В чём проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита М. А. Булгакова.: сочинение

Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита Булгакова

Роман «Мастер и Маргарита» был делом всей жизни Михаила Булгакова. Автор вложил всю душу в свое произведение, отразил свое мировоззрение. Писатель считал, что каждый человек стоит перед нравственным выбором. От принятого им решения зависит не только его жизнь, но и жизнь окружающих. Как выражена проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита»?

Автор разделяет всех героев романа на две стороны: сторона Зла и сторона Добра. Силы Зла представлены Воландом и его свитой. Они то и дело предлагают кому-либо подписать договор. Однако, они честны и справедливы, потому что всегда выполняют свои обещания. Здесь нет классической сцены договора с дьяволом, когда последний обманывает.

Также Злом являются члены МАССОЛИТа, пишущие бездарные произведения. Писательство для них — источник благосостояния. Они не стремятся изобразить в своих книгах серьезные и важные темы. Многие из их рассказов посвящены простым вещам. Например, один из них описал прекрасный и вкусный ужин в «Грибоедове», ресторане.

Сторону Добра представляет Иешуа. Этот герой считает, что злых людей не существует в принципе. Есть лишь обиженные люди, которые творят из-за обиды плохие поступки. Добром является и образ Мастера, который планирует освещать в своих произведениях истинные проблемы человечества: добро, справедливость, любовь, самопожертвование, дружбу. Маргарита, подписавшая договор с Воландом, также на стороне Добра. Девушка выбрала любовь и сделала все, чтобы быть вместе с возлюбленным.

Проблему нравственного выбора помогает осветить библейский сюжет. Понтий Пилат — прокуратор Иудеи. Он стоит перед сложным выбором: справедливость, честность или удачная карьера. Он выбирает повышение по карьерной лестнице и по его вине погибает в страшных мучениях Иисус Христос. Вскоре люди признают, что совершили ошибку, но будет уже очень поздно.

Михаил Булгаков подводит читателя к мнению, что каждый сам решает каким ему быть. Принимая решение, необходимо знать, что от него зависит не только жить того, кто выбирает, но и жизнь других людей. Решение может повлиять на нее самым странным и необычным способом. Принятие решений — ответственный поступок, удел взрослых и зрелых людей. Умение нести ответственность за свои поступки и отличает взрослого человека от ребенка.

В романе «Мастер и Маргарита» осветить проблему нравственного выбора помогает библейский сюжет и образы героев.

2 вариант

Противоборство добра и зла существует с начала времен, это два вечных и неразделимых понятия. Добро и зло живут в каждом человеке, но в разных пропорциях, кем – то правит светлая сторона, а в ком – то побеждает темная. Борьба этих противоположностей время от времени происходит в душе каждого из нас.

Эта тема широко обсуждается многими писателями и М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» не стал исключением. Зло манит и искушает человека соблазнами, а добро ведет на путь истинный. С детства мы привыкли к тому, что добро побеждает зло, ведь во всех сказках положительные герои всегда побеждали злодеев. Но роман Булгакова переворачивает наше представление об этом, ведь здесь правит вовсе не добро. У этих двух противоположностей абсолютное равноправие. Действия романа, хоть и происходят не в одно время, но есть между ними нечто общее, что их объединяет – это поиск истины и борьба за нее.

Роман переносит нас во времена Понтия Пилата – прокуратора Иудеи. Перед ним человек с синяками и ссадинами, который отчаянно пытается оправдаться в предъявленном ему обвинении. Его имя Иешуа, а обвиняют его в зачинательстве к уничтожению ершалаимского храма. Но за попытку оправдаться обвиняемый получил удар хлыстом.

Сам Понтий Пилат называл себя «свирепым чудовищем», которое живет по собственным законам. Он считал, что во все времена раб должен подчиняться господину. И вдруг перед ним человек, не разделяющий его взгляды, да еще и смеющий ему возражать. Прокуратор сразу же понял, что арестант не виновен, несмотря на его чудаковатость, он прекрасно умел избавлять от головной боли, которая так мучила Понтия Пилата. По этой причине он решил объявить Иешуа сумасшедшим и выслать на остров, поближе к своей резиденции. Но его план не удался, ведь Иуда сделал все для того, чтобы арестанта казнили. Прокуратор пытался спасти его, но он был не намерен отказываться от своих убеждений истины. В итоге Понтий Пилат, испугавшись навредить своей карьере, пошел наперекор человечности и объявил Иешуа преступником. После казни Иешуа прокуратора продолжает мучить совесть.

Читайте также:
Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Спустя несколько веков Мастер приступает к созданию романа о Понтии Пилате. Он стремится познать историю Христа, а возможность сделать это ему посылает Сатана. Здесь можно провести параллель между Иешуа и Мастером. Их судьба сложилась трагически. В романе Мастер является своего рода собирательным образом человека, обладающего жаждой познания вечных законов нравственности.

Маргарита же воплощает собой «вечную любовь», огромную, вдохновенную и поэтическую. Она готова бороться за свою любовь, ради которой соглашается предстать на балу у Сатаны в образе королевы и тем самым воссоединиться с Мастером.

Отправившись вместе с Маргаритой в вечность, Мастер оставил свой роман всем будущим поколениям в качестве напоминания о том, что решить свои проблемы нравственности способны лишь мы сами.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Устное народное творчество испокон веков вбирало в себя мудрость каждого народа, его культуру, традиции и обычаи. Неудивительно, что существует много легенд, преданий, сказок, песен, поверий, поговорок и пословиц.

Астафьев считается самым профессиональным, а также и самым читаемым автором. Он родился еще до наступления войны и поэтому он на себе ощутил всю боль данной войны. Он очень хорошо понимал чувства обычного человека.

Каждому человеку в этом мире нужны друзья. Ведь они всегда помогут в трудную минуту, поддержат, составят компанию. Для меня друг – это человек, на которого я могу положиться, доверить все свои секреты

Вполне вероятно, что каждый читатель хоть раз задавал себе вполне логичный вопрос: «Зачем понадобились Чичикову «мертвые души»?» Чтобы понять это, следует обратиться к истории. Все дело в переписи крестьян

Путешественника в произведении Радищева многие отождествляют непосредственно с самим автором. Да, действительно, между ними есть много общего, близкого

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

  • 1. “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
  • 2. Авторская позиция в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Все похожие сочинения (21) ↓

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Читайте также:
Система образов в романе М. А. Булгакова Белая гвардия: сочинение

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Читайте также:
Интеллигенция в произведениях Булгакова: сочинение

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Сочинение: Проблема нравственного выбора (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Проблема нравственного выбора — одна из центральных в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр этого романа критики определяют по-разному: произведение на­столько глубоко и необычно, что «не вписывается» в рамки известных жанров. «Мастер и Маргарита» — роман и сати­рический, и любовно-лирический, и фантастический, и бы­товой. Все совместилось в одном творении, но главное внима­ние Булгаков уделил не буту, не «квартирному вопросу» и даже не прекрасной истории любви. Главная особенность ро­мана заключается в том, что это роман философский. Это ро­ман, в котором каждый герой призван сделать свой выбор, и выбор этот определяет судьбу: “каждому воздастся по его вере”.

Проблема нравственного выбора одновременно решается «в двух плоскостях»: в «ершалаимских» и «московских» главах романа.

«Роман в романе», написанный Мастером, обнажает веч­ные противоречия между Добром и Злом, между временны­ми ценностями и ценностями вечными. Булгаковский Мас­тер предлагает свой вариант истории об Иисусе Христе, который в романе носит имя Иешуа Га-Ноцри. На первый взгляд Иешуа не похож на будущего Спасителя, внешне он — обычный, земной человек. Как любой из нас, он боится боли и смерти: «А ты бы отпустил меня, игемон. Я вижу, что меня хотят убить».

При внешней простоте и незащищенности в Иешуа ощу­щается какая-то необыкновенная внутренняя сила, пора­жающая собеседников и заставляющая их поверить бродяче­му философу. Силу эту Иешуа дает нравственный выбор, который он совершил для себя раз и навсегда: это вера в тор­жество вечных истин, высших категорий бытия: добро, лю­бовь, правда. Потому Иешуа так спокойно и уверенно разго-
варивает с могущественным и страшным Понтием Пилатом, от одного взгляда которого у слуги валится из рук чаша с ви­ном.
[sms]

Читайте также:
Судьба человека (на примере романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита и поэмы В. Гете Фауст): сочинение

Иешуа высказывает Понтию Пилату свои взгляды на жизнь: «злых людей нет на свете», «человек перейдет в цар­ство истины и справедливости», «настанет царство истины». Абсолютная независимость разума и духа Иешуа Га-Ноцри пугают прокуратора и в то же время притягивают его.

Иешуа арестован именно за свои взгляды. Он не может и не хочет отказаться от них — даже тогда, когда Понтий Пи­лат пытается «навести» его на мысль о необходимости ком­промисса. Задавая вопрос о великом кесаре, прокуратор как бы подсказывает философу отрицательный ответ, который смог бы облегчить участь Иешуа: «Слушай, Га-Ноцри. ты когда-нибудь говорил что-нибудь о великом кесаре? Гово­рил. Или. не. говорил?» Однако арестант верен себе: «Правду говорить легко и приятно».

Так в тексте происходит столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений. Не случайно уже после казни философа Пилат видит во сне, как они спорят с Иешуа Га-Ноцри: «Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и^нескончаем». Однако в ро­манной реальности противостояние героев разрешается тра­гически. Понтий Пилат, понимая все величие личности Иешуа и испытывая страстное желание общаться с бродячим философом, все-таки отправляет его на казнь. Нравственный выбор, который совершает прокуратор, можно назвать ско­рее безнравственным: Понтий Пилат, бывший когда-то храб­рым воином по прозвищу Золотое Копье, испугался. Страх за свою политическую карьеру заставил его подписать смерт­ный приговор бродячему философу.

Перед смертью Иешуа был немногословен. «Единствен­ное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков од­ним из самых главных он считает трусость», — говорит Бул­гаков словами Афрания.

Выбор сделан. Карьера Понтия Пилата спасена, власть цо-прежнему в его руках. Но душа прокуратора страдает и мечется — слишком поздно он понял, что в момент подписа­ния смертного приговора уничтожил себя самого.

Ключевая мысль романа заключается в том, что каждому из героев воздается «по его вере». Около двух тысяч лет про­куратор искупал свою вину, испытывая муки совести и меч­тая об одном: «разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана». Здесь приходит время ново­го выбора — раскаявшись, Понтий Пилат начинает ненави­деть бессмертие и славу. Свет, который в финале романа об­ретает Понтий Пилат, послан ему как искупление за его страдания и воздаяние за раскаяние.

Так «роман в романе» — история казни бродячего фило­софа Иешуа Га-Ноцри — решает проблему нравственного вы­бора.

Эта проблема является основной и в «московских» гла­вах. Свой выбор главный герой, Мастер, совершает в тот мо­мент, когда решает написать роман об истине в мире, где пра­вит ложь. Необыкновенная смелость замысла Мастера делает его похожим на бродячего философа, им обоим «легко и приятно» говорить правду.

Булгаков показывает Москву как мир, отказавшийся от высших истин. Особое внимание автор уделяет изображению МАССОЛИТа — организации, объединившей писателей и выдавшей ими членские удостоверения. Создается впечатле­ние, что художников слова волнуют не темы и идеи творчест­ва, а бытовые вопросы: путевки, дачи, бумага, квартира. Мастер же, будто не понимая, в каком мире он живет, обра­щается в своем романе к высшим, надбытовым ценностям, и решает их на материале библейского сюжета. Этим Мастер бросает вызов господствующей в обществе идее атеизма: не случайно в начале произведения Берлиоз внушает Бездомно­му мысль о том, что «Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете».

Мастер, как и Иешуа, оказывается «распят», уничтожен, «вычеркнут» из жизни. Он сжигает роман, совершая при этом свой окончательный выбор, смиряясь со своей уча- стью — и потому не обретает света, ему достается лишь по­кой.

Читайте также:
Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова Собачье сердце): сочинение

Маргарита разделяет участь Мастера, этим она совершает свой выбор: «кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

На мой взгляд, с романом М.А. Булгакова «Мастер и Мар­гарита» связан еще один выбор. Это нравственный выбор са­мого автора, который в трагическое и опасное время обратил­ся к сложным и противоречивым проблемам, заговорил о необходимости веры в Добро в годы торжества безверия и Зла.

Предсказания Воланда сбылись. Каждому воздалось по его вере. Булгаков, подобно Иешуа Га-Ноцри, обрел свет: ро­ман его будет жить вечно.[/sms]

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

  • Разделы
  • |
  • По литературе
  • |
  • По русскому языку

Сочинение

Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.

Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.

Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.

Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.

Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.

И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.

Роман о Понтии Пилате – это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.

Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», – говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться – не подал ей весточку из «дома скорби».

Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель — на рассказ-новеллу, до одного года — на роман), вкусно и дёшево поесть. Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».

Читайте также:
Анализ главы 1 части первой из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.

М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.

Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, – вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.

Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть – верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью – кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.

Проблема нравственного выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мы вас испытывали,— ска­зал

Воланд,— никогда и ничего не

просите! Никогда и ничего, и в

особенности у тех, кто сильнее

вас. Сами предложат и сами все

В недавнем советском прошлом все у молодых лю­дей было заранее предрешено: школа, получение спе­циальности, работа до пенсии. Казалось бы, ни о ка­ком нравственном выборе речи не было. Хотя случа­лись из ряда вон выходящие случаи, когда добропорядочные граждане вызывали вдруг смуще­ние общественности. Таланты, конечно, всегда выде­лялись, но их всегда можно было «запретить», если их деятельность была неугодна. Но когда среди обы­вателей вдруг начинались распри — не иначе это были происки Воланда и его свиты, которые обнажали хан­жество и глупость. Стоило им объявиться в Москве, как начались необъяснимые происшествия и сму­щающие покой выходки. Такой необъяснимой вы­ходкой стало явление известного поэта Ивана Бездом­ного в ресторане с иконой и свечкой в руках. Он же был из атеистов. Как решительно он пересмотрел свои взгляды, критически взглянул на свое творчество, убедился в истине и «заболел» Понтием Пилатом. Он стал учеником мастера, посвятив себя истории. После встречи и разговора с Воландом Иван Бездомный, не выбирая выражений, обвинил поэта Рюхина в бездар­ности. У Рюхина после этого даже наблюдались муки совести, он почти осознал свою бездарность, но нена­долго. Его выбор уже сделан, зачем мучиться, если его ожидает спокойная жизнь. Воланд и его свита яви­лись из «тьмы» и вволю навеселились и наигрались над москвичами, которые основательно запутались в жизни.

Проблема нравственного выбора не стояла перед Мастером в пору, когда он еще был историком, выиг­равшим в лотерею большую сумму. «Выиграв сто ты­сяч, загадочный гость поступил так: купил книг, бро­сил свою комнату. и нанял у застройщика, в переул­ке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочи­нять роман о Понтии Пилате. » Встретив свою лю­бовь, свою верную, преданную, мудрую Маргариту, он стал творить самозабвенно и превратился в Масте­ра. Пройдя «все круги ада», заболев своим романом и заразив им свою подругу, он не выдержал. Все свои силы, весь талант он посвятил Понтию Пилату. Эта тема была вопиющей для того времени. Мастер испы­тал на себе все гонения общественности, он стал вра­гом и будущее для него было определено. В него все­лился страх, он возненавидел свой роман — он забо­лел.

Читайте также:
Мастер и его время в творчестве Булгакова: сочинение

Маргарита до встречи с Мастером ждала его, иска­ла. Она сразу поняла, что встретила своего единст­венного, и мир перестал существовать без него. Те­перь она живет только его интересами, его романом. В ту злополучную ночь Маргарита приняла решение все рассказать мужу и остаться с мастером навсегда. Но не успела. Как и следовало ожидать, зная нашу исто­рию, мастера арестовали. Она кляла себя за то, что ее не было в этот момент, хотя ничем бы не исправила си­туации. На мгновение она засомневалась, когда ее пригласили в гости к «иностранцу», но решимость восторжествовала, как только у нее появилась надеж­да на встречу с любимым. Решившись однажды, она уже ни в чем не чувствовала преград, для нее не стало ничего невозможного (выбор был сделан). Маргарита ни о чем не попросила Воланда, у нее гордый русский характер, как подобает королеве. Князь тьмы сам о ней побеспокоился. Маргарита добилась цели: мастер был с ней. Пытаясь вернуться в прошлое счастье, Мас­тер и Маргарита выбирают жизнь в том же подвальчи­ке. Опустошенные и раздавленные жизнью, они пони­мают, что как раньше уже не будет, но им определено быть вместе. Решение за них принимает тот, о ком ро­ман Мастера, за кого приняли они страдания. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,— печальным голосом проговорил Левий. Может это и приговор Мастеру, но он настолько устал, что, действительно, приемлет только покой. Силы тьмы и света едины в своем стремлении помочь Мастеру за то, что он однаж­ды сделал свой нравственный выбор и принял за это боль, страдание и муку. Общество его «растоптало», пытаясь раздавить, унизить, изничтожить, тем са­мым доказывая себе, что все написанное — бред и аб­сурд. Погубить человека получилось, но его творение «не сгорело» даже в огне.

Мастер написал роман о Понтии Пилате, которому также пришлось сделать выбор и определить свою дальнейшую судьбу. Еще на первом допросе Иешуа прокуратор почувствовал, что им может быть совер­шена чудовищная ошибка. «Мысли понеслись корот­кие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом «Погибли!» И какая-то совсем нелепая среди них о ка­ком-то бессмертии, причем бессмертие вызвало не­стерпимую тоску. » Понтии Пилат старается испра­вить ситуацию, спасти Иешуа, но доступными ему способами: чтобы не поколебалось его положение как прокуратора Иудеи, чтобы он ни в чем не пострадал. Небо не приемлет компромиссов, поэтому Пилат обре­чен на душевные страдания всю оставшуюся жизнь и после смерти. Еще «двенадцать тысяч лун он будет страдать и проклинать свою должность за одну луну когда-то».

Все герои романа М. Булгакова: жители и гости со­ветского города Москвы, Воланд со своей свитой и приглашенные к нему на бал, герои романа Мастера о Понтии Пилате — сделали свой выбор, определив свою судьбу. Все персонажи, даже мимолетно про­мелькнув на страницах романа, вырисовываются в характеры: они либо смешны и жалки, либо вызыва­ют уважение. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не суще­ствовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — издеваясь, рассуждает Воланд. Ка­ждому человеку рано или поздно приходится опреде­литься с понятием добра и зла, тем самым определить свое место в жизни — сделать свой нравственный выбор.

Читайте также:
Мастер и массолит. Две концепции литературного творчества в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

В чём проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита М. А. Булгакова.: сочинение

Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

В своем романе М.Булгаков переворачивает с ног на голову все привычные представления о добре и зле. Герои, которых можно было бы считать положительнымив какой-то момент оступаются, поддаются искушению, становятся пленниками своих же низменных желаний, а у того, чье имя всегда ассоциировалось со злом, разрушением и горем, в конечном счете человечности оказывается намного больше, чем у некоторых “добропорядочных” людей. Эти поразительные изменения в характерах персонажей связаны в первую очередь с тем, что каждому из них в определенный момент приходится делать выбор между добром и злом.

Анализируя поступки героев романа, можно опираться на одну старинную легенду. Она гласит, что внутри каждого человека есть два волка:черный и белый, олицетворяющие соответственно добрые и злые начала.

Между этими волками идет непрекращающаяся борьба, но в конце концов победителем станет лишь один из них:тот волк, которого человек кормит.

Та же борьба происходит внутри каждого персонажа романа. Черты их характеров, как хорошие, так и плохие, их чувства и восприятие мира в конечном счете определяют их выбор.

Например, прокуратор Иудеи Понтий Пилат понимал, что Иешуа невиновен, но его малодушие не позволило ему сделать выбор в пользу добра. Его считали великим, уважали, ведь для простого народа Понтий Пилат являлся образцом честности, справедливости. Его решения сильно влияли на мнение общества, потому что людям не могло прийти в голову, что такой почтенный, верный служитель Римской империи, прокуратор Иудеи, гарант законности и порядка, мог быть таким трусливым, ничтожным человеком.

В момент принятия решения Понтием Пилатом управляло только одно чувство:страх. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Этот страх он пытался скрыть за маской подчинения незыблемым законам Римской империи.

На Голгофе Понтий Пилат, уже осознавший, что вот-вот состоится казнь невиновного человека, кричит так, чтобы его услышали все, кто в тот день собрался у эшафота:”Преступник!”. Его слова моментально разлетаются в толпе и подхватываются ей. Люди верят Пилату и видят в Иешуа преступника, нарушившего закон и заслужившего наказание.

Несмотря на точто тогда к Понтию Пилату подкопаться было невозможно, так как формально он выпонил свой прокураторский долг, расплата постигла и его. Совесть Пилата дала о себе знать, не позволяя ему прожить и дня без воспоминаний о той казни. Он был обречен на вечное самокопание. Лишив безвинного человека самой главной, самой дорогой ценности, он отравил свою жизнь.

Я привела в качестве примера только судьбу Понтия Пилата, но в романе такому же испытанию подвергаются и многие другие персонажи. Магия Воланда обнажает всю суть людей, долгие годы скрывающих свои пороки. Алчных, хищных персонажей, получивших “подарки” от слуг Воланда, неминуемо ждет наказание. Дорогая одежда, ухваченная в суматохе, которая разразилась во время представления Воланда, исчезает прямо с тел, а советские рубли, полученные благодаря взятке, которые предложили те же слуги сатаны, превращаются в американские доллары, располагать которыми по закону запрещено.

Но сатана никогда не подталкивал к плохому людей с чистыми, незапятнанными душами. На них его чары не действуют так, как они действуют на порочных, жадных, мелочных людей. Воланд имеет власть только над тем, что уже подгнило, и при этом он не заставляет никого идти на обман или предательство, брать взятки, красть, убивать или, в случае Понтия Пилата, позволить кому-либо умереть. Все это делают сами люди, это продиктовано их желаниями и у каждого из них был выбор.

Читайте также:
Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова Собачье сердце): сочинение

В чём проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита М. А. Булгакова.: сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

12.2. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)

12.3. Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

12.4. Предвидение братьев Стругацких (по одному-двум произведениям).

Комментарии к сочинением

12.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества — свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине. Несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это — еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.

12.2. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)

В статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», написанной в 1860 году, раскрываетсяхудожественный смысл и общественное значение драмы Островского «Гроза». Катерина — натура цельная, сильная. В драме неоднократно появляется образ птицы, помогающий понять главное в характере героини: образ птицы — символ воли. Катерина не способна на обман, не может жить во лжи, смиряться с ханженством и самодурством, поэтому смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души, страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться.

В противовес Катерине Варвара умеет приспосабливаться к темному царству. Ее недовольство существующими порядками не приводит к активному протесту, она предпочитает жить обманом, как все. На этом фоне Катерина — единственная способная на протест личность.

12.3. Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

Проблема нравственного выбора человека вечна. Неодолимо вечное стремление людей к добру. И порой непредсказуемо противоборство добра и зла в нашем мире. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — жив в душах людей, хотя искушений отказаться от него с каждым днем становится все больше и больше.

М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает события двадцатых годов двадцатого века и события библейских времен. Действия, происходящие в разное время объединены одной идеей — поиском истины и борьбой за нее.В евангельской легенде о Понтие Пилате, по-своему переосмысленной Булгаковым, заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества. Как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа?

Большое количеств как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна — Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который « окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны Сатана и его помощники творят зло. Их цель — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Как люди теряю свое лицо и как противостоят злу, показано Булгаковым ярко, наглядно, захватывающе.

Читайте также:
М. А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика повести: сочинение

12.4. Предвидение братьев Стругацких (по одному-двум произведениям).

В особом сказочном мире с Бабой-Ягой, Вием и Змеем-Горынычем разворачивается действие самой жизнерадостной повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», где герой путешествует в Описанное Будущее (как представляют его писатели-фантасты): «В большинстве своем . люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные . механизмы . » Здесь видно, что писателей люди занимают куда больше самой фантастической техники. Техника и научные достижения в этих произведениях, конечно, есть. Более того, именно в ранних вещах Стругацкие и создают свой фантастический мир с глайдерами, скорчерами, нуль-транспортировкой и т. п. Но все это не более чем фон, прекрасно выписанный, продуманный, почти ощутимый, но все же фон.

Действие других, особенно поздних, произведений разворачивается в более или менее реальной действительности («Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света»). В «Пикнике…» в реальную действительность вклинивается жуткий фантастический мир Зоны. Странные события нарушают размеренность нашей жизни и в других книгах.

Описанные миры вовсе не прекрасны, некоторые из них просто чудовищны. Ужасны даже не сами миры, а люди, их населяющие. Что страшнее: непонятный Лес или непонятно чем занимающееся Управление по делам Леса?

Проблемы, которые ставят Стругацкие в своих книгах, — это вечные проблемы литературы. Вопрос о ценности жизни каждого человека ставился русской литературой с незапамятных времен, и Стругацкие не могли обойти его стороной. Можно ли пожертвовать жизнью одного реального человека ради потенциальной безопасности всей Земли? Может ли человек вмешиваться в чужую историю, оставаясь беспристрастным, оставаясь человеком?

Прогрессор Антон (он же дон Румата из Арканарского королевства) из повести «Трудно быть богом» богом остаться не смог. Он по-человечески мстит за своих близких, а другие земляне не понимают его.

Нельзя осчастливить против желания, нельзя единым махом осчастливить всех. Одна из важных черт поздних Стругацких — отсутствие не только готовых рецептов и советов, но и вообще открытый финал. Для большинства вещей конец должен додумывать читатель.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: