Особенности реализма И. А. Бунина: сочинение

Особенности творчества Бунина кратко

Иван Алексеевич Бунин – ярчайшая фигура в литературной среде, выдающийся писатель реалистического направления, талантливый поэт, настоящий художник русского слова.

Человек творческий и тонко чувствующий, Иван Алексеевич умел предвидеть масштабные события, влекущие серьезные изменения в обществе. Ему пришлось стать свидетелем происходивших на тот момент злодеяний, процветающей жестокости и невежества. С ужасом ожидая развала великой страны, он окончательно определился со своим отношением к революции, ставшей причиной кровопролитной братоубийственной войне. Сложившаяся ситуация стала причиной того, что в скором времени Бунин был вынужден покинуть родную страну. Все эти события оказали значительное влияние на творческую деятельность русского писателя, обозначив ее особенности на многие годы вперед.

К числу наиболее известных произведений, посвященных теме революции 1917 года, следует отнести роман «Жизнь Арсеньева». История выглядит невероятно правдивой, реалистичной. Бунин является одним из немногих авторов, который остался верен собственным убеждениям, отказавшись принять новый порядок, продиктованный революцией.

В конце 80-х годов XIX века Бунин начинает активную литературную деятельность. Первые шаги в творческом пути писателя ознаменовались такими рассказами как «На чужой стороне», «Кастрюк», «На хуторе» и т.д. Центральной темой этих произведений явилась проблема бедности русских крестьян. Тяжесть момента разлуки и драматизм внутренних переживаний автор ярко демонстрирует в рассказе «На краю света», в основе сюжета которого лежит переселение крестьян Украины в Уссурийский край.

В 90-е годы авторский стиль Бунина подвергается некоторым изменениям. Основными чертами произведений того времени становится демократизм, прослеживается знание жизни простых людей, народа. В этот период писатель знакомится с другими авторами, представляющими старшее поколение.

Помимо реалистического направления Бунин в своей работе начинает прибегать к новым необычным для него ранее приемам и построению текста. Например, в созданных на тот произведениях автора прослеживаются некоторые черты импрессионизма. Фабула размыта, в рассказах четко вырисовывается музыкальный ритм.

В частности, рассказ «Антоновские яблоки» наполнен, казалось бы, не связанными друг с другом эпизодами, отражающими постепенное угасание дворянского уклада и окрашенными легкой романтической грустью и тоской. Помимо этого в рассказе присутствуют удивительной красоты пейзажи, наполненные нежностью и любовью к родине.

И все же центральной темой произведений Ивана Бунина остаются проблемы социального характера. В рассказе «Мелитон» речь идет о тяжелой судьбе бывшего солдата Мелитона, которому пришлось пройти через суровое солдатское испытание (его прогнали сквозь строй), а затем лишиться семьи. Или, к примеру, такие рассказы как «Новая дорога», «Руда», «Эпитафия», в которых автор нарисовал обличительные картины социального неблагополучия – страшные картины голода.

Безусловно, в творческой коллекции писателя присутствует множество талантливых произведений, посвященных вечным проблемам жизни и смерти. К таким произведениям Ивана Бунина можно отнести рассказы «Туман», «Тишина». В них также ярко показана неувядающая красота русской природы.

Таким образом, творческий путь знаменитого писателя и поэта был разнообразным, многогранным, философским и социально значимым. Он сделал большой вклад в развитие художественной литературы Серебряного века, оставив в общей коллекции великих произведений отечественного «производства» целый кладезь житейской мудрости, красоты и бесконечного таланта.

2 вариант

И. А. Бунин — выдающийся русский писатель-реалист, поэт, великий художник русского слова. Бунин умел анализировать происходящие события и сумел предвидеть их последствия. Он творил в эпоху разрухи, расцвета жестокости и зла. Развал великой Российской империи, гражданская война, приход к власти большевиков — все это вынудило Ивана Алексеевича покинуть страну. Всё перечисленные факторы сыграли огромную роль на творчестве писателя.

Активная творческая деятельно И. А. Бунина начинается в конце восьмидесятых годов девятнадцатого века. Центральной темой тогда для него была жизнь крестьян. Писатель подробно описывал, как живут обычные крестьяне, их тяжёлую судьбу, бедность. Примерами таких произведений являются: “На хуторе” и “На чужой стороне”. Особенно ярко внутренние переживания писателя просматриваются в рассказе “На краю света”, где рассказывается о переселении украинских крестьян в Уссурийск.

Читайте также:
Сочинение по творчеству: сочинение

В девяностые годы происходят некоторые изменения. Теперь произведения Бунина становятся более демократическими, в них прослеживается широкое знание автора о жизни простого народа. В это время Бунин знакомится с писателями “старшего поколения”. Также в этот период в некоторых произведениях Ивана Алексеевича прослеживаются импрессионические черты. Яркий пример — рассказ “Антоновские яблоки”. На первый взгляд кажется, что рассказ представляет собой несколько эпизодов, совершенно не связанных между собой. На самом же деле рассказ полон грусти и тоски, а также украшен прекрасными пейзажами.

Несмотря на такие изменения, ведущей темой все равно является жизнь народа. Автор смело показывает социальное положение, неблагополучие народа, голод и бедность. Это видно в рассказах “Руда” и “Новая дорога”.

Часто в бунинскиз произведениях вечные проблемы жизни скрашивают прекрасные пейзажи. Это прослеживается в рассказе “Тишина”.

Бунин был против революции, он отказывался принять новые порядки и остался верен своим убеждениям. Всё это прослеживается в, пожалуй, самом ярком произведении, посвященному революционным событиям, — романе “Жизнь Арсеньева”.

Таким образом, творческий путь Бунина долгий, насыщенный и тернистый. На его творчество огромное влияние оказали события, происходящие в то время. Бунина можно по праву считать величайшим писателем Серебряного века, ведь он сделал огромный вклад в развитие русской литературы. После себя писатель оставил ряд выдающихся произведений, описывающий жизнь народа и рассказывающих о переломных исторических событиях нашей страны.

Сочинение

Писатель является яркой фигурой в литературном обществе, создающий свои произведения, относящиеся к реалистическому направлению.

Основным своеобразием творческого наследия писателя является его способность к анализу происходящих событий и умение предвидеть их последствия.

Творческая деятельность писателя приходится на период, когда в стране царит разруха и расцветает зло и жестокость, поэтому при написании произведений автор находится под влиянием развала Великой Российской империи, гражданской войны в стране, расцвета большевистской власти.

Отличительной особенностью творчества писателя является также его способность при описании самых обыденных бутовых сюжетов использование в них особенной изюминки посредством применения разнообразных приемов, мягких штрихов и деталей, акцентируя на них внимание читательской аудитории.

Многие произведения писателя характеризуются отсутствием имен центральных персонажей, однако при этом бунинские рассказы не теряют свою внешнюю занимательность, заведомую исключительность героев, загадочности ситуации.

Писатель использует в своих произведениях особенное красочное, звуковое, чувственное, вещественное описание, раскрывает посредством данного приёма тончайшие и разительные подробности сюжетных деталей и оттенков.

Также характерной особенность бунинского творчества является сюжетная линия, развязка которой зачастую наступает еще в самом начале повествования, иногда посредством намека. При этом использование данного приема способствует лучшему пониманию раскрываемых писателем проблем, а недосказанность сюжета позволяет привлечь читательскую аудиторию к совместному творчеству.

Таким образом, авторские приемы являются средством, позволяющим проанализировать проблемы, поднимаемые писателем.

Основной проблемой, которую затрагивает писатель, помимо тематики любви, красоты окружающей природы, является проблематика жизненного смысла, которая присутствует практически во всех бунинских произведениях и имеет тесное переплетение с любовью, являющейся, с точки зрения автора, целью всей человеческой жизни. Кроме того, во многих произведениях писателя затрагивается социально-философская тематика, раскрывая которую слышится призыв автора о напоминании необходимости проявления истинных человеческих чувств и поступков и отказа от стремления к получению высокого дохода, статуса, положения и желания получения лжеценностей.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности творчества Бунина

Популярные сегодня темы

Марина Цветаева это известная поэтесса, творчество которой относится к удивительному этапу развития государственной литературы, его принято называть «Серебряным веком».

Читайте также:
Анализ книги рассказов Бунина «Темные аллеи»: сочинение

Николай Семенович Лесков — известный русский писатель, драматург и публицист 19-го века. Рассматривая его творчество хочется отметить, что произведения Николая Семеновича вышли в свет довольно поздно, лишь когда ему исполнилось 26 лет

Пословица «В радости знай меру, в беде не теряй веру» представляет собой характерный образец народной мудрости

Василий Шукшин умело описывал характер и поведение простого народа. В рассказе Дядя Ермолай автор вспоминает детство, которое прошло в небольшой деревне. Именно там он сам приучился с детства работать на земле, мирно трудиться.

Есть множество писателей, которые описывают множество различных проблем. Некоторые используют символизм, чтобы передать оттенок своего произведения, другие имажинизм

Особенности творчества И.А. Бунина – характеристика, этапы и направления

Характеристика деятельности

Творчество И. А. Бунина — это фундамент, на котором стоит как отечественная, так и мировая литература. Классик в своих произведениях открыл новый взгляд на мир, расширил горизонты. Произведения поэта наполнены яркими образами, свежими идеями, необычной игрой слов, красивыми слогами. На прозу классика большое влияние оказали Гоголь, Толстой, Чехов.

Творил писатель на рубеже ХIХ—ХХ веков, но его творческие задумки не совпадали с литературными течениями того периода. Он не был под влиянием каких-то литературных школ, был свободным.

Исследователи считают направление Бунина в литературе труднопостигаемым, так как тяжело определить, в каком направлении он творил: скрытый модернизм, реалистичный символизм или необыкновенный реализм.

Творческая эволюция

Ранние рассказы бессобытийные и лиричные. «Золотое дно», «Антоновские яблоки», «Новая дорога» — музыкальные утончённые произведения, в которых рассказчик — наблюдатель. В начале 1910-х годов сюжет немного усложнился. Теперь в основе рассказов человек, чувства которого раскрывались на фоне происходящих вокруг событий. Для написания произведения о конкретной ситуации автору достаточно несколько кратких, обыденных ситуаций.

Во время Первой мировой войти тематика творчества классика расширилась — его интересовали другие культуры, страны, цивилизации. Главные герои — молодой немецкий учёный, стремящийся стать известным, американский миллионер, который умирает в гостинице на Капри. Произведения наполнены социальным пафосом.

Социальные мотивы стали исчезать в период эмиграции. Поэт вновь вернулся к раскрытию внутреннего мира человека, но без привязывания к определённой эпохе или временному промежутку.

Тематика произведений

Бунин очень точно описывал в рассказах свои чувства — даже самый искушённый читатель сразу понимал, какие чувства испытывал автор во время написания того или иного творения — так открыто и ярко были переданы переживания. В одном из стихотворений автор писал о болезненном расставании с любимой. После его прочтения стразу хочется завести верную собаку, которая не предаст, и губить себя постоянным пьянством.

Особенно ярко в произведения классика представлены женские образы. Автор настолько подробно описывает каждую женщину, что возникает ощущение, что давно уже с ней знакомы.

Основная особенность творчества Бунина — универсальность. В его творениях что-то для себя может отыскать любой, вне зависимости от интересов или классов, опытный читатель или человек, который только знакомится с литературой.

Поэт очень подробно описывал всё, что его окружало: собственные чувства, погружался в прошлое, вспоминал приятные и негативные моменты, анализировал их и одновременно стремился донести до читателей свою глубокую мысль. Творческий путь не лишён и трагизма, особенно это относится к любовной тематике. Автор видел в отношениях только трагедию и гибель.

Основными темами творчества классика стали:

  1. · Окружающий мир.
  2. · События во время и после революции.
  3. · Трагичная любовь.
Читайте также:
Изображение времени в рассказе Господин из Сан-Франциско: сочинение

Произведений на любовную тематику в творчестве Бунина немного. Они характеризуются сдержанностью, чувственностью, а главные герои далеки от излишней восторженности. За внешней сдержанностью скрывается полнота и многообразие человеческих чувств. В стихах о любви раскрываются темы разлуки, одиночества, неразделённой любви.

Большей популярностью творчество Бунина пользуется за границей, несмотря на то, что его творения изучают в школах начиная с младших классов. В произведениях присутствуют жизненные, чистые, яркие, свежие образы, изысканный слог, актуальные идеи. Иван Алексеевич Бунин посвятил всю свою жизнь служению родному языку, земле и русской культуре.

Реализм Бунина: социальное и вселенское

Вы будете перенаправлены на Автор24

Реализм – это направление в искусстве и литературе, целью которого является правдивое воспроизведение действительности в типичных ее чертах. Реализм следует за эпохой романтизма и предшествует символизму.

Развитие русского реализма

В первую очередь развитие русского реализма в конце 1880-х – 1890-х гг. связано с поздним творчеством Л. Н. Толстого. После духовного перелома, пережитого им в конце 1870-начале 1880-х гг. Толстой осознавал необходимость усиления воспитательного начала творчества, более активного включения литературы в жизнь. В произведениях «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Дьявол» и т.д. он поднимает острейшие вопросы брака, пола, нравственных основ жизни, любви. Поиск новых возможностей реалистического творчества нашло отражение и в жанрово-повествовательной структуре произведений Л. Н. Толстого в поздний период – появился новый для отечественной литературы тип романа – социальная панорама и возникла новая жанровая форма – «конспективная эпопея». В сближении авторской речи и речи героя проявилась новая мера присутствия автора в произведении.

Проза А. П. Чехова 1890-1990-х гг., повествующая о духовных поисках на переломе эпох, открыла новые возможности реализма. Для произведений реализма характерны такие черты, как:

  • Внимание к драматизму обычного, обыденного;
  • Обращение к так называемому «среднему» герою;
  • Частая незавершенность;
  • Уход от занимательной фабулы к малособытийной прозе;
  • Открытость финалов.

Творчество Максима Горького подняло на новую высоту призыв Толстого к более активному вовлечению литературы в жизнь, к усилению воспитательного, проповеднического начала в литературе. Герои Горького воплотили в себе непримиримые конфликты.

Эволюция реализма тесно связана с творчеством И. А. Бунина. В его произведениях («Суходол», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско» и т.д.) философская глубина обобщений и реалистически конкретный образ действительности соединились с пластически-чувственным образным рядом, а эпическая повествовательность – с лиризмом, который раскрывает потрясенной сознание человека другой, новой эпохи.

Реализм Бунина: социальное и вселенское

Готовые работы на аналогичную тему

Главными инструментами мироощущения Бунина являются обоняние, зрение и слух. Именно в изображении мира, в описательстве писатель особенно изобретателен и неистощим. Страсть Бунина к подробностям даже порой казалась избыточной и удивляла Чехова, который рассказ «Сосны» сравнивает со «сгущенным бульоном».

О таланте Бунина подмечать мельчайшие детали говорит и М. Горький, у которого писатель неоднократно гостил в Италии. По словам Ф. А. Степуна Бунин «думает глазами». Степун пишет: «У Бунина же зрение предельно обострено; ему отпущены не только орлиные глаза для дня, но и совиные для ночи. Поистине, он все видит».

Такой интерес к внешнему миру делает И. А. Бунина реалистом по складу таланта. Однако социальных объяснений, а также идеи зависимости человека от окружения, от среды, являвшейся основополагающей среди реалистов 19 века, было недостаточно. В классической традиции писатель сумел найти другую линию – взгляд на человека как чувственное, страстное существо, заброшенное, словно в космос, этот мир и предпринимающего мучительные попытки его постичь.

Бытописание Бунина избирательно и ориентировано на вечные темы.

Читайте также:
«Тёмные аллеи». Размышления над рассказом.: сочинение

Потому Бунин, с одной стороны, постоянно отталкивается от писателей-публицистов, от роли обличителя общественных пороков и социальных язв, навязываемой ему (в начале 1910-х годов Бунин пишет несколько рассказов и повестей, воспринимавшихся как острая критика русской жизни). С другой стороны, он продолжает вечный спор с символистами, внешний мир для которых (то есть «быт») является всего лишь призрачной паутиной, через которую просвечивает бытие.

В своей книге «О Чехове» Бунин приводит доказательства того, что старая реалистическая литература обновлялась и достаточно успешно осваивала темы, считающиеся символистами своими.

Бунин пишет, что есть всего несколько органических, неизменных вещей, с которыми нельзя ничего поделать – это любовь, болезнь и смерть. Все остальное писатель считает пустяками. И чем дальше, тем больше творчество Бунина сосредотачивается на этих органических вещах.

Интересно, что сам Бунин признавать себя реалистом отказывается. В письме Л. Ржевскому он пишет: «Назвать меня реалистом значит не знать меня как художника». Он говорит, что реалист Бунин многое приемлет в символической мировой литературе.

Черты общности творчества Бунина с русским символизмом обозначились еще в начале столетия и сказывались они в следующем:

  • В поиске синтеза поэзии и прозы;
  • В признании непостижимости бытия;
  • В трагедийной концепции человеческой любви и страсти;
  • В значимости «бесконечности» в произведениях Бунина;
  • В присутствии «космического» колорита в произведениях.

В литературоведении утвердилось мнение, что изображение драматизма повседневной жизни является одним из ключевых художественных принципов Бунина. Однако писатель центром своих произведений делает редкие, особые моменты человеческой жизни (например, вспышку любовного чувства, смерть, несчастье, катастрофу), когда в сознании героя «ломается» привычный взгляд, происходит взрыв повседневности, и он для себя открывает новую красоту мира, свое «полное присутствие» в нем. Этим самым он осуществляет свое человеческое предназначение.

В изображении Бунина любовь – это уникальное состояние человека, когда в нем возникает гармония духовного и чувственного, появляется ощущение целостности личности, согласие души и тела, добра и красоты.

Однако, познав полноту любви, человек предъявляет к жизни повышенные ожидания и требования, и потому возникает большая вероятность катастрофы, настигающей героя. Любовь по Бунину – это стихийная сила, которая роднит человека не только с земной, «вещественной» природой, но и с его душой, «плотью» мира.

В изображении Бунина преображающая магия любви равносильна магии, которой обладает смерть.

Особенности реализма И. А Бунина

Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм его, однако, отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. По его мнению, высшим судьей является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало (“Антоновские яблоки”). Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу – так появляется рассказ-портрет (“Лирник Родион”).

Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало, когда в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”). Бунин – фаталист, иррационалист, его произведениям присущи пафос трагичности и скептицизм, что перекликается с концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Космический колорит произведений сближает его творчество с буддистскими идеями.

Любовь у Бунина трагична. Мгновения любви, по Бунину, являются вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть природный эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки темы любви служит рассказ “Сны Чанга” (1916).

Читайте также:
Образ-символ Атлантиды в рассказе: сочинение

Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ “дальних работящих людей” (немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель скептически говорит о возможных путях человеческого счастья: трудиться, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни; бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены; путь вечной жажды, поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже нет счастья. Реальности в рассказе противостоит собачья верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности. Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.

В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются, не желают тревожить своей смертью близких (“Сверчок”, “Худая трава”).

Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так, в рассказе “Антоновские яблоки” восхищение щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб.

Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий (“Антоновские яблоки”). Во многих рассказах 1890-1900 годов появляются образы “новых” людей. Эти рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных перемен,

В начале 1900-х годов лирический стиль ранней прозы Бунина меняется. В рассказе “Деревня” (1911) отражены драматические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ “Суходол” поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира, становясь летописью медленного трагического умирания русского дворянства. И на любви, и на ненависти героев “Суходола” лежит печать тлена, ущербности – все говорит о закономерности конца. Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном, трагическая гибель Петра Петровича предопределены самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта, где все живут лишь воспоминаниями о прошлом. Заключительная картина церковного кладбища, “потерянных” могил символизирует потерю целого сословия. В “Суходоле” Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, что различия сводятся лишь к материальной стороне.

Бунин-прозаик не примыкал ни к каким модным литературным течениям или группировкам, по его выражению, “не выкидывал никаких знамен” и не провозглашал никаких лозунгов. Критика отмечала достоинства языка Бунина, его искусство “поднимать в мир поэзии будничные явления жизни”. “Низких” тем для писателя не существовало. Рецензент журнала “Вестник Европы” писал: “В отношении живописной точности г. Бунин не имеет соперников среди русских поэтов”. Чувство Родины, языка, истории у него было огромно. Одним из источников его творчества была народная речь. Прозу Бунина многие критики сравнивали с произведениями Толстого и Достоевского, отмечая при этом, что в реализм прошлого века он привнес новые черты и новые краски, обогатив его чертами импрессионизма.

Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи»)

Рубрика: Филология, лингвистика

Читайте также:
Философское и социальное в рассказе И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско: сочинение

Дата публикации: 26.04.2021 2021-04-26

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Вельматкина, Д. В. Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи») / Д. В. Вельматкина, С. Н. Степин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80398/ (дата обращения: 19.10.2021).

Психологизм в русской литературе был неотъемлемой частью её жизни. Многие писатели использовали его в своих произведениях.

И. А. Бунин является признанным мастером художественного психологизма.К. И. Чуковский заметил: «. Бунин неожиданно стал живописцем сложнейших человеческих чувств и после неудачных попыток оказался таким изощренным психологом, ведателем глубей и высей души человеческой, какой не могли и предвидеть читатели его прежних вещей» Он виртуозно может передавать душевное состояние своих героев в образе видимого мира через поток сознания и созерцания различных оттенков чувств. Мастер слова их индивидуализирует, прибегая к портретному изображению. Его герои любят, страдают, анализируют себя, свои поступки, переживают несчастную, неразделенную любовь. В своих творениях писатель выдвигает это прекрасное, ни с чем не сравнимое чувство, на первое место. Любовь Бунина, как правило, трагична, может быть мимолетна, но всегда искренняя и настоящая. Это самое яркое и светлое чувство, которое делает героев счастливыми, несмотря на печальный финал. Любовь, по — Бунину, способна внутренне перевернуть человека полностью, направить его в совсем другое направление и изменить течение его жизни. Это великое счастье, за которое приходится расплачиваться болью. Над ней всегда висит вечный рок. Наиболее ярко психологизм показан в сборнике «Темные аллеи». Он включает в себя несколько рассказов. В «Темных аллеях» писатель раскрывает внутренний мир своих героев через внешние симптомы, которые могут быть не всегда однозначно интерпретированы. Он проникает в самые закрытые и неизвестные глубины сердца. Перед нами предстает целая палитра, гамма чувств. Писатель скуп на подробности, на развернутые внутренние монологи, он, в основном, использует приемы косвенного психологизма, проявляет интерес к «внутренней жизни человека». Огромную роль писатель отводит художественным деталям, пейзажу, интерьеру. Они выполняют роль фона, через который наиболее ярко и точно раскрываются герои. Психологизм в «Темных аллеях» показан «изнутри». При описании чувств и эмоций художник слова использует «тайный психологизм». И. А. Бунин проникает в сознание души своих героев, непосредственно показывая, что происходит с ним в тот или иной момент. Мы видим, как персонажи раскрываются через речь, размышления, монологи.

Наиболее ярко показан психологизм в рассказе «Кавказ». Главная героиня обманывает героя, бросает его и уезжает с другим. Он отправляется на поиски своей возлюбленной. Каков финал рассказа! Язык И. А. Бунина неповторим и уникален. Мы видим всего несколько предложений, но понимаем все то, что чувствует герой в данный момент: «Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Мы вместе с главным героем чувствуем предательство, смятение, страх, опустошенность. С помощью мельчайших деталей художник слова вскрывает тайники души.

В рассказе «Темные аллеи» показаны размышления героя Николая Алексеевича. По воле случая главные герои встречаются через тридцать лет. Надежда — хозяйка горницы, а он барин из Петербурга. Они узнают друг друга. Надежда и Николай по-разному ведут себя при встрече. Из диалога героев мы можем понять их внутреннее состояние. Надежда сразу узнала Николая Алексеевича. Она любила его всю жизнь и так и не вышла замуж. Николай Алексеевич считает, что «все проходит, все забывается» — и любовь, и молодость». Надежда же не согласна: молодость проходит у всех, а любовь — нет. Мы понимаем, что в его внутреннем голосе слышны жалость, сочувствие, безысходность. Николай Алексеевич после разлуки с любимой так и не был счастлив. В глубине души он осознавал, что она подарила ему лучшие минуты жизни.

Читайте также:
Анализ рассказа Антоновские яблоки И.А. Бунина: сочинение

Наиболее ярко раскрывается психологизм в рассказе «Чистый понедельник». Казалось бы, герои должны быть счастливы вместе, но увы. Поступок девушки оказывается неожиданным. Она уходит от главного героя. Это становится тяжелым ударом. Не в силах забыть любимую, он два последующих года “долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно…”. Спустя два года он видит ее в обители. Автор не говорит напрямую, что это его возлюбленная. Только с помощью детали «темные глаза» мы догадываемся, что это она. И. А. Бунин в своем рассказе раскрывает тайну души, говоря о том, что это самая неизведанная и неразгаданная загадка. Читатель так и не может понять причину поступка главной героини. Понять ее душу помогает окружающий мир и прошлая жизнь. Мы видим чувства героев через конкретную предметную реальность.

В рассказе «В Париже» И. А. Бунин мастерски описывает психологический портрет героев. Каждая деталь несет в себе смысловую нагрузку. Он говорит, что Николай не является скрытным, но речь его «сжата». Можно сделать вывод, что герой сполна разочаровался в жизни, у него нет ни к кому доверия. В глазах у него нет яркости и веселости — это говорит о полном одиночестве. При описании главной героини Ольги писатель скуп на детали. Понять психологизм мы можем с помощью реплик и первого впечатления, которое она произвела на Николая. Она достаточна вежлива и скромна. Ее характер несет отпечатки скромной и однообразной жизни. Главные герои наконец-то нашли друг друга, но судьба не дала им шанс быть вместе. В рассказе «Холодная осень» мы видим трагическую историю любви. Иногда боль становится совершенно невыносимой. Главная героиня потеряла своего мужа, живя без него тридцать лет. Эти годы шли будто вечность. Она постепенно смиряется с этой болью: Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон». В конце произведения мы видим опустошенность, горечь, утрату. Холодная осень стала для нее самым счастливым, но в то же время трагичным событием жизни.

Наиболее ярко показан психологизм в рассказе «Поздний час». Идя по знакомым местам, герой вспоминает свои счастливые моменты жизни. Перед его глазами проносится картинка событий. В голосе и памяти все смешивается, прошлое переплетается с настоящим. Он словно в тумане. Опять И. А. Бунин на первое место выдвигает любовь. Герой вспоминает свою возлюбленную, первые прикосновения, объятия и грустит. К сожалению, все это никогда больше не повторится. Ему остается только жить этими драгоценными воспоминаниями. В памяти всплывают годы, проведенные в России. Можно сделать вывод, что в этот момент герой был по-настоящему счастлив. Мост, знакомая речка — все было как будто вчера. Мы вместе с героем приходим к мысли, что жизнь опустела и совсем потеряла смысл. Очень напряжен финал рассказа. Здесь мы можем прочувствовать душу главного героя — в ней столько боли, грусти и печали! В финале он оказывается на кладбище, где похоронена его возлюбленная. Все идет к завершению.

Читайте также:
«Холодная осень» из цикла «Темные аллеи»: сочинение

Подводя итог, я хочу сказать, что И. А. Бунин является не только гениальным писателем, но и тонким психологом. Многие писатели XIX века использовали в своих произведениях психологизм. Каждый делал это уникально, своеобразно и неповторимо. Бунин делает это по-своему, используя свои способы и приемы изображения внутреннего состояния. Только он так мастерски мог передавать глубину человеческих чувств.

  1. Бунин И Л. Собр. соч. в 6 т. М., 1988. Т.6. С.334.
  2. Бунин И. А. Собр. соч.: В 9 т. / Под ред. А. С. Мясникова, Б. С. Рюрикова, А. Т. Твардовского. М., 1965–1967.
  3. Взацкая К. Д., Кучина Т. Г. В сборнике: Инновационный потенциал молодёжи — 2017. сборник статей открытого университетского конкурсного отбора инновационных проектов молодых учёных по приоритетным направлениям науки и техники. 2017. С. 227–232.
  4. Полоцкая Э Л. Реализм Чехова и русская литература конца XIX — начала XX вв. (Куприн, Бунин, Андреев)//Развитие реализма в русской литературе. Т. З. М., 1974. С.131.
  5. Щербицкая И. В. Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 6(32) С. 83–87.

Бунин как продолжатель традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма И. А. Бунина

Ивана Алексеевича Бунина (1870—1953) называют «последним классиком». Бунинские размышления над глубинными процессами жизни выливаются в совершенную художественную форму, где своеобразие композиции, образы, детали подчинены напряженной авторской мысли.

В своих рассказах, повестях, стихотворениях Бунин показывает нам весь спектр проблем конца XIX — начала XX века. Темы его произведений настолько разнообразны, что, кажется, они — сама жизнь. Проследим, как менялась тематика и проблематика рассказов Бунина на протяжении его жизни.

Главная тема начала 1900-х годов — тема уходящего патриархального прошлого России. Наиболее яркое выражение проблемы смены строя, крушения всех устоев дворянского общества мы видим в рассказе «Антоновские яблоки». Бунин сожалеет об уходящем прошлом России, идеализируя дворянский уклад жизни. Лучшие воспоминания Бунина о прежней жизни пропитаны запахом антоновских яблок. Он надеется, что вместе с отмирающей дворянской Россией корни нации все-таки сохранятся в ее памяти.

В середине 1910-х годов тематика и проблематика рассказов Бунина начала меняться. Он уходит от темы патриархального прошлого России к критике буржуазной действительности. Ярким примером этого периода является его рассказ «Господин из Сан-Франциско». С мельчайшими подробностями, упоминая каждую деталь, описывает Бунин роскошь, являющую собой истинную жизнь господ нового времени. В центре произведения образ миллионера, у которого нет даже собственного имени, так как его никто не запомнил, — да и нужно ли оно ему? Это собирательный образ американского буржуа. «До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: . карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное

общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю. » — это жизнь, лишенная внутреннего содержания. Общество потребителей вытравило в себе все человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием, ведь «вечер был непоправимо испорчен», хозяин отеля

Читайте также:
Тема природы в поэзии «серебряного века» (на примере творчества И. А. Бунина): сочинение

чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет «все зависящие от него меры» к устранению неприятности. Всё решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти. Таково нравственное падение общества, его негуманность в крайнем ее проявлении.

В этом рассказе очень много аллегорий, ассоциаций и символов. Корабль «Атлантида» выступает как символ цивилизации; сам господин — символ буржуазного благополучия общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Он их не интересует. Они живут в обществе, как в футляре, закрытом навсегда для людей другого круга. Корабль символизирует эту оболочку, море — весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя и ему подобных. А рядом, в этой же оболочке, — люди, управляющие кораблем, работающие в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада.

В этом рассказе много библейских аллегорий. Трюм корабля можно сравнить с преисподней. Автор намекает на то, что господин из Сан-Франциско продал душу за земные блага и теперь расплачивается за это смертью.

Символичен в рассказе образ огромного, как утес, дьявола, который является символом надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству Символично в рассказе и то, что после смерти богача веселье продолжается, абсолютно ничего не изменилось. Корабль плывет в обратном направлении, только уже с телом богача в ящике из-под содовой, а бальная музыка гремит опять «среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса. океаном».

Автору важно было подчеркнуть мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что все накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чем-то ином, не поддающемся денежной оценке или эстетской мудрости. Тема смерти получает в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы («Преображение», «Митина любовь»).

Еще одной из основных тем творчества писателя является тема любви. Этой теме посвящен цикл рассказов «Темные аллеи». Бунин считал эту книгу самой совершенной по художественному мастерству. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», — писал Бунин. Сборник «Темные аллеи» один из последних шедевров великого мастера.

В литературе русского зарубежья Бунин — звезда первой величины. После присуждения в 1933 году Нобелевской премии Бунин во всем мире стал символом русской литературы.

3. Своеобразие реализма и. А. Бунина.

Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувственностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало («Антоновские яблоки»).

4. Стиль произведений и. А. Бунина.

Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романическое начало — в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя («Чаша жизни»). Бунин — фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество Бунина перекликается с концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость его образов голосами Вселенной сближает его творчество с буддистскими идеями. Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции. «Живопись словом» — характерная особенность стиля Бунина

Читайте также:
Анализ рассказа И.А.Бунина Господин из Сан-Франциско.: сочинение

5. Вечные темы в творчестве и. А. Бунина

Любовь. Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви, по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по- настоящему может почувствовать другого че­ловека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. “Темные аллеи”, “Чистый понедельник, «Ида». Стихотворения. ( «Одиночество» и др.)

Смерть. «Господин из Сан-Франциско». В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины многие чувствуют внутреннее духовное про­светление, примиряются с концом, не желают тревожить своей смертью близких («Сверчок», «Худая трава»). «Бернар».

Природа. Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» восхищение щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб. Стихотворения.

Судьба. Счастье. Стихотворении е «Вечер».

6. Тема Родины и природы в русской литературе на примере произведения и. А. Бунина.

Проблема национального характера в рамках национального самоопределения русской литературы. Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий («Антоновские яблоки»). Во многих рассказах 1890—1900 гг. появляются образы «новых» людей, рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных перемен. В рассказе «Деревня» (1911 г.) отражены драматические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском ха­рактере

7. А. И. Куприн. Краткий очерк жизни и творчества.

Куприн Александр Иванович (1870-1938) прозаик, талантливый писатель начала XX века. «Дознание»(1894). С «Дознания» начинается цепочка произведений Куприна, связанных с жизнью русской армии и постепенно подводящих к «Поединку» «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Прапорщик армейский» (1897), «Поход» (1901) и др. Повесть «Молох» стала этапным произведением не только для Куприна, но и для всей русской литературы. В 1898 году печатается повесть «Олеся» — одно из первых произведений, в котором Куприн предстает перед читателями великолепным художником любви. В творчество писателя прочно входит и прежде близкая ему тема прекрасной, дикой и величественной природы. В петербургских журналах Куприн публикует рассказы «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1904) и др.. В 1905 году была опубликована повесть «Поединок», посвященная М. Горькому. Внимание ко всем проявлениям живого, зоркость наблюдений отличают рассказы Куприна о животных: «Изумруд» (1907), «Скворцы» (1906), «Завирайка» (1906), «Ю-ю».

О любви, которая озаряет человеческую жизнь, Куприн пишет в рассказах «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), изображая яркую страсть библейской красавицы Суламифи и нежное, безнадежное и самоотверженное чувство маленького чиновника Желткова.

«Чем талантливее человек, тем труднее ему без России», — пишет он в одном из писем. Однако в 1937 году Куприн возвращается в Москву. Он публикует очерк «Москва родная», у него созревают новые творческие планы. Но здоровье Куприна было подорвано, и в августе 1938 года его не стало.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: