Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»: сочинение

Все школьные сочинения по литературе

Сочинение на тему И. А. Бунин – осуждение бездуховного существования в рассказе «Господин из Сан-Франциско»

«Господин из Сан-Франциско» – это обличительная история о капиталисте-миллионере, в символический смысл которой Иван Бунин вложил свое оценочное суждение о буржуазии.

Писатель не удостаивает героя привилегией носить какое-либо имя, поэтому мы знакомимся с ним, как с типичным «господином», то есть для нас открывается лишь его социальное положение. Этот художественный прием не только отражает совершенно неодобрительное отношение автора к своему персонажу, но также говорит об обобщенности созданного им характера.

На протяжении всей своей ничтожной жизни аристократ гонялся за деньгами, которых никогда не бывает много. Лишь в преклонном возрасте он решился, наконец, истратить какую-то их часть на отдых с женой и дочкой. Но это не тип труженика. Герой Бунина добился успеха ценой бедности и смертей других людей, которым не так повезло в жизни. Он настолько недалек, что кроме стремления к наживе и наслаждениям, других желаний у него не возникает. Даже в круиз господин собирается просто потому, что так принято у других. Он не думает об удовольствии повидать мир, его красоты, а лишь размышляет о том, что можно будет испробовать на судне за деньги.

Пароход в рассказе является срезом общества, расколотого на два сословия – две палубы. Вверху роскошествуют представители буржуазии, а внизу обеспечивают им беззаботное существование нищие. Писатель показывает неблагодарных богачей, беспощадно наживающихся на тяжелом труде людей низшего класса. Эти высокомерные эгоисты не способны ничего оценить по достоинству, для них главное в жизни – удовлетворение своих потребностей, для чего они и используют других людей. Благодаря контрастам бедный – богатый, четко просматривается обличительная авторская оценка социального строя, который основан на угнетении одного сословия другим. Для изображения образов простых трудящихся (Луиджи, Лоренцо) автор прибегает к эпитетам, дающим позитивную характеристику героям и делающим их образы живыми, добрыми и теплыми. А образы богачей получились аморальными, отталкивающими, также благодаря удачно подобранным эпитетам: «человек маленький, весь деревянный. слегка неприятный…». Негативное отношение писателя к буржуазии отражено не только в личностных портретах, но и в характеристике того образа жизни, который ведет аристократия: праздный, паразитарный и бессмысленный. Покой миллионеров нарушается известием о внезапной смерти одного из них. Эта новость взволновала высшее общество, ведь обычно в нем нет места унылым размышлениям. Господин из Сан-Франциско умер в номере гостиницы одного из городов, к которому причалил пароход. Хозяин гостиницы положил труп в ящик из-под воды вместо гроба и тайно от остальных отправил его вновь на пароход. Пока господин был жив, к нему относились с почтением, но стоило ему умереть – он тут же потерял всякое уважение. Иначе не могло и быть, ведь герой жил лишь для себя и был абсолютно бесполезен для общества, поэтому с его смертью в мире ничего не изменилось. Иронично, что герой плывет домой уже на первом этаже – ящик с его телом погрузили в трюм.

Писатель строго осуждает жизнь господ и показывает нам яркий пример того, как смерть стирает все классовые границы, обнажая ничтожность власти и денег. А значит, человек должен стремиться жить достойно, чтобы после смерти вспомнилось не только его имя, но и то хорошее, что он успел совершить за свой срок.

Чем опасно равнодушие? аргументы Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Равнодушие- это безразличие к явлениям и людям, окружающим человека. Равнодушный человек как бы ограждает себя стеной от некоторых происходящих вокруг событий, тем самым нанося вред не только себе, но и тем, кто о таком человеке заботится и переживает. Но в чём же на самом деле заключается опасность подобного отношения? Чтобы найти ответ обратимся к художественной литературе.

В произведении Бунина «Господин из Сан-Франциско» автор повествует о безымянном обывателе, который со своей семьей отправился в отпуск. Герой был богат и «только приступил к настоящей жизни». До этого он «лишь существовал» потому что всю свою жизнь он посвятил работе. Он совершенно не отдавал душу своему занятию, ведь его основной целью было лишь накопление состояния.

Господин относится крайне равнодушно к чему бы то ни было, он- человек, который совершенно не имеет духовных ценностей. Бунин даже не дал ему имени. Жизнь господина бесцельна и пуста, он только пользуется благами, созданными другими людьми. Во время отпуска герой желает посетить как можно больше известных мест и купить много сувениров, однако судьба распорядилась по-своему, и отняла у него жизнь за его бессмысленное существование и равнодушие ко всему вокруг. Когда он умирает, никто о нем даже и не вспоминает, он лишь доставляет неудобства окружающим, в том числе, и своей семье. На данном примере мы видим, что равнодушие разрушило личность в главном герое, сделав из него лишь тело, которое не имеет никаких нравственных ценностей.

Данный вопрос также нашел свое отражение в рассказе Куприна «Гранатовый браслет». Главная тема произведения- безответная любовь, что можно назвать разновидностью равнодушия. Центральный персонаж- Желтков- на протяжении семи-восьми лет проявляет симпатию к Вере Шеиной- замужней женщине, любовь с супругом у которой давно угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Чиновник живет только мыслями о героине, на каждый праздник посылает ей письмо, дарит подарки. Однако Шеина относится крайне безразлично к Желткову и его письмам. В день рождения героини он отсылает возлюбленной очень ценный для него подарок- гранатовый браслет, который передавался из поколения в поколение в его семье, но снова не получает даже благодарности. После того, как муж и брат Веры запретили герою как-либо контактировать с ней, он не находит иного выхода кроме как совершить самоубийство. Тем самым Куприн пытается донести до читателей, что равнодушие может оказать крайне губительное влияние на человека. Судьба Желткова могла сложиться совершенно иначе, если бы Шеина не относилась так холодно к нему.

Читайте также:
Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Первый вариант): сочинение

В заключение хотелось бы сказать, что равнодушие не может привести ни к каким хорошим последствиям. В первом произведении подобное отношение лишило героя всех нравственных и моральных ценностей, во втором- довело до самоубийства. Для недопущения подобных явлений каждому следует относиться со вниманием к окружающим и быть честным с самим собой

Требование №1. Объём итогового сочинения.

Количество слов: 429.

Требование №2. Самостоятельность написания итогового сочинения.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Приведены два примера из литературы.

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

1) «всю свою жизнь он посвятил работе. Он совершенно не отдавал душу своему занятию» – повтор: свой.

2) «у него жизнь за его», «для него подарок- гранатовый браслет, который передавался из поколения в поколение в его семье» – повтор: него, его.

Критерий № 5 «Грамотность»

1) «Чтобы найти ответ обратимся» – запятая после «ответ».

2) «До этого он «лишь существовал» потому что» – запятая перед «потому что».

3) «однако судьба распорядилась по-своему, и отняла» – запятая не требуется.

1) «относиться со вниманием» – с вниманием.

Примечание: мне хотелось бы высказаться по поводу судьбы Желткова. Из сочинения можно подумать, что виновата в его смерти Вера. Но давайте признаем, что Желтков сам всё придумал и решил. Вера никогда не отвечала ему симпатией, не давала ложных надежд. Она была честна и последовательна. И считать её виноватой в смерти незнакомого человека – это довольно странно.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

В этом году на уроке русской литературы я познакомилась с рассказом Ивана Алексеевича Бунина “Господин из Сан-Франциско”, в котором писатель описывает трагическую судьбу господина, имя которого никто не запомнил. Автор в рассказе показывает мир бездушия, пошлости, лжи, мир богатства одних и унижения других. Бунин описывает картины жизни людей такими, какими они являются на самом деле. На примере господина из Сан-Франциско писатель хочет показать, что ничтожны те люди, которые стремятся только к богатству, к наживе капитала, которые хотят, чтобы им все подчинялись, которым наплевать на бедняков, прислуживающих им, и на весь мир. Бунин отрицательно относится к своему главному герою. Это видно с самых первых строк, с того, что у героя нет имени. “Господин из Сан-Франциско — имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил. ” — пишет автор. Этот человек всю свою жизнь посвятил накоплению денег, не переставая работать до самой старости. И только в пятьдесят восемь лет он решил поехать в путешествие ради развлечения. Внешне он выглядит очень значительно, богато, но внутри, в душе у него пустота.

Путешествовать богатый господин едет на пароходе “Атлантида”, где находится “самое отборное общество, — то самое, от которого зависят все блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войны, и благосостояние отелей”. Эти люди беззаботны, они веселятся, танцуют, едят, пьют, курят, красиво одеваются, но их жизнь скучна, схематична, неинтересна. Каждый день похож на предыдущий. Их жизнь похожа на схему, где спланированы и расписаны часы и минуты. Герои Бунина духовно нищие, недалекие. Они и созданы, только чтобы наслаждаться едой, одеваться, праздновать, развлекаться. Их мир искусствен, но он им нравится, и они с удовольствием живут в нем. На пароход была нанята даже специальная пара молодых людей за очень большие деньги, которая играла влюбленных, чтобы веселить и удивлять богатых господ, и которым эта игра давно надоела. “И никто не знал, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку. ”

Единственное настоящее в мире искусственного было зарождавшееся чувство любви к молодому принцу у дочери господина из Сан-Франциско.

Пароход, на котором плывут эти люди, состоит из двух этажей. На верхнем этаже властвуют богачи, которые считают, что имеют право на все, что им все позволено, а на нижнем этаже до изнеможения работают кочегары, грязные, голые по пояс, багровые от пламени. Бунин показывает нам раскол мира на две части, где одним все позволено, а другим — ничего, и символом этого мира является пароход “Атлантида”.

Мир миллионеров ничтожен и эгоистичен. Эти люди всегда ищут себе выгоду, чтобы им одним было хорошо, но они никогда не задумываются о людях, которые их окружают. Они высокомерны и стараются избегать людей низшего ранга, относятся к ним с пренебрежением, хотя оборванцы будут им преданно прислуживать за гроши. Вот как Бунин описывает цинизм господина из Сан-Франциско: “А когда “Атлантида” вошла, наконец, в гавань, привалила к набережной своей многоэтажной громадой, усеянной людьми, и загрохотали сходни, — сколько портье и их помощников в картузах с золотыми галунами, сколько всяких комиссионеров, свистунов-мальчишек и здоровенных оборванцев с пачками цветных открыток в руках кинулось к нему навстречу с предложением услуг! И он ухмылялся этим оборванцам. и спокойно говорил сквозь зубы то по-английски, то по-итальянски: “Прочь! Прочь!””.

Читайте также:
«Холодная осень» из цикла «Темные аллеи»: сочинение

Господин из Сан-Франциско путешествует по разным странам, но в нем нет чувства восхищения красотой, ему неинтересно осматривать достопримечательности, музеи, церкви. Все его чувства сведены к тому, чтобы хорошо поесть и отдохнуть, отвалившись в кресле.

Когда же господин из Сан-Франциско умирает, внезапно почувствовав какой-то недуг, то все общество миллионеров заволновалось, ощутив омерзение к умершему, потому что он нарушил их покой, их постоянное состояние праздника. Такие люди, как они, никогда не задумываются о человеческой жизни, о смерти, о мире, о каких-то глобальных вопросах. Они просто живут, ни о чем не думая, ничего не делая ради человечества. Их жизнь проходит бесцельно, и, когда они умрут, никто не вспомнит, что существовали эти люди. В жизни они не сделали ничего существенного, стоящего, поэтому бесполезны обществу.

Это очень хорошо показано на примере господина из Сан-Франциско. Когда жена покойного попросила перенести ее мужа в номер, то хозяин отеля отказался, так как ему от этого не было никакой выгоды. Мертвого старика положили даже не в гроб, а в ящик из-под содовой английской воды. Бунин противопоставляет: как почтительно относились к богатому господину из Сан-Франциско и как неуважительно относились к умершему старику.

Писатель отрицает такую жизнь, какую вел господин из Сан-Франциско и богатые господа с парохода “Атлантида”. Он показывает в рассказе, как ничтожна власть, деньги перед смертью. Главная идея рассказа заключается в том, что перед смертью все равны, что перед ней не важны какие-то классовые, имущественные грани, разделяющие людей, поэтому прожить жизнь надо так, чтобы после смерти осталась о тебе долгая память.

Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

В этом году на уроке русской литературы я познакомилась с рассказом Ивана Алексеевича Бунина “Господин из Сан-Франциско”, в котором писатель описывает трагическую судьбу господина, имя которого никто не запомнил. Автор в рассказе показывает мир бездушия, пошлости, лжи, мир богатства одних и унижения других. Бунин описывает картины жизни людей такими, какими они являются на самом деле. На примере господина из Сан-Франциско писатель хочет показать, что ничтожны те люди, которые стремятся только к богатству, к наживе капитала, которые хотят, чтобы им все подчинялись, которым наплевать на бедняков, прислуживающих им, и на весь мир. Бунин отрицательно относится к своему главному герою. Это видно с самых первых строк, с того, что у героя нет имени. “Господин из Сан-Франциско — имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил. ” — пишет автор. Этот человек всю свою жизнь посвятил накоплению денег, не переставая работать до самой старости. И только в пятьдесят восемь лет он решил поехать в путешествие ради развлечения. Внешне он выглядит очень значительно, богато, но внутри, в душе у него пустота.

Путешествовать богатый господин едет на пароходе “Атлантида”, где находится “самое отборное общество, — то самое, от которого зависят все блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войны, и благосостояние отелей”. Эти люди беззаботны, они веселятся, танцуют, едят, пьют, курят, красиво одеваются, но их жизнь скучна, схематична, неинтересна. Каждый день похож на предыдущий. Их жизнь похожа на схему, где спланированы и расписаны часы и минуты. Герои Бунина духовно нищие, недалекие. Они и созданы, только чтобы наслаждаться едой, одеваться, праздновать, развлекаться. Их мир искусствен, но он им нравится, и они с удовольствием живут в нем. На пароход была нанята даже специальная пара молодых людей за очень большие деньги, которая играла влюбленных, чтобы веселить и удивлять богатых господ, и которым эта игра давно надоела. “И никто не знал, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку. ”

Единственное настоящее в мире искусственного было зарождавшееся чувство любви к молодому принцу у дочери господина из Сан-Франциско.

Пароход, на котором плывут эти люди, состоит из двух этажей. На верхнем этаже властвуют богачи, которые считают, что имеют право на все, что им все позволено, а на нижнем этаже до изнеможения работают кочегары, грязные, голые по пояс, багровые от пламени. Бунин показывает нам раскол мира на две части, где одним все позволено, а другим — ничего, и символом этого мира является пароход “Атлантида”.

Мир миллионеров ничтожен и эгоистичен. Эти люди всегда ищут себе выгоду, чтобы им одним было хорошо, но они никогда не задумываются о людях, которые их окружают. Они высокомерны и стараются избегать людей низшего ранга, относятся к ним с пренебрежением, хотя оборванцы будут им преданно прислуживать за гроши. Вот как Бунин описывает цинизм господина из Сан-Франциско: “А когда “Атлантида” вошла, наконец, в гавань, привалила к набережной своей многоэтажной громадой, усеянной людьми, и загрохотали сходни, — сколько портье и их помощников в картузах с золотыми галунами, сколько всяких комиссионеров, свистунов-мальчишек и здоровенных оборванцев с пачками цветных открыток в руках кинулось к нему навстречу с предложением услуг! И он ухмылялся этим оборванцам. и спокойно говорил сквозь зубы то по-английски, то по-итальянски: “Прочь! Прочь!””.

Читайте также:
Деньги правят миром: сочинение

Господин из Сан-Франциско путешествует по разным странам, но в нем нет чувства восхищения красотой, ему неинтересно осматривать достопримечательности, музеи, церкви. Все его чувства сведены к тому, чтобы хорошо поесть и отдохнуть, отвалившись в кресле.

Когда же господин из Сан-Франциско умирает, внезапно почувствовав какой-то недуг, то все общество миллионеров заволновалось, ощутив омерзение к умершему, потому что он нарушил их покой, их постоянное состояние праздника. Такие люди, как они, никогда не задумываются о человеческой жизни, о смерти, о мире, о каких-то глобальных вопросах. Они просто живут, ни о чем не думая, ничего не делая ради человечества. Их жизнь проходит бесцельно, и, когда они умрут, никто не вспомнит, что существовали эти люди. В жизни они не сделали ничего существенного, стоящего, поэтому бесполезны обществу.

Это очень хорошо показано на примере господина из Сан-Франциско. Когда жена покойного попросила перенести ее мужа в номер, то хозяин отеля отказался, так как ему от этого не было никакой выгоды. Мертвого старика положили даже не в гроб, а в ящик из-под содовой английской воды. Бунин противопоставляет: как почтительно относились к богатому господину из Сан-Франциско и как неуважительно относились к умершему старику.

Писатель отрицает такую жизнь, какую вел господин из Сан-Франциско и богатые господа с парохода “Атлантида”. Он показывает в рассказе, как ничтожна власть, деньги перед смертью. Главная идея рассказа заключается в том, что перед смертью все равны, что перед ней не важны какие-то классовые, имущественные грани, разделяющие людей, поэтому прожить жизнь надо так, чтобы после смерти осталась о тебе долгая память.

Осуждение бездуховности существования в рассказе И.Бунина “Господин из Сан-Франциско”. Урок-презентация в 11 классе

Твой труд переживет тебя, поэт,

Переживут творца его творения,

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то писаный портрет –

И станешь ты незримый, бестелесный,

Мечтою, мыслью, сказкою чудесной

– Так о поэте говорил И.А.Бунин, но, очевидно, это и о нем самом. Не случайно и сегодня нас не оставляют равнодушными его произведения, заставляют волноваться, будят мысль.

И.А.Бунин – писатель, жизнь которого явилась олицетворением верности лучшим традициям отечественной культуры. Его по праву можно назвать творцом, художником слова. В произведениях писателя каждое слово приобретает глубинный смысл уже с названия.

Что мы чувствуем? ( успокоенность, лиризм, восхищение, наслаждение, грусть)

« Господин из Сан-Франциско»

Почему нет чувства радости, восхищения , успокоения, когда слышим это название? (Очевидно, речь пойдет о жизни, в которой нет места прекрасному, в которой нечем восхищаться)

Жизнь героев рассказа безнравственна, бездуховна. Слайд 2 Запись в тетрадях темы урока

Давайте заглянем в толковый словарь и определим значение таких понятий, как бездуховность и духовность. Слайд 3

Мы с вами постараемся определить, в чем бездуховность существования героев Бунина, что считает духовными бездуховным сам автор? Слайд 4 (ответы учеников)

Итак, обратимся к истории создания рассказа « Господин из Сан-Франциско». Слайд 5

Рассказ появился в 1915 году, имел шумный успех, последовали одно за другим издания и переводы на иностранные языки.

Шла первая мировая война, в которую ввергли народы Европы банковские воротилы, миллионеры, промышленники, которые пожелали в борьбе за рынки, рост своего могущества и богатства перекроить границы государств.

Бунин изобразил тип миллионера, который может распоряжаться судьбами других, наживаться на крови и слезах людей наёмного труда.

Попробуем представить полное представление о господине из Сан – Франциско, почему он и его семья живут именно в этом городе? Слайд 6

Что нам известно о нем и его образе жизни?

Почему герой лишен имени?

Чем примечательна внешность Господина?

Как Господин относится к своей семье?

Как Господин относится к работе?

Сан – Франциско – крупный, богатый город, жить в котором могли позволить себе немногие, лишь избранные, среди них некий миллионер, господин из Сан – Франциско, едет из Америки, с женой и дочерью, чтобы повеселиться в Европе. Он заслужил это право наслаждаться жизнью. Ему 58 лет , он самоуверен, надменен, с золотом в кармане, золото блестит в его вставных пломбах, чемоданы и сундуки несут всегда готовые к услугам руки, гиды ждут у трапа, , в гостиницах отведены ему лучшие номера, метродотель предлагает лучшее меню. До этой поры он не жил, а лишь существовал, « работал не покладая рук» , но китайцы, которых он выписывал целыми тысячами, знают, что это значит. Маршрут его вояжа весьма обширен: Европа, Египет, Индия, Япония.

Обратим внимание на то, как автор рисует портрет своего героя.

«Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов».

Какое у вас возникает чувство и почему? ( неприязни, словно это не человек, а смокинг)

Автор не называет своего героя по имени, т.к. перед нами не человек, не индивидуальность, а некий социальный тип, собирательный образ миллионера, не имеющего ни души, ни имени.

Бунин отмечает, что он рад за свою жену и дочь, до думает и заботится прежде всего о себе. ( Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя)

Докажите, что развлечения его бездуховны (поволочиться за молоденькими неаполитанками, сыграть в рулетку, отстоять ради приличия мессу в Риме) Слайд 7

Читайте также:
Особенности реализма И. А. Бунина: сочинение

«Маршрут был выработан господином из Сан-Франциско обширный. В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и тем, что люди в его годы чувствуют особенно тонко, – любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной; карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые – стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю; начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим, чтобы слушать там “Miserere”*, входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, – разумеется, уже на обратном пути. И все пошло сперва прекрасно» .

Представьте себя на месте слуг, официантов, что вы запомнили о Господине?

(примерные ответы) Брезглив, высокомерен.

Смогли ли вы узнать, какое блюдо любит Господин, чья фотография стоит на столике, что он говорит жене во время обеда.

(примерные ответы) содержание рассказа не дает ответа на данные вопросы.

Как чувствует себя Господин во время путешествия? Почему так мало говорит? ( Жизнь его доведена до автоматизма, ему нет необходимости напрягаться, слуги предупреждают любое его желание, раз и навсегда заведенный порядок жизни невозможно прервать. ) Обратите внимание на описание жизни господина в Неаполе, всего одно предложение –необычайный синтаксис : « Жизнь в Неаполе тотчас же потекла по заведенному порядку: рано утром – завтрак в сумрачной столовой, – облачное, мало обещающее небо и толпа гидов у дверей вестибюля; потом первые улыбки теплого розоватого солнца, вид с высоко висящего балкона на Везувий, до подножия окутанный сияющими утренними парами, на серебристо-жемчужную рябь залива и тонкий очерк Капри на горизонте, на бегущих внизу, по набережной, крохотных осликов в двуколках и на отряды мелких солдатиков, шагающих куда-то с бодрой и вызывающей музыкой; потом – выход к автомобилю и медленное движение по людным узким и сырым коридорам улиц, среди высоких, многооконных домов, осмотр мертвенно-чистых и ровно, приятно, но скучно, точно снегом, освещенных музеев или холодных, пахнущих воском церквей, в которых повсюду одно и то же: величавый вход, закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри – огромная пустота, молчание, тихие огоньки семисвечника, краснеющие в глубине на престоле, убранном кружевами, одинокая старуха среди темных деревянных парт, скользкие гробовые плиты под ногами и чье-нибудь “Снятие со креста”, непременно знаменитое; в час – второй завтрак на горе Сан-Мартино, куда съезжаются к полудню немало людей самого первого сорта и где однажды дочери господина из Сан-Франциско чуть не сделалось дурно: ей показалось, что в зале сидит принц, хотя она уже знала из газет, что он в Риме; в пять – чай в отеле, в нарядном салоне, где так тепло от ковров и пылающих каминов; а там снова приготовления к обеду – снова мощный, властный гул гонга по всем этажам, снова вереницы шуршащих по лестницам шелками и отражающихся в зеркалах декольтированных дам, снова широко и гостеприимно открытый чертог столовой, и красные куртки музыкантов на эстраде, и черная толпа лакеев возле метрдотеля, с необыкновенным мастерством разливающего по тарелкам густой розовый суп. »

Только однажды герой позволил себе напрячься. Когда это произошло? ( во время остановки на Капри, когда вся семья готовилась к роскошному обеду)

« Побрившись, вымывшись, ладно вставив несколько зубов, он, стоя перед зеркалами, смочил и прибрал щетками в серебряной оправе остатки жемчужных волос вокруг смугло-желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело с полнеющей от усиленного питания талией кремовое шелковое трико, а на сухие ноги с плоскими ступнями – черные шелковые носки и бальные туфли, приседая, привел в порядок высоко подтянутые шелковыми помочами черные брюки и белоснежную, с выпятившейся грудью рубашку, вправил в блестящие манжеты запонки и стал мучиться с ловлей под твердым воротничком запонки шейной. Пол еще качался под ним, кончикам пальцев было очень больно, запонка порой крепко кусала дряблую кожицу в углублении под кадыком, но он был настойчив и наконец, с сияющими от напряжения глазами, весь сизый от сдавившего ему горло, не в меру тугого воротничка, таки доделал дело – и в изнеможении присел перед трюмо, весь отражаясь в нем и повторяясь в других зеркалах».

Когда Бунин впервые называет своего героя не Господином? ( в момент агонии, когда он решительно борется со смертью)

«Господин из Сан-Франциско сел в глубокое кожаное кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листом. Он быстро пробежал заглавия некоторых статей, прочел несколько строк о никогда не прекращающейся балканской войне, привычным жестом перевернул газету, – как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа. Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом – и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то.

Читайте также:
Анализ рассказа И.А.Бунина Господин из Сан-Франциско.: сочинение

А он еще бился. Он настойчиво боролся со смертью, ни за что не хотел поддаться ей, так неожиданно и грубо навалившейся на него. Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза, как пьяный. Когда его торопливо внесли и положили на кровать в сорок третий номер, – самый маленький, самый плохой, самый сырой и холодный, в конце нижнего коридора, – прибежала его дочь, с распущенными волосами, с обнаженной грудью, поднятой корсетом, потом большая и уже совсем наряженная к обеду жена, у которой рот был круглый от ужаса. »

Кто же перед нами : Господин или человек? ( он ведет себя как человек, а не заведенный механизм) Слайд 8

Как возвращается наш герой в Сан-Франциско?(он становится вещью, он ничто, его тело везут обратно в Сан – Франциско в трюме в ящике из – под английской содовой воды)

Как меняется отношение общества, слуг к семье этого человека Слайд 9

( хозяин гостиницы не церемонится, не разрешает тело перенести в номер, чтобы не отпугивать клиентов)

« О нет, мадам, – поспешно, корректно, но уже без всякой любезности и не по-английски, а по-французски возразил хозяин, которому совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе приехавшие из Сан-Франциско. – Это совершенно невозможно, мадам, – сказал он и прибавил в пояснение, что он очень ценит эти апартаменты, что если бы он исполнил ее желание, то всему Капри стало бы известно об этом и туристы начали бы избегать их» .

« В тускло освещенном коридоре сидели на подоконнике две горничные, что-то штопали. Вошел Луиджи с кучей платья на руке, в туфлях.

– Pronto? (Готово?) – озабоченно спросил он звонким шепотом, указывая глазами на страшную дверь в конце коридора. И легонько помотал свободной рукой в ту сторону. – Partenza!* – шепотом крикнул он, как бы провожая поезд, то, что обычно кричат в Италии на станциях при отправлении поездов, – и горничные, давясь беззвучным смехом, упали головами на плечи друг другу».

* – Отправление! (ит.).

Изменилась ли жизнь после смерти господина? Выразил ли кто – либо из путешественников сочувствие семье умершего? ( Герои словно живут в футляре, никто и ничто их не волнует, кроме собственного удовольствия , чревоугодия и развлечения.

Пройдемся по палубам корабля, загляните в его трюмы, сравните с верхней палубой.

Какое впечатление у вас складывается? Слайд 10

Пассажиры не отдохнувшие, а усталые, они просыпаются, едят, танцуют, читают газеты , ложатся спать по сигналу, они не принадлежат самим себе, их сковывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения дежурные – нанятая пара играет роль влюбленных.

Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы.

« Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, – точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, – в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, – та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго – и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же..»

Герои Бунина не умеют ценить, они ко всему относятся как к должному. Корабль – это срез несправедливо устроенного общества.

Корабль не зря назван «Антлантидой». Это предвестник гибели. Общество, где все пропитано ложью, безнравственностью, бездуховностью , обречено.

« Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем. Вьюга билась в его снасти и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, тверд, величав и страшен».

Но возмездие неминуемо. Слайд 11

Итак, что же осуждает И. А. Бунин в своем произведении?

Что же пытался прореветь нам океан?

К чему призывает автор? На какие мысли, выводы натолкнул вас рассказ « Господин из Сан – Франциско»?

(примерные ответы)

– человеку следует быть самим собой

– многие люди истинное лицо и душу прячут за маской, так и уходят из жизни никому не запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям.

Источники информации:

Бунин И.А. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1985.

Богданова О.Ю. Встреча с творчеством Бунина в школе // Литература в школе. 1999. № 7.

Шушакова Г.В. «А счастье всюду. » Тропа к Бунину. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.

Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии. 1870–1917. М., 1983.

Читайте также:
Пейзаж и портрет в прозаических произведениях Бунина: сочинение

Сочинение Анализ рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина

Произведение писателя относится к жанру рассказ-притча. В форме рассказе раскрывается сюжетная линия героев, а притча обладает философским содержанием. Две стороны литературного произведения граничат друг с другом, как жизнь и смерть, как богатство и бедность, показанные автором.

Идеей рассказа-притчи является несправедливость буржуазии к нижестоящим общественным классам. Бедняки хотят вырваться из нищеты, в которую их вогнали богачи, классовая несправедливость напоминает феодально-рабовладельческий строй.

Однако перед смертью все равны, что богач, что бедняк, деньги не помогут отсрочить гибель человека. Господин из Сан-Франциско относится к типу богачей, которые наживают своё богатство на несчастье других людей. У него были слуги и рабочие, которые не сказали бы доброго слова о своём хозяине при жизни, а после смерти главного героя, они забудут его, как страшный сон.

Выражение «перед смертью все равны» является главной мыслью произведения Бунина. Главный герой, плывущий на корабле « Атлантида» вместе со своей семьёй, не думал о чувствах, жизненных принципах, человеческих достоинствах. Он мог только сорить деньгами и радоваться тому, что перед ним заискивают более бедные сословия.

После его смерти жизнь не изменилась, никто не горюет и не вспоминает его, теперь Господин из Сан-Франциско не богач, а труп, который плывёт в трюме на родину, как багаж. Писатель не симпатизирует главному герою, он его обезличил, как-будто при жизни он не был личность и не имел душу. Прожив 58 лет, Господин ничего существенного не добился, кроме денег, которые теперь станут прахом, как его тело.

Рассказ заставляет задуматься о смысле жизни, есть ли он у человека, не прожил ли он жизнь впустую? Господин из Сан-Франциско человек материального мира, автор подтверждает, что всё существенное становится несущественным. Деньги являются ценность для богатых людей, но после смерти они ничего не стоят. Жена главного героя жила в достатке, в рассказе она символизирует респектабельность, хотя всё ее превосходство растворяется в воздухе после смерти мужа. Гоняясь за богатством, не стоит забывать о предназначении каждого человека и вечных ценностях.

Вариант 2

Рассказ знаменитого писателя Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан впервые в сборнике под названием «Слово». Здесь писатель рассказывает, а также задумывается о жизни и смерти.

В этом рассказе главные герои встречаются не только с богатством, но еще и нищетой, оскорблениями, а также и тех людей, которые не задумываются о том, что будет дальше, а пропивают каждый день и зря проживают свою жизнь. Кроме этого здесь есть и богатые люди, у которых достаточно денег для того чтобы купить себе все что им нужно для жизни. Вот только в этой жизни не все можно купить.

Порой люди хотят казаться хорошими и показывают всем свои чувства. А ведь на самом деле это купленные люди, которым заплатили для того чтобы они их изобразили. За глаза они ненавидят людей, а вот когда они встречают своего врага, то смотрят в глаза, хвалят и льстят.

Здесь же есть мужчина, который в жизни еще никому ничего не сделал хорошего. Он живет за счет того, что люди низшего уровня платят ему деньги, а он их тратит не только на себя, но и на свои нужды. Судьба распоряжается по-своему жизнью каждого человека. И в результате человек очень сильно заболевает, а спустя некоторое время умирает. Все кто раньше был его друзьями, даже о нем не вспомнили и не пришли на поминки. Его родственники вздыхают с облегчением, когда видят его в гробу. Если раньше ему нужны были и богатство и слава, а вот после смерти все остается на своих местах и ему уже ничего не нужно.

Если раньше его везде принимали с удовольствием, то теперь все поменялось. И его нигде не хотят видеть. И даже гроб никто не хочет ему заказывать. А вместо этого они просто находят обычный ящик и кладут туда умершего. Для того чтобы он никому не мешал его утаскивают в самый темный и дальний трюм, который только имеется на корабле.

Данный рассказ очень сильно отличается от других произведений Бунина. Ведь все остальные рассказы наполнены описанием природы.

А здесь все события закручиваются вокруг нашего главного героя. Прочитав данное произведение, поневоле начинаешь задумываться над тем, как меняется общество и отношение к каждому человеку. Постепенно общество деградирует. Им становится неважно ваше состояние или чувства. Каждый человек подчиняется только деньгам, а другие для него просто вещи, которые можно либо поднять, либо подальше отбросить.

Люди многое мерят деньгами, вот только одно нельзя измерить при помощи денег, это смерть. Она забирает человека и ей совсем неважно богатый он или нет. Он все равно будет лежать в одной земле с бедняком. И откупиться при помощи денег от нее никак не получиться.

Анализ 3

Рассказ великого русского писателя И. А. Бунина, показывает ничтожество человека перед смертью. Как бы богат он не был, какой бы властью не обладал, смерть подстерегает его неминуемо. Бунин осмыслил сущность человеческого бытия и неизбежности смерти.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» был написан писателем в 1915 году. Писал он его под впечатлением повести Т. Манна «Смерть в Венеции». Но были и другие причины. Важно так же время когда был написан рассказ, это 1915 год, в Европе бушует война (Первая мировая), Россия воюет с Германией и Австрией уже второй год, несёт большие потери. По мнению многих писателей, эта война ознаменовала «конец старой Европы». Поэт А. Ахматова сказала что «с 1914 года начался XX век». Ещё одна причина, побудившая писателя написать рассказ, − это гибель «Титаника», корабля который воплощал всю мощь старого мира и затонувшего от столкновения с айсбергом в 1912 году. Бунин использует метафору в рассказе сверкающий пароход, на котором собрались сливки общества называется «Атлантида».

Читайте также:
Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А.Бунина: сочинение

Атлантида это мифический остров, погибший 130 веков назад. Его поглотила морская пучина. Тут как бы прослеживается связь между гибелью древней цивилизации и современностью (1915), войной и истреблением наций. Корабль «Атлантида» плывёт среди бушующего моря, рядом с ним вздыбливаются огромные волны готовые его поглотить, но ему всё не по чём. На этом веселье идёт полным ходом, люди не обращают внимание на бурю, которая бушует снаружи. Бунин очень чётко отобразил настроение российского общества (особенно аристократии и интеллигенции) как праздное, никакого предчувствия опасности. Саму метафору рассказа можно определить как предчувствие чего-то великого и ужасного. И действительно, через 2 года в России грянет революция, падёт 300-летняя империя, миллионы людей будут убиты.

Вот как описывает корабль сам Бунин, − «пароход − знаменитая «Атлантида» − был похож на громадный отель со всеми удобствами, − с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой и жизнь на нем протекала весьма размеренно». Люди на корабле не заботятся о будущем, для них корабль вполне надёжен. Так же и господин из Сан-Франциско (у него нет имени) не беспокоится о будущем. Но, будущее настигает его на острове Капри, он умирает, даже не осознав что произошло. Он сорил деньгами, говорил с пренебрежением к людям ниже его по статусу и вот он мёртв. Для него не нашлось гроба на острове (не смотря на большие деньги). Его прах возвращается в Америку в коробке из-под содовой, едет он уже не в каюте первого класса, а в трюме, спрятанный от великосветского общества, которому наплевать на него, оно так же веселится, на корабле «Атлантида» среди шторма и волн. Со скал Гибралтара, Дьявол следил за уходящей в тьму «Атлантидой».

Сочинение по рассказу Господин из Сан-Франциско

Мир, к великому сожалению, полон людей, для которых богатства превыше всего. Такие жители просто существуют, не живут. Они делают неравноценный обмен. Чувства и искренние эмоции люди меняют на роскошь и денежные средства. А стоит ли это того?

О подобных проблемах, что требуют незамедлительного внимания, толкует Бунин в собственном рассказе под названием «Господин из Сан-Франциско». Главным героем является человек довольно состоявшийся. Всю жизнь он тратит на накопление денежных средств. Мужчина не желает с легкостью прощаться с ценными купюрами, несмотря на то, что у него есть семья. Оттого читателям представляется он, как жадный и скукой человек.

Жадность в своё время поселилась в сердце персонажа. Он всеми силами хотел копить как можно больше, чтобы в старости зажить свободной жизнью. Эта некая материальная болезнь охватила главного героя. Из-за чрезмерного увлечения денежными купюрами мужчина забыл о том, что жизнь идет именно сейчас. Её движение неумолимо продолжается. И вместо того, чтобы жить в удовольствие, радовать семью, проводить с ней ценное время, господин из Сан-Франциско тратит лучший период собственной жизни на ничтожное собирание монет. Здесь и проявляются отрицательные качества персонажа такие, как тщеславие, лицемерие и себялюбие.

Мания к денежным средствам не проходит даром. В результате судьба главного героя обрывается внезапно. Он не дожил до заветной старости. Семья проводила мужчину без особых сожалений. Ибо тот сам выбрал путь, основанный на материальном состоянии, а не на духовном составляющем. Никто слишком не был угнетен произошедшим событием с главой семьи. Все понимали, что после господина остались не важные воспоминания, а лишь купюры. Но в них ли радость?

Никому в конечном итоге не нужны были золотые монеты господина. Окружающие, в отличие от главного героя, ценили эмоции, времяпрепровождение с семьей. Господин же всего лишился из-за пристрастия к деньгам. Он не успел вкусить яркие эмоции, теплые чувства. Все это было чуждо герою. Поэтому можно сказать, что жизнь его была несчастной, даже если он и сам этого не осознавал.

Бунин, создавая сей рассказ, мечтал, чтобы читатели осознали, как важно не быть зависимым от материального составляющего. Главное – это быть внутренне одухотворенным. Стоит быть внимательным к семье, радоваться и по-настоящему любить! Вот в чём секрет счастья!

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Господин из Сан-Франциско

Популярные сегодня темы

Максим Горький (А.М. Пешков) вызывал большой диссонанс в литературной среде своего времени. Кто-то воспринимал его исключительно как певца революции и доверенное лицо власти.

Начало повествования – это достаточно странная картина, по полю разбежалась домашняя утварь, которая больше не хочет жить со своей хозяйкой.

Я люблю дикую природу. Когда у меня начинаются летние каникулы, папа берет отпуск и мы отправляемся в большое путешествие по России. Он работает фотографом. Мы успели побывать в самых разных природных

Семья, описанная Горьким, представляет собой собрание всего негативного, что он увидел в русской дореволюционной жизни.

Несмотря на то, что был уже январь, зима только начиналась в наших краях. Вот, например, только вчера выпал первый снег. Весь вечер я провел около окна, зачарованно наблюдая за тем, как аккуратные снежинки мягко опадают на землю

Читайте также:
Философские вопросы в прозе И.А. Бунина: сочинение

План-конспект урока “Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

План- конспект урока по теме “Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”. Урок предполагает индивидуальную предварительную подготовку обучающихся, знание текста художественного произведения, умение свободно общаться. Сопровождается презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
bondarkova._konspek_uroka._osuzhdenie_bezdukhovnosti_sushchestvovaniya_v_rasskaze_gospodin_iz_s-f.doc 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 33»

План – конспект урока

по литературе на втором курсе

«Осуждение бездуховности существования в рассказе

И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Подготовила Бондарькова Татьяна Викторовна,

преподаватель русского языка и литературы

Конспект урока литературы

Тема урока: Слайд 1

ОСУЖДЕНИЕ БЕЗДУХОВНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ В РАССКАЗЕ И.А.БУНИНА «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»

  • проанализировать текст, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”;
  • развитие речи обучающихся через устное высказывание, творческое задание;
  • формирование умений применять полученные знания на практике.
  • формировать ценностное отношение к духовному миру человека, нравственным ценностям в обществе.
  • Сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”.
  • Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
  • Создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества.

Оборудование: презентация, тексты художественного произведения

И.А Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

1. Оргмомент (Давайте посмотрим друг на друга и пожелаем успешной работы.)

2. Вступительное слово преподавателя (целеположение):

На этом уроке мы завершаем изучение творчества Ивана Алексеевича Бунина и одного из его философских произведений – рассказа «Господин из Сан-Франциско». Прочитав и проанализировав рассказ, мы пришли к заключению: в нём, как и во многих произведениях писателя, остро встаёт вопрос о назначении человека, о его месте в этом мире и смысле существования.

Сегодня мы ответим на заданный вами на предыдущем занятии вопрос. Напомните его.

Обучающиеся: Что хотел сказать нам автор этим произведением? О чём предупредить?

Преподаватель литературы: Вот на эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить; они и заставят нас проанализировать, в чём состоит бездуховность существования героев рассказа «Господин из Сан-Франциско».

3. Новый учебный материал

Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910 – весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. И вновь – полгода на Капри, с декабря 1913г. (или – география путешествий И.А.Бунина временного промежутка с 1910 по 1913 гг. обширна: Франция, Алжир, Египет, Цейлон, Трапезунд, Константинополь, Бухарест и трижды на острове Капри).

Слайд 3 Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях «Суходол», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско»(1916г.). Первоначальное его название, как вы помните, «Смерть на Капри».

Рассказ “Господин из Сан-Франциско” продолжал традицию великого классика Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, которые и выявляют истинную цену личности.

Что происходило в это время в мире? Почему Бунин обратился к теме жизни и смерти рядового жителя Земли?

Слайд 4 (связь с историей)

– Шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Где война ведется не ради развития, а ради наживы – ярко прослеживался кризис духовности буржуазного общества. Отчетливо проявлялась бездуховность – замыкание человека на общепринятых стереотипах, который ориентировался не на духовные ценности, а поступал так, “как надо, как принято в определенных кругах, уровня которых ты достиг”. Чтобы этому уровню соответствовать, ты ведешь себя так, как заведено. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводило к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения. Буржуазное общество “паразитировало”. Вечные общечеловеческие ценности в нем не были приоритетными, они отвергались, т.к. на их смену приходили такие ценности, как положение в обществе, нажитый капитал, власть, которые ценились гораздо выше общечеловеческих ценностей.

Конечно, война никогда не несёт добро, красоту. Она выгодна лишь малой толике людей, которые используют её в целях наживы, упрочнения власти и так далее. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводила к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения.

Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность , а вследствие этого – неотвратимость гибели этого мира.

– Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого “никто не запомнил”.

Наряду с философской линией в данном произведении Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

– Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие “духовная жизнь людей” охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Слайд 7 (связь с обществознанием)

– Перед вами два понятия – духовность и бездуховность. Ваша задача: распределить предложенные характеристики таким образом, чтобы раскрыть сущность каждого из них, возможно, вы дополните данный список своими признаками.

Обуч-ся распределяют понятии на две части. Устные ответы по желанию двух обучающихся. Проверка правильности по слайду №8. Запись в тетрадь характеристик духовности с добавлением своих.

– А теперь в течение трех минут попробуйте сформулировать определение понятий “духовность” и “бездуховность”.

( Ответы более сильных обучающихся)

После попыток обучающихся преподаватель делает вывод:

ДУХОВНОСТЬ-это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

БЕЗДУХОВНОСТЬ – это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное, что бы оставило след в памяти даже близких ему людей.

– Запись в тетрадь определений понятий «духовность» и «бездуховность» (в сжатом виде).

– Понять и осмыслить данные категории нам сегодня предстоит на примере рассказа Ивана Алексеевича Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Бунин в своем рассказе использует многие символы для отображения конкретно взятой ситуации.

– Какие символы он использует, чтобы показать гибель существующего образа жизни буржуазного общества?

Сообщение обучающейся, которая провела исследование ( или обобщение) материала

Предполагаемый ответ обучающейся:

  • Многопалубный корабль – макет устройства общества (верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя).
  • Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, – символ подавления человеческой души.
  • Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха; олицетворение человека буржуазной цивилизации.
  • Символическое название парохода «Атлантида» в расшифровке: легендарный мифический континент, потонувший в Западном океане, столица которого была построена на концентрических кругах земли и воды. Страна, первоначально напоминавшая своего рода рай, существовала до той поры, пока ее жители не стали надменными и безнравственными, боги решили уничтожить остров.
  • Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» – символ фальши и продажности в буржуазном обществе.
  • Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии.
  • Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью.
  • Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил.
  • Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы.
  • Простые итальянцы, люди труда – символы осмысленного человеческого существования.

– Обратимся к содержанию рассказа. Вы сказали, что многопалубный корабль – макет устройства общества. Каким показано общество в рассказе? (Могут быть как собственные выводы, так и подтверждение текстом произведения)

Предполагаемые ответы обучающихся:

1) На верхних этажах корабля, похожего « на громадный отель со всеми удобствами»: с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, с винными погребами – размеренно, праздно протекает жизнь богатых, достигших полного благополучия.

Пассажиры корабля представляют безымянные сливки общества: « Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, … был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюблённая пара, … и наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито. ». Здесь всё предусмотрено для благополучия и комфорта богатых пассажиров. Кругом царит роскошь, уют и спокойствие.

Предполагаемый ответ обучающегося:

Чтение текста художественного произведения

2). Предложение: «…жизнь на нём протекала весьма размеренно: вставали рано, при трубных звуках, резко раздававшихся по коридорам в тот сумрачный час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане; накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны , делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана , или играть в шеффльборд и другие игры для нового возбуждения аппетита, а в одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, ещё более питательного и разнообразного, чем первый; следующие два часа посвящались отдыху; все палубы были заставлены тогда длинными камышовыми креслами, на которых путешественники лежали, укрывшись пледами, глядя на облачное небо и на пенистые бугры, мелькавшие за бортом, или сладко задрёмывая; в пятом часу их, освежённых и повеселевших, поили крепким душистым чаем с печеньями; в семь повещали трубными сигналами о том, что составляло главнейшую цель всего существования, венец его…»

– Какой вывод можно сделать, судя по данному предложению?

Предполагаемый ответ обучающегося: здесь автор ещё раз подчёркивает обезличенность, тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально, и кажется, нужно только для очередного возбуждения аппетита. Они не слышат даже злобного воя сирены, его заглушают «звуки прекрасного струнного оркестра». Весь смысл этой размеренной жизни в том, чтобы пить кофе, завтракать; делать гимнастику, гулять по палубе, играть в шеффельборд только ради возбуждения аппетита ; отдыхать, сладко задремывая, вновь ожидая чая … Такой же распорядок дня и в Неаполе. И главная цель всего существования, венец его – опять обед в празднично залитой огнями зале.

Преподаватель (если обуч-ся не скажут): Замкнутый круг: еда и сон .

В памяти всплывают мудрые строки Шекспира из «Гамлета»:

Что значит человек,

Когда его заветные желанья –

Еда и сон? Животное – и всё.

Наверно, тот, кто создал нас с понятьем

О будущем и прошлом, дивный дар

Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы.”

– Я согласна, это искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой.

Но эти комфортные условия ведь кем-то созданы. В рассказе есть «подводная утроба парохода», она подобна преисподней. Следовательно, есть и ад.

Посмотрите на эту схему и найдите в тексте подтверждение данному утверждению. Работа в парах с текстом рассказа «Господин из Сан-Франциско».

Предполагаемый ответ обучающегося :

« … в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней , её последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, – та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие свои раскалёнными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликёры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале всё сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго – и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила всё об одном, всё о том же…».

Преподаватель: Какой мотив начинает звучать в этих строках?

(В этих строках звучит мотив гибели).

Мелодия смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом. Вначале смерть живописна: в Монте-Карло одним из занятий богатых бездельников является «стрельба в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю». Затем намёк на смерть возникает в словесном портрете наследного принца одного из азиатских государств, милого и приятного в общем человека, усы которого «сквозили, как у мертвого», а кожа на лице была «точно натянута». И сирена на корабле захлёбывается в «смертной тоске», суля недоброе, музеи «мертвенно-чисты», и океан ходит «траурными от серебряной пены горами» и гудит, как «погребальная месса».

Всё это нужно Бунину, чтобы подготовить читателя к кульминационному моменту повествования – смерти героя, о которой тот не задумывается, мысль о которой вообще не проникает в его сознание. Ведь он один из них, один из тех, кто …

– Пожалуйста, закончите начатое мной предложение.

Варианты ответов: 1. Один из тех … кто до пятидесяти восьми лет работал не покладая рук, чтобы стать похожим на богатых людей, которых когда-то взял себе за образец;

2. Один из тех …кто не жил, а лишь существовал, зарабатывая деньги, не жалел ни своих рабочих, ни семью и возлагал надежды на будущее;

3. Один из тех …. кто уже не человек, его жизнь течет автоматически: без потрясений, без сюрпризов, размеренно, он автоматически выполняет весь распорядок дня, никогда ничего не меняет;

4. Один из тех … кто надеялся, что его деньги дают ему положение в обществе и власть над другими людьми и обстоятельствами.

5. Один из тех, … кто всегда был убежден, что удовольствие можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий.

6. Один из тех, … кто за всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, а заставляет закрыть окно.

И, что ужаснее всего, он не один такой – целый корабль Господ.

За всю прожитую жизнь, в которой были и самоуверенная деловитость, и жестокая эксплуатация других людей, и бесконечное накопление богатств, и убеждённость, что все вокруг призваны служить ему, предупреждать его малейшие желания, таскать его вещи, за отсутствие какого-либо живого начала казнит его Бунин и казнит жестоко, беспощадно.

– Какое впечатление на вас произвела смерть господина из Сан-Франциско?

1). Деньги это не главное, и мы видим, что когда заглавный герой умер, то, несмотря на его богатство, его поместили вниз, к бедным.

2). Смерть уравнивает всех, могущество господина оказалось призрачным.

3). Жизнь продолжалась, про него забыли.

4). В этом обществе вас помнят, пока вы живы и богаты.

Человек смертен, причём, неожиданно, как скажет потом Булгаков. Не надо забывать о бренности всего сущего и в то же время надо уметь видеть прекрасное, наслаждаться живой жизнью, а не в богатстве искать счастья.

На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Дело каждого из нас – сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо – хозяин жизни”.

Задание: Устная работа обучающихся. (Варианты ответов)

Попробуйте сейчас сформулировать не менее пяти категорий, которые будут отражать то общество, в котором вы хотели бы жить.

Теперь, я считаю, вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале урока: Что хотел сказать нам автор этим произведением? О чём предупредить?

Завершаю урок словами святителя Иоанна Златоуста, так как они помогают понять смысл бунинского рассказа: «Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осёл; когда ты покорен и бесчувственен, ты камень. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию».

Напишите эссе на тему “Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”. (Л.Н.Толстой.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: