Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина): сочинение

Уроки французского по Распутину

Этого писателя называли народным, деревенским. Его произведения часто рассказывают о нем самом, но при этом каждый читатель найдет на страницах и что-то очень личное для себя. Речь идет о Валентине Распутине, выходце из маленькой деревни в Иркутской области, родившемся в простой крестьянской семье. Но, тем не менее, он сумел осуществить собственную мечту – стать профессиональным литератором.

Одним из самых известных рассказов автора считается произведение «Уроки французского»: его изучают в средних классах школы, по нему снят отечественный фильм, на него часто опираются, говоря о биографии Распутина. Дело в том, что это рассказ во многом автобиографичен.

Валентин сумел окончить лишь младшую школу в родной деревне: других учебных заведений здесь не было. На уровне четырёх классов простой общеобразовательной школы останавливалось образование большинства его ребят-земляков. Но Распутин был не таким – он страстно желал учиться. И он уезжает в районный центр для продолжения обучения, где живет абсолютно самостоятельно, несмотря на свой возраст.

Рассказ также повествует о мальчике, который вынужден был уехать в райцентр, чтобы иметь возможность продолжить образование.

Произведение захватывает небольшой промежуток жизни главного героя. Но и этого достаточно, чтобы суметь раскрыть основную тему: взаимоотношение ученика и преподавателя, а также нравственное становление одиннадцатилетнего мальчика под влиянием учителя.

В относительно коротком рассказе Распутину удается отразить целый каскад проблем: приспособление выходца из деревни к городской жизни, выживание в послевоенные годы, взаимоотношения в детском коллективе, тонкая грань между допустимым и запретным.

Главный герой – упорный, старательный мальчик 11-ти лет, он стремится учиться хорошо. Но ему тяжело жить одному, без постоянной поддержки родителей, испытывая голод и другие лишения раннего послевоенного времени. Подросток выделяется на фоне одноклассников: условия жизни заставили его резко повзрослеть. Но он стесняется своего образа жизни на грани нищеты, в душе он хочет думать о том, в какую игру поиграть с друзьями, а не о том, что съесть сегодня на ужин. К тому же он горд и никогда не пожалуется другим на трудности своего положения.

Второй главный герой рассказа — учительница французского, Лидия Михайловна. Она сразу обращает внимание на старательного, умного мальчика. Понимает всю сложность его положения и искренне хочет ему помочь. Но осознавая гордость ученика, ищет незаметные способы оказать эту помощь. Она дарит ему посылку с едой, зовет к себе домой под предлогом дополнительных занятий и пытается накормить.

Не сумев добиться своего, учительница находит необычный способ. Она начинает играть с подопечным на деньги. С этим и связана основная мысль произведения. Права ли учительница? Может ли помощь с ее стороны быть оказана таким путем? Безнравственен ли ее поступок?

С первого взгляда, учительница поступает неправильно. В ее действиях можно усмотреть педагогическое нарушение, за которое ее могут уволить из школы. Но описывая поступок, автор не упускает из внимания его цель. Ведь искреннее желание учителя спасти мальчика от голода могло было быть реализовано только через самостоятельное получение. Ребенок не примет подачки.

Но вот тут и возникает та самая грань между аморальным и нравственным. Почему учительница не попробовала другие способы? Например, можно было сделать мальчика репетитором, с которым бы расплачивались едой. Так он бы помогал другим ученикам и не голодал сам.

Кульминацией рассказа становится момент, когда их за игрой в «пристенок» застает сам директор школы. Так, из-за неуклюжего желания оказать помощь, рушится карьера Лидии Михайловны. Она уезжает из города и преподавание для нее остается теперь в прошлом.

Конец произведения позволяет читателю воспринять название рассказа в ином смысле.

Теперь «Уроки французского» — это не только учебные занятия по языку, но и жизненный урок, который преподали мальчику учитель и директор. Полезен ли был этот опыт? Конечно, да. Ведь именно после свалившегося на голову учительницы несчастья, мальчик смог открыто признаться той во всех своих трудностях. Он осознает, что именно сделал для него этот, казалось бы, чужой человек. И этот урок позволил доброму, умному и старательному мальчишке стать еще чуточку лучше.

Рассказ анализировала scarlett1211.

Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина)

Каждый из нас проводит за школьной партой 11 лет. Много знаний мы получаем за это время, некоторые мы забываем, некотрые совсем немного помним, но есть еще уроки, которые запоминаются на всю жизнь. Так и произошло с героем повести В. Распутина. Наш герой быд из бедной семьи. Его как главного грамотея деревни отправили учиться в райцентр.

Читайте также:
Настасья Карпова: сочинение

Его мать старалась собирать для него посылки, но мальчик все равно не доедал. К тому же кто-то еще воровал еду у него. Мальчик сразу стал выглядеть больным и изможденным.

Увидев его у себя на уроке, учительница французского прониклась жалостью к ребенку. Она старалась помочь ему, даже посылала посылки с едой, но мальчик стал играть в чику на деньги. Что бы отвлечь его от этого пагубного занятия, она правда сама стала с ним играть в пристенок, но для того, что бы он выигрывал, и покупал себе молоко, ведь унего было малокровие. Однажды играя, их заметил директор. Всю вину учительница взяла на себя и за игру на деньги с учениками ее уволили.

Мальчику эти уроки французского запомнились на всю жизнь. Они стали для него уроками доброты, понимания и науки. “Сам погибай, а товарища выручай”

Твір на тему: Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина)

Related posts:

Краткое содержание рассказа В. Г. Распутина “Уроки французского” (Второй вариант) Главный герой этого рассказа – маленький мальчик, который жил с матерью в деревне, но из-за того, что там не было средней школы, мать отправила его учиться в райцентр. Мальчик трудно.

Сочинение Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения “Уроки французского”. Распутин написал рассказ о бедно живущем мальчике и доброй учительнице, готовой помочь.

Нужно сочинение на тему уроки доброты. Рассказ распутина – уроки французского Распутин: “Уроки французского” Каждый из нас проводит за школьной партой 11 лет. Много знаний мы получаем за это время, некоторые мы забываем, некотрые совсем немного помним, но есть еще уроки.

Уроки доброты (По рассказу В. Г. Распутина “Уроки Французского”) В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В одиннадцать лет у него началась самостоятельная жизнь. В райцентре, из-за.

В чем состояли уроки учительницы Лидии Михайловны? (По рассказу В. Распутина “Уроки французского”) Название рассказа “Уроки французского” как будто бы дает ответ на вопрос – Лидия Михайловна учила героя французскому языку. Но на самом деле это не так – она научила его состраданию.

Анализ рассказа В. Г. Распутина “Уроки французского”, план Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как “деревенский” писатель. Его прежде всего интересуют не новшества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни. Но.

Чему научила мальчика учительница Лидия Михайловна? (по рассказу В. Распутина “Уроки французского”) Герой рассказа – маленький мальчик – попадает из привычной деревенской обстановки в райцентр, где ему необходимо продолжить учебу в пятом классе. “Так, в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь”, –.

Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и о его делах (по рассказу В. Распутина “Уроки французского”) Рассказ В. Распутина “Уроки французского” повествует о человеке, про которого можно сказать, что он “самоотверженно и бескорыстно делал людям добро”. Этот человек – учительница героя, Лидия Михайловна. Выросший уже герой.

Школьный учитель в изображении В. Распутина (по рассказу В. Распутина “Уроки фрвнцузского”) Учительницу-одну из героев рассказа “Уроки французского” В. Распутина звали Лидия Михайловна. Она преподавала иностранный язык, но всегда была готова помочь и в других делах. Она была аккуратной и умной, красивой.

Сочинение рассуждение уроки фпанцузского – уроки доброты. Из рассказа распутина уроки французского Уроки французского”Рассказ В. Г. Распутина, написанный в недалеком, но уже столь непонятном для нас, нынешней молодежи, прошлом, порой трогает до слез своей бесхитростностью и чистотой. Совершенно правдиво и глубоко психологично.

Краткое содержание рассказа В. Г. Распутина “Уроки французского” (Первый вариант) Повествование ведется от лица одиннадцатилетнего мальчика, оказавшегося один на один с суровой жизнью. У его матери было трое детей, и он был старшим. После окончания пятого класса его отправляют в.

Читайте также:
Проблемы нравственности в современной литературе: сочинение

Как я понимаю название рассказа В. Распутина “Уроки французского”? Название рассказа В. Распутина “Уроки французского” можно понимать буквально. На первый взгляд, все выглядит очень просто. У главного героя – одиннадцатилетнего мальчика были проблемы с изучением французского языка, и его.

Особенности проблематики одного из произведений В. Г. Распутина (“Уроки французского”) “Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то.

Рассказ о литературном герое (по рассказу В. Распутина “Уроки французского”) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л. Толстой Прочитав рассказ Валентина Распутина, я поняла, что ничего подобного еще не читала. Какое интересное и парадоксальное.

Жизнь мальчика в рассказе уроки французского в. Распутин. Нужно мини сочинение Я прочитала произведение В. Г. Распутина “Уроки французского”, главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик. Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его матери было трое детей, он.

Уроки французского – Валентин Распутин Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали “башковитым”, потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у.

Помогите написать сочинение на тему уроки французского за ранее спасибо! Рассказ “Уроки французского” имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, потому что, по.

Уроки французского краткое содержание Распутин В. Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали “башковитым”, потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось.

Помогите написать сочинение на тему какие жизненные уроки извлек герой из произведения уроки французского Рассказы В. Г. Распутина отличаются удивительно внимательным и бережным отношением к человеку, к его нелегкой судьбе. Произведения писателя увлекают нас интересными подробностями внутренней жизни обыкновенного, скромного, почти незаметного человека. Автор.

Образ главного героя в повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал… А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича Главным героем повести “Один день Ивана Денисовича” А. Солженицын сознательно сделал обыкновенного.

Как война влияет на главного героя повести К. Воробьева “Убиты под Москвой” В своей повести “Убиты под Москвой” К. Воробьев показывает нам “беспощадную, страшную правду первых месяцев войны”. Его герои – юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые на фронт капитаном Рюминым. К.

“Диалектика души”главного героя повести Л. Н. Толстого “Юность”* Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом. (Н.

Нам задали ответить на вопросы: почему рассказ называется уроки французского? В чем смысл этого произведения? Ну держи. Может только немножко нужно доработать. Рассказ “Уроки французского” – произведение автобиографическое. В рассказе “Уроки французского” В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов.

Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В. Астафьева и В. Распутина Что такое нравственность? Что такое нравственный выбор? Заглянем в толковый словарь и узнаем, что нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своей жизни. В жизни каждый человек.

Судьба главного героя в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” “Евгений Онегин” – это произведение, в котором “отразился век”. Болезнью века, болезнью “лишних людей” была “русская хандра”. Исследованию этого явления и посвятил Пушкин свой роман. Главный герой романа, обладая богатым.

Бунт главного героя романа Дж. Сэлинджера “Над пропастью во ржи” “Над пропастью во ржи” – центральное произведение прозы Сэлинджера, над которым автор работал еще во время войны. Перед нами Америка начала 50-х годов, то есть послевоенного времени, настроениям которого соответствует.

Принципы создания характера главного героя романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” А. С. Пушкин – самое значимое имя в истории русской литературы. Этот человек был гением, наделенным чувством рифмы от Бога. Пушкинская поэзия невероятно легка и глубока. Из под его пера.

Читайте также:
Почему Живи и помни?: сочинение

Внутренний мир главного героя Павла Евграфовича Летунова, чей внутренний мир стремится раскрыть писатель, отличает богатая наблюдательность. Он удивительно сочно рассказывает о революции, также как и точно подмечает особенности современной жизни. Трифонову удалось очень.

Образ главного героя, его семья, почему у него нет имени? Господин из сан-франциско В основе сюжета рассказа И. А. Бунина ” Господин из Сан-Франциско” – судьба главного героя – “господина из Сан-Франциско “. Он отправляется в путешествие в Старый Свет и неожиданно умирает.

Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа “Преступление и наказание” Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Это произведение воспроизводит жизнь городской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа –.

Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина)

Сочинение по повести Распутина Живи и помни

Произведение Распутина «Живи и помни» олицетворяет глубокое знание автора о народной жизни. В повести писатель показал, как важен выбор человека. В особенности существенность выбора проявляется в трудные времена. В качестве такого сложного периода автор затронул Великую Отечественную войну.

В книге писатель описал про жизнь Андрея Гуськова. Андрей был простым солдатом, который сделал много ошибок, не выбрав правильный путь. Перед самым окончанием войны герой сбежал из госпиталя и хотел быстрее увидеться с родными и друзьями. Перед поступлением в госпиталь, Андрей храбро служил и преданно защищал Советский союз. Герой не смог до конца убить фашистов, поскольку был сильно ранен. На фронте требовались люди, и поэтому солдат отправляли обратно на войну. Андрей не хотел идти назад на войну. Гуськов принял решение убежать из госпиталя.

Андрей становится дезертиром. Герою вынесли приговор. После приезда Андрея ожидали не родные, а военнослужащие и милиционеры. Солдату пришлось скрыться, поскольку в период войны дезертиров приговаривали к смерти без суда. Единственное, Андрей мог доверять только Насте, своей супруге. Гуськов женился до начала войны. Их семья не была крепкой. А Настя не особо любила героя. Андрей и Настя испытывали друг к другу только уважение. Только Настя знала, что Андрей был в бегах и скрывался в чаще леса.

Настя поддерживала Гуськова и носила одежду и еду. Она была порядочной и всегда выполняла свои обязанности. Она должна помогать мужу и никому не рассказывала о своей тайне. Жители поселка заметили, что женщина постоянно ходила в лес и таскала туда еду. Ее прогулки вызывали некие подозрения. В поселке разошлись слухи о неверности Насти. Все думали, что она изменяет мужу. Героиня молча терпела презрения окружающих. Спустя время Настя забеременела, но не переставала помогать Андрею. Слухи еще сильнее усилились и дошли до ушей милиционеров. Милиционеры приняли решение следить за ней, когда Настя в очередной раз пойдет к супругу. Узнав о слежке, героиня решила убить себя ради спасения Андрея. Других участников фронта односельчане встречали как героев. Побег Андрея привел его к тому, что его обвинили в дезертирстве.

2 вариант

Произведения Распутина всегда носили философский характер, так как в них автор рассматривает вопросы, которые относятся как раз к теме философии и постоянных размышлений над ними людей. Для Распутина всегда очень важно было помнить, о настоящих человеческих качествах, которых так не хватало и во время его жизни, и, впрочем, не хватает сейчас. Однако он также говорил о том, что данные качества могут привести человека к самым плохим последствиям, и потому очень важно всегда помнить о золотой середине, при придерживании которой человек смог бы жить спокойно, однако люди эта существа крайностей, и потому большинство из них как раз и не живут спокойно. Прекрасным примером этому послужит произведение Распутина “Живи и помни”.

В произведении автор знакомит нас с историей, которая имела место быть во время войны, а точнее уже за месяц до её окончания. Войну Распутин хоть и описывает как нечто ужасное, что не должно существовать, однако он также говорит, что если война и случилась, то солдатам следует мужественно стоять до последнего, и ни в коем случае не сбегать с поля боя. Однако в его произведении главный герой сделал именно так. Главный герой произведения – солдат, который был ранен и отправлен в госпиталь, из которого он впоследствии сбежал.

Читайте также:
Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин Прощание с Матерой, А. Солженицын Матренин двор): сочинение

Сбежал он по причине того, что испугался отправиться в последний бой, который должен был ознаменовать конец войны. После побега он направился в свой родной посёлок, однако там его начали преследовать власти, которых он стремительно избегал. Там ему стала помогать его жена, и делала для него буквально всё. Прикрывая его, она рисковала своей жизни лишь бы спасти жизнь человека, которого она безмерно уважает, даже при том, что он дезертировал. Однако солдат так не набирается смелости, и продолжает сидеть в лесу, в котором он и решил спрятаться. Его трусость приводит к гибели его беременной жены, однако он остаётся жив. Названием произведения, автор как бы говорит главному герою: “Вот что ты наделал, теперь живи и помни”. Автор подчёркивает трусость главного героя, и призывает общества не быть такими, каким предстал в произведении главный герой.

Таким образом, мы видим, что автор через своё произведение показал то качество человеческой личности, которого не должно присутствовать в уважающем себя человеке – трусость, и страх перед последствиями своих действий.

Сочинение 3

Повесть “Живи и помни” была написана Распутиным в 20 веке. Тема была насущной и возникла у Распутина сразу же. Данное произведение было напечатано, многие писатели и читатели были впечатлены им.

“Живи и помни” включает в себя много проблем 20 века: любовную линию, патриотизм, верность и милосердие. Но само название говорит – жить нужно осознанно, постоянно задумываясь о своих целях, о выборе.

Главные герои – Гуськов Андрей и Настя, его жена. Они жили в деревне до начала войны. Андрея сразу же призывают, он храбро сражается за свою Родину, но получает ранение. Его отправляют в госпиталь лечиться. Спустя какое-то время, проведенное в госпитали, Гуськова снова зовут на войну. Он, не до конца залечивший свою рану, решает сбежать, Андрей Гуськов устал от постоянной бойни, от окружающих его смертей. После побега с фронта, он возвращается домой к жене, но уже все не так – ни жена, ни деревня больше не приносит радости, его только мучает совесть за совершенный поступок. Он не только подставил себя, но и Настю, ведь она не отвернулась от него, а стала прятать в лесу, приносить еду, выжидая окончания войны.

Образ Насти Гуськовой – добрая и чувственная женщина, ей присуще милосердие, верность. Узнав о поступке мужа, она, не боясь расстрела за укрытие дезертира, помогает своему мужу. Но в маленькой деревне очень трудно сохранить секрет, она ждет конца войны, надеясь, что народ простит поступок Андрея. Под конец войны Настя ждет ребенка, соседи сплетничают, что Настя плохая жена. Гуськова не может жить с такими терзаниями, не раскрывая секрет Андрея, она решает утопиться в Ангаре.

Бездумный поступок Андрея привел к тому, что погибает его близкий человек. Он совсем не думает о последствиях своего дезертирства. Распутин не одобряет совершенное главным героем, теперь Андрей вынужден жить и помнить о содеянном, о гибели своей жены из-за него. Кроме этого, автор не одобряет и дезертирство, предательство Родины в трудный для нее момент.

4 вариант

Литературные работы Распутина постоянно представляют собой философское направление, потому что в них писатель затрагивает вопросы, которые причисляются именно к проблеме рассуждений и непрерывных размышлений. Для Распутина всегда и везде необходимо помнить о лучших людских сторонах, тех, что так недоставало и в период его существования, и, кстати сказать, слишком мало в настоящее время. Вместе с тем он еще рассказывал о том, что эти особенности могут подвести личность к самым ужасным поступкам, и поэтому нужно не забывать о золотой середине, при сохранении которой личность сумела бы вести жизнь тихо и мирно, но в то же время люди – эта создания максимализмов, благодаря чему подавляющее большинство из них не могут так жить. Хорошей иллюстрацией всему вышеозначенному стала литературная работа Распутина “Живи и помни”.

В своем труде писатель приоткрывает читателям историю, которая произошла в период кровопролития, а конкретно за месяц до его завершения. Войну Распутин пусть и показывает, как что-то страшное, чего не должно быть, однако он еще рассказывает, что когда военные столкновения и произошли, то солдату необходимо героически стоять до конца, и никогда не бежать с поля боя. Вместе с тем в его литературной работе основной действующий персонаж совершил именно этот поступок. Он – военнослужащий, который был ранен и переведен в больницу, из которой позднее бежал.

Читайте также:
Рецензия на книгу В. Г. Распутина Живи и помни: сочинение

Герой поступил так потому, что в последнем бою он мог умереть, бою, который должен был стать концом кровопролития, и никто не хотел умирать в нем. Через некоторое время он вернулся в свое родное селение, но там его стали преследовать власти, от которых он прятался. Потом ему оказывала помощь его супруга, и делала для него в буквальном смысле слова всё. Защищая его, она жертвовала собственным существованием только бы сохранить жизнь любимого, которого она безгранично любит, даже при том, что ее муж беглец. Вместе с тем, воин так не стал смелым, и не перестал жить в лесной глуши, в ней он захотел скрываться и дальше. Его трусливость приводит к смерти беременной супруги, а он продолжает жить. Названием литературной работы, писатель в некоторой степени сообщает основному персонажу: “Вот что ты наделал, теперь живи и помни”. Писатель показывает предательство основного действующего лица, и просит окружающих людей не быть такими, каким оказался в литературной работе главный герой.

Следовательно, мы замечаем, что писатель сквозь свой труд отразил такую особенность человеческой натуры, которой не должно быть в доброй и порядочной личности – нерешительности, и боязни перед последствиями своих поступков.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Распутина Живи и помни

Популярные сегодня темы

Куприн не так часто писал о счастливой любви, наверное, поэтому его «Куст сирени» кажется таким особенным. Двое героев – муж и жена, они бедны, но в их семье царит любовь

Роман Достоевского «Идиот» заставляет читателей задуматься о многих важных вещах, которые происходят в человеческой жизни. Интересными характерами и образами наполнен роман.

В этой комедии один из самых интересных моментов это сцена вранья, Хлестакова.

Свидригайлов является одним из двойников Раскольникова. Их сходство – идеологическое. Что один, что второй оправдывают достижение благой цели любыми средствами, даже если они будут носить преступный, злодейский характер.

В вымышленном городе Калинове из пьесы А.Н.Островского «Гроза» проживают люди с совсем не вымышленными пороками. Есть здесь и невежественный деспот – Дикой, и домашний тиран – Кабаниха

Рецензия на повесть Распутина Живи и помни

Рецензия на повесть Распутина «Живи и помни».

«Не покидайте никогда дороги долга и чести – это единственное, в чем мы почерпаем счастье»
Жорж-Луи-Леклерк Бюффон.

Что такое война? Наверно, кто-то скажет, что это борьба за территорию, за власть, кто-то скажет, что это тысячи невинно убитых; но, пожалуй, самой большой ее бедой будет жизнь тех, кто остался жив, кто должен быть сильным, чтобы перенести потери родных, близких, знакомых. Вот то, как человек сможет все пережить, покажет, какой он на самом деле.
В литературе часто проверяют героев, ставя их перед выбором пути, начиная с народных сказок, пословиц (Без труда не выловишь и рыбки из пруда. Что хорошо, то не скоро), притч. Вспомним знаменитую легенду о докторе Фаусте (Гете), который продал душу Мефистофелю, чтобы получить особое знание. Потом, за то, что получено сразу и в полном объеме, без труда, приходится очень много отдавать. Также долго и мучительно расплачивался бедный студент Родя Раскольников из «Преступления и наказания» Достоевского, который не смог удержаться от соблазна избавиться от старухи-процентщицы (а ведь всего-навсего надо было отдать долги и выкупить часы.). Вот только в сказках выбор между добром и злом, правильным и неправильным очевиден, а в жизни часто белое и черное меняются местами и человеку очень сложно определить, как поступить. Подсознательно он тянется к тому, что проще, быстрее, легче, но это не всегда совпадает с понятиями о чести. К счастью, есть психологический регулятор всех наших действий. Это совесть! Она мучает, терзает, не дает спокойно жить, не думая об ошибках.
Повесть Валентина Распутина «Живи и помни» является ярким примером того, как неправильный нравственный выбор одного человека ломает его судьбу и судьбу его родственников. Андрей Гуськов, не дождавшийся конца войны, дезертировал и сообщил об этом только жене, тем самым, переложив на нее часть вины. А жена Настена оказалась сильной, доброй, открытой с отзывчивой душой, в отличие от мужа, И помогала ему, тайну хранила, врала, унижалась, но все ради другого человека, ради мужа.
Автор восхищается этой самобытной натурой, в которой высокие моральные устои гармонично сочетаются с малограмотностью, небрежностью. В повести ярко представлена речь героини, по которой мы сразу видим простую и бесхитростную девушку. «Тише, Андрей, не гони, не надо. Любовь-то моя сколько без корма, как худая кобыла жила. Не надорви ее, не понужай».
«Если бы не он [Михеич], давно бы всех коней порешили. Он один только и смотрит. Тоже сдал. Кряхтит все, устает сильно. А тут еще я его вчера оглоушила… Подписка была на заем. Я сдуру и бухнула: две тыщи. Куда как простая не пожалела, чего нет. А он сном-слыхом не чуял – ну и обрадовался. Конечно, похвалил меня». Просторечия настолько органично сочетаются с образом Настены, что нельзя описать ее как неразумную, недалекую, опустошенную деревенскую бабу. Нет, это возвышенный, одухотворенный образ чистой, искренней женщины, которую можно и нужно ставить в пример другим.
Настена понимала, что положение, в которое она попала из-за мужа, безвыходно. «Случившееся вдруг открывалось такой проваленной, бездонной ямой, что от страха перехватывало дух». И Андрей не мог все время жить подпольно, и выйти к людям он боялся. Настена научилась жить украдкой, чувствовала себя виноватой за мужа. Совесть не давала женщине покоя. Возможно, она терпела бы и дальше, если бы не беременность, ставшая последней каплей в нравственной борьбе и вызвавшая «пересуды людские», что было страшным, потому что означало гласность, слухи. Внутреннее вышло во внешнее и перестало быть собственным, а стало общественным. И она не вынесла, сорвалась, утопилась…
Судьба Настены трагична, но жизнь она прожила по справедливости и смогла найти способ уйти от этого противоречия, о дальнейшей судьбе Андрея автор не говорит, но очевидно, что его тоже ждет конец.
Проблема человека и общества в повести рассмотрена на примере Андрея Гуськова. Хочется назвать его эгоистом, потому что, когда он бежит из госпиталя, то думает только о себе, о своей тоске по дому. Его дезертирство ложится тяжким крестом на жизнь родителей и жены: «весь вид у Михеича (отца Андрея) был измученный, безнадежный… За последний год он сильней стал приволакивать ногу, едва садился, сразу опускал голову». Но любовь Настены смогла дать ему какую-то надежду на будущее. Он постоянно ищет выход, которого нет на самом деле. Но надеется, что ребенок мог бы быть спасением. «На все плюнь, обо всем забудь – рожай. Ребенок – все наше спасение. Ты тоже в этом деле моем немаленько заляпана. А ты совестливая, тебе неспокойно. Родишь – будет легче. Ребенок спасет тебя ото зла. Да разве есть во всем белом свете такая вина, чтоб не покрылась им, нашим ребенком? Нету такой вины!» – пытается убедить себя и Настену Андрей, но чувствует, что, если он выйдет и повинится, то ребенок всю жизнь будет жить в позоре, и если не выйдет, то Настену будут считать бесчестной и на ребенка, соответственно, тоже падет пятно позора еще до рождения. И желание жить, любить, вернуться к людям сочетается в Андрее с жестокостью.
Андрей попробовал жить в одиночестве. Он думал, что с провиантом сможет просуществовать, но долгое пребывание среди волков, а не людей, очень повлияло на психику Гуськова: «Я здесь по-волчьи научился выть», говорил он Настене. Но и не только этому. Автор обращает внимание на то, что одичавший Андрей может убивать. Он совершенно бесцельно убил теленка бедной коровы, которую встретил, бродя по лесу. Одиночество сделало его жестоким, угрюмым. Он стал более восприимчив к намекам. Его действия походили на звериные. И тут не стоит говорить только о социальной деградации, но надо отметить духовно-нравственную. Человек, поступившись совестью, загнал себя в тупик, из которого единственный выход был смерть: «Если б можно было расстреливать, а после сызнова поднимать, расстреливали бы по три раза».
Здесь, на мой взгляд, нужно остановиться на той проблеме, что в данном случае, кто прав, кто виноват, решает правительство. А кто сказал, что политики и законодатели не ошибаются? Человек сбежал с войны – на расстрел его. За что? За то, что не стал убивать других. За то, что, может, это спасло жизнь чьего-нибудь отца, брата, мужа? Даже если оправдать войну с точки зрения Христианской заповеди «Не убей ближнего своего», то все равно нельзя сказать, что вражеский солдат – не ближний, враг. Ведь лично он ничего плохого не сделал, а сам является такой же жертвой бездарных дипломатов. Я бы не стала судить героя за несоблюдение несправедливых законов, но он нарушил еще и нормы старшего поколения. Я думаю, что и Распутин мог бы придумать совсем другую историю про какой-нибудь более человечный закон, если бы не был самим собой, не любил так сильно деревню, свою страну и свой народ и время, в которое жил и живет, но тогда не было бы того неразрешимого противоречия, которое лежит в основе повести.

Читайте также:
Повесть Прощание с Матерой: сочинение

Рецензия на повесть Валентина Распутина «Живи и помни»

Название работы: Рецензия на повесть Валентина Распутина «Живи и помни»

Номинация: Отзыв на прочитанную книгу.

Вид работы: Рецензия

Сведения об авторе: Паронян Максим Лендрушевич, учащийся 9 «А» класса МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Ставропольского края.

Сведения о консультанте: Малько Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1

Рецензия на повесть Валентина Распутина «Живи и помни».
Человек каждый день открывает для себя мир. У каждого человека, я думаю, есть любимая книга. Полноценное чувство жизни приходит ко мне, когда я общаюсь с героями повестей Валентина Распутина. Они такие разные: молоденькая добрая учительница Лидия Михайловна из рассказа «Уроки французского», Анна и Дарья из повестей «Последний срок» и «Прощание с Матёрой». А вот Настёну Гуськову из повести «Живи и помни» я люблю и жалею больше всех, ведь судьба её очень трагична.
«Живи и помни»- повесть о людях, сломленных страхом и стыдом. Повесть можно назвать и простой, и сложной. Проста она потому, что художественно обличает дезертира, а наш народ издавна был нетерпим к трусам, захребетникам, ловчилам. А сложна тем, что писатель глубоко «копнул» проблемы, выходящие за рамки одного только нарушения долга перед Родиной.

Андрей Гуськов был до войны справным работящим парнем, послушным сыном, надёжным мужем. Три года оттопал он на фронте в пехоте, был ранен, контужен, хватал «языков» в разведке, да и наградами не обойдён был. Автор приблизительно характеризует его фронтовое житье: «Поперёд других он не лез, но и за чужие спины тоже не прятался». А умирать, конечно, не хотелось. Кто не остерегается смерти на фронте?!
На первый взгляд причина дезертирства понятна: по всему выходило, что после тяжёлого ранения в грудь дадут ему из новосибирского госпиталя короткий отпуск домой на поправку. Даже жене Настёне сказал не приезжать: скоро дома увидятся. А комиссия его снова на фронт определила. Трудно оправдать солдата, но понять можно – попробывал рвануть в короткую самовольную отлучку, но увяз в медлительных военных поездах, осознал, что дело пахнет не гауптвахтой за самоволку, а трибуналом за дезертирство.
Приехав в родную Атамановку, Андрей вынужден был скрываться, смотреть на деревню издалека. Пришлось даже воровать в родном доме. И вот, когда в бане Гуськовых пропал топор, жена Настёна ночью «… чуть не задохнулась от нечаянно подвернувшейся мысли»: никто чужой не мог этого сделать. Это был Андрей. И, чтобы встречаться с ним тайком, она научилась врать, воровать.

Читайте также:
Колька: сочинение

Видно, как любит автор Настёну, а ключевым словам он избрал для неё «терпение». Была она «терпеливая ко всякой работе», да и в дому «Настёна терпела: в обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадет». И, когда появился беглец, она продолжала исполнять свою бабью долю, от которой никуда не деться.
Кто же повинен в ужасной судьбе Андрея и Настёны? Почему нельзя человеку исполнить самое скромное желание – повидать жену? Может, война проклятая, что безжалостно сломала жизнь хороших людей? А может, они сами, забывши о том, что нельзя устроить свое счастье в особицу, вопреки общей судьбе народа?

Любит Распутин и Андрея Гуськова! Он всячески высвечивает человечность своего героя. Вот Андрей ласково, наперебой с Настёной, вспоминает о предвоенной жизни, вот рассказывает сон, вот пытается издали взглянуть на родную деревню, родной дом, оттуда. Конечно, чувствуется, что автор виноватит прежде всего войну. Но душа Андрея опустошается, легчает она. Вот научился Андрей от бродившего подле избушки зверя выть по-волчьи и с мстительной гордостью подумал: «Пригодится добрых людей пугать». И телёнка убивает, и рыбу из лупок крадёт из желания досадить тем, кто, не в пример ему, живёт открыто, не прячась, не боясь. Не выдерживает Андрей проверку на человечность, распадается его душа.
И Настёна превращается в затравленное существо. Стыд измочаливает её совестливую натуру. А двойная жизнь шаг за шагом отбирает самые простые радости. Настёна не могла теперь ни говорить, ни плакать, ни петь с подругами. Она уже была чужой, посторонней. Нет у неё радости от любви, от беременности. А как они до войны мечтали о ребёнке! Усталость и отчаяние затягивают Настёну в смертельный водоворот. Знает она, что лучше переждать, когда уедет милиционер, но какая-то подтягивающая сила гонит и гонит её навстречу неминуемого.

Под стать истерзанной, отчаявшейся героине Распутин даёт описание природы «… за день худо-бедно прояснило», «ночь была тихая, потёмистая», «ровный, бедный свет», «Андреевское задавлено было темью», «ночь струилась и трепетала». Всё предвещало беду. Настёна гребла и думала: «Стыдно … почему так истошно стыдно… Доверь непутёвому человеку после одной жизни вторую, всё равно не научится жить». Жалко Настёну, её ложь была святой, она любила, поэтому до конца была предана Андрею. Такие женщины, на мой взгляд, заслуживают величайшей любви и понимания.
А вот Андрея автор наказывает гибелью жены и ребёнка, вот он уже по-волчьи бросается наутёк. И мне вместе с автором хочется закричать ему вдогонку: «Живи и помни! Живи и помни! И что же это за жизнь у тебя будет волчья?!» Может я ещё слишком молод, чтобы делать весомые выводы, но уверен: не в том вина Андрея, что он сошёл с предначертанного судьбой пути, бросил вызов року, а в том, что сбился с народного пути, захотели минуть народную долю.

Читайте также:
Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы (Распутин): сочинение

Для меня эта повесть очень поучительна, она убеждает в том, как важно быть ответственным за свои поступки, уметь предвидеть последствия своих действий.

Рецензия на книгу В. Г. Распутина Живи и помни: сочинение

Произведения современных литераторов остро описывают нашу повседневную, обыденную жизнь, показывая ее недостатки и упущения. Писатели на реальных эпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить и показать негативные стороны общественной и индивидуальной жизни людей. Мне дана возможность поразмышлять над одним из произведений В. Распутина — “Живи и помни”.

События, описанные в повести, происходят зимой 45-го, в последний военный год, на берегу Ангары в деревне Атамановке. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее — Разбойниково. “. Когда-то в старые годы здешние мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников”. Но обитатели деревни давно уже стали тихими и безобидными и разбоем не промышляли. На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести — предательство Андрея Гуськова.

В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название книги “Живи и помни” наталкивает нас на более глубокое понятие и осмысление повести. Эти слова — “Живи и помни” — говорят читателям, что все описанное на страницах книги должно стать незыблемым вечным уроком в жизни каждого человека. “Живи и помни” — это измена, низость, человеческое падение, испытание любви. Перед нами главный герой — Андрей Гуськов, “расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года”. Но вот в мирную жизнь людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж — предатель.

Не каждому человеку дано пережить такой силы горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. “. Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а летом убегать от беды?” Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана Распутиным. Живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны. Автор доводит до читателей, что Настена — жертва войны и ее законов. Она не могла действовать, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов — берегом мужа и берегом всех людей.

Читайте также:
Тема русской деревни в современной прозе (по повести В. Распутина Прощание с Матерой): сочинение

Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, подчеркнуть для себя все хорошее и осознать все плохое. Сам же автор — добрый писатель, склонный, скорее, прощать человека, чем осуждать, тем более — осуждать беспощадно. Он старается оставить своим героям возможность исправиться. Но есть такие явления и события, непереносимые не только для персонажей, но также и для писателя, на осмысление которых нет душевных сил, а есть только одно неприятие. Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях. Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но делает это — любя, она не настаивает.

Автор вводит в повесть много размышлений о жизни. Вспомним встречу Андрея и Насти. Герои томятся своими размышлениями не от тоски или безделья, а желая понять назначение человеческой жизни. Велики и многогранны образы, описываемые Распутиным. Здесь мы видим типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. Солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины — Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н. А. Некрасова: “. долюшка русская, долюшка женская”.

Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие б ни случались обстоятельства! В героях В. Г. Распутина и в нем самом присутствует поэтическое чувство жизни, противопоставляемое устоявшемуся восприятию действительности. Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина — “век живи — век люби”.

Анализ «Живи и помни» Распутин

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 390.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 390.

В отечественной литературе Валентин Григорьевич Распутин заслужил славу одного из лучших представителей «деревенской прозы». Наиболее яркой и эмоционально сильной стала повесть Распутина «Живи и помни», в которой он раскрыл проблематику нравственного выбора, долга, ответственности и любви. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Год написания – 1974 год.

История создания – Испытывая финансовую нужду, Распутин заключил договор на написание книги на тему стройки коммунизма. Однако в итоге сдал рукопись, центральным персонажем которой был дезертир. Повесть сразу завоевала большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами.

Тема – Центральная тема произведения – нравственный выбор каждого из героев. Также автором затронуты проблемы долга, ответственности, сострадания, любви.

Композиция – В основе композиции лежит антитеза – противопоставление двух человеческих начал – Андрея и его жены Настены. Композиция включает в себя экспозицию (описание главных героев и их жизни), завязку (уход Андрея на фронт), развитие событий (госпитализация Андрея, его дезертирство), кульминация (самоубийство Настёны), развязка (поиск Андрея в деревне).

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

По признанию Валентина Григорьевича, повесть «Живи и помни» оказалась совершенно незапланированной: писатель не вынашивал долгие месяцы её идею, не собирал по крупицам необходимый ему материал.

В 70-х годах, оказавшись в стесненном материальном положении, Распутин заключил договор на написание книги, посвящённой стройке коммунизма. Однако в результате, вместо идеологического произведения, Распутиным была написана глубоко драматическая повесть «Живи и помни».

С точки зрения выбора темы иркутский писатель оказался новатором, поскольку главными героями его повести оказались дезертир и его супруга. Суть произведения заключена в смысле названия – живи, но помни о содеянном тобой.

Читайте также:
Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина Прощание с Матерой): сочинение

Впервые повесть «Живи и помни» была опубликована в 1974 году в литературном журнале «Наш современник». До этого небольшие отрывки печатались в газетах. Спустя год повесть, благополучно пережившая литературную критику, вышла отдельной книгой, после чего неоднократно переиздавалась и была переведена на множество иностранных языков.

Повесть Распутина была удостоена литературных премий ещё при жизни писателя, она легла в основу театральных постановок и оперы, по ней снят художественный фильм.

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

В основе произведения лежит тема нравственного выбора человека во время суровых жизненных испытаний. В повести «Живи и помни» лакмусовой бумажкой, показывающей истинное лицо героев, становится война. Как известно, именно в экстремальных, суровых условиях человек способен снять все свои маски, проявить подлинные черты своего характера.

Война становится непреодолимым испытанием для Андрея Гуськова. На фронте он честно сражался за родину, не особо задумываясь о возможной смерти, был несколько раз ранен. Но уже на самом исходе войны, оказавшись в госпитале и узнав о преждевременном возвращении на линию огня, Гуськов сломался.

Оказавшись во власти собственного эгоизма и малодушия, он решается на дезертирство. Однако совершённое им предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу. Вид родной деревни уже не радует Андрея, ведь он не может открыто показаться своей семье – он дезертир, предатель, отщепенец. Жизнь, которой так дорожил герой, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки, невозможность расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Однако не Андрей и его внутренняя трагедия занимает писателя. Центральным в повести является образ Настёны – его супруги. Молодая женщина сочетает в себе все лучшие черты: милосердие, доброту, беспокойство и ответственность за других людей, искреннюю веру в доброе начало.

Узнав о предательстве Андрея, она все же находит в себе силы пожалеть его и помочь ему. Помимо воли Настёна становится соучастницей страшного преступления, за которое по законам военного времени грозит расстрел. Ради мужа, которому она помогает скрываться в лесу, она вынуждена непрестанно лгать, хитрить, жить в постоянном страхе.

Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье – это дом, семья, любовь. Однако им уготована совсем иная судьба. Настёна верит, что Андрея простят, если он выйдет к людям и добровольно покается. Однако он слишком слаб и труслив, чтобы совершить подобный поступок. Андрей находит бесчисленные оправдания собственному малодушию, не беспокоясь о том, что подставляет под удар прежде всего всю свою семью.

Весть о беременности Настёны становится большим счастьем и вместе с тем серьезным испытанием для женщины. В деревне её обвиняют в измене мужу, свёкр выгоняет из дома, она вынуждена терпеть бесконечные унижения. Не выдержав всех лишений, выпавших на её долю, Настёна принимает решение покончить жизнь самоубийством. Весть о смерти жены и их неродившегося ребёнка становится страшным ударом для Андрея, которому суждено нести этот крест до конца своих дней.

Автор подчёркивает основную мысль своего произведения – нет никаких оправданий безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, обществом, перед собственной совестью.

Композиция

Проводя анализ повести «Живи и помни, необходимо отметить его композиционную структуру, основанную на антитезе. Особенно ярко противопоставлены в повести характеры главных героев: слабого, трусливого и безвольного Андрея и его супруги Настёны, женщины безгранично доброй, отзывчивой, совестливой.

Композиция произведения включает в себя:

  • экспозиция – знакомство с главными героями и особенностями их быта в глухой сибирской деревушке;
  • завязка – уход Андрея на фронт;
  • развитие событий – тяжёлое ранение Андрея, известие о его преждевременном возвращении на фронт, решение героя самовольно вернуться в родную деревню;
  • кульминация – самоубийство Настёны, не выдержавшей душевных мук, связанных с предательством Андрея;
  • развязка – известие о дезертирстве Андрея, его поиск в деревне.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Живи и помни».

«Живи и помни» написано в литературном жанре повесть и принадлежит к литературному пласту деревенской прозы. Повесть, в которой правдиво отобразились реалии военного времени, принадлежит направлению реализм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: