Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…: сочинение

Сочинение на тему «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни» — А. П. Платонов»

Одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема.

По-своему к теме войны подходит писатель Василь Быков. В ранней военной прозе («Фронтовая страница», «Западня», «Журавлиный крик», «Третья ракета») герои Быкова поражают необыкновенным мужеством, стойкостью духа. Они верят, что погибают не напрасно, что враг все-таки будет остановлен. С оружием в руках погибают старшина Карпенко, ученый Фишер, Ванька Свист, держащие оборону на переезде («Журавлиный крик»). Тяжелораненый Иван Щербак кончает жизнь самоубийством, чтобы дать возможность своему товарищу спастись от гитлеровцев («Фронтовая страница»). Не пропустив танки, гибнут «сорокапятчики» старшего лейтенанта Желтых («Третья ракета»). Люди сильного характера, способные на самопожертвование, — Карпенко и Свист в «Журавлином крике», Кривенок и Попов в «Третьей ракете», Климченко в «Западне». На этих людей всегда можно положиться, они стойко и мужественно переносят все тяготы войны, ее нечеловеческие испытания и в то же время остаются обыкновенными людьми с естественными, простыми мечтами о конце войны, о здоровье, о жизни. «Им, — пишет Быков во „Фронтовой странице», — хотелось только одного -дожить до конца войны. Только б одолеть фашизм, дождаться победы, увидеть хотя бы один мирный день без огня и крови, и больше, кажется, ничего бы не нужно было. Они согласны были бы на любую работу, на самое скромное место в жизни, им всюду был бы желанный покой после того ада, который они пережили на фронте».

Под давлением обстоятельств не все люди способны выдержать обстановку, но эти люди внутренне готовы к предательству и трусости. Таковы Иван Пшеничный во «Фронтовой странице», Задорожный в «Третьей ракете», Рыбак в «Сотникове». Такие люди сознательно совершают предательство, но в то же время не лишены жалости. Рыбак помогает Сотникову, когда он нуждается в помощи. Но внутренняя надежда на спасение с помощью предательства берет верх. И человек предает своих товарищей, свою страну, свою землю.

Героем рассказа «Смерть человека», который, будучи тяжелораненым, мучительно преодолевает каждый метр пути, решившись на самоотверженный поступок.

Примеры, о которых рассказывает Быков, обнаруживают огромный духовный потенциал, скрытый в человеке. Не случайно фашисты писали о фанатизме советских людей, внутренний мир которых был просто недоступен их пониманию.

Еще раз хочется подчеркнуть, что в описании человека на войне писатель избегает одностороннего изображения: ведь человек постоянно меняется, проявляет то одни, то другие качества. Все герои быковских повестей, очень разные по характеру, возрасту, темпераменту, объединены одним: чувством чести, сознанием того, что они выполняют свой воинский долг, умением брать на себя ответственность в трудных жизненных ситуациях. Самый главный подвиг этих людей — это победа над собой, над своей усталостью и болью, которая и есть самый главный залог духовной крепости человека.

В повести «Знак беды» (1983 г.) автор показывает мирную жизнь хутора Яхимовщина. «В мирную жизнь вторгается страшное слово „война». Немцы быстро наступают», оставляя героям повести совсем мало времени на размышления. Петрок полагает: «Мы перед ними вины не имеем. А коли к ним по-хорошему, то, может, и они… Не съедят, может…» Степанида не верит в это. Она не покоряется палачам, она тщательно готовится к проведению вооруженной акции против немцев. Спасаясь от врагов, Степанида сама поджигает собственный хутор, свой привычный и устоявшийся мир, и гибнет в огне. Примечательна последняя фраза повести о бомбе, приготовленной Степанидой… «Но бомба дожидалась своего часа…» До бунта поднимается и Петрок, слабый характером, обычный деревенский житель.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

У Василя Быкова нет ни одного произведения с благополучным концом — во время войны не может быть благополучия одних за счет других. И писатель это прекрасно понимает. Такой беззаветно преданный Родине народ невозможно победить — доказывает писатель каждым своим произведением. Не в этом ли кроется популярность его произведений на протяжении многих лет?

Читайте также:
Мое впечатление от повести В. Быкова Обелиск: сочинение

Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Повесть «Полюби меня, солдатик…», опубликованная впервые в тысяча девятьсот девяносто шестом году в журнале «Дружба народов», принадлежит перу известного писателя Василя Быкова. Тема великой Отечественной войны, которая раскрыта в этом произведении, для автора не нова. Он обращался к ней в раннем творчестве (повести «Сотников», «Альпийская баллада», «Обелиск»).
Почему же вновь и вновь внимание автора привлекают события, от которых отделяет нас более чем полвека? Дело в том, что война в понимании писателя – это не просто историческое событие, а время, когда человек проявляет свою сущность. Характер – нрав человека, нравственные свойства, качество его, свойства души и сердца. Именно это писатель показывает нам в своем произведении. Истинная душа людей очень ярко проявляется на войне, потому что она «с чрезвычайной быстротой образовывает новые характеры людей».
Повесть «Полюби меня солдатик…» рассказывает о самых последних днях войны. Произведение невелико по объему, в нем не много действующих лиц, да и сюжетная линия достаточно проста: молодой лейтенант в самом конце войны встречает девушку, в которую влюбляется. Но им не суждено быть вместе.
Определяя жанр своего произведения, В. Быков пишет: «маленькая повесть». Но после прочтения остается ощущение, что познакомился с большим произведением, в котором показана правда о войне. В повести нет деления героев на своих и врагов, привычного для данной темы. Цель автора – убедить читателя, что люди во все времена должны оставаться людьми. И не важно, на чьей стороне они воюют.
Повесть написана от первого лица: события, лежащие в основе произведения, показаны через восприятие молодого лейтенанта, которому едва «перевалило за двадцать», но который уже прошел через испытание войной.
Действие происходит в небольшом австрийском городке, где еще не установилась власть. Пока неизвестно, кто будет здесь хозяевами – немцы, американские, русские.
Открывает произведение пейзажная зарисовка: «В Австрийские Альпы пришла весна, на пустыре зеленела осыпанная лютиками трава, в палисадниках зацветала сирень, днем пригревало солнце». На фоне цветущей, обновленной природы автор раскрывает душевное состояние тех, кто сумел пережить войну, у кого «Впервые появилась надежда выжить». Мне кажется, что человек, прошедший всю войну, «рождается заново». Он начинает ценить жизнь еще больше, ему хочется наслаждаться каждым днем своего существования и дорожить каждой минутой. Поэтому, можно сказать, что «война ускоряет процесс жизни». Главный герой Дмитрий Борейко, как мальчишка, едет на «попавшемся под руку» велосипеде. Он переполнен радостью жизни, «предчувствием молодой, бездумной удачи». Ведь сегодня- завтра объявят, что закончилась война, и поэтому совсем негрозно, а как-то по-отечески звучат слова командира, когда лейтенант, «с хорошего разгона, загремев на асфальт», буквально падает под ноги командира. «Посмотрите на него!- прозвучало грозным командирским тоном.- он думает, что война кончилась! Уже готов сломать себе ногу на дороге!»
Начало повести буквально переполнено бытовыми описаниями. Все заняты своим делом: кто-то «дымит самокруткой», кто-то спит, «накрывшись с головой палаткой», кто-то «просто сидит на траве, ожидая завтрак»… Все уже настроены на мирную жизнь, на возвращение домой, и поэтому главный герой, узнав, что в ближайшем коттедже живет девушка родом из Белоруссии, не прочь с ней познакомиться: «очень хотелось встретиться с землячком, вспомнить знакомые обоим места, узнать что-либо о родственниках, связь с которыми оборвалась».
И все-таки война еще не закончилась. Василь Быков необычно для произведения о войне показывает ее разрушительную силу. Мы не видим полностью разрушенных городов. Автор приковывает наше внимание к деталям: «взрывы разносили черепичные крыши, уродовали фасады, деревья, отполированную брусчатку мостовых». Создается впечатление, что рассказчику
По-хозяйски жаль исчезающей красоты, которая не сохраниться для мирной жизни: «Прежде о том не думалось: стреляют, ну и пусть, рушат, ну и ладно. На войне ничего никогда не создается, всегда разрушается – так было всегда. Но вот возникло сейчас иное отношение как к человеческим жизням, так и к материальным ценностям, появилась жалость – как, наверное, полагается в конце всякой войны».
Душа Дмитрия не очерствела. Он по-прежнему открыт по отношению к людям. Наверное, поэтому герой вознагражден судьбой. Он встретил свою первую настоящую любовь: «На пороге коттеджа стояла она – моя землячка». Автор вводит в повествование портретную характеристику Франи: «Взглянув на ее курносенькое, с несколькими веснушками на переносье лицо, я сразу вспомнил наш полузабытый девичий облик – вежливо-сдержанный, тронутый мгновенным милым смущением при виде незнакомого человека. С виду она была совсем девочка, одновременно похожая и на подростка-мальчишку.
Уже в этом описании видно, насколько трогательно, заботливо относится главный герой к девушке. В нем просыпается желание оберегать слабого. И в то же время мы видим его смущенным: «сперва я старался скрыть злополучную прореху, но потом забыл про нее, и это не ускользнуло от быстрого взгляда Франи». «Любовь – это чувство, сильная к кому-либо привязанность, начиная от склонности до страсти», – так трактует это понятие толковый словарь. Но любовь не умещается ни в какие рамки, тем более в конце войны, когда с чрезвычайной быстротой образуется новый характер. Дмитрий окрылен так внезапно нахлынувшим чувством. Любовь открывает в человеке самые лучшие качества. Мы видим хорошего человека с сильным характером, которому по силам все.
Но завершается рассказ трагически. Митя уезжает из города, не попрощавшись с Франей, «только торопливо обнял за плечи и отпрянул» и, застеснявшись, «даже не поцеловал ее». А когда спустя сутки герой возвращается в городок, «боясь опоздать», и, не застав Франи, он видит ужасную картину: «маленькое Франино тело неподвижно распласталось на каменных плитах посередине, где вчера стоял столик. От всей одежды на ней осталась лишь разодранная на груди кофточка. Короткие русые волосы веером разлетались вокруг закинутой на пол головы, по остренькому подбородку стекла и запеклась тоненькая струйка сукровицы. Широко раскрытые глаза удивленно уставились в темень высокого потолка».
Натуралистично описанная сцена поражает читателя. Мы вместе с главным героем растеряны и ошеломлены: «Кто учинил такое? Что это – месть или ограбление? Или, может, политика?» Тем трагичнее воспринимается это событие, что происходит оно в «самом конце войны, в радостный день победы». Автор не дает ответа, кто сотворил это кощунство – «свои или коммунисты». Он выносит приговор: «Кто бы они ни были – они нелюди и гады!» И риторическим остается вопрос, что делать герою дальше, как пережить все это. В этот момент рушится его вера в людей. И пророческими становятся слова Шарфа, хозяина дома, где служила Франя, погибшего вместе с ней от руки нелюдей, разграбивших его дом, надругавшихся над его женой, старой, беззащитной женщиной: «После тяжелой войны следует не менее тяжелый мир. Божественный плод победы может оказаться горьким». На мой взгляд война – это испытание не только на жизнь, но и на человечность, которое проходит далеко не каждый. Главное – это остаться человеком, не превращаться в жалкое подобие, и постараться сохранить в себе самые лучшие качества.
Финальная сцена произведения на первый взгляд может показаться затянутой или даже лишней. Автор подробно описывает, как герой хоронит Франю и стариков Шарфов, вводит новых героев. Но именно в этой сцене раскрывается идея произведения: люди, встретившиеся главному герою, так же, как и он, потрясены произошедшим. Они разных национальностей, разного вероисповеданья, принадлежат к разным сословиям, но их объединяет одно: пережив страшную войну, они сохранили в себе человечность. И в этом оптимистическое звучание произведения.

Читайте также:
Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова): сочинение

4973 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Война с чрезвычайной быстротой обрахует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни. (А. П. Платонов). (По повести К. Воробьёва Убиты под Москвой) (Итоговое сочинение)

Война. Вой женщин по убитым: “Зачем меня покинул ты?”

Война. На смерть идут солдаты и падают в кровавый снег.

Война. Вой оглушительный сирены: в Москве бомбёжка началась.

Война – это вой снарядов над головой, это свист пуль в двух шагах, это смерть и страдания, кровь и боль.

Война – самое ужасное и гадкое на земле, самое тяжёлое испытание для человека.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Об этом тяжелейшем испытании написал свою повесть фронтовик Константин Дмитриевич Воробьёв. “Убиты под Москвой” – так называется повесть. Уже из названия мы узнаём, что почти все герои погибнут.

“Учебная рота кремлёвских курсантов шла на фронт”, – так начинается повествование о трагическом сражении под Москвой. Мы словно видим этих двести сорок человек, все одного роста – 183 сантиметра. Фронт рисовался им “величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти”. Когда пролетал “юнкерс”, рота согласно приникала к земле, а затем кто-нибудь по-мальчишески звонко и радостно извещал о том, что смерть пролетела мимо. Перед нами двадцатилетние мальчишки, ни разу не видевшие фронта. Война для них словно парад. Они ещё не знают, что война – это смерть. “Голубовато-призрачная мгла” окутывала не только подмосковные поля. В этой неясной голубовато-призрачной дымке виделся им, мальчишкам, полным радостного жизнелюбия, безрассудной отваги, фронт. Они не знали, что почти все они погибнут и им “свои боевые не носить ордена”.

А рядом с ними их кумир – капитан Рюмин со своей “надменно-иронической улыбкой”, с неизменным “стэком” – ивовым прутом, до половины очищенным от коры. Свой щегольской “стэк” капитан Рюмин почти никогда не выпускал из рук, затянутыми тугими кожаными перчатками. Курсанты боготворили своего командира и подражали ему во всём.

Читайте также:
Активное противостояние злу: сочинение

Но щеголеватый, блестящий капитан почему-то испытывает растерянность, натолкнувшись на заградотряд в скирдах. Смелый и благородный, он устрашился “подозрительно-отчуждённых” взглядов заградотрядников, стушевался перед усмешкой майора, проверяющего документы.

Лейтенант Ястребов, главный герой повести, замечает, что капитан Рюмин ещё более робко держит себя перед измученным подполковником, командиром московских ополченцев, которому придана их рота. Командир московского полка радуется тому, что у каждого курсанта самозарядная винтовка, гранаты и бутылки с бензином. Рюмин недоумевает и отводит глаза в сторону. “Разве рота не получит хотя бы несколько пулемётов?” – тихо спрашивает Рюмин. Он боится признаться себе в том, что советская армия плохо вооружена и не готова к войне, что его мальчишки со своими винтовками просто отданы на заклание фашистским автоматам, танкам.

А двадцатилетний лейтенант Алексей Ястребов “нечётким сознанием” воспринимает войну. Он не понимает, что происходит: пятый месяц немцы неудержимо продвигаются к Москве. Он не может найти в своей душе место, “куда бы улеглась невероятная явь войны”.

Но война, словно катализатор, “ускоряет процесс жизни”, “с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей”. В повести противостоят два героя: капитан Рюмин и лейтенант Ястребов. Страх растерянность постепенно овладевают Рюминым. Его фантастическое решение, выданное за приказ свыше, – не отойти, чтобы избежать полного окружения, а ринуться вперёд, атаковать деревню, занятую немцами, а затем идти назад к своим, – возникло в сложном состоянии страха за несанкционированный свыше, преждевременный отход. Мы помним спецотряд НКВД в скирдах с немецкими автоматами. Капитан Рюмин боялся объяснений с заградотрядниками. Не парадокс ли: курсанты идут на фронт с простыми винтовками, бесполезными против танков, а за их спиной “энкавэдэшники” с автоматами заграждают им путь к отступлению. В этом проявилось недоверие Сталина к своему народу.

Капитан Рюмин нелепо уповал на чудо, отдавая свой фантастический приказ, и чудо произошло: курсанты одержали победу. Но вслед за ней – трагическое окружение роты в лесу, бомбёжка, атака немецких танков и гибель многих. Рюмин не выдерживает груза вины, чувства отчаяния и безнадёжности. Он видит, как стремительно падают два фанерных “ястребка”, подбитые “мессершмитом”, и обречённо-старчески говорит: “Всё. За это нас нельзя простить. Никогда!” И здесь происходит смена лидеров. Лейтенант пытается вдохнуть жизнь в своего командира, пытается его воодушевить : “Ничего, товарищ капитан!Мы их, гадов, всех потом, как вчера ночью. ” Но уже поздно, Рюмин нравственно постарел, упал духом, он не верит в победу. Оставшись один, он стреляет в себя.

И здесь мы видим, как стремительно происходит мужание характера Алексея Ястребова, его нравственное становление. И изменение это произойдёт даже на уровне лексики. Изысканное английское слово “стэк” заменится в сознании Алексея диалектизмом “репица”. Находясь один на один с немецким танком, идущим против него, он вспоминает слова простого солдата: “Ведь танку в лоб не проймёшь такой пол-литрой! Тут надо ждать, покуда она репицу свою подставит тебе. Мотор там у неё спрятан, вот штука-то!” Это был первый танк, подбитый Алексеем. Так рассеялась перед молодым лейтенантом “голубовато-призрачная дымка” и обнаружилась страшная явь войны. Он открыл для себя Россию, увидел всю предстоящую войну как ратный труд, как войну народную.

Читайте также:
Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной войны: сочинение

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id14044

«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (по повести В. Быкова “Карьер”)

Повесть «Карьер» принадлежит перу известного писателя Василя Быкова. Тема Великой Отечественной войны, которая раскрыта в этом произведении, для автора не нова. Он обращался к ней в раннем творчестве (повести «Сотников», «Альпийская баллада», «Обелиск»). Этому же периоду в истории нашего государства были посвящены и более поздние произведения, например, повесть «Полюби меня, солдатик…», опубликованная в 1996 году.
Внимание писателя к этой теме объясняется тем, что война, по его мнению, с особой остротой обнажает в человеке самое сокровенное, «выворачивает, высвечивает то, что в обычной ситуации никогда, возможно, не обнаружилось бы».
У большинства произведений В.Быкова заголовок несет идейную нагрузку. Не является исключением и повесть «Карьер». На первый взгляд может показаться, что заголовок связан лишь с местом действия. Ведь именно в карьере, спустя многие годы (действие происходит в наше время), ведет раскопки главный герой – участник войны Павел Петрович Агеев. Он старается узнать правду о том, что случилось здесь в годы Великой Отечественной войны. Но слово «карьер» символично – это пропасть, разделяющая настоящее и прошлое, честь и предательство, любовь и равнодушие. На какой стороне карьера каждый из героев – вот основная проблема, которую решает автор.
Произведение получает философское звучание. Оно не ограничено одной темой: здесь и глубокие раздумья автора о смысле жизни, и рассказ о разных человеческих судьбах и характерах, и рассуждение о долге солдата, и полное лиризма повествование о красивой, но трагической любви, и размышление о взаимоотношениях отцов и детей, и попытка разрешить проблему, зачем нужно помнить о событиях, давно ставших историей.
В произведении несколько временных пластов. Одним из основных художественных приемов, к которым прибегает автор, является прием ретордации: в произведении много монологов героев, в которых они рассказывают о своей жизни. Это позволяет читателю заглянуть в прошлое, найти объяснение тому, что происходит сейчас.
И все-таки основа повести – рассказ о том, что происходит в маленьком городке, захваченном фашистами. Война – всеобщая трагедия. Тесно переплетая судьбы людей, она меняет их: кто-то начинает видеть в каждом прохожем врага, а для кого-то любой соотечественник становится близким человеком, которому можно доверять, которого нельзя бросить в беде.
Раненый Агеев, выйдя из окружения, находит приют в доме Барановской. В образе этой женщины автор показал по-настоящему сильный характер. Ее убеждения не могут измениться, потому что они выстраданы, незыблемы. Она попадья. Но ее взгляды лишены религиозного фанатизма: «Верить в бога – вовсе не значит прилежно молиться или соблюдать обряды. Это скорее – иметь бога в душе. И поступать соответственно. По совести, то есть по-божески». Ее доброта, вера в лучшее противопоставлены жестокости и разрушительной силе войны. Барановская уверена, что «людей надо делить не по сословной и классовой принадлежности, не по профессиям и должностям, а на добрых и злых и что на одного доброго в жизни приходится десять злых». У этой пожилой женщины трагическая судьба. Она потеряла единственного сына. Но горе не ожесточило ее сердца. Душа Барановской открыта для людей. Попавшему в трудную ситуацию Агееву она помогает и относится к нему, как к сыну.
Мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе этой женщины, автора больше волновало то ,какую роль она сыграла в жизни главного героя: благодаря ей Агеев понял, что людям надо доверять, что человек должен о ком-то заботиться. Возможно, поэтому и встречает Павел свою настоящую любовь. «Она была худенькая, среднего роста, с коротко стриженными светлыми волосами, в выгоревшем на солнце сарафане, с обнаженными до плеч руками,»- так описывает автор Марию в день их знакомства. В портрете девушки что-то детское, наивное, незащищенное. Любовь, вспыхнувшая в душе Павла, стала смыслом его существования. Она помогает ему по-новому увидеть мир, окружающих его людей. Яркое, неожиданное чувство преображает главного героя: «она заронила в его омраченную душу» желание выжить. «Оба они словно забыли, где находились, забыли, что в мире шла большая война и какая опасность угрожала каждому». Самое главное теперь для Павла –найти выход из сложившейся ситуации, «спасти ее и себя от вплотную надвигающейся колесницы уничтожения». Они стараются не говорить о будущем, о том, что их ждет завтра. Но от реальности не уйти: идет война, и Агеев, как солдат, обязан выполнить свой долг перед Родиной. Автор ставит своего героя перед сложным выбором.
Чтобы установить связь с партизанами, кто-то из них двоих вынужден пойти на станцию, а значит, подвергнуться смертельному риску. Раненый, он сразу вызовет подозрение полиции, а отправить Марию он боится. Ситуация осложнена и тем, что Мария ждет ребенка. Агеев медлит, «отодвигая тот самый последний момент, когда перерешить будет уже поздно». И все-таки выбор сделан: на задание отправится Мария. Василь Быков не дает нам точного ответа, что произойдет с девушкой: будет расстреляна вместе со всеми попавшими в руки фашистов партизанами или ей удастся чудом спастись. Для него важно другое: как поведет себя Павел Агеев, взявший на себя ответственность за принятое решение. Волей судьбы Агеев выживет. Пройдут годы. Многие события, произошедшие в жизни героя повести, зарубцуют боль прошлого, но память, совесть приведут его к тому карьеру, где в годы войны были расстреляны его товарищи. И с немым упорством он будет искать ответ на вопрос, что же произошло тогда, лежит ли на нем вина за смерть любимой женщины и их еще не родившегося ребенка.
Композиционно произведение построено так, что временные пласты перемешаны, действие происходит то в прошлом, то в настоящем. Это позволяет автору поднять еще одну проблему: взаимоотношение отцов и детей. Агеев в жизни одинок, несмотря на то что у него есть семья. Жена почти ничего не знает о его прошлом, сын «поинтересовался как-то его наградами и, когда отец показал ему орден Красной Звезды, презрительно хмыкнул: у родителя его друга, служившего в годы войны в большом штабе, было пять орденов…» Сын Павла Петровича не может понять отца, по его мнению, «не стоит бередить зажившие раны». Он убежден, что в поступках Агеева старшего «нет логики». И действительно, что можно изменить сегодня, спустя полвека? Автор, казалось бы, не дает ответа и на этот вопрос: ведь разгадка не найдена. Но всем повествованием В. Быков утверждает: «За все надо платить- за хорошее и плохое, которые так крепко повязаны в этой жизни». Муки совести – наказание герою за то, что за свою жизнь он « заплатил ЕЮ» за это и «был жестоко наказан, потому что ОНА была послана ему для счастья, а не для искупления». Наверное это еще одна разгадка того, что же влечет Агеева в прошлое: он ищет свое утраченное душевное равновесие, право на счастье. Найдет ли.

Читайте также:
Тема подвига в одном из произведений русской литературы: сочинение

Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…: сочинение

1. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», глава четвертая, том первый.)

2. Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

3. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

4. Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы.

Нравственная проблематика произведений конца ХХ века. (По 1-2 произведениям русской и родной литературы по выбору учащегося.)

5. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

Консультация

К омплект достаточно сложный. Приемлемыми можно считать первые три темы. К теме № 4 советуем обратиться только в том случае, если прочитано хотя бы одно из произведений современной отечественной прозы на нравственную проблематику. Границы понятия “современная проза” очерчиваются рамками последних десятилетий (1970–90-е гг.). Тему можно раскрыть на произведениях таких авторов, как В.Распутин, В.Астафьев, Ф.Абрамов, Ю.Трифонов, Ю.Нагибин, Д.Гранин, Ф.Искандер и др.

Тема № 5 у многих, особенно у медалистов, может вызвать затруднения. Цитата не очень прозрачна. Если выделить в ней ключевые слова “война” и “новые характеры”, то тогда в сочинении главной станет проблема “Человек на войне”. Война в корне меняет жизнь всей страны и каждого человека в отдельности, становление характера на войне происходит намного быстрее («Сашка» В.Кондратьева, «В списках не значился» Б.Васильева, «Убиты под Москвой» К.Воробьёва).

Тема № 1 — самая приятная во всём комплекте, её выберут многие, поэтому остановимся на ней подробнее.

Главная задача пишущего — показать место и роль эпизода в произведении. Выполнить эту задачу можно двумя путями: в начале или в конце сочинения, а ещё лучше и в начале, и в конце.

Образ Ноздрёва — третий в галерее образов помещиков. Встреча Чичикова с Ноздрёвым в трактире — не первая встреча героев (Чичиков познакомился с Ноздрёвым на обеде у полицмейстера /глава 1/). Встреча эта и случайна (Ноздрёв возвращался с ярмарки, а Чичиков по дороге к Собакевичу решил пообедать), и не случайна. Об этом, а также о том, почему именно трактир является местом встречи персонажей, стоит поразмышлять в сочинении. Обратим внимание и на мотив еды — сквозной мотив всей поэмы.

Читайте также:
Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился: сочинение

Для анализа эпизода нужно очертить его границы. Эпизод занимает не всю главу 4, а только её часть (от начала и до момента отъезда всех участников сцены: Чичикова, Ноздрёва и его зятя Мижуева — в имение Ноздрёва). Он является, по сути, завязкой главы, основное же развитие действия произойдет в доме Ноздрёва.

Как и другие “помещичьи” главы, данная построена по известной композиционной модели: описание деревни, дома, кабинета, портрет хозяина, сцена обеда, предложение о продаже мёртвых душ и сама покупка и, наконец, авторская характеристика помещика. Однако реальное наполнение этой схемы всякий раз достаточно оригинально. Так, в данном случае портрет “открывает” выделенный эпизод (лейтмотив портрета и всего образа Ноздрёва — мотив свежести и здоровья), а “закрывает” его пространная гоголевская характеристика с обобщением о типичности характера Ноздрёва: “Ноздрёв долго ещё не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане…” Все остальные структурные компоненты образа Ноздрёва находятся уже за пределами данного эпизода.

Каково же место эпизода в контексте целого? Почему Ноздрёв — третий? Почему он следует за Маниловым и Коробочкой, а после него идут Собакевич и Плюшкин? Нет ли здесь какой-то закономерности?

Отметим антитезу в создании образов помещиков: Ноздрёв противопоставлен и Манилову, и Коробочке. В отличие от застывшего, “мёртвого” Манилова он деятелен, энергичен, буен; в противоположность скупой и приземлённой Коробочке он не проявляет никакого интереса к хозяйству, расточителен и легкомыслен. Последнее роднит его с Маниловым. Общее между всеми помещиками — их “мёртвость”. Скандальность и буйство “исторического человека” Ноздрёва в конечном счёте так же абсурдны, как и пороки других помещиков. Главная страсть Ноздрева — “нагадить ближнему”, расстроить свадьбу, торговую сделку или, как в случае с Чичиковым, покупку мёртвых душ. (Именно Ноздрёв сыграл злую шутку с главным героем: в 8-й главе Чичиков приходит на бал к губернатору, и здесь его неожиданно разоблачает Ноздрёв.)

Разумеется, обо всем этом не обязательно писать в сочинении. Для хорошей “четвёрки” вполне достаточно будет ограничиться собственно анализом указанного фрагмента. Двух-трёх предложений о роли эпизода будет достаточно. Однако рассуждение о том, почему Ноздрёв появляется именно в этой главе и как его образ соотносится с образами других помещиков, сделало бы сочинение более красивым и глубоким.

Тема № 2 — «Почему Онегин обречен на одиночество?» — это проблемный вопрос из разряда тех, которые обычно называют простыми или детскими. На самом деле он далеко не прост. В центре сочинения будет характер главного героя. Для того чтобы в сочинении не оказалось “воды” или подмены другой темой («Образ “лишнего человека”»), советуем для себя, на черновике, попытаться чётко ответить на требуемый вопрос. Получиться может примерно вот что.

Читайте также:
Коллективизация и гитлеровская оккупация в повестях Василя Быкова: сочинение

Вопрос об одиночестве Онегина — это вопрос о характере героя и взаимоотношениях его со средой.

Люди типа Онегина возвышаются над окружающей их средой, задумываются над вопросами смысла жизни. Это удел немногих. Именно поэтому Онегин — глубоко несчастный человек. Привычных радостей, которые даёт свет, ему мало.

Но Онегин не только выше среды, он и часть её. Эгоизм, индивидуализм, отсутствие привычки к труду и отсутствие самой деятельности не могли не привести в конце концов к трагическому исходу. Онегин живёт рассудком (“рано чувства в нём остыли”). Это ещё одна причина его одиночества. Герой не выдержал испытаний дружбой и любовью. И потерял всё, что он мог бы иметь. Слова Татьяны: “А счастье было так возможно, так близко” в равной степени можно отнести и к главному герою. Но судьба Онегина уже решена… Пушкиным.

Тема № 3 достаточна традиционна. Во вступлении скажем о том, что понятие внутренней красоты — одно из основных в системе ценностей Толстого. Внутренняя (душевная) красота противопоставлена внешней (телесной), а сама эта антитеза является частью более широкой — “истинное и ложное в человеке” (истинное и ложное общение, величие, патриотизм, красота).

Тема может быть раскрыта не только на примере образов Наташи Ростовой, княжны Марьи, Элен, но и Веры Ростовой, Анатоля Курагина, Кутузова. Особое внимание обратим на детали-лейтмотивы (“лучистые глаза” княжны Марьи, “мраморные плечи” Элен, физическая немощность Кутузова и тому подобное).

Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни

(по «Закону вечности» Н. В. Думбадзе)

«Душа человека во сто крат тяжелее его тела… Она настолько тяжела, что один человек не в силах нести ее… И потому мы, люди, пока живы, должны стараться помочь друг другу, стараться обессмертить души друг друга: вы — мою, я — другого, другой — третьего, и так далее до бесконечности».

Так сформулировал свое жизненное и творческое кредо в романе «Закон вечности» выдающийся писатель Нодар Владимирович Думбадзе. Этому правилу он оставался верен всегда. И в своих поступках, и в произведениях. Книги Нодара Думбадзе полны редкого жизнелюбия, пронизаны юмором, присущим этому человеку. Но это не было беззаботное веселье. Писатель понимал, что жизнь полна трудностей и даже трагедий, с многими из которых и поделать-то ничего не мог. Но он был оптимистом, человеком, верящим в конечную победу добра над злом, света над тьмой. Отсюда излюбленный образ солнца, лейтмотивом проходящий через все его произведения. В романе «Я вижу солнце» солнце является центральным символом. В романе проблема долга, ответственности перед людьми, верности и доброты. Одна из основных тем этого произведения — подвиг народа в Великой Отечественной войне. Книга, посвященная Великой Отечественной войне, написана своеобразно: в ней нет батальных сцен, изображения подвигов бойцов на фронте, а есть жизнь маленького грузинского села, прошедшего через многие испытания военного времени — голод, лишения, гибель родных и близких. Война проходит через сердца, и люди сплачиваются в общем горе, помогая и поддерживая друг друга. Начинается роман с того момента, когда село узнает о начале войны.

«И вдруг словно померкло солнце, словно наступила ночь, словно в мире что-то изменилось… Десять автомашин увозили в неведомое часть нашей крови и плоти — цену той огромной любви, которой мы, люди, любили родную землю. И теперь мы, матери, жены, отцы, сестры, дети, принесшие эту жертву, толпились у грузовиков, и лишь старик маэстро стоял одиноко, закрыв лицо руками, среди лежавших на зеленой траве инструментов, и плечи у него дрожали…

День этот был похож на морской отлив, после которого на берегу остаются рыбы, раковины и щепки». Всеобщее горе охватывает матерей, жен, отцов, сестер, детей, отправляющих своих родных на битву. Мальчику Сосойе даже странно это состояние отчаяния, потому что он еще никогда «не видел человека, который бы ушел в армию и не вернулся». Так, пока еще деревня не знает о начале войны, не переводя дыхания, поет кедровка, временами поглядывая на катившееся к закату солнце, а в сцене прощания с отправляющимися на фронт отмечается: «И вдруг словно померкло солнце, словно наступила ночь. Огромное красное солнце — источник жизни, щедро одаривающей своим теплом все живое, меркнет, когда приходит война ». Этот образ сопутствует всем событиям книги, оттеняя каждый новый этап нравственного формирования, духовного становления главного героя — Сосойи Мамаладзе. В одном из своих интервью Н. Думбадзе отмечал созвучие романа «Я вижу солнце» и рассказа В. Распутина «Уроки французского »: «Герои обоих произведений получают у окружающих их людей уроки доброты, становящиеся тем фундаментом, на котором формируется характер».

Читайте также:
Мое любимое произведение о Великой Отечественной Войне (по повести В. Быкова В списках не значился): сочинение

Какие же события послужили для Сосойи уроками жизни? Например, историю спасения «сосоиного русского»: «Раненый солдат Анатолий Романов, который лечился в госпитале в Грузии, решил самовольно вернуться в свой полк. Не дойдя до станции, теряет сознание на окраине села, где его и находит Сосойя. Раненного приносят в дом тетушки Кетеван. Вся деревня принимает самое деятельное участие в судьбе «сосоиного русского». Сосойя чувствует особую ответственность за здоровье раненного. Анатолию необходимо козье молоко, но невозможно просить его в домах, где плачут голодные дети. Сосойя решается на обман — выдаивает тайком коз прямо на пастбище…». Анатолия Романова в грузинской деревне принимают как своего брата и сына, ибо он смелый самоотверженный человек, защитник Родины.

По-иному выглядит история с односельчанином — бригадиром Датико. Почему он так далек от своих односельчан? Почему оказался чужим? «Датико дезертирует с фронта и скрывается в лесу около родного селения. Дезертира встречает всеобщее презрение. Нет ни одного человека в селе, который бы не проклял Датико («На весь мир опозорил и обес честил»). Даже тетя Кетеван, которую любит Датико, выгоняет его из своего дома. Старый мельник, невзирая на угрозу бывшего бригадира, отказывается молоть ему зерно. Люди не прощают Датико даже тогда, когда он с риском для жизни спасает тонущую Хатию. Все отворачиваются от предателя, не желая даже арестовать его за дезертирство и убийство: «Датико выступил на середину круга — исхудавший, заросший, в изодранной одежде и обуви. Он обвел собравшихся мутным взглядом. И каждый, с кем скрещивались глаза Датико, опускал глаза и отступал назад. Датико стоял и ждал, когда заговорит село. Но народ молчал, как могила… Долго ждал Датико, но никто не нарушал молчания. Тогда он сорвал с пояса кобуру с револьвером, бросил ее на землю и покорно опустил руки».

Датико обращается к Сосойи с вопросом, что ему делать, надеясь, что мальчик окажется снисходительнее взрослых. Но сын своего народа, впитавший уроки мужества и мудрости, отвечает дезертиру молчанием, как бы воплощающим высшую справедливость и приговор — Датико лишен звания человека. Дезертир уходит, но не в сторону леса, а по шоссе. Там, где скрылся Датико, медленно опускалось солнце, но это уже совсем не тот закат, который видели люди, когда умирал Бежано: он не оставляет отблеска ни в чьем сердце. Датико уходит так, как будто его и не было среди живых. «За далекой горой медленно спускался огромный диск солнца. Он напоминал мне выпеченный на кеци дымящийся логади, и я пожалел, что этот исполинский логади опустится где-то в другом месте. Впрочем, сейчас, ранней, голодной весной, все круглое… мне напоминало логади». Все село ждет момента, когда поспеет молодая кукуруза, ждет, как мать в конце шестого месяца ждет прорезания первого зуба своего первенца. Из одолженных продуктов тетя Кетеван печет логади. И только Сосойя впился в свежую лепешку зубами, как во дворе появился пленный немец, работающий на стройке.

Голодные люди отдают хлеб побежденному врагу, делятся последним. Такое великодушие может проявить только душевно щедрый человек. И это еще один нравственный урок для Сосойи. В повести есть глава с обобщенным названием «Такова жизнь». В ее содержании отчетливо звучит мотив дороги, которая, как и солнце, имеет в этом произведении символическую роль — это путь духовного становления героя, который он проходит за четыре года войны. С образом дороги связано ощущение ожидания, надежды, опасности и радости. По дороге уходят на войну односельчане Сосойи, по ней они возвращаются домой. Она похожа на урез заброшенной в большой водоворот сети, которую сейчас опорно и медленно вытягивала на берег окрепшая жизнь.

Читайте также:
Человек на войне (По одному из произведений современной литературы — В.В.Быков Сотников): сочинение

Название романа «Я вижу солнце» повторяется в тексте неоднократно. Всякий раз, когда речь заходит о человеческом участии, доброте, взаимопомощи, верности самому светлому. Пока человек видит солнце, он живет, он счастлив. Название книги равноценно мысли «Я верю в жизнь, в добро, в людей». Не случайно последняя глава так и называется: «Я вижу вас, люди!», и последние строки произведения полны жизнелюбия

Сочинение Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…»

Повесть «Полюби меня, солдатик…», опубликованная впервые в тысяча девятьсот девяносто шестом году в журнале «Дружба народов», принадлежит перу известного писателя Василя Быкова. Тема великой Отечественной войны, которая раскрыта в этом произведении, для автора не нова. Он обращался к ней в раннем творчестве (повести «Сотников», «Альпийская баллада», «Обелиск»).
Почему же вновь и вновь внимание автора привлекают события, от которых отделяет нас более чем полвека? Дело в том, что война в понимании писателя – это не просто историческое событие, а время, когда человек проявляет свою сущность. Характер – нрав человека, нравственные свойства, качество его, свойства души и сердца. Именно это писатель показывает нам в своем произведении. Истинная душа людей очень ярко проявляется на войне, потому что она «с чрезвычайной быстротой образовывает новые характеры людей».
Повесть «Полюби меня солдатик…» рассказывает о самых последних днях войны. Произведение невелико по объему, в нем не много действующих лиц, да и сюжетная линия достаточно проста: молодой лейтенант в самом конце войны встречает девушку, в которую влюбляется. Но им не суждено быть вместе.
Определяя жанр своего произведения, В. Быков пишет: «маленькая повесть». Но после прочтения остается ощущение, что познакомился с большим произведением, в котором показана правда о войне. В повести нет деления героев на своих и врагов, привычного для данной темы. Цель автора – убедить читателя, что люди во все времена должны оставаться людьми. И не важно, на чьей стороне они воюют.
Повесть написана от первого лица: события, лежащие в основе произведения, показаны через восприятие молодого лейтенанта, которому едва «перевалило за двадцать», но который уже прошел через испытание войной.
Действие происходит в небольшом австрийском городке, где еще не установилась власть. Пока неизвестно, кто будет здесь хозяевами – немцы, американские, русские.
Открывает произведение пейзажная зарисовка: «В Австрийские Альпы пришла весна, на пустыре зеленела осыпанная лютиками трава, в палисадниках зацветала сирень, днем пригревало солнце». На фоне цветущей, обновленной природы автор раскрывает душевное состояние тех, кто сумел пережить войну, у кого «Впервые появилась надежда выжить». Мне кажется, что человек, прошедший всю войну, «рождается заново». Он начинает ценить жизнь еще больше, ему хочется наслаждаться каждым днем своего существования и дорожить каждой минутой. Поэтому, можно сказать, что «война ускоряет процесс жизни». Главный герой Дмитрий Борейко, как мальчишка, едет на «попавшемся под руку» велосипеде. Он переполнен радостью жизни, «предчувствием молодой, бездумной удачи». Ведь сегодня- завтра объявят, что закончилась война, и поэтому совсем негрозно, а как-то по-отечески звучат слова командира, когда лейтенант, «с хорошего разгона, загремев на асфальт», буквально падает под ноги командира. «Посмотрите на него!- прозвучало грозным командирским тоном.- он думает, что война кончилась! Уже готов сломать себе ногу на дороге!»
Начало повести буквально переполнено бытовыми описаниями. Все заняты своим делом: кто-то «дымит самокруткой», кто-то спит, «накрывшись с головой палаткой», кто-то «просто сидит на траве, ожидая завтрак»… Все уже настроены на мирную жизнь, на возвращение домой, и поэтому главный герой, узнав, что в ближайшем коттедже живет девушка родом из Белоруссии, не прочь с ней познакомиться: «очень хотелось встретиться с землячком, вспомнить знакомые обоим места, узнать что-либо о родственниках, связь с которыми оборвалась».
И все-таки война еще не закончилась. Василь Быков необычно для произведения о войне показывает ее разрушительную силу. Мы не видим полностью разрушенных городов. Автор приковывает наше внимание к деталям: «взрывы разносили черепичные крыши, уродовали фасады, деревья, отполированную брусчатку мостовых». Создается впечатление, что рассказчику
По-хозяйски жаль исчезающей красоты, которая не сохраниться для мирной жизни: «Прежде о том не думалось: стреляют, ну и пусть, рушат, ну и ладно. На войне ничего никогда не создается, всегда разрушается – так было всегда. Но вот возникло сейчас иное отношение как к человеческим жизням, так и к материальным ценностям, появилась жалость – как, наверное, полагается в конце всякой войны».
Душа Дмитрия не очерствела. Он по-прежнему открыт по отношению к людям. Наверное, поэтому герой вознагражден судьбой. Он встретил свою первую настоящую любовь: «На пороге коттеджа стояла она – моя землячка». Автор вводит в повествование портретную характеристику Франи: «Взглянув на ее курносенькое, с несколькими веснушками на переносье лицо, я сразу вспомнил наш полузабытый девичий облик – вежливо-сдержанный, тронутый мгновенным милым смущением при виде незнакомого человека. С виду она была совсем девочка, одновременно похожая и на подростка-мальчишку.
Уже в этом описании видно, насколько трогательно, заботливо относится главный герой к девушке. В нем просыпается желание оберегать слабого. И в то же время мы видим его смущенным: «сперва я старался скрыть злополучную прореху, но потом забыл про нее, и это не ускользнуло от быстрого взгляда Франи». «Любовь – это чувство, сильная к кому-либо привязанность, начиная от склонности до страсти», – так трактует это понятие толковый словарь. Но любовь не умещается ни в какие рамки, тем более в конце войны, когда с чрезвычайной быстротой образуется новый характер. Дмитрий окрылен так внезапно нахлынувшим чувством. Любовь открывает в человеке самые лучшие качества. Мы видим хорошего человека с сильным характером, которому по силам все.
Но завершается рассказ трагически. Митя уезжает из города, не попрощавшись с Франей, «только торопливо обнял за плечи и отпрянул» и, застеснявшись, «даже не поцеловал ее». А когда спустя сутки герой возвращается в городок, «боясь опоздать», и, не застав Франи, он видит ужасную картину: «маленькое Франино тело неподвижно распласталось на каменных плитах посередине, где вчера стоял столик. От всей одежды на ней осталась лишь разодранная на груди кофточка. Короткие русые волосы веером разлетались вокруг закинутой на пол головы, по остренькому подбородку стекла и запеклась тоненькая струйка сукровицы. Широко раскрытые глаза удивленно уставились в темень высокого потолка».
Натуралистично описанная сцена поражает читателя. Мы вместе с главным героем растеряны и ошеломлены: «Кто учинил такое? Что это – месть или ограбление? Или, может, политика?» Тем трагичнее воспринимается это событие, что происходит оно в «самом конце войны, в радостный день победы». Автор не дает ответа, кто сотворил это кощунство – «свои или коммунисты». Он выносит приговор: «Кто бы они ни были – они нелюди и гады!» И риторическим остается вопрос, что делать герою дальше, как пережить все это. В этот момент рушится его вера в людей. И пророческими становятся слова Шарфа, хозяина дома, где служила Франя, погибшего вместе с ней от руки нелюдей, разграбивших его дом, надругавшихся над его женой, старой, беззащитной женщиной: «После тяжелой войны следует не менее тяжелый мир. Божественный плод победы может оказаться горьким». На мой взгляд война – это испытание не только на жизнь, но и на человечность, которое проходит далеко не каждый. Главное – это остаться человеком, не превращаться в жалкое подобие, и постараться сохранить в себе самые лучшие качества.
Финальная сцена произведения на первый взгляд может показаться затянутой или даже лишней. Автор подробно описывает, как герой хоронит Франю и стариков Шарфов, вводит новых героев. Но именно в этой сцене раскрывается идея произведения: люди, встретившиеся главному герою, так же, как и он, потрясены произошедшим. Они разных национальностей, разного вероисповеданья, принадлежат к разным сословиям, но их объединяет одно: пережив страшную войну, они сохранили в себе человечность. И в этом оптимистическое звучание произведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: