Сороковые роковые… (обзор творчества): сочинение

“Сороковые роковые… ” (обзор творчества)

Тех, которые, мало заботясь о славе.
Были первыми в каждом бою. Знали мы…
Ю. Друнина
“Каждый художник приходит в искусство прежде всего с правдой собственного опыта, с собственным пониманием и объяснением мира”, – писал Василий Владимирович Быков. Великой школой жизни стала для будущего писателя война, на которую он попал совсем молодым и достойно прошел ее испытания. Оставшись живым, Быков хочет рассказать миру об увиденном, пережитом и выстраданном. Военная тема стала почти единственной в его творчестве.
В своих военных

Related posts:

Обзор творчества Алексей Николаевич Толстой вошел в историю русской литературы задолго до революции. Еще до 1917 года он создал немало ярких реалистических произведений о жизни русского дворянства и интеллигенция эпохи империализма. Его первые пьесы – это “комедии нравов”, отражающие жизнь узкого круга людей. Они наполнены радостным мироощущением автора, все имеют “счастливый конец”. Но истинный талант писателя раскрылся […].

Художественная летопись времени (Обзор творчества) … Придет ли времячко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения открыли широкому кругу читателей сказочный и светлый мир героев повестей из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”, суровые и вольнолюбивые […].

Тема войны в современной литературе (По творчеству В. Быкова) Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… А. Твардовский Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы […].

В. Быков. “Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили” Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой […].

Гражданский пафос творчества Гоголя Высокая гражданственность творчества великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя проявилась прежде всего в разоблачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить. С негодованием говорит Гоголь о бесчеловечном вельможе из “Повести о капитане Копейкине” (“Мертвые души”). Этот холодный равнодушный министр в ответ на просьбу инвалида Отечественной войны 1812 года о […].

Роковые эксперименты (По повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к экологической катастрофе. Результаты непродуманных социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе. Об одном биосоциальном эксперименте идет речь в повести М. Булгакова “Собачье сердце”. Чисто научное любопытство профессора […].

Мотивы испытания на человечность в повести В. Быкова “Сотников” Все, что написал Быков за последнюю четверть века, рассказывает о войне. Он первым из советских писателей сумел показать ее по-своему, отойдя от общепринятых рамок. Основная идея его произведений – поведение людей в экстремальных ситуациях, когда в одно мгно-венье приходится решать такие сложные вопросы, как: Кто прав? Кто виноват? Умереть или предать?. “Сотников” не исключение, в […].

Человек на войне (по повести В. В. Быкова “Сотников”) Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу – именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя […].

Характеристика творчества Андрей Платонович Платонов – писатель с трудной судьбой. После яркого дебюта книги “Епифанские шлюзы” в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах. В 1928 году у него выходят уже две книги, он широко печатался в журналах, пока не вышли его сатирические рассказы “Государственный житель” и “Усомнившийся человек”, раскрывающие силу, подоплеку и перспективу […].

Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова “Сотников” “Война есть противное человеческому естеству состояние”, – написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, и мы не можем не согласиться с данным заявлением, потому что война рождает страх; кровь, слезы. Она, кроме того, становится и тяжелейшим экзаменом для каждого человека. Вопрос этического предпочтения героя на войне типичен для всего творчества В. Быкова. Нравственная проблема ставится […].

Проблема нравственного выбора в повести “Сотников” “Война есть противное человеческому естеству состояние”, – писал Лев Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх; кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека. Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В. Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и […].

Читайте также:
Мое любимое произведение о Великой Отечественной Войне (по повести В. Быкова В списках не значился): сочинение

Нравственный выбор героев в повести В. Быкова “Сотников” “Война есть противное человеческому естеству состояние”, – писал Л. Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека. Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В. Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и […].

Проблематика произведений писателей-“деревенщиков” (на примере творчества Ф. А. Абрамова) Тема деревни никогда не была безразличной русским писателям. Со времен А. Н. Радищева и А. С. Пушкина она была для них источником вдохновения и раздумий, надежд и страданий. Крестьянин, его духовная жизнь, его быт и заботы широко представлены в произведениях классиков русской литературы: И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, И. […].

Нравственные образы повести В. Быкова “Сотников” Новейший период в творчестве В. Быкова раскрыло его замечательное произведение “Сотников” – глубочайшее из произведений про войну не только самого автора, а и во всей советской многонациональной литературе. “Сотников” прочно соединен с предыдущими повестями писателя. Еще известные критики А. Адамович, Наумова, Лазарев подметили связь “Сотникова” с “Круглянским мостом”. Бесчеловечный выбор встает у Сотникова: “Лучше умереть […].

Рецензия на повесть В. В. Быкова “Обелиск” Прекрасные человеческие качества С особой силой проявляются именно В момент наибольшей опасности. И. Панин Огромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые-семидесятые годы. Именно в то время увидели свет такие крупные произведения автора, как […].

Динамика творчества И. С. Тургенева Оценивая на склоне лет произведения своей литературной молодости, Тургенев отнесся к ним очень сурово. “Я чувствую, – писал он С. А. Венгерову в 1874 году, – положительную, чуть не физическую антипатию к моим стихотворениям, и не только не имею ни одного экземпляра моих поэм, но дорого бы дал, чтоб их вообще не существовало на свете”. […].

Этапы жизни и творчества И. А. Бунина “Русским классиком рубежа двух столетий” назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века. Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение “дворянских гнезд”, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и […].

Своеобразие творчества Н. Гумилева Термин “акмеизм” и имя Н. Гумилева неразрывно связаны. Он оказался единственным, кто в полной мере воплотил идеологическую программу этого литературного направления. Появление акмеистов было своеобразным протестом против “обесценивания” слова. “Роза” перестала быть символом Богоматери, Вечной Женственности, стала абсолютно земным цветком. “Бытие”, “вечность”, “София” – эти слова уходили из поэтического лексикона. Вот описание жирафа из стихотворения […].

Нравственная проблематика современной прозы (по одному из произведений по выбору учащегося) Проблема нравственного выбора характерна для всего творчества В. Быкова. Скорее всего, что как фронтовик, он мог наблюдать подобные ситуации, именно поэтому так тонко передает он мысли и действия человека, оказавшегося “на распутье”. Поэтому людей, не поддавшихся обстоятельствам, имеющих нравственный стержень, он ставит на пьедестал. Например, в повести “Сотников”. Отряд окружен немцами. Партизаны голодают и мерзнут […].

Краткое содержание Роковые яйца – Булгаков Михаил Афанасьевич Роковые яйца Краткое содержание повести Действие происходит в СССР летом 1928 г. Владимир Ипатьевич Персиков, профессор зоологии IV государственного университета и директор Московского зооинститута, совершенно неожиданно для себя делает научное открытие огромной важности: в окуляре микроскопа при случайном движении зеркала и объектива он видит необыкновенный луч – “луч жизни”, как называет его впоследствии ассистент профессора […].

Место и роль устного народного творчества в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме […].

Основные темы творчества (“Молох”, “Олеся”, “Поединок”) А. И. Куприн в лучших своих произведениях отразил бытие различных сословий русского общества конца XIX – начала XX столетия. Продолжая гуманистические традиций русской литературы, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он пишет стихи, […].

Исторические песни как жанр устного народного творчества (1 вариант) Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание. Этот чудесный жанр фольклора стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование, пройдя длительное испытание временем. Исторические народные песни ценны тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь из […].

Читайте также:
Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой (по повести Б. Васильева А зори здесь тихие и В. Быкова Сотников): сочинение

Единство жизни и творчества в поэзии Б. Пастернака Когда строку диктует чувство, Она на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба. Б. Пастернак Когда мне приходит в голову это звонкое необычное имя – Пастернак, я почему-то сразу вспоминаю не “Зимнюю ночь” – таинственную песню-заклинание, не переводы сонетов Шекспира, не отдельные стихотворения, а целую тему его поэзии. Однажды я […].

Мотивы народного творчества в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Мотив – это смысловой элемент, повторяющийся в пределах ряда произведений. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это эпос, изображающий жизнь во всей ее полноте и многообразии, он показывает жизнь всего русского народа, немыслимого без фольклора. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества, но и многое привнес в него. Фольклор в поэме […].

Тема творчества у Б. Л. Пастернака Б. Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности. И в период символизма, и в период футуризма эта тема не оставляла поэта. Понятно, что на разных этапах литературного пути Пастернак по-разному расценивал смысл своей […].

Обзор української літератури XX століття Реферат “Обзор української літератури XX століття” ЗМІСТ. Розділ І. МодернізмРозділ ІІ. Традиція. Розділ ІІІ. Невдала революція 1917Розділ ІV. Травма соціалістичного реалізму МОДЕРНІЗМ. На початку дев’ятнадцятого століття українська література стала виразником національної ідентичності і це продовжувалося протягом сторіччя. Поява модернізму не була спробою уникнути традиції і реалізму, що був панівним на рубежі дев’ятнадцятого і двадцятого століть. […].

Сила творчества В. Высоцкого После знакомства с современными поэтами, я хотел бы остановиться на творчестве замечательного поэтабарда В. Высоцкого. “Всего только один единственный урок, на котором слышались стихи и песни, записанные на грампластинках, в его собственном исполнении, на котором поведали нам о его жизни и творчестве, и немного работы дома. А столько необходимого и увлекательного я познал, постигнул. Все […].

Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова) Василь Быков – один из виднейших отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творческой работы остался верен теме войны. Он пишет только о войне, не зная усталости и словно боясь не успеть рассказать читателю, как губительно сказалась война на душах людей. Василь Быков, как и Юрий Бондарев, Георгий Бакланов, принадлежит к числу писателей-фронтовиков, которые не […].

Тема творчества в лирике О. Э. Мандельштама О. Э. Мандельштам – не повсеместно известный лирик, но без него не только поэзия “серебряного века”, а вся русская поэзия уже непредставимы. Возможность утверждать это появилась лишь недавно. Мандельштам долгие годы не печатался, был запрещен и практически находился в полном забвении. Все эти годы длилось противостояние поэта и государства, которое закончилось победой поэта. Но и […].

Значение творчества А. С. Пушкина Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший евоим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития. Его творчество отразило своеобразие всех основных сословий страны – дворянства, крестьянства, буржуазии, мещанства: […].

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Н. А. Некрасова Важен в поэме стиль, отвечающий теме. Н. А. Некрасов Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Начав писать ее в 1863 году, он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину после реформенной России, те перемены, […].

Тема войны в русской литературе В истории России было множество различных войн, и всегда они неизбежно приносили беды, разруху, страдания, человеческие трагедии, независимо от того, были они объявлены или начаты подло исподтишка. Две непременные составляющие любой войны – это трагедия и слава. Одной из наиболее ярких в этом отношении войн была война с Наполеоном 1812 г. Ее наиболее колоритно и […].

Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной Войны (по повести “Знак беды”) Василь Быков – автор многих произведений о Великой Отечественной войне. Обратимся к повести “Знак беды”, написанной в 1983 году. Автор показывает небольшой хутор Яхимовщина, на котором и будет происходить действие. Прекрасная природа, незамысловатый круг забот Степаниды – это нравственные истоки ее будущего подвига. “В мирную жизнь вторгается страшное слово – война. Немцы быстро наступают”, оставляя […].

Образ поэта и тема творчества в лирике М. Ю. Лермонтова (1) Тема творчества – одна из центральных в лирике М. Ю. Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Идеалом для него стал Байрон, английский поэт-романтик. Лермонтова увлекала бунтарская поэзия Байрона, его протест против деспотизма власти, тирании. Мотивы безверия, разочарования, одиночества, вызванные конфликтом с несовершенным […].

Читайте также:
Тема подвига в одном из произведений русской литературы: сочинение

Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” в некоторой степени автобиографичен, поскольку Мастер – двойник Булгакова. Нет, это не тень автора, не его копия, это – живое лицо. Он одновременно похож и не похож на своего создателя. Но как бы там ни было, именно Мастеру автор отдал свои заветные образы и “ершалаимские” главы романа. Рассказ […].

Поэт и герой (о последнем периоде творчества Гумилева) Книги замечательного русского поэта Николая Гумилева не переиздавались у нас на родине с начала двадцатых и до конца восьмидесятых годов. Они были большой редкостью. Сегодня же стихи этого поэта как бы возвращаются из небытия на свое место в нашей многообразной культуре, становятся общенациональным достоянием нашей литературы. Поэзия Гумилева не устарела, однотомники поэта мгновенно исчезают с […].

Проблема творчества и судьбы художника в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” в некоторой степени автобиографичен. Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова. Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно сразу же заметить Маргариту – главную героиню романа, которая, как муза, […].

Романтизм и ирония в “Повестях Белкина” А. С. Пушкина “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” состоят из 5 повестей: “Выстрел”, “Метель” “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”. Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться. “Повести Белкина” задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово “любовь”. Они уже влюблены или […].

Сберечь в себе человеческое… (Размышления над повестями Василя Быкова о Великой Отечественной войне) Прошло более 60 лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к суровым годам борьбы с фашизмом. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие человека, истинная цена которых с годами раскрывается […].

«Сороковые» анализ стихотворения Самойлова по плану кратко – история создания, жанр, идея

На счету Давида Самойлова, известного советского поэта-фронтовика, немало стихотворений на военную тематику. Примечательно, что многие из них были положены на музыку и стали песнями, любимыми в народе. Одним из таких произведений является стих «Сороковые», написанный поэтом к двадцатилетию начала Великой Отечественной войны. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Сороковые» по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1961, и приурочен к двадцатилетней годовщине начала Великой Отечественной войны.

Тема стихотворения – Хроника военных лет.

Композиция – Композиция кольцевая, состоит из трех условных частей. В первой части автор описывает ужасы войны, во второй – обращается к самому себе в дни молодости, а в третьей – обобщает судьбы лирического героя и всей страны.

Жанр – Лирическое стихотворение, автобиографический монолог.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб, с использованием смежной и перекрестной рифмовки.

Эпитеты – «роковые», «пороховые», «замурзанная».

Олицетворения – «война гуляет».

Инверсия – «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные».

История создания

Давид Самойлов – известный советский поэт, которому довелось пройти всю войну, от первого до последнего дня. Невзирая на все сложности фронтовой жизни, он умудрялся уделять время столь любимой им поэзии. Самойлов писал обо всем, чему был свидетелем на войне, описывал чувства и переживания, которые ему довелось пережить. Именно поэтому его фронтовая лирика была так близка и понятна народу.

Однако долгожданная победа и мирная жизнь не в состоянии были заглушить ту боль, что пронес в своем сердце Самойлов через всю войну. Невозможно было стереть из памяти гибель молодых ребят, которым уже не судилось любить, создавать семьи, радоваться чистому небу над головой. Не в силах сдерживать в себе саднящую боль, Давид Самойлов продолжил писать о войне и в мирное время.

Так в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны, было написано его знаменитое стихотворение «Сороковые». Впервые оно было напечатано в журнале «Новый мир».

Центральная тема произведения – хроника военных лет. Автор раскрывает все ужасы военного лихолетья сквозь призму собственных воспоминаний. В страшные сороковые он был двадцатилетним юношей, полным надежд и больших планов на жизнь. Только благодаря своей молодости ему удалось не зачерстветь душой во время всех испытаний, что приготовила ему война.

Автор акцентирует внимание на основной мысли своего произведения – несмотря на все ужасы войны человек, прежде всего, должен оставаться человеком. Лирический герой не просто выжил под свистом пуль и взрывами гранат: он сохранил в себе способность чувствовать окружающий мир, наслаждаться теми минутами радости, что даровала ему судьба.

Спустя годы, превратившись в зрелого и мудрого мужчину, лирический герой удивляется, как могли смешаться в едином клубке такие понятия как «война, беда, мечта и юность». Война и молодость не должны соприкасаться, но, если это происходит, нужно постараться уберечь свою душу, не дать ей зачерстветь. Даже на фронте можно видеть прекрасное в мелочах, искренне радоваться им.

Читайте также:
Исследование социально нравственных коллизий в творчестве Быкова: сочинение

Композиция

Композиционная структура стихотворения имеет кольцевой тип построения. Первые и последние две строфы произведения представляют общую картину, в то время как три центральные строфы являются описанием, отношением лирического героя, переступившего порог зрелости, к самому себе в юности.

Условно композицию «Сороковых» можно разделить на три части.

  • Первые два четверостишия раскрывают читателям картину военного времени. Тысячи погибших жизней, бесконечные эшелоны эвакуированных людей, повсюду смерть, боль и разруха.
  • Во второй части автор обращается к самому себе, только юному, оказавшемуся в самой гуще войны. Поэт с добротой и некоторой иронией вспоминает себя в молодости, ведь двадцать лет назад он был наивен, доверчив и при этом весьма самоуверен.
  • В третьей части в шестой строфе автор сводит повествование к обобщению, в котором сливаются воедино судьба героя и его большой родины. В седьмой строфе происходит повторение строк, благодаря чему композиция стихотворения замыкается в кольцо.

Произведение «Сороковые» по своей жанровой принадлежности является лирическим стихотворением, автобиографическим монологом лирического героя.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, с применением смежной и перекрестной рифмовки.

Средства выразительности

Поэт использует различные средства художественной выразительности. Среди них – эпитеты («роковые», «пороховые», «замурзанная»), олицетворения («война гуляет»), инверсия («извещенья похоронные», «перестуки эшелонные»).

Сороковые роковые… (обзор творчества): сочинение

Прошло более 60 лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к суровым годам борьбы с фашизмом. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие человека, истинная цена которых с годами раскрывается все полнее. Многие писатели в своем творчестве пытались осмыслить истоки героического в человеке, глубинные движения души, которые помогали выстоять и победить.

Вглядываясь в судьбы героев таких произведений В. Быкова, как “Знак беды”, “Сотников”, “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Волчья стая”, “Пойти и не вернуться”, мы делаем и свой нравственный выбор, намечаем и свою судьбу.

В повести “Знак беды” внимание писателя приковано к выяснению тех сущностных сторон человеческого характера, которые определяют поступки героев и их поведение в суровых испытаниях военных лет. И хотя герои Быкова — не солдаты, не партизаны, а мирные жители, хлебопашцы, это произведение написано именно о борьбе с врагом. Выбор в качестве персонажей крестьян, представителей самого мирного труда, дает автору возможность сделать исключительно глубокие обобщения. “Знак беды” — книга о том, как нарастает дух сопротивления врагу, книга о непримиримости народа к захватчикам. Это и составляет главный конфликт между вооруженным врагом и двумя стариками с дальнего хутора, поведение и поступки которых определяются не оружием, а верностью нравственным идеалам народа.

Жизнь ставит человека в ситуацию выбора, в которой проявляется его истинная сущность. Об этом свидетельствует опыт поколений, отразившийся, например, в произведениях устного народного творчества: направо пойдешь, сам погибнешь, налево пойдешь — коня потеряешь, прямо пойдешь… И выбирая между этими возможностями, народный герой отвергает одни нравственные решения, утверждая другие и проявляя тем самым те внутренние качества, которые характеризуют самое существенное в нем. Тему нравственного выбора исследует В. Быков на примере судеб Сотникова и Рыбака в новелле “Сотников”, учителя Мороза в “Обелиске “. Герои повести “Знак беды” Петрок и Степанида Богатьки также делают свой выбор, определяющий их судьбу и место в суровых военных испытаниях.

Почему повесть названа “Знак беды”? Что стало знаком беды для ее героев? Знаком беды для Петрока и Степаниды стала общая беда народа — война. Может, все еще обойдется, надеются герои повести. Но знак беды уже повис над всей их жизнью, проявляя одну за другой свои чудовищные черты. Вот на хутор приходит полицай Гуж и угрожает Степаниде расправой за активную работу в колхозе, за то, что трудилась, что человеком была. А затем появляются и немцы, строящие мосты. Они размещаются во дворе. Нужна комната для офицеров. Выселить хозяев — пусть живут в истопке! Нужно молоко. Выпивают все, что Степанида надоила, а когда на другой день выдоила корову не до конца, фельдфебель под хохот солдат избивает ее пистолетной цепью. Немецкая солдатня уничтожает все Степанидино хозяйство: кур, корову — все, что можно съесть, съедено. Знак беды проявляется и в убийстве Янка, в насильственном угоне на работу Петрока, в том, что даже водкой хозяин хутора не только не откупается, но навлекает на себя еще большую беду. Знаком беды становится картина запустения, которой начинается повесть. Здесь царит атмосфера несчастья, все живое — в прошлом, и суровый тон размышлений автора настраивает читателя на восприятие разыгравшейся трагедии. Суровы и трагичны детали опустошения: кое-где выглядывает на поверхность угловой камень фундамента, осевший бугор кирпича, две каменные ступеньки возле бывшего входа в сени; овражный ольшаник, потеснив хуторское поле, подступает вплотную ко двору; на месте истопки — густой куст шиповника в окружении зарослей лопухов и крапивы; от колодца ничего не осталось: вода, оказавшись без надобности, иссякла, ушла в глубь земли; стоит опаленная однобокая липа, и даже вороны чуяли в изуродованном дереве знак какой-то беды. Гордая, независимая Степанида, и мягкий, уступчивый Петрок едины в главном — в конечном выборе, в принятии единственно возможного в такой ситуации решения. Натуры патриархальные, Петрок и Степанида не испытывают враждебности к другим людям, но немцы с железной закономерностью проявляют право завоевателей, сознающих свою безнаказанность, и совершают все то, что делать между людьми нельзя. Если, видя это, Степанида сразу решает, что хорошие отношения с ними вряд ли возможны, то Петрок еще пытается отвести беду. Но сама логика поведения оккупантов не совместима с нравственными идеалами героев повести: несовместимы человеческое достоинство и требования рабской униженности, покорности. В этом противостоянии твердость Петрока проявляется с такой же силой, как и решимость Степаниды: “Бейте! Я вас не боюсь! И Гитлера не боюсь! Вот и ему тоже! Кол в глотку всем вам!”.

Читайте также:
Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова): сочинение

Эта сцена напоминает другую. В горящей истопке, задыхаясь, Степанида видит, как рыщут фашисты, ищущие бомбу. Не знать им покоя ни днем, ни ночью. И эта неожиданная мысль приносит успокоение и становится последним проблес ком истерзанного сознания перед забытьем, из которого она уже не вернулась… Когда Петрок и Степанида понимают, что война — это и личная их победа, все их житейские заботы уходят на задний план. Страх за хозяйство и собственную жизнь исчезает, появляется нечто более важное — ненависть к новой власти, непокорность перед насилием. Поэтому они, гордые, несокрушимые в своей человеческой правде, принимают смерть. Так в подвиге Степаниды и Петрока проявили себя скрытые за повседневными заботами, за внешней уступчивостью великие силы человеческой души. По-горьковски романтически и одновременно сурово, мучительно гибнут герои В. Быкова, и в их гибели мы видим то “безумство храбрых”, перед которым бледнеют от страха враги.

Война в творчестве В. Быкова многообразна, она обращена к нам, читателям, разными сторонами своей жестокой сущности, одну из которых автор исследует в повести “Карьер”. Война изображается здесь сквозь призму воспоминаний главного героя повести, Павла Петровича Агеева, который был расстрелян полицаями, брошен в карьер, но выжил. Его подобрали, вылечили, и он снова воевал. Бесконечны проявления военной беды. Бесконечны проблемы, которые ставит она перед человеком. Судьба забрасывает раненого Агеева в небольшое местечко в Белоруссии. Здесь он устанавливает связь с партизанами, включается в борьбу с фашистами. Здесь же знакомится с Марией, приехавшей еще до войны из Минска к родственникам, да так и застрявшей в этом городе. И любовь, красивая и горькая, приходит к героям повести. Но неожиданно случается провал: арест Марии, подпольщиков, Агеева. Расстрел в карьере. И многие десятилетия ищет Марию Агеев, надеясь, что она жива, постоянно думает о ней. Опыт научил его, что за все надо платить, за хорошее и плохое, которые так крепко связаны между собою. В свое время герой заплатил жизнью Марии и был жестоко наказан, потому что она была послана ему для счастья, а не для искупления. Да, это он послал Марию отнести на станцию взрывчатку, стремясь хоть каким-нибудь действием побыстрее оправдаться перед подпольщиками за свое вынужденное согласие служить в полиции. И Мария не вернулась. Но в списке расстрелянных в карьере ее нет. И Агеев перебирает руками песок в надежде убедиться, что никаких ее следов здесь не осталось: ни туфельки, ни обрывка платья — ничего: значит, жива, значит, нет его вины… В повести глубоко и всесторонне исследуется тема веры в человека, ценности его жизни. Практически ни Агеев, ни Мария ничего еще не успели сделать для гибели фашистов, но подвигом стало их поведение на допросах и во время расстрела.

Также заставляют нас о многом задуматься страницы, посвященные Семену Ивановичу Семенову, его похоронам. Собрались фронтовики после похорон, среди них — бывший военком, подполковник в отставке Евстигнеев. Он все время только и говорит об общественном, но его внешняя, кажущаяся правда выглядит убого по сравнению с правдой фронтовиков, людей дела. Это он не дал рекомендации в партию Семенову и этим как бы подрезал ему крылья. А Шароварову, умеющему казаться правильным, с гладкой биографией, дал, и тот вскоре был исключен из партии за спекулятивные махинации. Опять старая истина: нельзя оценивать человека по бумажке… И, фактически, одной из причин провала Марии и Агеева тоже стала боязнь, что ему перестали доверять… Так тема войны и тема веры в человека сплетаются воедино — а точнее, тема веры утверждается в суровой атмосфере войны.

“Сороковые” – анализ стихотворения советского поэта Давида Самойлова

Об авторе стихотворения

Советскому поэту Давиду Самойлову выпала судьба жить и творить в военное время. Не просто жить, а быть активным участником боевых действий. Ему шел 22-й год, когда началась многолетняя Великая Отечественная война. В расцвете сил и молодости юноша со студенческой скамьи ушел сражаться за Родину, не зная, суждено ли ему вернуться назад или погибнуть. По состоянию здоровья он не смог участвовать в военных операциях и был направлен на трудовой фронт.

В первые дни войны Давид рыл окопы под Вязьмой. После участвовал в операции по спасению Ленинграда на Волховском фронте, где служил пулеметчиком и не раз сражался с врагом врукопашную. Когда блокада была снята, участвовал в наступательных операциях Красной Армии, воевал под Варшавой, Берлином.

Юноша перенес все тяготы войны и неоднократно был ранен, но судьба берегла его от гибели. Он не только воевал, но и много писал, стал поэтом-фронтовиком. Стихи Самойлова вдохновляли его однополчан, давали им силы в бою, вселяли надежду на победу. Однако печататься Давид стал только в 1958 году.

Читайте также:
Коллективизация и гитлеровская оккупация в повестях Василя Быкова: сочинение

Война завершилась, но боль от потери товарищей и близких людей не утихала. Пронеся ее в глубине души через всю жизнь, Давид писал песни и стихи на военную, лирическую тематику. Наиболее известные издания поэта:

  • 1958 г. — «Ближние страны» (первый сборник);
  • 1962 г. — «Второй перевал»;
  • 1974 г. — «Волна и камень»;
  • 1978 г. — «Весть»;
  • 1980 г. — «Залив».

Поэт признавался, что ему повезло иметь в товарищах и учителях Михаила Кульчицкого, Бориса Слуцкого. Его произведения вызывали интерес Анны Ахматовой, Николая Заболоцкого, Самуила Маршака. В творчестве поэта кроется стремление к справедливости, свободе и гармонии. Например, анализ стихотворения Давида Самойлова «Слова» о начале осени позволяет судить о том, что оно написано в лирическом настроении, а его «Элегия» пронизана ностальгией.

История создания

Стихотворение написано поэтом в 1961 году, в эпоху активного восстановления страны, первого удачного полета в космос в стремлении человечества подняться выше, увидеть больше. Боль о пережитом двадцать лет назад жгла душу поэта, искала выход. Из памяти невозможно стереть то, как молодые парни взяли в руки оружие и пошли против врагов. Каждый бой для них мог стать последним.

Стихотворение стало отражением переживаний поэта. В возрасте более сорока лет, когда «жизнь переступила за второй перевал», автор предается воспоминаниям, отдает листу бумаги часть своей боли. Произведение было опубликовано в популярном журнале «Новый мир» и сразу стало хрестоматийным:

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке,

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю.

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Краткий анализ

Большая часть произведения напоминает сухие кадры кинохроники, личные записи. Подобный стиль наблюдается в стихотворении К. Симонова «Из дневника» и Б. Окуджавы «Проводы у военкомата». Однако представленная Самойловым картина мира является более масштабной. В ней о военной юности размышляет зрелый человек, переживший боль потерь и личные трагедии.

Композиционную структуру произведения можно разделить на три условных части:

  • Первые два четверостишия. В них раскрыта картина военного времени. Дороги, выезды, погорельцы, похоронные извещения — все это в один миг стало страшной реальностью, с которой столкнулись граждане Советского Союза. Тысячи погибших, грязь, боль, разруха… Читатель представляет себе тяжесть, которая легла на плечи людей. Большая смысловая нагрузка отведена здесь слову «роковые». Военные годы определяли судьбы всех людей страны, раскололи человеческие жизни на этапы «до» и «после». Никто не остался в стороне от общей беды. В финальной части стоит многоточие, которым автор старается подчеркнуть, что у каждого человека той эпохи была своя история, свои счеты с войной.
  • Вторая часть содержания. Здесь автор вспоминает годы молодости, когда он был худым, задорным, полным планов и надежд. Он настолько хорошо прописывает детали, что читателю несложно представить юношу в старенькой ушанке с самодельной звездочкой. Он балагурит с девушками, носит кисет для табака в кармане, старается сильнее хромать, делится едой с боевым товарищем. В этом позерстве и лихачестве лирический герой сохранил чистоту юности. Война уже коснулась его, но жалеть еще не о чем, поскольку ощущение трагизма происходящего осознано не до конца. Оно придет позже, когда будут подведены итоги и дана оценка прошедшим событиям.
  • Третья часть. В финале автор делает выводы относительно последствий войны для Родины и его судьбы. В седьмой строфе строки «сороковые, роковые» повторяются, и композиция замыкается в кольцо. Война гуляла по стране в пороховые и свинцовые годы. Однако и в то страшное время люди радовались жизни, кокетничали с противоположным полом. Никто не знал, что произойдет завтра, поэтому учились находить смысл в сегодняшнем дне. Дух русских людей нельзя было сломить, как и зарыть в сырую землю веру в победу.

Обобщенная характеристика и главная мысль

Произведение написано простым для понимания языком. Используя эпитеты «роковые», «замурзанная», «пороховые», автор подчеркивает драматизм происходящего, воспроизводит картину войны. В конце приведены риторические восклицания, что придает стихотворению эмоциональную окраску.

Читайте также:
Нравственный подвиг в повести В. Быкова Обелиск: сочинение

Краткая обобщенная характеристика стихотворения «Сороковые»:

  • тема — хроника голодных военных лет;
  • жанр — автобиографический монолог, лирический стих;
  • размер — четырехстопный ямб (рифмовка смежная и перекрестная);
  • композиция — кольцевая (три условные части);
  • метафора — «война гуляет»;
  • анафора — 4,5,6 строфы;
  • лексический повтор — «…и погорельцы, погорельцы»;
  • инверсия — «перестуки эшелонные», «извещенья похоронные».

Поэт описал судьбу своего поколения — молодых, озорных и наивных советских девушек и ребят. Не многие из них пережили страшную войну, поскольку им пришлось жертвовать собой во имя светлого будущего. Их молодость, мечты и надежды перечеркнули порох и гарь, чья-то чужая воля. Но и оставаться в стороне от военных событий было нельзя.

Автор говорит о несовместимости войны и прекрасной, полной надежд и планов юной жизни. Однако искалеченное детство и молодость не должны пройти бесследно.

В кровавую эпоху, когда по земному шару гуляет война, важно сберечь достоинство и честь, во что бы то ни стало сохранить любовь к Родине и волю к жизни.

Анализ стихотворения Давида Самойлова «Сороковые»

На военную тематику написано немало произведений. Много таких работ на счету поэта Давида Самойлова. Анализ стихотворения «Сороковые» позволяет лучше понять главную идею: даже в тяжелых условиях нужно оставаться человеком. Текст носит автобиографический характер, так как автор сам служил на фронте, и поэтому он использовал свои воспоминания.

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Художественные приемы

История создания

Стихотворение Самойлова «Сороковые» было написано в 1961 году, и оно приручено к двадцатилетней годовщине Великой Отечественной войны. Поэт принимал активное участие в боевых сражениях. Но даже в них он находил время для написания стихотворений. Самойлов описывал свои впечатления, чувства, переживания. Все это сделало работы близкими народу.

«Сороковые» Давида Самойлова наполнено болью. Автор вспоминал о молодых ребятах, которые умерли на полях сражений. Долгожданная победа и мирная жизнь не смогли заглушить это чувство, поэтому поэт продолжил писать стихотворения.

Впервые «Сороковые» опубликовали в журнале «Новый мир». Работа сразу понравилась читателям, и позже она стала песней. В ней поэт выразил важную мысль — даже в экстремальных условиях войны можно находить мелочи, которые помогают поддерживать боевой дух.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания военного времени. Начало сороковых стало роковым. Фронтовая жизнь была сопряжена с рисками, поэтому годы войны ассоциируются со смертями, тяжело раненными, разрухой. Только эшелоны с эвакуированными людьми ехали со всей страны.

Лирический герой еще совсем юн, и это делает его наивным. Он стоит на полустанке, на нем затасканная ушанка, и звезда на ней вырезана из банки. Но это не останавливает юношу, он стремится защищать родину.

Лирический герой худой, высокий, веселый. Все что у него есть — табак в кисете и мундштук наборный. Он шутит с девушками и еще не совсем понимает, куда он направляется. Герой часто ведет себя самоуверенно. Он больше хромает, легко делится пайкой и все про всех знает, понимает.

Герою, как и тысячам других людей, пришлось отказаться от своей молодости. Они не заметили, как для них смешались в один клубок такие понятие: война, беда, юность, мечта.

Военные годы были страшными и разрушительными для России. И молодые люди пожертвовали всем для победы.

Художественные приемы

Стихотворение имеет форму монолога лирического героя и содержит автобиографические сведения. Поэт поделился в тексте своими мыслями и переживаниями. Размер стихотворения — четырехстопный ямб. Именно он позволил передать ощущение того, что автор рассказывает о своей жизни.

Стихотворение можно разделить на несколько частей:

  1. Описание военного времени.
  2. Знакомство с лирическим героем.
  3. Судьба героя и страны.

В первом и последнем четверостишиях повторяется строчка «Сороковые, роковые» — это позволяет усилить эмоциональную окраску стихотворения. История лирического героя неуникальная. Большое количество юношей и девушек отправились на фронт. Их молодость прошла под свист пуль и взрывы снарядов. Все это наложило отпечаток на дальнейшую жизнь людей.

При написании стихотворения Самойлов использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает года роковыми, пороховыми, военными, фронтовыми;
  • олицетворение — автор рассказывает о том, как война гуляет;
  • инверсия — Самойлов особенно выделяет трагичные моменты в виде извещений похоронных, перестуков эшелонных.

Особенное настроение стихотворения создаётся при помощи аллитерации. Повторение звуков [С], [Р], [Т] позволяет передать чувство тревоги, страха.

С приходом войны рухнул привычный мир, и людям приходилось учиться жить в новых обстоятельствах. Риторические восклицания передают эмоции лирического героя.

В стихотворении поэт рассказал отчасти свою историю. Герою только исполнилось 20 лет, он молод и полон сил. Только это не дало ему зачерстветь и стать жестоким. Даже в условиях боев герой находил время наслаждаться моментами жизни.

У Давида Самойлова есть разные стихотворения. Например, в работе «Из детства» поэт делится воспоминанием одного зимнего вечера. Ребенок просит папу почитать нечто серьезное, и тот рассказывает «Песню о вещем Олеге». Это произведение оказывает серьезное воздействие на героя и он плачет.

Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 76.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 76.

На счету Давида Самойлова, известного советского поэта-фронтовика, немало стихотворений на военную тематику. Примечательно, что многие из них были положены на музыку и стали песнями, любимыми в народе. Одним из таких произведений является стихотворение «Сороковые», написанное поэтом к двадцатилетию начала Великой Отечественной войны. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Сороковые» по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при подготовке к уроку литературы.

Читайте также:
Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…: сочинение

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1961 и приурочено к двадцатилетней годовщине начала Великой Отечественной войны.

Тема стихотворения – Хроника военных лет.
Композиция – Композиция кольцевая, состоит из трёх условных частей. В первой части автор описывает ужасы войны, во второй – обращается к самому себе в дни молодости, а в третьей – обобщает судьбы лирического героя и всей страны.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб, с использованием парной и перекрёстной рифмовки.

Эпитеты – «роковые», «пороховые», «замурзанная».

Олицетворения – «война гуляет».

Инверсия – «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные».

История создания

Давид Самойлов – известный советский поэт, которому довелось пройти всю войну, от первого до последнего дня. Невзирая на все сложности фронтовой жизни, он умудрялся уделять время столь любимой им поэзии. Самойлов писал обо всём, чему был свидетелем на войне, описывал те чувства, которые ему довелось пережить. Именно поэтому его фронтовая лирика была так близка и понятна народу.

Однако долгожданная победа и мирная жизнь не в состоянии были заглушить ту боль, что пронёс в своем сердце Самойлов через всю войну. Невозможно было стереть из памяти гибель молодых ребят, которым уже не довелось любить, создавать семьи, радоваться чистому небу над головой. Не в силах сдерживать в себе саднящую боль, Давид Самойлов продолжал писать о войне и в мирное время.

Так, в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны, было написано его знаменитое стихотворение «Сороковые». Впервые оно было напечатано в журнале «Новый мир».

Центральная тема произведения – хроника военных лет. Автор раскрывает все ужасы военного лихолетья сквозь призму собственных воспоминаний. В страшные сороковые он был двадцатилетним юношей, полным надежд и больших планов на жизнь. Только благодаря своей молодости ему удалось не зачерстветь душой во время всех испытаний, что приготовила ему война.

Автор акцентирует внимание на основной мысли своего произведения: несмотря на все ужасы войны человек, прежде всего, должен оставаться человеком. Лирический герой не просто выжил под свистом пуль и взрывами гранат: он сохранил в себе способность чувствовать окружающий мир, наслаждаться теми минутами радости, что даровала ему судьба.

Спустя годы, превратившись в зрелого и мудрого мужчину, лирический герой удивляется, как могли смешаться в едином клубке такие понятия, как « война, беда, мечта и юность ». Война и молодость не должны соприкасаться, но, если это происходит, нужно постараться уберечь свою душу, не дать ей зачерстветь. Даже на фронте можно видеть прекрасное в мелочах, искренне радоваться им.

Композиция

Композиционная структура стихотворения имеет кольцевой тип построения. Первые и последние две строфы произведения представляют общую картину, в то время как три центральные строфы являются взглядом со стороны лирического героя, переступившего порог зрелости, на самого себя в юности.

Условно композицию «Сороковых» можно разделить на три части.

  • Первые два четверостишия раскрывают читателям картину военного времени. Тысячи погибших жизней, бесконечные эшелоны эвакуированных людей, повсюду смерть, боль и разруха.
  • Во второй части автор обращается к самому себе, только юному, оказавшемуся в самой гуще войны. Поэт с добротой и некоторой иронией вспоминает себя в молодости, ведь двадцать лет назад он был наивен, доверчив и при этом весьма самоуверен.
  • В третьей части в шестой строфе автор сводит повествование к обобщению, в котором сливаются воедино судьба героя и его большой родины. В седьмой строфе происходит повторение строк, благодаря чему композиция стиха замыкается в кольцо.

Произведение «Сороковые» по своей жанровой принадлежности является лирическим стихотворением: его можно назвать автобиографическим монологом лирического героя.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, с применением парной и перекрёстной рифмовки.

Средства выразительности

Поэт использует различные средства художественной выразительности. Среди них – эпитеты (« роковые», «пороховые», «замурзанная »), олицетворения (« война гуляет »), инверсия (« извещенья похоронные», «перестуки эшелонные») .

“Сороковые роковые…” (обзор творчества)

Тех, которые, мало заботясь о славе. Были первыми в каждом бою. Знали мы…

Ю. Друнина “Каждый художник приходит в искусство прежде всего с правдой собственного опыта, с собственным пониманием и объяснением мира”, – писал Василий Владимирович Быков. Великой школой жизни стала для будущего писателя война, на которую он попал совсем молодым и достойно прошел ее испытания. Оставшись живым, Быков хочет рассказать миру об увиденном, пережитом и выстраданном.

Военная тема стала почти единственной в его творчестве. В своих военных повестях Василий Владимирович создает широкую галерею человеческих характеров, через которые раскрывает многогранность народного подвига в годы Великой Отечественной войны. Писатель показывает незаметных, рядовых участников войны, которые своим героизмом и самоотверженностью приближали Великую Победу. Быкову интересны люди с несгибаемой волей, стойкие и сильные духом.

Не всегда это крепкие физически, богатырского сложения герои. Скорее наоборот: маленькая и ладная Зося Норейко (“Пойти и не вернуться”), больной, простуженный, страдающий от сильного кашля Сотников (“Сотников”), прихрамывающий на одну ногу Алесь Иванович Мороз (“Обелиск”) – обычные люди, волей судьбы оказавшиеся перед выбором: или – или. И постепенно писатель дает психологическое обоснование их героическим поступкам. Они живут по законам установленного ими порядка, где нельзя лгать, подличать, идти на компромисс с совестью. Они прекрасно знают, что потом уже трудно будет оставаться человеком.

Читайте также:
Трагедия Федора Ровбы трагедия крестьянина-труженика в период коллективизации (по повести В. Быкова Облава): сочинение

А для лучших героев Быкова жить – это значит не поступаться главным, во что верил, что ставил во главу угла, чему учил других. Именно поэтому выбирает смерть Сотников, идет в немецкий плен к своим ученикам Мороз, не соглашается на “счастье с Антоном” Зоська Норейко. Писателю интересна психология подвига: как человек, превозмогая природу самосохранения, “добровольно” соглашается на смерть, отстаивая свои принципы. Как правило, герои Быкова немногословны.

Буднично и обреченно, стойко и без колебаний они выбирают единственно возможный для них путь – смерть, если невозможна жизнь “по их законам правды”. Но Быков не был бы до конца честным, если бы не показал другую сторону войны – малодушие и предательство. Разными путями приходят к нему его герои: Рыбак (“Сотников”) и Антон (“Пойти и не вернуться”), Каин (“Обелиск”) и Колонденок (“Знак беды”), но всегда этот путь заканчивается тупиком. Антон чувствовал, что “война загоняла его в тупик, из которого не было выхода”.

И если лучшие герои писателя как бы восходят к вершинам своего духа, умирают во имя будущего, торжества правды и свободы, то предатели, все больше погрязая в убийствах и грабежах, стараются заглушить жалкие угрызения совести. Уже с петлей на шее Сотников видит глаза мальчонки, который непременно доживет до конца войны, запомнит все увиденное, не допустит его повторения. А Рыбак бесславно, не выдержав своей подлости, гибнет в собственной петле. Это его не спасет.

Все видели, как он вешал товарища. Это мальчонка тоже запомнит: кровь предателя не смывает его греха. Прочитав однажды, повести В. Быкова невозможно забыть. Они правдивы и своеобразны, показывают войну без прикрас, обнажая ее страшную суть.

Его повести, как правило, не имеют “счастливых концов”, герои гибнут, но такова логика войны. Невозможно быть счастливым и безмятежным, когда кругом льется кровь твоих соотечественников. Повести В. Быкова, к сожалению, стали актуальными.

Сколько новых “горячих точек” появилось на карте мира! Писатель-гуманист призывает задуматься над ценностью человеческой жизни, над невосполнимостью людских потерь.

Твір на тему: “Сороковые роковые…” (обзор творчества)

Related posts:

Художественная летопись времени (обзор творчества) …Придет ли времячко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и.

Обзор творчества Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу – ты смеешься, эти взоры – два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни.

В. Быков “Сотников” “Сотников” – повесть о войне. Действие повести происходит в начале тысяча девятьсот сорок первого года. Главные герои повести – партизаны Рыбак и Сотников. Им по двадцать шесть лет. Они шли.

Тема Великой Отечественной войны в повести Василя Быкова Тема Великой Отечественной войны еще долго будет тревожить умы и сердца русских людей. Слишком большую цену заплатила наша страна за свою победу. Но кто завоевал эту победу: полководцы ил простые.

Тема войны в современной литературе (По произведениям В. Быкова) Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… А. Твардовский Победа в Великой Отечественной войне, жестокой и беспощадной, досталась советскому народу непомерно высокой ценой. Двадцать миллионов людей отдали.

Фантастика и сатира в повестях. “Собачье сердце” и “Роковые яйца” В “фантастической” прозе Михаила Булгакова (повести “Дьяволиада”, ” Роковые яйца “, ” Собачье сердце “) смех органично соединяется с глубокими философскими выводами и обобщениями; в них сочетаются ирония и гротеск.

Военная тема в современной литературе (В. Быков, К. Воробьев) Нет, наверное, такой семьи, где война не затронула бы жизни людей. За годы Великой Отечественной войны в стране погибло около двадцати семи миллионов человек. Война оставила глубокую рану в душе.

Гражданский пафос творчества Н. Гоголя Высокая гражданственность творчества великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя проявилась прежде всего в разоблачении того, что попирает свободу человеческой личности, не дает ей созидательно трудиться и жить. С негодованием говорит.

“Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат…” (по произведениям В. Быкова, К. Воробьева) Мы живем на земле, где в годы Великой Отечественной войны было унесено свыше шестидесяти миллионов человеческих жизней. Это была самая кровавая война в истории человечества, которая оставила глубокий след во.

Роковые эксперименты (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”) В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к экологической катастрофе.

Героизм и предательство в произведениях литературы xx века Проблема героизма и предательства в современной литературе возникает прежде всего в связи с военной тематикой. К сожалению, особенно в первые годы после окончания Великой Отечественной войны в литературе намечаются определенные.

Читайте также:
Тема подвига в одном из произведений русской литературы: сочинение

Характеристика творчества Андрей Платонович Платонов – писатель с трудной судьбой. После яркого дебюта книги “Епифанские шлюзы” в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах. В 1928 году у него.

Изображение человека в Великую Отечественную войну (В. Быков, М. Шолохов) Уже в годы Великой Отечественной войны и вскоре после ее окончания появились произведения, посвященные этой народной трагедии. Писатели свято сохраняют верность фронтовому братству воинов Великой Отечественной войны, скрепленному общими страданиями.

Нравственная проблематика, образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” (по повести В. В. Быкова “Сотников”) Описание событий в романах и других произведениях Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и.

“Роковые яйца”, анализ повести Булгакова История создания Повесть “Роковые яйца” была написана Булгаковым в 1924 г. Уже публикуя повесть в сокращенном виде в четырех номерах журнала “Красная панорама” (1925), Булгаков изменил название с “Луч жизни”.

“Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…” “Война есть противное человеческому естеству состояние”, – писал Лев Толстой, и мы можем согласиться с этим, ведь война приносит страх, слезы, кровь. Война – это испытание для человека. Многие писатели.

Активное противостояние злу Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Гегель.

Человек на войне (по повести Василя Быкова “Сотников”) Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу – именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова.

Безопасность детей в интернете: обзор детских поисковиков и сайтов детской тематики Сейчас, в век информационного общества, общение детей с виртуальной средой становится обыденностью, и порой Дети быстрее взрослых осваивают некоторые технические новинки. Даже превалирующий механизм восприятия информации у “поколения нулевых” отличается.

Сочинение Краткий обзор и изложение сказок Шарля Перро Пересказы по произведению “Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями”. Сказка “осилная шкура”. Стихотворная сказка начинается с описания счастливой жизни блистательного короля, его прекрасной и верной.

Человек на войне по произведениям современных писателей Кто говорит, что на войне Не страшно, Тот ничего не знает О войне. Ю. Друнина. Великая Отечественная война 1941-1945 годов – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского.

Особенности творчества А. И. Куприна Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил.

Василий Владимирович Быков Известный белорусский писатель Василий (Василь) Владимирович Быков родился 19 августа 1924 года в деревне Череновщина Ушанского района Витебской области. Писал как на русском, так и на белорусском языках. Прекрасно рисовал.

Этапы жизни и творчества И. А. Бунина “Русским классиком рубежа двух столетий” назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века. Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение “дворянских.

Нравственные образы повести Василя Быкова “Сотников” Новый этап в творческом развитии В. Быкова открыла повесть “Сотников” – одно из самых глубоких произведений про войну не только самого писателя, но и во всей многонациональной советской литературе. “Сотников”.

Понятие о литературном типе (на примере творчества И. А. Гончарова) В статье “Лучше позже, чем никогда” Гончаров писал: “…если образы типичны, они непременно отражают на себе – крупнее или мельче – и эпоху, в которой живут, оттого они и типичны.

Рецензия на повесть В. В. Быкова “Обелиск” Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности. И. Панин Огромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой.

Романтический герой раннего творчества М. Горького В своем раннем творчестве М. Горький рисовал не обычных людей (крестьян, рабочих), а натур романтических, возвышенных. Эти персонажи не находили себе места в реальной жизни, постоянно что-то искали, к чему-то.

“Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой” (по повести Б. Васильева “А зори здесь тихие” и В. Быкова “Сотников”) Лучшие и худшие черты, свойства характера человека и народа в целом раскрываются в экстремальных ситуациях. Это общеизвестная истина. К таким ситуациям, в первую очередь, относятся войны. Великая Отечественная война стала.

Основные черты раннего творчества М. Горького Начало 90-х годов XIX века – время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистической правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники Горького. Сам же Горький заявляет.

“Сороковые роковые…” (обзор творчества)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: