Нравственный подвиг в повести В. Быкова Обелиск: сочинение

Сочинение Анализ по повести Быкова Обелиск

Повесть «Обелиск» Василия Быкова представляет собой исторически бессмертное произведение сочинителя. Она дополняет список тяжелых произведений о войне, которые не могут быть не замеченными. В повести отражены верность традициям, патриотизм, а также преемственность поколений.

В ходе прочтения мы наблюдаем размышления автора по поводу идеологической морали человеческих поступков.

Главной мыслью сюжета было отражение поступка главного героя повести, рассмотренного писателем со всех сторон. В этом выражается авторское осознание проявления героизма, которое, как он считает, заключено в преданности собственному делу, делая при этом акцент на грядущее поколение.

Сюжетная линия выделяется художественной своеобразностью потому, что помимо рассказа писателя в нее входит отображение журналистской деятельности в форме собирания информации о неведомых героях войны, совершивших нигде не отраженный подвиг во имя своей Родины и счастья последующих поколений.

Алесь Иванович Мороз-главный герой повести, которого автор показывает в роли сельского учителя. Он предан собственной профессии человека, который слыл честностью, добротой, милосердием характера. Педагог не забросил преподавание и продолжил обучать детей, даже после начала войны. По мере возможности герой помогал детям, раздавая одежду, обувь. Узнав о том, что его ученики оказались в фашистском плену, учитель без раздумья отправился на защиту ребят в штаб врага. Ведь не в его стиле бросать на произвол беззащитных деток. Однако героизм Мороза оказался безуспешным, учителя и учеников приговорили к смерти, путем повешения.

Еще одним из главных персонажей нам представлен образ тяжело раненого Миклашевича Павла. Он был учеником Алесь Ивановича, повлиявшего на формирование характера парня. В ходе войны Павел станет членом отряда партизан. Во время встречи с журналистом герой поведает о своем бывшем педагоге. По истечению времени Павел пойдет по стопам Мороза и станет преподавателем сельской школы. Он в своих рассказах периодически упоминал о кошмарах времен войны.

Также в повести было упомянуто имя Коли Бородича, который являлся самым старшим подростком и самым верным последователем своего преподавателя Мороза.

По окончанию войны, в память о героизме и мужестве, профессионализме, патриотизме русского духа, на месте гибели учителя и учеников был установлен обелиск.

Смысл повести заключен в показании моральных поступков человека. Особенностью произведения выражена в заполнении писателем атмосферы раздумьем. Читатель же в свою очередь обязан делать выводы по поводу поступков главного героя, независимо от того подвиг это или неразумный героизм.

Повесть имеет характерное отличие в сложности восприятия и неравнодушным повествовании.

2 вариант

Повесть В. Быкова «Обелиск» – очень тяжёлое произведение о войне, которое, однако, не оставит равнодушным никого. И, несмотря на его «тяжесть», его хочется перечитывать время от времени. Хотя бы для того, чтобы напоминать себе, что есть герои, есть такие люди, как Алесь Мороз. О том, что память о них и об их подвигах должна жить вечно.

Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.

Вот такой был человек Алесь Мороз. Жил не для себя – и погиб ради спасения других. Погиб безрассудно – зная, что, идя в лагерь к врагу, он не только не спасёт захваченных ребят, но и себя погубит. Хотя и здесь можно порассуждать на тему того, что такой человек, как Мороз, просто не вынес бы, если бы он выжил, а его воспитанники – нет. Зная, что немцы обещали отпустить ребят, если к ним придёт их «главарь», их учитель, он бы до конца жизни проклинал себя за то, что не воспользовался этим шансом. Да и не мог он им не воспользоваться. Не мог.

Читайте также:
Мое впечатление от повести В. Быкова Обелиск: сочинение

Из всех его захваченных в плен воспитанников выжил только Павел Миклашевич, впоследствии также ставший школьным учителем и положивший жизнь на то, чтобы люди знали правду об этой истории. Но и его война «в когтях подержала» – да так, что вырваться он из этих когтей так и не смог. Не восстановилось здоровье, умер молодым – в 36 лет. Его стараниями был поставлен памятник жертвам этой трагедии – тот самый обелиск из названия повести.

По прошествии времени нашлись люди, которые говорили, что есть герои и похлеще Мороза, что погиб он безрассудно. Даже то, что он не убил ни одного немца – а потому не может считаться героем. Вот оно – обесценивание во всей красе. Впрочем, многие люди даже не задумываются, о чём говорят – им просто всё заранее ясно. Их мировоззрение твердо и недвижимо. Всё, что происходит вокруг, видится лишь сквозь призму их убеждений. Всё подгоняется под определённые рамки, за которые они просто не заглядывают. Хорошие люди, честные. Только вот бездушные.

Сочинение по рассказу Обелиск

Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.

Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.

В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.

В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.

По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.

Произведение насыщено авторскими размышлениями на тему поступка героя повести, с точки зрения, идейно-нравственных понятий, а также гражданской позиции представителя современного общества в чрезвычайных условиях. Писатель рассматривает поступок учителя с разнообразных позиций, демонстрируя в повествовании собственное понимание героизма, заключающегося в верности и преданности собственной профессии, борющейся за душевное состояние и будущее детей, руководствуясь требованиями человеческой совести, осознавая свою скорую страшную смерть.

Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ по повести Обелиск

Популярные сегодня темы

Книга – главный источником знаний, сокровищница мудрых идей и фонтан советов. В ней сосредоточены тайны тысячелетий. Благодаря словам, воспроизведённым на бумаге, мы прикасаемся к мыслям

Я очень сильно люблю свою маму. Она у меня самая красивая. Каждое утро ее можно увидеть сильно растрепанной, только что проснувшейся, такой какой ее сделала природа.

Читайте также:
Исследование социально нравственных коллизий в творчестве Быкова: сочинение

Если задуматься, то почти все, что окружает современного человека каждый день, появилось благодаря науке. Инженерия подарила нам дома и автомобили, химия – лекарства и одежду, программирование

Многоточие – интересный и необычный знак препинания. Он используется авторами в разных целях. Рассмотрим это утверждение, чтобы понять, когда ставится многоточие.

Владимир Кудревич написал картину «Утро весны» в стиле импрессионистов. Эти художники использовали много цветовых пятен и яркие цвета.

Сочинение Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск»

Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегкое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях.
Повесть “Обелиск” — одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза?
Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Этот сельский учитель мог приютить у себя мальчика, отец которого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. “А Мороз не ворошил толстовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж. Был молод, да еще начальник”, — рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо. Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.
Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.
Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго.
Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и откровенно говорил Ткачуку: “Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется”. Эти слова Алеся Ивановича оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации.
Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.
И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую “закваску” своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: “Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать”.
Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?
В повести “Обелиск” писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. В. Быков создал множество произведений на тему войны, тем самым возводя свои собственные литературные обелиски героям Отечества: “Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику”.

Читайте также:
Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой (по повести Б. Васильева А зори здесь тихие и В. Быкова Сотников): сочинение

Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск»

Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск»

Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегкое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях.

Повесть “Обелиск” — одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза?

Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Этот сельский учитель мог приютить у себя мальчика, отец которого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. “А Мороз не ворошил толстовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж. Был молод, да еще начальник”, — рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо. Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.

Читайте также:
Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…: сочинение

Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго.

Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и откровенно говорил Ткачуку: “Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется”. Эти слова Алеся Ивановича оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации.

Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.

И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую “закваску” своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: “Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать”.

Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?

В повести “Обелиск” писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. В. Быков создал множество произведений на тему войны, тем самым возводя свои собственные литературные обелиски героям Отечества: “Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику”.

Все школьные сочинения по литературе

Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск»

Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегкое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях.

Читайте также:
Активное противостояние злу: сочинение

Повесть «Обелиск» — одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза?

Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Этот сельский учитель мог приютить у себя мальчика, отец которого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. «А Мороз не ворошил толстовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж. Был молод, да еще начальник», — рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районе Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.

Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго.

Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и откровенно говорил Ткачуку: «Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется». Эти слова Алеся Ивановича оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации.

Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.

И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскуто «закваску» своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать».

Читайте также:
Человек на войне (По одному из произведений современной литературы — В.В.Быков Сотников): сочинение

Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?

В повести «Обелиск» писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. В. Быков создал множество произведений на тему войны, тем самым возводя свои собственные литературные обелиски героям Отечества: «Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику».

Нравственный подвиг в повести В. Быкова Обелиск: сочинение

Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегкое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях.

Повесть «Обелиск» — одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза?

Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Этот сельский учитель мог приютить у себя мальчика, отец которого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. «А Мороз не ворошил толстовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж. Был молод, да еще начальник», — рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районе Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.

Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

Читайте также:
Коллективизация и гитлеровская оккупация в повестях Василя Быкова: сочинение

Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго.

Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и откровенно говорил Ткачуку: «Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется». Эти слова Алеся Ивановича оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации.

Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.

И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскуто «закваску» своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать».

Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?

В повести «Обелиск» писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. В. Быков создал множество произведений на тему войны, тем самым возводя свои собственные литературные обелиски героям Отечества: «Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику».

Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск»

Коллекция сочинений: Нравственный подвиг в повести В. Быкова “Обелиск»

Василь Быков — автор многих книг о Великой Оте­чественной войне. Он сам был участником войны в во­семнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанко­вая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положе­но было испытать бойцу: был ранен, был без вести про­павшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелег­кое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях.

Повесть “Обелиск» — одно из бессмертных произ­ведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи вре­мен, верности традициям отцов и дедов. Писатель под­нимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчис­ляя его только количеством сбитых самолетов, взо­рванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза?

Читайте также:
Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился: сочинение

Автор показывает Алеся Мороза неординарным, не­похожим на других скромным человеком. Этот сель­ский учитель мог приютить у себя мальчика, отец ко­торого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендо­вала школьная программа. “А Мороз не ворошил тол­стовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от по­ловы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж. Был молод, да еще начальник», — рассказывает автору Ти­мофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо. Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.

Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз по­двига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного нем­ца, не сделал ничего полезного для партизанского от­ряда, в котором пробыл совсем недолго.

Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и от­кровенно говорил Ткачуку: “Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разу­меется». Эти слова Алеся Ивановича оказались проро­ческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжа­лась и во время оккупации.

Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фа­шистов освободить ребят, устроивших диверсию на до­роге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.

И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учи­тель не может. И такой была нравственная сила его по­двига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелев­ший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую “закваску» своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удов­летворенно заметил: “Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать».

Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, не­смотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неиз­вестными миру?

Читайте также:
Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова): сочинение

В повести “Обелиск» писатель заставляет заду­маться над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступ­ка. В. Быков создал множество произведений на тему войны, тем самым возводя свои собственные литера­турные обелиски героям Отечества: “Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окра­ску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского об­мундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реак­тивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожа­луй, из всех прочих цветов этот наиболее соответст­вовал его облику».

Анализ сочинение повести Обелиск Быкова

Произведение является исторически бессмертной повестью писателя, раскрывающей тему преемственности поколений, верности национальным патриотическим традициям.

По жанровой направленности произведение представляет собой повесть в виде авторских размышлений на тему идейной нравственности человеческих поступков.

В центре сюжетной композиции представляется поступок главного героя произведения, который рассматривается писателем с разных точек зрения, при этом автор дает собственное понимание проявлению героизма, который, по его мнению, заключается в верности и преданности своему делу, акцентируя внимание на будущее поколение.

Построение сюжетной линии отличается художественным своеобразием, поскольку включает в себя не только повествование рассказчика, но и представляет собой описание его журналистской деятельности в виде сбора сведений о неизвестных героях военных событий, которые совершают бесславный подвиг ради собственной родной земли для счастливого будущего следующих поколений.

Ключевым персонажем повести является Алесь Иванович Мороз, представленный писателем в качестве сельского учителя, преданного своей профессии человека, отличающегося честным, добрым, милосердным характером. С начала наступления войны педагог не бросает занятия с детьми и продолжает обучение, а также в силу своих возможностей оказывает им помощь в виде одежды, обуви. Однажды несколько учеников Мороза оказываются в плену у фашистов, учитель направляется в немецкий штаб с целью оказания защиты безвинно арестованных ребят. Но героизм мужчины оказывается бесполезным, учитель принимает смерть вместе со своими учениками через повешение, поскольку не в его характере оставлять беззащитных детей.

Также основным персонажем является Миклашевич Павел, представленный в образе тяжело раненного бывшего ученика Мороза, который повлиял на становление характера юноши. Павел во время войны становится участником партизанского отряда и при встрече с журналистом рассказывает ему о своем бывшем учителе. Впоследствии юноша по примеру своего учителя тоже начинает преподавать в сельской школе, постоянно напоминая своим ученикам об ужасах военного времени.

Еще одним персонажем является Коля Бородич, представленный в образе самого старшего и самого преданного своему учителю подростка.

После завершения войны на месте гибели учителя с воспитанниками сельчане устанавливают обелиск в память о мужестве, профессионализме, храбрости, патриотизму и смелости обыкновенного русского человека.

Смысловое значение повести заключается в изображении нравственных поступков людей. Художественная особенность произведения выражается в наполнении автором повествовательного сюжета атмосферой раздумья, предлагая читателя самостоятельно сделать вывод о поступке главного героя, будь то совершение подвига, либо необдуманного героизма.

Произведение отличается сложностью восприятия и неравнодушным повествованием.

Вариант 2

“Обелиск” – исторически бессмертная повесть Василя Быкова.В произведении тронута глобальная тема преемственности поколений, верности традиций отца, деда.

С самого начала повести раскрывается основная тема – уважение современниками фронтовиков, чтение их памяти. Рассказ ведется журналистом, который так и не встретился с человеком,прошедшим войну.

Рассказчик хочет восстановить справедливость и повествует об учителе Алесе Морозе. Он до самого конца остается верен и предан своей профессии. В годы войны этот учитель помогал детям, одевал их, обувал, заступался за мальчишек перед строгими отцами. На протяжении войны распространял сводки информбюро среди местных граждан.Учитель попал в плен немцев, чтобы спасти своих учеников, но был повешен вместе с ними. В повести восстановлена историческая справедливость. Имя учителя Алеся Мороза и одновременно героя войны прописано на обелиске в селе Сельцо.

Читайте также:
Тема подвига в одном из произведений русской литературы: сочинение

Писатель наполнил всю повесть атмосферой раздумья. Нравственная сторона поступка главного героя была вынесена на дискуссию, после первого издания. Его действие рассматривали как подвиг, и одновременно, как необдуманное действие.

Героизм – идейно-нравственное понятие, позволившее понять проявления человека в мирное время и военные годы.

Сочинение по рассказу Быкова Обелиск

Сама повесть была закончена в 1971 году, но опубликован первый экземпляр только в 1972 году. И молниеносно был подвергнут сильной критике. Эта критика развивалась над моральным обликом главного героя Алеся Мороза. «Обелиск» – это историческая повесть, имеет большой уклон на военную тематику. В повести затронуты вечная тема, конфликтов, отношений между разными поколениями, соблюдение традиций старшего поколения. Размышления, поведанные в повести о событиях далёкого прошлого нужны для формирования морального обличия новых поколений.

С первых строк Василий Быков повествует об отношении того времени людей к памяти погибших фронтовиков. Повествование ведёт журналист, он искал встречи с участниками боевых действий. Но так и не удалось пообщаться с такими людьми. Журналист, стремиться восстановить справедливость и ведёт рассказ о наставнике, учителе Алесе Морозе, который до последнего оставался верным своей профессии. В военные годы он бескорыстно помогал детишкам того времени во всём: убранством, обувью, образованием, всячески оборонял ребят от пылкого нрава отцов.

Во время боевых действий вёл обзор всех событий и доносил до всех своих соотечественников. Но по стечению не благоприятных для него обстоятельств был полонён немцами. Алесь Мороз героически защищал своих учеников, но потерпел поражение и был повешен вместе с ними.

Повесть воспроизводит общеисторическую действительность. По окончанию всех боевых действий был возведён монумент в селе Сельце. И присутствует там и имя учителя, наставника и совместно героя войны Алеся Мороза.

Рассказ В. Быкова «Обелиск» переполнен раздумьями и рассуждениями. Этическая составляющая действий Алеся Мороза подверглась бурному дисконтированию. Его поступки считали геройство и единовременно, как неосмотрительными действиями.

Проносятся года, но помысел к решительности и мужественности во имя Родины живет в этой повести. Это процветает в стариках, в «детях войны», которые дали жизнь и подняли на ноги новое поколение, и проявили всю ту отвагу и преданность Родине. Описывается героизм – способность совершить подвиг, выйти за рамки собственных возможностей в мирное и военное время.

Анализ повести Обелиск Быкова

Несколько интересных сочинений

Роман под названием «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Пользуется он широкой популярностью среди русскоязычных читателей и ценителей классической отечественной литературу и по сей день.

Ярким второстепенным персонажем произведения является один из гостей главного героя романа в образе господина Судьбинского, представленного писателем в качестве бывшего канцелярского сослуживца Обломова Ильи Ильича.

Может ли человек быть одиноким? Над этой проблемой размышляет Михаил Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

Что бы стать чемпионом в школе по плаванию, для этого потребуются усердные тренировки. Уж точно не стоит пропускать тренировки, заниматься этим видом спорта как можно чаще. Стоит поставить перед собой цель, чего ты хочешь, и идти к этой цели.

В комедии Недоросль Д.И.Фонвизина сатире отведена немаловажная роль. Именно с помощью этого приёма автор достигает главной цели произведения – высмеивания таких пороков, как невежество, отсутствие тяги к знаниям и лень.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: