Герои Бунина живут под звездою рока: сочинение

Герои Бунина живут под звездою рока: сочинение

Теме несчастной любви, рока Бунин посвятил сборник своих рассказов «Темные аллеи». Рассказы Бунина – философия. В них показана не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потаенные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как то призрачное счастье, к которому мы стремимся, но, увы, так часто упускаем. В сборнике «Темные аллеи» мы не встретим ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть. Создается впечатление, что смерть для Бунина предпочтительнее, чем долгая семейная жизнь бок о бок. Он показывает нам любовь на ее пике, но никогда – при угасании, поскольку угасания не бывает в его рассказах. Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств.

Уже в первом рассказе, получившем, как и весь сборник, название «Темные аллеи», появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий. Герой этого рассказа встречает на постоялом дворе женщину, которую он соблазнил и бросил в молодости. Теперь, по прошествии многих лет, он может сказать, что никогда в жизни не был счастлив. Но ошибся ли он тогда? Видимо, дело не в этом. Человек в произведениях А.И.Бунина находится в замкнутом круге обыденности, пошлости и тоски. Лишь изредка улыбается ему счастье, а потом уходит навсегда. Герои произведений писателя обостренно чувствуют прекрасное, но никогда при этом не вступают в борьбу за него. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, страдают, если оно проходит мимо, но никогда за него не борются.

Любовь рушит судьбы. Писатель не устает повторять, что любая сильная любовь избегает брачных уз: «Блаженные часы проходят, и надо, необходимо… хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника».

В рассказе «Кавказ» героиня убегает с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа. Бунин удивительно подробно и прозаично описывает последние часы жизни героя: «На другой день… он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал… выпил бутылку шампанского, пил кофе, неспешна выкурил сигарету. Возвратясь в своей номер, он лег на диван, выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Все это связано наверняка с общей бунинской концепцией жизни. Человек умирает не в состоянии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже получил и жить ему больше незачем. Рок! Судьба!

Убегая от жизни, от боли, герои Бунина испытывают радость, потому что боль становится подчас непереносимой. В самоубийство вкладывается вся воля, вся решимость, которых человеку так не достает в жизни.

Стремясь получить свою долю счастья, герои Бунина часто жестоки и эгоистичны. Они осознают, что щадить человека бессмысленно, поскольку счастья на всех не хватит, а раньше или позже ты испытаешь боль утраты – не важно. Писатель как бы снимает ответственность со своих героев. Поступая жестоко, они лишь следуют законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить.

В рассказе «Муза» героиня живет по принципам, которые продиктованы ей моралью общества. Главная тема рассказа – тема жестокой борьбы за короткое счастье. И великая трагедия героя заключается в том, что он воспринимает любовь не так, как его возлюбленная, эмансипированная женщина, не умеющая принимать во внимание чувства другого человека. Но, несмотря на это, даже малейший проблеск любви может стать для героев Бунина тем моментом, который человек всю свою жизнь будет считать счастливейшим. Считанные минуты счастья – всегда высочайший взлет, восклицательное предложение в книге человеческой судьбы, но за которым непременно последует точка. Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней всегда висит вечный рок. Любовь неразрывно связана с трагизмом. Счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за лучшие мгновения жизни всегда приходится платить.

Герои Чехова живут под игом долга, герои Бунина под звездою рока

Тема нравственного выбора – одна из ключевых в русской литературе рубежа XIX–XX веков. Это была эпоха, когда на фоне социальных потрясений рождался новый человек. Выдающиеся писатели и поэты пытались в своих произведениях осмыслить это явление, раскрыть образ нового человека через его отношение к себе, к другим людям, к нравственности и гражданскому долгу. И ярче всего внутренний мир человека раскрывается в любви – великом, ярком и часто трагическом чувстве.

Именно эту противоречивость, неоднозначность и трагичность любви описывают в своих произведениях выдающиеся мастера рассказов А. П. Чехов и И.А. Бунин. Но неоднозначность любви, которая как бурная река в половодье может разрушить спокойную жизнь человека, видели они по-разному.

А.П. Чехов в своем рассказе «О любви» раскрывает трагедию мужчины и женщины, которые предпочли отказаться от любви друг к другу, остаться несчастными, но не изменить долгу, не нарушить тот нравственный закон, который воспитало в них общество.

Помещик Алехин, рассказывающий эту историю, был влюблен в замужнюю женщину Анну Алексеевну. А эта умная и начитанная дама, хоть и не любила своего посредственного мужа, но осталась с ним. То влечение и симпатия, которые она испытывала к Алехину, не смогли пересилить чувства долга. И Анна Алексеевна выбирает унылую, скучную, но добропорядочную жизнь.

Да и сам Алехин не нашел в себе сил рассказать о своих чувствах любимой женщине. И, только узнав, что она собирается уехать, в купе поезда решается признаться. «Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, — рассказывает он, — душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, — о, как мы были с ней несчастны! — я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить». Но это признание было сделано слишком поздно, и оно ничего не изменило в судьбе героев. Они принесли свою любовь и, возможно, счастье в жертву долгу, под игом которого они оказались.

Читайте также:
Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»: сочинение

А вот герои рассказов И.А. Бунина очень часто идут наперекор нравственным устоям общества. Они готовы очень многим жертвовать ради своей любви, и бросаются в нее, как в омут. Но сделала ли их эта безудержная, безоглядная и по-настоящему роковая любовь счастливыми? Нет.

В сборнике Бунина «Темные аллеи» невозможно найти рассказ, в котором любовь принесла бы героям счастье и покой. Те или иные обстоятельства, а нередко и смерть, разлучают возлюбленных. И ни одна любовная история не заканчивается браком. Более того, И.А. Бунин считал настоящую любовь несовместимой с узами брака.

В рассказе «Кавказ» героиня оставляет нелюбимого мужа и убегает с возлюбленным. Казалось бы, так и должно быть, и она будет счастлива. Однако счастье это покупается ценой жизни мужа, который искренне ее любил, и оказался не в состоянии жить без нее.

Прозаические и тем еще более страшные описания последних часов жизни этого почти незаметного в рассказе человека, заставляют совсем по-другому увидеть эту историю любви. «На другой день… он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал… выпил бутылку шампанского, пил кофе, неспешна выкурил сигарету. Возвратясь в своей номер, он лег на диван, выстрелил себе в виски из двух револьверов».

И.А. Бунин дает нам понять, что выбирая любовь, человек всегда чем-то жертвует, но и, отказываясь от любви, он не обретает счастья. Любовь, какой бы яркой она ни была, в рассказах выступает как рок.

В одноименном рассказе сборника Бунина «Темные аллеи» герой встречает на постоялом дворе женщину. Когда-то в юности он влюбился в нее, соблазнил, а потом бросил. И теперь, по прошествии многих лет, герой осознал, что так и не нашел в жизни счастья. А был бы он счастлив, если бы остался с любимой женщиной?

Бунин не дает нам ответа на этот вопрос. Он не верит ни в вечную любовь, ни в вечное блаженство – слишком трагично все, что окружает человека, слишком близка его смерть. «Блаженные часы проходят, и надо, необходимо… хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника», — пишет Бунин.

Тема трагичной любви, характерная для поэтов и писателей конца XIX— начала XX веков в произведениях А.П. Чехова и И.А. Бунина раскрывается по-разному. Именно эту мысль и стремится донести до нас известный критик и литературовед В. Я. Лакшин, написавший: «Герои Чехова живут под игом долга, герои Бунина – под звездою рока».

Коллектив авторов – Литература. 11 класс. Часть 1

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Коллектив авторов – Литература. 11 класс. Часть 1 краткое содержание

Литература. 11 класс. Часть 1 – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

4. Объясните символику названия парохода – «Атлантида» в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Как это название связано с мотивом обреченности, предчувствием гибели? Какие еще образы имеют символическое значение?

5. Покажите, какие художественные средства использует писатель для выражения смысловой антитезы рассказа «Господин из Сан-Франциско».

6. Сформулируйте смысл рассказа «Господин из Сан-Франциско». Как связан с идейным содержанием первоначальный эпиграф, предваряющий текст?

7. В чем видит И. А. Бунин вечную тайну любви? Почему исход многих его рассказов из цикла «Темные аллеи» трагичен?

8. Чем отличается трактовка любви в рассказах «Легкое дыхание», «Грамматика любви» и «Солнечный удар»?

9. Какие сквозные образы-мотивы присутствуют в рассказах И. А. Бунина о любви?

10. Как И. А. Бунин рисует внутренний мир человека? Кто из русских писателей XIX века использует аналогичные приемы психологического анализа?

11. Приведите примеры художественной детали в произведениях И. А. Бунина и определите ее функцию. Покажите отличие бунинской детали от детали в произведениях Н. В. Гоголя и А. П. Чехова.

12. Прокомментируйте высказывание критика и литературоведа В. Я. Лакшина: «Герои Чехова живут под игом долга, герои Бунина – под звездою рока».

Темы письменных работ

1. «Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет» (А. Блок) (по лирике И. А. Бунина).

2. Философская лирика И. А. Бунина.

3. Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина.

4. Русская деревня в изображении И. А. Бунина.

5. Образ России в прозе И. А. Бунина.

6. Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

7. Тема обреченности буржуазного мира (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»).

8. Смысл названия и проблематика рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание».

9. Тема любви в книге И. А. Бунина «Темные аллеи».

10. Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина.

11. Символическое и конкретное в прозаических произведениях И. А. Бунина.

12. Бунинская «грамматика любви».

13. «Душа русского человека» в творчестве И. А. Бунина.

Темы устных выступлений

1. Традиции русской поэзии XIX века в лирике И. А. Бунина.

2. Реалистические черты прозы И. А. Бунина.

3. Мотив любви и смерти в рассказах И. А. Бунина.

4. «И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою…» (по одному из произведений И. А. Бунина).

5. «Россия, которую мы потеряли» в произведениях И. А. Бунина.

6. Живописность и строгость бунинской прозы (по рассказам «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»).

7. Идейно-художественное своеобразие книги И. А. Бунина «Темные аллеи».

Читайте также:
Отражение революции в Окаянных днях И.А. Бунина: сочинение

8. Лиризм прозы И. А. Бунина (на примере одного из рассказов).

9. Тема памяти в произведениях И. А. Бунина.

10. Деталь и символ в произведениях И. А. Бунина.

11. Традиции русской классики в творчестве И. А. Бунина.

Агеносов В. В. «И счастлив я печальною судьбой…» // Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918–1990). – М., 1998.

Кузнецова Г. Грасский дневник. – М., 1995.

Лавров В. В. Катастрофа. – М., 1994.

Мальцев Ю. Иван Бунин: 1870–1953. – М., 1994.

Михайлов О. Н. Иван Алексеевич Бунин // Михайлов О. Н. Литература русского зарубежья. – М., 1995.

Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина: Беседы с памятью. – М., 1989.

Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. – М., 1991.

Александр Иванович Куприн

1870, 26 августа (7 сентября) – родился в городе Наровчате Пензенской губернии.

18801890 – годы учения в Московской военной гимназии, преобразованной позднее в Московский кадетский корпус, и Московском Александровском военном училище.

1896 – выход в свет сборника очерков «Киевские типы»; в журнале «Русское богатство» опубликована повесть «Молох».

18971898 – знакомство с И. А. Буниным; выход в свет книги «Миниатюры. Очерки и рассказы»; опубликована повесть «Олеся».

1902 – начало редакторской деятельности в беллетристическом отделе журнала «Мир Божий»; встречи с А. П. Чеховым; знакомство с М. Горьким; начало сотрудничества в издательстве «Знание».

1905 – опубликованы повесть «Поединок» и статья «Памяти Чехова» в газете «Наша жизнь».

1911 – издан рассказ «Гранатовый браслет».

1914 – 20-летие литературной деятельности.

19201937 – жизнь в Париже.

1937 – возвращение в Россию; издание «Избранных произведений» в двух томах.

1938, 25 августа – скончался в Ленинграде.

Очерк жизни и творчества

А. И. Куприн родился в городе Наровчате Пензенской губернии в семье коллежского регистратора И. И. Куприна и жены его Любови Алексеевны, урожденной татарской княжны Кулунчаковой. По словам дочери писателя и людей, близко знавших его, Куприн всегда гордился «своим татарским происхождением по линии матери».

Уже через год после рождения сына его отец умирает от холеры, оставив свою жену, двух старших дочерей и малолетнего сына без средств к существованию. Гордой и вспыльчивой матери будущего писателя пришлось унижаться перед чиновниками, чтобы устроить двух девочек в казенный пансион. Сама же Любовь Алексеевна вместе с мальчиком переехала в Москву и устроилась на содержание во Вдовий дом, где вместе с матерью два года прожил и маленький Саша. Потом он был зачислен на казенный счет Московского опекунского совета в сиротское училище, где испытал, по его словам, «жгучие детские скорби, постоянную болезненную реакцию на подавление чувства человеческого достоинства». Далее была военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус. Отсюда шла прямая дорога к офицерской карьере.

Несмотря на трудности жизни в кадетском корпусе, наказания («воспоминания о розгах остались у меня навсегда»), именно в этот период у Куприна проявилась любовь к литературе, он пишет первые стихи. В борьбе с жизненными трудностями закалился характер юноши, окрепла воля. Впоследствии Куприн описал свои впечатления детства и юности в таких произведениях, как «Кадеты», «Храбрые беглецы», романе «Юнкера». Поэтому не случайно он говорил, что почти все его произведения автобиографичны.

Куприн поступил в Московское Александровское военное училище, которое окончил в чине подпоручика. После окончания училища – служба в 46-м Днепропетровском пехотном полку в провинциальной глуши, городках Проскурове и Волочиске Подольской губернии. Служба в течение четырех лет помогла Куприну хорошо изучить армейскую жизнь с ее постоянной муштрой, бессмысленной жестокостью, скукой, пошлостью, унижением человеческого достоинства. Эти впечатления отразились в рассказах «Дознание», «Куст сирени», «Ночлег», «Поход» и в повести «Поединок», снискавшей писателю всероссийскую славу.

«Анализ рассказа И. Бунина «Часовня» (Из цикла «Темные аллеи»)

«Темные аллеи» Бунина – это некий цикл рассказов, которые посвящены одной теме. Любовь – главная тема этих произведений. Здесь мы видим глубокое чувство между мужчиной и женщиной. Эмоции переполняют каждого, кто участвует в роли любовника. В каждом человеке мы видим свои «Темные аллеи», которые проходят сквозь жизнь. В каждом человеке скрыто тайное желание и страсть.

Самым первым рассказом из этого сборника является «Часовня», который написан в 1944 году. Он небольшой по объему, но более глубоко раскрывает свои философски-социальные мировоззрения.

Здесь не видим особых любовных интриг и рассказ более рационален, нежели последующие. Сразу ощущается глубокое проникновение автора к виду человеческого бытия. Автор здесь дает описание смысла жизни человека.

Этот рассказ описывает некое прошлое и детство, хотя повествование ведется в настоящем времени. Именно детство – это тот период, когда душа более чистая и свободная от грехов. Только странно то, что детей заинтересовали окна «Часовни», а так же кладбище. С одной стороны – это яркий солнечный день, где есть любовь, свет и доброта.

Судя по такому описанию, автор пытался донести до читателя жизненный контраст между добром и злом. Зло противопоставляется добру, а свет противопоставляется тьме. Кладбище автор описывает в ярких цветах. Это и трава, это и цветы. А часовня почти развалившаяся и одинокая. Но детей почему-то тянет именно к ней. Им интересно что может находиться за окнами. Это не только любопытство, но и своего рода предчувствие чего-то необычного и неизведанного.

Дети больше восприимчивы ко всему, происходящему вокруг. Они тонко чувствуют то, что там есть что-то такое, что их заинтересует. Везде жарко, солнечно и весело, а там темно, страшно и холодно. Детям интересно то, что запрещено и недоступно. Они хотят увидеть какой-то скрытый и потусторонний мир.

Читайте также:
Лирика Бунина (отзыв): сочинение

Дети начинают размышлять о жизни и смерти. Они начинают задумываться о том, как это так? Мы гуляем здесь, нам тепло и весело. А они лежат там в холоде и темноте.
Дети так же и думают о дяде, лежащем в гробу, который сам себя застрелил из-за того, что был влюблен. Здесь мы видим как дети размышляют о любви, чувствах. Они задаются вопросом: «А что дяди всегда стреляют в себя, когда любят?»

Автор показывает нам контраст любви. Любовь – это добро и зло. Это всегда страдание и страсть. То что сочетается оказывается не сочетаемым и здесь философия жизни. Чем жарче солнце, тем холоднее тьма. Поэтому, автор останавливает своего читателя у часовни, чтобы заставить его поразмышлять между добром и злом, между светом и тьмой.

Рассказ И. А. Бунина «Часовня» входит в знаменитый цикл «Темные аллеи». Все рассказы этого цикла посвящены одной теме — они описывают различные проявления любви между мужчиной и женщиной. Именно в «Темных аллеях» Бунин выразил свое отношение к этому чувству, изложил свою «философию любви». В какой-то мере бунинский взгляд отражает уже название цикла. «Темные аллеи» любви — это то, что глубоко спрятано внутри каждого человека, это его инстинкты и желания, его эмоции, которые он подчас не понимает и не может контролировать, но которые во многом определяют его жизнь.

Рассказ «Часовня», датированный 2 июлем 1944 года, один из самых коротких в цикле. Но, в то же время, и один из самых философских, глубоких, на мой взгляд. Всего несколько строк, а сколько за ним стоит авторских размышлений, раздумий зрелого уже человека… Мысли писателя здесь — не только и не столько о любви, сколько о сути человеческого бытия, о смысле жизни, о законах мироздания.

«Часовня» — это рассказ-воспоминание. Несмотря на то, что повествование ведется в настоящем времени, мы понимаем, что рассказчик вспоминает случай из своего детства. Интересно, что Бунину важно передать именно «детское» восприятие всего описываемого. Может быть, это объясняется я тем, что дети острее и тоньше чувствуют, их ум и душа еще не так зашорены и слепы, как у взрослых?

Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны, детей интересует нечто другое — их притягивает заброшенное кладбище и окна полуразвалившейся часовни.

С самых первых строк произведения Бунин показывает, что жизнь — это соединение контрастов, противоположностей, компромисс между светом и тьмой, добром и злом. И нельзя однозначно сказать, где заканчивается одно и начинается другое.

Так, все кладбище заросло цветами и травами: «бугры в высоких цветах и травах». На этом фоне торжества жизни еще более одинокой выглядит полуразвалившаяся часовня. Детей, как магнит, притягивает именно она, а вернее то, что находится внутри, за узким разбитым окном. Рассказчик говорит, что ему и его друзьям, ничего не видно, они лишь чувствуют холодное дуновение — прикосновение другого мира. Дети еще не могут рационально объяснить свое любопытство, но на уровне чувств они понимают, что прикасаются к чему-то очень важному, потустороннему, скрытому — к какой-то великой тайне: «Везде светло и жарко, а там темно и холодно…»

Их благоговейный интерес усиливает тот факт, что внутри часовни находятся тела давно умерших людей. Возможно, в этот момент дети впервые прикоснулись к одному из важнейших вопросов человечества — вопросу смерти. Конечно, они еще не понимают всей его глубины и трагичности, но что-то заставляет их и дальше всматриваться вглубь часовни, где «лежат холодные ящики» с телами.

И опять мы сталкиваемся с контрастом — приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, саму ее основу — любовь: «…у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте…»

Автор подчеркивает, что среди гробов с «бабушками и дедушками» был гроб с молодым дядей, «который сам себя застрелил». Почему он это сделал? Рассказчик передает краткий диалог, который произошел, судя по всему, между детьми. Один из них объясняет, что этот человек был очень влюблен, а «когда очень влюблен, всегда стреляют себя…» Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. Но больше ничего и не нужно — за этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство.

Этими словами, в сущности, можно объяснить и бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст, сочетание несочетаемого — вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях, говорит нам Бунин-философ и писатель. Это подтверждают и финальные строки произведения: «И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна».

Название рассказа — «Часовня» — конечно, неслучайно. Эта полуразвалившаяся постройка стоит как бы на грани двух миров, жизни и смерти, света и тьмы. Часовня призвана напоминать о вечном, о высоком, о тайном — о самом главном в жизни. Об этом нам говорит и автор, призывая читателя остановиться, задуматься, поразмышлять…

Список использованной литературы:

1. Вся русская литература: Учебное пособие / Автор-составитель И. Л. Копылов. — Минск: Современный литератор, 2003. — С. 404−412.

2. Литература: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под общей редакцией В. Е. Красовского. — М.: Эксмо, 2005. — С. 430 -435.

3. Русская литература. 20 век: Справочные материалы / сост. Л. А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1995. — С. 16 — 40.

Читайте также:
Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»: сочинение

Другие сочинения по этому произведению

Разделы: Литература

Цели: выявление особенностей понимания любви Буниным, авторской позиции, художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа.

Оборудование: ПК, м/м проектор, интерактивная доска.

Запись на доске: “Душевный строй истинного поэта выражается во всем вплоть до знаков препинания”. А.А.Блок

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы будем делать целостный анализ текста художественного произведения. Это рассказ И.А. Бунина из его знаменитого цикла “Темные аллеи”. Все рассказы этого цикла посвящены одной теме – они описывают различные проявления любви между мужчиной и женщиной. Именно в “Темных аллеях” Бунин выразил свое отношение к этому чувству, изложил свою “философию любви”. В какой-то мере бунинский взгляд отражает уже название цикла.

“Темные аллеи” любви – это то, что глубоко спрятано внутри каждого человека, это его инстинкты и желания, его эмоции, которые он подчас не понимает и не может контролировать, но которые во многом определяют его жизнь.

Рассказ датирован 2 июлем 1944 года, он один из самых коротких в цикле. Но, в то же время, и один из самых философских, глубоких. Всего несколько строк, а сколько за ним стоит авторских размышлений, раздумий зрелого уже человека… Мысли писателя здесь – не только и не столько о любви, сколько о сути человеческого бытия, о смысле жизни, о законах мироздания.

3. Чтение рассказа (читает подготовленный ученик, у каждого ученика текст на парте)

4. Анализ рассказа по вопросам:

Определите художественное время и художественное пространство рассказа.

Воссоздадим картину, нарисованную Буниным.

На доске лист ватмана разделенный на две половины голубую и зеленую. Приклеиваем на ватман заранее заготовленные макеты (часовня, облака, солнце, цветы, кресты, дети, окно часовни).

Место действия заброшенное кладбище. Почему кладбище заброшено?

Кладбище семейное, скорее всего принадлежало господам из усадьбы: или все умерли, или уехали за границу)

Вместе со словом “заброшенное” в рассказ входит тема забвения. Все замерло. Как в кинофильме – стопкадр. Как с помощью синтаксических средств автор показывает, что время остановилось? Рассмотрим первое предложение текста. Охарактеризуйте его.

В предложении четыре подлежащих (день, поле, кладбище, часовня), предложение односоставное, назывное.

Почему нет сказуемого?

Нет движения, время остановилось.

Через детское восприятие, на кладбище пришли дети.

Данный рассказ – это рассказ–воспоминание. Несмотря на то, что повествование ведется в настоящем времени, мы понимаем, что рассказчик вспоминает случай из своего детства. Как вы думаете, почему?

Интересно, что Бунину важно передать именно “детское” восприятие всего описываемого. Может быть, это объясняется тем, что дети острее и тоньше чувствуют. Детский взгляд не затуманенный, естественный. Дети чувствуют острее и тоньше, их ум и душа еще не так слепы, как у взрослых. У взрослых – неестественный, стереотипный взгляд на жизнь, они не видят остроту бытия.

Что же открывается взору детей? Чтобы ответить на данный вопрос нужно внимательно перечитать текст и разделить его на две части, ведь дети видят две картины.

Что такое антитеза?

Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны – заброшенное кладбище, тьма, неизвестность, тайна.

Продолжим заполнение таблицы.

Что находится между двумя этими мирами?

Часовня, а точнее разбитое окно на уровне земли, которое делит пространство детей на “свое” и “чужое”, которое всегда таит в себе какую-то опасность. Окно – граница между двумя мирами.

А у окна кладбище – тоже граница, соединяющая настоящее и прошлое.

Когда приходили враги, люди прежде всего охраняли кладбище, ведь это память о семье, предках, ведь кладбище – это история целого рода.

В.Катаев, известный советский писатель, говорил: “Кто я? Песчинка на лице Вселенной”. И, действительно, человек – лишь маленькая песчинка в огромном скоплении людей, населяющих Вселенную.

Как дети оценивают увиденное в окне?

Что говорит о том, что детям интересно?

Они смотрят ЗОРКИМИ глазами, т.е. всматриваются.

1) хорошо видящий дальние и мелкие предметы;

2) пристальный, проницательный.

Какое из двух значений соответствует слову из данного текста? (2)

Что привлекает детей? Почему им жутко, весело, интересно и удивительно одновременно?

Жутко, п.ч. пугает слово смерть, но во сем этом есть какая – то загадка, неизвестность, которую хочется разгадать. Интерес усиливает тот факт, что внутри часовни находятся тела давно умерших людей. Конечно, они еще не понимают всей его глубины и трагичности, но что-то заставляет их и дальше всматриваться вглубь часовни, где “лежат холодные ящики” с телами.

Что же дети открывают для себя там, в неизведанном мире за окном, в глубине часовни?

1. Смерть рядом с жизнью (по Бунину, первый шаг к смерти – крик при рождении).

2. Умирают не только старые, но и молодые.

3. Можно умереть и от любви.

Приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, ее основу – любовь. Автор подчеркивает, что среди гробов с “бабушками и дедушками” был гроб с молодым дядей, “который сам себя застрелил”.

Почему он это сделал?

Один из детей объясняет, что этот человек был очень влюблен, а “когда очень влюблен, всегда стреляют себя…”. Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. За этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство.

Ими можно объяснить и Бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст – вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях.

Читайте также:
Философское и социальное в рассказе И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско: сочинение

Что соединяет жизнь и смерть? Какие образы соединяют художественное время и пространство в этом рассказе? Проанализируйте все, о чем мы сегодня говорили, и озаглавьте рассказ. Приготовьтесь обосновать свое мнение.

Часовня – молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно читать молитвы.

Часовня соединяет два пространства: временное и вечное – жизнь и смерть. Приходя на кладбище, родные поминают ушедших из жизни в часовне, читают молитвы, ставят свечи.

Разрушающаяся часовня говорит о том, что земное бытие не вечно. Смерть страшна, п.э.нужно дорожить жизнью и тем, что она дает. Дорожить каждым часом бытия и жить достойно.

5. Домашнее задание: Напишите сочинение – рассуждение по высказыванию Д.Гранина: “Час земной сверяй со смертным часом”

Вечные темы в рассказе Бунина «Часовня»

…Любовь и смерть связаны неразрывно.

1. Выявление особенностей понимания любви Буниным, авторской позиции, художественной манеры писателя.

Сколько лет было Бунину, написавшему рассказ?

Эмигрировал в 1920 году,25.01

История – часть его жизни. Процесс худ. творчества для Бунина – процесс поэтического преобразования действительности в воспоминаниях, раздумьях о прошлом. Так гениально соединяются в рассказе французская старость и русское детство – два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде – мгновение и вечность.

74 года, т. е. в зрелом возрасте, а вы знаете, что Бунин не возвращался в Россию, на родину, в отличие от и других писателей, значит эту усадьбу он видел до революции, ребенком (конец 1870- начало 1880 гг).

Лучшие произведения те, что оказались плодами памяти. На чужбине память осталась единственной творческой силой. «Прежний мир, к которому я был причастен некогда, не есть для меня мир мертвых, он для меня воскресает все больше. Становится единственной и все более радостной, уже никому не доступной обителью моей души»

Давайте вспомним, где провел свое детство Бунин?

В Ельце, 19 лет жил безвыездно в деревне Бутырки. Жизнь его обогатила и напитала – истоки и прообразы его рассказов. Там, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, и зимой среди сугробов прошло его детство – полное поэзии, печальной и своеобразной.

Старинное городское кладбище описано Иваном Буниным в ряде произведений (как, например, «Легкое дыхание»), в реальности именно здесь захоронены его знакомые, друзья, гимназисты..) – КРАЕВЕДЕНИЕ

Анализ композиции рассказа. Вспомним элементы композиции.

Что представляет собой начало рассказа?(работа с текстом)

Пейзажная зарисовка, экспозиция.

По какому принципу она построена? Найдите ключевые слова

Антитеза, (как в рассказе Толстого «После бала»);

Летний день – старая усадьба, заброшенное кладбище, одинокая дикозаросшая, разрушающаяся часовня..

Каков характер этого ряда эпитетов?

Грусть, печаль, подавленность, мысли о бренности – минорный ряд эпитетов.

Какое слово, не будучи эпитетом, близко к этому ряду?

бугры, неухоженные, забытые, безымянные.

Вывод: что мы видим в экспозиции?

В начале произведения – картина старой, умирающей усадьбы, разрушающейся часовни

Какое создается впечатление?

Но, пожалуй, это не смерть, торжествующая над жизнью, а время, торжествующее над жизнью.

Создаётся впечатление, что смерть торжествует над жизнью: об этом говорят очень выразительные эпитеты (старая, заброшенное, одинокая, разрушающаяся, разбитое. ).

Окружающая природа борется с разрушением, но время всесильно и непобедимо. Вспомним Державина: «все вечности жерлом пожрется…»“Река времён” уничтожает, кажется, всё, что встаёт на её пути. Но властна ли она над человеческой памятью, любовью? Об этом мы и поговорим.

Определите завязку рассказа

(дети перед окном)

Что дополняет минорный ряд?

Какую смысловую нагрузку несет глагол ЗАГЛЯДЫВАЮТ?

Интересно, любопытно, но страшно.

Заглядывают ЗОРКИМИ глазами – редкий эпитет, но у Бунина он часто встречается.

все замечают и видят, проникающий вглубь.

Страх как любопытно – вот формула того состояния, в котором пребывают дети. Хоть взгляд и зоркий, но там ничего не видно. Почему?

там тайна, другой мир.

Меняется ли в этот момент повествователь?

Но везде это Бунин.

Это детство Бунина, он – один из этой ватаги ребят, наблюдает тоже.

Сначала мы видим происходящее глазами взрослого, потом глазами детей.

Каково происхождение Бунина?

Это его в известной мере тяготило.

По происхождению он принадлежал к знатному роду дворян), но в силу бедности и судьбы, воспитался в другой среде.

Как меняется стиль с появлением детей?

Стиль становится другим с появлением детей:“Там ничего не видно, оттуда только холодно дует”. Это детская речь с особой лексикой, построением предложений: “холодно дует”, “стреляют себя”, “дедушки и бабушки”, “жутко и весело” и т. д. Маленькие герои задают детские вопросы (“А зачем он себя застрелил?”), следуют детской логике (“…а когда очень влюблён…”) и по-детски, как в сказках, делят мир на “свой” (это цветы, травы, солнце) и “чужой” (железные ящики, холод, чужая смерть). Детский словарь пополняется. Не саркофаги проступают в темноте, а железные ящики . В них не пращуры, а какие-то дедушки и бабушки, не самоубийца, а дядя, который сам себя застрелил. Это язык рассказчика-ребенка. А железные ящики – знаки холода и тьмы.

· Исследовательская работа. Что они увидели? (письменно)

И. А. Бунин . Тема любви одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ОК. Рассказы И. А. Бунина о любви

Как дико, страшно все будничное, обычное,
когда сердце поражено.
этим страшным «солнечным ударом»,
слишком большой любовью,
слишком большим счастьем!

. Тема любви — одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина.

В бунинском творчестве, начиная с 10-х гг.проходят перед читателем герои раз и навсегда опалённые сильной и
мучительной любовью, которая сокрушает их жизни.

Читайте также:
Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А.Бунина: сочинение

Переплетение светлых и тёмных сторон жизни – одна из особенностей бунинской прозы. Писатель с какой-то
особенной художественной страстью обращался к важнейшим темам любви и смерти. Бунин находит таинственную связь
между ними. Чем пессимистичнее смотрит Бунин на жизнь, тем чаще любовь в его изображении подводит человека к последней роковой черте. Любовь и смерть соединяются в самой человеческой судьбе, где происходит обязательная расплата за счастье или удовольствие.

«МИТИНА ЛЮБОВЬ» 1925г

—Как соотносится в рассказе состояние природы с состоянием героя?

. Бунин подчеркивает постоянный жизненный контраст: с одной стороны, чистота души, искренность чувств, с другой —
несовершенство окружающего мира, жизни, отвергающей истинные чувства.

Ощущение катастрофичности бытия, непрочности человеческих отношений и самого существования, обреченности любящего человека на одиночество усиливает ощущение катастрофичности эпохи, разлада в обществе, социальных катаклизмов.

. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена»

Любовная проза Бунина – продолжение его лирики. Писатель постоянно обращался к теме любви, показывая
многогранность и многоликость ее проявлений. Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое – счастье оказывается недостижимым.

«ГРАММАТИКА ЛЮБВИ» 1915

Как вы понимаете название рассказа?

Что нам известно о жизни Хвощинского со слов его соседей-помещиков?

Какую роль сыграла Лушка в судьбе Ивлева?

Что думает Ивлев, узнав о смерти Хвощинского?

Чем мотивирует Ивлев свой приезд в Хвощинское?

Почему Бунин не дает портрета Ивлева, но подробно описывает сына Лушки?

Какую роль играет этот портрет в рассказе?

Какие детали играют в рассказе важную роль?

. Во-первых, венчальные свечи — символ закрепленного и освященного церковью союза мужчины и женщины. Во-вторых, названия книг. В-третьих, ожерелье Лушки

Что составляет содержание «Грамматики любви, или Искусства любить и быть взаимно любимым»?

В чем ценность «крохотной книжечки» «Грамматика любви»?

Что позволяет заключить, что образ Лушки становится действительно святыней?

Что же за человек этот Хвощинский — действительно сумасшедший или тот, кому выпал талант любить?

Что может сделать любовь с обыденной человеческой жизнью?

Кто, по-вашему, является главным героем рассказа?

Какое понимание любви воплощено в этом рассказе?

. Для Бунина любовь — великая ценность. Она всегда чиста и целомудренна. Но картины семейного благополучия писательне изображает: человек может рассчитывать только на мгновение счастья. Однако мгновение это остается в душе навсегда
«ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ» 1916 г

. Героиня этого рассказа – прообраз того загадочного, даже рокового женского типа, который Бунин неоднократно выводил в произведениях

Каким же секретом владела гимназистка Ольга Мещерская, подобно опытной кокетке завлекшая казачьего офицера лишь ради игры и погибшая от его руки?

Как построен рассказ? В чем особенности композиции?

Как соотносятся фабула и сюжет рассказа?

Что выделяет автор в портрете Оли, в ее характере?

Какой композиционный прием использует Бунин в рассказе?

Как вы понимаете название рассказа?

ВЫВОД: Возвышая любовь, писатель говорит о том, каким опасностям она подвергается в жизни, какие извращённые формы может приобретать. В этом смысле «Лёгкое дыхание» – суд художника над моралью взрослых. Фальшивых людей. Погубивших прелестное, искреннее молодое существо. Оля Мещерская – само «лёгкое дыхание» жизни. Ей противостоит враждебный мир взрослых: начальница гимназии с ровным пробором. Брат начальницы – старый развратник, казачий офицер. Жестоко обрывается праздничная жизнь – и ничего, кроме медальона на могильном кресте.

. В двадцатые годы Бунин все чаще, пишет о любви «как о высшем даре судьбы, — и чем прекраснее этот дар, те»
он скоротечней».

Прекрасно только естественное, невыдуманное чувство любви. В истинной любви есть что-то общее с
гармоничной природой.

С любовью или без неё – два противостоящих и несовместимых типа жизни и бытия личности.

«СОЛНЕЧНЫЙ УДАР» 1925 г

В чем особенность завязки рассказа?

Почему Бунин не упоминает о причинах внезапной любви героев?

В чем особенность портрета героини?

Какой Бунин описывает незнакомку после ночи в номере?

Как она объясняет то, что с ними произошло?

Что изменилось в номере после ее отъезда, что напоминает о ней?

Какое впечатление это произвело на поручика?

Какова роль детали в этом рассказе?

. В начале рассказа детали портрета героини подчеркивают естественность, простоту и прелесть женщины. Другие детали усиливают впечатление реальности произошедшего, углубляют драматизм. Пароход является символом разлуки.

Что означает такая, казалось бы, маленькая деталь — забытая героиней шпилька?

Какие новые чувства появилось у поручика?

Почему герой пытается освободиться от чувства любви?

Для чего автор описывает природу? Какую роль играет пейзаж?

Слишком большая любовь — почему она драматична и даже трагична?

Как отразились на герое переживания минувшего дня?

. Обрыв встречи закономерен и неизбежен. Более того: оба любящих знают, что, продлись их встреча, соединись их жизни, – и чудо, озарение, «солнечный удар», поразивший их, уничтожится.

Как следует понимать заглавие рассказа? Какой смысл вкладывает писатель в эпитет «солнечный»? Как
варьируется этот смысл на протяжении повествования?

—Объясните, как Бунин рисует внутренний мир человека. С кем из русских писателей ХЕХ века вы можете
сопоставить используемые им приемы психологического анализа?

—Приведите примеры кольцевой композиции произведения. Можно ли говорить об абсолютной идентичности
«начал» и «концов»?

Задания для закрепления

Чем отличается трактовка любви в рассказах «Легкое дыхание», «Грамматика любви» и «Солнечный удар»?

Какие сквозные образы-мотивы присутствуют в рассказах Бунина о любви?

Любовь в произведениях Бунина драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное,
ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар. Любовь — это великая бездна, загадочная и
необъяснимая, сильная и мучительная.

Любовь, по убеждению Бунина, – некий высший. Напряжённый момент бытия: подобно зарницам в ночи. Она
озаряет всю жизнь человека. Эта мысль особенно важна для Бунина с его повышенным, обострённым чувством
жизни.

Читайте также:
Мастер русской реалистической прозы: сочинение

Творческие задания по творчеству И. А. Бунина

Прокомментируйте высказывание критика и литературоведа В. Я. Лакшина: «Герои Чехова живут под игом долга,
герои Бунина — под звездою рока».

Какими примерами творчества А. П. Чехова и И.А. Бунина можно проиллюстрировать точку зрения критика и
литературоведа В. Я. Лакшина: «У Чехова бьется пульс современной, ищущей мысли, и в самом «чистом художестве» виден беспокойно думающий о смысле бытия человек. У Бунина больше созерцания жизни и упоения ею. Это тоже постижение мира, но иное. Мысль, осмысление требуют действия в сюжете. Созерцание одаряет описаниями недостижимо художественными, как бы отпечатанными с сетчатки глаза и почти самодельными: природы и погоды, обыкновений и случаев, мужчин и женщин».

Какие произведения И. А. Бунина позволили критику и литературоведу В. Я. Лакшину сделать заключение о секрете
притягательной силы его искусства? Обоснуйте свой ответ.

«Бунинский художественный гедонизм, тяга запечатлеть и удержать для «второй жизни», пусть как бы и самодельно,
впечатления бытия с особой обостренностью всех пяти чувств — важнейшая часть притягательности его искусства».

Домашнее задание: учебник с.365 и далее вопр. 2. 7. 13. готовиться к сочинению

Рассказ «Темные аллеи» и характеристика главных героев

Неподдельный интерес у любителей любовной лирической литературы вызывает произведение Бунина «Темные аллеи» и характеристика главных героев рассказа. В нем повествуется, как судьба сводит уже немолодых мужчину и женщину в частном гостином дворе, чтобы оживить в их памяти волнующие чувства любви и молодости. Жизни персонажей сложились драматично, потому что настоящая любовь не терпит предательства.

  1. Сюжет произведения «Темные аллеи»
  2. Анализ рассказа
  3. Главные персонажи
  4. Второстепенные герои
  5. Многогранность и гениальность писателя

Сюжет произведения «Темные аллеи»

Во двор частной гостиницы въезжает карета с пожилым пассажиром. Мужчина намерен утолить голод и отдохнуть на постоялом дворе, чтобы двигаться дальше к железнодорожной станции. Зовут его Николай Алексеевич, он военный, дворянин. Образованный и уважаемый человек.

Войдя в уютный, чистый и теплый дом, он видит Надежду — хозяйку двора, красивую немолодую женщину. Заводит с ней небрежную беседу, в конце которой выясняется, что владелица гостиницы — любовь его юности.

Их беседа становится неловкой и напряженной. Оказывается, Николай Алексеевич бросил Надежду 30 лет назад. Тогда девушка была крепостной. Она любила его всю жизнь, и не искала счастья с другими мужчинами. Даже спустя годы, не простила его за жестокое предательство. Надя уже не та наивная девочка, а сильная, самостоятельная и умная женщина.

Ошеломленный этой встречей, Николай приказывает запрягать карету, и быстро ретируется, снова оставив Надю в одиночестве. По пути на станцию он представляет жизнь с этой женщиной, и как бы могло сложиться их будущее.

Анализ рассказа

Рассказ входит в сборник «Темные аллеи», который содержит 38 произведений, объединенные одной идеей — главные герои несчастны в любви. Влюбленные люди живут под звездою рока — чувства их исполнены боли и драматизма.

Исключением не стал и одноименный рассказ сборника. Чтобы понять персонажей лучше, можно обратиться к таблице с характеристикой образов действующих лиц рассказа.

Главные персонажи

В «Темных аллеях» Бунина главные герои описаны очень детально, чтобы читатель мог максимально погрузиться в сцену произведения. Писатель мастерски использует этот прием во всех своих работах.

Николай Алексеевич Портрет персонажа: уже немолодой мужчина, высокого роста, лет 60. Внешность его еще напоминает о былой красоте, но автор описывает его как «стройного старика». Хоть брови его еще черны, но виски и усы — белые. Волосы с проседью, бледная красота лица. Взгляд темных глаз строгий, но уже усталый. У Николая Алексеевича высокий военный чин, о чем говорит и его шинель, и поведение, и внешность. Образ этого персонажа ярко демонстрирует, как складывается судьба человека, который поступает трусливо по отношению к себе и окружающим. Николай был сконфужен встречей. От начала до конца вел себя нерешительно, мужчине было стыдно за свои прошлые поступки, и стыдно за то, что и сейчас он остался таким же трусом. Он пытается быть небрежным, делая вид, что ничего и нет в этой истории, называя ее пошлой. А позже выясняется, что он несчастен в браке. Николай осознает, что Надя — самое лучшее событие его жизни. И все же, неясно — любил ли он Надежду по-настоящему… Автор оставляет этот вопрос на решение читателя.
Надежда Портрет персонажа: до сих пор красивая, темноволосая, с черными бровями женщина. Бунин описывает ее как «похожую на цыганку». Она полная, с покатыми плечами, полногрудая, с красивой шеей. Надежда предприимчивая хозяйка ухоженной гостиницы. Дела ведет уверенно и аккуратно. Образ героини очень интересный, и вызывает у читателя уважение. Надя искренняя, прямолинейная, тактичная, но довольно откровенная. Она смело рассказывает о своей жизни и чувствах. До самого конца этой встречи женщина держится гордо и уверенно.

В рассказе есть три второстепенных персонажа. Описанием их жизней писатель усиливает черты характера главного героя, и показывает, что расплата за прошлые поступки неизбежна.

Второстепенные герои

Несколько кратких цитат довольно емко описывают семью Николая. Интересным является тот факт, что одну из основных фраз рассказа произносит кучер Клим: «…пеняй на себя».

Жена Николая Алексеевича «…жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя». (Николай о своей супруге).
Клим — кучер Клим — деревенский мужик, который подвозит Николая Алексеевича к поезду, рассказывает о Надежде и ее постоялом дворе. «…крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника…» Клим простой, но внимательный. Описывая Надю, как женщину и хозяйку, кучер намекает пассажиру на его слабый характер.
Сын Николая Алексеевича О своем ребенке отец отзывается так: «Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести».
Читайте также:
Иван Бунин. Темные аллеи. Рассказы: сочинение

Поражает, как Бунину удается в достаточно коротких произведениях коснуться стольких человеческих чувств и переживаний. Всего три сцены небольшого рассказа раскрывают целый мир бушующих эмоций главных героев «Темных аллей»:

  • старик военный оказывается на постоялом дворе;
  • волнующая встреча с любовью молодости;
  • мысли мужчины, когда он уезжает из гостиницы.

С одной стороны, можно оценить поступок Николая, как подлый. Он легкомысленно разбил сердце юной девушке. С другой стороны, в то время такой мезальянс был априори невозможен. Они оба это знали.

На образе главного героя Иван Бунин демонстрирует принцип бумеранга. После расставания с Надей Николай встретил другую женщину, полюбил ее, и женился на ней, но счастья в этом браке не было. Она предала его так же, как он предал Надежду. Сын его не стал личностью, а лишь огорчал отца дурным поведением. Все в жизни возвращается.

Ирония в том, что, спустя годы главный герой так и не стал смелее. Как и 30 лет назад, он снова струсил, быстро ретировавшись из дома Надежды. А может быть, с его стороны и не было никакой любви? Так, пылкая влюбленность юного парня.

Надежда, безусловно, была влюблена в этого мужчину всю свою жизнь. Она сказала, что не простила его поступок, но до последней секунды стояла у окна и глядела вслед уезжающей карете. Скорее всего, в душе, женщина надеялась, что любимый вернется.

Надежда сделала свой выбор, и прожила жизнь в одиночестве, и горьких воспоминаниях. Любовь, обида и ощущение несправедливости разрывали ее душу, но она была верна своему чувству.

Рассказ повествует о том, что людям стоит больше прислушиваться к себе. Можно уйти от другого человека, но нельзя уйти от себя.

Многогранность и гениальность писателя

Вечная любовь во всех ее проявлениях была вдохновением для Ивана Алексеевича в тяжелые годы Первой мировой войны. В цикле рассказов отражены душевные терзания человека, который стал свидетелем падения красоты, мира и спокойствия.

Бунин удивительно тонко чувствовал человеческие души. Гениальность его произведений — в понимании переживаний женских образов, вышедших из-под мужского пера. Чувственные описания внешности дам дышат эротизмом: «голые колени», «под кофточкой просвечивались груди», «бедра в тонких ажурных чулках» и т. д. Изящно, соблазнительно, но не пошло звучат монологи героинь. Автор мастерски демонстрирует трогательную смелость и решительность влюбленных женщин в рассказах:

  • «Муза».
  • «Красавица».
  • «Натали» и др.

Ознакомившись с отзывами о главной героине повести «Муза», читатель может провести аналогию с Надеждой. Муза Граф была также прямолинейна, откровенна и отважна в своих поступках, и категорична в решениях. Эмоции героев так живы, искренни и сильны, что читатель сопереживает им, полностью погружаясь в картину произведения.

Открыв Википедию, где есть описание биографии Ивана Алексеевича Бунина, можно лишь поражаться, какой насыщенной была жизнь писателя, и «Темные аллеи» — это лишь изысканное украшение целого мира гениальных произведений.

Самостоятельная работа по литературе “Творчество И.А. Бунина”

Описание разработки

1. Укажите, какая проблема не поставлена автором в рассказе “Господин из Сан-Франциско”?

– проблема жизни и смерти;

– человек и цивилизация;

– проблема смысла жизни;

– проблема отцов и детей.

«Холодная осень». Какие строки рассказа взволновали вас больше всего? Почему у героев нет имён? Какой интонацией проникнут рассказ? Каким вы представляете парк в ту холодную осеннюю ночь, о которой рассказывает героиня, и окна дома, которые светят “совсем особенно, по-осеннему”? Какой смысл придаёт рассказу звучащее в нём стихотворение Фета? Какие культурные ассоциации оно вызывает? Как рассказывается об исторических событиях, повлиявших на жизнь героев, и о реакции людей на них?

Почему героиня называет слово “убили” странным словом? Для чего автор рассказывает о дочери племянника героини? Какой вы представляете себе эту девушку, а какой — героиню? К каким мирам они принадлежат? Почему рассказ назван «Холодная осень»? Какое авторское чувство звучит в финале? Героиня говорит, что не переживёт смерти своего жениха: сбывается ли это?

«Господин из Сан-Франциско».

1. Каковы главные интересы в жизни гос­подина из Сан-Франциско, которая умести­лась между двумя поездками на пароходе «Ат­лантида»?

2. Почему один и тот же мир «зол» для гос­подина из Сан-Франциско и «прекрасен» для лодочника Лоренцо и двух абрупцских горцев? 3.Как антитеза помогает автору выразить главную мысль рассказа?

3. Какая сцена является кульминацией рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

4. Чем символичен образ господина из Сан-Франциско — человека без имени, без истории, без цели?

Вопросы и задания к рассказу И. Бунина “Легкое дыхание”

1. Почему новелла называется “Легкое дыхание”? О каком легком дыхании здесь рассказывается? Кому оно принадлежит? О каком “этом дыхании” идет речь в финале новеллы? Кому оно принадлежит? Почему это дыхание “снова рассеялось в мире”? Неужели оно куда-то из мира исчезало? Если исчезало, то куда, и почему вернулось??

3. Воспроизведите последовательность всех основных событий произведения. Наверное, вы заметили, что их хронология автором нарушается. Попробуйте теперь записать все выделенные события в хронологической последовательности. Сравните свою реконструкцию событий с авторским вариантом их развертывания. Как вы думаете, зачем (с какой целью) автор рассказывает историю о жизни и смерти Оли Мещерской столь необычно? Почему он отказывается от более естественного и привычного на первый взгляд хода повествования? Кстати, какое событие является самым главным и для автора, и для героини, и для читателя?

4. Внимательно перечитайте первые пять абзацев новеллы. Проследите за изменением позиции повествователя. Чья точка зрения передается в его словах? Кто в начале новеллы смотрит на могилу, крест, фотографию Оли Мещерской, всматривается в ее глаза? А чья точка зрения изображена в пятом абзаце? Попробуйте обосновать свои предположения анализом текста. Почему именно с этой (а не с другой) точки зрения ведется повествование?

Читайте также:
Анализ рассказа И.А.Бунина Господин из Сан-Франциско.: сочинение

5. Вы, должно быть, уже заметили, что автору важно не вообще рассказать о своей героине, а как-то по-особенному. Именно от соотношения точек зрения, которыми он манипулирует (т.е. от особенностей композиции всего произведения), зависит художественный смысл “Легкого дыхания”. Перечислите все основные точки зрения, освещающие жизнь героини. Кому они принадлежат? Зачем автору понадобилось в одном небольшом произведении соотносить друг с другом такое количество различных точек зрения?

6. Какую роль в рассказе играет время (календарное, природное, биографическое)?

7. Пользуясь перечнем основных событий в новелле, попытайтесь определить движение времени повествования из настоящего (на могиле) к восстановлению прошлого (гимназической жизни Оли) и далее. Почему время у Бунина, с одной стороны, как бы остановлено (на могиле), а с другой – движется неравномерно и даже в разных направлениях (установите, в каких именно)? Можно ли утверждать, что автор в этом произведении говорит о “легкости” как об освобождении, во-первых, от привычного хода времени вообще и, во-вторых, от традиционного читательского интереса, который обычно выражается в вопросах типа “Что будет дальше?” и “Чем все закончится?”? Обоснуйте свою точку зрения.

8. Зачем автор обрывает событийные связи: не рассказывает, к чему привело покушение гимназиста Шеншина на самоубийство, чем кончился прерванный рассказчиком на драматической ноте разговор Оли с начальницей, что стало с арестованным убийцей Оли, как развивались отношения Оли и ее родителей с их другом и ее совратителем Малютиным?

9. С какими открытыми местами действия связаны пейзажи рассказа? Как жизнь Оли Мещерской “вписывается” в эти пейзажи?

10. Какие закрытые места действия образуют интерьеры? Как жизнь Оли Мещерской “вписывается” в эти интерьеры? Назовите портреты и портретные детали, которые вы встретили в этом произведении. Какова их роль? Почему повествователь столь большое внимание уделяет портретным характеристикам героини? Как эти характеристики связаны с пейзажами новеллы? Найдите в пейзажах, интерьерах и портретах новеллы мотивы воздуха // ветра // дыхания. Какое значение придает им автор?

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

Самостоятельная работа по творчеству И. А. Бунина.

1.Укажите, какая проблема не поставлена автором в рассказе “Господин из Сан-Франциско”?

проблема жизни и смерти
человек и цивилизация
проблема смысла жизни
проблема отцов и детей

«Холодная осень». Какие строки рассказа взволновали вас больше всего? Почему у героев нет имён? Какой интонацией проникнут рассказ? Каким вы представляете парк в ту холодную осеннюю ночь, о которой рассказывает героиня, и окна дома, которые светят “совсем особенно, по-осеннему”? Какой смысл придаёт рассказу звучащее в нём стихотворение Фета? Какие культурные ассоциации оно вызывает? Как рассказывается об исторических событиях, повлиявших на жизнь героев, и о реакции людей на них? Почему героиня называет слово “убили” странным словом? Для чего автор рассказывает о дочери племянника героини? Какой вы представляете себе эту девушку, а какой — героиню? К каким мирам они принадлежат? Почему рассказ назван «Холодная осень»? Какое авторское чувство звучит в финале? Героиня говорит, что не переживёт смерти своего жениха: сбывается ли это?

«Господин из Сан-Франциско».

1. Каковы главные интересы в жизни гос­подина из Сан-Франциско, которая умести­лась между двумя поездками на пароходе «Ат­лантида»?

2.Почему один и тот же мир «зол» для гос­подина из Сан-Франциско и «прекрасен» для лодочника Лоренцо и двух абрупцских горцев? 3.Как антитеза помогает автору выразить главную мысль рассказа?

3. Какая сцена является кульминацией рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

4. Чем символичен образ господина из Сан-Франциско — человека без имени, без истории, без цели?

Вопросы и задания к рассказу И. Бунина “Легкое дыхание”
1. Почему новелла называется “Легкое дыхание”? О каком легком дыхании здесь рассказывается? Кому оно принадлежит? О каком “этом дыхании” идет речь в финале новеллы? Кому оно принадлежит? Почему это дыхание “снова рассеялось в мире”? Неужели оно куда-то из мира исчезало? Если исчезало, то куда, и почему вернулось??
3. Воспроизведите последовательность всех основных событий произведения. Наверное, вы заметили, что их хронология автором нарушается. Попробуйте теперь записать все выделенные события в хронологической последовательности. Сравните свою реконструкцию событий с авторским вариантом их развертывания. Как вы думаете, зачем (с какой целью) автор рассказывает историю о жизни и смерти Оли Мещерской столь необычно? Почему он отказывается от более естественного и привычного на первый взгляд хода повествования? Кстати, какое событие является самым главным и для автора, и для героини, и для читателя?
4. Внимательно перечитайте первые пять абзацев новеллы. Проследите за изменением позиции повествователя. Чья точка зрения передается в его словах? Кто в начале новеллы смотрит на могилу, крест, фотографию Оли Мещерской, всматривается в ее глаза? А чья точка зрения изображена в пятом абзаце? Попробуйте обосновать свои предположения анализом текста. Почему именно с этой (а не с другой) точки зрения ведется повествование?
5. Вы, должно быть, уже заметили, что автору важно не вообще рассказать о своей героине, а как-то по-особенному. Именно от соотношения точек зрения, которыми он манипулирует (т.е. от особенностей композиции всего произведения), зависит художественный смысл “Легкого дыхания”. Перечислите все основные точки зрения, освещающие жизнь героини. Кому они принадлежат? Зачем автору понадобилось в одном небольшом произведении соотносить друг с другом такое количество различных точек зрения?
6. Какую роль в рассказе играет время (календарное, природное, биографическое)?
7. Пользуясь перечнем основных событий в новелле, попытайтесь определить движение времени повествования из настоящего (на могиле) к восстановлению прошлого (гимназической жизни Оли) и далее. Почему время у Бунина, с одной стороны, как бы остановлено (на могиле), а с другой – движется неравномерно и даже в разных направлениях (установите, в каких именно)? Можно ли утверждать, что автор в этом произведении говорит о “легкости” как об освобождении, во-первых, от привычного хода времени вообще и, во-вторых, от традиционного читательского интереса, который обычно выражается в вопросах типа “Что будет дальше?” и “Чем все закончится?”? Обоснуйте свою точку зрения.
8. Зачем автор обрывает событийные связи: не рассказывает, к чему привело покушение гимназиста Шеншина на самоубийство, чем кончился прерванный рассказчиком на драматической ноте разговор Оли с начальницей, что стало с арестованным убийцей Оли, как развивались отношения Оли и ее родителей с их другом и ее совратителем Малютиным?
9. С какими открытыми местами действия связаны пейзажи рассказа? Как жизнь Оли Мещерской “вписывается” в эти пейзажи?
10. Какие закрытые места действия образуют интерьеры? Как жизнь Оли Мещерской “вписывается” в эти интерьеры? Назовите портреты и портретные детали, которые вы встретили в этом произведении. Какова их роль? Почему повествователь столь большое внимание уделяет портретным характеристикам героини? Как эти характеристики связаны с пейзажами новеллы? Найдите в пейзажах, интерьерах и портретах новеллы мотивы воздуха // ветра // дыхания. Какое значение придает им автор?
12. Перечислите все эпизоды рассказа, где упоминается толпа. В каких случаях рассказчик обращает внимание на то, что Оля Мещерская сливается с толпой, а когда на то, что она из толпы выделяется?
13. Какое значение имеют в новелле мотивы памяти // смерти // книжного слова (см. разговор Оли со своей подругой о “легком дыхании”)? Как они связаны с перечисленными выше мотивами?
14. Чем изображения мира и человека в известных вам реалистических произведениях и “Легком дыхании” Бунина отличаются друг от друга?

Читайте также:
Особенности реализма И. А. Бунина: сочинение

Творчество И.А. Бунина

О чем рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки»? Каков его сюжет?

Можно ли говорить о традиционной композиции в рассказе «Антоновские яблоки»? Как построено это произведение?

Как достигается эффект присутствия читателя в описываемых картинах?

Какова интонация рассказа «Антоновские яблоки»? Как она меняется на протяжении повествования? Почему рассказ заканчивается песней и какой дополнительный штрих она в него привносит?

Почему рассказ о гибели старого мира называется «Антоновские яблоки»?

Подтвердите примерами мысль о точности образов в разбираемом произведении.

Найдите в тексте народные пословицы. С какой целью писатель вводит их в рассказ?

Имел ли Горький основание сказать, что «Антоновские яблок» пахнут хорошо, но «не демократично»?

Что дало право Савве Морозову утверждать при знакомстве с рассказом Бунина: «Этот будет классиком!»?

Сопоставьте настроение сцен охоты у Бунина и Л.Н. Толстого

В чем особенности повествования и авторской позиции в повести «Деревня»?

Как Бунин изображает деревню? Приведите примеры описаний.

Какими видятся автору жители деревни, дурновцы? Насколько объективен автор в изображении деревенской жизни, русского человека, национального характера?

Как соотносятся понятия «деревня» и «Россия» у Бунина?

Какое место в повести занимают образы Тихона и Кузьмы Красовых? О чем спорят братья Красовы?

Есть ли в повести светлые образы?

Каково значение образа Молодой?

Подумайте о соотношении лирического и эпического начал в повести. Какой принцип изображения здесь преобладает?

Газета «Новое время» писала об опачкивании народа у Бунина; «Одесские новости» отмечали «безнадежность этого мрачного полотна», Горький говорил, что «так глубоко, так исторически деревню никто не брал», что повесть «будит мучительную любовь к мужику». С какой из оценок вы согласны? Обоснуйте свой ответ.

Сопоставьте символический образ «тройки» в «Деревне» с гоголевским аналогичным образом в «Мертвых душах». В чем вы можете заметить полемику Бунина со своим предшественником?

«Господин из Сан-Франциско»

Как в сюжете рассказа выражены философские и социальные проблемы?

Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

Почему автор ни разу не называет героя новеллы «Господин из Сан-Франциско» по имени? Отчего безымянны все другие персонажи парохода?

Какое значение имеет основное место действия рассказа?

Проследите, как в деталях рассказа с первых же его страниц варьируется мотив смерти, подготовляя читателя к восприятию центрального эпизода?

Как в рассказе «Господин из Сан-Франциско» отразилось время начала мировой войны?

Какой прием использует Бунин для изображения разделения общества?

Дайте характеристику главного героя рассказа.

Как решается в рассказе конфликт между человеком и природой?

Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы?

Что вы можете сказать об образе автора в этом рассказе? Бунин записал в связи с его завершением в своем дневнике: «Плакал, пиша конец…». Над чем, по-вашему, плакал автор?

найдите подтверждения богатства бунинского стиля. Как меняются типы повествования? В чем проявляется двуплановость изображения? Приведите примеры зримости и изобразительности деталей, выражения авторской иронии.

Найдите и прочитайте стихотворение Бунина «Ночь и алые зарницы…». Что роднит его с рассказом «Господин из Сан-Франциско»?

Рассказы И.А. Бунина о любви

Самостоятельно проанализируйте один из рассказов Бунина о любви («легкое дыхание», «грамматика любви», «Солнечный удар», «Митина любовь», «Темные аллеи») по следующему плану:

Роль деталей и портретов

Согласны ли вы с выражением «Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой» («Солнечный удар»)? Дайте развернутый ответ.

Слишком большая любовь – почему она драматична или трагична? Выразите свою точку зрения.

Прокомментируйте высказывание критика и литературоведа В.Я. Лакшина: «Герои Чехова живут под игом долга; герои Бунина – под звездою рока».

«Всякая любовь – великое счастье е, даже если она не разделена…» Согласны ли вы с этим? Дайте развернутый ответ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: