Судьба человека (на примере романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита и поэмы В. Гете Фауст): сочинение

«Судьба человека (на примере романа «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст»)»

Литература — один из основных видов человеческого искусства. Она отражает жизнь и все, что в ней происходит. Писатель в художественной форме изображает все то, что волнует его как художника. Это могут быть глобальные философские проблемы, связанные с человеком и окружающим миром, общественные проблемы, вопросы, связанные с внутренним миром человека

Во все времена одной из самых волнующих проблем был вопрос взаимоотношений Художника и его творений с читателями, критиками, просто людьми — в общем, отношения Художника со всем миром. Этому вопросу посвящены многие великие произведения мировой литературы. В своем сочинении я коснусь двух прекрасных произведений, посвященных, каждый по-своему, данной теме. Это роман «Мастер и Маргарита» и поэма «Фауст» В. Гете.

В центре внимания романа «Мастер и Маргарита» находится судьба Художника, вынужденного жить и творить в тоталитарном обществе. Судьба Мастера, создавшего великий роман, печальна, если не сказать трагична.

Когда-то герой был историком, «работал в одном из московских музеев» и занимался переводами с пяти языков. Жил он почти незаметно, «не имея ни друзей, ни родственников в столице». Его жизнь коренным образом переменилась благодаря тому, что по счастливой случайности он «выиграл сто тысяч рублей». Тогда Мастер оставил службу в музее, купил подвальчик и сумел написать потрясающий по силе своего проникновения роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

Этот «золотой век» жизни и творчества героя был освящен встречей с той женщиной, в которой воплощен идеал «настоящей, верной, вечной любви». Эта судьбоносная встреча была подобна молнии: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!». И не красота, а «никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты поразило Мастера.

Но этот недолгий период творческого и личностного счастья заканчивается катастрофой. Судьба сталкивает Мастера с жестоким миром советских псевдолитераторов.

Эти людишки травят героя, доводят его до сумасшедшего дома, до полного отказа от своего любимого детища — романа. Дело довершает донос Алоизия Могарыча, вследствие чего Мастер три месяца проводит в таком месте, о котором можно рассказывать только «на ухо». Запуганный, затравленный и доведенный до отчаянья, он выбирает уход из жизни. Мастер считает себя недостойным света, творчества, любви. Вернуть его к жизни невозможно, «он неизлечим». И только преданная любовь Маргариты способна сокрушить все преграды.

«Извлечение Мастера» совершает Воланд. Но решает его судьбу «тот, кто ее подвесил». В художественном времени, как и в судьбе Мастера, наступает рассвет: «Там ждет уже вас дом… свечи горят, а скоро они потухнут, потому что вы встретите рассвет».

Героя приговарили к «вечному покою», который становится символом бессмертия. Мастер получил то, в чем нуждался больше всего.

Известно, что судьба Мастера во многом автобиографична. Булгаков, как и его герой, был изведен постоянными нападками со стороны критиков. Кстати, стоит заметить, что газетная кампания, развернувшаяся против Мастера и его «Понтия Пилата», основана на реальных событиях из жизни писателя. И призыв литературного критика Лавровича «ударить по пилатчине» является явной перекличкой с газетным заголовком «Ударим по булгаковщине». Увы, такова была судьба всех самобытных, интересных, талантливейших людей того страшного времени.

В поэме Гете «Фауст» также рассматривается судьба Художника. Потому что, как мне кажется, главный герой поэмы в своей жизни, в поисках Истины является настоящим Творцом:

Он рвется в бой, он любит брать преграды,

Он видит цель, манящую вдали,

И требует у неба звезд в награду

И лучших наслаждений у земли.

И ввек ему с душой не будет сладу,

Куда бы поиски не привели.

Фауст — ученый, он хочет познать все тайны мира, найти смысл жизни — Истину. Но, как любому Художнику, герою свойственны сомнения и разочарования. Будучи уважаемым и известным человеком, Фауст вдруг начинает сомневаться в своих знаниях, в своих возможностях что-то сделать, познать, улучшить жизнь людей. В отчаянии он хочет покончить с собой, и только колокольный звон, напомнивший о детстве, останавливает героя. Но Фауст полон сарказма. Он проклинает всех и вся, а особенно то, что всегда ограничивало человека в его творческих свершениях. Фауст ненавидит заветы общества: «Смиряй себя! Умей отказываться! Желай достижимого!»

В минуту отчаянья героя подстерегает Мефистофель. Он заключает с Фаустом договор. Дьявол обещает дать герою все наслаждения мира. Когда же Фауст больше ничего не захочет от жизни, то он отдаст Мефистофелю свою душу. Но герой уверен, что этого никогда не произойдет: он всегда будет стремиться к большему, к совершенству.

Путешествуя с дьяволом, герой встречает свою любовь — Маргариту (как и герой романа «Мастер и Маргарита»). К сожалению, девушка погибает. Судьбою Фаусту нанесен еще один тяжелый удар. Но герой не сломлен, он поддается на заманчивые уговоры беса. Фауста не привлекают ни богатство, ни распутство, ни военная слава. Он стремится созидать, а не разрушать. Герой отвоевывает у моря землю, населяет ее народами, строит города. Фауст наконец-то находит смысл жизни, свою Истину. Она в том, чтобы помогать людям, созидать на благо человечества. С этой мыслью герой умирает, счастливый и просветленный.

Таким образом, в «Мастере и Маргарите» Булгакова, как и в «Фаусте» Гете, изображена судьба Художника. Эти произведения показывают разные стороны жизни творческого человека. выводит на первый план недоброжелательное окружение, губящее талант и жизнь Мастера. Гете останавливается на внутренних проблемах Художника, на его духовных поисках, смятениях, разочарованиях, прозрениях.

Нужно заметить, что в обоих произведениях судьба героя связана с Высшими Силами. Это неслучайно, ведь талант — это подарок свыше. Художник всегда связан с чем-то мистическим. Эти силы помогают ему творить, познавать Истину.

У обоих героев в жизни была настоящая любовь, которая позволяла их душе воспарить, давала поддержку, желание жить.

Читайте также:
Проблема одиночества в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Мастер отказался от своего творения, Фауст прошел свой путь до конца… Но оба они остались Художниками, несущими людям свет.

На примере произведений М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» М.Ю.Лермонтова «Демон» И.В.Гёте «Фауст» Исследовательскую работу выполнила ученица 11 класса. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВиктория Шурыгина

Похожие презентации

Презентация 11 класса по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “На примере произведений М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» М.Ю.Лермонтова «Демон» И.В.Гёте «Фауст» Исследовательскую работу выполнила ученица 11 класса.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 На примере произведений М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» М.Ю.Лермонтова «Демон» И.В.Гёте «Фауст» Исследовательскую работу выполнила ученица 11 класса МОУ СОШ 11 Белоглинского района Краснодарского края с. Белая Глина Хатамова Кристина Руководитель учитель русского языка и литературы Герасимова Алла Алексеевна

2 “Добро и зло”- понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в своём произведении. Сатана, со своей свитой приехавший в Москву, чтобы посмотреть, изменились ли люди с тех пор, когда он последний раз их видел, не напрасна ли была жертва Иешуа, правит бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман.

3 Произведение создавалось, как роман о дьяволе. Переплетение фантастики и реальности наблюдается в образе Воланда. Дьяволиада – один из любимых булгаковских мотивов. Сцены, в которых Воланд встречается с жителями Москвы, строятся по одному плану: встреча, испытание, разоблачение, наказание. Потусторонние силы в романе играют роль связующего звена между древним и современным миром. Воланд – персонаж, возглавляющий мир потусторонних сил, Воланд – это дьявол, это сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Он олицетворяет вечность. Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.

4 БУЛГАКОВУ УДАЛОСЬ ЯРКО ПОКАЗАТЬ СВИТУ ВОЛАНДА. ЭТИ ГЕРОИ БОЛЕЕ ФАНТАСТИЧНЫ, ЧЕМ ВОЛАНД. ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК ВОЛАНДА – КОРОВЬЕВ. У БУЛГАКОВА ОН ЕЩЕ И РЫЦАРЬ ФАГОТ. ИМЯ ДРУГОГО ПОДРУЧНОГО ВОЛАНДА – АЗАЗЕЛЛО ПРИШЛО В РОМАН ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА. ОНО – ПРОИЗВОДНОЕ ОТ АЗАЗЕЛ. ТАК ЗОВУТ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ВЕТХОЗАВЕТНОГО ГЕРОЯ, ПАДШЕГО АНГЕЛА.

5 ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА ПРИШЛО В РОМАН И ИМЯ ЕЩЕ ОДНОГО ПОДРУЧНОГО САТАНЫ – ВЕСЕЛОГО ШУТА КОТА – ОБОРОТНЯ БЕГЕМОТА. БЕГЕМОТ В ДЕМОНОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ – ЭТО ДЕМОН ЖЕЛАНИЙ ЖЕЛУДКА. ИМЯ ПОСЛЕДНЕГО ЧЛЕНА СВИТЫ ВОЛАНДА – ГЕЛЛА. ЭТИМ ИМЕНЕМ НАЗЫВАЛИ БЕЗВРЕМЕННО ПОГИБШИХ ДЕВУШЕК, СТАВШИХ ВАМПИРАМИ.

6 . САТАНА ПРИШЕЛ В МОСКВУ, ЧТОБЫ СОВЕРШИТЬ ПРАВОСУДИЕ, ВЫЗВОЛИТЬ МАСТЕРА, ЕГО ШЕДЕВР И МАРГАРИТУ. И ЧТО ЖЕ ВИДИТ ОН? МОСКВА ПРЕВРАТИЛАСЬ В ПОДОБИЕ ВЕЛИКОГО БАЛА: ЕЕ НАСЕЛЯЮТ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ПРЕДАТЕЛИ, ДОНОСЧИКИ, ПОДХАЛИМЫ, ОЧКОВТИРАТЕЛИ, ВЗЯТОЧНИКИ, ВАЛЮТЧИКИ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ВМЕЩАЕТ В СЕБЯ КАКИЕ-НИБУДЬ ПОРОКИ, КОТОРЫЕ ВОЛАНД РАЗОБЛАЧАЕТ. НО СМЕРТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР ВЫНОСИТ ЛИШЬ ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ – БАРОНУ МАЙГЕЛЮ, ШПИОНУ И НАУШНИКУ, КОТОРЫЙ, МОЖНО СКАЗАТЬ, РАСПОРЯЖАЕТСЯ СУДЬБАМИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ЧТО НЕДОПУСТИМО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.

7 В творчестве М. Ю. Лермонтова, как грозный призрак борьбы, вырос могущественный и скорбный образ Демона. Печальный и опустошенный, поверженный Богом, но не смирившийся, проклинаемый и нелюбимый, он бросил свой гордый вызов небу и презрительно отвернулся от человеческой угодливости, от жизни однообразной, как песня раба.

8 Любой человек, серьезно интересующийся русской культурой и искусством, не может не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века – поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля. Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона – падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной. Гениальная поэма Лермонтова “Демон” и поразительные врублевские рисунки к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров.

9 Автор вложил в образ Демона нечто очень сокровенное, субъективное, не только как художник, но и как гражданин. Для чего это? Что причиной тому, что автору понадобился мистический образ, вымысел. Для борьбы с религией? Почему именно образу Демона он поверил свои мысли и чувства? То, что не представлялось возможным говорить от своего имени, он мог сказать более или менее безболезненно от образа бога зла. Злу свойственны злые мысли, они тем уже дискредитированы, что исходят от злой силы.

10 Демон представляется перед нами искусителем. Все чувства, мысли и слова, которыми обольщает Демон Тамару, состоят в явном противоречии с программой отношения зла к добру. Хотя они подаются под видом соблазна, они не являются для бога зла характерными, а для объекта, к которому они адресованы, фактически – к девочке, мало понятными, и потому для искушенного в делах обольщения дьявола не достаточно расчетливыми. Тамара – объект, которому Демон изливает душу. Следовательно, она его достойна, она может понять его душу, разделить его мысли, чувства, тоску, желания. М.Врубель «Тамара и Демон»

11 В поэме представлены две стороны – добро и зло, а именно Демон и Ангел. Лермонтовский Демон скептик и нигилист, желающий заново ощутить ценность красоты и добра. Хочу я с небом помириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру.

12 Хитростью Демону удается победить земного человека, сумевшего полюбить мятежную душу того, кто стремился обратиться к добру, то есть Тамару. Героиня поэмы Лермонтова жертвует собой, защищая вечные ценности мироздания, сотворенного Богом. Однако поменяться с Тамарой местами, заставить ее переживать свои страдания Демон не может. Злое начало вновь охватывает все его существо. Проклятья посылает он миру: Хитростью Демону удается победить земного человека, сумевшего полюбить мятежную душу того, кто стремился обратиться к добру, то есть Тамару. Героиня поэмы Лермонтова жертвует собой, защищая вечные ценности мироздания, сотворенного Богом. Однако поменяться с Тамарой местами, заставить ее переживать свои страдания Демон не может. Злое начало вновь охватывает все его существо. Проклятья посылает он миру: И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!

Читайте также:
Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам Мастер и Маргарита или Белая гвардия): сочинение

13 Трагедия “Фауст” стала произведением Гете, в котором автор делится своими мыслями об общечеловеческих ценностях, о смысле жизни, в основе которых лежит неутомимая деятельность ради человека, даже если эта деятельность несет в себе трагические ошибки. Начинается трагедия “Фауст” “Прологом на небе”, где состоялась беседа Бога и Мефистофеля, больше напоминающая философскую дискуссию. Бог в данном споре является носителем оптимистического взгляда на человека, а Мефистофель ведет себя как закоренелый скептик, который не верит в человеческую порядочность и здравомыслие. Мефистофель отправляется на землю. И начинается грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного.

14 Доктор Фауст ученый-энциклопедист, почитаемый среди народа, но он разочаровался в науке и в возможности открыть истину. Душевная опустошенность толкает Фауста обратиться к магии. Вскоре в комнате Фауста появляется Мефистофель, который обещает открыть Фаусту все радости жизни, но с одним условием: если Фауст попросит прекрасному мгновенью остановиться, то его душа перейдет в собственность Мефистофеля.

15 Мефистофель воплощение злой мудрости. Он досконально знает человеческую натуру, и как никто, умеет воспользоваться ее слабостями. Фауста же волнует поиск смысла человеческой жизни, собственный опыт и переживания, но ему не удается устоять против чар любви. В конце своей жизни Фауст приближается к пониманию смысла бытия. Ему кажется, что заключается он в бескорыстном служении людям. Слепой Фауст умирает, а его бессмертную душу забирают на небеса. Мефистофель понимает, что в очередной раз проиграл в вечном споре между божественным и земным.

16 Конфликт между Фаустом и Мефистофелем существует вечно, потому что это борьба между добром и злом, которые живут в каждом. И по сей день остается актуальным призыв доктора Фауста не останавливаться, не впадать в сон, необходимо действовать, изменяться и обогащаться самому вместе с окружающим миром: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой!

Судьба человека (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст»)

Литература – один из основных видов человеческого искусства. Она отражает жизнь и все, что в ней происходит. Писатель в художественной форме изображает все то, что волнует его как художника. Это могут быть глобальные философские проблемы, связанные с человеком и окружающим миром, общественные проблемы, вопросы, связанные с внутренним миром человека и т.д.

Во все времена одной из самых волнующих проблем был вопрос взаимоотношений Художника и его творений с читателями, критиками, просто людьми – в общем, отношения Художника со всем миром. Этому вопросу посвящены многие великие произведения мировой литературы. В своем сочинении я коснусь двух прекрасных произведений, посвященных, каждый по-своему, данной теме. Это роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и поэма «Фауст» В. Гете.

В центре внимания романа «Мастер и Маргарита» находится судьба Художника, вынужденного жить и творить в тоталитарном обществе. Судьба Мастера, создавшего великий роман, печальна, если не сказать трагична.

Когда-то герой был историком, «работал в одном из московских музеев» и занимался переводами с пяти языков. Жил он почти незаметно, «не имея ни друзей, ни родственников в столице». Его жизнь коренным образом переменилась благодаря тому, что по счастливой случайности он «выиграл сто тысяч рублей». Тогда Мастер оставил службу в музее, купил подвальчик и сумел написать потрясающий по силе своего проникновения роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

Этот «золотой век» жизни и творчества героя был освящен встречей с той женщиной, в которой воплощен идеал «настоящей, верной, вечной любви». Эта судьбоносная встреча была подобна молнии: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!». И не красота, а «никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты поразило Мастера.

Но этот недолгий период творческого и личностного счастья заканчивается катастрофой. Судьба сталкивает Мастера с жестоким миром советских псевдолитераторов.

Эти людишки травят героя, доводят его до сумасшедшего дома, до полного отказа от своего любимого детища – романа. Дело довершает донос Алоизия Могарыча, вследствие чего Мастер три месяца проводит в таком месте, о котором можно рассказывать только «на ухо». Запуганный, затравленный и доведенный до отчаянья, он выбирает уход из жизни. Мастер считает себя недостойным света, творчества, любви. Вернуть его к жизни невозможно, «он неизлечим». И только преданная любовь Маргариты способна сокрушить все преграды.

«Извлечение Мастера» совершает Воланд. Но решает его судьбу «тот, кто ее подвесил». В художественном времени, как и в судьбе Мастера, наступает рассвет: «Там ждет уже вас дом… свечи горят, а скоро они потухнут, потому что вы встретите рассвет».

Героя приговарили к «вечному покою», который становится символом бессмертия. Мастер получил то, в чем нуждался больше всего.

Известно, что судьба Мастера во многом автобиографична. Булгаков, как и его герой, был изведен постоянными нападками со стороны критиков. Кстати, стоит заметить, что газетная кампания, развернувшаяся против Мастера и его «Понтия Пилата», основана на реальных событиях из жизни писателя. И призыв литературного критика Лавровича «ударить по пилатчине» является явной перекличкой с газетным заголовком «Ударим по булгаковщине». Увы, такова была судьба всех самобытных, интересных, талантливейших людей того страшного времени.

В поэме Гете «Фауст» также рассматривается судьба Художника. Потому что, как мне кажется, главный герой поэмы в своей жизни, в поисках Истины является настоящим Творцом:

Он рвется в бой, он любит брать преграды,
Он видит цель, манящую вдали,
И требует у неба звезд в награду
И лучших наслаждений у земли.
И ввек ему с душой не будет сладу,
Куда бы поиски не привели.

Читайте также:
Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы (по роману М. Булгакова Мастер и Маргарита): сочинение

Фауст – ученый, он хочет познать все тайны мира, найти смысл жизни – Истину. Но, как любому Художнику, герою свойственны сомнения и разочарования. Будучи уважаемым и известным человеком, Фауст вдруг начинает сомневаться в своих знаниях, в своих возможностях что-то сделать, познать, улучшить жизнь людей. В отчаянии он хочет покончить с собой, и только колокольный звон, напомнивший о детстве, останавливает героя. Но Фауст полон сарказма. Он проклинает всех и вся, а особенно то, что всегда ограничивало человека в его творческих свершениях. Фауст ненавидит заветы общества: «Смиряй себя! Умей отказываться! Желай достижимого!»

В минуту отчаянья героя подстерегает Мефистофель. Он заключает с Фаустом договор. Дьявол обещает дать герою все наслаждения мира. Когда же Фауст больше ничего не захочет от жизни, то он отдаст Мефистофелю свою душу. Но герой уверен, что этого никогда не произойдет: он всегда будет стремиться к большему, к совершенству.

Путешествуя с дьяволом, герой встречает свою любовь – Маргариту (как и герой романа «Мастер и Маргарита»). К сожалению, девушка погибает. Судьбою Фаусту нанесен еще один тяжелый удар. Но герой не сломлен, он поддается на заманчивые уговоры беса. Фауста не привлекают ни богатство, ни распутство, ни военная слава. Он стремится созидать, а не разрушать. Герой отвоевывает у моря землю, населяет ее народами, строит города. Фауст наконец-то находит смысл жизни, свою Истину. Она в том, чтобы помогать людям, созидать на благо человечества. С этой мыслью герой умирает, счастливый и просветленный.

Таким образом, в «Мастере и Маргарите» Булгакова, как и в «Фаусте» Гете, изображена судьба Художника. Эти произведения показывают разные стороны жизни творческого человека. М.А. Булгаков выводит на первый план недоброжелательное окружение, губящее талант и жизнь Мастера. Гете останавливается на внутренних проблемах Художника, на его духовных поисках, смятениях, разочарованиях, прозрениях.

Нужно заметить, что в обоих произведениях судьба героя связана с Высшими Силами. Это неслучайно, ведь талант – это подарок свыше. Художник всегда связан с чем-то мистическим. Эти силы помогают ему творить, познавать Истину.

У обоих героев в жизни была настоящая любовь, которая позволяла их душе воспарить, давала поддержку, желание жить.

Мастер отказался от своего творения, Фауст прошел свой путь до конца… Но оба они остались Художниками, несущими людям свет.

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Читайте также:
Писательская трагедия Мастера в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”: сочинение

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Читайте также:
Тема счастья в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

«Мастер и Маргарита»: чем вдохновлялся Булгаков

«Фауст» Гете, словарь Брокгауза и Ефрона, биография Иисуса Христа, исследование швейцарского невропатолога — рассказываем, как эти и другие тексты помогли Михаилу Булгакову в работе над великим романом

Михаил Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» двенадцать лет: с 1928 года и до февраля , в несколько этапов, с перерывами и параллельно с другими текстами. Круг читательских и библиографи­ческих интересов писателя можно представить благодаря воспоминаниям современников и исследованиям его биографов. Литературу, которой пользовался Булгаков, можно вычислить и по разным редакциям романа, сохранившимся в архиве писателя. Представить весь список литературы, которая могла оказать влияние на Булгакова и его роман, невозможно, поэтому расскажем о некоторых источниках его книги.

1. Иоганн Вольфганг фон Гете. «Фауст»

Роман Булгакова обладает огромным количеством пластов, и фаустианский — едва ли не самый узнаваемый. Аллюзии к «Фаусту» пронизывают весь текст — от эпиграфа, задающего философский вопрос о свете и тьме, до образов персонажей, прямых цитат, пародийных сцен и т. д. В библиотеке писателя было издание 1902 года, вышедшее в Петербурге в переводе и с объяснениями Александра Соколовского Это издание «Фауста» с пометками Михаила Булгакова хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки. . Впрочем, текст Гете он знал благодаря не только книге, но и одноимен­ной опере Шарля Гуно. Сестра писателя Надежда Земская вспоми­нала, что в Киеве Булгаков видел оперу «Фауст» 41 раз Е. А. Земская. Михаил Булгаков и его родные. Семейный портрет. М., 2004. . В разговоре с Мариэттой Чудаковой первая жена писателя Татьяна Николаевна Лаппа вспоминала, что Булгаков «больше всего любил „Фауста“ и чаще всего пел „На земле весь род людской“ и арию Валентина — „Я за сестру тебя молю…“» М. О. Чудакова. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988. . А вот воспоминание театроведа Виталия Виленкина: «Мне очень понравилась вся обстановка маленькой квартиры: старинная мебель, уютные настольные лампы, раскрытый рояль с „Фаустом“ на пюпитре, цветы» Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988. . Третья жена писателя Елена Сергеевна рассказывала литературоведу Владимиру Лакшину, как Булгаков «расхаживая по комнате, под впечатлением только что прочи­танной газетной статьи, случалось, напевал на мотив „Фауста“: „Он — рецензент… убей его!“» Там же. .

Читайте также:
Анализ главы Бал у сатаны: сочинение
Эпиграф

…так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.

Эпиграф из первой части «Фауста» впервые появился в машинописной редакции 1938 года. Исследователи предполагают, что писатель сам перевел этот фрагмент. В издании 1902 года Мефистофель, объясняя суть своей при­роды, говорит: «Я часть той тьмы, из которой родился свет… Свет ведь может цепляться только за телесное. Из телесного он происходит, и оно делает его прекрасным. Но телесное же может преграждать ему и дорогу». Судя по всему, эти слова попали в диалог Воланда и Левия Матвея из главы: «…Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

Воланд

Выбирая имя герою, Булгаков рассматривал несколько вариантов: Антессер, Вельяр Вельярович, а в одной из редакций на визитке черного мага написано «доктор Теодор Воланд». Воланд тоже из «Фауста»: в сцене «Вальпургиева ночь» Мефистофель обращается к предста­вителям нечистой силы и требует дать дорогу юнкеру Воланду (junker Voland). И в трагедии Гете, и в романе Булгакова дьявол впервые появляется во время беседы учителя и ученика. Мефистофель в обличье черного пуделя появляется во время прогулки Фауста и Вагнера, Воланд присаживается на скамейку к Берлиозу и Бездомному на Патриарших прудах. Однофамилец главы МАССОЛИТа — композитор Гектор Берлиоз — в 1829 году написал «Восемь сцен из „Фауста“», которые впоследствии были включены в его оперу «Осуждение Фауста».

Черный пудель

У Гете Мефистофель, желая пробраться в дом Фауста, как уже было сказано, принимает облик черного пуделя. В сцене на Патриар­ших прудах Воланд появляется с тростью с набалдашником в виде головы пуделя, а Маргарита на балу у Сатаны носит «тяжелое в овальной раме изображение пуделя на тяжелой цепи». И наконец, в ранних редакциях романа конца двадцатых годов Иванушка сбегал из психиатрической лечебницы, превратившись в огромного черного пуделя.

Фауст и Маргарита

В сентябре 1933 года в одной из тетрадей с набросками к роману Булгаков запишет: «Встреча поэта с Воландом. Маргарита и Фауст». В тексте еще нет Мастера, но есть герой, которого автор называет поэтом и Фаустом. Потом он станет Мастером, а сравнение с Фаустом останется: «Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула?» — спрашивает у него Воланд. Имя Маргариты восходит к Гретхен, возлюбленной Фауста (в западно­европейской традиции «Гретхен» — уменьшительное от «Маргариты»). Обе похожи и самоотверженной любовью, которую испытывают к Мастеру и Фаусту.

Гете и Гуно на балу Сатаны

В ранних редакциях на балу у Сатаны присутствовали и сам Гете, и композитор Шарль Гуно: оба поклонились Маргарите, но колено не поцеловали. Почтенные гости были отмечены особым подарком:

«Перед Маргаритой оказался круглый золотой поднос и на нем два маленьких футляра. Крышки их отпрыгнули, и в футлярах оказалось по золотому лавровому веночку, который можно было носить в петлице как орден».

2. Александр Чаянов. «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей»

Елена Булгакова рассказывала Мариэтте Чудаковой, что книга Александра Владимировича Чаянова, подаренная художницей Наталией Ушаковой, была особенно интересна ее мужу и «несомненно, стимулировала замыслы и сюжетные ходы и „Мастера и Маргариты“, и „Записок покойника“». «С полной уверенностью я говорю, что небольшая повесть эта послужила зарождением замысла, творческим толчком для написания романа „Мастер и Маргарита“», — вспоминала его вторая жена, Любовь Евгеньевна Белозерская.

Повесть рассказывает о пребывании дьявола в Москве в начале XIX века, и главный герой по фамилии Булгаков должен спасти свою возлюбленную, попавшую под влияние нечистой силы.

Исследователи отмечают, что инфернальная тема роднит булгаковский роман и с другими произведениями его современников: «Фанданго» Александра Грина, «Иностранец из 17 №» Овадия Савича, «Возвращение доктора Фауста» Эмилия Миндлина и др.

3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

В тетради с материалами к роману Булгаков составил несколько тематических блоков: «О Боге», «О дьяволе», «Иисус Христос» и другие. Разрабатывая эти темы, Булгаков часто использует энциклопедию Брокгауза и Ефрона и делает выписки из статей «Диавол», «Демон», «Понтий Пилат», «Центурион», «Иерусалим». Он также обращается к статьям «Бог» и «Кант» (где представ­лено несколько доказательств бытия Божия), «Чародейство» (именем Гелла — а так, как мы помним, звали вампиршу из свиты Воланда — на острове Лесбос называли погибших девушек, ставших вампирами) и многим другим («Демо­нология», «Демономания», «Колдовство», «Сатана», «Шабаш ведьм»). Продумывая образ Маргариты, писатель изучает статью о королеве Маргарите Валуа.

4. Михаил Орлов. «История сношений человека с дьяволом»

Из монографии Орлова Булгаков почерпнул ряд сведений о потусторонней силе (а также о колдунах, ведьмах, обрядах) и различных представлениях о ней. Так, образ кота Бегемота может восходить к одноименному библейскому демону, описанному у Орлова:

«Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени».

Булгаковский персонаж «черный, здоровый, как бегемот». Орлов также пишет, что дьявола в челове­ческом обличье могут выдать руки, похожие на птичьи лапы. Вспомним сестру милосердия из восемнадцатой главы: «Денежки я приберу, — мужским басом сказала сестра, — нечего им тут валяться. — Сгребла птичьей лапой этикетки и стала таять в воздухе». Птичьи лапы промелькнут и в главе «При свечах»: перед балом Маргарита попадает в комнату Воланда и видит там «канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап». Рассказывая о том, что такое шабаш, Орлов пишет, что одним из атрибутов дьявольской мессы является грязная рубашка: перед балом Воланд одет в «ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече».

Читайте также:
Кита для каждого освещает наше личное движение к истине. М.Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.): сочинение

5. Эрнест Ренан. «Жизнь Иисуса»

Работая над образом Иешуа Га-Ноцри, Булгаков изучает литературу по исто­рии христианства: «Иисуса» Анри Барбюса, «Миф о Христе» Артура Древса, «Жизнь Иисуса Христа» Фредерика Фаррара, «Жизнь Иисуса» Давида Штрауса. Среди прочих внимание писателя привлекает книга французского философа и историка религии Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса». В ранних редакциях романа начитанный Берлиоз, беседуя с Бездомным на Патриарших прудах, помимо древних историков Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Корнелия Тацита упоминает Ренана.

К Ренану восходит и образ Ершалаимского храма («глыба мрамора с золотою драконовой чешуей вместо крыши»). Булгаков выпишет из его книги: «…гору Мориа и блестящую перспективу террас храма и крыш, покрытых сверкаю­щими чешуйками», «…при восходе солнца священная гора ослепительно сияла и представлялась глыбой снега и золота».

Среди обстоятельств ареста Иисуса Ренан упоминает некую «юридическую западню»: желая предать страже «смутьяна», первосвященники «подговари­вают двух свидетелей и прячут их за перегородкой; затем устраивают так, чтобы заманить обвиняемого в комнату по другую сторону перегородки, где слова его могли быть услышаны невидимыми ему свидетелями. Возле него зажигают две свечи для того, чтобы бесспорно констатировать, что свидетели „видели его“». А теперь вспомним сцену ареста Иешуа в булгаковском романе. Философ рассказывает Пилату, что «добрый и любознательный человек» Иуда пригласил его к себе в дом:

— Светильники зажег… — сквозь зубы в тон арестанту проговорил Пилат, и глаза его при этом мерцали.
— Да, — немного удивившись осведомленности прокуратора, продолжал Иешуа, — попросил меня высказать свой взгляд на госу­дарственную власть. Его этот вопрос чрезвычайно интересовал.

6. Демьян Бедный. «Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна»

Возможным прототипом молодого поэта Ивана Николаевича Понырева, пишущего под псевдонимом Иван Бездомный, был Ефим Алексеевич При­дворов, более известный как Демьян Бедный. В антирели­гиозной поэме последнего под названием «Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна» сатирически высмеивались христианские догматы. В послесловии «евангелист» сообщал:

«Я настаиваю, что на основании Евангелий только такой образ Иису­са и может быть дан: лгун, пьяница, бабник и т. д. Ни хорошего, ни плохого бога не было. Выдумка!»

Вспомним первую главу романа Булгакова, в которой Берлиоз требует от Бездомного антирелигиозную поэму, указывающую на то, что Иисуса Христа не существовало. Булгаков упоминает Бедного в своем дневнике, а в архиве сохранились газетные вырезки с упоминаниями о поэте.

Антирели­гиозная пропаганда годов, вызывавшая у Булгакова резкую неприязнь, вообще повлияла на замысел романа. 5 января 1925 года он записал в дневнике:

«Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее, ее можно доказать документально: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Этому преступлению нет цены».

7. Огюст Форель. «Половой вопрос. Естественно-научное, психологическое, гигиеническое и социологическое исследование для образованных»

В тетрадях с материалами к роману Булгаков упоминает книгу швейцарского невропа­толога Огюста Фореля, посвященную вопросам семьи и брака, и отме­чает две описанные в ней истории: дело Фриды Келлер и дело Кониецко. Рассказывая о патологии женского поведения, Форель в качестве примера рассказывает о Фриде Келлер: соблазненная хозяином кафе, она родила мальчика, а спустя пять лет, оказавшись в трудном материальном положении, задушила ребенка шнурком. Другой случай, описанный Форе­лем, — история Кониецко из Силезии, которая умертвила своего новорожденного младенца, засунув ему в рот скомканный платок. Эти два дела из исследования Фореля сольются в историю Фриды, которую Маргарита встретит на балу у Сатаны:

«Она служила в кафе, хозяин ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле».

Маргарита спасет Фриду, использовав одно желание, подаренное ей Воландом после бала, и попросит, чтобы ей перестали класть платок.

Сочинение по роману Булгакова Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» — произведение Михаила Булгакова, известного писателя, автора таких произведений как «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. Работа над романом началась Булгаковым в 20-е годы, он писал его до самой своей смерти в 1940 году. Однако сам роман был закончен.

Произведение долгие годы было запрещено на родине писателя и только в 1973 году было издано в СССР.

Главная идея романа – это противостояние добра и зла. Он ставит вопросы о том «что есть истина», где правда, где ложь. Булгаков соединил временные рамки, – время суда и распятия Христа (Иешуа) и пошлость и безвремие 30-х годов двадцатого века (времена Сталина). Время сталинского правление – это когда по всей стране правило бал зло (под видом добра).

В романе же дьявол (Воланд) скорее положительный чем отрицательный герой. Он действует под видом зла, но творит по сути, не то что бы добро в полном смысле слова, а справедливое наказание людей их поступков. Как написано в «Фаусте» Гёте о дьявольской силе «та сила что сеет зло, но желая блага». Не зря Булгаков начал произведение с эпиграфа из Фауста.

В произведении Булгаков как бы ведёт полемику с читателем и пытается показать что человеческой жизнью управляют «высшие силы». Человек не в состоянии всё просчитать и управлять своей жизнью как утверждал Берлиоз, который и поплатился за своё неверие и атеизм. Берлиоз предстаёт перед читателем как скептик а Воланд как «проповедник» того что Бог есть. В итоге побеждает вера Воланд а не скептицизм Берлиоза.

Читайте также:
Москва 30-х годов в романе Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Он наказывает людей за их животные инстинкты и поступки. Булгаков показывает что прогресс человечества не изменил «низменных» страстей человека. Это характерно показано в главе про выступление в Варьете.

Людские пороки (грехи), были во все времена и время не может излечить это. Булгаков показал отношении власть человек и человек власть. На примере сцены когда Маргарита (возлюбленная Мастера) после бала сидит за ужином у Воланда. Он говорит ей что не надо просить у власти «никогда, ничего», они дадут всё сами. Не стоит унижаться перед властителями, кто бы они ни были.

В конце произведения Булгаков делает вывод: да противостояние добра со злом будет всегда, но зло это в первую очередь «мы сами», нужно сначала бороться с внутренним «демоном».

К тому же Булгаков не навязывает никому своего мнения. Читателю самому дана свобода выбора. Поэтому каждый сам должен для себя решить вереи ли он или нет. Какой точки зрения на добро и зло придерживается.

Сочинение по роману №2

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из самых противоречивых произведений того времени. Невозможно рассуждать о романе, не отметив, что известный русский писатель вырос в православной семье с богословскими традициями. Булгаков великолепно знал философию, богословие и русскую литературу. Отсюда и вытекает религиозная тема в произведении. Именно поэтому Воланд появляется в Москве – столице России. Ведь сознание русского человека основано на эсхатологии. События московских глав в произведении имеют богословский смысл, город становится атеистическим, это больше всего восхищает Воланда. Так, можно заметить, что атеисты абсолютно беззащитны перед сатаной. Воланд приписывает себе божественные возможности (судить и награждать). Если же сравнивать Иисуса Христа с героем романа – Иешуа, то важно заметить, что Иешуа – это как бы искаженный образ Иисуса Христа. Например, в Евангелие сказано, что Иисус – сын Бога живого, Иешуа же не знает своих родителей. У Иисуса есть последователи – апостолы, а Иешуа “один в этом мире”.

Важно заметить, что если отрицается Иисус Христос, то отрицается и церковь. Такая картина и изображена в романе. В Москве разрушается Храм Христа Спасителя, теперь царит Воланд в атеистической Москве. Жизнь москвичей становится кощунственной, как и действия свиты князя тьмы.

В книге пересекаются два времени: настоящее время – это основное повествование романа, события разворачиваются в Москве, а прошедшее время – это события “Романа о Понтии Пилате”, которые происходят в римской провинции Иудея.

В настоящем времени автор изображает противостояние здравомыслия невежеству. C самого начала романа Михаил Булгаков повествует о наказании человека за неучтивость. Так, Берлиозу пришлось заплатить жизнью за свое безрассудное отношение к религии. Он не знал о том, что спорит с самим воплощением зла, поэтому пренебрежительно относился ко всему.

Автор также изображает проблему выбора правильного пути, возникающую у героев. Это заметно по метаниям Понтия Пилата между своим долгом и благоразумием. Тот же прокуратор знал, что он совершает ошибку, но все-таки объявил Иешуа смертный приговор. В итоге, страх и малодушие поглотили героя. Это касается и Маргариты, когда она сравнивает жизнь с мужем и жизнь, в которой, как ей казалось, она будет абсолютно счастлива, жизнь с Мастером. При этом не стоит забывать, что главная роль Маргариты в романе – это оказание давления на Мастера : “толкала его на борьбу”.

Таким образом, роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – это спорный роман, не имеющий абсолютно идеальных героев. Это произведение можно считать исключительным произведением тех времён.

По роману Мастер и Маргарита

Популярные сочинения

Одним из самых известных поэтов-баснописцев является Иван Андреевич Крылов. Знаменитый русский публицист написал ряд сатирических и познавательных басен, которые довольно легко читаются.

Это красивая, но немного странная картина. От неё веет свежестью, прохладой… Здесь много воды и зелени (деревьев и кустов). И ещё тут есть лодка с двумя фигурами.

Каждый человек хотя бы раз в своей жизни может испытать это чувство. Оно очень неприятное и приходит совсем незаметно. Зависть порой может подтолкнуть человека к самым глупым и необратимым поступкам

Человек путешествующий – дорога в жизни человека: итоговое сочинение

Направление «Человек путешествующий – дорога в жизни человека» нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, вымышленной, описанной в книге.

В сочинении можно описать личный опыт путешествий, путевые впечатления других людей, дорожные приключения литературных героев, фантастические перемещения во времени и в пространстве, тему дороги, раскрытую в произведениях искусства. Также дорога может восприниматься как путь научных исследований и творческих поисков. Образ дороги может быть осмыслен не только в конкретном значении, но и в символическом.

Данное направление дает возможность порассуждать о том, как человек на своем жизненном пути приобретает практический и духовный опыт, меняется, начинает лучше понимать самого себя и других людей.

Рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека можно при помощи обращения к художественной, философской, публицистической, краеведческой и научной литературы.

Список художественной литературы, которую можно использовать при написании итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»:

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • М. Горький «Детство»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • Данте Алигьери «Божественная комедия»
  • И.В. Гете «Фауст»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Анатолий Рыбаков «Неизвестный солдат»
  • Джеймс Джойс «Эвелин»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • Ч. Айтматов «И дольше века длится день»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  • Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»
Читайте также:
Нравственная проблематика произведений 20 века (по 12 произведениям русской и родной литературы): сочинение

Структура итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.

Вступление (60-70 слов)

Во вступлении нужно дать ответ на главный вопрос темы, объяснить ключевые слова, раскрыть основную идею. Именно здесь должны находиться общие рассуждения о проблеме, которую необходимо раскрыть в сочинении.

К примеру, в итоговом сочинении, тема которого будет относиться к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», во вступлении уместно будет порассуждать о жизненном пути человека, о его целях, мечтах, характере. Кроме того, тема сочинения может коснуться непосредственно путешествий и их значений в жизни человека.

Большинство тем данного направления представляют собой вопрос, на который и нужно будет ответить во вступлении. Для этого будет достаточно всего 5-6 предложений, главное понять суть самого вопроса.

Основная часть (200-250 слов)

Должна включать в себя несколько подпунктов. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.

  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.

Тезис – это основная мысль сочинения, которую необходимо доказать при помощи аргументов.

Заключение (60-70 слов)

В заключении подводятся итоги всего вышесказанного. Здесь содержатся конечные выводы и оценки.

Заключение должно быть согласованным со вступлением. Именно отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространённых композиционных ошибок в сочинении.

Если тема итогового сочинения будет относиться к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», в заключении можно будет сделать вывод о том, как нужно пройти человеку свой жизненный путь, чтобы он в итоге ни о чем не жалел или какой следует сделать выбор, когда оказываешься на распутье. Возможно, уместно будет просто оценить влияние путешествий на жизнь человека, доказать, что это не только способ познания мира, но и возможность понять самого себя.

Аргументы для по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

У каждого путешествия своя цель. К примеру, путешествие семерых странников в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это поиск счастливого человека, который доволен своей жизнью. У всех героев свое представление о счастье, и они упорно пытаются доказать собственную правду до тех пор, пока истина сама им не откроется.

Странники надеются найти на родной земле райский уголок, поэтому не теряют веры, и продолжают свой путь. Они не просто хотят посмотреть мир, они мечтают понять смысл жизнь, найти ответ на то, что же такое настоящее счастье. Таким образом, на примере путешествия простых мужиков автор показывает проявление душевного богатства всего русского народа.

В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» мотив дороги является ведущим. Каждый этап жизни главного героя становится новым шагом в его нравственном развитии. В молодости Флягин не отличался серьезным характером. По неосторожности он стал виновником гибели старого монаха, но не сильно тяготился произошедшим. Тогда погибший монах стал являться ему во снах, предсказывая испытания, с которыми Ивану придется столкнуться в будущем.

В итоге судьба главного героя действительно оказывается непростой, много трудностей и лишений поджидало его на жизненном пути. Но он был настолько очарован красотой окружающего его мира, что никакие страдания не смогли сломить его волю.

Главная героиня рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» испытала немало горя и радости на своем жизненном пути. Много людей она повстречала, образы некоторых из них навсегда остались в ей памяти. Годы отняли у Изергиль её красоту, потушили блеск в её глазах, сгорбили стройный стан, зато даровали ей мудрость, дали возможность понять жизнь и осознать, в чём заключается истинное счастье.

Не случайно автор включил в свой рассказ две легенды, которые повествует именно Изергиль. В ней есть что-то общее и с Данко, и с Ларрой. Главной героине приходилось жертвовать собой ради других людей, но в то же время свою жизнь она прожила в свое удовольствие, не обременяясь какими-либо обязательствами или условностями. Описывая судьбу Изергиль, М. Горький хотел показать, что идеальных людей не бывает, а в реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее. Главная героиня рассказа – пример того, что каждый сам вправе решать, какую дорогу ему выбрать в жизни.

Детство – это начало жизненного пути человека. Но не все вспоминают о нем, как о самом прекрасном периоде в жизни. К примеру, детство Алеши Пешкова – главного героя повести М. Горького «Детство» прошло совсем не беззаботно. После смерти отца, Алеша вместе с матерью уехал в Нижний Новгород к ее родителям. Дедушка Алеши Василий Каширин оказался очень жадным и жестоким человеком. Жизнь в его доме была просто невыносимой. Именно поэтому в скором времени мать Алеши ушла оттуда, оставив мальчика.

Единственной радостью в жизни главного героя была его бабушка, которая дала ему ту любовь, в которой нуждаются все дети. Она рассказывала ему сказки, учила быть добрым и достойным человеком, всячески оберегала его и поддерживала. Если бы не Акулина Ивановна, вряд ли Алеша смог бы выбрать правильную дорогу в жизни, ведь он не жил в то время, а выживал. Однако заложенные бабушкой нравственные ценности сделали его настоящим человеком.

5. «Фауст»

Образ главного героя трагедии «Фауст» И.В. Гете взял из народных легенд. Доктор Фауст странствовал по Германии во времена крестьянских войн и реформ, демонстрируя народу всяческие чудеса. Гете выбрал именно Фауста, потому что мог вложить в уста искателя истины свои собственные мысли.

Читайте также:
Миры романа Мастер и Маргарита: сочинение

Гете, как и Фауст, пытался отыскать смысл в жизни. Фауст делает это путем опытов и практической деятельности, обращаясь к магии и трактатам чернокнижников. Но так и не может найти ответ на волнующий его вопрос – есть ли смысл в этой жизни? Чем глубже он познает Вселенную, тем в большем заблуждении оказывается. Со временем он становится готов даже пожертвовать собственной жизнью ради того, чтобы открыть тайну бытия. Но Фауст слишком поздно понимает, к истине можно прийти только при помощи любви и добрых поступков.

Главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» всю свою жизнь посвятил работе, для того чтобы разбогатеть и потратить деньги на долгожданный отдых. И вот он отправляется вместе с женой и дочерью в путешествие на пароходе «Атлантида». Но эта поездка не была его собственным желанием. Не имея своего мнения, господин из Сан-Франциско поддался влиянию тогдашней моды. Он так сильно хотел принадлежать к высшему обществу, что всеми силами старался ему соответствовать.

Однако заранее продуманное путешествие пошло не по плану . В погоне за богатством, главный герой забыл обо всех жизненных ценностях. Он упустил время, которое необходимо было уделять своей семье, поэтому жена и дочь отдалились, стали совсем чужими. Да и сам он давно уже не испытывал к ним никаких чувств. Это путешествие не сблизило их, а лишь проявило уже существующие проблемы. И только внезапная смерть господина из Сан-Франциско расставила все по своим местам. После нее стало понятно, что деньги, связи и статус не имеют никакого значения, когда речь идет об истинных ценностях: любви, дружбе и уважении.

7. «Божественная комедия»

Итальянский поэт Данте Алигьери изобразил в своей знаменитой поэме «Божественная комедия» свое собственное путешествие в загробном мире. Вначале он оказывается в аду, который состоит из девяти кругов, затем в чистилище и в раю. Данте видит удивительные места, встречается с душами грешников, праведниками, ангелами, античными героями, Богом и Люцифером.

Смысл путешествия Данте состоял в том, что он узнал, куда попадают людские души после смерти, и это место определяется земной жизнью человека, его поступками. Примечательно то, что ни Бог, ни Люцифер не решают, куда попадет душа. Грешники по собственной вине оказались в аду, праведники заслуженно попали в рай, а души, которые желают стать лучше и очиститься – находятся в чистилище.

Главная идея «Божественной комедии» заключается в ее структуре: человек может избавиться от заблуждений и страданий, и прийти к божественному просветлению и духовной гармонии через очищение. Вера – единственный путь к спасению, поэтому она должна поселиться в душе каждого человека и стать его ориентиром в жизни.

Жизнь человека – это череда событий, которые происходят с ним в зависимости от того, какой путь себе он выбрал. Главный герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выбрал неправильную дорогу в своей жизни. Он принадлежит к светскому обществу, все его дни состоят только из развлечений: балы, званые обеды, прогулки, театры. Однако со временем эта пустая жизнь начинает тяготить Онегина, постепенно им одолевает хандра и скука. Отказавшись от петербургской жизни, он отправляется в деревню с надеждой на то, что именно там он найдет себя. Но и деревенская жизнь в скором времени надоедает ему.

Евгений все время пытается найти свое предназначение, но все его попытки остаются безуспешными, и именно в этом и заключается трагедия его жизни. Он лишний человек своего времени, которому нет места в этом мире вне зависимости от того, какой путь он себе выберет.

9. «И дольше века длится день»

Главный герой романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» — путевой рабочий Едигей, который безвыездно прожил сорок лет на небольшой железнодорожной станции. У него была непростая судьба: он прошел Вторую мировую войну, был контужен, познал горе неразделенной любви, не мог найти себе места до тех пор, пока его не пригрел Казангал на железнодорожном разъезде.

На старости лет Едигей стал часто вспоминать о своем прошлом, и думать о том, что он делал правильно, а что нет. Именно эти воспоминания и легли в основу романа, а дольше века длился день, в который хоронили друга Едигея Казангала.

Небольшая точка на карте стала целым миром для Едигея и Казангала. Для них это была не просто железнодорожная станция, а «маленькое связующее звено в разветвленной, как кровеносные сосуды, системе других разъездов, станций, узлов, городов». Здесь навсегда останутся всех их радости и страдания, надежды и тревоги. Железная дорога – это не только удобное средство передвижения для людей, это еще и тяжелый труд, лежащий на плечах простых рабочих с непростыми судьбами.

Образ дороги часто приобретает символическое значение жизненного пути. Один из главных героев знаменитого романа-эпопеи Л.Н. Толстого Пьер Безухов выбрал себе трудную дорогу в жизни. В своих исканиях он пошел непростым путем, полным «проб и ошибок». Пьеру пришлось столкнуться с фальшью и лицемерием светского общества, пройти через обман, предательство, разочарование. Затем в жизни молодого графа появилось масонство, которое полностью изменило его мировоззрение, но и эта философия оказалась далекой от истины.

Только Отечественная война приобщила Пьера Безухова к народной правде. Встреча с Платоном Каратаевым изменила всю его жизнь. Постигнув народное виденье мира, Пьер обрел душевное равновесие. Теперь он, наконец, понял, в чем заключается смысл жизни, ради чего человек живет. Находясь в плену, Пьер впервые в жизни почувствовал себя свободным. Он понял свое предназначение, а это значит, что его путь в жизни определился.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: