Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина «Цифры») (3): сочинение

Сочинение Анализ рассказа Цифры Бунина

Хотя рассказ Бунина Цифры имеет довольно простое содержание и композицию, он говорит о по-настоящему значимых аспектах человеческого существования. Перед нами конфликт между отцами и детьми, а если быть точнее, то конфликтуют племянник и дядя.

Маленький мальчик хочет чтобы взрослый обучил его цифрам, но взрослый устал и ничего не хочет. Ребенок скандалит, взрослый срывается, а потом выставляет виноватым мальчика. В итоге ребенку приходится извиняться при своих родителях за то как ему задал трепку несдержанный дядя.

Ситуация парадоксальная, но такое часто бывает. Мы видим отношения между угнетателем и угнетенным, бездумное использование собственной силы и возможностей. При этом в действительности дядя мальчика слаб, так как сильный человек смог бы отыскать в себе возможность дать ребенку нечто ценное и сразу бы превзошел себя и начал бы рассказывать о цифрах.

Наш герой в действительности слаб, он срывается на юном создании, пользуется собственной силой. Причем если мальчик имеет положительную мотивацию – тяга к знаниям, то взрослый заботится не о чем-то высоком, но только о собственном комфорте, а потом о собственном достоинстве, как говорится, пытается сохранить лицо, обвиняя мальчика. Подобное поведение заслуживает всяческого морального порицания, чем, собственно, Бунин и занимается, автор описывает ситуацию негативного поведения.

После прочтения этого рассказа многие взрослые смогут задуматься о том, как следует вести себя с детьми, а дети смогут посмотреть какие бывают ситуации. Мне кажется, для того чтобы сделать этот мир немного лучше, следует писать подобные рассказы. Нужно открыто говорить о подобных ситуациях несправедливости и глупости.

Даже в школе мы иногда видим как учителя не хотят рассказывать о чем-то дополнительно. Экономят свои силы, но для чего? Ведь задача учителя в том чтобы передавать знания и передавать ровно столько, сколько дети смогут в себя вобрать.

Именно благодаря этому и развивается человечество, благодаря самоотдаче. Себялюбие, надменность и глупое использование своих возможностей замедляет этот прогресс и развитие, поэтому с такими пороками нужно бороться и продолжать стремиться к знаниям подобно мальчику из этого рассказа.

Сочинение по произведению Цифры

В основе сюжета рассказа Ивана Александровича Бунина «Цифры» описываются и раскрываются две личности(и проблематика из взаимоотношений), являющиеся по совместительству главными действующими лицами.

Задумкой автора было наглядно продемонстрировать ситуации недопонимания между двумя поколениями, каждое из которых имеет свои убеждения, моральные установки и взгляды на жизнь в силу своего возраста. Мало что может поколебать взрослого человека в его правоте, особенно если перед ним – ребёнок.

Ситуация в рассказе проста, но вопреки этому не лишена доли нравоучения от автора и темы сакральности отношений между людьми: ребёнок просит своего дядю показать цифры, но тот, бросаясь в вихрь негативных эмоций и теряя над собой контроль, настоятельно отказывает ему, откладывая изучение на следующий день. Главная причина, обуславливающая ответ дяди, банальна – лень. Постепенно его гложет мысль о жестокости совершенного поступка по отношению к своему племяннику, тем самым формируя основополагающую мораль касательно сущности восприятия дорогих тебе людей, корректируя необходимость показывать те или иные эмоции в определённых моментах. Иными словами, автор затрагивает механизмы взаимоотношений между людьми (в данном контексте – между родственниками) и влияние взятой линии и тактики в этой сфере

Следовательно, мораль заключается в демонстрации порой опрометчивого отношения к желанию другого, которое спустя пару мгновений может инстинктивно запечатлиться в голове и нагромождаться в виде угрызений совести. Заметна некая обознанность автора в данных вопросах, но здесь нету ничего странного : у каждого из нас подобные ситуации встречались, и мало кого не задел итог, ведь для того, чтобы к человеку относились с добром и уважением, он сам должен повсеместно сеять то, что он хочет пожинать потом. Кричащий произвол откликнется тем же, в то же время как доброта и отзывчивость найдут своего обладателя при любом раскладе.

Забавно и то, что сердце ребёнка просто не в силах долго хранить в себе накопившуюся злость – он(ребёнок) её напрочь забывает, продолжая жить счастливой жизнью. В этом и есть их преимущество, которое перекрывает поток зла и ненависти в современном мире.

Приятно осознавать, что есть ещё на свете то существо, которое всё простит, хоть и сознательно своего выбора не понимая, все обиды и причинённые пакости, испарятся спустя непродолжительный отрезок времени.

Анализ 3

В данном произведение под названием «Цифры» идет речь о двух родственных душах — дяде и племяннике. В этом рассказе Бунин показывает не простые отношения между взрослыми и детьми, но неужели же тяжело людям постарше понять, что у детей тоже есть чувства, их также легко можно ранить и некоторые на это не обратят внимания. А просто на просто вспомните себя в их возрасте, вспомните свои радости или горечи и поймите детей. Они-то вырастут и простят, но где-то в глубине души никогда не забудут и возможно проявят эту обиду.

Читайте также:
Краткий анализ рассказа И. А. Бунина: сочинение

Вот как раз в этом же рассказе показан пример тяжелых отношений, так как мальчик много не хотел просто, чтобы ему дали того внимание какое нужно, а взамен был в постоянных избиениях своего дяди, которому было лень уделить внимание своему племяннику , который его любил. Вот такая хоть и мелочь, но зато для мальчика это было дороже подарка.

Бунин это написал не для того, чтобы чего-то научить ребёнка, а для того чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В своем возрасте ребёнок не может понять такой отказ , вообще об их опыте речи быть и не должно так как они достаточно малы. Возможно, это и есть главной причиной почему дети часто устраивают скандалы или так скажем, проявляют агрессию. И не всегда взрослые могут понять, что вина бывает именно их.

Впрочем, мальчик понял, что все зависит от него самого и первый же попросил прошение, понятное дело он был вообще не виноват и в его же возрасте понять какое может быть решение проблемы. Ценой детской открытости и чистоты они нашли компромисс, ведь мальчик любил цифры, а дядя их знал.

В этой книге счастливый конец, ведь никогда не поздно понять свои ошибки и начать любить того, кого никогда не ценил и вечно не думать только про себя дать свою доброту кому она была нужна больше всех , а нужнее всего она только ребёнку , все-таки без заботы он в будущем из себя ничего культурного и успешного представлять не будет.

Это произведение учить нас как важно понимать и ценить друг друга, не обидев, ведь это сделать довольно легко, а первым пойти на примирение бывает очень даже сложно. Надо запомнить одну самую важную вещь – никогда не надо слушать кого либо, а только свое сердце , ведь оно никого еще не обманывало

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Цифры

Популярные сегодня темы

Дарья прожила непростую жизнь. События, выпавшие на ее долю, сильно измотали героиню: женщина знает, что такое война, трое детей уже в земле, а муж пропал в тайге

«Война и мир» – всемирно известный роман-эпопея Л.Н.Толстого. Он охватывает огромное количество проблем, противоречивых тем. Например, проблемы войны и мира как в стране

В произведении Гоголя «Мёртвые души» Манилов открывает галерею помещичьих образов. К нему первому едет Чичиков для реализации своей бизнес-идеи. На первый взгляд, это довольно безобидный образ простого помещика

В сказке «Аленький цветочек» главными героями можно назвать практически всех персонажей. Каждый из них выполняет важную функцию. Первые персонажи с которыми знакомится читатель – это купец и его дочери.

Проблема крупных городов заключается в отстраненном отношении людей друг к другу, человек перестает быть человеком и становится просто функцией, которая существует вне понимания человечности.

Анализ рассказа «Цифры» (И. А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 22.01.2020 · Обновлено 22.01.2020

Проза И. А. Бунина отличается необыкновенным реализмом и психологизмом. В своих рассказах писатель поднимает самые разные темы: природы, нравственности, любви, жизни и смерти. В рассказе «Цифры» Бунин обращается к еще одной важной для русской литературы теме – детства и взросления. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию подробный разбор рассказа «Цифры» по плану.

История создания

Во второй половине XIX века в русской литературе формируется традиция обращения к теме детства. Описывают период взросления и становления личности в своих произведениях Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие писатели. Обращается к этой теме и Иван Бунин. В его рассказе «Цифры» на первый план выходит история взаимоотношений дяди и маленького племянника. Автор показывает детское восприятие мира, эмоции и мотивы, которыми диктуется поведение маленького человека.

Рассказ был написан в 1906 году, через год после смерти в Одессе единственного сына Бунина – пятилетнего Коли. Сюжет «Цифр» напрямую не связан с этим событием, однако вся история окрашена в ностальгические, немного печальные тона.

Жанр, направление

Иван Бунин по праву считается одним из мастеров русского Реализма, каждое его произведение необыкновенно точно отражает те или иные аспекты жизни, а тонкий психологизм писателя помогает ему через отдельные реплики и детали изображать мельчайшие душевные движения персонажей.

Читайте также:
Анализ рассказа И.А.Бунина Господин из Сан-Франциско.: сочинение

«Цифры» — это рассказ, один из любимых жанров Бунина. Его отличает небольшой объем, ограниченное количество действующих лиц, но главное – все действие подчинено описанию одной сюжетной линии, раскрытию одной основной идеи. В данном случае речь идет о взаимоотношениях ребенка и взрослого, особенностях детского восприятия.

Суть: о чем?

Рассказ «Цифры» представляет собой своеобразную исповедь дяди перед племянником. Он написан от первого лица, то есть события прошлого раскрываются перед читателем глазами самого дяди, который вспоминает одну из крупных ссор с маленьким Женей.

Душа ребенка захвачена новой мечтой учиться, но дядя откладывает обещанный урок на завтра. Погруженный в свой яркий мир, Женя принимается активно и шумно баловаться, чем вызывает раздражение взрослых. Это приводит к крупной ссоре, в которой ни мальчик, ни дядя не собираются признавать свою неправоту.

Лишь мудрой бабушке удается примирить «мужчин», когда она напоминает внуку о «цифрах», которым может научить его только дядя.

Главные герои и их характеристика

Несмотря на небольшой объем рассказа, Бунину удается создать живые и объемные образы героев в рассказе «Цифры», которые Многомудрый Литрекон заточил в таблицу.

Главные действующие лица – это дядя, он же рассказчик, и мальчик Женя.

Женя активный и любознательный ребенок. Любая новая мечта, например, обучение счету, способна полностью захватить его душу. Дядя трогательно описывает его так: «Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!» И все же безудержная энергия мальчика часто выливается в капризы, которые приводят к конфликтам с самыми близкими людьми.
Дядя Из речи рассказчика становится очевидно, что он очень привязан к племяннику, с такой теплотой и нежностью мужчина вспоминает детские годы Жени. В то же время дядя эмоционален и вспыльчив, шалости ребенка быстро выводят его из равновесия, что и приводит к ссоре.
Женщины Строгая мама и заботливая бабушка – второстепенные персонажи рассказа, но их образы позволяют полнее обрисовать атмосферу, в которой происходит действие. Пусть любящая бабушка не является для ребенка серьезным авторитетом, как дядя, но именно ее житейский опыт помогает подобрать нужные слова, чтобы примирить дядю с племянником.

Тематика рассказа «Цифры» может быть описана более подробно, если Вы, уважаемые читатели, шепнете Литрекону в комментариях, чего не хватает его разбору?

  1. Основная тема рассказа «Цифры» – взаимоотношения детей и взрослых. Необходимо понимать, что ребенок только начинает познавать этот мир, маленькие события часто становятся для него необыкновенно значимыми, а поведением не в последнюю очередь управляют эмоции. Писатель подчеркивает, как важно взрослому быть мудрым в общении с ребенком.
  2. Еще одна тема – детства как важного периода формирования личности и семьи, играющей одну из ключевых ролей в формировании этой личности. Маленький Женя мечтает учиться новому, энергия этой жажды не дает мальчику сидеть на месте. Мама, дядя и бабушка, как самые близкие люди, становятся проводниками ребенка в большой мир, и им следует подходить к этой роли бережно и ответственно.
  3. Воспитание становится еще одним поводом для раздумий автора. Необходимо не только не потакать ребенку, но и не ограничивать его в познании. Нужен компромисс и баланс между двумя крайностями, который с трудом нащупывают даже взрослые люди. Это говорит о том, что семья — та же работа, только еще более ответственная.

Проблемы

Проблематика рассказа «Красавица» обусловлена центральной темой детства и взросления. Многомудрый Литрекон расширит ее, если Вам понадобится более обширный комментарий.

  1. Конфликты в семье. Вспыхнувшая из-за мелочи ссора дяди и племянника не является чем-то уникальным, конфликты в семье часто возникают из самых незначительных событий. Очень важным становится в таких случаях не подчиниться собственному эгоизму, а проявить чуткость и житейскую мудрость.
  2. Нравственная проблематика рассказа «Цифры» касается общих для ребенка и взрослого пороков: вспыльчивости, эгоизма и категоричности. Они становятся причиной ссоры, при этом и маленький мальчик, и взрослый мужчина одинаково не хотят признать свою неправоту и заключать мир.
  3. Упрямство. Очевидно, что от него страдают не только дети, но и взрослые и уже сформировавшиеся люди, поэтому каждому из нас необходимо воспитывать себя даже в преклонном возрасте.
Читайте также:
Сочинение размышление по рассказу И. А. Бунин «Цифры»: сочинение

Основная идея

Название рассказа имеет сразу несколько значений. Самое очевидное, цифры – это предмет конфликта между дядей и племянником, на обещании «обучить цифрам» строится сюжетная линия повествования. В то же время, цифры – символ детской мечты. Они становятся идеей, которая захватывает сознание маленького Жени и обретает для него большую важность. Наконец, цифры – это возраст. Несмотря на большую разницу в возрасте, оказывается, что рассказчик и Женя ведут себя одинаково: подчиняются эмоциональному порыву и затевают ненужную и неприятную для одного и другого ссору. Смысл рассказа «Цифры» заключается в необходимости вести себя мудро, ценить близких людей и их мечты.

Бунин вложил в свой рассказ не только назидание для взрослых, но и наблюдение за становлением личности ребенка. Главная мысль рассказа «Цифры» выражается в описании детского внутреннего мира, где обретение новых знаний становится настоящей навязчивой идеей.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься рассказ «Цифры»? Прием взгляда в прошлое придает произведению не только ностальгическое, но и назидательное звучание. Оглядываясь назад, рассказчик может проследить мотивы своих поступков, попытаться понять психологию племянника и вынести из прошлого определенные нравственные уроки.

Если тогда мужчину раздражало шумное поведение и бесконечные просьбы Жени обучить его счету, то теперь воспоминание о них вызывает у него теплоту и нежность. Он понимает, что мир ребенка отличается от мира взрослого, любая мелочь обретает в этом мире небывалое значение, а новая мечта способна полностью увлечь его сознание.

Задача находящегося рядом взрослого – бережно отнестись к хрупкому миру ребенка и поддержать в его начинаниях. Это и есть вывод, который можно сделать после прочтения книги.

Критика и художественные особенности

Выдающийся вклад И. А. Бунина в литературу многократно подчеркивался писателями и критиками и был отмечен присуждением ему Нобелевской премии по литературе.

Как и другие рассказы Бунина, «Цифры» написаны легким, живым и эмоциональным языком. Сюжетная линия позволяет проследить проблемы, которые волнуют писателя, а яркие образы персонажей – полностью погрузиться в созданный автором мир.

Рассказ «Цифры» раскрывает тему детства и взросления, показывает особенности мировосприятия ребенка, учит читателя проявлять чуткость и житейскую мудрость.

Проникнутый легкой ностальгической грустью, текст показывает, как хрупок мир и как много в нем значат сила мечты, заботы и любви.

Анализ рассказа Ивана Бунина «Цифры»

Автор: Guru · 06.05.2018

Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».

История создания

Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».

Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.

Смысл названия

Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.

Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.

В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.

Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.

Читайте также:
Смысл названия и проблематика одного из: сочинение

Жанр, направление, композиция

Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.

При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.

Главные герои и их характеристика

Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.

Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:

…Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!

Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.

Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.

Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.

Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.

Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.

Проблемы

В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.

Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т.д. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.

Читайте также:
Лирика Бунина (отзыв): сочинение

Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.

Чему учит?

Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.

Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.

И.а. бунин. рассказ «цифры». сложность взаимоотношений взрослых и детей.

В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских «значений» и «смыслов», сопоставление их со «смыслами» читателя позволяют целенаправленно формировать нравственную позицию учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания. Для этого необходимо специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание.

Содержимое разработки

Чтение художественного текста в составе универсальных учебных действий

Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, интерпретация, комментирование текста.

В отечественной педагогике разработано немало подходов к совершенствованию обучения учащихся чтению. Один из подходов направлен на овладение школьниками навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.

В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских «значений» и «смыслов», сопоставление их со «смыслами» читателя позволяют целенаправленно формировать нравственную позицию учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания. Для этого необходимо специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для целенаправленной организации такой ориентации необходимо:

специально выделять перед учащимися суть нравственной коллизии, представленной в литературном произведении;

помочь выделить противостоящие в конфликте стороны, выявить мотивы и стремления героев, а также те моральные суждения и нормы, которыми руководствуются герои в своем поведении;

помочь выявить авторское обоснование того, почему герой следует в своем поведении определенной норме или принципу;

содействовать учащимся в определении собственной позиции в отношении отображенной моральной дилеммы.

Конспект урока

литературы в 7 классе.

И.А. БУНИН. РАССКАЗ «ЦИФРЫ».

СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ.

Задачи урока:

выявить идею рассказа, авторскую позицию;

раскрыть особенности характеров героев через анализ их поступков;

вызвать раздумья подростков о своих взаимоотношениях со взрослыми.

Запись на доске: деликатный – вежливый, мягкий в обращении;

алкать (лат.) – сильно желать чего-нибудь.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

– Сегодня нам предстоит встреча с удивительным русским писателем – Иваном Алексеевичем Буниным.

Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое, и в глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит. Читая его раннюю прозу, Л. Н. Толстой признавал: «…идет дождик,- и так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего». Именно эта великолепная, живописная проза принесла Бунину всемирную славу! Он стал первым из русских писателей нобелевским лауреатом.

Попробуем сегодня заглянуть в мастерскую Бунина и узнать, что и как писал он.

2. «В мастерской писателя». (Выступление 1 группы учащихся)

– Да, критика оценила творчество его высоко. Зато сам Бунин был чрезвычайно придирчив к своей работе. Создавая свои самые знаменитые вещи, он нередко жалуется на «каторжный труд» писателя. «Всю жизнь страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется. Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство!»

Характерно то, что Бунин вовсе не хотел, чтобы кто-нибудь видел следы этих тяжких творческих мук, т. е. черновики. «Их непременно нужно уничтожить», – говорил он. А сохранившиеся бунинские черновики – вещь поучительная. Он не терпел многословия, освобождался от лишних эпитетов, выверял каждое слово, каждую фразу, создавал свою прозу плотной, сжатой.

Бунин говорил, что иногда он пишет, казалось бы, самую простую фразу и вдруг спохватывается: да ведь она уже была сказана кем-то до него: не то Лермонтовым, не то Тургеневым. И начинает переделывать написанное, и опять остается недоволен.

Читайте также:
Психологизм бунинской прозы в рассказе «Чистый понедельник» И. А. Бунина: сочинение

Как удивительно точно сказал А. М. Горький: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния». А каков был жизненный путь человека, умевшего создавать «живой радужный блеск и звездное сияние».

3. Краткое сообщение о жизни И. А.Бунина. (Выступление 2 группы учащихся)

4. Слово учителя.

Да, И.А. Бунин – писатель счастливой и трагической судьбы. В его произведениях все имеет глубинный смысл, у него нет ни одного лишнего слова, точки, запятой.

Литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, а большая – скрыта от нас, и ее надо научиться видеть. А для этого необходимо внимание, вдумчивое чтение, работа ума. Ведь прочесть произведение- это проникнуть в мир писателя, прожить жизнь вместе с ним и его героями.

Сегодня мы будем учиться читать рассказ Бунина не только глазами, но и сердцем, душой.

Будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя. Итак, рассказ Бунина «Цифры».

5. Анализ рассказа

Инсценирование первых строк рассказа учащимися 3 группы.

– В чем необычность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении, на каждой строке? (Ты. И у нас возникает ощущение, будто обращается к каждому из нас. Мы словно становимся свидетелями чьего-то объяснения, оправдания.)

– Прочитана I глава рассказа. Что можем сказать об отношениях дяди и мальчика до ссоры? (Дядя и мальчик, судя по их теплым отношениям, давно дружат. Дядя нежно любит племянника, но держит его на расстоянии, потому что уверен в том, что «вредно баловать детей». В душе он понимал, что надо сразу откликнуться на просьбу ребенка.)

– Да и Женя не просто любит дядю, даже боготворит его немножко: он приносит подарки, он купит карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат словам и поступкам дяди.

– Почему же произошел конфликт? (Мальчику хотелось скорее познакомиться с цифрами, а дядя не хотел их показывать ему.)

– Давайте проследим по тексту, с чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому взрослому. Прослушайте 2 главу (чтение по ролям учащимися 4 группы) и подумайте над вопросом: «Почему дядя не выполнил просьбу племянника?».

(Оказывается: знакомство с цифрами было отложено на завтра только потому, что взрослому лень этим заняться. «Уж очень не хотелось мне идти в город».)

– На что ссылается дядя, чтобы оправдать свою лень, свой поступок?

– Итак, добрые отношения нарушены. На чьей вы стороне?

– Найдите в тексте объяснение, почему свой поступок, спустя годы, дядя оценивает, как «великий грех»? ( «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех лишаю тебя счастья, радости.)

– Верно. А какое решение принимает мальчик, чтобы обратить на себя внимание? (Бунт.)

– Продолжаем читать Бунина, следуя за автором. Наверное, неслучайно писатель разбил рассказ на отдельные главки, и каждая для нас должна стать ступенькой на пути к пониманию происходящего и самих себя.

Итак, глава 3. Она прозвучит в исполнении учащихся 5 группы

– Правильно ли ведет себя Женя? Он действительно капризный, невоспитанный ребенок? (Нет, он не сдержан из-за отчаяния. Это не каприз, ведь у него хорошее желание, он хочет познать мир.)

– Он еще не научился сдерживать себя, и поэтому его поступки принимают некрасивый, неуправляемый характер. И все же на чьей стороне автор? Обоснуйте свой ответ. Найдите в 3 главе слова, с помощью которых писатель оценивает в этой ситуации поведение взрослого и ребенка.

(Самостоятельная работа учащихся 5 мин.)

(Для взрослого автор находит такие слова и выражения: «в бешенстве вскочил, рявкнул во все горло, какой черт окатил меня, ушат злобы, дернул за руку, с наслаждением шлепнул, вытолкнул из комнаты.»

А о ребенке говорится иначе: « переполненная жизнью душу, звонкий крик божественной радости, сам Господь Бог улыбнулся бы»)

ВЫВОД: рассказ написан не только для того, чтобы сказать детям, как не надо себя вести, а для того, чтобы дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны…

– Прослушайте отрывок из следующей главы и найдите приметы переживаний бабушки, мамы, дядя. Подумайте, сочувствуют ли взрослые мальчику. И если да, то почему они не утешили его? ( Соблюдение правил воспитания для них важнее и дороже порывов собственного сердца.)

Читайте также:
Мир природы в творчестве И.А. Бунина: сочинение

– Прочитайте начало 6 главы. Ее начало по-бунински поэтично, пронизано чувствами героев. Какими? («Грустно, сумрачно».)

– Ребята, как вы думаете, что самое горькое в этой главе? ( Сломили самолюбие чувство собственного достоинства, самоуважения.)

– Мальчик смирился, он побежден. Взрослые знают самые чувствительные струны сердца мальчика и ударили по ним. Детям часто приходится смиряться, потому что они находятся во власти у взрослых. И Женя отступил.

Итак, заключительная глава. Прослушайте и подумайте: Каким становится мальчик? Как он себя ведет, после того как смирился?

– Какое слово находит Бунин, говоря о желании ребенка? Это устаревшее книжное слово. (Обращение к записи на доске.)

Бунин – мастер русского языка. Мы убедились, читая рассказ, что это слово как нельзя лучше подчеркивает огромное желание мальчика.

Найдите в тексте сцену, которая показывает, что герои рады примирению и простили друг друга.

Рассказ прочитан, какое чувство у вас осталось? (Доброе, чувство удовлетворения, горечи)

– Ребята, скажите, а возникали ли в вашей жизни ссоры со взрослыми и что было причиной конфликта?

– Подведем итог нашему разговору. В тот вечер дядя научил мальчика писать волшебные цифры. А сам дядюшка получил от ребенка какой-либо урок? (Надо любить детей, хотеть понять их поведение.)

– Поэтому этот взрослый запоздало как будто извиняется перед мальчиком, иронизирует над собой. Бунин вводит нас в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей. Взрослые часто не видят в ребенке человека, ведут себя властно по отношению к нему. А ведь дети – это тоже люди со своими мечтами, чувствами, желаниями, которые надо уважать. Бунин предлагает взрослым быть внимательнее и осторожнее, стараться не ранить их души. Выходит, не напрасно мы обратились к рассказу «Цифры».

5. Домашнее задание

Письменно поразмышляйте об одной из ваших ссор со взрослыми, продумайте заголовок рассказа, можете придерживаться предложенного плана.

Когда это было и с кем?

Как складывались ваши отношения раньше?

Что в характере этого человека вы особенно ценили?

Что явилось причиной ваших разногласий?

Что думали и как переживали вы сами ссору?

Сумели ли вы помириться и радовались ли вы этому?

Как бы вы назвали рассказ, почему?

Разумеется, план может быть совершенно другим. Я предлагаю вам один из вариантов.

Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры» Выполнила учитель русского языка и литературы. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемМаксим Тимкин

Похожие презентации

Презентация 7 класса по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры» Выполнила учитель русского языка и литературы.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры» Выполнила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ 251 Галандина Галина Мефодьевна

2 Цель урока: 1. 1.Разобраться в прочитанном Выявить особенности композиции и раскрыть организацию рассказа для понимания идеи рассказа.

3 Содержание урока 1. Вступительное слово учителя. 2. Презентация « Биография И.Бунина». 3. Знакомство с темой и целью урока. 4. Работа с репродукциями В. Серова. 5. Анализ композиции, её особенности. 6. Анализ образов героев произведения. 7. Творческая работа. 8. Дискуссия. 9. Тест на толерантность. 10.Подведение итогов. 11.Домашнее задание.

4 Ф. Васильев «На закате»

6 Тема: Сложность взаимоотношения детей и взрослых ( по рассказу И. Бунина «Цифры»)

8 В. Серов «Мики Морозов»

9 Поразмышляем От чьего имени ведет- ся рассказ? Почему? Какова тема рассказа? Почему произошла ссора? Какие чувства возникли у вас после прочтения?

10 Композиция рассказа Заключение – 1 глава «Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как…» Развязка – 1 глава «Дядечка, прости меня, я больше не буду…» Завязка – 2 глава «Ты в этот день проснулся с новой мечтой…»

11 5 глава – «И мы сделали вид, что забыли о тебе…» 5 глава – «И мы сделали вид, что забыли о тебе…» Кульминация – 2 глава –«Царский день. Великий грех» 2 глава –«Царский день. Великий грех» 3 глава «Вот тебе и цифры…» 3 глава «Вот тебе и цифры…» 4 глава – «Но ты всё кричал…»

12 Развязка – 7 глава «Дядечка!– сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье..»

13 Особенности композиции Рассказ от лица героя Нарушение хронологии (последовательности) изображения событий Разное количество кульминаций

Читайте также:
Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»: сочинение

14 Главные герои произведения Дядя Женя Дядя Женя Расскажите, какова манера, поступки, речь, отношение к себе главных героев

15 Манера держаться, характер героев Дядя: Дядя: Женя: Женя: сдержанный, твердый в своих решениях, спокойный, справедливый, строгий; «… хотел после всех своих преступлений показаться особенно деликатным, особенно приличным и кротким… »

16 Речь героев Дядя: Дядя: Женя: Женя: говорит он спокойно, рассудительно, порой твердо; говорит холодно, небрежно, раздраженно; но возникла ситуация, когда он даже «рявкнул» на племянника; но все больше речь к мальчику наполнена любовью и нежностью; в зависимости от ситуации речь его то тихая, то протяжная; то он начинает кричать, вопить, то говорит шепотом; то восклицал страстно, то злобно кричал; то горячо, поспешно, то радостно.

17 Отношение героев к себе Дядя Женя Дядя Женя Я очень умный дядя Совершаю великий грех Смирился

18 Почему нет описания внешности, портретов героев? Что важно показать писателю?

19 Психологический портрет — Это совокупность черт характера человека, мир его душевных переживаний, который показан с помощью жестов, мимики.

20 Поразмышляем Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях ? Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? Признал ли дядя свою неправоту?

22 УРОКИ НА ВЗРОСЛОЕ БУДУЩЕЕ! 1.В зрослые должны помнить, какими они были в детстве! 2.Б ыть внимательными по отношению к детям. 3.Н ельзя озлобляться! 4.В зрослые всегда должны быть мудрыми. 5.Н ельзя обижать людей, тем более близких тебе. Это больно.

23 ТЕСТ Часто ли вы ссоритесь с родителями? 1 – нет 2 – бывает 3 – да

24 Признаёте ли вы свои ошибки? 1 – всегда 2 — с трудом 3 – я всегда прав(а)

25 Часто ли вы проводите досуг с родителями? 1 – часто 2 – иногда 3 – никогда

26 Умеете вы прощать обиды? 1 – стараюсь прощать 2 – долго помню обиду 3 – никогда не прощаю

27 Итоги теста Если вы набрали от 4 до 6 баллов, то вы просто идеал: добры, внимательны, отзывчивы. Если вы набрали от 4 до 6 баллов, то вы просто идеал: добры, внимательны, отзывчивы. Если вы набрали от 7 до 9 баллов, то вы достаточно доброжелательны, любите родителей. Если вы набрали от 7 до 9 баллов, то вы достаточно доброжелательны, любите родителей. Если вы набрали от 10 до 12 баллов, то вам надо серьёзно задуматься над вашим отношением к родным и друзьям. Если вы набрали от 10 до 12 баллов, то вам надо серьёзно задуматься над вашим отношением к родным и друзьям.

28 Для кого и почему написан рассказ?

29 Домашнее задание 1. стр.18, вопрос 1, сочинение- миниатюра «Что нужно сделать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания?» * 3. индивидуальные сообщения 4. читать стр. 22– 38.

Сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми (по рассказу Ивана Алексеевича Бунина «Цифры»)

Тема урока: Сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми (по рассказу Ивана Алексеевича Бунина «Цифры»)

Обучающие: помочь учащимся понять смысл рассказа; ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ (тема, идея произведения); показать произведение в единстве формы и содержания;

Развивающие: совершенствовать навыки связной монологической речи; совершенствовать навыки работы с художественным текстом; развивать логическое мышление, умение выделять главное в произведении;

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к старшим, стремление к взаимопониманию, доброту, отзывчивость .

Какая мука наше писательское ремесло!

А какая мука найти звук, мелодию рассказа – мелодию,

которой определяется всё последующее.

Так говорил И.Бунин о писательской судьбе, скромно замечая при этом , что «всю жизнь страдал от того, что не мог выразить того, что хочется…» На самом же деле, обладая большим талантом, он с удивительной способностью умел выражать то, что его волновало, тревожило героев его книг и , конечно же , нас читателей.

Давайте перенесёмся на какое –то время в другой век. Может быть, услышим мелодию рассказов И. Бунина.(Стихотворение « Детская»)

От пихт и елей в горнице темней,

Скучней, старинней. Древнее есть что-то

В уборе их. И вечером красней

Сквозь них зари морозной позолота.

Узорно-легкой, мягкой бахромой

Лежит их тень на рдеющих обоях –

И грустны, грустны сумерки зимой

В заброшенных помещичьих покоях!

Сидишь и смотришь в окна из угла

И думаешь о жизни старосветской…

Увы! Ведь эта горница была

Когда-то нашей детской!

– какое чувство возникает? ( покоя, теплых воспоминаний)

В произведении Л.Н. Толстого «Детство» мы наблюдали с вами, как сложен мир ребенка, ка непрост складываются отношения между ребенком и взрослым из-за взаимного непонимания , как помогают справиться с трудностями взаимоотношении любовь и доброта.

Читайте также:
«Господин из Сан-Франциско»: судьба мира и цивилизации: сочинение

-как думаете, почему об этом произведении вспоминаем сейчас?

Да, правильно темы созвучны: сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Чтение фрагмента (инсценирование)

Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, – это было после одной из наших ссор с тобой, – и, опустив глаза, сделал такое грустное личико?

Должен сказать тебе: ты большой шалун Когда что-нибудь увлечёт тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до позднее ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдёшь и сиротливо прижмёшься к моему плечу!

Но это была слишком крупная ссора!

– чем необычен рассказ? (Повествование ведется от первого лица, т.е.от лица героя-повествователя)

-По какой схеме строится повествование? (Чтобы ответить на это вопрос, подберите местоимения: герой-повествователь(Я) и мальчик(ты)Повествование строится по схеме «Я-ты», т.е отражает субъектно-субъектные отношения)

Какую цель преследует при этом автор? (Для него важно, что происходит в душе повествователя и мальчика)

-О чем этот рассказ? (О ссоре, конфликте)

Давайте представим героев. Посмотрите на картину В.Серова «Портрет Микки Мамонтова». Что можете сказать о малыше (жажда познания, глаза горят пытливым огнем , он хочет узнавать новое, еле-еле сидит на стуле, готовый сорваться с места и бежать в большой, незнакомы, но такой интересный мир)

Как вы представляете дядю мальчика? (взрослый человек, умный, интеллигентный, любящий племянника, старающийся его правильно воспитать )

Утро. Встреча дяди и племянника. Женя прости дядю купить книги, карандаши, бумагу. Давайте послушаем, о чём они говорили (Но сегодня царский день, все заперто…нет покажи сейчас). Глава 2 – начало конфликта. (найти в Интернете, что такое «царский день»)

Вывод: Сердце мне тихо говорило, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости… Но тут в голову пришло мудрое правило: вредно, на полагается баловать детей

-Согласен ли мальчик ждать исполнения своей мечты? (мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты – узнать цифры-и шалит, вызывая возмущение взрослых. Это внешний конфликт). Найдите определение, что такое конфликт.

– А внутренний? (он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика , дядя поступает так, как требуют правила воспитания: проявляет твердость)

Какова позиция ребенка в 3 главе? (Ты придумал отличную игру: … то тут-то и начинается история)

-Почему? (я весь похолодел от ненависти к тебе. Это всплеск злобы, гнева, ненависти).

Как дядя остановил игру Жени? (чтение фрагмента)

-как изображено состояние мальчика в 4 главе? Это каприз или настоящее горе? Равнодушен ли рассказчик к горю ребенка? Равнодушен ли рассказчик к горю ребенка? ( Нет, он откликается на горе и понимает состояние мальчика : «Ты до изнеможения упивался своим детским горем, с которым не сравнится ни одно человеческое горе»)

-Конфликт продолжается и в 5 главе. Как бы вы озаглавили эту главу? (Все забыли о тебе)

-Кто находит путь к сердцу ребёнка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? Какова Цена примирения? (Мечта о тех же цифрах заставляет пойти нп примирение ценой смирения: «И ты смирился …Самолюбие твое было сломлено». Вот в каком состоянии подходит мальчик к дяде просить прощения. И рассказ вернулся к началу, отправной точке)

– Преодолен ли внутренний конфликт в 7-ой главе? (Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность – ценой детского смирения)

– какие главные выводы мы можем сделать?

1. Весь рассказ своим сложным построением отражает борьбу радости, любви, нежности , самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью и гневом.

2. Постоянное обращение к мальчику подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого человека. Примирение помогло сохранить теплые родственные отношения.

3. Ребенок тоже должен научиться понимать взрослых, уважать их интересы

3. Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я-ты) придает рассказу лирический характер

Подведение итогов урока. Сегодня мы постарались проникнуть в необычайный и сложный строй бунинского повествования, попробовали разгадать тайны взаимоотношений двух родственных душ.

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: «Легко ли быть ребенком?», почему рассказ назван «Цифры»

Краткий и полный анализ рассказа И.А. Бунина “Цифры”

С большой теплотой и любовью умеет передавать писатель Бунин детскую искренность, любознательность, непосредственность. Рассмотрите краткий и полный анализ рассказа Бунина «Цифры», в котором автор раскрывает внутренний мир ребенка, его чувства, желания, мечты.

Читайте также:
Живописность и строгость бунинской прозы (по рассказам «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»): сочинение

Год написания и публикации — Рассказ написан и опубликован в 1906 г.
История создания — Тема детства становится популярной для писателей второй половины XIX века. К ней обращаются Горький, Толстой и другие авторы. Рассказ написан через год после смерти пятилетнего сына Бунина, Коли. Нельзя сказать, что выбор темы рассказа связан именно с этим событием, но в произведении чувствуется большая любовь автора к ребенку, ностальгические воспоминания и печаль.
Жанр — Рассказ.
Направление — Реализм.
Основная идея — Для родителя важно быть взрослым, в полном смысле этого слова, мудрым и любящим человеком, бережно относится к ребенку, не обесценивать его желания и мечты.
Тема — Взаимодействие взрослого, умудренного опытом, человека и мальчика, только начинающего познавать мир.
Проблема — Извечный конфликт отцов и детей.
Композиция — В рассказе описаны воспоминания дяди о своем племяннике, о времени, проведенном с ним. Повествование ведется от лица дяди, что помогает раскрыть его чувства и чувства ребенка.

  1. п.1. Тематика и проблематика (основные темы и проблемы)
  2. п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
  3. п.3. Основные герои, их место в образной системе
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

1.
Тема – Взаимодействие родителей и детей.
Проблема – Несоответствие между миром взрослого человека и миром ребенка.
Взрослым не всегда легко понять детей, относиться к их желаниям и мечтам как к чему-то серьезному и важному. У детей – масса энергии, стремящейся выйти наружу. Я считаю, что предназначение родителя или близкого человека – помочь ребенку выразить ее, направить в нужное русло. Для Жени рисовать цифры вместе с любимым дядей – это огромное счастье. Неужели ребенку необходимо пройти все те неприятные моменты в отношениях со взрослыми, чтобы ему уделили немного внимания? Женю унижают, пугают, обманывают, и это делают самые родные, близкие люди.

2.
Тема – Мир детства – яркий, эмоциональный, захватывающий.
Проблема – Ребенок еще не самостоятельный. Он зависим от взрослых, которые не всегда его чувствуют и понимают. С большим удовольствием читаешь о том какой яркий, эмоциональный и правдивый внутренний мир маленького мальчика. Он радуется и ненавидит всей своей душой, стремится как можно скорее познать этот необыкновенный удивительный мир. Взрослые во многом не понимают ребенка, пытаются обуздать его неуемную энергию.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

С пафосом и большой любовью Бунин описывает чувства ребенка, его впечатлительность, стремление к мечте. Чувствуется, что автор разделяет эмоциональные проявления мальчика, понимает, какую неуемную энергию носит в себе ребенок, как ему хочется выразить ее в мир. И как важно взрослым уметь направить ребенка, указать путь, который поможет проявить его способности и таланты, детскую неуемную жажду жизни.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

В рассказе описана семья, общение между близкими людьми. Как правило, родственники связаны крепкими узами, и в этом всегда есть единение людей. Несмотря на это, взрослые, как бы образовывают группу, которая противостоит ребенку – мальчику Жене. Они объединены общими представлениями о воспитании, о правилах хорошего тона. Взрослые унижают достоинство ребенка, обманывают его, оттягивают осуществление мечты, одним словом, находятся в противоборстве с ним.

п.4. Литературные приёмы

В каждом произведении символы играют значимую роль. Основной символ рассказа присутствует уже в его названии – это цифры.

Цифры становятся основой конфликта между ребенком и взрослым. Обучение цифрам – это основная сюжетная линия рассказа. Загадочные цифры олицетворяют детскую мечту. Цифры имеют еще один смысл – они обозначают возраст. Когда смотришь на поведение ребенка и взрослого, то не видишь отличия. Мама, дядя, бабушка и Женя – все ведут себя как малые дети. Мне мальчик кажется даже взрослее, он по крайней мере, искренен и увлечен своей мечтой.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – конфликт «отцов» и «детей», относящихся к разным поколениям. И те, и другие формируются в разные временные периоды, которые по многим параметрам не совпадают. Взрослые не понимают маленького Женю, а он своих близких. Это тема, которая часто встречается в произведениях литературы, поскольку имеет большое значение для каждого из нас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: