Воланд в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Образ и характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение 11 класс

Роман М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет интересное композиционное построение. Сюжет произведения затейливо переплетается из двух, на первый взгляд, разных и не касающихся друг друга историй. Часть событий, описываемых в романе, происходит в стенах древнего города Ершалаим. Другая часть событий происходит в Москве, в начале двадцатого века.

Реальные события, происходящие в жизни, в сюжете перемежаются со сценами, наполненными волшебством и мистицизмом. Этаким проводником и связующим звеном между реальной жизнью и сверхъестественными явлениями является Воланд.

Этот мистический персонаж, который, ни во что не вмешиваясь, тем не менее, влияет на события, происходящие вокруг. Для того, чтобы случилось что-то из ряда вон происходящее, герою не нужно ничего делать. Для этого у него есть безотказные подручные – Кот Бегемот и Азазелло. Им достаточно только спровоцировать людей своим появлением в их жизни, а дальше герои романа сами всё сделают.

Образ Воланда можно принимать за образ Сатаны, описанный иносказательно. Он, своим появлением способствовал тому, что некоторые жители Москвы, не зная, как понять мистические явления, просто сходили с ума. Но при всём этом этого героя нельзя категорично записать в отрицательные персонажи. Иногда он совершенно справедливо наказывает порочных людей. Это видно на примере с директором варьете Лиходеевым и алкоголиком Никаноровым.

Обладая сверхъестественными способностями, Воланд видит всё, что происходит в обществе людей. Иногда он вмешивается в ход событий и наказывает по своему усмотрению людей нечестных и порочных. Некоторые люди и их поступки вызывают у него смех. Не все люди вызывают у него злую усмешку. Мастер и Маргарита вызвали у него симпатию. Он проникся их страданиями и готов подарить им свободу.

За три дня, которые Воланд провёл вместе со своими подручными в Москве, произошло немало всяких событий. Происходящее нельзя было бы назвать обыденными явлениями. Таким образом, наблюдая за обществом людей, Воланд испытывает их в разных неординарных жизненных ситуациях. Реакция людей на происходящее с ними была самая разнообразная. Одно только было неизменным – Воланд давал им возможность самостоятельно сделать свой выбор между силами Тьмы и Света.

Вариант 2

Действие в романе “Мастер и Маргарита” происходит на территории Москвы советского периода и Древнего Иерусалима. Композиционная уникальность состоит в том, что идёт включение одного произведения в другое. Фантастический персонаж Воланд появляется в каждом из них.

Воланда автор представляет таинственным незнакомцем лет сорока, который пребывает в столицу. Одет он в дорогой костюм, в цвет которого подобраны туфли.

Обществу герой представляется в роли профессора, фокусника, повелителя тьмы. Воланд не несёт своим поведением абсолютного зла, он поступками доказывает справедливость.

Прибыв в Москву Воланд хотел увидеть народную массу и узнать произошли ли какие-либо изменения в сознании народа. Выяснилось, что все по-прежнему, преобладает большая любовь к наживе и легкомыслие. Но самое главное – квартирный вопрос, который всех портит.

Воланд введён автором в качестве силы, которая засчет своей всесильности способна оценивать ситуацию и принимать кардинальные решения.

Поступки сатаны и его слуг сами по себе не несут никакой опасности. Каждое несчастье случившееся с человеком является результатом его поведения. При помощи Воланда прорисовывается портрет современного автору испорченного общества.

За то время, которое Воланд пробыл в Москве, удалось найти целую группу тех, кто в будущем попадёт в тёмное царство зла. Это лживые представители искусства, которые беспокоятся лишь о наживе, работники сферы питания разворовывающие продукты и торгующие просрочкой. Обогатившаяся администрация и родственники, которые за наследство готовы радоваться смерти родного человека.

Алчность, предательство, фальшь, продажность понесли наказание жестокое, но справедливое. Тем, кто сохранил сердечную и душевную чистоту, Воланд послал прощение, а некоторым и награду. Так Мастер и Маргарита навсегда уходят из земного мира, в котором кругом царит страдание и несправедливость.

Значение Воланда в романе первостепенно, он указывает людям на проделанные ими грехи. Но положительным не является тот герой, который не чувствует разницы между добрыми поступками и злыми. Возможно ли объективность Воланда считать добротой? Нет, ведь он только указывал людям на незамеченные ошибки. Его появление в Москве можно расценивать, как зеркальный механизм, который способен проецировать негативное поведение людей в обратную сторону.

Сочинение про Воланда

Воланд – мой любимый персонаж, характер, герой… Он настолько мудр, так красиво поступает, что вызывает только восхищение у читателей.

Сразу нужно сказать, что я слышала мнения церковников против Воланда. То есть они признают, что у Булгакова образ получился таким изящным, благородным, привлекательным, что он просто всем нравится. Но нельзя забывать, что это всё-таки «главный демон из Ада». Получается, что читатели симпатизируют «злу», восхищаются «отрицательным героем». Но я думаю, что нельзя просто делить мир на белое и черное. Ещё сам Булгаков поясняет, что Воланд хотел бы совершить что-то плохое, но всё равно выходит хороший поступок. Воланд справедлив! Именно его руками наводится порядок в той Москве, где процветают взяточники и подобные им. И справедливость он восстанавливает довольно изящно, с юмором. Даже судьбу Мастера и его женщины решает именно Воланд (по договору с Иешуа).

Этот герой получился намного ярче, чем Иешуа. Ну, что поделать… Отрицательные персонажи (в книгах, в фильмах) всегда ярче, больше запоминаются.

Воланда мы видим в разных ситуациях, сам он тоже разный. Вот только, безусловно, умный.

Сначала он иностранный профессор в парке, который вступает в спор с героями. Точней, он их удивляет эрудированностью. Сам портрет его необычен. Например, один глаз черный – мертвый, а второй – зелёный и хитрый. Одет герой элегантно. Он весьма необычен для советской Москвы. Он в возрасте, но весьма бодр. Его акцент то появляется. То пропадает. Воланд изволит шутить над людьми. Понятно, что он видит своих собеседников насквозь… С ним свита, о которой стоит говорить отдельно. Важно, что все его подопечные тоже яркие персонажи, более весёлые, но готовые на всё ради своего господина.

Читайте также:
Первое прочтение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Также мы видим его в варьете, где он благородно наблюдает за москвичами. Он не лезет вперёд, отдавая эту «честь» своим подопечным. И вот Коровьев на сцене – развлекает публику. Если бы Воланд сам всё делал – «руки марал», то это было б странно. По словам Воланда понятно, что он живёт очень давно, он ведь наблюдал и всю эту историю с Пилатом.

И мы видим Воланда на балу, где он опять же уступает место Маргарите. Она королева. Но им, конечно, тоже все восхищаются. И до самого праздника Воланд со своей свитой отдыхает. Он лежит в халате, ему лечат ногу. Даже странно для могущественного демона, но это придаёт ему человечности, делает образ противоречивым и интересным.

В общем, Воланд – образ яркий, разносторонний, могущественный и очень важный. Без него роман потерял бы очень много… Этот герой вносит благородство, неоднозначность и шарм. Мне он, всё-таки, очень нравится.

Воланд – Харрактеристика

Центральной темой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита” является вечное противостояние добра и зла. Однако, как и у любого человека, у автора произведения были свои представления об этих явлениях.

Воплощением образа вечного зла в его романе предстаёт Воланд, то есть сатана. Автор описывает его высоким человеком средних лет, примечательными чертами во внешности которого являются его “наполовину золотые, наполовину серебряные зубы” и разного цвета глаза. Воланд умело притворяется иностранцем, а потому и “земной” костюм этого персонажа сшит на иностранный манер. При нём всегда его трость с набалдашником в виде пуделя.

Вопреки всеобщему представлению об этом мифологическом герое, в “Мастере и Маргарите” он вовсе не стремится причинить боль и вред каждому, кого встречает на своём пути. Воланд – мудрый и рассудительный персонаж, который, оказавшись в Москве, различными способами борется за справедливость, которая, по его мнению, должна однажды восторжествовать в грешном мире людей. Конечно, в стремлении достичь своей цели персонаж нередко прибегает к радикальным мерам, жестоко наказывая и даже убивая людей, что является злом. Однако на это у него есть собственное мудрое объяснение, которое он произносит, когда к нему является Леви Матвей с посланием от Иешуа Га-Ноцри: “. что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?”. В этих словах Воланда проявляется мудрая идея о том, что, если зла не может не существовать вовсе, потому что добро и зло дополняют друг друга, они должны сосуществовать в гармонии.

Воланд бессмертен и существует уже многие тысячи лет, изредка навещая мир людей, чтобы увидеть, как многое меняется в их сердцах и душах за время его отсутствия. В своём “дьявольском” воплощении он предстаёт уже в ином облике: чёрная сутана, плащ, туфли и перчатки, но всё та же рассудительная мудрость, справедливость в словах и действиях. Воланд освобождает Мастера и Маргариту, даруя этим людям покой. Мы понимаем, что в этом проявляется благосклонность и любовь к людям, способным на большие и искренние чувства, в чьих помыслах и действиях царит любовь и свобода.

Таким образом, Воланд – персонаж романа, являющийся представителем тьмы, но благодаря которому мы понимаем, что добро и зло имеют общие начала, преследуют единую цель – достичь торжества справедливости в алчном и жестоком мире людей и превосходства в человеке добродетели над пороком.

Образ и характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита

Несколько интересных сочинений

Рассказ М. Шолохова «Жеребенок» – одна из печальных историй о взаимоотношениях человека и животного, которая закончилась трагедией. Череда событий произведения вобрала в себя темы

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» есть много представителей МАССОЛИТА: литераторов, писателей и поэтов. Одним из его участников был некто Александр Рюхин.

Горький в своей пьесе предлагает читателям целый калейдоскоп различных характеров и героев. Далее рассмотрим кратко каждого.

По моему мнению, выбор – решение человека в пользу какого-либо варианта. В такой ситуации вариантов бывает несколько, и выбирать становится нелегко. Прежде чем сделать выбор, нужно обязательно всё обдумать

Какой смысл люди вкладывают в слово воспитание? Вероятно, речь идет об умении держаться в обществе и соблюдать определенные традиции, но может ли воспитание иметь однозначный смысл?

Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (Характеристика и образ) Булгакова 11 класс

Воланд, без преувеличения – центральная фигура романа. Именно о нем эпиграф: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», и, действительно, если посмотреть на дела Воланда, то в итоге он дает именно благо. Не то банальное мещанское «добро», к которому стремится большинство второстепенных персонажей и, которое оттеняется аристократическим достоинством фигуры сатаны, но именно благо в его подлинном смысле.

Конечно, сам Воланд – не благостный персонаж. Он не может предложить подлинного блага в конечном смысле. Даже Мастеру и Маргарите он дает только вечный покой.. но где?

Без преувеличения образ Воланда многогранен и, по сути, неуловим. Он меняется как узоры калейдоскопа. Такой тон задает автор с самого начала: «. рот кривой. правый глаз черный, левый почему-то зеленый, брови черные, но одна выше другой». Лицо его как бы ускользает от пристального взгляда, его подлинный облик непонятен. Сам герой представляется разными именами и профессиями, зачастую отражает представления о мире, того с кем общается. Поэтому во многом мы можем сравнить образ Воланда с подобием чистого зеркала, в котором отражается общество того времени. Сатана выявляет пороки людей и дает соответствующие последствия. Многие после этого вразумляются.

Читайте также:
Приемы комического в повести «Собачье сердце»: сочинение

Булгаков, хотя и увлекался мистикой, был православным, а в православии непринято писать иконы Господа и также изображать Его любыми другими способами искусства. Поэтому единственной доступной для него фигурой представителя высших сил остается именно Дьявол. Он не обладает милостью Господа, поэтому так циничен. Да Воланд обличает пороки, но он также и искушает людей, подталкивает на совершение различных пакостей, за которые в дальнейшем и подвергает всяческим мытарствам. В итоге многие герои глубже узнают себя, становятся, как ни странно, на путь праведников. К примеру, Иван Бездомный. Вот какой трудный вопрос ставит в том числе Булгаков – если Господь попустительствует расхолаживанию людей, то дьявол наоборот помогает им становиться лучше, хотя и через страдания? Однако не совсем так, ведь Воланд обречен только на Царство тьмы и другим может предложить только его, хотя и под оболочкой благородства и аристократического достоинства.

Сочинение 2

В произведении Воланд является проводником и неким звеном между миром реальным и мистичным. Как правило, он берет на себя роль наблюдателя, избегает агрессивного вмешательства в явления и процессы.

Это вполне логично. Ведь для того, чтобы менять события и творить «чудеса» существуют его подчиненные – Азазелло, кот Бегемот и др. Сам же Воланд предпочитает молча оценивать их деятельность и ее последствия, находясь в сторонке. Но адепты и сами отлично справляются.

Персонаж чем-то схож с Сатаной. Образ прописан весьма иносказательно. Во-первых, Воланд способствовал помешательству некоторых москвичей, разум которых оказывался слишком хрупким для того, чтобы осознать присутствие сверхъестественных событий. Однако назвать его отрицательным героем язык не поворачивается.

Мало того, в Воланде есть даже некая тяга к справедливости. Ведь он наказывает только лишь тех, кто имеет моральные недостатки. Преследует людей нечестивых, подлых и мерзких, некоторых из которых даже можно охарактеризовать, как низких, жалких, ничтожных.

Соответственно, герой предстает перед читателем неким «Робин Гудом из мира магии», «молчаливым мстителем», «гласом темной справедливости», «адским ангелом отмщения».

Способности «темного владыки» безграничны. Он заранее знает обо всем, что может случиться, помнит то, что происходило тысячи лет назад, видит намного больше, чем «простые смертные». Именно поэтому человеческие поступки его смешат.

Однако пара Мастера и Маргариты сумела «умилить» его. Проникнувшись искренней любовью, самозабвенностью и страданиями героев, Воланд дарует им свободу.

Это характеризует его не только как мрачного, мистичного героя, наделенного высшей степенью власти и тягой к справедливости, но и как милосердного. Впрочем, любой правитель обязан иногда быть снисходительным по отношению к своим подданным.

К чертам Воланда также можно причислить таинственность, загадочность, флегматичность, прозорливость, умение видеть людей насквозь и.т.д.

Воланд отличается от Дьявола тем, что не искушает людей, а испытывает их путем сложных жизненных обстоятельств. Как правило, все проверки нестандартные и яркие. Что же касается реакции людей, она тоже отличается.

«Финальной точкой», которую темный владыка ставит при столкновении с любым представителем человеческого рода, является предоставляемый им выбор: герой предлагает личности, наконец, определиться, на чью сторону встать?

Варианта два – Свет или Тьма.

Образ Воланда

Несмотря на то, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд олицетворяет собой образ Дьявола, персонаж этот, подобно остальным героям романа, вовсе не так однозначен.

Воланд прибывает в Москву в 1935 году и представляется консультантом по черной магии, профессором в области чародейства, артистом. В своем романе Булгаков описывает его как человека, одетого в дорогую одежду, с тростью, лет сорока с небольшим, с глазами разного цвета.

Нескольким героям Воланд раскрывает свое истинное лицо повелителя тьмы. Воланд не является воплощением абсолютного зла, поскольку способен проявлять милосердие и совершать справедливые поступки.

Князь тьмы пребывает в Москву затем, чтобы увидеть москвичей массово, для чего и устраивает сеанс черной магии в Варьете. Воланд хотел понять, как изменились люди за последние несколько веков, и изменились ли вообще. Посмотрев со сцены в зрительный зал, оценив поведение зрителей, он приходит к выводу, что люди остались прежними. Это самые обычные люди, которые любят деньги, бывают легкомысленными, «квартирный вопрос только испортил их…».

Оценивать поступки людей, наводить порядок и совершать возмездие Воланду помогает его свита в лице Коровьева, Азазелло, Кота-Бегемота и Геллы. Шутовское поведение первых троих призвано оттенить серьезность и величие властелина тьмы, а также подчеркнуть абсурдность происходящих событий, участниками которых из-за своих собственных пороков, в том числе, из-за глупости, трусости, мелочности, невежества, становятся жители города.

Главные характеристики персонажа Воланда сводятся к его всесильности и справедливости. На протяжении всего романе князь тьмы не причинил зла ни одному человеку. Негатив исходит не от него, люди сами являются источниками своих бед. Воланд лишь наблюдает и констатирует пороки москвичей, наказывает за их грехи, воздает по заслугам. Таким образом, с помощью созданного им образа дьявола, пропуская сюжет через призму удивительных и таинственных событий, Булгаков рисует сатирическую картину общества того времени.

В своем романе автор обличает такие человеческие пороки как жадность, лицемерие, воровство, взяточничество и многое другое. За свои грехи горожане жестоко расплачиваются, однако наказание им воздается вполне справедливое. Другие герои произведения, наоборот, сумели сохранить в себе духовную чистоту, доброе сердце и светлую душу, и Воланд прощает им их ошибки, а некоторых щедро награждает. В этом и проявляется всесильность и высшая справедливость Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Благодаря обличительной роли этого персонажа, герои романа открываются перед читателем словно книга, на страницах которой начертаны все их чувства, мечты, поступки.

Читайте также:
Лисович: сочинение

Вариант 4

Воланд – практически главный герой романа. Это сам дьявол, который вершит правосудие в Москве, который сам видел события исторической части романа и рассказывает о них, который запросто общается со Светлыми силами…

В общем, это практически самый могущественный герой романа. Но он не так уж часто что-то делает сам, наказывает, творит волшебство. У него есть целая свита, вот разным её участникам он позволяет заниматься «рутиной». Например, в театре, где должно проходить его представление, «фокусник» садится в кресло и наблюдает за зрителями, делает выводы о современных москвичах.

Булгаков сделал своего героя не кровожадным, не безумным, а спокойным и благородным. Воланд умён, он не жаждет крови, но несёт справедливость. Именно он помогает Мастеру обрести покой, помогает Маргарите найти своего возлюбленного. И Воланд более человечен, чем можно предположить. У него даже болит колено! Он лечится, смеётся, что одна ведьма так отомстила ему. Воланд сам разговаривает с Берлиозом и Бездомным, притворяется, для развлечения, иностранцем. Для него оказывается важным наказать именно Берлиоза, который не верит в Иисуса, а соответственно, и в самого Воланда.

Внешний вид его благороден, но противоречив. Один глаз его зеленый – живой, другой – черный – мертвый. По акценту его можно принять то за немца, то за француза… Но эта игра быстро надоедает темному повелителю, дальше он уже не притворяется, не «прибедняется».

Почти всё время Воланд невозмутим. Он слишком много помнит и знает, чтобы уже удивляться. Его образ вызывает уважение у практически всех читателей. Я слышала, что христиане многие были возмущены, что Булгаков создал своего Воланда таким не отталкивающим, а интересным.

Сильный, значимый образ, который мне очень нравится. Но всё-таки, думаю, с таким лучше не связываться. От такой силы лучше держаться подальше… Все мы не без греха, мало ли! Это Маргарита и Мастер были в отчаянии.

Сочинение 5

Особенностью романа Булгакова является практически полное отсутствие в нем Господа. Высшее положительное начало в нем проявляется только через образ Спасителя-Иешуа, но он выглядит сначала земным и вполне простым человеком, хотя и с неординарными взглядами, и только в завершении предстает в свете. Тем не менее, роман Булгакова, безусловно, является романом об инфернальных сущностях и о дьяволе.

На самом деле такое не удивительно, ведь именно дьявол, согласно учениям, является властителем этого мира. Господь в этом смысле предстает трансцендентным, как далекая и высшая награда, которая достижима только путем практически полного исключения себя из мира при жизни. Тут нужно напомнить, в романе главные герои не обретают Царства Небесного, хотя и поступают положительно, являются в какой-то степени примерами достойных людей, но и они оказываются поглощенными сатаной.

Собственно Воланд отсылает читателя к Фаусту, где дьявол называет себя Воландом перед людьми. Каноническим образом Воланд у Булгакова не является злом в привычном и повседневном смысле этого слова, да он способен на различные проделки, но по большей части, все они являются следствием поведения самих людей. Также следует вспомнить о роли дьявола и его свиты в религии, они созданы по попустительству Господа, дабы наказывать грешников, Воланд сначала беседует с людьми, и только увидев какие-то греховные склонности, воздает по заслугам.

Внешность Воланда представляется довольно скупо. Согласно некоторым исследователям, автор копировал некоторых известных ему людей и привносил различные детали в облик, но такое рассмотрение требует глубокого и детального исследования. Если говорить кратко, то Булгаков изображает сатану простым человеком с немного нестандартной внешностью, такой как глаза разного цвета и небольшая асимметрия лица.

Повадки Воланда аристократические, он склонен к простым и ясным поступкам, при этом обладает сдержанностью в общении с другими людьми и собственной свитой и даже не проявляет существенной иронии, хотя и мог бы. На самом деле, хотя Воланд презрительно говорит о милосердии, он сам поступает довольно милостиво по отношению к другим людям. Тем не менее, такое поведение, конечно, обуславливается просто его функцией, которая позволяет действовать только в рамках ответа на грехи, но не со собственной воле.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Воланда в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Сочинение будет посвящено детству Чичикова, которое нельзя отнести к безмятежным и радостным, наполненным веселыми играми, воспоминаниями о теплых семейных праздниках, веселых моментах.

Мне кажется, жизнь всегда ставит перед нами выбор, и именно этот регулярный выбор определяет человека, и он непрестанно решает каким быть, каким образом действовать. Быть может, незначительные детали кажутся чем-то малосущественным

Как только солнце слегка пригреет, а природа ещё не отошла от зимнего сна, можно увидеть первых порхающих бабочек. И хотя внешне они все разные, но все такие трепетные и красивые, что глядя на них сразу чувствуется приближение весны.

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне».

Одной из главных тем произведений советских писателей стала тема Великой Отечественной войны. Многие из них были не только военными корреспондентами, но даже принимали непосредственное участие в боевых действиях

Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (образ, внешность и характеристика)

Имя одного из главных персонажей романа М. Булгакова ” Мастер и Маргарита” Воланд – позаимствовано у немецкого писателя Гете из ” Фауста “. Так звал себя сам Мефистофель. У этого имени были и другие версии происхождения, например, в средневековых источниках оно переводилось как ” лукавый ” и было одним из имен черта, во французском языке есть аналогичное по написанию слово, означающее ” летуна “, т.е. огненного змея, дракона, что также относится к нечистой силе.

Читайте также:
Образа Варенухи Ивана Савельевича: сочинение

Внешность Воланда была крайне непримечательной: он был высоким человеком, носил черный фрак, трость с наконечником в виде черного пуделя, имел дефекты – разноцветные глаза и хромоту. Личность его соответствовала его наружности. Он был неуловим для понимания, так как действовал всегда опосредованно, чужими руками, с привлечением третьих лиц. Его свита охотно бралась за исполнение любой прихоти своего повелителя. Он хорошо разбирался в пчихологии, так как многое повидал на своем веку, умел находить слабости и недостатки своих подопечных, легко ими манипулировал и использовал во всех своих злодеяниях. Однако, иногда с ним случались ” приступы ” справедливого суда, так было с бароном Майгелем, Римским, Лиходеевым, Бенгальским. Порывы честности также были ему присущи. Он выполнил целых два желания Маргариты, хотя изначально давал обещание выполнить только одно. С другими же он расправлялся беспощадно и без малейшего сожаления, как, например, с Берлиозом, чью голову он превратил в кубок, отправив его в небытие. Воланд был вездесущ, хотя никто не знал его происхождения, откуда он родом. Но по его манерам можно было понять, что он не из России. Перемещения его в пространстве, в том числе по Москве, ни у кого не вызывали изумления, он казался всемогущим, о чем он сам же и заявлял в беседе с Левием Матвеем.

Фигура Воланда была ключевой в романе Михаила Афанасьевича. Он был центром, вокруг которого крутились все персонажи, он быль осью сюжета. Часто он был просто ” надзирателем над злом “, сторонним наблюдателем и напрямую не участвовал в буйстве вампиров и злых духов, но по его воле и с его согласия вершились беззакония и несовместимые с человечностью поступки. А он ведь и не был человеком в прямом смысле этого слова, он был сатаной в его облике, порождал зло и нес в мир смуту, невообразимые здоровому уму комичные ситуации, в которых он проявлял свое нутро, стремясь показать невеждам и алчному ” отродью “, коими он считал людей, что они в его власти, но в тоже время не отказывал им в толике сердечности : ” Они люди как люди, любят деньги, но так это всегда было и милосердие иногда стучится в их сердца, обыкновенные люди ” .

Воланд был авторитетом в своей среде, никто не мог с ним сравниться из его свиты, но его гонор, высокомерие и исключительностью была только его реальностью. Добрые люди боялись его, зная что не смогут справиться с ним и его злыми чарами, но в сущности его образ показан Булгаковым, как скверный, не стоящий подражания или какого – то эпитета перед его силой. Он вызывает у читателей насмешку, сочувствие, что он погряз в своих злодеяниях и не может творить добро, потому что это чуждо его природе, это не его стихия, где он может показать себя.

Таким образом, Воланд – интереснейший персонаж романа ” Мастер и Маргарита “, в котором Булгаков призывает людей искать частички Воланда в себе и пресекать зачатки зла в своих душах, пока они не захватили их, как ” повелителя теней “.

Сочинение 2

Понятно, что главный герой романа – Мастер. Он создаёт второй (внутренний) роман в книге, он ведь и в названии… Но появляется он только в тринадцатой главе. Он слабый, нервный, одним словом – творческий человек. И он не так уж много делает, его возлюбленная Маргарита – и то более активна. Главные герое исторического романа, естественно, Иешуа и Пилат, но как-то обо всем этом забываешь. Всех затмевает образ Воланда! Он так силен, мудр и интересен!

Я знаю, что религиозные люди не любят это образ (и даже саму книгу Булгакова), ведь этот герой – сам властелин тьмы! А из него как будто сделали хорошего персонажа. Да, Воланд это не традиционный злодей, не маньяк, даже не вампир. Кстати, его подопечные, например, Гелла вполне себе вампир! Воланд очень могущественный, но у него нет цели всё разрушить. Он как бы наблюдает. У него больше всего сил, что логично, но он не собирается удивлять москвичей фокусами. Его свита развлекается! А он смотрит со стороны на реакцию москвичей. Это для него представление, а не для них. Он видит правду, видит каждого насквозь, а москвичи не понимают, что деньги, за которыми они прыгают, скоро превратятся в фантики.

Воланд очень стар. Точней, он без возраста. Он вспоминает прошлое, какую-то ведьму из-за которой у него колено болит. Но их встреча была сотни лет назад. Женщины бы уже не стало за эти века, а вот ведьма могла и дожить до событий в романе. Во время бала Воланд позволяет себе расслабиться – сидеть в халате, позволять массировать себе колено. Это опять показывает его силу, способность быть выше правил, делать то, что именно он хочет. И он выше старого разделения на добро и зло. Помощник Иешуа злится на Воланда, испытывает даже отвращение с гневом, но Воланд лишь смеётся над ним. Это как отрицать тень, когда светит солнце. Руками Воланда творятся и добрые дела, восстанавливается справедливость.

Читайте также:
Знакомство Ивана Бездомного с Мастером: сочинение

Я скажу, что у меня уважительное отношение к этому герою. У него такая мудрость! С ним нельзя шутить, ведь он всё понимает и видит. Но его приятно удивляет хорошее в людях. Он уважительно отнесся к Маргарите и Мастеру. Понимаю, что это сложный образ, противоречивый, как говорится. Но я думаю, что он очень хорошо получился у Булгакова. Даже, может быть, это более сильный образ, чем все остальные. В нем совмещаются разные качества – хорошие и плохие, поэтому он вызывает интерес и уважение. Жаль, что Михаил Афанасьевич не написал хотя бы несколько рассказов с этим героем.

Воланд в романе Мастер и Маргарита

Популярные сочинения

Пушкин в романе «Евгений Онегин» развивает тему дружбы на примере двух разных по темпераменту и характеру человека. Онегин и Ленский волею судьбы встретились в глуши родовых поместий.

В сочинении я хочу рассказать об образе загадочного, интересного и по совместительству одного из главных героев романа – Мастера, и о его жизни до знакомства с прекрасной Маргаритой

Алехин Павел Константинович – это главный герой рассказа “О любви” Антона Павловича Чехова. Автор представляет его как небогатого помещика с благородными кровями. Он полноватый и высокий мужчина

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита»

В произведении Михаила Афанасьевича Булгакова обобщенный образ властелина темных сил представлен персонажем Воланда. Традиционно подобный персонаж в литературных произведениях олицетворяет абсолютное воплощение зла. Но подобно остальным основным персонажам произведения, образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова весьма неоднозначен.

Особенности создания образа

Роман Булгакова построен в двух хронологических плоскостях и местностях: советской Москвы и Древнего Иерусалима. Интересна и композиционная задумка романа: произведение в произведении. Однако Воланд присутствует во всех композиционных плоскостях.

Итак, в советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец». Такое описание Воланда в романе дает Булгаков.

Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.

Москвичи глазами гостей

Для чего же Воланд прибывает в Москву? Литераторам он говорит, что приехал для работы над рукописями древнего чернокнижника, администрации варьете – для выступления с сеансами черной магии, Маргарите – для проведения весеннего бала. Ответы профессора Воланда различны, как и его имена и обличья. Зачем же на самом деле князь тьмы прибыл в Москву?

Воланд хотел посмотреть, изменилось ли человечество за века. «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…», – таков портрет москвичей глазами персонажа.

Роль свиты Воланда

В оценке общества, наведении порядка и возмездия властелину теней помогают его верные приближенные. По сути, он сам ничего плохого не делает, а лишь принимает справедливые решения. Как у каждого короля, у него есть свита. Однако Коровьев, Азазелло и Бегемот выглядят скорее прирученными шутами, нежели верными слугами. Исключение составляет лишь образ Геллы.

Автор мастерски экспериментирует в создании приближенных демонического властелина. Традиционно темные персонажи изображаются страшными, злыми, пугающими, а свита Воланда в романе Булгакова – это сплошные шутки, ирония, каламбуры. Подобный художественный прием автор использует, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуаций, в которые загоняют сами себя москвичи, а также с целью выделить серьезность и мудрость Воланда на фоне шутовского окружения.

Олицетворение всесильности

Михаил Булгаков вводить персонаж Воланда в систему персонажей в качестве оценивающей и решающей силы. Неограниченность его возможностей с первых мгновений пребывания в Москве становиться ясной. Признает это и Маргарита, когда он даровал ей счастье снова быть рядом с возлюбленным. Таким образом, суть характеристики Воланда в романе «Мастер и Маргарита» в его всесильности и безграничности возможностей.

Проделки сатаны и его свиты хотя и страшны, однако все беды с людьми случаются лишь по их собственной вине. В этом и противоречивость булгаковского сатаны. Зло исходит не от него, а от самих людей. Он лишь констатировал многочисленные грехи горожан и наказывал их по заслугам. С помощью образа Воланда, через призму тех таинственных и необъяснимых событий, которые происходили с москвичами за период пребывания темных сил в городе, автор показал сатирический портрет современного ему общества.

Справедливость поступков

За период пребывания в Москве Воланд успел познакомиться со многими будущими обитателями своего темного потустороннего мира. Это и мнимые представители искусства, думающие лишь о квартирах, дачах и материальной наживе, и работники общепита, ворующие и реализующие просроченные продукты, и продажная администрация, и родственники, готовые порадоваться смерти близкого за возможность получить наследство, и низкие люди, которые узнав о смерти коллеги, продолжают есть, ведь еда остынет, а мертвому уже и так все равно.

Жадность, коварство, лицемерие, взяточничество, предательство были жестоко, но справедливо наказаны. Однако персонажам, сохранившим чистое сердце и душу, Воланд простил их ошибки, а некоторых даже наградил. Так, вместе со свитой Воланда Мастер и Маргарита покидают земной мир с его проблемами, страданиями и несправедливостью.

Значение образа Воланда

Значение персонажа Воланда заключается в том, чтобы показать людям их же грехи. Не сможет быть хорошим тот, кто не знает разницу между добром и злом. Свет может оттенить лишь тень, так утверждает Воланд в разговоре с Левием Матвеем. Можно ли справедливость Воланда считать добротой? Нет, он просто попытался указать людям на их ошибки. Кто сумел стать искренним и честным с собой и остальными, того месть сатаны не коснулась. Однако не он изменил Бездомного или Римского. Они изменились сами, так как в их душе тьму победил свет.

Читайте также:
Булгаковская Москва.: сочинение

Поступки Маргариты и слабость Мастера не позволили им перенестись в свет, но за их готовность пожертвовать собою ради любимого человека и истинного искусства Воланд дарует им вечный покой в своем царстве тьмы. Таким образом, нельзя говорить, что в романе он является воплощением абсолютного зла, и уж тем более не стоит ассоциировать его с добром. Роль Воланда и его поступков объясняется справедливостью. Он пришел в Москву в роли своеобразного зеркала, и тот, кто истинно обладает добрым сердцем, сумел рассмотреть в нем свои ошибки и сделать выводы.

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Цитатная характеристика Воланда

Внешнее описание

О годах Воланда писатель не пишет точно, лишь указав читателю, что это мужчина за сорок. На самом деле сложно сказать, сколько лет дьяволу, ведь он бессмертен, и его возраст может быть бесконечно большим. Внешность ключевого персонажа также неопределённа. Каждый раз он появлялся перед людьми в разном образе, и все, кто его видел, давали своё описание Воланда, не похожее на прежние. Известным фактом является хромота мессира, полученная в качестве наказания от ведьмы, но причины, по которой провинился, он не называет.

В романе Воланд охарактеризован внешне следующим образом:

  1. Это идеально выбритый мужчина выше среднего роста с тёмными волосами, такими же несимметричными бровями и кривым ртом.
  2. Отдельно стоит сказать о глазах, поскольку они разного цвета. Левый — чёрный, а правый — зелёный с золотым отблеском, способный заглянуть в самую душу собеседника.
  3. Зубы украшены платиновыми коронками с одной стороны и золотыми — с другой.
  4. Лицо покрыто загаром, как после отдыха на юге.
  5. Кожа сухая, а лоб исчерчен глубокими морщинами.
  6. Голос мессира — низкий с хрипотцой.

Что касается одежды, то она всегда была по случаю. На торжественных мероприятиях Воланд появлялся в классическом дорогом костюме, перчатках и заграничных туфлях. В домашней же обстановке, напротив, выглядел неряшливо и неаккуратно — в засаленном халате, старой пижаме и стоптанных домашних туфлях. Когда сатана принимал своё истинное обличье — он был во всём чёрном: сутане, накидке, перчатках и туфлях.

Характеристика Воланда

В романе «Мастер и Маргарита» главный герой изображён как интереснейший архетип. Подобного ему не было как в российском, так и зарубежном литературном искусстве.

Противоречивые качества

Из-за обладания неоднозначными чертами его персона воспринимается двояко. Наличие противоположных качеств делает главного героя носителем как сатанинского, так и божественного начал. Это можно объяснить нечёткостью границ между злом и добром, поэтому невозможно уверенно разделить поступки Воланда и его свиты на «белые» и «чёрные».

В начале произведения Михаил Булгаков скрывает от читателя истинный образ мессира. Это сделано умышленно, чтобы создать дополнительную интригу. И только потом открыто проявляется сущность загадочного Воланда, раскрывается его дьявольский облик.

В различных ситуациях писатель показывает ключевого персонажа в непривычных ипостасях:

  • волшебника;
  • могучего мага;
  • предсказателя и провидца.

Источник образа

Прототипом Воланда является Мефистофель из легендарного произведения И. В. Гёте. Кроме того, внешние данные героя Булгаков создавал по «Истории сношения человека с дьяволом» (автор М. Н. Орлов) и статье о демонологии, изложенной в «Энциклопедическом словаре» (Брокгауз и Ефрон). Вдохновлённый этими литературными источниками, Михаил Афанасьевич наделил своего персонажа:

  • хромотой;
  • косоглазием;
  • кривым ртом;
  • несимметричными тёмными бровями;
  • тростью с головой пуделя в качестве набалдашника;
  • беретом, лихо заломленным за ухо и др.

Но булгаковский Воланд только внешне похож на привычные образы сатаны, описанные в литературе. В остальном он совершенно другой. Автор своеобразно интерпретирует провокацию дьявола. Традиционно сатана стремится всколыхнуть все тёмные стороны души человека и сделать их доминирующими. Воланд же осуществляет провокации с целью исследовать истинную сущность людей. Так, на сеансе чёрной магии в варьете в собравшихся зрителях проявляются как плохие стороны (алчность), так и хорошие (милосердие).

История и прототипы

Булгаков был как искусным врачом и прозаиком, так и загадочным человеком. Пелена тайны, которой окутана биография писателя, не дает покоя ученым, пытающимся собрать все факты воедино. Поэтому вопрос, когда же Михаил Афанасьевич придумал «Мастера и Маргариту», остается открытым, но литературоведы сходятся во мнении, что черновые наброски были сделаны в 1928–1929 годы.


Михаил Булгаков

Причем в дебютных записках Михаила Афанасьевича отсутствовала любовная линия безымянного писателя в черной шапочке и женщины, которая несла «отвратительные желтые цветы». Первоначально гений стал скрупулезно собирать информацию о дьяволе: в специальной тетради хранились вырванные листы из словарей, очерки Михаила Орлова и отрывки из произведений, где описывается нечистая сила.

В 1930 году Булгаков получил отказ от Главреперткома: в письме говорилось, что пьеса «Кабала святош» (1929) к представлению в театре не разрешена, поэтому Михаил Афанасьевич в сердцах кинул свои записки о Люцифере в печь. Но, как известно, «рукописи не горят», поэтому большая часть отрывков, а именно две толстых тетради с изорванными листами, уцелела.


Воланд — арт

В 1932-м Михаил Афанасьевич вновь возвращается к своей задумке и садится за написание романа, не используя авторского лиризма. Правда, Булгаков опирался на классический библейский сюжет и делал дьявола искусителем и провокатором, тогда как в окончательном варианте Воланд выступает в роли свидетеля и наблюдателя. В 1940 году здоровье Булгакова начинает резко ухудшаться: у гения литературы обнаружили болезнь почек.

Читайте также:
Мастер и массолит. Две концепции литературного творчества в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Михаил Афанасьевич оказался прикованным к постели и, превозмогая сильнейшую боль, диктовал жене Елене Сергеевне отрывки из произведения: о похождениях Коровьева, путешествии Степы Лиходеева и безоблачных деньках в «Грибоедове» и театре «Варьете».

Роман увидел свет только в 1966 (67) году, вдова писателя редактировала рукописи около двадцати лет. Воланд стал одним из самых ярких и запоминающихся персонажей. У этого героя нет истинного прототипа, потому что образ черного мага собирательный. Сам литератор говорил:

«Не хочу давать повод любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет».

Михаил Булгаков называл мессира главным противником небесных сил – Сатаной. По крайней мере, аналогия с религиозным олицетворением зла кажется исследователям очевидной. Кроме того, литератор опирался на предшественника, немецкого поэта Иоганна Гете, который подарил этому миру «Фауста»: во времена своего детства в Киеве Булгаков с удовольствием слушал одноименную оперу Шарля Гуно.


Воланд и Мефистофель

В действительности, Воланд имеет схожесть с гетевским злым духом, к тому же отсылка к этому персонажу присутствует в эпиграфе романа и 29-й главе, когда профессор черной магии сидит на каменной террасе, положив острый подбородок на кулак и готовясь к расставанию с Москвой. Тем самым обнаруживается сходство со скульптурой «Мефистофель», выполненной из мрамора Марком Антокольским. Да и мастер в первых редакциях именовался Фаустом.

Драматург Эдвард Радзинский увидел сходство между Воландом и Иосифом Сталиным, а некоторые исследователи ассоциируют мессира с Апостолом Петром и со вторым пришествием Иисуса Христа. Помимо прочего, литературоведов интересует значение имени дьявола. Дело в том, что в немецком фольклоре беса называли Фаландом, тогда как в «Фаусте» Мефистофель произносит фразу:

Окружение мессира

Давать оценку обществу, наводить порядок, наказывать провинившихся и вершить возмездие помогает свита Воланда. В неё входят:

  • ломака-регент Коровьев.
  • кот Бегемот.
  • Фагот.
  • демон Азазелло.
  • ведьма Гелла.

Писатель виртуозно экспериментирует в создании помощников властелина тени. Обычно в литературе тёмные персонажи воплощают страх, зло и испуг. А свита Воланда ассоциируется скорее с шутками, иронией и каламбурами. Таким художественным приёмом Булгаков хотел подчеркнуть, насколько абсурдными бывают ситуации, которые москвичи сами и создают, а также выделить серьёзного и мудрого мессира в окружении шутов.

Воланд даёт помощникам задания, выполняя которые они обнажают все пороки общества, наказывают виновных обывателей и сжигают следы согрешений, как бы проводя очищение. Эта участь постигла завсегдатаев ресторана «Грибоедов» и членов МАССОЛИТа. Таким образом, у людей появился второй шанс для воздвижения нового святилища культуры и побуждения москвичей к творчеству.

Описание проделок окружения Воланда играет важную роль в контексте отражения исторической реальности 30-х годов. Свита не манипулирует сознанием человека, чтобы заставить его согрешить. Она сбрасывает с его глаз пелену, маскирующую действительность, обнажая нравственные вопросы, окутанные паутиной лжи и низости общества того времени.

Свита Воланда выполняет функцию «перекрёстка» двух дорог: добра и зла, а человеку нужно лишь выбрать, по какой из них пойти. Воланд в этой ситуации является справедливым мудрецом и вершителем судеб.

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание подруги (7 класс)
    Я с удовольствием приступаю к написанию данного сочинения, так как всегда приятно говорить о дорогих сердцу людях. Мне посчастливилось познакомиться с волшебной девчонкой, которая стала мне не только подругой, но и настоящей сестрой
  • Сочинение Какой опыт духовно обогащает личность? (итоговое)
    Что может обогащать личность? Прежде всего, это духовный опыт. Духовный опыт прошлых поколений, который мы получаем от наших предков. В России это понятие нравственности, культуры и духовности
  • Сочинение Дедушка Каширин (Дед) в повести Детство Горького (Образ и характеристика)
    В 1913 году вышла первая часть трилогии «Детство». Его автор Алексей Максимович Горький описал в ней своё детство. В нем повествуется о нелегкой жизни простых людей

Цель приезда в столицу

Погружаясь в события романа, читатели пытаются понять, зачем Воланд приехал в Москву. Литераторам целью визита он называет работу над старинными рукописями чернокнижника, администрацию варьете информирует, что намерен дать сеансы чёрной магии, версией для Маргариты является проведение музыкального весеннего бала. Ответов у профессора Воланда много, как и его имён и обличий. Правдивый ответ на вопрос, для чего мессиру понадобилось приезжать в Москву, получил только заведующий буфетом варьете Соков. Ему профессор сказал, что хочет понаблюдать за жителями города, для чего и организовал представление.

Воланду нужно было понять, произошли ли в человечестве существенные изменения за столетия. Он сделал вывод, что в целом люди похожи на прежних с той же легкомысленностью и жаждой денег, только квартирный вопрос их испортил.

Справедливый дьявол

В «Мастере и Маргарите» одной из основных является тема добра и зла. И Воланд прибыл в столицу, чтобы показать людям различия между этими понятиями. Здесь он встретил многих будущих обитателей тёмного загробного мира:

  • мнимых служителей искусства, для которых важны лишь квартиры, дачи и материальная нажива;
  • работников общепита, ворующих и реализующих просроченные продукты;
  • продажную администрацию;
  • родственников, которые радуются смерти близких, когда речь идёт о наследстве;
  • низких людей, продолжающих есть, услышав о смерти коллеги.

Все носители жадности, коварства, лицемерия, взяточничества и предательства понесли жестокое, но справедливое наказание. А персонажи, сохранившие сердце и душу чистыми, были прощены и даже вознаграждены. Так, Мастеру и Маргарите было позволено покинуть земной мир и избавиться от проблем, страданий и несправедливости, а Понтий Пилат в конце романа ожидает Иешуа, чтобы поговорить и убедиться, что казни не было.

Мессир отнюдь не является богоборцем и врагом человеческого рода. Несмотря на ортодоксальное толкование, согласно которому дьявол не принимает истины, Воланд к ней причастен. Он определённо разделяет понятия добра и зла, хотя традиционно для дьявола они являются относительными.

Кроме того, у ключевого персонажа есть сила для кары людей за совершённые злодеяния, сам при этом он никого не оговаривает, но наказывает инсинуаторов и доносчиков.

Тема «тёмного» и «светлого» в романе звучит везде, вплоть до мелочей. К примеру, шапочка, сшитая Маргаритой для любимого, была чёрного цвета. Он символизирует тишину и спокойствие. Появилась она у Мастера, когда того постигла череда неприятностей, поэтому для него чёрный — стал цветом покоя. А буква «М» из жёлтого шёлка ассоциируется со славой и божественной властью.

Читайте также:
Значение эпиграфа в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Актеры

Список актеров, кому удалось примерить роль всемогущего Воланда, невелик. Первым, кто перевоплотился в справедливого дьявола, стал французский и итальянский актер Ален Кюни, который сыграл в картине 1972 года. Фильм разительно отличается от оригинала писателя, хотя и удостоился национальной премии и приза МКФ в Венеции. Кюни удалось войти в роль, но внешне он не походил на Воланда: вместо брюнета зрители видят седого мужчину в сером пальто.


Ален Кюни в роли Воланда

В 1988 году за роман Булгакова взялся польский режиссер Мацей Войтышко, который умудрился завоевать положительные отзывы зрителей и поклонников Михаила Афанасьевича, ведь его экранизация мини-сериала практически не отличается от книги. На этот раз в облике повелителя ада выступил Густав Холоубек, знакомый по фильмам: «Голубой крест» (1955), «Марыся и Наполеон» (1966), «Огнем и мечом» (1999).


Густав Холоубек в роли Воланда

Далее образ Сатаны примерил российский актер Валентин Гафт, который заметил в интервью:

«Мой Воланд не дьявол, а посланник светлых сил!»

Валентин Иосифович говорил, что дьявол — самый положительный персонаж булгаковского романа. В фильме «Мастер и Маргарита», который был снят в 1994 году, сыграли Виктор Раков, Николай Бурляев, Александр Филиппенко, Сергей Гармаш, Леонид Куравлев и другие представители кинематографического небосвода.


Валентин Гафт в роли Воланда

В 2005-ом за экранизацию взялся Владимир Бортко, и, надо сказать, что режиссер постарался максимально воплотить рукописи Михаила Афанасьевича на кинопленку. Не подвела и музыкальная составляющая, главная тема сериала – «Гимн Воланда» Игоря Корнелюка.

Так как хронометража на полноценный фильм явно не хватило бы, Владимир Владимирович создал мини-сериал. Роль Воланда досталась Олегу Басилашвили. Внешность актера не подходит под описание, но Олег Валерианович блистательно исполнил сторонника сил тьмы.


Олег Басилашвили в роли Воланда

Примечательно, что первоначально роль мессира должна была достаться Олегу Янковскому, но артист не стал испытывать судьбу и отказался от этого образа. Также Бортко рассматривал Гари Олдмана, Жана Рено и Клауса Марию Брандауэра. Помимо Басилашвили, в сериале сыграли: Александр Галибин, Владислав Галкин, Кирилл Лавров, Александр Абдулов, Сергей Безруков и Александр Баширов.

Значение образа Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова

Князь Тьмы, воплощенный в образе Воланда в романе «Мастер и Маргарита», занимает особенное место в повествовании. Он противоречив и неоднозначен. В отличие от традиционного представления Сатаны в качестве абсолютного зла, булгаковский герой выступает вершителем правосудия. Воланд не добр и не зол, он справедлив. В романе это ключевая фигура. Он участвует сразу в двух историях, из которых состоит структура произведения.

  1. Внешний вид Воланда
  2. Цель прибытия и свита
  3. Справедливость и всесильность

Внешний вид Воланда

В 11 классе средней школы учащиеся пишут сочинения на тему романа Булгакова, составляют таблицы его персонажей. По мнению литературных критиков, прототипом Воланда стал Мефистофель Фауста. Булгаковский герой унаследовал лишь внешность этого персонажа, но не его сущность.

У Воланда неопределенный возраст. На вид ему около 40, но на самом деле никто не знает, сколько ему лет, ведь Сатана бессмертен. Внешность его также трудно определить. По словам автора, все, кто видел Воланда, давали ему разное описание. Одним он казался маленьким, другим — огромного роста. Кто-то называл его хромым на левую ногу, кто-то на правую.

На самом деле краткий портрет Воланда следующий:

  • лет около 40 с лишним;
  • рост не маленький и не большой, просто высокий;
  • волосы темные;
  • гладко выбрит;
  • лоб с морщинами;
  • рот кривой;
  • одна бровь выше другой;
  • правый глаз черный, левый зеленый с золотым отблеском;
  • лицо покрыто загаром;
  • ни на какую ногу он не хромает.

В первой главе герой одет в дорогой заграничный костюм. На голове у него берет, заломленный за ухо, в руках он держит трость с головой пуделя.

В следующих главах одежда Воланда меняется: дома он ходит в засаленном халате и шлепанцах, перед Маргаритой предстает сначала в заплатанной ночной рубашке, затем в черной сутане.

Цель прибытия и свита

Князь Тьмы появляется в столице весной 1935 года. О цели своего приезда разным людям он говорит по-разному:

  1. Литераторам Берлиозу и Бездомному Воланд представляется заграничным профессором, приехавшим для изучения древних рукописей.
  2. Администрации Варьете — фокусником, который проводит сеансы черной магии, а затем разоблачает их.
  3. Маргарите говорят, что появление Воланда вызвано желанием устроить в Москве традиционный весенний бал Темных сил.
  4. Единственный искренний ответ, зачем Сатана приехал в столицу, получает буфетчик Соков, когда пытается вернуть фальшивые червонцы. Владыка Темных захотел посмотреть на москвичей в массе, для этого он и устроил представление.

Воланд интересует, изменились ли люди за века. По его словам, они напоминают прежних: легкомысленны, любят деньги, не чужды милосердию, «квартирный вопрос их только испортил».

Вместе с повелителем Теней приехала его свита:

  • ломака- регент Коровьев;
  • кот Бегемот;
  • вампирша Гелла;
  • демон-убийца Азазелло.

Приближенные используют почтительное обращение к Воланду: «мессир». Они помогают ему оценить людей, навести порядок и наказать виновных. Сам Сатана ничего не делает, он лишь принимает решения и отдает приказы своим подчиненным.

Читайте также:
Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия»: сочинение

В отличие от традиционного представления, темные персонажи не представляются ужасными, злобными и пугающими, скорее, это шуты. Общаясь с москвичами, Коровьев и Бегемот вовсю развлекаются: устраивают розыгрыши и провокации, сыплют каламбурами и прибаутками. Их речи полны иронии.

Так автор хотел подчеркнуть абсурдность ситуаций, в которые сами себя загоняют столичные жители, а также противопоставить мудрого и серьезного Воланда его шутовской свите.

Справедливость и всесильность

За время пребывания в Москве Воланд столкнулся с низкими и бесчестными людьми, которые в будущем станут обитателями его царства. Это жадные и коварные лицемеры, взяточники и предатели. За свои поступки они понесли суровое, но справедливое наказание от темных сил.

Проделки Воланда и его свиты жестоки, но пострадавшие от них сами виноваты в своих бедах. Булгаковский Сатана, в отличие от традиционного образа, не обращается к темной стороне человеческой натуры и не пытается сделать ее доминирующий. Воланд со своими приближенными лишь провоцирует людей, чтобы узнать, какова их сущность. Так, на сеансе черной магии посетители Варьете проявляют как дурные качества (алчность), так и добрые (милосердие).

Повелитель Тьмы дает своему окружению задания. Выполняя их, те обнажают пороки общества. Приближенные Сатаны не пытаются сбить человека с пути истинного и заставить согрешить. Они лишь ставят его перед нравственным выбором, а человек решает, по какому пути ему идти.

Демонические помощники наказывают виновных и в сюжетном действии сжигают следы прегрешений. Этим автор олицетворяет нравственное очищение города.

Тех, кто поддался искушению, постигло суровое наказание, но раскаявшихся Сатана прощает. Мало того, он награждает персонажей, сохранивших чистое сердце. Это Мастер и Маргарита, которые покинули земной мир и обрели покой, а также домработница Наташа, ставшая веселой ведьмой.

Булгаков сделал своего Воланда вершителем судеб. Его возможности неограничены, что сразу же становится понятным при первой же встрече. Маргарита назвала князя Тьмы всесильным, когда он вернул ей ее возлюбленного.

Несмотря на справедливость Воланда, добрым его назвать нельзя. Почему это происходит, видно из слов, которые Сатана говорит Левию Матвею: лишь тень может оттенить свет. Его функция состоит в том, чтобы указать людям на их ошибки. Те их них, которые смогли победить тьму своей душе, изменились после встречи с Сатаной. Так произошло с поэтом Бездомным, который перестал писать плохие стихи.

Но злым булгаковского князя Тьмы также назвать нельзя. Он дарует покой в своем царстве Мастеру и Маргарите, не заслужившим Свет. Эти герои были прощены за готовность пожертвовать собой ради любимого человека и истинного искусства.

Композиционно-сюжетное значение Воланда в романе состоит в том, что он играет роль зеркала, позволяющего людям увидеть свои недостатки. Тот, кто сумел исправить свои ошибки и сделать выводы, смог избежать мести Сатаны.

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков)

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Образ Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», которое показывает роль героя в раскрытии идейного содержания произведения.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» рассматривает добро и зло в их взаимосвязи и взаимозависимости. Это выливается в идею о том, что каждый должен нести ответственность за свои дела и поступки. Мысли об этом вызваны окружающей автора постреволюционной действительностью.

Выразителем идейного содержания романа является Воланд, образ которого интересен и неоднозначен. Его по праву можно назвать главным героем произведения. На важную роль этого героя указывает эпиграф к роману, взятый из поэмы Гете «Фауст». Персонаж олицетворяет зло, но «вечно совершает благо». И это не единственное пересечение со знаменитой поэмой. Под его образом подразумевается падший ангел Сатана. В частности, на это указывает название главы «Бал у Сатаны». Воланд, как ни парадоксально, является тем, кто напоминает об ответственности. Он наказывает тех, кто хочет от нее уклониться. Бог никого не казнит, он наделен функцией всепрощения.

История имени персонажа снова приводит нас к «Фаусту». Мефистофель в одном из эпизодов «Фауста» называет себя господин Воланд. Возможно, родилось имя как созвучие с немецким Faland, что переводится как обманщик. Так называли некоторые немецкие писатели черта. Можно обнаружить и связь с латинским языком: «volant» переводится как полет. Ангелы имеют крылья, а Сатана – ангел, хоть и падший.

Герой появляется в первой главе и вместе с центральными персонажами романа уходит в вечность в конце произведения. С самого начала фигура Воланда окутана тайной. Автор, описывая внешность героя, использует крайне мало конкретных деталей. Такое впечатление, что герой постоянно меняется: одни говорили, что он был высоким, другие отмечали низкий рост. По мнению одних, он хромал на левую ногу, по мнению других, на правую. Третьи заявили, что он не имел особых примет. Даже в авторских описаниях детали меняются по ходу развития действия романа. У него кривой рот, брови находятся на разной высоте, глаза разного цвета. Я думаю, что внешняя оболочка персонажа не более чем условность. В человеческом облике он временно явился на землю. Надо думать, что для каждого своего появления он может выбирать новый образ.

Говоря в общих чертах о внешности Воланда, можно отметить, что это был немолодой импозантный господин. На нем был дорогой костюм и перчатки. Особого внимания заслуживает одна деталь, а именно трость. Набалдашник на ней был черного цвета в виде головы пуделя, что также вызывает ассоциации с произведением Гете «Фауст». У Гете Мефистофель явился в виде черного пуделя. Примечателен и его золотой портсигар, на крышке которого сверкает перевернутый треугольник, масонский символ сатаны.

Читайте также:
Знакомство Ивана Бездомного с Мастером: сочинение

Воланд сразу включается в разговор Бездомного и Берлиоза об Иисусе Христе. Он дает понять, что тема ему знакома, причем не понаслышке. Читатели понимают, что знания черного мага огромны, за тысячи лет их накопилось немало. Он указывает на то, что история о Христе не выдумка. При этом он упоминает в качестве доказательства разговор с Кантом. Личное знакомство с ученым, умершим много лет назад, наводит литераторов на мысль о сумасшествии незнакомца. Люди, отрицающие Христа, не могут верить в бессмертие.

Воланд – это не столько воплощение зла, сколько противостояние материалистическому миру. Его образ помогает раскрыть идею автора о том, что все внутреннее в человеке остается неизменным. Меняется только внешняя атрибутика. Он представляет силу, осуществляющую возмездие. Наказан за то, что «умыл руки», не пожелал взять на себя ответственность за судьбу бродячего философа, Понтий Пилат. Две тысячи лет он раскаивается в том, что не освободил Иешуа.

Булгаков не делит полномочий между Богом и Сатаной в традиционном понимании. Обычно Богу приписывают добрые дела, Сатане – злые. Основное предназначение Воланда заключается скорее в том, чтобы уравновесить добро и зло, внести справедливость в дела мирские. Все это осуществляется руками его свиты, к которой примыкает и Маргарита. Герой добросовестно исполняет свои обязанности. Он объективно подходит к каждому человеку, оценивая его поступки с точки зрения правды, человечности, совести, справедливости.

Автор явно симпатизирует своему герою и наделяет его широкими полномочиями. Специалист по черной магии может предвидеть будущее, наказывает зло, обличает пороки. Берлиоз первым попадает под каток Воланда именно потому, что он ратует за материалистическое начало в жизни. Он критикует произведение Бездомного о Христе за то, что он признает существование Христа. Нужно показать не то, что он был плохой, а то, что его вовсе не было. Отрицание бога и послужило причиной наказания Берлиоза. Воланд предсказал смерть Берлиоза, хотя вначале его слова об Аннушке, разлившей масло, кажутся бредом. Слова о том, что профессор будет жить в квартире Берлиоза также воплощаются в жизнь.

Воланд не случайно появился в Москве. Город погряз в грехах, московских жителей ждет наказание. Примечателен эпизод, рассказывающий о представлении в варьете. Он показывает суть человеческой натуры. По словам Воланда, в Москве живут вполне обычные люди, за две тысячи лет ничего в них не изменилось. Они «любят деньги, но ведь это всегда было…». Хотя изменения к худшему все-таки появились, причиной тому «квартирный вопрос».

Представление обличает человеческие пороки. Гражданин Парчевский внешне производит впечатление вполне порядочного гражданина. На самом деле он не платит алименты, за что вызван в суд. Об этом сообщает Фагот, демонстрируя фокус с картами. Раскрывается сущность высокого гостя Семплиярова, который вместо служебных заседаний посещает актрису. Она же, благодаря этим визитам, получает роли.

Денежный дождь и бесплатные дорогие вещи в дамском магазине Воланда показывают алчность, вещизм, корысть. Любовь к дармовшине использует Воланд, чтобы жестоко подшутить над москвичами.

Следом за Берлиозом, погибшим под колесами трамвая, один за другим подвергаются экзекуции и другие жители столицы. Степа Лиходеев отправлен в Ялту, Иван Бездомный оказался в психиатрической лечебнице, администратор варьете Варенуха превращается в вампира, Босой арестован за хранение долларов, а Бенгальский и вовсе остался без головы.

Обличая и наказывая пороки, Воланд проникается трагической историей влюбленной пары Мастера и Маргариты. Мастер пишет роман о Христе, за что наказывается властью, которая не признает бога. Писатель сжигает роман, подобно Гоголю. Он потрясен этим событием, его психика не выдерживает, он оказывается в больнице для душевнобольных. Судьба сводит его с Маргаритой, которая замужем за одним из тех представителей власти, что довели Мастера до творческого кризиса. Она борется за любимого, для нее все средства хороши. Благодаря Воланду, влюбленные обретают свободу.

Образ Воланда не так прост, как может показаться на первый взгляд. Результаты его действий растягиваются во времени. Возможно, именно с его подачи Иван Понырев, известный как поэт Бездомный, становится профессором философии. Воланд не только наказывает за пороки, он заставляет людей проявлять свои настоящие лучшие качества. Добрые, порядочные люди не попадают под его власть.

Без сомнения Воланд является самым колоритным персонажем романа Булгакова. Он вызывает симпатии читателей тем, что наказывает человеческие пороки. Служители церкви усмотрели в этом образе вредное влияние. Они считают, что у читателей может сложиться мнение, что сговор с Сатаной вполне допустим. Воланд, действительно, не выступает в романе против бога. Он на стороне нравственности и добропорядочных поступков. Его жертвами становятся только те, кто не хочет жить по законам бога. В романе Булгакова, как в старых добрых сказках, побеждает добро. Если вспомнить, то и там злая и жестокая Баба Яга помогает Василисе Прекрасной и Ивану-царевичу.

Подводя итог, хочется сказать, что человек должен помнить о том, что ему придется отвечать за порочные поступки. Образ Воланда говорит о том, что силы зла всегда подчиняются воле Добра. С его помощью автор показывает скрытую от посторонних глаз жизнь внешне приличного общества. Он осуждает невежество, бездуховность большей части общества. Любовь, благородство, талант Мастера и Маргариты Воланд оценил по достоинству. Произведение заставляет по-новому взглянуть на нашу жизнь. Оно помогает понять, в чем истинная ценность жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: