Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери: сочинение

Анализ поэмы «Божественная комедия» (Данте Алигьери)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.03.2020 · Обновлено 18.03.2020

Средневековье является одним из самых больших периодов обозримой человеческой истории. Его влияние на общеевропейскую культуру, мировоззрение и философию трудно переоценить. Несмотря на то, что Средневековье принято называть не иначе, как «Тёмными веками», оно подарило мировой литературе множество уникальных произведений. Одним из самых известных и значимых литературный произведений периода Средневековья, ставших, по мнению многих, пиком всей средневековой культуры, считается творение итальянского писателя и мыслителя Данте Алигьери «Божественная комедия», ознаменовавшая собою конец Средних веков и начало эпохи Возрождения.

История создания

Большая часть жизни Алигьери была связана с его родным городом – Флоренцией, где он занимался научной, литературной и политической деятельностью. В то время в городе боролись две партии – Гибеллины, считавшие, что Флоренция должна присоединиться к Священной Римской Империи, и Гвельфы, выступавшие за ограничение власти императора и усиление власти Римского Папы. Алигьери был сторонником второй группировки, и за это, когда на очередном этапе политической борьбы Гибеллины стали брать верх, был изгнан из города.

Весь остаток своей жизни писатель провёл в постоянных переездах, так никогда и не вернувшись в родной город. В этот период он создал множество лирических произведений, в которых рассуждал о судьбе, людях и счастье. Он ощущает упадок сил и подводит итоги своей жизни. Именно в это время он и начал писать знаменитую «Божественную комедию», к работе над ней он приступил в 1306 году. Работа над произведением продолжалась вплоть до 1321 года. В том же году Данте Алигьери умер, заболев малярией.

История написания «Божественной комедии» немыслима без личной истории Данте. Будучи уже зрелым человеком, на склоне лет, он влюбляется в юную красавицу Беатриче. Она становится музой писателя. Но несчастная девушка не успела стать женой своего обожателя: она пала жертвой чумы. Данте был в отчаянии, потеряв ее, и больше никого не смог полюбить. Он, как и все верующие люди, ждал смерти, чтобы соединиться со своей избранницей на небесах. Поэтому образу Беатриче уделено свое место в поэме.

Жанр и направление

«Божественная комедия» представляет собой поэму – крупное произведение в стихотворной форме. Оно носит лиро-эпический характер, сочетая в себе, с одной стороны, цельный сюжет, масштабные и важные события, а с другой, внутренние переживания и рассуждения лирического героя об абстрактных вещах, аллегоричность и символичность. Указание «комедия» не отражает жанр произведения. Просто по существующим канонам Данте не мог назвать свой труд трагедией, так как писал его не на латинском языке.

Направление творчества Данте находится на стыке двух эпох: с одной стороны, перед нами типичная для Средневековья поэма, но с другой, уже угадываются черты культуры Возрождения. Наряду с христианской моралью (язычники в поэме отбывают наказание за свою веру) соседствуют многочисленные отсылки к древнегреческому искусству, гонимому в Средние века. Так, проводником Данте выступает древнеримский поэт Вергилий, а размер, в котором написан текст, является «фишкой» древнегреческого поэта Гомера. Так, «Божественная комедия» впитала в себя влияние двух эпох и мировоззрений.

Смысл названия

Особый интерес вызывает название этого произведения «Божественная комедия». Давая ему название, Алигьери опирался на литературные нормы своего времени. Тогда поэмы строго делились на трагедии, в которых затрагивались сложные философские вопросы, и комедии, в которых рассуждали о более приземлённых аспектах жизни. Казалось бы, такое серьёзное произведение должно было считаться трагедией, но по нормам средневековья трагедией могла считаться только поэма, написанная на латинском языке, а Данте писал на итальянском, который традиционно считался языком комедий. Повинуясь общепринятым нормам, Алигьери дал назвал свою поэму просто «Комедией».

В дальнейшем поэма Данте так и называлась. Лишь спустя два десятилетия после смерти поэта не менее талантливый итальянский писатель, стоявший у истоков Возрождения – Джованни Боккаччо, высоко оценивая вклад Данте Алигьери в итальянскую литературу, дал «Комедии» эпитет «Божественная», с которым она и вошла в историю.

Композиция

Поэма делится на три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Сюжет представляет из себя путешествие по трём этим областям.

  1. На протяжении всей первой части лирический герой двигается по девяти кругам Ада. Писатель постоянно нагнетает, каждый последующий круг страшнее предыдущего, герой опускается всё ниже и ниже, встречая на своём пути всё более и более отвратительных чудовищ и грешников.
  2. Часть «Чистилище» начинается после того, как герой достигает дна и в противовес снисхождению, которое происходило в «Аду», представляет из себя подъём по горе, состоящей из подножья и семи кругов, к небу. Чем выше поднимается герой, тем светлее становится мир вокруг него, тем чище вокруг него души.
  3. Достигнув вершины горы, герой вступает в главу «Рай», в которой нам представляется поделённый на десять уровней, идеальный и светлый мир разума и счастья, в котором герой подходит к разгадке главной тайны Вселенной.

Суть: о чём поэма?

Повествование начинается с того, что герой Данте, достигнув тридцати пятилетия, теряется в тёмном лесу, где на него нападают три зверя: лев, волчица и пантера. От гибели героя спасает дух древнеримского поэта Вергилия.

Вергилий поясняет, что был он был послан усопшей возлюбленной главного героя – Беатриче, с заданием – провести героя в Рай через Ад и Чистилище.

  1. Войдя во врата Ада, над которыми высечены слова «Оставь надежду, всяк сюда входящий», герой оказывается в первом и самом большом круге ада, в котором заключены некрещённые младенцы, добродетельные язычники, включая и самого Вергилия, ничтожные христиане, не совершившие за всю свою жизнь ни добрых, ни злых дел, а также ангелы, изгнанные с небес за то, что остались в стороне во время войны Бога и Дьявола. Обитатели этого круга обречены на вечную скорбь.
  2. Во втором круге ударами о скалы и терзанием ураганом подвергаются души прелюбодеев.
  3. В третьем круге заживо гниют обжоры и чревоугодники.
  4. В четвёртом круге скупцы и расточители обречены вечно носить тяжести с места на места.
  5. В пятом круге гневные люди постоянно дерутся в мерзкой жиже.
  6. В шестом круге заключены предатели христианства и лжеучители, к которым писатель относит кардиналов, Римских пап, королей и эпикурейцев.
  7. В седьмом круге души, совершившие насилие над ближним, над собой и над божественным, варятся в кипящей крови, изнывают в пустыне и терзаются чудовищами.
  8. В восьмом круге томятся обманщики, подвергающиеся самым изобретательным и разнообразным пыткам.
  9. Достигая девятого круга, главный герой и Вергилий оказываются в скованном льдом обиталище самого Сатаны, где холодом истязаются предатели и клятвопреступники. Сам властелин Ада тремя своими пастями непрерывно пожирает Иуду, предавшего Христа, Брута и Кассия, убивших Юлия Цезаря.
Читайте также:
Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение

Именно на самом дне Ада Вергилий открывает герою дверь, которая приводит их в Чистилище. Сначала герои сталкиваются с душами раскаявшихся в смертный час, а также королями и императорами, одержимыми мирскими делами. Перед подъёмом ангел наносит герою на лоб семь символов, соответствующих семи смертным грехам. После преодоления каждого круга ангелы стирают по одному символу.

  1. В первом круге чистилища гордецы ползут по земле с камнями, привязанными к шее.
  2. Во втором круге завистники, одетые в лохмотья и лишённые зрения.
  3. Третий круг очищает дымом души, объятые гневом.
  4. В четвёртом круге праздные души вынуждены постоянно двигаться и чем-то заниматься.
  5. Пятый круг содержит в себе корыстолюбцев, рыдающих и распластавшихся на земле.
  6. В шестом круге голодают души, одержимые чревоугодием.
  7. В седьмом круге похотливые души идут к вратам Рая, очищаясь в зное пламени.

Очистившись от земных грехов и попрощавшись в Вергилием, главный герой входит в Царство Божие, где встречает свою возлюбленную Беатриче. Минуя первое небо – обитель нарушивших обеты праведников, второе небо, где наслаждаются вечностью правители-реформаторы и невинно пострадавшие, третье небо, где пребывают истинно влюблённые, четвёртое небо – обиталище величайших учёных и мыслителей, пятое небо, где наши свой покой величайшие защитники веры, шестое небо – обитель справедливых правителей, седьмое небо – где обитают души великих теологов и богословов, восьмое небо, где герой встречает апостолов Христа, девятое небо, где обитают ангелы и святые, и, наконец, герой добирается до десятого неба, где на вершине блаженства, созерцая самое сердце мироздания, он приходит к выводу, что именно любовь является тем, что движет всю Вселенную.

Главные герои и их характеристика

Главные герои «Божественной комедии» покинули ад и рай, чтобы предстать перед Вами в таблице от Многомудрого Литрекона:

Лирический герой (Данте) мужчина тридцати пяти лет, на момент начала повествования пребывающий в растерянности и сомнениях. Чтит Бога и искусства, к павшим грешникам же, как правило, не проявляет ни малейшего сочувствия. После погружения в пучину отчаяния во время путешествия по Аду проходит путь духовного перерождения, становясь мудрее и праведнее. Достигнув просветления и узрев высшее проявление божественного, приходит к выводу, что в основе всего сущего лежит любовь.
Вергилий древнеримский поэт, заточённый в первом круге Ада. Несмотря на своё языческое вероисповедание, становится исполнителем божественной воли, проводником и учителем для Данте. Во время путешествия проявляет твёрдую натуру, не боится никаких трудностей, даже чудовищ преисподней. Символизирует собой искусство.
Беатриче умершая возлюбленная героя, воплощает в себе недостижимый идеал писателя, ту самую любовь, которая придаёт всему бытию смысл.

Тематика поэмы «Божественная комедия» заинтересует каждого вдумчивого читателя, который тоже оказался в темном лесу своей жизни:

  1. Жизненный путь – весь сюжет поэмы является аллегорией на человеческую жизнь. Герой Данте сбивается с жизненного пути, оказывается в одиночестве, не понимая, куда идти дальше. Ад символизирует собой человеческое падение, потерю всяких моральных ориентиров, погружение во мрак и отчаяние. Однако, достигнув самого дна, герой входит в Чистилище и вступает на путь очищения от своих пороков. Вступление в Рай символизирует окончание перерождения героя, осознание им истины. Ведут же его по этому непростому пути искусство в лице Вергилия и любовь в лице Беатриче.
  2. Религия – религия является тем стержнем, на котором держится сюжет романа. Христианская вера у Данте стоит во главе всего мирского, только истинные христиане в его поэме достойны рая, а все иноверцы обречены на вечное прозябание в Аду. Однако характерным штрихом является то, что учителем и проводником для героя поэмы становится не душа христианина, а дух язычника Вергилия. Это роднит Алигьери с деятелями Возрождения, ведь красоту и искусство он ставит выше религиозных догматов.
  3. Искусство – воплощением искусства в романе выступает поэт Вергилий, именно он становится проводником героя через Ад и Чистилище. Таким образом писатель показывает, что именно искусство может сначала спасти человека от падения во тьму, а потом помочь ему пройти через очищение и избавиться от своих пороков и в итоге подвести его божественному началу.
  4. Любовь – с воплощением любви – Беатриче, герой Данте сталкивается, только переступив Райские врата. С этого момента он становится на путь познания и просвещения, и именно любовь к человечеству и Богу ведёт его к озарению. В итоге герой приходит к выводу, что именно любовь, которая помогла ему не сломаться по пути через Ад и Чистилище, а потом провела его по Раю, является центром всего и ответом на все вопросы.

Проблемы

Проблематика поэмы «Божественная комедия» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, если читатель напишет, чего недостает, в комментариях.

  1. Нравственные пороки – поэма Алигьери даёт нам ярчайшую картину человеческих проступков. Проходя через Ад, писатель показывает нам то, что именно он считает грехом. В этом плане Алигьери довольно жесток к людям, ведь в его Ад попадают не только реальные грешники, но и обычные люди, которые просто не смогли как-либо проявить себя в жизни. Самым же страшным грехом, по мнению Данте Алигьери, является предательство, сам писатель чувствовал себя преданным после изгнания из Флоренции, а потому предателей в его поэме терзает сам Сатана.
  2. Божественное правосудие – Алигьери показывает нам, что в конечном итоге, несмотря на всю мирскую суету, каждый после смерти получит то, что он заслужил. Та справедливость, которая ждёт людей после смерти, зачастую даже самому герою Данте кажется слишком жестокой. Частой картиной в Аду являются страшные мучения как преступника, так и его жертв. Все люди, по мнению, Данте одинаково греховны, и лишь самые достойные избегут кары.
  3. Отчаяние. Духовный кризис может настигнуть каждого человека, и лишь любовь поможет ему вырваться из пучины отчаяния и греховности. Также в обретении смысла жизни помогает искусство, просветляющее душу красотой.
Читайте также:
Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение

Основная идея

«Божественная комедия» скомпилировала в себе основы христианской мифологии и мировоззрения. С её помощью Данте Алигьери хотел рассказать об истинных и ложных ценностях, показать становление и возвышение человеческой души через любовь и красоту. Это и есть смысл поэмы «Божественная комедия».

Также эта поэма во многом является зарисовкой нравов и взглядов, царивших тогда в среде итальянских интеллектуалов. Распределяя реальных исторических деятелей в Рай или Ад, Алигьери во многом предвосхитил те взгляды на историю человечества, которые станут актуальными уже после его смерти. Но главная мысль поэмы «Божественная комедия» состоит в том, что человек должен постоянно тянуться к свету и совершенствовать свою душу, иначе он погубит ее для вечной жизни.

Чему учит?

Эта поэма учит нас тому, что, как бы ни была тяжела жизнь, человек не должен сдаваться и отчаиваться. По мнению писателя, в трудной ситуации люди должны опираться на искусство, красоту и любовь. Таковы нравственные уроки книги.

«Божественная комедия» осуждает обжорство, прелюбодеяние, уныние, гнев, ложь, лицемерие, предательство и даже посредственность. Автор заставляет задуматься о том, что верить на словах недостаточно. Нужно делать добро и проявлять себя в мире людей, чтобы открыть райские врат.

Критика

«Божественная комедия» оказала огромное влияние на современников Данте, во многом сформировав представление массы христиан о загробной жизни, а также плеяду «семи смертных грехов», которые остаются актуальны для многих и по сей день.

Творение Алигьери нашло своё отражение и в русской литературе даже спустя много веков после смерти самого творца. «Божественной комедией» вдохновлялся Александр Пушкин, создавая свои мистические повести и рассказы. А Николая Гоголя это поэма вдохновила на создание «Мёртвых душ».

Анализ Божественной комедии (произведения Данте Алигьери)

История создания

Своё великое произведение «Божественная комедия» итальянец Данте Алигьери создавал в течение 15 лет своей жизни с 1306 по 1321 год. Книга стала отражением мировоззрения писателя, в ней он описал своё отношение к политической ситуации в Италии, к католичеству и праведной жизни. «Божественную комедию» исследователи называют настоящей энциклопедией средневековья, в которой описаны философские и богословские воззрения, политическая и социальная реальность.

Данте создавал свое главное произведение, будучи в изгнании, Беатриче, любовь всей его жизни умерла от чумы, лишь работа над книгой помогла писателю справиться со сложным периодом жизни. Последняя часть произведения вышла в свет уже после смерти автора в 1321 году.

Изначально книга Данте носила название «Комедия». Эпитет «божественная» произведение получило благодаря Джованни Боккаччо, который был восхищён мастерством Данте.

«Божественная комедия» – это поэма. Хотя сейчас книга Данте воспринимается как серьёзное и нисколько не комедийное произведение, писатель вкладывал в слово «комедия» то значение, которое было при его жизни. Комедией называли произведения, написанные народным языком, с невесёлой и даже трагической завязкой, но в конце которого всё встаёт на свои места, и финал неизменно хороший.

«Божественная комедия» вписывается в рамки жанра «загробное видение», который был популярен в средневековой Европе. С героем обычно происходили странные и страшные вещи, которые оказывались сном или болезненным бредом. Развеивались видения, как только человек начинал руководствоваться разумом, а не эмоциями, страстями.

Сюжет и тема

Однажды главный герой, Данте, заплутал в темном лесу, где на него напали три хищника: рысь, лев и волчица. Спасает Данте появившийся античный поэт Вергилий и предлагает спуститься с ним в загробный мир. Данте сомневается, но, узнав, что позвала его туда сама Беатриче, соглашается. Но, чтобы встретиться с любимой в Раю, ему предстоит пройти Ад и Чистилище.

Ад находится в самом центре земли и представляет собой воронку из 9 кругов. Каждый круг соответствует нескольким грехам, для каждого грешника – определенное наказание, чем хуже грех, тем страшнее мучаются души. В Чистилище попадают те, кто успел искупить свои грехи, или же погибшие на поле битвы и убитые. Кругов в Чистилище 7 – по количеству смертных грехов. Проведя Данте по Аду и Чистилищу, Вергилий покидает его у врат Рая, ведь ему нет туда доступа, он умер некрещёным. В Раю Данте встречает сама Беатриче, которая показывает поэту, жизнь праведников и святых. Данте видит самого Бога и его ангелов. Пораженный увиденным до глубины души, поэт возвращается на Землю.

Поэма изобилует аллегориями и сравнениями. Так, например, звери, напавшие на героя в лесу, олицетворяют страсти человека: корыстолюбие, сладострастие, гордыню. А сам дремучий лес – это все те грехи и заблуждения, которые завели поэта в чащу. Вергилий, который спасает Данте – разум, рассудительность и философия. Беатриче, сопровождавшая поэта в Раю олицетворяет благодать и любовь, только она и приводит в конце к Богу и спасению.

Данте указал в «Божественной комедии» свое отношение ко многим вещам. Например, он осуждает тех, чью политику считает неверной, тех, из-за кого он оказался в изгнании. Поэт прямо говорит, что не любит ростовщиков, всех, кто обманывает с помощью денег. По мнению Данте, деньги – зло, они разжигают ненависть друг к другу. Хоть сам писатель и был католиком, он не поддерживал глав католической церкви.

Чувства писателя отражаются в его реакции на мучения грешников. Ему жаль тех, кто в Аду за измены и прелюбодеяния, но в то же время он осуждает их за слабоволие, за то, что поддались страсти.

Тема платонической любви проходит через весь сюжет поэмы. Ради Беатриче Данте совершает это опасное путешествие, он любит её даже после смерти. Поэт считает, что праведным людям уготовано место в Раю, а грешники, живущие на Земле в удовольствиях и страстях, после смерти будут мучиться в Аду. Данте призывает всех осмыслить свою жизнь, покаяться в грехах, чтобы облегчить загробную жизнь.

Читайте также:
Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение

Главные герои

Данте – главный герой, поэт.

Вергилий – античный поэт, проводник Данте по Аду и Чистилищу.

Беатриче – возлюбленная Данте, его проводница по Раю.

Бернард – богослов, проводник Данте к самому Богу.

Харон – страж первого круга Ада.

Люцифер – падший ангел, мучается в 9 кругу Ада.

Катон – страж Чистилища, в прошлом совершил самый тяжкий грех – самоубийство.

Композиция

Создавая произведение, Данте опирался на католическое представление загробной жизни. Поэт добавил детальные пейзажи каждого круга, описал всех, кто живёт в Аду, Чистилище и Раю. Так же, как существует 3 места для умерших душ, поэма делится на 3 части. «Ад», хаотичное место, состоит из 34 песен, «Чистилище» и «Рай» – из 33-х. То есть всего 100 песен, символизирующих совершенство. Поэма написана терцинами, строфами, состоящими из 3 строк.

Данте пытался добиться совершенства во всём, даже слова, произнесенные самой Беатриче, помещены в самую середину песни, в которой она появляется. Композиция произведения симметричная, как и круги в загробном мире.

Вариант 2

“Божественная комедия” – знаменитое произведение с глубокомысленным содержанием писателя Алигьери Данте. Произведение включает в себя три части, в которых открывается содержание о предназначении любви, смерти и справедливости. Произведение писалось на протяжении нескольких лет с 1307 по 1321 год. Начальная часть “Ад” и средняя “Чистилище” опубликовались при жизни поэта, последняя часть “Рай” опубликовалась уже после того, как он умер.

В названии поэмы имеется некий секрет, так как в то время не было разделений трагических произведений. Произведения, которые начинались с печали и заканчивались счастьем считались трагедией. Трагедия, которая была без установки на смех и называлась комедией. Слово “божественная” в названии появилось из-за суеверия. Так как в комедии три части – люди верили в силу и магию числа 3, то есть Святая Троица.

Автор считает, что, когда человек оказывается в Аду, он чувствует справедливость. Так как в Аду все грешники наказываются за все свои грехи. Основная проблема – это общефилософский вопрос и появление искусства. Прочитав произведение, можно заключить, что здесь рассказывается о путешествие души после смерти. Ад – это пространство для преступников, а Рай рассказывает о том, что любовь – это чувство не только к одному существу, а ко всем вещам в мире.

Произведение включает в себя три части, которые называются кантики. Каждый кантик состоит из 33 песен, но в первом кантике на одну песню больше, так как она является прологом, так что поэма состоит из 100 песен. Главным героем является сам автор, то есть Данте. Однако, во время чтения произведения, можно ясно увидеть, что герой и автор – это разные люди. Герой похож на зрителя, который просто смотрит сверху за происходящим. Его характер может быть и неуравновешенным, и беззащитным, и раздраженным. Поэт пользуется этим приемом, чтобы показать все чувства настоящего человека. Беатриче является символом добра, также его проводником в различные миры. А Данте идет за ней, желая постигнуть мудрость небес.

В прологе можно увидеть 35-летнего героя, который стоит на распутье в своей жизни. Животные, которых он встречает на пути, он сравнивает с пороками людей. Автор с помощью героя показывает не только свою трагедию, но и общемировую. Прочитав произведение, можно увидеть то, как герой опускает голову, оживает и находится поиске спокойствие.

Путешествуя, он натыкается на сонные толпы людей, то есть люди, совершившие ни хороших, ни злых действий. Пройдя сквозь первый круг Ада, Данте встречает лучших поэтов, а не стариков и детей. Во второй кругу Ада он видит полудракона, который оборачивает людей своим хвостом, сколько раз он замотает человека, в такой круг Ада он пойдет. В третьем кругу Ада он видит душевные пытки. В четвертом – противные транжиры. В пятом кругу он встречает злых людей, к которым не чувствуют сожаления. Затем отворяется дверь в дьявольский город. Пройдя через погребения, обнаруживается вход в шестой круг Ада, в котором находятся ненавистники политиков, некоторые из них пылают в огне живьем. Седьмой круг Ада – ужаснейший из всех, так как он состоит из нескольких этапов. Там находятся убийцы, суицидники, насильщики. В восьмом находятся обманщики, а в девятом предатели. Проходя каждый круг, герой становится реалистичнее, грубее и рассудительнее.

В описании Рая очень много различий от Ада, он весь благоухает, там играет музыка. “Божественная комедия” Алигьери Данте полна аллегорий, позволяющие прозвать эту поэму символичной, биографичной и глубокомысленной.

Анализ 3

Бессмертное произведение знаменитого итальянского писателя Данте Алигьери стало знаковым и заняло почетное место в мировой культуре.

Общий смысл Божественной комедии заключен в философском восприятии мира, вопросах высшей справедливости и поиске себя. Понятие комедии, говорит о самоиронии автора, а приставка «Божественная» закрепилась позднее, суеверным христианским народом.

Повествование идет от первого лица, но не от самого автора, а от лица вымышленного героя, который потерял свою любимую и отправляется в потусторонний мир на поиски себя и в надежде повстречаться вновь с Беатриче. Вся трилогия по сути – это путешествие души по загробному миру, путь очищения.

Ад представлен в виде «обратной горы», которая уходит своей вершиной внутрь, к центру земли и состоит из сужающихся колец – девять кругов ада. Гениальность идеи в том, что это спиралевидная модель мироздания.

В начале, у подножия «холма» его встречают рысь, лев и волчица – людские пороки, представленные в виде зверей. Они испытывают его, пугают, хотят «сожрать» новую душу – собственно, в этом заключается их предназначение. Немаловажным, играет роль предостережение над вратами ада: «Оставь надежду, всяк сюда входящий…». Оно говорит о том, что, пересекая инфернальную границу, нужно забыть все былое, пройти все муки и очиститься.

Читайте также:
Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение

На помощь герою приходит поэт Вергилий, который затем становится сопровождающим на всех этапах путешествия. Причем, на каждом следующем переходе, их встречают разные сущности, хранители круга. Они недовольны, не хотят пропускать главного героя, ведь он не умер, а живым там делать нечего, но Вергилий каждый раз находит способ договориться.

В Аду грешники разделены поэтапно, согласно тяжести преступлений и искупления вины. В первых кругах находятся потерянные души, некрещенные младенцы, поэты и другие, чьи мучения состоят скорее из душевных терзаний и скорби. Далее, наказания становятся жестче, здесь присутствуют те, кто совершил страшное преступление, но заслужил снисхождение, частично загладил свою вину. В шестом кругу «сидят» преступники, наказания которых, уже суровей, некоторые горят заживо. Седьмой и восьмой – самые страшные круги. В седьмом: насильники, убийцы отвечают за содеянное в потоке с кипящей кровью. Тут Данте встречает своего учителя, который дает ему последнее наставление – устоять перед тяготами и испытанием славой в будущем. Восьмой круг делится на десять частей, в каждой свое наказание отбывают соблазнители, сводники и т.д. Мучеников контролируют бесы. В девятом кругу – предатели.

Если в начале путешествия, Данте сторонний наблюдатель, растерянный и нерешительный, то освоившись, чувствует себя уверенней. Однажды испытывает жалость к грешнику, но тут же получает порицание: «Грех жалеть грешников».

Пройдя все круги ада, герой попадает в центр земли, где находится сам Люцифер. Трехликий, жующий в каждой пасти Иуду, Брута и Кассия. Дьявол сам, в каком-то смысле, узник, нисвергнутый с небес и вмерзший в вечный лед своей темницы.

Ад у Данте – не просто место, где грешники застряли и томятся, не имея возможности покинуть свою тюрьму, это всего лишь часть пути по перерождению души. Далее идет узкий проход в Чистилище – где, заслужив искупление, начинается этап очищения, прежде чем, попасть в Рай.

Анализ Божественной комедии Данте Алигьери

Несколько интересных сочинений

Произведение «Чучело» написано русским и советским писателем Владимиром Железняковым. Оно относится к жанру повести. Анализ данной повести представлен в этой статье.

Крепостной крестьянин, служащий у барыни башмачником – один из отрицательных персонажей произведения. Через образ Капитона Климова Тургенев показывает бесчеловечность крепостного права.

Анна Павловна Адуева – мама главного персонажа романа Гончарова “Обыкновенное чудо”. Хоть ее роль в романе является второстепенной, но она очень яркая и запоминающаяся личность. Ей до 50 лет, у нее один сын – Александр

Крепость-герой Брест находится в Белоруссии на границе с Польшей. Брестская крепость построена во времена Российской империи в 1833-1838 годах и стоит на реке Буг. В мирное время в СССР в цитадели располагался военный гарнизон.

Дом с мезонином – рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье

Лирический герой и аллегорический смысл поэмы «Божественная комедия» Данте

«Божественная комедия» — поэма, принадлежащая перу Данте Алигьери, и ставшая вершиной творческого пути известнейшего поэта. В своём великом произведении автор рассказывает об устройстве мира «по ту сторону» реальности, загадочного и таинственного, внушающего страх и заставляющего читателя переосмыслить все каноны земного бытия.

Сам Данте является центральной фигурой поэмы, которая повествует от первого лица об увиденном. Он — герой своего произведения. Так, доверяя Вергилию всего себя и свою жизнь, Данте остается только покорно следовать за своим проводником, созерцая картины ужаса всех мучений, то и дело, время от времени, вопрошая Вергилия истолковать ему объяснение представших перед глазами событий.

Известно, что Вергилий сам является знаменитым поэтом, автором легендарной «Энеиды». В эпоху Средневековья он славился мудрецом.

«Ты мой учитель, мой пример любимый»

Итак, именно поэтому в «Божественной комедии» фигура Вергилия именуется для поэта наставником, проводящего его через путы Ада. Он как символичное воплощение разумного начала, верно дающего направление людям к счастливому земному существованию.

Самое интересное, что Данте удалось разглядеть в каждом встречающемся ему на пути грешнике индивидуальность, его личностные особенности. Поэт, вступая в диалог с уже давно усопшими, также и дискутирует с ними. А из этих полемических разговоров узнает много интересного и неожиданно нового конкретно для себя. Многие загадки теперь открыты перед Данте. Выражаясь языком современности — беседы повествователя, скорее, схожи с неким интервью, — живой устраивает опросы мертвым.

Но первоочередное чувство, испытываемое рассказчиком, — все-таки ощущение страха:

«Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!»

И это естественно, ведь для смертных является запретным пребывание в потустороннем мире. И только Данте обретает шанс совершить путешествие в мир «тени и мрака». Лишь наличие недюжего самообладания помогает герою сдерживаться, не проявляя откровенный ужас и боль от зримых страданий, которые выпали на плечи тем, кто преступил господни законы.

Все греховные нарушения, подвергающиеся наказаниям в пространстве ада — это, своего рода, кармическое последствие, расплата за совершённые запретные деяния, аллегорическим образом изображающие состояния порочных людских душ, где за сладострастие теперь приходится витать в вихре их же собственного блуда, а за гнев и ярость погружаться в болота смрада:

«Угрюмый ключ стихает и растет

В Стигийское болото, ниспадая

К подножью серокаменных высот.

И я увидел, долгий взгляд вперяя,

Людей, погрязших в омуте реки;

Была свирепа их толпа нагая»

Так, тираны и деспоты «купаются» в бурлящем кровавом кипятке, расточители вынуждены сгибаться от тяжести груза кошельков, которые обвивают их плечи, колдуны и прорицатели теперь с вывернутыми головами, а лицемеры облачены в одежды из свинца, изменников же и предателей подвергли здесь «холодным» мукам, олицетворяющих их собственное бессердечие при жизни.

Я считаю, что идея, лежащая в основе этого великого произведения, заключается не только в отражении мира по ту сторону и описания загробного бытия. Бесспорно, что если воспринимать поэму буквально, то вся динамика повествования, действительно, есть шествие духа после упокоения по миру мертвых. Но, с другой стороны, можно трактовать данное «паломничество» в его аллегорическом смысле.

Читайте также:
Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение

Это значит, что любое действие, событийная составляющая произведения и детали являют собой пласт дополнительных значений. Во-первых, традиционное религиозное представление гласит, что, ад — это «пристанище» грешников. Данте преклоняется перед величием Вергилия, но, все-таки, относит его к обитателям адских земель. Следовательно, Вергилий как персонаж, сопровождающий и «напутствующий», есть не всего лишь поэт, но настоящий символ знания, изучения и исследования мира, лишенного всякого верования.

А Беатриче есть не только изображение любимой женщины, но и символ любви, чувства спасательного и всепрощающего.

Герои — представители животного мира, встречающиеся Данте в процессе путешествия в кущах дремучего леса, тоже обладают определенной символикой. Например, образ источающий коварство (рысь):

«И вот, внизу крутого косогора,

Проворная и вьющаяся рысь,

Вся в ярких пятнах пестрого узора»

В волчице заключено чувство ненасытности:

«И с ним волчица, чье худое тело,

Казалось, все алчбы в себе несет;

Немало душ из-за нее скорбело»

А лев, несомненно, яркий обладатель гордыни:

«Навстречу вышел лев с подъятой гривой.

Он наступал как будто на меня,

От голода рыча освирепело

И самый воздух страхом цепеня».

Но изображённые поэтом образы животных можно истолковать и по-другому: рысь – как политических врагов Данте, льва – как короля Франции, а волчицу можно представить римской верхушкой правительства.

Сама суть путешествия – тоже в некотором роде аллегория. Путь есть символ поиска праведной дороги для души человеческого создания, его греховной плоти, постоянно искушаемой разного рода соблазнительными порывами, страстными пороками. Выбранный же путь — ответ на искомый жизненный смысл, поэтому то и все действо поэмы раскрывается именно через душевные переживания персонажа.

Несмотря на то, что Данте описывает тех , чья жизнь не была наполнена ни добром, ни злом, он оставался равнодушен, практически никчемен как человек — раз терпеливо «созидал» мучения и не питал надежду на хотя бы малейшие перемены.. Он испытывал чувство сопереживания к страдальцам из-за собственных искушений, приходящихся явно не к месту:

«В неправде, вредоносной для других,

Цель всякой злобы, небу неугодной.

Обман и сила — вот орудья злых».

А это доказывает то, что все сцены произведения пронизаны неким гуманистическим настроением, или же, если сказать проще, неистовым сочувственным отношением к тем, кто страдает.

Я же считаю справедливым выделить главным словом в этом произведении слово «Любовь». Поскольку, именно это чувство Данте узрел и при входе в Ад, и именно оно направляло его в путешествии сквозь таинственный и пугающий мир.

Божественную комедию анализировала Юлия Короткова.

Анализ Божественной комедии (произведения Данте Алигьери)

История создания

Своё великое произведение «Божественная комедия» итальянец Данте Алигьери создавал в течение 15 лет своей жизни с 1306 по 1321 год. Книга стала отражением мировоззрения писателя, в ней он описал своё отношение к политической ситуации в Италии, к католичеству и праведной жизни. «Божественную комедию» исследователи называют настоящей энциклопедией средневековья, в которой описаны философские и богословские воззрения, политическая и социальная реальность.

Данте создавал свое главное произведение, будучи в изгнании, Беатриче, любовь всей его жизни умерла от чумы, лишь работа над книгой помогла писателю справиться со сложным периодом жизни. Последняя часть произведения вышла в свет уже после смерти автора в 1321 году.

Изначально книга Данте носила название «Комедия». Эпитет «божественная» произведение получило благодаря Джованни Боккаччо, который был восхищён мастерством Данте.

«Божественная комедия» – это поэма. Хотя сейчас книга Данте воспринимается как серьёзное и нисколько не комедийное произведение, писатель вкладывал в слово «комедия» то значение, которое было при его жизни. Комедией называли произведения, написанные народным языком, с невесёлой и даже трагической завязкой, но в конце которого всё встаёт на свои места, и финал неизменно хороший.

«Божественная комедия» вписывается в рамки жанра «загробное видение», который был популярен в средневековой Европе. С героем обычно происходили странные и страшные вещи, которые оказывались сном или болезненным бредом. Развеивались видения, как только человек начинал руководствоваться разумом, а не эмоциями, страстями.

Сюжет и тема

Однажды главный герой, Данте, заплутал в темном лесу, где на него напали три хищника: рысь, лев и волчица. Спасает Данте появившийся античный поэт Вергилий и предлагает спуститься с ним в загробный мир. Данте сомневается, но, узнав, что позвала его туда сама Беатриче, соглашается. Но, чтобы встретиться с любимой в Раю, ему предстоит пройти Ад и Чистилище.

Ад находится в самом центре земли и представляет собой воронку из 9 кругов. Каждый круг соответствует нескольким грехам, для каждого грешника – определенное наказание, чем хуже грех, тем страшнее мучаются души. В Чистилище попадают те, кто успел искупить свои грехи, или же погибшие на поле битвы и убитые. Кругов в Чистилище 7 – по количеству смертных грехов. Проведя Данте по Аду и Чистилищу, Вергилий покидает его у врат Рая, ведь ему нет туда доступа, он умер некрещёным. В Раю Данте встречает сама Беатриче, которая показывает поэту, жизнь праведников и святых. Данте видит самого Бога и его ангелов. Пораженный увиденным до глубины души, поэт возвращается на Землю.

Поэма изобилует аллегориями и сравнениями. Так, например, звери, напавшие на героя в лесу, олицетворяют страсти человека: корыстолюбие, сладострастие, гордыню. А сам дремучий лес – это все те грехи и заблуждения, которые завели поэта в чащу. Вергилий, который спасает Данте – разум, рассудительность и философия. Беатриче, сопровождавшая поэта в Раю олицетворяет благодать и любовь, только она и приводит в конце к Богу и спасению.

Данте указал в «Божественной комедии» свое отношение ко многим вещам. Например, он осуждает тех, чью политику считает неверной, тех, из-за кого он оказался в изгнании. Поэт прямо говорит, что не любит ростовщиков, всех, кто обманывает с помощью денег. По мнению Данте, деньги – зло, они разжигают ненависть друг к другу. Хоть сам писатель и был католиком, он не поддерживал глав католической церкви.

Читайте также:
Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение

Чувства писателя отражаются в его реакции на мучения грешников. Ему жаль тех, кто в Аду за измены и прелюбодеяния, но в то же время он осуждает их за слабоволие, за то, что поддались страсти.

Тема платонической любви проходит через весь сюжет поэмы. Ради Беатриче Данте совершает это опасное путешествие, он любит её даже после смерти. Поэт считает, что праведным людям уготовано место в Раю, а грешники, живущие на Земле в удовольствиях и страстях, после смерти будут мучиться в Аду. Данте призывает всех осмыслить свою жизнь, покаяться в грехах, чтобы облегчить загробную жизнь.

Главные герои

Данте – главный герой, поэт.

Вергилий – античный поэт, проводник Данте по Аду и Чистилищу.

Беатриче – возлюбленная Данте, его проводница по Раю.

Бернард – богослов, проводник Данте к самому Богу.

Харон – страж первого круга Ада.

Люцифер – падший ангел, мучается в 9 кругу Ада.

Катон – страж Чистилища, в прошлом совершил самый тяжкий грех – самоубийство.

Композиция

Создавая произведение, Данте опирался на католическое представление загробной жизни. Поэт добавил детальные пейзажи каждого круга, описал всех, кто живёт в Аду, Чистилище и Раю. Так же, как существует 3 места для умерших душ, поэма делится на 3 части. «Ад», хаотичное место, состоит из 34 песен, «Чистилище» и «Рай» – из 33-х. То есть всего 100 песен, символизирующих совершенство. Поэма написана терцинами, строфами, состоящими из 3 строк.

Данте пытался добиться совершенства во всём, даже слова, произнесенные самой Беатриче, помещены в самую середину песни, в которой она появляется. Композиция произведения симметричная, как и круги в загробном мире.

Вариант 2

“Божественная комедия” – знаменитое произведение с глубокомысленным содержанием писателя Алигьери Данте. Произведение включает в себя три части, в которых открывается содержание о предназначении любви, смерти и справедливости. Произведение писалось на протяжении нескольких лет с 1307 по 1321 год. Начальная часть “Ад” и средняя “Чистилище” опубликовались при жизни поэта, последняя часть “Рай” опубликовалась уже после того, как он умер.

В названии поэмы имеется некий секрет, так как в то время не было разделений трагических произведений. Произведения, которые начинались с печали и заканчивались счастьем считались трагедией. Трагедия, которая была без установки на смех и называлась комедией. Слово “божественная” в названии появилось из-за суеверия. Так как в комедии три части – люди верили в силу и магию числа 3, то есть Святая Троица.

Автор считает, что, когда человек оказывается в Аду, он чувствует справедливость. Так как в Аду все грешники наказываются за все свои грехи. Основная проблема – это общефилософский вопрос и появление искусства. Прочитав произведение, можно заключить, что здесь рассказывается о путешествие души после смерти. Ад – это пространство для преступников, а Рай рассказывает о том, что любовь – это чувство не только к одному существу, а ко всем вещам в мире.

Произведение включает в себя три части, которые называются кантики. Каждый кантик состоит из 33 песен, но в первом кантике на одну песню больше, так как она является прологом, так что поэма состоит из 100 песен. Главным героем является сам автор, то есть Данте. Однако, во время чтения произведения, можно ясно увидеть, что герой и автор – это разные люди. Герой похож на зрителя, который просто смотрит сверху за происходящим. Его характер может быть и неуравновешенным, и беззащитным, и раздраженным. Поэт пользуется этим приемом, чтобы показать все чувства настоящего человека. Беатриче является символом добра, также его проводником в различные миры. А Данте идет за ней, желая постигнуть мудрость небес.

В прологе можно увидеть 35-летнего героя, который стоит на распутье в своей жизни. Животные, которых он встречает на пути, он сравнивает с пороками людей. Автор с помощью героя показывает не только свою трагедию, но и общемировую. Прочитав произведение, можно увидеть то, как герой опускает голову, оживает и находится поиске спокойствие.

Путешествуя, он натыкается на сонные толпы людей, то есть люди, совершившие ни хороших, ни злых действий. Пройдя сквозь первый круг Ада, Данте встречает лучших поэтов, а не стариков и детей. Во второй кругу Ада он видит полудракона, который оборачивает людей своим хвостом, сколько раз он замотает человека, в такой круг Ада он пойдет. В третьем кругу Ада он видит душевные пытки. В четвертом – противные транжиры. В пятом кругу он встречает злых людей, к которым не чувствуют сожаления. Затем отворяется дверь в дьявольский город. Пройдя через погребения, обнаруживается вход в шестой круг Ада, в котором находятся ненавистники политиков, некоторые из них пылают в огне живьем. Седьмой круг Ада – ужаснейший из всех, так как он состоит из нескольких этапов. Там находятся убийцы, суицидники, насильщики. В восьмом находятся обманщики, а в девятом предатели. Проходя каждый круг, герой становится реалистичнее, грубее и рассудительнее.

В описании Рая очень много различий от Ада, он весь благоухает, там играет музыка. “Божественная комедия” Алигьери Данте полна аллегорий, позволяющие прозвать эту поэму символичной, биографичной и глубокомысленной.

Анализ 3

Бессмертное произведение знаменитого итальянского писателя Данте Алигьери стало знаковым и заняло почетное место в мировой культуре.

Общий смысл Божественной комедии заключен в философском восприятии мира, вопросах высшей справедливости и поиске себя. Понятие комедии, говорит о самоиронии автора, а приставка «Божественная» закрепилась позднее, суеверным христианским народом.

Повествование идет от первого лица, но не от самого автора, а от лица вымышленного героя, который потерял свою любимую и отправляется в потусторонний мир на поиски себя и в надежде повстречаться вновь с Беатриче. Вся трилогия по сути – это путешествие души по загробному миру, путь очищения.

Ад представлен в виде «обратной горы», которая уходит своей вершиной внутрь, к центру земли и состоит из сужающихся колец – девять кругов ада. Гениальность идеи в том, что это спиралевидная модель мироздания.

Читайте также:
Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение

В начале, у подножия «холма» его встречают рысь, лев и волчица – людские пороки, представленные в виде зверей. Они испытывают его, пугают, хотят «сожрать» новую душу – собственно, в этом заключается их предназначение. Немаловажным, играет роль предостережение над вратами ада: «Оставь надежду, всяк сюда входящий…». Оно говорит о том, что, пересекая инфернальную границу, нужно забыть все былое, пройти все муки и очиститься.

На помощь герою приходит поэт Вергилий, который затем становится сопровождающим на всех этапах путешествия. Причем, на каждом следующем переходе, их встречают разные сущности, хранители круга. Они недовольны, не хотят пропускать главного героя, ведь он не умер, а живым там делать нечего, но Вергилий каждый раз находит способ договориться.

В Аду грешники разделены поэтапно, согласно тяжести преступлений и искупления вины. В первых кругах находятся потерянные души, некрещенные младенцы, поэты и другие, чьи мучения состоят скорее из душевных терзаний и скорби. Далее, наказания становятся жестче, здесь присутствуют те, кто совершил страшное преступление, но заслужил снисхождение, частично загладил свою вину. В шестом кругу «сидят» преступники, наказания которых, уже суровей, некоторые горят заживо. Седьмой и восьмой – самые страшные круги. В седьмом: насильники, убийцы отвечают за содеянное в потоке с кипящей кровью. Тут Данте встречает своего учителя, который дает ему последнее наставление – устоять перед тяготами и испытанием славой в будущем. Восьмой круг делится на десять частей, в каждой свое наказание отбывают соблазнители, сводники и т.д. Мучеников контролируют бесы. В девятом кругу – предатели.

Если в начале путешествия, Данте сторонний наблюдатель, растерянный и нерешительный, то освоившись, чувствует себя уверенней. Однажды испытывает жалость к грешнику, но тут же получает порицание: «Грех жалеть грешников».

Пройдя все круги ада, герой попадает в центр земли, где находится сам Люцифер. Трехликий, жующий в каждой пасти Иуду, Брута и Кассия. Дьявол сам, в каком-то смысле, узник, нисвергнутый с небес и вмерзший в вечный лед своей темницы.

Ад у Данте – не просто место, где грешники застряли и томятся, не имея возможности покинуть свою тюрьму, это всего лишь часть пути по перерождению души. Далее идет узкий проход в Чистилище – где, заслужив искупление, начинается этап очищения, прежде чем, попасть в Рай.

Анализ Божественной комедии Данте Алигьери

Несколько интересных сочинений

Произведение «Чучело» написано русским и советским писателем Владимиром Железняковым. Оно относится к жанру повести. Анализ данной повести представлен в этой статье.

Крепостной крестьянин, служащий у барыни башмачником – один из отрицательных персонажей произведения. Через образ Капитона Климова Тургенев показывает бесчеловечность крепостного права.

Анна Павловна Адуева – мама главного персонажа романа Гончарова “Обыкновенное чудо”. Хоть ее роль в романе является второстепенной, но она очень яркая и запоминающаяся личность. Ей до 50 лет, у нее один сын – Александр

Крепость-герой Брест находится в Белоруссии на границе с Польшей. Брестская крепость построена во времена Российской империи в 1833-1838 годах и стоит на реке Буг. В мирное время в СССР в цитадели располагался военный гарнизон.

Дом с мезонином – рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье

Данте Алигьери

Данте Алигьери (Dante Alighieri) был одним из самых выдающихся поэтов и мыслителей эпохи средневековья, определивший вектор развития общеевропейской культуры. Его творчество сыграло важную роль в формировании итальянского литературного языка.

Удивительно, но поэзия и философская картина мира этого неординарного, глубоко мыслящего и в высшей степени чувственного человека остаётся актуальной и интересной на протяжении более семи столетий.

Биография

О судьбе Данте Алигьери сохранилось мало информации, подтверждённой документальными источниками. Одним из первых людей, исследовавших жизнь поэта, был выдающийся писатель Раннего Возрождения, Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio). На основании его трудов и автобиографичных текстов самого Алигьери и проводились многочисленные научные работы историков последующих эпох.

При этом все перипетии в судьбе Алигьери, равно как и формирование его мировоззрения, необходимо рассматривать лишь через призму бурных политических баталий, развернувшихся в средневековой Италии. На рубеже XIII – XIV столетий это был раздроблённый на множество мелких городов-государств и княжеств регион. Данте и его современники переживали непростой период, главными особенностями которого были отсутствие единства власти и постоянные противостояния между папским и императорским правлением. Неутихающие политические волнения во многом задали трагический тон жизненного пути поэта.

Происхождение

Ориентировочной датой рождения Данте Алигьери считается 1265 год. Он появился на свет во Флоренции (Firenze), одном из самых передовых городов Италии. Согласно преданию предки великого поэта происходили из знатного и состоятельного римского рода, и сыграли весомую роль в становлении тосканской столицы. Сохранившиеся до наших дней рукописи свидетельствуют о том, что прадед Данте принадлежал к аристократии и был посвящён в рыцари.

Образование

Крайне противоречивы мнения исследователей биографии поэта относительного его образования. По одной из версий в 80-х годах XIII столетия Данте был студентом Болонского университета (Università di Bologna) – самого престижного учебного заведения Европы. Творческое наследие Алигьери свидетельствует о высоком уровне его просвещённости: он был знаком с работами античных авторов и литературными творениями своих современников, великолепно ориентировался в естественных науках, и на протяжении всей жизни непрестанно занимался самообразованием, постигая новые горизонты.

Главным учителем и наставником Данте, имя которого с большим почтением упоминается самим поэтом, был флорентийский литератор, учёный, энциклопедист и видный политический деятель Брунетто Латини (Brunetto Latini).

Творчество – ранний этап

Доподлинно неизвестно, когда именно Алигьери увлёкся сочинительством. Исследователи его текстов утверждают, что становление в творчестве осуществлялось под влиянием стихов известного итальянского поэта Гвиттоне д’Ареццо (Guittone d’Arezzo), хотя сам Данте, давая позже оценку своей деятельности, отрицал этот факт.

Особую роль сыграла литературная школа «Дольче стиль нуово» (Dolce stil nuovo), характерной особенностью которой было воспевание неземной любви к женщине и философское видение в величавом образе возлюбленной высшей божественной сущности. Недаром в переводе с итальянского название этого направления поэзии звучит как «сладостный новый стиль». Ярких представителей необычных для того времени стихотворных форм – Гвидо Кавальканти (Guido Cavalcanti) и Гвидо Гвиницелли (Guido Guinizelli), Алигьери считал не только друзьями, но и главными учителями в лирике.

Читайте также:
Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение

Первый сборник произведений Данте, состоящий преимущественно из сонетов и небольшого фрагмента прозаического текста, вышел в свет примерно в 1283 – 1293 годах. Книга была написана на итальянском языке и носила название «Новая жизнь» (La Vita Nuova). Дебютные произведения Алигьери заключают в себе все элементы «Дольче стиль нуово»:

  • изящество словесных форм;
  • одухотворение любовного чувства;
  • философский подтекст;
  • мистицизм и сложность образов;
  • риторичность.

Сам Алигьери признавался, что его рождение, как поэта, произошло благодаря глубокому и трепетному чувству к женщине, образ которой он бережно хранил в душе на протяжении всей жизни. Имя своей прекрасной возлюбленной, Беатриче, Данте увековечил, сделав его практически нарицательным.

Любовь и семья

Беатриче Портинари (Beatrice Portinari) была единственной и настоящей музой поэта. Пылкие чувства Алигьери, близкие к обожествлению своего объекта страсти, стали хрестоматийным примером глубокой платонической любви. К сожалению, сохранилось мало документальных свидетельств открывающих завесу тайны личности этой женщины. Со слов Джованни Боккаччо Беатриче приходилась дочерью известного флорентийского банкира, жившего по соседству с семейством Алигьери.

Второй раз они встретились и разговаривали на одной из улиц Флоренции спустя годы, когда юная красавица была уже замужней дамой, и любовь Данте к ней воспылала с большей силой. Беатриче умерла рано, в возрасте 24-25 лет, и это событие стало для молодого человека настоящей трагедией, едва не закончившейся для него самого смертью.

Спустя 1-2 года после кончины возлюбленной Алигьери женился на Джемме да Манетто Донати (Giemma da Manetto Donati), дочери влиятельного политика. Это был брачный союз, заключённый по расчёту, довольно типичный для той эпохи. У пары родилось двое сыновей и дочь. Большую часть жизни супруги находились в разлуке. Примечательно, что Алигьери не упомянул имя жены ни в одном из своих произведений.

Участие в политической жизни

Следуя семейной традиции, Данте Алигьери был активным участником событий на политической арене Флоренции. Первые упоминания о нём, как о государственном деятеле относятся к 1296 – 1297 годам. Неравнодушный к судьбе родного края, Данте часто выдвигался на почётные должности, участвовал в законотворчестве и выполнял непростые дипломатические миссии. В 1300 – 1301 годах он был избран в коллегию приоров (орган власти, аналогичный современному городскому правительству).

Ожесточённая борьба развернулась между двумя враждующими политическими силами: гвельфами (guelfi), выступавшими за единство страны и домирирующее влияние понтифика, и гибеллинами (ghibellini), поддерживавшими власть императора Священной Римской империи.

Позже, в самой партии сторонников папы, господствовавшей в городе, произошёл раскол: она разделилась на «чёрных» и «белых». Первые по-прежнему поддерживали церковников, а вторые – ратовали за независимость Флорентийской республики (Repubblica fiorentina) от указов высшего духовенства и рассчитывали на укрепление монархии. Алигьери принадлежал к «белой» фракции гвельфов, остававшейся правящей силой до военного переворота 1302 года.

Скитания

В течение почти 20-летнего изгнания, до самой своей смерти Данте Алигьери странствовал в разных уголках Италии и не оставлял надежды вернуться на родину, но все его попытки оказались тщетными. Полный тревожных чувств он продолжал творить свои великие произведения даже в условиях скитальческого существования. Поэт жил в Вероне (Verona), под покровительством кондотьера, Бартоломео I делла Скала (Bartolomeo I della Scala), позже переехал в Болонью (Bologna), Луниджану (Lunigiana). В 1309 – 1310 годах Алигьери нашёл пристанище в Париже, но спустя непродолжительный период покинул Францию.

В это время германский король Генрих VII предпринял поход на Италию, одержимый идеей восстановить там полную императорскую власть. Он амнистировал всех изгнанников противоборствующих партий и пытался всячески примирить конкурирующие аристократические кланы. Данте, видевший в сильной монархии спасение для Италии, проникся очередной надеждой вернуться во Флоренцию. Однако, Генрих VII умер в 1313 году (многие историки склонны считать, что он был отравлен), а вместе с кончиной императора ослабли перспективы изгнанника вновь обрести родину.

По некоторым источникам Данте было предложило вернуться в дорогой для его сердца город при условии публичного отречения от политических идеалов, но гордый и верный своим убеждениям Алигьери отказался проходить унизительную процедуру.

В 1315 году сеньория вынесла повторный смертный приговор, вместе с ним навсегда развеялись мечты о Флоренции. В 1316-1317 годах правитель города Равенна (Ravenna), Гвидо Новелло да Полента (Guido Novello da Polenta), принял Алигьери, предложив ему должность при своём дворе.

Творчество в период зрелости

В произведениях, созданных в период ссылки, Данте выступал как исследователь, литературовед, просветитель, философ и богослов. Он написал трактаты, посвящённые народному языку, общественно-политической проблематике, принципам морали средневекового общества, вопросам о свойствах души и интеллекта. Библиография произведений Алигьери включает в себя следующие работы:

  1. Незаконченный философский трактат «Пир» (Convivio), написанный примерно в 1306 году, в котором была изложена критика морально-этических норм, а также предпринята попытка сделать глубокий анализ поэтики и языкознания;
  2. Незаконченный лингвистический трактат «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia libri duo), написание которого относится к 1303 – 1305 годам, представляющий собой первую в Европе исследовательскую работу происхождения и развития романских языков, а также анализ современных автору литературных форм;
  3. Состоящий из трёх частей трактат «Монархия» (De Monarchia), написанный в 1312 – 1313 годах на латинском языке, повествующий об идеальном, с точки зрения автора, общественно-политическом строе;
  4. Поэма «Божественная комедия» (La Divina Commedia), созданная в период с 1306 по 1321 годы, считающаяся вершиной творческого пути.

Божественная комедия

Поэма «Комедия», получившая впоследствии благодаря Джованни Боккаччо название «Божественная» (т. е. «великолепная»), входит в список лучших произведений мировой литературы.

Данте трудился над её созданием почти 15 лет, и успел закончить последние строки незадолго до своей смерти. Первое печатное издание увидело свет в 1472 году. Произведение состоит из трёх частей, каждая из которых включает в себя 33 песни:

  1. Ад;
  2. Чистилище;
  3. Рай.
Читайте также:
Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение

В тексте поэмы встречаются как простонародные выражения, так и высокопарная лексика литературного языка. Особенность стиля – обилие аллегорических символов, наполненных глубокой смысловой насыщенностью, живописностью, реалистичностью и драматизмом. Все события повествуются от первого лица.

В основе сюжета – мистическая история героя, отправившегося после смерти возлюбленной в путешествие по загробному миру, в котором он проходит девять кругов ада, чистилище и сферы рая. В процессе странствия Данте встречает своих современников и знаменитых личностей прошлых эпох со всеми их радостями и печалями, политическими убеждениями и жизненными пристрастиями, и с позиции гуманиста и мудреца даёт моральную оценку совершённых деяний.

На протяжении нескольких столетий литературоведы по-разному толковали смысл «Божественной комедии», но всегда оставалось неизменным понимание величайшей ценности этого гениального произведения: поэма Алигьери представляет собой настоящую энциклопедию политической, культурной, религиозной и научной жизни средневековья.

Смерть

Данте скончался в 1321 году от малярии, он заразился смертоносной болезнью, возвращаясь из поездки в Венецию (Venezia), куда прибыл с миротворческой миссией, как посол правителя Равенны. Алигьери был похоронен в базилике Сан-Франческо (Basilica di San Francesco) с большими почестями, достойными великого гражданина своей страны. Позже его прах был перенесён в построенный недалеко от церкви мавзолей, так называемую Гробницу Данте (Tomba di Dante).

Литературная деятельность Данте

Молодой Данте вырос в атмосфере этих идей и стал одним из самых ярких представителей «сладостного нового стиля». Он усвоил все условности этой школы, присущую ей философичность.

К этому присоединяется его своеобразная склонность к эстетизму, увлечение всем прекрасным, пышным, «благородным» – черта, характерная для верхов флорентийского общества, в частности для его поэтической молодежи.

В то же время Данте обнаруживает необычную глубину и искренность лирической эмоции, преодолевающие абстрактность. Концепции и вносящие уже в его юношеские стихи элементы реализма, которые впоследствии усилились в «Божественной комедии».

Стремлением к реализму, к изображению в поэзии материального чувственного мира Данте близок к низовому, демократическому течению в современной ему поэзии, резко противостоящему абстрактному платонизму поэтов «сладостного нового стиля».

После смерти Беатриче Данте ищет утешения в научных и философских занятиях, которые были для поэта, по его собственным словам, одновременно и лекарством от скорби по Беатриче, и подвигом в ее честь. Особенно большое значение для него имело чтение знаменитого трактата Боэция «Об утешении философией».

От Боэция он перешел к изучению блаженного Августина и классиков схоластической философии. В то же время он занялся расширением своих познаний в области античной литературы. Итогом всех этих занятий явился морально-философский трактат «Пир», написанный Данте в первые годы изгнания (1307-1308).

По своему построению, переходам от стихов к прозе «Пир» напоминает «Новую жизнь». «Пир» состоит из 14 аллегорических канцон. К этим канцонам Данте решил написать прозаический комментарий, который остался, однако, незавершенным.

По замыслу Данте, «Пир» должен был явиться своего рода энциклопедией, в которой поэт коснулся бы всех вопросов, занимавших средневекового мыслителя. Он подвергает тщательному исследованию вопросы философии, богословия и морали. Основная точка зрения Данте опирается на средневековые представления: он утверждает ограниченность человеческого разума и полагает, что только с помощью веры можно понять высшие принципы.

При всем том в «Пире» имеется ряд новых тенденций. Прежде всего, Данте написал свою книгу на итальянском языке, тогда как в его времена все ученые произведения писались только по-латыни. Мотивировал он это желанием обратиться к широким кругам читателей, не причастных к науке, но алчущих знания.

Именно поэтому книга и названа «Пиром». Данте сравнивает ее с «ячменным хлебом, которым насытятся тысячи»; в стремлении популяризировать все отрасли средневекового знания, изложив их на родном языке, сказалась глубокая прогрессивность Данте.

Такой же здоровый демократизм проявляется и в некоторых идеях, высказываемых Данте в «Пире», например утверждение, что благородство человека заключается не в рождении, богатстве и титуле, а исключительно в личных достоинствах. Здесь Данте предвосхищает точку зрения гуманистов эпохи Возрождения.

Заложив основу итальянского литературного языка своими первыми двумя книгами, Данте предпринимает специальное исследование вопроса о языке, имеющее целью защитить права народного языка. Эта книга носит название «О народной речи» ок. 1305 г. Она написана по-латыни и является первым трудом по романскому языкознанию, в котором затронуты также вопросы поэтики и стихосложения.

Данте обсуждает здесь вопрос о различии романских языков, дает их классификацию и устанавливает их отношение к латыни, которую он считает условным языком письменности, изобретенным «по взаимному соглашению многих народов».

Рассматривая и отвергая, с точки зрения приемлемости для литературы, все многочисленные диалекты итальянского языка, Данте выдвигает мысль о необходимости создания единого национального языка, общего для всех местностей Италии и возвышающегося над всеми ее наречиями.

При всех наивностях схоластической аргументации Данте его трактат имел огромное культурное и общественное значение. Защищая идею общеитальянского литературного языка, Данте отстаивал идею национального единства Италии, впервые пробудившуюся в передовой Флоренции.

Сходные идеологические установки можно обнаружить в трактате на латинском языке «О монархии» (1313), в котором Данте дает связное изложение своих политических взглядов, окрашенных в цвета гибеллинизма. Этот трактат написан в момент решительного столкновения императора Генриха VII с папой, который грозил Генриху отлучением от церкви, если он вторгнется в Неаполитанское королевство. Данте решительно выступает в защиту императорской власти.

В третьей книге своего трактата Данте обсуждает вопрос о взаимном отношении духовной и светской власти и защищает гибеллинскую идею их самостоятельности и независимости. При этом он добивается политической независимости государства от церкви, которая должна обеспечить равновесие духовной и светской власти.

Политическая теория Данте глубоко противоречива. С одной стороны, Данте считает необходимым положить конец вмешательству папской курии в светские дела. Он стремится всемерно усилить престиж императорской власти, способной, по его мнению, обеспечить национальное объединение Италии.

С другой стороны, эту прогрессивную идею Данте облекает в архаическую форму, пропагандируя гибеллинскую концепцию «Священной Римской империи», в его время уже бесповоротно отметенную историей. Характерно, что при всем горячем патриотизме Данте, при всех его заботах об укреплении мира и согласия на егр; родине, он растворяет идею политического единства Италии в идее абстрактного единства всего человечества.

Читайте также:
Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение

При этом он забывает о тех здоровых и естественных интересах, которые заставляли итальянские города бороться против притязаний Германской империи, ибо последняя приносила Италии власть, оторванную от насущных национальных интересов, прежде всего заинтересованную в грабеже и материальной эксплуатации завоеванной страны.

В силу всего изложенного доктрина Данте носила явно утопический, глубоко несовременный характер, а трактат «О монархии» является наименее ценным из всего литературного наследия Данте.

Сочинение по поэме Божественная комедия Данте Алигьери

«Божественная комедия» Данте Алигьери является самым известным художественным произведением европейской средневековой литературы. В нём автор сумел не только объединить сюжетное повествование и поэтический стиль с философско-религиозным содержанием, но и воплотить собственное мировоззрение. Работая над ним, он ставил перед собой конкретную цель: предостеречь человека от греха и вызвать стремление жить праведно, благочестиво.

Тема данной поэмы – описание воображаемого путешествия потусторонним миром, который, согласно католическим канонам, состоит из ада, чистилища и рая. В соответствии с этим, Данте Алигьери разделил её на три части. Он хотел, чтобы читатель, знакомясь с текстом произведения, мысленно прошёл через суровые испытания и страдания души и очистился духовно. Ведь Данте считал, что искусство должно побуждать людей к великим делам.

Особенно детально поэт описывает ад. По его мнению, он имеет вид огромной воронки, сужающейся к центру Земли. На каждом из девяти его кругов находятся грешники. Чем дальше спускается герой, тем громче слышны стоны, а муки грешником становятся всё страшнее. Например, у лживых пророков голова развёрнута назад, лицемеры носят позолоченную одежду из свинца, у завистников зашиты глаза, а насильники захлёбываются в кровавой реке. На последнем кругу ада находятся изменники и предатели.

По аду главного героя поэмы сопровождает тень древнеримского поэта Вергилия. Затем они вместе оказываются в чистилище, которое по форме похоже на усечённый конус. Оно тоже состоит из нескольких сужающихся кругов.

У земного же рая героя встречает тень возлюбленной Беатриче, восседающей на колеснице. Она убеждает Данте покаяться. Затем поэт возносится на небеса.

Интересно, что автор не выдумывает своих персонажей. Он рассказывает о реальных личностях: о знаменитых политиках, полководцах, воинах, аристократах, преступниках. Многие персонажи аллегоричны. К примеру, Вергилий воплощает разум, Беатриче – божественное провидение. Аллегоричны и образы. Дремучий лес символизирует грехи и заблуждения, а напавшие там на героя три зверя – человеческие страсти.

«Божественная комедия» сыграла огромную роль в развитии культуры. В ней расширено представление о морали. Данте указывает, что нужно терпимее относиться к человеческим слабостям и ошибкам, то есть следует быть гуманнее друг к другу.

2 вариант

Данное произведение воистину эпохальное для развития мировой литературы. Читая поэму, человек может вкратце и в то же время емко, узнать об особенностях быта и жизни людей средневековой эпохи. Помимо этого, дается ряд сведений о развитии науки, политических и религиозных убеждениях людей тех лет.

Поэма имеет классическое построение, состоящее из триады: АД – Чистилище – Рай. Такая компоновка из трех частей стала прообразом для многих последующих произведений других авторов разных эпох. В частности, поэма Гоголя «Мертвые души» тоже должна была иметь три части. В подобных произведениях герои сталкиваются со злом в первой части, пытаются бороться с ним во второй и приходят к душевному умиротворению в третьей.

Поэма ознаменовала собой венец творческой карьеры одного из величайших авторов Средневековья – Данте Алигьери.

В основе своей, поэма представляет из себя некое мистическое видение, где события реальной жизни имеют метафорический подтекст.

Темный лес – обозначение грехов и заблуждений. Волчица, лев, рысь – запретные страсти. Вергилий – это спасатель, который проводит героя через темный лес искушений и опасный звериный мир сладострастий. Пройдя через все препятствия мирской жизни, человек попадает к Беатриче, ведущей к вечному спокойствию души и разума.

Произведение стало рупором автора в высказывании наболевших мыслей: ненависть к ростовщичеству и сребролюбию, неприятие лжецов и подхалимов .

Писатель рассуждает об исторической судьбе своей Родины. Он считает, что ее настоящее не так радужно, как прошлое. Буржуазные перемены показались ему гибельными для страны. Также, четко прослеживается мысль, что Алигьери лелеял мечту о единении Италии ( в годы жизни писателя страна была раздроблена на отдельные княжества).

Почтительно автор отзывается о просвещении. Дерзание к новым знаниям, стремление сделать научный багаж больше – величайшая добродетель.

Произведение – настоящий кладезь интересных приемов описаний, занятных психологических ситуаций, четко прописанных сцен. Не секрет, что многие современные литераторы до сих пор черпают вдохновение из этой поэмы. Это говорит о практической бессмертности творения, применимости его и в нынешних реалиях.

Поэтому оно, безусловно, стоит того, чтобы потратить время на ее прочтение.

Также читают:

Картинка к сочинению По поэме Божественная комедия

Популярные сегодня темы

Прохор Ильич внешне может показаться неуклюжим человеком, но на самом деле это вызвано его военной карьерой и немолодым возрастом. Тимохин достаточно подтянутый, стройный мужчина.

Василий Жуковский написал «Светлана» в 1812 году. Жуковский во время своего становления подражал немецким и английским авторам, а «Светлана» стала результатом одного из переводов немецкого произведения «Ленора» автора Бюргера.

Былины являются неотъемлемой частью русского фольклора. Они отражают стремления народа, его непреодолимую жизненную силу. Эти произведения устного народного творчества – неиссякаемый источник ярких примеров патриотизма

Обычный крестьянин по имени, Иван Флягин является главным героем произведения Николая Лескова «Очарованный странник». У этого человека жизнь насыщенная, непростая и довольно тяжелая

Название романа «Герой нашего времени» своего рода вызов М.Ю.Лермонтова. Писателя интересует история души человеческой. Почему Печорин таков? Почему автор считает его лучшим представителем своего поколения?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: