Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение

Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение

«Божественная комедия» – самое выдающееся творение итальянского поэта Данте Алигьери – вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и одновременно произведение, отразил кризис мировоззрения этой эпохи и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения.

В творчестве одного из художников Средневековья не отразились особенности этой эпохи в истории человечества так полно и ярко, как у Данте. Именно его жизни стало символом жизни средневекового человека-мыслителя, человека-художника, который стремится к справедливости. Через политические страсти пылали в родной поэту Флоренции, Данте стал изгоем. Почти двадцать лет он стремился вернуться на родину, где был обречен на казнь. За несколько лет до смерти Данте правительство Флоренции объявил амнистию политическим изгнанникам, если они отрекутся от своих взглядов. Данте не согласился, и его второй раз обрекли на смерть, при жизни поэта этот приговор не отменили. Годы изгнания были наиболее плодотворными в творчестве Данте, десять из них он отдал созданию «Божественной комедии».

Автор «Божественной комедии», Данте Алигьери, прожил сложную жизнь, полную больших страстей, страданий, гениальных творческих взлетов.

Жанр «комедии» был популярен в Средневековье, так называли произведение с печальным началом и счастливым концом, написанное на народном языке. Потомки дали ей название «божественная», имея в виду ее художественное совершенство и красоту. Цель, которую ставил перед собой автор,- отвлечь человека от греха. Это и есть настоящий сюжет «Комедии»: открытие человеком всемирной гармонии через преодоление греховности, общественного и политического хаоса земного, материального мира. Этой цели подчиняется композиция произведения. Он состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Каждая часть имеет 33 песни, и с первой вступительной вся поэма состоит из 100 песен. В композиции поэмы Данте использует христианскую символику чисел. Число 3 наиболее характерное в христианской символике, именно оно воплощает гармонию. Эту идею он раскрывает не только в количестве частей, а и в строении стиха: «Комедия» написана трехстишиями (терцинами).

Произведение имеет аллегорический смысл: абстрактные понятия, мысли автор выражает через конкретные образы и события. Сам образ поэта имеет аллегорический характер, он символизирует душу человека, ищущего истины. Его странствия по аду и чистилищу надо понимать как путь к подлинной веры, несмотря на искушения и испытания.

Уже начало «Комедии» раскрывает неоднозначность содержания произведения. Блуждая в «темном лесу» и потеряв надежду найти «простую дорогу», Данте пытается подняться на гору, которой «кончалась та долина». Темный лес – это и аллегория обстоятельств жизни самого Данте, и политическая ситуация в Италии того времени и т.д. Холм – царство гармонии и справедливости. Сначала Данте кажется, что подняться в гору будет очень легко, но ему встречаются различные препятствия: пантера, что является аллегорией предательства, лев – гордость и тирания, волчица – жадность и эгоизм. В ад поэта сопровождает Верґілій. Этот римский поэт-язычник есть аллегория ума. Когда Данте спускается в ад, задыхается от серного дыма, не в состоянии вынести тех страданий, что увидел, его поддерживает Верґілій (аллегория понятна: в тяжких испытаниях и страданиях душу должен поддерживать ум). Образ Беатриче символизирует любовь, которая возвышает человека, раскрывает безграничную любовь Бога к людям.

Гуманистический пафос поэмы заключается в том, что Данте впервые в средневековой литературе оценивает человека в соответствии с его земной жизни. 9 кругов ада, которые проходит поэт, отражающие его отношение к человеческим страстям. В первом круге он встречает некрещеных младенцев и славных язычников, они не страдают, а только тоскуют, потому что в христианском мире им нет места в раю. Во втором круге он видит Паоло и Франческу, влюбленных, которые и в аду не хотят расставаться. Поэт сочувствует им, и в этом тоже проявился гуманистический пафос: средневековая литература не знала сострадания к грешникам. В последнем, девятом круге, поэт видит графа Уголіно, это политический деятель, который предал своих единомышленников, за это, по мнению Данте, он имеет наказания аж на самом дне ада. Но даже такой грешник вызывает сочувствие поэта. За измену Уголіно и его детей заточили в Пизанскую башню, где они умерли страшной голодной смертью. Данте осуждает Уголіно-предателя, но сочувствует Уголіно-отцу.

Поэма «Божественная комедия» глубоко национальная, а Данте выступает как патриот Италии, но ее значение еще в Средневековье вышло за пределы национального, она отразила моральные достижения своего времени и подготовила появление мировоззрения Возрождения.

Человек путешествующий – дорога в жизни человека: итоговое сочинение

Направление «Человек путешествующий – дорога в жизни человека» нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, вымышленной, описанной в книге.

В сочинении можно описать личный опыт путешествий, путевые впечатления других людей, дорожные приключения литературных героев, фантастические перемещения во времени и в пространстве, тему дороги, раскрытую в произведениях искусства. Также дорога может восприниматься как путь научных исследований и творческих поисков. Образ дороги может быть осмыслен не только в конкретном значении, но и в символическом.

Данное направление дает возможность порассуждать о том, как человек на своем жизненном пути приобретает практический и духовный опыт, меняется, начинает лучше понимать самого себя и других людей.

Рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека можно при помощи обращения к художественной, философской, публицистической, краеведческой и научной литературы.

Список художественной литературы, которую можно использовать при написании итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»:

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • М. Горький «Детство»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • Данте Алигьери «Божественная комедия»
  • И.В. Гете «Фауст»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Анатолий Рыбаков «Неизвестный солдат»
  • Джеймс Джойс «Эвелин»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • Ч. Айтматов «И дольше века длится день»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  • Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»
Читайте также:
Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери: сочинение

Структура итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.

Вступление (60-70 слов)

Во вступлении нужно дать ответ на главный вопрос темы, объяснить ключевые слова, раскрыть основную идею. Именно здесь должны находиться общие рассуждения о проблеме, которую необходимо раскрыть в сочинении.

К примеру, в итоговом сочинении, тема которого будет относиться к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», во вступлении уместно будет порассуждать о жизненном пути человека, о его целях, мечтах, характере. Кроме того, тема сочинения может коснуться непосредственно путешествий и их значений в жизни человека.

Большинство тем данного направления представляют собой вопрос, на который и нужно будет ответить во вступлении. Для этого будет достаточно всего 5-6 предложений, главное понять суть самого вопроса.

Основная часть (200-250 слов)

Должна включать в себя несколько подпунктов. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.

  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.

Тезис – это основная мысль сочинения, которую необходимо доказать при помощи аргументов.

Заключение (60-70 слов)

В заключении подводятся итоги всего вышесказанного. Здесь содержатся конечные выводы и оценки.

Заключение должно быть согласованным со вступлением. Именно отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространённых композиционных ошибок в сочинении.

Если тема итогового сочинения будет относиться к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», в заключении можно будет сделать вывод о том, как нужно пройти человеку свой жизненный путь, чтобы он в итоге ни о чем не жалел или какой следует сделать выбор, когда оказываешься на распутье. Возможно, уместно будет просто оценить влияние путешествий на жизнь человека, доказать, что это не только способ познания мира, но и возможность понять самого себя.

Аргументы для по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

У каждого путешествия своя цель. К примеру, путешествие семерых странников в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это поиск счастливого человека, который доволен своей жизнью. У всех героев свое представление о счастье, и они упорно пытаются доказать собственную правду до тех пор, пока истина сама им не откроется.

Странники надеются найти на родной земле райский уголок, поэтому не теряют веры, и продолжают свой путь. Они не просто хотят посмотреть мир, они мечтают понять смысл жизнь, найти ответ на то, что же такое настоящее счастье. Таким образом, на примере путешествия простых мужиков автор показывает проявление душевного богатства всего русского народа.

В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» мотив дороги является ведущим. Каждый этап жизни главного героя становится новым шагом в его нравственном развитии. В молодости Флягин не отличался серьезным характером. По неосторожности он стал виновником гибели старого монаха, но не сильно тяготился произошедшим. Тогда погибший монах стал являться ему во снах, предсказывая испытания, с которыми Ивану придется столкнуться в будущем.

В итоге судьба главного героя действительно оказывается непростой, много трудностей и лишений поджидало его на жизненном пути. Но он был настолько очарован красотой окружающего его мира, что никакие страдания не смогли сломить его волю.

Главная героиня рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» испытала немало горя и радости на своем жизненном пути. Много людей она повстречала, образы некоторых из них навсегда остались в ей памяти. Годы отняли у Изергиль её красоту, потушили блеск в её глазах, сгорбили стройный стан, зато даровали ей мудрость, дали возможность понять жизнь и осознать, в чём заключается истинное счастье.

Не случайно автор включил в свой рассказ две легенды, которые повествует именно Изергиль. В ней есть что-то общее и с Данко, и с Ларрой. Главной героине приходилось жертвовать собой ради других людей, но в то же время свою жизнь она прожила в свое удовольствие, не обременяясь какими-либо обязательствами или условностями. Описывая судьбу Изергиль, М. Горький хотел показать, что идеальных людей не бывает, а в реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее. Главная героиня рассказа – пример того, что каждый сам вправе решать, какую дорогу ему выбрать в жизни.

Детство – это начало жизненного пути человека. Но не все вспоминают о нем, как о самом прекрасном периоде в жизни. К примеру, детство Алеши Пешкова – главного героя повести М. Горького «Детство» прошло совсем не беззаботно. После смерти отца, Алеша вместе с матерью уехал в Нижний Новгород к ее родителям. Дедушка Алеши Василий Каширин оказался очень жадным и жестоким человеком. Жизнь в его доме была просто невыносимой. Именно поэтому в скором времени мать Алеши ушла оттуда, оставив мальчика.

Единственной радостью в жизни главного героя была его бабушка, которая дала ему ту любовь, в которой нуждаются все дети. Она рассказывала ему сказки, учила быть добрым и достойным человеком, всячески оберегала его и поддерживала. Если бы не Акулина Ивановна, вряд ли Алеша смог бы выбрать правильную дорогу в жизни, ведь он не жил в то время, а выживал. Однако заложенные бабушкой нравственные ценности сделали его настоящим человеком.

Читайте также:
Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери: сочинение

5. «Фауст»

Образ главного героя трагедии «Фауст» И.В. Гете взял из народных легенд. Доктор Фауст странствовал по Германии во времена крестьянских войн и реформ, демонстрируя народу всяческие чудеса. Гете выбрал именно Фауста, потому что мог вложить в уста искателя истины свои собственные мысли.

Гете, как и Фауст, пытался отыскать смысл в жизни. Фауст делает это путем опытов и практической деятельности, обращаясь к магии и трактатам чернокнижников. Но так и не может найти ответ на волнующий его вопрос – есть ли смысл в этой жизни? Чем глубже он познает Вселенную, тем в большем заблуждении оказывается. Со временем он становится готов даже пожертвовать собственной жизнью ради того, чтобы открыть тайну бытия. Но Фауст слишком поздно понимает, к истине можно прийти только при помощи любви и добрых поступков.

Главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» всю свою жизнь посвятил работе, для того чтобы разбогатеть и потратить деньги на долгожданный отдых. И вот он отправляется вместе с женой и дочерью в путешествие на пароходе «Атлантида». Но эта поездка не была его собственным желанием. Не имея своего мнения, господин из Сан-Франциско поддался влиянию тогдашней моды. Он так сильно хотел принадлежать к высшему обществу, что всеми силами старался ему соответствовать.

Однако заранее продуманное путешествие пошло не по плану . В погоне за богатством, главный герой забыл обо всех жизненных ценностях. Он упустил время, которое необходимо было уделять своей семье, поэтому жена и дочь отдалились, стали совсем чужими. Да и сам он давно уже не испытывал к ним никаких чувств. Это путешествие не сблизило их, а лишь проявило уже существующие проблемы. И только внезапная смерть господина из Сан-Франциско расставила все по своим местам. После нее стало понятно, что деньги, связи и статус не имеют никакого значения, когда речь идет об истинных ценностях: любви, дружбе и уважении.

7. «Божественная комедия»

Итальянский поэт Данте Алигьери изобразил в своей знаменитой поэме «Божественная комедия» свое собственное путешествие в загробном мире. Вначале он оказывается в аду, который состоит из девяти кругов, затем в чистилище и в раю. Данте видит удивительные места, встречается с душами грешников, праведниками, ангелами, античными героями, Богом и Люцифером.

Смысл путешествия Данте состоял в том, что он узнал, куда попадают людские души после смерти, и это место определяется земной жизнью человека, его поступками. Примечательно то, что ни Бог, ни Люцифер не решают, куда попадет душа. Грешники по собственной вине оказались в аду, праведники заслуженно попали в рай, а души, которые желают стать лучше и очиститься – находятся в чистилище.

Главная идея «Божественной комедии» заключается в ее структуре: человек может избавиться от заблуждений и страданий, и прийти к божественному просветлению и духовной гармонии через очищение. Вера – единственный путь к спасению, поэтому она должна поселиться в душе каждого человека и стать его ориентиром в жизни.

Жизнь человека – это череда событий, которые происходят с ним в зависимости от того, какой путь себе он выбрал. Главный герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выбрал неправильную дорогу в своей жизни. Он принадлежит к светскому обществу, все его дни состоят только из развлечений: балы, званые обеды, прогулки, театры. Однако со временем эта пустая жизнь начинает тяготить Онегина, постепенно им одолевает хандра и скука. Отказавшись от петербургской жизни, он отправляется в деревню с надеждой на то, что именно там он найдет себя. Но и деревенская жизнь в скором времени надоедает ему.

Евгений все время пытается найти свое предназначение, но все его попытки остаются безуспешными, и именно в этом и заключается трагедия его жизни. Он лишний человек своего времени, которому нет места в этом мире вне зависимости от того, какой путь он себе выберет.

9. «И дольше века длится день»

Главный герой романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» — путевой рабочий Едигей, который безвыездно прожил сорок лет на небольшой железнодорожной станции. У него была непростая судьба: он прошел Вторую мировую войну, был контужен, познал горе неразделенной любви, не мог найти себе места до тех пор, пока его не пригрел Казангал на железнодорожном разъезде.

На старости лет Едигей стал часто вспоминать о своем прошлом, и думать о том, что он делал правильно, а что нет. Именно эти воспоминания и легли в основу романа, а дольше века длился день, в который хоронили друга Едигея Казангала.

Небольшая точка на карте стала целым миром для Едигея и Казангала. Для них это была не просто железнодорожная станция, а «маленькое связующее звено в разветвленной, как кровеносные сосуды, системе других разъездов, станций, узлов, городов». Здесь навсегда останутся всех их радости и страдания, надежды и тревоги. Железная дорога – это не только удобное средство передвижения для людей, это еще и тяжелый труд, лежащий на плечах простых рабочих с непростыми судьбами.

Образ дороги часто приобретает символическое значение жизненного пути. Один из главных героев знаменитого романа-эпопеи Л.Н. Толстого Пьер Безухов выбрал себе трудную дорогу в жизни. В своих исканиях он пошел непростым путем, полным «проб и ошибок». Пьеру пришлось столкнуться с фальшью и лицемерием светского общества, пройти через обман, предательство, разочарование. Затем в жизни молодого графа появилось масонство, которое полностью изменило его мировоззрение, но и эта философия оказалась далекой от истины.

Только Отечественная война приобщила Пьера Безухова к народной правде. Встреча с Платоном Каратаевым изменила всю его жизнь. Постигнув народное виденье мира, Пьер обрел душевное равновесие. Теперь он, наконец, понял, в чем заключается смысл жизни, ради чего человек живет. Находясь в плену, Пьер впервые в жизни почувствовал себя свободным. Он понял свое предназначение, а это значит, что его путь в жизни определился.

Читайте также:
Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери: сочинение

Краткая биография Алигьери Данте

Знаменитый поэт, автор всем известной «Божественной комедии» Алигьери Данте родился во Флоренции 1265 года в дворянской семье. Существует несколько версий истинной даты рождения поэта, но подлинность ни одной из них не установлена.

Он много времени уделял саморазвитию, в частности изучал античную литературу и иностранные языки. Его первым наставником был Брунетто Латини, известный в то время поэт и ученый.

В возрасте 9 лет Данте знакомится со своей главной в жизни музой. Беатриче Портинари, так звали юную леди, была его сверстницей и жила по соседству. Будучи совсем ребенком, поэт не осознавал своих чувств, и следующая встреча между ними произошла лишь спустя 9 лет. Именно тогда он понял, что любит ее, но было поздно, Беатриче была замужем. Да и стеснительность молодого человека не позволяла ему признаться в чувствах. Девушка же ни о чем не подозревала и вовсе считала Данте надменным, раз он не разговаривал с ней. В 1290 году его возлюбленная скончалась, это было серьезным ударом для поэта. Через несколько лет он заключил брак с дочерью лидера партии Донати, с которыми враждовала его семья. Разумеется, этот союз был создан по расчету. Беатриче так и осталась его единственной любовью на всю жизнь. В книге «Новая жизнь» он рассказал о своих чувствах к женщине, что так рано ушла из жизни и именно эта книга принесла автору известность.

В 1296 году он начинает активно участвовать в политической жизни Флоренции, а спустя 4 года становится членом коллегии шести приоров, управляющими Флоренцией. Именно активная политическая деятельность в 1302 году, а также выдуманная история о взяточничестве послужили причинами для его изгнания из родного города. Его имущество арестовали, а позже и вовсе приговорили к смерти.

После таких событий он был вынужден скитаться по городам и странам. Оказавшись в Париже, выступал на публичных диспутах. В 1316 году ему было разрешено вернуться в родной город, но при условии принятия неправильности своих взглядов. Конечно же, гордость поэта не позволила ему этого сделать. С 1316 по 1317 он жил в Равенне, по приглашению синьора города.

Именно в период изгнанничества и появилось произведение, прославившее его на века. Даже в тот момент он думал лишь о своей музе, потому «Комедия» была написана в прославление Беатриче. С помощью «Божественной комедии» он хотел получить известность и вернуться домой, но этой мечте не суждено было сбыться. Третью часть произведения он дописал незадолго до своей смерти.

В 1321 году Алигьери отправился в Венецию, в качестве посла, для заключения мирного договора. На обратном пути он заболевает малярией. Поэт умер в ночь с 13 на 14 сентября.

Биография 2

Данте Алигьери – итальянский писатель и мыслитель, родившийся 1 июня 1265 года, полное имя которого Дуранте дельи Алигьери. Он родился в городе Флоренция в семье римлян. Его прадедушка ходил в крестовые походы, в одном из которых погиб, а дедушку изгнали из Флоренции из-за политических причин, но отец Данте не был политическим деятелем, поэтому проблем во Флоренции у него не было.

Данте был очень начитанным и умным человеком. Он занимался и изучал естественные науки, даже читал учения «еретиков» того времени. В какой период Данте Алигьери стал писать собственные произведения – неизвестно, но первым его произведением считают «Новая жизнь», которое было написано в 1292 году. «Новая жизнь» представляла собой сборник стихов и прозы, которые накопились у писателя за это время. Некоторые стихи и проза относятся к другу автора, но специалисты считают это произведение первой автобиографией в истории литературы.

Во время конфликта между двумя сторонами власти – Папа Римский и император, Данте выбрал сторону императора. Первое время это имело успех, но вскоре у власти был Папа, и Данте изгнали из города. Всю свою жизнь он жил, переезжая с места на место, побывав даже в Париже. В 1304 году были написаны философские произведения, но Данте так их и не закончил, так как он стал работать над своим самым популярным произведением – «Божественная комедия». Кстати, сам Данте назвал это произведение «Комедия», а слово «божественная» уже дописал Джованни Боккаччо.

Первая любовь Данте была Беатриче Портинари. Он был знаком с ней с 9 лет, но через 9 лет он её встретил снова, когда она уже была замужем, и осознал, что потерял. Но Беатриче умерла в возрасте 24 лет, но точно неизвестно от чего. Есть версии, что она умерла при родах, а есть версии. Что она умерла от чумы. Позже у Данте был брак с Джеммой Донати. Это был брак по расчёту, потому что семьи представляли разные политические партии и постоянно враждовали. В этом браке родился 2 мальчика и девочка.

Данте Алигьери умер ночью в 13-14 сентября 1921 года от малярии. Его похоронили, но в 1329 кардинал приказал монахам монастыря в городе Равенна, где Данте жил последние годы, публично сжечь останки писателя, однако никто этого не сделал. В настоящее время эта церковь отреставрирована и переделана в мавзолей Данте Алигьери.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Родился будущий писатель 20 марта 1809 года в Полтавской губернии, в небольшом месте под названием Великие Сорочинцы. Семья его была не богатая. Отца его звали Василий Афанасьевич, а мать Мария Ивановна.

Читайте также:
Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери: сочинение

В честь известнейшего восточного мудреца прошлого – Конфуция сегодня возведены сотни храмов в Китае. Прославляя имя мудрого учителя, организовываются праздники с жертвоприношениями.

Средневековый английский философ Роджер Бэкон настаивал на важности так называемой науки об опыте. В этом отношении его часто считают предшественником современной науки.

Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений.

Виталий Бианки – знаменитый русский писатель. Он очень любил родную природу и рассказывал о ней в книгах, которые писал для детей. Виталий родился в столице царской России – Петербурге.

Человек путешествующий – дорога в жизни человека: итоговое сочинение

Направление «Человек путешествующий – дорога в жизни человека» нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, вымышленной, описанной в книге.

В сочинении можно описать личный опыт путешествий, путевые впечатления других людей, дорожные приключения литературных героев, фантастические перемещения во времени и в пространстве, тему дороги, раскрытую в произведениях искусства. Также дорога может восприниматься как путь научных исследований и творческих поисков. Образ дороги может быть осмыслен не только в конкретном значении, но и в символическом.

Данное направление дает возможность порассуждать о том, как человек на своем жизненном пути приобретает практический и духовный опыт, меняется, начинает лучше понимать самого себя и других людей.

Рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека можно при помощи обращения к художественной, философской, публицистической, краеведческой и научной литературы.

Список художественной литературы, которую можно использовать при написании итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»:

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • М. Горький «Детство»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • Данте Алигьери «Божественная комедия»
  • И.В. Гете «Фауст»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Анатолий Рыбаков «Неизвестный солдат»
  • Джеймс Джойс «Эвелин»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • Ч. Айтматов «И дольше века длится день»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  • Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»

Структура итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.

Вступление (60-70 слов)

Во вступлении нужно дать ответ на главный вопрос темы, объяснить ключевые слова, раскрыть основную идею. Именно здесь должны находиться общие рассуждения о проблеме, которую необходимо раскрыть в сочинении.

К примеру, в итоговом сочинении, тема которого будет относиться к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», во вступлении уместно будет порассуждать о жизненном пути человека, о его целях, мечтах, характере. Кроме того, тема сочинения может коснуться непосредственно путешествий и их значений в жизни человека.

Большинство тем данного направления представляют собой вопрос, на который и нужно будет ответить во вступлении. Для этого будет достаточно всего 5-6 предложений, главное понять суть самого вопроса.

Основная часть (200-250 слов)

Должна включать в себя несколько подпунктов. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.

  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.

Тезис – это основная мысль сочинения, которую необходимо доказать при помощи аргументов.

Заключение (60-70 слов)

В заключении подводятся итоги всего вышесказанного. Здесь содержатся конечные выводы и оценки.

Заключение должно быть согласованным со вступлением. Именно отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространённых композиционных ошибок в сочинении.

Если тема итогового сочинения будет относиться к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», в заключении можно будет сделать вывод о том, как нужно пройти человеку свой жизненный путь, чтобы он в итоге ни о чем не жалел или какой следует сделать выбор, когда оказываешься на распутье. Возможно, уместно будет просто оценить влияние путешествий на жизнь человека, доказать, что это не только способ познания мира, но и возможность понять самого себя.

Аргументы для по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

У каждого путешествия своя цель. К примеру, путешествие семерых странников в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это поиск счастливого человека, который доволен своей жизнью. У всех героев свое представление о счастье, и они упорно пытаются доказать собственную правду до тех пор, пока истина сама им не откроется.

Странники надеются найти на родной земле райский уголок, поэтому не теряют веры, и продолжают свой путь. Они не просто хотят посмотреть мир, они мечтают понять смысл жизнь, найти ответ на то, что же такое настоящее счастье. Таким образом, на примере путешествия простых мужиков автор показывает проявление душевного богатства всего русского народа.

В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» мотив дороги является ведущим. Каждый этап жизни главного героя становится новым шагом в его нравственном развитии. В молодости Флягин не отличался серьезным характером. По неосторожности он стал виновником гибели старого монаха, но не сильно тяготился произошедшим. Тогда погибший монах стал являться ему во снах, предсказывая испытания, с которыми Ивану придется столкнуться в будущем.

В итоге судьба главного героя действительно оказывается непростой, много трудностей и лишений поджидало его на жизненном пути. Но он был настолько очарован красотой окружающего его мира, что никакие страдания не смогли сломить его волю.

Читайте также:
Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери: сочинение

Главная героиня рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» испытала немало горя и радости на своем жизненном пути. Много людей она повстречала, образы некоторых из них навсегда остались в ей памяти. Годы отняли у Изергиль её красоту, потушили блеск в её глазах, сгорбили стройный стан, зато даровали ей мудрость, дали возможность понять жизнь и осознать, в чём заключается истинное счастье.

Не случайно автор включил в свой рассказ две легенды, которые повествует именно Изергиль. В ней есть что-то общее и с Данко, и с Ларрой. Главной героине приходилось жертвовать собой ради других людей, но в то же время свою жизнь она прожила в свое удовольствие, не обременяясь какими-либо обязательствами или условностями. Описывая судьбу Изергиль, М. Горький хотел показать, что идеальных людей не бывает, а в реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее. Главная героиня рассказа – пример того, что каждый сам вправе решать, какую дорогу ему выбрать в жизни.

Детство – это начало жизненного пути человека. Но не все вспоминают о нем, как о самом прекрасном периоде в жизни. К примеру, детство Алеши Пешкова – главного героя повести М. Горького «Детство» прошло совсем не беззаботно. После смерти отца, Алеша вместе с матерью уехал в Нижний Новгород к ее родителям. Дедушка Алеши Василий Каширин оказался очень жадным и жестоким человеком. Жизнь в его доме была просто невыносимой. Именно поэтому в скором времени мать Алеши ушла оттуда, оставив мальчика.

Единственной радостью в жизни главного героя была его бабушка, которая дала ему ту любовь, в которой нуждаются все дети. Она рассказывала ему сказки, учила быть добрым и достойным человеком, всячески оберегала его и поддерживала. Если бы не Акулина Ивановна, вряд ли Алеша смог бы выбрать правильную дорогу в жизни, ведь он не жил в то время, а выживал. Однако заложенные бабушкой нравственные ценности сделали его настоящим человеком.

5. «Фауст»

Образ главного героя трагедии «Фауст» И.В. Гете взял из народных легенд. Доктор Фауст странствовал по Германии во времена крестьянских войн и реформ, демонстрируя народу всяческие чудеса. Гете выбрал именно Фауста, потому что мог вложить в уста искателя истины свои собственные мысли.

Гете, как и Фауст, пытался отыскать смысл в жизни. Фауст делает это путем опытов и практической деятельности, обращаясь к магии и трактатам чернокнижников. Но так и не может найти ответ на волнующий его вопрос – есть ли смысл в этой жизни? Чем глубже он познает Вселенную, тем в большем заблуждении оказывается. Со временем он становится готов даже пожертвовать собственной жизнью ради того, чтобы открыть тайну бытия. Но Фауст слишком поздно понимает, к истине можно прийти только при помощи любви и добрых поступков.

Главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» всю свою жизнь посвятил работе, для того чтобы разбогатеть и потратить деньги на долгожданный отдых. И вот он отправляется вместе с женой и дочерью в путешествие на пароходе «Атлантида». Но эта поездка не была его собственным желанием. Не имея своего мнения, господин из Сан-Франциско поддался влиянию тогдашней моды. Он так сильно хотел принадлежать к высшему обществу, что всеми силами старался ему соответствовать.

Однако заранее продуманное путешествие пошло не по плану . В погоне за богатством, главный герой забыл обо всех жизненных ценностях. Он упустил время, которое необходимо было уделять своей семье, поэтому жена и дочь отдалились, стали совсем чужими. Да и сам он давно уже не испытывал к ним никаких чувств. Это путешествие не сблизило их, а лишь проявило уже существующие проблемы. И только внезапная смерть господина из Сан-Франциско расставила все по своим местам. После нее стало понятно, что деньги, связи и статус не имеют никакого значения, когда речь идет об истинных ценностях: любви, дружбе и уважении.

7. «Божественная комедия»

Итальянский поэт Данте Алигьери изобразил в своей знаменитой поэме «Божественная комедия» свое собственное путешествие в загробном мире. Вначале он оказывается в аду, который состоит из девяти кругов, затем в чистилище и в раю. Данте видит удивительные места, встречается с душами грешников, праведниками, ангелами, античными героями, Богом и Люцифером.

Смысл путешествия Данте состоял в том, что он узнал, куда попадают людские души после смерти, и это место определяется земной жизнью человека, его поступками. Примечательно то, что ни Бог, ни Люцифер не решают, куда попадет душа. Грешники по собственной вине оказались в аду, праведники заслуженно попали в рай, а души, которые желают стать лучше и очиститься – находятся в чистилище.

Главная идея «Божественной комедии» заключается в ее структуре: человек может избавиться от заблуждений и страданий, и прийти к божественному просветлению и духовной гармонии через очищение. Вера – единственный путь к спасению, поэтому она должна поселиться в душе каждого человека и стать его ориентиром в жизни.

Жизнь человека – это череда событий, которые происходят с ним в зависимости от того, какой путь себе он выбрал. Главный герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выбрал неправильную дорогу в своей жизни. Он принадлежит к светскому обществу, все его дни состоят только из развлечений: балы, званые обеды, прогулки, театры. Однако со временем эта пустая жизнь начинает тяготить Онегина, постепенно им одолевает хандра и скука. Отказавшись от петербургской жизни, он отправляется в деревню с надеждой на то, что именно там он найдет себя. Но и деревенская жизнь в скором времени надоедает ему.

Евгений все время пытается найти свое предназначение, но все его попытки остаются безуспешными, и именно в этом и заключается трагедия его жизни. Он лишний человек своего времени, которому нет места в этом мире вне зависимости от того, какой путь он себе выберет.

Читайте также:
Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери: сочинение

9. «И дольше века длится день»

Главный герой романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» — путевой рабочий Едигей, который безвыездно прожил сорок лет на небольшой железнодорожной станции. У него была непростая судьба: он прошел Вторую мировую войну, был контужен, познал горе неразделенной любви, не мог найти себе места до тех пор, пока его не пригрел Казангал на железнодорожном разъезде.

На старости лет Едигей стал часто вспоминать о своем прошлом, и думать о том, что он делал правильно, а что нет. Именно эти воспоминания и легли в основу романа, а дольше века длился день, в который хоронили друга Едигея Казангала.

Небольшая точка на карте стала целым миром для Едигея и Казангала. Для них это была не просто железнодорожная станция, а «маленькое связующее звено в разветвленной, как кровеносные сосуды, системе других разъездов, станций, узлов, городов». Здесь навсегда останутся всех их радости и страдания, надежды и тревоги. Железная дорога – это не только удобное средство передвижения для людей, это еще и тяжелый труд, лежащий на плечах простых рабочих с непростыми судьбами.

Образ дороги часто приобретает символическое значение жизненного пути. Один из главных героев знаменитого романа-эпопеи Л.Н. Толстого Пьер Безухов выбрал себе трудную дорогу в жизни. В своих исканиях он пошел непростым путем, полным «проб и ошибок». Пьеру пришлось столкнуться с фальшью и лицемерием светского общества, пройти через обман, предательство, разочарование. Затем в жизни молодого графа появилось масонство, которое полностью изменило его мировоззрение, но и эта философия оказалась далекой от истины.

Только Отечественная война приобщила Пьера Безухова к народной правде. Встреча с Платоном Каратаевым изменила всю его жизнь. Постигнув народное виденье мира, Пьер обрел душевное равновесие. Теперь он, наконец, понял, в чем заключается смысл жизни, ради чего человек живет. Находясь в плену, Пьер впервые в жизни почувствовал себя свободным. Он понял свое предназначение, а это значит, что его путь в жизни определился.

Подготовьте небольшое сочинение о Г.Р. Державине

u0412 1762 u0433u043eu0434u0443 u0431u0443u0434u0443u0449u0438u0439 u043fu043eu044du0442 u043fu043eu0441u0442u0443u043fu0438u043b u0440u044fu0434u043eu0432u044bu043c u0433u0432u0430u0440u0434u0435u0439u0446u0435u043c u043du0430 u0441u043bu0443u0436u0431u0443 u0432 u041fu0440u0435u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0441u043au0438u0439 u043fu043eu043bu043a. u0412 1772 u0433u043eu0434u0443 u0431u044bu043b u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043d u0432 u043fu0440u0430u043fu043eu0440u0449u0438u043au0438, u043fu043eu043bu0443u0447u0438u0432 u043fu0435u0440u0432u044bu0439 u043eu0444u0438u0446u0435u0440u0441u043au0438u0439 u0447u0438u043d. u0412 1773 u2013 1775 u0433u043eu0434u0430u0445 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043d u0432 u0441u043eu0441u0442u0430u0432u0435 u043fu043eu043bu043au0430 u0443u0447u0430u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043b u0432 u043fu043eu0434u0430u0432u043bu0435u043du0438u0438 u0432u043eu0441u0441u0442u0430u043du0438u044fu00a0u0415u043cu0435u043bu044cu044fu043du0430 u041fu0443u0433u0430u0447u0435u0432u0430.
u0421 1777 u0433u043eu0434u0430 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043d u043fu043eu0441u0442u0443u043fu0430u0435u0442 u043du0430 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u0435u043du043du0443u044e u0441u043bu0443u0436u0431u0443 u0432 u041fu0440u0430u0432u0438u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u0443u044eu0449u0438u0439 u0421u0435u043du0430u0442 u0432 u0447u0438u043du0435 u0441u0442u0430u0442u0441u043au043eu0433u043e u0441u043eu0432u0435u0442u043du0438u043au0430. u0412 1784 u2013 1788 u0433u043eu0434u0430u0445 u0437u0430u043du0438u043cu0430u0435u0442 u043fu043eu0441u0442 u043fu0440u0430u0432u0438u0442u0435u043bu044f u041eu043bu043eu043du0435u0446u043au043eu0433u043e, u0430 u0437u0430u0442u0435u043c u0422u0430u043cu0431u043eu0432u0441u043au043eu0433u043e u043du0430u043cu0435u0441u0442u043du0438u0447u0435u0441u0442u0432u0430. u0414u0430u0436u0435 u0432 u043au0440u0430u0442u043au043eu0439 u0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u0438 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043du0430 u0441u0442u043eu0438u0442 u0443u043fu043eu043cu044fu043du0443u0442u044c, u0447u0442u043e u043eu043d u0430u043au0442u0438u0432u043du043e u0437u0430u043du0438u043cu0430u043bu0441u044f u0443u043bu0443u0447u0448u0435u043du0438u0435u043c u044du043au043eu043du043eu043cu0438u043au0438 u043au0440u0430u044f, u0441u043fu043eu0441u043eu0431u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043b u0444u043eu0440u043cu0438u0440u043eu0432u0430u043du0438u044e u0433u0443u0431u0435u0440u043du0441u043au0438u0445 u0430u0434u043cu0438u043du0438u0441u0442u0440u0430u0442u0438u0432u043du044bu0445, u0441u0443u0434u0435u0431u043du044bu0445 u0438 u0444u0438u043du0430u043du0441u043eu0432u044bu0445 u0443u0447u0440u0435u0436u0434u0435u043du0438u0439.

u0412 1791 u0433u043eu0434u0443 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043du0430 u043du0430u0437u043du0430u0447u0430u044eu0442 u043au0430u0431u0438u043du0435u0442-u0441u0435u043au0440u0435u0442u0430u0440u0435u043c u0415u043au0430u0442u0435u0440u0438u043du044b II. u0421 1793 u043fu043eu044du0442 u0441u043bu0443u0436u0438u0442 u0442u0430u0439u043du044bu043c u0441u043eu0432u0435u0442u043du0438u043au043eu043c u0438u043cu043fu0435u0440u0430u0442u0440u0438u0446u044b. u0412 1795 u0433u043eu0434u0443 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043d u043fu043eu043bu0443u0447u0430u0435u0442 u0434u043eu043bu0436u043du043eu0441u0442u044c u043fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0430 u041au043eu043cu043cu0435u0440u0446-u043au043eu043bu043bu0435u0433u0438u0438. u0421 1802 u043fu043e 1803 u0433u043eu0434 u0441u043bu0443u0436u0438u0442 u043cu0438u043du0438u0441u0442u0440u043eu043c u044eu0441u0442u0438u0446u0438u0438.
u0412 1803 u0433u043eu0434u0443 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043d u0443u0445u043eu0434u0438u0442 u0432 u043eu0442u0441u0442u0430u0432u043au0443 u0438 u043fu043eu0441u0435u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0432 u0441u0432u043eu0435u043c u0438u043cu0435u043du0438u0438 u0417u0432u0430u043du043au0430 u0432 u041du043eu0432u0433u043eu0440u043eu0434u0441u043au043eu0439 u0433u0443u0431u0435u0440u043du0438u0438. u041fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0438u0435 u0433u043eu0434u044b u0436u0438u0437u043du0438 u043fu043eu044du0442 u043fu043eu0441u0432u044fu0449u0430u0435u0442 u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u043du043eu0439 u0434u0435u044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438. u0412 1813 u0433u043eu0434u0443 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043d, u0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u044f u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u0434u0430u0436u0435 u0432 u044du0442u043eu0442 u043fu0435u0440u0438u043eu0434 u0431u044bu043bu0430 u043du0430u0441u044bu0449u0435u043du0430 u043fu043eu0435u0437u0434u043au0430u043cu0438, u043eu0442u043fu0440u0430u0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0432 u0423u043au0440u0430u0438u043du0443 u0441 u0432u0438u0437u0438u0442u043eu043c u043a u0412. u0412. u041au0430u043fu043du0438u0441u0442u0443. u0412 1815 u0433u043eu0434u0443 u043fu0440u0438u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u043du0430 u044du043au0437u0430u043cu0435u043du0435 u0432 u0426u0430u0440u0441u043au043eu0441u0435u043bu044cu0441u043au043eu043c u043bu0438u0446u0435u0435, u0441u043bu0443u0448u0430u044f u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u044eu043du043eu0433u043eu00a0u0410.u0421 u041fu0443u0448u043au0438u043du0430.

8 u0438u044eu043bu044f (20 u0438u044eu043bu044f) 1816 u0433u043eu0434u0430 u0413u0430u0432u0440u0438u0438u043b u0420u043eu043cu0430u043du043eu0432u0438u0447 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043d u0441u043au043eu043du0447u0430u043bu0441u044f u0432 u0441u0432u043eu0435u043c u0438u043cu0435u043du0438u0438. u041fu043eu0445u043eu0440u043eu043du0438u043bu0438 u043fu043eu044du0442u0430 u0432 u0421u043fu0430u0441u043e-u041fu0440u0435u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0441u043au043eu043c u0441u043eu0431u043eu0440u0435 u0412u0430u0440u043bu0430u0430u043cu043e-u0425u0443u0442u044bu043du0441u043au043eu0433u043e u043cu043eu043du0430u0441u0442u044bu0440u044f u043du0435u0434u0430u043bu0435u043au043e u043eu0442 u0412u0435u043bu0438u043au043eu0433u043e u041du043eu0432u0433u043eu0440u043eu0434u0430.
“>]” data-test=”answer-box-list”>

Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 июля (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Его детство прошло в родовом имении в селе Сокуры. С 1759 года Державин обучался в Казанской гимназии.

В 1762 году будущий поэт поступил рядовым гвардейцем на службу в Преображенский полк. В 1772 году был произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. В 1773 – 1775 годах Державин в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева.
С 1777 года Державин поступает на государственную службу в Правительствующий Сенат в чине статского советника. В 1784 – 1788 годах занимает пост правителя Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества. Даже в краткой биографии Державина стоит упомянуть, что он активно занимался улучшением экономики края, способствовал формированию губернских административных, судебных и финансовых учреждений.

В 1791 году Державина назначают кабинет-секретарем Екатерины II. С 1793 поэт служит тайным советником императрицы. В 1795 году Державин получает должность президента Коммерц-коллегии. С 1802 по 1803 год служит министром юстиции.
В 1803 году Державин уходит в отставку и поселяется в своем имении Званка в Новгородской губернии. Последние годы жизни поэт посвящает литературной деятельности. В 1813 году Державин, биография которого даже в этот период была насыщена поездками, отправляется в Украину с визитом к В. В. Капнисту. В 1815 году присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, слушая произведения юного А.С Пушкина.

8 июля (20 июля) 1816 года Гавриил Романович Державин скончался в своем имении. Похоронили поэта в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Сочинение на тему похвальное слово державину поэту и гражданину

Сочинения

Русские писатели — гордость нашей страны, а их вклад в национальную культуру огромен. Благодаря им, русская литература получила свое развитие, а читатели получили возможность познакомиться с прекрасными и жизненными работами. Перечислять писателей и поэтов можно долго, но так как нам нужно сегодня написать похвальное слово Державину, как поэту и гражданину, то именно о Гаврииле Романовиче и пойдет дальше речь.

Читайте также:
Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери: сочинение

Похвальное слово Державину

Действительно достойных писателей, что внесли свой вклад в развитие искусства и литературы страны очень много. Среди них Карамзин и Ломоносов, Пушкин и Жуковский, и многие другие. Достойно звания Поэта и Писателя с большой буквы и имя Державина. Ему и посвящаем это творческое задание, подготовив ему похвальное слово.

Здесь ничего не нужно выдумывать, ведь Державин — это человек, который посвятил всю свою жизнь стране и ее культуре. Он создал множество произведений в стихах и прозе. При этом каждая строчка наполнена любовью к стране, ее народу и является отголоском патриотизма. Державин — автор таких од, как Водопад, Бог, На Счастие, и других, где воспевались победы русского оружия. Если сказать просто, то все творчество Гавриила Романовича — это поэзия поэта и гражданина. Как писал Державин, долг писателя, а значит и его долг, это вещание миру правды. Этому правилу он и следовал до последнего дыхания. В его творчестве мы видим прежде всего Поэта, для которого поэзия не была сумасбродством. Для него это дар, который он не продавал. Будучи деятельным писателем, живущим полнотой бытия, Державин был честным и прямолинейным, а его слово было беспощадно бьющим. Державин был наделен даром острой насмешки, что переходила в тонкую иронию, и наше послание к Державину это признание заслуг великого человека.

Жизнь Державина — это служение России, а не отдельным лицам. Это противодействие несправедливости и вечная борьба с сильными мира сего.

Похвальное слово Державину поэту и гражданину сочинение

Похвальное слово о Державине, 7 класс

Когда речь заходит о великом поэте, изменившем мир классической русской литературы, многие даже не знают, какой огромный вклад в ее развитие внес Гавриил Романович Державин. Он направил творчество в другое русло, раскрыв истинный потенциал отечественной лирики.

Державин – человек великого слова и патриотических стихов. Все его произведения пропитаны особенной атмосферой величия. Каждая строка буквально дышит патриотизмом. Гавриил Романович – тот самый человек, на которого равнялись все великие поэты золотого и серебряного веков. А.С. Пушкин посвятил ему стихотворение, при выпуске из Царскосельского лицея, в знак благодарности и почтения.

Державин писал о простом человеке, но богатым и могучим языком. Он будоражил сердца своих читателей, заставляя задуматься об истинном предназначении. Он видел насквозь государственную структуру, поэтому очень часто становился врагом для представителей правительства. Но это не отвернуло от него его главных читателей. Тех, кто ценил его талант управлять словом, не чураясь правительственных косых взглядов, негодующе наблюдающих за его творчеством. Он настоящий герой своего народа. Герой, чье имя навсегда сохранится на страницах учебников и в сердцах почитателей его творчества.

Ода «Бог» — Державин Г.Р.

О Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени предвечный, Без лиц, в Трех Лицах Божества!

О Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени предвечный, Без лиц, в Трех Лицах Божества! Дух всюду Сущий и Единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто все Собою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы нарицаем — Бог!

Измерить океан глубокий, Сочесть пески, лучи планет Хотя и мог бы ум высокий, — Тебе числа и меры нет! Не могут духи просвещенны, От света Твоего рожденны, Исследовать судеб Твоих: Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает, В Твоем величьи исчезает, Как в вечности прошедший миг.

Хаоса бытность довременну Из бездн Ты вечности воззвал, А вечность, прежде век рожденну, В Себе Самом Ты основал: Себя Собою составляя, Собою из Себя сияя, Ты Свет, откуда свет истек. Создавый всё единым словом, В твореньи простираясь новом, Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!

Ты цепь существ в Себе вмещаешь, Ее содержишь и живишь; Конец с началом сопрягаешь И смертию живот даришь. Как искры сыплются, стремятся, Так солнцы от Тебя родятся; Как в мразный, ясный день зимой Пылинки инея сверкают, Вратятся, зыблются, сияют, Так звезды в безднах под Тобой.

Светил возженных миллионы В неизмеримости текут, Твои они творят законы, Лучи животворящи льют. Но огненны сии лампады, Иль рдяных кристалей громады, Иль волн златых кипящий сонм, Или горящие эфиры, Иль вкупе все светящи миры — Перед Тобой – как нощь пред днем.

Как капля, в море опущенна, Вся твердь перед Тобой сия. Но что мной зримая вселенна? И что перед Тобою я? В воздушном океане оном, Миры умножа миллионом Стократ других миров, – и то, Когда дерзну сравнить с Тобою, Лишь будет точкою одною: А я перед Тобой – ничто.

Ничто! – Но Ты во мне сияешь Величеством Твоих доброт; Во мне Себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод. Ничто! – Но жизнь я ощущаю, Несытым некаким летаю Всегда пареньем в высоты; Тебя душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает: Я есмь – конечно, есть и Ты!

Ты есть! – природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет, Ты есть – и я уж не ничто! Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той, Где кончил тварей Ты телесных, Где начал Ты духов небесных И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? – безвестен; А сам собой я быть не мог.

Читайте также:
Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери: сочинение

Твое созданье я, Создатель! Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ Податель, Душа души моей и Царь! Твоей то правде нужно было, Чтоб смертну бездну преходило Мое бессмертно бытие; Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился, Отец! – в бессмертие Твое.

Неизъяснимый, Непостижный! Я знаю, что души моей Воображении бессильны И тени начертать Твоей; Но если славословить должно, То слабым смертным невозможно Тебя ничем иным почтить, Как им к Тебе лишь возвышаться, В безмерной разности теряться И благодарны слезы лить.

Ода «Бог» – читает Константин Денисов
Библейский сюжет. Гавриил Державин. «Бог»

Сочинение на тему похвальное слово державину поэту и гражданину

Характерен такой случай: в 1796 г., еще при жизни Екатерины II, Державин воспел в оде «На покорение Дербента» поход в Персию русских войск и предводителя их В.А. Зубова, брата фаворита царицы; при этом, впрочем, он давал Зубову суровые уроки добродетели. Вскоре после этого Екатерина умерла, и Зубов оказался опальным. И вот Державина обвинили в лести. Князь С.В. Голицын упрекнул его за «Оду на покорение Дербента» и сказал, что теперь уже Зубов для Державина – «не Александр Македонский» и что «он уже льстить теперь не найдет за выгодное себе»; все это рассказал сам Державин, – и о продолжении дела: Державин ответил Голицыну, «что в рассуждении достоинств он никогда не переменяет мыслей и никому не льстит, а пишет истину, что его сердце чувствует». – «Это неправда, – ответил Голицын, – нынче ему не напишешь». – «Вы увидите», – ответил Державин, поехал домой, и сел за оду «На возвращение гр. Зубова из Персии», в которой воспел опального, бывшего «в совершенном гонении»; ода не могла быть напечатана при Павле, но распространилась в списках. Державин мог быть доволен. Его авторитет как гражданина, как личности, с этих пор слитый с авторитетом поэта в глазах общества, был сохранен. Таким же образом Державин демонстративно воспел в 1796 г. в оде «Афинейскому витязю» А.Г. Орлова, находившегося в опале, и сам в начале этой оды подчеркнул значение независимости и правдивости хвал и осуждений в творчестве поэта, и в частности в его, державинском, творчестве. Белинский отметил эту положительную черту характера Державина. Он пишет: «Когда Суворов, в отставке, перед походом в Италию, проживал в деревне без дела (т.е. в ссылке под надзором. – Гр. Г.), Державин не боялся хвалить его печатно. Ода «На возвращение гр. Зубова из Персии» принадлежит к таким же смелым его поступкам. «Водопад», написанный после смерти Потемкина, есть, без сомнения, столько же благородный, сколько и поэтический подвиг. Судя по могуществу Потемкина, можно было бы предположить, что большая часть стихотворений Державина посвящена его прославлению; но Державин при жизни Потемкина очень мало писал в честь его… Должно сказать правду: за многие дела и самый сатирик не может не чтить Державина. К числу таких дел принадлежит его ода «Памятник Герою», написанная в честь Репнина, который находился в то время под опалою у Потемкина». («Сочинения Державина».) Державин и в самом деле был искренен в своих похвалах и, – что важно, – хотел, чтобы его читательская аудитория верила его искренности. Он воспевал «Фелицу»-Екатерину восторженно. Издалека она представлялась ему такою. Екатерина назначила его своим статс-секретарем. В глазах Державина обаяние Фелицы померкло при более близком знакомстве с нею и с ее политикой; и вот – Державин не мог более писать о ней в хвалебном тоне. Между тем, Екатерине надоело ждать новых прославлений, и она всеми способами показывала Державину свое желание прочитать новую «Фелицу»; Державину стали и прямо говорить и даже писать об этом придворные по наущению Екатерины. А он не мог, – даже пытался было, – и не мог ничего написать похвального, когда он не видел, за что хвалить, «не будучи возбужден каким-либо патриотическим славным подвигом, не мог он воспламенить своего духа, чтоб поддерживать свой высокий идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями»; это слова самого Державина. Он рассказал обо всем этом подробно в своих «Записках». Он сказал здесь, что не мог уже ничего «написать горячим, чистым сердцем в похвалу» Екатерины. Горячее, чистое сердце поэта – это был новый и прекрасный лозунг. Аналогична была история отношения Державина-поэта к Александру I, которого он, разойдясь с ним во взглядах, стал воспевать как красивого и обаятельного юношу в частном быту, – но не как государственного деятеля. Образ Державина запомнился еще поколению декабристов как образ твердого гражданина. Державинская независимость привлекала к нему симпатии радикальной молодежи и заставляла «благонамеренных» слуг правительства видеть в нем «крамольника». Ему приписывались в списках всякие вольнодумные стихотворения – от оды Клушина, безбожника и разночинного бунтаря (ода «Человек»), до оды «Древность», автором которой скорее всего являлся Радищев. Не только слава Державина, но и его влияние на русскую литературу было огромно. При этом важно подчеркнуть, что это влияние было глубоко воспринято не идеалистически настроенными руководителями дворянского сентиментализма, а более демократическими литературными течениями. Ревностными учениками Державина оказались уже в конце XVIII в. молодые поэты-бунтари в журнале «Зритель» – Иван Крылов и Клушин. Их лирика производит иногда впечатление близкого подражания державинским одам. Но то, что было свойственно Державину стихийно – глубокий освобождающий смысл его тяги к реализму, его культ человека, личности, свобода его «простонародной» речи, – все это было идеологически, политически осознано Крыловым и Клушиным и открыто связано в их творчестве с радикальным мировоззрением. Державинский художественный метод они сделали орудием своей антифеодальной пропаганды, потому что этот метод нес в себе глубокие возможности именно в таком направлении. В пору, когда Карамзин и Жуковский совершали свое завоевание читательских умов, одновременно с ними и в противовес им Державин оставался руководителем литературы, тяготевшей к реализму, и литературы гражданской. Не случайно особое внимание к Державину Радищева, испытавшего немалое влияние его в своей художественной практике. Именно Державин был единственным человеком, лично не знакомым Радищеву, которому он переслал экземпляр своего «Путешествия»[207]. В упомянутой уже оде «Древность»[208], вероятно принадлежащей Радищеву, говорится о всепожирающей силе времени и о тех именах великих мужей, которые останутся от XVIII в.; этих имен три:

Читайте также:
Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери: сочинение

«Державин о роли поэта и поэзии»

В произведениях Державина сильно выражено лирическое начало. Сам Державин считал свою поэзию «говорящей живописью»: в его одах ча­сто встречаются пейзажные и портретные зарисовки, описания историче­ских событий. До Державина оды сочинялись на торжественном офи­циальном языке, не очень понятном даже грамотным людям, то есть оды писались на предметы «высокие» и «высокими» писателями. Державин же сделал значительный шаг вперед в развитии русского литературного языка. О своей оде «Фелица» он писал: «Это такого рода сочинение, которого на нашем языке еще не было». В стихотворении «Памятник» Державин ут­верждает, что сила поэзии могущественнее даже законов природы, и свою заслугу, как поэта, видит сохранении жизни, в поэзии человеческого достоинства и справедливости. До конца своих дней он считал своей обя­занностью помогать молодым литераторам. Услышав в 1815 году на экзамене в лицее стихи юного Пушкина, он обратился к литератору просве­щения с такими словами: «Оставим его поэтом». Он как бы передал свое главное дело жизни — поэзию, в наследство будущему великому поэту.Державин смотрит на поэта как на служителя и поборника истины; в заслугу себе он ставит искренность, душевность: «сердечную простоту» своих стихов и свое гражданское мужество; «забавный русский слог», которым он гордится, — это созданный им новый языковой стиль, позво­ляющий расширить рамки тогдашней поэзии, насытить ее русской речью. Он выражает глубокую веру в силу человеческого слова, в бессмертие поэзии. Задачи поэзии Державин видел не только в том, чтобы «истину царям с улыбкой говорить», но и в проповеди мира, всеобщего счастья. Его творчество явилось связующим звеном между поэзией Ломоносова и поэзией Пушкина.

Гавриил Романович Державин

Фото Все

Видео Все

Петербург Гавриила Державина

Документальный фильм «Гавриил Романович Державин»

Гавриил Державин — биография

Гавриил Державин – русский литератор, живший и работавший в эпоху Просвещения. Помимо творчества, активно занимался общественной и государственной деятельностью.

Гавриил Державин внес вклад в отечественную историю не только как талантливый литератор, но и как мудрый государственный деятель, состоявший на личной службе у самой Екатерины II. Перед его творчеством преклонялся великий Александр Пушкин, а одно из его произведений стало неофициальным гимном Российской империи.

Детство и юность

Гавриил Романович родился 3 июля (по старому стилю) 1743 года неподалеку от Казани, в родовом дворянском имении Сокуры. Из поколения в поколение в семье Державиных передавалось предание о том, что их предком был выходец из татарского рода Багрим-мурза, который был крещен и передан в услужение князю Василию Великому. Приняв крещение, бывший воин Большой Орды стал Ильей, от сына которого и пошла ветвь Державиных.

Родители Гавриила были из благородного, но небогатого рода. Отец мальчика рано ушел из жизни, поэтому его воспитанием занималась мать – Фекла Андреевна. Престижное образование сыну она дать не могла, поэтому обучение будущего писателя проходило в домашних условиях. Учителями по арифметике, грамоте и письму были в основном церковные служители.

Портреты Гавриила Державина в детстве

Когда встал вопрос о более серьезном обучении, мать отдала семилетнего Державина в оренбургский пансион – не самое на тот момент качественное учебное заведение. Однако, окончив его, юный Гавриил довольно хорошо овладел немецким языком и базовыми науками. Вскоре семья переехала в Казань, где у молодого человека появилась возможность поступить в гимназию.

Любимыми предметами Державина стали рисование и технические науки, в которых он демонстрировал большие успехи. Здесь же появилась страсть к чтению: юноша часами сидел за книгами Александра Сумарокова, Михаила Ломоносова, Василия Тредиаковского. Вдохновившись творчеством великих гениев, Гавриил решил и сам попробовать свои силы на поэтическом поприще. Но первый опыт оказался неудачным – рифма не шла, строки казались корявыми. На тот момент рядом не было человека, который мог бы дать начинающему поэту дельный совет.

В 1762-м Державин мобилизовался в Преображенский полк императорской армии и заступил на воинскую службу. Как вспоминал позже сам Гавриил Романович, это были самые ужасные годы в его биографии. Армейские будни и без того тяготили его, а тут еще начался государственный переворот, в котором молодому бойцу волею судьбы пришлось участвовать. В результате переворота на престол взошла Екатерина II.

Казарменная жизнь для юного дворянина легче не стала. Солдаты жили в стесненных условиях, постоянно проходили муштру, поэтому о занятиях наукой или поэзией ему приходилось только мечтать. Чинами простого солдата не баловали: не имея покровителей среди высшего военного начальства, молодой человек очень медленно рос по службе. Однажды он решился просить о продвижении самостоятельно, написав письмо сподвижнику императрицы Алексею Орлову. Граф удовлетворил прошение, и вскоре Державин в чине капрал стал жить в офицерской казарме. К этому времени будущий поэт связался с картежниками и выпивохами, и военная карьера для него начала отходить на второй план. Однажды Гавриил так увлекся кутежом, что не успел вовремя вернуться с увольнения в казарму. За такой проступок парня чуть было не разжаловали в простые солдаты.

Читайте также:
Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери: сочинение

Вовремя взявшись за ум, капрал покончил с разгульной жизнью. В 1772-м его подразделение было направлено на подавление восстания Пугачева.

Через некоторое время Державин перебрался в Петербург. В те годы Россия была во власти эпидемии чумы, и на карантинном пропускном пункте его вынудили уничтожить все рукописи. В огонь попало все, что автор создал в течение десяти лет: проза, поэзия, переводы с немецкого. Гавриил Романович долго сокрушался над потерей, а потом принялся восстанавливать по памяти утраченные произведения.

Творчество

Во время службы Гавриил не переставал сочинять, но первым увидевшим свет произведением стала ода, посвященная свадьбе будущего императора Павла I. Произведение было напечатано в 1773 году.

В поисках своего стиля Державин некоторое время подражал Ломоносову, но добиться воздушной легкости Михаила Васильевича ему не удавалось. Позже молодой автор обратился к творчеству Горацио, чьи оды считал образцовыми.

Гавриил Державин за письменным столом

В первые годы сочинения творца издавались анонимно на страницах «Санкт-Петербургского вестника». Без подписи вышли его «Властителям и судиям» и «Ключ». О Державине заговорила литературная общественность, но обыватель все еще не принимал его возвышенных и напыщенных стихов.

По-настоящему знаменитым автора сделала ода «Фелиция», посвященная великой императрице Екатерине. Самодержица была до такой степени польщена хвалебными строками, что даровала поэту инкрустированную бриллиантами шкатулку, доверху набитую червонцами.

Творческое дыхание автора раскрылось с новой силой. Издание «Собеседник» одно за другим публиковало его произведения, среди которых были «Видение Мурзы, «Водопад» и «Бог». Последнее сочинение принесло Гавриилу Романовичу всероссийскую славу, почитание и признание классиком. За всю жизнь литератор написал несколько сотен стихотворений, которые были изданы в десятках сборниках.

Современники Державина вспоминали, насколько этот великий человек был прост в обыденной жизни. Во время посещения Царскосельского лицея в 1815 году уже известный поэт первым делом спросил у студентов, где находится уборная.

Ценители творчества Гавриила Романовича знают, что автор нередко сочинял прозу эротического содержания. Чтобы строки были особенно мягкими, обволакивающими, он старался не использовать в тексте букву «р». Представляя публике эти пикантные произведения, Державин настаивал на непременном присутствии дам.

Разумеется, основным направлением автора были серьезные произведения. Самым известным из его патриотических сочинений считается «Гром победы, раздавайся!», ставший гимном империи. Стихотворение было написано в честь освобождения крепости Измаил, захваченной турками. Музыка к гимну принадлежит композитору Осипу Козловскому.

Политика

На протяжении всей жизни Державин вел активную общественную и государственную деятельность. В конце 1770-х он был возведен в чин коллежского советника, получил солидное жалование и три сотни белорусских крестьян в услужение. В 1780-м литератора назначили в Сенат, но прямолинейный характер и бескомпромиссность в решениях образовали вокруг него немало врагов.

Через три года в составе Императорской академии дворянин создавал первый в России толковый словарь.

Вскоре государственному деятелю доверили управлять Олонецким наместничеством, а после и Тамбовским. В те годы губерния считалась одной из неблагополучных, но Державину за короткое время удалось вывести ее в список престижных. Благодарные жители радовались новым училищу, больнице, театру, приюту и первой в губернии типографии.

В 1791-м успешный наместник вернулся в столицу, где приказом Екатерины был назначен на должность министра юстиции. Этот высокий пост политик занимал с 1802 по 1803 год.

Уйдя на заслуженный отдых, творец наконец смог полностью посвятить себя литературе. Он поселился в укромном уголке Новгородской губернии, где спокойно и не торопясь сочинял свои шедевры. В этот период на свет родились басни «Выбор министра» и «Жмурки», трактат «Рассуждение о лирической поэзии или об оде». В своих «Заметках» автор изложил теорию сложения стихотворных форм, подкрепленную примерами поэзии разных эпох – от древнегреческой до современной. В 1812 году поэт закончил работу над произведением «Царь-девица».

Гавриил Романович стал основателем литературного кружка «Беседа любителей русского слова». Творческий союз объединил литераторов Александра Шишкова, Дмитрия Хвостова, Ивана Дмитриева, Александра Шаховского. Члены «Беседы» отстаивали классицизм в русской поэзии и стали противниками «карамзинистов», которые выступали за реформы.

«Река времен в своем стремленьи…» — последнее произведение Державина, которое он так и не успел закончить.

Личная жизнь

Русский классик был женат дважды. Первой его супругой в 1778-м стала юная Екатерина Бастидон, которая будучи еще совсем молодой скончалась от неизвестной болезни. Девушка была похоронена в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище.

Через полгода мастер пера женился во второй раз – на Дарье Дьяковой. Женщина стала его поддержкой и опорой до самого последнего дня жизни.

Обеим супругам Гавриил Романович посвятил свои стихотворения.

Личная жизнь поэта сложилась так, что своих детей завести ему не удалось. Но дом Державиных всегда был полон ребятишек: он брал на воспитание то племянниц жены, то осиротевших сыновей друга. Один из мальчиков – Михаил Лазарев, впоследствии стал великим адмиралом, открывшим Антарктиду.

Смерть

Знаменитый русский литератор скончался в 1816 году в своем Новгородском имении. Он был уже в очень преклонном возрасте, да и самочувствие в последние дни оставляло желать лучшего. Поддавшись на уговоры супруги утром отправиться в Петербург к доктору, Гавриил Романович стал собираться в дорогу, но не успел.

Похоронили Державина неподалеку от Великого Новгорода, в Варлаамо-Хутынском монастыре. Позже рядом с поэтом упокоилась и его вторая супруга Дарья Дьякова.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: