Взаимоотношения Шарикова и Преображенского: сочинение

«Взаимоотношения Шарикова и Преображенского»

В повести «Собачье сердце» – булгаковский миф о Москве осложняется конфликтом, неведомым «петербургскому тексту», – конфронтацией иронически поданного утрированного научного прогресса и агрессивной и всесокрушающей невежественной стихии. Булгаков вновь использует фантастическое допущение – возможность создания из ошпаренного кипятком пса с Пречистенки и завсегдатая пивных, трижды судимого Клима Чугункина фантастического существа – человекопса Полиграфа Полиграфовича Шарикова – пародийное воплощение идеи о «новом человеке», которого можно якобы создать из люмпенизированной массы.

Вчерашний Шарик обретает «бумаги» и право на прописку, устраивается на работу «в очистку» в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов, пытается «зарегистрироваться» с барышней, претендует на жилплощадь профессора и пишет на него донос. Профессор Преображенский оказывается в трагикомическом положении: порождение его ума и рук грозит самому факту его существования, покушается на основы его мироустройства.

Взаимоотношения Шарикова и Преображенского обостряются благодаря существованию провокатора – представителя низовой власти Швондера, который стремится «уплотнить» профессора Преображенского, занимающего квартиру из семи комнат.

В изображении Булгакова посягательство на жилплощадь Преображенского превращается в посягательство на место Преображенского в мире. Для наступления на профессора Швондер использует Шарикова: производит его в «товарищи», внушает ему мысль о его пролетарском происхождении и о преимуществах последнего. Это Швондер дает Шарикову для чтения не элементарные учебники, а «переписку Энгельса с этим. как его, дьявола. с Каутским», находит ему службу в соответствии с влечением его «сердца», «выправляет» ему «бумаги» и внушает мысль о праве на жилплощадь профессора. Он же вдохновляет Шарикова написать донос на профессора.

В связи с образом Шарикова и его судьбой исследователи ставят вопрос об отношении М. Булгакова к нравственным традициям русской литературы, полагая, что Булгаков в своей повести выступил против традиционного для русской литературы комплекса вины и преклонения перед народом. Не снимая вины ни с Преображенского, ни со Швондера, он смело показал своего рода невменяемость народа, ничем не защищенного ни от экспериментов Преображенского (символична наивная готовность Шарика обменять свою свободу на кусок колбасы), ни от «идейной» обработки Швондера. С этой точки зрения конец повести также пессимистичен – Шарик не помнит, что с ним произошло, ему отказано в прозрении.

В этой ситуации пересмотру подлежало и традиционное представление о «неотразимости безоружной истины» (Б. Пастернак), лишающей интеллигента права на самозащиту. Подобная идеальная модель поведения интеллигента опровергается как в спорах Преображенского с Борменталем о допустимых мерах воздействия, так и самим развитием ситуации, требующим перехода в наступление.

Профессор Преображенский пытается опровергнуть право на насилие по отношению к другому человеку, призывает Борменталя во что бы то ни стало сохранять «чистые руки». Борменталь же выступает как представитель нового поколения интеллигенции, готового к самозащите. Борменталь первым решается на «преступление» – возвращает Шарику его первоначальный облик, утверждая тем самым право человека культуры на борьбу за свое право быть.

При всей остроте проблематики последняя повесть не самая удачная среди трех «московских». Отход от традиционного психологического реализма в «Собачьем сердце» не столь последователен, как в «Роковых яйцах» и «Дьяволиаде». Городской пейзаж, психологическая мотивация поведения персонажей в «Собачьем сердце» переданы в традиционно реалистической манере. В повести отсутствует то, что является основным признаком фантастики, – колебания между рациональным и сверхъестественным объяснением необычных явлений. Фантастическая метаморфоза словно остается у порога развивающихся событий. Мы видим просто люмпена Клима, а не фантастическое существо, поставленное в жизнеподобную ситуацию.

«Московский роман» с его «фантастическим реализмом» был заявкой на фантасмагорию «Бега» и карнавализованный мир Москвы в «Мастере и Маргарите».

Публикация «Белой гвардии» оборвалась, так как закрылся журнал «Россия». «Собачье сердце» напечатать не удалось. Книга рассказов сразу после издания была уничтожена. Критика не щадила писателя. И вдруг для Булгакова началась новая творческая полоса, связанная с драматургией. 1925-1928 годы в его биографии отданы исключительно театру: «Дни Турбиных» (1926), «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928), «Багровый остров»(1928).

Характеристика и образ Шарикова в повести Собачье сердце Булгакова сочинение

В повести М.А.Булгакова “Собачье сердце” центром сюжета стала история эксперимента, во время которого собаку превращают в человека. Довольно известный профессор Преображенский в своей работе много уделял времени вопросу омоложения организма. В результате он хотел получить совершенно нового человека. Совместно с коллегой доктором Борменталем профессор проводит пересадку гипофиза скончавшегося мужчины на место мозга собаки.

Обыкновенный бездомный пес Шарик вдруг превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. К сожалению этот эксперимент оказался не таким удачным, как его себе представляли Преображенский и Борменталь.

Среда в которой обитал человек сыграла свою немалую роль в становлении личности. Шарикову перешли от собаки самые плохие качества такие, как ловля блох, бег за кошками. От человека ему передались черты пьяницы и дебошира. Это было меньшей проблемой. Революционная среда повлияла на Шарикова не лучшим образом. Преображенский пытался сделать Шарикова интеллигентным человеком, но находились люди, которые препятствовали попыткам профессора. Так Швондер становится союзником и только ухудшает ситуацию.

Со временем Шариков начинает считать, что нужно стремиться к уравниванию всего. Он приносит бумагу о том, что ему положена часть жилья профессора. Полиграф Полиграфович не стесняется грубить и доносить на человека, которому должен быть благодарен. Герой эгоистичен и хитер, когда его пытаются выгнать из квартиры, он уже имеет на руках бумаги, подтверждающие его права на жилплощадь. Ему понятна выгода проживания у профессора. В один день он приходит домой с девушкой, на которой обещает жениться. Выясняется, что Шариков соврал о себе. Узнав правду, она сбегает.

Читайте также:
Основные образы в романе М. А. Булгакова Белая гвардия: сочинение

Шариков оказывается не таким глупым и простым, как кажется на первый взгляд. Везде он находит выгоду. Полиграф Полиграфович становится не просто рабочим, а завотделом по отлову бездомных кошек. Его операция и шрам также играют на руку Шарикову. Когда его пытаются призвать в армию, он находит причину отказа, связанную с операцией. Где-то он выдает свой шрам за последствия боевого ранения.

Главный герой с каждым днем становится всё более наглым. Поступки Шарикова вынуждают профессора и доктора вернуть Шарику образ собаки.

2 вариант

Сделав одним из главных героев произведения человека, созданного из собаки М.А. Булгаков продемонстрировал свое отношение к новой власти и социальным изменениям, принесенным ее установлением.

Само происхождение Шарикова, ставшего членом человеческого общества и введенного в квартиру профессора, показывает неодобрение автором романа возвышения людей из низов. Булгаков не против такого в принципе, но при условии получения образования и восприятия культуры. Недаром профессор Преображенский пытается наставлять бывшего пса. Показывая хамство и невежество Шарикова, его нежелание стать культурным человеком. Булгаков в скрытой форме проводит мысль о бесполезности новой социальной мобильности.

При этом в романе ярко демонстрируется принятие Шарикова советской властью. Швондер также воспитывает Шарикова и его идеи и даваемая для изучения марксистская литература, лучше воспринимаются героем, чем старый строй жизни в квартире Преображенского. Шариков быстро воспринимает новую культуру, что подчеркивается выбором «революционного» имени Полиграф Полиграфыч.

Новая власть открывает перед ним возможность сделать карьеру. При этом, возглавляемый Шариковым подотдел ничего не создает, даже не дублирует функции другого полезного ведомства. Учреждение борется не с действительно приносящими вред мышами или крысами, а истребляет безобидных домашних животных, служа лишь удовлетворению неизжитых инстинктов своего начальника.

В конце концов, продемонстрировав с помощью нескольких диких выходок Шарикова не только его неспособность адаптироваться в «приличном» обществе, но и его опасность для окружающих, автор, руками превращает, неудавшегося по его мнению человека, обратно в пса. Шарик становится хорошей собакой и живет у профессора, который не испытывает более к нему неприязни. Булгаков, тем самым, показывает свое отношение к низшим слоям общества, к большинству народа. Массы должны выполнять свои функции и не выходить за рамки, определенные для них более образованными и культурными представителями «верхов». Если же кто-либо желает подняться выше, то он должен доказать свой возросший уровень и быть принятым новой средой. Советская же власть, своими экспериментами нарушила естественное течение жизни.

Вариант 3

Образ Шарикова в «Собачьем сердце» заслуживает пристального внимания, потому как он является одним из главных героев известного произведения.

Пес Шарик – дворняга, у которой не было хозяина, он практически ничего не ел, лишь изредка питался тем, что находил на свалках. Через некоторое время повар, который выносил помои, обольет пса горячей водой.

Шарик очень боялся людей, вероятно, в связи с таким несправедливым поступком повара. Люди обижали его, выгоняли отовсюду, он ждал лишь скорейшей своей кончины.

Однажды, на счастье пса, в его жизни появился профессор Преображенский. Пес, не ожидавший внимания в свой адрес, с невероятным чувством благодарности плелся до самого дома за профессором.

Он был безумно счастлив от осознания, что он может быть кому-то нужен, что его судьба небезразлична человеку. В то же время он не знал, чего следует ожидать от профессора, как он поступит с ним в дальнейшем. У него было какое-то предчувствие, что все это не просто так, и он будет что-то должен дать взамен.

Как мы знаем, из произведения, Шариков появился вследствие научного эксперимента профессора Преображенского. Профессор пересадил животному человеческие органы, которые принадлежали умершему преступнику Климу Чугункину.

О внешности автор пишет, что это был человек несимпатичной наружности, имел маленький рост, у него был гулкий глухой голос, свободная походка.

Шариков был довольно нахальным и бесцеремонным существом, он не знал элементарных правил этикета, за что профессор Преображенский его многократно попрекал.

При всем этом любые свои умозаключения он произносил с абсолютным чувством уверенности и превосходства. С окружающими он также ведет себя слишком нагло.

Персонаж очень любит выпить, вполне вероятно, что это передалось от человека, от которого были пересажены органы.

Несмотря на свою некоторую безграмотность, невоспитанность, он хочет, чтобы у него были все документы, справки, которые имеют все люди.

Через некоторое время Шариков решает начать ловить животных, это у него неплохо получается.

Конечно, от такого недочеловека профессор Преображенский быстро устает, вследствие этого он решает превратить его обратно в животное.

Читайте также:
Сатирический роман Булгакова в Мастере и Маргарите: сочинение

Про шарикова

Собачье сердце – одно из самых захватывающих произведений М.А.Булгакова. Это ироничное, полуфантастическое повествование, в котором автор рассказывает о судьбе бродячего пса Шарика.

Собака стала объектом научного эксперимента профессора Преображенского, типичного интеллигента дореволюционной России. Псу провели операцию на мозг, пересадили гипофиз человека, да ещё какого человека. Донором оказался молодой человек двадцати пяти лет Клим Григорьевич Чугункин. Завсегдатай питейных заведений, дважды судимый, не обремененный ни моральными, ни нравственными качествами человек. Основной род деятельности – кражи и игра на балалайке по трактирам.

С этого момента в повести разворачивается круговорот невероятных событий. Шарик мгновенно очеловечивается, получает паспорт и становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Пес перенимает все малопривлекательные качества и собаки, и Чугункина. Он ненавидит кошек и бродячих животных, ловит блох, кусается, в то же время увлекается алкоголем и домогается женщин. Это существо разнузданное, вороватое, циничное, вызывающее у любого нормального человека чувство брезгливости и отвращения.

Мало того, он устраивается на работу в отдел по отлову бродячих животных и примыкает к революционной ячейке во главе с домкомом товарищем Швондером. Гомункулус удивительно легко вписывается в общество пролетариев, которые не упускают возможности провести с ним революционный ликбез. С легкой руки Швондера Шариков обнаруживает, что его создатель, профессор Преображенский – классовый враг и начинает вести борьбу за свои права. Ситуация доходит до абсурда, когда Шариков приводит в дом профессора девушку, объявив о своем желании жениться и требует «на законных основаниях» выделить ему отдельную комнату.

Действие происходит в России первых послереволюционных лет. Шариков – продукт новой действительности. Малограмотность, отсутствие элементарной культуры, цинизм, замешанные на идее классовой ненависти – вот благодатная почва для создания чудовищ.

Булгаков не скрывает своего негативного отношения к новой власти и считает революцию неоправданным экспериментом над социумом. Кровопролитие, ненависть к себе подобным, террор, разруха – закономерный результат деятельности «Шариковых», которые стали слепым оружием в руках политиков.

Сочинение Характеристика Шарикова

Известный классик русской литературы Михаил Афанасьевич Булгаков является автором повести «Собачье сердце». Произведение было написано в январе-марте 1925 года, однако в свет вышло лишь в 1987 году. Все дело в том, что при обыске в доме Булгакова в 1926 году произведение было изъято. Главным героем повести является Шариков – начальник подотдела очистки Москвы от домашних животных.

Шариков появился на свет с помощью операции профессора Преображенского, который пересадил псу Шарику гипофиз убитого алкоголика и вора Клима Чугункина. Желая создать из собаки человека, профессор, сам того не осознавая, оживил вора и рецидивиста Клима Чугункина. Таким образом, из милого, ласкового и доброго пса Шарика вырос негативный во всех отношениях Шариков. Главному герою оказались присущи все негативные черты умершего человека – социальная распущенность, злость и капризность.

Булгаков очень ярко описал своего главного героя на страницах произведения. Даже внешний вид его говорит о его непростом характере – порванный пиджак, вымазанные краской брюки, небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. От Шарикова всегда неприятно пахло, хотя он уже давно существовал в роли человека. Неопрятность в одежде дополняли грязные волосы и постоянная щетина. Всем этим Булгаков подчеркивал, что для Шарикова внешний вид неважен, а ухаживание за собой для него является даже постыдным. Он уверен, что обычный человек из рабочего класса не обязан обращать внимания на свой внешний вид.

Себя он причисляет также к рабочему классу. Шариков как типичный представитель рабочего класса того времени не приемлет образования. Это читается в каждом выражении главного героя. В какой-то степени он выражает презрение к учебе. Именно его необразованность играет негативную роль в его жизни. Шариков попадает под влияние Швондера – председателя домкома. Именно речи Швондера впечатляют Шарикова. Главный герой начинает излагать чужие мысли, преподнося это как собственное мнение. Именно из-за необразованности Шариков позволяет себе грубые речи в споре с профессором. Сам мало разбираясь, он свободно и безапелляционно рассуждает на острые социально-политические темы, хотя большая часть его высказываний идет от Швондера.

Имеет место и политика в лице Шарикова. Главного героя можно сравнить с типичным представителем рабочего класса, который в одночасье получил ряд свобод и прав, но не знает, как ими должным образом воспользоваться. Вместо этого в Шарикова проявляется эгоизм, и желание добиться своей цели любым путем. И тому есть ряд подтверждений в повести. Самым ярким является, пожалуй, тот факт, что для социального роста по карьерной лестнице он убивает бездомных животных, хотя совсем недавно был таким же.

В главном герое Булгаков раскрыл такую негативную черту человека, как эгоизм. Шариков, получив ряд прав в роли человека, опять же по советам Швондера, начинает требовать свою долю от профессора Преображенского, причем нагло и эгоистично. Для достижения своих целей он начинает даже угрожать профессору. Шариков считает, что профессор ему должен часть жилплощади. Ему эгоизм в ряде ситуации не знает предела, в том числе тогда, когда он требует, чтобы его кормили. Эгоизм тесно связан с необразованностью, ведь Шариков видит ситуацию лишь с той стороны, в какой ему она была представлена Швондером.

Читайте также:
Особенности булгаковской и чеховской характерологии: сочинение

Вообще квартирная проблема неплохо раскрыта Булгаковым в лице Шарикова. В этой ситуации главный герой выступает лишь связующим звеном между более зажиточным классом в лице профессора Преображенского и членами домкома во главе со Швондером. Через Шарикова члены домкома давят на профессора, поднимая острый вопрос нехватки жилья. Шариков из-за своей необразованности становится пешкой в руках членов домкома. Квартирный вопрос действительно в то время стоял очень остро, и Булгаков сумел поднять и раскрыть эту тему на страницах своего произведения.

Острые социальные и политические проблемы раскрыл Булгаков на страницах своей повести в лице Шарикова. Произведение хоть и повествует о таких острых проблемах, но написано в сатирическом и фантастическом стиле, благодаря чему повесть легко читается и популярно до сих пор.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Шарикова в повести Собачье сердце

Популярные сегодня темы

Время, в которое жил и творил русский поэт С.А. Есенин считается одной из сложных эпох российского государства, и может быть своего рода лирических эпох. Эта эпоха особенно повлияло на судьбы людей обладающих сверхчувствительностью.

Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни посещал театр и с замиранием сердца наблюдал за игрой актеров, оживляющих те события, с которыми раньше можно было ознакомиться лишь посредством чтения

До чего же актуален рассказ «Старый гений!». На самом деле, за 200 лет мало что поменялось. Богатые по-прежнему чувствуют вседозволенность и думают, что можно обижать бедных.

Произведение построено на описании экстремальной ситуации, в которой обычные люди проявляют свои лучшие или худшие качества. В повести «Пожар» автор показал состояние общества в российской глубинке в послевоенные годы.

Карамзин по сути своей являлся очень ранимым и чутким человеком, верившим в искреннею любовь, но также верившим в несправедливость этого мира. Это прекрасно видно в его повествовательном произведении

Сочинение Собачье сердце – Взаимоотношения Шарикова и Преображенского

Булгаков “Собачье сердце” – сочинение “Взаимоотношения Шарикова и Преображенского”

В повести «Собачье сердце» – булгаковский миф о Москве осложняется конфликтом, неведомым «петербургскому тексту», – конфронтацией иронически поданного утрированного научного прогресса и агрессивной и всесокрушающей невежественной стихии. Булгаков вновь использует фантастическое допущение – возможность создания из ошпаренного кипятком пса с Пречистенки и завсегдатая пивных, трижды судимого Клима Чугункина фантастического существа – человекопса Полиграфа Полиграфовича Шарикова – пародийное воплощение идеи о «новом человеке», которого можно якобы создать из люмпенизированной массы.

Вчерашний Шарик обретает «бумаги» и право на прописку, устраивается на работу «в очистку» в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов, пытается «зарегистрироваться» с барышней, претендует на жилплощадь профессора и пишет на него донос. Профессор Преображенский оказывается в трагикомическом положении: порождение его ума и рук грозит самому факту его существования, покушается на основы его мироустройства.

Взаимоотношения Шарикова и Преображенского обостряются благодаря существованию провокатора – представителя низовой власти Швондера, который стремится «уплотнить» профессора Преображенского, занимающего квартиру из семи комнат.

В изображении Булгакова посягательство на жилплощадь Преображенского превращается в посягательство на место Преображенского в мире. Для наступления на профессора Швондер использует Шарикова: производит его в «товарищи», внушает ему мысль о его пролетарском происхождении и о преимуществах последнего. Это Швондер дает Шарикову для чтения не элементарные учебники, а «переписку Энгельса с этим. как его, дьявола. с Каутским», находит ему службу в соответствии с влечением его «сердца», «выправляет» ему «бумаги» и внушает мысль о праве на жилплощадь профессора. Он же вдохновляет Шарикова написать донос на профессора.

В связи с образом Шарикова и его судьбой исследователи ставят вопрос об отношении М. Булгакова к нравственным традициям русской литературы, полагая, что Булгаков в своей повести выступил против традиционного для русской литературы комплекса вины и преклонения перед народом. Не снимая вины ни с Преображенского, ни со Швондера, он смело показал своего рода невменяемость народа, ничем не защищенного ни от экспериментов Преображенского (символична наивная готовность Шарика обменять свою свободу на кусок колбасы), ни от «идейной» обработки Швондера. С этой точки зрения конец повести также пессимистичен – Шарик не помнит, что с ним произошло, ему отказано в прозрении.

В этой ситуации пересмотру подлежало и традиционное представление о «неотразимости безоружной истины» (Б. Пастернак), лишающей интеллигента права на самозащиту. Подобная идеальная модель поведения интеллигента опровергается как в спорах Преображенского с Борменталем о допустимых мерах воздействия, так и самим развитием ситуации, требующим перехода в наступление.

Профессор Преображенский пытается опровергнуть право на насилие по отношению к другому человеку, призывает Борменталя во что бы то ни стало сохранять «чистые руки». Борменталь же выступает как представитель нового поколения интеллигенции, готового к самозащите. Борменталь первым решается на «преступление» – возвращает Шарику его первоначальный облик, утверждая тем самым право человека культуры на борьбу за свое право быть.

При всей остроте проблематики последняя повесть не самая удачная среди трех «московских». Отход от традиционного психологического реализма в «Собачьем сердце» не столь последователен, как в «Роковых яйцах» и «Дьяволиаде». Городской пейзаж, психологическая мотивация поведения персонажей в «Собачьем сердце» переданы в традиционно реалистической манере. В повести отсутствует то, что является основным признаком фантастики, – колебания между рациональным и сверхъестественным объяснением необычных явлений. Фантастическая метаморфоза словно остается у порога развивающихся событий. Мы видим просто люмпена Клима, а не фантастическое существо, поставленное в жизнеподобную ситуацию.

Читайте также:
Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам Мастер и Маргарита или Белая гвардия): сочинение

«Московский роман» с его «фантастическим реализмом» был заявкой на фантасмагорию «Бега» и карнавализованный мир Москвы в «Мастере и Маргарите».

Публикация «Белой гвардии» оборвалась, так как закрылся журнал «Россия». «Собачье сердце» напечатать не удалось. Книга рассказов сразу после издания была уничтожена. Критика не щадила писателя. И вдруг для Булгакова началась новая творческая полоса, связанная с драматургией. 1925-1928 годы в его биографии отданы исключительно театру: «Дни Турбиных» (1926), «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928), «Багровый остров»(1928).

Образ и характеристика Шарикова Собачье сердце Булгакова сочинение

Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» считается одной из самых известных работ писатель. Описанная там история является фантастической, интересной и поучительной. Основой сюжета выступает опыт ученого Преображенского и его коллеги доктора Борменталя. Их целью было создание нового, лучшего человека.

В ходе эксперимента бродячему псу Шарику пересадили гипофиз покойного мужчины Клима Чугункина, надеясь на то, что собачьи качества победят негативные человеческие наклонности. Получилась новая личность, которой дали имя Полиграф Полиграфович Шариков. Но результат эксперимента оказался неожиданным.

Главный герой Шариков стал носителем всех негативных качеств своего прежнего хозяина. От вора и рецидивиста Клима к нему перешли капризность, злость и распущенность. Он был груб со всеми и не следил за своей речью.

Внешний вид бывшей собаки всегда оставлял желать лучшего. Несмотря на свое человеческое существование, Шариков считал гигиену и уход за собой бесполезным и унизительным занятием. По его мнению, обычный рабочий человек должен быть грязным и неопрятным.

Как и любой представитель рабочего класса в то время, Шариков пренебрегал и образованием. Но благодаря своей общительности и способности находить друзей он сходится во мнениях с председателем домкома Швондером. Речи председателя кажутся Шарикову убедительными, и он начитает считать его мнение своим собственным. Словами Швондера он смело высказывается и политике, хотя сам в этом ничего не понимает.

Являясь представителем рабочего класса, Шариков получил много свобод и прав, но как пользоваться ими он не знал. Ко всему этому в нем начинает проявляеться эгоизм и целенаправленность, способствующая любой ценой добиваться задуманного. Подтверждением этому является его жестокость к бездомным животным, хотя совсем недавно и он был таким. Но это способствовало продвижению его по карьерной лестнице.

Полученные Шариковым права все больше развивали в нем эгоистические черты. По наставлению Швондера, он нагло начинает требовать от профессора долю жилплощади. И, чтобы добиться своего, прибегает к угрозам. Его наглости и эгоизму не было придела. Автор считает, что это связано в первую очередь с необразованностью и неосведомленностью, так как Шариков видит ситуацию только глазами Швондера.

В образе Шарикова Булгаков раскрывает серьезные социально-политические проблемы общества. Но серьезность не мешает произведению считаться сатирическим и фантастическим. В такой форме оно легко читается и проще усваивается.

Сочинение про Полиграфа Полиграфовича Шарикова

Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» – это история эксперимента по превращению собаки в человека.

Успешный профессор, Филипп Филиппович Преображенский со своим помощником Доктором Борменталем в роскошной советской квартире совершают сложную операцию по пересадке части человеческого мозга собаке.

Так начинается история нового человека.

Ключевая фигура в повести Булгакова – это Полиграф Полиграфович Шариков.

Сначала он несчастный, голодный и замученный уличный пес. Он просто ищет, где бы раздобыть еды, да тихое место, что б зализать свои раны. Как и любому живому существу, ему хочется тепла и ласки. И вот счастливая случайность! Появляется «Маг и кудесник из собачьей сказки» – именно так выглядит профессор в глазах дворняги. Он подбирает добродушного пса, но не для того что бы подарить ему дом и заботу. Шарику предназначено стать объектом эксперимента профессора.

Проведя операцию по пересадке гипофиза, Преображенский и Борменталь наблюдают за переменами в физиологии собаки, за постепенным превращением пса в человеческое существо.

На протяжении всей повести происходит становление Шарикова как гражданина. Постепенно он превращается из обычного бродячего пса в личность. И вот он уже не обычная дворняга Шарик, а новый гражданин Шариков.

Это новый человек, хоть и «существо лабораторное». И как любой другой, он желает иметь свое имя, права и свободы. Желает быть гражданином в советском государстве. Из него не выходит добропорядочного гражданина, но он пытается развиваться: требует документы и даже получает работу по отлову бродячих животных.

В Шарикове проявляются черты характера Чугункина, чей гипофиз был пересажен псу. Чугункин – тип, весьма, аморальный – вор и рецидивист. Эти черты делают из персонажа Булгакова личность не самую приятную. Шариков безобразничает, сквернословит, пристает к женщинам, пьет. Профессор не теряет надежды перевоспитать своего подопечного, но поведение Полиграфа становится только хуже. Преображенский понимает, что эксперимент оказался неудачным, когда Шариков пишет на него донос и угрожает убить.

Читайте также:
Коровьев-Фагот в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Филипп Филиппович и не подозревал, что эксперимент обернется таким образом. Шариков становится проблемой для профессора. Преображенский проводит еще одну операцию и совершает обратное превращение Полиграфа Шарикова в добродушного пса.

Полиграф Полиграфович Шариков – фигура довольно неоднозначная. Он уже не добрый уличный пес, но и не Клим Чугункин. Он невероятный симбиоз пса и человека, неудавшийся эксперимент.

В конце концов, обычный бродячий пес не хотел становиться человеком. “Я, может, своего разрешения на операцию не давал», заявляет Шариков.

Имел ли право профессор Преображенский распоряжаться судьбами живых существ? Эксперимент на благо науки, который перешел границы моральных устоев. Именно поэтому повесть «Собачье сердце» остается актуальной и в наши дни.

Вариант 3

Полиграф Полиграфович Шариков – центральная фигура повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», результат смелого эксперимента профессора Преображенского, пересадившего дворовому псу Шарику гипофиз убитого ножом в пивной алкоголика Клима Чугункина. Операция эта имела последствия воистину катастрофические, превратив умного и, в своём роде, тактичного пса в мерзкого хама, жить рядом с которым оказалось совершенно невозможно.

М. А. Булгаков воплотил в образе Шарикова все самые отвратительные черты так называемого «нового» человека, которого превозносила советская власть. Даже выбор замысловатого имени – Полиграф Полиграфович в сочетании с «наследственной» фамилией, что было характерной чертой того времени, вызывал у автора саркастическую улыбку. Шариков унаследовал от Клима Чугункина всё самое худшее, что было в этом человеке, начиная с внешности и заканчивая характером, привычками и мировоззрением.

Внешность «нового человека» тоже была отталкивающей. Низкорослый, с очень низким лбом, едва заметным между кустистыми бровями и щёткой жёстких волос на голове, одетый безвкусно и неряшливо, но с претензией, Полиграф Полиграфович, тем не менее, был очень доволен собой. Кем он был недоволен, так это своим создателем, профессором Преображенским, который пытался учить его прилично вести себя в обществе, постоянно одёргивал, говорил Шарикову, что он дурак и ограничивал его различными запретами.

Однако, Полиграф Полиграфович очень быстро нашёл себе союзника в борьбе с «тиранией» профессора. Им оказался управляющий жилтовариществом Швондер, который давно мечтал «потеснить» профессора Преображенского и отнять у него «лишнюю» жилплощадь. Для этого Шариков пришёлся как нельзя более кстати. Швондер начал воспитывать его в духе демагогии советской пропаганды, и это «воспитание» быстро принесло свои плоды. Считая совесть, мораль, стыд, сострадание «пережитками», новые хозяева жизни демонстрируют вместо них злобу, ненависть, подлость, стремление отнять и поделить всё то, что было создано не ими.

С каждым днём поведение Шарикова становилось всё безобразнее. Он пьёт, хамит, бесчинствует, ворует, пристаёт к женщинам, лишая всех обитателей квартиры покоя и душевного равновесия.

Вершиной «человеческой» карьеры Шарикова становится его назначение заведующим подотделом по очистке столицы от бездомных животных. Это тот самый случай, когда работа приносит истинное удовольствие.: «Уж мы этих кошек душили, душили!»

Последней каплей, переполнившей чашу терпения профессора Преображенского, стало заявление Шарикова, что он хочет расписаться с машинисткой и жить с нею в квартире профессора. Чтобы избавиться от Преображенского, он пишет на профессора донос, после чего тот превращает его снова в собаку.

К сожалению, в реальной жизни избавиться от «шариковых» не так просто. Сколько их среди нас – плюющих на пол, матерящихся, не обременённых воспитанием и нормами морали, считающих своё поведение единственно возможным и правильным. Вот бы им всем пересадить гипофизы умных воспитанных собак!

Шарик в повести Булгакова Собачье сердце

В рассказе Булгакова М. А «Собачье сердце» не просто идет речь о эксперименте профессора. Булгаков, обращает внимание, на первый типаж человека, который появился в лаборатории ученых. Вся суть рассказа основывается на взаимоотношение одного ученного и Шарика, не естественно появившегося человека и собаки. Сначала повествование идет о речи внутри голодного дворового пса. Он делает выводы о жизни на улице, ее быте, характере Московских нравов, о ее ресторанах и магазинах. Он дорожит добротой, и лаской, он очень сочувственный пес.

В какой миг в жизни Шарика появляется полный переворот, он живет с профессором, где огромное количество комнат. Но собака нужна профессору для его эксперимента. Преображенский пересаживает псу мозг человека, который в прошлом, был Чугункин, играл на балалайке, вел разгульный образ жизни, за что был убит. В итоге эксперимента, у профессора все получилось, Шарик стал человеком, но он взял гены своего предка, он был, наглый хамоватый, не воспитанный, неадекватный, вообще не чего не зная, и не понимая о человеческих отношениях.

Между профессором и Шариковым начались разногласия. Вся суть проблемы заключается в том что едва получившийся человек находит в обществе себе поддержку для того что бы противостоять своему творцу. И они внушают Шарикова на то, что Профессор ему злейший враг номер один. Дошло до того что Шариков принес ему бумагу на то что он имеет долю на его квартиру.

Читайте также:
Значение эпиграфа в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Он лично осознает главное мировоззрение новых хозяев жизни: делай что хочешь, воруй, громи все, что сделали другие, но главное что бы был похож на других. И все же неблагодарный бывший пес, принес профессору бумагу, где ему полагается, какая-то доля в его квартире. Такие качества как моральные принципы, постыдность, или совесть Шарикову чужды.

Чем дальше, тем хуже он себя вел, пил, веселился, приводил в профессорский дом, кого попала, буянил там, как ему хотелось. Но точкой стало, что он нашел себе работу заведующим очистки города, от бездомных животных. Но в этом нет ничего удивительного он всегда старался своих же подставить. В один момент он привел в квартиру девушку, и сказал что хочет, женится на ней. Профессор рассказал прошлое Шарикова, девушка рыдая, ничего естественно не знала, он ее обманул придумав о себе различные легенды. В рассказе Преображенскому удалось все вернуть на круги своя, он из человека Шарикова превратил собаку Шарика. И жизнь пошла обычным чередом.

В этой повести, я думаю, что автор хотел донести до людей, что в любой ситуации нужно оставаться человеком.

Образ и характеристика Шарикова Собачье сердце

Несколько интересных сочинений

Речи и мысли Наполеона в романе характеризуют его как циничного, эгоистичного самоуверенного правителя, не осознающего свою ответственность за совершаемое.

В комедии Фонвизина Недоросль не так много положительных персонажей, но все они несут определенную идею. Такую роль выполняет и Правдин, государственный чиновник, поселившийся у Простаковых для того, чтобы выявить их жестокость к крестьянам

Прошлое всегда было и будет частью истории, которую мы просто не имеем право забыть. Если игнорировать историческое прошлое, то произошедшие события могут случиться вновь. Человек, изучая историю

Трудно говорить о войне как чем-то полезном и действительно стоящем. На мой взгляд, человек, если он ответственно относится к собственной жизни, может развиваться и в мирных условиях и даже лучше

Рассказ, написанный Александром Ивановичем Куприным, принадлежит к святочным рассказам. Это значит, что все повествование будет построено на ожидании рождественского чуда, несмотря на затронутые социальные проблемы

Характеристика героев «Собачьего сердца»

Тематика произведения

В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет — фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60-е годы среди диссидентов, а в 90-е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.

Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.

Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.

Характеристика главных героев

Шариков

Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.
Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное — Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.

Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.

Профессор Преображенский

Экспериментатор, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он известный мировой ученый, уважаемый всеми хирург, «говорящая» фамилия которого дает ему право экспериментировать с природой.

Привык жить на широкую ногу — прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные — бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

Преображенский солидный, успешный и уверенный в себе человек. Профессор — противник любого террора и Советской власти, называет их «пустобрехами и бездельниками». Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре — тогда исчезнет разруха.

Операция по омоложению дала неожиданный результат — пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа — это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

Доктор Борменталь

Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента — зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.

Читайте также:
Размышления о дружбе и любви (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»): сочинение

Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.

Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.

Положительная характеристика героев «Собачьего сердца» подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство. Булгаков во многих чертах обоих докторов описал себя и врачей-родственников и во многом поступил бы так же, как они.

Швондер

Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.

Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества — он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.

Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.

Другие герои

Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству — Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.

Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей крах Советской власти сразу после ее появления — автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они способны.

Взаимоотношения Шарикова и Преображенского

В повести «Собачье сердце» – булгаковский миф о Москве осложняется конфликтом, неведомым «петербургскому тексту», – конфронтацией иронически поданного утрированного научного прогресса и агрессивной и всесокрушающей невежественной стихии. Булгаков вновь использует фантастическое допущение – возможность создания из ошпаренного кипятком пса с Пречистенки и завсегдатая пивных, трижды судимого Клима Чугункина фантастического существа – человекопса Полиграфа Полиграфовича Шарикова – пародийное воплощение идеи о «новом человеке», которого можно якобы создать из люмпенизированной массы.

Вчерашний Шарик обретает «бумаги» и право на прописку, устраивается на работу «в очистку» в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов, пытается «зарегистрироваться» с барышней, претендует на жилплощадь профессора и пишет на него донос. Профессор Преображенский оказывается в трагикомическом положении: порождение его ума и рук грозит самому факту его существования, покушается на основы его мироустройства.

Взаимоотношения Шарикова и Преображенского обостряются благодаря существованию провокатора – представителя низовой власти Швондера, который стремится «уплотнить» профессора Преображенского, занимающего квартиру из семи комнат.

В изображении Булгакова посягательство на жилплощадь Преображенского превращается в посягательство на место Преображенского в мире. Для наступления на профессора Швондер использует Шарикова: производит его в «товарищи», внушает ему мысль о его пролетарском происхождении и о преимуществах последнего. Это Швондер дает Шарикову для чтения не элементарные учебники, а «переписку Энгельса с этим… как его, дьявола… с Каутским», находит ему службу в соответствии с влечением его «сердца», «выправляет» ему «бумаги» и внушает мысль о праве на жилплощадь профессора. Он же вдохновляет Шарикова написать донос на профессора.

В связи с образом Шарикова и его судьбой исследователи ставят вопрос об отношении М. Булгакова к нравственным традициям русской литературы, полагая, что Булгаков в своей повести выступил против традиционного для русской литературы комплекса вины и преклонения перед народом. Не снимая вины ни с Преображенского, ни со Швондера, он смело показал своего рода невменяемость народа, ничем не защищенного ни от экспериментов Преображенского (символична наивная готовность Шарика обменять свою свободу на кусок колбасы), ни от «идейной» обработки Швондера. С этой точки зрения конец повести также пессимистичен – Шарик не помнит, что с ним произошло, ему отказано в прозрении.

В этой ситуации пересмотру подлежало и традиционное представление о «неотразимости безоружной истины» (Б. Пастернак), лишающей интеллигента права на самозащиту. Подобная идеальная модель поведения интеллигента опровергается как в спорах Преображенского с Борменталем о допустимых мерах воздействия, так и самим развитием ситуации, требующим перехода в наступление.

Профессор Преображенский пытается опровергнуть право на насилие по отношению к другому человеку, призывает Борменталя во что бы то ни стало сохранять «чистые руки». Борменталь же выступает как представитель нового поколения интеллигенции, готового к самозащите. Борменталь первым решается на «преступление» – возвращает Шарику его первоначальный облик, утверждая тем самым право человека культуры на борьбу за свое право быть.

При всей остроте проблематики последняя повесть не самая удачная среди трех «московских». Отход от традиционного психологического реализма в «Собачьем сердце» не столь последователен, как в «Роковых яйцах» и «Дьяволиаде». Городской пейзаж, психологическая мотивация поведения персонажей в «Собачьем сердце» переданы в традиционно реалистической манере. В повести отсутствует то, что является основным признаком фантастики, – колебания между рациональным и сверхъестественным объяснением необычных явлений. Фантастическая метаморфоза словно остается у порога развивающихся событий. Мы видим просто люмпена Клима, а не фантастическое существо, поставленное в жизнеподобную ситуацию.

Читайте также:
Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова Собачье сердце): сочинение

«Московский роман» с его «фантастическим реализмом» был заявкой на фантасмагорию «Бега» и карнавализованный мир Москвы в «Мастере и Маргарите».

Публикация «Белой гвардии» оборвалась, так как закрылся журнал «Россия». «Собачье сердце» напечатать не удалось. Книга рассказов сразу после издания была уничтожена. Критика не щадила писателя. И вдруг для Булгакова началась новая творческая полоса, связанная с драматургией. 1925-1928 годы в его биографии отданы исключительно театру: «Дни Турбиных» (1926), «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928), «Багровый остров»(1928).

Анализ повести Булгакова «Собачье сердце»

Автор: Guru · Опубликовано 09.07.2017 · Обновлено 08.10.2017

О чем книга «Собачье сердце»? Ироничная история Булгакова повествует о неудавшемся эксперименте профессора Преображенского. В чём он заключается? В поиске ответа на вопрос, как «омолодить» человечество. Удаётся ли герою найти искомый ответ? Нет. Но он приходит к результату, имеющему для общества более высокий уровень значимости, чем задуманный эксперимент.

История создания

Киевлянин Булгаков решил стать певцом Москвы, её домов и улиц. Так рождались московские хроники. Повесть писалась в Пречистинских переулках по заказу журнала «Недра», хорошо знакомого с творчеством писателя. Хронология написания произведения укладывается в три месяца 1925 года.

Будучи врачом, Михаил Александрович продолжил династию своей семьи, подробно описав в книге операцию по «омоложению» человека. Более того, известный в Москве доктор Н.М. Покровский, дядя автора повести, стал прототипом профессора Преображенского.

Первое чтение машинописного материала состоялось на собрании «Никитских субботников», что сразу стало известно руководству страны. В мае 1926 года у Булгаковых был произведён обыск, итог которого не заставил себя ждать: рукопись изъяли. Замысел напечатать свой труд у писателя не осуществился. Советский читатель увидел книгу только в 1987 году.

Основные проблемы

Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени. Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека. С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу. Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.

Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно. Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии. Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.

Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность. Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них. Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека. Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…

На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.

В чём смысл книги?

Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией.

Читайте также:
Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы (по роману М. Булгакова Мастер и Маргарита): сочинение

Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность. Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами. Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке. Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.

Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.

Главные темы

Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений. Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки. Именно так должен поступать каждый творец.

Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений. Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами. А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.

Сатира и юмор

Книга открывается монологом бродячего пса, обращённым к «гражданам» и дающим точные характеристики москвичам и самому городу. Население «глазами» собаки неоднородно (что соответствует действительности!): граждане – товарищи – господа. «Граждане» отовариваются в кооперативе Центрохоза, а «господа» — в Охотном ряду. Для чего богатым людям гнилая лошадь? Эту «отраву» получишь только в Моссельпроме.

«Узнать» человека можно по глазам: у кого «сушь в душе», кто агрессивен, а кто «холуй». Последний – самый противный. Боишься – тебя-то и следует «тяпнуть». Гнуснейшая «мразь» – дворники: гребут «человеческие очистки».

А вот повар – важный объект. Питание – серьёзный показатель состояния общества. Так, барский повар графов Толстых – настоящая личность, а повара из Совета Нормального питания вытворяют такое, что даже собаке непотребно. Если же стал председателем, то активно краду. Ветчина, мандарины, вина – это «братья Елисеевы бывшие». Швейцар хуже котов. Он пропускает бродячую собаку, заискивая перед профессором.

Система образования «предполагает» москвичей «образованных» и «необразованных». А зачем учиться читать? «Мясо итак пахнет за версту». Но если есть хоть какие-то мозги, вы без курсов выучитесь грамоте, как, например, бродячий пёс. Начало шариковского образования – магазин электрики, где бродяга «отведал» изолированной проволоки.

Приёмы иронии, юмора и сатиры часто используются в сочетании с тропами: сравнениями, метафорами и олицетворениями. Особым сатирическим приёмом можно считать способ первоначального представления персонажей по предварительной описательной характеристике: «загадочный господин», «богатый чудак» — профессор Преображенский»; «красавец-тяпнутый», «укушенный» — доктор Борменталь; «некто», «фрукт» — посетитель. Неумение Шарикова общаться с жильцами, формулировать свои требования, рождает юмористические ситуации и вопросы.

Если говорить о состоянии прессы, то устами Фёдора Фёдоровича писатель рассуждает о том случае, когда в результате прочтения советских газет перед обедом, больные теряли вес. Интересна оценка профессором существующего строя через «вешалку» и «калошную стойку»: до 1917 года двери парадных не закрывались, так как грязную обувь и верхнюю одежду оставляли внизу. После марта все калоши исчезли.

Основная идея

В своей книге М.А. Булгаков предупреждал, что насилие — это преступление. Всё живое на земле имеет право на существование. Это неписаный закон природы, которому необходимо следовать, чтобы не допустить точки невозврата. Необходимо на всю жизнь сохранить чистоту души и помыслов, чтобы не потворствовать внутренней агрессии, не выплескивать ее наружу. Потому насильственное вмешательство профессора в естественный ход вещей осуждается писателем, поэтому ведет к таким чудовищным последствиям.

Читайте также:
Тема счастья в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Гражданская война ожесточила общество, сделала его маргинальным, хамским и пошлым в основе своей. Вот они, плоды насильственного вмешательства в жизнь страны. Вся Россия 20-х годов – грубый и невежественный Шариков, который вовсе не стремится к труду. Его задачи менее возвышены и более эгоистичны. Булгаков предостерегал современников от такого развития событий, высмеяв пороки нового типа людей и показав их несостоятельность.

Главные герои и их характеристика

  1. Центральная фигура книги – профессор Преображенский. Носит очки в золотой оправе. Живёт в богатой квартире, состоящей из семи комнат. Он одинок. Всё своё время посвящает работе. Филипп Филиппович ведёт приём дома, иногда здесь же оперирует. Больные называют его «магом», «чародеем». «Творит», сопровождая часто свои действия пением отрывков из опер. Любит театр. Убеждён, что каждый человек должен стремиться стать специалистом в своём деле. Профессор – прекрасный оратор. Его суждения выстраиваются в чёткую логическую цепочку. О себе говорит, что он человек наблюдения, фактов. Ведя дискуссию, увлекается, входит в азарт, иногда переходит на крик, если проблема задевает его за живое. Отношение к новому строю проявляется в его высказываниях о терроре, парализующем нервную систему человека, о газетах, о разрухе в стране. Заботливо относится к животным: «проголодался, бедняга». В отношении к живым существам проповедует только ласку и невозможность никакого насилия. Внушение гуманных истин – единственный путь воздействия на все живое. Интересная деталь в интерьере квартиры профессора – сидящая на стене громадная сова, символ мудрости, так необходимый не только учёному с мировым именем, но и каждому человеку. По окончании «эксперимента» находит в себе мужество признать, что эксперимент омоложения не удался.
  2. Молодой, красивый Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора, который полюбил его, приютил как подающего надежды юношу. Филипп Филиппович надеялся, что из доктора выйдет в будущем талантливый учёный. Во время операции в руках Ивана Арнольдовича буквально всё мелькает. Врач не просто скрупулёзно относится к своим обязанностям. Дневник доктора как строгий медицинский отчёт-наблюдение за состоянием больного, отражает всю гамму его чувств и переживаний за результат проведённого «эксперимента».
  3. Швондер – председатель домкома. Все его действия напоминают конвульсии марионетки, которой кто-то невидимый управляет. Речь путаная, повторяются одни и те же слова, что подчас вызывает у читателей снисходительную улыбку. У Швондера нет даже имени. Он видит свою задачу в том, чтобы исполнять волю новой власти, не задумываясь, хорошо это или плохо. Ради достижения своей цели способен на любой шаг. Мстительный, он искажает факты, клевещет на многих людей.
  4. Шариков – существо, нечто, результат «эксперимента». Скошенный и низкий лоб свидетельствует об уровне его развития. Использует в своем лексиконе все бранные слова. Попытка обучить его хорошим манерам, привить вкус к прекрасному не увенчалась успехом: пьянствует, ворует, издевается над женщинами, цинично оскорбляет людей, душит котов, «совершает звериные поступки». Как говорится, на нём природа отдыхает, потому что нельзя идти с нею вразрез.

Основные мотивы творчества Булгакова

Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.

  • В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
  • В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой. В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
  • Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
  • Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: