Человек на войне (По одному из произведений современной литературы — В.В.Быков Сотников): сочинение

Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы. – В.В.Быков. “Сотников”.)

Произведения от Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне — это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом победившим фашизм
Война 1941-1945 годов уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы.
Повести В. Быкова о минувшей войне по-прежнему волнуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. И, раскрывая эти проблемы на ярком и богатом материале, писатель воспитывает молодое поколение, формируя его нравственный облик. Но главная проблема творчества Быкова — это, безусловно, проблема героизма. Однако писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Пожалуй, одной из характерных особенностей военных повестей Быкова является то, что он не щадит своих героев, ставя их в нечеловечески трудные ситуации, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делает это автор не случайно, ибо в обычной обстановке характер человека не может раскрыться полностью. Так происходит и с героями повести “Сотников”.
Через всю повесть проходят два героя — бойцы одного партизанского отряда, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им во что бы то ни стало нужно добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но они сразу оказываются в неравном положении, ибо Сотников пошел на задание с тяжелой простудой. Когда Рыбак с удивлением спросил его, почему он не отказался, если болен, то Сотников кратко ответил: “Потому и не отказался, что другие отказались”. Эта выразительная деталь достаточно много говорит о герое — о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости. Сотникова и Рыбака преследует одна неудача за другой: хутор, где они надеялись добыть еду, сожжен; пробираясь назад, они попадают в перестрелку, в которой Сотников получил ранение. Внешнее действие, описанное автором, сопровождается действием внутренним. С глубоким психологизмом передает писатель чувства и переживания Рыбака. Сначала он испытывает легкое недовольство Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Оно сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Тем не менее ведет себя Рыбак вполне достойно: помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения. Но все чаще и чаще в сознании Рыбака возникает мысль о том, как спастись, как сохранить свою единственную и неповторимую жизнь. Он вовсе не предатель по натуре и тем более не замаскировавшийся враг, а нормальный крепкий, надежный парень. В нем живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Никто не мог усомниться в нем, пока он находился в обычной боевой обстановке, честно перенося с отрядом все трудности и испытания. Но оставшись наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченными фашистами, Рыбак не выдерживает. Внутренний надлом совершается у героя в плену, когда им особенно властно завладевает неистребимое желание жить. Нет, он вовсе не собирался совершить предательство, он пытался найти компромисс в той ситуации, когда он невозможен. На допросе, частично признаваясь следователю, Рыбак думает перехитрить его. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса.
“— Ты послушай, — помолчав, горячо зашептал Рыбак. — Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, — как-то сам не желая того, сказал Рыбак.
Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза.
— Вот как! Ну и что ж — побежишь?
— Не побегу, не бойсь. Я с ними поторгуюсь.
— Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников’.
Рыбак принимает решение согласиться на предложение следователя служить полицаем, чтобы, воспользовавшись этим, бежать к своим. .Но прав оказался Сотников, который предвидел, что мощная гитлеровская машина сотрет Рыбака в порошок, что хитрость обернется предательством. В финале повести бывший партизан чю приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого даже сама мысль о побеге кажется ему неправдоподобной. И, удивительное дело, жизнь, такая дорогая и прекрасная, вдруг показалась Рыбаку настолько невыносимой, что он подумал о самоубийстве. Но даже этого сделать ему не удалось, ибо полицаи сняли с него ремень. Такова “коварная судьба заплутавшего на войне человека”, — пишет автор.
Иной путь выбирает Сотников, которому гораздо тяжелее выдерживать и мороз, и преследования, и пытки. Решившись на смерть, он пытается своим признанием спасти ни в чем не повинных людей. Выбор был сделан им давно, еще до этих трагических событий. Геройская смерть во имя великой цели, во имя счастья будущих поколений — вот единственный возможный для него путь. Недаром перед казнью Сотников приметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей мальчонку в старой отцовской буденовке. Приметил и улыбнулся одними глазами, подумав в последние минуты о том, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.
Страшная угроза фашизма, нависшая над нашей страной, заставила на многое взглянуть другими глазами. Война сообщила понятиям “родина”, “Россия” новый смысл и ценность. Отчизна в мирное время казалась чем-то непоколебимым и вечным, как природа. Но, когда вражеское нашествие стало всерьез угрожать самому существованию нашей страны, когда возникла опасность ее утраты, то мысль о спасении России воспринималась с обостренной чувствительностью. Война представила в новом свете многие привычные понятия и нормы, выдвинув на первый план высокую ценность человеческой жизни.
Обращаясь к военной теме, писатели предпринимали попытку разобраться в сложных процессах жизни, в людях трудной судьбы, в трагических коллизиях, порожденных войной. Драматизм обстоятельств военного времени послужил темой многих книг. В повестях В. Быкова интересен “микрокосм” войны Писатель сосредоточивает внимание в основном не на глобальных, широкомасштабных действиях. В поле зрения, как правило, попадает или небольшой участок фронта, или группа, оторвавшаяся от своего полка. В центре изображения, таким образом, оказывается человек в экстремальной ситуации, которая нередко возникает в военной обстановке. Как этот человек себя поведет? По-разному. Но в целом герои Быкова
– люди гордые и честные, понятие Родины для них превыше всего.

Читайте также:
Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова): сочинение

Сочинение по повести Сотников Быкова

Писатель Василь Быков прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, поэтому он пишет о ней как очевидец. Почти все его произведения посвящены военной тематике. Одна из главных тем военной прозы – тема подвига. В повести «Сотников» автор поднимает проблему подлинного и мнимого героизма.

Герои повести – Сотников и Рыбак – бойцы одного из партизанских отрядов. Морозной ночью они вдвоем отправляются на задание. Рыбак – лучший партизан в отряде, сильный, мужественный. В бою, под огнем, он не трусит, на него можно положиться. В Сотникове нет ничего героического. Он обыкновенный солдат, человек мирной профессии, интеллигент. На задание Сотников идет с тяжелой простудой, хотя мог бы отказаться, как это сделали другие до него. Как он объясняет Рыбаку, потому и пошел, что другие отказались. Сотников самолюбивый и упрямый человек, у него развито чувство долга. Еще мы узнаем о нем, что он два раза бежал из плена, так и оказался в партизанском отряде.

Наших героев преследуют неудачи. Сначала оказался сожженным хутор, где они должны были добыть продовольствие, потом в перестрелке с немцами ранили Сотникова.

Рыбак вначале, хотя и недоволен болезнью Сотникова, помогает ему нести оружие, не бросает его. Он надежный товарищ, готовый прийти на выручку. Но это в обычной боевой обстановке. Когда их преследуют, у Рыбака проявился страх за свою жизнь, и он даже хотел бросить Сотникова. Он боится быть схваченным врагами. В плену Рыбак говорит Сотникову о предложении служить в полиции.

Сотников не боится смерти, он боится стать для других обузой. Он решил не сдаваться живым. При пытке Сотников потерял сознание, но не сказал ничего. На допросе он всю вину взял на себя. Сотников не пошел на сделку со своей совестью и смерть встретил с достоинством.

А Рыбак на допросе не выдержал, выдал отряд и согласился служить в полиции, стараясь убедить себя, что он не предатель, и думая при удобном случае бежать к своим. Но эта хитрость оборачивается предательством. По приказу немцев Рыбак участвует в казни своего товарища по отряду. Потом пытается покончить с собой, но это ему не удается.

Читайте также:
Исследование социально нравственных коллизий в творчестве Быкова: сочинение

Итак, мы видим, как в экстремальных обстоятельствах по-настоящему проявляются моральные качества персонажей. Герои делают свой выбор. Подвиг Сотникова в том, что он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Рыбак становится предателем, врагом народа. Он убит морально. Его наказание – жить дальше.

Автор делает вывод: источник подвига лежит внутри человека и зависит от его нравственного стержня.

2 вариант

Несмотря на то, что война закончилась уже давно, о ней помнят, снимают кино и пишут рассказы. Многие авторы, в чьих произведениях упоминается Великая Отечественная война, знают о ней не понаслышке. Большинство на своем опыте знают, что это такое. Среди таких авторов Василий Быков, младший лейтенант.

В своем рассказе автор пытается разобраться в характерах своих персонажей. Он специально создаёт им невыносимые условия и тупиковые ситуации, ставит перед выбором: умереть достойно или жить и осознавать, что ты трус и предатель. Потому что при благоприятных условиях человек не может показать свое истинное лицо.

Два главных героя описываемых событий, Сотников и Рыбак, отправляются на задание. В этой истории Рыбака можно назвать героем в большей степени, чем Сотникова. Последний, не поставив командира в известность о том, что болен, осложнил выполнение операции. Они были найдены у Демичихи на чердаке немецкими солдатами именно из-за того, что Сотников мучился кашлем.

Но по-другому он поступить просто не мог. Солдат не желал становиться обузой кому бы то ни было, не в его правилах было думать о себе, когда другим угрожала опасность.

Самым запоминающимся эпизодом стало пребывание товарищей в плену. Сотников пообещал сам себе, что ни за что не выдаст партизан, какие бы пытки ему не угрожали со стороны врага, он будет молчать. Рыбак же наоборот дал себе слово выжить любой ценой, даже ценой предательства своих друзей. Когда Сотникова, еле живого, бросили в камеру после очередной пытки, Рыбак втайне ликовал, что его не тронули. Он оказался невредимым только потому, что сообщил врагу секретную информацию, а проще говоря, оказался предателем. Впоследствии Рыбак становится полицаем у немцев и не моргнув глазом, вышибает из под ног товарища пень во время казни.

Автор рассказа не принимает ни чью сторону в этой истории. Он просто констатирует факты, а они заключаются в том, что каждый человек, под давлением определенных обстоятельств, обнажает свою сущность. Один становится настоящим героем, другой подлым предателем. В этом произведении его осудил Сотников, выкрикнул: «Сволочь!», когда узнал, какое решение принял его бывший товарищ и этим словом все было сказано.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Сотников Быкова

Популярные сегодня темы

Мне было очень приятно читать этот рассказ. Воробей такой забавный! И хорошо, что после всех испытаний, проблем всё кончилось хорошо. Я бы сказал, что сказочно. Вообще, этот рассказ больше похож на сказку

Пьеса М. Горького «На дне» известна и актуальна и по сей день. Автор смог создать оригинальный мир низшего слоя общества. Он честно описал представителей этого класса, но при этом у читателя

На полотне Алексея Саврасова изображен простой, непримечательный пейзаж русской природы, показанный во время распутицы. В нижней части картины находится фрагмент проселочной дороги размытой дождем

Иван Александрович Хлестаков – главный герой легендарной поэмы Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Он прибывает в Петербург, где оказался принят за важного гостя. Однако Хлестаков не стал опровергать это, а наоборот «вжился» в роль.

А. П. Чехов – удивительный писатель, мастерски сочетающий в своих произведениях мягкий юмор с сатирой. При этом его творения имеют большое философское звучание.

Реферат: Человек на войне (по произведению В. Быкова “Сотников”)

Министерство образования РФ

Реферат студентки колледжа МТК

1 курса группы П-117

Человек на войне

(по произведению В. Быкова «Сотников».)

Составил: Фомакина Наталья

1. Писатели о Великой Отечественной войне.

2. Творческий почерк Василя Быкова

3. Повесть «Сотников»

1. Писатели о Великой Отечественной войне.

“Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили…”

Память – хороший учитель. Чтобы не допустить повторения трагедии,

мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве.

Читайте также:
Коллективизация и гитлеровская оккупация в повестях Василя Быкова: сочинение

Огромную роль в сохранении памяти о Великой Отечественной войне играет литература, одной из важнейших тем которой является тема подвига советского народа в тяжелые военные годы. Писатели, пережившие это страшное время, очень правдиво сумели показать истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; донести до современников чувства и мысли героев военных лет.

Многие писатели такие как Шолохов («Они сражались за Родину»),Бондарев(«Батальоны просят огня»), Ананьев(«Танки идут ромбом»), ставят во главу угла своих произведений масштабные сражения.

Героизм массовый проявляется в экстремальных условиях, в бою.

Василий Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: “Третья ракета”, “Альпийская баллада”,”Западня”, “Мертвым не больно” и другие.

2. Творческий почерк Василя Быкова

Мне нравится, как пишет о войне Василий Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. Его произведения отличает нравственно-психологическая проблематика, бескомпромиссность нравственных требований. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

На примере самых незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Например, в “Альпийской балладе” Быков описывает побег русского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией. Здесь автор увлекается описанием внешних событий: побег, погоня, любовь, смерть героя. Но уже сюжет повести “Сотников” психологически закручен так, что критики сбились столку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой – предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа. Он не дает читателю возможности однозначно взглянуть на того или иного своего героя.

3. Повесть «Сотников» .

Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание – добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от в общем-то пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается “грязной работы”.Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников.

По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом. Интересна такая деталь — автор внешнее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в развитии образа Рыбака. Сначала Рыбак немного, недоволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но Быков показывает вполне достойное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения. По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак — крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать Родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался.

Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса:
“Ты послушай, — помолчав, горячо зашептал Рыбак. — Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, — как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. — Вот как! Ну и что ж — побежишь? — Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. — Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников”. Рыбак, который всю свою жизнь “ухитрялся найти какой-нибудь выход”, внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство.

Читайте также:
Мое впечатление от повести В. Быкова Обелиск: сочинение

А что же Сотников? Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации. Для него всё стало предельно ясно.В своей позиции он не колебался, но в последние минуты жизни неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. У Сотникова иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти ни в чем не повинных людей. Героическая смерть ради спасения жизней других людей — вот единственный возможный для него путь. Ведь не зря перед казнью Сотников заметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей маленького мальчика в старой отцовской буденовке. Боец улыбнулся ему одними глазами, подумав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть. Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу”.

В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв войны. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак встал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни.

Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казне людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: “Прости, брат”. Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: “Иди ты к черту!”

В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить.

Папа Римский вручил В. Быкову за повесть “Сотников” специальный подарок от католической церкви. Этот факт говорит о том, что в этом произведении усматривается нравственное общечеловеческое начало.

Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

Творчество В.Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя В. Быкова.

1. Быков В., Сотников, Собрание сочинений, т.2, М., Молодая гвардия, 1985

2. Журавлев С.И. Память пылающих лет. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М., 1985

3. Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской
литературе. Выпуск 4. М. 1985

4. Дедков И. Василь Быков. Очерк творчества, М.,1980

Сочинение: Человек на войне ( по повести В.Быкова «Сотников»)

Автор: Guru · 10.05.2021

(581 слово) Великая Отечественная война является значимым мотивом в работе советского писателя Василия Быкова. Писатель-фронтовик задевает вопросы человеческого достоинства и чести, главной темой его творчества является, пожалуй, героизм. Автор уделяет большое внимание внутреннему миру человека, его размышлениям, идеалам и пути к принятию мужественных решений.

Главные герои, находящиеся в стрессовой ситуации, всегда поставлены перед непростым выбором: совершить героический поступок и погибнуть или предать свои убеждения, но остаться в живых, и это является важной отличительной чертой повестей Быкова, посвященных войне. Подобные дилеммы позволяют автору раскрыть своих персонажей, а их душевные терзания помогают читателю лучше погрузиться в повествование. В повести «Сотников» данный прием ярко выражен, и это произведение является отличным примером творчества писателя.

Рыбак и Сотников – участники партизанского отряда, отправившиеся в ночи на задание по добыче провизии для сослуживцев. Однако Сотников идет на это задание простуженным, тогда как его напарник здоров. Этот поступок мужчина объясняет боевому товарищу тем, что он не смог отказаться, так же, как сделали другие. Совесть не позволила ему поступить так же и оставить отряд без еды. Таким образом писатель характеризует героя как сильного и сознательного мужчину, отчетливо осознающего свой долг.
По мере развития сюжета читатель наблюдает за тем, как главных персонажей в пути настигают неудачи: то находят сожженным поселение, в котором они намеревались взять провизию, то в схватке с врагом Сотников получает ранение. Любопытно то, как Быков развивает Рыбака, используя сочетание внешних и внутренних действий. Сперва тот раздосадован ранением Сотникова, так как они не могут продвигаться быстро из-за этого, но он ведет себя надлежаще, помогая переносить оружие и не бросает Сотникова.
Сам по себе Рыбак точно не предатель или фашист под прикрытием. Он простой и честный парень, готовый всегда примчаться на помощь, но не лишенный недостатков. У молодого человека случается срыв, когда он оказался один с погибающим Сотниковым среди гор снега, лишенный провизии, боящийся попасться в лапы врагу. Попав в плен, личность парня ломается: он отчаянно желает жить, но и родную страну предавать не желает. Он всеми силами хочет найти выход из этого положения. Во время допроса ему предлагают стать фашистским полицаем, и Рыбак хочет использовать эту возможность, чтобы выгодно поторговаться, а после сбежать к своим сослуживцам. Парень рассказывает о своих мыслях, но его товарищ относится к этому с сомнением, полагая, что гитлеровская идеология сломит Рыбака.

Читайте также:
Трагедия Федора Ровбы трагедия крестьянина-труженика в период коллективизации (по повести В. Быкова Облава): сочинение

Молодой советский боец соглашается на службу полицаем, надеясь вовремя вырваться. Однако Сотников оказался прав, и хитрость оказалась настоящим предательством.
В финале произведения перед читателем предстает трагичный конец: парень, бывший до этого отличным бойцом и партизаном, убивает своего сослуживца по приказу врагов. Жизнь Рыбака, которой он дорожил больше всего, утратила все краски, оказалась обесценена. Все это кажется молодому человеку настолько невыносимой мукой, что он решает лишить себя жизни. Хотя даже это у него не получается сделать, потому как полицаи, контролировавшие его, сняли его с петли. Автор пишет, что такой удел ждет каждого человека, который заплутает на войне.

Каким же оказался путь Сотникова? Он сам выбирает для себя гибель, желая таким образом сохранить жизни невиновных людей. Его смерть – проявление героизма, она нужна для спасения других, и мужчина понимает, что это его судьба, последняя возможность принести пользу в этой войне. Не просто так перед казнью Сотников увидел в толпе созванных жителей деревни совсем маленького мальчишку в суконной буденовке отца. Партизан улыбнулся ребенку лишь глазами, подумав о том, что он идет на смерть ради таких беззащитных малышей.
Работы Василия Быкова о Великой Отечественной с головой окунают в безысходность и ужас этого страшного явления. Таким образом приходит понимание того, как дорого пришлось заплатить нашей стране ради победы. Они учат молодые поколения дорожить мирным небом над головом, никогда не забывая о человечности.

Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы. — В. В.Быков. «Сотников».)

Сочинение по произведению на тему: Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы. — В. В.Быков. “Сотников”.)

Произведения от Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне — это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом победившим фашизм

Война 1941-1945 годов уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы.

Повести В. Быкова о минувшей войне по-прежнему волнуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. И, раскрывая эти проблемы на ярком и богатом материале, писатель воспитывает молодое поколение, формируя его нравственный облик. Но главная проблема творчества Быкова — это, безусловно, проблема героизма. Однако писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Пожалуй, одной из характерных особенностей военных повестей Быкова является то, что он не щадит своих героев, ставя их в нечеловечески трудные ситуации, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делает это автор не случайно, ибо в обычной обстановке характер человека не может раскрыться полностью. Так происходит и с героями повести “Сотников”.

Читайте также:
Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной войны: сочинение

Через всю повесть проходят два героя — бойцы одного партизанского отряда, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им во что бы то ни стало нужно добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но они сразу оказываются в неравном положении, ибо Сотников пошел на задание с тяжелой простудой. Когда Рыбак с удивлением спросил его, почему он не отказался, если болен, то Сотников кратко ответил: “Потому и не отказался, что другие отказались”. Эта выразительная деталь достаточно много говорит о герое — о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости. Сотникова и Рыбака преследует одна неудача за другой: хутор, где они надеялись добыть еду, сожжен; пробираясь назад, они попадают в перестрелку, в которой Сотников получил ранение. Внешнее действие, описанное автором, сопровождается действием внутренним. С глубоким психологизмом передает писатель чувства и переживания Рыбака. Сначала он испытывает легкое недовольство Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Оно сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Тем не менее ведет себя Рыбак вполне достойно: помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения. Но все чаще и чаще в сознании Рыбака возникает мысль о том, как спастись, как сохранить свою единственную и неповторимую жизнь. Он вовсе не предатель по натуре и тем более не замаскировавшийся враг, а нормальный крепкий, надежный парень. В нем живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Никто не мог усомниться в нем, пока он находился в обычной боевой обстановке, честно перенося с отрядом все трудности и испытания. Но оставшись наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченными фашистами, Рыбак не выдерживает. Внутренний надлом совершается у героя в плену, когда им особенно властно завладевает неистребимое желание жить. Нет, он вовсе не собирался совершить предательство, он пытался найти компромисс в той ситуации, когда он невозможен. На допросе, частично признаваясь следователю, Рыбак думает перехитрить его. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса.

“— Ты послушай, — помолчав, горячо зашептал Рыбак. — Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, — как-то сам не желая того, сказал Рыбак.

Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза.

— Вот как! Ну и что ж — побежишь?

— Не побегу, не бойсь. Я с ними поторгуюсь.

— Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников’.

Рыбак принимает решение согласиться на предложение следователя служить полицаем, чтобы, воспользовавшись этим, бежать к своим. .Но прав оказался Сотников, который предвидел, что мощная гитлеровская машина сотрет Рыбака в порошок, что хитрость обернется предательством. В финале повести бывший партизан чю приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого даже сама мысль о побеге кажется ему неправдоподобной. И, удивительное дело, жизнь, такая дорогая и прекрасная, вдруг показалась Рыбаку настолько невыносимой, что он подумал о самоубийстве. Но даже этого сделать ему не удалось, ибо полицаи сняли с него ремень. Такова “коварная судьба заплутавшего на войне человека”, — пишет автор.

Иной путь выбирает Сотников, которому гораздо тяжелее выдерживать и мороз, и преследования, и пытки. Решившись на смерть, он пытается своим признанием спасти ни в чем не повинных людей. Выбор был сделан им давно, еще до этих трагических событий. Геройская смерть во имя великой цели, во имя счастья будущих поколений — вот единственный возможный для него путь. Недаром перед казнью Сотников приметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей мальчонку в старой отцовской буденовке. Приметил и улыбнулся одними глазами, подумав в последние минуты о том, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.

Читайте также:
Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…: сочинение

Страшная угроза фашизма, нависшая над нашей страной, заставила на многое взглянуть другими глазами. Война сообщила понятиям “родина”, “Россия” новый смысл и ценность. Отчизна в мирное время казалась чем-то непоколебимым и вечным, как природа. Но, когда вражеское нашествие стало всерьез угрожать самому существованию нашей страны, когда возникла опасность ее утраты, то мысль о спасении России воспринималась с обостренной чувствительностью. Война представила в новом свете многие привычные понятия и нормы, выдвинув на первый план высокую ценность человеческой жизни.

Обращаясь к военной теме, писатели предпринимали попытку разобраться в сложных процессах жизни, в людях трудной судьбы, в трагических коллизиях, порожденных войной. Драматизм обстоятельств военного времени послужил темой многих книг. В повестях В. Быкова интересен “микрокосм” войны Писатель сосредоточивает внимание в основном не на глобальных, широкомасштабных действиях. В поле зрения, как правило, попадает или небольшой участок фронта, или группа, оторвавшаяся от своего полка. В центре изображения, таким образом, оказывается человек в экстремальной ситуации, которая нередко возникает в военной обстановке. Как этот человек себя поведет? По-разному. Но в целом герои Быкова

– люди гордые и честные, понятие Родины для них превыше всего.

Человек на войне – сочинение по повести “Сотников” Василя Быкова

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. Но и сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели. В своих произведениях художники слова воспевают мужество и героизм советского народа, нашей доблестной армии, миллионов и миллионов людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны и совершивших подвиг во имя мира на Земле. Они пишут для того, чтобы не прервалась связь времён, чтобы живой и горячий интерес будущих поколений к тем, теперь уже давним, событиям не ослабевал, а, наоборот, постоянно возрастал. Современным литераторам необходимо показать нам, читателям, значимость той борьбы и победы, выявить нравственные истоки героизма советских людей, их внутреннюю силу, донести до нас чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поступков в самые критические периоды жизни.

Великая Отечественная война потребовала от каждого человека напряжения всех его душевных и физических сил. Она не только не отменила, но сделала ещё более острыми нравственные проблемы. Ведь ясность целей и задач на войне не должна была служить оправданием какой-либо моральной неразборчивости. Она не освобождала человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки. Жизнь на войне – это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами и трудностями. Сложнее всего в ту пору приходилось писателям, для которых война была настоящим потрясением. Они были переполнены увиденным и пережитым, поэтому стремились правдиво показать, какой высокой ценой досталась нам победа над врагом. Те писатели, которые пришли в литературу после войны, а в годы испытаний сами воевали на передовой, отстаивали своё право на так называемую «окопную правду». Их творчество получило наименование «прозы лейтенантов». Эти писатели, о которых Твардовский хорошо сказал, что они «выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастёрке», составили целую плеяду хорошо известных нынешнему читателю имён: Бакланов, Богомолов, Бондарев, Воробьёв, Быков, Астафьев. Хотелось бы отметить одну общую особенность их произведений о войне – мемуарность. Излюбленный жанр этих писателей – лирическая повесть, написанная от первого лица, пусть не всегда строго автобиографичная, но насквозь пропитанная авторскими переживаниями и воспоминаниями о фронтовой юности. В их книгах на смену общим планам, обобщённым картинам, панорамным рассуждениям, героической патетике пришёл новый опыт. Он заключался в том, что войну выиграли не только штабы и армии, в их собирательном значении, но и простой солдат в серой шинели: отец, брат, муж, сын. Эти произведения высветили крупные планы человека на войне, его душу, жившую болью по оставленным в тылу родным сердцам, его веру в себя и своих товарищей. Конечно, у каждого писателя была своя война, но всех их объединяла «память сердца», страстное желание поведать правду о тех событиях.

Читайте также:
Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился: сочинение

Своеобразно раскрывает военную тему В. Быков, белорусский писатель, чьё творчество стало неотъемлемой частью и русской литературы. В своих произведениях он рассматривает поведение личности в трагических коллизиях войны. Основой его сюжетов становится ситуация нравственного выбора. Писатель пытается выяснить, что происходит с человеком в нечеловеческих условиях. Он стремится докопаться до причин нравственной подоплёки тех или иных поступков: верности и предательства, злодейства и человечности, мужества и слабодушия. Локальность места действия, краткая временная протяжённость, малочисленность персонажей – таковы структурные особенности произведений Быкова. Сюжеты его повестей раскручиваются стремительно и непредсказуемо, как в реальной партизанской жизни, где человек не ведает в какой крутой переплёт, в какой капкан может попасть на ближайшей опушке леса или за поворотом ведущей к глухому хутору дороги. Столкновение взглядов, позиций, принципов поведения персонажей отличается крайней остротой и драматизмом, потому что его героям приходится действовать на свой страх и риск, без команды и приказа, когда никто не может разделить с ними ответственность за их действия. Писатель проникает в скрытую при обычном течении жизни и обнажённую жестокими испытаниями глубинную суть характеров своих героев.

Особенно показательна в этом плане повесть «Сотников». Перед нами разворачивается картина зимы тысяча девятьсот сорок второго года. Партизанский отряд, обременённый женщинами, детьми, ранеными, окружён врагами. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое – Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, а Рыбак ценою предательства остаётся жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства – вот главные проблемы, которые раскрывает автор на примере этих образов.

Анализируя характер Рыбака, Быков приходит к выводу, что причины его предательства надо искать в детстве, тогда он «ухитрялся найти какой-нибудь выход», идя на мелкие жизненные уловки. Рыбак – смелый боец, когда за его спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он идёт сначала на компромисс, а потом – на предательство и убийство. Автор пытается высветить для нас, читателей, эту тёмную душу, в которой не было света и в которой жила только тяга к жизни во что бы то ни стало. Проследим, как рисует Быков попытку борьбы Рыбака с самим собой. «Неприятный холодок виновности коснулся его сознания». «Радость спасения чем-то омрачилась, но ещё не мог толком понять, чем…» «Прости, брат!» – в отчаянии шепчет он Сотникову, выбивая из-под его ног чурку. Опустошённый, он хочет повеситься, но автор лишает Рыбака последней возможности спасти душу. И теперь он, как Иуда, должен ходить среди людей и мучиться своей неискупимой виной.

Другой главный герой повести, Сотников, полностью противоположен образу Рыбака. Это скромный, незаметный человек, без всяких признаков необыкновенной личности. Но его глубокая убеждённость в справедливости той борьбы, которую ведёт народ, воспитавший и вскормивший его, помогает ему остаться не сломленным, проявить мужество и героизм. Что вспоминает Сотников в предсмертные минуты? Как в детстве он удержал телегу с детьми, когда понесли кони, как отец, командир эскадрона, учил его правде и ответственности перед другими людьми. Именно эти воспоминания должны были «услышать сердцем» мы с вами, ибо в них – начало того поведения Сотникова перед лицом фашистских палачей, которое не дано понять Рыбаку. Человек высокой души, он до конца не верит в предательство друга-партизана, хотя предательство это уже не вызывает сомнений. И в последние мгновения жизни Сотников понимает, что не может требовать от других наравне с собой. Здесь Быков показывает нам, как неодинаковы люди, как много надо работать над собой, чтобы быть героем не по принуждению, а по совести, по естественной необходимости оставаться человеком до конца. Сотников понимает слабость Рыбака, его страх перед смертью. Он знает, что не всем по силам это сверхчеловеческое решение принять смерть. Когда кричит женщина, Сотников заставляет себя не закричать, не рвануться. Когда он видит глаза мальчика, встречает его испуганный взгляд, то улыбается ему, словно улыбается нашему будущему. О чём думает Сотников в последнюю минуту? Он думает о том, что смерть должна что-то утвердить, что-то отринуть и, возможно, завершить то, что не успела осуществить жизнь. Смерть Сотникова – итог его жизни, его веры. Образ этот прекрасен и поступком, венчающим судьбу героя, и той глубиной, с которой Быков раскрывает движущие силы его души.

Читайте также:
Активное противостояние злу: сочинение

Повести Василя Быкова трагичны. Им всегда сопутствует чувство горечи, словно дым пожарища едко ест глаза читателя, а сердце сжимается от боли за людей, принимающих на себя тяжёлый крест мученичества во имя человечности. Самопожертвование – ведущий мотив многих героев Быкова, знающих цену человеческой жизни. Один из них говорит так: «На сколько же фронтов надо бороться – и с врагами, и с разной сволочью рядом, наконец, с собой». И писатель пытается показать нам не саму войну, а возможности человеческого духа, проявляющиеся на ней. Мужество на каждый день, преданность правде, чистота помыслов – вот особые качества его главных героев. Читая книги Быкова, мы испытываем благодарность к художнику за его правдивое, честное, талантливое слово, за его суровую, нелёгкую правду о нас с вами.

Перебирая всё то, что было создано писателями о войне, хочется вспомнить строки Якуба Коласа, полные чувства великой благодарности воинам-победителям:

Какую песню о победе,
Какой сложить о вас рассказ?
Богатыри, язык мой беден,
Чтобы воспеть, прославить вас!
Лишь вы, лишь только ваши плечи
Груз выдержать смогли такой.
Он свыше силы человечьей.
Не по плечу стране другой.

На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любить Родину, быть стойкими в трудных испытаниях. Значение этих книг всё более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. И вклад писателей в общее дело борьбы за мир – это их произведения, которые смело можно считать оружием в руках художников.

Человек на войне (По одному из произведений современной литературы — В. В. Быков «Сотников»)

Произведения от Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне — это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом победившим фашизм Война 1941-1945 годов уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы.

О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы. Повести В. Быкова о минувшей войне по-прежнему волнуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. И, раскрывая эти проблемы на ярком и богатом материале, писатель воспитывает молодое поколение, формируя его нравственный облик.

Но главная проблема творчества Быкова — это, безусловно, проблема героизма. Однако писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Пожалуй, одной из характерных особенностей военных повестей Быкова является то, что он не щадит своих героев, ставя их в нечеловечески трудные ситуации, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делает это автор не случайно, ибо в обычной обстановке характер человека не может р Аскрыться полностью.

Так происходит и с героями повести «Сотников». Через всю повесть проходят два героя — бойцы одного партизанского отряда, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им во что бы то ни стало нужно добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но они сразу оказываются в неравном положении, ибо Сотников пошел на задание с тяжелой простудой. Когда Рыбак с удивлением спросил его, почему он не отказался, если болен, то Сотников кратко ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались».

Эта выразительная деталь достаточно много говорит о герое — о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости. Сотникова и Рыбака преследует одна неудача за другой: хутор, где они надеялись добыть еду, сожжен; пробираясь назад, они попадают в перестрелку, в которой Сотников получил ранение. Внешнее действие, описанное автором, сопровождается действием внутренним. С глубоким психологизмом передает писатель чувства и переживания Рыбака. Сначала он испытывает легкое недовольство Сотниковым, его недомоганием, которое не позв Оляет им двигаться достаточно быстро.

Читайте также:
Сороковые роковые... (обзор творчества): сочинение

Оно сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Тем не менее ведет себя Рыбак вполне достойно: помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения. Но все чаще и чаще в сознании Рыбака возникает мысль о том, как спастись, как сохранить свою единственную и неповторимую жизнь.

Он вовсе не предатель по натуре и тем более не замаскировавшийся враг, а нормальный крепкий, надежный парень. В нем живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Никто не мог усомниться в нем, пока он находился в обычной боевой обстановке, честно перенося с отрядом все трудности и испытания. Но оставшись наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченными фашистами, Рыбак не выдерживает. Внутренний надлом совершается у героя в плену, когда им особенно властно завладевает неистребимое желание жить.

Нет, он вовсе не собирался совершить предательство, он пытался най Ти компромисс в той ситуации, когда он невозможен. На допросе, частично признаваясь следователю, Рыбак думает перехитрить его. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса. «— Ты послушай, — помолчав, горячо зашептал Рыбак. — Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, — как-то сам не желая того, сказал Рыбак.

Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. — Вот как! Ну и что ж — побежишь? — Не побегу, не бойсь. Я с ними поторгуюсь. — Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников’. Рыбак принимает решение согласиться на предложение следователя служить полицаем, чтобы, воспользовавшись этим, бежать к своим.

.Но прав оказался Сотников, который предвидел, что мощная гитлеровская машина сотрет Рыбака в порошок, что хитрость обернется предательством. В финале повести бывший партизан чю приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого даже сама мысль о побеге кажется ему неправдоподобной. И, удивительное дело, жизнь, такая дорогая и прекрасная, вдруг показалась Рыбаку настолько невыносимой, что он подумал о самоубийстве. Но даже этого сделать ему не удалось, ибо полицаи сняли с него ремень.

Такова «коварная судьба заплутавшего на войне человека», — пишет автор. Иной путь выбирает Сотников, которому гораздо тяжелее выдерживать и мороз, и преследования, и пытки. Решившись на смерть, он пытается своим признанием спасти ни в чем не повинных людей.

Выбор был сделан им давно, еще до этих трагических событий. Геройская смерть во имя великой цели, во имя счастья будущих поколений — вот единственный возможный для него путь. Недаром перед казнью Сотников приметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей мальчонку в старой отцовской буденовке. Приметил и улыбнулся одними глазами, подумав в последние минуты о том, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.

Страшная угроза фашизма, нависшая над нашей страной, заставила на многое взглянуть другими глазами. Война сообщила понятиям «родина», «Россия» новый смысл и ценность. Отчизна в мирное время казалась чем-то непоколебимым и вечным, как природа. Но, когда вражеское нашествие стало всерьез угрожать самому существованию нашей страны, когда возникла опасность ее утраты, то мысль о спасении России воспринималась с обостренной чувствительностью. Война представила в новом свете многие привычные понятия и нормы, выдвинув на первый план высокую ценность человеческой жизни.

Обращаясь к военной теме, писатели предпринимали попытку разобраться в сложных процессах жизни, в людях трудной судьбы, в трагических коллизиях, порожденных войной. Драматизм обстоятельств военного времени послужил темой многих книг. В повестях В. Быкова интересен «микрокосм» войны Писатель сосредоточивает внимание в основном не на глобальных, широкомасштабных действиях. В поле зрения, как правило, попадает или небольшой участок фронта, или группа, оторвавшаяся от своего полка.

В центре изображения, таким образом, оказывается человек в экстремальной ситуации, которая нередко возникает в военной обстановке. Как этот человек себя поведет? По-разному… Но в целом герои Быкова — люди гордые и честные, понятие Родины для них превыше всего

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: