Стихотворение И. А. Бунина Последний шмель (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Стихотворение И. А. Бунина Последний шмель (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Поэзия Бунина возникла и развивалась под благотворным воздействием крупнейших поэтов XIX века– от Пушкина до А. Толстого. Но, пожалуй, самым деятельным было влияние на него философской лирики Ф. И. Тютчева, воспринимаемой, однако, через призму поэзии Пушкина. Тютчевский мотив дисгармонии любви и смерти снимался в лирике Бунина стремлением осознать гармонию мира, мотив бренности бытия – утверждением вечности и нетленности природы.

В то же время Бунин заявляет о себе как о художнике со своей оригинальной философии мира и системой эстетических взглядов. В стихотворении «Последний шмель» поэт описывает «безмятежные и жаркие последние дни».

В центре этого стихотворения образ шмеля. В первом четверостишии поэт дает описание этому персонажу:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящей певучей струной.

Здесь же поэт использует прием параллелизма, сопоставляя шмеля с человеком. Бунин задается вопросом:

Ты зачем залетаешь в жилье человечье?

Далее поэт снова использует прием противопоставления:

За окном свет и зной, подоконники яркие,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди – и в засохшей татарке,

На подушке красной, усни.

Поэт обращается к традиционной для своего творчества теме сна, которая тесно переплетается с темой смерти, осмысления жизненного пути. Слово «последний» в заглавии стихотворения подчеркивает сосредоточенность поэта на данной теме. Здесь, как и в большинстве других произведений Бунина, мотивы сна, смерти соединяются со смысловой доминантой всего творчества – мотивом одиночества человека.

При этом одиночество Бунин понимает как чувство вселенского масштаба, как неприкаянность и трагизм всего человеческого существования в целом. Данная тема наибольшее свое выражение находит в последнем четверостишии:

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля.

Здесь поэт рисует картину междувременья, когда на смену последним знойным денькам придут дни ветра угрюмого. Именно в такие моменты человек начинает острее ощущать трагизм своего положения.

Композиционно каждое четверостишие распадается на две части: в одной из них говорится о шмеле, либо природе, во второй – о человеческой жизни. Таким образом, главным здесь является композиционный прием сопоставления. Стихотворение построено на основе олицетворения, когда под шмелем понимается человек, при этом не конкретный человек, в человек вообще. Композиция отличается стройностью построения, подчинением выражению определенной мысли.

На первый план в стихотворении выходит несвобода лирического героя. Эмоциональный рисунок отличается сдержанностью, что подтверждается интонационной неоднородностью. Ритмическое движение стиха отличается мелодичностью, близкой к лирической песне, чему и способствует традиционный стихотворный размер – ямб.

Лексический рисунок также небогат красками. Цветовая живопись используется неактивно («черный»,«золотой»,«красный»). Использование Буниным золотого и красного контрастирует с черным.

Красный – символ движения жизни,поэтому его сочетание с золотым, как символом власти, оппозиционно черному, так как в русской традиции черный – символ траура, то есть тема смерти раскрывается через противопоставление жизни.

Образ-символ жука способствует раздумьям лирического героя. Таким образом, выявляется еще одна оппозиция. Лирический герой «упрекает» героя – “Не дано тебе знать человеческой думы” – в то время как сам до конца не осознает символичность его появления в своей жизни.

Композиционно восклицание и вопрос обрамляет стихотворение, так как вопрос стоит в конце первой строфы, а восклицательный знак в конце последней. Шмель – символ человеческой жизни. Человек способен умереть от тоски, от своей внутренней несвободы.

Стихотворение «Последний шмель» есть выражение тем и дум Бунина, которые волновали его на протяжении всей жизни.

Стихотворение И.А.Бунина “Последний шмель” (восприятие, истолкование, оценка)

Обсуждение вопроса:

Что может быть важнее для художника слова, чем присутствие его произведений не только на книжных полках, но и в сердцах миллионов людей! У стихотворений Ивана Алексеевича Бунина судьба именно такая. Открыв впервые томик стихотворений поэта, я вдруг увидела, услышала, почувствовала жизнь во всех красках, жизнь яркую, сочную, вполне реальную и озвученную. Все из окружающего нас мира попало в поле зрения этого удивительного человека: Орион, “лапка лучистая” птицы и даже мир насекомых, бесцветный и красочный, непонятный и прекрасный. Одно из самых, на мой взгляд, изысканных стихотворений Бунина “Последний шмель” стало моим любимым. Тема вечной близости жизни и смерти раскрывается здесь в образе шмеля, не такого уж частого гостя лирических сюжетов, хотя “Пчелку”, “Бабочку”, “Кузнечика”, можно встретить у В.Брюсова, А.Фета, Г.Державина. В стихотворении Бунина “черный бархатный” шмель настолько живо запечатлен, что возникает ощущение, что он здесь, в нашей комнате, заунывно гудит, ударяясь в стекло. Точное слово “заунывно”, то есть “тоскливо”, “печально”, передает звучание одной струны, наводящее тоску и уныние, напоминает о том, что последние жаркие дни скоро сменятся холодом и ветром. Царственно-красивый шмель превратится в легкого, “сухого шмеля”. А угрюмый, пронзительный осенний ветер, что дует порывами, сбросит шмеля с красной подушечки засохшей татарки вниз, в бурьян, с царственного смертного ложа – в сорную траву. Так в природе властвуют, сменяя друг друга, то теплая, трепетная жизнь, то сметающая все на своем пути смерть. Поэтический мир Бунина, сложный и многообразный, в стихотворении представляет собой художественную неразрывную ткань из картин, мотивов, тем. Стихотворение называется “Последний шмель”. Слово “последний” – одно из любимых в творчестве И.Бунина: оно часто встречается в заглавиях его стихотворений и рассказов. Мне кажется, это определяется особым интересом писателя к теме осени и смерти. Слово “последний”, дважды повторенное в этом маленьком стихотворении из трех строф, имеет самые разные оттенки значений: “связанный со смертью”, “связанный с осенью”, “дорогой”, “единственный”. Таким образом, уже в названии стихотворения мы видим два ключевых образа и указания на тему – “смерть” и “осень”:
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно губящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Читайте также:
Психологизм бунинской прозы в рассказе «Чистый понедельник» И. А. Бунина: сочинение

Продолжение ниже

Эпитет “черный” символизирует смерть, траур, предчувствие гибели. Но употребление рядом поэтического эпитета “золотое” придает описанию шмеля особую торжественность, перед нами “царственный”, “величественный” образ. Вторая строка (“Заунывно губящий певучей струной…”) несколько разрушает праздничность первой, подготавливая тему осени, увядания, грусти. Употребление метафоры “певучей струной” и нагнетание шипящих звуков [ч], [ш], свистящих [з],[с] в первой строфе, подкрепленное ассонансом а-у, помогает нам услышать жужжание шмеля. В способности воссоздавать иллюзию “звонкого мира” Бунин, пожалуй, не знает себе равных в русской литературе. Читаешь эту удивительную лирическую миниатюру и ловишь себя на мысли, что поэт дал необыкновенно много не только нашему глазу и слуху, а также уму и сердцу, помог внимательнее посмотреть вокруг себя и почувствовать близость “настроений” шмеля и человека. Лирический герой как бы ведет со шмелем диалог, при котором важную роль играет поэтическое обращение в форме вопросительного предложения:
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Благодаря сравнительному союзу “как будто”, возникает оттенок не уверенности, сомнения в “долговременности” единения человека и природы, ведь шмель залетает в “жилье человечье”. И мы понимаем, что общение это будет недолгим, экспрессивный префикс по- (“полетай”, “погуди”), короткие отрывочные предложения второй строфы усиливают ощущение конца, гибели. Тематический ряд, связанный со смертью, постепенно пополняется новыми словами: “последние дни”, “засохшей татарке”, “усни”. Красочная метафора “на подушечке красной” приобретает увядший цветок в посмертное ложе шмеля. На наших глазах произошел разрыв в отношениях двух миров:
Не дано тебе знать человеческой думы…

Категоричный инфинитив “не дано знать” подчеркивает отчуждение мира человека и мира природы. Стихотворение перестает быть простой природной зарисовкой, обретая философское звучание. Хорошо или плохо знать о быстротечности времени, о собственной смерти, наконец, о забвении, тема которого так ненавязчиво поддержана словом “бурьян”? Что в этом осознании: торжество над безумным миром шмеля, кружащегося в неведении близкой смерти, или грусть от собственного бессилия перед лицом гибели всего прекрасного? В смерти шмеля нет трагизма: шмель – и живой, и мертвый – охарактеризован одним эпитетом “золотой”. И если в первой строке автор подчеркивает цветовое значение эпитета (сложивший крылышки шмель – не черный, а золотой), то в последней строке его качественное значение: “прекрасный”, “дорогой”, “несущий в себе мир хрупкой, нетленной красоты”. Бунина можно понимать по-разному. Но для меня его поэзия – целый мир, великолепный и живописный, многочисленный мир живых существ, за сохранение которого ответственен человек. Стихотворение Бунина я читаю не только глазами, но и сердцем, душой, учусь у поэта ценить Слово. И вслед за Горьким, который писал самому Бунину в далеком августе 1916 года, хочу повторить: “Вы для меня – первейший мастер в литературе русской, – это не пустое слово, не лесть…”

Читайте также:
Лирика Бунина (отзыв): сочинение

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»

В произведениях Ивана Алексеевича Бунина весьма часто затрагивается тема жизни и смерти. В творчестве поэта и прозаика такие сцены занимают немалое место. Ярким примером такого сюжета является стихотворение «Последний шмель». Автор желает поделиться своими мыслями с читателем о том, что человек, который способен по-иному воспринимать мир, в определенный жизненный момент осознает в чем на самом деле смысл его жизненного пути. Поэт думает о собственной значимости своего существования и привлекает читателя разделить с ним философские раздумья.
Тематика соединения натуральной природы и человеческой личности использовалась многими писателями. Человечество, имеющее дар, данный ему свыше, постоянно стремится гармонировать с природой. Именно поэтому каждый автор пытается максимально раскрыть возможные причины, из-за которых та или иная личность постепенно отдаляется от созданной гармонии.

Анализ стихотворения «Последний шмель»


Тематика гармонии, сопровождающаяся жизнью и смертью, весьма точно описана в произведении Бунина «Последний шмель». Уже из самого названия многое становится понятно, и читатель догадывается, о чем будет идти речь в произведении. Возникает ощущение, что сейчас будет затронута тема чего-то печального и трагического.
В своём стихотворении, поэт, при помощи шмеля, представляет всю натуральную природу, во всей ее красе. Эта природа постоянно движется и живет своей отдельной жизнью.

Несмотря на то что в строфах произведения прослеживается одна определенная идея, при проведении анализа, стихотворение можно смело разделить на три отдельные части. Каждая из них скрывает определенный смысл и повествует нам о тех или иных особенностях.

Мир человека


В первой части произведения Бунина «Последний шмель» рассказывается именно о жизненном пути человечества, представленного различными представителями. Стихотворение повествуется от имени определённого лирического героя, и рассказывает об особенностях единения мира человека и мира натуральной природы, которая здесь представлена в виде шмеля.
Многим может показаться, что данные миры совершенно различны, и разделены на два отдельных слоя. Использование в тексте инверсий обращает внимание читателя на то, что у человека имеется отдельное жилье, а шмель является лишь гостем в этом доме. В произведении автор использует несовершенные глаголы, указывая на то, что описываемы действия имеют своеобразную цикличность. Это позволяет отметить, что человеческий мир все-таки не особенно отделен от натуральной природы, ведь такие встречи случаются весьма часто.

Между человеком и насекомым имеется своеобразное взаимопонимание. Автор старается показать, что общение шмеля и лирического героя происходит на равном уровне. Шмель прекрасно понимает и ощущает тоску лирического героя.

Человек описывает насекомое с уважением, особое внимание акцентируя на внешности шмеля. Автором использованы возвышенные эпитеты, которые звучат благородно. Такие строки позволяют приподнять образ насекомого до уровня полноценного собеседника, являющегося единомышленником лирического героя.

При появлении шмеля в сюжете, ощущается и появление фонетического звукового строения. Своеобразной аллитерации с использованием шипящих звуков. Имеется здесь и ассонанс, сочетающий в себе глубокие и гудящие гласные. Все эти средства позволяют вызывать у читателя печаль и грусть.

В строках присутствует и сравнение. Автор отмечает, что шмель гудящий, и в то же время указывает на его певучесть. В строках стихотворения Иван Алексеевич старается рассказать, что мысли, представленные под видом шмеля, появляются в мире сам по себе и способны передать определенную боль в душе. Автор отмечает, что даже певучесть насекомого не убирает грусть и печаль.

Творческий путь И.А. Бунина начинался с поэзии. Именно в лирике проявились отличительные стороны его таланта, характерные особенности Бунина–художника. В его стихотворениях звучит мотив гармонии и оптимизма, приятия этой жизни и ее законов. Бунин уверен, что только в единении с природой, в слиянии с ней можно почувствовать свою связь с общей жизнью и понять замысел Божий. Подтверждением тому служит стихотворение «Последний шмель». Уже название произведения настраивает нас на лирично-печальную волну, вносит нотки увядания, прощания и смерти, которые затем, по ходу стихотворения, получат свое полное развитие. Это произведение состоит из трех строф, каждую их которых можно считать отдельной композиционной частью. Мне кажется, что первая строфа служит как бы введением – она рассказывает о психологическом состоянии лирического героя, намечает ход его размышлений: Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной? Шмель в данном контексте помогает передать состояние героя, который воспринимает это насекомое как некий символ траура, ухода, смерти: «черный бархатный шмель», «заунывно гудящий». Мы видим, что лирический герой тоскует. О чем или о ком? Об этом мы узнаем лишь в конце стихотворения. А пока он призывает своего мнимого собеседника наслаждаться последними прекрасными деньками: За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди — и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни. И, поймав и насладившись прощальными нотами тепла и света, заснуть, заснуть навсегда. Интересно, что описание цветка здесь напоминает описание гроба: «в засохшей татарке, на подушечке красной». Второе четверостишие насыщено яркими красками и тонами. Они контрастируют с темой увядания, которая отчетливо звучит здесь. И от этого контраста смерть представляется нам еще более грустной и тягостной, еще более неожиданной. Третья строфа раскрывает эту тему до конца, доводя ее до логического финала: Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля! Именно здесь нам открываются причины грусти лирического героя, его печальные размышления о быстротечности жизни, ее мимолетности и бренности. Совсем скоро яркость красок сменится угрюмой осенью с пронзительным и холодным ветром. И шмель, неотъемлемая часть яркого лета, радости и счастья, будет уничтожен суровыми и безжалостными силами природы. Так и счастье, по мнению лирического героя, очень недолговечно и хрупко. Оно может исчезнуть в любую минуту, оставляя лишь горькое сожаление и сильную боль. Больше того, так и сама жизнь исчезает, едва успев начаться. И самое грустное и страшное, что она начинает исчезать в самом своем расцвете – смерть подкрадывается неожиданно и разит точно в цель: «Безмятежны и жарки последние дни». «Последний шмель» насыщен средствами художественной выразительности. На мой взгляд, прежде всего, стоит обратить внимание на метафоры. Само название стихотворения метафорично: последний шмель олицетворяет быстротечность жизни и всего, что с ней связано, — счастья, радости, тепла, света. Кроме того, и в описании этого насекомого используются метафоры: «гудящий певучей струной», «в засохшей татарке усни»; эпитеты: «бархатный шмель», «заунывно гудящий», «в татарке, на подушечке красной, усни», «ветер угрюмый», «золотое оплечье». Все стихотворение построено как диалог с немым собеседником – шмелем. К нему обращены вопросы и восклицания лирического героя, которые мы можем считать риторическими: «Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?», «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!» Кроме того, все глаголы в стихотворении указывают на его диалогичность: он имеют форму 2 лица, единственного числа. Также в стихотворении используются и фонетические средства художественной выразительности. Они передают «заунывный гул» шмеля – с помощью диссонанса с использованием шипящих и звонких согласных: Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье… А также помогают «услышать» свист осеннего ветра – «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!» — с помощью свистящих и шипящих согласных. Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель» — образец философской лирики поэта. Здесь затрагивается философская тема быстротечности жизни и всевластия смерти. Именно то, что жизнь так коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.

Читайте также:
Анализ рассказа Антоновские яблоки И.А. Бунина: сочинение

Смерть в произведении «Последний шмель»


Вторая часть стихотворения постоянно указывает на тематику смерти. Автор прямым текстом говори читателю, что остались последние дни, уходят последние мгновения. Становится понятно, что здесь имеется скрытый подтекст. Последние дни насекомого сравнимы с последними днями уходящего лета. Указание на смерть служит в качестве особенного напоминания для человека, что жизнь скоротечна и рано или поздно все заканчивается.
Автор особое внимание уделяет натуральной природе. Он показывает, что она по-прежнему прекрасна и всеми силами старается сохранить свою постепенно увядающую красоту. Поэт указывает – только человеку дано понять, что данное затишье в скором времени сменится бурей, и избежать этого не удастся. В скором времени наступит смерть для многих живых существ, а сама природа уснет на определенный временной промежуток.

Бунин указывает, что человек оградился от окружающего мира и смотрит на все происходящее через окно. В данной ситуации именно шмель является центральным звеном, связующим два отдельных мира – мира человека и мира природы.

Первые строки второй части максимально красочно и насыщенно описывают мир, в котором находится природа, ожидая своей смерти – она еще прекрасна, но уже начинает осознавать неизбежность. Автор завершает строку раковым выражением – последние дни.

И вот исход последующих событий становится совершенно ясным. Природу ожидает неизбежная смерть. Именно поэтому лирический герой во время общения со шмелем просит его отправиться обратно на волю. Фразы звучат не в приказном тоне, а скорее в рекомендательном, наставительном. Лирический герой сочувствует насекомому и жалеет, что шмель так и не сможет осознать, что в скором времени в любом случае придет его кончина. Именно поэтому автор просит насекомое уснуть.

Герой предлагает шмелю отдохнуть, размещая его на красной татарке. Таким образом, Бунин указывает на то, что шмелю уготована поистине царская кончина.

Скоро будет ветер угрюмый

Находясь в меланхолическом состоянии, автор наблюдает полёт и последние мгновенья жизни шмеля, которому скоро надо навсегда уснуть. Кто такой шмель по природе – это труженик, который летает, собирая пыльцу и заботясь о потомстве. Как только он уснёт некому будет опылять растения, некому будет кормить потомство.

Читайте также:
Смысл названия цикла рассказов «Темные аллеи» и «Суходол» Бунина: сочинение

Делая зеркальное отражение на Россию, мы видим, что Бунин видит закат обычной жизни Руси, где скоро на смену труженикам появятся трутни и змеи. Скоро некому будет пахать, некому сеять, большинство будет стоять на площадях, требуя перемен и забывая об естественном ходе бытия.

Из последней строфы мы видим, что ветер (перемен) скоро сдует и то, что останется от шмеля, из чёрного он превратится в золотого, но уже не сможет опылять землю и помогать крестьянам получить хороший урожай. Трансформация цветов особенно актуальна, ведь в 1916 году в разгаре первая Мировая война, уже сейчас многие сёла обескровлены и то ли ещё будет.

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!

Конечно, кто-то может видеть в строках только пейзажную лирику, прорисовку обычного насекомого, которому есть время летать и есть час умирать. Советуем, однако, заглянуть между строк, ибо простое никуда от нас не убежит, а найти скрытую истину стихотворения и есть задача читателя.

Человек и природа

Третья часть стихотворения Ивана Алексеевича «Последний шмель» рассказывает о превосходстве человека над насекомым, который не способен осознать настоящую сущность происходящего в его жизни. Насекомое не может рассуждать о скоротечности жизненного пути, о смерти и возрождении.
Здесь происходит окончательное разделение мира природы и мира человека. Постепенно лирический герой ощущает свою значимость и возвышает себя над насекомым, предсказывая ему неминуемую гибель.

Автор отмечает, что смерть является неизбежным явлением. Судьба шмеля — это судьба всего живого на земле, в том числе и человеческой сущности. Именно данная особенность заложена в основу всего произведения, ведь даже в самом начале стихотворения указывалось, что гудение шмеля для человека кажется заунывным.

Небольшое произведение написано с использованием перекрёстных рифм в виде четырехстопного анапеста. Следует отметить, что первая и третья строфы имеют на пару слогов больше, а в четвертой и второй имеется ударный слог. Данная особенность придает рифмам своеобразную законченность.

Использование при написании анапеста, если посмотреть на ритмичность организации, представлено читателю достаточно размеренно. Это сделано изысканно и не позволяет отнести произведение к ямбу, напоминая о марше или какой-либо считалке для детей.

Читайте также:
Размышления над рассказом Бунина «Сны Чанга»: сочинение

Применяемый ритм создает характер беседы, которая позволяет по максимуму ощутить внутренний мир, постепенно раскрываемый автором. Все переживания героя обращены в саму суть. И суть эта заключена в финале жизненного пути.

Неизбежная грусть

И вот, наконец, третья строфа все ставит на свои места, а, точнее, доводит тему до ее логического завершения. Откуда эта грусть и печаль? Оттого что к человеку рано или поздно приходит понимание того, что жизнь быстротечна, и поэтому его начинают одолевать мысли о бренности и мимолетности ее. Ведь совсем скоро летнее тепло и радость сменит пронзительный и холодный ветер осени, и шмель, как неотъемлемая частица радостного и счастливого времени, будет умерщвлен безжалостными силами суровых законов природы.

Здесь сам себя превосходит Бунин. Анализ стихотворения «Последний шмель» говорит, что автору как бы жаль своего лирического героя. Шмель скоро исчезнет, и от глубокого понимания этого наступает сильная боль и сожаление. Вот так и жизнь, не успев начаться, иногда в самом расцвете может исчезнуть, так как смерть придет в самый неожиданный момент.

Последний шмель

  • Одиночество
  • Природа
  • Бунин

В стихотворении «Последний шмель», написанным Иваном Буниным в 1917, пейзажная лирика смешана с нотками философии, чувствуется социальный подтекст и явно ощущается одиночество творческого человека. Осень – это пора зрелости, за которой идёт закат – на это место ставит себя 46-летний поэт, на этой же точке отсчёта находится и его Родина.

Образ чёрного шмеля

В образе чёрного шмеля можно разглядеть, даже без глубокого анализа, Россию и самого Бунина. В предреволюционные годы очевидно, что страна находится на гране перелома, монархия отцветает, перевалило через экватор и творчество автора строк.

Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Просматривается и одиночество поэта, который тоскует по ушедшему лету и растаявшему снегу молодости. Чёрный цвет взят недаром, это предвестник бед и если самого Бунина жесть лихолетья миновала, то Россию ждёт через несколько лет страх гражданской войны, когда брат поднимает оружие на брата.

Безмятежны и жарки последние дни.

1916 год – это последний год относительного затишья, отрезок тишины, но как и в природе после жаркого дня часто приходит гроза и Бунин это пророчествует.

Скоро будет ветер угрюмый

Находясь в меланхолическом состоянии, автор наблюдает полёт и последние мгновенья жизни шмеля, которому скоро надо навсегда уснуть. Кто такой шмель по природе – это труженик, который летает, собирая пыльцу и заботясь о потомстве. Как только он уснёт некому будет опылять растения, некому будет кормить потомство.

Делая зеркальное отражение на Россию, мы видим, что Бунин видит закат обычной жизни Руси, где скоро на смену труженикам появятся трутни и змеи. Скоро некому будет пахать, некому сеять, большинство будет стоять на площадях, требуя перемен и забывая об естественном ходе бытия.

Из последней строфы мы видим, что ветер (перемен) скоро сдует и то, что останется от шмеля, из чёрного он превратится в золотого, но уже не сможет опылять землю и помогать крестьянам получить хороший урожай. Трансформация цветов особенно актуальна, ведь в 1916 году в разгаре первая Мировая война, уже сейчас многие сёла обескровлены и то ли ещё будет.

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

Конечно, кто-то может видеть в строках только пейзажную лирику, прорисовку обычного насекомого, которому есть время летать и есть час умирать. Советуем, однако, заглянуть между строк, ибо простое никуда от нас не убежит, а найти скрытую истину стихотворения и есть задача читателя.

Читайте также:
Роман Бунина «Жизнь Арсеньева» запечатлел старую Россию: сочинение

Жанр и средства выразительности

Стихотворение «Последний шмель» по жанру является элегией и написано в три строфы перекрёстной рифмовкой (оплечье – струной – человечье – со мной). В стихе встречаются:

  • Олицетворения (ты тоскуешь, усни).
  • Метафоры (золотое оплечье).
  • Эпитеты (красная подушечка, певучая струна и т д.).

Стих приближается по социальному звучанию к прозе предреволюционных лет, но в нём ещё хорошо просматриваются лирические нотки, в частности, размышления человека о своём месте в жизни и гармонии Homo sapiens с природой . Также это лирическое стихотворение пропитано нотками одиночества, когда созерцание мира творческим человеком заменяет ему общение с себе подобными из-за отсутствия со стороны последних банального понимания.

Читаем стих

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

Аудио М ЯкимовоЙ

Стихотворение И.А.Бунина «Последний шмель» (восприятие, истолкование, оценка) – вариант 2

Поэзия Бунина возникла и развивалась под благотворным воздействием крупнейших поэтов XIX века – от Пушкина до А. Толстого. Но, пожалуй, сильнее всех на него влияла философская лирика Ф.И.Тютчева. Только Бунин по-своему воспринимал эту философию: мотив дисгармонии любви и смерти сменялся стремлением осознать гармонию мира, мотив бренности бытия – утверждением вечности и нетленности природы.
В то же время Бунин заявляет о себе как о художнике с оригинальными взглядами. В стихотворении «Последний шмель» поэт описывает «безмятежные и жаркие последние дни». Шмель – главный образ этого лирического произведения. В первом четверостишии поэт дает описание этого «персонажа»:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящей певучей струной.

Здесь же поэт использует прием параллелизма, сопоставляя шмеля с человеком. Бунин задается вопросом: “Ты зачем залетаешь в жилье человечье?”
Далее поэт снова использует прием противопоставления:

За окном свет и зной, подоконники яркие,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди–и в засохшей татарке,
На подушке красной, усни.

Поэт обращается к традиционной для своего творчества теме сна, которая тесно переплетается с проблемой смерти, осмысления жизненного пути. Слово «последний» в названии стихотворения подчеркивает заинтересованность поэта этой темой. Здесь, как и в большинстве других произведений Бунина, мотивы сна, смерти перекликаются с мотивом одиночества человека. При этом одиночество понимается им как чувство вселенского масштаба, как неприкаянность и трагизм всего человеческого существования в целом. Наиболее остро эта тема выражается в последнем четверостишии:

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.

Здесь поэт рисует картину межсезонья, когда на смену последним знойным денькам придут дни ветров и дождей. Именно в такие моменты, когда природа постепенно теряет яркие краски и готовится к осени, человек начинает острее чувствовать душевную пустоту и одиночество. Осень, которая была привлекательна для Пушкина, у Бунина вызывала грусть, так как «давно опустели поля» и скоро природа потеряет свою прелесть. Начнутся холода, и «ветер угрюмый» унесет остатки приподнятого летнего настроения.
Тоска, порой беспричинная, столь присущая поэтам, заставляет Бунина вкладывать свое «я» в шмеля, которому грозит забвение. Но, скорее всего, это предчувствие перемен, которые затронут его родину — Россию. Это предчувствие вынужденной эмиграции, с которой он никогда не сможет свыкнуться.
Композиционно каждое четверостишие можно разделить на две части: в одной из них говорится о природе, в другой – о человеческой жизни. Здесь Бунин использовал прием сопоставления. Также стихотворение построено на основе олицетворения, когда под шмелем понимается человек. Композиция отличается стройностью, подчинением выражения определенной мысли.
Ритмическое движение стиха отличается мелодичностью, близкой к лирической песне, чему способствует традиционный стихотворный размер (ямб). Лексический рисунок небогат красками, хотя автор использует цветовую живопись («черный», «золотой», «красный»).
Прочитав стихотворение, начинаешь невольно задумываться о том, что все в мире постоянно находится в движении: за летом приходит осень, угрюмый ветер уносит «сухого шмеля», поля пустеют… Иными словами, «ничто не вечно под луной». С другой стороны, на постоянных изменениях построена наша жизнь. Поля пустеют для того, чтобы весной на них снова росла трава, тяжелые думы рано или поздно уступают место хорошему настроению. Даже одиночество не может длиться долго, ведь это противоестественно человеческой природе. Смерть неизбежна – можно прийти к такому выводу, прочитав бунинское произведение. Но если прожить жизнь в постоянном движении, полете, как красивый бархатный шмель, то, когда подует угрюмый ветер, будет совсем не страшно. Наоборот, будет интересно: куда же тебя принесет воздушный поток?

Читайте также:
Герои Бунина живут под звездою рока: сочинение

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»

Тема жизни и смерти неизбежно занимает немалое место в творчестве любого поэта или писателя. Человек, способный иначе воспринимать мир и изображать его словами, рано или поздно приходит к осознанию (или к необходимости осознания) смысла своего существования и вообще человеческой жизни.

Тему человека и природы, их единения также затрагивает каждый поэт, поскольку, обладая даром свыше, он стремится к гармонии с природой и пытается найти причины отдаления от неё человека.

Обе эти темы нашли своё выражение в стихотворении И.А. Бунина «Последний шмель». Его название говорит само за себя. Шмель — насекомое, это олицетворение природы, движения, жизни. Словосочетание “последний шмель” уже настраивает на восприятие стихотворения, посвящённого чему-то, пока ещё неуловимо печальному.

Несмотря на то, что все эти строфы стихотворения связаны одной темой и образным рядом, в нём можно выделить три части (согласно делению на строфы).

Первая часть знакомит нас с миром человека, от лица которого ведётся повествование, и миром природы, представленным шмелём. Кажется, эти два мира изначально разделены: человек находится в своём “жилье человечьем” (использованная инверсия ещё более обращает на это внимание), шмель же туда только “залетает”. Однако неслучайно употреблённые глаголы несовершенного вида “залетаешь, тоскуешь” говорят о том, что эти действия происходили не единожды, а время от времени, то есть мир человека всё-таки не отделяется от мира природы.

Между человеком и шмелём существует взаимопонимание, общение на равных (“тоскуешь со мной”); шмель разделяет человеческую тоску. Причём человек описывает его весьма уважительно, можно сказать, “по-царски”: “чёрный”, “бархатный”, “золотое оплечье” — эти глубокие, густые по звучанию и благородные, возвышенные по содержанию эпитеты как бы поднимают образ шмеля из ранга простого насекомого в ранг собеседника, единомышленника человека. Но несмотря на это появление шмеля, которое ощущается нами и фонетически, благодаря аллитерации — сочетанию звуков “ч”, “ш”, “з”, “щ” — и ассонансу — сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков “о”, “у”, — вызывает в душе человека печальные мысли и чувства (хотя нам пока неизвестно, какие именно): шмель называется “заунывно” гудящим, хотя и “певучей струной”. Видимо, мысль, внушаемая человеку видом шмеля, появилась бы и сама по себе, но она доставляет ему душевную боль, поэтому и певучее гудение шмеля кажется ему заунывным. Что это за мысль, мы узнаем в следующей части стихотворения.

Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, и хотя здравый смысл подсказывает, что последние дни шмеля — это всего лишь последние дни лета, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни. “За окном свет и зной”, природа ещё прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни — всего лишь затишье перед бурей, последние дни перед смертью. Поэтому человек ограничивает себя стенами своего жилья от этого прекрасного мира и видит его только через окно (подчёркнуто “яркие подоконники” являют собой зрительную границу между двумя мирами, а шмель является как бы связующей нитью, посланником из одного мира в другой). В первых двух строках автор как нельзя более насыщенно и красочно нарисовал мир умирающей, но ещё прекрасной природы, а в середине второй строки резко отделил это описание внутренней рифмой (яркижарки) и завершил строку роковым: “последние дни”. После этого исход становится совершенно ясным, и мы (вместе с человеком) понимаем, что впереди у природы (а значит, и шмеля) неизбежная смерть. Поэтому человек заставляет его вернуться на волю, он говорит ему: “полетай, погуди”, — но это повелительное наклонение, несколько возвышая человека над шмелём, пока ещё носит не приказной, а наставительный характер. Сочувствуя шмелю, человек сожалеет о его неспособности осмыслить факт своей скорой кончины и прочит ему гибель, заменяя слово “умри” эвфемизмом “усни”. Причём смертным одром шмелю человек называет красную подушечку в “засохшей татарке”. Этот красный цвет является достойным обрамлением для упомянутых ранее чёрного и золотого цветов. Такая цветовая гамма неслучайна: автор обращает внимание на то, что шмелю уготована прямо-таки царская кончина.

Читайте также:
Тема любви в прозе И.А. Бунина 2: сочинение

Но в третьей части стихотворения словами “Не дано тебе знать. ” человек подчёркивает своё превосходство над шмелём, не знающим “человеческой думы” о скоротечности жизни (о которой напоминает также фраза “давно опустели поля”). Происходит окончательное разделение двух миров. Ощущая свою значимость, человек ещё более возвышает себя над шмелём, предсказывая ему скорое забвение. Тот, кто умер на царском ложе, скоро будет снесён угрюмым, безжалостным и равнодушным ветром (аллегория времени) в бурьян (иначе говоря, канет в Лету). Смерть неизбежна, но ещё страшнее смерти — забвение. В этой строфе происходит явное обобщение, под судьбой шмеля подразумевается судьба всякого живого существа, в том числе и человека. Мысль о том, что его ждёт подобная участь, и тяготила человека в самом начале, поэтому гудение шмеля и казалось ему заунывным.

Как мы уже видели, стихотворение построено из трёх катренов, написано перекрёстной рифмой, четырёхстопным анапестом. Однако заметим, что первая и третья строки каждой строфы имеют на один безударный слог больше, а вторая и четвёртая заканчиваются ударным слогом. Это придаёт каждой строфе большую законченность. Написанное анапестом, стихотворение по своей ритмической организации является достаточно размеренным (но не настолько, чтобы, подобно ямбу, напоминать марш или детскую считалку). Такой ритм придаёт стихотворению характер беседы, помогает прочувствовать внутренний мир автора, проникнуться его переживаниями, большее внимание обращает не на форму стихотворения, а на его содержание. Заметим, что в первой строке первого четверостишия на месте первого безударного слога находится ударный (“чёрный”), что делает акцент на обращении к шмелю, а не просто на его описании.

Вторая и четвёртая строки каждой строфы имеют точные богатые рифмы (струной — со мной; поля — шмеля). Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе (оплечье — человечье), в остальных же двух — неточные (думы — угрюмый). Это помогает создать большую эмоциональную напряжённость, однако точность рифм второй и четвёртой строк сохраняет при этом общую размеренность ритма. В общем же, стихотворение имеет вид неспешной, но не безэмоциональной беседы.

Человек осознаёт неизбежность смерти шмеля, как и своей собственной. Умереть через несколько дней или десятилетий — не всё ли равно, если за смертью последует забвение? И хотя за каждой зимой приходит весна, а значит, возрождение, И.А. Бунин не даёт шмелю этой возможности, он считает, что у шмеля нет будущего (об этом говорит то, что стихотворение завершается не многоточием, обещающим некое продолжение, а восклицательным знаком, ставящим все точки над i). Однако автор не придаёт этому большого трагизма. Мёртвый шмель всё же остаётся золотым и, даже будучи унесённым в бурьян, не теряет своей царской красоты. На мой взгляд, подчёркивая это, И.А. Бунин снова выходил за рамки описания судьбы шмеля и переходил к судьбе человеческой. Смерть ждёт каждого из нас, с ней нельзя бороться. Забвение же не властно над гением. Пушкин и Толстой, Чехов и Бунин. — эти и многие другие имена никогда не будут забыты. Но и мы можем попытаться победить забвение, потому что все наши деяния — “чёрные” и “золотые” — останутся с нами. Каждый должен выбрать, кем он станет — чёрной букашкой, растворившейся в бурьяне, или сухим золотым шмелём, унесённым временем в бурьян забвения, но не исчезнувшим в нём. И, быть может, когда-нибудь этот маленький золотой огонёк в пучине будет кем-то замечен. Тогда-то можно будет сказать, что забвение побеждено.

Читайте также:
Тема природы в поэзии «серебряного века» (на примере творчества И. А. Бунина): сочинение

Думаю, и об этом хотел сказать нам И.А. Бунин в своём стихотворении «Последний шмель».

Поэзия Бунина — “живопись словом”

Школьное сочинение

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами —

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова “в том плодородном Подстепье”, где, как писал он сам, “образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым”. Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными “богами” в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, “бунинское”, звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, “чувственного, вещественного, из чего создан мир”, достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

Уже весь голый, легкий и ветвистый.

. Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении “Листопад” создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в “серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь”, — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Читайте также:
Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»: сочинение

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе “Золотое дно”, восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: “А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. “

В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: “Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость. ” (“Деревня”). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: “На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос. ” (“Деревня”). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: “Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде” (“Деревня”).

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: