Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века.: сочинение

Сочинение: Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века

Повесть «Поединок» — звено в длинной цепи произведений Куприна, посвященных русской армии. «Поединку» предшествовали многочисленные рассказы 1890 — начала 1900-х годов («Дознание», «Куст сирени», «Ночлег», «Ночная смена», «Поход»), повесть «На переломе» («Кадеты», 1900). За «Поединком» следовали рассказы «Свадьба» и «Гранатовый браслет» (в котором весьма важную роль играет образ генерала Аносова), рассказ о военных летчиках первой мировой войны «Сашка и Яшка», повесть «Купол св. Исаакия Далматского», посвященная походу на Петроград Северо-Западной Добровольческой армии генерала Н. Н. Юденича и службе в этой армии самого Куприна, роман «Юнкера». Менялись, интенсивно эволюционировали взгляды писателя, неизменным оставался его интерес к теме. Вероятно, это обусловлено той чертой судьбы и личности А. И. Куприна, которую в 1907 году определил Л. Н. Толстой следующими словами: «У Куприна никакой идеи нет, он просто офицер».

Слова эти были сказаны Толстым уже после чрезвычайно внимательного и пристрастного изучения повести «Поединок».

Воспитанник 2-го Московского кадетского корпуса, выпускник Александровского военного училища, подпоручик 46-го Днепровского пехотного. полка (1890—1894), А. И. Куприн был связан с армией с 10 до 24 лет. «Я должен освободиться от тяжелого груза моих военных лет. » — говорил он осенью 1902 года, обдумывая сюжет «повести из военного быта».

Великолепное знание этого полкового, гарнизонного быта, «армейского языка» стало художественной тканью повести. И проблемы российской армии, проблемы офицерской среды конца XIX — начала XX века рельефно, беспощадно, с гневом, но и с болью очерчены в повести Куприна.

Работа над повестью растянулась на годы, Куприн обдумывал план «Поединка» в 1902 году, уничтожил уже написанные главы в 1903 году. И лишь в 1904—1905 годах повесть была завершена, причем автор остался недоволен финалом. Годы работы над «Поединком» – время максимального сближения Куприна с товариществом писателей «Знание» и центральной фигурой этого-круга русских писателей-реалистов начала 1900-х годов— М. Горьким. В 1902 – 1905 годах Горький постоянно интересовался замыслом Куприна. В первой публикации, в шестом сборнике «Звания», увидевшем Свет весной 1906 года,

«Поединок» был посвящен А. М. Горькому. «Все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам», — писал Куприн Горькому сразу после выхода «Поединка».

Даже самые доброжелательные рецензенты отмечали: «Поединку» вредит именно публицистическая, по-своему красивая и даже эффектная злоба. » (П. М. Пильский). Но и самые убежденные «идейные противники» повести признавали: болезненные, острые социальные проблемы русской армии начала 1900-х годов, проблема отчужденности, глухого непонимания между офицерами и солдатами, ограниченности, кастовой замкнутости, скудного образовательного уровня, жестоких тягот «семейно-гарнизонного» быта широких слоев русского офицерства очерчены Куприным жестко, – страшно, но – точно.

Однако, кажется, жесткий социальный критицизм «Поединка» — следствие, а не причина глубокого, почти безысходного отчаяния, царящего на страницах повести.

Символичное название произведения — «тема дуэли» проходит через всю русскую литературу XIX века. Однако в этой цепи, между рыцарским поединком Петруши Гринева с клеветником Швабриным в «Капитанской дочке» (1836) и бессмысленно жестоким убийством штабс-капитаном Соленым барона Тузенбаха в «Трех сестрах» (1901), теряет смысл не только «единоборство чести».

Теряет смысл, ветшает, готовится к гибели целая система ценностей, социальная формация, эпоха, менталитет, собственно— целый мир. Ф. Д. Батюшков в статье «Обреченные» (1905), посвященной героям «Поединка», сопоставлял сцену полкового смотра (гл. XV), одну из лучших сцен повести, с картиной И. Ё. Репина «Заседание Государственного совета». Сложная, великолепная и мощная с виду, во утратившая органику, силы, смысл существования машина управления Российской империей у Репина и машина армии у Куприна обречены на скорую и страшную гибель. Подпоручик Ромашов, главный герой повести, не видит и не чувствует смысла в самом существовании армии – с ее уставами, учениями, гарнизонной и казарменной повседневностью. И это, пожалуй, ужасней всего в жизни Ромашова и его однополчан.

Герои «Поединка» страшны в своем отчаянии. Осадчий, воспевающий «радость прежних войн, веселую и кровавую жестокость» (через десять лет, в годы первой мировой войны, эти умонастроения, эти чувства найдут жестокий, кровавый выход на полах сражений. В пламени мировой войны погибнет миф о «поступательном развитии» европейской истории, наивные концепции гуманизма и, прогресса; Куприн инстинктивно почувствовал хрупкость этих идей раньше, чем его современники-философы). Вот «ницшеанец» Назанский, обуреваемый светлыми идеями и тяжелыми алкогольными кошмарами на продавленной койке (Куприн намеревался показать безумие Назанского в последних главах «Поединка»). Умная, образованная, очаровательная Шурочка терпеливо готовит мужа к экзаменам в Академию Генерального штаба и хладнокровно ставит любящего (и, возможно, любимого) Ромашова под дуло пистолета. Вот пьют «под стук телеги» завсегдатаи офицерского собрания.

. И только в великолепной сцене ночного разговора Ромашова с солдатом Хлебниковым на откосе железной дороги (гл. XVI) брезжит свет сострадания, и вместе с ним — в поступках подпоручика, в шепоте солдат, вспоминающих сказки Петровской эпохи, — появляются смысл, уют, спокойствие.

Читайте также:
Значение эпиграфа в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Но уже в следующих строках «чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни» продолжает преследовать поручика.

«Поединок» вышел в свет в дни разгрома русского флота при Цусиме. Жестокая, позорная реальность русско-японской войны 1904—1905 годов подтверждала пафос повести и диагнозы Куприна. «Поединок» стал литературно-общественной сенсацией 1905 года, первых месяцев первой русской революции. Повесть высоко оценили М. Горький, В.В.Стасов, И.Е.Репин, К.И.Чуковский, Ф.Д. Батюшков. «Поединок» вызвал и непримиримо жестокие, и отстранение – иронические отзывы. Л. Н. Толстой, внимательно прочитавший «Поединок», высоко оценил дарование Куприна, знание военного быта, армейского языка и жаргона, скептически отозвался о «ницшеанстве» Назанского, проницательно отметил: «Куприн в слабого Ромашова вложил свои чувства». Однако вывод Толстого был таков: «Не рад, что читал. Ужасно тяжело. »

В 1918 году петроградская газета «Красная колокольня» одобрительно отмечала: своей повестью Куприн «нанес царской русской армии в тысячу раз более страшный удар, нежели тот, что нанесли японцы под Цусимой. ». Однако сам Куприн в эти месяцы писал с.гневом и скорбью о развале фронта первой мировой войны: «У нас была прекрасная, изумлявшая весь мир армия. Она растаяла, оставив после себя грязные следы. »

Смысл названия одного из произве­дений русской литературы 20-го века

Содержание:

Предмет: Литература
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 23.02.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Наиболее значимые произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических проблем своего времени. Обилие проблем является одним из основных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество четко проявляется в их названиях, которые часто выражают в общепринятом, обобщенном виде суть поднятых проблем. Специальная группа состоит из названий, содержащих антитезы: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Волки и овцы». Среди них «Отцы и сыновья» И. С. Тургенева.

Это самый известный роман писателя. О чем он говорит? Почему он все еще поддерживает свою ценность для нас? Чтобы понять произведение, важно понять смысл его названия. Это не так просто, как может показаться. Название романа не содержит прямого объяснения. Скорее, он представляет собой задачу, поставленную перед читателями. Найти его решение означает объединить те идеи, которые были воплощены в художественной форме в романе Тургенева.

Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Ориентируясь на название, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которой является любое литературное произведение. Как известно, в последнем есть три стороны: предметная, словесная и композиционная. Основными элементами объективного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в сюжете.

Название часто связано с этими элементами. Самая важная сторона литературного произведения – его речевая система также появляется в названии, представляя словесную конструкцию, не только указывая предмет, но и отражая выбор автора наиболее подходящих слов. Кроме того, заголовок, являясь абсолютным началом текста, выполняет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их связь с указанным выше названием подчеркивает особую роль последних и очерчивает направления, в основных направлениях которых целесообразно проанализировать название романа «Отцы и сыновья».

Во введении указана группа названий произведений русских классиков, к которым примыкают «Отцы и Сыновья». Более внимательный взгляд позволяет выделить особенность в названии по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. «Война и мир», «Преступление и наказание» в названиях содержат контраст и сопоставление абстрактных понятий. «Отцы и сыновья» содержат указание на персонажей и их расположение, как правило, представляют систему персонажей романа. По мнению читателя, обогащенного мирским опытом, отцы и дети думают в неразрывной и часто противоречивой паре.

Это еще одна особенность по сравнению, например, с «Волками и овцами» А. Н. Островского. Какой конфликт задает само название романа? Смена поколений, замена старого новым – это проявление универсального закона жизни. Роман Тургенев вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе «Евгения Онегина»:

Увы! на жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья, По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут.

Тургенев акцентирует внимание на особенностях конкретного проявления общего паттерна. В связи с этим роман оказался очень актуальным. По-другому можно сказать, что современный материал жизни был понят Тургеневым с точки зрения универсальных понятий. Эта позиция писателя предопределила наличие второго, глубокого слоя содержания романа, в котором выдвигаются «вечные» темы. Повседневная жизнь и вечность сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину образа реальности более сложной, более жизненной.

Читайте также:
Мастер и его время в творчестве Булгакова: сочинение

Не случайно роман начинается с точной даты (20 мая 1859 г.), но заканчивается проницательными словами Тургенева о «вечном примирении и бесконечной жизни . ». Следует отметить, что такое понимание романа противоречит широко распространенному мнению Д. И. Писарева, который акцентировал внимание на уровне идеологического конфликта между молодым и старшим поколениями. Критик пытался решить проблему «отцов и детей», исследуя «как идеи и стремления, которые движут в нашем молодом поколении, воздействуют на такого человека, как Тургенев . ». Для Писарева Тургенев – «один из лучших людей прошлого поколения».

Удивительно, что критик не оставляет автору права быть главным представителем идей его романа. Его «мнения и суждения», «выраженные неповторимо живыми образами, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из его лучших представителей». Писарев считал «выведенные явления жизни» очень близкими к себе, настолько близкими, «чтобы все наше молодое поколение с его устремлениями и идеями могло распознать себя в персонажах этого романа». Именно эта близость оказалась основным фактором, повлиявшим на мнение автора критического анализа романа в 1862 году.

Анализ не случайно был назван в честь главного героя, который, согласно критике, сосредоточил внимание на целом вопросе о романе: «нынешняя молодежь увлечена и впадает в крайности, но на самих хобби влияет свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум . поведут молодежь по прямой дороге и поддерживают их в жизни ». Поэтому критик мог написать такие слова:« Когда такой человек, как Базаров, умер . тогда стоит ли следовать судьбе таких людей, как Аркадий, Николай Петрович, Ситников? » Между тем, по нашему мнению, судьба этих героев напрямую связана с общим смыслом романа, ключ к которому лежит в его названии.

Мы не будем обвинять Писарева в сужении, по нашему мнению, смысла романа и, соответственно, смысла его названия. Глубина творчества Тургенева раскрывается с определенной исторической дистанции. Вполне возможно, что в будущем добавится новый штрих! к пониманию «Отцы и Сыновья».

На уровне истории название «Отцы и сыновья» задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части российского общества в 60-х годах XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы – разнородной интеллигенции. Дворянство больше не царствовало в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и «третьим» сословием, активно выступая на исторической арене.

Основными представителями этих социальных сил в романе являются Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Тургенев подчеркивает демократию и аристократию Базарова даже с небольшими, но очень характерными деталями. Сравните описание персонажей в той же ситуации: с рукопожатием. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович сжимает «свою голую красную руку, которую он не сразу ему дал». И вот еще одно описание: Павел Петрович вытащил из кармана панталона свою красивую руку с длинными розовыми гвоздями, руку, которая казалась еще более красивой из белоснежного рукава, застегнутого большим опалом, и протянул ее своему племяннику. «Разница заключается в одежде персонажей и их отношении к ней. Базаров говорит:« Закажи только мой маленький чемоданчик, который можно взять туда и этот». «Одежда Базарова -« длинная толстовка с кисточками».

Не случайно Павел Петрович появился в одно и то же «мгновенное время», «одетый в темную английскую сюиту, модный галстук и лаковые ботильоны». Давайте подумаем о том, как можно постичь противостояние героев в одежде. Ясно, что халатность Базарова стоит за его «нигилизмом», а искушенность Кирсанова – за его «принципами». Однако мы не должны забывать, что мы люди разных возрастов, разных поколений. У каждого поколения своя мода, в том числе и одежда. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешняя разница является лишь признаком внутренней разницы. Без этого не будет развития. Время не стоит на месте.

Сын повторяет отца на новом уровне, это можно увидеть на примере Аркадия и Николая Петровича. Однако главный вопрос в том, что приносит новое поколение. Я хочу верить, что история идет по пути прогресса. Но не возможны ли расходы? Все это «встроено» в понятие «отцы и дети», которое применительно к роману Тургенева не сводится к однозначному сопоставлению «отцов» (либеральных дворян) и «детей» (демократов). Политический конфликт – возможно, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневский роман. Столкновение главных героев раскрывает глубочайшую разницу во всем их мировоззрении, и его нельзя резко изолировать от каждого поколения.

В этой среде новое вызывает тревогу, привлекает пристальное внимание, чтобы понять, что отрицают, что предлагают взамен. И здесь проявляется «детская» особенность Базарова, которую легче отрицать, чем создавать. «Отцы» как-то мудрее, чем «дети», пока последние, в свою очередь, не станут отцами. «Отцы» не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, они сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича.

В то же время новая жизнь, новая ситуация «отстают» от таких людей, как братья Кирсановы. Николай Петрович сам согласен с тем, что «поется наша песня». Однако «дети», вытесняя самих «отцов», бессильны раньше времени. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: «. и часть времени, когда я смогу жить, настолько незначительна до вечности, где я не был и никогда не буду . » проблема «Отцы и дети» попадает в роман философского обобщения Тургенева.

Читайте также:
Великий бал у Сатаны в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Как называется роман словесный? Выражение «отцы» и «дети» в контексте романа неоднозначно. Отцы Базарова и Аркадия – участники сюжета. Упоминаются прямые семейные связи других персонажей. Однако название романа метафорическое. Под «отцами» мы можем понимать все старшее поколение, которое заменяется молодежью – «дети». Важно отметить образы имени. Содержащаяся в нем мысль будет трудно выразить с помощью абстрактных понятий, например: «Старое и новое». Сколько разных семантических нюансов здесь не вошло!

Название тургеневского романа имеет важную организаторскую функцию. Тема «отцы» и «дети» буквально пронизывает весь рассказ. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов предстает перед читателями как отец, ожидающий своего сына, «который получил, как когда-то, звание кандидата», и как сын «военного генерала 1812 года». В десятой главе он вспоминает, как однажды сказал своей матери, что «вы, мол, не можете меня понять; мы, мол, принадлежим двум разным поколениям». «Теперь наш черед . », – продолжает Николай Петрович. В рассказах героев поколения постоянно противопоставляются.

Итак, Базаров говорит о своих родителях: «Я думаю, что для моих родителей хорошо жить в мире! Моему отцу шестьдесят лет, и у мамы все хорошо: ее день полон всевозможных занятий, ран и ран, что она не успевает прийти в себя, а я . »Мысли Николая Петровича в Одиннадцатая глава особенно важна, когда он ясно осознал, что разлучен со своим сыном: «Брат говорит, что мы правы, – подумал он, – и, как мне кажется, они дальше от истины, чем мы, и в то же время Когда я чувствую, что за ними что-то есть, чего у нас нет, какое “преимущество перед нами . Молодежь?” Нет, не только молодежь.

У романа Тургенева есть повод для перемен. «Преобразования необходимы . » – думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. «Раньше были гегелисты, а теперь нигилисты, – восклицает Павел Петрович. Мотив изменения также звучит в эпилоге. Базаров оказался из жизни. Его спутник Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается лучших результатов в экономике, а «ферма» уже приносит довольно значительный доход. Видно, что у Аркадия все еще есть что-то «новое».

Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они?

Как грустно мне твое явленье, Весна! Весна! Или с природой оживленной Сближаем думою смущенной Мы увяданье наших лет, Которым возрожденья нет?

Конечность человеческой жизни и бесконечность реальности – и это напоминает нам роман, который является документом его эпохи.

Как мы можем обобщить все вышеперечисленное? В чем, наконец, смысл названия романа? «Отцы и сыновья» – это символ вечно обновляющейся жизни. Роман “Отцы и Сыновья” рассказывает о жизни, такой, какой появился до Тургенева, и такой, какой он ее понял.

Мнения и суждения Тургенева. дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей. Д. И. Писарев

Иван Сергеевич Тургенев – один из самых замечательных писателей XIX века. Больше, чем в творчестве других писателей, в творчестве Тургенева отражены наиболее важные вопросы политической и общественной жизни его времени. Сам Тургенев не примкнул ни к революционерам-разночинцам, ни к консерваторам. Тургенев был ближе всех к либералам и тем, кто ненавидел крепостное право. И Тургенев очень четко демонстрирует эту ненависть во всех своих произведениях. Одна из самых важных особенностей его работы – его желание понять все, что происходит в его стране. Очень ярким романом, отразившим определенный этап исторической жизни России, является роман «Отцы и сыновья», написанный в 1861 году.

Роман «Отцы и Сыновья» был опубликован в 1862 году. Название романа предполагает, что в нем будет решен вечный вопрос о противоречиях между поколениями, но на самом деле писатель беспокоится о чем-то совершенно ином. Отцы и дети – это те, кто живет в мыслях ушедшего поколения, и те новые люди, которые пришли разрушить консервативную структуру жизни. В романе Тургенев пытается понять, понять цели и мировоззрение этого нового человека, расы разных рас, демократов по политическим взглядам, чтобы определить, в чем смысл его поисков.

Но многие вопросы не понятны Тургеневу и поэтому не находят четких ответов в романе. «Отцы и сыновья» – это роман о борьбе мировоззрений двух политических и социальных групп: старой либерально-дворянской интеллигенции и новой, революционно-демократической, разнообразной интеллигенции. Образ «детского» лагеря относится только к образу демократа-гонщика Базарова, а остальные, в том числе младший Аркадий и даже младшая Катя, относятся к лагерю «отцов».

Читайте также:
Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода романа М.А. БУлгакова Мастер и Маргарита): сочинение
Заключение

Роман построен так, что главный герой находится в агрессивной среде. Мы не видим Базарова рядом с нашими единомышленниками, мы не видим его в большой общественной работе, в борьбе. Мы видим его в окружении бардака, враждебного общества, в резкой оппозиции к нему. Точной противоположностью Базарову является изображение Павла Петровича Кирсанова. Сюжет романа построен на этом контрасте. Роман полон мелких и крупных столкновений между Базаровым и Павлом Петровичем, столкновения не ради жизни, а со смертью, столкновения между двумя враждебными классами.

Читая роман, мы чувствуем симпатию автора к главному герою. Базаров всегда выходит победителем, от мелких до крупных споров, начиная от споров за чайным столом и заканчивая дуэлью. Мы видим его моральное превосходство, его силу воли, его связь с людьми, его фундаментальное убеждение.

В конце романа Базаров умирает. Его смерть случайна по ходу сюжета романа, но не случайна с точки зрения писателя. Тургенев считает, что такие люди преждевременны для России, что для Базарова пока нет реальных оснований.

Но большая заслуга Тургенева в том, что он сумел сохранить дух эпохи в романе, показать суть борьбы революционных демократов и консерваторов.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века

Известно, что над романом “Мастер и Маргарита” — главной книгой своей жизни — Булгаков работал в течение 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но, возможно, уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков сжег свой “Евангельский роман”, однако произведение впоследствии возродилось. Как тут не поверить мессиру Воланду, уверявшему, что “рукописи не горят”. Утверждают, что существует восемь редакций с разными заглавиями: “Сатана”, “Князь тьмы”, “Черный маг”, “Инженер с копытом”. Менялись названия, менялся и замысел, никому сегодня и в голову не придет, что роман “Мастер и Маргарита” о нечистой силе. Тогда о чем же, если судить по заглавию? И если учесть, что в названии произведения всегда отражается идея, то это роман о художнике и о любви. Попробуем это доказать.
Совершенно очевидно, что Мастер — один из главных героев произведения. Тогда почему автор не дал ему ни имени, ни фамилии? А странное на первый взгляд название романа, откуда оно? Ответ несложен: нет сомнения, что Булгаков был знаком с самой известной и влиятельной критической книгой середины 20-х годов Льва Троцкого “Литература и революция”. В своей статье Троцкий цитирует слова Блока: “Большевики не мешают писать стихи, но они мешают чувствовать себя мастером. Мастер тот, кто ощущает стержень всего своего творчества и держит ритм в себе”. Лев Троцкий в одном согласился с Блоком: “. большевики мешают чувствовать себя мастерами попутчиков революции”
“Эти люди не несут, — указывал Троцкий, — стержня в себе, а значит, их рассказы и повести, романы и новеллы не настоящее мастерство, а всего лишь этюды, наброски, пробы пера”.
Булгаков не соглашался ни с Блоком, ни с Троцким, он был глубоко убежден, что его книга — это явление законченного мастерства, а не этюды и наброски, и, значит, он настоящий мастер, так как “ощущает стержень своего творчества и держит ритм в себе”. В отличие от Блока большевики мешали Булгакову писать, но не могли помешать ощущать себя большим писателем, не похожим ни на кого другого. Именно поэтому персонаж произведения очень сходен с самим автором, то есть в известном смысле роман автобиографичен, хотя, конечно, нельзя ставить знак равенства между автором и его героем. Да и само имя Мастер, на наш взгляд, предполагает некое обобщение, что всегда свойственно художественному произведению. Булгаков писал о себе и таких же писателях, кто работал “в стол”, не надеясь увидеть свое детище напечатанным, кто стремился остаться самим собой и говорил о том, что ему важно и интересно.
Итак, и Мастер, и сам Булгаков — писатели, оба создали “Евангельский роман”, и на того и на другого удары посыпались практически сразу. Каких только ярлыков не приклеили к ним: Мастера называли воинствующим старообрядцем, а Булгакова — белогвардейцем и антисоветчиком. Наверное, им не оставалось ничего другого, когда они решили расстаться со своим детищем, кроме того как бросить рукописи в огонь.
Можно заметить и чисто внешние сходства между Мастером и самим Булгаковым. Оно в особенностях фигуры и в любимом (главным героем) головном уборе, маленькой шапочке-ермолке с буквой “М”. Интересный факт, но знаменитая сцена первой встречи Мастера и Маргариты была списана автором из самой жизни: у него была такая же встреча, было и знаменитое черное пальто, на котором отчетливо выделялись “отвратительные, тревожные желтые цветы”. Наверное, в жизни было и одиночество в глазах женщины и мужчины. И роман Мастера, и роман Булгакова были возрождены, авторы понимали, что не увидят свои произведения напечатанными, но, очевидно, оба верили, что когда-нибудь их книги обязательно придут к читателю.
Итак, мы доказали, что это роман о художнике, для которого творчество — главное дело его жизни, но ведь в заглавии рядом со словом “Мастер” имя Маргарита. Нет нужды доказывать, что произведение еще и о любви. Но вот откуда взялось имя Маргарита? Мы можем только догадываться. Представляется, что ключ к разгадке заключен в эпиграфе, знаменитой фразе из “Фауста” Гете: “Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” (Булгаков был хорошо знаком с этим величайшим произведением мировой литературы и со знаменитой оперой Гуно).
Музыкальные ассоциации с творчеством Шарля Гуно, Баха, некоторых других композиторов составляют фон романа. Нас же это наводит на мысль, что имя Маргарита автор взял у Гете, ведь именно так зовут главную героиню “Фауста”. И, наверное, как в Мастере очень много от самого Булгакова, так и в Маргарите много от женщины, которая была рядом с писателем в самые страшные, самые трудные годы его жизни. Понятно, что речь идет о жене Михаила Булгакова Елене Сергеевне. Вспоминается знаменитая фраза из романа: “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви. За мной, мой читатель! И я покажу тебе такую любовь”.
И действительно, только любовью и был жив Мастер: именно Маргарита, желая поддержать любимого человека, отнесла главу из его романа в газету, и ее напечатали. Маргарита поддерживала Мастера, когда того распинали, обвиняя во всех смертных грехах, обзывали воинствующим старообрядцем и недвусмысленно дали понять, что ни он, ни его роман никому не нужны. И просьбу Воланду возродить произведение Мастера высказывает она — Маргарита. А сам автор жил любовью Елены Сергеевны, именно ей завещал он перед смертью сохранить рукопись своей книги. Хорошо известно, как непросто это было сделать: можно было поплатиться головой. И именно ей, вдове писателя, удалось добиться, чтобы в 1966 году в журнале “Москва” стали печатать роман ее мужа, хотя и с купюрами. Сам собой напрашивается вывод, что любовь, в конце концов, восторжествовала, ведь все поступки Елены Сергеевны Булгаковой — свидетельство ее огромной любви к своему мужу, к его творчеству, свидетельство уважения его памяти.
А так ли все благополучно в романе? Иные скажут: “Да!” — Мастер и Маргарита соединились, в конце концов, они вместе, и это главное. Но почему же забывают, что происходит это в “пятом измерении”, а не на земле, не среди людей? Им, замечательным людям, добрым, с прекрасной душой, среди людей места нет. И в этом смысле, на мой взгляд, роман пессимистичен. Однако тот факт, что, уходя в мир иной, Мастер оставляет после себя ученика — Ивана Николаевича Понырева, профессора истории, человека, “который все знает и все понимает”, — говорит о том, что роман в то же время и оптимистичен. Булгаков показал, что такое штучное явление, как мастерство, подлежит творческой преемственности. А самое главное, в романе выражена вера, что когда-нибудь каждый получит свет, так как беспросветность и порок, в котором мы живем, не настоящие, а есть иное — вечное, где все ничтожное, мелочное, злобное преодолено.

Читайте также:
Булгаков испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши: сочинение

Смысл названия романа Герой нашего времени сочинение 9 класс

«Герой нашего времени» — одно из самых известных произведений М.Ю. Лермонтова, в котором он описывает жизнь молодёжи третьего десятилетия девятнадцатого века. В роман вложен глубокий смысл, как и в другие сочинения автора.

Во время написания романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов ставил своей главной целью как можно более точно передать психологическую характеристику молодого поколения его времени. Об этом он прямо пишет в предисловии, указывая на то, что при создании портрета главного героя он наделил его пороками своих современников. Но смысл таится в другом.

Автор решил, что название «Герой нашего времени» лучше всего подойдёт для произведения, кратко и ярко выражает его суть. Но изначально название было другим, роман назывался «Один из героев начала века». М.Ю. Лермонтов счёл его недостаточно ёмким и ясным.

Молодёжь, жившая, когда российский престол занимал Николай Первый, была очень похожа на Печорина. В тот период времени максимально ограничивалась свобода мысли и слова, так как правительство опасалось того, что может вновь произойти нечто вроде восстания декабристов. Тем временем множество молодых людей, образованных и умных, было готово менять реальность, посвятить этому всю свою жизнь. Однако общество их не принимало. По этой причине целое поколение не смогло реализовать себя и свои возможности.

За этим последовало то, что у этих людей не было цели в жизни. Они не смогли стать счастливыми и осчастливить других. Лермонтов показал всех этих несчастных людей в лице одного Печорина. Они были талантливы и могли сделать многое во благо общественности, но им это не удалось. В этом состоит их трагедия, они — герои своего времени. В этом как раз и заключается смысл названия романа.

Нельзя не сказать, что Лермонтов достиг нескольких целей в этом произведении. Во-первых, был раскрыт и описан психологический портрет молодёжи начала девятнадцатого века. Во-вторых, была поднята проблема человека и эпохи. В-третьих, произведение можно понимать так, что в каждую эпоху есть свой герой, и он соответствует времени.

Читайте также:
Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

2 вариант

До сегодняшнего дня название романа «Герой нашего времени» Лермонтова заставляет задуматься, почему автор использовал именно его. По мнению современников, писатель в своем произведении прекрасно отразил все пороки общества начала 19 века. Так весьма известный критик того времени Белинский заметил в романе глубокое и четкое понимание психики человека. Критик считал, что название может отражать одновременно 2 понятия: вечный поиск истинного героя и историю жизни человека, отражающего настоящий лик всего общества.

Также существует версия, что Лермонтов в своей работе опирался на известный в то время роман Мюссе «Исповедь сына века». Произведение очень часто обсуждалось в среде российской аристократии. В нем говорится о молодом человеке, который решил исповедоваться в своих недостатках, событиях, произошедших с ним. Они могут вызывать только порицание, жалость и сочувствие к главному герою. Сильная внутренняя травма, душевные метания юноши глубоко запали в душу Лермонтова.

Сам автор хотел назвать произведение «Один из героев начала века». Но, заметив, что заголовок звучит достаточно сухо, переделал его.

Современные литературоведы считают, что писатель пытался донести до читателя мысль: готовы ли они на самом деле воплотить в жизни тот высокий идеал, к которому стремятся? Умные и образованные, но эгоистичные и самовлюбленные, живут ли они, как и главный герой. Этот вопрос олицетворялся в названии романа.

Современники неоднозначно восприняли выход произведения на свет. Одни поддерживали его, считая, что автор прекрасно раскрыл образ нереализованного, но тоскующего по великим свершениям, человека того времени. Другие же считали, что роман является некой карикатурой, призванной высмеять пороки молодого поколения.

В романе описываются глубокие внутренние переживания человека, который стремится к благим делам, но совершенно неспособный их совершать. Различные версии происхождения заглавия произведения «Герой нашего времени» в итоге сходятся в одном. Название было выбрано весьма удачно. Оно прекрасно показывает замысел автора – тщетные попытки личности найти свое предназначение. Человек высокоинтеллектуальный, хорошо образованный мог бы стать прекрасным примером для подражания, но из-за своих поступков не может быть достойным этого. Что прекрасно показывает общественные нравы начала 19 века.

Сочинение 3

Одним из самых известных творений Лермонтова было и остается произведение Герой нашего времени. В нем он описывает жизнь молодого поколения. В это произведение автор заложил глубокий смысл. Для написания романа основной целью писателя было передать характеристику молодежи того времени, в котором он жил сам автор.

Лермонтов открыто указывает о том, что герой его произведения наделен пороками людей его времени. Но смысл произведения заключался немного в другом. Сначала автор дал этом произведения иное названия, оно называлось, «Один из героев начала века». Но автору казалось, что это название совершенно не ясным и не интересным.

Печорин и молодежь, жившие во времена когда страной правил Николай 1, были очень схожи между собой. В эти время свобода слова и мысли были ограниченны, потому что правительство боялось что произойдет очередное восстание. Общество не принимало людей, которые были образованны и умны. Они готовы были менять жизнь, но по причине того, что общество не хотело их принять таковыми какие они есть, они так и не смогли реализовать себя. Печорин был немного нагловат в своем поведении, иронично и с сарказмом дает оценку всем людям. Он подчеркивает недостатки и слабости каждого, он с легкостью мог унизить человека, для своей выгоды и корысти.

Он как и многие своим поведением противопоставляет себя обществу. Он был избалован, и к событиям происходящим в его жизни он относился не скрывая свои разочарования избалованного человека.

У людей того поколения не было ни каких целей в жизни, они не могли быть счастливыми. Михаил Юрьевич показал их всех в одном Печорине. Печорин как и другие был талантлив, он мог сделать многое для блага общества, но не смог. В этом и есть трагедия – он герой своего времени. Именно это и заключается в смысле названия произведения.

Читайте также:
Тема прощения в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Лермонтов хотел достичь многих целей написав этот роман. Первой и основной целью названия было, раскрыть портрет молодого поколения той эпохи. Вторым по плану было поднять проблемы человека. И третьей основной целью, для автора было показать, что у каждой эпохи есть ее герой, который полностью соответствует тому времени в котором живет.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия романа Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Больше всего мне нравится летняя пора. Наступает то чудесное время, когда заканчивается учебный год. Солнечные лучи проникают в каждый уголок нашей необъятной страны. Каждый день становится все более теплым и живым

Последствия любой войны ещё долго будут напоминать об этом страшном времени, так же как и люди, прошедшие через неё никогда не забудут то, через что им пришлось пройти

Если несведущий в истории России человек посмотрит на эту громадную картину (ведь площадь её 40 кв.м.), то он сразу ничего не поймёт. Картина, по цвету, какая-то блеклая, не яркая. Ничем не привлекает.

Произведение представляет собой описание комической жизненной ситуации, изображенной в виде анекдотической сюжетной линии.

Стоит сказать, что образ жителей, которых автор назвал глуповцами, является весьма собирательным. Он символизирует то, что, зачастую, русский народ не понимает всю важность и ответственность выбора руководителей на их посты

Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века

Повесть «Поединок» — звено в длинной цепи произведений Куприна, посвященных русской армии. «Поединку» предшествовали многочисленные рассказы 1890 — начала 1900-х годов («Дознание», «Куст сирени», «Ночлег», «Ночная смена», «Поход»), повесть «На переломе» («Кадеты», 1900). За «Поединком» следовали рассказы «Свадьба» и «Гранатовый браслет» (в котором весьма важную роль играет образ генерала Аносова), рассказ о военных летчиках первой мировой войны «Сашка и Яшка», повесть «Купол св. Исаакия Далматского», посвященная походу на Петроград Северо-Западной Добровольческой армии генерала Н. Н. Юденича и службе в этой армии самого Куприна, роман «Юнкера». Менялись, интенсивно эволюционировали взгляды писателя, неизменным оставался его интерес к теме. Вероятно, это обусловлено той чертой судьбы и личности А. И. Куприна, которую в 1907 году определил Л. Н. Толстой следующими словами: «У Куприна никакой идеи нет, он просто офицер».

Слова эти были сказаны Толстым уже после чрезвычайно внимательного и пристрастного изучения повести «Поединок».

Воспитанник 2-го Московского кадетского корпуса, выпускник Александровского военного училища, подпоручик 46-го Днепровского пехотного. полка (1890—1894), А. И. Куприн был связан с армией с 10 до 24 лет. «Я должен освободиться от тяжелого груза моих военных лет. » — говорил он осенью 1902 года, обдумывая сюжет «повести из военного быта».

Великолепное знание этого полкового, гарнизонного быта, «армейского языка» стало художественной тканью повести. И проблемы российской армии, проблемы офицерской среды конца XIX — начала XX века рельефно, беспощадно, с гневом, но и с болью очерчены в повести Куприна.

Работа над повестью растянулась на годы, Куприн обдумывал план «Поединка» в 1902 году, уничтожил уже написанные главы в 1903 году. И лишь в 1904—1905 годах повесть была завершена, причем автор остался недоволен финалом. Годы работы над «Поединком» – время максимального сближения Куприна с товариществом писателей «Знание» и центральной фигурой этого-круга русских писателей-реалистов начала 1900-х годов— М. Горьким. В 1902 – 1905 годах Горький постоянно интересовался замыслом Куприна. В первой публикации, в шестом сборнике «Звания», увидевшем Свет весной 1906 года,

«Поединок» был посвящен А. М. Горькому. «Все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам», — писал Куприн Горькому сразу после выхода «Поединка».

Даже самые доброжелательные рецензенты отмечали: «Поединку» вредит именно публицистическая, по-своему красивая и даже эффектная злоба. » (П. М. Пильский). Но и самые убежденные «идейные противники» повести признавали: болезненные, острые социальные проблемы русской армии начала 1900-х годов, проблема отчужденности, глухого непонимания между офицерами и солдатами, ограниченности, кастовой замкнутости, скудного образовательного уровня, жестоких тягот «семейно-гарнизонного» быта широких слоев русского офицерства очерчены Куприным жестко, – страшно, но – точно.

Однако, кажется, жесткий социальный критицизм «Поединка» — следствие, а не причина глубокого, почти безысходного отчаяния, царящего на страницах повести.

Символичное название произведения — «тема дуэли» проходит через всю русскую литературу XIX века. Однако в этой цепи, между рыцарским поединком Петруши Гринева с клеветником Швабриным в «Капитанской дочке» (1836) и бессмысленно жестоким убийством штабс-капитаном Соленым барона Тузенбаха в «Трех сестрах» (1901), теряет смысл не только «единоборство чести».

Теряет смысл, ветшает, готовится к гибели целая система ценностей, социальная формация, эпоха, менталитет, собственно— целый мир. Ф. Д. Батюшков в статье «Обреченные» (1905), посвященной героям «Поединка», сопоставлял сцену полкового смотра (гл. XV), одну из лучших сцен повести, с картиной И. Ё. Репина «Заседание Государственного совета». Сложная, великолепная и мощная с виду, во утратившая органику, силы, смысл существования машина управления Российской империей у Репина и машина армии у Куприна обречены на скорую и страшную гибель. Подпоручик Ромашов, главный герой повести, не видит и не чувствует смысла в самом существовании армии – с ее уставами, учениями, гарнизонной и казарменной повседневностью. И это, пожалуй, ужасней всего в жизни Ромашова и его однополчан.

Читайте также:
Система образов в романе М. А. Булгакова Белая гвардия: сочинение

Герои «Поединка» страшны в своем отчаянии. Осадчий, воспевающий «радость прежних войн, веселую и кровавую жестокость» (через десять лет, в годы первой мировой войны, эти умонастроения, эти чувства найдут жестокий, кровавый выход на полах сражений. В пламени мировой войны погибнет миф о «поступательном развитии» европейской истории, наивные концепции гуманизма и, прогресса; Куприн инстинктивно почувствовал хрупкость этих идей раньше, чем его современники-философы). Вот «ницшеанец» Назанский, обуреваемый светлыми идеями и тяжелыми алкогольными кошмарами на продавленной койке (Куприн намеревался показать безумие Назанского в последних главах «Поединка»). Умная, образованная, очаровательная Шурочка терпеливо готовит мужа к экзаменам в Академию Генерального штаба и хладнокровно ставит любящего (и, возможно, любимого) Ромашова под дуло пистолета. Вот пьют «под стук телеги» завсегдатаи офицерского собрания.

. И только в великолепной сцене ночного разговора Ромашова с солдатом Хлебниковым на откосе железной дороги (гл. XVI) брезжит свет сострадания, и вместе с ним — в поступках подпоручика, в шепоте солдат, вспоминающих сказки Петровской эпохи, — появляются смысл, уют, спокойствие.

Но уже в следующих строках «чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни» продолжает преследовать поручика.

«Поединок» вышел в свет в дни разгрома русского флота при Цусиме. Жестокая, позорная реальность русско-японской войны 1904—1905 годов подтверждала пафос повести и диагнозы Куприна. «Поединок» стал литературно-общественной сенсацией 1905 года, первых месяцев первой русской революции. Повесть высоко оценили М. Горький, В.В.Стасов, И.Е.Репин, К.И.Чуковский, Ф.Д. Батюшков. «Поединок» вызвал и непримиримо жестокие, и отстранение – иронические отзывы. Л. Н. Толстой, внимательно прочитавший «Поединок», высоко оценил дарование Куприна, знание военного быта, армейского языка и жаргона, скептически отозвался о «ницшеанстве» Назанского, проницательно отметил: «Куприн в слабого Ромашова вложил свои чувства». Однако вывод Толстого был таков: «Не рад, что читал. Ужасно тяжело. »

В 1918 году петроградская газета «Красная колокольня» одобрительно отмечала: своей повестью Куприн «нанес царской русской армии в тысячу раз более страшный удар, нежели тот, что нанесли японцы под Цусимой. ». Однако сам Куприн в эти месяцы писал с.гневом и скорбью о развале фронта первой мировой войны: «У нас была прекрасная, изумлявшая весь мир армия. Она растаяла, оставив после себя грязные следы.

Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века.: сочинение

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1–5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.1. Почему Хлестакова с лёгкостью приняли в уездном городе за ревизора? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».)

5.2. Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А. С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений поэта.)

5.3. В чём заключается смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»?

5.4. Как тема патриотизма раскрывается в одном из произведений русской литературы XX века? (По выбору учащегося.)

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

1.1.1 Какие черты личности Хлестакова раскрываются в приведённой сцене?

1.2.1 В чём заключается иносказательный смысл вопроса, которым завершается стихотворение «Осень»?

1.1.1. Гоголь не раз предупреждал: «Хлестаков — самый трудный образ в пьесе». Он недоволен своей жизнью, но глупость не позволяет ему попытаться изменить жизнь. Жизненная цель Хлестакова — это развлечения, на который он потратил все деньги. Хлестаков откровенно глуп. Он не способен притворяться даже для собственной выгоды. Мнимый ревизор врёт, и его враньё не знает границ. В данной сцене большую неприязнь вызывает не Хлестаков даже, а чиновники, не способные рассмотреть за враньём истинного лица.

1.2.1. Стихотворение — глубокое философское размышление о жизни, а не просто восхваление любимого времени года. «Осень» написана в форме непринужденной беседы с читателем, автор делится своими переживаниями, мыслями, чувствами. Стихотворение заканчивается вопросом «Куда ж нам плыть?» Это раздумье касается положения поэта в обществе, его жизни в условиях самодержавно-крепостнического строя.

Комментарии к сочинениям

5.1. Почему Хлестакова с лёгкостью приняли в уездном городе за ревизора? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».)

Страх в комедии Гоголя является двигателем сюжета, именно он лежит в основе комедии, создавая ситуацию заблуждения. Чувство страха мотивирует поступки героев, обладает способностью то усиливаться, то ослабевать. Страх становится второй натурой героев, их вторым «я» и уже управляет всем городом, заставляет видеть чиновников, чего на самом деле нет. Именно страх застилает глаза чиновникам, и они не могут реально оценить Хлестакова даже в самых нелепейших ситуациях.

Читайте также:
Как формируется драматург: сочинение

5.2. Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А. С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений поэта.)

Лирический герой Пушкина сложен и многогранен, его образ — это духовно богатая, патриотичная и свободолюбивая личность, протестующая против деспотизма и тирании, верящая в торжество справедливости, готовая бороться и отстаивать свои убеждения. Вместе с тем герою Пушкина не чуждо чувство прекрасного: дружба, любовь, рассуждения о смысле жизни, близость к природе. Лирический герой поэта — это совокупность положительных качеств самого Пушкина. Его лирика — это отражение его собственных чувств и переживаний. С помощью героев своих произведений Пушкин раскрывает читателю частичку своей души, его призывы и признания всегда искренны.

Примеры произведений для рассмотрения: «К Чаадаеву», «Я вас любил», «Узник» и другие.

5.3. В чём заключается смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»?

Название произведения всегда имеет особое значение, так как в нем всегда заключена основная мысль повествования и краткое его содержание.

Рассказ Чехова имеет название «Хамелеон», идея хамелеонства показывается в рассказе в переносном смысле. Здесь хамелеон — это беспринципный человек, который очень легко меняет свое отношение к жизни, свои пози-ции в зависимости от сложившейся ситуации. Рассказ содержит в себе сатирическое обобщение. Название «Хамелеон» метафорично: Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей это щенок. Но, сняв шинель, полицейский надзиратель остается в кителе, который хотя бы немного, но должен отличаться по цвету от шинели. Поэтому можно сказать, что Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле, постоянно меняя свой цвет.

5.4. Как тема патриотизма раскрывается в одном из произведений русской литературы XX века? (По выбору учащегося.)

Тема может быть раскрыта на примере произведений о Великой Отечественной войне: «Судьба человека» М. Шолохова, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева и др. Борис Васильев сам воевал, защищая родину в годы Великой Отечественной Войны. Он был свидетелем всех её ужасов, и смог правдоподобно и детально воссоздать страшные моменты того времени в своих книгах. Одна из них — это гениальное произведение «А зори здесь тихие…». В повести рассказывается о подвиге советских женщин в годы войны. У каждой из девушек — героинь повести «А зори здесь тихие…» — своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война — не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Все девушки трагически погибают от рук вероломных захватчиков — фашистов. Борис Васильев в своей повести создал образ настоящих героев того страшного и жестокого времени.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки 2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения 5. Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок 2 Допущены три-четыре речевые ошибки 1 Допущены пять или более речевых ошибок

Критерии оценивания грамотности

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).

Сочинение о литературе 20 века

Русская литература имеет периоды развития, которые соответствуют определенному отрезку времени. С каждым новым веком рождались писатели, формировались новые направления, появлялись прекрасные произведения и нам есть чем и кем гордиться. Каждый из писателей внес свою лепту в развитие литературы и писатели двадцатого века не исключение. Остановимся более подробно на литературе 20 века, на ее развитии, направлениях и нравственных проблемах, которые поднимались писателями.

Читайте также:
Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»: сочинение

Характеристика литературы 20 века

Литературу двадцатого века характеризуют несколько периодов. Так, конец девятнадцатого — начало двадцатого века — это эпоха бурного развития различных направлений. В этот период преображалась жизнь, а в воздухе витало ощущение новой эпохи, что несла переоценку духовности и эстетических идеалов. Отразились эти изменения и на литературе. Начались меняться художественные ориентиры, обновились литературные приемы, стала развиваться русская поэзия. Начало двадцатого века позже назовут периодом серебряного века, что характеризуется появлением новых мастеров слова. При этом мы замечаем, что литераторам уже не интересна реальность и социальные проблемы. Их уже не удовлетворяет эстетика реализма. Писателей интересует возвышенное. Они все чаще интересуются глубинными вечными вопросами.

Писатели и поэты все чаще затрагивают темы добра и зла, жизни и смерти, вечности, а фоном литературных поисков выступает капиталистическое отношения и революционное движение. Во всем ощущается кризис всех сторон жизни, который отражается и в литературе двадцатого века. Классические каноны в писательстве остаются позади, вместо них обозначаются такие основные направления, как реализм, модернизм и авангард. Среди модернистских течений развивается русский символизм, который соединил в себе религиозное, художественное и философские начала. Символизм подарил такие имена, как Брюсов, Блок, Мережковский.

В лоне символизма зарождается и акмеизм. В отличие от символистов, представители акмеизма не стремились к познанию непознанного, их интересует человеческая жизнь во всем многообразии. Представителями акмеизма были Ахматова, Гумилев, Мандельштам.

В это же время зарождается течение футуризма. Произведения в этом направлении выделяются стилевыми особенностями. Так, обновляются значения слов, литераторы отказываются от знаков препинания, вводятся технические термины, вульгаризм, стираются границы между высоким и низменным. Яркими представителями футуризма были Гуров, Маяковский, Бурлюк.

В литературе 20 в. тридцатых годов намечается переломный этап, в это время замедляются литературные процессы. Это период репрессий, жесточайшей цензуры, арестов. Для развития нет никакого толчка, преследования, осуждение, тотальная проверка. Но все равно, пусть и робкими шагами, но литература движется вперед. В этот сложный период на горизонте появляются такие таланты, как Цветаева, Шолохов, Есенин, Маяковский, Ахматова.

Период Великой Отечественной войны — это новый этап развития литературы 20 века.

Война в литературе 20 века

Война 1941 года вносит в литературу 20 в. новое направление — военное. Тема войны в произведениях встречается все чаще. Сначала это очерки, репортажи, далее монументальные полотна. Патриотическая лирика и произведения таких писателей как Твардовский, Ахматова, Симонов, Быков, Астафьев красочно описывает борьбу советского народа против фашистов. До сих пор читатель зачитывается военной литературой, переживая вместе с героями произведений все ужасы военного времени. Писатели тех лет являлись свидетелями военных событий, лично принимая участие в борьбе против фашизма. Они, как никто другой, могли правдиво передать ужасы войны, и писали о мужестве солдат и долгожданной победе. Говоря о войне в литературе 20 века, сразу вспоминаешь Твардовского и Василия Теркина, стихотворение Симонова Жди меня, Ольгу Берггольц и Ленинградскую поэму, роман Блокада, А зори здесь тихие.

Во второй половине двадцатого века следуют сталинские репрессии, оттепель, период застоя, перестройка, реформы. Все это отражается и в литературе. Таким образом литература двадцатого века характеризуется многоплановостью и противоречиями. Прослеживается неравномерность ее развития, где были то идеологическое насилие, то раскрепощение, то цензура, то послабление. Вот в такое нелегкое время писателям приходилось поднимать актуальные темы, среди которых были и нравственные проблемы.

Нравственные проблемы в литературе 20 века

Нравственные искания народа — это тема, которую часто поднимали писатели всех времен. Не обошли стороной нравственные проблемы и писатели двадцатого века, которые поднимали проблемы современности, стараясь донести до читателя такие ценности, как человеческое достоинство, совесть и справедливость. Среди них можно выделить Валентина Распутина, и его размышления о мужестве и нравственных позициях человека.

Приставкин в своей работе Ночевала тучка золотая поднимает вопросы связи поколений, национальных отношений, раскрывает тему добра и зла, и главное, указывает на то, что без общей культуры невозможно прийти к решению проблем.

С проблемой нравственного выбора, когда человеку приходится руководствоваться не прямым приказом, а прислушаться к голосу совести, сталкиваются герои Быкова в работах Сотников, Обелиск, Дожить до рассвета. Все они выходят с достоинством из сложившихся ситуаций.

Это далеко не все писатели, что поднимали вопросы нравственности в литературе 20 века. Но наше сочинение о литературе XX века подходит к концу и мы надеемся, что оно поможет не только получить хорошую оценку, но и обратить ваше внимание на бесценное литературное наследие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: