Лирика Бунина (отзыв): сочинение

Лирика Бунина (отзыв)

Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений(А. Блок)
В юношестве исходными для Бунина стали картины природы, родного края. В его поэзии богатый разлив красок. Возопивят смелые сопоставления, особые соцветия, метафорическе человеческое ощущение не приютности, грозные прихраствия.

Основные направления его лирики – элегичность, созерцаточность, грусть. “Сумерки”-1900год “закат”-1900год “начал степь пустыней веет”- 1894год.
Не у кого из русских поэтов нет такого чувства возраста лирического героя – он как

Related posts:

Сочинение по теме “Лирика Бунина”однажды отозвался о творчестве Бунина Ивана Алексеевича следующим образом – “Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений”. И я полностью согласен с этим высказыванием, характеризующим произведения великого писателя и поэта. Стоит отметить, что в своем раннем творчестве много внимания уделял описанием природы, своей маленькой родины. Его поэзия была обогащена бурными красками. При этом […].

Лирика И. А. Бунина. “Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного…” (План)“Я… прежде всего поэт”. (Бунин начал печататься как автор стихов и рассказов. Даже став прославленным писателем, он оставался поэтом. Всем его произведениям присущи поэтическое восприятие жизни, лиризм повествования, своя ритмическая организация. Только в лирических стихах Бунин прямо говорит о своих привязанностях, о том, что любил всю жизнь.) Основные темы лирики Бунина: Любовь к родине. (Родина […].

ЛИРИКА И. А. БУНИНАВлияние этического учения Л. Толстого. Встреча с Толстым в Москве. Первый юношеский сборник лирики. Участие в деятельности кружка “Среда”. Поэтический сборник “Листопад” (отмечен академической премией им. Пушкина). Избрание почетным членом Российской академии наук. Увлечение путешествиями. Эмиграция. Получение Нобелевской премии (1933). Традиции XIX века в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство “красочных и слуховых ощущений” […].

Философская лирика И. А. БунинаИ. А. Бунин – один из немногих писателей-реалистов конца 19 – начала 20 века, прославившийся не только своей прозой, но и поэзией. В 1891 году вышел его первый поэтический сборник, вслед за которым последовали “Листопад” (1901) и “Новые стихотворения” (1902). Как в прозе, так и в поэзии Бунин придерживался реалистических традиций, выработанных Пушкиным, Фетом, Полонским. […].

Пейзажная лирика в живописи и поэзии (по лирическому творчеству И. А. Бунина)Пейзаж – традиционный жанр искусства. Родная природа всегда была предметом гордости для русского человека, предметом его восхищения и любования. Много прекрасных пейзажей было создано русскими художниками (Шишкин, Суриков, Левитан, Грабарь и другие), русскими музыкантами (например, Чайковский), русскими поэтами (Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев и так далее). Думаю, характеризуя произведения этих творцов, посвященные русской природе, можно сказать […].

Своеобразие реализма И. А. БунинаСвоеобразие реализма И. А. Бунина. И. А. Бунин и А. П. Чехов Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувственностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его […].

Философская лирика БунинаНа протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, […].

ИНТИМНАЯ ЛИРИКА И. А. БУНИНАИНТИМНАЯ ЛИРИКА И. А. БУНИНА В одной из своих статей И. А. Бунин утверждал: “Любовь… вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме”. Тема любви является одной из главнейших в бунинском творчестве. В любви, в особенностях переживания этого чувства человеком […].

Тема природы в поэзии “серебряного века” (на примере творчества И. А. Бунина)Пора и горе, и ненастье, И зиму темную забыть, – Одно есть только в мире счастье – Весь божий свет душой любить! И. Бунин План 1. Поэзия в творчестве Бунина. 2. Многообразие красок, звуков, запахов. 3. “Любовь и радость бытия”. 4. “Я все-таки… прежде поэт…”. Признание и известность Бунин приобрел как прозаик, но значительное место […].

В чем состоит своеобразие поэзии И. А. Бунина?В чем состоит своеобразие поэзии И. А. Бунина? В чем состоит своебразие повествования в рассказе И. А. Бу­нина “Антоновские яблоки”? В рассказе проявилась синтетическая природа стиля Бунина – соединение элегической тональности (прощание с уходящей дво­рянской Россией) с реалистическим изображением оскудевших и разорившихся барских усадеб. Будничное здесь наполнено ли­ризмом и поэзией. Запахи, свет, краски, звуки переданы […].

Вопросы и ответы к творчеству И. А. Бунина1. В чем состоит своебразие повествования в рассказе И. А. Бунина “Антоновские яблоки”? В рассказе проявилась синтетическая природа стиля Бунина – соединение элегической тональности (прощание с уходящей дворянской Россией) с реалистическим изображением оскудевших и разорившихся барских усадеб. Будничное здесь наполнено лиризмом и поэзией. Запахи, свет, краски, звуки переданы точно и ощутимо. Красота и гармония детских […].

Сочинение на тему: Основные мотивы лирики и Творческий путь БунинаСвой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали рус­скую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину. Бунина не прельщали эксперименты, по­иски новой техники стихосложения. Тематика бунинской поэзии не очень разнообразна. В основ­ном это стихи о природе. Стихи […].

Читайте также:
Философские вопросы в прозе И.А. Бунина: сочинение

Размышления над лирикой БунинаНас всегда будет занимать тайна творчества Ивана Алексеевич Бунина. Почему его мысли, пережив многие капризы мод и вкусов, звучат и волнуют так, будто сказаны сегодня? Почему вновь и вновь мы размышляем над строками его творений? Трудно в одном сочинении рассказать широко и полно все то, что нас занимает в многообразном творчестве великого русского писателя. Но […].

Темы сочинений по творчеству Бунина1. Вечное и “вещное” в изображении Бунина (на материале рассказа “Господин из Сан-Франциско”). 2. Предметная детализация и символика в рассказе “Господин из Сан-Франциско”. 3. Проблема социального и космического зла в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско”. 4. Философия жизни и смерти в рассказах Бунина “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”. 5. “Дар имени…” (употребление собственных […].

“Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска”Нас всегда будет занимать тайна творчества Ивана Алексеевича Бунина. Почему невозможно представить нашу литературу без его имени? Почему его мысли, пережив многие капризы мод и вкусов, звучат и волнуют так, будто сказаны сегодня? Почему вновь и вновь мы размышляем над строками его творений? Трудно в одном сочинении рассказать широко и полно все то, что нас […].

Любовь к человеку, к родной земле – основа лирики И. А. БунинаЛюбовь к человеку, к родным местам – основное направление в поэзии замечательного русского писателя И. А. Бунина. Важнейшим мотивом лирики по эта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. “Изменить общество к лучшему можно лишь через сближение с природой, которая является источником нравственного возрождения людей”, – именно так считал великий поэт. Очень много стихотворений И. […].

Основные мотивы лирики И. А. БунинаСвой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали русскую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину. Бунина не прельщали эксперименты, поиски новой техники стихосложения. Тематика бунинской поэзии не очень разнообразна. В основном это стихи о природе. Стихи […].

Женские образы в рассказах И. А. Бунина. Тема любви в рассказе И. А. Бунина “Темные аллеи”Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина – судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых – где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих – оценок, как символисты. В литературных и читательских кругах с необычным единодушием он был признан Мастером. Вторая мировая […].

Любовная лирика ТютчеваФедор Иванович Тютчев поэтический гений философского склада ума. Произведения о любви в поэзии Тютчева честны и даже трагичны. Он показывает чувство возвышенным и в то же время драматичным, полным переживаний и страдания. В любви много граней, у поэта раскрывается психологически сложное чувство страсти, неизбежность судьбы. В большинстве произведений о любви автор обращается к прошлому. Ушедшая […].

Отзыв о поэзии А. К. ТолстогоАлексей Константинович Толстой – талантливый Поэт и драматург середины XIX столетия. Он внес незабываемый и значительный вклад в русскую литературу. На его стихотворениях воспитаны множество поколений, их читают с раннего детства до глубокой старости. Песни, написанные на его стихи, стали народными, пейзажи Родины, воспетые в его стихах, завораживают душу и развивают чувство прекрасного. Алексей Константинович […].

Поэтическое слово БунинаПоэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Детство и юность Бунина прошли на природе, что сказалось на формировании […].

Сочинение по теме “Окружающий мир в произведениях Бунина”В своем творчестве известный русский писатель и поэт Иван Алексеевич Бунин с небывалым мастерством описывал красоту окружающего мира. Практически каждый герой произведений Бунина – это человек, который умеет замечать, понимать и ценить гармонию в окружающем мире. Мне кажется, что каждому из нас необходимо обладать такими качествами и умениями, чтобы обрести гармонию с окружающим миром и […].

ЛИРИКА Б. ПАСТЕРНАКАРазнообразные увлечения молодого Б. Пастернака: живопись, музыка, философия, поэзия. Футуристическая группа “Лирика”, в составе которой Пастернак делает первые шаги в литературе. “Близнец в тучах” (1914 г.) – первый сборник стихов Пастернака. 1914 год – Пастернак, Бобров и Асеев выходят из “Лирики” и создают новую литературную группу “Центрифуга”. Вторая книга поэта “Поверх барьеров” (1914-1916гг.). “Сестра моя […].

Любовная лирика А. С. Пушкина (1)Любовь одна – веселье жизни Любовь одна – мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный А горестям не виден и конец. А. С. Пушкин Искрометную, яркую, блистательную поэзию А. С. Пушкина нельзя представить без любовной лирики. Любовь у поэта многолика: это безмятежное чувство, обманчивая мечта или прекрасная сказка, которая приносит лишь страдания. Поэт молод, […].

Читайте также:
Краткий обзор произведений Бунина: сочинение

Сочинение на тему: 30-40-е годы в жизни Бунина30-40-е годы – трудные в жизни И.А. Бунина. С одной сто­роны, в 1933 г. Шведская Академия присуждает Бунину Нобелев­скую премию по литературе. При вручении награды было отме­чено, что Бунин досконально исследовал душу ушедшей Рос­сии, продолжил славные традиции великой русской литературы. Но 30-40-годы – это зарождение фашизма и начало войны, что для Бунина, как и для […].

Сочинение на тему: ЛИРИКА А. ФЕТААфанасий Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Широкому кругу читателей известны его стихи, а вот проза и публицистика, переводы, письма и мемуары менее популярны. В прозе поэт был другим – гневным, же­стким, обличающим. Но таков был реальный мир. А стихи Фета – это чистая поэзия, воспевающая прежде всего красоту. […].

Сочинение на тему: Расскажите о произведениях Бунина, которые были уже прочитаны вамиУже прочитаны такие рассказы И. А. Бунина: “Косцы”, “Лапти”, “В деревне”, “Цифры”. Рассказ “Косцы” – воспоминания человека, покинувшего родину. Герой вспоминает о березах, о русской природе, о косцах. Это произведение было непросто читать: в нем нет яркого сюжета, описания очень красивые, но воспринимать их очень непросто. Рассказ “Цифры” о взаимоотношениях взрослых и детей. Мальчик и […].

Стихотворение И. А. Бунина “Последний шмель”. (Восприятие, истолкование, оценка.)Стихотворение И. А. Бунина “Последний шмель”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Теме природы И. Бунин оставался верен всегда, хотя с годами все органичнее в его поэзию стала входить философская и любовная лирика. Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной? Как и многие поэты […].

Сочинение на тему: “Художественный мир Ивана Алексеевича Бунина. “Лишь слову жизнь дана”“Выньте БунинА из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния”, – эти слова принадлежат замечательному русскому писателю Максиму Горькому. Горький, на мой взгляд, очень правильно и точно высказал свое мнение о важности БунинА в русской литературе, ведь Иван Алексеевич поистине великий русский писатель. Сам Иван Алексеевич писал: “Жизнь моя – […].

Тема природы в лирике БунинаРусская лирика богата поэтическими образами природы. Поэты обожествляли родной край, незабываемые русские просторы, красоту обычных пейзажей. И. А. Бунин не был исключением. Полюбив один раз природу родной страны, он постоянно обращается к этой теме в своих стихах, передавая необычные краски, звуки, запахи родной стороны. Тема природы станет для лирика Бунина главной, множество стихотворений будет посвящено […].

Художественный мир Бунина (По стихотворению И. А. Бунина “Забытый фонтан”)“Мир Бунина – это мир зрительных впечатлений”,- писал А. Блок. Чем ярче образы, тем сильнее, понятнее воздействие стихотворения на читателя. Красота, любовь, разлука – все эти вечные темы получили трогательное воплощение в стихотворениях Бунина. Меня тронуло стихотворение “Забытый фонтан”. В этом сюжете проявились характерные особенности его поэтического стиля: четкость и простота сюжета, красочные эпитеты, щемящее […].

Традиции русской поэзии xix века в творчестве И. А. БунинаВ поэзии Бунина прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета. Сам Бунин признавался в том, что его поэзия является результатом его увлечения именно русской поэзией, и в первую очередь поэзией Пушкина: “Подражал ли я ему? Но кто же из нас не подражал? Конечно, подражал и я, – в самой […].

Книга, заставившая меня по-новому взглянуть на мир, на самого себя (По роману И. А. Бунина “Жизнь Арсеньева”)Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен, и нам все-таки страстно хочется быть счастливыми и любить друг друга. И. Бунин. Жизнь Арсеньева. Самым крупным произведением И. А. Бунина, созданным в эмиграции, был роман “Жизнь Арсеньева”. Это автобиографический роман, в котором писатель рассказывает о своем духовном развитии, о счастливых и трагических ощущениях […].

Художественное своеобразие поэзии БунинаВ творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале “Родина” вышло его первое стихотворение “Деревенский нищий”, в котором юный поэт описывал состояние русской деревни: Грустно видеть, как […].

Темы и образы поэзии БунинаТвой труд переживет тебя, поэт, Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то списанный портрет. И. Бунин Говоря о творчестве И. А. Бунина, невольно вспоминаешь истину, что настоящие таланты не стареют… Красота, смерть, любовь, разлука – все эти вечные темы получили трогательное и просветленное воплощение в стихотворениях Бунина. Бунин виртуозно владел искусством […].

Любовная лирика А. С. Пушкина (5)“…Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почтя всегда – любовь и дружба, как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастия и горя всей его жизни”, – считал В. Г. Белинский. Любовная лирика Пушкина лицейского периода написана в традициях классицизма. В ней поэт часто обращается к мифологическим образам: Купидону, Венере, Амуру, и другим. Пушкин […].

Читайте также:
Краткий анализ рассказа И. А. Бунина: сочинение

Анализ стихотворения Бунина “В горах”Произведение, датированное февралем 1916 г., принадлежит к небольшой группе стихотворений, в которых автор размышляет о природе и предназначении поэтического слова. Идейное содержание “В горах”, заключенное в форму сонета, нельзя посчитать прозрачным: оно усложнено и требует читательского соучастия в разгадке подтекста. Зачин содержит парадоксальный афоризм, декларирующий принципиальную невозможность передать словом поэтическое переживание. Ошеломив слушателя чеканной, но […].

Философские мотивы в лирике И. БунинаПри всем обилии написанного И. Бунин остается одним из самых малоизученных поэтов. Социальные аспекты жизни его интересовали меньше, чем проблемы вечные: тайны бытия, человек и космос, любовь и смерть, беспощадно уходящее время, память как преодоление смерти, о стремлении человека “поймать то неуловимое, что знает только один Бог, – тайну ненужности и значительности всего земного”. О […].

Лирика Лермонтова М. Ю. Боюсь не смертиЛирика Лермонтова М. Ю. Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно. Хочу, чтоб труд мой вдохновенный Когда-нибудь увидел свет Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает, полный размышлений о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и верности, о прошлом и будущем. Редеют бледные туманы Над бездной смерти […].

Природа и время у БунинаПрирода у Бунина – это не просто фон, но воплощение красоты и гармонии, олицетворение идеала естественной жиз­ни, столь характерного для русской литературной традиции. И в то же время это чаще всего “поэзия печальная”, что дало по­вод современникам назвать Бунина поэтом “сумеречных на­строений”, а более поздним исследователям находить черты элегии во многих произведениях художника, причем не […].

Философская лирика Бунина сочинение

Произведения Бунина невообразимо спутать со стихами иных авторов. Его стихотворные произведения, созданные на протяжении творческой деятельности, отличались глубокими философскими размышлениями.

В своих произведениях он задавался вопросами бытия, размышляя над постижением смысла жизни. Стихи Бунина настолько многоплановы, что их невозможно спутать ни с чьим творчеством. Поэт смог передать в своих лирических произведениях истинную красоту. Герой его произведений – это светлый, радостный и обладающий гармоничным мировосприятием человек.

Несмотря на то, что творчество Бунина припало на стык двух веков, когда развитие модернистского течения довольно бурно развивалось, поэт сохранил классическую традицию поэзии. Он не стремился к новым формам и экспериментам со словом. Поэзия Бунина – это реалистические лирические стихи, состоящие из богатого русского языка.

Поэт в своих произведениях в стихотворной форме высказывал свою мысль о космической природе души человека. Основные же в творчестве И. А. Бунина темы о связи человека со всем живым на земле, о неразделимости жизни и смерти. Он не мог смериться с тем, что невозможно избежать смерти, ощущал вечность материи и непрерывность бытия. Однако именно в духе христианских традиций поэт трактует вечную жизнь.

Отчетливо заметна граница между памятью человека и воспоминанием. Произведения поэта наполнены не просто воспоминаниями его героев чего-либо, а постоянное припоминание и уточнение чего либо. Проследить тонкую границу можно в стихотворении «И снова вечер, степь и четки..».

В своих лирических произведениях он воспевает красоту природы, утверждая в разумность всего живого на планете. Постепенно пейзажная лирика Бунина обретает наиболее философский подтекст.

Бунин отчетливо чувствует свою причастность к предкам, даже иммигрировав в другое государство, он остался верен всем русским традициям, сохранил православную веру, оставаясь при этом индивидуальной личностью. Поэт не изменил своим принципам, даже находясь на чужбине. Он покинул страну, как он считал отказавшуюся от национального самосознания, о чем упоминал в своих произведениях.

Бунин изучил тысячи книг в поиске ответа на вечную тему бытия, придя к выводу, что ни один человек не приходит в этот мир просто так. Поэт – философ в своих произведениях указывает об ответственности человека за его судьбу.

2 вариант

Столкнувшись с творчеством русского поэта и писателя И.А Бунина невозможно перепутать его с работами других литературных деятелей. Эта своеобразная лирическая тема сразу бросается в глаза и остается в памяти. Также отличительной чертой его произведений является философское наполнение сюжета. Художественный стиль Бунина выражает его мировоззренческие взгляды. Поэт в своих стихах пытался рассуждать о вечных и сложных вопросах человеческого существования и жизненного смысла.

Автор, работая над своими произведениями, старался отобразить в них истинную красоту. Героями его творчества всегда являлись жизнерадостные, с широким кругозором люди. Поэт одновременно по-разному мог отобразить свои переживания в стихах. Чувства разочарования и даже растерянности, сочетаются с верой в лучшее, красотой и величием бытия.

В своем творчество Бунин с помощью стихотворной формы пытался донести читателю то, что человеческая душа своим происхождением вышла из космической природы. Главными темами автора в его произведениях являются взаимодействие человека со всеми живыми существами на Земле, а также, что жизнь и смерть неразделимы между собой. Поэт всю жизнь не мог согласиться с тем, что смерть неизбежна и продолжал верить в вечное бытие. Если проводить сравнение, то смысл его произведений схож с сутью религиозного учения.

Творчество Бунина довольно часто сопровождается воспоминаниями его героев. Автор также много восхищается красотой природы и высказывает мнение, что всё живое на земле обладает разумом. Со временем его стихи всё больше наполняются философским смыслом. Поэт являлся патриотом своей Родины, и даже после того, когда в силу обстоятельств, пришлось жить за границей, он оставался верен русским традициям и православной вере. В этом проявилась его индивидуальность и патриотизм.

Читайте также:
Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»: сочинение

Жизнь и творчество поэта пришлось на стык XIX и XX веков. На этот период пришлось стремительное развитие новых модернистских течений в литературе. Большинство поэтов данного времени пытались найти какой-то новый стиль изложения своего материала. В отличие от них Бунин следовал традиционной русской поэзии, в стиле которой писали многие известные русские поэты. Красота и глубина русского языка позволяла ему без всяких экспериментов донести смысл своих произведений до читателей. Вот таким представил нам своё творчество русский поэт и писатель И.А. Бунин.

Сочинение на тему «Размышления над лирикой Бунина»

Перед вами сочинение на тему «Размышления над лирикой Бунина». Это сочинение, без сомнений, поможет вам подготовится к написанию собственного сочинения-рассуждения по творчеству этого замечательного русского писателя и поэта, лауреата Нобелевской премии по литературе.

Размышления над лирикой Бунина

Творчество И. А. Бунина всегда будет интересовать нас своей поэтической таинственностью. Его мысли, пройдя через года, пережив все капризы моды и вкусов, звучат и волнуют так, будто сказаны сегодня. Вновь и вновь мы перечитываем строки его творений, задумываясь о смысле жизни, размышляя об идеалах добра, верности и красоты.

Несмотря на то, что в произведениях Бунина много и радостных картин, все они как бы пропитаны элегическим настроением. Грусть для лирического героя Бунина является его привычным душевным состоянием. Он как бы смотрит на свою уходящую жизнь, осознавая, как ценны и сладки были ее мгновения, ставшие теперь лишь воспоминаниями:

Как меня когда-то ты любила…

Все как было. Только жизнь прошла…

Осознавая, что все уходит, поэт пытается найти в мире «сочетание прекрасного и вечного«, он стремится слиться со всемирным единством, приобрести покой и счастье в гармонии с природой:

Пройдет моя весна, и этот день зайдет,

Но весело бродить и знать, что все проходит,

Меж тем, как счастье жить вовеки не умрет…

Обманчивая жизнь несет в себе много горечи и невзгод, много неудач, но все недостатки возмещает любовь. Земная, телесная, человеческая — она, может быть единственное средство, чтобы возместить духовную неполноценность жизни. Но любовь порой очень близко сходится со смертью, она даже как бы одухотворена ее близостью в своей краткости и обреченности. Мы часто встречаем строки о любви и смерти в стихотворениях Бунина, эти две огромные силы составляют неизменный мотив его поэзии.

Однако не меньше внимания Бунин уделял и природе. Его можно назвать мастером поэтического пейзажа. Бунин умел передать в своих творениях неуловимые оттенки света на стыках дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, на деревенской улице, и в поле. Искусно может он выделить совсем незаметные детали, подчеркнуть важные, но неуловимые подробности:

Как в забытьи каком стоишь.

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Наиболее жизнелюбивая часть поэзии Бунина – это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живописность природы:

Под застрехи ветер жесткий дует,

Сыплет снегом… Только он один

О тебе, родимый край тоскует

Посреди пустых твоих равнин!

Не чуждо Бунину и философское настроение. Картины природы предстают перед нами увиденными глазами героев, прошедшими через их души и сердца. Малейшее колебание настроения отражается в окружающем пейзаже.

«Митя… глянул на … крышку гроба, обитую золотой парчой, — и вдруг почувствовал: в мире смерть! Она была во всем: в солнечном свете, в весенней траве на дворе, в небе, в саду…»

Обычно весна ассоциируется с возрождением, но мимо бунинского героя только что прошествовала смерть, и даже весна стала какой-то не такой: «все преобразилось как бы от близости конца мира, и жалка, горестна стала прелесть весны, ее вечной юности!»

Несмотря на столь мрачные настроения, поэт много пишет о любви. Главное место в любовной лирике Бунина — гамма возвышенных переживаний, красивое чувство, изображая которое, поэт делает образ любимой расплывчатым, похожим на прозрачное легкое облако:

Темные ресницы, замолчишь:

И любовь застенчиво таишь.

Но всегда, везде и неизменно

Близ тебя Светла душа моя…

Милый друг! О, будь благословенна

Красота и молодость твоя!

При жизни Бунин имел узкий круг читателей. Лишь после смерти к нему пришло признание. Многие современники, такие как Блок и Брюсов, уважали и ценили творчество Бунина, хотя сам поэт начисто отвергал творческую позицию этих людей.

Развивая достижения «серебряного века» русской поэзии, Бунин остается для нас певцом русской природы, вечных, первородных тем, мастером любовной философской лирики.

Тема любви в творчестве Бунина

Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему любви в творчестве И.А.Бунина. Используйте материал статьи для написания школьного сочинения по литературе.

Сочинение 1

Книга «Темные аллеи» написана во время Второй мировой войны уже стареющим писателем-эмигрантом, ведущим полуголодное существование. В письме к Н. А. Тэффи И. А. Бунин заметил, что его рассказы «совершенно дикие по своему несоответствию особенно тем последним дням, что дошли до нас, но, может быть, вполне законные по тому, видно, вечному, что бывает в чуму и во все семь казней египетских». Действительно, в сборнике напряженно и выразительно звучат вечные темы — жизнь, смерть, любовь.

Читайте также:
Анализ книги рассказов Бунина «Темные аллеи»: сочинение

В рассказе «Темные аллеи» воссоздан образ печальной, трагической любви. В нем показан, в сущности, финальный акт жизненной драмы героев. Два человека, когда-то в молодости горячо любившие друг друга, через тридцать лет встречаются на постоялом дворе. Единственное, что остается героям, — понять и простить, потому что исправить уже ничего нельзя.

Любовь в этом рассказе представляется безвозвратно ушедшим, однако бесконечно прекрасным чувством. Оба героя понимают, что любовь, соединившая их в юности, могла бы совсем по-иному повернуть их судьбы, сделать их гораздо счастливее. Ощущение огромной потери приходит к ним практически одновременно. Героиня говорит: «Как не было у меня ничего дороже вас в ту пору, так и потом не было». И ей вторит герой: «Думаю, что и я в тебе потерял самое дорогое, что имел в жизни».

Потеряв любовь, герои становятся глубоко несчастными, жизнь их теперь обыденна и скучна. Так и не смогла никого полюбить Надежда, и слабое утешение — чистота и уют ее жилища, то, что «она все богатеет». Кому нужно ее богатство, если у нее нет детей? Еще более несчастлив Николай Алексеевич. Он любил свою жену «без памяти», а она ему изменила, бросила его, сын вырос негодяем. Если вспомнить, что и он когда-то бросил Надежду, то можно сделать вывод, что за все приходит расплата, любой проступок обращается против того человека, который его совершил. Только вряд ли об этом думает Надежда, глядя на уезжающий с постоялого двора тарантас.

Герои расстаются теперь уже навсегда. Вряд ли им суждена новая встреча. Однако любовь продолжает жить в растревоженной памяти героев. «Все проходит, да не все забывается», — говорит Надежда. Да ведь она никогда и не забывала Николая Алексеевича. Теперь и он будет помнить её и сожалеть о несостоявшемся счастье. Но светлым будет это сожаление, потому что в памяти минувшее воскреснет: «Ах, как ты хороша была! Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза!»

В рассказе «Темные аллеи» И. А. Бунин написал о трагической и незабвенной любви, оставившей глубокий след в сердце героев. В образе любви выражается общее представление писателя о жизни: мир катастрофичен, и любовь лишь мгновение подлинного счастья и самый короткий путь к познанию его неосуществимости.

Сочинение 2

Во все времена тема любви являлась основной, многие писатели воспевали отношения между мужчиной и женщиной. Иван Алексеевич не стал исключением, во многих рассказах пишет о любви. Любовь является самым чистым и светлым чувством в мире. Тема любви является вечной в любую эпоху.

В произведениях Бунина писатель описывает сокровенное и тайное что происходит между двумя людьми. Творчество Ивана Алексеевича можно разделить на периоды. Так сборник «Темные аллеи» написанный во времена мировой войны посвящён полностью любви. В сборнике собрано столько любви и теплых чувств, он просто наполнен любовью.

Бунин считает, что любовь это великое чувство, даже если эта любовь является неразделенной. Писатель считает, что любая любовь имеет право на жизнь. Так же прочитав рассказы Ивана Алексеевича можно увидеть, что любовь в его произведениях идет рядом со смертью. Он как бы проводит черту, что за большим светлым чувством может стоять смерть.

В некоторых своих рассказах Бунин пишет о том, что любовь это не всегда красиво и солнечно, а может и закончится история любви и трагично. Так, например, в рассказе «Солнечный удар» его герои встречаются на пароходе, где между ними вспыхивает замечательное чувство. Влюбленная девушка говорит поручику о том, что чувство, которое их посетило, словно солнечный удар, который затмил им разум. Она говорит что никогда не испытывала ничего подобного и вряд ли когда-нибудь испытает. К сожалению, поручик очень поздно понимает, насколько он влюбился в девушку, ведь он даже не узнал ее имени фамилии и где она живет.

Поручик готов был умереть ради еще одного дня проведенного с девушкой, которую он так сильно полюбил. Его переполняли чувства, но они были большими и светлыми.

В другом рассказе Бунин описывает неразделенную любовь молодого парня к девушке, которая не обращает на него никакого внимания. Девушку ничего не радует и не делает счастливой даже любовь парня. В конце новеллы она уходит в монастырь, где как ей кажется, она приобретет счастье.

Еще в одном рассказе Иван Алексеевич пишет о треугольнике, в котором парень не может выбрать между страстью и любовью. Весь рассказ он метается между девушками и все заканчивается трагично. В произведениях Бунина, где он пишет про любовь, описаны все стороны этого чувства. Ведь любовь это не только радость и счастье, но и страдание и горе. Любовь великое чувство, за которое часто приходится бороться.

Сочинение 3

Тема любви всегда являлась и является неотъемлемой частью любого произведения. Особенно ярко ее раскрывал в своих рассказах И. А. Бунин. Писатель описывал любовь как трагичное и глубокое чувство, он пытался раскрыть перед читателем все тайные уголки этого сильного влечения.

В произведениях Бунина, таких как «Темные аллеи», «Холодная осень», «Солнечный удар» любовь показана с нескольких сторон. С одной это чувство, способное принести великое счастье, с другой, яркое и пылкое чувство наносит душе человека глубокие раны, доставляет дни лишь страдания.

Читайте также:
Иван Бунин. Темные аллеи. Рассказы: сочинение

Для автора любовь была не просто наивным чувством, оно было сильным и настоящим, часто сопровождалось трагедией, а в некоторых моментах и смертью. Тема любви, в разные годные его творческого пути, раскрывалась с разной стороны. В начале своего творчества Бунин описывал любовь между молодыми людьми, как нечто легкое, естественное и открытое. Она красива и нежна, но в то же время может принести разочарование. Например, в рассказе «Заря всю ночь» он описывает сильную влюбленность простой девушки к молодому человеку. Она готова отдать всю свою молодость и душу любимому человеку, полностью раствориться в нем. Но реальность бывает жестокой, и как часто бывает, влюбленность проходит и на многие вещи человек начинает смотреть по-другому. И в этом произведении он явно описывает разрыв отношений, принесших только боль и разочарование.

В определенный период своего времени Бунин эмигрировал из России. Именно в это время любовь для него стала зрелым и глубоким чувством. Он начал писать о ней с грустью и тоской, вспоминая свои прошлые годы жизни. Это явно отображается в романе «Митина любовь» написанном им в 1924 году. Сначала все идет хорошо, чувства крепки и надежны, но впоследствии они же приведет главного героя к гибели. Бунин писал не только о взаимной любви двух молодых людей, но в некоторых его произведениях можно встретить и любовный треугольник: «Кавказ» и «Прекраснейшая солнца». Счастье одних неизбежно приносит душевную боль и разочарование для третьего.

Особую роль любовь сыграла в его великом произведении, написанном в военные годы «Темные аллеи». В нем она отображена как великое счастье, несмотря на то, что в конце завершается трагедией. Любовь двух людей, встретивших друг друга уже в зрелом возрасте, показана в рассказе «Солнечный удар». Именно в этот жизненный период им так необходимо было испытать это истинное чувство. Любовь поручика и зрелой женщины была заранее обречена и не могла соединить их на всю жизнь. Но после расставания она оставила в их сердце сладкую горечь приятных воспоминаний.

Во всех своих рассказах Бунин воспевает любовь, ее разность и противоречия. Если есть любовь, человек становится безгранично сиен, проявляется истинная красота его внутреннего мира, ценности по отношению к любимому человеку. Любовь в понимании Бунина – это истинное, самоотверженное, чистое чувство, даже если после внезапной вспышки и влечения может привести к трагедии и глубокому разочарованию.

Сочинение 4

Можно сказать, что эта тема считалась основной у многих писателей русской литературы. И.А. Бунин, был не исключением, а также посвятил много своих произведений теме любви. В своих произведениях, он описывал любовь, как постоянно трагическое чувство. Приносившие, как душевную боль, так и радостные чувства. Сам поэт посвятил этой теме достаточно произведений, в которых описывал свое понимание любви с разных сторон.

К примеру, проанализировав его хоть один рассказ, например «Холодная осень», где главная героиня влюбляется в мужчину, который в скором времени погибает на войне. После гибели любимого, она выходит замуж за другого. Но, понимает, что жить без любви больше не может и не хочет, что жизнь ее прошла зря. Ведь вспомнить, то не чего, кроме проведенного лучшего времени со своим любимым. Она начинает с нетерпением ожидает смерти, чтоб хоть там быть с любимым. Пусть даже не на этом свете, но она надеться обрести счастье.

В этом рассказе явно автор описывает безумно сильную любовь, но, к сожалению, с трагическим концом.

В таком стиле поэт пишет большинство своих произведений. После прочтения его рассказов, невозможно остаться равнодушным. Они обладают особыми качествами. И, безусловно, никого после прочтения не оставят равнодушным. Можно сказать, что Бунин был одним из русских писателей, который так мог передавать все тонкости происходящих моментов. И читать его творчество не составляло огромного труда. Так как читается легко и до конца. Ведь он писал довольно интересно об особом чувстве любовь.

Подводя итог особому творчеству Ивана Алексеевича Бунина. Можно сказать, что именно этот автор, всегда относился к такому чувству как любовь с особым внутренним взглядом. Он считал, что лучше любить безответно, и разбить себе сердце на осколки, чем вовсе не полюбить никого в жизни. Ведь если не прочувствовать этого глубокого и особого чувства как любовь, можно сказать, что жизнь прошло зря. Ведь именно любовь как считал, поэт может, сотворить необъяснимые действия с человеком и подвергнуть на головокружительные действия. Ведь если любишь готов на все.

Сочинение 5

Тема любви волнует каждого человека на протяжении жизни. Любовь во всей своей многогранности не раз была воспета поэтами, прозаиками, художниками и драматургами. И.А. Бунин – непревзойденный певец любви. В сборнике «Темные аллеи» уместились, пожалуй, все грани этого сильного чувства.

Личная любовная история писателя имела безрадостный финал. Потому и отношения его героев всегда трагичны. Любовь мимолетна, воздушна, недолговечна, а потому особенно ценна. Невозможно найти у классика роман со счастливым и спокойным концом. Кто-то из влюбленных погибает, либо уезжает, перестает любить, либо возникают самые неожиданные обстоятельства, которые мешают героям быть вместе. Рассказы Бунина – это яркие, короткие, эмоциональные и очень емкие фрагменты жизни героев.

Писатель первый среди предшественников и современников обращает внимание на чувственную сторону вопроса. В рассказе «Митина любовь» автор пишет о том, что книжные истории всегда либо о плотской, страстной любви, либо о чистой, исключительно платонической. И.А. Бунин наделяет своих героев живыми чувствами и эмоциями, где гармонично сплетаются оба аспекта.

Читайте также:
Мир природы в творчестве И.А. Бунина: сочинение

История, ставшая заглавием к сборнику и первым рассказом в нем – «Темные аллеи». Здесь мы видим встречу двух зрелых людей, которые были влюблены и счастливы 20 лет тому назад. Она – красавица с цыганскими чертами, «прекрасная и горячая», но крепостная девушка. Он – красивый и статный господский сын. Это любовь была обречена изначально. Барин так и не находит своего счастья в жизни. А женщина так и не прощает возлюбленного, чувство ее так и не отпускает. Но прошлого не воротишь. Да и не видел он ее никогда женой, матерью его детей и хозяйкой дома. Так они и расстаются, оставив неопределенные эмоции у читателя от своей встречи. После рассказа остается легкий шлейф грусти и послевкусие любви.

Рассказ «Руся» привлекает своей простотой, искренностью и чувственностью. Казалось бы, все прекрасно, красиво, романтично и ничто не может омрачить счастье влюбленных юноши и девушки. Оба молоды, оба влюблены. Нежные объятия, поцелуи, романтические катания на лодке ночью, первая чувственная близость, мечты о скором бракосочетании. Но неожиданно появляется мама девушки, которая психически больна. Для нее замужество дочери – потеря и трагедия. Она не желает отпускать ее от себя. И юной героине приходится сделать тяжелый выбор между двумя любимыми людьми. Она выбирает мать.

Не менее пронзителен рассказ «Холодная осень». Только один был счастливый вечер в жизни героини. Это вечер, когда она провожала жениха на войну. Здесь нет любви в общем понимании слова. Есть нежность, трогательная забота, беспокойство, тревожное предчувствие и щемящая тоска.

Короткая история «Кавказ» вмещает в себя большой спектр эмоций. Здесь, как в большинстве рассказов автора, важную роль играет природа. Она создает мощный эмоциональный настрой для читателя. Рассказ построен на антитезе, игре на контрасте. Неожиданный и трагический финал.

Рассказ «Чистый понедельник» о странной и красивой любви. Театры и дорогие рестораны, бархат и меха, молодость и великолепие, пошлые «капустники» и таинство церквей, монастырей, молебнов – все вмещает в себя эта короткая и пронзительная история.

И.А. Бунин навсегда останется классиком любовной литературы. Это не просто рассказы – это поэзия в прозе.

Сочинение: Лиризм прозы и поэзии Бунина

Возможность автора раскрывать свой внутренний мир, эмоциональное состояние в зависимости от тех или других событий или явлений жизни, называют лиризмом. В этом понимании творчество И. О. Бунина на удивление лирическое. Это не удивительно, когда идет речь о поэзии. Лирика и возникла, и существуют по необходимости раскрыть свой внутренний мир. Но в прозе обычно внимание сосредоточивают на событиях, рассуждают над ними, и мысль, а не эмоции, ведет читателя в прозе. Бунин ломает традицию. Его произведения возбуждают в первую очередь чувство. У читателя возникает впечатление, будто он — немой и незримый свидетель событий, конфликтов, которые нуждаются в нем, читателе, эмоциональной оценки.

Как и в лирике, в прозе Бунина тем немного: жизнь и смерть, любовь, природа. И в раскрытии этих тем автор очень откровенный и чувственный. Природа возбуждает у лирического героя произведений Бунина не просто переживание красоты, она дает толчок для развития его внутреннего мира. Например, в рассказе «Антоновские яблоки» автор изображает картину упадка дворянского имения, который для автора символизирует целую эпоху в жизни его родины. Автор понимает, что прогресс неминуемо ведет к упадку дворянской культуры. Но тоска, печаль, которые охватывают его героя, – это не чувство, которое вызывает потеря чего-то конкретного, это философская печаль от текучести времени, от неизбежности старения и умирания всего прекрасного и, вместе с тем, надежды, что жизнь бессмертна. Бунин создает именно чувственные картины. Читатель не только видит цвета осеннего сада, слышит шум падения листьев, но и чувствует запах антоновских яблок. Все это рожает в душе читателя ту же печаль, ту же печаль и те же надежды, что и у лирического героя.

У Бунина была своя философия любви. Это чувство он воспринимал как замечательное мгновение, которое ведет к трагическому финалу. Именно так трактуется любовь в лирическом цикле новелл «Темные аллеи». Само название цикла создает поэтический образ, который раскрывается в течение всего цикла. Любовь — это темные аллеи, где много неожиданного, таинственного, что не поддается толкованию. Она может изменить всю жизнь, может его осенять, иногда только на склоне жизни человек понимает, что была у него в жизни настоящая любовь, но он пренебрег ею. Именно так случилось с героем новеллы. Новелла начинается описанием осенней дороги, которой едет немолодой, уставший жизнью почтенный мужчина. На одной станции он останавливается, чтобы сменить коней. В хозяйке постоялого двора он опознает девушку, которую когда-то любил. Жизнь героя сложилась внешне удачно, но старость он встречает внутренне опустошенным: жена изменила ему, не оправдал надежды и сын. Надежда, хозяйка постоялого двора, на всю жизнь сохранила верность юношеской любви. Новая встреча героев раскрывает их отношение к любви и своей жизни. Героиня верна любви, но никогда не сможет простить измену. Герой только теперь осознал, что за всю жизнь он любил только один раз — ее, Надежду. Но это осознание приходит слишком поздно, когда ничего исправить нельзя.

Читайте также:
Бунинская философия любви (по рассказу «Легкое дыхание»): сочинение

Эта новелла по своему строению напоминает сюжет баллады о двух влюбленных, которым не суждено счастье, которые поздно поняли, что такое настоящая любовь, которые не могут простить друг друга. Читатель чувствует это поэтическое строение, отображенное даже в описаниях природы, которая будто сочувствует героям. В финале новеллы читателя охватывают чувства, которые, определено, переживает и герой: обиду на героя за его несостоятельность достичь любви, печаль, что не сложилось счастье.

Лиризм прозы Бунина заключается и в создании особенной атмосферы, которую создает любовь, молодость. В рассказе «Легкое дыхание» само эта атмосфера становится предметом исследования автора. Героиня Оля Мещерская воспринимается читателями как воплощение юной женственности, жажды жизни, любви, которая делает человека счастливым, дает ощущение той же «легкости дыхания». Бунин показывает, что все это имело совместное с реальной жизнью. После смерти Оли ее классная наставница, которая живет больше мечтами, чем реальностью, ходит на ее могилу, чтобы почувствовать это «легкое дыхание», которого ей так недостает в жизни.

В поэзии и прозе Бунин обнаружил себя тонким лириком, который передает широкую палитру человеческих переживаний, чувств, воспроизводит в образах самые тонкие эмоции своих героев.

Лирика Бунина, её особенности и мотивы. Любовная лирика Бунина

Иван Алексеевич Бунин входит в число признанных классиков русской литературы. Мало того, его имя известно и за рубежом, ведь долгие годы поэт и писатель был вынужден жить в изгнании. Многие знают его исключительно как писателя, между тем начинал он в качестве поэта. Лирика Бунина занимает огромное место в его творчестве.

Иван Алексеевич Бунин: детство

Будущий литератор родился в 1870 году, в семье из старинного дворянского рода. Отцу Бунина принадлежало небольшое поместье на Орловщине – там и прошли детские годы маленького Вани. Впечатления тех лет он позднее отразит в своем творчестве, а тихую жизнь в усадьбе будет вспоминать до конца дней. Иван с ранних лет любил читать и стал сам сочинять небольшие стишки. Кроме того, он рос очень артистичным ребенком, что впоследствии помогло ему стать замечательным чтецом.

Начало творческого пути

Первые робкие стихи маленький Ваня написал еще в семь-восемь лет. Тогда он зачитывался Пушкиным, Жуковским, Майковым, Лермонтовым, Фетом. Им он и пытался подражать в своих «виршах». Первые же серьезные стихотворения, которые даже были опубликованы, Иван Алексеевич сочинил в возрасте семнадцати лет. В свет они вышли в одной из санкт-петербургских газет – всего двенадцать штук в течение года. Там же появились и два дебютных рассказа юного автора – «Нефедка» и «Два странника». Иван Алексеевич вступил на путь литераторства.

Писатель или поэт?

Большему количеству населения Иван Алексеевич известен прежде всего как прозаик. «Темные аллеи», «Митина любовь», «Антоновские яблоки» и другие знаковые рассказы его изучаются в школах и университетах. Что уж говорить об обширной автобиографии «Жизнь Арсеньевых»! Но тем не менее сам Бунин считал себя в первую очередь поэтом. Это неслучайно – ведь именно с любви к стихотворным формам началась его страсть к литературе в принципе.

Влияние коллег

В середине 1890-х Бунин познакомился со Львом Николаевичем Толстым – им он восхищался и ранее. Его идеи, характер и взгляды оказали огромное влияние на жизнь Бунина, что проявилось как в его прозе, так и в лирике. Также большое впечатление на автора произвело знакомство с Антоном Чеховым, Максимом Горьким, актерами МХАТа, а также композитором Сергеем Рахманиновым. Нашло отражение в творчестве Бунина и вхождение в московские литературные круги, и вращение среди таких личностей, как Александр Куприн, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и других.

Первые сборники

Первый стихотворный сборник Ивана Алексеевича вышел в 1891 году. Назывался он незамудренно – «Стихотворения 1887-1891 гг.», содержал первые, пробные, юношеские стихи, которые восприняты были рецензентами в целом благосклонно. Уже тогда отмечали, насколько точно и живописно начинающий поэт передает красоту природы – первые стихи Бунина принадлежали именно к пейзажной лирике. Говорили и о том, что перед читателями предстал будущий «большой писатель».

«Листопад»

Третья книга стихотворений Ивана Алексеевича увидела свет в 1901 году в московском издательстве. Называлась она «Листопад» и содержала стихи, написанные под впечатлением от общения с символистами. Отзывы критиков разнились – кто был сдержан, кто восхищался, кто недоумевал. Но два года спустя все по местам расставила Пушкинская премия – ее Ивану Бунину присудили именно за данный сборник.

Особенности поэзии Бунина

Возможно, лирика Бунина не изучается так усердно, как его рассказы и повести, однако она занимает почетное место в русской литературе, что легко подтвердят все литературоведы. В ней множество особенностей, которых не найдешь больше в творчестве ни одного другого автора.

В первую очередь вспомнить нужно о том, в какое время жил Иван Алексеевич – рубеж двух столетий, время поисков себя, что отразилось и в русской литературе. Сколько возникало различных кружков и движений! Футуристы, акмеисты, символисты… Поэты стремились стать новаторами, экспериментировали, искали новые формы слова. Ивана Алексеевича Бунина, в отличие от большинства его коллег, подобное никогда не прельщало. Он остался консерватором в литературе, продолжая воспевать классические русские традиции, продолжая дело своих предшественников – Тютчева, Фета, Лермонтова, Пушкина и прочих.

Читайте также:
Отражение революции в Окаянных днях И.А. Бунина: сочинение

Еще одна характерная особенность лирики Бунина в том, что даже показывая отрицательные грани жизни, задумываясь об этом, он не дает себе права судить кого-либо. Он лишь предоставляет читателю право решать самому, «что такое хорошо, а что такое плохо». Его поэзия реальна, не зря же принято называть Ивана Алексеевича продолжателем чеховского реализма.

Если говорить об особенностях поэтики стихотворений Бунина, можно выделить следующее: сохранение традиций девятнадцатого века, точное употребление эпитетов (ими изобилует его лирика), простота и естественность слова (оно будто живое в его стихах), присутствие экзистенциальных мотивов даже в стихотворениях на другие темы, непременное использование стилистических фигур и приемов, таких как звукопись, оксюморон, метафоры, олицетворения, уже упомянутые эпитеты и многие другие. Он активно применяет и синонимы, как бусины, нанизывает слова одно на другое, чтобы у читателя сложилась яркая картинка.

Темы лирики Бунина

Условно говоря, стихотворения Ивана Алексеевича Бунина можно разделить на три большие части – пейзажные, философские и любовные. Конечно, он касался и других тем в своем творчестве, но именно эти три преобладают в лирике Ивана Бунина.

Пейзажная лирика

Именно с пейзажных стихотворений начал свой творческий путь Иван Бунин. Стихи пейзажной лирики Бунина обладают невероятной выразительностью, они настолько живописны, что кажется – ты смотришь на картину, а не читаешь текст. Недаром коллеги Бунина отзывались о нем, как о творце природы, говорили, что в изображении пейзажа он схож с Левитаном, что, кроме него, мало кто чувствует и понимает природу, как он. Пожалуй, это правда – по Бунину, природа единственно гармонична, она является неотъемлемой частью жизни человека. Только в ней и есть красота, которая способна исцелить человечество – таков закон стихов пейзажной лирики Бунина.

Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь – его любимое время суток. Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более – именно поэтому много стихотворений посвящено ночи. Как правило, в большей части его стихов встречаются, помимо ночи и леса, образы неба, звезд, бескрайних степей. Сочиняя пейзажную лирику, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство.

Философская лирика

Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской, вернее, плавно перетекла в нее. Началось это на рубеже веков, с начала нового столетия. Тогда поэт сильно увлекался Кораном, читал Библию, что, разумеется, не могло не отразиться в его произведениях.

Философская лирика Бунина говорит о жизни и о смерти. Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном – о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихотворениях можно найти множество обращений к истории разных стран. Он интересовался легендами Востока, античной Греции, божествами, христианством. Одиночество и обреченность, вечность, человеческая судьба – эти темы также нередки в философской лирике Бунина. Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни – и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души.

Любовная лирика

Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены несколько в меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную – пожалуй, это наиболее емкое и точное определение.

Любовь для Ивана Алексеевича – самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже. Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье. Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.

Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской – любовь и смерть, и с пейзажной – любовь и красота природы. Бунин пессимистичен – в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Однако любовь – все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек. При этом сам поэт в личной жизни после нескольких неудачных попыток все же обрел семейное счастье и жену, до конца его дней поддерживавшую его во всем.

Иные мотивы лирики Бунина

Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие: гражданская лирика – стихотворения о тяжелой судьбе простого народа; тема Родины – ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта; тема свободы, истории и человека; тема поэта и поэзии – предназначение поэта в жизни.

Лирика Бунина (отзыв): сочинение

Иван Алексеевич Бунин является одним из крупнейших поэтов двадцатого века. Сегодня это звучит как аксиома. Однако долгое время известность Бунина-прозаика несколько заслоняла для читателей его поэзию. «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол», «Легкое дыхание» – эти произведения воспринимались как нечто более значительное, нежели бунинская поэзия. Но лирика писателя являет нам пример высокой, национальной культуры.

Любовь к родной земле, её природе, её истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям. Поэзия Пушкина, Тютчева, Фета, Никитина оставила в душе писателя глубокий след потому, что она являлась как бы частью окружающего его мира. Именно эта поэзия переводила на язык искусства те впечатления, которые получал юный Бунин. Первый этап творчества поэта отмечен значительным влиянием на него таких имен, как Кольцов и Никитин. Они представляются Бунину не просто крупными поэтами, но и крупными национальными художниками, которые служат примером для подражания.

Читайте также:
«Холодная осень» из цикла «Темные аллеи»: сочинение

Близость к природе, к деревенской жизни, её трудовым интересам, её эстетике не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальна. Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, которая навеяна впечатлениями родной ему Орловщины, среднерусской природы. В стихотворении «Родине» (1891 год) Бунин резко и мужественно говорит о родной стране:

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат.

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

В стихах 1899 года Иван Алексеевич Бунин нередко приходит к острым социальным обобщениям. Недаром одно из его первых стихотворений – «Деревенский нищий» посвящено голодной крестьянской Руси.

Однако если ранние стихи Бунина заставляют читателя вспомнить поэзию Кольцова и Никитина, то стихи начала 1900-х годов выдержаны в традициях Фета, Полонского, Майкова. Влияние этих поэтов оказалось весьма сильным. В творчестве Бунина преобладают мотивы любовных мечтаний, ярких ярмарок, веселых катаний ряженых на святках. В этот период поэт остается во власти старой образной системы. Ему приходится внешне банальными средствами добиваться не банального. Он ищет новые возможности в традиционном стихе Бунин выбирает такие сочетания слов, которые порождают у читателя определенные ассоциации:

Я одинок и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень

Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту удалось, идя путем Фета и Полонского, достигнуть истинной красоты и совершенства в стихе. Лишь говоря с природой на её языке, можно было войти в её бесконечный и таинственный мир:

Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был марте в полночной тишине,
И, как ребенок брошенный, кричала
Ушастая пустушка на гумне.

В противовес беззаботному отношению к природе поэтов народнического толка, Бунин с сугубой дотошностью, точно производит её мир:

Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой.
Каких-то серых птичек стая
Кружилась по ветру с листвой.

Хотелось вместе с вихрем шумным
Кружиться по лесу, кричать –
И каждый медный лист встречать
Восторгом радостно-безумным!

Это описание природы особенно контрастно по отношению к общественной жизни страны. Ведь Россия с 1903 по 1906 год переживала шквал первой русской революции. В это время Бунин не спеша отшлифовывал свои произведения, путешествуя по странам Востока. В его стихах того периода мы не найдем города, городской жизни, отзвуков общественной борьбы. Но в дальнейшем у писателя появляются прозаические произведения, в которых отражается непростая жизнь общества. А в стихотворении «Пустошь» Бунин воссоздает образы отравленных рабьей психологией людей, тех, кто отдал все свои силы темной жизни:

Мир вам, давно забытые! – Кто знает
Их имена простые? Жили – в страхе,
В безвестности – почили. Иногда
В селе ковали цепи, засекали,
На поселенье гнали. Но стихал
Однообразный бабий плач – и снова
Шли дни труда, покорности и страха.

Если на грани века для бунинской поэзии наиболее характерна пейзажная лирика, то в пору 1906–1911 годов Бунин всё более обращается к лирике философской, продолжающей поэзию Тютчева. Личность поэта необычайно расширяется, обретает способность различных перевоплощений:

Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

Философская лирика периода 1917 года всё более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса. Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя. Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры.

За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту. Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты.

Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние всё лучшее, что было создано писателем. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: