Психологизм бунинской прозы в рассказе «Чистый понедельник» И. А. Бунина: сочинение

Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник

И.А. Бунин пишет о трагической, мимолетной любви. Для него это непостижимое чувство , пронзительное, счастливое и трагичное одновременно. Во всех рассказах цикла «Темные аллеи» любовь обречена. У его героев есть лишь мгновение на счастье, а потому этот момент особенно ценен. Автор, используя жанр короткого, но емкого рассказа, показал любовь во всей ее многогранности. Каждая грань прекрасна по-своему. Иногда любовь в рассказах приобретает достаточно причудливую, необычную и даже странную форму. Новелла «Чистый понедельник» как раз о такой любви.

Герои молоды, богаты и очень красивы. Их имена читатель так и не узнает. Они просто не нужны в повествовании. Он, хоть и родом из Пензенской губернии, но прекрасен как представитель южных кровей, сицилианец. Она выглядит как восточная красавица из Персии или Индии. «Шамаханская царица» – восклицает восторженный актер, увидев героиню. Вместе они составляют очень красивый и гармоничный тандем, заставляющий любоваться ими публику ресторанов и театров. И то, и другое они посещают почти каждый вечер. Это как своеобразный ритуал. Обеды в ресторанах, модные спектакли, за которыми следует шикарный ужин за городом.

Она вела себя немного отстраненно и загадочно. Женская натура светской девушки, которая полна противоречий. Будто ей ничего не было нужно, ни обедов, ни ужинов, ни цветов, ни книг, ни шоколада. Однако, цветы у нее были любимые, подаренные книги она все прочитывала, а шоколада съедала по коробке в день. Обедала и ужинала с «московским знанием дела». У нее были любимые дорогие блюда из мяса и птицы. Истинной слабостью героини были изысканные ткани: бархат, атлас, меха. И на выездах она всегда одета была шикарно. А на курсы ходила «скромной курсисткой», завтракала в вегетарианском кафе на Арбате за 30 копеек. И трудно сказать были ли это причуды купеческой дочери, либо признаки многогранности ее личности.

Юноша понимал, что это странная любовь и отношения. И то, что будущего у них нет, ведь о браке она слышать не хотела. Но старался гнать от себя эти мысли. Девушка же понимала, что это «первый и последний» ее мужчина. Любила ли она его? Наверное, да. Только это была очень своеобразная любовь. Думаю, она хотела испытать это чувство, понять каково это любить и быть любимой, перед принятием главного своего решения.

Когда читаешь рассказ, становится обидно и горько за героя. Он безоговорочно принимает выбор возлюбленной, выполняя ее желание, больше не тревожит. Мог ли он бороться за свою любовь? Мог, но, думаю, это бы ничего не изменило. Девушка сделала свой выбор. Она не была религиозна. Ее влекла атмосфера чистоты, гармонии, единения с природой, русской самобытности. Она смогла это все найти только в монастыре. Пошлость светской жизни ее пресытила. Не думаю, что она ушла в монастырь навсегда и решится на постриг. Скорее всего несколько лет поживет послушницей и вернется к мирской жизни в поисках новых эмоций.

Вариант 2

После прочтения рассказа Бунина Чистый понедельник возникает ощущение тревожности и какого-то опасения. Как бы пафосно не звучало, но такое опасение ощущается за судьбы родины и подобные темы.

Ведь история часто повторяется и сейчас тоже начало века подобное периоду Чистого понедельника и тоже ощущаются перемены и смена эпох.

Главные герои этого рассказа могут казаться бездельниками и людьми, которые совершенно не волнуются о судьбе собственной родины. Тем не менее, они являются в действительности невероятно чуткими людьми, глубоко способными ощутить чувства друг друга и ветер перемен.

Бунин создает своеобразный слепок времени, его рассказ довольно кинематографичен. Тут вспоминаются слова режиссера Тарковского, который называл кино застывшим временем. Рассказ Бунина тоже почему-то кажется застывшим временем, и этот факт подтверждается четкими временными рамками, которые автор указывает в рассказе.

Удивительным образом, но в рассказе отсутствуют имена главных героев, хотя даны имена другие персонажей, многие из которых являются своеобразными символами эпохи. Бунин указывает на известных деятелей искусства, которые во многом творили эпоху того времени, фактически были творцами самого времени. При этом главные герои не указываются, они просто существуют как два столпа, как противоположности создающие целостность, как два глаза, через которые читатель смотрит на мир этого рассказа.

Читайте также:
Стихотворение Бунина «Последний Шмель»: сочинение

Основной темой является тревога и любовь. Довольно банальные отношения героев кажутся способом как-то отстраниться от действительности, отыскать нечто настоящее. К слову, для этого героиня также увлекается историей и религией, где хочет получить опору.

Любовь для каждого из них является ценностью, которую они берегут. Особенно героиня, она оттягивает момент близости, так как относится к нему невероятно трепетно. Сама близость насыщена каким-то ощущением обреченности и довлеющего фатума, которого героиня не выдерживает и сбегает под надзор более великой силы – Господа.

Разлука героев как бы аккомпанирует историческим событиям. Из периода благоденствия России предстоит перейти в период разлуки с прежними устоями.

Анализ 3

Это произведение занимает особое место в сборнике рассказов «Темные аллеи», объединенных темой любви. Сам Бунин писал, что благодарен Богу за то, что дал ему возможность создать «Чистый понедельник», поведав о прекрасной, но трагической истории любви.

Главные герои безымянны, но мы узнаем, что они оба молоды, красивы, богаты, любят друг друга. Жизнь их беспечна и полна удовольствий. У них есть все, необходимое для счастья, нет никаких внешних препятствий. Тем не менее им не суждено было быть вместе, по желанию героини они расстаются, казалось бы, без видимых причин.

Внезапно их настигло сильное чувство. Они испытывали взаимное, почти мистическое притяжение, чувствуя присутствие и взгляды друг друга. Много загадочного и таинственного было для него в ее облике. В ней сочетались утонченная восточная красота и западное образование. Но много странного и нелепого ощущал герой в их отношениях. Она его любит, но не соглашается стать его женой, не верит в возможность счастья и избегает разговоров об их будущем. Его поражает двойственность ее натуры. При своей любви к роскоши, изысканной одежде, дорогим ресторанам, развлечениям и театрам, она учится на каких-то курсах, посещает монастыри и кладбища. Ей свойственны легкомыслие и скромность, веселость и задумчивость, страстность и холодность. Любит модные стихи и слушает церковное пение, с удовольствием танцует, курит, но соблюдает строгий пост. Она словно мечется, не может понять свое предназначение в жизни. И зреет в ее душе стремление осуществить какое-то свое желание.

В названии рассказа раскрывается смысл происходящего. Именно в чистый понедельник начинается для героини новая жизнь. Этот день, наступающий после разгульной Масленицы, для верующих знаменует начало Великого поста, время очищения от греховных помыслов и деяний. Накануне, в прощенное воскресенье, она в последний раз со своим избранником ужинает, веселится на театральном капустнике, прощаясь со своей прошлой жизнью. Утром сообщает о своем отъезде. Через две недели ему пишет, что намерена уйти в монастырь и принять послушание.

Мучительно переживал главный герой эту неожиданную разлуку, спасаясь в разгулах. Спустя два года, душевная боль сменилась равнодушием и чувством безнадежности. Тоскуя, бродит он по московским улочкам, вспоминая счастливое время, проведенное с любимой. И словно ведомый какой-то мистической силой, едет в Марфо-Мариинскую обитель, где в веренице монахинь замечает, как одна, подняв голову, устремила свой взгляд в темноту, где он стоял, словно почувствовав его присутствие. В сердце героини, даже обретя успокоение в духовной жизни, продолжала жить любовь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник

Популярные сегодня темы

Новаторство Лермонтова заключалось в использовании глубокого психологического анализа главного героя. Более того, сама структура Героя нашего времени построена на том, что Печорин непрестанно анализирует свои собственные действия

Честное слово, уж простите, но не нравится мне эта картина. Ещё её описывать надо. Сам бы никогда не взялся! Она очень мрачная, краски все темные. Погода там, понятно, дождливая-тоскливая.

Поэтессой серебряного века была Анна Ахматова. Она писала свои стихи в тяжелые время, на период её творчества пришлась революция в России. Ее стихи до сих пор волнуют сердца даже тех, кто далёк от поэзии.

Читайте также:
Символическая картина человеческой жизни в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».: сочинение

Николенька Иртеньев ключевой герой рассказа Льва Толстого под названием «Детство». Мальчику недавно исполнилось десять, дворянин по происхождению, он живет в достаточно любящей и заботливой семье

Родители на день рождения сделали подарок – билет в дельфинарий. Так родители исполнили мою маленькую заветную мечту. Подарок вызвал у меня чувство радости и благодарности

Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи»)

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 26.04.2021 2021-04-26

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Вельматкина, Д. В. Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи») / Д. В. Вельматкина, С. Н. Степин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80398/ (дата обращения: 19.10.2021).

Психологизм в русской литературе был неотъемлемой частью её жизни. Многие писатели использовали его в своих произведениях.

И. А. Бунин является признанным мастером художественного психологизма.К. И. Чуковский заметил: «. Бунин неожиданно стал живописцем сложнейших человеческих чувств и после неудачных попыток оказался таким изощренным психологом, ведателем глубей и высей души человеческой, какой не могли и предвидеть читатели его прежних вещей» Он виртуозно может передавать душевное состояние своих героев в образе видимого мира через поток сознания и созерцания различных оттенков чувств. Мастер слова их индивидуализирует, прибегая к портретному изображению. Его герои любят, страдают, анализируют себя, свои поступки, переживают несчастную, неразделенную любовь. В своих творениях писатель выдвигает это прекрасное, ни с чем не сравнимое чувство, на первое место. Любовь Бунина, как правило, трагична, может быть мимолетна, но всегда искренняя и настоящая. Это самое яркое и светлое чувство, которое делает героев счастливыми, несмотря на печальный финал. Любовь, по — Бунину, способна внутренне перевернуть человека полностью, направить его в совсем другое направление и изменить течение его жизни. Это великое счастье, за которое приходится расплачиваться болью. Над ней всегда висит вечный рок. Наиболее ярко психологизм показан в сборнике «Темные аллеи». Он включает в себя несколько рассказов. В «Темных аллеях» писатель раскрывает внутренний мир своих героев через внешние симптомы, которые могут быть не всегда однозначно интерпретированы. Он проникает в самые закрытые и неизвестные глубины сердца. Перед нами предстает целая палитра, гамма чувств. Писатель скуп на подробности, на развернутые внутренние монологи, он, в основном, использует приемы косвенного психологизма, проявляет интерес к «внутренней жизни человека». Огромную роль писатель отводит художественным деталям, пейзажу, интерьеру. Они выполняют роль фона, через который наиболее ярко и точно раскрываются герои. Психологизм в «Темных аллеях» показан «изнутри». При описании чувств и эмоций художник слова использует «тайный психологизм». И. А. Бунин проникает в сознание души своих героев, непосредственно показывая, что происходит с ним в тот или иной момент. Мы видим, как персонажи раскрываются через речь, размышления, монологи.

Наиболее ярко показан психологизм в рассказе «Кавказ». Главная героиня обманывает героя, бросает его и уезжает с другим. Он отправляется на поиски своей возлюбленной. Каков финал рассказа! Язык И. А. Бунина неповторим и уникален. Мы видим всего несколько предложений, но понимаем все то, что чувствует герой в данный момент: «Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Мы вместе с главным героем чувствуем предательство, смятение, страх, опустошенность. С помощью мельчайших деталей художник слова вскрывает тайники души.

В рассказе «Темные аллеи» показаны размышления героя Николая Алексеевича. По воле случая главные герои встречаются через тридцать лет. Надежда — хозяйка горницы, а он барин из Петербурга. Они узнают друг друга. Надежда и Николай по-разному ведут себя при встрече. Из диалога героев мы можем понять их внутреннее состояние. Надежда сразу узнала Николая Алексеевича. Она любила его всю жизнь и так и не вышла замуж. Николай Алексеевич считает, что «все проходит, все забывается» — и любовь, и молодость». Надежда же не согласна: молодость проходит у всех, а любовь — нет. Мы понимаем, что в его внутреннем голосе слышны жалость, сочувствие, безысходность. Николай Алексеевич после разлуки с любимой так и не был счастлив. В глубине души он осознавал, что она подарила ему лучшие минуты жизни.

Читайте также:
Сочинение по творчеству: сочинение

Наиболее ярко раскрывается психологизм в рассказе «Чистый понедельник». Казалось бы, герои должны быть счастливы вместе, но увы. Поступок девушки оказывается неожиданным. Она уходит от главного героя. Это становится тяжелым ударом. Не в силах забыть любимую, он два последующих года “долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно…”. Спустя два года он видит ее в обители. Автор не говорит напрямую, что это его возлюбленная. Только с помощью детали «темные глаза» мы догадываемся, что это она. И. А. Бунин в своем рассказе раскрывает тайну души, говоря о том, что это самая неизведанная и неразгаданная загадка. Читатель так и не может понять причину поступка главной героини. Понять ее душу помогает окружающий мир и прошлая жизнь. Мы видим чувства героев через конкретную предметную реальность.

В рассказе «В Париже» И. А. Бунин мастерски описывает психологический портрет героев. Каждая деталь несет в себе смысловую нагрузку. Он говорит, что Николай не является скрытным, но речь его «сжата». Можно сделать вывод, что герой сполна разочаровался в жизни, у него нет ни к кому доверия. В глазах у него нет яркости и веселости — это говорит о полном одиночестве. При описании главной героини Ольги писатель скуп на детали. Понять психологизм мы можем с помощью реплик и первого впечатления, которое она произвела на Николая. Она достаточна вежлива и скромна. Ее характер несет отпечатки скромной и однообразной жизни. Главные герои наконец-то нашли друг друга, но судьба не дала им шанс быть вместе. В рассказе «Холодная осень» мы видим трагическую историю любви. Иногда боль становится совершенно невыносимой. Главная героиня потеряла своего мужа, живя без него тридцать лет. Эти годы шли будто вечность. Она постепенно смиряется с этой болью: Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон». В конце произведения мы видим опустошенность, горечь, утрату. Холодная осень стала для нее самым счастливым, но в то же время трагичным событием жизни.

Наиболее ярко показан психологизм в рассказе «Поздний час». Идя по знакомым местам, герой вспоминает свои счастливые моменты жизни. Перед его глазами проносится картинка событий. В голосе и памяти все смешивается, прошлое переплетается с настоящим. Он словно в тумане. Опять И. А. Бунин на первое место выдвигает любовь. Герой вспоминает свою возлюбленную, первые прикосновения, объятия и грустит. К сожалению, все это никогда больше не повторится. Ему остается только жить этими драгоценными воспоминаниями. В памяти всплывают годы, проведенные в России. Можно сделать вывод, что в этот момент герой был по-настоящему счастлив. Мост, знакомая речка — все было как будто вчера. Мы вместе с героем приходим к мысли, что жизнь опустела и совсем потеряла смысл. Очень напряжен финал рассказа. Здесь мы можем прочувствовать душу главного героя — в ней столько боли, грусти и печали! В финале он оказывается на кладбище, где похоронена его возлюбленная. Все идет к завершению.

Подводя итог, я хочу сказать, что И. А. Бунин является не только гениальным писателем, но и тонким психологом. Многие писатели XIX века использовали в своих произведениях психологизм. Каждый делал это уникально, своеобразно и неповторимо. Бунин делает это по-своему, используя свои способы и приемы изображения внутреннего состояния. Только он так мастерски мог передавать глубину человеческих чувств.

  1. Бунин И Л. Собр. соч. в 6 т. М., 1988. Т.6. С.334.
  2. Бунин И. А. Собр. соч.: В 9 т. / Под ред. А. С. Мясникова, Б. С. Рюрикова, А. Т. Твардовского. М., 1965–1967.
  3. Взацкая К. Д., Кучина Т. Г. В сборнике: Инновационный потенциал молодёжи — 2017. сборник статей открытого университетского конкурсного отбора инновационных проектов молодых учёных по приоритетным направлениям науки и техники. 2017. С. 227–232.
  4. Полоцкая Э Л. Реализм Чехова и русская литература конца XIX — начала XX вв. (Куприн, Бунин, Андреев)//Развитие реализма в русской литературе. Т. З. М., 1974. С.131.
  5. Щербицкая И. В. Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 6(32) С. 83–87.
Читайте также:
Живописность и строгость бунинской прозы (по рассказам «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»): сочинение

  • А. С. Пушкин
  • А. С. Грибоедов
  • А. Н. Островский
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блок
  • А. А. Фет
  • А. П. Чехов
  • Б. Л. Пастернак
  • В. В. Маяковский
  • Г. Р. Державин
  • Д. И. Фонвизин
  • И. А. Бунин
  • И. А. Гончаров
  • И. А. Крылов
  • И. С. Тургенев
  • К. Д. Бальмонт
  • Л. Н. Толстой
  • М. А. Булгаков
  • М. А. Шолохов
  • М. В. Ломоносов
  • М. Горький
  • М. Е. Салтыков-Щедрин
  • М. И. Цветаева
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Н. В. Гоголь
  • Н. С. Гумилев
  • Н. С. Лесков
  • С. А. Есенин
  • Свободная тема
  • Сочинения по картинам
  • Ф. И. Тютчев
  • Ф. М. Достоевский
  • Автор: И. А. Бунин
  • Произведение: Чистый понедельник
  • Это сочинение списано 16 698 раз

Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении.

Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных.

Рассказ «Чистый понедельник» содержит важную мысль, что душа человека – тайна, а женская – особенно. И о том, что каждый человек ищет свой путь в жизни, часто сомневаясь, делая ошибки, и счастье – если найдет.

Бунин начинает свой рассказ с описания серого зимнего дня в Москве. К вечеру жизнь в городе оживлялась, жители освобождались от дневных забот: «…гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, – в сумраке уже было видно, как с шипением сыпались с проводов красные звезды, – оживленнее спешили по тротуарам чернеющие прохожие». Пейзаж подготавливает читателя к восприятию истории «странной любви» двух людей, пути которых трагически разошлись.

Рассказ потрясает искренностью в описании большой любви героя к своей возлюбленной. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений оставила его. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, весел, говорлив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Писатель последовательно воссоздает историю их взаимоотношений.

Образ героини окутан таинственностью. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, всю ее южную красоту. Недаром на актерском «капустнике» в Художественном театре знаменитый Качалов восторженно называет героиню Шамаханской царицей. Они были прекрасной парой, оба красивые, богатые, здоровые. Внешне героиня ведет себя вполне нормально. Принимает ухаживания возлюбленного, цветы, подарки, ездит с ним в театры, на концерты, в рестораны, но внутренний мир ее закрыт для героя. Она немногословна, но иногда высказывает мнения, которых ее друг не ждет от нее. Он почти ничего не знает о ее жизни. С удивлением герой узнает, что его возлюбленная часто посещает храмы, много знает о службах в них. В то же время говорит, что она не религиозна, а в храмах ее восхищают песнопения, обряды, торжественная духовность, какой-то тайный смысл, которого нет в суетной городской жизни. Героиня замечает, как пылает от любви ее друг, но сама не может ответить ему тем же. По ее мнению, в жены она тоже не годится. В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно.

Читайте также:
Иван Бунин. Темные аллеи. Рассказы: сочинение

В рассказе Бунин погружает читателя в атмосферу дореволюционной Москвы. Он перечисляет многочисленные храмы и монастыри столицы, вместе с героиней восхищается текстами древних летописей. Здесь же даны воспоминания и рассуждения о современной культуре: Художественный театр, вечер поэзии А. Белого, мнение о романе Брюсова «Огненный ангел», посещение могилы Чехова. Множество разнородных, иногда несовместимых явлений составляют канву жизни героев.

Постепенно тон рассказа становится все более грустным, а в конце – трагическим. Героиня приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной, уехать из Москвы. Она благодарна ему за настоящую любовь к ней, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать ее.

Герой не может поверить в реальность происходящего. Не в силах забыть любимую, он два последующих года «долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться – равнодушно, безнадежно…». Но все равно в один из похожих зимних дней он ездил по тем улицам, где они бывали вдвоем, «и все плакал, плакал…». Повинуясь какому-то чувству, герой заходит в Марфо-Мариинскую обитель и в толпе монахинь видит одну из них с глубокими черными глазами, смотрящую куда-то в темноту. Герою показалось, что смотрит она на него.

Бунин ничего не объясняет. Была ли это действительно возлюбленная героя, остается загадкой. Но ясно одно: была великая любовь, сначала осветившая, а потом перевернувшая жизнь человека.

Сочинение по рассказу Чистый понедельник Бунина

Произведение И.А. Бунина «Чистый понедельник» является отражением психологизма прозы автора. Оно олицетворяет Московскую жизнь в начале двадцатого столетия. Очень подробно Иван Алексеевич расписывает предметы того времени. Особо выделяет древние храмы Москвы, соборы, а вместе с тем – литературу современных авторов и рестораны.

В центре рассказа оказываются два человека: мужчина и женщина, автор не указывает их имен, ведь они не важны для рассказа. Мужчина в достатке, молод, обладает привлекательной внешностью. Персонаж по-настоящему любит героиню и готов сделать все, что в его силах, чтобы они были вместе. Однако, осознать, о чем же думает женщина, он не может и не пытается.

Героиня является загадочной. Ее мысли, чувства и весь образ непонятны для читателя, неоднозначны и необъяснимы. Происхождение и повседневная жизнь женщины расписаны подробно, однако, из-за недосказанностей, невозможно составить полный образ. Действия героини подобны ей, они также необъяснимы, стихийны и нелогичны.

Перед Чистым понедельником ночью женщина была с героем, утром она ушла в монастырь. Автор на протяжение всего рассказа акцентирует внимание на том, как ей некомфортно в любом месте, в котором она находится, как она несчастна и не может понять счастье людей.

День, когда героиня покидает мужчину, становится для него неким разделителем, который отделил все то, что было до него на один этап и все то, что было после – на второй. Он чувствует сверхъестественные силы и понимает то, что не мог осознать раньше. Через два года герой, прокручивая в памяти события, которые происходили ранее, будет ехать по пути их совместного путешествия, у него возникнет желание зайти в церковь Маро-Мариинской обители. Последняя встреча героев оборачивается уходом мужчины.

Любовь, так же, как и холодный разум, описаны в произведении с точностью и пронзительностью. Читателям становится обидно за героя, ведь он принимает выбор своей возлюбленной, следует ее поручениям. И даже если бы он боролся за свою любовь, все закончилось бы так же: его неудачей. Выбор девушки был сделан, и не из-за религии, а из-за желания почувствовать единство с природой, внутреннее спокойствие. Она не могла получить этого, находясь с героем, лишь монастырь давал ей все то, чего она хотела. В других рассказах Бунина любовь описывается так же: как что-то кратковременное, как некая вспышка, оставляющая после себя яркий след в душах героев.

Читайте также:
Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина 2: сочинение

Сочинение Чистый понедельник (разум и чувство и тема и любви)

Сразу выскажу своё мнение… Я думаю, что тут дело не в разуме и особых чувствах, а в предназначении человека. Возлюбленная героя просто не была создана для земной жизни. Внешне она была к ней расположена – красива, здорова, энергична, но вот внутренне ей, как я понял, всегда хотелось быть духовной. Веселье света её тяготило, она тянулась к храмам и даже кладбищам. И просто пробовала какие-то земные удовольствия, чтобы отвлечься, но в итоге духовность взяла верх.

Конечно, бывают люди с тонкой душевной организацией, как говорится. Их бросает по жизни из артистов в монахи. То они устраивают какие-то представления, пьют-гуляют, веселятся, а через месяц уехали в храм куда-нибудь на Бали. (Сейчас в монахи совсем не модно.) И после опять повторяется.

Героиня очень серьёзна. Она не бросалась из одной крайности в другую. Скорее, она сопротивлялась своим желаниям, хотя они не похожи на что-то плохое. Понятно, что они кажутся странными и её поклоннику, и людям вокруг. Они и её саму пугают – уйти от мира, стать монашкой. Она пытается пробовать вино, ходить в театры, на «капустники», хотя считает их пошлыми, общаться с разными людьми. Ей хотелось бы отказаться от своих красивых платьев, от лакомств, забавных книг. Герой отмечает, что она всюду ходит, всё пробует, но делает это, как по принуждению. После она бросает ему, что он «таскает» её по мероприятиям и ничего о ней настоящей не знает. И это так. Ему б и в голову не пришло, что она в свободный вечер ездит по храмам. Добровольно!

Её любовь сосредоточена на духовности. В некотором смысле, это чувство шире. С её стороны не было страстей, ревности, зацикленности, похоти… Она хорошо относилась к своему поклоннику, жалела его. Пошла на близость и ради него, чтобы ему было приятно, чтобы он «добился цели», мог поставить точку в их отношениях. (Она и сама попробовала, чтобы понять, от чего откажется в монастыре.)

Чувство долга? Она никому не была ничего должна. Ни общество, которое хотело бы, чтоб она стала его красивой частью, ни монастырям… Она сама выбрала. Свернула с пути, который был перед ней. А своего ухажёра, она, как можно понять из текста, воспринимала испытанием для себя.

По рассказу Чистый понедельник

Популярные сочинения

Иван Сергеевич Тургенев в своих рассказах всегда показывает нам самых различных личностей. Одни – благородные, честные, добрые. А другие – корыстные, мелочные, желчные. Таким был Антипка.

Сама природа поставила спектакль на тему: «Лето в лесу». А художник вовремя оказался в этом месте, увидел всё и запечатлел на своей картине. Лес расступился и отошёл на второй план, чтобы ярче показать нам залитую солнцем полянку

Великое творение Льва Николаевича погружает читателя в тяжелейшие годы войны. В военных сражениях участвовали бойцы с разными характерами. Когда речь заходит о героях, люди представляют себе смелых воинов

Психологизм бунинской прозы в рассказе «Чистый понедельник» И. А. Бунина: сочинение

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
      • Абрамов Ф.А.
      • Андерсен Г.Х.
      • Айтматов Ч.Т.
      • Андреев Л.Н.
      • Астафьев В.П.
      • Ахматова А.А.
      • Бабель И.Э
      • Бальмонт К.
      • Блок А.А.
      • Булгаков М.А.
      • Достоевский Ф.М.
      • Бунин И.А.
        • Антоновские яблоки
        • Господин из Сан-Франциско
        • Кавказ
        • Легкое дыхание
        • Солнечный удар
        • Суходол
        • Темные аллеи
        • Цифры
        • Чистый понедельник
      • Гоголь Н.В.
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Куприн А.И.
      • Лермонтов М.Ю.
      • Островский А.Н.
      • Пушкин А.С.
      • Солженицын А.И.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Толстой Л.Н.
      • Шолохов М.А.
      • Некрасов Н. А.
      • Тютчев Ф. И.
      • Фет А. А.
      • Маяковский В. В.
      • Есенин С.
      • Салтыков-Щедрин М. Е.
      • Карамзин Н. М.
      • Твардовский А. Т.
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку
Читайте также:
Мотив любви как солнечного удара в прозе И. А. Бунина: сочинение

Психологизм бунинской прозы в рассказе «Чистый понедельник» И. А. Бунина

Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении.

Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных.

Рассказ «Чистый понедельник» содержит важную мысль, что душа человека — тайна, а женская — особенно. И о том, что каждый человек ищет свой путь в жизни, часто сомневаясь, делая ошибки, и счастье — если найдет.

Бунин начинает свой рассказ с описания серого зимнего дня в Москве. К вечеру жизнь в городе оживлялась, жители освобождались от дневных забот: «…гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, — в сумраке уже было видно, как с шипением сыпались с проводов красные звезды, — оживленнее спешили по тротуарам чернеющие прохожие». Пейзаж подготавливает читателя к восприятию истории «странной любви» двух людей, пути которых трагически разошлись.

Рассказ потрясает искренностью в описании большой любви героя к своей возлюбленной. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений оставила его. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, весел, говорлив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Писатель последовательно воссоздает историю их взаимоотношений.

Образ героини окутан таинственностью. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, всю ее южную красоту. Недаром на актерском «капустнике» в Художественном театре знаменитый Качалов восторженно называет героиню Шамаханской царицей. Они были прекрасной парой, оба красивые, богатые, здоровые. Внешне героиня ведет себя вполне нормально. Принимает ухаживания возлюбленного, цветы, подарки, ездит с ним в театры, на концерты, в рестораны, но внутренний мир ее закрыт для героя. Она немногословна, но иногда высказывает мнения, которых ее друг не ждет от нее. Он почти ничего не знает о ее жизни. С удивлением герой узнает, что его возлюбленная часто посещает храмы, много знает о службах в них. В то же время говорит, что она не религиозна, а в храмах ее восхищают песнопения, обряды, торжественная духовность, какой-то тайный смысл, которого нет в суетной городской жизни. Героиня замечает, как пылает от любви ее друг, но сама не может ответить ему тем же. По ее мнению, в жены она тоже не годится. В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно.В рассказе Бунин погружает читателя в атмосферу дореволюционной Москвы. Он перечисляет многочисленные храмы и монастыри столицы, вместе с героиней восхищается текстами древних летописей. Здесь же даны воспоминания и рассуждения о современной культуре: Художественный театр, вечер поэзии А. Белого, мнение о романе Брюсова «Огненный ангел», посещение могилы Чехова. Множество разнородных, иногда несовместимых явлений составляют канву жизни героев.

Постепенно тон рассказа становится все более грустным, а в конце — трагическим. Героиня приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной, уехать из Москвы. Она благодарна ему за настоящую любовь к ней, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать ее.

Герой не может поверить в реальность происходящего. Не в силах забыть любимую, он два последующих года «долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно…». Но все равно в один из похожих зимних дней он ездил по тем улицам, где они бывали вдвоем, «и все плакал, плакал…». Повинуясь какому-то чувству, герой заходит в Марфо-Мариинскую обитель и в толпе монахинь видит одну из них с глубокими черными глазами, смотрящую куда-то в темноту. Герою показалось, что смотрит она на него.

Читайте также:
Роль пейзажа в произведениях Бунина: сочинение

Бунин ничего не объясняет. Была ли это действительно возлюбленная героя, остается загадкой. Но ясно одно: была великая любовь, сначала осветившая, а потом перевернувшая жизнь человека.

Анализ «Чистый понедельник» Бунин

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 962.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 962.

Рассказ великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник» входит в его выдающуюся книгу любовных новелл «Тёмные аллеи». Как и все произведения этого сборника, это рассказ о любви, несчастной и трагичной. Предлагаем литературоведческий анализ произведения Бунина. Материал может быть использован для подготовки к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Чистый понедельник.

Год написания – 1944 г.

История создания – Исследователи творчества Бунина считают, что поводом для написания «Чистого понедельника», для автора стала его первая любовь.

Тема – В «Чистом понедельнике» ясно прослеживается основная мысль рассказа – это тема отсутствия смысла жизни, одиночество в обществе.

Композиция – Композиционно произведение делится на три части, в первой из них происходит знакомство с героями, вторая часть посвящена событиям православных праздников, и самая короткая третья – развязка сюжета.

Жанр – «Чистый понедельник» относится к жанру «новелла».

Направление – Неореализм.

История создания

Писатель эмигрировал во Францию, это отвлекло его от неприятных моментов в жизни, и он плодотворно работал над своим сборником «Тёмные аллеи». По мнению исследователей, в рассказе Бунин описывает свою первую любовь, где прототипом главного героя является сам автор, а прототипом героини – В. Пащенко.

Сам Иван Алексеевич считал рассказ «Чистый понедельник» одним из лучших своих творений, и в своем дневнике вознес хвалу Богу, за то, что он помог ему создать это великолепное произведение.

Такова краткая история создания рассказа, год написания – 1944, первая публикация новеллы была в «Новом журнале» в городе Нью – Йорке.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых крутых –

Проводя анализ произведения «Чистый понедельник», выявляем, что основная тема новеллы любовь. Произведение посвящено теме подлинной любви, настоящей и всепоглощающей, также в произведении раскрывается проблема непонимания героями друг друга.

Двое молодых людей полюбили друг друга: это прекрасно, так как любовь толкает человека на благородные поступки, благодаря этому чувству человек находит смысл жизни. Проблематика новеллы Бунина состоит в том, что любовь трагична, а главные герои не понимают друг друга. Героиня нашла для себя божественное откровение, она очистилась духовно, найдя свое призвание в служении Богу, и ушла в монастырь. В ее понимании любовь к божественному оказалась сильнее любви к своему избраннику. Она вовремя поняла, что, соединив свою жизнь брачными узами с героем, она не получит полного счастья. Её духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности, у героини более высокие нравственные цели. Сделав свой выбор, она ушла от мирской суеты, отдавшись служению Богу.

Герой любит свою избранницу, любит искренне, но он не в силах понять метаний её души. Он не может найти объяснения её безрассудным и взбалмошным поступкам. В рассказе Бунина героиня выглядит более живым человеком, она хоть как – то, методом проб и ошибок, ищет свой смысл жизни. Она мечется, кидается из крайности в крайность, но в конце концов находит свой путь.

Главный герой же на протяжении всех этих отношений просто остается сторонним наблюдателем. У него фактически нет никаких стремлений, ему удобно и комфортно всё, когда любимая рядом. Он не может понять её мыслей, скорее всего, он и не делает попыток, чтобы понять. Он просто принимает всё то, что делает его избранница, и ему этого достаточно. Отсюда следует вывод, что каждый человек имеет право выбора, какой бы он ни был. Главное для человека – определиться, что ты, кто и к чему идёшь, и не стоит оглядываться по сторонам, боясь, что кто – то осудит твоё решение. Уверенность в себе и в своих собственных силах помогут найти верное решение и сделать правильный выбор.

Читайте также:
Психологические этюды в творчестве Бунина: сочинение

Композиция

Творчество Ивана Алексеевича Бунина включает в себя не только прозу, но и стихи. Сам Бунин считал себя поэтом, что особенно чувствуется в его прозаическом произведении «Чистый понедельник». Его выразительные художественные средства, необычные эпитеты и сравнения, разнообразные метафоры, его особый поэтический стиль повествования придают этому произведению легкость и чувственность.

Большой смысл произведению придает само название рассказа. Понятие «чистый», говорит об очищении души, а понедельник – это начало нового. Символично то, что кульминация событий происходит в этот день.

Композиционно рассказ состоит из трех частей. В первой части представляются герои, их взаимоотношения. Мастерское использование выразительных средств придает глубокую эмоциональную окраску образу героев, их времяпровождению.

Вторая часть рассказа в основном построена на диалогах. В этой части автор подводит читателя к самой идее рассказа. Писатель говорит здесь о выборе героини, об её мечтах о божественном. Героиня высказывает своё потаённое желание оставить роскошную светскую жизнь и удалиться в сень монастырских стен.

Кульминационным моментом является ночь после чистого понедельника, когда героиня решительно настроена стать послушницей и происходит неизбежная разлука героев.

Третья часть – развязка действия. Героиня нашла свою цель жизни, она служит в монастыре. Герой после разлуки с любимой два года вёл беспутную жизнь, погрязая в пьянстве и разгуле. Со временем он приходит в себя и ведёт тихую, спокойную жизнь, в полном равнодушии и безразличии ко всему. Однажды судьба даёт ему шанс, он видит свою возлюбленную среди послушниц божьего храма. Встретившись с ней взглядом, он разворачивается и уходит. Кто знает, может, он понял всю бессмысленность своего существования и отправился к новой жизни.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Чистого понедельника».

Произведение Бунина написано в новеллистическом жанре, которому присущ крутой поворот событий. В данном рассказе так и происходит: главная героиня меняет свое мировоззрение, и резко порывает со своей прошлой жизнью, меняя ее самым коренным образом.

Новелла написана в направлении неореализма, но написать о любви такими словами, мог только великий русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин.

Конспект урока литературы в 11 классе “И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы”
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

ЦЕЛИ: Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа..

ЗАДАЧИ: формулирование выводов; выявление причинно-следственных связейВыявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока литературы в 11 классе “И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» б 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

ЦЕЛИ : Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа..

ЗАДАЧИ : формулирование выводов; выявление причинно-следственных связейВыявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси. ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.
  1. Готовность к уроку.
  2. Сообщение целей урока.
  1. Проверка домашнего задания.

1. Отправимся вслед за героями в Москву.

  • Экскурсия от имени героя

«Каждый вечер я возил ее обедать в “Прагу”, в “Эрмитаж”, в “Метрополь”, после обеда в театры, на концерты, а там к “Яру”, в “Стрельну”. »

  • По какой Москве, древней или современной героям, мы путешествовали?
  • Экскурсия от имени героини
  • Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.
  • Как можно назвать экскурсию от имени героини? «Древняя святая Москва»
  1. Выяление психологизма и особенностей «внешней изобразительности» бунинской прозы
  1. Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя.

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности – внутренний мир героини – свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»).

  1. Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?
  2. О каких религиозных праздниках идёт речь в рассказе?

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после Масленицы.

Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту.

Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

  1. Символично ли название рассказа ?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни. Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную

  1. Интерпретация темы любви в романе.
  1. Многие чувства и эмоции, переживаемые человеком очень трудно уловить и подробно описать. И, пожалуй, самым неуловимым чувством, которым пронизана книга Бунина «Темные аллеи», является ЛЮБОВЬ.
  2. По какому же принципу в книге объединены рассказы? (Все показывают многоликую любовь с разных сторон).
  3. А теперь давайте подумаем, какие лики любви предстают перед нами в рассказе «Чистый понедельник» . В начале рассказа перед нами урбанистический пейзаж Москвы. «Темнел московский серый зимний день мутно чернеющие прохожие» . В чем особенность данного пейзажа? За пейзажем следует описание состояния влюбленного человека: «Чем все должно кончиться часом, проведенным возле нее» . Это тоже импрессионистское описание.
  4. Как бы вы назвали такое состояние? (Смятение . Ученики записывают слово любовь, отводят от него стрелки, под каждой из которых пишут какое-либо состояние).
  5. А почему описанию смятения предшествует пейзаж? (Это не новый прием в литературе, с помощью пейзажа раскрывается состояние героя ).
  6. Это не единственный пример соседства пейзажа и душевного состояния героя в рассказе. «За одним окном остывал от горячего дурмана». Как вы бы назвали этот лик любви? (Страсть, дурман ).
  7. Почему перед сценой страсти упоминается храм Христа Спасителя, мы ответим потом.
  8. «И опять весь вечер мы говорили больше не заговаривал о браке» (Любовь – семейное счастье).
  9. «Вот все говорил, что я мало о нем думаю моргает ее мокрая ресница» (Любовь – нежность) .
  10. «И вот одна из идущих посередине тихо вышел из ворот » (Любовь – тоска, ностальгия) .
  11. Мы не случайно с вами обратились к рассказу «Чистый понедельник», потому что, как вы видите, любовь здесь предстает очень многоликой. Но обратите внимание на название рассказа.
  12. Перед каким православным событием наступает чистый понедельник? (Перед Великим Постом).
  13. Почему именно в этот день расстаются герои? (Это говорит о святости их отношений).
  1. Заключительное слово учителя.

В рассказе упоминается Храм Христа Спасителя, звучат отрывки из молитв и житий, дается картина крестного хода. Именно СВЯТОСТЬ берет под общий знаменатель страсть, нежность, смятение и помогает обрасти человеческим отношениям лик любви.

  1. Домашнее задание:
  2. Отметить в рассказе изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, антитезу оксюморон (От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов. «Толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)»). ,
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: