Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина 2: сочинение

Сочинение: Тема России в творчестве И.А. Бунина

(675 слов) Иван Алексеевич Бунин — известный русский писатель первой половины двадцатого века. Своим творчеством Бунин внёс огромный вклад в развитие отечественной литературы. Недаром Максим Горький однажды назвал Бунина «первейшим мастером в современной литературе русской».

Каждый писатель по-своему раскрывал в своих произведениях образ великой России. Так, например, Лермонтов утверждал, что любит родную страну «странною любовью». Михаил Юрьевич воспевал именно народную Россию. Некрасов восхищался русским крестьянством, на которое он возложил большие надежды на светлое будущее. Рассмотрим поподробнее, как раскрывается образ России в творчестве Ивана Бунина.

Не секрет, что Бунин продолжил традиции великих русских авторов, но внёс новые черты в образ России. Писатель творил в очень непростое для страны время, когда неоднократно решалась судьба России. Русско-японская война, три революции и Первая мировая война оставили глубокий след на жизненном пути Родины. Именно в этот период Иван Алексеевич пытается осмыслить русскую действительность и пишет произведения, которые впоследствии станут изюминкой его творчества: «Aнтоновские яблоки», «Косцы», «Сосны», «Жизнь Aрсеньева» и так далее. В каждом произведении читатель видит патриархальную деревенскую Россию, но в ностальгическом освещении, ведь автор потерял ее навсегда после кардинальных исторических преобразований.

Например, свой известный рассказ «Косцы» Бунин написал, будучи в эмиграции, в 1921 году. Здесь автор идеализирует образ России. В этом произведении читатель замечает, насколько сильна любовь Ивана Aлексеевича к родной земле. В начале повествования писатель всей душой восхищается небывалой красотой русской природы:

«Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старaя большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезаннaя заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль…».

Автор описывает все признаки привычной дореволюционной России. Это и дорога как один из символов страны, и упоминание о старшем поколении. Писатель не замечает течения времени в этой атмосфере покоя и размеренности. Затем Бунин рассказывает о косцах, в которых видит «кровяное родство» с родной землёй. В своих песнях сильные крестьяне выражают радость от своей работы. Песня косцов вызывает изумление у тех, кто ее слышит:

«Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно… И еще в том была прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия…».

Казалось бы, эти прекрасные слова должны вызывать у читателя лишь восхищение, однако всё настроение портит одна фраза:

«Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».

Тем же настроением пронизано и другое знаменитое произведение Бунина «Антоновские яблоки». Оно повествует о потерянной красоте, былом спокойствии. Возникает ощущение, что автор живет воспоминаниями:

«Вспоминается мне ранняя погожая осень… Помню раннее, свежее, тихое утро…».

В прожитой жизни были совершенно другие люди. По мнению автора, они были более здоровыми, сильными и красивыми. Писатель восхищается крестьянами, упоминая об их духовной связи с мелкопоместным дворянством. Также Бунин признаётся:

«И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком».

Автор с болью в сердце сожалеет о том, что прежняя жизнь закончилась:

«Перемерли старики. В Выселках умерла Aнна Герасимовна, застрелился Aрсений Семеныч…».

Образ жизни в России изменился. Именно антоновские яблоки олицетворяют прежний уклад жизни, гармонию и взаимопонимание между людьми. Антоновские яблоки символизируют то, что оказалось утраченным с течением времени.

Немного другое настроение прослеживается в произведении Бунина «Суходол». Здесь писатель уже не восхищается схожестью жизни крестьян и помещиков. В этом произведении Иван Алексеевич повествует о русском национальном характере, воплощенном в образе Натальи. Героиня всю свою жизнь посвятила Суходолу. Именно Наталья рассказывает нынешнему поколению, как люди жили в Суходоле в прежние времена. Читатель одновременно и пугается рассказов героини, и восхищается ими. Бунин наделил свою героиню «прекрасной и жалкой» душой. Наталья способна на сильную и искреннюю любовь, она обладает умом и воображением. Однако, несмотря на эти достойные качества, она не прилагает никаких усилий, чтобы изменить свою жизнь. Героиня лишь всему подчиняется. У людей не хватает сил изменить жизнь к лучшему, и в этом, по мнению автора, виноваты и помещики, и крестьяне. В этом и была главная беда прежней России.

Иван Алексеевич в своих произведениях показал сложный и многогранный образ России, полный нерешённых загадок. Писатель мастерски показал читателю трагическую судьбу русского народа. Творчество Бунина пропитано невероятным чувством любви и сострадания к великой России.

Тема уходящей России и смены времен в рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки»

И. А. Бунин — продолжатель традиций критического реализма в литературе XX века. Его имя стоит в одном ряду с именами Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. В произведениях Бунина удивительным образом сочетаются прекрасная, благоуханная проза и реализм событий, отражающий переживания русского общества. Вклад Бунина в литературу огромен. Он действительно принес в нее, как справедливо заметил М. Горький, «живой радужный блеск и звездное сияние». Писатель в полной мере достоин присужденной ему Нобелевской премии.

Читайте также:
Отражение революции в Окаянных днях И.А. Бунина: сочинение

Творчество Бунина нельзя рассматривать вне исторического контекста. Писатель не принял ни Февральской, ни Октябрьской революций, был противником изменений, которые приносил с собой зарождающийся капитализм. По мнению интеллигента Бунина, человека дворянской культуры, буржуазное общество несет бесчеловечность, лицемерие, жажду наживы, вносит жестокость в отношения между людьми. Идеальной для писателя является прошлая жизнь девятнадцатого столетия, которую он воспевает в рассказе «Антоновские яблоки» (1900).

В прозу Бунина органично входит тема воспроизведения жизни поместного дворянства, а именно мотив оскудения старых помещичьих усадеб. Рассказы такого рода окрашены нотами печали, сожаления. Они отличаются лирической манерой повествования и нередко носят автобиографический характер.

Автор с горечью осознает, что рушится привычный жизненный уклад; старому, идеализированному в его сознании помещичьему быту приходит конец. Жизнь разбилась, будто чашка. И чтобы еще раз подчеркнуть эту грустную мысль, писатель использует художественный прием, который можно назвать «мозаичностью изображения». Рассказы Бунина часто представляют собой кадры, зарисовки отдельных картин действительности. Одним из лучших произведений такого рода является рассказ «Антоновские яблоки».

Он построен на повествовании от первого лица, как воспоминание рассказчика о детстве и юности, проведенных в дворянской усадьбе. Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта — это изобилие, достаток, единство человека и природы, дворянства и крестьянства. Запах антоновских яблок служит отправной точкой повествования.

Именно антоновские яблоки становятся символом идиллической патриархальной жизни, которая и поэтизируется Буниным. Главы, посвященные старинной жизни, во многом напоминают стихотворения в прозе. Они музыкальны и поэтичны. Мажорные картины природы занимают особое место: зарисовки яблоневого сада, описание «бриллиантового созвездия Стожар», панорама степи, момент охоты.

Автор делает основной акцент именно на раскрытии красоты, гармонии жизни, ее мирного течения. Из прошлого рассказчик вспоминает только самые светлые и привлекательные моменты. «Вспоминается урожайный год…» — так начинается одна из глав рассказа. И в этом вся суть позиции автора. Прошлая Россия для него становится олицетворением счастливого края, где не было нужды и голода, где крестьяне ходили в чистых белых рубахах, а урожай яблок превосходил все ожидания.

«Крепостного права я не помню», — говорит рассказчик, намеренно уходя от социальных проблем; он убежден, что в далекие времена его детства помещики и крестьяне не противостояли друг другу, все они жили в гармонии и единстве с природой и друг с другом.

Поэтическое прошлое сопоставляется в рассказе с прозаическим настоящим, где исчезает запах антоновских яблок, где нет троек, гончих и борзых собак, нет и самого помещика-охотника. В рассказе о настоящем воспроизводится целая череда смертей могучих стариков, красивых женщин, шурина Арсения Семеновича, Анны Герасимовны.

Картины кладбища, уход из жизни красивых и сильных людей рождают элегические мотивы и ассоциируются с переменами жизни.

Многие критики отмечают, что рассказ «Антоновские яблоки» напоминает эпитафию ушедшей жизни, родственную тургеневским страницам о запустении «дворянских гнезд».

Но противопоставление старой дворянской и новой жизни, тоска по уходящему патриархальному быту — это только поверхностный пласт романа. Автор поэтизирует не только прошлую жизнь дворян, но и простую деревенскую жизнь вообще. Она прекрасна своим единством с природой. Здесь Бунин, по всей видимости, придерживаясь точки зрения французского философа и писателя Ж.-Ж. Руссо, восхищается человеком, живущим в естественных условиях — среди лесов и полей, дышащего чистым воздухом, а потому и ведущего здоровый и простой образ жизни.

Центральный мотив рассказа — мотив антоновских яблок — становится почти символом. Он несет здесь важную сюжетообразующую роль. Запах яблок ассоциируется у рассказчика с ароматом самой жизни. Это нечто прекрасное само по себе. Даже форма яблок совершенна, как совершенна и гармонична сама естественная жизнь. Вот почему наряду с печалью, вызванной картинами разрушения старого уклада, в рассказе присутствует и мотив радости, утверждения жизни. И здесь воплощается надежда автора на всеисцеляющую силу природы, в которой, по его мнению, и заключается спасение мира и человека.

Есть в рассказе и еще более глубинный, философский пласт. Писатель описывает не просто смену укладов в России, он воспроизводит череду суток, затем смену сезонов и, наконец, сам ритм времени, бег истории. Он угадал и отразил в «Антоновских яблоках» время перелома, перехода бытия. И в этом отношении «Антоновские яблоки» немного предвосхищают «Вишневый сад» А. П. Чехова. Возможно, бунинский рассказ имел впоследствии и отклик в есенинских строках «Все пройдет, как с белых яблонь дым».

Читайте также:
Русская деревня в изображении И. А.Бунина: сочинение

Таким образом, в «Антоновских яблоках» Бунин обратился к широкому осмыслению исторических судеб России и ее народа, к раскрытию наиболее существенных, как ему казалось, свойств и черт русского национального характера, к выявлению связей прошлого и современного, к закономерности смены эпох.

Бунин правдиво отразил закат старой помещичьей России. Он ясно видит теперешнее положение дворянства, обреченного самой историей на «непоправимое разложение». Но, осознавая неизбежность смены эпох, все же свои симпатии Бунин отдает прошлому.

ТЕМА УХОДЯЩЕЙ РУСИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. А. БУНИНА

Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных еще до отмены крепостного права. Так, И.А.Гончаров описывает в «Обломове», как мерный ход жизни в Обломовке превращается в кипучую деятельность поместья Штольца. Барство уходит в прошлое, но с ним связаны культура и традиции целого класса — дворянства. Об этом же писал и Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо», борьба новых явлений со старым укладом жизни нашла свое отражение и в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». На рубеже двух веков к этой теме обращается и такой великий русский писатель, как Иван Алексеевич Бунин.

Почему тема дворянской Руси столь близка сердцу Бунина? Известно, что он родился не просто в дворянской семье. Род Буниных был очень древним, и писатель по праву гордился своими предками. Он прекрасно знал образ жизни поместного дворянства, его культуру, быт. Но так же хорошо он знал и жизнь простого крестьянского люда.

В детстве в деревне от матери и дворовых он наслушался песен и сказок. Воспоминания о детских годах — лет с семи, как писал Бунин, — связаны у него «с полем, с мужицкими избами» и их обитателями. Он целыми днями пропадал в ближайших деревнях, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Подражая подпаску, он и сестра Маша ели черный хлеб, редьку, «шершавые и бугристые огурчики», и за этой трапезой, «сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан мир», — писал Бунин в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева». Поэтому для писателя уход в прошлое этого уклада жизни был настоящей трагедией. Тема расставания с близкой ему Россией, той, которую он знал с самого детства, раскрывается в таких произведениях Бунина, как «Антоновские яблоки», «Эпитафия», «Суходол», «Деревня» и других.

В повести «Суходол» писатель с грустью воссоздает хронику некогда знатного рода дворян Хрущевых; «Многие из соплеменников наших, как и мы, знатны и древни родом. Имена наши поминают хроники: предки наши были и стольниками, и воеводами, и «мужами именитыми», ближайшими сподвижниками, даже родичами царей. И называйся они рыцарями, родись мы западнее, как бы твердо говорили мы о них, как долго еще держались бы! Не мог бы потомок рыцарей сказать, что за полвека почти исчезло с лица земли целое сословие, что столько выродилось, сошло с ума, наложило руки на себя или было убито, спилось, опустилось и просто потерялось где-то бесцельно и бесплодно!»

Барство у Бунина уходит вместе с его представителями. Дворяне у него вырождаются. Это ярко видно в повести «Суходол», показывающей, как измельчал некогда знатный род. Судьба Хрущевых трагична. Барышня Тоня сходит с ума, Петр Петрович погибает под копытами коня, слабоумный дедушка Петр Кириллович умирает от руки крепостного. Представители некогда знатного дворянского рода просто «сосуществуют» между собой, иногда доходило до того, что они хватались за ножи и ружья.

При этом Бунин с симпатией относится к простому люду. «Порой мне казалось на редкость заманчивым быть мужиком», — писал он. Жизнь богатых, зажиточных мужиков писатель сравнивает с жизнью среднего дворянства. Бунину нравится их трудолюбие, набожность, размеренный уклад жизни — все, что составляло основу той Руси, которая была так близка писателю и которая уходила в прошлое.

Но Бунин видел и забитость крестьянства, его невежество и бесхозяйственность. Герой его замечательной повести «Деревня» Тихон Краснов до глубины души поражен, что в плодородном черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. «Хозяина бы сюда, хозяина!» — думает он. Его брат Кузьма винит в этом правительственных «пустоболтов», которые «затоптали, забили народ».

Повесть Бунина «Деревня», напечатанная в 1910 году, вызвала большие споры и явилась началом огромной популярности писателя. За «Деревней» последовали другие повести и рассказы, как писал Бунин, «резко рисовавшие русскую душу, ее светлые и темные, часто трагические основы». По мнению Максима Горького, о чем он и написал автору «Деревни», Бунин в этом произведении «широко захватил жизнь русского народа, касается проблем исторических, национальных и того, что было злобой дня, — войны и революции». При этом он изображает современную ему деревню «без всяких прекрас».

Читайте также:
Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А.Бунина: сочинение

«Беспощадная правда» бунинской повести была основана на глубоком знании ее автором «мужицкого царства». В ней Бунин показывает жизнь крестьянства накануне первой русской революции, события которой полностью разрушают привычный ход жизни в деревне. Мы видим какие-то мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты. Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти для себя точку опоры. Но неспокойные события начала века обостряют не только социальные проблемы деревни, но и разрушают нормальные человеческие отношения, заводят героев «Деревни» в тупик.

Герои Бунина очень тяжело переживают все эти события. Иногда они не в силах выносить разлад в привычной им жизни: Арсений Семенович из рассказа «Антоновские яблоки» застрелился. В этом рассказе Бунин идеализирует доброе старое время, когда дворянство переживало свои лучшие времена. Вчитываясь в его строки, мы начинаем видеть целую историю расцвета и заката жизни помещичьих усадеб, описание осени дворянства. Антоновские яблоки — символ жизни, благополучия. Поэтому не случайно лучшие воспоминания Бунина о прежней богатой дворянской жизни связаны именно с антоновкой, такой реальной, что мы, кажется, слышим ее запах.

Творчество И. А. Бунина занимает значительное место не только в русской, но и во всемирной литературе. В мире прозу Бунина приравняли к произведениям. Толстого и Достоевского, говоря при этом, что он обновил русское искусство и по форме, и по содержанию, привнес в реализм XIX века новые черты и краски. Описывая современные ему события, Бунин выдвигает на первый план вечные ценности — добро и красоту. Это давало писателю столь необходимое ему ощущение связи с прошлым.

Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина

Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных еще до отмены крепостного права. Так, И. А. Гончаров описывает в “Обломове”, как мерный ход жизни в Обломовке превращается в кипучую деятельность поместья Штольца. Барство уходит в прошлое, но с ним связаны культура и традиции целого класса – дворянства. Об этом же писал и Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, борьба новых явлений со старым укладом жизни

Related posts:

Тема любви в произведениях Бунина Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты. Бунин одним из первых в русской литературе заговорил не только о […].

Тема России в произведениях И. А. Бунина Как и всякий русский поэт, И. А. Бунин впитал в себя классическую традицию воспевания России. Для него, выросшего в отцовском имении, среди неяркой и незвонкой красоты русской природы, родина начиналась именно здесь. Отзвуки этой очарованости мы находим уже в ранних стихах поэта, которые так и называются: “Родине ” (1891), “Родина” (1896). В стихотворении “Родине” (1891), […].

Любовь в произведениях И. А. Бунина Иван Алексеевич Бунин – тонкий лирик, способный передать любые оттенки душевного состояния. Почти все произведения его посвящены любви. Цикл “Темные аллеи” является как бы альбомом, в котором собраны скорее не рассказы, а жизненные зарисовки. В них нет чувства законченности, но все же каждое – уникальная история любви. У Бунина нет рассказа, который бы заканчивался счастливо. […].

“Россия, которую мы потеряли” в произведениях И. А. Бунина Через все творчество И. А. Бунина проходит мотив тоски по уходящему прошлому, вызванному разорением дворянства, являвшегося в представлении писателя единственным хранителем и создателем культуры. Этот мотив находит свое лирическое выражение в таких произведениях, как “Антоновские яблоки” и повесть “Суходол”. В “Антоновских яблоках” Бунин идеализирует доброе старое время, когда дворянство переживало идиллическую пору своего существования; в […].

Человек и окружающий мир в произведениях Бунина В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней рабской нищеты, Но этот крест, но этот ковшик белый Смиренные, родимые черты! И. А. Бунин И. А. Бунин с необыкновенным мастерством описывает в своих произведениях полный […].

Роль символики в произведениях И. А. Бунина Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. В детстве учился в гимназии, занимался живописью, но по обстоятельствам закончил всего четыре Класса. Позже великие писатели, чьим младшим современником был Бунин, единодушно признают его огромный талант. Произведения Бунина очень богаты различными формами иносказательной выразительности. Писатель использует символику везде: и в названиях рассказов, и в […].

Читайте также:
Психологизм бунинской прозы в рассказе «Чистый понедельник» И. А. Бунина: сочинение

Тема исчезновения и смерти в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” Рассказ И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” посвящен описанию жизни и смерти человека, обладающего властью и богатством, но, по воле автора, не обладающего даже именем. Ведь имя содержит некое определение духовной сущности, зародыш судьбы. Бунин отказывает своему герою в этом не только потому, что он типичен и похож на других богатых стариков, приезжающих из Америки […].

Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина Говоря о творчестве русского писателя Ивана Бунина, часто отмечают глубоко пессимистические настроения, грусть, трагичные мысли о жизни и смерти. В рассказах, вышедших в годы гражданской войны (два сборника – “Чаша жизни” и “Господин из Сан-Франциско”), до предела обострено ощущение катастрофичности человеческой жизни, суетности поисков “вечного счастья”. Противоречия социальной жизни в этих произведениях отражены в резкой […].

Тема любви в творчестве И. Бунина Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, Моя Любовь. Память. В живую воду Сердца, в чистую влагу любви, печали и Неясности погружаю я корни и стебли Моего прошлого… Отдались, неотвратимый Час, когда иссякнет эта влага, оскудеет и Иссохнет сердце… И. Бунин “Роза Иерихона” Главное свойство личности И. Бунина и его художественного дара нельзя, пожалуй, […].

Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи” Работавший над циклом “Темные аллеи” в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл “самым совершенным по мастерству”. На мой взгляд, действительно, рассказы, вошедшие в сборник, – образец величайшего таланта писателя и, кроме того, взгляд на жизнь по-настоящему мудрого человека, человека, приблизившегося к разгадке величайших тайн […].

“Недоумение счастья” (тема любви в рассказах И. Бунина) Прекрасно все в любви – несет ли нам Страдания она или бальзам. Страданья ради истинной любви Блаженством, о влюбленный, назови. Саади. Иван Алексеевич Бунин – замечательный русский писатель, поэт и прозаик, человек большой и сложной судьбы. Он много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Истинная любовь для Бунина есть вечная красота […].

Тема обреченности буржуазного мира (по рассказу И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”) Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших русских писателей-реалистов XX века. Как мастер художественного слова Бунин сложился в XX столетии, его творческое дарование с особой полнотой и силой раскрылось в предреволюционное десятилетие, тем не менее, его творчество во многом связано с идейно-художественными принципами и традициями реалистической литературы XIX века. Это обусловило и место писателя в […].

“Незабываемое” в цикле рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи” Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина – судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых – где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих – оценок, как символисты. В литературных и читательских кругах с необычным единодушием он был признан Мастером. Вторая мировая […].

Вечные проблемы человечества в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение “вечных” проблем человечества в развитии цивилизации. В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах […].

Традиции русской поэзии XIX века в творчестве И. А. Бунина В поэзии Бунина прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета. Сам Бунин признавался в том, что его поэзия является результатом его увлечения именно русской поэзией, и в первую очередь поэзией Пушкина: “Подражал ли я ему? Но кто же из нас не подражал? Конечно, подражал и я, – в самой […].

Творчество И. А. Бунина Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина […].

Читайте также:
Анализ рассказа Антоновские яблоки И.А. Бунина: сочинение

Тема обреченности буржуазного мира в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” Рассказ “Господин из Сан-Франциско” был написан И. А. Буниным в 1915 году, в разгар мировой войны, в которой особенно отчетливо проявилась преступная и бесчеловечная сущность буржуазного мира. Это, наверно, единственный рассказ Бунина, в котором достаточно прямо даны авторские оценки, максимально ослаблено лирическое начало, которое отличает его прозу в целом. Бунин рассказывает о жизни людей, которым […].

Мое восприятие поэзии И. А. Бунина Твой труд переживет тебя, поэт, Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то списанный портрет. И. Бунин Я люблю и ценю творчество Ивана Алексеевича Бунина, первого русского писателя – лауреата Нобелевской премии. Но особенно он мне близок и понятен как поэт. Красота, смерть, любовь, разлука – все эти вечные темы получили трогательное […].

Открытие любви (По рассказам И. А. Бунина) И. А. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудесное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только […].

Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И. Бунина “Цифры” Рассказ И. Бунина “Цифры” нужно читать два раза: один раз в детстве, второй тогда, когда у читателя у самого появятся дети. Такой тонкий анализ детской психологии, сложных нитей, связывающих взрослых и детей, как в этом рассказе, говорит о глубоком понимании природы детства. Дети и взрослые – люди разной расы. Они живут вместе, на одном пространстве, […].

Судьба русского крестьянства в творчестве И. А. Бунина Вопрос о судьбах русского крестьянства особенно остро волновал русскую интеллигенцию на рубеже XIX – XX веков. Реформа только усугубила и без того тяжелое положение крестьян России. Моего любимого писателя И. А. Бунина не могло оставить равнодушным такое положение тружеников, кормящих отечество хлебом. Я считаю, что с той поры, как за изображение крестьянской жизни серьезно взялись […].

Этапы жизни и творчества И. А. Бунина “Русским классиком рубежа двух столетий” назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века. Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение “дворянских гнезд”, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и […].

Поэтическое слово И. А. Бунина Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Детство и юность Бунина прошли на природе, что сказалось на формировании […].

Традиции русской классики в творчестве И. Бунина Начало XX века вошло в историю как время грандиозных исторических и культурных потрясений, период надежд и разочарований. По словам Н. Бердяева, эта эпоха соединила в себе “чувство заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни”. Общим для всех было ощущение изжитости существовавшего порядка вещей. Представления об однозначных закономерностях, об абсолютной предсказуемости […].

Стихотворение И. А. Бунина “Вечер” (восприятие, истолкование, оценка) И. Бунин, И. Шмелев – российские литературные гиганты. Они уехали за рубеж от российской неразберихи, террора уже зрелыми писателями. В нобелевские лауреаты зарубежная общественность по литературе выбрала И. Бунина из них двоих, хотя по таланту и тематике творчества Шмелев не уступал. Оба одинаково талантливо славили свой народ и Россию. Показательно то, что прах Бунина недавно […].

Художественные особенности рассказа И. А. Бунина “Антоновские яблоки” Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин, мало кто умеет”, – писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений “Листопад”, воспевающий русскую деревенскую природу. В […].

Лев Толстой в понимании И. А. Бунина Значение творчества и идей Л. Н. Толстого в развитии русской общественной и философской мысли трудно переоценить. В сознании людей конца XIX – начала XX века Толстой – человек, который своей теорией непротивления злу насилием фактически пересмотрел многие принципы христианства и дал его новую трактовку, а также создал новую философскую систему. А потому современники Льва Николаевича […].

Читайте также:
Роль пейзажа в произведениях Бунина: сочинение

Любовь к человеку, к родной земле – основа лирики И. А. Бунина Любовь к человеку, к родным местам – основное направление в поэзии замечательного русского писателя И. А. Бунина. Важнейшим мотивом лирики по эта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. “Изменить общество к лучшему можно лишь через сближение с природой, которая является источником нравственного возрождения людей”, – именно так считал великий поэт. Очень много стихотворений И. […].

Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), Н. В. Гоголя (“Шинель”), М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего времени”). Герои произведений этих выдающихся писателей – Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч – стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, […].

Тема любви в рассказе И. А. Бунина “Темные аллеи” Есть в литературе темы, которые считаются вечными. Они присутствуют в творчестве всех писателей и никогда не оставляли и не оставят равнодушным ни одного читателя. Эти темы волнуют каждого из нас, ставят перед нами вопросы, ответы на которые многие продолжают искать всю свою жизнь. Одной из таких тем является тема любви. Сколько чудесных строк, сколько великих […].

Проблематика и герои одного из рассказов И. А. Бунина Творчество Бунина – пример благородной сжатости русского литературного письма, ясности и высокой простоты. А. Твардовский Мой Бунин… Именно так! Не просто великий русский писатель, а мой, которого я совсем недавно открыла для себя, прочитав его маленький шедевр “Легкое дыхание”. До этого я читала и “Господина из Сан-Франциско”, и “Чистый понедельник”, названный самим автором лучшим рассказом […].

Поэзия Бунина “Ищу я в этом мире сачетанъя Прекрасного и вечного. Вдали Я вижу ночь: пески среди молчанья И звездный свет над сумраком земли.” И. Бунин Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский писатель, прославившийся как писатель-прозаик. Но начинал свою литературную жизнь Иван Алексеевич с поэзии и вошел в прекрасную плеяду поэтов “серебряного века”. Не видно птиц. Покорно […].

Революция 1917 г. в письмах, дневниках, воспоминаниях русских писателей (По творчеству И. Бунина) Высоко нес я стяг любви… И. Бунин Известно, что уже после смерти мужа, перебирая его бумаги, Вера Николаевна Бунина обнаружила листок, вырванный из тетради. На нем Иван Бунин написал: “Замечательно! Все о прошлом, о прошлом думаешь и чаще всего все об одном и том же прошлом: об утерянном, пропущенном, счастливом, неоцененном, о непоправимых поступках своих, […].

Книга, заставившая меня по-новому взглянуть на мир, на самого себя (По роману И. А. Бунина “Жизнь Арсеньева”) Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен, и нам все-таки страстно хочется быть счастливыми и любить друг друга. И. Бунин. Жизнь Арсеньева Самым крупным произведением И. А. Бунина, созданным в эмиграции, был роман “Жизнь Арсеньева”. Это автобиографический роман, в котором писатель рассказывает о своем духовном развитии, о счастливых и трагических ощущениях […].

Поэтическое восприятие родины в рассказе И. А. Бунина “Антоновские яблоки” Описание родной природы занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов и полей, и красота русского края – то яркая, броская, то скромная и печальная – навсегда покорила сердце писателя. Рассказ “Антоновские яблоки” – одно из самых лирических и поэтических произведений Бунина. Его можно назвать стихотворением в прозе. Достаточно […].

Тема Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. Одни видели в нем гордый “град Петров”, другие – проклятый город, случайно возникший […].

Краткий анализ рассказа И. А. Бунина “Чистый понедельник” Кто не знает, что такое любовь? И. Бунин “Чистый понедельник” Человеку, как никакому другому земному существу, повезло иметь разум и возможность выбора. Выбирает человек всю свою жизнь. Сделав шаг, он встает перед выбором: вправо или влево, – куда идти дальше. Он делает еще один шаг и снова выбирает, и так шагает до конца пути. Одни […].

Философия любви в цикле И. А. Бунина “Темные аллеи” Теме любви И. А. Бунин посвятил значительную часть своих произведений, от самых ранних до последних. Сборник “Темные аллеи” стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви. Он видел ее повсюду, поскольку для него это понятие было весьма широким. Рассказы Бунина – именно философия. Он видит любовь в каком-то особом свете. В то же время он […].

Читайте также:
Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско: сочинение

Стихотворение И. А. Бунина “Одиночество”: восприятие, истолкование, оценка Особенность поэзии И. А. Бунина прежде всего в том, что он в своих стихах всегда остается художником. Это означает, что поэт стремился поэтически преобразовать отведенную ему судьбой жизнь. События этой жизни, попадая в стихи, приобретали строгие очертания поэтической формы, созвучной личности Бунина. Стихотворение “Одиночество” (1903) только на первый взгляд кажется мелодраматической жанровой зарисовкой. На самом […].

Деревенская реальность в повести И. А. Бунина “Деревня” Бунин предстает перед нами чрезвычайно сложным и противоречивым как человек и как художник. Он не похож ни на одного из выдающихся русских писателей, снискавших себе известность в период между революциями 1905 и 1917 гг., на который пришелся расцвет и его творчества. Его произведения на тему современной ему русской жизни не так легки для понимания. Он […].

Образ России в творчестве И.А. Бунина

Данное эссе посвящено 145-летию со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина и представляет собой размышления о том, какой представлена Россия в творчестве писателя.

Скачать:

Вложение Размер
obraz_rossii_v_tvorchestve_i.docx 22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Образ России в творчестве И.А. Бунина.

Гондарук Марина 11 А класс

МКОУ Заброденская СОШ

Калачеевского района Воронежской области.

Учитель: Костина Е.Н.

Пылай, играй стоцветной силою,
Неугасимая звезда,
Над дальнею моей могилою,
Забытой Богом навсегда!

В 1953 году в Париже в бедности и забвении умирал великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин. Последние годы писатель жил одной мыслью, одной надеждой – вернуться на родину. Позади были тяжёлые годы эмиграции. Тяжёлые, несмотря на всемирное признание, ведь Бунин – первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию за достижения в области литературы в 1933 году.

Бунин не принял революции 1917 года, считал её величайшей трагедий России и своей личной трагедией. Он покинул родину, потому что не мог физически выносить того ужаса, который творился в это время в его Отчизне. Он люто ненавидел тех, кто погрузил страну в хаос и залил её кровью. Он остро чувствовал, что его России больше нет. Об этом он пишет в «Окаянных днях»: « Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали,- всю эту мощь, сложность, богатство, счастье. »

Он уехал, но Россия осталась в его сердце, в его воспоминаниях, в его книгах, стихах, потому что произведения, которые он написал в эмиграции только о ней, о Родине.

Какая же она бунинская Россия?

Мы открываем томик произведений Бунина, находим рассказ «Антоновские яблоки» и погружаемся в поэтичный, наполненный яркими красками и тонкими ароматами мир старинных дворянских усадеб. Мы видим старый сад , « весь золотой, подсохший и поредевший» , мы чувствуем «тонкий аромат опавшей листвы» , мы слышим скрип телег и глухой стук антоновских яблок, ссыпаемых в кадки. Вместе с автором, который гостеприимно приглашает нас зайти в старинный дом, проходим мимо «кресел, столов с инкрустациями и зеркал в узеньких и витых золотых рамах». Писатель заставляет нас почувствовать запах «старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета», «кисловатый» запах старинных книг.

Вместе с ним мы выбегаем не рассвете в сад, ощущая утреннюю прохладу, даже зябко ёжимся, когда читаем: « На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад,наполненный лиловатым туманом…».

Перед нами оживает неповторимо яркая, живая картина русской природы, деревенской помещичьей усадебной жизни. Это тот миропорядок, в котором жили наши, теперь уже далёкие предки на протяжении столетий. Это тот мир, о которым мы ничего бы не узнали, потому что прервалась связь поколений, потому что калёным железо выжигали всё то, что было связано с ним, с этим неспешным, поэтическим, воспетым классиками миром дворянской культуры и быта. Но он не исчез бесследно. И.А. Бунин бережно сберёг его для нас на страницах своих произведений. И вот рядом с полотнами Нестерова, Левитана, музыкой Рахманинова плетётся тонкая вязь великолепной, поэтичной бунинской прозы, сохранившей для нас «всю эту мощь, сложность, богатство, счастье. », которые зовутся Россией.

Россия Бунина – это богатая, похожая на лубочную картинку масленичная Москва: душные трактиры, в которых подавали стопки «залитых сверх меры маслом и сметаной» блинов»; «снежные тротуары», «зелёные звёзды», сыплющиеся с проводом; Охотный ряд, «слишком новая громада Христа Спасителя», «что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах», Художественный театр, «Метрополь». Это раскольничье Рогожское кладбище, Новодевичий монастырь с его «кирпично-кровавыми стенами». Сюда любила ездить героиня рассказа «Чистый понедельник», странная загадочная девушка, молодая, необыкновенно красивая, богатая, познавшая счастье взаимной любви, та, которая в чистый понедельник решила круто изменить свою жизнь и посвятить её служению Богу. Непостижимый, загадочный русский характер, в котором воплотились два начала, две культуры, две цивилизации: восточная и западная. Создавая рассказ «Чистый понедельник» в тяжёлом для России военном 1944 году, Бунин надеялся: жажда душевной чистоты, вера, жертвенный подвиг, мощные духовные корни, составляющие основу русского национального характера, не дадут народу сломаться, и выживет он, и спасётся, и выстоит в тяжких муках и страданиях, пройдя через испытания, воскреснет Россия.

В последние годы жизни Бунина интересовало всё, что связано с Россией. Он читал сводки с фронта, читал произведения советских писателей, восхищался поэмой А. Твардовского «Василий Тёркин», считая её подлинно народной, не мог сдержать слёз, когда узнал, что в Советской России издают его книги. Бунин мечтал вернуться на родину…

Перед смертью он просил похоронить его в склепе, в цинковом гробу, чтобы хотя бы прах его вернулся когда-нибудь в родную русскую землю… Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сент-Жененвьев-де-Буа под Парижем.

В последнее время мы видим, как Россия постепенно возвращается к себе, к своему историческому прошлому, к своим святыням. В Россию вернулся Крым, земля священная для каждого русского человека. Я мечтаю о том, чтобы и прах великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина возвратился на родину, а его бессмертная душа, душа странника и скитальца, нашла успокоение там, за пределами земной жизни.

Сочинение на тему Тема уходящей Руси в произведениях И А Бунина

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-06-27

Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных еще до отмены крепостного права. Так, И. А. Гончаров описывает в “Обломове”, как мерный ход жизни в Обломовке превращается в кипучую деятельность поместья Штольца. Барство уходит в прошлое, но с ним связаны культура и традиции целого класса — дворянства. Об этом же писал и Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, борьба новых явлений со старым укладом жизни нашла свое отражение и в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. На рубеже двух веков к этой теме обращается и такой великий русский писатель, как Иван Алексеевич Бунин.

Почему тема дворянской Руси столь близка сердцу Бунина? Известно, что он родился не просто в дворянской семье. Род Буниных был очень древним, и писатель по праву гордился своими предками. Он прекрасно знал образ жизни поместного дворянства, его культуру, быт. Но так же хорошо он знал и жизнь простого крестьянского люда.

В детстве в деревне от матери и дворовых он наслушался песен и сказок. Воспоминания о детских годах — лет с семи, как писал Бунин, — связаны у него “с полем, с мужицкими избами” и их обитателями. Он целыми днями пропадал в ближайших деревнях, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Подражая подпаску, он и сестра Маша ели черный хлеб, редьку, “шершавые и бугристые огурчики”, и за этой трапезой, “сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан мир”, — писал Бунин в автобиографическом романе “Жизнь Арсе-ньева”. Поэтому для писателя уход в прошлое этого уклада жизни был настоящей трагедией. Тема расставания с близкой ему Россией, той, которую он знал с самого детства, раскрывается в таких произведениях Бунина, как “Антоновские яблоки”, “Эпитафия”, “Суходол”, “Деревня” и других.

В повести “Суходол” писатель с грустью воссоздает хронику некогда знатного рода дворян Хрущевых: “Многие из соплеменников наших, как и мы, знатны и древни родом. Имена наши поминают хроники: пред- ки наши были и стольниками, и воеводами, и “мужами именитыми”, ближайшими сподвижниками, даже родичами царей. И называйся они рыцарями, родись мы западнее, как бы твердо говорили мы о них, как долго еще держались бы! Не мог бы потомок рыцарей сказать, что за полвека почти исчезло с лица земли целое сословие, что столько выродилось, сошло с ума, наложило руки на себя или было убито, спилось, опустилось и просто потерялось где-то бесцельно и бесплодно!”

Барство у Бунина уходит вместе с его представителями. Дворяне у него вырождаются. Это ярко видно в повести “Суходол”, показывающей, как измельчал некогда знатный род. Судьба Хрущевых трагична. Барышня Тоня сходит с ума, Петр Петрович погибает под копытами коня, слабоумный дедушка Петр Кириллович умирает от руки крепостного. Представители некогда знатного дворянского рода просто “сосуществуют” между собой, иногда доходило до того, что они хватались за ножи и ружья.

При этом Бунин с симпатией относится к простому люду. “Порой мне казалось на редкость заманчивым быть мужиком”, — писал он. Жизнь богатых, зажиточных мужиков писатель сравнивает с жизнью среднего дворянства. Бунину нравится их трудолюбие, набожность, размеренный уклад жизни — все, что составляло основу той Руси, которая была так близка писателю и которая уходила в прошлое.

Но Бунин видел и забитость крестьянства, его невежество и бесхозяйственность. Герой его замечательной повести “Деревня” Тихон Краснов до глубины души поражен, что в плодородном черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. “Хозяина бы сюда, хозяина!” — думает он. Его брат Кузьма винит в этом правительственных “пустоболтов”, которые “затоптали, забили народ”.

Повесть Бунина “Деревня”, напечатанная в 1910 году, вызвала большие споры и явилась началом огромной популярности писателя. За “Деревней” последовали другие повести и рассказы, как писал Бунин, “резко рисовавшие русскую душу, ее светлые и темные, часто трагические основы”. По мнению Максима Горького, о чем он и написал автору “Деревни”, Бунин в этом произведении “широко захватил жизнь русского народа, касается проблем исторических, национальных и того, что было злобой дня, — войны и революции”. При этом он изображает современную ему деревню “без всяких прекрас”.

“Беспощадная правда” бунинской повести была основана на глубоком знании ее автором “мужицкого царства”. В ней Бунин показывает жизнь крестьянства накануне первой русской революции, события которой полностью разрушают привычный ход жизни в деревне. Мы видим какие-то мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты. Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти для себя точку опоры. Но неспокойные события начала века обостряют не только социальные проблемы деревни, но и разрушают нормальные человеческие отношения, заводят героев “Деревни” в тупик.

Герои Бунина очень тяжело переживают все эти события. Иногда они не в силах выносить разлад в привычной им жизни: Арсений Семенович из рассказа “Антоновские яблоки” застрелился. В этом рассказе Бунин идеализирует доброе старое время, когда дворянство переживало свои лучшие времена. Вчитываясь в его строки, мы начинаем видеть целую историю расцвета и заката жизни помещичьих усадеб, описание осени дворянства. Антоновские яблоки — символ жизни, благополучия. Поэтому не случайно лучшие воспоминания Бунина о прежней богатой дворянской жизни связаны именно с антоновкой, такой реальной, что мы, кажется, слышим ее запах.

Творчество И. А. Бунина занимает значительное место не только в русской, но и во всемирной литературе. В мире прозу Бунина приравняли к произведениям Толстого и Достоевского, говоря при этом, что он обновил русское искусство и по форме, и по содержанию, привнес в реализм XIX века новые черты и краски. Описывая современные ему события, Бунин выдвигает на первый план вечные ценности — добро и красоту. Это давало писателю столь необходимое ему ощущение связи с прошлым.

Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина

Коллекция сочинений: Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина

Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских пи­сателей. Ее литературные истоки мы находим в произ­ведениях, написанных еще до отмены крепостного права. Так, И. А. Гончаров описывает в “Обломове», как мерный ход жизни в Обломовке превращается в кипу­чую деятельность поместья Штольца. Барство уходит в прошлое, но с ним связаны культура и традиции це­лого класса — дворянства. Об этом же писал и Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо», борьба новых явлений со старым укладом жизни на­шла свое отражение и в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети». На рубеже двух веков к этой теме обращается и такой великий русский писатель, как Иван Алексее­вич Бунин.

Почему тема дворянской Руси столь близка сердцу Бунина? Известно, что он родился не просто в дворян­ской семье. Род Буниных был очень древним, и писа­тель по праву гордился своими предками. Он прекрас­но знал образ жизни поместного дворянства, его куль­туру, быт. Но так же хорошо он знал и жизнь простого крестьянского люда.

В детстве в деревне от матери и дворовых он наслу­шался песен и сказок. Воспоминания о детских го­дах — лет с семи, как писал Бунин, — связаны у него “с полем, с мужицкими избами» и их обитателями. Он целыми днями пропадал в ближайших деревнях, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Подражая подпаску, он и сестра Маша ели черный хлеб, редьку, “шершавые и бугристые огурчики», и за этой трапезой, “сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чув­ственного, вещественного, из чего создан мир», — пи­сал Бунин в автобиографическом романе “Жизнь Арсе-ньева». Поэтому для писателя уход в прошлое этого уклада жизни был настоящей трагедией. Тема расста­вания с близкой ему Россией, той, которую он знал с самого детства, раскрывается в таких произведениях Бунина, как “Антоновские яблоки», “Эпитафия», “Су­ходол», “Деревня» и других.

В повести “Суходол» писатель с грустью воссоздает хронику некогда знатного рода дворян Хрущевых: “Многие из соплеменников наших, как и мы, знатны и древни родом. Имена наши поминают хроники: пред – ки наши были и стольниками, и воеводами, и “мужами именитыми», ближайшими сподвижниками, даже ро­дичами царей. И называйся они рыцарями, родись мы западнее, как бы твердо говорили мы о них, как долго еще держались бы! Не мог бы потомок рыцарей ска­зать, что за полвека почти исчезло с лица земли целое сословие, что столько выродилось, сошло с ума, нало­жило руки на себя или было убито, спилось, опусти­лось и просто потерялось где-то бесцельно и бесплод­но!»

Барство у Бунина уходит вместе с его представите­лями. Дворяне у него вырождаются. Это ярко видно в повести “Суходол», показывающей, как измельчал некогда знатный род. Судьба Хрущевых трагична. Ба­рышня Тоня сходит с ума, Петр Петрович погибает под копытами коня, слабоумный дедушка Петр Кирилло­вич умирает от руки крепостного. Представители не­когда знатного дворянского рода просто “сосуществу­ют» между собой, иногда доходило до того, что они хва­тались за ножи и ружья.

При этом Бунин с симпатией относится к простому люду. “Порой мне казалось на редкость заманчивым быть мужиком», — писал он. Жизнь богатых, зажиточ­ных мужиков писатель сравнивает с жизнью среднего дворянства. Бунину нравится их трудолюбие, набож­ность, размеренный уклад жизни — все, что составля­ло основу той Руси, которая была так близка писателю и которая уходила в прошлое.

Но Бунин видел и забитость крестьянства, его неве­жество и бесхозяйственность. Герой его замечательной повести “Деревня» Тихон Краснов до глубины души поражен, что в плодородном черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. “Хозяина бы сюда, хозяина!» — думает он. Его брат Кузьма винит в этом правительственных “пустоболтов», которые “затопта­ли, забили народ».

Повесть Бунина “Деревня», напечатанная в 1910 го­ду, вызвала большие споры и явилась началом огром­ной популярности писателя. За “Деревней» последова­ли другие повести и рассказы, как писал Бунин, “резко

Рисовавшие русскую душу, ее светлые и темные, часто трагические основы». По мнению Максима Горького, о чем он и написал автору “Деревни», Бунин в этом произведении “широко захватил жизнь русского наро­да, касается проблем исторических, национальных и того, что было злобой дня, — войны и революции». При этом он изображает современную ему деревню “без всяких прекрас».

“Беспощадная правда» бунинской повести была основана на глубоком знании ее автором “мужицкого царства». В ней Бунин показывает жизнь крестьян­ства накануне первой русской революции, события которой полностью разрушают привычный ход жиз­ни в деревне. Мы видим какие-то мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты. Ге­рои повести пытаются разобраться в окружающем, найти для себя точку опоры. Но неспокойные собы­тия начала века обостряют не только социальные проблемы деревни, но и разрушают нормальные че­ловеческие отношения, заводят героев “Деревни» в тупик.

Герои Бунина очень тяжело переживают все эти события. Иногда они не в силах выносить разлад в привычной им жизни: Арсений Семенович из рас­сказа “Антоновские яблоки» застрелился. В этом рассказе Бунин идеализирует доброе старое время, когда дворянство переживало свои лучшие времена. Вчитываясь в его строки, мы начинаем видеть це­лую историю расцвета и заката жизни помещичьих усадеб, описание осени дворянства. Антоновские яб­локи — символ жизни, благополучия. Поэтому не случайно лучшие воспоминания Бунина о прежней богатой дворянской жизни связаны именно с анто­новкой, такой реальной, что мы, кажется, слышим ее запах.

Творчество И. А. Бунина занимает значительное ме­сто не только в русской, но и во всемирной литературе. В мире прозу Бунина приравняли к произведениям Толстого и Достоевского, говоря при этом, что он обно­вил русское искусство и по форме, и по содержанию, привнес в реализм XIX века новые черты и краски. Описывая современные ему события, Бунин выдвигает на первый план вечные ценности — добро и красоту. Это давало писателю столь необходимое ему ощущение связи с прошлым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: