В образе Най Турса ярко выражено героическое начало: сочинение

В образе Най-Турса ярко выражено героическое начало

Война требует от человека умение убивать, но, по верному замечанию Б.Соколова, «булгаковский интеллигент убить, способен только в воображении». В романе Алексей турбин нечаянно убивает одного из преследовавших его петлюровцев. Но не может в это поверить. Это «негероический» герой. Но ведь это – одна из новаторских характерологических идей Чехова в области драматургии. С образом Алексея Турбина в романе связано лирическое начало.

Автор приобщает читателя к его строю мыслей, пронизанных сочувствием к человеку, у которого отнята благодать. « был мирный свет сальной свечки в шандале. Был мир, и весь мир убит», – эти слова Турбина передают восприятие гражданской войны самим Булгаковым, чей фронтовой опыт позволил ему выстрадать истину: только в мирном течении жизни возможно полное торжество добра и правды. По мнению булгаковедов, характер Алексея Турбина в романе лишен определенности. Понятие «человек-тряпка» содержит признаки – «пассивный», «безынициативный», «бездеятельный». Но при этом забывается, что в некоторых своих проявлениях герой «Белой гвардии» активен и деятелен. Алексей, по выражению Николки, – «на митинге незаменимый человек» , талантливый оратор, его застольная речь о предательстве украинского правительства и дезорганизации армии «зажигает» слушателей. Свое намерение защитить Город он доказывает не только на словах, но и на деле – поступает в полк Малышева. В характере Турбина трудно выделить доминанту, в нем совмещается несовместимое – энергичность и бесхарактерность, энтузиазм и безволие.

Полковник Малышев – опытный кадровый военный, обладающий, в отличие от Турбина, сильным, волевым характером. Но в нем есть и Турбинская черта – любовь к людям, жалость к детям в военной форме, обреченным на гибель. Этим качеством наделен и Най-Турс, причем в его характере оно сочетается с доминирующей чертой – самотверженостью. Малышев, любя, отправляет домой юнкеров. Най-Турс отдает за них жизнь, прикрывая отступление «воинства» под предводительством Николая Турбина. Очевидно контрастное соотношение образов Алексея Турбина и Най-Турса. Красноречие Турбина правопоставлено лаконичности Ноя. Алексей не всегда способен безошибочно ориентироваться в ситуации, по натуре он исполнитель, а не командир. Най-Турс обладает железной волей, что подчеркивается при помощи портретной детали: «Траурного глаза Най-Турса была устроена таким образом, что каждый, кто не встречался с прихрамывающим полковником с вытертой георгиевской ленточкой на плохой солдатской шинели, внимательнейшим образам выслушивая Най- Турса”. Он наделен исключительным организаторским талантом. ”Часть полковника Най-Турса была странная часть.” Огромным на фоне всеобщей дезорганизации кажется нормальное: ”Все, кто видел её, она поражала своими валенкам. Валенки это военный трофей, добытый Най-Турсом в бою со штатной сволочью»

В истории с валенками, во-первых, отражено кризисное состояние аппарата командование белой гвардией, во- вторых, раскрываются тактические секреты Най-Турса -он идет к цели на прямик, устраняя с пути любые препятствия, в том числе и законы субординации. Гибель Най-Турса- это мученический подвиг. В пророческом сне Алексея Турбина предсказано обретение Най-Турсам благодати вечной жизни в райских селениях: «Он был в странной форме: на голове святозорный шлем, а тело в кольчуге, и опирался он на меч длинный, каких нет уже ни водной армии со времен крестовых походов. Райское сияние ходило за Наем облаком».

Однако новый образ не только вобрал в себя черты трех характеров – красноречие доктора Турбина, способность в решающийся момент взять на себя ответственность и «командирское сердце» полковника Малашева, самоотверженность и железную волю Най-Турса.

С каждым из романных прототипов связано определенное направление сюжетной линии Алексея Турбина в драме: с образом доктора Турбина – введение судьбы героя в историю семьи Турбиных. С фигурой полковника Малышева – кульминационный эпизод роспуска юнкеров в Александровской гимназии. С образом Най-Турса – трагическая гибель героя. Как отмечает Л. Яновская, «Этот новый персонаж, сдержанный и решительный как Малышев, самоотверженный и героический, как Най, вошел в турбинский дом как Алексей Турбин, как хозяин этого дома». Это совершенно верное наблюдение. Нужно было только добавить, что характерология у Булгакова связанна с сюжетом романа и драмы. Драматургия, как известно, предъявляет особые требования к характеру героя. В. Волькенштейн обращает внимание на то, что «герою трагедии присуща максимальная сила – сила ума, чувств и, прежде всего действенной энергии.

В образе Най Турса ярко выражено героическое начало

Война требует от человека умение убивать, но, по верному замечанию Б.Соколова, «булгаковский интеллигент убить, способен только в воображении». В романе Алексей турбин нечаянно убивает одного из преследовавших его петлюровцев. Но не может в это поверить. Это «негероический» герой. Но ведь это — одна из новаторских характерологических идей Чехова в области драматургии. С образом Алексея Турбина в романе связано лирическое начало.

Автор приобщает читателя к его строю мыслей, пронизанных сочувствием к человеку, у которого отнята благодать. « был мирный свет сальной свечки в шандале. Был мир, и весь мир убит», — эти слова Турбина передают восприятие гражданской войны самим Булгаковым, чей фронтовой опыт позволил ему выстрадать истину: только в мирном течении жизни возможно полное торжество добра и правды. По мнению булгаковедов, характер Алексея Турбина в романе лишен определенности. Понятие «человек-тряпка» содержит признаки — «пассивный», «безынициативный», «бездеятельный». Но при этом забывается, что в некоторых своих проявлениях герой «Белой гвардии» активен и деятелен. Алексей, по выражению Николки, — «на митинге незаменимый человек» , талантливый оратор, его застольная речь о предательстве украинского правительства и дезорганизации армии «зажигает» слушателей. Свое намерение защитить Город он доказывает не только на словах, но и на деле — поступает в полк Малышева. В характере Турбина трудно выделить доминанту, в нем совмещается несовместимое — энергичность и бесхарактерность, энтузиазм и безволие.

Полковник Малышев — опытный кадровый военный, обладающий, в отличие от Турбина, сильным, волевым характером. Но в нем есть и Турбинская черта — любовь к людям, жалость к детям в военной форме, обреченным на гибель. Этим качеством наделен и Най-Турс, причем в его характере оно сочетается с доминирующей чертой — самотверженостью. Малышев, любя, отправляет домой юнкеров. Най-Турс отдает за них жизнь, прикрывая отступление «воинства» под предводительством Николая Турбина. Очевидно контрастное соотношение образов Алексея Турбина и Най-Турса. Красноречие Турбина правопоставлено лаконичности Ноя. Алексей не всегда способен безошибочно ориентироваться в ситуации, по натуре он исполнитель, а не командир. Най-Турс обладает железной волей, что подчеркивается при помощи портретной детали: «Траурного глаза Най-Турса была устроена таким образом, что каждый, кто не встречался с прихрамывающим полковником с вытертой георгиевской ленточкой на плохой солдатской шинели, внимательнейшим образам выслушивая Най- Турса”. Он наделен исключительным организаторским талантом. ”Часть полковника Най-Турса была странная часть.” Огромным на фоне всеобщей дезорганизации кажется нормальное: ”Все, кто видел её, она поражала своими валенкам. Валенки это военный трофей, добытый Най-Турсом в бою со штатной сволочью»

Читайте также:
Значение эпиграфа в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

В истории с валенками, во-первых, отражено кризисное состояние аппарата командование белой гвардией, во- вторых, раскрываются тактические секреты Най-Турса -он идет к цели на прямик, устраняя с пути любые препятствия, в том числе и законы субординации. Гибель Най-Турса- это мученический подвиг. В пророческом сне Алексея Турбина предсказано обретение Най-Турсам благодати вечной жизни в райских селениях: «Он был в странной форме: на голове святозорный шлем, а тело в кольчуге, и опирался он на меч длинный, каких нет уже ни водной армии со времен крестовых походов. Райское сияние ходило за Наем облаком».

Однако новый образ не только вобрал в себя черты трех характеров — красноречие доктора Турбина, способность в решающийся момент взять на себя ответственность и «командирское сердце» полковника Малашева, самоотверженность и железную волю Най-Турса.

С каждым из романных прототипов связано определенное направление сюжетной линии Алексея Турбина в драме: с образом доктора Турбина — введение судьбы героя в историю семьи Турбиных. С фигурой полковника Малышева — кульминационный эпизод роспуска юнкеров в Александровской гимназии. С образом Най-Турса — трагическая гибель героя. Как отмечает Л. Яновская, «Этот новый персонаж, сдержанный и решительный как Малышев, самоотверженный и героический, как Най, вошел в турбинский дом как Алексей Турбин, как хозяин этого дома». Это совершенно верное наблюдение. Нужно было только добавить, что характерология у Булгакова связанна с сюжетом романа и драмы. Драматургия, как известно, предъявляет особые требования к характеру героя. В. Волькенштейн обращает внимание на то, что «герою трагедии присуща максимальная сила — сила ума, чувств и, прежде всего действенной энергии.

Примеры сочинений “Слово о полку Игореве” (по плану с заключением) – 9 класс

­ План сочинения

1. Вступление. Споры вокруг «Слова о полку Игореве»

2. Основная часть.

2.1 Реальное историческое событие — основа « Слова … ».

2.2 Основная идея произведения и способы её раскрытия.

Древняя Русь – эпоха для нас загадочная и неоднозначная, о которой до сих пор спорят ученые. Одна из главных загадок того времени – известный на весь мир памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это древнейшая историко-героическая поэма, повествующая о походе князя Игоря против половецких войск в 1185 году. До сих пор достоверно неизвестно, кто и когда написал «Слово о полку Игореве». История этого произведения начинается с А.И. Мусина-Пушкина, русского государственного деятеля, ценителя и собирателя рукописей и русских древностей. Кроме того, он проверял подлинность старинных документов. Однажды среди них он наткнулся на «Слово о походе Игоревом, сына Святославова, внука Олегова». Эта находка поразила чиновника. В 1800 году произведение было опубликовано в его посредничестве. Именно он назывался подлинным владельцем рукописи и издал ее. Однако в 1812 году оригинал рукописи сгорел, из-за чего навсегда появился вопрос о ее подлинности. Существует множество версий происхождения произведения. Но и в Российской империи, и в Советском Союзе было принято считать, что произведение подлинное.

Сейчас прошло уже очень много времени с того момента, как оно было создано. За это время количество самых разных фактов, теорий, мнений постоянно растет, но, несмотря на это, «Слово о полку Игореве» навсегда останется литературным памятником русской культуры.

Конечно, «Слово о полку Игореве» — произведение древнерусской литературы, вокруг которого не только по сей день не утихают споры ученых о том, кому же принадлежит авторство, но и к какому литературному жанру его можно отнести. Несомненно, тот, кто создал «Слово … », был не просто талантливым поэтом и очень образованным человеком, но и настоящим патриотом своей Родины.

Искусные переплетения публицистики, лирики и фольклора дают нам возможность насладиться художественным описанием реального исторического события — неудачного похода на половцев князя Игоря Святославича в 1185 году. Отправиться в этот поход князя подвигли чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике и желание претворить в жизнь новую идею — общерусскую.

Автор наделяет Игоря всеми качествами настоящего воина, готового на любые свершения и жертвы во благо Русской земли. «О Русская земля! Ты уже за холмом» — эти повторяющиеся строки, рефреном звучащие в тексте произведения, каждый раз обращают читателей к главной идее автора. А основная идея произведения — патриотизм.

В полной мере передать силу этого чувства автору помогают некоторые литературные приемы. Масштабное изображение Руси — один из них. Русь представлена не только декорацией для происходящих событий; она является одним из героев повествования. Кроме описания широких границ родной земли, автор прибегает к одушевлению природы. Так, например, именно природа предостерегает князя от задуманного похода солнечным затмением, а уже в пути звери и птицы нарушают криками да свистами задуманную внезапность наступления на врага.

Природа не просто предостерегает князя, она сопереживает ему: сияет радостью, когда Игорь спасается бегством из плена, или плачет листвой деревьев, когда он терпит поражение в битве.

Размышлять над происходящим, оценивать поступки героев — вот то, чего ждёт от читателя автор, не просто пересказывая исторический эпизод, но и давая свою оценку событиям. Ощущение живого разговора с рассказчиком складывается благодаря тому, что в тексте присутствуют многочисленные авторские отступления и обращения, а исторические эпизоды то и дело уступают место вымышленным. Например, плач Ярославны или вещий сон Святослава.

Перед нами предстаёт не просто развитие событий, но и насыщенные невероятным лиризмом страницы, на которые откликается душа. Объединение Руси, прекращение княжеских междоусобиц, разъедающих родную землю изнутри, — в этом автор видит причину всех бед своей Родины. Он с особой горечью пишет о том, что трагичное время настало именно с тех пор, как брат с братом стали делить землю, а враги со всех сторон одну за другой одерживали победы. Свои мысли о междоусобицах автор вкладывает в слова Святослава, осуждающего братьев Игоря и Всеволода за то, что они нарушили закон феодального послушания и спровоцировали новое нападение половцев на русские земли.

Читайте также:
Евангельский и демонический миры в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Образ Святослава — это воплощение авторского идеала мудрого, сильного правителя. Призывая князей выступить за землю Русскую, автор в лирических отступлениях вспоминает первых русских князей и их походы на врагов Родины. Конечно, автор хорошо понимал, что невозможно просто уговорить князей не враждовать между собой. Нужна была сильная централизованная власть, которая бы объединила Русь и сделала её сильным государством. Автор «Слова … » видит центром Руси Киев. Киевского князя Святослава он изображает как могучего и грозного властителя, способного обуздать произвол мелких князей. Но героем «Слова … » является не кто-либо из князей, а весь русский народ.

Создавая своё произведение, автор окинул взором всю Русь, объединив в своём поэтическом описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. «Заразить» читателя патриотизмом — это и есть основной замысел произведения. И его автор, и его герои, и он сам — истинные, горячие патриоты земли Русской.

Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.

Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

В сюжете задействованы два брата, Игорь и Всеволод, сыновья великого и непобедимого князя Киевской Руси, Святослава. Братья решаются повторить подвиг своего отца и завоевать победу над половцами. Они отважно сражаются, не щадя себя, так как за их плечами стоит целая Русь и весь русский народ. Но несмотря на всю свою доблестную отвагу братьев ожидает поражение.

Которое так предчувствовал их отец. Ему даже предвиделся печальный исход этой битвы. После Святослав произносит своё «золотое» слово, который содержал в себе упрёк и некоторое разочарование, северских князей, за их спешку и не правильный расчёт, хвалебный отклик за их мужество и отвагу, а также порицание остальных князей. Этим он пытался призвать к объединению сил всего русского нарда против врага. Это, по его словам, защитит и обезопасит весь народ, от варваров и их злодеяний.

Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.

Одним из таких шедевров является «Слово о полку Игореве». Созданное в 1185 году, оно и по сей день потрясает своей актуальностью и мудростью. И неслучайно это творение, глубокими корнями связанное с культурой народа, считается памятником древнерусской литературы. Как известно, для произведений данного жанра неприемлем был художественный вымысел. Ей присущ исключительно исторический характер. Описание реальных исторических событий и есть основа произведений древнерусской литературы.

Уже по названию можно определить тематику «Слова…». Поводом для его написания стал поход князя Игоря Святославича на половцев. Этот поход оказался неудачным: дружина Игоря была разбита, сам же северский князь пленён.

Поддержку немногочисленному войску храброго, но опрометчивого князя оказали его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Однако количественный перевес половцев предрешил исход сражения. Это поражение имело трагические последствия не только для участников кампании, но и для всего русского народа. Окрыленные победой, половцы всё чаще стали вторгаться в пределы земли русской.

Очень трогателен образ природы в произведении. Она является полноправным героем. Природа в «Слове…» предупреждает, запрещает, помогает, плачет, предсказывает…

Перед походом на русские полки падает темная тень. Но солнечное затмение не останавливает Игоря. Он пренебрёг предупреждением солнца, которое закрывает ему путь тьмою кромешной. Не пугает Игоря и разразившаяся гроза. Вся природа восстала против выдвижения русских войск. Птицы и звери тревожатся за воинов.

Совсем иное отношение к силам природы у жены Игоря Ярославны. Именно к ним обращается она за помощью, взывая о спасении мужа и его дружины.

И вновь всколыхнулась природа. Море взыграло, промчался к родному северу вихрь… Сам господь указывает Игорю путь домой. Природа ликует по возвращении отважного князя.

Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.

Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.

И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».

Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Читайте также:
Все, кружась, исчезает во мгле: сочинение

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников. Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

Buk (Тема чайки в комедии А.П. Чехова), страница 7

Описание файла

Документ из архива “Тема чайки в комедии А.П. Чехова”, который расположен в категории “сочинения”. Всё это находится в предмете “литература и русский язык” из раздела “Студенческие работы”, которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе “остальное”, в предмете “литература и русский язык” в общих файлах.

Онлайн просмотр документа “Buk”

Текст 7 страницы из документа “Buk”

Та же неопределенность актуальна в образе полковника Малышева. Его фигура словно двоится в глазах читателя. В сцене экзамена Турбина на “идейную зрелость” “вся фигура, губы и сладкий голос” Малышева “выражают живейшее желание, что бы он (Турбин) был социалистом” (43,245), но глаза скользят в сторону. Однако поступки Малышева противоречат словам: монархист Турбин немедленно зачислен в полк, не смотря на приказ “избегать комплектования монархическими элементами”. “Вероятно, карьерист” (43,246), – думает о нем Алексей, но поведение Малышева в гимназии не соответствует этой характеристике. “Карьерист”, но боится взять на себя ответственность за самовольный роспуск дивизиона пред входом в город петлюровцев. В натуре Малышева ярко выражено актерское начало. Он любит менять интонации и примерять маски. Не случайно после роспуска юнкеров он превращается в “бритого студента”, актера – любителя с припухлыми малиновыми губами”. Полковник Малышев – опытный кадровый военный, обладающий, в отличие от Турбина, сильным, волевым характером. Но в нем есть и Турбинская черта – любовь к людям, жалость к детям в военной форме, обреченным на гибель.

Этим качеством наделен и Най-Турс, причем в его характере оно сочетается с доминирующей чертой – самотверженостью. Малышев, любя, отправляет домой юнкеров. Най-Турс отдает за ни жизнь, прикрывая отступление “воинства” под предводительством Николая Турбина.

Очевидно контрастное соотношение образов Алексея Турбина и Най-Турса. Красноречие Турбина правопоставлено лаконичности Ноя. Алексей не всегда способен безошибочно ориентироваться в ситуации, по натуре он исполнитель, а не командир. Най-Турс обладает железной волей, что подчеркивается при помощи портретной детали: “Траурного глаза Най-Турса была устроена таким образом, что каждый, кто не встречался с прихрамывающим полковником с вытертой георгиевской ленточкой на плохой солдатской шинели, внимательнейшим образам выслушивая Най- Турса”(43,295).

Он наделен исключительным организаторским талантом. ”Часть полковника Най-Турса была странная часть.” Огромным на фоне всеобщей дезорганизации кажется нормальное: ”Все, кто видел её, она поражала своими валенками (43,295). Валенки это военный трофей, добытый Най-Турсом в бою со штатной сволочью.” В истории с валенками, во-первых, отражено кризисное состояние аппарата командование белой гвардией, во- вторых, раскрываются тактические секреты Най-Турса -он идет к цели на прямик, устраняя с пути любые препятствия, в том числе и законы субординации.

Гибель Най-Турса- это мученический подвиг. В пророческом сне Алексея Турбина предсказано обретение Най-Турсам благодати вечной жизни в райских селениях: “Он был в странной форме: на голове святозорный шлем, а тело в кольчуге, и опирался он на меч длинный, каких нет уже ни водной армии со времен крестовых походов. Райское сияние ходило за Наем облаком”(43,233).

Булгаков не случайно облекает героя в доспехи крестоносца. Гражданская война ассоциируется писателем с крестовым походом. С образом рая связан мотив посмертного воздаление за муки. Голубое сияние райских селений в “Днях Турбиных” автор сконцентрирует в строчке музыкальной фразы: “И когда по белой лестнице вы пойдете в синий край”(13,51). С этим отблеском рая в пьесу войдет дыхание вечности Гибель Най- Турса.

Читайте также:
Анализ эпизода Сцена в Александровской гимназии (по роману М. А. Булгакова Белая гвардия): сочинение

В образе Най-Турса в “Белой гвардии” ярко выражено героическое начало. Оно и стало первоосновой характера персонажа драммы – Алексея Турбина. Однако новый образ не только вобрал в себя черты трех характеров – красноречие доктора Турбина, способность в решающийся момент взять на себя ответственность и “командирское сердце” полковника Малашева, самоотверженность и железную волю Най-Турса.

С каждым из романных прототипов связано определенное направление сюжетной линии Алексея Турбина в драме: с образом доктора Турбина – введение судьбы героя в историю семьи Турбиных. С фигурой полковника Малышева – кульминационный эпизод роспуска юнкеров в Александровской гимназии. С образом Най-Турса – трагическая гибель героя. Как отмечает Л. Яновская, “Этот новый персонаж , сдержанный и решительный как Малышев, самоотверженный и героический, как Най, вошел в турбинский дом как Алексей Турбин, как хозяин этого дома”. Это совершенно верное наблюдение. Нужно было только добавить, что характерология у Булгакова связанна с сюжеьологией романа и драмы.

Драматургия, как известно, предъявляет особые требования к характеру героя. В. Волькенштейн обращает внимание на то, что “герою трагедии присуща максимальная сила – сила ума, чувств и прежде всего действенной энергии. Образ Алексея турбина соответствует этим критериям. Булгаков добился его сценической выразительности путем синтеза действенной энергии трех персонажей.

Создается впечатление, что герой существует в какой-то иной плоскости по отношению к другим персонажам. Его монологи резко изменяют, можно сказать, взрывают общее настроение.

В сцене застолья перед боем (Акт 1, картина 2) на фоне общей шутливой беседы он тяжело молчит, смотрит в метель за окном и словно видит там тени будущих кровавых событий. Его монолог о предательстве гетмана, о Петлюре и большевиках – это и есть момент страшного прозрения.

“Народ не снами. Он против нас” (13,54), – вот итог, к которому пришел в осмыслении происходящего Турбин.

“любимые булгковские герои – пророки … Они знают о мире больше других и потому притчасны к будущему.” – пишет М. Петровский. Герой драмы унаследовал от своего эпического прототипа дар прозорливости, способность видеть скрытые пружины происходящего и предвидеть ход событий.

Он видит причину развала белого движения в том, что у власти роковым образом оказались предавшие его бездарные комедианты: “Если бы ваш гетман вместо того, чтобы ломать эту чертову комедию с украинизацией, начал бы формирование офицерских корпусов, ведь Петлюры бы духом не пахло в Малороссии. Но этого мало – мы бы большевиков в Москве прихлопнули, как мух. Он бы, мерзавец, Россию спас” (13,26).суть того, что происходит с белой гвардией, Алексей выражает презрительным словом “балаган”. На ключевых постах марионетки, правила игры диктуются из-за границы. “Вы знаете, что такое это ваш Петлюра? Это миф, черный туман. Его и вовсе нет. В России, господа, две силы – большевики и мы” (13,27).

В результате переплавки эпического материала в “волшебной камере” авторского сознания был создан образ героя – носителя и защитника идеи, провидца, мученика. Его характер представляет собой концентрацию внутренней энергии, сгусток ума, представлений об офицерской чести и долге. Сосредоточенность на одной всепоглощающей мысле, прозорливость, бескомпромисность – вот черты, которые автор заостряет в герое.

Однако это цельный монолитный образ отмечен еще одной важной особенностью – некоторой раздвоенностью сознания, которая лишает его одноплановости и однолинейности.

С одной стороны твердо его желание вести дивизион в бой. С другой стороны он не в силах подавить сомнений и колебаний, видя в каком плачевном состоянии находятся доверенные ему боевые силы.

Распуская дивизион, полковник Турбин действует вопреки своим убеждениям. Как монархист, он должен повести юнкеров в бой, совершить ритуальное жертвоприношение во имя идеи. Но жалость к обреченным на заклание оказывается сильнее монархического фанатизма.

После роспуска дивизиона он находится в состоянии душевного надрыва. Крайняя степень утомления делает его раздражительным, со дна души поднимается осадок зла и тут же гасится тревогой за чужие жизни. Тот момент, когда от разрыва снаряда лопаются окна и Алексей падает, является для него спасительным: автор так строит последний эпизод, что смерть как бы избавляет от страданий раненую душу.

Исключительность Алексея Турбина подчеркивается драматургом при помощи приема контраста. Автор дважды заостряет внимание на резком диссонансе между внутренним состоянием героя и тем, как воспринимаются его слова другими персонажами.

В первом действии концентрация выстраданной мысли героя о неминуемой обреченности белого движения дает возможность Булгакову подчеркнуть неожиданную реакцию слушателей. Она неадекватна мысли Алексея, даже и не вполне осознана ими самими.

В третьем действии соотношение героя и окружающих тоже самое. Слова Алексея о предательстве гетмана, приказ: “снять с себя погоны, все знаки отличия и немедленно же бежать и скрыться по домам” (13,51), – принимается в штыки его сослуживцами. Его попытаются арестовать, и в тот момент с особой силой обостряется конфликтная ситуация, в которой сталкиваются два контрастных видения события. С точки зрения не рассуждающих фанатиков идеи Алексей Турбин – предатель, с точки зрения открывающейся ему сути происходящего – он принимает действительно правильное в данной ситуации решение.

Алексей оказался в парадоксальном положении человек с чистой совестью, но запятнанной служебной честью. Душевное состояние Алексея перед гибелью позволяет понять реплика Николки: “Знаю. Ты, командир, смерти от позора ищешь” (13,56).

Реконструкция рассматриваемого нами характера дает возможность уловить в его основе чеховскую традицию.

Корень трагедии булгаковского героя – в разрушении общего порядка вещей. Что является главной причиной его гибели? На этот вопрос можно ответить словами Лагранжа из “Кабалы святой”: “Причиной этого явилась судьба” (13,325). Отсутствие борьбы волевых усилий человека в драматургической конфликтности – одно из великих открытий Чехова.

Однако, помимо влияния указанной чеховской традиции в характерологии, есть еще одна черта – композиционная целостность, внутреннее единство создаваемой драматургом структуры.

Автор не случайно так строит действенную линию своего персонажа, что роковая предрешенность, запрограмированость трагического конца ощущается уже в первом действии пьесы. Видение посетившее Алексея на плацу, тревожный сон Елены, ее предчувствие гибели брата – все это знаки и приметы присутствия в жизни героев надличной, иррациональной силы, направляющей их судьбы.

Читайте также:
Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода романа М.А. БУлгакова Мастер и Маргарита): сочинение

Между сценой роспуска юнкеров и моментом гибели Алексея Турбина Булгаков встраивает его диалог с гимназическим сторожем Максимом. Максим головой отвечает за казенное имущество и он верит своей “идеи” также фанатично, как Алексей своей: “Меня теперь хоть саблей рубите, я уйти не могу. Мне сказано господином директором…” (13,55). Глядя на нелепые попытки сторожа ценой своей жизни спасти школьные парты, понимаешь, что должна быть мера в верности долгу и что Алексей тоже преувеличивает свою ответственность, свою “вину” и свое “предательство”.

Если считать гибель Алексея Турбина высшим всплеском драматургизма то не случайно, что ее предваряет эпизод, в котором напряжение ослаблено, – автор намеренно осуществляет разрядку действия перед кульминацией. Последние диалоги Алексея с гимназическим сторожем Максимом, Мышлаевским и Николкой ведутся о мелочах. Очевидно, что и Мышлаевский и Николка, и даже максим невольно, неосознанно попытаются отвести командира от беды. Судьба словно дате Алексею последний шанс спастись.

Таким образом, перед кульминационным подъемом автор вводит рукой спад действия, а сама кульминационная точка подобна случайному разрыву снаряда – последнему удару слепой судьбы.

Когда анализируешь такой прием предкульминационной разрядки действия, то невольно приходишь к выводу , что в нем дает себя знать влияние характерных черт чеховской драматургической поэтик. В “Чайке”, например, роковой выстрел Константина Треплева предваряет сцена игры в лото. Перед смертью герой с особой остротой ощущает свое одиночество. У него разрывается сердце, а за стеной говорят о мелочах, и кажется, что даже его самоубийство не может произвести там больший резонанс, чем звук лопнувшей склянки с эфиром.

И чеховского и булгаковского героев на гибель толкают терзания от неразрешимых противоречий, которые не понятны окружающим. Таким образом Булгаков использует подобный чеховский прием, чтобы подчеркнуть трагическое одиночество героя и неотвратимость его гибели.

Итак, в “Днях Турбиных” очевидны проявления чеховского способа лепки характера: совмещение противоречивых признаков, смешение лирик-драматического и комического начал, отсутствие одноплановости и однолинейности в изображении персонажей.

В Доме, где обитают булгаковские герои, сохранилась чеховская духовно-душевная аура. Поэтому их с полным основанием можно назвать “потомками чеховских интеллигентов”, а сточки зрения способов лепки характеров – влиянием и проявлением чеховской характерологической традиции.

Подводя итоги сказанному следует также отметить, что основной конфликт в драме строится по чеховской схеме. Его источником являются противоречия между “данным” и “желанным”, представлениями героев об идеальном мироустройстве и жестокой реальностью. В конфликтном сложении пьесы отсутствует конкретный носитель “драматической” вины. Конфликтообразующие начала складываются за пределами художественной системы.

В основе построения художественных миров булгаковской и чеховской пьес лежит общий принцип совмещения реального и символического планов изображения. Единство действия в булгаковской пьесе “по-чеховски” скрепляют сквозные образы-символы.

Связью с эпическими источниками обусловлена повествовательная природа булгаковской и чеховской пьес, которая проявляется в общих ремарках, развернутых монологах действующих лиц, стремлении автора к эпически многомерному изображению характеров в драме.

Чеховское влияние обнаруживается в способе обрисовки характеров действующих лиц “Дней Турбиных”. Булгаков стремится избежать одноплановости и однолинейности в изображении своих героев. Их характеры построены по чеховскому принципу совмещения разнородных качеств, парадоксального сочетания не сочетаемых свойств.

Заключение.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изучение творчества А.П. Чехова, его пьесы “Чайка”, актуально.

При изучении данной темы мы достигли поставленной темы: раскрыли образ “чайки” в одноименной комедии А.П. Чехова.

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

Читайте также:
Булгаковская Москва.: сочинение

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

Читайте также:
Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова: сочинение

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

Най-Турс

В литературоведении воспринимается как персонаж, воплотивший в себе характерный образ русского офицера.

Содержание

Создание

Роман «Белая гвардия» был написан Булгаковым в 1922—1924 годах. В конце 1920-х годов автор, делясь своими мыслями с литературоведом Павлом Поповым, так описал причину появления Най-Турса в этом своём произведении:

Най-Турс — образ отдалённый, отвлечённый. Идеал русского офицерства. Каким бы должен был быть в моем представлении русский офицер.

Соколов Б. В. М. А. Булгаков в жизни и творчестве [1]

Реальные прототипы персонажа

В среде литературоведов ведётся дискуссия на тему, кто является реальным прототипом полковника Най-Турса. Ряд исследователей (Всеволод Сахаров, Ярослав Тинченко и другие) склоняется к мысли, что прототипом с высокой вероятностью мог являться генерал от кавалерии граф Фёдор Келлер [2] [3] . В пользу этой версии указывается иностранное происхождение фамилии Най-Турса, совпадение описанных в романе ранений реальным ранениям Келлера, полученным в 1905 и 1916 годах, совпадение даты и времени смерти Най-Турса в романе (14 декабря 1918 года, 4 часа дня) и смерти Келлера, а также возможность личного знакомства Булгакова с Келлером во время работы автора в Каменец-Подольском военном госпитале во время Первой мировой войны [4] .

Читайте также:
В чём проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита М. А. Булгакова.: сочинение

По мнению критика, историка и литературоведа Бориса Соколова, прототипом Най-Турса мог быть Николай Шинкаренко, русский офицер, участник Белого движения (в Добровольческой армии), в эмиграции — литератор (псевдоним Николай Белогорский). Исследователь воспринимает установленным факт, что прототипом авторского «Белградского гусарского полка» (в реальности не существовавшего), в котором Най-Турс командовал эскадроном и получил орден Святого Георгия, у Булгакова являлся 12-й уланский Белгородский полк, в котором служил Шинкаренко. Также Соколов отмечает совпадение обстоятельств гибели Най-Турса и ранения Шинкаренко: оба с пулемётом прикрывали отступление своих сил [5] .

Известен полковник лейб-гвардии Гусарского полка Най-Пум (около 1884 — 21.11.1947), в Первую мировую войну — командир эскадрона. Он был родом из Сиама (Таиланда), приехал в Россию в 1898 году вместе с принцем Чакрабоном, учился в Пажеском корпусе, крестился под именем Николай Николаевич, в 1906 г. принял российское подданство, жил в Киеве, впоследствии женился на Елизавете Ивановне Храповицкой. История брака юной киевлянки Екатерины Десницкой и сиамского принца (а познакомил их Най-Пум в доме Храповицкой) широко освещалась киевскими газетами, и Булгаков вполне мог знать о Най-Пуме.

Оценки

Борис Соколов пишет, что Най-Турс, как героический образ, выбран Булгаковым не случайно, и по авторской мысли его благородная фигура служит одновременно уроком и укором, и с введением этого белого рыцаря, умирающего за безнадёжное, проигранное дело, в роман Булгакова «приходит тема чести» [1] .

Попытки анализа имени героя

Булгаковым использована несуществующая в реальности фамилия «Най-Турс». Соколов выдвигает гипотезу, что фамилия может быть прочитана как «найт Урс» (англ. knight — рыцарь, лат. urs(us) — медведь), то есть «рыцарь Урс». «Урс — пишет Соколов [5] — имя одного из героев романа Генрика Сенкевича „Камо грядеши“, раба, действующего как настоящий рыцарь. У Най-Турса распространенное польское имя Феликс (на латыни — „счастливый“), а сам Сенкевич упоминается в „Белой гвардии“, которая даже начинается парафразом начала романа Сенкевича „Огнём и мечом“».

Слияние образа с другими персонажами

Литературоведами отмечаются параллели между образом Най-Турса и главным героем романа, Алексеем Турбиным, а также командиром мортирного дивизиона полковником Малышевым, выраженной в пьесе «Дни Турбиных». Сам Булгаков отмечал на диспуте в театре Мейерхольда, что персонаж, изображенный в пьесе под именем Алексея Турбина, «есть не кто иной, как полковник Най-Турс, ничего общего в романе с врачом не имеющий». При этом, фактически в пьесе реплики Най-Турса принадлежат полковнику Малышеву. Если в октябре 1926 года, при обработке первой редакции пьесы, которая в то время ещё носила название «Белая гвардия», Най-Турс брал на себя командование, прикрывал не желающего бежать Николку и погибал: сцена соответствовала роману, то в более поздних версиях Булгаков передавал реплики Най-Турса Малышеву, сохраняя в них характерную только для Най-Турса картавость. В заключительной реплике Малышев говорил: «Я умигаю», после чего произносил: «У меня сестга» (в итоге эти слова были Булгаковым вычеркнуты). Но, второй редакции пьесы произошло уже «соединение» Малышева и Турбина. О причинах такого соединения говорил сам Булгаков: «Это произошло опять-таки по чисто театральным и глубоко драматическим соображениям, два или три лица, в том числе и полковник, были соединены в одно…» [6] .

Лучшие сочинения про героизм для ОГЭ

В современном мире утрачиваются высокие идеалы, духовные ценности, нравственные принципы. Чтобы их возродить и сохранить, нужно воспитывать в себе такие качества духа как героизм, благородство, самоотверженность, ведь именно они на протяжении веков определяли ход истории, судьбы людей, наций, народов.

Героизм – это поведение человека, который, не задумываясь, жертвует собой ради других людей. Как правило, героями становятся в каких-то критических ситуациях.

  1. Что такое Героизм – сочинение
  2. Сочинение на тему Героизм
  3. Что я понимаю под словом Героизм
  4. Аргументы по направлению «Героизм и самопожертвование»
  5. Сочинение-рассуждение про Героизм

Что такое Героизм – сочинение

Героизм — это способность человека свершить подвиг. Способность пожертвовать собой ради других. Умение преодолевать преграды и решать проблемы. Только человек, которому присущи стойкость, отвага, может стать героем.

В истории всех народов и государств, отражены поступки людей, которые можно назвать героическими. Но не все входят в историю. Многие так и остались неизвестным или забытым. Но все равно всегда были и будут люди, которые несмотря ни на что, будут идти к победе, порой ценою своей жизни.

Героизм предполагает способность самопожертвованию во благо Родины. Те, кто прошел Великую Отечественную Войну стали героями нашей страны. Они пожертвовали всем: здоровьем, жизнью ради нашего будущего.

Они ничем не отличаются от остальных. Более того, большинство может совершить героический поступок. Главное, наличие в человеке качеств: героизм, мужество и стойкость.

Героизм – это готовность совершению поступка любой в момент и никогда не пожалеть о нем. Настоящий герой не будет раздумывать о последствиях поступка. Не будет думать, о наградах и почестях. Героизм должен быть заложен в душе. Герой это не всегда сильный, как Илья Муромец, воин.

Настоящий герой силен духом. Бывает, что с виду невзрачный человек способен на героический поступок. Вспомнить, хотя бы, Великую Отечественную Войну. Сколько детей и женщин отдали свою жизнь за наше будущее. Они были партизанами, медсестрами, некоторые сражались в бою наравне с мужчинами. Они шли воевать по зову души, потому что были настоящими героями.

Есть героизм другого рода, когда человек, ни при каких обстоятельствах не забудет о чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. Примером могут служить судьбы тех, кто работал и этим помогал армии, несмотря на все ужасы блокады в Ленинграде.

Те, кто под пытками не сдавали своих друзей, офицеров даже в Гестапо. Те, кто в гитлеровских и сталинских лагерях сохранил в себе достоинство, мужество, доброжелательность. Которые, несмотря ни на что оставались людьми.

Героизм может проявиться не только на войне или когда человека поставили в определенные условия. Полярники, ученые (например Тур Хейердал), врачи (которые сами себя заражали смертельно опасными болезнями, что бы найти вакцину), космонавты. Ведь их всех подстерегает непредвиденное.

Разве не героизм вытащить из горящего дома людей, помочь утопающему.

Читайте также:
Проблема одиночества в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Героизм будущее любой страны. И задача общества привить в современном поколении уважение к тем, благодаря кому, жизнь на земле стала лучше.

Сочинение на тему Героизм

Для каждого человека война представляет собой смерть близких и родных, разрушение и страх перед неожиданностью. И поэтому в такой ситуации мы поступаем по-разному. Одни смело идут в бой и становятся героями, а другие трусливо сдаются в плен или бегут с поля сражения.

Что же значит быть героем? Попробуем разобраться, обратившись к произведениям мировой классики. Так, Толстой показал в «Севастопольских рассказах», как офицеры своим примером показывали простым солдатам, как нужно воевать, не впадая в панику, защищать каждую пядь своей земли. О

браз солдата Тушина в романе «Война и мир» показывает нам, как простой воин, имея небольшое количество таких же, как он, защитников, помог огромной армии. При наличии таких героев, как Маресьев, Талалихин, можно не бояться вражеских нападений.

Всеми знаменитый Твардовский создал поэму «Василий Теркин», где отобразил смекалку и отвагу русского солдата, который ценой своей жизни переплывал холодную реку только для того, чтобы передать сведения о количестве противника. Однако, героизм проявлялся не только во время боя или ответственного задания.

Нельзя забывать, что огромную помощь и поддержку в победе оказывали женщины и дети, самоотверженно трудясь без сна и отдыха на станках фабрик и заводов, изготавливая необходимую для фронта продукцию. Сколько же надо терпеть мужества и самообладания, чтобы после получения похоронки вновь вернуться на свое рабочее место, продолжая работать ради своей Отчизны и светлого будущего.

Вспомним жителей блокадного Ленинграда, которые, несмотря на созданные адские условия, не падали духом, и смогли не только остаться в своем родном городе, но и сберечь ценные памятники истории и культуры.

Вчитываясь в строки Ольги Берггольц, понимаешь, насколько четко показала автор такую сильную высоту человеческого духа.

Все мы понимаем, что благодаря мужеству и героизму нашего народа, сейчас мирная и спокойная обстановка в стране. И я думаю, что если возникнет опасность для Родины, то каждый из нас пойдет защищать свою родную землю, совершая героические поступки.

Что я понимаю под словом Героизм

Герой. Героизм. Что кроется за этими простыми и в то же время великими словами? Что значат они для людей?

Когда я начинаю думать об этом, то передо мной из памяти встают многие десятки, а может быть и сотни образов и имен людей, реально существовавших и рожденных воображением народным.

Среди них Александр Невский и Дмитрий Донской — государственные мужи и ратоборцы Руси, Микула Селянинович и Илья Муромец, Иван Сусанин и Александр Матросов, чьи яркие деяния во имя справедливости, правды, добра и Родины не сотрут ни время, ни новые великие свершения и подвиги.

Героизм в человеческой личности формируется, прежде всего, знанием истории своей страны, лучших традиций народа, уверенностью в правоту дела, ради которого люди шли и идут на подвиг.

Каждый Герой и героический поступок индивидуальны. И в то же время основа у них одна — это высочайшее состояние духа, нравственного здоровья, стремление к справедливости, поиску истины, противостояние злу, развитое чувство совестливости и ответственности.

Эти высокие качества, если они воспитаны и есть в человеке то, как правило, проявляются особенно ярко в период величайших потрясений и тяжелейших потерь, в условиях — быть или не быть. Поступки эти являют собой духовный потенциал личности или группы людей, общества и даже народа, веры их в величайшую жизненную идею, справедливость и правду.

Герой – это, прежде всего, Личность. Именно здесь в формировании Личности и кроется загадка героизма и не только отдельно взятого человека, но и героизма народа, нации. Вот почему в воспитании гражданина своего Отечества, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый человек был личностью, способной стать Героем и проявить Героизм.

Вот почему так необходима неустанная забота о памяти героев во всех ее проявлениях. Этот процесс не имеет права быть прерванным временем и обстоятельствами. Нынешнее общество не должно повторить ошибок предшественников, когда иные герои прошлого свергались с пьедесталов, а новые возносились. Люди должны принимать историю такой, какая она была и есть, а не подстраивать ее под власть или под обстоятельства.

Общество бурлит, развивается, меняются формы общественного развития, государственного построения, но были и есть Личности-Герои, которые жили и творили славные деяния среди наших предков, среди нас, и забывать их, их подвиги, — значит — забывать свою историю, своих предков, самих себя, а значит ничего не передать и потомкам. Это значит — раствориться во мраке истории, исчезнуть из памяти человеческой цивилизации.

Проходят годы, десятилетия и столетия. Меняются поколения российских воинов. Меняются оружие и боевая техника. Неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу.

Аргументы по направлению «Героизм и самопожертвование»

Тезисы

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение.

Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог.

Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

Читайте также:
Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова Собачье сердце: сочинение

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями.

Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву.

Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”.

Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

Сочинение-рассуждение про Героизм

Одним из наиболее ярких примеров героизма и благородства в истории является Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Советский народ принял на себя миссию борьбы с фашизмом как великую спасительную общечеловеческую задачу, он не был духовно подавлен и дал врагу надлежащий отпор.

Колоссальная обдуманная жертвенность сделала советского солдата непобедимым, прижала к стене антигуманную милитарскую систему фашистов. Гитлеровские механизированные полчища не смогли сломить могучий дух, нравственную стойкость русской армии.

Именно «русский Ванька», мужественный и беспредельно преданный родине, разгромил фашистских захватчиков, доказал, что наша земля неприступна.

Передовыми носителями героического духа советской армии были гвардейские части. Олицетворением духовной силы и самоотверженности является бессмертный подвиг панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-ой дивизии генерала И.В.Панфилова. Свет подвига советских героев стал маяком, на который равнялись другие воины.

Плечом к плечу с мужиками ковали победу над врагом и советские женщины. Несгибаемость воли на войне проявляли очень молодые девушки. В ранние годы жизнь поставила их в страшные условия, но они отважились на подвиг.

Всему миру известна железная стойкость в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы, Сталинграда. Защитников воинской твердыни поддерживала вся страна. Ожесточённая, кровопролитная борьба стала подлинной эпопеей народного героизма.

Выражением всеобщего патриотического духа можно считать слова легендарного разведчика Кузнецова: «Покорить наш народ невозможно, также как и погасить Солнце».

Множество имён героев-воинов навсегда останутся в нашей памяти, мы и наши потомки вечно будем славить тех, кто отдал жизнь во имя процветания Отечества.

Безграничное благородство и героизм встречаются и в наши дни. Страшные события 2004 года, произошедшие в Беслане, служат тому неоспоримым доказательством. Бесланскими террористами в заложники были взяты ученики городской школы, а также их родители и учителя.

Группа спецназовцев, участвовшая в их освобождении, является образцом осознанного самопожертвования, мужества, смелости. Они ринулись в бой без бронежилетов, погибая во имя спасения детских жизней. «Парни, закрывшие сердцем детей», стали героями войны нашего поколения.

Мы обязаны помнить подвиг этих ребят, чтобы не терялось очень важное и святое — память о Русском солдате, о чести и долге, о благодарности и гордости за сынов великой земли. «Альфа» и «Вымпел», спасибо ребята!

История, конечно, богатый источник примеров проявления высоких душевных качеств. Но героизм и благородство можно показывать не только на войне, ведь они так необходимы обществу и в мирной жизни, в простых, будничных делах.

Один мудрец сказал: «Нередко отвага людская больше познаётся в малом, нежели в великом». Самопожертвование в мирное время имеет смысл только тогда, когда это важно для спасения жизней.

Вспомним рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Чтобы вывести людей из дремучего леса, Данко вырывает из груди своё сердце и освещает им путь. Подвиг был совершён, Данко умер, но никто не оценил его поступка, а один «осторожный человек» наступил на его сердце, отчего то рассыпалось в искры.

В жизни тоже, к сожалению, случается так, что подвиги и героизм людей остаются недооценёнными.

Однако чтобы стать героем, не обязательно отдавать свою жизнь. Ведь есть и героизм особого рода — он в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, благородства, преданности, дружбы, человеколюбия. А это посильная задача для каждого из нас.

Читайте также: В списках не значился – сочинения и анализ романа Васильева.

Героизм — это лучшее из человеческих качеств. Оно присуще смелым и сильным людям, которые в сложнейших ситуациях осознанно совершают героические поступки, идут против инстинкта самосохранения, жертвуют собой ради других, тех, кто слабее и не может защищаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: