Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»): сочинение

«Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)»

Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» была написана как сатира на теоретиков, утверждавших, что человека можно изменить, поместив его в благоприятные условия, обеспечив достаточную материальную базу и избавив от лишений. Грандиозный литературный эксперимент, проведенный Булгаковым, доказал: для того чтобы сделать из злобного и трусливого бродячего пса человека, мало пересадить ему человеческие железы и досыта накормить. В благоприятных условиях хамство, злоба и наглость только развернутся, искренне веря, что только себе и своим достоинствам обязаны такой прекрасной жизнью.

Бродячий пес, подворовывающий на помойках, битый, тощий, запуганный, неожиданно попадает, как ему кажется, в собачий рай. Колбаса, теплая квартира, мягкая подстилка и уважительное обращение «Шарик». Можно благодарить судьбу и любить дорогого человека, который пожалел несчастную животину. Но натура Шарикова блестяще показана уже в его «собачий период». Вместо того чтобы испытывать благодарность, он немедленно начинает искать у себя качества, за которые его полюбили. И находит: не иначе как он не простых кровей, наверное, бабушка согрешила с водолазом. Как зло высмеяны эти поиски несуществующих благородных предков! Еще недавно забитая дворняга не смела посмотреть на швейцара, стоящего у роскошного подъезда, и вот уже у нее появляются смелые мысли: как бы цапнуть этого швейцара за мозолистую пролетарскую ногу. У профессора Преображенского пес продолжает вычислять, кто будет союзником, кто — врагом. Характерна эта черта для всех хамов, попавших на более высокое место: сразу же искать врагов. Она пригодится Шарикову, превращенному в человека, и поможет ему без труда вписаться в систему, где поиски врагов заменили разумный труд.

Став человеком, хотя бы внешне, Шариков моментально усваивает человеческий эквивалент собачьего хамства. Изъясняться начинает только лозунгами, профессор вместо признательности вызывает у него жуткую злобу и зависть: почему это он роскошествует в семи комнатах, имеет сорок пар брюк. И вообще — взять все и поделить между нуждающимися, начиная, конечно, с Шарикова.

Шариков легко находит единомышленников. Это «товарищи», как и он, озабоченные поисками врагов и стремящиеся отнять и поделить, установив тем самым доступное их пониманию равенство. Причем никто не задается вопросом, чего стоит ученому его

труд, его успех, сколько таланта и сил нужно затратить на достижение результата в научной работе. Это не важно, швондеры и шариковы уверены, что если бы у них была квартира в семь комнат и прислуга, то они оперировали бы не хуже профессора Преображенского. С наслаждением питомец ученого утверждает в доме новые стандарты: пьяные дебоши, хамство, неопрятность, наглость прорвавшегося к власти подонка. Он выбирает для себя вполне подходящую сферу деятельности — уничтожение бродячих животных. Вот теперь можно дать волю ненависти к кошкам! И как это типично — использовать власть только для того, чтобы рассчитаться с теми, кого ты ненавидел, но не мог уничтожить. Будучи бродячим псом, Шарик ненавидел всех, кто издевался над ним. Став человеком, он открыл для себя целую идеологию ненависти. Пролетариат должен отомстить буржуазии, нищие и бездомные — богатым и сытым, неграмотные — образованным. Всю реальную силу, сосредоточенную теперь в руках бывших бесправных, они тратят не на строительство нового, своего мира, а на сведение счетов.

В повести победное шествие Шарикова профессор решительно прерывает, проведя операцию по обратному превращению человека в собаку. Шарик ведет сытую жизнь (ведь профессору не пришло в голову мстить псу), лениво размышляет о том, что были-таки среди его предков породистые собаки, и наслаждается тем, как ему повезло. В реальной жизни все гораздо печальнее. Шариковы чаще всего побеждают.

Булгаков не делает окончательных выводов, не считает, что тот, кто рожден в неблагоприятных условиях, не станет человеком. Писатель предупреждает: превращение в человека — долгая и тяжелая работа, который за тебя никто не сделает. Нельзя взмахнуть волшебной палочкой и превратить Золушку в принцессу, потому что, попав во дворец, она в первую очередь отправится туда, где ей привычно: на кухню. А про Шарикова можно сказать словами Алисы из сказки Кэрролла: «Хорошо, что он не остался ребенком. Как ребенок он был бы ужасен, а как поросенок он очень мил».

Сочинение по повести Собачье сердце Булгакова рассуждение

Любимый многими писатель двадцатого века Михаил Булгаков является по своей сути мистическим автором, так как пророчествовал в своих произведениях. В иронической повести «Собачье сердце» автор дал волю воображению, думая, что произведение никогда не будет напечатано. В ней Булгаков открыто показал к чему могут привести последствия революции.

Писатель остро показывает государственный и социальный уклад двадцатых годов. В первой части повести автор показывает достаточно симпатичного пса Шарика, который незаслуженно страдает от злых людей вокруг. Песик достаточно умный и не лишен рассуждения. К примеру, он любит писателя графа Толстого, а злых людей ненавидит. Шарик здраво рассуждает и разделяет такие понятия как «товарищ», «гражданин» и «господин».

Затем Булгаков вводит читателя в жизнь известного профессора Филиппа Филипповича Преображенского и доктора Борменталя. Они яркие представители интеллигенции, которые, согласно автору, живут исключительно нравственно.

После эксперимента по пересадке гипофиза, профессор Преображенский из бездомного пса Шарика и погибшего в кабацкой драке мужчины делает нового человека, которому в дальнейшем дают имя Полиграф Полиграфович Шариков.

Но новое существо проявляет далеко не сыновьи чувства к профессору. Новоиспеченный Шариков постепенно становясь человеком, указывает профессору на общественную неравность. Михаил Афанасьевич Булгаков в повести противопоставляет Шарикова и Преображенского. Новый мир и старый. Но Шариков у него — это не просто пролетарий, это скорее всего те бездельники, которые стали во главе революции, желая зацапать свой кусок от чужого.

Главным учителем Шарикова становится Швондер. Несмотря на все усилия профессора и доктора Борменталя, Шариков слушает одного Швондера, который, в свою очередь, делает все, чтобы подопечного направить на путь гибели, катастрофы. Булгаков не только иронизировал, но и показал к чему может привести власть тех, кто был «никем», а потом стал «всем». Ведь программа, направленная на равенство каждого члена общества позволяла все взять и разделить поровну.

В повести забавно показывается, как Швондер безуспешно (так как у Профессора оказался значительный покровитель) пытался расселить в семикомнатной квартире своих «товарищей», а на вопрос Преображенского, где он должен вкушать пищу, бесхитростно отвечает, что в столовой.

Филипп Филиппович Преображенский, видя, к чему привел его эксперимент, решает вернуть Шарикова в исходное положение и вновь возвращает ему собачий вид.

«Собачье сердце» — это повесть-предупреждение, которое, увы, никто тогда по достоинству не оценил.

Вариант 2

Мне очень нравится фильм, но книга мне понравилась еще больше!

Читайте также:
Азазелло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Интересная мысль о том, что можно вот так «создать» человека. Думаю, что для современников это важно, так как я вот недавно слышал в одной программе, что органы после трансплантации (особенно сердце) влияют на характер человека. И после операции могут появляться мысли и образы из жизни того человека, от которого взяли органы. Узнают то, чего никак не могли бы узнать.

И еще важная мысль, что мало создать, так надо еще и воспитать. А у профессора Преображенского не было времени и возможности. То есть Шариков был себе нормальный пес, его можно было наказать, если что. Но вот он получил силу — могущество человека, и пиши пропало! Такой уж он и глупый, и вредный. И самое страшное — опасный! Трусливый предатель. Вот как — деньги, слава тоже могут показать человека. Некоторые не готовы к ним. И вот свалилось все это — начинают пить и буянить. Шариков, по-моему, сам был не готов к тому, чтоб стать человеком.

Вот есть такие собаки (и разные другие животные), которые кажутся умней и добрей, чем многие люди. Они будто уже готовы очеловечиться. Вот бы профессору попался такой экземпляр! Ну, и конечно, гипофиз тоже от хорошего человека нужен был, а не от пьяницы. Нельзя забывать, что это в Шарике проявлялось «наследие» человека, а пес просто не мог с этим бороться. То есть тут и черты погибшего жуткие, и привычки собачьи.

Думаю, что само человечество не готово еще к таким операциям. Если б еще профессор не страдал от этих странных большевиков! А тут никакой поддержки, а наоборот.

Сейчас, я слышал, клонировали обезьян. Так тут до человека совсем близко, а сколько о клонах писали фантасты. Все варианты разрабатываются писателями, мыслителями. Кстати, клонов предлагают использовать тоже для органов, хотя бы частично. То есть предлагают выращивать не полного клона, а отдельно почку или легкое, которое будет полностью соответствовать тебе. Вот тоже интересный вариант! Лишился пальца — вырастил новый.

Но опять же боюсь, что надо для начала развить духовность — сердце, чтобы оптимально решить все эти вопросы тонкие и сложные, которые будут возникать тем чаще, чем больше человек развивается в технологиях.

Сочинение 3

Неоспоримым фактом для каждого почитателя русской литературы является утверждение о гениальности Михаила Афанасьевича Булгакова. Он подарил миру большое количество пьес, рассказов, повестей. Одним из не менее замечательных творений является повесть «Собачье сердце». Можно ее отнести к жанру фантастики.

Достаточно интересна и печальна история данного произведения. Из-за того, что оно было написано, как гротеск на современную Россию, долгое время запрещалось правительством. И только в 1988 году оно было напечатано и появилось в общем доступе.

Конечно, для этого есть причины. В произведении поднято не мало проблем, связанных с политикой, человечностью и другими вещами. Имеют они почву остро социальную.

Повесть можно назвать весьма автобиографичной. Одним из главных героев является профессор Преображенский, совершающий главное действие – эксперимент. Вероятнее всего, этот доктор является прототипом самого Михаила Афанасьевича, который, кстати, тоже был врачом.

Итак, главные герои произведения весьма разнообразны и ярки.

Профессор Преображенский – известный врач, который принимает на дому. Он очень умный, образованный и недоволен политической обстановкой в стране. Живет он весьма состоятельно и занимается решением многих медицинских проблем. Давно из головы не выходит идея о продлении молодости. Для этого ему нужен был труп и пес. Он хотел произвести операцию по пересадке гипофиза. И вот когда подвернулось удачное человеческое тело (им стал Клим Чугункин).

Скоро из собаки по кличке Шарик, подобранной на улице, и тела Клима Чугункина, происходит новое существо. Сначала из собаки с пересаженным гипофизом человека вырастает новое существо. Постепенно оно развивается и берет имя Полиграф Полиграфович Шариков. Существо развивается с каждым днем, узнает новые слова, обучается навыкам и наглеет. Он вступает в партию большевиков и под влиянием Швондера он начинает активно заниматься партийной деятельностью. Скоро Шариков надоедает своей бессовестностью Преображенскому и его возвращают к начальному виду.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по повести Собачье сердце Булгакова

Популярные сегодня темы

Лично я думаю, что юбилей школы – это, действительно, важный праздник. Ля всех, кто тут работает (не только учителя), учится, а ещё для родителей, для жителей района. Школа – по-своему, центр жизни!

В произведении Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» задан вопрос, заданный в названии самой поэмы. Автор отвечает поставленный вопрос постепенно во время встречи мужиков, пришедших из разных деревень

В этой истории нет «хэппи-энда». Я так понимаю, что до сих пор нет единого мнения по поводу того, кто прав. То есть права ли Татьяна?! Тут, наверное, каждый решает для себя.

Практически все знают сказочку «Красавица и чудовище». В сказке описывается история красавицы, которая влюбляется в чудище, после чего происходит необъяснимое: монстр превращается в красивейшего принца

Первым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».

Анализ повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков)

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова представляет собой интересный, яркий и оригинальный взгляд на жизнь и нравы СССР. Писатель, заставший времена империи, так и не принял советскую власть, живя в обществе, которое вызывало у него только страх и непонимание. Недовольство советской действительностью нашло отражение и в его в его знаменитой повести «Собачье сердце», в которой он изобразил борьбу двух миров во всех их противоречиях. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор повести «Собачье сердце».

История создания

История написания повести «Собачье сердце» — это интересные факты, чудом сохранившиеся в лихолетье послереволюционной истории России:

  1. Повесть была написана Булгаковым в 1925 году по заказу для журнала «Недра», где и раньше публиковались его работы «Дьяволиада» и «Роковые яйца».
  2. Изначально книга называлась «Собачье сердце. Чудовищная история», но потом автор решил сделать заглавие более лаконичным.
  3. Прототип профессора Преображенского — знаменитый хирург и дядя писателя Н.М. Покровский.
  4. Она так и не была опубликована при жизни писателя, так что доподлинно неизвестно, что конкретно вдохновило писателя на её создание. Однако многие литературоведы обращали внимание, что сюжет Булгакова перекликается с романом Г. Уэлса «Остров доктора Моро», где ученый открыл способ превращения животных в людей. Лейтмотив повести перекликается со многими литературными произведениями двадцатых годов, когда после революционных бурь и перехода к мирной жизни в обществе царили некоторая растерянность и разочарование, связанные с тем, что революция так и не решила вечных проблем человечества.
  5. Когда Булгаков впервые прочитал свою книгу на «Никитском субботнике», на него сразу же донесли в ЧК: «Вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах и отрицает все его достижения».
Читайте также:
Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова Собачье сердце): сочинение

Повесть «Собачье сердце» запретили в СССР, потому что Лев Каменев, высокопоставленный член большевистской партии, усмотрел в тексте «острый памфлет на современность», который «печатать ни в коем случае нельзя». После такого вердикта журнал «Недра» и театр МХАТ расторгли соглашение с писателем о публикации и театральной постановке книги. В 1926 году у Михаила Булгакова был обыск, и у него изъяли даже рукописи скандального творения. История публикации повести «Собачье сердце» закончилась только в 1987 году, когда наступила эпоха гласности.

Жанр и направление

«Собачье сердце» относится к реалистическому направлению в литературе. Несмотря на незначительный фантастический элемент, который к тому же объясняется с точки зрения науки, автор стремится объективно изобразить окружающую действительность. Созданные им персонажи, их действия и слова выглядят достоверно и натуралистично. Автор успешно воссоздал колорит эпохи в мельчайших подробностях: от пения идеологически правильных песен, до «разрухи в клозетах». Читатель может поверить в то, что описанные события могли произойти в реальной жизни.

Жанр произведения Булгакова «Собачье сердце» можно определить, как повесть. Повествование охватывает довольно короткий промежуток времени, включает в себя малое число персонажей и сюжетных линий. Но в то же время произведению свойственно огромное количество деталей и реальных мест, которые дают более полную картину происходящих событий, чем действие в рассказе.

Композиция и конфликт

Композиция произведения «Собачье сердце» – кольцевая:

  • Повествование открывает внутренний монолог бездомного пса Шарика, который выполняет роль экспозиции, призванной раскрыть предысторию и показать читателю главных действующих лиц.
  • Операция над Шариком и его превращение в человека – завязка, которая обозначает начало конфликта.
  • Кульминация конфликта приходится на попытку Шарика адаптироваться к новой жизни и его конфликт с профессором.
  • Финал заканчивается очередным внутренним монологом пса Шарикова, который знаменует собой разрешение конфликта и возвращение всего на круги своя — развязку.

В повести Булгакова присутствует несколько конфликтов:

  1. Первый конфликт заключается в противостоянии интеллигента профессора Преображенского с домоуправлением, состоящим из рабочих и политических активистов. Этот конфликт призван показать столкновение двух поколений и типов людей, которые мыслят совершенно разными категориями. Булгаков на стороне профессора, ведь те привилегии, которые он отстаивает, заслужены его упорным трудом. Швондер же выглядит карикатурным выскочкой, который стал кем-то значимым только благодаря перевороту.
  2. Второй конфликт происходит между превращённым в человека псом Шариком и окружающими людьми, включая профессора. Идея этого конфликта заключается в той опасности, которая грозит человечеству, если оно не будет сдерживать себя на пути прогресса. Поликарп Шариков не смог стать полноценным человеком, потому что им были пропущены необходимые этапы развития, но он в то же время требовал всего того, чего не заслужил. Конфликты взаимосвязаны, а в кульминации вовсе сплетаются в один.

Суть: о чём повесть?

Умирающую в переулке дворнягу находит старый профессор Филипп Преображенский. Сразу же дав собаке имя Шарик, Филипп Филиппович с неизвестной целью приводит её в свою роскошную многокомнатную квартиру.

Профессор оказывается значимой персоной, обслуживающей многих богатых и влиятельных людей, включая членов коммунистической партии. С помощью всего одного звонка Преображенский приводит в ужас и замешательство главу местного домоуправления – Швондера, который хотел передать одну из семи комнат в квартире профессора неимущим.

Наконец, мы узнаём, что задумал Филипп Филиппович и зачем ему понадобился Шарик. Путём пересадки нужных органов профессор задумал превратить собаку в человека. Операция завершается блистательным успехом, Шарик трансформируется в человека и берёт себе фамилию Шариков.

Со времен из-за дурной генетики донора органов и неспособности профессора интегрировать своего подопытного в человеческое общество характер Шарикова начинает портиться.

Ответственность за трудоустройство Шарикова берёт на себя Швондер, оформляя ему документы и устраивая в службу по отлову кошек. Под влиянием главы домоуправления Шариков начинает видеть в Преображенском своего прямого врага, начинает шантажировать профессора, угрожая написать донос. В этот момент ассистент Филиппа Филипповича – Иван Борменталь выходит из себя и убивает Шарикова.

В конце повести читатель узнаёт, что Преображенский спас жизнь Шарикова, превратив его обратно в собаку Шарика и оставив жить у себя.

Главные герои и их характеристика

Система образов в повести «Собачье сердце» оформлена Многомудрым Литреконом в виде таблицы:

1) в образе собаки перед нами предстаёт довольно умная и милая дворняга, склонная к философствованиям.

2) после преображения перед нам предстаёт крайне неприятный субъект: эгоистичный, грубый и невежественный. он склонен к алкоголизму и курению, ведет себя безнравственно и некультурно, приставая к женщинам и устраивая беспорядок в квартире. периодически жалуется на свою новую жизнь, но расставаться с ней не хочет. любит скандалы, ссоры и охотно проецирует их. всегда тянет одеяло на себя, желая поскорее присвоить себя максимальное количество материальных ценностей: в финале он настаивает на разделе квартиры преображенского. чувства благодарности, отзывчивости и такта ему неведомы. только страх способен отрезвить шарикова. находит себя лишь в отлове бродячих кошек, где добивается больших успехов, становясь начальником службы. новое пролетарское общество становится для него идеальной средой обитания, где он может качать права, не выполняя обязанностей. он с легкостью осваивает новый революционный лексикон и бравирует им, добиваясь своих корыстных целей.

Тематика повести «Собачье сердце» предрешила ее судьбу: автор ходил по краю и затрагивал такие вопросы, которые демонстративно обходились цензурой:

  1. Научный прогресс – на примере профессора наглядно показано, что зачастую, идя по пути неудержимого прогресса, человечество сам не до конца осознаёт свои действий и не понимает, к чему они могут привести. В любом открытии важно не нарушать естественного хода вещей настолько, чтобы исключать природу из жизни человека и игнорировать ее законы.
  2. Новая власть – произведение пропитано неприязнью к советской власти, в которой Булгаков видел нечто чуждое и опасное. Всеобщая страсть к равенству и братству убивала в людях индивидуальность и лишала их возможности мыслить свободно.
  3. Создание типа советского человека – идеология коммунизма подразумевает изменение сознания человека посредством изменения бытия. Идеология должна была воспитать людей, из которых можно было бы делать гвозди, как писал Маяковский. Булгаков же, привыкший думать о себе, как об элите, не считал, что простые рабочие и крестьяне смогут когда-нибудь сравниться с ним. Дело было не только в происхождении, а в том, что люди имеют разные возможности, и нельзя уравнять их, не деформируя.
  4. Доброта – мир, изображённый в повести «Собачье сердце», начисто лишён доброты. Жестокая действительность озлобляет людей, которые не испытывают жалости даже к собаке, не говоря уже друг о друге. Сам Преображенский спасает собаку только для того, чтобы добыть материал для эксперимента.
  5. Культура – квартира профессора Преображенского представлена одиноким островком культурности и утончённости посреди океана грубости и невежества. Только там еще можно услышать изысканную речь и правильный русский язык без брани и вульгарности. Каждое слово профессора сказано осознанно и правильно, а вот речь Швондера и ему подобных походит на вырезки из революционных газет, смешанные кое-как.
  6. Воспитание – Булгаков показал, какую важную роль играет воспитание в становлении человека. Преображенский и Борменталь не смогли донести да Шарикова свои ценности, привить ему культуру, в результате, тот начал учиться у Швондера, противопоставив себя собственным создателям. Невозможно создать настоящего человека без воспитания и долгого пути становления, которое протекает в юности.
  7. Гордость и смирение – в начале повествования Филипп Филипович предстаёт перед нами горделивым человеком, который считает себя способным побороть природу, однако в конце он смиряется с провалом своего эксперимента, поняв, что лучше вернуть всё так, как оно и было.
Читайте также:
Гибель Най Турса и спасение Николки: сочинение

Проблемы

Проблематика повести «Собачье сердце» стала роковой для Булгакова. Подняв острые социальные и политические проблемы, он попал в опалу и лишился многих источников своего дохода:

  1. Разруха после Гражданской войны – страна в повести Булгакова представляет из себя плачевное зрелище. Тёмные улицы, засыпанные снегом, мрачные усталые люди и ветхие дома окружают героев. Но в упадке не только быт, но и сами люди, потерявшие жизненные ориентиры и не понимающие, как им обустроить жизнь. Именно об этом устами профессора Преображенского и говорит писатель.
  2. Бюрократия – в лице Швондера писатель показал зарождающегося советского бюрократа – исполнительного человека, одержимого формализмом и заинтересованного лишь в выполнении воли государства. Такой человек вызывает у Булгакова явную неприязнь, в нём он видит своего прямого врага.
  3. Травля инакомыслия – между профессором и домоуправлением при первой же встрече устанавливаются крайне враждебные отношения. Убеждённые коммунисты понимают, что Преображенский обладает мировоззрением, которое прямо противоречит их собственным взглядам. Одно только это возбуждает в них антипатию и желание навредить Филиппу Филипповичу, которого спасают только его связи. Писатель с осуждением смотрит на попытку коммунистов вторгнуться в личную жизнь человека и попытку насильно изменить чьи-либо убеждения.
  4. Облава на интеллигенцию – в повести показана нетипичная ситуация, когда антисоветски настроенный интеллигент не только избегает репрессивной машины государства, но использует её в своих целях. Однако и ему приходится постоянно быть на стороже, ожидая какой-нибудь подлости от ненавистников. Для Булгакова, как для интеллигента, такая ситуация кажется недопустимой и абсурдной.
  5. Неспособность новой власти организовать жизнь – устами Преображенского Булгаков высказывает претензии новой власти за бардак и беззаконие, царящие в стране. По его мнению, стране и народу необходима сильная рука, которая наконец-то заставит людей работать и исполнять обязанности, а не только требовать права.
  6. Отрицательные последствия научных открытий – в первой половине двадцатого века по всему миру всё больше и больше распространялись убеждения, гласившие, что неконтролируемый технический прогресс опасен для человечества. Эти взгляды наши свой отклик в творчестве Булгакова и образе Преображенского, который сам создал то, что едва его не погубило.
  7. Жестокость по отношению к животным – Булгаков отдельно подчёркивает то зло, которое люди причиняют бездомной собаке Шарику, начиная с повара, обливающего его кипятком, заканчивая профессором, который использует собаку для своего эксперимента. По мнению писателя, если люди жестоки по отношению к безобидной собаке, то друг к другу они безжалостны вдвойне.

Смысл

В произведении отражена неспокойная и тревожная атмосфера начала двадцатого века. Автор с тревогой смотрит в будущее, предостерегая человечество от того пути, по которому оно идёт. Основная идея повести «Собачье сердце» скрыта в символическом значении самого эксперимента. В послереволюционное время идеологи большевистской партии озаботились процессом создания нового типа человека — советского. Повсюду висели мотивационные плакаты, в газетах и журналах описывались исключительно полезные и правильные новостные поводы, на собраниях и митингах звучали лозунги, а в школах образование было полностью подчинено нуждам и запросам партии. Из народа было решено сделать слаженный механизм, который осилил бы индустриализацию, необходимую отсталой аграрной стране. То же самое сделал Преображенский: создал новый тип человека. Но его задумка, как и инициатива партии, провалена, потому что невозможно пойти против природы и упростить человека до механизма. Советская власть игнорировала то же, что не заметил Преображенский — процесс воспитания, длительный и сложный, как и процесс исторического формирования народа, который нельзя форсировать. Такова главная мысль повести «Собачье сердце»: нужно признать неудачу советского эксперимента и вернуть естественный порядок, при котором у каждого человека было «место по способностям». Всеобщее равенство так же невозможно, как и создание полноценного человека из собаки.

В произведении ярко проступают консервативные убеждения Булгакова. Шарик символизирует собой русский народ, профессор – русскую интеллигенцию, которая, по мнению Булгакова, освободила народ, а Швондер обозначает собой советскую власть, которая из-за слабости интеллигенции взяла на себя роль воспитателя народа и повела его против интеллигенции. Писатель видел спасение страны в упорядоченной и эволюционно развивающейся системе, которая вернёт крестьян и рабочих на положенное им место, а не вознесет их туда, где они не справятся со своими обязанностями, как не справился Шариков с ролью человека.

Чему учит?

В лице Шарикова писатель демонстрирует нам, что такое бескультурье и невежество. Герой Булгакова показывает, как не должен вести себя порядочный человек. Автор заставляет нас задуматься о том, что устаревшая буржуазная мораль значительно выше пролетарской, потому что она опирается на вечные ценности и многовековый опыт, которые отрицают новые люди. Мы можем извлечь исторический вывод из повести «Собачье сердце»: глобальный советский эксперимент изначально был обречен на провал, ведь искусственно уравнять людей с разными возможностями и склонностями невозможно.

Так же повесть учит нас благоразумию и сдержанности в своих желаниях. Говорит о том, как важно уважать окружающих и отстаивать свободу личности.

Критика

Произведение не было опубликовано при жизни писателя. В этом свете очень характерна характеристика ОГПУ, которое совершенно верно увидело в книге насмешку над советской властью и самим революционным процессом:

Если и подобно грубо замаскированные (ибо все это «очеловечение» — только подчеркнуто-заметный, небрежный грим) выпады появляются на книжном рынке СССР, то белогвардейской загранице… остается только завидовать исключительнейшим условиям для контрреволюционных авторов у нас.

Однако интеллигенция одобрила произведение Булгакова, и отзывы критиков очень поддержали его в трудное время:

«Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему… [имеется в виду Октябрьский переворот 1917 г.]» (М. Я. Шнейдер, 1925 г.)

«Очень мне приятно было прочесть Ваш отзыв о М. Булгакове… юмористические его вещи — перлы, обещающие из него художника первого ранга. Но цензура режет его беспощадно. Недавно зарезала чудесную вещь «Собачье сердце», и он совсем падает духом». (В. Вересаев (Смидович) — М. Волошину (Кириенко-Волошину), письмо от 8 апреля 1925 г.)

Читайте также:
Тема прощения в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Более современные критики тоже отметили мастерство Булгакова, который смог передать характер эпохи, очевидцем которой он стал:

Одна из жгучих проблем того времени — проблема ценности человеческой личности. Чаще всего социальные демагоги сводили вопрос к внешним «показателям»: если рабочий, то «наш»; если из дворян или буржуев, то враг, «чуждый элемент», который не имеет права на революционные завоевания, в сущности, не имеет вообще никаких прав, «лишенец». Антагонизм враждующих сторон, вполне закономерный в годы революции и гражданской войны, ловко раздувалея н подогревалея и после революционных событий, когда В. И. Ленин призвал все слои населения России к сотрудничеству с советской властыо. Булгаков и показал такой антагонизм между Преображенским и Борменталем, с одной стороны, и Швондером и членами домкома, с другой. Пока победу одержал Преображенский, его талант, его гений. И Булгаков вместе со своими героями торжествует эту победу.» (Виктор Петелин, статья «Счастливая пора» // Булгаков М. А. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. Собачье сердце.- М.: Голос, 1995.- 464 с.)

Критики подметили, что «Собачье сердце» — чистой воды сатира, и что осмеянию подвергается даже сам читатель:

Формально ее можно расценить как произведение, посвященное новому этапу торжества науки: герою, профессору Преображенскому, удается… совладать с взбунтовавшимся против него творением собственных рук. Но не стоит спешить с выводами на основе формальных признаков. Ведь в то же самое время, опять же формально, «Собачье сердце» — сатира, тому свидетель каждый, кто его читал. Следовательно, необходимо разобраться, торжествует ли в данном случае наука или подвергается осмеянию. А если если не наука здесь осмеивается, то что же? Да, над собой смеется читатель «Собачьего сердца»… …Читатель… и служит главным объектом осмеяния в «Собачьем сердце». (Е. Г. Степанян, «О Михаиле Булгакове и «собачьем сердце»», изд-во «Оклик», 2011 г.)

Аргументы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» для итогового сочинения 2021-2022

Содержание:

  1. М.А. Булгаков «Собачье сердце». Необходимы ли нравственные критерии для проведения научных экспериментов? Основа сюжета повести — гениальный научный эксперимент и его трагические результаты. Профессор Преображенский, человек традиционной культуры, мыслитель и ученый, создает теорию о возможности развития человеческих качеств у животного путем пересадки ему человеческого гипофиза. С точки зрения науки это, несомненно, прогрессивная и почти фантастическая идея. Бездомному псу Шарику он пересаживает органы от скончавшегося пролетария Клима Чугункина, пьяницы, дебошира, необразованного человека. Эксперимент превзошел все научные ожидания, однако сознание очеловеченного Шарикова восприняло все пороки Чугункина: он крайне агрессивен, изрыгает грязные ругательства, невежественен и безнравственен. Благодаря своему «пролетарскому» происхождению он чувствует себя в новой действительности хозяином, присваивает себе право распоряжаться жизнями людей. Профессор и его ассистент Борменталь ужасаются произошедшему и возвращают Шарику его прежний естественный облик. По сути, Булгаков создал сатиру на грандиозный социальный эксперимент начала XX века в России. Создание нового человека, нового общества невозможно путем революции и насильственных изменений, предупреждает автор. Совершенствование человека должно быть эволюционным процессом. Насильственное и необдуманное вмешательство в природу общества может привести к катастрофе. Прогресс без нравственности несет человеку разрушение. И здесь возникает важный вопрос об ответственности ученого за вмешательство в природу — ведь Преображенский, решаясь на этот эксперимент, не смог представить его последствий. Он подверг опасности людей, находившихся рядом с ним. И на нем также лежит вина за появление Шарикова. В повести ошибку вовремя исправили — а в реальной жизни? Всегда ли человек науки помнит о нравственной ответственности за свои открытия? М.А. Булгаков напоминает о ней.
  2. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Допустимо ли в борьбе за технический прогресс приносить в жертву судьбы людей? Сюжет повести основан на реальных событиях. Ради строительства ГЭС на реке Ангаре было принято решение затопить несколько окрестных деревень, выселив их жителей. Писатель рассказывает о том, какой трагедией обернулось это решение свыше для жителей этих мест. Все они прожили в Матере всю свою жизнь, здесь могилы их предков, родные избы, леса, в которых все знакомо до мелочей, все родное. Старухи сравнивают себя с деревьями, которые вырывают с корнем и пересаживают в другое место, пусть более комфортабельное — но не родное. Дарья, прощаясь с родной избой, убирает, моет и украшает её, словно собирает в последний путь. Неслучайно название деревни — Матера, возникают ассоциации с матерью — она действительно всем им мать, родная земля. И в финале повести остается открытым вопрос — все ли жители ушли из затопленной Матеры? Ведь кто-то собирался разделить ее участь и умереть на своей малой родине, оставшись с родными могилами навсегда…Но плутают в тумане на лодке проверяющие, и не находят ответа. В. Распутин размышляет над тем, допустимо ли ради прогресса и цивилизации разрушать судьбы людей? При каких условиях прогресс становится злом для человека? Трагическая история Матеры дает ответ на этот вопрос.
  3. Е.И. Замятин «Мы». О чем предупреждают человечество современные антиутопии? Антиутопия — особый жанр произведений, изображающих общество (или государство), которое, будучи основанным на идеальных представлениях о социальной жизни, в реальности воплощает негативные тенденции развития. В романе «Мы» героям предъявлено «математически выверенное счастье». Однако описание устройства общества и правила его жизни убеждают нас в обратном. Например, повествователь —строитель космического корабля говорит о том, что они понесут формулу этого счастья к другим населенным планетам и «заставят их быть счастливыми». Насильно принесенное счастье — разве может оно быть настоящим? В Едином государстве люди живут в условиях тотальной несвободы: начиная от обезличивания (люди—«нумера») и заканчивая регулированием рождения детей. Над всем довлеет фигура Благодетеля, которому люди доверяют свою жизнь, разум и чувства. Для тех же, кто выпадает из общего ритма механической жизни, существует «операция» по удалению фантазии — оказывается, этих людей много, неудовлетворенных механистическими законами тоталитарного государства. А значит, вопрос о возможности единого, одинакового и навязанного счастья для всех решается автором отрицательно. Трагедия главных героев это подтверждает: «заболев» любовью и жаждой свободы, строитель Д-503 подвергается операции и превращается в робота, не имеющего мыслей и чувств. Автор утверждает, что невозможно насильно сделать человека счастливым, и отсутствие свободы и творчества при любых достижениях прогресса ведет к искажению представления о нравственных идеалах. Неслучайно обществу Единого государства противопоставляются люди за «Зеленой стеной», сохранившие человеческие чувства и традиции, но оставшиеся за границами технологических достижений. Замятин не идеализирует их жизнь, однако всем ходом повествования доказывает, что научный и социальный прогресс без внимания к нравственной природе человека, к его душе, без базовых понятий свободы и права может привести к уродливым формам общественных отношений.
  4. Тургенев И.С. «Отцы и дети». Может ли технический прогресс быть абсолютной ценностью для общества и человека? Герой романа И. С. Тургенева — представитель «новых людей», считающих себя призванными изменить этот мир. Герой живет в момент социального перелома. Такие эпохи предполагают появление людей—разрушителей прежних устоев, нигилист Базаров именно из таких. Он последовательно отрицает все прежнее: традиции, устои, культуру, отношение к природе. Его девиз — «место расчистить» для построения нового общества на научных началах. Поэтому Пушкин для него —вздор, а «Рафаэль гроша медного не стоит». В жертву прогрессу приносится духовный и чувственный мир человека, гуманистические традиции. Тургенев чувствовал опасность подобного крайнего практицизма новых людей. Писатель убедительно показывает, что прогресс без духовной основы не принесет добра человечеству. Плачевные результаты деятельности «работников» по -базаровски в мастерской природы наблюдаем мы, люди XXI века. Тургенев гениально предвидел это. В романе писатель последовательно развенчивает убеждения Базарова и заставляет его на себе испытать и силу любви, и воздействие природы, заставляет увидеть в самом себе прежде всего человека. Как тепло звучат его слова о стариках родителях «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Ущербность исключительно материального понимания прогресса в том, что, отрицая духовную жизнь, оно отрицает и нравственный принципы. Тургенев показывает, что любовь, природа, искусство — фундаментальная основа человеческой нравственности. Прогресс, не учитывающий этих основ — движение назад.
  5. И.А. Гончаров «Обломов». Роман И. А. Гончарова интересен наличием редкой в русской литературе пары героев-друзей. Образы Ильи Обломова и Андрея Штольца тем не менее противопоставлены друг другу, так как представляют полярные типы понимания смысла жизни. Обломов — апатичный барин, не желающий активно действовать в своей собственной жизни, типичный «обломок» прошлого. Штольц — новый человек, деятельный и прогрессивный, который мог бы участвовать в преобразовании жизни. Понимая прекрасную душу своего друга, Штольц всеми силами пытается вытащить его из привычного лежания на диване в активную жизнь. Знакомит с Ольгой Ильинской в надежде на то, что чувство любви возродит его друга, спасает его от мошенников, чуть было не завладевших его имением. Можно сказать, что Штольцу присущи очень хорошие душевные качества, это не бездушный накопитель капитала. Он переживает за жизнь друга и отчаянно пытается помочь ему, после смерти Обломова берет на воспитание его сына. Это символично: так автор показывает, что будущее России в руках таких, как Штольц. Гончаров не открывает читателю, чем конкретно занимается герой — мы знаем только то, что он «коммивояжер». Однако постоянно проводится мысль, что именно такая деятельная натура нужна России, чтобы встать на новый путь развития. При этом писатель подчеркивает, что любая прогрессивная деятельность должна быть проникнута нравственными основами, без внимания к человеческой душе прогресса быть не может. Неслучайно Ольга в замужестве за Штольцем иногда словно бы скучает, вспоминая какие-то душевные качества Обломова, которых лишен ее муж. Соединение богатого внутреннего мира со стремлением к прогрессу — вот в чем видит И.А. Гончаров будущее России.
  6. Р. Брэдбери «Все лето в один день». Что может потерять и что приобрести человечество, идя по пути технологического прогресса? Рассказ американского писателя—фантаста переносит нас на далекую планету в не менее далекое будущее. Человечество покорило космос и начало расселяться на других планетах Солнечной системы. Несомненный путь прогресса цивилизации налицо. Десант человечества на планету Венера обустроил ее, появились дети, школы, все как на Земле. Вот только …непрерывно льющий дождь. В течение семи лет. Дети, никогда не видевшие солнца, готовятся встретить его короткий приход: так пообещали ученые. Писатель показывает, как тягостно даже не видевшим другой природы людям существование в этих условиях. И вот появившееся солнце на два часа изменяет жизнь этих детей: они бегают по зелени беспрерывно растущих джунглей, наслаждаются теплом и светом солнца, кричат от восторга. Когда упала первая дождевая капля, одна девочка пронзительно и громко заплакала. Брэдбери описывает , как дети понуро идут к своему дому-подвалу, и руки у них бессильно повисли, и нет больше улыбок. Писатель дает нам понять, что, в какие бы далекие миры ни стремился человек за прогрессом, главное для нас — научиться беречь свою землю, потому что это наш дом. Переселяясь на другие планеты, человечество не найдет там того, что стало родным на Земле.
  7. Р. Брэдбери «Улыбка». Может ли прогресс нести опасность для мира? В рассказе-предупреждении Р. Брэдбери рисуется картина постапокалиптического мира. На планете после ядерной войны осталось уцелевшее поколение человечества. Оно живет среди страшных остовов фабрик, заводов, разрушенных домов. Объединяет этих людей одно: ненависть ко всему тому, что было связано с их прошлым. Люди задают себе вопрос: кто довел их до такого состояния? Ответ один: «орава идиотов, которая заправляла миром в прошлом». Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического прогресса стала деградация человечества. Это почти иллюстрация к словам Альберта Эйнштейна: «Я не знаю, с каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая … будет вестись палками и камнями». Праздником теперь становится возможность всем вместе разбить уцелевший чудом последний автомобиль, плевать толпой на произведение искусства. Брэдбери предупреждает об опасности прогресса, если цель его не духовное совершенствование человека, а стремление к доминированию на планете. Есть ли надежда у человечества избежать такого сценария? Брэдбери отвечает на этот вопрос образом мальчика, спасшего от публичного оплевывания и уничтожения клочок картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Именно о него мы слышим слова о красоте, ему не хочется участвовать в этом «празднике», не сдерживая слез, он бежит с площади, прижимая к груди спасенный кусочек красоты… Засыпая, мальчик крепко держит в руках клочок полотна — улыбку Джоконды и чувствует добро и свет, исходящий от нее. Своим произведением писатель призывает нас не отказываться от нравственных побуждений, традиций, искусства, душевных порывов. Прогресс существует для человека, но в погоне за ним важно не потерять себя и мир.
  8. А. Беляев «Человек-амфибия». Может ли научно-техническая революция изменить природу человека? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями, спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию. Он пересаживает ему жабры акулы. Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и выходить на сушу на непродолжительное время. Так он может находиться среди людей, что ему необходимо. Что это, как не изменение природы человека, его физических параметров, благодаря научному прогрессу? Однако человек существо социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом психологических и эмоциональных особенностей. Сальватор воспитал Ихтиандра как собственного сына и передал ему свои нравственные ценности, такие как благородство, способность на сильные чувства, сострадание к слабым, мужество. Любовь к Гуттиэре показала герою, что он живет и чувствует, как обычный человек, несмотря на полученные благодаря операции способности. Поэтому можно сказать, что научно—технический прогресс, изменяя в чем—то физическую природу человека, не воздействует на его ментальную сущность, оставляя каждому его индивидуальный характер и эмоциональную сферу.
  9. Н.Г. Чернышевский «Что делать?». Может ли мечта быть двигателем прогресса? Н.Г. Чернышевский утвердительно отвечает на этот вопрос. Героиня романа Вера Павловна мечтает помогать женщинам честно трудиться и правильно обустраивать свой быт. Она организовывает швейную мастерскую для работниц, находящихся в сложном материальном положении. Если учесть, что роман написан в конце XIX века, когда в России положение женщины было сложным, можно оценить поступок Верочки как мужественный. Уже сама мысль о возможности создания такой мастерской была новаторской. Героиня, воплощая свою мечту, устраивает справедливое распределение прибыли между всеми работницами. При этом экономически предприятие себя окупает благодаря новым станкам и орудиям производства. Это позволило заменить ручной труд машинным. Работницы смогли обеспечивать себя, получать образование, жизнь их стала более достойной. Так Чернышевский показывает, что мечта становится двигателем прогресса, так как помогает организовать новые формы трудовых отношений, несомненно, новаторские и передовые.
Читайте также:
Взаимоотношения Шарикова и Преображенского: сочинение

Дополнительный материал к направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»:

  • Литература
  • Темы
  • Цитаты

Материал для подготовки к итоговому сочинению

Сочинение по повести Собачье сердце Булгакова рассуждение

Любимый многими писатель двадцатого века Михаил Булгаков является по своей сути мистическим автором, так как пророчествовал в своих произведениях. В иронической повести «Собачье сердце» автор дал волю воображению, думая, что произведение никогда не будет напечатано. В ней Булгаков открыто показал к чему могут привести последствия революции.

Писатель остро показывает государственный и социальный уклад двадцатых годов. В первой части повести автор показывает достаточно симпатичного пса Шарика, который незаслуженно страдает от злых людей вокруг. Песик достаточно умный и не лишен рассуждения. К примеру, он любит писателя графа Толстого, а злых людей ненавидит. Шарик здраво рассуждает и разделяет такие понятия как «товарищ», «гражданин» и «господин».

Затем Булгаков вводит читателя в жизнь известного профессора Филиппа Филипповича Преображенского и доктора Борменталя. Они яркие представители интеллигенции, которые, согласно автору, живут исключительно нравственно.

После эксперимента по пересадке гипофиза, профессор Преображенский из бездомного пса Шарика и погибшего в кабацкой драке мужчины делает нового человека, которому в дальнейшем дают имя Полиграф Полиграфович Шариков.

Но новое существо проявляет далеко не сыновьи чувства к профессору. Новоиспеченный Шариков постепенно становясь человеком, указывает профессору на общественную неравность. Михаил Афанасьевич Булгаков в повести противопоставляет Шарикова и Преображенского. Новый мир и старый. Но Шариков у него — это не просто пролетарий, это скорее всего те бездельники, которые стали во главе революции, желая зацапать свой кусок от чужого.

Главным учителем Шарикова становится Швондер. Несмотря на все усилия профессора и доктора Борменталя, Шариков слушает одного Швондера, который, в свою очередь, делает все, чтобы подопечного направить на путь гибели, катастрофы. Булгаков не только иронизировал, но и показал к чему может привести власть тех, кто был «никем», а потом стал «всем». Ведь программа, направленная на равенство каждого члена общества позволяла все взять и разделить поровну.

Читайте также:
Булгаков испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши: сочинение

В повести забавно показывается, как Швондер безуспешно (так как у Профессора оказался значительный покровитель) пытался расселить в семикомнатной квартире своих «товарищей», а на вопрос Преображенского, где он должен вкушать пищу, бесхитростно отвечает, что в столовой.

Филипп Филиппович Преображенский, видя, к чему привел его эксперимент, решает вернуть Шарикова в исходное положение и вновь возвращает ему собачий вид.

«Собачье сердце» — это повесть-предупреждение, которое, увы, никто тогда по достоинству не оценил.

Вариант 2

Мне очень нравится фильм, но книга мне понравилась еще больше!

Интересная мысль о том, что можно вот так «создать» человека. Думаю, что для современников это важно, так как я вот недавно слышал в одной программе, что органы после трансплантации (особенно сердце) влияют на характер человека. И после операции могут появляться мысли и образы из жизни того человека, от которого взяли органы… Узнают то, чего никак не могли бы узнать.

И еще важная мысль, что мало создать, так надо еще и воспитать. А у профессора Преображенского не было времени и возможности. То есть Шариков был себе нормальный пес, его можно было наказать, если что… Но вот он получил силу — могущество человека, и пиши пропало! Такой уж он и глупый, и вредный… И самое страшное — опасный! Трусливый предатель. Вот как — деньги, слава тоже могут показать человека. Некоторые не готовы к ним. И вот свалилось все это — начинают пить и буянить. Шариков, по-моему, сам был не готов к тому, чтоб стать человеком.

Вот есть такие собаки (и разные другие животные), которые кажутся умней и добрей, чем многие люди. Они будто уже готовы очеловечиться. Вот бы профессору попался такой экземпляр! Ну, и конечно, гипофиз тоже от хорошего человека нужен был, а не от пьяницы. Нельзя забывать, что это в Шарике проявлялось «наследие» человека, а пес просто не мог с этим бороться. То есть тут и черты погибшего жуткие, и привычки собачьи.

Думаю, что само человечество не готово еще к таким операциям. Если б еще профессор не страдал от этих странных большевиков! А тут никакой поддержки, а наоборот.

Сейчас, я слышал, клонировали обезьян. Так тут до человека совсем близко, а сколько о клонах писали фантасты. Все варианты разрабатываются писателями, мыслителями… Кстати, клонов предлагают использовать тоже для органов, хотя бы частично. То есть предлагают выращивать не полного клона, а отдельно почку или легкое, которое будет полностью соответствовать тебе. Вот тоже интересный вариант! Лишился пальца — вырастил новый.

Читайте также:
Интеллигенция в произведениях Булгакова: сочинение

Но опять же боюсь, что надо для начала развить духовность — сердце, чтобы оптимально решить все эти вопросы тонкие и сложные, которые будут возникать тем чаще, чем больше человек развивается в технологиях.

ЕГЭ. Литература. Все темы в одном произведении. Булгаков М.А. «Собачье сердце»

Несмотря на то, что в центре повести исследования учёных, большое место в нём занимают нравственные проблемы: каким нужно быть человеком.Одна из центральных проблем — проблема духовности и бездуховности в обществе.Преображенский привлекает своей добротой, порядочностью, верностью делу, стремлением пытаться понять другого, помочь ему исправится. Так он, видя, как ужасен Полиграф — его «детище», всячески пытается приучить его к законам человеческой жизни, воспитать в нём порядочность, культуру, ответственность. Он не позволяет себе грубить ему, чего не скажешь о Борментале — несдержанном человеке.Преображенский – высоконравственный человек. Его возмущают перемены, происходящие в обществе. Он считает, что каждый должен хорошо заниматься своим делом. «Когда он (пролетарий) вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой», – считает профессор.
Как омерзителен Шариков. Ему передались все черты человека, чей гипофиз был пересажен,- то есть Клима Чугункика— грубияна, пьяницы, дебошира, убитого в пьяной драке.

Шариков грубый, наглый, самонадеянный, чувствует себя хозяином жизни, ведь принадлежит к представителям простого народа, который у власти, чувствует поддержку со стороны представителей власти. Он быстро освоился в данной обстановке, чтобы извлекать пользу буквально из всего.

Главная его цель — выбиться в люди, добиться нужного положения. Он не собирается этого делать, меняясь нравственно, развиваясь, самосовершенствоваясь. Ему не нужны знания. Он считает, что достаточно надеть галстук ядовитого цвета, лакированные ботинки — и ты уже имеешь презентабельный вид, хотя при этом весь костюм грязен и неопрятен. И книга, которую ему рекомендует читать Швондер- переписка Энгельса с Каутским, по мнению автора, не поможет ему стать умнее.

И что самое страшное — он добивается своей цели: при помощи управляющего Швондера он прописывается в квартире Пеображенского, даже пытается привести жену в дом, находит работу ( и пусть она грязная- ловит бродячих собак, но и здесь он хоть небольшой, но начальник).

Шариков, получив должность, преобразился, став похожим на всех представителей власти. Кожаная куртка, как символ принадлежности к власти, есть теперь и у него. Ездит он на служебной машине.

Так что не важно, какой человек нравственно. Главное — он пролетариат, поэтому власть, закон на его стороне. Именно это и критикует автор, показывая беспредел, который был характерен для страны в период правления Сталина.

Когда власть в руках таких людей, как Шариков, страшно становится жить. В доме Преображенского не стало покоя: ругань, пьянка, бреньканье на балалайке, приставание к женщинам. Так благие намерения профессора закончились кошмаром, который он сам же и стал исправлять.

Не вызывает уважения и другой герой- Швондер. Выбранный главой домкома, он старается добросовестно выполнять свои обязанности. Это общественное лицо, один из «товарищей».Он ненавидит классовых врагов, которыми, по его мнению, являются Преображенский и Борменталь, разговаривает с профессором со «спокойным злорадством«. И когда Филипп Филиппович невольно вышел из себя, «голубая радость разлилась по лицу Швондера».

Подводя итог, необходимо отметить, что человек должен оставаться человеком, какой бы пост он ни занимал, какой бы деятельности ни посвятил себя. Дома, на службе, в отношениях с людьми, тем более с теми, кто окружает человека, должны быть основными законы нравственности. Только тогда можно надеяться и на позитивные преобразования общества в целом.

Нравственные законы незыблемы, и их нарушение может привести к страшным последствиям. Каждый в ответе за свои дела, за все результаты своей деятельности.

К таким выводам приходят читатели повести.

Сочинение 3

Неоспоримым фактом для каждого почитателя русской литературы является утверждение о гениальности Михаила Афанасьевича Булгакова. Он подарил миру большое количество пьес, рассказов, повестей. Одним из не менее замечательных творений является повесть «Собачье сердце». Можно ее отнести к жанру фантастики.

Достаточно интересна и печальна история данного произведения. Из-за того, что оно было написано, как гротеск на современную Россию, долгое время запрещалось правительством. И только в 1988 году оно было напечатано и появилось в общем доступе.

Конечно, для этого есть причины. В произведении поднято не мало проблем, связанных с политикой, человечностью и другими вещами. Имеют они почву остро социальную.

Повесть можно назвать весьма автобиографичной. Одним из главных героев является профессор Преображенский, совершающий главное действие – эксперимент. Вероятнее всего, этот доктор является прототипом самого Михаила Афанасьевича, который, кстати, тоже был врачом.

Итак, главные герои произведения весьма разнообразны и ярки.

Профессор Преображенский – известный врач, который принимает на дому. Он очень умный, образованный и недоволен политической обстановкой в стране. Живет он весьма состоятельно и занимается решением многих медицинских проблем. Давно из головы не выходит идея о продлении молодости. Для этого ему нужен был труп и пес. Он хотел произвести операцию по пересадке гипофиза. И вот когда подвернулось удачное человеческое тело (им стал Клим Чугункин).

Скоро из собаки по кличке Шарик, подобранной на улице, и тела Клима Чугункина, происходит новое существо. Сначала из собаки с пересаженным гипофизом человека вырастает новое существо. Постепенно оно развивается и берет имя Полиграф Полиграфович Шариков. Существо развивается с каждым днем, узнает новые слова, обучается навыкам и наглеет. Он вступает в партию большевиков и под влиянием Швондера он начинает активно заниматься партийной деятельностью. Скоро Шариков надоедает своей бессовестностью Преображенскому и его возвращают к начальному виду.

Противопоставление слоев общества

Проблематика повести «Собачье сердце» Булгакова во многом заключается в противопоставлении различных слоев общества, пропасть между которыми в те времена ощущалась особенно остро. Интеллигенцию олицетворяет профессор, светило науки Филипп Филиппович Преображенский. Представителем «нового» человека, рожденного революцией, является домоуправ Швондер, а позже и Шариков, влияние на которого оказывают речи его нового друга и пропагандистская коммунистическая литература.

Помощник Преображенского, доктор Борменталь, называет того творцом, но сам автор явно придерживается другого мнения. Он не готов восхищаться профессором.

Отсылки к фантастике

В повести Булгакова переплетается множество жанров. Но самыми очевидными являются отсылки к фантастике. Именно они составляют ключевую художественную особенность произведения. В результате реализм доводится до полнейшего абсурда.

Один из главных тезисов автора — невозможность насильного переустройства общества. Тем более такого кардинального. История показывает, что во многом он оказался прав. Ошибки, допущенные большевиками, сегодня составляют основу учебников истории, посвященных тому периоду.

Читайте также:
Как формируется драматург: сочинение

Ставший человеком Шарик олицетворяет собой среднестатистического персонажа той эпохи. Главное в его жизни — классовая ненависть к врагам. То есть пролетарии на дух не переносят буржуа. Со временем эта ненависть распространяется на богатых, а затем и на образованных людей и обычных интеллигентов. Оказывается, что основа нового мира — это ненависть ко всему старому. Очевидно, что мир, основанный на ненависти, не имел будущего.

Законы эволюции

Основная претензия заключается в том, что Преображенский посягнул на основные законы эволюции, примерил на себя роль Бога. Он создает человека своими руками, проводя, по сути, чудовищный эксперимент. Тут Булгаков делает отсылку к своему первоначальному заголовку.

Стоит отметить, что именно как эксперимент Булгаков воспринимал все, что происходило тогда в стране. Причем эксперимент грандиозный по масштабам и в то же время опасный. Главное, в чем автор отказывает Преображенскому, — это в моральном праве творца. Ведь наделив доброго бездомного пса человеческими повадками, Преображенский сделал из Шарикова воплощение всего того ужасного, что было в людях. Имел ли профессор на это право? Этим вопросом можно охарактеризовать проблематику «Собачьего сердца» Булгакова.

Рабы у власти

Булгаков пытается донести свою позицию — у власти оказались рабы. Именно об этом «Собачье сердце». Проблематика состоит в том, что право управлять они получили прежде чем хотя бы минимальное образование и представление о культуре. В таких людях просыпаются самые темные инстинкты, как в Шарикове. Человечество оказывается перед ними бессильно.

Среди художественных особенностей этого произведения необходимо отметить многочисленные ассоциации и отсылки к отечественной и зарубежной классике. Ключ к произведению можно получить, если проанализировать экспозицию повести.

Элементы, которые мы встречаем в завязке «Собачьего сердца» (вьюга, зимняя стужа, бродячая собака), отсылают нас к поэме Блока «Двенадцать».

Важную роль играет такая малозначительная деталь, как воротник. У Блока в воротнике прячет свой нос буржуй, а у Булгакова именно по воротнику бездомный пес определяет статус Преображенского, понимая, что перед ним — благодетель, а не голодный пролетарий.

В общем, можно сделать вывод, что «Собачье сердце» — выдающееся произведение Булгакова, которое играет ключевую роль как в его творчестве, так и во всей отечественной литературе. В первую очередь по идейному замыслу. Но высокой оценки достойны и его художественные особенности, и та проблематика, которая поднимается в повести.

Сочинение на тему: Булгаков и его роман «Собачье сердце»

Сочинение.
Булгаков и его роман «Собачье сердце»

Судьба литературного наследия Булгакова — исторический сюжет редкого драматизма, скорбная судьба высокого искусства, ищущего справедливого признания. Совсем еще недавно Булгаков был хорошо известен и близок сравнительно небольшому кругу специалистов-литературоведов, знатокам театра 30-х годов, помнящим успех мхатовской постановки “Дней Турбиных”, отдельным любознательным читателям. Имя его, впрочем, в послевоенный период произносилось с уважением, но главные литературные успехи времени связывались все же не с ним. Теперь Михаил Афанасьевич Булгаков безоговорочно отнесен к классикам советской литературы, в суждениях о нем совсем иные, чем прежде, интонации, другая эмоциональная читательская сопричастность к его индивидуальному художественному опыту. Все это отражает крупные перемены в нашем эстетическом сознании, которые, понятно, есть следствие общественных сдвигов в последние годы. Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы природы, в законы развития общества с блестящим мастерством и талантом раскрыта в повести Михаила Афанасьевича Булгакова “Собачье сердце”. Эта идея реализуется автором в аллегорической форме. На мой взгляд, эта форма повествования наиболее удобна для писателя. Ведь повесть затрагивает прежде всего социальные вопросы и проблемы: критикует власть государства над личностью, раскрывает многие человеческие пороки. Без труда читатель узнает в главном герое собирательный образ комиссарствующего пролетария. Добродушная, простая дворняга превращается в ничтожное и агрессивное человекоподобное существо, которое под влиянием внешних обстоятельств становится опасным для общества. Эксперимент с этой дворнягой и положен в основу повести. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика. Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”, “где играли на гармошке и пахло сосисками”. Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключение: “Дворники из всех пролетариев — самая гнусная мразь”; “Повар попадается разный. Например — покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас”. Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: “Он умственного труда человек…, этот не станет пинать ногой”. И вот профессор совершает главное дело своей жизни — уникальную операцию: он пересаживает Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Чугункин, двадцати восьми лет, судимый три раза. Занимался тем, что играл на балалайке по трактирам. В результате сложнейшей операции на свет рождается безобразное существо. Оно наследовало пролетарскую сущность своего предшественника. Булгаков так описывает его внешний вид: “Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка”. Первые произнесенные им слова были ругань и “буржуй”. С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей дома становится сущим адом. Он учиняет дикие погромы в квартире, гоняется за котами, устраивает потоп… Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности, о приеме пациентов нет и речи. “Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…” Хозяин дома негодует: “Окурки на пол не бросать — в сотый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать. С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!” Неожиданно появившееся лабораторное существо требует присвоить ему наследственную фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает интересы “трудового элемента”. В лице председателя домкома Швон-дера он тут же находит поддержку. Именно он, Швондер, требу- ет выдачи Шарикову документа о проживании, утверждая, что документ — самая важная вещь в государстве. “Я не могу до пустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?” Вскоре Швондер выдает Шарикову бумагу, где написано, что Шарикову полагается в квартире профессора жилплощадь. Шариков быстро находит свое место в жизни. Он пристроил в отдел очистки, отлавливает бродячих животных. Затем пишет донос на профессора. Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и другие человеческие качества. Им движет лишь подлость и злоба. Да и не могло это существо иметь другую сущность. Ведь оно было создано из собаки, ему был привит гипофиз пьяницы и уголовника, неумного человека. Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье; Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателейквартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно даже представить себе картину той жизни, которую они способны создать вокруг себя. Благие намерения Преображенского создать “новую единицу общества” оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу как человека, так и общества приводит к одинаково катастрофическим результатам. О своем творении он говорит с гневом: “Вы стоите на низшей ступени развития. все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе… подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости”. Профессор, предвидя будущие катастрофы, исправляет свою ошибку: Шариков вновь превращен в пса, который доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.
Фантастика в “Собачьем сердце” важна не сама по себе: она помогает Булгакову ярче, острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принимал в новой действительности. Едкая сатира писателя — это то оружие, которым он сражался со швондерами и шариковыми, и талант писателя делал это оружие особенно опасным

Читайте также:
Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных предшественников: сочинение

«Собачье сердце»: краткое содержание и анализ

Повесть «Собачье сердце», краткое содержание которой можно найти ниже, Михаил Афанасьевич Булгаков написал в 1925 году. В это время были востребованы идеи усовершенствования человека как вида с применением новых научных открытий, о чем и расскажет произведение великого автора. Рассмотрим краткое содержание «Собачье сердце», по главам которого можно сделать детальный анализ творения.

«Собачье сердце»: краткое содержание

Знакомство с личностью и творчеством талантливого русского писателя, драматурга, театрального режиссера и актера Михаила Булгакова не будет полным, если не прочесть «Собачье сердце».

Краткий пересказ повести, которую многие считают одним из лучших трудов творца, поможет составить общее впечатление о том, что хотел донести автор читателю. Если же «Собачье сердце» в сокращении придется по вкусу, можно смело браться за прочтение шедевра полностью.

«Сын полка»: краткое содержание и анализ произведения

При подготовке школьников и студентов к занятию «Булгаков “Собачье сердце”» краткое содержание придет на помощь и даст возможность сконцентрироваться на значимых деталях творения и основных характеристиках персонажей.

Вот как можно рассказать о повести «Собачье сердце» кратко:

Главы I–III

События берут начало в Москве 1924 года. Профессор, а также хирург Филипп Филиппович Преображенский открыл новый метод, который позволяет омолодить организм человека. Способ этот весьма необычный и даже пугающий — пересадка пациентам внутренней секреции животных.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Преображенский проживает в огромной семикомнатной квартире, которая находится в центральном районе Москвы. Именно в ней доктор и принимает пациентов.

Внезапно на голову Преображенского обрушивается неприятная новость. С визитом к нему наведывается председатель домового комитета Швондер и велит освободить две комнаты в квартире. Член жилтоварищества рассказывает, что эта неприятная участь постигла не только Филиппа Филипповича, но и других его соседей, к которым в квартиры также подселяют новых жильцов.

«Премудрый пескарь» кратко: содержание и анализ

Подобное развитие событий не устраивает Преображенского, и он решает позвонить одному из своих пациентов, который занимает высокую должность. Разговор проходит так, как было задумано, и профессор отвоевывает все комнаты в своей квартире, оставив Швондера ни с чем.

Движимый идеей экспериментов, вскоре Преображенский находит больного дворового пса и забирает его домой. Ухаживать за собакой, которую назвали Шарик, Филипп Филиппович приказывает домработнице по имени Зина. Дни идут, и пес чувствует себя все лучше. Теперь он ласковый, красивый и сообразительный.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Главы IV–VII

Наступает время операции, в которой Преображенскому ассистирует врач Иван Арнольдович Борменталь. В процессе хирургического вмешательства доктора пересаживают Шарику гипофиз — мозговой придаток и семенники — половые железы. Биологический материал было решено взять у Клима Чугункина — молодого человека 25 лет, который был три раза судим и погиб от ножевого ранения.

«Василий Теркин»: краткое содержание и анализ

Эксперимент прошел успешно. Шарик хорошо перенес операцию и начал постепенно превращаться в человека:

  1. Пес начал набирать вес, становиться выше.
  2. Вскоре у него выпала шерсть, и он даже начал пытаться говорить.

Прошло около месяца, Шарик полностью перевоплотился в человека. Он по-прежнему невысокий, довольно несимпатичный и очень увлеченный игрой на балалайке. Также полюбилось ему курение и сквернословие.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Главы VIII–IX

Пораскинув мозгами, новоиспеченный человек просит Преображенского прописать его в квартире профессора и сделать документы. Имя он уже себе подобрал — Шариков Полиграф Полиграфович.

Шариков пытается развиваться, читает книги, однако выучить хорошие манеры для него все еще остается непосильной задачей. К тому же из собачьей жизни осталась ненависть к кошкам, за которыми Полиграф порою не стесняется гоняться.

Сочинение «Моя любимая книга» для школьников

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Профессор не спешит прописывать Шарикова в своей квартире, с чем Полиграф Полиграфович пытается как можно скорее разобраться. Однажды Шариков приносит Преображенскому документ, в котором сказано, что Полиграф стал членом жилтоварищества, поэтому ему положена отдельная комната в квартире Преображенского.

В этот же день Шариков крадет у профессора два червонца и отправляется пиршествовать, явившись домой посреди ночи в пьяном состоянии с двумя неизвестными. Выгнать их удалось только после звонка в милицию. Неизвестные, впрочем, не расстроились, ведь прихватили с собой меховую шапку, трость и малахитовую пепельницу Преображенского.

Читайте также:
Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова Собачье сердце): сочинение

После происшествия Филипп Филиппович ведет беседу с Борменталем, разочарованно рассуждая о поведении Шарикова. Как же из смышленого и милого пса могла получиться подобная мразь?

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Главная же проблема кроется в том, что у Полиграфа уже не собачье, а человечье сердце — самое гадкое из всех, что существуют в природе. Преображенский убежден, что обаятельный пес перевоплотился в Клима Чугункина и перенял его модель поведения.

Как-то раз Шариков возвращается домой и показывает Преображенскому и Борменталю удостоверение, согласно которому Полиграф Полиграфович стал заведующим подотделом Москвы от бездомных животных. Разочарованию докторов не было предела. Иван Арнольдович даже едва не придушил Шарикова.

На этом сюрпризы от Полиграфа не закончились. Через несколько дней он привел в квартиру к профессору женщину. Шариков заявил, что хочет вступить с дамой в законный брак и жить в квартире Преображенского.

«Вишневый сад»: краткое содержание и анализ пьесы

Не долго думая, профессор рассказал женщине о собачьем прошлом Полиграфа. Дама пришла в ужас и поведала, что Шариков утаил эти подробности от нее, а шрам от операции выдал за боевое ранение.

Спустя сутки пациент доктора, занимавший высокий пост, принес донос на него, который написал Шариков. Бумага была весьма подробна, Полиграф рассказал:

  • о контрреволюционных речах, которые произносил Преображенский;
  • о хранении им огнестрельного оружия;
  • о тайном проживании в квартире непрописанного Борменталя.

Когда Шариков вернулся домой, профессор спокойным тоном приказал ему убираться из квартиры. Такое развитие событий не устроило Полиграфа, и он показал Преображенскому шиш, а другой рукой вынул из кармана револьвер.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Не растерявшись, Борменталь бросился к парадному входу и приклеил записку, что сегодняшний прием переносится, поскольку профессор заболел. Иван Арнольдович перерезал провод звонка, приказал домработнице и кухарке не покидать квартиру, запер черный ход на ключ и скрылся в смотровой вместе с Преображенским.

«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения

Эпилог

Спустя десять дней к профессору пожаловали следователи и предъявили ордер на обыск жилища и арест Филиппа Филипповича и Ивана Арнольдовича. Причиной послужило обвинение в убийстве Шарикова.

«Какого такого Шарикова? — удивленно спросил Преображенский. — Ах, виноват, этого моего пса…которого я оперировал?» Закончив, профессор попросил Борменталя предъявить сотрудникам правопорядка Шарика. Иван Арнольдович вышел, а вернувшись, свистнул, и из двери выскочил пес.

Местами плешивый, он вышел на задних лапах, потом стал на все четыре, снова поднялся на задние, улыбнулся и уселся в кресло. Побледнев, милицейский упал в обморок.

Шли месяцы, жизнь в квартире профессора стала спокойной и шла привычным чередом. Шарик вечерами смиренно дремал на ковре у дивана в кабинете Преображенского.

«Мертвые души»: краткое содержание и анализ произведения

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

«Собачье сердце»: анализ произведения

Краткое содержание «Собачье сердце» мы уже рассмотрели, что поможет подготовиться к его анализу. Чтобы составить полную картину о произведении, нужно обратиться к аналитической справке. Разберемся, что своим произведением хотел донести Булгаков. «Собачье сердце» имеет такие особенности:

  • История создания повести.

Автор написал рассказ в 1925 году и потратил на это лишь три месяца. За столь недолгий срок Булгакову удалось создать поистине самобытное и гениальное творение, которое стало классикой и принесло писателю известность.

Задумывалось напечатать повесть в альманахе «Недра», однако главный редактор, ознакомившись с произведением, отказался его издавать. Это и неудивительно, ведь главный герой был крайне враждебно настроен к политическому строю, который существовал в те времена. В 1926 году в квартире у Булгакова провели обыск — рукопись произведения изъяли.

«Собачье сердце»: краткое содержание повести по главам

При жизни Булгакова его детище не публиковалось, а в 1960-х творение распространялось в самиздате. Затем текст повести передали на Запад, где сразу несколько издательств опубликовали его.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Лишь через 60 лет после написания, в 1986-м, повесть опубликовали в журнале «Звезда».

Интересные факты о повести:

  1. Изначально автор назвал повесть «Собачье счастье. Чудовищная история», но со временем название было изменено.
  2. Как считают многие литературоведы, при написании произведения Булгаков вдохновлялся творчеством английского писателя Герберта Джорджа Уэллса.
  3. Повесть «Собачье сердце», сюжет которой стал едва ли не пародией на политику, Булгаков дважды читал на литературном собрании. Зрители были в восторге, не понравилось творение лишь нескольким писателям, которые придерживались коммунистических взглядов.

«Шинель»: краткое содержание повести Гоголя

  • Проблематика и тема повести.

Краткое содержание «Собачьего сердца» дало понять, что операция, которую описывал автор, носит характер аллегории. Воспользовавшись этим литературным приемом, Булгаков показал, насколько чудовищные последствия могут произойти, если у власти окажутся люди, подобные Шарикову, — глупые, грубые, необразованные, ограниченные и некультурные.

В повести «Собачье сердце» Булгаков сделал упор на многие нюансы, которые характерны для его творчества. Он заклеймил:

  1. Жестокость.
  2. Невежество.
  3. Превышение служебных полномочий.
  4. Необразованность.
  5. Отсутствие желания развиваться.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Булгаков затронул и проблематику человеческой природы, наглядно продемонстрировав, что человек стал чувствовать себя всесильным. Именно поэтому он не всегда может контролировать себя и плоды своих деяний.

  • Особенности композиции и жанра.

Если говорить о композиции произведения, то она кольцевая. Творение Булгакова начинается с описания пса, который вскоре перевоплощается в человека. Конец же повести схож с ее началом — новоиспеченного человека прооперировали, и он вновь превратился в собаку.

Завязка «Собачьего сердца» знакомит читателя с размышлениями пса о том, что его окружает. В кульминации Булгаков описывает духовное разложение новоиспеченного человека. Развязка же учит читателей тому, что и хотел донести автор, — некоторые обстоятельства можно изменить, если признать собственную ошибку.

Произведение написано в жанре повести. Если «Собачье сердце» читать внимательно, можно понять, что оно пропитано острой политической и социальной сатирой. Это позволяет назвать творение Булгакова философско-социальной сатирической повестью, наполненной фантастическими элементами.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Повесть «Собачье сердце», сокращение которой идеально впишется в читательский дневник, — это поистине гениальное и глубокое произведение. Булгаков затронул серьезные проблемы общества, которые актуальны и ныне. Чтобы познать все художественные достоинства творения и посыл автора, рекомендуем полностью прочесть произведение «Собачье сердце».

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: