Психологические этюды в творчестве Бунина: сочинение

Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи»)

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 26.04.2021 2021-04-26

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Вельматкина, Д. В. Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи») / Д. В. Вельматкина, С. Н. Степин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80398/ (дата обращения: 19.10.2021).

Психологизм в русской литературе был неотъемлемой частью её жизни. Многие писатели использовали его в своих произведениях.

И. А. Бунин является признанным мастером художественного психологизма.К. И. Чуковский заметил: «. Бунин неожиданно стал живописцем сложнейших человеческих чувств и после неудачных попыток оказался таким изощренным психологом, ведателем глубей и высей души человеческой, какой не могли и предвидеть читатели его прежних вещей» Он виртуозно может передавать душевное состояние своих героев в образе видимого мира через поток сознания и созерцания различных оттенков чувств. Мастер слова их индивидуализирует, прибегая к портретному изображению. Его герои любят, страдают, анализируют себя, свои поступки, переживают несчастную, неразделенную любовь. В своих творениях писатель выдвигает это прекрасное, ни с чем не сравнимое чувство, на первое место. Любовь Бунина, как правило, трагична, может быть мимолетна, но всегда искренняя и настоящая. Это самое яркое и светлое чувство, которое делает героев счастливыми, несмотря на печальный финал. Любовь, по — Бунину, способна внутренне перевернуть человека полностью, направить его в совсем другое направление и изменить течение его жизни. Это великое счастье, за которое приходится расплачиваться болью. Над ней всегда висит вечный рок. Наиболее ярко психологизм показан в сборнике «Темные аллеи». Он включает в себя несколько рассказов. В «Темных аллеях» писатель раскрывает внутренний мир своих героев через внешние симптомы, которые могут быть не всегда однозначно интерпретированы. Он проникает в самые закрытые и неизвестные глубины сердца. Перед нами предстает целая палитра, гамма чувств. Писатель скуп на подробности, на развернутые внутренние монологи, он, в основном, использует приемы косвенного психологизма, проявляет интерес к «внутренней жизни человека». Огромную роль писатель отводит художественным деталям, пейзажу, интерьеру. Они выполняют роль фона, через который наиболее ярко и точно раскрываются герои. Психологизм в «Темных аллеях» показан «изнутри». При описании чувств и эмоций художник слова использует «тайный психологизм». И. А. Бунин проникает в сознание души своих героев, непосредственно показывая, что происходит с ним в тот или иной момент. Мы видим, как персонажи раскрываются через речь, размышления, монологи.

Наиболее ярко показан психологизм в рассказе «Кавказ». Главная героиня обманывает героя, бросает его и уезжает с другим. Он отправляется на поиски своей возлюбленной. Каков финал рассказа! Язык И. А. Бунина неповторим и уникален. Мы видим всего несколько предложений, но понимаем все то, что чувствует герой в данный момент: «Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Мы вместе с главным героем чувствуем предательство, смятение, страх, опустошенность. С помощью мельчайших деталей художник слова вскрывает тайники души.

В рассказе «Темные аллеи» показаны размышления героя Николая Алексеевича. По воле случая главные герои встречаются через тридцать лет. Надежда — хозяйка горницы, а он барин из Петербурга. Они узнают друг друга. Надежда и Николай по-разному ведут себя при встрече. Из диалога героев мы можем понять их внутреннее состояние. Надежда сразу узнала Николая Алексеевича. Она любила его всю жизнь и так и не вышла замуж. Николай Алексеевич считает, что «все проходит, все забывается» — и любовь, и молодость». Надежда же не согласна: молодость проходит у всех, а любовь — нет. Мы понимаем, что в его внутреннем голосе слышны жалость, сочувствие, безысходность. Николай Алексеевич после разлуки с любимой так и не был счастлив. В глубине души он осознавал, что она подарила ему лучшие минуты жизни.

Наиболее ярко раскрывается психологизм в рассказе «Чистый понедельник». Казалось бы, герои должны быть счастливы вместе, но увы. Поступок девушки оказывается неожиданным. Она уходит от главного героя. Это становится тяжелым ударом. Не в силах забыть любимую, он два последующих года “долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно…”. Спустя два года он видит ее в обители. Автор не говорит напрямую, что это его возлюбленная. Только с помощью детали «темные глаза» мы догадываемся, что это она. И. А. Бунин в своем рассказе раскрывает тайну души, говоря о том, что это самая неизведанная и неразгаданная загадка. Читатель так и не может понять причину поступка главной героини. Понять ее душу помогает окружающий мир и прошлая жизнь. Мы видим чувства героев через конкретную предметную реальность.

В рассказе «В Париже» И. А. Бунин мастерски описывает психологический портрет героев. Каждая деталь несет в себе смысловую нагрузку. Он говорит, что Николай не является скрытным, но речь его «сжата». Можно сделать вывод, что герой сполна разочаровался в жизни, у него нет ни к кому доверия. В глазах у него нет яркости и веселости — это говорит о полном одиночестве. При описании главной героини Ольги писатель скуп на детали. Понять психологизм мы можем с помощью реплик и первого впечатления, которое она произвела на Николая. Она достаточна вежлива и скромна. Ее характер несет отпечатки скромной и однообразной жизни. Главные герои наконец-то нашли друг друга, но судьба не дала им шанс быть вместе. В рассказе «Холодная осень» мы видим трагическую историю любви. Иногда боль становится совершенно невыносимой. Главная героиня потеряла своего мужа, живя без него тридцать лет. Эти годы шли будто вечность. Она постепенно смиряется с этой болью: Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон». В конце произведения мы видим опустошенность, горечь, утрату. Холодная осень стала для нее самым счастливым, но в то же время трагичным событием жизни.

Читайте также:
Символическая картина человеческой жизни в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».: сочинение

Наиболее ярко показан психологизм в рассказе «Поздний час». Идя по знакомым местам, герой вспоминает свои счастливые моменты жизни. Перед его глазами проносится картинка событий. В голосе и памяти все смешивается, прошлое переплетается с настоящим. Он словно в тумане. Опять И. А. Бунин на первое место выдвигает любовь. Герой вспоминает свою возлюбленную, первые прикосновения, объятия и грустит. К сожалению, все это никогда больше не повторится. Ему остается только жить этими драгоценными воспоминаниями. В памяти всплывают годы, проведенные в России. Можно сделать вывод, что в этот момент герой был по-настоящему счастлив. Мост, знакомая речка — все было как будто вчера. Мы вместе с героем приходим к мысли, что жизнь опустела и совсем потеряла смысл. Очень напряжен финал рассказа. Здесь мы можем прочувствовать душу главного героя — в ней столько боли, грусти и печали! В финале он оказывается на кладбище, где похоронена его возлюбленная. Все идет к завершению.

Подводя итог, я хочу сказать, что И. А. Бунин является не только гениальным писателем, но и тонким психологом. Многие писатели XIX века использовали в своих произведениях психологизм. Каждый делал это уникально, своеобразно и неповторимо. Бунин делает это по-своему, используя свои способы и приемы изображения внутреннего состояния. Только он так мастерски мог передавать глубину человеческих чувств.

  1. Бунин И Л. Собр. соч. в 6 т. М., 1988. Т.6. С.334.
  2. Бунин И. А. Собр. соч.: В 9 т. / Под ред. А. С. Мясникова, Б. С. Рюрикова, А. Т. Твардовского. М., 1965–1967.
  3. Взацкая К. Д., Кучина Т. Г. В сборнике: Инновационный потенциал молодёжи — 2017. сборник статей открытого университетского конкурсного отбора инновационных проектов молодых учёных по приоритетным направлениям науки и техники. 2017. С. 227–232.
  4. Полоцкая Э Л. Реализм Чехова и русская литература конца XIX — начала XX вв. (Куприн, Бунин, Андреев)//Развитие реализма в русской литературе. Т. З. М., 1974. С.131.
  5. Щербицкая И. В. Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 6(32) С. 83–87.

Философская проблематика произведений Бунина

Большой Бейсуг

Иван Алексеевич Бунин — один из лучших прозаиков русской литературы. Можно по-разному относиться к Бунину как личности, к его политическим взглядам, но было бы по меньшей мере невежественно не знать и не ценить его творчество, его великолепную прозу. Проза Бунина, несмотря на свою кажущуюся простоту завораживает и заставляет вникать в каждое предложение в поисках потаенного смысла.

Тема жизни и смерти, характерная скорее для мистицизма, в рассказах писателя-реалиста имеет особенный оттенок. Свой нетривиальный подход к проблеме жизни и смерти, являющийся одним из основных вопросов человеческой жизни, Бунин отобразил в нескольких рассказал.

Рассказ «Антоновские яблоки», относящийся к раннему творчеству писателя, на первый взгляд, никак не соприкасается: с этой темой. Но стоит лишь внимательно вчитаться в бунинские строки, как перед вами предстаёт целая история расцвета и заката в жизни помещичьих усадеб, описание осени дворянства. Антоновские яблоки — символ благополучия, символ жизни. Не зря же существует пословица: «Ядреная антоновка — к веселому году». Лучшие воспоминания Бунина о прежней богатой дворянской жизни пропитаны запахом антоновский яблок. Писателю грустно, что былые времена проводят и запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Дух помещиков угасает, на смену элите приходят бедные мелкопоместные дворяне. Но грусть писателя светла, Бунин старается находить в жизни все хорошее, что есть в данный момент. «Хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» — восклицает он, признавая, что с уходом богатого дворянства все равно сохранялся стержень бытия, осталась грань, отделяющая жизнь дворянских усадеб от смерти.

В другом произведения Бунина «Господин из Сан-Франциско» писатель выносят суровый приговор буржуазной психология. Этот приговор тем более интересен, что он звучит из уст не революционера, а сторонника монархии, каковым являлся писатель. Господин из Сан-Франциско — человек без истории, без имени, без цели. Цель-то у него, конечно, была — накопление денег, но, достигнув ее, он стал еще более духовно опустошенным. Так как все люди его положения отправляются в круиз, то и он также отправился в это плавание. В рассказе заложена сюжетная симметрия: два пути на пароходе — физически живого человека и трупа Эти пути одинаковы, так как в обоих случаях на «Атлантиде» плывет всего лишь физическая оболочка. Разве можно назвать жизнью то подобие существования, которое было у нашего господина? Если это так — то камень тоже живое существо. Подобно камню, поднятому на некоторую высоту и приобретшему, в результате, некоторую энергию так и господин из Сан-Фракциско, откушав очередной обед, получает ее. Камень теряет энергию, падая с высоты, и ваш герой теряет ее, танцуя на балу или читая газету. Господин из Сан-Франциско тяжело белан, как и все представители буржуазии, той болезнью, которая называется отсутствием жизни или, попросту говоря, смертью.

В рассказе «Легкое дыхание» мы встречаемся с еще одним подходом Бунина к проблеме жизни и смерти. Молодая гимназистка Оля Мещерская своим недолгим существованием в этом мире дает многим урок жизни. В описании этой девушки, ее поступков сначала ощущаешь что-то странное, необычное. Лишь потом понимаешь, что единственное, что заложено в Оле, — это естественность. Естественность и называет Бунин жизнью. В противопоставления Оле ставится ее классная дама. Та своим существованием мимикрирует, подражает жизни, обитая в выдумке. Она каждый день ходит на могилу Мещерской. Оля занимает все мысли классной дамы и наполняет ее жизнь. Ведь если у человека нет собственной жизни, то что-то должно заполнить пустоту.

Творчество Бунина широко освещает тему любви. Мы видим отношение героев рассказов писателя к жизни и смерти сквозь призму их любовных переживаний. В повести «Митина любовь», в рассказе «Темные аллеи» Бунин подводит нас к мысли, что любовь бессмертна. В «Митиной любви» главный герой кончает жизнь самоубийством, убивая, таким образом, в себе любовь. Митя не смог избавиться от грязи, которой засорена его любовь но в то же время и разлюбить он не в состоянии. Оставался единственный выход — мгновенное избавление от всего мира, то есть смерть. В рассказе «Темные аллеи» финал не так трагичен, но также ясно видна мораль «Молодость проходит, а любовь — другое дело», — говорит главная героиня рассказа Надежда. Герой рассказа Николай Алексеевич давно забыл их прошлый роман, но, увидев через несколько лет Надежду, он почувствовал, любовь снова проснулась в нем, те годы показались ему чудесными и волшебными. Но грезы любви разбиваются о каменные стены быта, мещанский склад мыслей не позволяет Николаю Алексеевичу представить Надежду своей женой, матерью своих детей.

Читайте также:
Философское и социальное в рассказе И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско: сочинение

Иногда любовь умирает против воли влюбленных. В рассказе «Ворон» отец убивает зарождающуюся любовь своего сына и горничной Елены, выгоняя своего сына из дому, а впоследствии сам женится на Елене.

Предчувствуя собственную кончину, в 1952 году Бунин написал рассказ «Бернар». Это рассказ о превосходно знавшем свое дело моряке Бернаре, последними словами которого были: «Думаю, что я был хороший моряк». В конце рассказа Бунин пишет, что в свои последние дни он имеет право сказать нечто подобное тому, о чем сказал Бернар. Мы же, глядя с высоты прошедших лет, можем пойти дальше и сказать: «Бунин — не моряк, а адмирал русской литературы. Его проза еще долго будет являться образцом для многих поколений писателей».

Философия жизни и смерти в рассказах И. А. Бунина «Легкое дыхание» и «Господин из Сан-Франциско»

В творчестве И. А. Бунина жизнь раскрывается во всем ее многообразии, в сплетении темных и светлых сторон. Два начала борются в его произведениях: мрак и свет, жизнь и смерть. Предчувствием гибели и потрясений, ощущением трагедий и катастроф в жизни общества и в жизни каждого человека веет от бунинских рассказов.

«Легкое дыхание». Что означают эти слова, вынесенные в заглавие рассказа? Что это? Манера поведения, черта характера, ощущение жизни? Или еще что-то?

Уже с первых строк повествования возникает двойственное ощущение: «грустное пустынное кладбище», «серый апрельский день», «холодный ветер» — и «на кресте… фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». Смерть и жизнь. Они и были символом судьбы Оли Мещерской.

Странная композиция — от факта смерти к детству и отрочеству героини, к ее недавнему прошлому, к ее истокам.

Ольга была юной, наивной, очаровательной, легкой. Она кружила по жизни: на балах, на катке, в гимназии. Она совершала неожиданные поступки: полудетское поведение гимназистки и признание в том, что она женщина; веселая беседа в строгом кабинете классной дамы и запись в дневнике после связи с 56-летним другом отца Милютиным: «Я не понимаю, как это могло случиться. Я сошла с ума…». Еще сегодня Оля вдохновенно беседовала с подругами об очаровании женщины, а уже «через месяц казачий офицер, некрасивый и плебейского вида… застрелил ее на платформе». Смерть Оли была так же неожиданна, легка, как и ее жизнь.

Почему? Почему это произошло? Автор не говорит о причинах, он направляет нас к тайным пружинам Олиной жизни. Да, она обладала тем легким и естественным дыханием, которого не хватало ни подругам-гимназисткам, ни Милютину, ни классной даме. Но чистые и легкие порывы в мире реальном, как ни печально, обречены.

В другом рассказе — «Господин из Сан-Франциско» — уже в эпиграфе отражена трагедия не одного человека, а современного мира: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий». Бунин размышляет о жизни и смерти, о смысле жизни, об истинных ценностях жизни, о ее мгновенности и неизбежности смерти. «Жизнь — это дорога к смерти», — писал И. А. Бунин. Материал с сайта //iEssay.ru

Всю жизнь, пятьдесят восемь лет, господин из Сан-Франциско посвятил личному обогащению и накоплению капитала, и «не жил вовсе, а существовал». И однажды, решив, что заслужил право на отдых и удовольствия, отправился с женой и дочерью в путешествие. Богатый американец мог позволить себе все: и роскошные каюты и комнаты гостиниц, и изысканные блюда, и первоклассное обслуживание. Он чувствовал себя одним из тех «хозяев жизни», от которых зависят «и фасон смокингов, и объявление войн, и благосостояние отелей». Хотя «имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил…» Господина из Сан-Франциско мало интересовала история и культура тех стран, куда он прибывал. Важно было показать себя: «И как по сцене пошел среди них Господин из Сан-Франциско к какой-то средневековой арке». Относясь ко всему надменно, он чувствовал свое превосходство в этом роскошном мире. И мир воздавал ему по деньгам его. Но никогда господин из Сан-Франциско не думал о другом мире — о духовном. Никогда не думал об истинных ценностях жизни. А когда умер, неожиданно, внезапно, стал для всех обузой. И отправили его в обратный путь в ящике из-под содовой, в трюме «Атлантиды», спрятав от того общества, в котором недавно он блистал.

Что же ждет «Атлантиду» в пути, в трюме которой притаилась смерть?

Что же ждет этот мир?

Судьба его трагична, как и судьба парохода, «тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу…», — к такому выводу подводит читателя Бунин.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • иван бунин-легкое дыхание философский смысл
  • жизнь и смерть господина из сан-франциско
  • тема смерти и жизни в рассказе бунина легкое дыхание
  • смерть и жизнь в легком дыхании
  • тема жизни и смерти в произведениях

Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина

Тема жизни и смерти была одной из главенствующих в творчестве И. Бунина. Писатель по-разному раскрывал эту тему, но каждый раз подводил к выводу, что смерть является неотъемлемой частью жизни. Чаще всего смерть выступает либо как наказание («Господин из Сан-Франциско», «Суходол», «Чаша жизни»), либо как избавление («Деревня», «Братья»). Жизнь же только тогда наполнена и одухотворена, когда в ней есть любовь (цикл «Тёмные аллеи», «Солнечный удар»).

Читайте также:
Образ-символ Атлантиды в рассказе: сочинение

Рассмотрим некоторые из перечисленных произведений писателя. В 1914 году Бунин пишет рассказ «Братья», общий смысл и тональность которого раскрываются эпиграфом: «Взгляни на братьев, избивающих друг друга. Я хочу говорить о печали. Сутта Нипата». Рассказ построен на характерных для Бунина отвлечённых представлениях о братстве людей. Но эта аллегория соотносится с конкретной исторической содержательностью.

Бунин рассказывает о прекрасном юноше-рикше и «брате» его – богатом английском путешественнике. Жизнь раба – унижение естественности и красоты. Богатые «братья» лишили юношу надежды на счастье и любовь, без которой жизнь для него теряет смысл. Единственное спасение от жестокости мира он видит только в смерти. Жизнь богатого «брата» без высокой внутренней цели предстаёт у Бунина бессмысленной и призрачной и поэтому также фатально обречённой, как и жизнь цейлонского рикши.

Гибель мира, преступившего законы человеческого «братства», мира, в котором личность утверждает себя за счёт других, мира, в котором растеряно представление о «смысле бытия», «божественном величие вселенной», предрекает буддийская легенда в финале рассказа. Она повествует о том, что ворон бросился, ослеплённый жадностью, на тушу погибшего на побережье слона и, не заметив, как ее отнесло далеко в море, погиб.

Таким образом, в первом случае (юноша-рикша) жизнь ужасна без надежды на счастье, поэтому смерть — избавление, во втором – жадность и бессердечность ведут к смерти-наказанию.

1915 год. В самом разгаре первая мировая война. «Говорят Брианы, Милюковы, — пишет И.Бунин, — а мы ровно ничего не значим. Миллионы народа они готовят на убой, а мы можем только возмущаться, не более. Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство — сущий пустяк». Вот это цивилизованное рабство Бунин и показал в своем рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Сюжет произведения прост. Герой рассказа, богатый американец, имени которого «никто не запомнил», достигнув высокого материального благополучия, решает устроить для своей семьи длительное путешествие. Но все планы разрушает одно непредвиденное обстоятельство – смерть героя.

Гроб в трюме — своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, напоминание о том, что и богатые люди отнюдь не всесильны и не всегда определяют свою судьбу. Со смертью героя теряется его власть над людьми. На просьбу жены господина из Сан-Франциско найти гроб хозяин отеля цинично предлагает ящик из-под содовой воды, в котором тело и доставляется на пароход. Оказывается, накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, — житейской мудрости, доброте, духовности. Работая над рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: «Плакал, когда писал конец». Бунин отнюдь не оплакивает своего героя, а испытывает боль от мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей.

Также в этом рассказе передана и ещё одна интересная мысль – жизнь и смерть постоянно рядом, в уходе нет ничего парадоксального или неправильного.

Но не всегда смерть является безжалостным приговором. В рассказе «Деревня» главный герой, старик, воспринимает смерть как заслуженную награду. В цикле «Тёмные аллеи» трагическая развязка закономерна, так как любовь, по мнению Бунина, настоящая и всепрожигающая, неминуемо убивает влюблённых, избавляя их от разочарования. Именно поэтому Бунин лишает своих персонажей возможности перейти в семейное русло. Брак несёт с собой привычку, а привычка рано или поздно убивает любовь.

В повести «Митина любовь» героя преследует романс Рубенштейна на слова Генриха Гейне:

Я из рода бедных Азров,

Полюбив, мы умираем.

В. Н. Муромцева-Бунина в книге «Жизнь Бунина» пишет о том, что долгие годы Бунин носил в себе впечатление от этого романса, который услышал в юношеском возрасте и в «Митиной любви» как бы вновь пережил его. Таким образом, любовь является главным качеством жизни – кто любит, тот живёт. Но смерть тоже рядом, она выступает главным мерилом чувств, жизни вообще.

Размышляя о смысле бытия, Бунин пишет рассказ «Чаша жизни». У каждого из героев этого рассказа была молодость, любовь, надежды, что-то живое и прекрасное. Но всё это погибло в эгоистических устремлениях. «Зачем мы живём на свете?» — обращает мастер слова вопрос к каждому из них. Чаша жизни не стала для них чашей бытия. Она оказалась наполненной только мелким, житейским, эгоистичным. И Бунин ужасался жизнью всех, кто не задавался вопросом о смысле жизни.

Психологизм и особенности внешней изобразительности прозы И. А. Бунина дооктябрьского периода

Особенности бунинского психологизма в произведениях конца 1890-х – начала 1900-х годов

На рубеже XIX-XX веков весь мир переживал период, который Ницше охарактеризовал как «сумерки богов». Человек засомневался, что где-то там есть Он, абсолютное начало, строгий и справедливый, каравший и миловавший, а главное – наполнявший смыслом эту полную страданий жизнь и диктовавший этические нормы общежития. Отказ от Бога был чреват трагедией, и она вскоре разразилась. В творчестве И. А. Бунина, запечатлевшего драматические события русской общественной и частной жизни начала XX века, преломилась вся трагедия европейского человека этого времени. Данную мысль в полной мере разделяет С. А. Антонов: «Глубина бунинской проблематики значительнее, чем кажется на первый взгляд: социальные и психологические вопросы, волновавшие писателя в произведениях на тему о России, неотделимы и от вопросов религиозно-философского характера…» [2, с. 35].

Интенсивное становление и широкое упрочнение психологизма в русской литературе рубежа веков тоже имеет глубокие культурно – исторические предпосылки. Оно связано, прежде всего, с активизацией самосознания человека новой эпохи. Понять свой внутренний мир человеку, по Бунину, помогает окружающий мир, прошлая жизнь, к которой он интуитивно стремится в своих воспоминаниях.

Психологизм прозы И. А. Бунина 1890-х-1900-х годов – это художественное выражение пристального интереса писателя к текучести сознания, к всевозможным сдвигам во внутренней жизни человека, к глубинным пластам его личности. Произведения писателя конца века во многом способствовали развитию и становлению психоанализа как доминирующей составной творчества И. А. Бунина в целом, и его произведений написанные в двадцатом столетии, в частности. По мысли Г. М. Благасовой, «…именно в произведениях рубежа XIX-XX веков автор наметил пути раскрытия содержания внутреннего мира человека во всем многообразии его индивидуального выражения» [9, с. 115].

Читайте также:
Лирика Бунина (отзыв): сочинение

В немалой степени это стало возможны из-за влияния Л. Н. Толстого на его художественную прозу тех лет. Оно ощущается, прежде всего, и в особенностях психологического анализа, в экономном, строго подчиненном моральной цели способе построения характера героя, и в библейски суровом и торжественном тоне обличения, и в самой литературной технике, средствах изобразительности, усвоенных И. А. Буниным и двинутых им значительно дальше. Открытия Л. Н.Толстого в литературе И. А. Бунин продолжил, распространив их на «малый» жанр – жанр психологического рассказа – «Кастрюк», «Эпитафия», «Перевал» и др. «В эти годы, – говорит сам писатель, – я чувствовал, как с каждым днем крепнет моя рука, как горячо и уверенно требуют исхода накопившиеся во мне силы…» [15, с. 253].

Поэтому и не случайно, что в тематическом плане произведения И. А. Бунина конца века тоже достаточно различны. Они посвящены переживаниям писателя, рожденным воспоминаниями детства или совсем недавними впечатлениями, посещениями русских сел, поездками к южному морю или заграничными путешествиями, встречей с простыми крестьянами, либо утонченным чувством к женщине. Внутренне все его ранние рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле» [15, с. 136].

Смутные позитивные представления И. А. Бунина усиливали критическую струю в авторских обобщениях и одновременно содействовали поиску нетленных ценностей бытия, «порой трудно уловимых, нестойких или даже непохожих на действительность» [12, с. 55]. С этой точки зрения совсем по-другому читаются некоторые рассказы писателя о деревне.

«В творчестве Бунина 1900-х годов, – замечает Л. А. Смирнова, – в достаточной степени определились черты реализма. Писателя остро интересовало мироощущение разных социальных слоев, соотношение их опыта, его истоки и перспективы. » [60, с. 28]. Поэтому, как нам кажется, авторский взгляд был направлен не столько на конкретные человеческие отношения, сколько на внутреннее состояние личности. В большинстве рассказов герои стремятся в той или иной форме осознать какие-то вечные вопросы бытия. Но эти поиски не отстраняют их от реальной действительности, поскольку именно она порождает взгляды и чувства персонажей. Взгляды и чувства, рожденные текущей действительностью, раскрылись в момент устремленности к каким-то вечным вопросам бытия. В глубинах человеческой души обретал художник близкие себе ценности. Поэтому органично вплетались в повествование или становились ведущими раздутья самого писателя, укрепляющие представления о связях между настоящим и прошлым, конкретно-временным и вечным, национальным и общечеловеческим.

В эти годы И. А. Бунин писал главным образом от первого лица; временами это были не рассказы, а очерки, написанные мастерским пером, острые наблюдения всего того, что видел писатель. Вот, например, рассказ «Новая дорога» с поэтическими пейзажами лесной глуши, где сонно течет и теплится «забытая жизнь родины». Эту глушь должна пробудить новая железная дорога; со страхом встречают перемену привыкшие к старому укладу жизни крестьяне. Восхищение «девственно – богатой стороной», сочувствие ее «молодому, замученному народу», ощущение пропасти, отделяющей автора от страны и народа: «Какой стране принадлежу я, одиноко скитающийся? Она бесконечно велика, и мне ли разобраться в ее печалях…» [15, с. 75]. Этими грустными раздумьями проникнут весь рассказ писателя. Он как замечательный мастер психологизма «напряженно исследует русскую действительность конца XIX столетия, изыскивая в ней достойные начинания» [16, с. 69]. В процессе такого психологического поиска и были созданы его лучшие ранние произведения: «Антоновские яблоки», «Сосны», «Птицы небесные», «Поздней ночью» и многие другие.

В письме к В. Пащенко от 14 августа 1891 года И. А. Бунин писал: «Ты ведь знаешь, как я люблю осень. У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже начинаю невольно поэтизировать его» [15, с. 164]. Именно поэтизацию крепостного прошлого России усматривают иногда в рассказе «Антоновские яблоки». А сам И. А. Бунин здесь же заметил: «И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком…» [15, с. 165]. Однако, истины ради, необходимо заметить, что речь здесь идет о богатом мужике, о его схожести со средним дворянином. Разумный трудовой быт, целесообразный устой держаться сообща видит И. А. Бунин в сельском богатом или нищенском существовании. Идеализация здесь несомненная, не столько, однако, социальных порядков, сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, лесными дорогами и оврагами. Поэтому на одной ноте ведется рассказ и о крестьянской работе в садах, при сборе урожая, и о барской охоте. Причем И. А. Бунин «не избегает легкой иронии по отношению к грубовато-жестким дворянам и к крестьянам в их «дикарских костюмах», но чтит любые проявления хозяйственности и «старинной», хотя и манерной, жизни» [17, с. 95]. Рассказ был неоднозначно принят как читателями, так и критикой, немало укоров он вызвал и в писательской среде. И, тем не менее, и его сторонники, и его противники в один голос заявляли о своем восхищении художественным мастерством и психологической глубиной писательской манеры его автора.

Психологический склад русского человека, независимо от его социального положения больше интересовал И. А. Бунина. Он находил общую для помещика и мужика печать внутренних противоречий. Автор писал: «Мне кажется, что быт и душа дворян те же, что и у мужика; все различие обуславливается лишь материальным превосходством дворянского сословия…» [15, с. 139].

Рассказ «Антоновские яблоки», затмил очень многое, если не все, из того, что было сделано писателем за предыдущие годы. В нем сконцентрировано так много истинно бунинского, что он может служить своеобразной визитной карточкой художника-классика начала XX века. Давно известным в русской литературе темам он придает совершенно новое звучание.

Долгое время И. А. Бунина рассматривали в ряду социальных писателей, которые вместе с ним входили в литературное объединение «Среда», издавали сборники «Знание», однако его видение жизненных конфликтов решительно отличается от видения мастеров слова этого круга – М. Горького, А. Куприна, А. Серафимовича и других. Как правило, названные писатели изображают социальные проблемы и намечают пути их решения в контексте своего времени, выносят пристрастные приговоры всему тому, что считают злом. И. А. Бунин может касаться тех же проблем бытия, но при этом чаще освещает их в контексте российской или даже мировой истории, с христианских, точнее с общечеловеческих, позиций. Он показывает уродливые стороны текущей жизни, но крайне редко берет на себя смелость судить или обвинять кого-то. Как и горячо любимый им Чехов, он отказывается быть художником-судьей. По И. А. Бунину, добро и зло – силы скорее метафизические, мистические, они извечно даны миру свыше, и люди часто являются бессознательными проводниками этих сил – разрушающих великие империи, вдруг бросающих человека под поезд, изматывающих титанические натуры в ненасытных поисках власти, злата, удовольствий, заставляющих ангелоподобные создания отдаваться примитивным развратникам и т. д.

Читайте также:
Живописность и строгость бунинской прозы (по рассказам «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»): сочинение

Поэтому «Антоновские яблоки» не только открывают новый этап в творчестве И. А. Бунина, но и «знаменуют собой появление нового жанра, завоевавшего позже большой пласт русской литературы, – лирической прозы» [27, с. 33].

В произведении как нигде ранее полностью реализован лирический характер сюжета. Он почти лишен событийного начала, если не считать событием, то легкое движение, которое создается тем, что «я», или «мы», или «он» куда-то едут. Но этот условный герой – лирический герой И. А. Бунина – во всей полноте и чистоте этого понятия, т. е. без малейшей объективирующей дистанции. Стало быть, эпическое содержание здесь полностью переведено в лирическое. Все то, что видит лирический герой, – это одновременно и явления внешнего мира, и факты его внутреннего существования. Таковы, на наш взгляд, общие свойства прозы И. А. Бунина тех лет.

В этом же рассказе как позже и во многих других, И. А. Бунин отказывается от классического типа сюжета, который, как правило, привязан к конкретным обстоятельствам конкретного времени. Функцию сюжета – стержня, вокруг которого разворачивается живая вязь картин, выполняет авторское настроение – ностальгическое переживание о безвозвратно ушедшем. Писатель оборачивается назад и в прошлом заново открывает мир людей, живших, по его глубокому мнению, иначе, достойнее. И в этом убеждении он пребудет весь свой творческий путь. Большинство же художников – его современников – всматриваясь в будущее, полагая, что там победа справедливости и красоты. Некоторые из них (Б. Зайцев, И. Шмелев, А. Куприн) после катастрофических событий 1905 и 1917 гг. уже с сочувствием обернуться назад.

Сомнительному, будущему И. А. Бунин противопоставляет идеал, вытекающий, по его мнению, из духовного и житейского опыта прошлого. При этом он далек от безоглядной идеализации прошлого. Художник лишь противопоставляет в рассказе две главные тенденции прошлого и настоящего. Доминантой прошлых лет, по его мнению, было созидание, доминантой настоящих лет стало разрушение. Как случилось, почему современный И. А. Бунину человек потерял «правый путь»? Этот вопрос всю жизнь волновал писателя, его автора-повествователя и его героев больше, чем вопросы, куда идти и что делать. Ностальгический мотив, связанный с этой потерей, будет все сильнее и сильнее звучать в его творчестве, начиная с «Антоновских яблок».

Таким образом, к началу 1900-х годов в основном завершается путь И. А. Бунина к самому себе, к специфике своего дарования, поражающего внешней изобразительностью, феноменальной наблюдательностью, в высшей степени глубоким психологизмом и цепкостью памяти писателя. Настойчиво, сознательно непрестанно он тренировал в себе способность угадывать с единого взгляда характер человека, его положение, его профессию. «Я, как сыщик, преследовал то одного, то другого прохожего, стараясь что-то понять в нем, войти в него», – скажет о себе И. А. Бунин [15, с. 359]. А если набраться смелости и добавить к этому, что всю свою долгую, почти семидесятилетнюю творческую жизнь он был и оставался художником-подвижником, станет ясно, что и составные его таланта соединились на редкость гармонично и счастливо.

Урок литературы в 11 классе по теме «Тема любви в творчестве И.А. Бунина». план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

  • Бунин
  • У классика русской литературы, лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина тема любви – одна из основных в творчестве. Рассказы о любви объединены в книгу под общим заглавием «Темные аллеи» (опубликована в Париже в 1946 г.), в ней 38 рассказов. В изображении Бунина любовь – чувство загадочное, «темное».

    Один из рассказов, размещенных в сборнике, и дал ему название – «Темные аллеи». Герои встретились через 30 лет. Когда-то они любили друг друга, он ей читал стихи про «темные аллеи». Но он был офицером, а она крепостной, и он ее бросил. Рассказ проникнут грустной интонацией. Надежда говорит ему о своей любви, держится с достоинством. Он чувствует неловкость. Николай Алексеевич размышляет о своей жизни, переживая, что она не удалась: жена изменила ему, сын оказался негодяем. Автор описывает чувства героя. Он стыдится, что поцеловал ей руку при прощании, хотя понимает, что Надежда его искренне любила и до сих пор любит, а он причинил ей боль. С тяжелым чувством расстается Николай Алексеевич с Надеждой. Вроде бы ничего не произошло, но в душе остались грусть и тоска.

    В рассказе «Солнечный удар» описывается дорожное приключение. Встретились он и она, что-то произошло с ними, какое-то озарение. Сошли с парохода на берег и провели вместе ночь. Наутро они расстались, она уехала. Но после расставания поручика с незнакомкой в его сердце остались нежность и боль. Изменилось его душевное состояние, отношение к окружающему миру. Что вчера было важным, теперь не имеет смысла. Видимо, эта встреча стала единственным существенным событием. Любовь осветила всю их серую жизнь.

    По Бунину, любовь – это искусство. Но не каждый поэт, поэтому не каждому судьба дарит ее. Об этом говорится в рассказе «Грамматика любви». Ивлеву, главному герою рассказа, хочется узнать, что же за человек был недавно умерший помещик Хвощинский, про странности в поведении которого он слышал еще в детстве. Этот вопрос приводит героя в имение Хвощинского. Он убедился в том, что судьба подарила этому человеку любовь. И пусть любовь эта была странная, непонятная, она превратила самую обыденную жизнь в «житие». Хвощинский свято хранил долгие годы, до самой смерти, все, что напоминало ему о любимой. Внимание Ивлева привлекла маленькая книжечка, которая называлась «Грамматика любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым». Как сообщил сын помещика, эта книжечка всегда была с отцом, он что-то в ней подчеркивал, записывал. А в сыне помещика и Лушки Ивлев увидел неискренность, жадность, возможность расстаться с книгой за хорошие деньги. Одни от любви сходят с ума, а другие просто живут. Бунин показывает, что любовь – это великая ценность.

    Читайте также:
    Сочинение размышление по рассказу И. А. Бунин «Цифры»: сочинение

    Любовь в рассказах Бунина драматична, она приходит внезапно, ослепляет человека и действует на него, как солнечный удар. Человеку, узнавшему любовь, открываются новые, неизвестные ранее чувства.

    Сочинение Любовная лирика Бунина

    Тема любви занимает особое место в творчестве И.А. Бунина. Сборник рассказов «Темные аллеи» полностью посвящен этому чувству. Наверное, каждый человек ищет ответ на вопрос: что такое любовь? Этот вопрос не обошел стороной и Иван Алексеевич Бунин. Любовь для писателя – это не только счастье и радость, но и печаль разлук, и горечь потерь. Одним из первых классиков он затронул тему любви не только духовной, но и телесной. Разделив эти два понятия. Как, например, в рассказе «Солнечный удар». После мимолетного романа, телесной связи и последующего скорого расставания, герой испытал чувство душевной пустоты, чувство невероятного одиночества. Он осознал, что полюбил героиню, только после того как расстался с ней. Не видя дальнейшей жизни без этой женщины, он решается послать ей телеграмму, но дойдя до почты, понимает, что не знает даже ее имени.

    Бунинская любовь – это чувство, которое очень часто бывает неразделенным, как например, в новелле «Чистый понедельник». Героиня повести ведет отрешенный образ жизни, ее не привлекают многие вещи, принятые в кругу тогдашнего общества. Ей не нужны ни цветы, ни театры, ни книги. Загадочная и сложная натура женщины не дает покоя герою. Все становится понятным в Прощенное воскресение, когда они вместе посещают кладбище. Читатель узнает об ее увлечении стариной, соборами и монастырями. Оказывается, что героиня уже давно собиралась уйти от мирской жизни в монастырь, но что-то внутри не давало ей решиться на этот сложный шаг. Любовь героя не принесла ей счастья. И героиня, не найдя красоты и радости в окружающей ее действительности, все-таки уходит искать счастье в служении Богу.

    Первым открывающий сборник «Темные аллеи» является одноименный рассказ. Рассказ начинается с описания осеннего непогожего дня. Пожилой военный, едущий по делам, останавливается по пути на постоялом дворе, чтобы отдохнуть самому и привести в порядок экипаж. В хозяйке гостиницы Николай Алексеевич узнают свою бывшую любовь крепостную девушку имения родителей – Надежду. Женщина, так же как и герой, постарела, но не утратила своей былой красоты. Надежда рассказывает, что вскоре после того как Николай Петрович бросил ее и уехал в город, она получила вольную. Со временем открыла постоялый двор. Замужем Надежда никогда не была, пронеся любовь к герою через всю жизнь. Николай Петрович же говорит, что жизнь отомстила ему за то, как он поступил с героиней. Жена, которую он очень сильно любил, изменила, ушла от него. А сын вырос расчетливым человеком, без чести и совести. Таким образом оба героя не нашли счастья в жизни. Их недолгая любовь – единственная радость, которую они пронесли через года. Возможно, судьба предоставила им второй шанс в виде случайной встречи на постоялом дворе, но они не воспользовались им. Николай Петрович даже в мыслях не может представить Надежду своей супругой.

    Тема любви – сквозная тема творчества Бунина. Она проходит через все его повести и рассказы. Но, к сожалению, эта трагичная любовь, приносящая счастье лишь на короткий срок.

    Тема любви в творчестве Бунина

    Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Тёмные аллеи»

    Судьба Ивана Алексеевича Бунина была и счастливой, и трагичной. Он достиг непревзойдённых высот в своём искусстве, первый среди русских писателей получил Нобелевскую премию, был признан выдающимся мастером слова. Но тридцать лет Бунин прожил на чужбине, с неутолённой тоской по Родине и постоянной душевной близостью с ней.

    От этих переживаний родился величайший по своей художественной ценности цикл рассказов «Тёмные аллеи» Бунина, который вышел в 1943 году в Нью-Йорке в урезанном составе. Следующее издание этого цикла состоялось в Париже в 1946 году. Оно включало в себя тридцать восемь рассказов. Этот сборник отличался от освещения любви в советской литературе.

    Сборник назван по заглавию одного из рассказов, входящих в него. Бунин вспоминал о том, как был написан этот рассказ: «Перечитывал стихи Огарёва и остановился на известном стихотворении:

    Особенности творчества И.А. Бунина – характеристика, этапы и направления

    Характеристика деятельности

    Творчество И. А. Бунина — это фундамент, на котором стоит как отечественная, так и мировая литература. Классик в своих произведениях открыл новый взгляд на мир, расширил горизонты. Произведения поэта наполнены яркими образами, свежими идеями, необычной игрой слов, красивыми слогами. На прозу классика большое влияние оказали Гоголь, Толстой, Чехов.

    Творил писатель на рубеже ХIХ—ХХ веков, но его творческие задумки не совпадали с литературными течениями того периода. Он не был под влиянием каких-то литературных школ, был свободным.

    Исследователи считают направление Бунина в литературе труднопостигаемым, так как тяжело определить, в каком направлении он творил: скрытый модернизм, реалистичный символизм или необыкновенный реализм.

    Творческая эволюция

    Ранние рассказы бессобытийные и лиричные. «Золотое дно», «Антоновские яблоки», «Новая дорога» — музыкальные утончённые произведения, в которых рассказчик — наблюдатель. В начале 1910-х годов сюжет немного усложнился. Теперь в основе рассказов человек, чувства которого раскрывались на фоне происходящих вокруг событий. Для написания произведения о конкретной ситуации автору достаточно несколько кратких, обыденных ситуаций.

    Во время Первой мировой войти тематика творчества классика расширилась — его интересовали другие культуры, страны, цивилизации. Главные герои — молодой немецкий учёный, стремящийся стать известным, американский миллионер, который умирает в гостинице на Капри. Произведения наполнены социальным пафосом.

    Социальные мотивы стали исчезать в период эмиграции. Поэт вновь вернулся к раскрытию внутреннего мира человека, но без привязывания к определённой эпохе или временному промежутку.

    Тематика произведений

    Бунин очень точно описывал в рассказах свои чувства — даже самый искушённый читатель сразу понимал, какие чувства испытывал автор во время написания того или иного творения — так открыто и ярко были переданы переживания. В одном из стихотворений автор писал о болезненном расставании с любимой. После его прочтения стразу хочется завести верную собаку, которая не предаст, и губить себя постоянным пьянством.

    Особенно ярко в произведения классика представлены женские образы. Автор настолько подробно описывает каждую женщину, что возникает ощущение, что давно уже с ней знакомы.

    Основная особенность творчества Бунина — универсальность. В его творениях что-то для себя может отыскать любой, вне зависимости от интересов или классов, опытный читатель или человек, который только знакомится с литературой.

    Читайте также:
    Мастер русской реалистической прозы: сочинение

    Поэт очень подробно описывал всё, что его окружало: собственные чувства, погружался в прошлое, вспоминал приятные и негативные моменты, анализировал их и одновременно стремился донести до читателей свою глубокую мысль. Творческий путь не лишён и трагизма, особенно это относится к любовной тематике. Автор видел в отношениях только трагедию и гибель.

    Основными темами творчества классика стали:

    1. · Окружающий мир.
    2. · События во время и после революции.
    3. · Трагичная любовь.

    Произведений на любовную тематику в творчестве Бунина немного. Они характеризуются сдержанностью, чувственностью, а главные герои далеки от излишней восторженности. За внешней сдержанностью скрывается полнота и многообразие человеческих чувств. В стихах о любви раскрываются темы разлуки, одиночества, неразделённой любви.

    Большей популярностью творчество Бунина пользуется за границей, несмотря на то, что его творения изучают в школах начиная с младших классов. В произведениях присутствуют жизненные, чистые, яркие, свежие образы, изысканный слог, актуальные идеи. Иван Алексеевич Бунин посвятил всю свою жизнь служению родному языку, земле и русской культуре.

    Тема любви в творчестве Бунина – сочинение

    У классика русской литературы, лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина тема любви – одна из основных в творчестве. Рассказы о любви объединены в книгу под общим заглавием «Темные аллеи» (опубликована в Париже в 1946 г.), в ней 38 рассказов. В изображении Бунина любовь – чувство загадочное, «темное».

    Один из рассказов, размещенных в сборнике, и дал ему название – «Темные аллеи». Герои встретились через 30 лет. Когда-то они любили друг друга, он ей читал стихи про «темные аллеи». Но он был офицером, а она крепостной, и он ее бросил. Рассказ проникнут грустной интонацией. Надежда говорит ему о своей любви, держится с достоинством. Он чувствует неловкость. Николай Алексеевич размышляет о своей жизни, переживая, что она не удалась: жена изменила ему, сын оказался негодяем. Автор описывает чувства героя. Он стыдится, что поцеловал ей руку при прощании, хотя понимает, что Надежда его искренне любила и до сих пор любит, а он причинил ей боль. С тяжелым чувством расстается Николай Алексеевич с Надеждой. Вроде бы ничего не произошло, но в душе остались грусть и тоска.

    В рассказе «Солнечный удар» описывается дорожное приключение. Встретились он и она, что-то произошло с ними, какое-то озарение. Сошли с парохода на берег и провели вместе ночь. Наутро они расстались, она уехала. Но после расставания поручика с незнакомкой в его сердце остались нежность и боль. Изменилось его душевное состояние, отношение к окружающему миру. Что вчера было важным, теперь не имеет смысла. Видимо, эта встреча стала единственным существенным событием. Любовь осветила всю их серую жизнь.

    По Бунину, любовь – это искусство. Но не каждый поэт, поэтому не каждому судьба дарит ее. Об этом говорится в рассказе «Грамматика любви». Ивлеву, главному герою рассказа, хочется узнать, что же за человек был недавно умерший помещик Хвощинский, про странности в поведении которого он слышал еще в детстве. Этот вопрос приводит героя в имение Хвощинского. Он убедился в том, что судьба подарила этому человеку любовь. И пусть любовь эта была странная, непонятная, она превратила самую обыденную жизнь в «житие». Хвощинский свято хранил долгие годы, до самой смерти, все, что напоминало ему о любимой. Внимание Ивлева привлекла маленькая книжечка, которая называлась «Грамматика любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым». Как сообщил сын помещика, эта книжечка всегда была с отцом, он что-то в ней подчеркивал, записывал. А в сыне помещика и Лушки Ивлев увидел неискренность, жадность, возможность расстаться с книгой за хорошие деньги. Одни от любви сходят с ума, а другие просто живут. Бунин показывает, что любовь – это великая ценность.

    Любовь в рассказах Бунина драматична, она приходит внезапно, ослепляет человека и действует на него, как солнечный удар. Человеку, узнавшему любовь, открываются новые, неизвестные ранее чувства.

    Сочинение 2

    Ни один поэт или прозаик не прошли мимо темы любви. Да и произведения о любви всегда были популярны у читателя. В них во все времена искали и ищут сейчас то, чего порой не находят в обыденной жизни.

    Особый вклад в развитии темы любви среди писателей внес И.А. Бунин. Именно эту тему можно назвать основной во всем творчестве писателя. Она волновала его, теребила душу. Бунин смело и тактично коснулся потаённых связей полов и открыл читателю ранее запретную для обсуждения сторону любви – облеченную плотью. Он был своего рода ее первооткрывателем в литературе. Персонажи бунинского «Солнечного удара» познали восторг, утрату веры и перерождение телесной страсти в духовную. Автор постарался использовать все многообразие языковых форм, чтоб как можно точнее передать эмоции героев.

    Обостренное мироощущение Бунина меняется в связи с его эмиграции в 20-х годах. Он как – бы оглядывается, ищет и не находит людей из своего прошлого. Рождается повесть «Митина Любовь». Писатель обстоятельно отображает в ней взросление героя. Митя полностью поглощен любовью к Катерине. Он надеется, ревнует, боится, и обманут, предан. Был не готов к измене. А связь с красивой, но не его, Аленкой, только подталкивает героя к уходу от реальности, к самоубийству. Несколько рассказов Бунина раскрывают кризис любовного треугольника. Это рассказы «Ида», «Кавказ», «Прекраснейшая солнца». Брак как непреодолимое препятствие для познавших любовь. Счастье без любви уже не возможно. Измена как толчок для самоубийства одного из любовников рассказа «Кавказ».

    Читайте также:
    Краткий обзор произведений Бунина: сочинение

    Воспоминания о молодости и родине для Бунина станут основным мотивом его творчества. Сборник рассказов, написанных в разное время, «Темные аллеи» – ностальгия по – прошлому. Во всех произведениях этого сборника порожденная страстью любви телесная близость любовников прекрасна в описании мастера. Поддавшись первому легкомыслию, как и в рассказе «Солнечный удар», бунинские герои рассказов «Темные аллеи», «Поздний час», «Руся», «Таня», «Визитные карточки», «В одной знакомой улице», обретают настоящую любовь. В помощь влюбленным и Бунину вся природа – цвет, звук, запахи. У Бунина – писателя душ, любовь трагична – неизбежны расставание и гибель. Возможно, эта трагичность и призвана придавать любви особые оттенки.

    Книга «Темные аллеи» подводит итог размышлений И.А. Бунина о любви. Анализируя его творчество нетрудно заметить, что любовь соседствует со смертью, и за состояние счастья надо заплатить. Однако, при всем трагизме произведений любой из бунинских любовников мог бы произнести слова из его «Темных аллей»: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

    Все творчество И.А. Бунина надо смело назвать гимном любви. Он, будучи тонким художником слова, смело и чисто воспел это великое чувство.

    Тема любви в рассказах И. А. Бунина.

    Тема любви была основной у многих писателей русской литературы. И. А, Бунин не стал исключением, у него много произведений о любви и страдании. Для него любовь была трагическим чувством и произведениях он её так и описывал. Любовь, по его мнению, приносила и душевную боль, и радость жизни. У поэта много стихотворений на эту тему, в них он описывал любовь с разных позиций.

    В своем рассказе «Холодная осень» автор рассказывает о трагической любви женщины. Она была влюблена и любовь была ответной, но мужчина погибает на войне. Женщина через некоторое время после гибели любимого выходит замуж, но она не любит своего избранника. Спустя время она понимает, что не хочет жить без любви. Ей не о чем вспомнить, кроме времени, когда она была вместе с любимым человеком, а потом жизнь стала похожа на одну сплошную черную полосу. Она ждет смерти, чтобы вновь воссоединиться с любимым. В рассказе говориться о безумной любви с трагическим концом.

    Этот стиль являемся главным стилем писателя. Читая его произведения нельзя остаться равнодушным к героям произведения. Бунин стал первым русским писателем, который смог передать все тонкости любви. Читать его произведения легко, потому что он писал об этом чувстве очень интересно.

    У Бунина на любовь существовал свой особый взгляд. Он был уверен, что лучше любить безответно, и разбить свое сердце и испытать боль разочарования, чем не любить вовсе. Человек проживший жизнь и не разу не испытавший это прекрасное чувство, прожил зря. По мнению автора, только любовь способна сотворить с человеком головокружительные действия. Потому что если любишь, то готов на всё.

    Сборник автора «Темные аллеи» полностью посвящен волшебному чувству – любви. Каждому человеку хочется знать ответ на вопрос, что же такое любовь. Писатель первый, кто из классиков разделил любовь на два понятия, любовь телесная и любовь духовная.

    Рассказ, который дал название его сборнику, начинается с описания осеннего дня. На постоялый двор приезжает пожилой военный, в хозяйке постоялого двора он узнает бывшую крепостную своего имения, которую он раньше любил. Она тоже его узнала. После разговора он узнал, что после его отъезда она получила вольную, но замуж не вышла, открыла постоялый двор. Он в свою очередь тоже ей рассказал, сто был женат, но развелся потому, что жена ему изменила. Сын вырос расчетливым и циничным человеком. В итоге счастья они не испытали. Только их юношеская любовь и была их единственной радостью. Но и второй шанс, данный им судьбой, они не использовали.

    И. А. Бунин всегда будет классиком любовной литературы. Его рассказы являются поэзией в прозе.

    Тема любви в творчестве Бунина

    Популярные сочинения

    Автор рассказа Царь-рыба, Виктор Петрович Астафьев выдвигает проблему, о который хоть раз задумывался каждый человек на земле. Проблема взаимоотношения людей с природой. Именно эта тема лежит в основе рассказа.

    Человеческое общество целиком и полностью завязано на человеческих устоях и рамках, которые следует соблюдать. Эти устои могут быть самыми разными, и определяться для каждой отдельной

    Война. Эта тема в современном мире как никогда актуальна. Миллионы трагедий. Миллионы сломанных судеб.

    Тема любви в творчестве Бунина

    Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему любви в творчестве И.А.Бунина. Используйте материал статьи для написания школьного сочинения по литературе.

    Сочинение 1

    Книга «Темные аллеи» написана во время Второй мировой войны уже стареющим писателем-эмигрантом, ведущим полуголодное существование. В письме к Н. А. Тэффи И. А. Бунин заметил, что его рассказы «совершенно дикие по своему несоответствию особенно тем последним дням, что дошли до нас, но, может быть, вполне законные по тому, видно, вечному, что бывает в чуму и во все семь казней египетских». Действительно, в сборнике напряженно и выразительно звучат вечные темы — жизнь, смерть, любовь.

    В рассказе «Темные аллеи» воссоздан образ печальной, трагической любви. В нем показан, в сущности, финальный акт жизненной драмы героев. Два человека, когда-то в молодости горячо любившие друг друга, через тридцать лет встречаются на постоялом дворе. Единственное, что остается героям, — понять и простить, потому что исправить уже ничего нельзя.

    Любовь в этом рассказе представляется безвозвратно ушедшим, однако бесконечно прекрасным чувством. Оба героя понимают, что любовь, соединившая их в юности, могла бы совсем по-иному повернуть их судьбы, сделать их гораздо счастливее. Ощущение огромной потери приходит к ним практически одновременно. Героиня говорит: «Как не было у меня ничего дороже вас в ту пору, так и потом не было». И ей вторит герой: «Думаю, что и я в тебе потерял самое дорогое, что имел в жизни».

    Потеряв любовь, герои становятся глубоко несчастными, жизнь их теперь обыденна и скучна. Так и не смогла никого полюбить Надежда, и слабое утешение — чистота и уют ее жилища, то, что «она все богатеет». Кому нужно ее богатство, если у нее нет детей? Еще более несчастлив Николай Алексеевич. Он любил свою жену «без памяти», а она ему изменила, бросила его, сын вырос негодяем. Если вспомнить, что и он когда-то бросил Надежду, то можно сделать вывод, что за все приходит расплата, любой проступок обращается против того человека, который его совершил. Только вряд ли об этом думает Надежда, глядя на уезжающий с постоялого двора тарантас.

    Читайте также:
    Мотив любви как солнечного удара в прозе И. А. Бунина: сочинение

    Герои расстаются теперь уже навсегда. Вряд ли им суждена новая встреча. Однако любовь продолжает жить в растревоженной памяти героев. «Все проходит, да не все забывается», — говорит Надежда. Да ведь она никогда и не забывала Николая Алексеевича. Теперь и он будет помнить её и сожалеть о несостоявшемся счастье. Но светлым будет это сожаление, потому что в памяти минувшее воскреснет: «Ах, как ты хороша была! Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза!»

    В рассказе «Темные аллеи» И. А. Бунин написал о трагической и незабвенной любви, оставившей глубокий след в сердце героев. В образе любви выражается общее представление писателя о жизни: мир катастрофичен, и любовь лишь мгновение подлинного счастья и самый короткий путь к познанию его неосуществимости.

    Сочинение 2

    Во все времена тема любви являлась основной, многие писатели воспевали отношения между мужчиной и женщиной. Иван Алексеевич не стал исключением, во многих рассказах пишет о любви. Любовь является самым чистым и светлым чувством в мире. Тема любви является вечной в любую эпоху.

    В произведениях Бунина писатель описывает сокровенное и тайное что происходит между двумя людьми. Творчество Ивана Алексеевича можно разделить на периоды. Так сборник «Темные аллеи» написанный во времена мировой войны посвящён полностью любви. В сборнике собрано столько любви и теплых чувств, он просто наполнен любовью.

    Бунин считает, что любовь это великое чувство, даже если эта любовь является неразделенной. Писатель считает, что любая любовь имеет право на жизнь. Так же прочитав рассказы Ивана Алексеевича можно увидеть, что любовь в его произведениях идет рядом со смертью. Он как бы проводит черту, что за большим светлым чувством может стоять смерть.

    В некоторых своих рассказах Бунин пишет о том, что любовь это не всегда красиво и солнечно, а может и закончится история любви и трагично. Так, например, в рассказе «Солнечный удар» его герои встречаются на пароходе, где между ними вспыхивает замечательное чувство. Влюбленная девушка говорит поручику о том, что чувство, которое их посетило, словно солнечный удар, который затмил им разум. Она говорит что никогда не испытывала ничего подобного и вряд ли когда-нибудь испытает. К сожалению, поручик очень поздно понимает, насколько он влюбился в девушку, ведь он даже не узнал ее имени фамилии и где она живет.

    Поручик готов был умереть ради еще одного дня проведенного с девушкой, которую он так сильно полюбил. Его переполняли чувства, но они были большими и светлыми.

    В другом рассказе Бунин описывает неразделенную любовь молодого парня к девушке, которая не обращает на него никакого внимания. Девушку ничего не радует и не делает счастливой даже любовь парня. В конце новеллы она уходит в монастырь, где как ей кажется, она приобретет счастье.

    Еще в одном рассказе Иван Алексеевич пишет о треугольнике, в котором парень не может выбрать между страстью и любовью. Весь рассказ он метается между девушками и все заканчивается трагично. В произведениях Бунина, где он пишет про любовь, описаны все стороны этого чувства. Ведь любовь это не только радость и счастье, но и страдание и горе. Любовь великое чувство, за которое часто приходится бороться.

    Сочинение 3

    Тема любви всегда являлась и является неотъемлемой частью любого произведения. Особенно ярко ее раскрывал в своих рассказах И. А. Бунин. Писатель описывал любовь как трагичное и глубокое чувство, он пытался раскрыть перед читателем все тайные уголки этого сильного влечения.

    В произведениях Бунина, таких как «Темные аллеи», «Холодная осень», «Солнечный удар» любовь показана с нескольких сторон. С одной это чувство, способное принести великое счастье, с другой, яркое и пылкое чувство наносит душе человека глубокие раны, доставляет дни лишь страдания.

    Для автора любовь была не просто наивным чувством, оно было сильным и настоящим, часто сопровождалось трагедией, а в некоторых моментах и смертью. Тема любви, в разные годные его творческого пути, раскрывалась с разной стороны. В начале своего творчества Бунин описывал любовь между молодыми людьми, как нечто легкое, естественное и открытое. Она красива и нежна, но в то же время может принести разочарование. Например, в рассказе «Заря всю ночь» он описывает сильную влюбленность простой девушки к молодому человеку. Она готова отдать всю свою молодость и душу любимому человеку, полностью раствориться в нем. Но реальность бывает жестокой, и как часто бывает, влюбленность проходит и на многие вещи человек начинает смотреть по-другому. И в этом произведении он явно описывает разрыв отношений, принесших только боль и разочарование.

    В определенный период своего времени Бунин эмигрировал из России. Именно в это время любовь для него стала зрелым и глубоким чувством. Он начал писать о ней с грустью и тоской, вспоминая свои прошлые годы жизни. Это явно отображается в романе «Митина любовь» написанном им в 1924 году. Сначала все идет хорошо, чувства крепки и надежны, но впоследствии они же приведет главного героя к гибели. Бунин писал не только о взаимной любви двух молодых людей, но в некоторых его произведениях можно встретить и любовный треугольник: «Кавказ» и «Прекраснейшая солнца». Счастье одних неизбежно приносит душевную боль и разочарование для третьего.

    Особую роль любовь сыграла в его великом произведении, написанном в военные годы «Темные аллеи». В нем она отображена как великое счастье, несмотря на то, что в конце завершается трагедией. Любовь двух людей, встретивших друг друга уже в зрелом возрасте, показана в рассказе «Солнечный удар». Именно в этот жизненный период им так необходимо было испытать это истинное чувство. Любовь поручика и зрелой женщины была заранее обречена и не могла соединить их на всю жизнь. Но после расставания она оставила в их сердце сладкую горечь приятных воспоминаний.

    Читайте также:
    Образ-символ Атлантиды в рассказе: сочинение

    Во всех своих рассказах Бунин воспевает любовь, ее разность и противоречия. Если есть любовь, человек становится безгранично сиен, проявляется истинная красота его внутреннего мира, ценности по отношению к любимому человеку. Любовь в понимании Бунина – это истинное, самоотверженное, чистое чувство, даже если после внезапной вспышки и влечения может привести к трагедии и глубокому разочарованию.

    Сочинение 4

    Можно сказать, что эта тема считалась основной у многих писателей русской литературы. И.А. Бунин, был не исключением, а также посвятил много своих произведений теме любви. В своих произведениях, он описывал любовь, как постоянно трагическое чувство. Приносившие, как душевную боль, так и радостные чувства. Сам поэт посвятил этой теме достаточно произведений, в которых описывал свое понимание любви с разных сторон.

    К примеру, проанализировав его хоть один рассказ, например «Холодная осень», где главная героиня влюбляется в мужчину, который в скором времени погибает на войне. После гибели любимого, она выходит замуж за другого. Но, понимает, что жить без любви больше не может и не хочет, что жизнь ее прошла зря. Ведь вспомнить, то не чего, кроме проведенного лучшего времени со своим любимым. Она начинает с нетерпением ожидает смерти, чтоб хоть там быть с любимым. Пусть даже не на этом свете, но она надеться обрести счастье.

    В этом рассказе явно автор описывает безумно сильную любовь, но, к сожалению, с трагическим концом.

    В таком стиле поэт пишет большинство своих произведений. После прочтения его рассказов, невозможно остаться равнодушным. Они обладают особыми качествами. И, безусловно, никого после прочтения не оставят равнодушным. Можно сказать, что Бунин был одним из русских писателей, который так мог передавать все тонкости происходящих моментов. И читать его творчество не составляло огромного труда. Так как читается легко и до конца. Ведь он писал довольно интересно об особом чувстве любовь.

    Подводя итог особому творчеству Ивана Алексеевича Бунина. Можно сказать, что именно этот автор, всегда относился к такому чувству как любовь с особым внутренним взглядом. Он считал, что лучше любить безответно, и разбить себе сердце на осколки, чем вовсе не полюбить никого в жизни. Ведь если не прочувствовать этого глубокого и особого чувства как любовь, можно сказать, что жизнь прошло зря. Ведь именно любовь как считал, поэт может, сотворить необъяснимые действия с человеком и подвергнуть на головокружительные действия. Ведь если любишь готов на все.

    Сочинение 5

    Тема любви волнует каждого человека на протяжении жизни. Любовь во всей своей многогранности не раз была воспета поэтами, прозаиками, художниками и драматургами. И.А. Бунин – непревзойденный певец любви. В сборнике «Темные аллеи» уместились, пожалуй, все грани этого сильного чувства.

    Личная любовная история писателя имела безрадостный финал. Потому и отношения его героев всегда трагичны. Любовь мимолетна, воздушна, недолговечна, а потому особенно ценна. Невозможно найти у классика роман со счастливым и спокойным концом. Кто-то из влюбленных погибает, либо уезжает, перестает любить, либо возникают самые неожиданные обстоятельства, которые мешают героям быть вместе. Рассказы Бунина – это яркие, короткие, эмоциональные и очень емкие фрагменты жизни героев.

    Писатель первый среди предшественников и современников обращает внимание на чувственную сторону вопроса. В рассказе «Митина любовь» автор пишет о том, что книжные истории всегда либо о плотской, страстной любви, либо о чистой, исключительно платонической. И.А. Бунин наделяет своих героев живыми чувствами и эмоциями, где гармонично сплетаются оба аспекта.

    История, ставшая заглавием к сборнику и первым рассказом в нем – «Темные аллеи». Здесь мы видим встречу двух зрелых людей, которые были влюблены и счастливы 20 лет тому назад. Она – красавица с цыганскими чертами, «прекрасная и горячая», но крепостная девушка. Он – красивый и статный господский сын. Это любовь была обречена изначально. Барин так и не находит своего счастья в жизни. А женщина так и не прощает возлюбленного, чувство ее так и не отпускает. Но прошлого не воротишь. Да и не видел он ее никогда женой, матерью его детей и хозяйкой дома. Так они и расстаются, оставив неопределенные эмоции у читателя от своей встречи. После рассказа остается легкий шлейф грусти и послевкусие любви.

    Рассказ «Руся» привлекает своей простотой, искренностью и чувственностью. Казалось бы, все прекрасно, красиво, романтично и ничто не может омрачить счастье влюбленных юноши и девушки. Оба молоды, оба влюблены. Нежные объятия, поцелуи, романтические катания на лодке ночью, первая чувственная близость, мечты о скором бракосочетании. Но неожиданно появляется мама девушки, которая психически больна. Для нее замужество дочери – потеря и трагедия. Она не желает отпускать ее от себя. И юной героине приходится сделать тяжелый выбор между двумя любимыми людьми. Она выбирает мать.

    Не менее пронзителен рассказ «Холодная осень». Только один был счастливый вечер в жизни героини. Это вечер, когда она провожала жениха на войну. Здесь нет любви в общем понимании слова. Есть нежность, трогательная забота, беспокойство, тревожное предчувствие и щемящая тоска.

    Короткая история «Кавказ» вмещает в себя большой спектр эмоций. Здесь, как в большинстве рассказов автора, важную роль играет природа. Она создает мощный эмоциональный настрой для читателя. Рассказ построен на антитезе, игре на контрасте. Неожиданный и трагический финал.

    Рассказ «Чистый понедельник» о странной и красивой любви. Театры и дорогие рестораны, бархат и меха, молодость и великолепие, пошлые «капустники» и таинство церквей, монастырей, молебнов – все вмещает в себя эта короткая и пронзительная история.

    И.А. Бунин навсегда останется классиком любовной литературы. Это не просто рассказы – это поэзия в прозе.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: