Свита Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита сочинение

Свита Воланда представляет собой коллектив, прислуживающий своему хозяину. Кот Бегемот, Азазелло, Коровьев и Гелла — это мистические существа, обладающие магическими и шутовскими способностями.

Бегемот — это любимчик Воланда. В романе он предстает в образе кота-оборотня, и лишь к концу произведения, в эпизоде, где свита летит в небе, герой превращается в юношу. Бегемот умеет разговаривать на человеческом языке. Он огромный, но несмотря на это очень ловкий и быстрый. Кот полностью черного цвета, что является олицетворением нечистой силы.

В романе персонаж по большей части шутит, дурачится, на ряду с Коровьевым показывает москвичам фокусы. Бегемот вызывает удивление у жителей города своим нереально огромным для обычного кота размером. Помимо этого, персонаж творит всякие пакости: именно Бегемот сжигает квартиру № 50, а также некоторые другие здания.

Коровьев-Фагот — самый приближенный к Воланду подчиненный из всей свиты. Он является правой рукой Воланда. Это человек высокого роста и худощавого телосложения, который так же как и Бегемот отличается хорошим чувством юмора и магическими способностями. Вместе с Бегемотом, Коровьев развлекает людей в театре, показывая всевозможные фокусы с картами и магические трюки. У него замечательные ораторские способности и чувство такта, однако он не упустит возможность, чтобы напакостить и поиздеваться над человеком. В последнем полете герой предстает в образе рыцаря с мрачным лицом.

Азазелло — невысокий широкоплечий мужчина с торчащим изо рта клыком. У персонажа рыжие волосы, когти на руках и отвратительный голос. Азазелло олицетворяет собой ветхозаветного демона пустыни, искусстного обольстителя и жестокого убийцу, поэтому его главная функция — это производить насильственные действия в отношении людей. Азазелло выбрасывает Лиходеева в Ялту, стреляет в Майгеля и творит прочие нехорошие дела. Помимо своей основной функции, персонаж выполняет и другие поручения Воланда. Именно Азазелло приносит отравленное вино Мастеру и Маргарите, после которого центральные персонажи романа переходят в иную форму бытия.

Гелла — девушка-вампир, мифическое существо, зеленоглазая красавица. Она обладает всеми атрибутами типичного вурдалака: щелкает зубами и постоянно причмокивает. Персонаж на протяжении всего романа исполняла только вспомогательные функции, и в отличие от Коровьева, Бегемота и Азазело считалась младшим членом свиты.

Вампирша отсутствует в финальной сцене полета. Вероятнее всего, автор сознательно не включил Геллу в этот эпизод, потому как вампиры традиционно считаются низшим сословием в иерархической системе нечистой силы.

Свита Воланда — разношерстное сборище нечисти, которые верно служат своему покровителю, разоблачают людские похоти и пороки, ужасают и в тоже время развлекают жителей Москвы.

2 вариант

Воланд является одним из главных отрицательных героев произведения, олицетворением дьявольской силы.

В романе герой изображается в сопровождении собственной свиты, в которую входят Бегемот, Гелла, Азазелло, Коровьев-Фагот.

Любимчиком Воланда изображается Бегемот, представленный в романе в качестве кота, являющегося оборотнем, имеющим способности к человеческому общению. Кот Бегемот описывается в виде огромного, ловкого и быстрого животного черного окраса, постоянно дурачившегося, шутящего, показывающегося совместно с Коровьевым-Фаготом фокусы. При этом герой не забывает, и пакостничать, сжигая квартиру и иные здания. Окружающих поражает огромный размер кота Бегемота, который в финале романа подвергается превращению в юношу.

Самым приближенным из всех членов свиты к Воланду является Коровьев-Фагот, представленный в образе правой руки дьявола. Данный персонаж изображается в качестве высокого человека, отличающегося худощавым телосложением, имеющим хорошее чувство юмора и магические способности. Как и Бегемот, Фагот участвует в театральных выступлениям перед публикой, показывая фокусы с с использованием карт, а также магические трюки. Коровьев-Фагот характеризуется наличием замечательных ораторских способностей и чувства такта, при этом не упускает возможностей для издевательств над людьми и совершения пакостей. В финале романа данный персонаж представляется в качестве рыцаря, отличающегося мрачным выражением лица.

Гелла представляется в произведении в качестве девушки, являющейся вампиром, мифическим существом, зеленоглазой красавицей. Героиня изображается автором как типичный вурдалак, привыкший щелкать зубами и постоянно причмокивать. Гелла на всем протяжении повествования характеризуется вспомогательными функциями, поскольку в сравнении с другими членами свитами представляет собой младшего участника младшего, поскольку вампир является по традиции низшим рангом в иерархии нечистой силы, поэтому данный персонаж не используется автором при описании финальной сцены полета.

Азазелло представляется в романе в качестве невысокого широкоплечего мужчины, отличающегося торчащим во рту клыком, рыжими волосами, когтями на руках и отвратительным голосом. Данный персонаж является олицетворением демона пустыни, упоминающегося в Ветхом завете. Он представляется как искусный обольститель, жестокий убийца, основная задача которого заключается в насильственных действиях по отношению к человеку. Именно данный герой совершает самые бесчеловечные поступки. Поэтому данный персонаж является виновником отравления вином главных героев Мастера и Маргариты, последствием которого становится их переход на новую стадию бытия.

Читайте также:
Тема счастья в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Члены свиты Воланда являются разношерстным сборищем нечистой силы, верно служащим собственному хозяину, разоблачающим человеческие пороки и похоти, ужасающим своими внешними качествами при одновременном развлечении окружающих.

Сочинение про свиту

Легендарный роман «Мастер и Маргарита» покорил мир. Кроме главных героев Маргариты, Мастера, Воланда – ярким акцентом становится свита сатаны. Каждый из них имеет свое место в иерархии зла и олицетворяет разные человеческие пороки.

Кот Бегемот – это громадных размеров животное, мелкий бес, который стал умелым озорником, мастером розыгрыша. Существует версия, что Булгаков слепил этот образ с нескольких персонажей. А внешним прототипом стал его собственный кот Флюшка. Он олицетворяет демона обжорства. А вместе с Воландом они воплощают в себе настоящую злостную нечисть и свершают правосудие над человеческими судьбами.

Вторым спутником сатаны становится Коровьев самый бывалый демон свиты. Именно к нему направляется Воланд в важных вопросах. Для московских зрителей Фагот представляется простым переводчиком. Предположений, откуда взялся Коровьев, существует несколько. По одному с них, автор списал образ со своего знакомого, по второй – с «Упыря» у Л.Толстого. Версий немало. Но в каждого своя правда по этому поводу. Фаготу очень нравится нашкодничать людям. В романе он не раз пытается испортить окружающим жизнь. Его задание, как и всех членов почета, изжить человеческие слабости, сделать так, чтобы каждый рассчитался за совершенные грехи.

Еще один участник дьявольской банды Азазелло. Его нарекают демоном-убийцей, облик которого заимствованный со страниц Ветхого завета. Еще этот персонаж имеет другое именование – «демон безводной пустыни», помогающий барышням покорить «блудливое искусство». Именно Азазелло дает чудо-крем Маргарите, с помощью которого она смогла летать. Эта мазь помогла даме похорошеть внешнее. Выходит, что в Азазелло есть два таланта: лгать и хотеть больше убийств. Соединив в едино, М.Булгаков создал незабываемого героя, подлого искусителя, любителя насилия.

Четвертым и самым младшим членом черной компании становится рыжая помощница Гелла. Ее образ автор заимствовал с энциклопедического издания, согласно которому эти девушки гибнут преждевременно и превращаются в вампиров.

Таким образом, свита Воланда это компания могущественных демонов, которые желают творить правосудие на этой земле. Они вместе делают захватывающее шоу, которое погружает зрителя в полное возмущение и непонимание. Каждый с членов почета важный. Посланники сатаны видят, что за века человечество так и не изменилось. Оно жаждет хлеба и зрелищ.

Также читают:

Картинка к сочинению Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Маленькая, трогательная, милая девчушка, познавшая в таком юном возрасте утраты жизни, ее суровые законы и трудности – именно так можно с ходу охарактеризовать Марусю из повести «В дурном обществе».

Поэма посвящена горькой участи крестьянства, знаменуемое очередным витком страданий и чувством неопределенности за будущее.

Федор Михайлович является одним из великих классиков XIX века. Его произведения выделяются своей необычностью и уникальностью.

Василий Иванович Базаров – отец Евгения Базарова. В молодые годы Василий был военным доктором. Затем женился на спокойной и тихой девушке, поселившись в ее деревушке вдали от городской суеты

В повести Булгакова описывается период жизни России начала 20 века. Ярко и красочно воспроизведена действительность того времени, время зарождения пролетариата, когда люди получают власть, но ещё не знают, как её применить.

Сочинение: Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 27.02.2020 · Обновлено 27.02.2020

(558 слов) Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по сей день остается одним из самых актуальных и читаемых произведений, а все потому, что оно совмещает в себе злободневность и размышления на вечные темы. Основной из них является тема добра и зла. Для того чтобы показать связь между добром и злом, автор использует множество разных приемов и воплотил их в Воланде и его свите – в Бегемоте, Коровьеве, Азазелло и Гелле. Все герои играют в произведении роль шутов и артистов, их назначение – создание и показ шокирующих поступков и представлений, но за ними обнаруживаются человеческие изъяны и пороки.

Читайте также:
Начало романа Булгакова «Белая гвардия». (Анализ 1 главы, 1 части): сочинение

Воланд – глава потусторонних сил, воплощение Сатаны. Писатель очень красноречиво и подробно описал внешность этого персонажа: один глаз у него черный, а другой – зеленый, зубы в золотых и платиновых коронках, кривоватый рот. Сложно назвать Воланда воплощением зла. Он приезжает в Москву, чтобы судить людей, но в ходе сюжета ни один невиновный не пострадал от его деяний. Воланд очень мудр, кажется, что он не творит зло, а вершит справедливость с помощью своих дьявольских методов. Также Воланд имеет интересную философию, он утверждает, что свет и тьма неразлучны, одно не может существовать без другого. Писатель создал очень обаятельного дьявола. Люди с чистой совестью могли не опасаться его.

Далее речь пойдет о любимчике Воланда, о харизматичном и задорном сорванце – Бегемоте. В произведении кот-оборотень Бегемот обладает крупными размерами, черной шерстью, большими усами. Он умеет передвигаться на задних лапах, может принимать человеческое обличие. У Бегемота был первообраз в настоящей жизни — это большой серый кот автора, которого звали Флюшка. В произведении Бегемот проказничает и шалит. Пугает народ столицы своим видом: ходит на задних лапах, говорит человеческим голосом, любит выпить пива и водки, покуривает сигареты. Бегемот — очаровательный и жуткий наглец. В конце произведения Бегемот предстает перед читателем в истинном обличии – это молодой человек худого телосложения, демон-паж. После его деятельности в Москве ловили и убивали всех черных котов.

Верным подручным Воланда и товарищем по проделкам был Коровьев, по кличке – Фагот. Это самый главный демон на прислуживании у Сатаны, имеет подозрительную славу. Он был и магом, и чародеем, и иностранным переводчиком. Однажды он плохо сострил на тему света и тьмы, после чего был осужден стать пожизненным шутом в цирковых лохмотьях с мерзкими кривляками. Он был высокого роста и худощав, у него неприятное лицо с усами. Одевается в клетчатый костюм, носит расколовшееся пенсне и жокейскую шапочку. Внешний вид его неаккуратный и небрежный, создается впечатление неприятного и отвратительного шута. Повсюду ходит вместе со своим приятелем Бегемотом.

Азазелло – верный помощник Воланда. Это человек, как писал автор, с «разбойничьей рожей», невысокий, обладал спортивным сложением фигуры, рыжеволосый с клыком во рту. Исполняет роль грубой силы. В случае, если надо убить кого-то или покалечить – это идеальный исполнитель. Это демон-убийца, который ответственно и организованно подходит к назначенной задаче. К своему повелителю относится с должным почтением и уважением. Женщин Азазелло не любит и не деликатничает с ними.

И последний член свиты Воланда – это Гелла, молодая вампирша с рыжими волосами, отличительная особенность – шрам на всю шею. Ее роль в свите не столь важна и значительна.

Свита Воланда отличается от стереотипных сил зла. Они не искушают людей запретными плодами, не сбивают с истинного пути. Наоборот, Воланд и его помощники разоблачают лжецов и лгунов, которые скрываются за масками честных и праведных людей. Они обнажают перед читателем изъяны людей и карают тех, кто заслужил это. Воланд и его свита в течении долгих лет занимаются одним и тем же делом – карают тех, кто не достоин умиротворения и света.

2339. Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова описание членов свиты сочинение Русский язык

Сочинение — Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита. Русский язык и литература

«Мастер и Маргарита» — роман М.А.Булгакова, переплетающий между собой множество судеб самых разнообразных по своей сути героев. Произведение обладает ярко выраженным религиозным подтекстом, поэтому большое внимание автор уделяет столкновению добра и зла, их взаимодействию, что является центральной темой произведения. Представителями «тьмы» в произведении, безусловно, являются Воланд и его свита.

Воланд — это булгаковское видение Сатаны. Вопреки общепринятому образу, этот персонаж представляет из себя скорее не злодея, а вершителя справедливости. Пусть он использует для этого не самые милосердные меры, всё же он старается пробудить в людях добродетель, наказывая и презирая тех из них, кто поддается собственным порокам и слабостям. Образ Воланда — один из самых загадочных и неоднозначных в романе.

Коровьев-Фагот — герой, выступающий в роли правого руки Воланда. Это верный и исполнительный слуга, готовый претворить в жизнь любые поручения Воланда, а потому являющийся наиболее приближенным к нему членом свиты. Земное воплощение Коровьева — это несуразного вида мужчина, высокий, худой, в смешном «клетчатом пиджаке». Все его действия продуманы и точны, Коровьев прекрасно чувствует людей и умеет ими манипулировать, и тем не менее со стороны он выглядит весьма забавно. В финале романа становится ясно, что Фагот — это серьёзный и задумчивый демон-рыцарь, наказанный Воландом за неудачную шутку воплощением на земле в образе «шута горохового».

Читайте также:
Проблема творчества в романе Мастер и Маргарита Булгакова М.А.: сочинение

Бегемот — любимый паж Сатаны, представленный читателю в образе огромного чёрного кота или же маленького и толстого мужчины с «мордой, очень напоминающей кошачью». Вместе с Коровьевым они составляют неразлучный дуэт, всюду чинящий беспредел. Несмотря на то, что в действительности Бегемот — печальный мальчик-паж, в мире людей это галантный и учтивый кавалер, умеющий находить общий язык с дамами.

Азазелло — демон-убийца, отвечающий в свите за физическую расправу с теми, кто этого заслужил. В человеческом облике — это низкорослый, широкоплечий, огненной-рыжий мужчина с торчащим изо рта клыком, в действительности же — бледный рыцарь в стальных доспехах. Персонаж груб и бестактен, жесток и зачастую коварен.

Гелла — ведьма, единственная женщина в свите Воланда. Она является обладательницей ярко-рыжих волос и «фосфорически зелёных» глаз. Гелла прекрасно сложена, поэтому трупные пятна и шрам на шее, свидетельствующий о насильственной смерти — несущественные недостатки во внешности девушки. В свите она выполняет функцию служанки и, когда потребуется, применяет свои ведьминские способности.

Вариант 2

Открывая роман Михаила Афанасьева «Мастер и Маргарита» читателя поражают действующие герои. Первый и самый примечательный персонаж – это Воланд. Он – сатана. В его праве вершить правосудие над провинившимися человеческими душами. Он та сила, что «вечно хочет зла и вечно совершает благо».

В выполнении собственных задач главе помогает его преосвященная свита. Состоит она из трёх основных персонажей, однако встречается на страницах произведения и независимый герой по имени Гелла. По своей сути она женщина-вампир, образ которой Михаил Булгаков позаимствовал из одного энциклопедического учебника. Согласно статье из этого словаря, эти женщины погибали безвременно, затем перерождались в вампиров. Гелла – самый младший член свиты, оттого её не наблюдается в последнем полете над Москвой. Булгаков сознательно убрал девушку из завершающей сцены, дабы показать читателям роль вампира.

Следующий покровитель свиты – это кот Бегемот. Он является демоном обжорства. Для властелина Воланда он уникальный шут. Создавал Михаил Афанасьевич Бегемота на основе одной примечательной ветхозаветной книги, рассматривал писатель и исследования Порфирьева, в которых утверждалось что необычный кот – это некое странное морское существо, по своему роду чудовище, у него огромных размеров живот, еще в простонародье его именовали котом – оборотнем. Сам автор за прототип взял собственного домашнего кота по имени Флюшка. В произведении Булгаков изображает животного задорного, стремящегося развеселить публику. В главах, когда читатели знакомятся с Бегемотом, кот олицетворяет настоящую, злобную нечистую силу, которая всеми силами вместе с Воландом совершает правосудие над судьбами людей.

Ещё одним спутником сатаны считается Коровьев. Он первый, к кому обращается Воланд в спорных вопросах. Он рыцарь, страшный по внутреннему состоянию черт, самый старший демон среди всей свиты. В Москве перед зрителями Фагот представляется обычным переводчиком при властелине. Версий, откуда произошел образ Коровьева, довольно много. Считается, что Булгаков мог взять образ со своего знакомого, из книги Толстого «Упырь», просто из древних словарей. Вероятностей много. У каждого своя правда на этот счет. Фагот – любитель серьезно напакостить окружающим. В представленном романе Коровьев не раз старался подпортить жизнь людям. Так или иначе, составляя свиту Воланда, задача всей нечистой силы искоренить человеческие пороки, сделать таким образом, чтобы человек заплатил по своим заслугам.

И последний участник группы – это Азазелло. Он считается демоном-убийцей, образ которого позаимствован из книги ветхого завета. Герою присвоили и второе название – «демон безводной пустыни», благодаря которому представительницы женского пола сумели открыть для себя новое мастерство – «блудливое искусство». В романе читатели замечают, что именно Азазелло дает Маргарите чудотворный крем, из-за которого героиня приобрела способность летать. Это же средство способствовало тому, что внешность девушки заметно изменилась в лучшую сторону. Получается, что у персонажа Азазелло есть две способности: обольщение и жажда убийства. Соединив это воедино, Михаил Афанасьевич сумел создать замечательного и запоминающегося героя, коварного обольстителя, демона, любящего насилие.

Читайте также:
Композиция романа Мастер и Маргарита.: сочинение

Таким образом, свита Воланда состоит из сильных демонов, которые способны вершить здравое правосудие в сем мире. Они вместе устраивают интригующие шоу, которые впоследствии оставляют зрителя в полном негодовании. Каждый из участников свиты важен. И любой из них понимает, что человечество с веками не меняется… Ему всё так же интересно деньги, развлечения…

Сочинение 3

«Мастер и Маргарита» — это книга М.А.Булгакова, рассказывающая о переплетении между собой очень много судеб самых различных по своей сущности героев. Роман имеет религиозный подтекст, именно поэтому писатель уделяет огромное внимание конфликту добра и зла, их совместным действиям, будто считается основной темой творения. В романе роль «тьмы», безусловно, считается, исполняет Воланд и его окружение.

Первые и самый броский герой – это, наверное, сам Воланд. Он и есть сатана. Он мог совершать правосудие над теми душами человечества, которые провинились. Он та власть, что «постоянно желает зла и постоянно делает добро». Во всех делах ему помогает его близкое окружение.

Любимым пажом Воланда является кот – Бегемот. Писатель его показывает в образе большого темного кота или в виде малёхонького и толстенького мужчинки « с мордой, очень похожую на кошачью». Совместно с Коровьевым, как неразлучная пара, они повсюду творят беспорядок. Хотя в реальности Бегемот- грустный юноша-паж, человеческом мире это деликатный и вежливый мужчина, способный разговорить на любую тему женщину.

Еще одним спутником Воланда является Коровьев. Во всех спорных вопросах Воланд в первую очередь обращается к нему. В столице перед публикой Фагот показывается обыкновенным переводчиком при владыке. Фагот – очень любит не в шутку навредить находящимся вокруг. На земле Коровьев, представлен Булгаковым, как нелепого вида мужчина, худощавый, высокого роста, забавном «клетчатом пиджаке». Он очень хорошо понимает чувства людей и может ими управлять. Все что он делает, продумано и точно, но если посмотреть со стороны, то все смотрится очень забавно. В конце произведения понимаешь, что Коровьев — это солидный и думающий демон-рыцарь. Его Воланд наказал за не очень удачную потеху, тем что воплотил его образ на земле в виде «шута горохового».

Следующий герой свиты – это Азазело. Он играем роль беса-убийцы. Азазело отвечает в команде за телесную расправу над теми, кто этого заслужил. Данный персонаж груб и неблаговоспитан, строг и часто коварен. В человеческом виде – это мелкий, с широкими плечами, с пламенно-красными волосами представитель сильного пола с торчащим изо рта клыком, а на самом деле он бедный рыцарь в железных доспехах.

Еще один герой свиты – это Гелла. Она одна представительница женщин и играет роль колдуньи. Она является хозяйкой очень рыжих волос и «фосфорический зеленых» глаз. Гелла прекрасного телосложения, потому трупные пятнышки и шрам на ее шее, показывающие о смерти полученной насильственным путем, являются не столь значимыми недочетами во внешнем виде женщины. В свите она исполняет роль служанки, и лишь когда нужно, использует колдовские возможности.

Как видим, окружение Воланда состоит из мощных нечистых сил, которые готовы в любой момент совершать верное правосудие во всем мире. Любой, член из свиты, важен и каждый понимает, что население земли никогда не измениться. Ему всегда будут интересны развлечения и деньги…

Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на сцене появляется дьявол и его свита. Они являются, по сути, главной силой, на действиях которой основан сюжет московской истории в произведении.

Как на страницах романа появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы. Они, сидя на скамейке, судят Христа и отвергают не столько его божественность, сколь само его существование. Воланд же пытается убедить этих героев в существовании Бога и Дьявола.

Воланд – «по виду – лет сорока с лишним», «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», «рот какой-то кривой». Булгаков пишет, что сатана «был в дорогом сером костюме… Серый берет он лихо заломил на ухо…».

Прототипом Воланда можно назвать Мефистофеля из «Фауста» Гете. Некоторые исследователи утверждают, что в этом герое есть черты Сталина и даже Ленина. Совершенно ясно, что романный Воланд – это дьявол. Но зачем же он пришел в Москву 30-х годов? Цель его миссии, на мой взгляд, заключалась в выявлении злого начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми. И в Москве, куда он прибыл творить зло, этот герой видит, что творить уже нечего – зло и так заполонило город. Воланду оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью.

Читайте также:
Анализ главы Бал у сатаны: сочинение

Дьявол и его свита провоцируют москвичей на неблаговидные поступки, убеждая в их полной безнаказанности, а затем сами наказывают людей. Это, можно сказать, специальность Воланда и его «подручных»: карать тех, кто недостоин света и покоя. И они занимаются своим делом из века в век.

Какова же свита Сатаны? Её составляют три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла. Откуда же появились столь странные существа в окружении Воланда? И откуда почерпнул Булгаков их образы и имена?

Бегемот – кот-оборотень. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. Там Бегемот – это морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками». Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу-пажа. В демонологической традиции Бегемот – это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство в Торгсине.

Коровьев-Фагот – старший из подчиненных Воланду демонов. Это первый его помощник, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора. Кличка «Фагот», безусловно, перекликается с названием музыкального инструмента. Этим, скорее всего, объясняется шутка этого героя с сотрудниками филиала Зрелищной комиссии, которые против своей воли запели хором «Славное море, священный Байкал».

Этот булгаковский персонаж худ, высок. Он, в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое, чтобы потом спокойно ему напакостить. В последнем полете Коровьев-Фагот предстает перед нами темно-фиолетовым рыцарем с мрачным, никогда не улыбающимся лицом. Воланд говорит, что Фагот был наказан за неудачную шутку о свете и тьме.

Азазелло – «демон безводной пустыни, демон-убийца». Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа – книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелло женщины освоили искусство раскрашивать лицо. Именно поэтому Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству. Но главная функция Азазелло связана с насилием: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность…»

Гелла – младший член свиты Воланда, женщина-вампир. На Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета. Однако не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из этого эпизода. Ведь она самый младший член свиты, исполняющий только вспомогательные функции и в Театре Варьете, и в нехорошей квартире, и на великом балу у сатаны. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы.

Так вот какое оно – зло, представшее перед нами в романе. Но самым главным является то, что Булгаков не воспринимает его как абсолютное зло. Писатель даже находит слова оправдания существованию порока и Сатаны. Воланд так говорит, обращаясь к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»: «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? … Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

«Мастер и Маргарита» – это шедевр Михаила Булгакова, который раскрывает самую большую проблему в жизни человечества: добра и зла. Что такое добро и что такое зло на самом деле никто не знает. Поэтому существует много теорий и предположений на эту тему. Михаил Булгаков в романе по-своему показывает добро и зло. Последнее здесь представлено образом Воланда и его свиты: Коровьева, Азазелло, кота Бегемота и Геллы. Интересно, что описание этих персонажей не несет в себе негативного оттенка. Булгаковское зло выступает в роли справедливого судьи. Оно наказывает только тех людей, которые в чем-то провинились, и не приближается к хорошим людям, праведникам.

Читайте также:
Размышления о дружбе и любви (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»): сочинение

На создание образа Воланда Булгакова вдохновил Гете и его произведение «Фауст». В эпиграфе к роману он цитирует «Фауста». Воланд в романе Михаила Булгакова – это образ сатаны, который так же, как и Фауст, стремясь сделать зло, всегда делает добро. Он является единственным персонажем, который фигурирует в двух сюжетных линиях романа: истории об Иешуа Га-Ноцри и современной автору Москвы. Воланд появляется в городе, чтобы посмотреть на современных москвичей, изменились ли они. Он устраивает им мини-тест, который жители с треском проваливают. Первое его появление происходит в аллее, где ведут беседу об Иисусе Христе поэт Бездомный и литературный редактор журнала, писатель Берлиоз. Автор дает такое описание персонажу: «…ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был одет в дорогом сером костюме…». Помимо этого, он имел глаза разного цвета: один глаз был зеленый, а второй – черный. Не придавали ему шарму и кривой рот, и черные брови, одна из которых была выше другой. Воланд знакомиться с первыми москвичами и удивляется тому, что они не верят в Бога. Ведь если нет Бога, то нет и его, сатаны. То же самое по определению Булгакова: если нет зла, значит, нет и добра. Как мы можем узнать добро, если мы не знаем зла? Воланд видит глубину их духовного падения, и это его забавляет. Он собственно и прибыл в Москву, потому что она стала центром греховности и распутства. Он представляется профессором черной магии, который хочет провести сеанс в театре Варьете. Это самое лучшее место, где можно увидеть человека в толпе. Именно в толпе он теряет свое обличие и позволяет себе все, что побоялся бы сделать в одиночку. Психология гласит, что в толпе люди не несут ответственности за свои действия, ведь не понятно, кто и что совершил. И Воланд это прекрасно понимает. В театре он рассматривает людей, наблюдает за их поведением и как тот, кто жил еще во времена Иешуа, делает выводы, что люди не очень-то изменились. Все также любят деньги, все также легкомысленны, но и милосердие им не чуждо, вот только квартирный вопрос их испортил. Сам он в произведении, по сути, никому лично не причиняет зла, все делают его помощники, но только с его позволения. Рассмотрим поближе свиту профессора черной магии.

Одним из самых приближенных является Коровьев или, как его еще называют, Фагот. Согласно одной из теорий, он похож на персонажа Достоевского. Возможно, Булгаков намеренно воспользовался тем образом. В романе так описан его внешний вид: «Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет». Воланд называет его Фаготом. Это прозвище однозначно как-то связано с названием музыкального инструмента. Фагот – это длинная и гибкая труба. Персонаж из свиты Воланда высокого роста и любит прогибаться перед каждым встречным: «За столом покойного сидел неизвестный, тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджаке, в жокейской шапочке и в пенсне…» Помимо этого, его речь выглядит очень мелодичной. Он то кричит, то воет, то растягивает слова, то говорит козлиным голосом, то пищит: «…козлиным голосом запел длинный клетчатый…», «заорал дребезжащим тенором…» Коровьев представляет себя переводчиком профессора черной магии Воланда и говорит, что он бывший регент церковного хора. Фагот не отказывает себе в удовольствии поговорить с жителями Москвы и поиграть с ними в свою игру. Коровьев – очень хороший актер. Он любит разжалобить людей, показать, что хорошо понимает все их бедствия и сожалеет обо всех несчастьях на Земле. Но как только человек повернется к нему спиной, он либо идет к Воланду и рассказывает о его пороках, либо же сдает его местным властям. Этот образ не имеет аналогов. Сатана говорит о его происхождении и четко дает понять, что Коровьев – это не один из падших ангелов. Он когда-то был человеком. Но одна его неуместная шутка превратила Фагота в того, кем он сейчас является. Из свиты Воланда именно Коровьев является тем, кто больше остальных контактирует с людьми. И все-таки в нем осталось что-то человеческое. Это подтверждает один из эпизодов романа, когда он находится на балу сатаны. Именно Коровьев помогает Маргарите справиться с эмоциями, подсказывает, как она должна себя вести. Он прекрасно понимает насколько ей непросто и испытывает к ней жалость. Его настоящее лицо мы видим в последнем эпизоде. И там оно тоже человеческое. По моему мнению, Булгаков не зря приблизил вплотную Коровьева к Воланду и отчетливо дал понять, что он больше всех претендует на роль его правой руки. Возможно, люди страшнее, чем сам сатана. Это они обнимают и гладят по спине в тяжелые моменты жизни, но как только человек отвернется, в ту же спину вонзают кинжал. Таким был и Коровьев. Хотя автор не судит его за мелкие шалости, ведь в романе Фагот наказывал людей, которые этого заслуживали.

Читайте также:
Истинная и ложная свобода в романе М А Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Второй представитель свиты – Азазелло. О нем есть воспоминания в Ветхом Завете. Там он Азазель, темный демон пустыни. За легендой Бог приказал своим ангелам уничтожить его, но он был настолько силен, что никому не удалось это сделать. Поэтому Бог отправил его в ад. Этот падший ангел научил людей создавать оружие и изготовлял женские украшения. Также Азазель был тем демоном, который научил женщин использовать краски для лица. В романе Азазелло создает крем для Маргариты. Он всегда появляется из ниоткуда с большим желанием убивать: «Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий». В произведении именно Азазелло достается роль палача. Он имеет много идей, как можно наказать порочных людей. Это он отправляет Лихачева в Ялту и разбирается с дядей Берлиоза, который приехал за наследством. Но Азазелло не спешит наказывать людей, он знает свое место и потому все время спрашивает разрешения у Воланда: «Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям из Москвы?» Этот образ – один из самых страшных в романе, несмотря на наличие в нем сатаны. Он жестокий и бессердечный хищник и убийца.

Еще один из свиты Воланда – кот Бегемот. Этот персонаж, несмотря на то, что он принадлежит к силам зла, является одним из литературных любимцев. Булгаков умело создал этого кота и наделил его человеческими качествами. Бегемот сидит за столом, пьет из стакана, ездит в общественном транспорте, отсылает телеграммы и, наконец, говорит. Его имя, Бегемот, так же как и Азазелло, взято со страниц Ветхого Завета. Это демон морей. В романе кот в основном заботится о своем благе. Он воплощает один из смертных грехов – ненасытность. Бегемот также может превращаться в человека, отдаленно напоминающего кота. Это значит, что он оборотень. Поначалу кот кажется милым большим существом. Но уже в театре мы видим сцену, как тот одним махом отрывает голову служащему.

Последней и видимо новенькой в свите является рыжая бестия Гелла. Она редко появляется на страницах романа. После ее встречи с директором Варьете становится понятно, что она вампир. Ее укус превращает его на вампира. Ее именем раньше называли потерянных девушек, которые сходили с острова и не возвращались домой. Булгаков так описывает ее внешность: «…вместо них появилась в передней совершенно нагая девица – рыжая, с горящими фосфорическим блеском глазами».

Воланд и его свита являются злыми силами, которые всегда делали только добро. Они наказывали людей за греховные поступки, тем самым помогая добрым силам. Вероятно, что автор, используя эти образы, хотел подчеркнуть порочность русских людей. Ведь на фоне их греховности даже сатана и его свита выглядят праведниками. По сути Воланд не сделал никакого зла, да и его свита в основном была справедливой. Булгаковское зло – самое доброе в русском литературном мире.

Свита Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на сцене появляется дьявол и его свита. Они являются, по сути, главной силой, на действиях которой основан сюжет московской истории в произведении.

Как на страницах романа появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы. Они, сидя на скамейке, судят Христа и отвергают не столько его божественность, сколь само его существование. Воланд же пытается убедить этих героев в существовании Бога и Дьявола.

Читайте также:
Смысл сатиры Михаила Булгакова (на примере повести Собачье сердце и романа Мастер и Маргарита): сочинение

Воланд – «по виду – лет сорока с лишним», «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», «рот какой-то кривой». Булгаков пишет, что сатана «был в дорогом сером костюме… Серый берет он лихо заломил на ухо…».

Прототипом Воланда можно назвать Мефистофеля из «Фауста» Гете. Некоторые исследователи утверждают, что в этом герое есть черты Сталина и даже Ленина. Совершенно ясно, что романный Воланд – это дьявол. Но зачем же он пришел в Москву 30-х годов? Цель его миссии, на мой взгляд, заключалась в выявлении злого начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми. И в Москве, куда он прибыл творить зло, этот герой видит, что творить уже нечего – зло и так заполонило город. Воланду оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью.

Дьявол и его свита провоцируют москвичей на неблаговидные поступки, убеждая в их полной безнаказанности, а затем сами наказывают людей. Это, можно сказать, специальность Воланда и его «подручных»: карать тех, кто недостоин света и покоя. И они занимаются своим делом из века в век.

Какова же свита Сатаны? Её составляют три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла. Откуда же появились столь странные существа в окружении Воланда? И откуда почерпнул Булгаков их образы и имена?

Бегемот – кот-оборотень. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. Там Бегемот – это морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками». Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу-пажа. В демонологической традиции Бегемот – это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство в Торгсине.

Коровьев-Фагот – старший из подчиненных Воланду демонов. Это первый его помощник, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора. Кличка «Фагот», безусловно, перекликается с названием музыкального инструмента. Этим, скорее всего, объясняется шутка этого героя с сотрудниками филиала Зрелищной комиссии, которые против своей воли запели хором «Славное море, священный Байкал».

Этот булгаковский персонаж худ, высок. Он, в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое, чтобы потом спокойно ему напакостить. В последнем полете Коровьев-Фагот предстает перед нами темно-фиолетовым рыцарем с мрачным, никогда не улыбающимся лицом. Воланд говорит, что Фагот был наказан за неудачную шутку о свете и тьме.

Азазелло – «демон безводной пустыни, демон-убийца». Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа – книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелло женщины освоили искусство раскрашивать лицо. Именно поэтому Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству. Но главная функция Азазелло связана с насилием: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность…»

Гелла – младший член свиты Воланда, женщина-вампир. На Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета. Однако не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из этого эпизода. Ведь она самый младший член свиты, исполняющий только вспомогательные функции и в Театре Варьете, и в нехорошей квартире, и на великом балу у сатаны. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы.

Так вот какое оно – зло, представшее перед нами в романе. Но самым главным является то, что Булгаков не воспринимает его как абсолютное зло. Писатель даже находит слова оправдания существованию порока и Сатаны. Воланд так говорит, обращаясь к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»: «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? … Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

Читайте также:
Писательская трагедия Мастера в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”: сочинение

Роль свиты Воланда в романе «Мастер и Маргарита»

В романе Михаила Булгакова главный герой — Воланд — появляется перед читателем в сопровождении весьма живописных персонажей. Спутники выполняли при нём роль помощников, шутов и послушных инструментов в дьявольских руках. В отвратительных шутках и разыгрываемых ими спектаклях прослеживается нить высмеивания пороков, присущих обществу. Роль свиты Воланда в романе «Мастер и Маргарита» рассмотрим ниже, раскрывая образ каждого из её членов отдельно.

  1. Из кого состояла свита Воланда
  2. Кот Бегемот
  3. «Клетчатый» Фагот
  4. Клыкастый разбойник Азазелло
  5. Рыжеволосая ведьма Гелла
  6. Последствия пребывания свиты в Москве

Из кого состояла свита Воланда

Одними из главных героев произведения являются члены свиты Воланда. Это очень яркие, разные и запоминающиеся персонажи:

  • Кот Бегемот.
  • Фагот, он же Коровьев.
  • Азазелло.
  • Гелла.

Чтобы лучше понять свиту Воланда, кратко представим их характеристику в таблице.

Имя Описание
Бегемот Огромный чёрный кот, ходящий на задних лапах и иногда превращающийся в человека, но с кошачьим лицом. На первый взгляд — добрый весельчак, но способен на жестокие поступки.
Фагот Он же Коровьев — высокий худой мужчина, постоянно ходит в костюме в клеточку и носит треснутое пенсне. Постоянный спутник кота и сообщник в его шалостях.
Азазелло Невысокий широкоплечий человек с бельмом на глазу. Он точен, аккуратен в исполнении поручений, резок и груб.
Гелла Красивая девушка с зелёными глазами. Молодая ведьма постоянно ходит обнажённой и выполняет мелкие поручения Воланда.

Рассмотрим каждого из этих персонажей более детально.

Кот Бегемот

Большой чёрный кот-оборотень, который ходит на двух лапах, умеет разговаривать, чем шокирует горожан. Чувство юмора сочетается у него с любовью к философии, интеллигентными манерами, любовью к сочинению, но и с жестокостью вместе с тем.

Чтобы лучше понять характер этого подручного Сатаны, обратимся к истории возникновения и его имени, и персонажа вообще. Вероятно, Булгаков использовал в качестве прототипа Бегемота из апокрифической книги. Согласно исследованию И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» и М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом», это было чудище, или демон, который обладал слоновьей головой, хоботом и клыками, человеческими руками, громадным животом и толстыми задними ногами и назывался Бегемотом. Олицетворял этот бес собой удовлетворение желаний желудка, или, другими словами, чревоугодие.

В «Мастере и Маргарите» он изображён чёрным котом, но с человеческими руками. В праздничную ночь Мастер сказал: «Мне кажется почему-то, что вы не очень-то кот…» Непосредственным прототипом был собственный кот Булгакова Флюшка. Чёрный окрас животного выбран как олицетворение нечистой силы.

Благодаря искромётному юмору этого члена шайки, Бегемот стал самым ярким и любимым героем романа. Он постоянно шутит, смешно врёт, придумывает розыгрыши, чем сводит москвичей с ума. Посредством этого персонажа Михаил Афанасьевич показывает собственное чувство юмора и способность к самоиронии.

Описывая обжорства кота в Торгсине, автор высмеивает порок чревоугодия, которым одержимы городские посетители заведения, и сам он в том числе, в то время как люди на периферии живут впроголодь.

«Клетчатый» Фагот

Фагот-Коровьев — старший в шайке мессира. Одним он представляется бывшим регентом церковного хора, другим — переводчиком у фокусника-иностранца. Исследователи в фамилии Коровьев находят ссылку на других героев — Коровина у Достоевского в «Селе Степанчикове и его обитателях» и статского советника Теляева из «Упыря» Алексея Толстого. Приспешник Воланда наделён некоторыми общими чертами с этими персонажами.

Второе имя — Фагот — ассоциируется с музыкальным инструментом. Возможно, с этим связана проделка Коровьева со служащими филиала Зрелищной комиссии, в которой жертвы, помимо собственного желания, хором пели «Славное море священный Байкал» под руководством зачинщика проделки. Он такой же тонкий и длинный, в любой момент готовый согнуться пополам, якобы чтобы угодить, но на самом деле задумывая очередную проделку. Некоторые считают, что это имя происходит от французского «fagot», означающего связку веток и символизирующего еретика.

Подручный Воланда легко меняет маски — то он мошенник, то пьяница — регент хора, то гаер, то переводчик богатого иностранца. Он неразлучен с Бегемотом, участвует во всех его шалостях, дурачится и издевается над людьми. Только в конце романа автор показывает его настоящее лицо — печального рыцаря, не смотрящего ни на луну, ни на землю.

Читайте также:
Плохо то что люди не думают о социальной справедливости (по повести «Собачье сердце»): сочинение

На вопрос Маргариты, отчего он так изменился, Воланд ответил, что тот когда-то неудачно пошутил по поводу света и тьмы, из-за чего он вынужден шутить намного дольше, чем ожидал — наказан шутовским гаерским видом и смешной одеждой.

В полёте он выглядит настоящим демоном мрака, рыцарем Фаготом, отлично знающим цену человеческим слабостям и добродетелям.

Клыкастый разбойник Азазелло

Пламенно-рыжий демон-убийца, или демон пустыни, обладающий неприятной внешностью и выполняющий функции главного злодея — убийцы и обольстителя. Он отталкивает злобным выражением лица, отвратительным бельмом и торчащим изо рта клыком.

Имя его автор романа взял из Ветхого Завета. Падшего ангела, который научил людей изготавливать оружие и украшения, звали Азазель. Он научил мужчин воевать, а прекрасную половину человечества — обольщать и лгать. Этот демон обитал в пустыне, поэтому в день искупления люди наряжали козла подарками, увивали его рога лентами и отпускали в пустыню, чтобы умилостивить злобного духа смерти.

Наверное, Азазелло был послан к Маргарите, чтобы передать ей чудодейственный крем и подготовить королеву к балу, потому что уже имел опыт привлечения женщин к «блудливому искусству» использования косметики.

Но главная роль Азазелло — злодейства и убийства. Он сам говорит об этом женщине: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь ещё пустяк в этом роде — это моя прямая специальность…» Ведь именно этот подручный мессира убил барона Майгеля, выставил из злополучной квартиры дядю покойного Берлиоза и отправил Стёпу Лиходеева в Ялту.

При выполнении поручений хозяина он всегда точен и серьёзен. Его главная функция заключается в насилии. В последнем полёте рыжий убийца предстаёт перед читателями сосредоточенным рыцарем в стальных доспехах с пустыми чёрными глазами убийцы.

Рыжеволосая ведьма Гелла

Самый незначительный персонаж в свите Воланда — красивая рыжеволосая девушка с зелёными глазами. Имя было взято из энциклопедии Брокгауза и Ефрона со статьи «Чародейство». Там так именовались безвременно погибшие девушки с острова Лесбос, после смерти становившиеся вампирами.

Гелла — наглая и беспринципная, из одежды она иногда надевает только передник служанки, чем шокирует посетителей Нехорошей квартиры № 50. Вампирша выполняет мелкие поручения хозяина, целует и превращает в вампира несчастного Варенуху. Причём, черты её поведения при этом схожи с поведением вампиров из повести «Упырь» Алексея Толстого — то же щёлканье зубами и причмокивание.

Следует отметить, что в сцене полёта свиты ведьма отсутствует — либо из-за своей незначительной роли, либо она осталась в качестве вампира на земле, либо автор просто в силу неоконченности романа не успел прописать её роль.

Последствия пребывания свиты в Москве

Спутники Воланда в Москве учиняют много неразберихи и беспорядков. В буйной свите мессира:

  • шут и мастер розыгрышей — Кот Бегемот;
  • болтливый и развязный «клетчатый» Коровьев-Фагот;
  • отталкивающий и мрачный Азазелло;
  • развязная красавица Гелла.

Эти силы ада то по одному, то объединяясь между собой, создают жуткие, но чаще комичные, ситуации. Нужно отметить, что во всех этих проделках расчёт идёт на человеческие пороки и слабости, и каждая жертва шайки сама виновата в происходящем.

Например, Стёпа Лиходеев, переброшенный из Москвы в Ялту: «…вообще они, — докладывает Коровьев, говоря о Стёпе во множественном числе, — в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё положение, ни черта не делают, да и делать ни черта не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки. — Машину зря гоняют казённую! — нябедничал и Кот».

За свои низменные желания герои романа наказаны: Стёпа побывал в Ялте, хитрый дядя Берлиоза выставлен из квартиры, карьеристу Римскому так доказывают наличие «явлений необыкновенных», что он становится моментально стариком.

Можно сказать, что свита Воланда не столько сбивает с пути истинного честных и добропорядочных людей, сколько раскрывает проступки и преступления уже состоявшихся злодеев. Словами и проделками подручных Сатаны Михаил Булгаков освещает тему бюрократии, воровства, нечистоплотности чиновников, жадности, чревоугодия и других пороков человечества.

Пребывание Воланда и дьявольских ассистентов в Москве значительного урона не наносит, но карает некоторых деятелей, преступивших Христианскую мораль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: