Смысл названия и проблематика одного из: сочинение

Сочинение на тему: Смысл названия и проблематика рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Смысл названия и проблематика рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Александр Иванович Куприн — один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является рассказ «Гранатовый браслет», в котором автор раскрывает проблему, которая остается актуальной и в наши дни. С самого начала рассказа мы можем увидеть некое зловещее предзнаменование будущих событий. Отвратительная погода, заставляющая перебираться людей в город, сменяется тихими и безоблачными днями, несущими некоторое спокойствие и комфорт в душе главной героини рассказа Веры Николаевны. Именно в день своих именин героиня получает неожиданный подарок — золотой браслет, покрытый пятью небольшими гранатами. Повернув его перед огнем электрической лампы, она с тревогой почувствовала сходство алых камней в браслете с кровью. Этот дорогой подарок княгине сделал ее тайный поклонник — чиновник контрольной палаты Желтков. Он не имел знатного происхождения, но его чувства к Вере Николаевне были настолько искренны, что он подарил вещь, которая была в его семье реликвией и много значила для него. Но любовь Желткова к героине безответна и даже трагична. На именинах муж Веры Николаевны Василий Львович в своей карикатуре осмеивает чувства неизвестного. Но княгиня не обращает на такие насмешки внимания, не воспринимая всерьез происходящее с ней. Мне кажется, что в рассказе есть единственный герой, способный понять все те чувства, которые испытывает Желтков. Этот герой — генерал Яков Михайлович Аносов. В произведении он выражает мысли Куприна о любви. «А где же любовь — то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»?Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость…Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!». После именин героиня решила проводить дедушку до экипажа. И только он думает, что эта история с поклонником Веры — это»…такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». В рассказе кульминационной сценой является сцена прощания Веры и Желткова. Этот момент является не только накалом сюжетным, но и психологическим. Когда героиня пришла в комнату своего поклонника, то она увидела умиротворенное и важное выражение на лице Желткова. Именно тогда она поняла, что любовь этого «маленького человека» — это та любовь, о которой мечтает каждая женщина прошла мимо нее. И слова генерала Аносова о вечной и исключительной любви оказались пророческими. Мне кажется, что гранатовый браслет — это не просто подарок, превернувший жизнь Веры Николаевны. Это символ всего самого чистого и святого, что было в жизни героя и что он решил отдать своему любимому человеку. Именно это и было величайшим подвигом Желткова, совершенным ради любви. Финальной сценой в рассказе является прослушивание Верой Николаевной второй части сонаты Бетховена. Героиня размышляла над тем, что случилось с ней за последние дни, и в ее мыслях всплыли строки из Библии. В этот момент она понимает все чувства и переживания Желткова. Мне кажется, что именно тогда княгиня осознала, сто безответная и трагическая любовь изменила не только жизнь чиновника, но и ее собственную, открыв душу и сердце героини для проникновения в них новых эмоций и чувств.
Таким образом, прочитав рассказ «Гранатовый браслет», я поняла, сто Куприн — это не только талантливый писатель, но и мастер слова. В произведении, написанном в 1911 году, он раскрывает такие проблемы, которые существуют и в наши дни. Это проблемы долга, чести, совести и, конечно, истинной любви. В рассказе мы можем видеть, что любовь — это не просто вспышка, оставшиеся в памяти героев. Любовь, по мнению Куприна, это самоотверженность, честность и самое главное подвиг, который может сделать не каждый и который достоин не только уважения, но и восхищения в лицах тех, кто сам не испытывал это чувство и кто не смог удержать его в своем сердце и душе.
.

Читайте также:
Краткий обзор произведений Бунина: сочинение

Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А. Бунина

Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

Ивана Бунина называют продолжателем классических традиций русской литературы. И это в атмосфере нового нарождающегося искусства начала 20-го века! Как же это было возможно, где он нашел силы и самоотверженность на такой смелый шаг? Ведь тех, кто не отвечал требованиям социалистической литературы, подвергали гонениям, запрещали печатать. Ответ прост: Бунин эмигрировал во Францию, и уже там, в атмосфере полной отчужденности от родины, предавался воспоминаниям о своей прошлой жизни в дореволюционной России. Никто в другой стране не мог ему запретить писать так, как он того хотел.
Так родился один из самых поразительных сборников в русской литературе – «Темные аллеи». Все его рассказы посвящены исключительно теме любви, причем, не только её духовной стороне, но и, прежде всего, чувственной.
Бунин смог создать хрустальный, невесомый эротический образ женщины («Галя Ганская», «Генрих» и другие). Причем сделал он это настолько мастерски, что даже самые придирчивые в вопросах морали читатели не могли упрекнуть его в пошлости. В этом великая заслуга Бунина. Но любовь, описанная в его цикле «Темные аллеи», не столь однозначна. Как настоящий писатель, знаток человеческой души, Бунин попутно затрагивал и многие другие стороны человеческой жизни.
В частности, интересен его рассказ «Красавица». Это произведение относится к разработанному Буниным жанру коротких рассказов бытового, психологического и философского содержания. Писатель создал целую серию таких миниатюр.
«Красавица» – это маленький, на одну страничку, шедевр, наполненный драматизмом. Это история семилетнего мальчика, которого «спокойно возненавидела красавица-мачеха», и живой, ласковый ребенок вынужден затаиться в собственном доме, стать как бы несуществующим.
В мировой литературе немало произведений, основанных на подобных сюжетах, начиная с классической сказки Ш.Перро «Золушка». Однако в этом бунинском рассказе на первое место выходит безнаказанность зла.
В повествовании автор подчеркнуто холоден, он не дает своих оценок, никого не обвиняет, не раскрывает внутренних мотивов героев, но каждая строчка пропитана горестью. Это произведение больше похоже на цикл фотографий без подписи, ведь и так все понятно…
«И вот красавица спокойно возненавидела его мальчика от первой… Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии слово сказать…» – так автор описывает действие. При этом душа Ивана Бунина, и читатель чувствует это, полностью открыта для понимания человеческой боли. И что бы не перейти на крик, он внешне безучастен, сдержан, когда повествует о трагической истории маленького человека.
А между тем, рассказ, в котором главный герой – мальчик, называется «Красавица». Что же хотел подчеркнуть автор этим заголовком? А в этом заголовке и есть вся та боль, которую испытывает автор, говоря о судьбе брошенного ребенка.
Действительно, можно ли назвать красавицей женщину, которая унижает мужа, бесчеловечно относится к ребенку? Да, она красива, все у нее гармонично: и лицо, и фигура, и одежда, но. В человеке все должно быть прекрасно – и душа, и мысли. А вот как раз души-то в «красавице» не было.
Вот тут-то мы начинаем понимать, что название рассказа содержит в себе иронию, сарказм, что героиня вовсе не красива, а, скорее, безобразна. И мы все едины во мнении, что помимо внешней красоты у человека должна быть красота внутренняя. И она главнее, важнее, нужнее, чем внешность. И если даже в повседневной жизни мы порой это забываем, то писатель ставит нас в такие условия, где не согласится с ним просто невозможно.
Тогда вспоминаешь слова Достоевского, который сказал, что «красота спасет мир, добра бы только была». А эта красота не добра, она не сеет разумное, доброе, вечное. Читатель не знает причин её холодности и расчетливости, но можно догадаться, что связано это с тем, что она общепризнанная красавица. Она избалована вниманием окружающих, и поэтому, видимо, стала эгоисткой.
Хотя в название рассказа и вынесена эта героиня, не она заботит читателя. Все внимание приковано к этому маленькому изгою. И, пожалуй, «львиная часть» негодования и презрения обрушивается не на голову новой жены, а на отца мальчика. Конечно, жаль его, ведь он такой бесхарактерный. Но забыть сына, перестать обращать на него внимание. Как это возможно? Дети так беспомощны и доверчивы, и полностью зависят от взрослых. Они погибнут без тепла и ласки, они еще не умеют о себе позаботиться. И ладно бы, если мальчик был бы злым и капризным, а ведь он чуткий и общительный! Мне так жаль его! Ведь он всего лишь ребенок, и не достоин такого обращения с собой, он ничего плохого никому не сделал, разве он виноват, что его мама умерла?
Быть эгоистом и не заботиться о ближних противоречит законам природы и общества. Мы в ответе за тех, кто находится с нами рядом, тем более, за маленьких детей. Бунин в рассказе «Красавица» очень отчетливо и поучительно показал это.

Читайте также:
Иван Бунин. Темные аллеи. Рассказы: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А. Бунина

Ивана Бунина называют продолжателем классических традиций русской литературы. И это в атмосфере нового нарождающегося искусства начала 20-го века! Как же это было возможно, где он нашел силы и самоотверженность на такой смелый шаг? Ведь тех, кто не отвечал требованиям социалистической литературы, подвергали гонениям, запрещали печатать. Ответ прост: Бунин эмигрировал во Францию, и уже там, в атмосфере полной отчужденности от родины, предавался воспоминаниям о своей прошлой жизни в дореволюционной России. Никто в другой стране не мог ему запретить писать так, как он того хотел.
Так родился один из самых поразительных сборников в русской литературе – «Темные аллеи». Все его рассказы посвящены исключительно теме любви, причем, не только её духовной стороне, но и, прежде всего, чувственной.
Бунин смог создать хрустальный, невесомый эротический образ женщины («Галя Ганская», «Генрих» и другие). Причем сделал он это настолько мастерски, что даже самые придирчивые в вопросах морали читатели не могли упрекнуть его в пошлости. В этом великая заслуга Бунина. Но любовь, описанная в его цикле «Темные аллеи», не столь однозначна. Как настоящий писатель, знаток человеческой души, Бунин попутно затрагивал и многие другие стороны человеческой жизни.
В частности, интересен его рассказ «Красавица». Это произведение относится к разработанному Буниным жанру коротких рассказов бытового, психологического и философского содержания. Писатель создал целую серию таких миниатюр.
«Красавица» – это маленький, на одну страничку, шедевр, наполненный драматизмом. Это история семилетнего мальчика, которого «спокойно возненавидела красавица-мачеха», и живой, ласковый ребенок вынужден затаиться в собственном доме, стать как бы несуществующим.
В мировой литературе немало произведений, основанных на подобных сюжетах, начиная с классической сказки Ш.Перро «Золушка». Однако в этом бунинском рассказе на первое место выходит безнаказанность зла.
В повествовании автор подчеркнуто холоден, он не дает своих оценок, никого не обвиняет, не раскрывает внутренних мотивов героев, но каждая строчка пропитана горестью. Это произведение больше похоже на цикл фотографий без подписи, ведь и так все понятно…
«И вот красавица спокойно возненавидела его мальчика от первой… Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии слово сказать…» – так автор описывает действие. При этом душа Ивана Бунина, и читатель чувствует это, полностью открыта для понимания человеческой боли. И что бы не перейти на крик, он внешне безучастен, сдержан, когда повествует о трагической истории маленького человека.
А между тем, рассказ, в котором главный герой – мальчик, называется «Красавица». Что же хотел подчеркнуть автор этим заголовком? А в этом заголовке и есть вся та боль, которую испытывает автор, говоря о судьбе брошенного ребенка.
Действительно, можно ли назвать красавицей женщину, которая унижает мужа, бесчеловечно относится к ребенку? Да, она красива, все у нее гармонично: и лицо, и фигура, и одежда, но. В человеке все должно быть прекрасно – и душа, и мысли. А вот как раз души-то в «красавице» не было.
Вот тут-то мы начинаем понимать, что название рассказа содержит в себе иронию, сарказм, что героиня вовсе не красива, а, скорее, безобразна. И мы все едины во мнении, что помимо внешней красоты у человека должна быть красота внутренняя. И она главнее, важнее, нужнее, чем внешность. И если даже в повседневной жизни мы порой это забываем, то писатель ставит нас в такие условия, где не согласится с ним просто невозможно.
Тогда вспоминаешь слова Достоевского, который сказал, что «красота спасет мир, добра бы только была». А эта красота не добра, она не сеет разумное, доброе, вечное. Читатель не знает причин её холодности и расчетливости, но можно догадаться, что связано это с тем, что она общепризнанная красавица. Она избалована вниманием окружающих, и поэтому, видимо, стала эгоисткой.
Хотя в название рассказа и вынесена эта героиня, не она заботит читателя. Все внимание приковано к этому маленькому изгою. И, пожалуй, «львиная часть» негодования и презрения обрушивается не на голову новой жены, а на отца мальчика. Конечно, жаль его, ведь он такой бесхарактерный. Но забыть сына, перестать обращать на него внимание. Как это возможно? Дети так беспомощны и доверчивы, и полностью зависят от взрослых. Они погибнут без тепла и ласки, они еще не умеют о себе позаботиться. И ладно бы, если мальчик был бы злым и капризным, а ведь он чуткий и общительный! Мне так жаль его! Ведь он всего лишь ребенок, и не достоин такого обращения с собой, он ничего плохого никому не сделал, разве он виноват, что его мама умерла?
Быть эгоистом и не заботиться о ближних противоречит законам природы и общества. Мы в ответе за тех, кто находится с нами рядом, тем более, за маленьких детей. Бунин в рассказе «Красавица» очень отчетливо и поучительно показал это.

Читайте также:
Анализ рассказа И.А.Бунина Господин из Сан-Франциско.: сочинение

Сочинение: Смысл названия и проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

В названии романа Ивана Сергеевича Тургенева отражена основная проблематика всего произведения — конфликт по­колений «отцов» и «детей», вечный неразрешимый кон­фликт прошлого и приходящего ему на смену будущего. В романе этот конфликт выражен в столкновении двух миро­воззренческих позиций: позиции абсолютного отрицания любых авторитетов, которую занимает Евгений Базаров, и позиции «принципа», которую занимает Павел Петрович Кирсанов.

Суть позиции П.П. Кирсанова сложно сформулировать в нескольких словах. Во-первых, Павел Петрович является представителем поколения «отцов», он дворянин, джентль­мен «до мозга костей», военный, вышедший в отставку, с безупречными манерами и тонким вкусом. Павел Петрович из тех, кто предпочитает старое новому, он любит Англию и английский стиль жизни за то, что там умеют хранить тради­ции. Традиционность, постоянство — те качества, что обес­печивают иллюзию незыблемости существования, и это под­тверждает его, Павла Петровича, право занимать то место в жизни, которое он имеет. Страх перед новизной объясняется боязнью потерять все, отчасти это страх аристократии перед плебеями, которые разрушили бы ее цивилизацию, основан­ную на законах иерархии. Но это только одно из всех воз­можных объяснений резкой неприязни Павла Петровича к молодому другу племянника.

«Нигилизм» Базарова есть не только откровенное неува­жение Кирсанова, это еще позиция эстетической глухоты. В одном из споров Павел Петрович возмущается, неужели от­рицание Базарова распространяется и на природу, и на по­эзию, и «страшно вымолвить еще на что», — Базаров невоз­мутимо отвечает: «на все». Именно это спокойствие, незыб­лемая уверенность в собственной правоте и смущают Павла Петровича, подверженного сомнению и определенного рода нерешительности. Страх оказаться под властью таких новых людей, которые внесли бы в эстетически насыщенную жизнь, выстроенную по законам высокой нравственности и чести, строго иерархичную изначально, разрушительный в данном случае принцип равенства, заставляет Павла Петро­вича ввязываться в дискуссии в целях отстоять старый мир «отцов».
[sms]

Однако Базаров не торопится разубеждать старого Кирса­нова в неправильности его позиции, он не старается склонить кого-либо на свою сторону, он даже «неохотно» отвечает на нападки Павла Петровича. Все это еще больше раззадоривает Кирсанова, который чувствует безотчетный страх перед этой, еще неведомой ему убежденностью. Базаров действует по праву силы, которая, по его мнению, решает все. В отри­цании Базарова нет революционности как таковой, здесь от­рицается лишь вера, принципиальная возможность верова­ния во что бы то ни было. Его равенство — не братство, но возможность каждому принимать решения исходя из собст­венного опыта, руководствуясь лишь собственными жела­ниями и потребностями. Возможно, подсознательно герой требует большей свободы выбора в строго детерминирован­ном мире. Но нигилизм в данном случае не какая-то полити­ческая программа, не план действий по изменению мира. Ба­заров настолько идеалист и романтик, насколько он идеа­лизм и романтизм презирает.

Читайте также:
Лирика Бунина (отзыв): сочинение

В действиях героя нет ничего, что касалось бы конкретно Павла Петровича, и его кажущееся пренебрежение есть всего лишь невнимание к абсолютно ненужному «предмету», ка­ким является Кирсанов для Базарова. Лягушки интересуют Евгения много больше, так как от них больше пользы. Имен­но степенью полезности предлагает нигилист оценивать и мотивировать все действия. Это уже после духовного слома, после трагедии свой несчастной любви Базаров признается, что человек действует в силу «ощущения». Но в споре с Пав­лом Петровичем он предлагает уделять внимание лишь фак­там, материальной стороне жизни, отвергая глупый «роман­тизм».

Стремление Базарова к новой жизни оправдывается и его происхождением, и его характером. Бунтарь по натуре, он восстает против любого несовершенства мира; не прощая уродства настоящего и не примиряясь с ним, Базаров, одна­ко, имеет весьма скромное представление о будущем. Одно он знает наверняка: старый мир настолько безобразен, что не­возможно построить ничего нового, не разрушив до основа­ния старое. Знаменитое «сначала надо место расчистить» в данном случае не легкомысленное заявление. Базаров дейст­вительно не представляет, что будет дальше, он просто верит, что кому-то удастся создать мир мудрее и прекраснее, мир, в котором не будет места ни глупости, ни злобе — этим «болез­ням общества», мир, в котором различия будут просто не Нельзя с уверенностью сказать, отрекается ли Базаров в конце романа от своих убеждений, проигрывает ли новое по­коление старому в умении жить.

Павел Петрович так же про­играл жизни, как и Базаров. А в выигрыше остались отец и сын Кирсановы, сумевшие принять правила этого странного мира, органически совпавшие с ним в стремлении к любви. Обретя смысл жизни в семейном счастье, в тихом благопо­лучном существовании, они не терзаются извечными вопро­сами, не решают глобальных проблем бытия. Жизнь «галки» не претит им своей кажущейся духовной ограниченностью. Возможно, именно такая жизнь намного богаче жизни по теории, так как она дает возможность нахождения гармо­ничного варианта сосуществования с миром.

Итак, роман задает по крайней мере два ракурса рассмот­рения проблемы конфликта поколений. С одной стороны, можно рассматривать столкновение нигилизма и традицио­нализма, сущность противостояния которых раскрывается в спорах Базарова с Павлом Петровичем. С другой стороны, и это углубляет проблематику романа, можно говорить о том, что в каждом поколении находятся те, кто восстает против существующего порядка жизни, кто нарушает установлен­ные свыше правила и неизменно проигрывает.

Сочинение на тему: Смысл названия и проблематика романа “Отцы и дети”

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 01.03.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Читайте также:
Русская деревня в изображении И. А.Бунина: сочинение

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Иван Сергеевич Тургенев – один из самых замечательных писателей XIX века. В произведениях Тургенева, как и у других писателей, нашли отражение важнейшие вопросы политической и общественной жизни своего времени. Сам Тургенев не присоединился ни к революционерам “Разнохина”, ни к консерваторам. Тургенев был ближе всех к либералам и тем, кто ненавидел крепостное право. И Тургенев очень ярко показывает эту ненависть во всех своих работах. Одной из важнейших особенностей его работы является желание понять все, что происходит в его стране. Очень ярким романом, отражающим определенный период в исторической жизни России, является роман “Отцы и сыновья”, написанный в 1861 году.

Роман “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году. Название романа наводит на мысль о том, что вечный вопрос противоречий между поколениями решен, но на самом деле автора волнует нечто совершенно иное. Отцы и дети – это те, кто живет мыслями прошлого поколения, и новые люди, которые пришли, чтобы сломать консервативную структуру жизни. В романе Тургенев пытается понять цели и мировоззрение этого нового человека, разночинца по рождению, демократа по политическим взглядам, понять и определить, в чем смысл его поисков. Но многие вопросы Тургеневу непонятны и поэтому не находят в романе однозначных ответов. “Отец и ребенок” – это роман о борьбе мировоззрений двух политических и социальных групп: старой либеральной аристократической интеллигенции и интеллигенции новой, революционно-демократической, разначинной. Только разначинный демократ Базаров принадлежит к лагерю “детей”, все остальные, в том числе младший Аркадий и еще младшая Катя, принадлежат к лагерю “отцов”.

Роман построен таким образом, что главный герой оказывается в враждебной для него среде. Мы не видим Базарова рядом с его соратниками, мы не видим его в большой общественной работе, в битве. Мы видим его окруженным доминирующим, враждебным обществом, резко контрастирующим с ним. В полном контрасте с Базаровым – образ Павла Петровича Кирсанова. Сюжет романа основан на этом контрасте. Роман полон мелких и больших столкновений между Базаровым и Павлом Петровичем, борьбы за жизнь и смерть между двумя враждебными классами.

Читая роман, мы чувствуем симпатию автора к главному герою. От мелких до крупных споров, от споров за чайным столом до дуэлей, Базаров всегда выходит победителем. Мы видим его моральное превосходство, его силу воли, его привязанность к народу, его принципиальную убежденность.

В конце романа Базаров умирает. Его смерть случайна по сюжету романа, но не случайна с точки зрения автора. Тургенев считает, что такие люди для России преждевременны, что реального дела для Базарова пока нет.

Но велика заслуга Тургенева в том, что ему удалось сохранить в романе дух эпохи, показать суть борьбы революционных демократов с консерваторами.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Поэзия Бунина — “живопись словом”

Школьное сочинение

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами —

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова “в том плодородном Подстепье”, где, как писал он сам, “образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым”. Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными “богами” в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

Читайте также:
Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»: сочинение

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, “бунинское”, звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, “чувственного, вещественного, из чего создан мир”, достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

Уже весь голый, легкий и ветвистый.

. Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении “Листопад” создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в “серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь”, — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе “Золотое дно”, восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: “А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. “

Читайте также:
Психологические этюды в творчестве Бунина: сочинение

В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: “Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость. ” (“Деревня”). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: “На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос. ” (“Деревня”). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: “Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде” (“Деревня”).

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Читайте также:
Психологизм бунинской прозы в рассказе «Чистый понедельник» И. А. Бунина: сочинение

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Читайте также:
Пейзаж и портрет в прозаических произведениях Бунина: сочинение

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Читайте также:
Анализ книги рассказов Бунина «Темные аллеи»: сочинение

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: