революция”, у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше. ”
Михаил Булгаков

Если читатель заглянет в Краткую литературную энциклопедию, чтобы получить справку о Михаиле Булгакове, то в первую очередь он узнает, что будущий писатель родился в 1891 году “в семье профессора”. Здесь есть небольшая неточность: отец Булгакова, доцент Киевской духовной академии, стал профессором только в 1907 году. Но тем не менее для нас это важный факт биографии писателя. Ведь одним из главных героев повести “Собачье сердце” является интеллигентнейший человек, профессор Преображенский.
В повести перед нами развертывается реальная картина новой советской жизни. Так уж получилось, что мечта деятелей русского возрождения сбылась в уродливой форме. В России действительно появился “новый человек”, он получил имя “гомо советикус”. Литераторы в своих произведениях начали исследовать данный феномен. И появился ряд пародийных произведений у таких выдающихся сатириков, как Зощенко, Эрдман, Катаев.
“Гомо советикус” отлично вписался в новые политические и социальные условия. Большевистский режим как нельзя лучше отражал его “генотип”. Такой человек верил в свою правоту, был агрессивен и нетерпим к чужому мнению.
Михаил Булгаков не мог пройти мимо такого явления и создал целую серию портретов “гомо советикуса”. Почти в одно время вышли его сатирические повести “Роковые яйца”, “Дьяволиада” и “Собачье сердце”.
Итак, перед нами главный герой повести “Собачье сердце” — профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он практикует модное в то время омолаживание человека. Надо отдать должное таланту ученого: Преображенский известен своими трудами и за границей. Днем он принимает пациентов, а вечером берется за изучение медицинской литературы. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, перед нами типичный интеллигент, которому советская власть еще не успела, как говорится, окончательно перекрыть кислород. Впрочем, такой ученый большевикам не мешает: ведь он не занимается политикой.
В один прекрасный день в доме профессора появляется дворняга Шарик. Его характер удивительным образом созвучен “гомо советикусу”: пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорный и агрессивный характер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: “Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу”. На чучело совы он смотрит с такими чувствами: “А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним”.
В порядке эксперимента Преображенский пересаживает Шарику семенные железы человека. И вот на глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человекоподобное существо.
Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Все происходит, как в советском государстве: низы, дорвавшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство.
Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и пьяницы-люмпена, Шариков “рождается” с одним чувством — ненавистью к тем, кто его обижал. Здесь и классовая ненависть пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависть бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависть необразованных к образованным и т. д.
В итоге весь “новый мир” построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти многого не надо. Она сама по себе разрушает, а что будет потом — это мы посмотрим. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него уже есть “духовный наставник” — председатель домкома Швондер. Карьера Шарикова поистине удивительна: от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак.
Можно понять, почему Шариков ненавидит кошек. Но собак-то за что? И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему чужда благодарность (в отличие от Шарика). Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий, характерно для представителей так называемого “нового мира”. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой станет он сам.
-Шариков-пёс вызывал некоторое сочувствие. Лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими? Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости?
Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании — это попользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. Не разделить поровну, тем более не заработать, а забрать себе! О том, чтобы создать что-либо для всех, вообще речи нет.
Поэтому профессор Преображенский восклицает: “Разруха — в головах”. Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыванием куска. Интеллигент недоумевает, почему при революциях надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы из передних? Люди сами творят разруху и шариковщину.
Булгаков мастерски показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми “прелестями” большевистского режима. Увлекшись своими разработками, профессор не заметил, что зашел слишком далеко и создал представителя суровой власти. И в этом глубокий смысл повести. Русская интеллигенция в поисках всеобщего счастья пошла на эксперимент, чудовищного результата которого не ожидала.
Новоявленный Шариков буквально сживает ученого со свету. Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: “Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался”. Осознав свою роковую ошибку, профессор Преображенский совершает новую операцию, чтобы освободить человечество от этого кошмара. Он возвращает Шарикова в прежнее состояние.
В наше время очень остро стоит вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к катастрофе в экологии. Научные открытия в XX веке позволили создать супероружие, которое не имеет смысла использовать, ибо тогда погибнет вся планета. Результаты социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе.
В повести Михаила Булгакова “Собачье сердце” описан биосоциальный эксперимент. Чисто научное любопытство профессора Преображенского приводит к появлению на свет необычного существа — монстра Шарикова!
В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность. Только на месте угодливости и покорности высшим у них появляется столь же холуйская жестокость к зависимым от них людям. Власть шариковы получили раньше, чем основы культуры, образования.
В повести М. Булгакова профессор сам исправляет свою ошибку. В жизни это сделать гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит о том, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Настоящие, “человеческие” шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов.

Читайте также:
«Явление героя» в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

  • 1. “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
  • 2. Авторская позиция в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Все похожие сочинения (21) ↓

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Читайте также:
Воланд в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Читайте также:
Миры романа Мастер и Маргарита: сочинение

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

Читайте также:
Из истории создания романа «Мастер и Маргарита»: сочинение

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Что такое шариковщина? сочинение по повести Собачье сердце Булгакова

Понятие «Шарковщина» появилось относительно недавно. Начало положил Михаила Афанасьевича Булгакова в своей повести «Собачье сердце», вышедшая в 1925 году. Это произведение начинает знакомить нас с Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Образ этого героя представляет перед читателем собирательным образом, в котором преобладает наглость, необразованность и неконтролируемость. Полиграф появился в результат эксперимента, который проводил Филиппа Филипповича Преображенского. Таким образом, профессор хотел попробовать подвертит или опровергнуть теорию: омолодить организм человека с помощью пересадки гипофиза человека в мозг собаки.

Операция удалась Преображенскому, но вот результат получился совсем иной. Собака стала потихоньку превращаться в нахального человека. Шариков стал таким в результате не правильно выбора донора гипофиза. Донор был трижды судимый Клим Чугункин погибший от ножевого удара в сердце возле пивного заведения «Стоп-сигнал». Как бы ни пытались его переучить, ничего не выходило. Все отрицательные качества Климова Чугункина никак не хотели принимать учения. «Новая власть» в лице Швондера, ни как не хотела ограничивать Шарикова в его деяниях, а наоборот поощрял: взял под свою защиту и выдал документы гражданина. Эти действия приводят к полному «провалу».

Эти действия привили к печальным последствиям, которые были окрещены «Шарковщина». Следовательно, «Шарковщина»- это люди, у кого «пустая душа», у кого преобладает отрицательное качество: наглость. Но в повести «Собачее сердце» не только Шариков является примером понятия, но и сам профессор Преображенский. Он посчитал, что может менять природу человека. Но вовремя все осознал и исправил положение. Печально, что многие не способны вовремя остановиться. Если обратить внимание на многих людей в наше время, то можно увидеть таких же Шариковых и Преображенский. Такие люди пытаются уничтожить общественный строй, внушая себе и остальным, что это добрые намеренья. Но это, ни к чему не приводит, поскольку «Шарковщины» являются обычным лентяями, которые не могу довести дело до конца. И это является самым страшным фактом.

Читайте также:
Трагическая тема революции в пьесе «Дни Турбиных»: сочинение

Вариант 2

Такое определение в русский язык ввел Михаил Булгаков после написания произведения «Собачье сердце». Часть людей уверена, что повесть написана, чтобы отобразить все пороки будущего политического строя и общества.

Давайте рассмотрим вопросы: какой опыт проводил профессор Преображенский? Какие черты собирает в себе Шариков? Кто помогает Шарикову продвигаться по карьерной лестнице? Что позволило людям подобного типа позволило обрести права? Какими чертами характера обладали люди похожие на Шарикова? Почему автору не разрешали напечатать произведение?

Сюжет показан с того, что доктор Преображенский встречает простого пса и желает сделать опыт. Он сделал пересадку конкретных органов Клима Чугункина, который постоянно злоупотреблял алкоголем. Опыт оказался удачным и Шарик начал превращаться в человека. Он назвался Шариковым и требовал к себе уважительного отношения.

Образ персонажа собирает в себе конкретные черты, показывая будущее общество, все его ценности. Булгаков отмечает, что эти люди показали сущность, когда им дали определённые права после государственного переворота. Они оказались жадными, жестокими людьми, которые не имеют представления о морали и нравственности, они не желают обучаться и получать новые знания, поэтому их объединяет понятие «шариковщина».

Шариков выражается непристойными словами, ругается, выпивает, скандалит, не считается с чужим мнением. Он обладает хитростью, поэтому поддакивает большевикам.

Швондер, председательствующий в комитете, он помогает Шарикова по службе, поэтому Шариков стал управляющим по очищению Москвы от бездомных животных. В результате он показывает душевные качества. Шариков стремился разрушить карьеру профессора, он поглощён идеей ликвидации бездомных животных.

При жизни Булгакова были эти люди, поэтому автору запрещали публиковать книгу. Люди, которые обладают подобными чертами характера. Они лишены традиционных устоев, они не желают узнавать новую информацию, пытаются разрушить карьеру доброго человека.

Пока ещё общество не знает, как устранить этих людей из коллектива. Ведь никто не осознал, по каким факторам среди нас появляются люди с подобными чертами характера.

Искренне рекомендую применять эти данные для конкретного и чёткого написания сочинения на тему: «Что такое Шариковщина?». Чтобы лучше понять жизнь и ценности человека.

Что такое шариковщина?

Несколько интересных сочинений

Есть известная притча, в которой пожилой человек наставляет внука о двух волках, которые обитают в каждой человеческой душе. Один волк черный и олицетворяет собой злое начало

Эта повесть написана Тургеневым в 1857 году. В ней повествуется о несчастной любви очень молодой еще несовершеннолетней девушки Аси. Она полюбила мужчину, которому исполнилось двадцать пять лет

Простакова не так проста, как кажется. За улыбками и добрыми словами, обращенными к нужным ей людям, много злости, зависти и жестокости.

Роман «Обломов» был написан Александром Ивановичем Гончаровым во второй половине 19 века. В основе его сюжета лежит конфликт, заложенный в характере главного героя – Ильи Ильича Обломова.

Варлам Тихонович – писатель, который не понаслышке знает, что такое лагеря. Писателя отправили в места лишения свободы. Там царили совсем другие законы. К сожалению, в советское время люди

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: