Смысл названия цикла рассказов «Темные аллеи» и «Суходол» Бунина: сочинение

Темные аллеи в творчестве и. А. Бунина. Смысл названия и проблематика цикла иван Алексеевич Бунин (1870-1953) один из крупнейших мастеров новеллы в современной

ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. БУНИНА. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ И ПРОБЛЕМАТИКА ЦИКЛА

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) – один из крупнейших мастеров новеллы в современной русской литературе и выдающийся поэт. Не случайно книга рассказов, написанных во время второй мировой войны, в изгнании, в окупированной Франции, названа «Темные аллеи» (1937-1945 г). В него вошли тридцать восемь рассказов. Любимую книгу Бунина не случайно называют книгой любви, но любовь видится автору в трагической обреченности или недолговечности. Это связано с мироощущением писателя, с восприятием им драматичности окружающей жизни.

Сборник рассказов «Темные аллеи», ставший вершиной позднего творчества писателя. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», – писал Бунин в одном из писем. Любовь в его прозе как таинственная стихия – внезапна, откровенна и почти всегда трагична. Рождение этой книги явилось для Бунина подтверждением той великой, Божественной силы искусства, которая способна противостоять самым тяжким потрясениям современности.

Темные аллеи произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях возвышенная страсть, вполне заурядные влечения, романы от нечего делать, животные проявления страсти. В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу. А это для Бунина не менее прекрасно и притягательно.

Часто исследователи И.А. Бунина в своих объяснениях смысла заглавия сборника ссылаются на самопризнание автора. Заглавие книги сообщает какие-то импрессионистические черты и книге в целом, и отдельным ее рассказам. Таков, например, рассказ, с «темным» названием «Смарагд». В нем очень простой сюжет, а точнее, и сюжета-то никакого нет. Есть только коротенький диалог Его и Ее и описание вечернего неба. Слово «смарагд» в переводе на русский означает изумруд, именно так назван изумруд в Апокалипсисе, где описывается Небесный Град Иерусалим после событий Страшного Суда. Ведь благодаря смарагду, название становится метонимическим: по названию камня в стене Небесного Града названо состояние героини – влюбленность и отражение этого состояния в небесном пейзаже и наоборот (небесным пейзажем определяется душевное состояние героини). Бунинский рассказ так и построен: герои не говорят о любви, они говорят о небе, о красках неба, а получается, что о любви, и каждый выражает себя через «понимание» неба. Так сталкиваются два диаметрально противоположных представления о любви. Для нее любовь – небо, рай, для него – земное, плоть, «праздник плоти. » Ведь это она называет цвет неба «смарагд» или «яхонт», а он иронизирует над ней, стремящейся свое возвышенное чувство выразить возвышенным словом. В ответ на ее слова, приведенные выше, он смеется: «И золотые груши на вербе».

Этот рассказ не зря включен И.А. Буниным во вторую часть «Темных аллей». Во-первых, потому, что открывается рассказ потрясающим пейзажем: «Ночная синяя чернота неба. луна плывет, и близ нее, вместе с ней льется золотая слеза звезды» (метафорические эпитеты апокалиптического пейзажа). И этот пейзаж отражен в ее душе: «прикусив губу, она удерживает слезы». Легко представить и такое небо, и такое состояние человека, и в этом есть тот самый реализм, о котором пишут исследователи, но в этом и особенная бунинская поэтичность, «петраркизм и лаурность», как он сам о себе говорил. «Золотая слеза звезды» вписана по контрасту в темное небо: в пейзаже все так, как в бунинском представлении о любви.

И этот рассказ, как и все рассказы «Темных аллей», о том, что любовь – такой редкий дар, который выпадает не на целую жизнь, а на миг, она драгоценней всех богатств мира. Но разве можем мы понять это, когда Господь посылает нам ее? Герой вслед героине, убегающей от него, говорит: «Глупа до святости!» В «Смарагде» заключена общая для всех рассказов книги идея: жизнь быстротечна, счастливое время молодости, когда видишь ярче, чувствуешь острее, проходит слишком быстро.

В «Темных аллеях», которые сам Бунин считал наиболее совершенным своим созданием, поистине совершенства достигает бунинское искусство стилиста: выразительность чувственной детали, оригинальность психологизма – умение передать душевное состояние персонажа в образах видимого, чаще всего природного мира, всплывающих в потоке сознания и созерцания героя, – поразительная компактность форм повествования, гибкость их взаимопереходов и «крепость» словесного рисунка.

Хотя и названы рассказы «Темные аллеи», в них очень много света. В «Темных аллеях» основной акцент делается не столько на отдельных деталях, сколько на тональности, образуемой всей суммой деталей. Поэтическая атмосфера в поздней новелле Бунина, в отличие от ранних лирических миниатюр, подчинена абстрактным идеям, лежащим в основании почти любого рассказа из «Темных аллей», – идее «фатальной зависимости человека от судьбы» и идее «трагической краткости любви и счастья».

Читайте также:
Мотив любви как солнечного удара в прозе И. А. Бунина: сочинение

«Темные аллеи» – это истории о любви. О любви, что может стать грустным и горестным эпизодом прошлого. Или – минутой, переломившей, перемоловшей человеческую жизнь. Возможно – просто поэтичной легендой. А возможно – изысканным «жестоким романсом «времен Серебряного века. И каждая из историй – «темная аллея» в самом запутанном из лабиринтов мира – в извечном переплетении мыслей и чувств, в бесконечной Любви-Войне, в коей не бывает победителей.

«Темные аллеи» И.Бунина как художественное единство

Пример готового реферата по предмету: Русская литература

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. Циклообразующие факторы в «Темных аллеях» И.А. Бунина

1.1.Смысл и функциональная нагрузка названия

1.2.Жанровые особенности произведения

1.3. Способы достижения художественного единства цикла.

1.4.Мотивы и символы

ГЛАВА II. Тематика книги «Темные аллеи»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Выдержка из текста

Самым прекрасным, по мысли автор, является любовь. Книгу «Темные аллеи» по праву можно назвать «энциклопедией любви». Писателя влекут самые различные моменты и оттенки в отношениях двоих……………………….

Отличительной особенностью любви в изображении Бунина является сочетание, казалось бы, не сочетаемых вещей. Не случайно автор однажды записал в своем дневнике: «И опять, опять такая несказанно сладкая грусть от того вечного обмана еще одной весны, надежд и любви ко всему миру, что хочется со слезами благодарности поцеловать землю. Господи, Господи, за что так мучаешь нас» . Всякая настоящая любовь это великое счастье, даже если она предрекает разлуку, гибель, трагедию. К пониманию этого, пусть поздно, но приходят многие герои Бунина, потерявшие, не рассмотревшие или разрушившие свою любовь. «В этом позднем раскаянии, позднем духовном воскрешении, просветлении героев и таится та всеочищающая мелодия, которая говорит и о несовершенстве людей, не научившихся еще жить, распознавать и дорожить настоящими чувствами, и о несовершенстве самой жизни, социальных условий, окружающей среды, обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческим взаимоотношениям, а главное о тех высоких эмоциях, которые оставляют немеркнущий след духовной красоты, щедрости, преданности и чистоты» .

Степень изученности. Творчество И. А. Бунина всегда было под пристальным вниманием исследователей. Среди прочих можно выделить следующие труды:Айхенвальд Ю. Иван Бунин // И. Бунин. Избранная проза. М.: ACT Олимп, 1996; Андрианов И.Ю. Семантический потенциал заглавий в поэзии И.А. Бунина// Филологические науки. М., 1990. №

5. Архангельский А.Н. Последний классик // И. Бунин. Избранная проза. М.: ACT Олимп, 1996; Афанасьев В.Н. И.А. Бунин. М.: Знание, 1970; Афанасьев В.Н. И.А. Бунин. Очерк творчества. М.: Просвещение, 1966. 384с.; Бабореко А.К. И.А. Бунин: Материалы для биографии. М.: Худож. лит., 1983; Белозерцев Е. Иван Бунин // Мир образования. М., 1996. №

2. Бонами Т.М., Шуканов И.А. И.А. Бунина и К.Г. Паустовский// Бунинский сборник. Орел: ОГПИ, 1974; Бояринцева Г.С. Необычная сочетаемость слов в прозе И.А. Бунина// Бунинский сборник, Орел: ОГПИ, 1974; Буров A.A. “Души изменчивой приметы.”: Фразовые наименования в прозе И.А. Бунина // Русская речь, 1984. №

2. Вантенков И.П. Бунин повествователь. Минск: БГУ, 1974; Вихрян O.E. Художественное слово И.А. Бунина // Русская речь, 1987. № 4; Вознесенская И.М. Словесное поле текста: Рассказ И.А. Бунина “Холодная осень” // Художественный текст: Структура, язык, стиль. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб.ун-та, 1993 и др.

Его героини проходят через все испытания жизни, Бунин не щадит ни их, ни читателя, обнажая правду жизни.Как следствие, достойные героини, которые заслуживают простого человеческого счастья, оказываются глубоко несчастными. Выделить особенности женских персонажей в цикле рассказов «Темные аллеи».

Понятие «Новое время» сформировалось в европейской историко-философской мысли в период Возрождения в качестве элемента деления истории на древнюю, среднюю и новую историю, предложенного гуманистами. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой, по мнению гуманистов, стал расцвет в эпоху Возрождения ветской науки и культуры, то есть не социально-экономический фактор, а духовно-культурный. Тем не менее, этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».

Тонко стилистически варьируя конструкцию заголовка и вместе с тем связывая ее определенным типом синтаксического построения, Бунин широко использует контекстную семантику слова в своих общих художественных целях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Акимов Р. В. Книга любви «Темные аллеи» как итоговое произведение И. А. Бунина: проблемы жанра, стиля, поэтики: автореф. дис. … канд. филол. наук / Р. В. Акимов; Моск. гос. открытый ун-т им. М. А. Шолохова. – М., 2003. – 22 с.

2.Благасова, Г. М. Двуединое начало в бунинской концепции любви («Темные аллеи»)/ Г.М. Благасова // Творчество И. А. Бунина и русская литература XIX-XX веков. — Белгород, 2000. — Вып. 2. — С. 15-20.

3.Глинина, О.Г. «Темные аллеи» и проблема циклизации в творчестве И.А. Бунина // Рос. литературовед. журн. — М., 1999. — N 12. — С. 81-91

4.Глинина. О.Г. «Темные аллеи» И. А. Бунина как художественное единство : автореф. дис. … канд. филол. наук / О. Г. Глинина; Волгогр. гос. пед. ун-т. — Волгоград, 1999. — 25 с. — Библиогр.: с. 24-25.

5.Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX — начала ХХ века / В.Я Гречнев. — Л., 1979. — С. 66-69.

Читайте также:
Анализ рассказа Антоновские яблоки И.А. Бунина: сочинение

6.Гречнев В.Я. Цикл рассказов И. Бунина «Темные аллеи» : (Психологические заметки) / В.Я. Гречнев// Рус. лит. — 1996. — N 3. — С. 226-235.

7.Донецких Л.И.; Грудцина Е.Л. Название цикла как обобщенный символ : («Темные аллеи» И. Бунина)/Л.И. Донецких, Е.Л. Грудцина // Вестн. Удмурт. ун-та . — Ижевск, 1996. — N 7. — С. 182-188.

8.Егорова О. Г. Единство в многообразии: о кн. И. Бунина «Темные аллеи» / О. Г. Егорова; Астрах. гос. пед. ун-т. — Астрахань: Изд-во Астрах. гос. пед. ун-та, 2002. — 143 с.

9.Ефремов В.А. Ассоциативно-вербальная организация цикла лирических новелл И. А. Бунина «Темные аллеи» : автореф. дис. … канд. филол. наук / В. А. Ефремов; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб., 1999. — 19 с.

10.Ефремов, В.А. Ассоциативные связи заглавий в структуре лирического цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» / В.А. Ефремов // Русистика: лингвистическая парадигма конца ХХ века. — СПб., 1999. — С. 32-35.

11.Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания: Монография. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. пед. ин-та, 1996. — С. 278-279.

12.Игнатенко О.Н. «Как мимолетное виденье…» « : О метафоре в рассказах И.А.Бунина из цикла «Темные аллеи»/ О.Н. Игнатенко // Художественный текст и языковая система. — Тверь, 1996. — С. 40-47.

13.Колобаева Л.А. Проза И.Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам/ Л.А. Колобаева. — М.: Высш.шк, 1998. – 345 с.

14.Лоскутникова, М.Б. Художественное содержание и стилеобразование: (Мотив «холодной осени» в цикле И. Бунина «Темные аллеи») / М.Б. Лоскутникова// Природа и человек в художественной литературе. — Волгоград, 2001. — C. 96-104.

15.Мещерякова О. А. Авторская концептосфера и ее репрезентация средствами свето-цветообозначения в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»: автореф. дис. … канд. филол. наук / О. А. Мещерякова; Орлов. гос. ун-т. – Орел, 2002. – 24 с.

16.Мышалова Д. Реалист ли Бунин? О поэтике цикла «Темные аллеи»/ Д. Мышалова // Грани. — 1994. — № 171. — С. 124-130.

17.Ниц Е.М. Поэтика заглавий в книге И.А. Бунина «Темные аллеи»/ Е.М. Ниц// Вестн. Тюмен. гос. ун-та. – Тюмень. — 2001. — N 4. — С. 212-217 .

18.Подковырин Ю.В. Поэтика заглавия эпического цикла: «Темные аллеи» И.А. Бунина/ Ю.В. Подковырин // Сборник трудов молодых ученых Кемеровского государственного университета, посвященный 60-летию Кемеровской области : В 2 т. — Кемерово, 2002. — Т. 1. — С. 203-206.

19.Пожиганова Л. П. «Великое и прекрасное» прошлое в поэтике рассказа И.А. Бунина «Генрих» (цикл рассказов «Темные аллеи»)/ Л.П. Пожиганова – Топос – 2005 — № 11 с. – 213 -234.

20.Саакянц А. Об И.А. Бунине и его прозе. — М.: Правда. 1983. – 248 с.

21.Смирнова А.И. «Темные аллеи» И.А. Бунина: поэтика заглавия/ А.И. Смиронова // Русское Зарубежье — духовный и культурный феномен : Материалы Междунар. науч. конф. — М., 2003. — Ч. 1. — С. 40-48.

22.Солнцев К. Концепция любви у И. Бунина : «Темные аллеи» // XX век : Проза. Поэзия. Критика. А. Белый, И. Бунин, В. Набоков, Е. Замятин… и Б. Гребенщиков. — М., 1996. — С. 104-127.

23.Ставицкий А.В. «Темные аллеи» И.А.Бунина и проблемы жанра /А.В. Ставицкий // Проблемы литературных жанров. — Томск, 2002. — Ч. 2. — С. 150-154 .

24.Сухих И. Русская любовь в темных аллеях : (1937-1945. «Темные аллеи» И. Бунина)/ И.Сухих // Звезда. — 2001. — N 2. — С. 219-228.

25.Фиш М. Ю. Время-пространство природы в прозе И. А. Бунина и И.С. Соколова-Микитова / М. Ю. Фиш // Русская литература и журналистика: Актуальные проблемы жанра и стиля: Сб. науч. тр. / Под ред. А. М. Бойникова. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. – С. 50-54.

26.Фиш М. Ю. Сюжетообразующая роль цвета в повести И. А. Бунина «Суходол» / М. Ю. Фиш // И. А. Бунин в начале ХХI века: материалы и статьи. Межвуз. сб. науч. тр., посвященный творчеству писателя. – Воронеж: Издатель-ский дом «Кварта», 2005. – С. 198-204.

27.Ширина, Е.А. Идейно-художественные функции пейзажа в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» / Е.А. Ширина// Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX веков. — Белгород, 1998. — С. 190-196.

28.Штерн М.С. В поисках утраченной гармонии. Проза И.А.Бунина 1930-1940-х гг/ М.С. Штерн. — Омск, 1997 – 112 с.

Художественные особенности прозы И. А. Бунина («Антоновские яблоки», «Суходол», «Деревня», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи» и др.).

Художественный мир Бунина-прозаика сложился во второй половине 1890-х годов. В рас­сказах того времени открывается мир деревенской жизни, которая рисуется правдиво и без прикрас. Но при этом уже в ранней прозе проявляется свойственный Бунину взгляд на единство жизни дворян и крестьян. Эта особая позиция определила своеобразие в рассказе «Антоновские яблоки» (1900), проникнутом щемящей тоской по ухо­дящему помещичьему быту. Здесь отчетливо проступает характер­ный бунинский мотив «сиротеющей и смиряющейся» русской дерев­ни, мотив утраты прежних жизненных основ, затронувшей как дворян, так и крестьян. Символом уходящего становится запах анто­новских яблок: «запах меда и осенней свежести».В памяти рассказ­чика он неразрывно связан с осенним садом, который становится символом изобилия, плодородия, празднества: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тон­кий аромат опавшей листвы…» Время сбора яблок для Бунина — миг единения с прошлым: патриархаль­ными обычаями, деревенскими стариками, старинным укладом. Неда­ром в прозе Бунина выделяются тургеневские традиции в соедине­нии лирического и эпического начала. При этом человек у Бунина буквально растворяется в природном начале, что позволяет говорить о пантеизме писателя. Пейзажи Бунина просто­рны, в них в огромном многообразии красок, звуков, запахов.

Читайте также:
Тема любви в прозе И.А. Бунина 2: сочинение

Процесс распада родовых устоев отражается в таких произведениях, как «Дерев­ня» (1910), «Суходол» (1912) и многих других.

В сюжете «Деревни» выделяется несколько идейно-компози­ционных групп: семейная хроника (судьба братьев Красовых), ис­тория Дурновки, обобщенное представление о народной жизни, ко­торое создается изображением трех поколений семьи Красовых. Братьев Тихона и Кузьму, когда-то рассорившихся из-за дележа то­вара, вновь соединяет ощущение грядущих катаклизмов. Рушат­ся патриархальные устои, извращаются извечные представления, разбиваются семьи. Со смертью деда Иванушки уходит старая Русь, на смену которой идут времена смуты и раздора. Чувство безна­дежности охватывает и Кузьму, и Тихона Ильича, да и сам автор, кажется, уже в этом мрачном произведении предугадывает гряду­щую трагедию «русского бунта».

Рассказ «Темные аллеи» дал название всему одноименному сборнику И. А. Бунина. Написан он был в 1938 году. Все новеллы цикла связывает одна тема – любовь. Любовь – дар. Она неподвластна человеку. Казалось бы банальная история о встрече пожилых людей в молодую пору горячо любивших друг друга. Простой сюжет рассказа – богатый молодой красавец-помещик обольщает, а затем бросает горничную. Картины унылой повседневности и обыденности предстают в начале рассказа. Но вот в хозяйке постоялого двора Николай Алексеевич узнает красавицу горничную Надежду, которую тридцать лет назад он предал: «он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел». С тех пор прошла целая жизнь, и у каждого своя. И оказывается, что оба главных героя одиноки. Николай Алексеевич имеет социальный вес и устроенность, но несчастен: жена «изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя», а сын вырос негодяем «без сердца, без чести, без совести». Надежда из бывшей крепостной превратилась во владелицу «частной горницы» при почтовой станции «ума палата. И все, говорят, богатеет, крута…», но так и не вышла замуж.

И все же, если герой устал от жизни, то по-прежнему красива и легка, полна жизненных сил его бывшая возлюбленная. Он отказался когда-то от любви и всю оставшуюся жизнь провел без нее, а значит и без счастья. Надежда же весь свой век любит его одного, кому отдала «свою красоту, свою горячку», кого когда-то «Николенькой звала». По-прежнему любовь живет в ее сердце, но она не прощает Николай Алексеевича. Хотя и не опускается до обвинений и слез.

22. Своеобразие прозы Чехова.

А. П. Чехов вошел в литературу в начале 80-х годов XIX века. Это время Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыко­ва-Щедрина, П. И. Чайковского, И. Е. Репина, Д. И. Менделеева.

В это время в русской литературе преобладала тра­диция романа. На произведениях Льва Толстого, Тур­генева, Достоевского воспитывались целые поколе­ния русских читателей и литературных критиков.

Чехов писал только рассказы, короткие повести, что не соответствовало литературным веяниям той эпохи. Современники были в недоумении. Мастерство и талантливость Чехова признавали все, но ждали ро­мана.

В это нелегкое время формируется один из главных чеховских художественных принци­пов: не надо далеко ходить за сюжетами, не надо ниче­го выдумывать. Для него интересен быт, обыкновен­ная жизнь обычных людей. Случайная встреча на во­кзале двух приятелей («Толстый и тонкий»), впечатления ребенка, столкнувшегося с реалиями жизни («Ванька»), страх перед начальством («Смерть чиновника») — все многообразие жизни могло стать темой и сюжетом для чеховских произведений.Не случайно один из чеховских сборников называется «Пестрые рассказы».

Чехов создал множество рассказов, целостную по­вествовательную систему, посвященную общей теме — теме России, родины.

Кто-то из современников Чехова заметил, что если бы Россия каким-то чудом исчезла вдруг с лица зем­ли, то по чеховским рассказам ее можно было бы вос­становить до мельчайших подробностей заново.

Проза Чехова своеобразна. Современники оценива­ли ее новизну и значение для мирового искусства. В частности, Лев Толстой, который писал: «Отбрасывая всякую ложную скромность, утверждаю, что по тех­нике он, Чехов, гораздо выше меня. ».

!Добрый, сочувственный юмор, резкая сатира, все оттенки смеха — вот эмоциональный стержень чехов­ских сюжетов. Смех в произведениях писателя всегда добрый, наверное, за это его и любят все читатели.

Множество проблем волновало Чехова-писателя. Проблема человеческого достоинства была одной из главных. Смех и горечь вызывает в нас рассказ «Ха­мелеон». Человек, лишенный достоинства, сознает свое ничтожество перед сильными мира сего. Комиче­ский эффект достигается использованием такого ли­тературного приема, как «говорящие фамилии»: Очу­мелов — от слова «очуметь» — потерять соображение; Хрюкин — от слова «хрюкать». Фамилии соответст­вуют характерам, внешности героев. У Чехова все де­тали значимы. Каждый раз, когда Очумелов меняет свое мнение, он снимает или надевает свою шинель, тем самым он как бы сменяет маски, меняет «цвет ок­раски». Вопрос чести и достоинства актуален всегда, поэтому рассказ будет интересен читателям всех по­колений.

Читайте также:
Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А.Бунина: сочинение

Рассказами Чехова завершилась тема «маленько­го» человека в русской литературе XIX века. Люди, по мнению писателя, вообще не могли быть «малень­кими». Чехов изображал не «маленьких» людей, а то, что мешало им быть «большими».Если Чехов и «разо­блачал» что-то в людях, то прежде всего способность и готовность их быть «маленькими».

Чрезвычайно подробно писатель исследовал психо­логию страха.

Сидя в оперетте, мелкий чиновник Червяков чих­нул («Смерть чиновника»).Сидевший перед ним гене­рал вытер лысину. «Я его обрызгал!— подумал Червя­ков.— Не мой начальник, чужой, но все-таки нелов­ко. Извиниться надо». Последовавшие за этим попытки извинения в конце концов довели чиновни­ка до смерти: «В животе у Червякова что-то оторва­лось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся. Придя маши­нально домой, не снимая мундира, он лег на диван и. помер». В записной книжке Чехова есть пометка: «. Нигде так не давит авторитет, как у нас, русских, приниженных вековым рабством, боящихся свобо­ды. Мы переутомились от раболепства и лицеме­рия».

Тема свободы звучит подтекстом каждого произве­дения писателя: «. Свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?» («Человек в футляре»).

22. Драматургия Булгакова.

Михаил Афанасьевич Булгаков был очень известным драматургом своего времени. Самые известные пьесы: “Дни Турбиных”, “Иван Васильевич”, “Бег”, “Багровый остров”,”Зойкина квартира”, “Кабала Святош”, “Мольер” и многие другие. В двадцатые годы эти пьесы ставились во многих московских театрах. Другой вопрос, что в конце двадцатых, когда советский режим ужесточился, пьесы Булгакова были повсеместно запрещены. После телефонного разговора с самим Сталиным Булгаков вновь возвращается во МХАТ. Теперь запрет на пьесы не так жесток. Пьеса “Дни Турбиных” возвращается на сцены московских театров и пользуется огромной популярностью. Отдельно стоит рассказать про то, что творилось в зале на этом спектакле. Доказано, что сам тов. Сталин присутствовал на “Днях. ” более 15 раз (. ) В зале царила полная тишина: никаких аплодисментов, шепота и движения. На все время спектакля зал как будто вымирал. На двух моментах, когда Турбины поют гимн “Боже, Царя храни” (Булгаков отказался вырезать этот кусок) и когда слышится колокольный звон, специально сидящие в зале люди следили за каждым движением зрителей: плачущих, подпевающих, улыбающихся и хлопающих сразу хватали под руки и выводили из зала (Дальше хорошо подошла бы фраза “. и больше их никто не видел”). Говоря о пьесе “Зойкина квартира”.

Ведущая тема “Дней Турбиных” — судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания.Окружающему хаосу здесь, в этой пьесе, противопоставлялось упорное стремление сохранить нормальный быт.

Семья Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где старший брат — полковник, младший — юнкер, сестра — замужем за полковником Тальбергом.И все друзья — тоже военные. Большая квартира, где имеется комната-библиотека, где за ужином пьют вино, где играют на рояле и, подвыпив, нестройно поют российский гимн, хотя уже год, как царя нет, а в Бога никто не верит. В этот дом всегда можно прийти. Здесь вымоют и накормят замерзшего капитана Мышлаевского, который бранит на чем свет стоит и немцев, и Петлюру, и гетмана. Здесь не очень удивятся неожиданному появлению “кузена из Житомира” Лариосика, “приютят и согреют его”. Это дружная семья, где все любят друг друга, но без сентиментальности.Для восемнадцатилетнего Николки, жаждущего битв, старший брат является высшим авторитетом.

Алексей Турбин, на наш теперешний взгляд, очень молод: в тридцать лет — уже полковник. За его плечами только что закончившаяся война с Германией, а на войне талантливые офицеры выдвигаются быстро. Он — умница, думающий командир. Булгакову удалось в его лице дать обобщенный образ именно русского офицера..

Алексей Турбинтрагический образ, цельный, волевой, сильный, смелый, гордый. Он погибает, став жертвой обмана, предательства тех, за кого он сражался. Но, погибая, Турбин понял, что был обманут, что сила у тех, кто с народом. Булгаков обладал большим историческим чутьем и верно понимал расстановку сил на тот момент. Власти долго не могли простить Булгакову его любви к своим героям.

Мы так привыкли к названию “Дни Турбиных”, что не задумываемся над тем, почему так названа пьеса. Слово “Дни” означает время, те считанные дни, в которые решалась судьба Турбиных, всего уклада жизни этой русской интеллигентной семьи. Это был конец, но не оборванная, погубленная, уничтоженная жизнь, а переход к новому существованию в новых революционных условиях, начало жизни и работы с большевиками.

Художественный театр рассматривал “Бег” как своеобразное продолжение “Дней Турбиных”, вторую часть дилогии о гражданской войне. Но такой подход не соответствовал характеру предложенной Булгаковым пьесы. Но “Бег” был и для Булгакова, и для драматургии его времени произведением новаторским, прокладывавшим новые художественные пути. Своеобразие пьесы определяется уже ее подзаголовком “Восемь снов”. Традиционно сон в литературе – способ художественно-психологического анализа, путь к постижению сокровенного в человеке или мотивировка фантастического поворота событий. У Булгакова обозначение пьесы как совокупности “снов” многозначно.

Расшифровку понятия “сон” необходимо начать, установив, какой тип сна имеет в виду Булгаков. В “Беге” сон – синоним миража, наваждения, отклонения от нормы, искажения действительности и в то же время синоним реакции сознания на безумие реальности

Читайте также:
Мир природы в творчестве И.А. Бунина: сочинение

24. Творчество А. Блока (проблематика и образная система).

Аргументы на тему: Смысл жизни (для итогового сочинения)

Смысл названия рассказа Господин из Сан-Франциско

Как великий мастер своего дела, И. А. Бунин никогда не выбирает названием своего произведения случайные слова или выражения: он всегда вносит в них потайной, но при этом ключевой смысл. Небольшой по размеру рассказ «Господин из Сан-Франциско» также не стал исключением в этом плане. Сам рассказ повествует нам о некотором безымянном (к этому мы еще обязательно вернемся) герое, которого все по определению называют Господином из Сан-Франциско. Он богат и аристократичен, о чем нам говорится еще в самом начале произведения: главный герой всю жизнь работал и трудился, а под конец решил устроить себе и своей семье по праву заслуженный отдых в виде путешествия по определенным местам на пароходе «Атлантида».

По иронии судьбы, практически в самом начале отдыха Господин из Сан-Франциско трагично умирает, а его тело с целью скрыть сохранить беспечность и притворное веселье на пароходе для других путешественников везут назад в ящике из под содовой. В общем-то, на этом рассказ и заканчивается. Но почему именно такое название для своего рассказа выбрал писатель?

Ключевым моментом был факт того, что никто на корабле в действительности не уважал и не называл искренне Господина из Сан-Франциско господином: это делали служащие из своих обязательств за деньги. Никто по-настоящему не замечал главного героя и не дорожил его присутствием. И. А. Бунин намеренно не дал герою определенного имени, дабы показать то, что подобного рода людей на свете бесчисленное множество.

Господин из Сан-Франциско — своеобразный собирательный образ людей, всю жизнь работающих и забывающих про отдых, а также не имеющих в себе какой-либо нематериальной ценности. Господин из Сан-Франциско «не заработал» имени, не сделал за всю свою жизнь чего-то стоящего, за что его могли бы запомнить и уважать; он жил лишь в свою угоду, не думая о других людях, а иногда и презирая их. Жизнь главного героя и его окружение были полны притворства и лжи, наигранных чувств. Таким образом, Господин из Сан-Франциско — символ отсутствия нравственных ценностей, человечности и смысла жизни и существования.

Популярные сочинения

  • Лесное озеро — сочинение
    К лесному озеру вела поросшая молодой травой тропинка. Оно было спрятано природой от посторонних глаз. Удивительное зрелище, когда, гуляя в бескрайнем лесу, натыкаешься на такое живописное место.
  • Сочинение на тему Смартфон плюсы и минусы
    Много лет назад в нашей жизни появились мобильные телефоны и теперь имеются практически у каждого. Смартфон сейчас – это не просто связь с родителями и звонок другу, это то, без чего мы уже не можем жить
  • Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями? сочинение
    Пушкин в романе «Евгений Онегин» развивает тему дружбы на примере двух разных по темпераменту и характеру человека. Онегин и Ленский волею судьбы встретились в глуши родовых поместий.

О чем произведение «Господин из Сан-Франциско»

Главный герой произведения — привилегированный человек, обладающий всеми материальными благами. Однако его духовный мир крайне скуден.

Роскошный корабль. Прекрасная пара, которая приковывает внимание всех окружающих. Кажется, влюблённые так увлечены друг другом, что не замечают никого вокруг. Иван Бунин показывает искренние и нежные чувства? Нет. Это притворство и ложь. А первом месте в этой паре стоят деньги. Мужчине и женщине заплатили, чтобы они изобразили любовные отношения.

Высший класс, у которого отсутствуют духовные, моральные ценности. Кругом пустота, искусственность. Шикарный лайнер, на борту которого безликие, лживые, лицемерные люди, обладающие несметными материальными богатствами. Роскошный корабль — образ самой жизни с разными слоями общества.

Существование героя, у которого даже имя отсутствует, не имеет никакого смысла. Он просто плывёт по течению. Господин — просто потребитель. Он потребляет то, что производит низший класс, ничего не давая взамен. Герой не сделал в своей жизни ничего важного и полезного, чтобы можно было это выделить.

У господина была цель — заполучить в этом мире все, что только возможно. Ведь он уверен, все в этой жизни покупается и продаётся. Но так ли это на самом деле? Возможно ли купить счастье? Измеряется ли оно исключительно в денежном выражении?

Иван Бунин сделал яркую концовку, которая является очень значимой. Герой внезапно умирает. Умирает так, что до этого никому абсолютности никого дела. Его смерть лишь слегка омрачила праздник жизни. Скорбит ли по этой утрате кто-нибудь искренне? Нет. Это событие доставило исключительно проблемы и неудобства. Господин не сделал в своей жизни ничего, за что бы его можно было ценить и уважать. Ничего полезного или выдающегося. Члены его собственной семьи и не вспоминают о нем. Почему так произошло? В чем ошибка главного героя?

Господин ушёл из жизни, так и не познав ярких, нежных и трепетных чувств. Его существование было лишено радости, счастья, любви. В конце жизни главному герою стало абсолютно безразлично, как он будет похоронен: в шикарном дорогом гробу или в обыкновенном деревянном ящике.

Читайте также:
Сочинение размышление по рассказу И. А. Бунин «Цифры»: сочинение

Смысл произведения Господин из Сан-Франциско

Материальное благосостояние или богатство души? Иван Бунин рассуждает над человеческими ценностями, смыслом существования.

Глубокий философский смысл произведения «Господин из Сан-Франциско» актуален во все времена. Иван Бунин старается открыть людям глаза на настоящие ценности. На что мы тратим свою жизнь? В погоне за материальным достатком, роскошью, порой, мы упускаем что-то очень важное.

Что выбирает человек: праздный образ жизни или крепкую семью? Ложные или истинные ценности? Что оставит после себя человек, как о нем будут вспоминать. Размышления Ивана Бунина заинтересовывают читателя с первых строк и не отпускают до конца произведения.

Автор считает, прожить жизнь нужно так, чтобы после смерти о человеке остались добрые светлые воспоминания. Для этого важно совершать правильные поступки, быть искренним не только с окружающими, но и с самим собой.

На протяжении всего произведения сквозной темой является смысл жизни Господина из Сан-Франциско. Для чего мы живём? На этот вопрос каждый читатель даёт свой ответ. У каждого свои жизненные цели и приоритеты. В произведении «Господин из Сан-Франциско» Иван Бунин показывает, как жить не надо, к чему может привести необдуманная погоня за материальным достатком.

После смерти равны все. И низший класс, который трудится, не покладая рук. И высшие слои общества, которые только потребляют. Классовое неравенство очевидно. Однако среди фальши и несправедливости важно оставаться человеком.

Смерть не щадит никого. Поэтому пока мы живы, следует стремиться получать яркие эмоции, делать добрые дела, искренне и трепетно любить. Не нужно прожигать молодость, погрязнув в сплетнях и интригах. Жить нужно со смыслом. Нельзя, чтобы все было подчинено исключительно праздности и шелесту купюр.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

  • Автор: И. А. Бунин
  • Произведение: Господин из Сан-Франциско
  • Это сочинение списано 62 008 раз

В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими миллионами оказывается в центре внимания писателя.

Описывая безумную роскошь жизни богачей, Бунин учитывает каждую мелочь. А самому господину не дает даже имени, этого человека никто не запомнил, у него нет лица и души, он только мешок с деньгами. Писатель создает собирательный образ буржуазного дельца, вся жизнь которого – накопление денег. Дожив до 58 лет, он, наконец, решил получить все удовольствия, которые можно купить: «…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, четвертые – стрельбе голубей». Всю жизнь этот господин копил деньги, никогда не отдыхал, стал «дряхлым», нездоровым и опустошенным. Ему кажется, что он «только что приступил к жизни».

В прозе Бунина не встречается морализаторство или обличение, но к этому своему герою автор относится с сарказмом и язвительностью. Он описывает его внешний вид, привычки, но психологический портрет отсутствует, потому что у героя нет души. Деньги отняли у него душу. Автор замечает, что за много лет господин научился подавлять любые, даже слабые, проявления души. Решив развлечься, богач не может представить, что жизнь его может оборваться в любую минуту. Деньги вытеснили у него здравый смысл. Он уверен, что, пока они есть, бояться ему нечего.

Бунин, используя прием контраста, изображает внешнюю солидность человека и его внутреннюю пустоту и примитивность. В описании богача писатель употребляет сравнения с неживыми предметами: лысина, как слоновая кость, кукла, робот и т. п. Герой не разговаривает, а произносит несколько реплик хриплым голосом. Общество состоятельных господ, в котором вращается герой, такое же механическое и бездушное. Они живут по своим законам, стараясь не замечать простых людей, к которым относятся с брезгливым презрением. Смысл их существования сводится к еде, питью, курению, получению удовольствий и разговорах о них. Следуя программе путешествия, богач посещает музеи, осматривает памятники с одинаковым равнодушием. Ценности культуры и искусства для него пустой звук, но он заплатил за экскурсии.

Пароход «Атлантида», на котором плывет миллионер, изображен писателем как схема общества. В нем три яруса: сверху – капитан, в среднем – богачи, в нижнем – рабочие и обслуживающий персонал. Бунин сравнивает нижний ярус с адом, где утомленные рабочие в страшной жаре день и ночь кидают в раскаленные топки уголь. Вокруг парохода бушует страшный океан, но люди доверили свои жизни мертвой машине. Все они считают себя хозяевами природы и уверены, что если заплатили, то корабль и капитан обязаны доставить их по назначению. Бунин показывает бездумную самоуверенность людей, живущих в иллюзии богатства. Название парохода символично. Писатель дает понять, что мир богачей, в котором нет цели и смысла, однажды исчезнет с лица земли, как Атлантида.

Читайте также:
Как Бунин-писатель понимает сущность любви? (Темные аллеи, Солнечный удар): сочинение

Писатель подчеркивает, что все равны перед лицом смерти. Богач, решивший получить все удовольствия сразу, внезапно умирает. Его смерть вызывает не сочувствие, а страшный переполох. Хозяин гостиницы извиняется и обещает быстро все уладить. Общество возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых, напомнить о смерти. К недавнему спутнику и его жене они испытывают брезгливость и отвращение. Труп в грубом ящике быстро отправляют в трюм парохода.

Бунин обращает внимание на резкое изменение отношения к мертвому богачу и его жене. Угодливый владелец отеля становится высокомерным и черствым, а слуги – невнимательными и грубыми. Богач, считавший себя важным и значительным, превратившись в мертвое тело, не нужен никому. Писатель заканчивает рассказ символической картиной. Пароход, в трюме которого лежит в гробу бывший миллионер, через мрак и вьюгу плывет в океане, а со скал Гибралтара за ним наблюдает Дьявол, «громадный, как утес». Именно ему досталась душа господина из Сан-Франциско, это он владеет душами богачей.

Писатель ставит философские вопросы о смысле жизни, о загадке смерти, о наказании за грех гордыни и самодовольства. Он предрекает ужасный конец миру, где правят деньги и отсутствуют законы совести.

“Темные аллеи” И.Бунина как художественное единство

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Циклообразующие факторы в «Темных аллеях» И.А. Бунина
1.1.Смысл и функциональная нагрузка названия
1.2.Жанровые особенности произведения
1.3. Способы достижения художественного единства цикла.
1.4.Мотивы и символы
ГЛАВА II. Тематика книги «Темные аллеи»
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

“СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Акимов Р. В. Книга любви «Темные аллеи» как итоговое произведение И. А. Бунина: проблемы жанра, стиля, поэтики: автореф. дис. … канд. филол. наук / Р. В. Акимов; Моск. гос. открытый ун-т им. М. А. Шолохова. – М., 2003. – 22 с.
2.Благасова, Г. М. Двуединое начало в бунинской концепции любви («Темные аллеи»)/ Г.М. Благасова // Творчество И. А. Бунина и русская литература XIX-XX веков. – Белгород, 2000. – Вып. 2. – С. 15-20.
3.Глинина, О.Г. «Темные аллеи» и проблема циклизации в творчестве И.А. Бунина // Рос. литературовед. журн. – М., 1999. – N 12. – С. 81-91
4.Глинина. О.Г. «Темные аллеи» И. А. Бунина как художественное единство : автореф. дис. . канд. филол. наук / О. Г. Глинина; Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 1999. – 25 с. – Библиогр.: с. 24-25.
5.Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX – начала ХХ века / В.Я Гречнев. – Л., 1979. – С. 66-69.
6.Гречнев В.Я. Цикл рассказов И. Бунина «Темные аллеи» : (Психологические заметки) / В.Я. Гречнев// Рус. лит. – 1996. – N 3. – С. 226-235.
7.Донецких Л.И.; Грудцина Е.Л. Название цикла как обобщенный символ : («Темные аллеи» И. Бунина)/Л.И. Донецких, Е.Л. Грудцина // Вестн. Удмурт. ун-та . – Ижевск, 1996. – N 7. – С. 182-188.
8.Егорова О. Г. Единство в многообразии: о кн. И. Бунина «Темные аллеи» / О. Г. Егорова; Астрах. гос. пед. ун-т. – Астрахань: Изд-во Астрах. гос. пед. ун-та, 2002. – 143 с.
9.Ефремов В.А. Ассоциативно-вербальная организация цикла лирических новелл И. А. Бунина «Темные аллеи» : автореф. дис. . канд. филол. наук / В. А. Ефремов; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 1999. – 19 с.
10.Ефремов, В.А. Ассоциативные связи заглавий в структуре лирического цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» / В.А. Ефремов // Русистика: лингвистическая парадигма конца ХХ века. – СПб., 1999. – С. 32-35.
11.Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания: Монография. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. пед. ин-та, 1996. – С. 278-279.
12.Игнатенко О.Н. «Как мимолетное виденье. » « : О метафоре в рассказах И.А.Бунина из цикла «Темные аллеи»/ О.Н. Игнатенко // Художественный текст и языковая система. – Тверь, 1996. – С. 40-47.
13.Колобаева Л.А. Проза И.Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам/ Л.А. Колобаева. – М.: Высш.шк, 1998. – 345 с.
14.Лоскутникова, М.Б. Художественное содержание и стилеобразование: (Мотив «холодной осени» в цикле И. Бунина «Темные аллеи») / М.Б. Лоскутникова// Природа и человек в художественной литературе. – Волгоград, 2001. – C. 96-104.
15.Мещерякова О. А. Авторская концептосфера и ее репрезентация средствами свето-цветообозначения в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»: автореф. дис. … канд. филол. наук / О. А. Мещерякова; Орлов. гос. ун-т. – Орел, 2002. – 24 с.
16.Мышалова Д. Реалист ли Бунин? О поэтике цикла «Темные аллеи»/ Д. Мышалова // Грани. – 1994. – № 171. – С. 124-130.
17.Ниц Е.М. Поэтика заглавий в книге И.А. Бунина «Темные аллеи»/ Е.М. Ниц// Вестн. Тюмен. гос. ун-та. – Тюмень. – 2001. – N 4. – С. 212-217 .
18.Подковырин Ю.В. Поэтика заглавия эпического цикла: «Темные аллеи» И.А. Бунина/ Ю.В. Подковырин // Сборник трудов молодых ученых Кемеровского государственного университета, посвященный 60-летию Кемеровской области : В 2 т. – Кемерово, 2002. – Т. 1. – С. 203-206.
19.Пожиганова Л. П. «Великое и прекрасное» прошлое в поэтике рассказа И.А. Бунина «Генрих» (цикл рассказов «Темные аллеи»)/ Л.П. Пожиганова – Топос – 2005 – №11 с. – 213 -234.
20.Саакянц А. Об И.А. Бунине и его прозе. – М.: Правда. 1983. – 248 с.
21.Смирнова А.И. «Темные аллеи» И.А. Бунина: поэтика заглавия/ А.И. Смиронова // Русское Зарубежье – духовный и культурный феномен : Материалы Междунар. науч. конф. – М., 2003. – Ч. 1. – С. 40-48.
22.Солнцев К. Концепция любви у И. Бунина : «Темные аллеи» // XX век : Проза. Поэзия. Критика. А. Белый, И. Бунин, В. Набоков, Е. Замятин. и Б. Гребенщиков. – М., 1996. – С. 104-127.
23.Ставицкий А.В. «Темные аллеи» И.А.Бунина и проблемы жанра /А.В. Ставицкий // Проблемы литературных жанров. – Томск, 2002. – Ч. 2. – С. 150-154 .
24.Сухих И. Русская любовь в темных аллеях : (1937-1945. «Темные аллеи» И. Бунина)/ И.Сухих // Звезда. – 2001. – N 2. – С. 219-228.
25.Фиш М. Ю. Время-пространство природы в прозе И. А. Бунина и И.С. Соколова-Микитова / М. Ю. Фиш // Русская литература и журналистика: Актуальные проблемы жанра и стиля: Сб. науч. тр. / Под ред. А. М. Бойникова. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. – С. 50-54.
26.Фиш М. Ю. Сюжетообразующая роль цвета в повести И. А. Бунина «Суходол» / М. Ю. Фиш // И. А. Бунин в начале ХХI века: материалы и статьи. Межвуз. сб. науч. тр., посвященный творчеству писателя. – Воронеж: Издатель-ский дом «Кварта», 2005. – С. 198-204.
27.Ширина, Е.А. Идейно-художественные функции пейзажа в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» / Е.А. Ширина// Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX веков. – Белгород, 1998. – С. 190-196.
28.Штерн М.С. В поисках утраченной гармонии. Проза И.А.Бунина 1930-1940-х гг/ М.С. Штерн. – Омск, 1997 – 112 с.

Читайте также:
Роль пейзажа в произведениях Бунина: сочинение

«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
статья по литературе (11 класс) по теме

Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи».

Скачать:

Вложение Размер
rol_hudozhestvennoy_detali_simvoliki_i_cvetopisi_v._ok.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения

Цель анализа художественного произведения сводится в итоге к активизации восприятия учащимися проблематики этого произведения. Методические основы формирования навыка анализа сформированы и опробированы. Не будем подробно останавливаться на тех прописных истинах, что умение анализировать неразрывно связано с умением творить. Известно, что не каждый литературный критик способен создать высокохудожественное произведение (пример тому – авторитетнейший В.Г. Белинский), но любой профессиональный критик знает, как сделано то или иное произведение. Научить видеть основные приёмы, которыми пользуется писатель, чтобы понять замысел его произведения, – вот цель, которую ставит перед собой учитель на уроках, посвящённых анализу текста.

Обучая анализу, преподаватель прибегает к комментированному чтению, поясняет особенности мировоззрения автора, учитывает специфику жанра, помогает увидеть изобразительно-выразительные средства, обращается к композиции и системе образов произведения, добивается того, что учащиеся начинают сравнивать, постигать, исследовать и, наконец, думать самостоятельно.

В этой статье речь пойдёт о таком аспекте обучения анализу художественного произведения, как постижение роли художественной детали, символики и цветописи.

Сборник «Тёмные аллеи», третью часть которого открывает рассказ «В одной знакомой улице», был создан Буниным в эмиграции. Этот факт заслуживает внимания уже потому, что на чужбине в первой половине 20 века русским писателям работалось крайне тяжело. Лишь двум мэтрам отечественной литературы удалось достичь серьёзных успехов в профессиональной деятельности вдали от «родных берегов»: И.А. Бунину и В.В. Набокову. Признавая истинной мысль, что с помощью своих героев и книг писатель борется со своими недугами и реализует мечты, можно утверждать, что учитель и ученик (а Набоков считал Бунина своим учителем) боролись с ностальгией, сделав её одной из главных тем творчества.

Рассказ «В одной знакомой улице» был впервые опубликован в газете «Русские новости» в Париже 9 ноября 1945 года. В этом же 26-м номере газеты специальная страница была посвящена 75-летию И. А. Бунина. Именно поэтому рассказ может быть рассмотрен как своего рода образец, по которому можно судить о Бунине-писателе, произведение, воплотившее в себе ряд характерных для нобелевского лауреата в области русской литературы признаков.

Не простым стечением обстоятельств является то, что таким произведением является именно рассказ. Известно, как трепетно Бунин относился к своим поэтическим опытам. Значимы для постижения русского характера повести «Деревня» и «Суходол». Высоко оценён литературоведами и временем роман «Жизнь Арсеньева». И всё же рискнём предположить, что для большинства сегодняшних читателей (а в школе для абсолютного большинства) имя Бунина ассоциируется именно с рассказом – жанром, к которому писатель обращался чаще всего. Существенно и то, что своим лучшим произведением сам Бунин считал «Тёмные аллеи», сборник рассказов о любви. Основные мотивы этих рассказов преломляются в произведении, о котором пойдёт речь далее.

Название рассказа, конечно же, символично. «Одна знакомая улица» выполняет для читателя роль безымянного города (N – у Гоголя, С – у Чехова и т.д.) столь характерного для типичного обобщения русской действительности в классической литературе 19 века.

В небольшом по объёму произведении (всего-то страница текста) достаточно сложная структура.

В самом деле, герой – Он, разрывающийся между бесплотным настоящим, о котором читателю ничего не сообщается, и составляющим событийную канву рассказа прошлым. Именно в прошлом мы видим главного героя студентом, полюбившим «дочь какого-то дьячка в Серпухове, бросившую там свою нищую семью, уехавшую в Москву на курсы». Только в этой любви – читатель убедится в этом в конце рассказа – герой и видит смысл своего существования.

Время действия – «весенняя парижская ночь» (крайне небольшой временной отрезок) и – одновременно – предыдущая жизнь героя, любовь, «избыток счастья», проводы и обещание скорой встречи.

Место действия тоже существует в двух измерениях: абстрактный парижский бульвар противопоставлен той самой «знакомой улице», воплотившей в себя «Москву, Пресню, глухие снежные улицы, деревянный мещанский домишко». Эта улица реальна, осязаема именно благодаря многочисленным художественным деталям, подчёркивающим, как важно для героя то, о чём он вспоминает, потому что, да простят меня стилисты, не может этого забыть. В самом деле, весенняя «густая, свежая зелень, под которой металлически блестели фонари» («металлически» – холодно, равнодушно) контрастно описанию русской зимы: «глухие снежные улицы», «мела метель, и ветер сдувал с деревянной крыши снег», «деревянное крылечко, занесенное снегом». Интересно, что на фоне засыпавшего всё снега разгорающаяся между героями рассказа – Им и Ею – любовь выглядит особенно ярко.

Изображению любви как вспышки в будничном существовании способствует и цветопись, к которой прибегает Бунин. Отдельных слов заслуживает зелёный цвет. Напрашивается, но выглядит несколько надуманным упоминание о том, что зелёный цвет вагонов на Курском вокзале является цветом надежды и символизирует эту самую надежду героя и героини на встречу. Но, скорее всего, в этом случае зелёный цвет – всего лишь реалия времени. Возможно, Бунин хотел подчеркнуть психологическую деталь – тончайшие колебания души героя, случайно взглянувшего на зелень бульвара и вспомнившего в результате зелёные вагоны. Кто знает? Но «закольцевать» повествование, придать ему законченность упоминание зелёного цвета в начале рассказа и в его последних строках, кажется, помогает. Это всего лишь предположение, но знание того, как важны для автора «Антоновских яблок» звуки, запахи и цвета, создающие атмосферу рассказа, делает это предположение имеющим право на существование. Что касается оставшихся цветов, упоминавшихся в рассказе, то они вызывают к себе повышенное внимание.

Таких цвета три. Белый – цвет снега и хлеба. Белая кофточка героини и близкий к белому прозрачный цвет её лица и губ символизируют чистоту, свет первой любви. Этой любви противопоставлены «тёмные аллеи» любви и жизни, действительности, в которой – убеждение И.А. Бунина – любовь возможна лишь как краткая вспышка. Чёрный цвет – предупреждение о грядущей беде, цвет печали, разлуки. Любопытно, что в рассказе Бунин цитирует (неточно) отрывки из стихотворения Я. П. Полонского со значимым в нашем случае названием «Затворница». Мотив сопротивления свету несут в себе «ночь и сумрак», «высокая тёмная лестница с завешенным окном», дым, «темнота лестницы» («темнота лестницы» символизирует ещё и туманность, неясность жизненного пути). И – трепетный огонёк в этом мраке – красный цвет, олицетворяющий собой те самые краткие и «хрупкие зарницы счастья», которые так ценил Бунин. Поэтому автор заставляет читателя не пройти мимо тут и там «разбросанных в тексте» таинственного огонька, «холодной комнатки, скучно освещённой керосиновой лампочкой», «красной ситцевой занавески», «сыра в красной шкурке», «свёртка красного одеяла». Конечно, символизирует огонь и «пламенный» поцелуй, и «горячая, детская глупость» и «горячие слёзы», и губы, которые «горели, как в жару». Эти свет и тепло жизни, противостоящие «снегу, метели, ветру, зиме, холоду» напоминают пастернаковское «Свеча горела…». Красный цвет («прекрасный») в этой связи предстает и как «наилучший» – лучшее, что было в жизни главного героя.

Мысль, высказанная Буниным в «Тёмных аллеях» (в том числе и анализируемом рассказе) светла и горька: любовь существует, она освещает жизнь людей, дарит счастье, но это чувство мимолётно, обречено либо на трагическую развязку, либо на печальное светлое воспоминание («печаль моя светла»). Именно поэтому внимательный читатель не пропустит тех слов, которые именуются алгебру поверяющими гармонию «лексическим повтором»: «Помню, как весной провожал её… Помню, как наконец она взобралась…как я обещал ей приехать через две недели. Больше ничего не помню. Ничего больше и не было».

Анализируя рассказ в классах с математическим уклоном, я добавляю, что в произведении 47 глаголов прошедшего времени (глагол «был» в разл. формах употреблён 9 раз), 10 глаголов – настоящего (5 из них – «помню» и 1 – «не верится») и лишь 2 глагола – будущего: «Послушай, убежим!», так напоминающие пушкинское из «Узника» «…давай улетим!» Но, как с горечью говорит герой рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице»: «У нас «убежим» не было»…

Основные темы творчества Бунина

Произведения Ивана Алексеевича Бунина посвящены разным темам, однако все связаны лейтмотивом грусти и печали по вырождению дворянского мира.

Ивана Бунина называют последним «дворянским» литератором. Его ранние произведения посвящены грусти и печали по уходящей дворянской эпохе. Стихотворения и рассказы Бунина часто обращаются в детство писателя и описывают старинные усадьбы, «дворянские гнезда», деревни. Дворянин по Бунину — это благородный, честный, справедливый, образованный, эмоциональный человек. Он обязательно должен иметь богатую родословную и работать на благо науки, искусства, общества.

Особенного пика чувство этой ностальгии достигает в произведении «Антоновские яблоки», посвященное вопросу увядания дворянской усадьбы.

Тема дворянства неразрывно связана с темой природы. Природа в творчестве Ивана Бунина никогда не бывает яркой. Она имеет приглушенные оттенки, но теплые: коричневые, золотистые, желтоватые, нежно-зеленые, голубые, серые.

Эта природа является отражением чувств персонажей и самого автора. Она поддерживает человека, помогает ему.

Другим важным мотивом творчества писателя является мотив смерти. Он приобретает широкий, всеобъемлющий смысл. Это и смерть страны, и смерть дворянства, и смерть отдельного человека. Где-то смерть имеет отрицательный смысл (произведения об увядании дворянства), а где-то имеет значение возрождения, очищения (произведения о чувствах; например, «Митина любовь»)

Тема смерти связана с темой богатства в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Главный герой этого произведения умирает перед обедом. Иван Бунин хотел показать, что смерти не важны богатства. Она придет к каждому из нас, поэтому деньги не имеют реального значения. Важно только то, как они тратятся.

Смерть Господина из Сан-Франциско изображена как помеха. Его гибелью был испорчен вечер, то есть хозяин отеля мог потерять прибыль из-за отъезда людей. Здесь смерть можно рассматривать шире как смерть капитализма.

Наиболее глубоко писатель рассмотрел тему любви. Сборник рассказов Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи» посвящен чувственной любви, причем всегда несчастливой, трагичной, «темной». Герои рассказов всегда сталкиваются с жизненными противоречиями, которые мешают им быть вместе. Они, как правило, излишне пылки, поэтому не могут прислушаться друг к другу, понять друг друга и найти ответ.

Темы творчества Ивана Алексеевича Бунина посвящены разным сферам жизни человека и общества.

2 вариант

Творческая деятельность Бунина началась с создания поэтических произведений. Будучи в юном возрасте он подражал Пушкину, Лермонтову. В 1895 году выходит первый сборник рассказов под названием « На край света», затем через 6 лет – стихотворный сборник «Листопад».

Основными чертами поэтических работ в 90-х годах стала тема отражения богатого мира родной природы и человеческих душ. В описании пейзажа показана философская позиция поэта. Такие четкие и контрастные по своему содержанию его стихотворения о любви. И хотя любовная лирика невелика, она отличается особой чувственностью. Те не менее в лирике отчетливо показаны горечь расставания и неразделенной любви, а также переживания одинокого человека.

По своему диапазону тематика лирических его работ широка. Здесь мы увидим и обращение к русской истории и представления быта и нравов многих стран, в особенности Востока. Эта лирика наполнена философскими мыслями. Бунин, всматриваясь в далекое прошлое, хотел отразить человеческие законы бытия. Социальная тематика присутствует все время в его трудах. Перед нами предстает герой Мелитон, потерявший родных, и которого побили плетьми. В рассказах «Руда», «Эпитафия» показаны голод, разрушенные и обнищавшие деревни.

Вернувшись из Италии в 1909 году, Бунин продолжает отражать деревенскую тему. В работе «Деревня» он честно показывает дерзость, консерватизм и тягостные моменты сельского быта, которые стали результатом многовекового угнетения. Через 10 лет Бунин показывает в своих трудах вырождение дворянства ( «Суходол») и безобразность мещанской жизни. В противопоставлении ужасам войны писатель обращается к теме вечной любви, которая четко показана в «Грамматике любви». После революции Бунин создает «Темные аллеи», где особенно привлекательно представлены женские образы. Любовь – это высочайшее чувство, однако она бывает недолговечной. Бунин писал русские новеллы, был отличным пейзажистом. У него часто в произведениях появлялись декадентские мотивы. Публикуются гражданские стихи. Писатель был прекрасным переводчиком. Он переводил труды Байрона, Шевченко, Лонгфелло.

Читая произведения Бунина, мы видим, как автор старался показать всю правду романтических историй с благополучным концом.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы творчества Бунина

Популярные сегодня темы

Главный герой рассказа – десятилетний мальчик Петька. Он младший помощник в парикмахерской. Ему не особо нравится однообразная, «грязная» жизнь в городе, где он рано начинает видеть всю неприглядную сторону мира,

Если бы я был учителем, я постарался бы быть примером для других учителей и конечно же был бы примером для своих учеников.

Вот и наступило это прекрасное время года – зима. Студеный воздух, девственно-белый снег так и манят из дома вон. Хочется дышать полной грудью, пробежаться на лыжах, встать на коньки.

Одним из основных персонажей произведения является Червяков Иван Дмитриевич, служащий заведующим хозяйством некоего учреждения, должность которого именуется экзекутором.

Дело было зимой. Школьник Федя Рыбкин вернулся домой с прогулки, он катался на коньках на катке. Он увидел, что дома никого не было. Сестра Рина ушла гулять, потому что она уже сделала заданные ей уроки и ушла играть с подругами

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: