Философское и социальное в рассказе И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско: сочинение

Философские произведения бунина. Философская проблематика по рассказу Господин из Сан-Франциско (Бунин И. А.). Смысл жизни человека

Проблематика рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Проблематика рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско».

Рассказ написан в 1915 году до эмиграции. Так сложилось, что до 1920 года Бунин писал о жизни в капиталистическом обществе за границей. Это происходило потому, что жизнь в Европе, о которой он был наслышан, поражала Ивана Алексеевича.

Интересна проблематика рассказа «Господин из Сан – Франциско».

Основной проблемой рассказа является проблема смысла жизни: как и для чего стоит жить. Нужно ли радоваться каждому отдельному мгновению, или правильнее всю жизнь ждать осуществления сокровенной мечты , откладывая радостные моменты удовольствия «на потом». Герой рассказа до отправления в путешествие «… не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук…».

Проблема власти денег возникает на протяжении всего повествования. Деньги для тех, кто плывет на пароходе «Атлантида», — это все: и пища, и почет , и свобода, и даже любовь…Однако, так ли просто все на самом деле? В подтверждение этой мысли стоит вспомнить строки из данного рассказа о главном герое: «Он был уверен , что имеет полное право на отдых, на удовольствия… Для такой уверенности у него был тот повод, что … он был богат, … только приступал к жизни , несмотря на свои 58 лет».

Проблема смертности каждого человека, независимо от положения в обществе и богатства, — одна из главных. Все ли можно купить за деньги? Почти все! Но деньги не властны над смертью. Смерти все равно, кто перед ней:

богатый или бедный. Однажды Господин из Сан – Франциско , совершенно неожиданно, «…рванулся вперед …и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала…». Смерть настигла его тогда ,когда он был к ней не готов. Поэтому господин «…настойчиво боролся со смертью, ни за что не хотел поддаться ей, так неожиданно и грубо навалившейся на него». Но победить смерть не смог.

Важной проблемой в данном рассказе является проблема памяти о человеке после его смерти. Не правда ли, верно сказано: « Господин из Сан-Франциско – имени его ни в Неаполе , ни на Капри никто не запомнил»? Значит, этот человек не сделал никому ничего хорошего. После того, как он умер, все, кто еще недавно ему улыбались, стремились быстрее избавиться от его тела, лишь бы не вызвать скандал, который может спровоцировать потерю доходов.

Проблема фальши и истины. Зачем обманывать себя и других? Ложь всегда «выйдет наружу», обнажит себя. Тем более, ложь – это тяжкий грех, за который

однажды придется расплатиться. Это известно всем. Однако ложь на пароходе процветала : одна пара играла в любовь за хорошие деньги, перемещаясь с одного корабля на другой, «…он танцевал только с ней, и всё выходило у нее так…очаровательно, что только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом…» , чтобы поддерживать радостное настроение гостей парохода. И ещё : «…разве не бывает в путешествии счастливых встреч ? Тут иной раз сидишь за столом и рассматриваешь фрески рядом с миллиардером». И какое слово здесь ключевое: фрески или миллиардер?

Дочь Господина имеет деньги, но у неё нет любви, а значит , нет счастья, девушка одинока, не нужна никому. Однажды она стояла на палубе с принцем : «…он был совсем не хорош собой и странен…,- но девушка слушала его и от волнения не понимала, что он говорит: сердце ее билось от непонятного восторга перед ним…». Потому, что это принц? Наверное!

Проблема контраста между жизнью богатых и бедных в рассказе вполне очевидна. Бунин пишет о том, что «…великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах». Бедняки трудятся в поте лица , чтоб не умереть от голода, выжить. А богачи пожинают плоды трудящихся , чтобы получить больше радости и удобств: «…глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскалёнными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитым едким , грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут ,в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел , цедили коньяк и ликёры…».

Таким образом, в небольшом рассказе Бунин сумел поднять много важных вопросов , без решения которых жизнь человека не может быть значимой ,полезной и счастливой.

Вечные проблемы человечества в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Уже на протяжении многих веков людей волнуют вопросы о вечных проблемах человечества. Такие вопросы как «Есть ли жизнь после смерти?», «В чем смысл жизни?», существующие с древних времен, задавали и задают себе мыслители и философы вплоть до современности. На эти вопросы очень трудно дать ответ, если это вообще возможно.

Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Господин из Сан-Франциско» показывает нам всю сущность капиталистического устройства общества. Если рассмотреть корабль «Атлантида», на котором плыл в Италию главный герой со своей семьей, то можно сравнить устройство корабля с устройством капиталистического общества.

Читайте также:
Изображение времени в рассказе Господин из Сан-Франциско: сочинение

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Снизу – грязные, темные трюмы, в которых живут простые рабочие, официанты, прислуга, а сверху – прекрасные палубы, красивые и богатые люди, богато обставленные каюты. Также и в обществе того времени – простые рабочие на заводах, которые живут в грязных и старых домах, и богатейшие монополисты, которые ничего не стыдятся, чтобы умножить свои капиталы, живут в роскоши и богатстве, стремясь только получить больше денег.

Господин из Сан-Франциско – «пустой» человек, автор даже не дал ему имени. Он живет в обществе таких же людей – алчных, жаждущих наживы. Этот человек, по моему мнению, обобществленный образ капиталистов того времени – человек «пустой», стремящийся обогатиться за счет рабского труда других людей.

Весь смысл его жизни заключается в том, чтобы стать таким же богатым, как те, с кем он поставил цель сравняться. Господин работал всю жизнь. Он завел семью, потому что так положено. Вряд ли он знает, что такое любовь. Своей дочери, девушке слегка болезненной, он уделяет очень мало времени и любви.

Уйдя из жизни, американец-богач остается главным персонажем рассказа. Обратно он плывет уже не в каюте класса люкс, а в тесных и грязных недрах корабля, откуда не слышно чудесного оркестра, откуда не слышно веселящихся людей, а слышны только работающие двигатели и адские волны за бортом. Эти контрасты дают нам понять, насколько сильны социальные противоречия того времени.

Прочитав и вдумавшись в рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско», мы видим одну из многих проблем человечества, особенно актуальную и в наши дни – жажда наживы и богатства, стремление обогатиться материально, забывая о духовном развитии. Эти люди стремятся удовлетворить свои примитивные потребности, стремятся получить власть и деньги, что делает их людьми без смысла жизни.

«Титаник»

Разбирая философский смысл «Господина из Сан-Франциско» Бунина, стоит вспомнить о трагической судьбе знаменитого «Титаника». Следует обратить внимание и название парохода, на котором плывет главный герой. Атлантида — остров-государство, ушедшее под воду. Титаны — мифические существа, посмевшие противопоставить себя богам. Зевс жестоко наказал их за дерзость и самоуверенность.

Для Александра Блока лайнер, затонувший в 1914 году, символизировал мировую пошлость. В своем дневнике поэт упоминает о катастрофе даже с некоторым злорадством. Произведение Бунина наполнено недобрыми предчувствиями и повествует о трагедии не только отдельного человека, но и всей Европы. Однако злорадства в рассказе нет. Скорее, жалость по отношению и к главному герою, и к второстепенным персонажам.

Популярные сочинения

  • Как я убираю квартиру или комнату сочинение
    Мало найдется людей, которые любят убираться. Я отношусь к таким людям. Комнату привожу в порядок раз в неделю.
  • Сочинение по картине Айвазовского Обоз чумаков
    И.К. Айвазовский известен многим как мастер морских пейзажей. Однако талантливый человек талантлив во всем, потому у мастера кисти существовали и другие, совершенно не связанные с водной гладью, работы.
  • Сочинение Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы
    Максим Горький является автором произведения “Челкаш”, который был выпущен в печать в 1895 году. В произведении идет речь о двух людях, которые встретились друг с другом совершенно случайно. Начало истории начинается с того

Из истории написания

Летом 1915 года Иван Бунин увидел в книжном магазине книгу Томаса Манна «Смерть в Венеции». Он не знал, о чём новелла немецкого писателя, но ее название его вдохновило. Примерно в это же время из газет Бунин узнал о внезапной кончине одного богатого американца в гостинице «Квисисана». Тогда и появилась у русского писателя идея создать короткую, но яркую историю о человеке, скончавшемся во время путешествия в Европу. Это произведение Бунин сперва хотел назвать «Смерть на Капри». Но передумал, лишь написав первых три слова — «господин из Сан-Франциско».

Смысл произведения Томаса Манна ничего общего не имеет с главной философской идеей новеллы Бунина. В рассказе «Смерть в Венеции» речь идёт о немолодом человека, приверженце однополой любви. Книгу Манна Бунин прочитал только в конце осени и назвал очень неприятной.

Смысл произведения «Господин из Сан-Франциско» доступен для подростка. Не зря рассказ включен в школьную программу. При внимательном прочтении можно заметить, что он наполнен предчувствиями трагедии европейского масштаба. Произведение создано спустя год после начала Первой мировой войны и за два года до Февральской революции в России — события, которое оказало влияние на ход всемирной истории.

Безымянный герой

В чем смысл названия произведения «Господин из Сан-Франциско»? Главный герой — некий американец, имени которого ни на Капри, ни в Неаполе никто не запомнил. И в этом, пожалуй, вся характеристика персонажа, которую даёт Бунин. Миллиардер из Сан-Франциско никому не интересен. Его имя никто не запомнил, потому как этот человек ничем не примечателен. Интерес вызывают лишь его деньги и положение в обществе. Но категории эти призрачные. Лишь только американец умирает, о нем сразу же забывают.

Читайте также:
Поэзия и трагедия любви в рассказе: сочинение

Простота, наглядность — это и есть характерные особенности рассказ. И быть может, именно поэтому философский смысл произведения «Господин из Сан-Франциско» вызывает интерес у читателей на протяжении столетия. Рассказ вызвал восхищенные отзывы современников писателя. Его читают и сегодня. Суть произведения «Господин из Сан-Франциско» по-своему интерпретировали и советские критики. Ведь кто главный герой рассказа? Американский капиталист, который всю жизнь копил, грабил и эксплуатировал китайцев. За что и был наказан внезапной, нелепой смертью.

Сочинение на тему Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско

Бунин написал рассказ «Господин из Сан-Франциско» в 1915 году и казалось бы, необходимо учитывать исторический контекст этого произведения. В разгаре Первая Мировая война, однако она едва ли находит отражение в тексте. Историческая неопределенность и максимальная отвлеченность от пространственных и временных границ, характерные черты, художественного мира писателя. К ним стоит отнести необыкновенную краткость и высокую степень литературной организованности, словесной наполненности. Именно это позволяет раскрыть Бунина, вечную тему жизни и смерти, на страницах рассказа известно ограниченного в объёме.

Изначально автор хотел назвать произведение «Смерть на Капре», но по свидетельству самого Бунина, он зачеркнул это название тот час же, как написал первую строчку. Собственно первоначальное название не только раскрывает карты, не оставляя интриги в судьбе главного героя, но и отражает композицию текста. Небольшой рассказ можно условно разделить на 2 неравные части.

Первая – отдых господина из Сан-Франциско, в качестве пассажира на круизном лайнере «Атлантида» на пути к Старому свету. Вторая – возвращение героя на родину в Новый свет, но уже в гробу из ящика из под содовой в трюме парохода. Кульминацией сюжета является, внезапная смерть господина, положившая конец, его безымянному существованию. Примечательно, что смерть в рассказе не трагедия, ни для читателя, не для семьи главного героя. Еще более примечательно, что главный герой не имеет имени, это позволяет подчеркнуть, что жизнь господина лишена и смысла, и ценностей. Он не удостаивается не только сожаления, но и биографии, отличительных черт, способных выделить его в серой массе, от таких же пассажиров как он.

В каких случаях мы сталкиваемся с безымянным героем? Чаще всего тогда, когда имеем дело с собирательным образом, литературным воплощением тенденции общественной жизни, не зависящих от конкретной личности и её качеств. Иван Алексеевич использует данный приём для решения аналогичной художественной задачи. Господин из Сан-Франциско, образ и символ мира вещей, как пишет Бунин он практически сравнялся с теми, кого некогда взял за образец, и мы не безосновательно называем господина, очередной копией нового человека.

Кто этот новый человек? Он чаще всего ставит при выше богатства, тяготеет к комфорту, мыслит шаблонами, действует так как принято среди людей его круга, предпочитает план и порядок, спонтанносте и случайности, и совершенно глух к красоте окружающего мира. Бунин пишет « что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот, столь знаменательный для него вечер», он как всякий испытавший качку, только очень хотел есть.

Где обитает новый человек? Местом действия становится круизный лайнер «Атлантида», чудо техники, созданное руками человека. «Атлантида» — мир где предусмотрено всё для комфортной , стабильной, чётко регламентированной жизни. Бунин иронизируя, детально описывает распорядок дня лайнере, которого строго придерживаются пассажиры, такие же господа. Мы можем сказать что «Атлантида» — воплощение вершины прогресса и олицетворения новой цивилизации. В одной цитате «океан ходивший за стенами был страшен, но о нем не думали, Тверь веря во власть над ним командира», раскрывается главная черта нового мира. Убеждённость что технический прогресс сравнял человека и бога. Авторское отношение к новому человеку и миру, очевидно негативное. На всем что окружает господина на «Антлантиде» печать искусственности, апогея которой, танцующая на палубе изящная, влюбленная пара, нанятая играть любовь за хорошие деньги.

Деталь на которую стоит обратить внимание – название корабля. Атлантида – затонувшая цивилизация, мир обреченный на страшную катастрофу. А иллюзия на мифический остров государства, подталкивает читателя к размышлению, о судьбах западных цивилизаций, вплетая в словесную суть рассказа мотивы трагедии и обреченности. Не случайно эпиграфом к рассказу в черновом варианте была цитата из ветхого завета «горе тебе Вавилон, город крепкий и в один час вершится суд твой».

Рассказ построен на антитезе, регламентирован ей и упорядоченный мир «Атлантиды», противопоставлен настоящему, живому миру, нашедшему воплощение в образе океана. Представляя себе корабль в море мы понимаем, что оплот новой цивилизации ничтожен перед лицом стихии, которая безусловно гораздо масштабные, чем самый большой круизный лайнер. Мотив стихии становится все более сильным по мере развития сюжета, это например: «не запланирована плохая погода в Неаполе». И безраздельно господствует во второй части произведения.

Читайте также:
Любовь должна быть трагедией по произведениям И. А. Бунина («Грамматика любви», «Солнечный удар»): сочинение

Как мы можем заметить, со смертью главного героя рассказ не заканчивается. Бунин описывает попугая в вестибюле, раз украшенную лошадка везущую тело господина в порт, Неаполитанский залив, лодочника Лоренсо. Прервалась одна жизнь, однако жизнь общая продолжается беспрерывно и потому так незначителен для Бунина новый человек со старым сердцем, а его претензии на господства вызывают лишь только авторскую усмешку.

Главную мысль рассказа нельзя свести к тезису, что богатство или власть, ничтожны перед лицом смерти. Безусловно и то и другое утрачивает значение если случается неисправимое. Однако Бунин мыслит шире, сам человек ничтожен перед лицом смерти, он лишь частица необъятной вселенной, а неё творец.

Человеческая жизнь, тонет в бытии и так наивный претензии на господство человека западной цивилизации, вообразившего что ему подвластна стихия, олицетворенная океаном. Господин из Сан-Франциско, который рассчитывает все своё путешествие, сталкивается с тем, что не подвластно расчетам. Со смертью и смерть оказывается сильнее, впрочем как и всегда.

Философское и социальное в рассказе И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско: сочинение

Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий!

Ибо в один час пришел суд твой.

Откровение св. Иоанна Богослова

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» появился в печати в 1915 году и сразу был высоко оценен литературной общественностью. Так, М. Горький писал Бунину: «Знали бы вы, с каким трепетом читал я «Человека из Сан-Франциско». Один из крупнейших немецких писателей XX века, Томас Манн, тоже был восхищен этим рассказом и писал, что он «по своей нравственной мощи и строгой пластичности может быть поставлен рядом с некоторыми из наиболее значительных произведений Толстого».

В основе сюжета «Господина из Сан-Франциско» – повествование о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи путешествие в южную Европу. За Европой — на обратном пути домой — должны были последовать Ближний Восток и Япония.

Предпринимаемый американцем круиз детально описывается в начале рассказа. С деловой четкостью и обстоятельностью, присущей главному герою, излагаются план и маршрут путешествия. Мы понимаем, что американец все учел и продумал так, чтобы не осталось никакого места для случайностей и ничто не помешало его спокойному отдыху. Так, для путешествия был выбран знаменитый пароход «Атлантида», похожий на «громадный отель со всеми удобствами».

Однако замечательный своей продуманностью и насыщенностью план начинает рушиться, едва начав осуществляться. Главным «виновником» недовольства богатого туриста становится неподвластная ему и потому особо раздражающая природа («утреннее солнце каждый день обманывало»). Из-за нее господину приходится изменить свой первоначальный план и в поисках обещанного солнца отправиться из Неаполя на Капри.

Бунин тщательно, с использованием микроскопических подробностей, дает описание его переезда своего героя, панораму острова, где он остановился, сообщает детали гостиничного сервиса, посвящает полстраницы аксессуарам одежды готовящегося к позднему обеду господина. Кажется, будто он желает отдалить неминуемо приближающуюся катастрофу – финал жизни богатого господина.

Однако движение жизни неостановимо: наречием «вдруг» открывается кульминационная сцена, рисующая внезапную и «нелогичную» смерть главного героя. Тело богатого покойника в просмоленном гробе спускают в трюм все того же парохода, и оно отправляется домой, «на берега Нового Света».

Казалось бы, рассказ окончен, но мы понимаем, что его границы оказываются шире границ истории о судьбе богатого американца. Повествование продолжается, и выясняется, что поведанная история — лишь часть общей картины жизни, находящейся в поле зрения автора. Перед нашими глазами проходит панорама Неаполитанского залива, зарисовка уличного рынка, колоритные образы лодочника Лоренцо, двух абруццких горцев и — самое важное — обобщающая лирическая характеристика «радостной, прекрасной, солнечной» страны. Рассказ о жизни и смерти господина из Сан-Франциско оказывается лишь фрагментом неостановимого потока жизни, преодолевающего границы частных судеб.

Интересно, что события рассказа очень точно «привязаны к календарю» и вписаны в географическое пространство. Путешествие, распланированное на два года вперед, начинается в конце ноября (плавание через Атлантику), а внезапно прерывается в декабрьскую, скорее всего, предрождественскую неделю. Мы читаем, что на Капри в это время заметно предпраздничное оживление, абруццкие горцы возносят «смиренно-радостные хвалы» Божьей матери перед ее изваянием «в гроте скалистой стены Монте-Соляро », а также молятся «рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской, . в далекой земле Иудиной. »

Благодаря этой календарной подробности содержание рассказа обогащается новыми гранями смысла: речь здесь идет не только о частной судьбе безымянного господина, но о жизни и смерти как ключевых — вечных — категориях бытия.

Финальная часть произведения обобщает предшествующее развитие. Почти все объекты изображения здесь повторяются по сравнению с началом рассказа: вновь «Атлантида» с ее контрастами палуб и «подводной утробы», вновь лицедейство танцующей пары, вновь ходящие горы океана за бортом. Однако то, что в начале рассказа воспринималось как критика Буниным социального устройства, цивилизации, здесь поднимается на высоту трагического, философского обобщения. В концовке произведения неразделимо слитно звучат авторские мысли о бренности земного существования и о величии и красоте живой жизни.

Читайте также:
Краткий обзор произведений Бунина: сочинение

В своем рассказе Бунин показывает нам, что социальные диспропорции лишь следствие гораздо более глубоких причин. «Господин из Сан-Франциско» — произведение о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о близорукости людских претензий на господство в этом мире, о непознаваемой глубине и красоте Вселенной — той красоте, которую, как пишет Бунин в рассказе, «бессильно выразить человеческое слово».

Социально-философские обобщения в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» увидел свет в 1915 году. В первоначальном варианте произведению предшествовал эпиграф, взятый из Апокалипсиса: «Горе, горе тебе Вавилон, город крепкий!» Уже эти слова готовили читателя к восприятию произведения, рассказывающего не столько о частной судьбе, сколько, на ее примере, – о судьбах мира и человечества.
В «Господине из Сан-Франциско» говорится о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие на юг Европы: «…ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения».
Планируемый американцем круиз детально, очень подробно описывается в экспозиции рассказа. План и маршрут путешествия изложены здесь с деловой четкостью и обстоятельностью – с целью характеристики героя произведения: «В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии… карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, … начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим…»
Автор показывает, что все учтено и продумано господином так, что не оставлено никакого места для случайностей. Да и к чему – ведь герой чувствует себя поистине властелином мира.
Для путешествия господин выбирает знаменитый пароход с символическим названием «Атлантида», которое усиливает ощущение приближающейся катастрофы. И действительно – вскоре план героя начинает рушиться. Нарушение ожиданий миллионера и его растущее недовольство соответствуют в структуре сюжета завязке и развитию действия.
Главный «виновник» раздражения богатого туриста – неподвластная ему капризная природа. Именно она, как олицетворение Вселенной, неподвластной ни одному, даже самому богатому, человеку, заставляет господина («утреннее солнце каждый день обманывало») отправиться из Неаполя на Капри. А далее мы читаем: «В день отъезда, – очень памятный для семьи из Сан-Франциско. – Бунин использует в этом предложении прием предвосхищения скорой развязки, опуская уже ставшее привычным слово «господин», – . даже и с утра не было солнца».
Будто желая чуть-чуть отдалить неумолимо приближающуюся катастрофическую кульминацию, писатель чрезвычайно тщательно, с использованием микроскопических подробностей, дает описание переезда, панораму острова, сообщает детали гостиничного сервиса и, наконец, посвящает полстраницы аксессуарам одежды готовящегося к позднему обеду господина.
Однако сюжетное движение неостановимо: наречием «вдруг» открывается кульминационная сцена, рисующая внезапную и «нелогичную» смерть главного героя: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом – и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».
Казалось бы, рассказ на этом должен быть закончен: тело богатого покойника в просмоленном гробе будет спущено в трюм все того же парохода и отправлено домой, «на берега Нового Света».
Однако границы рассказа оказываются шире границ истории о неудачнике-американце. По воле автора повествование продолжается, и выясняется, что поведанная история – лишь часть общей картины жизни. Перед нами проходят панорама Неаполитанского залива, зарисовка уличного рынка, колоритные образы лодочника Лоренцо, двух абруццких горцев и – самое важное – обобщающая лирическая характеристика «радостной, прекрасной, солнечной» страны: «и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем…».
Таким образом, движение от экспозиции до развязки оказывается лишь фрагментом неостановимого потока жизни, преодолевающего границы частных судеб.
Финальная страница рассказа возвращает нас к описанию знаменитой «Атлантиды» – парохода, возвращающего мертвого господина в Америку. Этот композиционный повтор не только придает рассказу завершенность, но и укрупняет масштаб созданной в произведении картины.
События рассказа очень точно «привязаны к календарю» и вписаны в географическое пространство. Путешествие, распланированное на два года вперед, начинается в конце ноября (плавание через Атлантику), а внезапно прерывается в декабрьскую, скорее всего, предрождественскую неделю. Благодаря этой неявной календарной подробности содержание рассказа обогащается новыми гранями смысла: речь в нем идет не только о частной судьбе безымянного господина, но о жизни и смерти как ключевых – вечных – категориях бытия.
И это дает нам полное право говорить, что рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» – рассказ о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о близорукости людских претензий на господство в этом мире, о непознаваемой глубине и красоте Вселенной – той красоте, которую, по словам автора, «бессильно выразить человеческое слово».

Читайте также:
Мастер русской реалистической прозы: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бунин И.А. / Господин из Сан-Франциско / Социально-философские обобщения в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Смотрите также по произведению “Господин из Сан-Франциско”:

Сочинение Анализ рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина

Произведение писателя относится к жанру рассказ-притча. В форме рассказе раскрывается сюжетная линия героев, а притча обладает философским содержанием. Две стороны литературного произведения граничат друг с другом, как жизнь и смерть, как богатство и бедность, показанные автором.

Идеей рассказа-притчи является несправедливость буржуазии к нижестоящим общественным классам. Бедняки хотят вырваться из нищеты, в которую их вогнали богачи, классовая несправедливость напоминает феодально-рабовладельческий строй.

Однако перед смертью все равны, что богач, что бедняк, деньги не помогут отсрочить гибель человека. Господин из Сан-Франциско относится к типу богачей, которые наживают своё богатство на несчастье других людей. У него были слуги и рабочие, которые не сказали бы доброго слова о своём хозяине при жизни, а после смерти главного героя, они забудут его, как страшный сон.

Выражение «перед смертью все равны» является главной мыслью произведения Бунина. Главный герой, плывущий на корабле « Атлантида» вместе со своей семьёй, не думал о чувствах, жизненных принципах, человеческих достоинствах. Он мог только сорить деньгами и радоваться тому, что перед ним заискивают более бедные сословия.

После его смерти жизнь не изменилась, никто не горюет и не вспоминает его, теперь Господин из Сан-Франциско не богач, а труп, который плывёт в трюме на родину, как багаж. Писатель не симпатизирует главному герою, он его обезличил, как-будто при жизни он не был личность и не имел душу. Прожив 58 лет, Господин ничего существенного не добился, кроме денег, которые теперь станут прахом, как его тело.

Рассказ заставляет задуматься о смысле жизни, есть ли он у человека, не прожил ли он жизнь впустую? Господин из Сан-Франциско человек материального мира, автор подтверждает, что всё существенное становится несущественным. Деньги являются ценность для богатых людей, но после смерти они ничего не стоят. Жена главного героя жила в достатке, в рассказе она символизирует респектабельность, хотя всё ее превосходство растворяется в воздухе после смерти мужа. Гоняясь за богатством, не стоит забывать о предназначении каждого человека и вечных ценностях.

Вариант 2

Рассказ знаменитого писателя Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан впервые в сборнике под названием «Слово». Здесь писатель рассказывает, а также задумывается о жизни и смерти.

В этом рассказе главные герои встречаются не только с богатством, но еще и нищетой, оскорблениями, а также и тех людей, которые не задумываются о том, что будет дальше, а пропивают каждый день и зря проживают свою жизнь. Кроме этого здесь есть и богатые люди, у которых достаточно денег для того чтобы купить себе все что им нужно для жизни. Вот только в этой жизни не все можно купить.

Порой люди хотят казаться хорошими и показывают всем свои чувства. А ведь на самом деле это купленные люди, которым заплатили для того чтобы они их изобразили. За глаза они ненавидят людей, а вот когда они встречают своего врага, то смотрят в глаза, хвалят и льстят.

Здесь же есть мужчина, который в жизни еще никому ничего не сделал хорошего. Он живет за счет того, что люди низшего уровня платят ему деньги, а он их тратит не только на себя, но и на свои нужды. Судьба распоряжается по-своему жизнью каждого человека. И в результате человек очень сильно заболевает, а спустя некоторое время умирает. Все кто раньше был его друзьями, даже о нем не вспомнили и не пришли на поминки. Его родственники вздыхают с облегчением, когда видят его в гробу. Если раньше ему нужны были и богатство и слава, а вот после смерти все остается на своих местах и ему уже ничего не нужно.

Если раньше его везде принимали с удовольствием, то теперь все поменялось. И его нигде не хотят видеть. И даже гроб никто не хочет ему заказывать. А вместо этого они просто находят обычный ящик и кладут туда умершего. Для того чтобы он никому не мешал его утаскивают в самый темный и дальний трюм, который только имеется на корабле.

Читайте также:
«Антоновские яблоки» И. Бунина как новелла настроений: сочинение

Данный рассказ очень сильно отличается от других произведений Бунина. Ведь все остальные рассказы наполнены описанием природы.

А здесь все события закручиваются вокруг нашего главного героя. Прочитав данное произведение, поневоле начинаешь задумываться над тем, как меняется общество и отношение к каждому человеку. Постепенно общество деградирует. Им становится неважно ваше состояние или чувства. Каждый человек подчиняется только деньгам, а другие для него просто вещи, которые можно либо поднять, либо подальше отбросить.

Люди многое мерят деньгами, вот только одно нельзя измерить при помощи денег, это смерть. Она забирает человека и ей совсем неважно богатый он или нет. Он все равно будет лежать в одной земле с бедняком. И откупиться при помощи денег от нее никак не получиться.

Анализ 3

Рассказ великого русского писателя И. А. Бунина, показывает ничтожество человека перед смертью. Как бы богат он не был, какой бы властью не обладал, смерть подстерегает его неминуемо. Бунин осмыслил сущность человеческого бытия и неизбежности смерти.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» был написан писателем в 1915 году. Писал он его под впечатлением повести Т. Манна «Смерть в Венеции». Но были и другие причины. Важно так же время когда был написан рассказ, это 1915 год, в Европе бушует война (Первая мировая), Россия воюет с Германией и Австрией уже второй год, несёт большие потери. По мнению многих писателей, эта война ознаменовала «конец старой Европы». Поэт А. Ахматова сказала что «с 1914 года начался XX век». Ещё одна причина, побудившая писателя написать рассказ, − это гибель «Титаника», корабля который воплощал всю мощь старого мира и затонувшего от столкновения с айсбергом в 1912 году. Бунин использует метафору в рассказе сверкающий пароход, на котором собрались сливки общества называется «Атлантида».

Атлантида это мифический остров, погибший 130 веков назад. Его поглотила морская пучина. Тут как бы прослеживается связь между гибелью древней цивилизации и современностью (1915), войной и истреблением наций. Корабль «Атлантида» плывёт среди бушующего моря, рядом с ним вздыбливаются огромные волны готовые его поглотить, но ему всё не по чём. На этом веселье идёт полным ходом, люди не обращают внимание на бурю, которая бушует снаружи. Бунин очень чётко отобразил настроение российского общества (особенно аристократии и интеллигенции) как праздное, никакого предчувствия опасности. Саму метафору рассказа можно определить как предчувствие чего-то великого и ужасного. И действительно, через 2 года в России грянет революция, падёт 300-летняя империя, миллионы людей будут убиты.

Вот как описывает корабль сам Бунин, − «пароход − знаменитая «Атлантида» − был похож на громадный отель со всеми удобствами, − с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой и жизнь на нем протекала весьма размеренно». Люди на корабле не заботятся о будущем, для них корабль вполне надёжен. Так же и господин из Сан-Франциско (у него нет имени) не беспокоится о будущем. Но, будущее настигает его на острове Капри, он умирает, даже не осознав что произошло. Он сорил деньгами, говорил с пренебрежением к людям ниже его по статусу и вот он мёртв. Для него не нашлось гроба на острове (не смотря на большие деньги). Его прах возвращается в Америку в коробке из-под содовой, едет он уже не в каюте первого класса, а в трюме, спрятанный от великосветского общества, которому наплевать на него, оно так же веселится, на корабле «Атлантида» среди шторма и волн. Со скал Гибралтара, Дьявол следил за уходящей в тьму «Атлантидой».

Сочинение по рассказу Господин из Сан-Франциско

Мир, к великому сожалению, полон людей, для которых богатства превыше всего. Такие жители просто существуют, не живут. Они делают неравноценный обмен. Чувства и искренние эмоции люди меняют на роскошь и денежные средства. А стоит ли это того?

О подобных проблемах, что требуют незамедлительного внимания, толкует Бунин в собственном рассказе под названием «Господин из Сан-Франциско». Главным героем является человек довольно состоявшийся. Всю жизнь он тратит на накопление денежных средств. Мужчина не желает с легкостью прощаться с ценными купюрами, несмотря на то, что у него есть семья. Оттого читателям представляется он, как жадный и скукой человек.

Жадность в своё время поселилась в сердце персонажа. Он всеми силами хотел копить как можно больше, чтобы в старости зажить свободной жизнью. Эта некая материальная болезнь охватила главного героя. Из-за чрезмерного увлечения денежными купюрами мужчина забыл о том, что жизнь идет именно сейчас. Её движение неумолимо продолжается. И вместо того, чтобы жить в удовольствие, радовать семью, проводить с ней ценное время, господин из Сан-Франциско тратит лучший период собственной жизни на ничтожное собирание монет. Здесь и проявляются отрицательные качества персонажа такие, как тщеславие, лицемерие и себялюбие.

Читайте также:
Мир природы в творчестве И.А. Бунина: сочинение

Мания к денежным средствам не проходит даром. В результате судьба главного героя обрывается внезапно. Он не дожил до заветной старости. Семья проводила мужчину без особых сожалений. Ибо тот сам выбрал путь, основанный на материальном состоянии, а не на духовном составляющем. Никто слишком не был угнетен произошедшим событием с главой семьи. Все понимали, что после господина остались не важные воспоминания, а лишь купюры. Но в них ли радость?

Никому в конечном итоге не нужны были золотые монеты господина. Окружающие, в отличие от главного героя, ценили эмоции, времяпрепровождение с семьей. Господин же всего лишился из-за пристрастия к деньгам. Он не успел вкусить яркие эмоции, теплые чувства. Все это было чуждо герою. Поэтому можно сказать, что жизнь его была несчастной, даже если он и сам этого не осознавал.

Бунин, создавая сей рассказ, мечтал, чтобы читатели осознали, как важно не быть зависимым от материального составляющего. Главное – это быть внутренне одухотворенным. Стоит быть внимательным к семье, радоваться и по-настоящему любить! Вот в чём секрет счастья!

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Господин из Сан-Франциско

Популярные сегодня темы

Максим Горький (А.М. Пешков) вызывал большой диссонанс в литературной среде своего времени. Кто-то воспринимал его исключительно как певца революции и доверенное лицо власти.

Начало повествования – это достаточно странная картина, по полю разбежалась домашняя утварь, которая больше не хочет жить со своей хозяйкой.

Я люблю дикую природу. Когда у меня начинаются летние каникулы, папа берет отпуск и мы отправляемся в большое путешествие по России. Он работает фотографом. Мы успели побывать в самых разных природных

Семья, описанная Горьким, представляет собой собрание всего негативного, что он увидел в русской дореволюционной жизни.

Несмотря на то, что был уже январь, зима только начиналась в наших краях. Вот, например, только вчера выпал первый снег. Весь вечер я провел около окна, зачарованно наблюдая за тем, как аккуратные снежинки мягко опадают на землю

«Философские проблемы в творчестве И. А. Бунина (по рассказу «Господин из Сан-Франциско»)»

Иван Алексеевич Бунин — писатель с мировым именем и нобелевский лауреат. В своих произведениях он затрагивает вечные темы: любви, природы и смерти. Тема смерти же, как известно, затрагивает философские проблемы человеческого бытия.

| Философские проблемы, которые Бунин поднимает в своих произведениях, наиболее полно раскрылись в рассказе «Господин из Сан-Франциско». В этом рассказе смерть представлена как одно из важных событий, определяющих истинную цену личности. Философские проблемы смысла жизни, истинных и мнимых ценностей являются главными в этом произведении. Писатель размышляет не только о судьбе отдельного человека, но и о судьбах человечества, стоящего, по его мнению, на краю гибели. Рассказ написан в 1915 году, когда уже шла Первая мировая война и налицо был кризис цивилизации. Символично в рассказе то, что корабль, на котором путешествует главный герой, называется «Атлантида». Атлантида — легендарный затонувший остров, который не выдержал разбушевавшейся стихии и стал символом погибшей цивилизации.

Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 г. «Титаником». «Океан, ходивший за стенами» парохода, — символ стихии, природы, противостоящей цивилизации. Но плывущие на корабле люди не замечают скрытой угрозы, которую таит в себе стихия, не слышат воя ветра, который заглушает музыка. Они свято верят в своего идола — капитана. Корабль — модель западной буржуазной цивилизации. Его трюмы и палубы — слои этого общества. Верхние этажи напоминают «громадный отель со всеми удобствами», здесь находятся люди, стоящие на верхушке социальной лестницы, люди, достигшие полного благополучия. Бунин обращает внимание на размеренность этой жизни, где все подчинено строгому распорядку. Автор подчеркивает, что эти люди, хозяева жизни, уже лишились своей индивидуальности. Все, что они делают во время путешествия, — это развлекаются и ждут обеда или ужина. Со стороны это выглядит ненатурально и неестественно. Здесь нет места искренним чувствам. Даже влюбленная пара оказывается нанятой Ллойдом для того, чтобы «играть в любовь за хорошие деньги». Это искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой. Но есть и ад. Этот ад — «подводная утроба» корабля, которую Бунин сравнивает с преисподней. Там трудятся простые люди, от которых зависит благополучие тех, кто наверху ведет беспечную и безмятежную жизнь.

Ярким представителем буржуазной цивилизации в рассказе является господин из Сан-Франциско. Герой назван просто господином, потому что именно в ртом его суть. По крайней мере, он сам считает себя господином и упивается своим положением. Он достиг всего, к чему стремился: богатств, власти. Теперь он может позволить себе «единственно ради развлечения» поехать в Старый Свет, может пользоваться всеми благами жизни. Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, крепкая лысая голова сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего духовного, его цель — стать богатым и пожинать плоды этого богатства — осуществилась, но он не стал от этого счастливее. > Но вот наступает кульминация рассказа, господин из Сан-Франциско умирает. Вряд ли этот хозяин жизни рассчитывал так скоро покинуть грешную землю. Смерть его выглядит «нелогичной», выбивающейся из общего размеренного порядка вещей, но ведь для нее нет ни социальных, ни материальных различий.

Читайте также:
«Холодная осень» из цикла «Темные аллеи»: сочинение

И самое страшное, что человеческое начинает проявляться в нем только перед смертью. «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, — его больше не было, — а кто-то другой». Смерть делает его человеком: «черты его стали утончаться, светлеть». Смерть резко меняет отношение к нему окружающих: труп должны срочно убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, даже гроб предоставить не могут — только ящик из-под содовой, а прислуга, трепетавшая перед живым, смеется над мертвым. Таким образом, могущество господина оказалось мнимым, призрачным. В погоне за материальными ценностями он забыл о ценностях истинных, духовных, а поэтому он был забыт сразу же после смерти. Это то, что называют воздаянием по заслугам. Господин из Сан-Франциско заслужил только забвение.

Неожиданный уход в небытие воспринимается как высший момент, когда все встает на свои места, когда иллюзии исчезают, а истина остается, когда природа «грубо» доказывает свое всесилие. Но люди продолжают свое беспечное, бездумное существование, быстро возвращаются к «миру и покою». Их души не может пробудить к жизни пример одного из них. Проблема рассказа выходит за рамки частного случая. Концовка его связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех людей, прошлых и будущих пассажиров корабля под мифическим и трагическим названием «Атлантида». Челов вынуждено преодолевать «тяжкий» путь «мрака, океана, вьюги». Только наивным, простым, как доступна радость приобщения «к вечным и блаженным обителям», к высшим духовным ценностям. Носителями же истинных ценностей являются абруццкие горцы и старик Лоренцо. Лоренцо — лодочник, «беззаботный гуляка и красавец». Он, вероятно, ровесник господина из Сан-Франциско, посвящено лишь несколько строк, однако в отличие от господина он имеет звучное имя. Лоренцо знаменит по всей Италии, не раз служил моделью многим живописцам. С «царственной он глядит вокруг, радуясь жизни, рисуясь своими лохмотьями. Живописный бедняк Лоренцо остается вечно жить на полотнах художников, а богатого старика из Сан-Франциско вычеркнули из жизни, как только он умер.

Абруццкие горцы, как и Лоренцо, олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой. Горцы воздают хвалу солнцу, утру, Богоматери и Христу. По Бунину, это и есть истинные ценности жизни.

Краткий и полный анализ рассказа И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”

Рассмотрите краткий и полный анализ рассказа Бунина И.А. «Господин из Сан-Франциско». Материал поможет школьникам и студентам более глубоко изучить произведение, подготовиться к ЕГЭ или к уроку литературы.

Год написания и публикации — Рассказ написан и опубликован в 1915 году.
История создания — Бунина впечатлила обложка книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», что и послужило идеей к данному рассказу. Про эту обложку он вспомнил в момент пребывания на Капри, когда внезапно скончался один из отдыхающих американцев.
Жанр — Рассказ, содержание которого напоминает притчу.
Направление — Реализм. Автор вкладывает в рассказ глубокое философское содержание.
Основная идея — Жизнь человека быстротечна, она дана в радость. Если человек думает, что вначале он хорошенько поработает, а потом будет жить, то так не происходит. Важно ценить жизнь, ее каждый момент, и жить, прежде всего, ради себя.
Тема — Тема жизни и смерти.
Проблема — Иногда ценность, к которой стремится человек, не является основной. Тогда создается впечатление, что жизнь прожита зря.
Композиция — Завязкой рассказа служит путешествие героя и его семьи, кульминация – внезапная смерть, а развязка – размышления автора по поводу жестокости существующей жизни, неуважения к человеку.

  1. п.1. Тематика и проблематика (основные темы и проблемы)
  2. п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
  3. п.3. Основные герои, их место в образной системе
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

1.
Тема – Тема смысла жизни.
Проблема – Каждый человек выбирает для себя зачем и ради чего он живет. Некоторые люди отдают все свои силы достижению намеченной цели, отложив отдых и радостные моменты «до лучших времен». Господин из Сан-Франциско не жил, а существовал, откладывая все наслаждения жизнью на будущее.

2.
Тема – Власть денег.
Проблема – Деньги – это действительно благо, но не стоит всю свою жизнь класть на алтарь заработка и богатства. Если все свои мечты, желания, развлечения приносить в жертву обогащения, то можно потерять радость, что и произошло с господином из Сан-Франциско. Он утратил не только способность наслаждаться жизнью, но и свои интересы, желания, т.е. себя самого. В рассказе даже никто не знает его имени.
Бунин описывает таковым, не только главного героя, но и все общество. Для тех, кто расположился на верхней палубе «Атлантиды», богатство приравнивается к таким понятиям, как честь, слава и даже любовь. Но не все так просто в этом мире, а любовь на пароходе – это лишь красивая вывеска, внутри которой ложь и пустота. Если человек умирает, тем самым нарушая видимость благополучия, то к этой трагедии начинают относиться как к досадному происшествию. Все пытаются отделаться от мертвого тела и несчастного семейства.

Читайте также:
Психологические этюды в творчестве Бунина: сочинение

3.
Тема – Тема жизни и смерти.
Проблема – Человек не всегда живет в согласии с собой, когда возлагает на будущее все свои надежды.
Важно ценить жизнь. Тогда человек умеет радоваться, не жалеет о прошлом и не ждет чего-то сверхъестественного от будущего. Господин из Сан-Франциско видел свое будущее в радужных красках, но он уже разучился наслаждаться и отдыхать. Я считаю, что умер он потому, что понял свою ошибку, длинною в жизнь.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

В рассказе видно отношение автора к цивилизации, к существующему строю. Бунин отрицательно относится к миру капитализма, к разделению общества на богатых и бедных, не принимает его. Пафос его произведения – в чувстве неизбежной гибели буржуазного мира с его грандиозными проектами. Автор выступает противником развития технического прогресса, считая, что в таком подходе человек теряет свое естество.

Бунин выступает против ложного и показного в этой жизни. Он проявляет процесс, раскрывая, что таится под видимым великолепием. В нижнем отсеке парохода котлы брызжут маслом и паром, а люди изнурены тяжелейшим трудом. Происходящее подобно влюбленной паре, играющей за деньги в любовь. Хотя деньги и могут помочь реализовать свои планы, но любовь, дружбу, искреннее отношение не купишь.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Бунин выводит образ цивилизаций, в которой все подчинено зарабатыванию денег, Основной смысл жизни в этом видит не только главный герой, но и остальные ее представители. Я считаю, что в образе господина из Сан-Франциско проявлен внутренний конфликт человека. Он постоянно находится в противоборстве сам с собой, а в итоге борется со смертью, не в состоянии принять ее. А как он может принять смерть, когда еще совсем-то и не жил.

п.4. Литературные приёмы

В любом произведении существенное место занимают символы. Мы не знаем, как зовут главного героя. Тем самым автор показывает его блеклость, безликость. Тем не менее, мы знаем имя парохода, везущего туристов – это «Атлантида». Он назван в честь благополучного мифического континента, внезапно скрывшегося под водой. Так происходит и в этом рассказе. Бунин описывает внешне великолепную, но шаткую и неблагополучную цивилизацию.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт рассказа – это внутренний конфликт главного героя по поводу обретения смысла жизни. Этот человек руководствуется ложными ценностями, заводящими его в тупик.

Социальное зло в рассказе “Господин из Сан-Франциско” Бунина

Социальное и космическое зло в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Добро и зло — эти понятия знакомы нам с детства. Известное стихотворение Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо?» представляет многочисленные примеры «зла»: «бьет дрянной драчун слабого мальчишку», «сын чернее ночи, грязь лежит на рожице» и др. Чаще всего мы так и понимаем добро и зло — в чисто бытовом, житейском смысле — как набор определенных качеств: добро — это нравственность, правдивость, чистота, а зло — подлость, притворство, высокомерие и т. д. Однако добро и зло — это не просто бытовые понятия, а универсальные категории, о высших, абсолютных проявлениях которых Достоевский говорил так: «Здесь Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы видим как проявления зла бытового, социального, так и зла абсолютного, метафизического. Социальное зло предстает в рассказе в виде несправедливого буржуазного миропорядка. Известно, что одним из биографических источников замысла рассказа стал спор, в котором Бунин говорил своему оппоненту — попутчику на пароходе о том, что контрастом их праздному времяпрепровождению является адская работа «черных от угля» машинистов.

Социальное зло в рассказе — это изображение социального неравенства людей. Господин из Сан-Франциско и другие пассажиры парохода, «похожего на громадный отель со всеми удобствами», ведут роскошную жизнь: «напиваются ликерами в баре», играют в подвижные игры для возбуждения аппетита, танцуют, принимают ванны. В подводной же утробе этого парохода «по пояс голые люди», «облитые едким, грязным потом», выполняют адски тяжелую работу. Здесь автор непременно использует прием контраста: «в баре беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры» — а на вышке «мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные». Не случайно роскошному «верхнему» раю противопоставлены «грозные недра преисподней».

Читайте также:
Роль пейзажа в произведениях Бунина: сочинение

Социальное зло — это также и непоколебимая уверенность одних людей в том, что они вправе повелевать другими. Господин из Сан-Франциско «был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, для такой уверенности у него был тот довод, что. он был богат». Американцу нет никакого дела до обслуживающих его людей, они для него — не личности, а лишь исполнители определенных функций: «он. вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи. »

Социальное зло — это и притворство многих людей, которые не просто живут, а лицедействуют, играют какую-нибудь роль, порой уже смертельно им надоевшую. Вот изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следят и которая не скрывает своего счастья. На деле тонкое очарование их чувств оказывается лишь маской, притворством, они наняты «играть любовь» за деньги. Подлинное содержание составляет разительный контраст мнимому — не случайно при описании этой пары Бунин использует оксюмороны: «грешно-скромная девушка», «красавец, похожий на огромную пиявку», «блаженная мука».

И наконец, социальное зло проявляется в том, что люди живут, подчинившись не естественному человеческому началу, а «логике вещей» — важнее всегда оказывается социальный статус человека, его место в социальной иерархии, а не его подлинная сущность. Господин из Сан-Франциско ценен окружающим не как человек, а как господин. Пока он богат, полон сил, хозяин отеля «вежливо и изысканно» кланяется его семье, а метрдотель дает понять, что «нет и не может быть сомнения в правоте желаний господина». Но как только господин умирает, хозяин отеля говорит с его женой «уже без всякой любезности», а покойного помещает в самый дешевый номер, твердо заявив о необходимости срочного вывоза тела. Отношение господина к людям «перебрасывается» на него самого.

Но задумаемся — только ли социальное неблагополучие оказывается в поле зрения автора? Вряд ли причина всех зол только в социальном устройстве общества, и вряд ли зло исчезнет, если его изменить. Все эти проблемы вечные, неустранимые, они существуют в любом обществе, и социальное зло — лишь следствие зла вечного, космического, мирового. Космическое зло проявляется в вечности, неуничтожимости любого зла. Не случайно в рассказе в качестве параллели судьбе господина упоминание о римском императоре Нероне Тиберии: «На этом острове две тысячи лет тому назад жил человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей».

Это зло не исчезло — оно возрождалось тысячи раз и возродилось в том же господине из Сан-Франциско. Космическое зло — это непонятность и враждебность человеку мировых стихий: «океан был страшен», «вьюга билась в снасти корабля», «взвизгивала с неистовой злобой сирена». Человек старается не думать об этом, заглушая страшные сигналы « звуками прекрасного струнного оркестра». Но он бессилен перед лицом мировых стихий, он — песчинка в хаосе мироздания. Разве человек заслужил право на господство над миром? Он не способен справиться с космическим злом — ведь он даже не искоренил в себе самом зла социального. Космическое зло для нас — это и внезапность смерти, могущей оборвать жизнь в любой миг, а несправедливость в том, что жизнь после нашей смерти будет продолжаться и попугай будет так же возиться в клетке перед сном, а горцы — возносить хвалы Божьей Матери.

Олицетворением мирового зла в рассказе является Дьявол, «громадный, как утес», следивший со скал за кораблем, — это символ темных, не подвластных разуму начал человеческой жизни. И бесполезны все претензии людей на господство в этом мире. По мысли Бунина, дьявол правит балом на корабле нашей жизни.

Долгое время все жизненные противоречия мы сводили к социальному плану. На самом деле часто жизненные неурядицы — это проявление высших закономерностей, абсолютного мирового катастрофизма. Но с другой стороны, не является ли зло все же необходимым элементом нашей жизни, ведь противоречия — источник любого движения. Не случайно герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд так говорит «посланцу добра»: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени. Ведь тени получаются от предметов и людей. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: