«Заколдованное место» Булгакова не инсценировка, а совсем другое: сочинение

Реальное и фантастическое в повести «Заколдованное место»

Урок 28. Русская литература 5 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Реальное и фантастическое в повести «Заколдованное место»”

· Поговорим о сюжете повести «Заколдованное место».

· Выясним, как сочетается реальное и фантастическое в повести.

· Рассмотрим язык повести и поразмышляем, что именно придаёт ей неповторимое звучание.

А пока что присоединимся к нашим героям, которые решили посмотреть мультики. И наткнулись на момент, когда персонажи отправились за кладом.

– Ох, и люблю я истории про старинные клады! – вздохнула Алина.

– Вот бы самому такой найти! – размечтался Миша.

– Ну, такие поиски не всегда безопасны, – резонно заметил Артём.

– Ещё бы, – усмехнулся Миша. – Ведь искать клад нужно непременно ночью. А скрываются сокровища в самых таинственных и жутких местах.

А часто клады ещё и охраняются призраками или зловещими чарами. И это становится для героя настоящим испытанием.

Но зато и награда! В историях храбрость и упорство всегда вознаграждаются. И храбрец получает целый сундук с золотом!

– Вообще-то, так бывает не всегда, – заметил Артём. – Во всяком случае, не во всех историях!

Например, Николай Васильевич Гоголь решил рассказать своим читателям совершенно необычную историю о поисках клада. Это повесть «Заколдованное место». Мы уже говорили на прошлом уроке, что повестью мы зовём этот текст только по привычке, потому что так называл его сам автор. По сути же, перед нами небольшой рассказ.

Повесть «Заколдованное место» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» – первую известную книгу Гоголя. В первый раз эта повесть увидела свет в 1832 году.

И эту повесть можно саму назвать немножко заколдованной! Она так и норовит запутать читателя. Даже когда речь идёт о рассказчике и главном герое.

Как и другие повести в сборнике, «Заколдованное место» имеет пометку: «Быль, рассказанная дьячком энской церкви».

Получается, что рассказчик – это дьяк, так называют того, кто помогает священнику в богослужении. Но повествует он о своём детстве и об истории, которая произошла с его дедом.

То есть, главный герой – не рассказчик, а его дед.

Да и основная мысль в повести излагается прямо в лоб, в самом начале:

«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи. […] Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-Богу, обморочит!»

А весь рассказ идёт как бы в подтверждение этой мысли. Получается, что в самом начале читатель получает подсказку о том, что будет происходить!

Действительно, в основе сюжета – издевательства нечистой силы над главным героем. И его попытки найти несуществующий клад.

Если бы нас попросили на уроке пересказать сюжет произведения буквально в несколько словах, мы бы сказали примерно вот что:

– Дед из-за заколдованного места на огороде попадает за околицу села, решает, что нашёл клад… но это шутки нечистой силы.

Вообще-то, такие сюжеты встречаются в сказках довольно часто. Герой тоже встречается в этих сказках с нечистой силой. Можно там увидеть и поиски клада.

Но сама фантастика в произведении Гоголя очень уж необычная.

Для начала – как мы представляем себе заколдованное место? Это, конечно, кладбище со старыми склепами и надгробиями. Или таинственный заброшенный дом со скрипучими половицами. Или древний лес с кривыми стволами деревьев…

Но у Гоголя заколдованное место находится прямиком на баштане! То есть, посреди большого огорода, среди арбузов и дынь! Где же вся таинственность, где ужас?

Из-за этого появление фантастического в повести особенно неожиданно: никто не ждёт исчезновения деда посреди танца.

Получается, что это самое заколдованное место больше похоже на аномальную зону, которые показывают в фильмах и телепередачах. Но там хотя бы пытаются объяснить, отчего зона аномальная. Например, на её месте раньше произошло преступление.

Здесь же никаких объяснений нет: место просто заколдовано.

Но нельзя сказать, чтобы чудеса в тексте встречались на каждом шагу. Реальная часть повести занимает в тексте немало места!

Мы видим, как рассказчик неторопливо принимается за свою историю, повествует о своём деде, описывает баштан, рассказывает о встрече с чумаками.

При этом бытовые моменты описываются во всех подробностях – взять хотя бы поедание дыни.

Зачем? Затем, что это придаёт рассказу достоверность.

А автор ещё и использует диалектные слова из местности, где всё происходит:

Кавун, цыбуля, сопилка, люлька.

И названия предметов:

Плетень, галушки, чумаки, баштан.

Из-за этого история звучит совершенно обычно.

До того момента, как прямо посреди белого дня происходит чудо, и дед перемещается за околицу. И даже тогда герой не испуган и не растерян. Удивление его проходит очень быстро.

Создаётся впечатление, что и чудеса, и нечистая сила встречаются в жизни героя на каждом шагу. Так что после возвращения дед своим приключением не особенно удивлён и не видит в нем ничего выдающегося.

В ответ на вопрос внука:

«— А куда тебя, дед, черти дели сегодня?

Он отделывается невозмутимой и немного хвастливой репликой.

— Не спрашивай, — сказал он, завёртываясь ещё крепче, — не спрашивай, Остап; не то поседеешь! — И захрапел так, что воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух».

Да и вообще, к сверхъестественному герой относится совершенно без трепета и почтения. И даже кроет нечистую силу отборными ругательствами!

Читайте также:
Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова Белая гвардия: сочинение

«А, шельмовский сатана! чтоб ты подавился гнилою дынею! чтоб ещё маленьким издохнул, собачий сын!»

«— А чтоб ты, проклятый сатана, не дождал детей своих видеть!»

Как худшего врага, который может это слышать…

Впрочем, видимо, как раз может. Потому что реальное и фантастическое в повести перемешиваются очень тесно. Только что герой видел чудеса в лесу, и вот его уже обливают самыми настоящими помоями!

– Ну, в сказках тоже так бывает, – заметил Миша. – Зато в сказках нечистая сила совсем не страшная, и её легко обмануть.

– В народных сказках, которые ты читал – поправил Артём. –Но в повести Гоголя всё не так.

Писатель, когда творил свои тексты, скорее опирался на те страшные сказки и истории, которые ночами пересказывают у костров…

В повести, как и в сказках, разговаривают предметы и животные. Точнее, они повторяют слова героя. Но выглядит это неестественно и жутковато.

«— А, голубчик, вот где ты! — вскрикнул дед, подсовывая под него заступ.

— А, голубчик, вот где ты! — запищал птичий нос, клюнувши котёл.

Посторонился дед и выпустил заступ.

— А, голубчик, вот где ты! — заблеяла баранья голова с верхушки дерева.

— А, голубчик, вот где ты! — заревел медведь, высунувши из-за дерева своё рыло.

Дрожь проняла деда».

Так что чудеса в повести Гоголя выглядят пугающими – как и положено нечистой силе.

Интересно, что ни чёрт, ни какой-нибудь леший здесь не появляется и не вступает с дедом в разговор. Нечистая сила пугает и дразнит, но общаться не собирается.

«И чудится деду, что из-за неё мигает какая-то харя: у! у! нос — как мех в кузнице; ноздри — хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей-Богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и ещё и язык высунула и дразнит!».

А самое интересное, что из столкновения с нечистой силой герой выходит проигравшим.

Клад оказывается обманом, мороком. И герою только и остаётся, что запомнить урок: не попадаться на крючок нечистой силы.

– Ой-ёй, – призналась Алина. – Что-то мне уже совсем не хочется гоголевских кладов…

– Не так все страшно, – успокоил Артем. – Ведь автор находит и над чем посмеяться!

Например, над тем, как явившегося с котлом деда окатывает помоями жена. Рассказчик сам признается:

«…а, право, смешно показалось, когда седая голова деда вся была окутана в помои и обвешана корками с арбузов и дыней».

Да и сама развязка выглядит довольно комично: дед предвкушает золото… и вот он уже плюётся и моет руки, потому что в котле оказалась всякая гадость.

И разве можно назвать серьёзной концовку повести? Только вслушайтесь:

«Засеют как следует, а взойдёт такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец. черт знает что такое!»

Тут уж читатель прямо представляет себе этот тыкварбузец – и остается в хорошем настроении.

Юмора в произведении действительно много – потому что сам рассказчик так же любит посмеяться, как автор. Поэтому многие фразы несерьёзно и ироничны.

«Бывало, наешься в день столько огурцов, дынь, репы, цыбули, гороху, что в животе, ей богу, как будто петухи кричат».

И повествование окончательно становится похоже на забавную байку, которую рассказал простоватый, но весёлый и умудрённый опытом человек.

Так что мы можем сказать о фантастическом в повести Гоголя?

· В повести «Заколдованное место» тесно связано реальное и фантастическое. При этом чудеса кажутся чем-то обыденным и не особенно удивляют персонажей.

· Однако чудеса эти – недобрые и жутковатые. Нечистая сила пугает и дразнит главного героя и в конечном счёте обводит его вокруг пальца.

· При этом тон повествования несерьёзный, в нём много юмора. Так что сама повесть напоминает байки у костра, от которых бывает то смешно, то страшно.

· И это и есть подход Гоголя к фантастическому, который мы видим в этой повести.

Заколдованное место анализ

Анализ произведения Заколдованное место пригодится учащимся 5 классов. Благодаря анализу рассказа Гоголя удастся понять, какую мысль хотел донести автор и в чем особенность данной повести. Эта информация непременно пригодится при изучении произведения и написании сочинений по нему. Поэтому стоит внимательно изучить ее при подготовке к уроку.

Заколдованное место анализ произведения

Анализ рассказа Заколдованное место стоит начать с того, что оно входит в цикл, который называется «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нем, как и в других произведениях, входящих в данный цикл, присутствует определенная мистика. В основе же сюжета лежат народные легенды и поверья, касающиеся зачарованных мест.

В повести дьячок рассказывает о необычном происшествии, случившемся с его дедушкой. Он оказался в заколдованном месте и нашел богатство. Правда, потом оно стало мусором. Соответственно, дары нечисти попросту не могут обладать ценностью. К такому выводу в итоге приходит и главный герой, поддавшийся соблазну при виде спрятанного клада.

Заколдованное место история создания
Анализ произведения Гоголя Заколдованное место подразумевает изучение истории его создания. Черновики данной повести, к сожалению, не были сохранены. По этой причине точно установить, когда она была написана, не представляется возможным. Существуют лишь предположения, что работу над этим произведением Гоголь завершил в начале тридцатых годов 19 века. Оно вошло во вторую часть сборника.

Жанр, тема и композиция

При анализе произведения Заколдованное место особого внимания заслуживает композиция. Сюжет в данном случае является закрытым, автор придерживается строгой хронологической последовательности. Все события при этом разворачиваются вокруг основного персонажа. Действие же полностью является исчерпанным.

Читайте также:
Разумное и нравственное всегда совпадают. Л.Н.Толстой. ( Собачье сердце): сочинение

В произведении присутствует описание природы. Она соответствует тому действию, которое происходит в текущий момент. Например, дождь, препятствующий поискам клада, страшный пейзаж в момент поднятия котла, наполненного сокровищами.

Анализ Заколдованное место Гоголя будет неполным, если не рассказать о фольклорных особенностях, делающих произведение поистине уникальным. Писатель использовал народные легенды. В его рассказе присутствует нечисть. Правда, с мистикой у нее общего нет ничего. Фантастическая составляющая поражает своими бытовыми особенностями, некоторой наивностью и непосредственностью. Автору удалось создать невероятно яркие образы, наполненные характерным украинским юмором.

Краткий анализ героев

Главным персонажем данного произведения является дед Максима. Это довольно активный, веселый старик. Он любит общение и веселье, всевозможные проказы, но при этом отличается явной добротой. Дед с огромной любовью и нежностью относится к собственным внукам. Вполне естественно, что те отвечают ему взаимностью.

Дедушка очень любит потанцевать, является настоящим балагуром и весельчаком. В какой-то момент, отправившись в пляс, он находит заколдованное место и понимает, что тут может находиться клад. Ему даже удается его найти, пережить немалый страх, но в итоге вместо сокровищ он видит мусор. Тогда дед и приходит к выводу, что обогатиться можно только в том случае, если трудиться. Легких денег не бывает.

Немалый интерес вызывает само заколдованное место. Оно стало для главного героя настоящим искушением. Его также можно назвать одним из действующих персонажей. Ведь данное место живет собственной жизнью, у него есть уникальные способности. Автор его описывает, как несколько игривое, задорное существо, любящее посмеяться и подшутить над людьми. В данной ситуации своеобразной «жертвой» этого шутника становится дедушка. Назвать место жестоким и злым, конечно же, нельзя. Вреда оно никому не приносит. Напротив, дает понять, что надеяться на удачу, счастливый случай не стоит. Следует действовать самостоятельно и таким образом добиваться того, о чем мечтаешь.

Среди второстепенных персонажей можно выделить чумаков. Это бывалые люди, промышляющие торговлей. Они общительные и веселые, нередко вспоминают о прошлом и балагурят. Большинство их них является знакомыми главного героя. При встрече с ним они вспоминают былое, рассказывают какие-то новости. Встреча радостна как для чумаков, так и для деда. Он угощает их дынями, которые растут на его огороде, а также полдником. Те же рассказывают ему интересные истории.

К второстепенным героям также можно отнести внуков деда. Он искренне любит этих мальчишек, да и они относятся к нему с особой нежностью. Внуки хорошо знают слабости старика, снисходительны к нему, как к ребенку. Он является для них дорогим человеком. Они уважают своего деда. Они ценят старика за добродушие, простоту и бесхитростность, открытость и дружелюбность. Дед для мальчишек является примером.

Основная мысль и смысл рассказа

После прочтения данного произведения не составит труда понять основную его мысль. Автор говорит о том, что впрок может пойти только то богатство, которое получено честно, собственным трудом. Если же оно добыто нечестно, то является призрачным и никакой пользы принести не может. Узнав историю, произошедшую с дедом, невольно начинаешь верить в светлое и доброе, сторониться всего нечистого, злого. В этом и заключается смысл произведения.

Гоголь, Краткое содержание Заколдованное место, План

Сочинения

На днях мы познакомились с повестью Гоголя Заколдованное место на уроке в 5 классе. Это произведение является завершающей повестью второй части знаменитых Вечеров на хуторе близ Диканьки. Данную быль рассказывает дьячок Фома, а история о том, как дьявольская сила которая с легкостью может обморочить любого, как обморочила его деда. Давайте же познакомимся с пересказом Заколдованное место, чтобы познакомиться с сутью произведения.

Заколдованное место краткое содержание

Рассказ дьячка переносит нас в его детство. Было ему тогда около одиннадцати лет. Дед его был еще жив, был крепок и мог заниматься домашними делами. И вот, когда отец Фомы уехал с младшим братом в Крым, чтобы продать табак, дома остались дед с мамой и он с двумя братьями. В это время дед сажает у дороги баштан, где было все, что душа пожелает. Здесь и огурцы, и горох, и дыни, и репа, и арбузы. Сам он построил курень у баштана, чтобы иметь возможность стеречь его. Веселое тогда было время. По дороге за день проезжало очень много чумаков, которые делились историями. Заслушаешься. Особенно интересно было слушать знакомых деда, которые как вспомнят прежнее, как разольются.

Вот как-то проезжали мимо баштана знакомые старика. Остановились у нас, расселись возле куреня и, закурив свои люльки, давай рассказывать истории, не остановить их. Вот уже и полдник пришел. Дед угощает всех дынями, а внукам говорит танцевать казачка, да не удержался он и сам в пляс пошел. Танцевал так перед своими знакомыми, что только курева стояла, вот только в одном месте ноги становились деревянными. И как не пытался дед станцевать какую-то свою штуку, не получалось. Дойдет до заколдованного места и все, как вкопанный, а ведь не хотелось осрамиться перед знакомыми. Начал старик проклинать сатану. Дед даже смех услышал, думал, что кто-то из чумаков смеется. Обернулся, а он вообще в другом месте находится. Нет никого да и не день вовсе, а вечер уже. Стал рассматривать округу, оказалось, что он в другом конце села. Нашел дед тропинку и пошел домой. По дороге увидел какую-то могилку, где загорелась свеча, о потом и вторая. По поверьям, в таком месте зарыт клад. Вот и приметил старик место, бросив на могилу ветку, чтобы вернуться вновь. Пришел дед в курень и даже не поев, лег спать.

Уже рано утром отправился дед на поиски того самого места, где был он вчера, но не нашел. А тут еще и дождь начался. Словом, злой и промокший вернулся старик в курень и долго еще отзывался нелестными словами в сторону нечистой силы, которая посмеялась над ним. В новый день проснулся дед, как ни в чем не бывало, бродил по баштану, занимался делами.

Читайте также:
Поиски истины (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”): сочинение

Вечером дед захотел обкопать новое место для тыквы. Однако проходя мимо заколдованного места не удержался, вышел на середину и топнул ногой. И вновь на том самом месте оказался, куда и вчера попал. Вот и могилка, и голубятня, и гумно. Стал копать старик, докопал до котелка. При этом ему все время мерещились странные вещи, то баранья голова, то медведь, то птичка какая-то, а то и вовсе какое-то чудище нечистое. Да и ночь выдалась без звезд и месяца. Словом, стало жутко, хотелось было старику оставить котел, да вдруг все по-прежнему стало, и вроде как не было вокруг ничего странного. Подумал дед о том, что нечистая сила так над ним развлекается. Схватил дед котел и давай бежать, только на огороде попа смог перевести дух.

В это время к детям пришла мать, принесла ужин, а деда все нет и нет. Пришлось есть без него. Женщина убралась после ужина, а помои вылить некуда было. Тут видит, бочка надвигается, видимо, ребята шалят и толкают ее. В эту бочку женщина и вылила помои. Оказалось, это был дед, который теперь стоял весь облитый. Сам же он решил похвастаться кладом и дал казан, в котором оказался сор и дрязг.

С того времени дед не верил черту и внукам приказал не верить. Заколдованное место старик огородил и бросал туда разный сор. При этом, даже когда на этом месте землю засаживали другие, именно в странном месте никогда не родило, а если и вырастет что-то, то черт знает что.

Главные герои повести Гоголя

Если говорить о повести Гоголя и его героях, то стоит выделить самого Фому, того самого дьячка, который и рассказал историю. А также его деда, с которым приключилась чертовщина.

1. История из детства. 2. Дед и внуки на баштане гоняют воробьев. 3. Встреча со старыми друзьями. 4. Заколдованное место, где располагался клад. 5. Дед ищет помеченное место, но не находит. 6. Еще одна попытка поиска клада, встреча с нечистой силой. 7. Клад — обман зрения. 8. Дед не верит в черта, но место так и осталось заколдованным, где ничто не росло.

Гоголь, Краткое содержание Заколдованное место, План

А какую оценку поставите вы?

Краткое содержание повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место», план (Первый вариант)

План

  1. Вступление. Читателя вводят в историю о том, как нечис­тая сила может обморочить человека.
  2. Воспоминания рассказчика о раннем детстве.
  3. Приезд чумаков (по пояснению самого Рудого Панько, это обозники, едущие в Крым за солью и рыбою).
  4. После россказней дед угощает чумаков дынями и подбива­ет внуков пуститься в пляс.
  5. Нечистая сила мешает пляске деда и заносит его в неведо­мое место.
  6. Дед думает, что он нашел клад, помечает место и находит дорогу домой.
  7. На другой день дед хочет пойти на найденное им место с кладом, но нечистая сила не пускает его.
  8. Старик повторяет свою попытку вечером и обнаруживает котел.
  9. Преодолев сопротивление нечистой силы, дед приходит до­мой, думая, что принес клад.
  10. Открывает старик котел. Посудина пуста.
  11. Дед перестает верить черту и другим запрещает.
  12. На заколдованном месте больше никогда ничего не растет.

Краткое содержание

Дьячок Фома, сидя в кругу своих друзей, соглашается рас­сказать еще одну историю с условием, что она будет последняя. Далее он начинает рассуждать о том, что если дьявольская сила захочет обморочить человека, то «ей-богу, обморочит». Вслед за этим рассказчик вспоминает историю из своего детства, когда ему было лет одиннадцать, а может, и больше.

Как-то в начале весны отец его повез в Крым на продажу та­бака, бывший тогда в цене. Трехгодовалого брата взял с собой. Дома остались мать, Фома с братом Остапом, и дед. Дед засеял баштан (бахчу) и перешел с хутора жить в курень (шалаш) возле башта­на, а детей взял с собой — распугивать сорок и воробьев. Ребя­тишки не только смотрели за дынями, арбузами и тыквами, но и кормились в огороде всем, что там росло. Приезжие частенько останавливались купить арбуз или дыню, а из окрестных деревень приносили на обмен кур, яиц, и индеек. Житье было хорошее.

А больше всего деду нравилось, что мимо каждый день про­езжали возы чумаков — до пятидесяти в день. Иной раз случа­лась встреча со старыми друзьями.

Как-то ближе к вечеру подъехали к ним знакомые чумаки. Поздоровались, распрягли волов пастись, а сами раскурили трубки и сели с дедом возле куреня. За россказнями незаметно время пролетело. После полдника дед начал всех дынями потчевать.

Пока чумаки ели, дед стал подбивать Фому и Остапа станце­вать казачка. Глядя на пляшущих внуков, дед не утерпел и тоже пошел «вывертывать ногами». Возле грядки с огурцами было глад­кое место, на котором дед плясал. Дойдя до середины, он уже хотел «выметнуть» какую-то особенную штуку, только ноги отчего-то не поднимались. Дед разогнался, дошел до середины — не берет! Что хочешь делай! Ноги как деревянные стали. Дед при­нялся ругаться: «Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же ирод, враг рода человеческого!»

Перед чумаками позориться деду никак не хотелось, он снова пустился в пляс. И опять, как только дошел до злополучного места, не вытанцовывается ему — и все тут!

Послал дед еще несколько ругательств в адрес сатаны. Слы­шит — сзади кто-то засмеялся. Оглянулся дед — ни баштана, ни чумаков нет, а есть только гладкое поле. Потом пригляделся: а место-то не совсем незнакомое. Вот и голубятня, что у попа в огороде, торчит за лесом, а вот и гумно волостного писаря. Ме­сяца не было: вместо него сквозь тучу мелькало белое пятно.

Читайте также:
Все, кружась, исчезает во мгле: сочинение

В стороне от дорожки, на могилке, вспыхнула свечка. «Клад!» — воскликнул дед. Немного поодаль загорелась другая. Теперь дед был точно уверен, что обнаружил клад. При нем не было ни лопаты, ни заступа, о чем старик очень пожалел, поду­мав, что сокровище может быть неглубоко спрятано. Дед решил для начала пометить это место, положив на него порядочную ветку дерева, видимо, сломанную ветром.

После этого он пошел по найденной дорожке к своему башта­ну и пришел поздно. Есть не стал и на вопрос Остапа, куда его дели черти, ничего не ответил.

На другой день, чуть стало смеркаться, дед пошел на поме­ченное место. Все приметы он вроде бы запомнил, но нечистая сила опять начала дурачить старика, кружила его и водила от гумна к голубятне. Опять дед обругал сатану последними словами. А тут еще и дождик — сначала стал накрапывать, а потом и вов­се пустился, как из ведра.

Дед задал бегуна, вернулся в курень, завернулся в тулуп и принялся приголубливать черта такими словами, которых от него никто отроду не слыхивал.

Утром дед как всегда работал на баштане, а вечером пошел копать грядку для новых тыкв. Проходя мимо заколдованного места, не удержался и ткнул в него заступом.

Глядь, а он опять на том же самом поле. Дед нашел помечен­ную могилу. Свечка на ней погасла, сверху лежал камень, зарос­ший травою. Дед подошел к этому месту, спихнул с могилы ог­ромный камень и решил понюхать табачку. Сатане это дело не понравилось, и он сам чихнул, забрызгав деду все лицо.

Дед принялся копать. Земля оказалась мягкой, и вскоре за­ступ уперся в котел. Нечистая сила, приняв самые разные звери­ные обличья, начала пугать старика, повторяя за ним на разные лады все его слова. Дед порядком струхнул, да и ночь была тем­ная, беззвездная. Над головой у себя он увидал гору, которая мог­ла вот-вот оборваться, из-за горы выглядывала какая-то мерзкая харя с огромными ноздрями и красными очами. Дед хотел бросить котел, но оглянувшись, увидел, что опять все по-прежнему. Схва­тил он котел и побежал домой. А чувствует сам, что сзади кто-то так и чешет прутьями по его ногам. Материал с сайта //iEssay.ru

Дома дожидались деда часа три. Уже с хутора принесла мать горшок горячих галушек. Стали ужинать. После ужина мать по­шла на огород найти место, чтобы вылить помои. Смотрит — по огороду бочка идет, и плеснула в нее. Оказалось, это дед. Смешно было глядеть на седую голову деда, окунутую в помои и обвешан­ную корками с арбузов и дынь.

Дед скорее потащил всех в комнату смотреть, что же там, в котле, такое. А был там сор, дрязг — стыдно сказать, что там было… Дед плюнул, кинул котел и руки вымыл.

С тех пор дед сам не верит черту и остальным запрещает это делать. А если услышит, что в каком-то месте неспокойно, тут же крестить его начинает.

А то проклятое место, где ему не вытанцовывалось, он заго­родил плетнем и велел туда кидать все непотребное, весь бурьян и сор.

А ведь что интересно: эту землю потом нанимали под баштан соседние казаки. Земля славная, и урожай на ней всегда был на диво, но на заколдованном месте никогда ничего доброго не всхо­дило. «Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец… черт знает что такое!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

Сочинение: Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Заколдованное место»

Обсуждение вопроса:

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдован­ное место» — это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно на­чавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле. Слушать так слушать!»

Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказы­вая нам историю, которая произошла с дедом, дья­чок пытается передать нам все подробности, и от это­го повествование становится более достоверным.

Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дья­чок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался най­ти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.

По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»

Но лучше всего понять характер деда помогает опи­сание поиска клада. Его речь и мысли полны необыч­ных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлоп­цы, будет вам теперь на бублики!».

Гоголь не случайно дал повести такое название — «Заколдованное место». Ведь в произведении сочета­ются два мира: реальный и фантастический. Всё фан­тастическое связано с могилкой, кладом и дьяволь­ской силой.

Реальный мир — это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, напри­мер «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «при­крывает их лопухом», копает «новую грядку для позд­них тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ — подумал дед». Гоголь лю­буется картинами этой народной жизни, созидатель­ным трудом своих героев.

Читайте также:
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы.: сочинение

Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьяч­ка, ведь повествование прерывается его комментари­ями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным чело­веком.

В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро мож­но нажить только своим трудом. Кроме того, на при­мере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»

Н.В. Гоголь является мастером жанра «народная фантастика». Одно из самых ярких произведений, в котором гармонично смешались выдумка и реальность, является повесть «Заколдованное место». Основой произведения является рассказ дьячка Фомы. Он делится историей о своем деде, который чуть было не нашел клад, но стал игрушкой у потусторонних сил. С одной стороны, непривычно воспринимать рассказ о нечистой силе от человека, прислуживающего в церкви. Но с другой – рассказчик так увлекся собственной историей, что и сам не заметил, как перешел тонкую границу между правдой и выдумкой.

Гоголь в доступной форме преподносит читателю модель мира, в котором реальность взаимодействует с таинственным потусторонним миром. А та тонкая черта, отделяющая эти два разные плоскости, и является тем самым проклятым местом. Пересекая грань, попадая в нейтральную зону между двумя мирами, у героя рассказа, деда, искажается восприятие пространства. Ему кажется, что он попал в незнакомые места. Несмотря на все мистические события, происходящие в «заколдованном месте» дед стремится вернуться туда снова и снова по одной причине – чтобы добыть клад.

Странное и загадочное место становится центральным сюжетом повести. Его описание, а также события, происходящие здесь, определяют динамику развития сюжетной линии произведения. Автор выстраивает повествование так, что все события происходят вокруг этого непонятного места. Все персонажи и окружающий мир располагаются вокруг него, активно взаимодействуя между собой. Таким образом, заколдованное место выходит за рамки обычного участка территории. Оно выполняет функции полноценного персонажа, участвуя в сюжете на равных с рассказчиком и его дедом. Более того, нечистое место всячески подшучивает над кладоискателем.

Отличительная черта произведений Гоголя – это увлекательный сюжет, изложенный простым языком. Мораль повести очевидна – богатство не приходит ниоткуда, его надо заработать тяжким трудом. А чистые и светлые помыслы всегда побеждают нечистую силу, готовую на все, чтобы очередную душу загубить. Также автор акцентирует внимание читателя на том, что заколдованное место сыграло злую шутку не только с дедом, но и с другими людьми – казаками, засеявшими баштан.

Повести Н.В. Гоголя окутаны мистикой. Его герои вступают в разговоры с нечистым, пытаются его обмануть. Частенько автор показывает и как сам черт «охотится» за человеком, чтобы «обморочить». Название повести «Заколдованное место» уже указывает на то, что в сюжете будут и фантастические, и реальные события.

Реальное и фантастическое в повести существуют отдельно, но есть точка, в которой они смыкается. Это, так называемое, заколдованное место, которое случайно открыл для себя дед рассказчика. Фантастическая составляющая произведения особенна, так как соответствует фольклорным традициям. Как же взаимодействуют два противоположных плана?

О том, что речь пойдет о нечистой силе автор предупреждает уже в начале, когда дьячок предупреждает, что шутить с дьяволом нельзя. Далее рассказчик переходит к описанию реальных событий. Здесь читатель узнает о семье дьячка. У его деда был баштан с грядками огурцов, дынь, арбузов, «цибули» и других овощей. Дед был крепок и его солидный возраст не мешал и хозяйство держать, и гостей встречать. На баштан часто заезжали чумаки. Дед щедро потчевал их, а один раз решил повеселиться. Герой начал плясать, получалось у него славно, но вот не задача, в одном месте он никак не мог «вытанцевать». Сдаваться он не привык, поэтому сделал несколько попыток. Когда же увидел, что ничего не получается, выругался на нечистого и вдруг попал в чертово место. Таким образом, в сюжет вплетается фантастика.

Дед узнает очертания гумна их волостного писаря и голубятню, но понимает: здесь обитает черт. Могилка со свечкой подсказывает герою, что в ней спрятан клад. Как, ни странно, старик не пугается случившегося и удачно находит дорогу домой, да еще и собирается вернуться назад за кладом. Эпизод, где дед вернулся домой реалистичный. Даже внукам герой не рассказывает, где был и что видел.

Фантастическая линия сюжета снова выступает на первый план, когда дед с заступом возвращается к могилке со свечками. Правда, не сразу удалось ему попасть к черту. Как оказалось, обычным путем туда не пройдешь, только через заколдованное место на баштане.

Во второй раз чертово место кажется страшнее. И это не удивительно: согласно народным рассказам, черт всегда пытается запугать, кладоискателей. Возле могилы со стариком начинают твориться странные вещи: то кто-то невидимый чхает ему в лицо, как только герой достает табак, то птичий клюв, баранья голова и медведь повторяют все, что он говорит. Но дед только смеется над проделками нечистого и упорно делает свое.

Читайте также:
Фантастический реализм в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Когда герой достает котел и несет его домой, то чувствует, как за ним гонится нечисть, чешет по ногам прутьями. Старик знает, что в это время оглядываться нельзя. Этот эпизод очень напоминает народные рассказы о том, как в ночь на Ивана Купала ходят за папоротником.

Заканчивается «Заколдованное место» Н.В. Гоголя «смесью реального и фантастического»: деда появившегося из ниоткуда обливают помоями, в принесенном котле герой обнаруживает мусор, заколдованное место загородили плетнем, а когда пытались там что-то сажать, росло такое, что «и разобрать нельзя».

Реальные и фантастические события в анализированной повести развиваются отдельно, переплетаются только, когда главный герой «заигрывается» с чертом. Такое совмещение двух планов заставляет и читателя поверить в «нечисть», остерегает иметь дело с чертом.

Анализ произведения Заколдованное место Гоголя

Сборник, к которому относится данное произведение написан благодаря рассказам дьячка церкви. Автор опирается на опыт священнослужителя и тем самым избегает причисления его работы к выдумке. Помимо этого, произведение пропитано фольклором и мистикой.

Николай Васильевич вырос на фольклорных традициях, поэтому относится к ним с особой теплотой. Всякие мифы о проклятых и аномальных зонах по-современному характерны для разных народностей. Как повелось у славян клад искали на кладбищах. Существовало поверье, что в необходимом месте должна загореться свеча. Также существовало поверье, что нечестно заработанное богатство превратиться в мусор и грязь.

Повесть наполнена диалектами, характерными для украинского языка, что еще больше украшает данное произведение. Автор тонко передает народный быт, также не обходится без юмора. Николай Васильевич погружает читателя в происходящее. Возникает ощущение, что тот самый сидит и слушает дьячка. Автор активно комментирует происходящее, поэтому умело вовлекает чтеца в центр событий.

Главным героем произведения является пожилой мужчина по имени Максим. Дед очень активный, не любит сидеть на месте, весельчак и душа компании. Для него характерно хвастовство. Умело танцует и даже чертиков не боится, именно поэтому старик умудрился угодить в мистическую историю. Дед не прочь послушать байки чумаков. У деда своеобразные отношения с внуками, он часто ругает их и любит всей душой. Они же любят пошутить над стариком.

Ключевым моментом является заколдованное место, которое было неожиданно обнаружено и дальнейшие действия, с ним связанные. Это место Максим обнаруживает неожиданно, когда танцует. Он замечает какие-то странности. Внутри этой аномальной зоны творится нечто странное, касающееся времени и пространства.

Дед не боится этого места, а напротив проявляет к нему нездоровый интерес. Это место ведет себя своеобразно, оно никому не вредит, но пугает кого только можно. Земля в этом месте не плодовита. Заколдованный участок играется со стариком. Примечательно, что эта зона играет с погодой, здесь могут появиться чудовища. Это все-таки пугает деда. Однако, желание разбогатеть сильнее. За что старик получает серьезный урок. В искомом месте был мусор и всякая гадость.

После этих фокусов старик поддался в религию и принял решение больше не общаться с нечистой силой. Также он запретил соваться к аномальной зоне всем своим родственникам. Теперь в это место летит только мусор.

Дед извлек огромный урок, что не стоит пытаться получить богатство, не прилагая никаких усилий.

2 вариант

Творение под названием «Заколдованное место» написано русским литератором Н. В. Гоголем. Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Черновые варианты данного творения не удалось сохранить до современного времени, поэтому нельзя сказать точно время его создания. Вероятнее всего, это произошло 1830 году. Произведение относится к жанру повести. Оно стало одной из составляющих собрания «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Фабула данной повести основана на фольклорном творчестве. Гоголь с раннего детства был отлично с ним знаком. Сказания и легенды о местах, что кем-то прокляты, кладах, сокровищах стали основой для сочинения мифов разных народов. Славянские легенды повествуют, что поиск золота надо начинать на кладбище. То самое захоронение показывала свеча, что неожиданным пламенем вспыхивала. Также элемент превращения богатства, полученного нечестным путем, является традицией для фольклора славян.

Своеобразность и уникальность «Заколдованного места» проявлена в вызывающем и красивом языке, насыщенном украинскими поговорками и словечками. Верно изобразил Гоголь народный быт, а еще его юмор делают специфическую атмосферу, насыщенную фантастикой и лукавством. Читающий представляет, что он самостоятельно присутствует среди тех, кто слушает историю дьяка. Это состояние достигается благодаря метким комментариям того, кто рассказывает историю.

Главным героем является дед Максим, которого Николай Васильевич Гоголь описывает с теплотой и добрыми нотками иронии. Он является живым, рукастым, веселым и временами любит чуток похвастаться, отлично пляшет и не боится ни бога, ни сатаны. Дед любил слушать чумовские рассказы. Он ругает своих внуков, хотя любит их по-настоящему.

Актуальное место произведения – это заколдованное место. Сегодня его бы назвали паранормальными зонами. Он его замечает тогда, когда танцует. Резко перестает плясать. Начинают происходить непонятные явления. Все думают, что дело в нечистой силе.

Современники Н. В. Гоголя отнеслись к данному произведению с теплом, в том числе и Александр Пушкин.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Заколдованное место

Популярные сегодня темы

Рассказ Куприна «Белый пудель» обладает небольшим количеством персонажей. Конечно же, одни из них играют в произведении ключевую роль, другие являются второстепенными. Но, несмотря на это, каждый герой

Собор Василия Блаженного один из величайших архитектурных памятников. В каждом городе нашей необъятной страны наши предки возводили множество зданий

В русской литературе роман М.Ю. Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем.

Величественная Москва привлекает множество туристов каждый год. Здесь сосредоточены самые известные достопримечательности. Куда отправляется только что прибывший гость столицы?

Читайте также:
Взаимоотношения Шарикова и Преображенского: сочинение

Всю свою жизнь я жил в большом городе, ни на шаг не отходя от цивилизации. За все эти годы я ни разу не был даже в деревне у бабушки, не то что в лесу или в горах.

Гоголь Заколдованное место

Изначально нужно отметить главных персонажей произведения «Заколдованное место»:

Краткое содержание повести

Произошла представленная автором история очень давно. Еще в то время, когда писатель, а в данном случае рассказчик, был еще совсем маленьким ребенком. Гоголь рассказывает о том, что отец лирического персонажа забирает одного из своих сыновей и отправляется в Крым, чтобы торговать табаком. На хуторе, где живет семья, остаются остальные трое сыновей вместе с матерью и дедом. Они остались сторожить имущество от нежелательных гостей.

В определенный момент мимо дома проезжает телега с торговцами, которые были весьма знакомы деду. Увидевши друг друга, они принимаются обниматься и целоваться. Гости заходят в дом. Закуривают трубки и принимаются к трапезе. Все это перерастает в шумное веселье и пляски. Дед в это время также решается тряхнуть стариной и пляшет. Ни с того ни с сего с дедом начинает происходить нечто необычное…

Основное развитие событий

Дед не на шутку разошелся, и ноги его перестают слушаться. Он начинает ругаться на них, но толку нет никакого. Сзади его послышался смех. Повернувшись, он никого там не увидел. Дед начинает понимать, что он находится в каком-то непонятном месте. Перед ним раскинулось просторное и голое поле, сбоку расположился лес, возле которого имеется огромный шест.

Дед на миг подумал, что место ему знакомо и поле принадлежит писарю, а жердь – это голубятня местного священника. Автор отмечает, что небо было черным до страха, месяцы не было видно и кругом сплошная темнота.

Дед решается пойти по полю и спустя время находит тропинку. Впереди него виднеется небольшой огонек. Как оказалось – это на могилке. Огонек весьма быстро погас и появился совершенно в другом месте.

Героя сразу же переполнила радость, он подумал, что нашел клад. Единственное, о чем он жалел, так это то, что у него нет с собой лопаты. Он считал, что это не беда и решил отметить чем-нибудь место, чтобы прийти позже. Дед выбрал большую ветку и обозначил ей могилу с кладом, где виднелся огонек. Сделав такую манипуляцию, он вернулся обратно. Было уже позднее время и все дети уже давно спали.

О своей находке главный герой не рассказывал никому и на следующий день, взяв с собой заступ, он отправился на гору, где был ночью и отметил клад. Пришедши на место, он совсем не узнавал его. Голубятня стояла на месте, а вот гумна то не было. Как только повернется дед в сторону поля, голубятня пропадает.

Вернулся старик домой с пустыми руками. На следующий день дед решил вскопать грядку и случайно ударил лопатой именно в то место, где танцевал ранее. В этот момент картинка вокруг резко поменялась, и он оказался именно в том поле, где был ранее и видел огоньки. Очень сильно обрадовался дед и побежал уже к знакомой могиле. На месте могилы лежал огромный камень. Он убирает его и решает немного понюхать табачку. В этот момент слышит громкое чихание над собой, оглянувшись по сторонам, он никого не видит.

Дед начинает копать могилу и отрывает котел. Он сильно радуется своей находке и кричит: «Вот ты где!». Такие же слова за ним повторяет птица, сидевшая на ветке, а потом и баранья голова с дерева. Вдруг из леса выглянул медведь и повторил эту фразу. Не успевает старик что-либо сказать, как все окружающее за ним повторяет. Это сильно пугает деда и он убегает…

Концовка повести

В доме деда настоящая паника, все пытаются искать его и не понимают, куда он пропал. Они уже приступили к ужину, а старика все нет. Отведав кушанье, хозяйка отправляется во двор, чтобы вылить помои. Внезапно она видит, как ей на встречу движется какая-то бочка. Он приняла это за шутку и выливает помои прямо на нее. Как оказалось, это был их пропавший старик. Котел, который он притянул, оказалась только грязь и мусор.

С этого момента старик клянется, что больше никогда не будет верить черту, а место, которое проклято, обнес забором. С тех пор на этом месте начали расти непонятные растения, не виданые людьми доселе.

Анализ произведения Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

Многие исследователи утверждают, что черновики, которые писал Гоголь, не сохранились до настоящего времени. Именно поэтому нет точных дат, указывающих на создание произведения.

Следует отметить, что у произведений из данного цикла сложная иерархия. Автор отстраняется от произведения своеобразным типом. Это нужно было для того, чтобы избежать обвинений со стороны окружающих при создании небылиц. Такой подход позволяет подчеркнуть особенный народный дух в произведении.

Сюжетная линия рассказа основана на главных традициях фальклорной тематики, которые были весьма знакомы автору еще с самого раннего детства. Именно сказки о чем-то мистическом и разнообразных проклятых места характерны для мифической тематики рассказов того времени. Согласно рассказам у славян, сокровища всегда хранились на кладбищах, и именно нужную могилу указывала загоревшаяся свеча. Традиционным для славян является и то, что богатство зачастую превращается в мусор.

Представленная повесть имеет самобытный тип повествования. Язык, используемый в рассказах, представлен в виде сочного и яркого повествования, щедро усеянного разнообразными словами из украинского языка, к примеру, хлопцы, чумак, курень и многое другое.

Максимально точно читателю представлен и народный быт, переполненный искрометным юмором. Именно это в особенности сразу же напоминают о гоголевской атмосфере, которая полна разнообразной фантастики и постоянного лукавства. Рассказ создан таким образом, что читателю кажется, что рядом находится слушатель. Этот эффект закрепляют использованные меткие комментарии рассказчика.

Читайте также:
Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода романа М.А. БУлгакова Мастер и Маргарита): сочинение

Главным героем в повести «Заколдованное место» представлен старик по имени Максим. Автором описана его личность с максимально доброй иронией. Он представлен живым, веселым и счастливым человеком, который лихо танцует и ни кого не боится. Дед сильно любит слушать рассказы путешественников, не желает ругать своих внуков, а внуки, в свою очередь, не против пошутить над дедом.

Территория, на которой происходят события в повести – это заколдованное чертом место. В настоящее время такое место назвали бы зоной аномалий. Главный герой совершенно случайно обнаруживает его, когда танцует танец. Внутри заколдованного места происходят непонятные воображению вещи, где сменяется время и ощущается присутствие нечисти.

Смена реального времени и нереального мира происходит путем искажения пространственных ощущений. Те места, которые есть в аномальной зоне, не существуют в реальности. Именно те точки, которые он ранее видел, в настоящем времени найти просто-напросто невозможно.

У проклятого места имеется свой характер. Здесь нет чужого человека и незваных гостей, а все происходящее пугает. Крон от проникновения сил не наносится человеку в реальном времени. Заколдованное место желает лишь поиграть и поиздеваться над личностью. В некоторых случаях оно не подпускает к себе, даже, несмотря на всевозможные старания. Оно может ни с того ни с сего открыться и закрыться.

Аномальная зона обладает множеством специализированных средств – это и постоянно портящаяся погода, и пропажа луны на небе, а также множественные чудовища, которые могут появиться в любом месте. Человека, попавшего в заколдованное место, окутывает чувство страха. Жажда наживаться оказывается значительно сильнее, поэтому нечисть решает проучить старика. То, что дед достает с огромным трудом, оказывается не драгоценностями, а мусором.

Заколдованное место основная мысль. Анализ произведения гоголя заколдованное место

Произведение Н. В. Гоголя «Заколдованное место» — это одна из повестей представленного цикла рассказов писателем под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». В творении переплетены два особенных мотива – это хулиганское поведение черта и принципы добычи клада. Создано произведение в начале девятнадцатого столетия, а первый раз печать поступило лишь в 1832 году. Точное время создания цикла неизвестно, так как он создавался частями.
Изначально нужно отметить главных персонажей произведения «Заколдованное место»:

» Купцы. » Дедушка. » Невестка. » Внуки.

Краткое содержание повести

Произошла представленная автором история очень давно. Еще в то время, когда писатель, а в данном случае рассказчик, был еще совсем маленьким ребенком. Гоголь рассказывает о том, что отец лирического персонажа забирает одного из своих сыновей и отправляется в Крым, чтобы торговать табаком. На хуторе, где живет семья, остаются остальные трое сыновей вместе с матерью и дедом. Они остались сторожить имущество от нежелательных гостей.
В определенный момент мимо дома проезжает телега с торговцами, которые были весьма знакомы деду. Увидевши друг друга, они принимаются обниматься и целоваться. Гости заходят в дом. Закуривают трубки и принимаются к трапезе. Все это перерастает в шумное веселье и пляски. Дед в это время также решается тряхнуть стариной и пляшет. Ни с того ни с сего с дедом начинает происходить нечто необычное…

Читательские отзывы

Вот несколько отзывов, которые говорят о том, что текст очень нравится школьникам.

Этот рассказ, наверное, самое интересное из всего, что изучается на уроках литературы 5 класса. Читать описание встречи старика с нечистью довольно страшно, ведь Гоголь описал все происходящее удивительно точно и реалистично. Однако само произведение мне понравилось.

Не стоит пытаться разбогатеть нечестным методом — вот что пытался донести до своих читателей автор. Дед Максим — хороший веселый старик, но не лишен он некоторых недостатков, например, жажды легкой наживы. Его нельзя назвать жадным, он щедр и великодушен, готов отдать гостям самое лучшее из своих запасов. Но «золотой телец» взял верх над героем. Но мне понравилось, с какой отвагой он работал, не обращая внимания на проделки нечисти.

Страшно, интересно, необычно — вот как я могу охарактеризовать сказку Гоголя, которую изучаем в школе. Отличное произведение, которое читала с удовольствием, хотя, если честно, то, что задают на уроках, чаще довольно скучное по содержанию. Хорошо, что есть исключения.
Вероника Шестакова

Основное развитие событий

Дед не на шутку разошелся, и ноги его перестают слушаться. Он начинает ругаться на них, но толку нет никакого. Сзади его послышался смех. Повернувшись, он никого там не увидел. Дед начинает понимать, что он находится в каком-то непонятном месте. Перед ним раскинулось просторное и голое поле, сбоку расположился лес, возле которого имеется огромный шест.
Дед на миг подумал, что место ему знакомо и поле принадлежит писарю, а жердь – это голубятня местного священника. Автор отмечает, что небо было черным до страха, месяцы не было видно и кругом сплошная темнота.

Дед решается пойти по полю и спустя время находит тропинку. Впереди него виднеется небольшой огонек. Как оказалось – это на могилке. Огонек весьма быстро погас и появился совершенно в другом месте.

Героя сразу же переполнила радость, он подумал, что нашел клад. Единственное, о чем он жалел, так это то, что у него нет с собой лопаты. Он считал, что это не беда и решил отметить чем-нибудь место, чтобы прийти позже. Дед выбрал большую ветку и обозначил ей могилу с кладом, где виднелся огонек. Сделав такую манипуляцию, он вернулся обратно. Было уже позднее время и все дети уже давно спали.

Читайте также:
«У времени в плену...»: сочинение

О своей находке главный герой не рассказывал никому и на следующий день, взяв с собой заступ, он отправился на гору, где был ночью и отметил клад. Пришедши на место, он совсем не узнавал его. Голубятня стояла на месте, а вот гумна то не было. Как только повернется дед в сторону поля, голубятня пропадает.

Вернулся старик домой с пустыми руками. На следующий день дед решил вскопать грядку и случайно ударил лопатой именно в то место, где танцевал ранее. В этот момент картинка вокруг резко поменялась, и он оказался именно в том поле, где был ранее и видел огоньки. Очень сильно обрадовался дед и побежал уже к знакомой могиле. На месте могилы лежал огромный камень. Он убирает его и решает немного понюхать табачку. В этот момент слышит громкое чихание над собой, оглянувшись по сторонам, он никого не видит.

Дед начинает копать могилу и отрывает котел. Он сильно радуется своей находке и кричит: «Вот ты где!». Такие же слова за ним повторяет птица, сидевшая на ветке, а потом и баранья голова с дерева. Вдруг из леса выглянул медведь и повторил эту фразу. Не успевает старик что-либо сказать, как все окружающее за ним повторяет. Это сильно пугает деда и он убегает…

Концовка повести


В доме деда настоящая паника, все пытаются искать его и не понимают, куда он пропал. Они уже приступили к ужину, а старика все нет. Отведав кушанье, хозяйка отправляется во двор, чтобы вылить помои. Внезапно она видит, как ей на встречу движется какая-то бочка. Он приняла это за шутку и выливает помои прямо на нее. Как оказалось, это был их пропавший старик. Котел, который он притянул, оказалась только грязь и мусор.
С этого момента старик клянется, что больше никогда не будет верить черту, а место, которое проклято, обнес забором. С тех пор на этом месте начали расти непонятные растения, не виданые людьми доселе.

Гоголь, «Заколдованное место». Концовка

А дома деда уже хватились. Сели за ужин, а его все нет. После трапезы пошла хозяйка в огород вылить помои. Вдруг увидела она, как ей навстречу лезет бочка. Она решила, что это чья-то шутка, и вылила помои прямо на нее. Но оказалось, что это и был дед. В котле, который он принес с собой, были только дрязг и сор. С тех пор поклялся старик не верить более чертям, а проклятое место у себя в огороде обнес плетнем. Говорили, что когда это поле наняли под бахчевые местные чумаки, на этом кусочке земли росло бог знает что, даже и разобрать было нельзя.

Более полутора века назад написал Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Краткое содержание его изложено в этой статье. Сейчас оно не менее популярно, чем и много лет назад.

Анализ произведения

«Заколдованное место» входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». По задумке писа­теля, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Ру­дый Панько и решил с ними, как он говорит, «высунуть нос из своего захолустья в большой свет». Быль «Заколдованное место» рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история слу­чилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать.

К деду на баштан приехали чумаки, после россказней угостились дынями. Потом дед решил подбить внуков своих, Ос­тапа и Фому, сплясать, и сам тоже пустился в пляс. Это завязка произведения. Во время танца нечистая сила уносит старика не­ведомо куда, и ему кажется, что он нашел клад. Описываются переживания старика, его конфликт с нечистой силой. Развитие действия идет до тех пор, пока дед не находит котел с кладом. Нечистая сила пугает старика. Это кульминация произведения.

Развязка наступает, когда дед приносит домой найденный ко­тел. Он думает, что в посудине находится клад, и зовет внуков посмотреть на золото. А там «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое».

Сюжетные особенности рассказа: сюжет хроникальный, за­крытый, события сосредоточены вокруг одного главного героя, действие исчерпано полностью. Описания природы соответству­ют происходящему в данный момент действию — льет ли это дождь, мешающий поискам деда, или устрашает ночной пейзаж в то время, когда старик решился поднять котел с кладом.

«Заколдованное место» уникально фольклорными особеннос­тями — использованием народных легенд. Гоголь вводит в рассказ нечистую силу, но она не имеет ничего общего с мистикой. На­родная фантастика привлекает нас своей бытовой стороной, на­ивной непосредственностью. Образы Гоголя полны ярких жизнен­ных красок, искрятся задорным народным юмором.

Гоголь, Анализ произведения Заколдованное место

На этой странице искали:
  • заколдованное место анализ произведения
  • заколдованное место анализ
  • кто главный герой произведения заколдованное место
  • гоголь заколдованное место анализ
  • гоголь заколдованное место анализ произведения

«Заколдованное место» входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, «высунуть нос из своего захолустья в большой свет». Быль «Заколдованное место» рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история случилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать.

К деду на баштан приехали чумаки, после россказней угостились дынями. Потом дед решил подбить внуков своих, Остапа и Фому, сплясать, и сам тоже пустился в пляс. Это завязка произведения. Во время танца нечистая сила уносит старика неведомо куда, и ему кажется, что он нашел клад. Описываются переживания старика, его конфликт с нечистой силой. Развитие действия идет до тех пор, пока дед не находит котел с кладом. Нечистая сила пугает старика. Это кульминация произведения.

Читайте также:
История создания романа «Мастер и Маргарита»: сочинение

Развязка наступает, когда дед приносит домой найденный котел. Он думает, что в посудине находится клад, и зовет внуков посмотреть на золото. А там «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое».

Сюжетные особенности рассказа: сюжет хроникальный, закрытый, события сосредоточены вокруг одного главного героя, действие исчерпано полностью. Описания природы соответствуют происходящему в данный момент действию — льет ли это дождь, мешающий поискам деда, или устрашает ночной пейзаж в то время, когда старик решился поднять котел с кладом.

«Заколдованное место» уникально фольклорными особенностями — использованием народных легенд. Гоголь вводит в рассказ нечистую силу, но она не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекает нас своей бытовой стороной, наивной непосредственностью. Образы Гоголя полны ярких жизненных красок, искрятся задорным народным юмором.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ произведения Н. В. Гоголя «Заколдованное место»
уже в твоих закладках.

Дополнительные сочинения по данной теме

    «Заколдованное место» входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, «высунуть нос из своего захолустья в большой свет». Быль «Заколдованное место» рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история случилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать. К деду на баштан Отец рассказчика поехал в Крым продавать табак, поэтому дома остались сам рассказчик, дед, мать, да два брата. Дед засеял баштан на дороге и перешел жить в курень. Взял он с собой рассказчика и брата его. Мимо куреня по дороге проезжало много народу. Многие останавливались, рассказывали истории разные. Особенно любил дед, когда чумаки проезжали. Один раз остановились в курене чумаки, вечером собрались, поели дыни, решили танцевать. Пустился дед танцевать. Хорошо пляшет, а Мой любимый автор — это русский классический писатель Николай Гоголь. Я люблю читать его рассказы из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В них есть неподражаемый юмор, смешные персонажи, загадки и таинственность. В рассказах Гоголя, например, «Сорочинской ярмарке», «Пропала грамота», «Ночи перед Рождеством», соседствуют правда и сказки, народные поверья и легенды. Рядом с людьми у Гоголя действует нечистая сила, но она забавная. Черти даже ведут себя, как люди: один Сложно и противоречиво было творчество Гоголя, жившего в то «роковое и переходное время», по его собственному выражению, когда «почти у всякого ночь и тьма вокруг». Но передовая мысль и его современников, и читателей последующего времени четко выделяла в литературном наследии писателя его великие творения, произведения большого общественного значения. Имя Гоголя передовые люди России ставили рядом с именем великого русского критика-демократа Белинского. Так, Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» мечтал Проза Мёртвые души. Том первый История создания поэмы «Мертвые души» Художественный мир Гоголя Анализ текста Сюжет, композиция и жанр «Мертвых душ» История прокурора В чем суть аферы Чичикова? Критика о поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» В. Г. Белинский А. И. Герцен Д. Н. Овсянико-Куликовский Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя Гоголь Николай Васильевич. Биография Гоголь о русском языке ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОЙ Каша из топора Русская народная сказка тарый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу: — Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха. — Заходи, служивый. — А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. — Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего. — Ну, нет так нет,- солдат Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) — выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: «Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века» (1938), «Русская литература XVIII века» (1939), «Пушкин и русские романтики» (1946), «Пушкин и проблемы реалистического стиля» (1957), «Реализм Гоголя» (1959), «Изучение литературного произведения в школе (Методологические очерки о методике)» (1966). Материал взят на

    Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

    Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі — історії) у системі

    На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

    Великий русский классик Н. В. Гоголь, хоть и являлся очень верующим человеком, но было у него некое пристрастие к написанию рассказов про всякие дела «нечистых» — страшилки, которые любили рассказывать вечером старые люди на хуторе, под лучину или возле костра, да так, чтобы потом все, кто их слушал, и стар, и млад, содрогались от ужаса.

    Такие истории в огромном количестве знал Гоголь. «Заколдованное место» (краткое содержание этого произведения будет представлено немного ниже) — одно из подобных произведений. Оно входит в цикл рассказов двухтомника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Этот был впервые напечатан в 1832 году во втором томе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: