Что же представляет собой Фамусов: сочинение

Образ Фамусова из пьесы «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10–20‑х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми «века нынешнего» и крепостниками, представителями «века минувшего», такими как П. Фамусов.

  1. Краткая характеристика П. Фамусова
  2. Образ и характеристика Фамусова
  3. Сочинение о фамусовском обществе
  4. Павел Фамусов в пьесе Горе от ума
  5. Описание образа с цитатами

Краткая характеристика П. Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов является воспитателем Александра Чацкого. На момент повествования – он управляющий государственного учреждения. Жена его давно умерла, оставив ему дочь Софью.

Образ Фамусова очень противоречивый, с одной стороны – это человек, который не лишен положительных качеств характера – так, например, он берет на воспитание Александра после смерти его родителей и относится к нему, как к своему сыну. С другой же стороны, он бесчестный и лицемерный человек.

Основным мерилом успешности и порядочности человека для него есть финансовая обеспеченность и высокая должность. Фамусов – взяточник и обманщик, поэтому у него и происходит конфликт со своим воспитанником.

Образ и характеристика Фамусова

В начале 19 века была написана одна из выдающихся комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом сатирическом произведении показано столкновение старого и нового, века нынешнего и века минувшего. Новым поколением, в этой комедии, выступает Чацкий, а приверженцем старого – Фамусов.

Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить.

Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.

Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам. Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду.

Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.

Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке.

Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.

Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.

Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности.

Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе. Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него.

Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.

Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства.

В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.

Сочинение о фамусовском обществе

А.С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10—20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.

Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.

Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам.

Фамусов говорит: “…у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.

Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”.

А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”.

Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”.

Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”.

Читайте также:
Характеристика образа Полковника Скалозуба в комедии «Горе от ума»: сочинение

Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”.

Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений…

Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.

Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А.С. Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”.

Павел Фамусов в пьесе Горе от ума

Фамусов в комедии играет важную роль, ведь он олицетворяет всех дворянин начала 19 столетия. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме. Фамилия у Фамусова говорит сама за себя. Она произошла от слова famus – известный, знаменитый. Это не удивительно, ведь Фамусов очень известен в высшем свете.

Грибоедов очень ярко и детально описывает Фамусова в своем произведении. Павел Афанасьевич приверженец старого строя, он защищает старые традиции и обычаи, считает, что нужно уважать старину. Если рассматривать, как Фамусов относиться к образованию, то в комедии хорошо видно, что он категорически против образования.

Для него учение сопоставимо чуме. Однако наперекор своим убеждением Фамусов нанимает для своей дочери, Софьи, иностранных учителей, потому что так делают все. Для него ценно общественное мнение и он всегда переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе.

Павел Афанасьевич придает большое значение материальному положению и занимаемому место в обществе. Он уважает людей, который смогли подслужиться и согнуться в перегиб, чтобы получить высшие чины.

Фамусов считает «гордецом» тех, кто не хочет следовать этим традициям, ведь так «делали отцы». Разговор он ведет с каждым персонажем по-разному. Все зависит от того, какого звание у собеседника. Если перед ним кто-то из высших чиновников, то он будет льстить, а если ниже рангом, то он будет груб, а на слуг вовсе может заорать.

Главной задачей Фамусова, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», была показать все устаревшие взгляды дворянин и как глубоко эти привычки засели в их разумах. Грибоедов реалистично показал нам всю суть помещиков-крепостников начала 19 века. Фамусов и ему подобные чиновники не должны стоять у власти. Они безнравственные, а безнравственная власть способна служить только самой себе.

Описание образа с цитатами

Полное имя героя — Павел Афанасьевич Фамусов, вдовец, воспитывает дочь Софью:

“…Мать умерла: умел я принанять / В мадам Розье вторую мать…”

“…Дай бог терпение, – ведь сам я был женат…”

“…Свободен, вдов, себе я господин…”

Господин Фамусов — мужчина в возрасте, но при этом он бодр и свеж:

“…Опомнитесь, вы старики…”

“…В мои лета / Не можно же пускаться мне вприсядку. ”

“…Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем, / Однако бодр и свеж, и дожил до седин…”

Живет в Москве, где служит управляющим в государственном учреждении:

“…Как все московские, ваш батюшка таков…”

“…управляющий в казенном месте…”

Господин Фамусов пользуется служебным положением и раздает своим родственникам награды и повышения:

“…Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, / Ну как не порадеть родному человечку. ”

Он устроил к себе на службу всю родню. Среди его подчиненных почти нет чужих людей:

“…Нет! я перед родней, где встретится, ползком; / Сыщу ее на дне морском. / При мне служа́щие чужие очень редки; / Всё больше сестрины, свояченицы детки…”

Судя по всему, Фамусов — небедный человек, но, вероятно, у него много долгов, из-за чего он ищет для своей дочери Софьи богатого жениха. Такой брак поможет Фамусову поправить положение:

“…Кто беден, тот тебе не пара…”

“…Желал бы зятя он с звездами, да с чинами…”

Господин Фамусов является членом Английского клуба, престижного заведения для дворянской элиты:

“…Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба / Старинный, верный член до гроба. ”

Фамусов был другом отца Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, господин Фамусов воспитывал мальчика у себя в доме:

“…Вот‑с – Чацкого, мне друга, // Андрея Ильича покойного сынок…”

Господин — баловник, ветреный мужчина. Он пристает к служанке Лизе:

“…Вы баловник, к лицу ль вам эти лица. ”

“…Пустите, ветреники сами, / Опомнитесь, вы старики…”

“…Жмется к ней и заигрывает…”

Фамусов — суетливый, прыткий и неугомонный человек:

“…Как суетится! что за прыть. ”

Он является брюзгливым человеком и часто сердится без толку:

“…Брюзглив, неугомонен, скор, / Таков всегда…”

“…Вот попрекать мне станут, / Что без толку всегда журю…”

“…часто бе́з толку сердит…”

Герой любит ругаться на своих слуг:

“…Ослы! сто раз вам повторять. ”

“…Ты, Филька, ты прямой чурбан, / В швейцары произвел ленивую тетерю…”

У господина Фамусова громкий голос:

“…Творец мой! оглушил звончее всяких труб. ”

Он является полоумным, сумасбродным человеком, по мнению его родственницы Хлестовой:

“…Ведь полоумный твой отец…”

Фамусов называет себя гостеприимным человеком:

“…Ко мне он жалует частенько; / Я всякому, ты знаешь, рад…”

Он умеет льстить и угождать нужным людям, например, Скалозубу:

“…Неужто для друзей не делать мне ни шагу, / Сергей Сергеич, дорогой. ”

Господин питает страсть к чинами:

“…А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам…”

Он — “делец”, добивающийся своего любыми средствами:

“…Низкопоклонник и делец, // Достоинствами наконец // Он будущему тестю равный…”

Его волнует общественное мнение. Ему важно, что о нем говорят люди:

“…Ах! боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна. ”

Господин Фамусов считает образование “чумой”, то есть вредным явлением:

Читайте также:
Москва А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина: сочинение

“…Ученье – вот чума, ученость – вот причина…”

“…Уж коли зло пресечь: / Забрать все книги бы да сжечь.…”

“…И в чтеньи прок-от не велик…”

Такова цитатная характеристика Фамусова в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера и личности героя, его взглядов и положения в обществе, а также отзывы критиков о персонаже.

Читайте также: Слово делом крепи – сочинения для 5–8 классов.

В образе Фамусова, автор показал людей, которых ненавидели декабристы. Рекомендуем использовать эти данные для написания сочинения на вышеуказанную тему.

Характеристика Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов — центральный персонаж комедии в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума». Яркий, самобытный характер главного героя, его жизненные ценности, отношение к людям, образованию, службе стали отражением дворянского общества в России первой половины XIX века. Характеристика Фамусова важна для понимания нравов, царивших в высших аристократических кругах. Ведь от фамилии героя было образовано отдельное понятие — «фамусовское общество», в котором задавали тон аристократы с устаревшими взглядами на социальные вопросы.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.

Полное имя — Павел Афанасьевич Фамусов.

Возраст — мужчина преклонных лет.

Род занятий — государственный чиновник, управляющий в казённом месте.

Семья — вдовец, дочь Софья.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства, принадлежит к высшей столичной знати.

Воспитание — традиционное для дворянских семей.

Образование — традиционное для дворянских семей.

Внешность — среднего роста, полноватый, седовласый мужчина.

Характер — живой, решительный, деятельный, лицемерный, услужливый.

Положительные черты — заботливый отец, ценит родственные узы, добрый.

Отрицательные черты — непостоянный, раздражительный, неугомонный, высокомерный, большой льстец, уважает лишь высокие чины и богатство, враг просвещения.

Произведение — «Горе от ума».

Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Фамусова основан на том, что он является барином.

Источник: Действие I, явление 2

Фамусов — государственный чиновник, который целый день пропадает на работе.

«…управляющий в казенном месте…»

Источник: Цитата из списка действующих лиц

Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.

По должности, по службе хлопотня,

Тот пристает, другой, всем дело до меня. »

Источник: Действие I, явление 4

Павел Афанасьевич Фамусов является вдовцом, его жена умерла вскоре после рождения дочери. Это свободный мужчина, который трепетно следит за своей репутацией.

«Свободен, вдов, себе я господин

Монашеским известен поведеньем!…»

Источник: Действие I, явление 4

«Дай Бог терпение, — ведь сам я был женат…» (

Действие II, явление 5)

Важным дополнением к характеристике Фамусова является то, что он заботливый отец, который после смерти жены в одиночку воспитывает единственную дочь Софью.

«Вот попрекать мне станут,

Что без толку всегда журю.

Не плачь, я дело говорю:

Уж об твоем ли не радели

Об воспитаньи! с колыбели!

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать».

Источник: Действие I, явление 4

Внешность

Фамусов — мужчина в возрасте, однако он не хочет признавать тот факт, что состарился.

Опомнитесь, вы старики…

Источник: Действие I, явление 2

Не можно же пускаться мне вприсядку!»

Источник: Действие II, явление 1

Внешний вид указывает на то, что Фамусов является пожилым человеком, достаточного грузного телосложения, однако он сам считает себя моложавым, бодрым мужчиной в отличной форме.

«Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;

Однако бодр и свеж, и дожил до седин…»

Источник: Действие I, явление 4

Черты характера и поступки

Несмотря на то, что Фамусов является образованным человеком, он предвзято относится к литературе, образованию. Не любит читать сам и против того, чтобы читала Софья.

«Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок-от не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится».

Источник: Действие I, явление 2

«Дались нам эти языки!

Бepeм же побродяг, * и в дом и по билетам, *

Чтоб наших дочерей всему учить, всему –

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам».

Источник: Действие I, явление 2

Фамусов — большой противник всего нового, прогрессивного и в распространении новаторских идей он во всём винит образование, науку.

«Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Источник: Действие II, явление 21

«…Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.»

Источник: Действие II, явление 21

Фамусов придерживается традиционных патриархальных взглядов, полагая, что учиться жизненной мудрости нужно у стариков.

«Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы на старших глядя…»

Источник: Действие II, явление 1

Фамусов очень дорожит родственными связями и всячески помогает продвигаться по службе лишь ближним и дальним родственникам. Исключение составляет только деловой Молчалин.

«… я перед родней, где встретится, ползком;

Сыщу её на дне морском.

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой…»

Источник: Действие II, явление 5

Павел Афанасьевич считает, что для дочери он отличный пример для подражания.

«Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца…»

Источник: Действие I, явление 4

Фамусов — эмоциональный, горячий человек, который может под воздействием эмоций совершать необдуманные действия.

«Да батюшка задуматься принудит:

Брюзглив, неугомонен, скор,

Источник: Действие I, явление 5

Сужу-с не по рассказам;

Запрет он вас, — добро ещё со мной;

А то, помилуй Бог, как разом

Меня, Молчалина и всех с двора долой…»

Источник: Действие I, явление 5

«Тот часто без толку сердит…»

Источник: Действие II, явление 3

«Ведь полоумный твой отец…»

Источник: Хлестова, Действие III, явление 12

Павел Афанасьевич — раздражительный, вспыльчивый человек, привыкший вымещать своё раздражение на слугах, которых постоянно оскорбляет.

«Ослы, сто раз вам повторять. »

Читайте также:
Особенности конфликта в комедии Горе от ума: сочинение

Источник: Действие II, явление 12

«Ты, Филька, ты прямой чурбан,

В швейцары произвел ленивую тетерю…»

Источник: Действие IV, явление 14

Фамусов — гостеприимный человек, но при этом не отличается щепетильностью при выборе окружения.

«Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнехонько, про всех готов обед».

Источник: Действие II, явление 5

Фамусов, будучи богатым, знатным человеком, ищет для Софьи подходящую партию. Бедный человек не сможет стать её мужем.

«…Кто беден, тот тебе не пара.» (Действие I, явление 4)

«Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звёздами, да с чинами,

А при звёздах не все богаты, между нами;

Ну, разумеется к тому б

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы…»

Источник: Лиза, Действие I, явление 5

Фамусов испытывает особое пристрастие к высоким чинам, и всячески старается окружать себя такими людьми.

«А вы, судáрь отец, вы, страстные к чинам…»

Источник: Действие IV, явление 14

«Низкопоклонник и делец,

Он будущему тестю равный…»

Источник: Действие IV, явление 14

Для Фамусова большое значение имеет, что о нём говорят люди, занимающие высокое положение в обществе.

«Ах! боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!»

Источник: Действие IV, явление 15

Помимо богатства, Фамусов высоко ценит приверженность старинным дворянским традициям.

«Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, —

Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат. На нас не подиви.

Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством».

Источник: Действие II, явление 5

Павлу Афанасьевичу нелегко дается роль заботливого отца. Он опасается, что претендентом на руку Софьи станет нищий Молчалин или своенравный Чацкий. Ни один из молодых людей не подходит под требования Фамусова в качестве жениха Софьи.

«Теперь… да в полмя из огня:

Тот нищий, этот франт-приятель;

Отъявлен мотом, сорванцом,

Что за комиссия, Создатель,

Быть взрослой дочери отцом!»

Источник: Действие I, явление 10

Фамусов — ветреный человек и не прочь приударить за хорошенькой служанкой Лизой.

«(Жмется к ней и заигрывает)

Ой! зелье, баловница.

Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!» (Действие I, явление 2)

Пустите, ветреники сами,

Опомнитесь, вы старики…»

Источник: Действие I, явление 2

Фамусов не любит работать, внимательно разбираться в документах. Всю черновую работу за него проделывает Молчалин, а Фамусов старается как можно быстрее подписать их и забыть.

«…Идем бумаги разбирать.

Я только нес их для докладу,

Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,

Противуречья есть, и многое не дельно.

Боюсь, сударь, я одного смертельно,

Чтоб множество не накоплялось их;

Дай волю вам, оно бы и засело;

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой».

Источник: Действие I, явление 4

Характеристика Фамусова другими героями

Фамусов ухлёстывает за хорошенькой служанкой Лизой, но девушке неприятны ухаживания старика.

«Пустите, ветреники сами,

Опомнитесь, вы старики…

Источник: Действие I, явление 2

Лиза понимает, что повышенное внимание Фамусова может обернуться для неё неприятностями, и старается поменьше попадаться хозяину на глаза.

«… Ах! от господ подалей;

У них беды себе на всякий час готовь,

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь».

Источник: Действие I, явление 2

Лиза знает, что хозяин — человек горячий, способный принимать резкие, необдуманные решения.

«Сужу-с не по рассказам;

Запрет он вас, — добро ещё со мной;

А то, помилуй Бог, как разом

Меня, Молчалина и всех с двора долой».

Источник: Действие I, явление 5

Лиза прекрасно понимает, что Фамусов, как и все столичные господа, ценит только богатство и ищет для дочери исключительно состоятельного жениха.

«Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звёздами, да с чинами,

А при звёздах не все богаты, между нами;

Ну, разумеется к тому б

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы…»

Источник: Действие I, явление 5

Софья

Софья считает отца эмоциональным, скорым на расправу.

«Да батюшка задуматься принудит:

Брюзглив, неугомонен, скор,

Источник: Действие I, явление 5

«Тот часто без толку сердит…»

Источник: Действие III, явление 1

Чацкий

Чацкий презирает Фамусова за его чинопочитание, подобострастие перед богатыми, знатными людьми с высоким положением в обществе.

«А вы, судáрь отец, вы, страстные к чинам…»

Источник: Действие IV, явление 14

«Низкопоклонник и делец,

Он будущему тестю равный…»

Источник: Действие IV, явление 14

Источник: Действие IV, явление 15

Речевая характеристика Фамусова

Речь Фамусова является отражением его характера и звучит властно, высокомерно, по-барски. В общении с Чацким и Молчалиным проскальзывает безапелляционный и назидательный тон. С простыми, зависимыми людьми (слугами) Фамусов общается откровенно грубо, с вышестоящими чиновниками, представителями высшего света — вкрадчиво, деликатно, предупредительно.

Фамусов — хороший рассказчик, его речь отличается выразительностью и образностью, добродушной иронией: «Да, дурен сон, как погляжу. Тут всёесть, коли нет обмана: И черти и любовь, и страхи и цветы» , «Бepeм же побродяг, и в дом и по билетам…»

Несмотря на то, что Фамусов — дворянин, в его речи можно встретить немало просторечных, народных слов и выражений: «вишь прихоти какие завелись» , «прок-от невелик» , «выкинул ты штуку» , «мечусь, как словно угорелый» , «где чудеса, там мало складу».

Характеристика фамусовского общества

«Фамусовским» называется общество дворян, аристократов, которые служили оплотом монаршей власти в России. Именно это общество со своими взглядами и устоями находится в центре внимания автора, именно ему он уделяет немало внимания в произведении.

«Фамусовским» общество названо по фамилии одного из главных героев — Павла Афанасьевича Фамусова, поскольку он является наиболее точным его отражением. В Фамусове сосредоточены все отрицательные черты, характерные для помещиков-крепостников первой половины XIX века: лицемерие, чинопочитание, лесть, самодурство. Превыше всего он ценит высокие чины, богатство и связи, а в просвещении видит угрозу привычному существованию.

Читайте также:
Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Персонажи, составляющие «фамусовское общество», весьма разнообразны. Это и угодливый, раболепный секретарь Молчалин, и напыщенный недалёкий полковник Скалозуб, и надменная супружеская чета Тугоуховских, и даже Софья, дочь Фамусова, которая, несмотря на свой гордый и прямолинейный нрав, остаётся нравственно слепым человеком.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Фамусова вместе!

Биография

Павел Афанасьевич Фамусов — богатый дворянин, помещик. Занимает высокий пост на государственной службе.

Это мужчина преклонного возраста, но всё ещё бодрый, активный, деятельный. Был женат, но супруга скончалась после рождения дочери. По всей видимости, в браке был несчастлив.

Много внимания уделяет воспитанию единственной дочери Софьи. Будучи заботливым отцом, по-своему видит счастье дочери: она должна выйти замуж непременно за богатого человека из их круга. Ни бедный Молчалин, ни своенравный Чацкий его в качестве женихов не устраивают.

Разгневанный излишне свободным поведением Софьи, грозится отправить её в качестве наказания из Москвы «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Но, скорее всего, после вспышки гнева успокоится и оставит всё на своих местах.

Образ Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов — яркий представитель русского барства, аристократической элиты с устаревшими патриархальными устоями. Это крупный чиновник, богатый дворянин, который превыше всего ценит положение в обществе, богатство, хорошие отношения с вышестоящими.

К своей работе на государственной службе относится несколько пренебрежительно. Его утомляет работа с бумагами, и зачастую он даже не вникает в суть дела. При этом Фамусов — человек деловой, вечно занятый, который много времени проводит на службе.

Павел Афанасьевич не видит никакой ценности в образовании. Более того, именно в просвещении он видит причину разного рода новшеств, реформ, перемен — всего того, что так его пугает. Он запрещает дочери читать книги, которые, по его мнению, развращают девушку.

Между тем, Фамусов — человек доброжелательный, гостеприимный, внимательный, который трепетно относится к прошлому, к укоренившимся традициям. Он искренне любит свою дочь, заботится о ней, однако его любовь эгоистична, и Фамусов не способен понять, что на самом деле сделает его дочь счастливой.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Читайте также:
Бал в доме Фамусова (по комедии А.С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Сочинение на тему: ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10–20‑х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми «века нынешнего» и крепостниками, представителями «века минувшего», такими как П. Фамусов.

Краткая характеристика П. Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов является воспитателем Александра Чацкого. На момент повествования – он управляющий государственного учреждения. Жена его давно умерла, оставив ему дочь Софью.

Образ Фамусова очень противоречивый, с одной стороны – это человек, который не лишен положительных качеств характера – так, например, он берет на воспитание Александра после смерти его родителей и относится к нему, как к своему сыну. С другой же стороны, он бесчестный и лицемерный человек.

Основным мерилом успешности и порядочности человека для него есть финансовая обеспеченность и высокая должность. Фамусов – взяточник и обманщик, поэтому у него и происходит конфликт со своим воспитанником.

Образ и характеристика Фамусова

В начале 19 века была написана одна из выдающихся комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом сатирическом произведении показано столкновение старого и нового, века нынешнего и века минувшего. Новым поколением, в этой комедии, выступает Чацкий, а приверженцем старого – Фамусов.

Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить.

Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.

Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам. Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду.

Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.

Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке.

Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.

Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.

Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности.

Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе. Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него.

Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.

Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства.

В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.

Сочинение о фамусовском обществе

А.С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10—20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.

Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.

Читайте также:
ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН: сочинение

Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам.

Фамусов говорит: “…у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.

Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”.

А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”.

Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”.

Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”.

Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”.

Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений…

Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.

Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А.С. Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”.

сочинение по теме Жизненная философия Фамусова

Наверное, ни одна русская комедия 19 в. не становилась столь популярной, как комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Уже при первых же постановках она произвела фурор, и ее тотчас растаскали по фразам.

В самом деле, кто из нас хотя бы раз в жизни не произносил: «Счастливые часов не наблюдают», «Герой не моего романа», «Ну как не порадеть родному человечку» и так далее и тому подобное. И порой мы даже не отдаем себе отчета в том, что цитируем знаменитую комедию «Горе от ума».

Весьма странное название — «Горе от ума». Разве ум может принести горе? Грибоедов считает, что может, и мы склонны согласиться с ним, т.е., познакомившись с комедией, мы понимаем, какой смысл вложен в эти слова.

Да, ум (а под ним мы понимаем не только собственно образованность, эрудированность, но и хорошо развитое мышление, способность рассуждать, анализировать события, т.е. здраво смотреть на вещи) может принести несчастье своему носителю в определенных конкретно-исторических условиях.

Как раз таковыми можно считать ту московскую среду, в которую попал главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий.

Что мы знаем о нем? Немногое. Несмотря на то, что он главный герой, появляется он на сцене не сразу. О нем говорит Софья, упоминает ее отец — Павел Афанасьевич Фамусов, и все отзывы о нем достаточно положительные. Но его появление сразу же вносит смуту в мирный круг московских гостиных.

В пьесе налицо две коллизии, две интриги. Одна из них связана со взаимоотношениями Чацкого и Софьи, другая — это его постоянные стычки с ее отцом и с теми, кого сам Фамусов величает «тузами», «отцами». И, хотя внешне все строится вокруг первой, любовной коллизии, на поверку на идейном содержании больше сказалась именно вторая.

Нас же в данном случае интересует позиция Фамусова и его общества в его споре с Чацким, ибо именно в этих прениях и раскрывается личность главного героя.

Грибоедов умелый художник. Его мастерством восхищался другой известный русский писатель Гончаров, который положительно отозвался о Чацком. О Фамусове же и его круге он сказал, что «это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и во всем «особым отпечатком Москвы». Без них картина была бы неполной, т.к. это целая эпоха в жизни русского дворянства со своей идеологией, со своими убеждениями. Мечты Фамусова ограничены этими убеждениями. Предел его желаний — быть «тузом», т.е. «есть на серебре и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах», и так без конца, и все это только за то, что он подписывает бумаги, не читая, и боясь одного — «чтоб множество не накопилось их». Но давайте задумаемся, так ли уж плоха мечта Фамусова? Кто из нас не хотел бы обеспеченности в жизни, стабильности, может быть, даже почета и славы? Кто из нас не пожелал бы этого своим детям? А в том, что он хочет всего этого быстро, сразу и за просто так, нет ничего удивительного. Выражаясь современным сленгом, это нечто иное, как всеобщая мечта о «халяве», т.е. об исполнении всех желаний просто так, за здорово живешь. Конечно,мы понимаем, что это не правильно, что такого просто не бывает, мы знаем также, что достаток, богатство, не заработанное своими силами, все же не смогут принести удовлетворения. Награда радует нас тем сильнее, чем сложнее было добиться ее.

А Фамусов в данном случае похож на ребенка, который до сих пор верит в сказку про Емелю и щуку. Кроме того, мечты Фамусова о легкой, праздной жизни изобличают в нем человека недалекого. Но ведь это далеко не единственная сторона его суждений, остальные же отнюдь не так безобидны.

Читайте также:
МОЛЧАЛИН И СОФЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»: сочинение

Фамусов, а с ним и завсегдатаи московских гостиных, встречают и оценивают человека по его состоянию, чинам, связям, а не по его моральным качествам, как личность.

Посмотрите, как нелеп и до смешного жалок князь Тугоуховский, действующий по указке жены, которая велит сначала пригласить Чацкого в гости, но узнав, что он вовсе не так богат, как ей думалось, уже не сдерживаясь, кричит мужу, отменяя приказание. Да, эпизод нелеп, но он еще и оскорбителен, т.к. оскорбляет чувство собственного достоинства любого человека, которого оценивают только по мундиру да по состоянию.

Фамусов также придерживается этой позиции. Его дом славится гостеприимством, но открыт он только для тех, у кого наберется «душ тысячки две родовых».

Особое отношение у московских «тузов» и к службе. Это слово они понимают буквально, приравнивая службу к угодничеству ради чинов и званий. Чацкий весьма остроумно отозвался на это «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В ответ же Фамусов разразился гневной тирадой и привел настолько пошлый пример подхалимства, что мы полностью соглашаемся с позицией Чацкого.

Но жизнь в Москве мало изменилась. И хотя прежних «тузов» уже нет, их принципы, их жизненная философия жива. Ведь она весьма проста: живи только ради себя, не гнушайся любых способов достижения цели, и тогда тебя ждет успех. А не напоминают ли эти заповеди современные законы рынка?

Павел Фамусов в пьесе Горе от ума

Фамусов в комедии играет важную роль, ведь он олицетворяет всех дворянин начала 19 столетия. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме. Фамилия у Фамусова говорит сама за себя. Она произошла от слова famus – известный, знаменитый. Это не удивительно, ведь Фамусов очень известен в высшем свете.

Грибоедов очень ярко и детально описывает Фамусова в своем произведении. Павел Афанасьевич приверженец старого строя, он защищает старые традиции и обычаи, считает, что нужно уважать старину. Если рассматривать, как Фамусов относиться к образованию, то в комедии хорошо видно, что он категорически против образования.

Для него учение сопоставимо чуме. Однако наперекор своим убеждением Фамусов нанимает для своей дочери, Софьи, иностранных учителей, потому что так делают все. Для него ценно общественное мнение и он всегда переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе.

Павел Афанасьевич придает большое значение материальному положению и занимаемому место в обществе. Он уважает людей, который смогли подслужиться и согнуться в перегиб, чтобы получить высшие чины.

Фамусов считает «гордецом» тех, кто не хочет следовать этим традициям, ведь так «делали отцы». Разговор он ведет с каждым персонажем по-разному. Все зависит от того, какого звание у собеседника. Если перед ним кто-то из высших чиновников, то он будет льстить, а если ниже рангом, то он будет груб, а на слуг вовсе может заорать.

Главной задачей Фамусова, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», была показать все устаревшие взгляды дворянин и как глубоко эти привычки засели в их разумах. Грибоедов реалистично показал нам всю суть помещиков-крепостников начала 19 века. Фамусов и ему подобные чиновники не должны стоять у власти. Они безнравственные, а безнравственная власть способна служить только самой себе.

Значение образа Фамусова

Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Напишите пожайлуста сочинение на тему основной конфликт комедии “Горе от ума”(Заранее огромное спасибо,очень сильно благодарствую)

u041fu043e u0445u043eu0434u0443 u043fu044cu0435u0441u044b u0427u0430u0446u043au0438u0439 u043fu0440u043eu0438u0437u043du043eu0441u0438u0442 u043du0435u0441u043au043eu043bu044cu043au043e u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433u043eu0432, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043au0430u0441u0430u044eu0442u0441u044f u0442u0430u043au0438u0445 u0437u043bu043eu0431u043eu0434u043du0435u0432u043du044bu0445 u043fu0440u043eu0431u043bu0435u043c, u043au0430u043a u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u043du043eu0435 u043fu0440u0430u0432u043e, u043fu0440u043eu0441u0432u0435u0449u0435u043du0438u0435, u043fu0440u0435u043au043bu043eu043du0435u043du0438u0435 u0440u0443u0441u0441u043au0438u0445 u0434u0432u043eu0440u044fu043d u043fu0435u0440u0435u0434 u0432u0441u0435u043c u0438u043du043eu0441u0442u0440u0430u043du043du044bu043c. u042du0442u0438 u043fu0443u0431u043bu0438u0446u0438u0441u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0435 u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433u0438 u043du0435 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0440u0430u0441u043au0440u044bu0432u0430u044eu0442 u043eu0431u0440u0430u0437 u0433u043bu0430u0432u043du043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f, u043du043e u0438 u043fu043eu043au0430u0437u044bu0432u0430u044eu0442 u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0435 u0441u0430u043cu043eu0433u043e u0430u0432u0442u043eu0440u0430 u043a u044du0442u0438u043c u043fu0440u043eu0431u043bu0435u043cu0430u043c. u00a0

u0424u0430u043cu0443u0441u043eu0432u0441u043au043eu043cu0443 u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0443 u0432u0437u0433u043bu044fu0434u044b u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e u043du0435u043fu043eu043du044fu0442u043du044b u0438 u0447u0443u0436u0434u044b, u043fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u0432u0441u0435 u0442u0430u043a u043bu0435u0433u043au043e u043fu043eu0432u0435u0440u0438u043bu0438 u0441u043fu043bu0435u0442u043du0435 u043e u0441u0443u043cu0430u0441u0448u0435u0441u0442u0432u0438u0438 u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e. u042du0442u0438u043c u043bu044eu0434u044fu043c u043bu0435u0433u0447u0435 u043eu0431u044au044fu0432u0438u0442u044c u0443u043cu043du043eu0433u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u0441u0443u043cu0430u0441u0448u0435u0434u0448u0438u043c, u0447u0435u043c u043fu0440u0438u0441u043bu0443u0448u0430u0442u044cu0441u044f u043a u0435u0433u043e u0441u043bu043eu0432u0430u043c. u0418u0442u043eu0433 u044fu0441u0435u043d – u0433u043eu0440u044fu0447u0438u0439, u0441u0442u0440u0430u0441u0442u043du044bu0439 u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433 u0438: “u041au0430u0440u0435u0442u0443 u043cu043du0435, u043au0430u0440u0435u0442u0443!”. u00a0

u041au0430u043a u043fu0438u0441u0430u043b u0432 u0441u0432u043eu0435u0439 u0437u043du0430u043cu0435u043du0438u0442u043eu0439 u0441u0442u0430u0442u044cu0435 u00a0u0418. u0410. u0413u043eu043du0447u0430u0440u043eu0432, “u0427u0430u0446u043au0438u0439 u0441u043bu043eu043cu043bu0435u043d u043au043eu043bu0438u0447u0435u0441u0442u0432u043eu043c u0441u0442u0430u0440u043eu0439 u0441u0438u043bu044b. u041du0430u043du0435u0441 u0435u0439, u0432 u0441u0432u043eu044e u043eu0447u0435u0440u0435u0434u044c, u0441u043cu0435u0440u0442u0435u043bu044cu043du044bu0439 u0443u0434u0430u0440 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u043eu043c u0441u0438u043bu044b u0441u0432u043eu0435u0439. u0427u0430u0446u043au0438u0439 u2014 u043fu043eu0431u0435u0434u0438u0442u0435u043bu044c, u043fu0435u0440u0435u0434u043eu0432u043eu0439 u0432u043eu0438u043d, u0437u0430u0441u0442u0440u0435u043bu044cu0449u0438u043a u0438 u2014 u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0436u0435u0440u0442u0432u0430”.

Конфликты в пьесе Горе от ума Грибоедова сочинение

Новаторская комедия Грибоедова имеет в конфликте две линии: любовную и социальную.

Любовный треугольник — основа любовного конфликта. Начиналось всё с того, что Чацкий приехал к своей любимой девушке. С этого же места берёт начало социальный конфликт, когда Чацкий встречается с « Фамусовым обществом». Любовный треугольник состоит из Софьи, Чацкого и Молчалина. Чацкий является главным героем этой пьесы. Он же позитивный герой, а Молчалин наоборот негативный персонаж с подлыми, низкими чертами. Весь конфликт построен на том ,что Софья предпочла именно Молчалина с надеждой обрести «мужа — слугу» который будет нежен и ласковый к ней, как мальчик послушный и исполняющий все её прихоти. В чем и позднее разочаровалась, потому что он не имел к ней никаких чувств, а только свои корыстные цели. Он хотел лишь одного – разбогатеть и получить власть, где Софья сыграла инструмент для достижения этих эгоистичных целей. В конечном счёте ни Софья и Молчалин не получили того чего ожидали. Софья почувствовала себя кинутой и разочаровалась в своих предпочтениях к мужу. Молчалин же потерял все надежды на богатство и власть, несмотря на усилия и унижения которые он претерпевал, он потерял ключ — Софью.

Читайте также:
Анализ заключительного эпизода комедии А. С. Грибоедова Горе от ума.: сочинение

Ещё один конфликт ярко выраженный в борьбе с «веком нынешним» и «веком минувшим».Чацкий представитель новой идеологии времени, новый человек. Фамусовы более склонны к консервативному обществу. Прижитый и старый образ жизни был им родным, они хотели прожить всю свою жизнь не выходя за границы светских законов и не огорчать таких светских лиц, как Татьяна Юрьевна и Марья Алексеевна. В то же время новый образ жизни диктует свои правила и захватывает консервативную жизнь. Чацкий старается открыть глаза Фамусову, показать проблемы их образа жизни. Но старое Барское общество не принимает идей Чацкого и называет его сумасшедшим. Этот конфликт хорошо показывает борьбу нового образа жизни со старим, борьбу декабристов с барским обществом.

В пьесе Грибоедова присутствует несколько конфликтов: любовный и общественный, также борьба «века нынешнего» с «веком минувшим». На мой взгляд самый поучительный – общественный конфликт. Он учит ставить реалистичные цели в жизни, не жить старыми принципами, не быть тем каким тебя хотят видеть другие. Жить, пробовать что-то новое. Если не поступать как герои этой комедии можно избежать много жизненных проблем с которыми они столкнулись.

2 вариант

В этом произведении достаточно конфликтов! В этом сочинении невозможно разобрать все, но основные здесь будут.

Самый главный, который просто бросается в глаза, это противостояние Чацкого всему тому московскому обществу. Герой обличает всех, видит недостатки, а в итоге убегает в глушь. У Чацкого свежий взгляд (со стороны), так как он долгое время был за границей, учился и развивался там, а эти люди жили, как и много лет назад не по законам честности – это точно. Конечно, никому не нравится, если ему показывают его недостатки, вот все эти взяточники и льстецы недовольны смелым поведением Чацкого. Но в одиночку он всё равно не смог бы переделать систему.

Это в общем, но тот конфликт можно поделить на мелкие. Например, между Чацким и Фамусовым. Отец Софьи учит молодого человека, советует ему, как быстрее преуспеть в их обществе, как лучше выставлять себя дураком, но соблюдать свой интерес. Связи – тоже важны… Но Александр Андреевич такой образ жизни принять не может и не хочет, он пытается объяснить хоть что-то старику, но тот в ужасе от его истин. Конечно, дочь свою он за такого умника бы не выдал.

Более «мягкий» конфликт как раз между дочкой Фамусова и Александром. Разворачивается этот конфликт к концу произведения. Чацкий её любит, а она настроена враждебно. И в итоге это она пускает слух, что он сумасшедший. В финале разворачивается конфликт между ней и Молчалиным, который ей пытается изменить вполне осознанно, продуманно и бессовестно. Небольшой конфликт и между горничной и Молчалиным в этой ситуации. Она вполне честная девушка, её не соблазняет обещанное за предательство хозяйки богатство.

Конфликты есть и между второстепенными персонажами и героями произведения. Например, между давним другом, который превратился в испуганного подкаблучника, и самим Александром Андреевичем. Также там появляется и его жена, которая с недоверием и опаской относится к Чацкому. Все на балу начинают плохо к Чацкому относиться. К примеру, старуха – мать нескольких дочерей, когда не находит в герое ни для одной из них жениха, сразу теряет к нему интерес. И каждое смелое слово героя, конечно, создает ему нового врага.

Сочинение 3

Александр Грибоедов является одним из самых известных русских писателей-драматургов 18 века. Он внес великий вклад в развитие и преобразование классицизма как жанра. В начальном варианте классицизма подразумевалось, что в пьесе имеется только один конфликт. Но Александр Грибоедов, как Пушкин в свое время по отношению к роману в стихах «Евгений Онегин», выступает в роли гениального новатора и вводит в свое драматическое произведение не один, а несколько конфликтов. Изначально литературные критики не рады были такому нововведению Грибоедова и подвергали его жесткой критике, мол, как он мог отойти от канонов. Но в настоящее время пьеса, которая относится к жанру комедии, имеет несколько конфликтов. Как внутренних, так и внешних.

Центральным персонажем всей повести является молодой человек, который недавно приехал с учебы в родной город. Его зовут Александр Чацкий. Именно этот персонаж по желанию автора сталкивается с различного рода непониманиями его обществом. На данной почве построены все конфликты произведения.

Первый конфликт – это конфликт любви. Чацкий влюблен в свою подругу детства, которую зовут Соня. Девушке отец, которым является Фамусов подыскивает уже подходящего жениха. Чацкий образованный и ставит умственное развитие превыше всего. Фамусов считает, что лучший вариант стать богатым и знаменитым – это умение хорошо прислуживать и получить какой-нибудь ин. Соня поддерживает его. На этом базируется и второй конфликт произведения Александра Грибоедова.

Столкновение взглядов, мировоззрений, ценностей главных героев – вот один из основных конфликтов.

Также хорошо прорисована проблема внедрения всего иностранного в родное. Чацкий возмущен тем, что большая часть людей в фамусовском доме разговаривает не на родном русском языке, а на французском. Он не понимает, почему даже какой-то французик, приехавший издалека, чувствует себя здесь как дома.

Еще одной проблемой комедии можно назвать одиночество умного человека в обществе людей с ограниченным кругозором, думающих только про то, как бы заработать побольше денег, вкуснее поесть и выслужиться на чин. Финал комедии печальный и одновременно смешной. Александр Чацкий, через которого с читателем говорит Грибоедов, подвергается клевете и признается сумасшедшим. Чацкий покидает общество этих недоумков и уезжает из фамусовского дома навсегда, чтобы больше сюда не вернуться.

Конфликт произведения Горе от ума

Комедия «Горе от ума» может научить читателя многому. Это огромный багаж знаний, которые автор хотел донести с помощью реальных примеров, существовавших в те уже далёкие времена. Надо помнить, что учиться всегда нужно чему-то, уметь сострадать, не бояться трудностей, уважать старших, да и вообще иметь к каждому человеку уважение. Порой трудно особенно в нынешнее время, придерживаться хотя бы одного такого принципа.

Читайте также:
Главный конфликт пьесы «Горе от ума» Чацкий фамусовские идеалы и принципы: сочинение

Данная пьеса, написанная Александром Грибоедовым, является новаторской, ибо впервые в ней прозвучали нотки реализма. Сюжет зациклен на одном конфликте, а на трёх основных: конфликт любви и социального развития, а так же разрыв поколений.

Любовный конфликт заключается в том, что с первого действия появляется всеми известный любовный треугольник куда входит Софья, Молчалин и Чацкий. Девушка встречается с Молчалиным ночью и считает его своим принцем, а вот Чацкий был первой любовью девушки, но «первая любовь никогда не забывается». Тут перед Софьей встаёт не простой выбор. Это как между двух огней.

Социальный конфликт играет главную роль в произведении. В пьесе есть чёткое разделение: это прогрессивные дворяне, выступающие в лице молодого Чацкого и консервативные дворяне- это Фамусов. Первые уверенны, что будущее стоит за развитием, изучением новых данных и самое главное- это прекращение рабского отношения к крепостным. Фамусовское общество уверенно, что крепостное право не должно быть отменено и вообще учиться ничему новому не нужно. Просвещение несёт одно зло и может навредить привычной жизни.

От сюда вытекает третий конфликт — это конфликт поколений. Фамусов против Чацкого. Они не понимают друг друга и никогда не поймут. Обострение пошло после спора о крепостном праве. Фамусов привык, что может командовать и издеваться как хочет. Ничего за это старику не будет. Чацкий же уверен, что каждый человек заслуживает уважения и свободы. Люди не могут быть рабами, это же вещи, которыми можно распоряжаться как вздумается, унижать, продавать, убивать. Между ними пропасть в виде социального статуса, но разве это так важно?

Таким образом, в пьесе «Горе от ума», написанном Грибоедовым есть три основных конфликта, которые определяют общество того времени и показывают ошибки персонажей. Читатель может хорошо увидеть к чему бы привёл консерватизм Фамусова, если бы правители России не были умными людьми. Это произведение может научить многому: противостоять многовековым и бесполезным устоям, всегда иметь своё мнение, никогда не сдаваться и т.д.

Также читают:

Картинка к сочинению Конфликты в пьесе Горе от ума

Популярные сегодня темы

«Мастер и Маргарита» – роман, написанный М.А.Булгаковым. Работа над произведением началась в 1920-х годах и продолжалась до смерти писателя

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева “Муму” важным второстепенным персонажем является Гаврила. Гаврила дворецкий и верный слуга барыни. Он был беспрекословен и выполнял все, что прикажет ему барын

Картина И. И. Шишкина “Корабельная роща” написана в1898 году. На картине великого художника-пейзажиста изображена любимая его роща возле Елабуги. Полотно имеет такое название из-за изображения на ней корабельных могучих сосен, которые использовались

Я – личность. Период первых лет жизни, когда ребёнок ещё совсем не понимает, что происходит вокруг, находится в полной зависимости от родителей, не может предсказать к каким последствиям приведут его действия называется детством

Семейство Курагиных в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир» представляется алчным, тщеславным, порочным во всех каких только можно областях.

Сочинение: Своеобразие конфликта в комедии Александра Грибоедова Горе от ума

Комедия А.С. Грибоедова создавалась в ту эпоху, когда на сцене господствовал классицизм, а в литературе в целом развивались романтизм и реализм, поэтому это произведение вобрало в себя черты всех трех направлений. Сам писатель никогда не стремился к следованию какому-то одному из литературных течений, о своем творчестве он писал так: “Я как живу, так и пишу: свободно и свободно”. Грибоедова прежде всего интересовало содержание, а не какая-то определенная форма, в которую оно облачено. Но во многом именно эта форма, продиктованная основным замыслом комедии, сделала “Горе от ума” оригинальным и уникальным в своем роде произведением. Новаторство Грибоедова прежде всего проявилось в характере конфликта, в пьесе присутствует не только традиционная любовная интрига, но и еще одна – общественная, и именно она выходит на первый план произведения, частично нарушая классицистическое единство действия.

В основе общественного конфликта лежит столкновение двух идеологий: декабристской, выразителем которой главным образом является Чацкий, и патриархально-консервативной, идеологии главного оппонента Чацкого, Фамусова. Их постоянные жаркие споры, затрагивающие различные стороны общественной жизни той эпохи, мы можем наблюдать на протяжении всей пьесы. Но это противостояние не было бы так ощутимо и уж тем более не выходило бы на первый план, если бы в нем были задействованы только эти два персонажа. Грибоедов же практически всех своих героев, в той или иной степени, втягивает в этот конфликт. Против идей Чацкого вместе с Фамусовым выступают и Молчалин, и Скалозуб, и Хлестова, и Загорецкий, да и все остальные своими репликами лишь подтверждают обвинение Чацкого в адрес московского общества. Он же, вернувшись в Москву после нескольких лет странствий, не может смириться с ее нравами и горячо выступает против жестокий проявлений крепостничества (“Сам толст, его артисты тощи”), низкопоклонства перед вышестоящими, стремления к чинам и наградам (“Служить бы рад, прислуживаться тошно”), отношения общества к просвещению (“И с криком требовал присяг, // Чтоб грамоте никто не знал и не учился”), праздности этого общества (“Вчера был бал, а завтра будет два”), засилья всего иностранного (“Воскреснем ли когда от чужевластья мод?”) и т.д. Все, что не соответствует его представлениям о жизни, вызывает у Чацкого бурю эмоций. Первоначально он кажется нам одиноким борцом против всевозможных общественных пороков, но Чацкий один только на сцене, в жизни же у него есть единомышленники, недаром он часто произносит слово “мы”, говоря от имени какой-то определенной общественной силы; отдельные внесценические персонажи также являются сподвижниками Чацкого. Это и двоюродный брат полковника Скалозуба, который “службу вдруг оставил, // В деревне книги стал читать”, и племянник княгини Тугоуховской, и профессора Педагогического института в Петербурге. Все это делает Чацкого реалистичным персонажем, не без основания критикующим общество, в отличие от мольеровского Альцеста, главного героя комедии “Мизантроп”, который, хоть и справедливо осуждает человеческие недостатки, предстает перед читателем каким-то чудаком, которого не понимает даже лучший друг, человеконенавистником от природы. Это объясняется тем, что в отличие от Мольера, строго придерживавшегося классицистических норм, задачей Грибоедова было реалистично отразить современную ему эпоху, взяв актуальный для того времени жизненный конфликт с верной расстановкой сил, а также верной развязкой. Ведь при всей симпатии автора к своему герою, Чацкий оказывается изгнанным, потому что не наступило еще время для его победы, конфликт отнюдь не исчерпан. Дав именно такую развязку своему произведению, Грибоедов нарушил непременное требование классицизма хорошего конца, что придало комедии еще большую оригинальность. Но наравне с реалистическими чертами в “Горе от ума” присутствует и романтическая окраска: в глазах читателя Чацкий кажется борцом-одиночкой, так как ни от кого из действующих персонажей он не может ждать какой-либо поддержки и ему одному приходится справляться со своей сложной миссией.

Читайте также:
Анализ эпизода Диалог Чацкого и Фамусова: сочинение

Как уже было сказано выше, в комедии Грибоедова присутствует еще и любовный конфликт, который не менее интересен, чем общественный. По словам И.А. Гончарова “всякий шаг Чацкого, всякое его слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье”, то есть без любовного конфликта не случилось бы и общественного. Но первый заслуживает внимания не только как причина второго, он, как и все в произведении Грибоедова, необычен. Его оригинальность заключается в нетрадиционности любовного треугольника: в отличие от классицистических комедий, где два соперника борются за руку и сердце своей возлюбленной, в “Горе от ума” сама девушка, защищая своего возлюбленного, пытается противостоять его сопернику. Уже один этот факт доказывает, что эта девушка, то есть Софья, не какаято бездумная кокетка, а довольно сильная личность.

Помимо того, что любовный треугольник нетрадиционен, он оказывается еще и “перевернутым”, пародией на распространенные в сентиментальной литературе любовные интриги. Так, было принято изображать девушку, влюбленную в умного, благородного и чувствительного разночинца, но поневоле выходящую замуж за богатого, но ограниченного и недалекого дворянина. Примером именно такого любовного конфликта может служить роман Ж.Ж. Руссо “Юлия, или Новая Элоиза”, главная героиня которого, Юлия д’Энтаж, влюблена в своего учителя, разночинца Сен-Пре, но вынуждена выйти замуж за господина де Вольмара. Грибоедов же высмеивает сентименталистские традиции, изображая небогатого разночинца Молчалина низким и подлым, а дворянина Чацкого умным, благородным и возвышенным.

Но чем же тогда объясняется выбор Софьи? Тут мнения многих критиков расходятся. Одни больше склоняются к выводу, что Софья выбрала Молчалина, чтобы отомстить Чацкому, уехавшему от нее три года назад, и все же продолжает неосознанно любить его. Так, например, полагает академик Нечкина, утверждающая, что Софья – интересная личность, образ которой Грибоедов не развил полностью, боясь затмить тем самым образ Чацкого, и поэтому “Софья начертана неясно”, как заметил А.С. Пушкин. Другие же критики уверяют в обратном, говоря о том, что Софья просто начитавшаяся французских романов холодная кокетка, не наделенная ни особым умом, ни особым чувством.

Но неясность Софьи еще и художественно оправдана, так как во многом помогает связать общественную и любовную интриги. Так, в первом действии мы не можем предугадать развязку комедии, шансы у Чацкого на взаимность Софьи в глазах читателя еще остаются, мы верим в перемену ее отношения к старому другу. В сцене же обморока читатель и зритель узнают о глубокой и сильной привязанности Софьи к Молчалину, которую уже можно назвать и любовью. Становится ясным, что Чацкому не на что надеяться, но теперь интерес читателя прикован к поведению Чацкого, мы следим за тем, когда же он убедится в бесполезности попыток завоевать Софью. Одновременно с этим Чацкий ведет еще и политическую борьбу, на которую, безусловно, влияют его любовные переживания, вызванные поведением Софьи. Неожиданным поворотом в действии является пущенная именно Софьей сплетня о сумасшествии Чацкого, которая делает девушку непосредственной участницей общественного конфликта и ставит ее в ряд злейших врагов Чацкого; именно в этот момент происходит слияние двух интриг комедии, которые позже нельзя будет отделить друг от друга.

В переплетении и дальнейшем слиянии двух интриг большую роль играет реалистичный и многогранный характер главного героя, предстающего перед нами и пылким любовником, и красноречивым оратором. Именно его появление и создает живое, яркое действие. Чацкий сразу начинает борьбу на двух фронтах, что и приводит его в конце к “мильону терзаний”. Но не только его отношения с Софьей влияют на его борьбу с “веком минувшим”, как уже было сказано, но и его постоянные столкновения с фамусовским обществом, вызывающие его злость и раздражение, делают его дальнейшие беседы с Софьей столь резкими, ядовитыми и отталкивающими девушку (“Не человек, змея!”).

Помимо Софьи, еще одним человеком, помогающим увязать два конфликта воедино, является Молчалин; он и соперник в любви, и политический оппонент Чацкого. Разговор этих двух героев является столкновением двух антиподов, каждый из которых считает другого ничтожеством. Молчалин является олицетворением всей низости и чинопоклонения фамусовского общества, что еще больше усиливает горе Чацкого, так как получается, что именно ненавистное ему общество отбирает у него возлюбленную (“А вы! О Боже мой! кого себе избрали?”).

Присутствие в комедии Грибоедова одновременно двух интриг вызвало жаркие споры в русской критике, первым же, кто подробно рассмотрел тесную связь этих двух сюжетных линий, был И.А. Гончаров, писавший: “Две комедии как будто вложены одна в другую… Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: