Тема подвига в одном из произведений русской литературы: сочинение

Сберечь в себе человеческое… (Размышления над повестями Василя Быкова о Великой Отечественной войне)

Школьное сочинение

Прошло более 60 лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к суровым годам борьбы с фашизмом. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие человека, истинная цена которых с годами раскрывается все полнее. Многие писатели в своем творчестве пытались осмыслить истоки героического в человеке, глубинные движения души, которые помогали выстоять и победить.

Вглядываясь в судьбы героев таких произведений В. Быкова, как “Знак беды”, “Сотников”, “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Волчья стая”, “Пойти и не вернуться”, мы делаем и свой нравственный выбор, намечаем и свою судьбу.

В повести “Знак беды” внимание писателя приковано к выяснению тех сущностных сторон человеческого характера, которые определяют поступки героев и их поведение в суровых испытаниях военных лет. И хотя герои Быкова — не солдаты, не партизаны, а мирные жители, хлебопашцы, это произведение написано именно о борьбе с врагом. Выбор в качестве персонажей крестьян, представителей самого мирного труда, дает автору возможность сделать исключительно глубокие обобщения. “Знак беды” — книга о том, как нарастает дух сопротивления врагу, книга о непримиримости народа к захватчикам. Это и составляет главный конфликт между вооруженным врагом и двумя стариками с дальнего хутора, поведение и поступки которых определяются не оружием, а верностью нравственным идеалам народа.

Жизнь ставит человека в ситуацию выбора, в которой проявляется его истинная сущность. Об этом свидетельствует опыт поколений, отразившийся, например, в произведениях устного народного творчества: направо пойдешь, сам погибнешь, налево пойдешь — коня потеряешь, прямо пойдешь… И выбирая между этими возможностями, народный герой отвергает одни нравственные решения, утверждая другие и проявляя тем самым те внутренние качества, которые характеризуют самое существенное в нем. Тему нравственного выбора исследует В. Быков на примере судеб Сотникова и Рыбака в новелле “Сотников”, учителя Мороза в “Обелиске “. Герои повести “Знак беды” Петрок и Степанида Богатьки также делают свой выбор, определяющий их судьбу и место в суровых военных испытаниях.

Почему повесть названа “Знак беды”? Что стало знаком беды для ее героев? Знаком беды для Петрока и Степаниды стала общая беда народа — война. Может, все еще обойдется, надеются герои повести. Но знак беды уже повис над всей их жизнью, проявляя одну за другой свои чудовищные черты. Вот на хутор приходит полицай Гуж и угрожает Степаниде расправой за активную работу в колхозе, за то, что трудилась, что человеком была. А затем появляются и немцы, строящие мосты. Они размещаются во дворе. Нужна комната для офицеров. Выселить хозяев — пусть живут в истопке! Нужно молоко. Выпивают все, что Степанида надоила, а когда на другой день выдоила корову не до конца, фельдфебель под хохот солдат избивает ее пистолетной цепью. Немецкая солдатня уничтожает все Степанидино хозяйство: кур, корову — все, что можно съесть, съедено. Знак беды проявляется и в убийстве Янка, в насильственном угоне на работу Петрока, в том, что даже водкой хозяин хутора не только не откупается, но навлекает на себя еще большую беду. Знаком беды становится картина запустения, которой начинается повесть. Здесь царит атмосфера несчастья, все живое — в прошлом, и суровый тон размышлений автора настраивает читателя на восприятие разыгравшейся трагедии. Суровы и трагичны детали опустошения: кое-где выглядывает на поверхность угловой камень фундамента, осевший бугор кирпича, две каменные ступеньки возле бывшего входа в сени; овражный ольшаник, потеснив хуторское поле, подступает вплотную ко двору; на месте истопки — густой куст шиповника в окружении зарослей лопухов и крапивы; от колодца ничего не осталось: вода, оказавшись без надобности, иссякла, ушла в глубь земли; стоит опаленная однобокая липа, и даже вороны чуяли в изуродованном дереве знак какой-то беды. Гордая, независимая Степанида, и мягкий, уступчивый Петрок едины в главном — в конечном выборе, в принятии единственно возможного в такой ситуации решения. Натуры патриархальные, Петрок и Степанида не испытывают враждебности к другим людям, но немцы с железной закономерностью проявляют право завоевателей, сознающих свою безнаказанность, и совершают все то, что делать между людьми нельзя. Если, видя это, Степанида сразу решает, что хорошие отношения с ними вряд ли возможны, то Петрок еще пытается отвести беду. Но сама логика поведения оккупантов не совместима с нравственными идеалами героев повести: несовместимы человеческое достоинство и требования рабской униженности, покорности. В этом противостоянии твердость Петрока проявляется с такой же силой, как и решимость Степаниды: “Бейте! Я вас не боюсь! И Гитлера не боюсь! Вот и ему тоже! Кол в глотку всем вам!”.

Эта сцена напоминает другую. В горящей истопке, задыхаясь, Степанида видит, как рыщут фашисты, ищущие бомбу. Не знать им покоя ни днем, ни ночью. И эта неожиданная мысль приносит успокоение и становится последним проблес ком истерзанного сознания перед забытьем, из которого она уже не вернулась… Когда Петрок и Степанида понимают, что война — это и личная их победа, все их житейские заботы уходят на задний план. Страх за хозяйство и собственную жизнь исчезает, появляется нечто более важное — ненависть к новой власти, непокорность перед насилием. Поэтому они, гордые, несокрушимые в своей человеческой правде, принимают смерть. Так в подвиге Степаниды и Петрока проявили себя скрытые за повседневными заботами, за внешней уступчивостью великие силы человеческой души. По-горьковски романтически и одновременно сурово, мучительно гибнут герои В. Быкова, и в их гибели мы видим то “безумство храбрых”, перед которым бледнеют от страха враги.

Читайте также:
Исследование социально нравственных коллизий в творчестве Быкова: сочинение

Война в творчестве В. Быкова многообразна, она обращена к нам, читателям, разными сторонами своей жестокой сущности, одну из которых автор исследует в повести “Карьер”. Война изображается здесь сквозь призму воспоминаний главного героя повести, Павла Петровича Агеева, который был расстрелян полицаями, брошен в карьер, но выжил. Его подобрали, вылечили, и он снова воевал. Бесконечны проявления военной беды. Бесконечны проблемы, которые ставит она перед человеком. Судьба забрасывает раненого Агеева в небольшое местечко в Белоруссии. Здесь он устанавливает связь с партизанами, включается в борьбу с фашистами. Здесь же знакомится с Марией, приехавшей еще до войны из Минска к родственникам, да так и застрявшей в этом городе. И любовь, красивая и горькая, приходит к героям повести. Но неожиданно случается провал: арест Марии, подпольщиков, Агеева. Расстрел в карьере. И многие десятилетия ищет Марию Агеев, надеясь, что она жива, постоянно думает о ней. Опыт научил его, что за все надо платить, за хорошее и плохое, которые так крепко связаны между собою. В свое время герой заплатил жизнью Марии и был жестоко наказан, потому что она была послана ему для счастья, а не для искупления. Да, это он послал Марию отнести на станцию взрывчатку, стремясь хоть каким-нибудь действием побыстрее оправдаться перед подпольщиками за свое вынужденное согласие служить в полиции. И Мария не вернулась. Но в списке расстрелянных в карьере ее нет. И Агеев перебирает руками песок в надежде убедиться, что никаких ее следов здесь не осталось: ни туфельки, ни обрывка платья — ничего: значит, жива, значит, нет его вины… В повести глубоко и всесторонне исследуется тема веры в человека, ценности его жизни. Практически ни Агеев, ни Мария ничего еще не успели сделать для гибели фашистов, но подвигом стало их поведение на допросах и во время расстрела.

Также заставляют нас о многом задуматься страницы, посвященные Семену Ивановичу Семенову, его похоронам. Собрались фронтовики после похорон, среди них — бывший военком, подполковник в отставке Евстигнеев. Он все время только и говорит об общественном, но его внешняя, кажущаяся правда выглядит убого по сравнению с правдой фронтовиков, людей дела. Это он не дал рекомендации в партию Семенову и этим как бы подрезал ему крылья. А Шароварову, умеющему казаться правильным, с гладкой биографией, дал, и тот вскоре был исключен из партии за спекулятивные махинации. Опять старая истина: нельзя оценивать человека по бумажке… И, фактически, одной из причин провала Марии и Агеева тоже стала боязнь, что ему перестали доверять… Так тема войны и тема веры в человека сплетаются воедино — а точнее, тема веры утверждается в суровой атмосфере войны.

Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Героизм, самопожертвование — аргументы ЕГЭ

Тезисы

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека — собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он — настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин «Лапти». В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что «нужно добывать», потому что «душа желает». Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Читайте также:
Мое любимое произведение о Великой Отечественной Войне (по повести В. Быкова В списках не значился): сочинение

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». То, что Соня Мармеладова пошла по «желтому билету», является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее «профессия», Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап — настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин «Уроки французского». На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в «замеряшки» на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов «Домой». Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов «Песчаная учительница». Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники — от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Главный герой произведения — простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

Аргументы для сочинения 15.3 на тему: Подвиг (ОГЭ по русскому языку)

Война – самое страшное, что может произойти с народом. Какие бы причины ее не вызывали, это все равно трагедия, связанная с убийствами невиновных людей. Чем дальше развивается человечество, тем страшнее становятся конфликты, поэтому задача всех нас – сохранить мир и гармонию ценой подвига – феноменального напряжения силы воли и характера. Об этом Многомудрый Литрекон рассуждает в данной подборке, приводя литературные примеры из всем известных произведений.

  1. Трагический характер подвига показывает Л. Н. Толстой в рассказе «Хаджи-Мурат». Солдат отрывали от дома и семьи, чтобы послать на смерть. То же происходило в поселениях их врагов. Хаджи-Мурат перешел на сторону русских, чтобы спасти семью, однако ему не доверяют и помогать не спешат. Он борется за близких людей, восставая против всех, и погибает. Значит, силы для самоотречения человеку дает любовь к семье.
  2. Поэма А. С. Пушкина «Полтава» открывает перед читателем картину войны со Швецией. Один из главных героев, гетман Мазепа, изменил своему императору Петру I и перешел на сторону Карла XII. Мазепа сеет междоусобицу, смущая сограждан и заставляя их выступать против своих. Личные интересы стоят превыше интересов Родины: Петр обидел гетмана на одном из пиров, за это последний решил отомстить такой ценой. Но верный слуга Петра, Кочубей, решил донести на предателя и пал жертвой его клеветы. Подвиг преданного вассала не уберег императора от горького разочарования и измены, зато Кочубей погиб с честью и доказал, что не перевелись на его земле патриоты.
  3. Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» рассказывал о войне запорожских казаков с поляками и влиянии этих событий на судьбу главного героя и его сыновей. Война разрушила семью Тараса: его сын Андрий влюбился в польскую панночку, перешел на сторону врага, отец вынужден был его убить. Остап остался верен своему народу, однако попал в плен, его казнили. Но Тарас отомстил за него и тоже погиб, пожертвовав собой ради спасения товарищей. Казаки выступали за свою свободу и честь, и в этом упорном сопротивлении заключается их нравственный подвиг.
  4. В древнерусском произведении «Слово о полку Игореве» раскрывается тема уместности подвига. Русские княжества были крайне уязвимы для внешней угрозы, так как враждовали друг с другом. Князь Игорь выступил один против половцев, поэтому попал в плен, чуть не погиб. Главная мысль произведения – любой подвиг должен быть обдуманным и необходимым. Храбрость ради храбрости не приносит пользы.
  5. М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» поведал о сломанной войной жизни обычного человека Андрея Соколова. Семья, дети, работа – так было у многих. Но началась война, герой отправился защищать Родину, пережил все ужасы бойни. Он видел бои, смерти, кровь, был под обстрелом, оказался в плену, был вынужден убить другого пленного, находился в концлагере, несколько раз бежал. Его доблестная служба – величайший подвиг. Это и есть цена победы, которую смог заплатить советский народ.
  6. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» описал подвиг всего русского народа. Отечественная война была поистине народной, против французских захватчиков встали все русские. Воевали и на фронте, и в тылу как партизаны. Автор рисует героизм простых людей, восхищается ими. Только их самопожертвование во имя мира и свободы родной земли смогло помочь России избавиться от оккупации.
  7. В книге В. Быкова «Обелиск» учитель пожертвовал собой ради спасения воспитанников. Ребята были задержаны полицаями, и они предложили обменять их на одного учителя, думая, что именно он является организатором партизанской работы школьников. Мороз, не задумываясь, жертвует собой, сдаваясь оккупантам. Он даже отвлекает их, помогая одному из мальчиков бежать. За это его жестоко избили, а потом повесили. Этот подвиг сограждане Мороза запомнили навсегда и чтили его память уже после смерти героя и окончания войны.
  8. В книге В. Быкова «Сотников» тема подвига раскрыта в контексте героизма простого человека. Главный герой был партизаном, причем ничем не примечательным, в отличие от напарника Рыбака. Герои отправились на задание, но их обнаружили фашисты. Они спрятались в доме у одной женщины, но и это не помогло. Однако в плену именно Сотников никого не выдал, терпел все страдания и старался спасти старосту села и женщину, у которой партизаны укрылись. Его поступок – настоящий подвиг, ведь он пожертвовал собой ради спасения сограждан и великой победы.
  9. Б. Васильев в повести «А зори здесь тихие…» показал и героизм, и трагизм войны. Пять молодых девушек-зенитчик под командованием старшины Васкова отправляются на задание. Им нужно поймать немцев, которые тайно пробираются по болотным тропам. Однако врагов оказывается шестнадцать против одного старшины и пяти почти неподготовленных девушек. И эти молодые создания, у которых жизнь бьет через край, погибают в неравном бою. А в живых остается один Васков. Их подвиг остается в памяти новых поколений, которые, помня его, берегут мир во всем мире.
  10. В романе А. Фадеева «Молодая гвардия» показан подвиг молодых людей, жителей небольшого городка Краснодон. Населенный пункт оккупировали фашисты, но комсомольцы, вчерашние школьники, не могли сидеть сложа руки. Они создали подпольную организацию и проводили подрывную работу в тылу: от распространения листовок до нападения на штабы. Однако героев раскрыли и захватили. Молодые люди терпели страшные пытки и унижения, но никого не предали. Враги предали их жестокой казни: сбросили в шахту. Именно народный героизм и привел страну к выстраданной победе.
Читайте также:
Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова): сочинение

Автор: Мария Блинова

Аргументы из литературы для сочинения 15.3 на тему: Что такое настоящее искусство (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный · Published 20.05.2019

Примеры из жизни для сочинения 15.3: Что такое верность? (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный · Published 19.09.2019

Аргументы на тему: Любовь в русской литературе (для итогового сочинения)

Автор: Самый Зелёный · Published 11.10.2019

Тема подвига в одном из произведений русской литературы

Скачать сочинение

Герой — это тот человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.
Юлиус Фучик

Герой, героизм, героическое. Эти слова с детства входят в нашу жизнь, формируя в человеке черты гражданина и патриота. Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен “Слова о полку Иго-реве” и “Задонщины”. В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине “народной войной” для наших соотечественников.
Среди прошедших эту войну было много будущих писателей: Ю. Бондарев, В. Быков, В. Закруткин, К. Воробьев, В. Астафьев и др.
Добровольцем Великой Отечественной, прошедшим ее от начала до конца, стал и Борис Львович Васильев, автор многих книг, посвященных этой святой для каждого теме.
Наибольшей известностью пользуется повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие. ”, в которой с особой проницательностью выражена мысль о несовместимости войны с природой человека, тем более женщины, призванной дарить жизнь.
Но мне хотелось бы в своем сочинении обратиться к роману Б. Васильева “В списках не значился”, который был опубликован в журнале “Юность” в 1974 году.
В центре романа — судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы — в Брестскую крепость — поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.
“В списках не значился” — это история становления героического характера, мужающего в огне войны.
Роман композиционно делится на три части, хронологически продолжающих друг друга.
Итак, Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Но в этой наивности заключена, мне кажется, большая правда времени, которое Б. Васильев рисует, избегая и намека на модернизацию, осовременивание прошлого в угоду моде, власти и т. п.
Коля искренне уверен, что известное сообщение ТАСС, в котором слухи о начале войны названы провокацией, исчерпывает все проблемы: “У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы. являются результатом происков англо-французских империалистов”. А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: “Это будет быстрая война. Самое главное — это решающая мощь Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар”. Нам, людям начала XXI века, знающим о тяжких отступлениях Красной Армии в 1941 году, о страшном харьковском окружении 1942 года, эти слова героя невозможно читать без горькой улыбки.
Но не для того, чтобы посмеяться, Б. Васильев вводит на страницы романа своего Колю Плужникова. Это, если хотите, исходный момент в развитии героя.
Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое.
Не сразу удалось пройти Николаю ту “науку ненависти”, о которой писал М. А. Шолохов. Во второй части романа совершается переход героя в новое состояние: превращение мальчика в воина, в “товарища командира”.
Однако мне кажется, что первая и вторая части являются своеобразной завязкой к третьей части. Вот когда погибли все друзья Плужникова, когда он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, разворачивается основное действие романа. Резко меняется тон и даже ритм повествования, уходят драматические ноты военного сюжета, исчезают описания боевых эпизодов; возникает высокий психологический накал, на смену драме приходит высокая, превращающая юношу в Героя трагедия, кульминацией и развязкой которой одновременно становится последняя глава романа. Отсюда и торжественность, и особый, значимый смысл каждой фразы.
Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников — последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения.
Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: “У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись. и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы”.
Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, “вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли”. Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. “Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел”.
Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом “товарищем командиром”, а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.
Я думаю, что тема подвига вечно будет существовать в русской литературе не только потому, что память о героях не умирает в наших сердцах, но и потому, что в наши дни, к сожалению, вновь погибают девятнадцатилетние ребята, а матери вновь надевают траурные одежды.

Читайте также:
Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой (по повести Б. Васильева А зори здесь тихие и В. Быкова Сотников): сочинение

61827 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Аргументы для сочинения 15.3 на тему: Подвиг (ОГЭ по русскому языку)

Общие понятия

Лексическое значение слова подвиг не так просто понять, поскольку на протяжении истории народа оно несколько изменялось. Однако суть определения оставалась прежней. Толковый словарь предлагает под подвигом понимать поступок человека, совершенный с целью оказать помощь другу, любимому, близкому или даже незнакомцу. Как правило, такие действия предполагают проявление следующих человеческих качеств:

  • самоотверженность;
  • героизм;
  • альтруизм;
  • смелость;
  • бескорыстие;
  • преданность;
  • услужливость.

Некоторые тезисы могут быть спорными, но в большинстве случаев герой, совершающий подвиг, обладает всеми этими качествами и успешно применяет их для помощи окружающим. Жизненный опыт при этом не имеет значения, поскольку иногда поступки, достойные уважения, совершаются молодыми людьми или даже детьми.

Последние обычно чаще оказываются в ситуации, требующей показать свою самоотверженность и героизм, поскольку они не способны анализировать ситуацию, видеть отрицательные стороны того или иного человека. Именно альтруизм детей заслуживает внимания и искреннего уважения.

Некоторые считают, что слово подвиг является синонимом понятия альтруизм. Однако между этими терминами существует разница, несмотря на то, что они не относятся к научным. В большинстве случаев подвиг подразумевает бескорыстный, героический поступок, совершенный даже в ущерб собственным интересам. При этом человек не ожидает благодарности или вознаграждения.

Под альтруизмом также подразумевают действия, совершенные личностью на благо другой совершенно бескорыстно. Для выполнения альтруистических действий не требуется быть героем или ущемлять себя. Наиболее яркие примеры альтруизма — волонтерство, общества помощи бездомным животным, организации, занимающиеся сбором средств для лечения детей или взрослых.

Несмотря на схожесть мотивов, герои и альтруисты преследуют несколько иные цели. Вторые начисто их лишены, поскольку не надеются получить что-то взамен, первые охвачены желанием оказать человеку помощь. В большинстве случаев героические личности вспыльчивы, активны и отличаются целеустремленностью. Меланхолики, погруженные в мир собственных переживаний, гораздо реже совершают подвиги.

Читайте также:
Трагедия Федора Ровбы трагедия крестьянина-труженика в период коллективизации (по повести В. Быкова Облава): сочинение

Героические профессии

Современный человек имеет возможность совершить подвиг, выполняя обязанности, связанные с его профессиональной деятельностью. Наиболее востребованными и незаменимыми профессиями будут следующие:

  1. Пожарные — настоящие герои современного мира. Как правило, эту работу выбирают мужчины, которые чувствуют к ней призвание. Ежедневно представители профессии оказываются в экстремальных условиях, рискуют собственной жизнью ради спасения детей, взрослых и животных из огня. Нельзя назвать пожарных полноценными альтруистами, поскольку за свою работу они получают деньги. Однако далеко не каждый человек рискнет здоровьем и жизнью ради материального вознаграждения, поэтому героями их назвать однозначно можно.
  2. Полицейские — отдельный вид героических людей, которые днем и ночью защищают покой мирных граждан. Если начинается война, они принимают участие в боевых действиях. Для совершения подвига полицейским необязательно воевать, ведь ежедневно они контактируют с опасными личностями, чтобы обеспечить порядок в населенном пункте.
  3. Сотрудники МЧС — героические личности, принимающие участие в разборе завалов после землетрясений, наводнений, ураганов и других природных катастроф. У них нет расписания, а значит, работа продолжается круглые сутки, что увеличивает нагрузку и делает обязанности более сложными.

К героическим профессиям также относится работа врача. Несколько десятилетий назад, когда не было наркоза, разных лекарств и инструментов, медики действительно считались героями, поскольку могли в полевых, антисанитарных условиях вылечить больного, спасти ему жизнь. Современные врачи делают не меньше, список заболеваний растет, прогресс не стоит на месте, поэтому работа несколько облегчилась.

Однако медицинские работники и сегодня считаются героями, поскольку ежедневно совершают большие и маленькие подвиги, которые спасают или облегчают жизнь пациентов.

Жизненные ситуации

В жизни каждого человека наступает момент, когда он может совершить подвиг, если будет довольно смелым, решительным и бесстрашным. Многие матери делают почти невозможные вещи ради своих детей. Наиболее самоотверженным поступком таких женщин считается посвящение всей своей жизни ребенку. Большинство из них отказывается от карьеры, выгодных предложений и свободы, чтобы воспитывать своего малыша.

Некоторые считают, что материнство не является героизмом, но существует множество примеров, когда женщины отдавали свою жизнь ради спасения ребенка. Такие ситуации встречаются не только в реальности, но и в произведениях писателей.

Настоящим подвигом из реальной жизни считается деятельность солдат во время Великой Отечественной войны. Простой рядовой мог спасти целый отряд, но сам не выживал. При этом стоит отметить, что почти каждый солдат понимал, что вероятность благополучного стечения обстоятельств сводится к минимуму, но это не становилось препятствием для исполнения своего долга. Следование принципам и стойкость также является своеобразным подвигом, ведь слабые люди часто уступают ради собственного благополучия, но не тревожатся о судьбе окружающих.

Перечислить все примеры героических поступков, совершенных на той или иной войне, невозможно. Именно благодаря смелым и самоотверженным людям, которые удостоены чести попасть на страницы учебников по истории, взрослые и ученики разных классов знают цену подвигу.

Словосочетания и выражения со словом «подвиг»

Прилагательные (определения)
Славный, героический, беспримерный (высок.), патриотический, боевой, воинский, ратный (высок.), трудовой, научный … подвиг.

Словосочетания и выражения

Подвиг во имя (высок.) кого-чего, подвиг во славу (высок.) чего. Бескорыстие подвига, величие подвига, красота подвига. Способность, готовность к подвигу. Совершить подвиг; повторить, прославлять, воспеть (высок.), помнить подвиг. На подвиг (идти

, вдохновлять кого-что-л. — …) Предложение:
В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам (Горький).

Примеры из литературы

Подвиг в художественной литературе присутствует довольно часто. Герои прозы и поэзии регулярно совершают поступки, достойные восхищения и уважения. Если вспомнить сюжет знаменитого произведения Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон», можно увидеть несколько персонажей, отличающихся стойким характером и героизмом:

  1. Григорий Мелехов — главный персонаж, всегда проявляет силу духа, смелость, безрассудство и даже вспыльчивость. Мужчина без страха отправляется в центр боевых действий, становится отменным солдатом. Помимо этого, имеет смелость любить чужую женщину, на протяжении многих лет от нее не отказывается. В течение жизни над ним висит своеобразное проклятие, поскольку родную бабушку Григория считали ведьмой, ведь она была чистокровной турчанкой и приехала в поселок вблизи Дона в качестве пленницы.
  2. Аксинья — возлюбленная Григория Мелехова, которая была замужем за нелюбимым человеком. Героизм простой русской женщины заслуживает уважения. Подвиг она совершила ради своего возлюбленного, решила сбежать с ним из родного поселка, начать новую жизнь. Даже смерть женщины была героической и не оставила равнодушным ни одного читателя.
  3. Наталья — законная супруга Григория Мелехова, с первого дня полюбила черноглазого парня, мечтала выйти за него замуж и получила желаемое. Однако подвиг ее заключается не в этом. Ведь Наталья знала о страсти Григория к Аксинье, понимала, что супруг никогда ее не полюбит. Несмотря на это, женщина родила ему двоих детей и всегда принимала, когда тот приходил, прощала и не сказала ни одного слова в упрек. Подобное поведение заслуживает уважения, ведь не каждая сможет настолько сильно любить мужчину, проявлять героизм и самоотверженность.

В произведении присутствует еще много персонажей, которые время от времени совершают подвиги. Аргументы из литературы позволяют получить жизненный опыт и учиться у тех, кто достоин быть примером для подражания.

Поступки Робинзона Крузо

Наверное, каждый читал хотя бы несколько глав из произведения Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Героическое поведение главного персонажа вызывает восхищение. Оказавшись на необитаемом острове, Робинзон не отчаивается, а разводит целое хозяйство, придумывает собственную систему для подсчета дней и месяцев, позволяющую не потерять счет времени.

Читайте также:
Нравственный подвиг в повести В. Быкова Обелиск: сочинение

Помимо этого, Крузо строит собственный дом, выращивает коз, изобретает орудия труда и выживает на острове на протяжении длительного времени. Даже после обнаружения следов присутствия каннибалов на другой части суши герой не паникует, старается выжить.

Отдельно стоит уделить внимание отношениям Робинзона с аборигеном Пятницей, который стал его лучшим другом, скрасил одиночество и помогал вести хозяйство. С момента появления Пятницы жизнь главного персонажа круто изменяется. Абориген плохо его понимает, Крузо же не в состоянии распознать знаки человека, но это не становится препятствием для общения.

Героизм и подвиги главного персонажа — ключ к выживанию до момента, когда его обнаружили и отправили на корабле в родной город. Для такого поступка необходимо не только обладать смелостью, но и уметь сохранять спокойствие, а также быть оптимистом, надеяться на благополучное стечение обстоятельств.

Аргументы для сочинения 15.3 на тему: Подвиг (ОГЭ по русскому языку)

Война – самое страшное, что может произойти с народом. Какие бы причины ее не вызывали, это все равно трагедия, связанная с убийствами невиновных людей. Чем дальше развивается человечество, тем страшнее становятся конфликты, поэтому задача всех нас – сохранить мир и гармонию ценой подвига – феноменального напряжения силы воли и характера. Об этом Многомудрый Литрекон рассуждает в данной подборке, приводя литературные примеры из всем известных произведений.

  1. Трагический характер подвига показывает Л. Н. Толстой в рассказе «Хаджи-Мурат». Солдат отрывали от дома и семьи, чтобы послать на смерть. То же происходило в поселениях их врагов. Хаджи-Мурат перешел на сторону русских, чтобы спасти семью, однако ему не доверяют и помогать не спешат. Он борется за близких людей, восставая против всех, и погибает. Значит, силы для самоотречения человеку дает любовь к семье.
  2. Поэма А. С. Пушкина «Полтава» открывает перед читателем картину войны со Швецией. Один из главных героев, гетман Мазепа, изменил своему императору Петру I и перешел на сторону Карла XII. Мазепа сеет междоусобицу, смущая сограждан и заставляя их выступать против своих. Личные интересы стоят превыше интересов Родины: Петр обидел гетмана на одном из пиров, за это последний решил отомстить такой ценой. Но верный слуга Петра, Кочубей, решил донести на предателя и пал жертвой его клеветы. Подвиг преданного вассала не уберег императора от горького разочарования и измены, зато Кочубей погиб с честью и доказал, что не перевелись на его земле патриоты.
  3. Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» рассказывал о войне запорожских казаков с поляками и влиянии этих событий на судьбу главного героя и его сыновей. Война разрушила семью Тараса: его сын Андрий влюбился в польскую панночку, перешел на сторону врага, отец вынужден был его убить. Остап остался верен своему народу, однако попал в плен, его казнили. Но Тарас отомстил за него и тоже погиб, пожертвовав собой ради спасения товарищей. Казаки выступали за свою свободу и честь, и в этом упорном сопротивлении заключается их нравственный подвиг.
  4. В древнерусском произведении «Слово о полку Игореве» раскрывается тема уместности подвига. Русские княжества были крайне уязвимы для внешней угрозы, так как враждовали друг с другом. Князь Игорь выступил один против половцев, поэтому попал в плен, чуть не погиб. Главная мысль произведения – любой подвиг должен быть обдуманным и необходимым. Храбрость ради храбрости не приносит пользы.
  5. М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» поведал о сломанной войной жизни обычного человека Андрея Соколова. Семья, дети, работа – так было у многих. Но началась война, герой отправился защищать Родину, пережил все ужасы бойни. Он видел бои, смерти, кровь, был под обстрелом, оказался в плену, был вынужден убить другого пленного, находился в концлагере, несколько раз бежал. Его доблестная служба – величайший подвиг. Это и есть цена победы, которую смог заплатить советский народ.
  6. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» описал подвиг всего русского народа. Отечественная война была поистине народной, против французских захватчиков встали все русские. Воевали и на фронте, и в тылу как партизаны. Автор рисует героизм простых людей, восхищается ими. Только их самопожертвование во имя мира и свободы родной земли смогло помочь России избавиться от оккупации.
  7. В книге В. Быкова «Обелиск» учитель пожертвовал собой ради спасения воспитанников. Ребята были задержаны полицаями, и они предложили обменять их на одного учителя, думая, что именно он является организатором партизанской работы школьников. Мороз, не задумываясь, жертвует собой, сдаваясь оккупантам. Он даже отвлекает их, помогая одному из мальчиков бежать. За это его жестоко избили, а потом повесили. Этот подвиг сограждане Мороза запомнили навсегда и чтили его память уже после смерти героя и окончания войны.
  8. В книге В. Быкова «Сотников» тема подвига раскрыта в контексте героизма простого человека. Главный герой был партизаном, причем ничем не примечательным, в отличие от напарника Рыбака. Герои отправились на задание, но их обнаружили фашисты. Они спрятались в доме у одной женщины, но и это не помогло. Однако в плену именно Сотников никого не выдал, терпел все страдания и старался спасти старосту села и женщину, у которой партизаны укрылись. Его поступок – настоящий подвиг, ведь он пожертвовал собой ради спасения сограждан и великой победы.
  9. Б. Васильев в повести «А зори здесь тихие…» показал и героизм, и трагизм войны. Пять молодых девушек-зенитчик под командованием старшины Васкова отправляются на задание. Им нужно поймать немцев, которые тайно пробираются по болотным тропам. Однако врагов оказывается шестнадцать против одного старшины и пяти почти неподготовленных девушек. И эти молодые создания, у которых жизнь бьет через край, погибают в неравном бою. А в живых остается один Васков. Их подвиг остается в памяти новых поколений, которые, помня его, берегут мир во всем мире.
  10. В романе А. Фадеева «Молодая гвардия» показан подвиг молодых людей, жителей небольшого городка Краснодон. Населенный пункт оккупировали фашисты, но комсомольцы, вчерашние школьники, не могли сидеть сложа руки. Они создали подпольную организацию и проводили подрывную работу в тылу: от распространения листовок до нападения на штабы. Однако героев раскрыли и захватили. Молодые люди терпели страшные пытки и унижения, но никого не предали. Враги предали их жестокой казни: сбросили в шахту. Именно народный героизм и привел страну к выстраданной победе.
Читайте также:
Мое впечатление от повести В. Быкова Обелиск: сочинение

Аргументы для сочинения 15.3 на тему «Подвиг» (ОГЭ по русскому языку)

Художественная литература, высказывания известных людей, жизненный опыт, произведения малых жанров устного народного творчества дают богатые аргументы для сочинения 15.3 на тему «Подвиг» ОГЭ по русскому языку. О подвигах пишут писатели и поэты, говорят историки и политики, размышляют философы и мыслители. Мы сформулировали свое определение понятия «подвиг» и задались вопросами, кто способен на подвиги, какими качествами обладает тот человек, который совершает героический поступок. Наши аргументы и выводы ниже.

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Синонимы к слову подвиг
  5. Эпитеты к слову подвиг
  6. Аргументы из литературы
  7. Аргументы из жизни
  8. Аргументы из народной мудрости
  9. Афоризмы

Проблема

Что такое подвиг? Только ли на войне можно совершать подвиги? Какие люди способны на подвиги?

Отношение автора к проблеме

Подвиг – это мужественный, смелый поступок во имя жизни и счастья других людей. Для совершения такого важного поступка нужны не только физические силы, но и сила духа.

Аргументы

  1. На подвиг способны люди самоотверженные, смелые, мужественные.
  2. Подвиги можно совершать не только во время войны, но и в мирное время.
  3. Поступки, нацеленные на спасение жизни других людей, можно назвать подвигом.
  4. Подвиги не планируются заранее, они совершаются спонтанно, «автоматически».
  5. Подвиг всегда направлен на торжество добра, мира, благополучия.
  6. Подвиг подразумевает наличие трудностей, препятствий, которые угрожают жизни и здоровью человека, решившегося на опасный поступок.

Синонимы к слову подвиг

Деяние, поступок, акт, дело.

Эпитеты к слову подвиг

Баснословный (устар.), безмерный, бескорыстный, беспримерный, бессмертный, благородный, богатырский, боевой, бранный (устар. поэт.), будничный, важный (устар.), великий, великодушный, великомученический (устар.), воинский, всемирно-исторический, выдающийся, высокий, гераклов, геркулесов, геркулесовский, героический, геройский, громкий, действительный, дивный, доблестный, душеспасительный (устар.), жертвенный, замечательный, знаменитый (устар.), исполинский, исторический, кровавый (устар.), легендарный, многотрудный, мужественный, мученический, настоящий, научный, невиданный, необыкновенный, непосильный, неслыханный, неслышный, патриотический, прекрасный, ратный (поэт.), революционный, самоотверженный, святой, сказочный, славный, смелый, созидательный, творческий, тихий, трудный (устар.), трудовой, тяжелый, тяжкий, удивительный, храбрый (устар.), честный, эпический, эпохальный, гордый, грозный, добрый, звездный, искупительный, роковой.

Аргументы из литературы

  1. Б.Л.Васильев «В списках не значился».

Во время Великой Отечественной войны было совершено немало подвигов. Об одном из них рассказывает Б.Л.Васильев в повести «В списках не значился». Герой произведения — Николай Плужников, молодой лейтенант, который только окончил военное училище и в ночь на 22 июня 1941 года прибыл на место службы на границу. Он молод и несколько наивен. Как всякий молодой юноша, он полон надежд на будущее. Но это будущее было перечеркнуто практически сразу после того, как он перешагнул на территорию Брестской крепости. Его даже не успели внести в списки состава гарнизона — началась артиллерийская атака, и герою вместе с группой уцелевших людей приходится стать защитниками крепости. За короткий срок он превращается из наивного неопытного лейтенанта в настоящего воина. В неимоверных, нечеловеческих условиях идет война в занятой, но не сдавшейся Брестской крепости. Опаленные огнем, израненные, измотанные голодом, жаждой, боями скелеты вползали из подвалов и подземелий и уничтожали немцев, которые оставались на ночь в крепости. Оставшись один из немногих защитников крепости, Николай Плужников не сдается немцам, а продолжает выходить из подвала и убивать немецких захватчиков, чтобы фашисты знали, что крепость жива и до последней капли крови будет защищаться. Долгих девять месяцев продержался молодой лейтенант. Он поседел, ослеп, но дух его был так же крепок, а ненависть так же велика, как в первый день войны. Нельзя без волнения читать сцену, когда герой, больной, постаревший, идет к санитарной машине прямо, не сгорбившись, падает и погибает, дойдя до нее, свободным человеком, настоящим героем-победителем.

Читайте также:
Коллективизация и гитлеровская оккупация в повестях Василя Быкова: сочинение

2. Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке».

Произведение Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке» остается любимой книгой многих поколений читателей. Она учит мужеству, смелости, настойчивости, помогает не сдаваться под жестокими ударами судьбы и любить жизнь, какой бы она ни была. Главный герой повести – летчик Алексей Мересьев. Говоря о нем, можно сказать, что вся его жизнь – подвиг. Во время одного из заданий его самолет был сбит противником, а летчика выбросило из кабины. Он оказался в лесу и раненный, контуженный, обессиленный восемнадцать суток полз по валдайскому лесу в надежде выйти к своим. Ни на секунду в его голове не возникала мысль сдаться обстоятельствам. Летчик учился выживать в лесу, потому что, выросший в городе, вдали от лесов, он не был знаком с этой непростой «лесной наукой». Маресьев пережил ампутацию обеих ступней, заново учился ходить при помощи ножных протезов. Превозмогая боль, он танцевал, занимался упражнениями, разработанными им самим. Потом он смог пройти через медицинские и бюрократические барьеры и снова сесть за штурвал самолета, которым грезил с детских лет. Безногий летчик совершает по семь вылетов в день и мужественно сражается с врагами. Он не теряет своего оптимизма, веры в победу советского народа над фашистами. Его жизненный путь – это, действительно, повесть о настоящем человеке, который становится примером для людей, искренне любящих свое дело, Родину и жизнь.

3. М.Горький «Старуха Изергиль».

Одна из частей романтического рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» называется «Легенда о Данко». В ней рассказывается о молодом, красивом, умном юноше. Он бесстрашен, мужествен и решителен, не побоялся взять на себя тяжкий груз ответственности и повести за собой людей своего племени. Его соплеменников изгнали с обжитых мест более сильные, и люди вынуждены были уйти в темный лес, в болота, где совсем не было солнцаи тепла. И молодые, и дети, и старики стали умирать от невыносимых условий жизни, от смрада болот и вечной ночи. Данко решился вывести их к солнцу. Он был хорошим оратором, поэтому люди поверили ему и пошли за ним. Когда слабые стали умирать на этом непростом пути, герой подбадривал их. Он ни на минуту не терял оптимизма, веры в светлое будущее, в то, что они обязательно выйдут из страшного леса. Но обессиленное долгой дорогой племя стало роптать, оно уже не надеялось найти пригодное для жизни место. Вот тогда Данко, искренне любящий людей, совершает свой подвиг. «Что я сделаю для людей? Чем я готов пожертвовать для людей?» — восклицает он и, разорвав свою грудь, достает сердце, горящее огнем любви к соплеменникам. Своим горящим сердцем, как факелом, он освещает путь и выводит людей на большую поляну, освещенную ярким солнечным светом. Данко пожертвовал своей жизнью ради других. Это, на мой взгляд, настоящий подвиг. Юноша не думал о славе, о лаврах и наградах, его целью было – вывести людей к солнцу. Жаль, что те, кого он спас ценой своей жизни, не оценили его подвига.

Сочинение-рассуждение на тему героизм проблема героизма в литературных произведениях

Из множества тем, которые предоставляются на экзамене по русскому языку для написания сочинения, можно особенно выделить тему «Героизм».

Цель российского образования вырастить человека достойного и умного, знающего, чего он хочет добиться в жизни, истинного патриота своей страны. Рост требований к качеству образовательного уровня населения РФ привел к введению ЕГЭ, предназначенного для проверки знаний школьников.

Единый государственный экзамен измеряет знания выпускников после окончания школы, на пути в высшее учебное заведение, в различных отраслях науки.

Одним из самых важных предметов в стране, по которому экзаменуют школьников, является русский язык. Это буквально столп, на котором зиждется страна, потому что только люди, имеющие собственную систему устной коммуникации, могут считаться единым народом.

  1. Что такое героизм
  2. Проблема героизма – аргументы из литературы для ЕГЭ
  3. Проблема истинного и ложного героизма по Толстому
  4. Героизм русской женщины и матери
  5. Героизм во время Великой отечественной войны
  6. Проблема мужества и героизма моряков
  7. Мужество и героизм в наши дни
  8. Как написать сочинение на тему «Героизм русского народа»
  9. Заключение

Что такое героизм

Героизм, в понимании людей, это совершение великого подвига человеком во имя других людей.

Героями становятся не те, кто был рожден с этим намерением, но те, которые стали плечом к плечу ради единой цели, движимые понятием справедливости.

Героизмом также считается самопожертвование во имя благой цели, несущей мир и процветание человечеству.

Соответственно, герой это человек, совершающий подвиг из любви к ближнему своему, активно творящий судьбу мира и склонный к альтруистическому поведению. С точки зрения психологии, данным понятием может быть обозначен любой индивид, который совершает благородный поступок, превозмогая собственные страхи и сомнения.

Примеры героического поведения можно найти не только в литературных источниках, но и в окружающей среде. Произведения, рассказывающие о подвигах героев, часто основаны на событиях, взятых из жизни.

Проблема героизма – аргументы из литературы для ЕГЭ

Проблему героизма и становления личности человека, как героя, поднимали в своих творениях многие писатели.

Наиболее знамениты следующие произведения русских авторов: Б. Васильева «А зори здесь тихие», М. Шолохова «Судьба человека» и Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Читайте также:
Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной войны: сочинение

Менее известна в современной России повесть «Зоя Космодемьянская» В. Успенского, в основу которой положена история юной пионерки, вместе с друзьями вступившей в партизанский отряд и героически погибшей под пытками фашистов.

В основу повести Б. Полевого легла история из реальной жизни о летчике Алексее Маресьеве. Сбитый на вражеской территории, он смог пройти через лесную чащобу. Из-за того, что в экстремальных условиях некому было оказать первую помощь, мужчина потерял обе ноги, однако, превозмогая собственное несовершенство ради любви к небу, смог научиться управлять самолетом, нося протезы.

«Судьба человека» повествует об Андрее, защищавшем родную Отчизну от фашистской Германии. Несмотря на известия о смерти близких ему людей, главный герой смог выстоять, не сдаться перед ужасами войны. Способность сопереживать людям сохранилась в нем, несмотря на тяготы и лишения, что преподнесла судьба. Наиболее ясно это выражено в его поступке: Андрей усыновил мальчика, потерявшего родных.

Герои книги «А зори здесь тихие» обычные люди, которые волею судьбы оказались в первых рядах при сражении за страну. Они могли бы выжить, но самым сильным желанием у них было защитить Родину, поэтому смерть их была достойной.

Зарубежная литература также преподносит немало творений, в основу которых положен героизм обычных людей. Можно выделить аргументы из произведений знаменитых авторов.

Классическим примером служит повесть Э. Хэмингуэя «По ком звонит колокол», где встречаются два человека из разных миров – подрывник и обычная девушка. Погибший при взрыве моста Роберт, знающий, что идет на верную смерть, но не отступивший от вверенной ему задачи, и Мария, которая все отчетливее понимает, что не увидит своего возлюбленного, но отпускает его ради великой цели – положить конец войне, раздирающей страну на части. Кого из них можно счесть настоящим героем?

Еще одним классическим примером героизма можно посчитать рассказ Д. Лондона «Любовь к жизни». Человек в данном творении не спасает никого, кроме себя, однако его мужество, целеустремленность и воля к сохранению жизни заслуживают самого глубокого уважения, так как немало людей, столкнувшихся с предательством друзей, оказавшись во враждебной местности сдались бы на волю обстоятельств.

Проблема истинного и ложного героизма по Толстому

Согласно мнению автора эпопеи «Война и мир», героизм можно поделить на две категории: истинный (настоящий) и ложный (фальшивый). Толстой ставил во главу угла отличие первого от второго.

Лев Николаевич Толстой один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира

К примеру, героизм истинный всегда идет «от сердца», полон глубины и чистоты помыслов, ложный же героизм проявляется как стремление «пустить пыль в глаза», не имея внутри глубоких мотивов. По классику русской литературы, человек, совершающий героический поступок ради того, чтобы его положительно оценили другие, не может быть настоящим героем.

В качестве примера здесь выступает Болконский, который стремится к совершению «красивого подвига, непременно оцененного другими людьми».

Истинный же героизм заключается в том, что человек переступает через свое эго, не заботясь о том, насколько красиво он будет выглядеть в глазах других людей, и делает все возможное для благополучия общего дела.

Героизм русской женщины и матери

Женщина в литературе родной страны – это собирательный образ из нескольких ролей: матери, жены, дочери.

Примером героизма русской барышни могут служить жены декабристов, последовавшие за любимыми мужьями, которых сослали в далекие, практически не обжитые, земли.

Женщины, воспитанные по законам светского общества, где ссылка означает позор, не побоялись уехать из комфортных условий в глушь.

Вторым примером героизма русской женщины может выступить Розальцева Вера из романа Чернышевского «Что делать?». Героиня представляет собой качественно новый типаж эмансипированной дамы. Она не боится трудностей и активно воплощает в жизнь собственные задумки, при этом помогая другим девушкам.

Если рассматривать женский героизм на примере матери, то можно выделить повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». Мария, простая русская баба, потерявшая родных из-за фашистов, теряет волю к жизни. Бесчеловечность войны заставляет ее «окаменеть сердцем», однако героиня находит в себе силы жить дальше и начинает помогать сиротам, которые также скорбят по своим ушедшим родственникам.

Образ Матери, представленный в повести, глубоко гуманен по отношению к людям. Автор произведения представил на обозрение читателю такое качество женщины, как любовь к человечеству, неделимое по национальности, вере и т. д.

Героизм во время Великой отечественной войны

Война с Германией вывела много новых имен на доску почета, некоторые из которых стали таковыми посмертно. Вспыхнувший пожар возмущения бесчеловечностью и беспринципностью войск фюрера СС проявляется в партизанских способах ведения войны.

Можно выделить два типа героев во времена ВОВ:

  • партизаны,
  • бойцы Армии Советского Союза.

К первым можно отнести следующих людей:

  • Марат Казей. После убийства фашистами матери за укрывательство партизан, ушел воевать с сестрой в партизанский штаб. За проявленную отвагу награжден медалью в 1943-м году, погиб в следующем году в возрасте 14-ти лет при выполнении задания,
  • Леня Голиков. Вступил в партизанский отряд в 1942-м году. За многочисленные подвиги было решено наградить героя медалью, но получить ее он так и не успел. В 1943-м году был убит вместе с отрядом,
  • Зина Портнова. Стала разведчицей в 1943-м году. Была поймана при выполнении задания и подвергнута множеству пыток. В 1944-м ее расстреляли.

Ко вторым относятся следующие люди:

  • Александр Матросов. Закрыл своим телом амбразуру, позволив пройти отряду для выполнения боевого задания,
  • Иван Панфилов. Дивизия под его руководством храбро сражалась под Волоколамском, на протяжении шести дней отражая вражеские атаки,
  • Николай Гастелло. Направил горящий самолет на войска врага. Погиб с честью.
Читайте также:
Коллективизация и гитлеровская оккупация в повестях Василя Быкова: сочинение

Помимо людей, известных своими подвигами и участием в войне, огромное количество героев так и не были названы страной ввиду незнания о них.

Проблема мужества и героизма моряков

Война не бывает только на суше. Ею оказываются захвачены и небесный свод, и водные просторы. Такова присущая разрушительной стихии сила – вовлекать все и всех в свои сети. Не только на земле сталкивались люди противоборствующих сторон, но и в воде.

Литература наполнена произведениями авторов, описывающих данный факт:

  • В. Катаев «Флаг». Фашисты предлагают сдаться русской команде моряков, однако последние, осознавая, что умрут, если не капитулируют, все равно принимают решение в пользу сражения, защищая город,
  • В. М. Богомолов «Рейс «Ласточки». При переправке боеприпасов через реку, пароход «Ласточка» обстреливают фашистские войска, в результате данного действия мина попадает на баржу. Осознавая факт опасности, капитан, движимый идеей защитить родное отечество, поворачивает штурвал и направляет пароход в сторону противника.

Русские писатели акцентируют внимание на решении людей, основное качество которых – мужество. Храброе поведение при высоком риске актуально и в наше время.

Мужество и героизм в наши дни

Герои есть в любое время, независимо от обстоятельств окружающей их среды. В наше время на доске почета выгравированы имена тех, кто совершил подвиг во имя человечества.

Это обычные дети в повседневной жизни и герои в экстремальных ситуациях:

  • Евгений Табаков. В возрасте семи лет спас свою сестру от маньяка, получив при этом смертельную рану,
  • Юлия Король. Показала высочайший уровень мужества при спасении товарищей в результате трагедии на Сямозере,
  • Саша Ершова. При аварии в аквапарке удержала над водой маленькую девочку, не дав утонуть.

В анналы истории наших дней вписаны не только представленные выше дети, но и многие другие современные люди, активно помогающие в ситуациях повышенного риска тем, кто оказался слабее обстоятельств.

Огромное значение в историях с героическим укладом играет правильное воспитание родителями собственных детей. Ведь именно от того, насколько хорошо родные донесут до ребенка нормы и ценности, зависит созревание будущей личности.

Как написать сочинение на тему «Героизм русского народа»

Героические поступки людей на протяжении многих поколений складывались в историю подвигов российского государства. Учащиеся, которым нужно сдавать профильный экзамен по русскому языку, пишут сочинение, заканчивая 9 класс.

«Как правильно написать творческое задание?» этот вопрос волнует многих школьников, которые хотят показать максимальный результат при тестировании.

В основе любого сочинения на заданную тему всегда лежат цель и план. Цель сочинения дается в задании к нему. План разрабатывает сам учащийся, обычно он подразумевает разбиение работы на этапы работы над ней.

Из чего же состоит план сочинения:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Помимо основных этапов, школьнику следует задуматься о том, на какие аргументы он будет ссылаться при написании сочинения, актуальной подаче информации, которую учащийся хотел бы донести до читателя, верном употреблении средств русского языка в тексте.

Автор, пишущий сочинение на заданную тематику, должен четко сформулировать понятия, используемые в тексте, а также – обозначить собственную позицию.

К примеру, рассмотрим тему героизма русского народа на примере романа Шолохова «Тихий Дон». В основу его положена история мира белогвардейцев, воюющих за свои идеалы. Они обречены историей на исчезновение, однако бесстрашно сражаются против горькой правды коммунизма, насильно насаживаемой казачьему Дону.

В эпопее явственно прослеживаются проблемы, волнующие людей того времени: раскол населения на два фронта (белой и красной гвардии), стремление отстоять свою правду, быт и устоявшийся порядок, столкновение идеалов различных групп населения.

Шолохов показывают внутреннюю эволюцию героев своего романа, их изменения с течением времени: и внутренние, и внешние. Например, Дуняша сперва представляется зрителям «девочкой с косичками», в конце романа же – цельной личностью, самостоятельно избравшей свой путь. Дуня, потомок белогвардейца, выбирает в мужья коммуниста, убившего ее брата.

Девушка представляет собой пример высочайшей жертвенности и героизма, так как не боится перешагнуть через изжившие себя стереотипы общества.

Определение героизма в текстах разных авторов отлично друг от друга, однако общим для данного понятия является способность к жертве, которую приносит герой.

Заключение

Каждый человек сам решает, кого назвать героем. С. Маршак, например, в своем стихотворении о неизвестном спасателе, обращает внимание читателя на то, что подобным героем может оказаться любой прохожий.

Л. Толстой в своей эпопее разграничивает понятия истинного и ложного героизма. Лжегероизм, по мнению писателя, это стремление покрасоваться на публику, в то время как настоящий подвиг человека начинается с чистых помыслов его души.

Героем может стать абсолютно любой человек, независимо от обстоятельств. Никто ведь не знает, какую жизнь прожили бы маленькие партизаны, не случись в 40-е года прошлого века отечественной войны.

Самое важное в жизни – быть достойным самого себя человеком, уважать себя, как личность, стремиться к звездам и помогать людям, заплутавшим по жизни.

Рассуждения о правильном поведении ничто без практического применения. Большие поступки всегда начинаются с маленьких вещей. Становление героем начинается с помощи тем, кто в ней нуждается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: