Высшее мастерство поэта -Трибуна и Гражданина (2): сочинение

Рассуждание фразы: Поэтом можешь и не быть, но гражданином должен быть обязан.

u041fu0435u0432u0435u0446 u0442u0440u0443u0434u0430 u0438 u0431u043eu0440u044cu0431u044b, u043fu0440u043eu0434u043eu043bu0436u0430u0442u0435u043bu044c u0442u0440u0430u0434u0438u0446u0438u0439 u043fu043eu044du0442u043eu0432-u0434u0435u043au0430u0431u0440u0438u0441u0442u043eu0432, u041d. u0410. u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432 u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u043fu0440u0438u0437u044bu0432u0430u043b u043bu044eu0434u0435u0439 u0441u0442u0440u043eu0438u0442u044c u0441u0432u043eu044e u0436u0438u0437u043du044c u0432 u0434u0443u0445u0435 u0440u0435u0432u043eu043bu044eu0446u0438u043eu043du043du043e-u0434u0435u043cu043eu043au0440u0430u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u0438u0434u0435u0430u043bu043eu0432. u0410u043du0430u043bu0438u0437u0438u0440u0443u044f u0432u0437u0433u043bu044fu0434u044b u0438 u0441u0442u0440u0435u043cu043bu0435u043du0438u044f u043fu043eu044du0442u0430, u043cu043eu0436u043du043e u0441u043au0430u0437u0430u0442u044c, u0447u0442u043e u044du0442u043e u0431u044bu043b u0441u043cu0435u043bu044bu0439 u043fu043eu044du0442-u0442u0440u0438u0431u0443u043d, u043du0430u0441u0442u043eu044fu0449u0438u0439 u043fu043eu044du0442-u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0438u043d.u00a0

u0418u0434u0442u0438 u043a u00abu0443u043du0438u0436u0435u043du043du044bu043cu00bb u0438 u00abu043eu0431u0438u0436u0435u043du043du044bu043cu00bb u2014 u0432u043eu0442 u043eu0441u043du043eu0432u043du0430u044f u0437u0430u0434u0430u0447u0430 u043fu043eu044du0442u0430 u0438 u043fu043eu044du0437u0438u0438. u042du0442u043e u0443u0431u0435u0436u0434u0435u043du0438u0435 u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432 u043fu0440u043eu043du0435u0441 u0447u0435u0440u0435u0437 u0432u0441u044e u0436u0438u0437u043du044c. u0421u0432u043eu044e u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u043au0443u044e u0438 u0436u0438u0437u043du0435u043du043du0443u044e u043fu043eu0437u0438u0446u0438u044e u043fu043eu044du0442 u043du0430u0438u0431u043eu043bu0435u0435 u044fu0440u043au043e u0432u044bu0440u0430u0437u0438u043b u0432 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u00abu041fu043eu044du0442 u0438 u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0438u043du00bb , u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u0441u0442u0430u043bu043e u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u043c u043cu0430u043du0438u0444u0435u0441u0442u043eu043c u0434u0435u043cu043eu043au0440u0430u0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u043du0430u043fu0440u0430u0432u043bu0435u043du0438u044f u0432 u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u0435. u0412 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0438 u0430u0432u0442u043eu0440 u043fu0440u043eu0432u043eu0437u0433u043bu0430u0448u0430u043b u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du0443u044e u043du0430u043fu0440u0430u0432u043bu0435u043du043du043eu0441u0442u044c u043fu043eu044du0437u0438u0438, u0443u0442u0432u0435u0440u0436u0434u0430u043b u0435u0435 u0430u043au0442u0438u0432u043du043eu0435 u0443u0447u0430u0441u0442u0438u0435 u0432 u0436u0438u0437u043du0438 u0438 u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu044fu043b u0441u0430u043cu0443 u0440u043eu043bu044c u043fu043eu044du0442u0430-u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0438u043du0430 u043au0430u043a u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0433u043e u0442u0440u0438u0431u0443u043du0430. u0417u0434u0435u0441u044c u043du0430u0438u0431u043eu043bu0435u0435 u044fu0440u043au043e u0440u0430u0441u043au0440u044bu0432u0430u044eu0442u0441u044f u0432u0437u0433u043bu044fu0434u044b u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432u0430 u043du0430 u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0435 u043fu043eu044du0437u0438u0438 u0432 u0436u0438u0437u043du0438. u0410u0432u0442u043eu0440 u0440u0430u0437u0432u0438u043b u0432 u0441u0432u043eu0435u043c u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u0442u043e u043fu043eu043du0438u043cu0430u043du0438u0435 u043fu043eu043bu0438u0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u043du0430u043fu0440u0430u0432u043bu0435u043du043du043eu0441u0442u0438 u043fu043eu044du0437u0438u0438, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u0431u044bu043bu043e u043fu0440u0438u0441u0443u0449u0435 u0434u0435u043au0430u0431u0440u0438u0441u0442u0430u043c. u041eu043d u0432u044bu0441u0442u0443u043fu0430u043b u0437u0430u0449u0438u0442u043du0438u043au043eu043c u0432u044bu0441u043eu043au043eu0438u0434u0435u0439u043du043eu0433u043e u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0441u043au043eu0433u043e u0438u0441u043au0443u0441u0441u0442u0432u0430, u043fu0440u043eu0432u043eu0434u0438u043b u043cu044bu0441u043bu044c u043e u0435u0434u0438u043du0441u0442u0432u0435 u0440u0435u0432u043eu043bu044eu0446u0438u043eu043du043du043eu0433u043e u0441u043bu043eu0432u0430 u0438 u0434u0435u043bu0430.u00a0

u041fu043eu0434u043bu0438u043du043du0430u044f u043fu043eu044du0437u0438u044f u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u043du0435u0440u0430u0437u0440u044bu0432u043du043e u0441u0432u044fu0437u0430u043du0430 u0441 u0436u0438u0437u043du044cu044e. u042du0442u043e u043fu0440u0430u0432u0438u043bu043e u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432 u0443u0442u0432u0435u0440u0436u0434u0430u0435u0442 u0432 u0441u0432u043eu0435u043c u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438, u044du0442u043eu043cu0443 u043fu0440u0430u0432u0438u043bu0443 u043eu043d u0441u0430u043c u0441u043bu0435u0434u043eu0432u0430u043b u043du0430 u043fu0440u043eu0442u044fu0436u0435u043du0438u0438 u0432u0441u0435u0433u043e u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u043fu0443u0442u0438. u0410u0432u0442u043eu0440 u0437u0434u0435u0441u044c u0432u043eu0432u0441u0435 u043du0435 u043eu0442u0440u044bu0432u0430u0435u0442 u041fu043eu044du0442u0430 u043eu0442 u00abu0441u043bu0443u0436u0435u043du0438u044f u0438u0441u043au0443u0441u0441u0442u0432u0443u00bb , u043du043e u0442u0440u0435u0431u0443u0435u0442 u0441u043eu0447u0435u0442u0430u0442u044c u0435u0433u043e u0441u043e u0441u043bu0443u0436u0435u043du0438u0435u043c u00abu0431u043bu0430u0433u0443 u0431u043bu0438u0436u043du0435u0433u043eu00bb , u0432u044bu0441u043eu043au0438u043c u0438 u0433u0443u043cu0430u043du043du044bu043c u0446u0435u043bu044fu043c. u041eu043d u043eu0442u0440u0438u0446u0430u0435u0442 u0438 u043eu0441u0443u0436u0434u0430u0435u0442 u0441u0442u0440u0435u043cu043bu0435u043du0438u0435 u0443u043au043bu043eu043du0438u0442u044cu0441u044f u043eu0442 u0440u0430u0437u0440u0435u0448u0435u043du0438u044f u043eu0441u0442u0440u044bu0445 u0432u043eu043fu0440u043eu0441u043eu0432 u0441u043eu0432u0440u0435u043cu0435u043du043du043eu0441u0442u0438, u043eu0442u043eu0439u0442u0438 u0432 u0441u0442u043eu0440u043eu043du0443 u043eu0442 u043du0430u0434u0432u0438u0433u0430u044eu0449u0435u0439u0441u044f u0440u0435u0432u043eu043bu044eu0446u0438u043eu043du043du043eu0439 u0431u0443u0440u0438. u041fu043eu044du0442 u0438 u0413u0440u0430u0436u0434u0430u043du0438u043d u0432u043eu0432u0441u0435 u043du0435 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu0441u0442u0430u0432u043bu044fu044eu0442u0441u044f u043eu0434u0438u043d u0434u0440u0443u0433u043eu043cu0443. u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432 u043du0438u043au043eu0433u0434u0430 u043du0435 u043fu0440u0438u0437u043du0430u0432u0430u043b u0443u043fu0440u043eu0449u0435u043du043du043eu0433u043e u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu0441u0442u0430u0432u043bu0435u043du0438u044f: u0438u043bu0438 u043fu043eu044du0442, u0438u043bu0438 u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0438u043d.”>]” data-test=”answer-box-list”>

Высшее мастерство поэта – Трибуна и Гражданина

Гаврила Романович Державин — великий русский поэт конца XVIII столетия, один из титанов могучего русского слова, сыгравший огромную роль в освобождении русской литературы от классицизма и формировании элементов будущего реалистического стиля. Место поэта в отечественной литературе очень точно определили В. Г. Белинский: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед». Историческая заслуга поэта — введение им в поэзию «обыкновенного поэтического слова». Державину стали узки рамки трех стилей, установленные Ломоносовым. Он снял их и, по словам А. В. Западова, «тем самым. ввел в поэзию русский разговорный язык и энергично содействовал укреплению национально-демократических основ нашего литературного языка».

Гражданские оды Державина адресованы особам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. В них поэт поднимается не только до хвалебного, но и обличительного пафоса. В оде «Фелица» Державин-просветитель видит в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан, поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. Новаторство Державина в этой оде — не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал — оды и сатиры. Это соединение — явление просветительской литературы, ведь просветители понимали жизнь общества как постоянную борьбу истины с заблуждением.

В оде «Вельможа» Державин зло, проистекающее от равнодушия вельмож к своему долгу, представлено с таким негодованием, которое прослеживается лишь в некоторых произведениях того времени. Поэт возмущен положением народа, страдающего от преступного отношения царедворцев. В стихотворении «Властителям и судьям» равнодушие и корыстолюбие власть имущих не оставляют равнодушным поэта, и он требует наказания виновных. Поэт напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и рано или поздно предстанут перед судом

Божьим. В «Памятнике» Державина — мысль о праве их авторов на бессмертие. В этом стихотворении поэт напоминает, что он первым дерзнул отказаться от торжественного высокопарного стиля од.

Державин настаивал на своем человеческом достоинстве и независимости своего суда над современностью. Этим Державин прояснил очень важную для дальнейшего развития передовой русской литературы идею личной ответственности поэта за свои суждения, идею искренности и правдивости своей идеологической пропаганды. Предшественники Державина — Кантемир, Ломоносов, Сумароков — были тоже вполне правдивы и искренни, проповедуя свои идеи. Но они думали, что для читателя важно не мнение поэта, а общечеловеческая доказательность его произведений, что их устами говорит само государство или сама истина — и ценность этих высоких идей перевешивала вопрос о личном авторитете человека-поэта.

Читайте также:
Философские оды Державина: сочинение

Державин писал не так, как его предшественники. Он учил и судил людей именно как человек-поэт, стал авторитетом нового идейного характера. Державин — монархист. Он бережет свой свободный авторитет гражданина и чувствует, что самодержавие ухудшает его:

Страха связанным цепями
И рожденным под жезлом,
Можно ль орлими крылами
К солнцу нам парить умом?
А когда б и возлетали,
Чувствуем ярмо свое.
Раб и похвалить не может,
Он лишь может только льстить.

В 1796 году Державин в оде «Афинейскому князю» воспел А. Г. Орлова, находившегося в опале, и в начале своей оды подчеркнул значение независимости и правдивости похвал и осуждений в творчестве поэта и в своем творчестве.

В своих похвалах Державин был искренен и хотел, чтобы читатели верили его искренности. «Фелицу» — Екатерину — он воспевал восторженно, она ему казалась такой издали. При более близком знакомстве с Екатериной и ее политикой обаяние царицы померкло, и Державин не смог больше писать о ней в таком хвалебном тоне, как раньше: он не видел, за что ее хвалить. Сам поэт так писал об этом: «. не будучи возбужден каким-либо патриотическим славным подвигом, не мог он воспламенить своего духа, чтоб поддерживать свой высокий идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями». Поэт говорил, что не мог уже ничего «написать горячим, чистым сердцем» в похвалу Екатерины. И наоборот, разойдясь во взглядах с Александром I, Державин стал воспевать его как красивого и обаятельного юношу в обычной жизни, но не как государственного деятеля.

Образ Державина — это образ гражданина с твердыми взглядами, что привлекало к нему симпатии радикально настроенной молодежи, вследствие чего «благонамеренные» слуги правительства видели в нем бунтовщика. Ему приписывали многие вольнодумные стихотворения, автором которых он не являлся.

Влияние Державина на русскую литературу, подхваченное демократическими литературными течениями, было огромным. Его творчество тяготело к реализму и гражданской литературе, а его гражданскую поэзию высоко ценили и декабристы, и писатели их круга; им нравился образ Державина — поэта-правдолюбца, учителя общественной свободной морали. Рылеев, например, так писал о Державине-патриоте:

Он выше всех на свете благ Общественное благо ставил И в огненных своих стихах Святую добродетель славил.

И был в родной своей стране Органом истины священной. Везде певец народных благ. И зла непримиримый враг.

А. С. Пушкин также относился с огромным уважением к державинским стихотворениям, и именно на фоне понимания великой роли этого поэта в истории русской литературы утверждал свое собственное место народного поэта. А известный литературный критик В. Г. Белинский отмечал, что «в лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед».

Высшее мастерство поэта -Трибуна и Гражданина (2): сочинение

1.1.3. Сопоставьте фрагменты поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» и «Слова о полку Игореве». Как раскрывается в них тема воинского подвига?

1.2.3. Сопоставьте стихотворение М. И. Цветаевой из цикла «Стихи о Москве» и стихотворение В.В. Маяковского «Прощанье». В чём своеобразие раскрытия московской темы в указанных произведениях?

Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

Двое топчутся по кругу,

Словно пара на кругу,

И глядят в глаза друг другу:

Зверю-зверь и враг-врагу.

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, —

Вместо тысяч бьются двое,

Словно схватка всё решит.

А вблизи от деревушки,

Где застал их свет дневной,

Самолёты, танки, пушки

У обоих за спиной.

Но до боя нет им дела,

И ни звука с тех сторон.

В одиночку — грудью, телом

Бьётся Тёркин, держит фронт.

На печальном том задворке,

У покинутых дворов

Держит фронт Василий Тёркин,

В забытьи глотая кровь.

Бьётся насмерть парень бравый,

Так что дым стоит сырой,

Словно вся страна-держава

Что страна! Хотя бы рота

Видеть издали могла,

Какова его работа

И какие тут дела.

Только Тёркин не в обиде.

Не затем на смерть идёшь.

Чтобы кто-нибудь увидел.

Хорошо б. А нет — ну что ж.

Бьётся насмерть парень бравый —

Так, как бьются на войне.

И уже рукою правой

Он владеет не вполне.

Читайте также:
Победно патриотические оды Гавриила Державина: сочинение

Кость гудит от раны старой,

И ему, чтоб крепче бить.

Чтобы слева класть удары,

Хорошо б левшою быть.

Утирает кровь и пот.

Изнемог, убился Тёркин,

Но и враг уже не тот.

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоря.

реки мутно текут,

пыль поля прикрывает,

половцы идут от Дона

и со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.

Ярый тур Всеволод!

Бьёшься ты впереди,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда, тур, поскачешь,

своим золотым шлемом посвечивая, –

там лежат поганые головы половецкие.

Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,

ярый тур Всеволод!

«Слово о полку Игореве», пер. Д. С. Лихачёва

Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.

— Москва! — Какой огромный

Всяк на Руси — бездомный.

Мы все к тебе придём.

Клеймо позорит плечи,

За голенищем нож.

Ты всё же позовёшь.

На каторжные клейма,

На всякую болесть —

У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит, —

Там Иверское сердце

И льётся аллилуйя

На смуглые поля.

Я в грудь тебя целую,

М. И. Цветаева, 1916

последний франк разменяв.

— В котором часу на Марсель? —

и умереть в Париже,

В. В. Маяковский, 1925

1.1.1. Глава, фрагмент которой представлен выше, названа «Поединок». Какой смысл вкладывает автор поэмы в это название?

1.2.1. Какими чувствами и настроением проникнуто стихотворение М. И. Цветаевой?

1.1.1. Глава «Поединок» поэмы Твардовского «Василий Теркин» рассказывает о рукопашной схватке главного героя с матерым фрицем. Так же, как в этой единичной схватке сражается не на жизнь, а на смерть русский воин, так и весь советский народ сражается в схватке с фашизмом. Вот почему для придания значимости схватка Теркина с немцем названа поединком. На стороне Теркина в поединке сознание справедливости своей борьбы: он защищает родную землю, на которую незваным гостем пришел захватчик.

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, —

Вместо тысяч бьются двое,

Словно схватка всё решит.

И непобедимый русский воин должен одерживать победу в смертельной схватке, потому что за ним Родина.

1.2.1. Цветаева искренне любила Москву. Где бы ни жила Цветаева впоследствии, она не могла забыть Россию, свой родной город, ставший для нее путеводной звездой, в который, в конце концов, надеялась вернуться. Именно поэтому в стихотворении звучат печальные нотки, которые все же перерастают в последних строках в «аллилуйя» своей горячо любимой Родине.

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1−5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.1. Что является главным в характере главного героя поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

5.2. Как в поэзии XX века раскрывается тема художника и эпохи? (На примере 2−3 произведений одного из поэтов.)

5.3. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».

5.4. Проблема взаимоотношений человека и природы в современной отечественной литературе. (На примере одного из произведений.)

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Комментарии к сочинениям

5.1. Что является главным в характере главного героя поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

«Василий Теркин» — это «книга про бойца». Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ:

Читайте также:
«Первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить» (по творчеству Г. Р. Державина)(2): сочинение

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не «приземляя» героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду. Созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость. Поэма Твардовского — произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народные. Поэтому она и стала самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне, полюбилась миллионам читателей и породила, в свою очередь, в народе сотни подражании и «продолжений».

5.2. Как в поэзии XX века раскрывается тема художника и эпохи? (На примере 2−3 произведений одного из поэтов.)

Наш современник Е.Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт», — эти строки как нельзя лучше определяют суть поэтического творчества. Для настоящего поэта жизненное и творческое кредо синонимичны. Мотив единства жизни и творчества — один из ведущих в лирике Пастернака. Тема также актуальна и для творчества А Ахматовой, писать для которой было так же естественно, как дышать. В цикле «Тайны ремесла» поэтесса попыталась раскрыть свое понимание творчества, которое продолжает традицию восприятия процесса написания стихотворений как осуществление посреднической связи между Творцом и миром людей (стихотворение «Творчество»). Объяснить это таинство невозможно, в нем «все быть должно некстати». И естественность, и простота, с которой порой рождается поэзия, роднит ее с живым существом, способным «расти»:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора.

Как лопухи и лебеда.

Продолжая традиционную для русской поэзии тему о назначении поэта, о цели его творчества, А. А. Ахматова развивает ее в новом ключе, вносит в нее новые мотивы. Прежде всего, поэтессе удается раскрыть своеобразие женского внутреннего мира. Трагичность судьбы поэтессы, по мнению А. А. Ахматовой, заключается в том, что женское счастье нельзя совместить с полной отдачей творчеству. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего, 1911 года, стихотворения «Музе», где Муза-сестра отнимает «Золотое кольцо» — символ земных радостей — и обрекает лирическую героиню на «любовную пытку». Однако Ахматова предвидит, что поэтическая слава не может заменить любви и счастья земного.

5.3. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».

«Зачем же изображать бедность. и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства. нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» — писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.

«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести — Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая — духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая — произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

5.4. Проблема взаимоотношений человека и природы в современной отечественной литературе. (На примере одного из произведений.)

Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.

Читайте также:
Гаврила Державин и его школа в русской литературе: сочинение

Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» — книге о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?

Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память – это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — такие размышления вызывает повесть В. Распутина.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Аргументы для направления «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» итоговое сочинение 2021-2022

ПОДЕЛИТЬСЯ

Банк литературных аргументов для направления «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» итоговое декабрьское сочинение 1 декабря 2021-2022 учебный год, весь список аргументов для сочинения вы можете посмотреть ниже.

Аргумент верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» доказал, что человек не может выбрать Родину, ведь он родился и сформировался в определенной среде, которая уже оказала на него определенное влияние. Так, Андрий был казаком и впитал традиции и нравы казачества. Несмотря на то, что его сходство с отцом прослеживается далеко не во всех аспектах, он также проникается культурой Сечи и перенимает ее кодекс поведения. Андрий пьет, гуляет, дерется и получает от этой жизни удовольствие. Лишь любовь к панночке убеждает его переменить сторону в сражении и предать веру отцов. Герой видит польские нравы в розовых очках своей симпатии к девушке. Поэтому он надевает другие доспехи, но своим в среде поляков не становится. Никто не последовал за ним, когда казаки заманили его в ловушку. А в финале, уже после смерти Андрия, Гоголь выхватывает из толпы на площади красивую панночку, которая смеется. Герой не смог выбрать Родину, Польша ею для него не стала. Зато он предал ту, что была для него единственной.

Аргумент стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

В.М. Шукшин в рассказе «Срезал» демонстрирует разницу между тем, кто покинул малую родину для достижения успеха, и тем, кто остался. Константин Журавлев стал кандидатом наук, нашел жену себе под стать, завел семью. Он стал успешным человеком и достиг высокого уровня благосостояния. Дочь посещала школу и имела все перспективы пойти по стопам родителей. А что нашел в деревне эрудит Глеб Капустин? Он питал свой ум вырезками из газет и случайными источниками знаний, поэтому его образование напоминает не систему, а сборную солянку из неприменимых премудростей. Он остался один, в деревне он не может найти компанию своего уровня, и все смотрят на него, как будто он шут и показывает представление. Он не сделал карьеру, не женился, не завел детей. Самоутверждение, мелкое и подлое, он находит только в унижении тех, кто чего-то добился в жизни. Глебу обидно, что он сам никуда не поехал и ничего не смог сделать. Поэтому его пример убеждает нас в том, что человек должен искать средства для реализации себя в том месте, где для этого созданы все условия. Кандидатом наук в деревне не стать — это очевидно.

Читайте также:
Сочинения Державина: сочинение

Аргумент какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показал, что люди на Руси зачастую становятся жертвами друг друга и своих слабостей. Социальное неравенство во многом определяется их нежеланием работать над собой. «Умны крестьяне русские, одно нехорошо, что пьют до одурения, во рвы, в канавы валятся — Обидно поглядеть!» — вот так Павел Веретенников, знаток русской жизни, говорит о тех, за кем наблюдает. Конечно, пьяницы тут же находят оправдание: тяжелая работа заставляет их злоупотреблять спиртным. Но неужели бить жен и детей их тоже принуждает труд? Неужели пропивать последние гроши в кабаке и оставлять семью без еды требует лично царь или барин? Все эти проблемы исходят из глубин их душ, порочных и слабых. Можно было бы не выпивать, как сам Некрасов, оказавшийся в столице без материальной помощи отца и вынужденный голодать, чтобы заниматься тем, что ему нравилось. Можно было бы откладывать деньги и начать свое дело, ведь многие купцы были выходцами из крестьянства. Возможности жить хорошо были у всех, но порочные желания и вечные оправдания мешают героям взяться за ум и перестать во всем винить богачей.

Аргумент кто счастлив на Руси?

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает человека, который был счастлив, несмотря на бедность и униженность положения. В отличие от Раскольникова, который жил на средства матери и сестры, да еще и жаловался на судьбу, Разумихин не получал помощи. Зато он много работал, чтобы оплатить учебу самостоятельно: давал уроки, делал переводы, старался заработать честно. Дмитрий много веселится, общается со всеми, умеет дружить и сопереживать людям, поэтому его окружают позитивные и доброжелательные товарищи, которые выручают и Раскольникова. Все эти юноши не думают о своем высоком статусе и сравнении с Наполеоном. Они трудятся и добиваются успеха, а не замыкаются в своем несчастье. Живет Дмитрий не богаче Родиона, но он счастлив и делится этим состоянием с другими. Значит, внутреннее состояние зависит не от дохода или происхождения, а от того, насколько человек открыт миру и готов к созидательному взаимодействию с ним.

Аргумент как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?

А.П. Чехов в рассказе «Невеста» призывает людей выйти из зоны комфорта и отправиться туда, где их таланты можно раскрыть и усовершенствовать. Его героиня живет в маленьком городе и довольствуется малым — тем, что ей дает обеспеченная бабушка. Для Нади нашли подходящего жениха и сняли дом. И все идет к свадьбе, только вот невесело невесте. Она родилась там, где ее способности пригодиться не могут. В этом городе юной девушке только и остается, что выйти замуж и вести праздную жизнь с скуке и довольстве. Но Надя поняла, что хочет иной судьбы. Благодаря студенту Саше она смогла сбежать из дома и поступить в учебное заведение. Родные простили Надю и приняли ее выбор. А она обрела счастье в саморазвитии, возможном только в большом городе. Увы, в глубинке люди не могут получить достойное образование и найти работу по специальности.

Аргумент кому на Руси жить плохо и почему?

И.С. Тургенев в рассказе «Му-му» описал судьбу крепостного человека, который был зависим от своей сумасбродной барыни. В условиях рабства люди не могут быть счастливы, в чем мы убеждаемся, читая данную историю. Герасима насильно перевезли из деревни в город, принудили отказаться от брака с любимой женщиной, а потом и лишили единственного близкого ему существа — собаки. Помещица приказала крепостному топить Му-му просто из-за того, что таков был ее каприз. А человек не имел права ослушаться. С горечью Герасим осознал: будучи собакой на крепостной привязи, он сам не может заводить ни семью, ни животных. Он не мог сберечь то, что ему дорого, ведь вся его жизнь была сравнима лишь с участью самой Му-му. Поэтому до конца своей жизни он прожил один. Ему жилось плохо на Руси, потому что он был зависимым человеком и не мог управлять своей жизнью. На таких условиях ему было бы плохо везде.

Читайте также:
Гавриил Романович Державин — отец русских поэтов: сочинение

Аргумент что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» предложил публике свой план по усовершенствованию России. И он отчасти воплотился в жизнь, ведь был правильным: чтобы женщины жили свободно и счастливо, а мужчины не тащили в одиночку бремя содержания семьи, необходимо создать условия для полноценного вовлечения всех людей в экономические, социальные и политические процессы. Девушки должны иметь право на образование, работу и равные возможности в обществе. Находясь в финансовой зависимости, они становятся предметами торговли и бесправными существами, судьба которых — это узаконенная форма проституции, брак без любви и выбора. Вера могла быть насильно выдана замуж за Михаила, и лишь вмешательство Дмитрия помогло ей встать на ноги и начать себя обеспечивать. Поэтому в финале героиня стала образованной, успешной и счастливой женщиной, а ее семья была построена на любви и взаимоуважении. Сейчас все девушки в нашей стране имеют такие возможности, что изменило нашу жизнь к лучшему.

Аргумент какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал разные точки зрения на долг гражданина перед Родиной. В эпилоге Пьер Безухов настаивает на необходимости перемен и пересмотре прав монарха. Он входит в тайные общества и хочет активно участвовать в формировании политического курса страны и ее законов. Пьер не исключает и возможности открытого выступления против существующего строя. А Николай Ростов, напротив, видит обязанность гражданина в защите государства от таких инициатив. Он открыто признает, что может применить оружие против бунтовщиков, какими бы ни были их намерения. По его мнению, подданые должны подчиняться, а решать глобальные вопросы должен лишь царь. Оба героя осознают свой долг перед Родиной, но его видение у каждого свое.

Аргумент какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

Н.В. Гоголь в пьесе «Ревизор» поднимает важные проблемы России, которые пока имеют статус «вечных». Чиновники воруют, халатно относятся к своим обязанностям и всячески унижают своих сограждан, которым повезло меньше. Для героев нет ничего святого: внешне набожные и степенные господа расхищают даже те деньги, которые выделены на строительство церкви. Городничий закрывает глаза на лень и бестолковость подчиненных, их связывает круговая порука. Поэтому они стремятся вовлечь в нее приезжего проверяющего. Подкупы не имеют границ, городничий даже готов отдать свою дочь замуж за Хлестакова, которого едва знает. К сожалению, воз и ныне там, чиновники все еще злоупотребляют своим положением. Видимо, без кардинального ужесточения контроля и наказания за коррупцию невозможно решить эти проблемы раз и навсегда.

Аргумент что мешает людям «жить хорошо» на Руси?

М. Горький в пьесе «На дне» продемонстрировал пороки, которые присущи многим русским людям, считающим себя несправедливо обделенными судьбой. Ночлежку населяют далеко не ангелы: шулеры, бывшие каторжники, воры, пьяницы. Даже честный работник Клещ, который так гордится своим положением, сживает со свету жену, бьет ее и оскорбляет. А Василиса, едва вырвавшись из грязи в князи благодаря браку по расчету, тиранит людей без жалости. Увы, нравы этой среды полностью соответствуют уровню ее достатка. Актер, Барон, Сатин, Бубнов вовсе не стремятся трудиться и выходить из нищеты. Им и так нормально, ведь делать ничего не нужно и ответственности никакой. Сатин открыто пропагандирует лень и противопоставляет себя тем, кто трудится. Что мешает им жить хорошо? Они сами и менталитет социального дна.

Аргумент какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?

М. Горький в повести «Детство» показал социальные проблемы, которые, к сожалению, не решены до сих пор. Речь идет о насилии в семье. В доме Кашириных постоянные драки и скандалы. Дети становятся жертвами агрессивного и злого дедушки, которому никто не может помешать учинять унизительные расправы. Василий Васильевич бьет и жену, и детей, хоть они уже и взрослые. Поэтому нас не удивляет тот факт, что сыновья Каширина выросли такими же жестокими, пьющими и неблагополучными родителями. Они готовы убить отца за наследство, а детей не жалеют, как и жен. Один из них даже довел супругу до гроба своими побоями. Сегодня детей из таких семей изымают, но не всегда. Довольно долго они могут терпеть насилие и издевательства. Видимо, в этой сфере закон требуется ужесточить, а контролирующие органы заменить на более эффективные.

Читайте также:
Победно патриотические оды Гавриила Державина: сочинение

Аргумент как научиться ценить свою Родину?

А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал парадоксальную вещь: люди учатся патриотизму за рубежом! Александр Чацкий получил заграничное образование и несколько лет путешествовал. Глядя на благополучие и прогрессивность других стран, он понял, чего не хватает его Родине. У Александра появилась четкая гражданская позиция. Он сформулировал взгляды и почувствовал желание помочь своей России. Герой думал, что и дома найдет единомышленников. Однако соотечественники оказались более равнодушными и эгоистичными, чем он. Дворяне имели узкий кругозор, из своих хором не выезжали, поэтому им казалось, что все нормально. Реформаторов они считали якобинцами и осуждали. Для них патриотизм ограничивался орденом на шее и безграничной лояльностью правящей элите. Им не хватало опыта Александра и его кругозора, чтобы понять, что России нужно развитие, что у нее есть огромный потенциал, что французики из Бордо — не предел мечтаний.

Аргумент что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» доказал, что благополучие каждого из нас неразрывно связано с Родиной и ее состоянием. Андрей Соколов мог бы отсидеться в погребе и понаблюдать за битвами издалека, а не рисковать собой… Или не мог? Нет, конечно! Враги приходили в каждый дом, разоряли все земли. Альтернативы не было. Андрей не мог наслаждаться счастьем наедине с семьей, когда вражеский снаряд разнес его дом и убил жену и дочерей. Война не щадила никого и показывала каждым своим патроном, что личного счастья на оккупированной земле быть не может. Человек неразрывно связан со своей страной и ее судьбой, поэтому выбирать ему не приходится.

Аргумент в чем польза и опасность патриотизма?

Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» показал изнанку патриотизма, когда людей загоняли на сербскую войну, прикрывая очевидное безумие этой затеи возвышенными речами о благе Родины. Какой? Чьей? Но эти вопросы пропаганда обходит стороной. Общественное мнение обмануто ею. Светские дамы с улыбками и цветами провожают на бойню тех, кто воспринимает геополитику буквально и погибнет, в отличие от хитрых агитаторов. Разговоры о патриотизме прикрывают амбиции властолюбцев и направляют людей на смерть. А по факту судьба «славянских народов» не должна затрагивать интересы солдат из других стран, ведь такая война, как это позже и случится, перерастает в мировую и заканчивается поражением всех участников. Человек должен быть готов защищать только свой дом, а другие спекуляции на патриотизме нужно пресекать, так как они ведут к войне.

Аргумент какими качествами обладает русский человек?

Какими качествами обладает русский человек? Н.С. Лесков в сказе «Левша» описал менталитет русского народа в образе главного героя. Он талантлив, патриотичен, религиозен. Левша без образования, микроскопа и большого финансирования смог подковать иностранную танцующую блоху и проявить феноменальное мастерство. Но он же проявляет и отрицательные качества русского человека: много пьет, терпит унижения вышестоящих особ и не понимает свою значимость в стране. Будучи честным, работящим и преданным Родине мастером, он не соглашается переехать в Англию, несмотря на заманчивые условия. Но он же напивается и не выполняет свою миссию: его оружейный секрет теряется, ведь никто не будет прислушиваться к пьянице. Русский менталитет невероятно сложен и парадоксален. У нас талантливый и смекалистый народ, но не знает себе цену и не может постоять за свои права.

Аргумент В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

Читайте также:
Гаврила Державин и его школа в русской литературе: сочинение

Высшее мастерство поэта-трибуна и гражданина (1 вариант)

Школьное сочинение

Гаврила Романович Державин — великий русский поэт конца XVIII столетия, один из титанов могучего русского слова, сыгравший огромную роль в освобождении русской литературы от классицизма и формировании элементов будущего реалистического стиля. Место поэта в отечественной литературе очень точно определили В. Г. Белинский: “С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед”. Историческая заслуга поэта — введение им в поэзию “обыкновенного поэтического слова”. Державину стали узки рамки трех стилей, установленные Ломоносовым. Он снял их и, по словам А. В. Западова, “тем самым. ввел в поэзию русский разговорный язык и энергично содействовал укреплению национально-демократических основ нашего литературного языка”.

Гражданские оды Державина адресованы особам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. В них поэт поднимается не только до хвалебного, но и обличительного пафоса. В оде “Фелица” Державин-просветитель видит в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан, поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. Новаторство Державина в этой оде — не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал — оды и сатиры. Это соединение — явление просветительской литературы, ведь просветители понимали жизнь общества как постоянную борьбу истины с заблуждением.

В оде “Вельможа” Державин зло, проистекающее от равнодушия вельмож к своему долгу, представлено с таким негодованием, которое прослеживается лишь в некоторых произведениях того времени. Поэт возмущен положением народа, страдающего от преступного отношения царедворцев. В стихотворении “Властителям и судьям” равнодушие и корыстолюбие власть имущих не оставляют равнодушным поэта, л он требует наказания виновных. Поэт напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и рано или поздно предстанут перед судом Божьим. В “Памятнике” Державина — мысль о праве их авторов на бессмертие. В этом стихотворении поэт напоминает, что он первым дерзнул отказаться от торжественного высокопарного стиля од.

Державин настаивал на своем человеческом достоинстве и независимости своего суда над современностью. Этим Державин прояснил очень важную для дальнейшего развития передовой русской литературы идею личной ответственности поэта за свои суждения, идею искренности и правдивости своей идеологической пропаганды. Предшественники Державина — Кантемир, Ломоносов, Сумароков — были тоже вполне правдивы и искренни, проповедуя свои идеи. Но они думали, что для читателя важно не мнение поэта, а общечеловеческая доказательность его произведений, что их устами говорит само государство или сама истина — и ценность этих высоких идей перевешивала вопрос о личном авторитете человека-поэта.

Державин писал не так, как его предшественники. Он учил и судил людей именно как человек-поэт, стал авторитетом нового идейного характера. Державин — монархист. Он бережет свой свободный авторитет гражданина и чувствует, что самодержавие ухудшает его:

Страха связанным цепями

И рожденным под жезлом,

Можно ль орлими крылами

К солнцу нам парить умом?

А когда б и возлетали, Чувствуем ярмо свое…

Раб и похвалить не может,

Он лишь может только льстить.

В 1796 году Державин в оде “Афинейскому князю” воспел А. Г. Орлова, находившегося в опале, и в начале своей оды подчеркнул значение независимости и правдивости похвал и осуждений в творчестве поэта и в своем творчестве.

В своих похвалах Державин был искренен и хотел, чтобы читатели верили его искренности. “Фелицу” — Екатерину — он воспевал восторженно, она ему казалась такой издали. При более близком знакомстве с Екатериной и ее политикой обаяние царицы померкло, и Державин не смог больше писать о ней в таком хвалебном тоне, как раньше: он не видел, за что ее хвалить. Сам поэт так писал об этом: “. не будучи возбужден каким-либо патриотическим славным подвигом, не мог он воспламенить своего духа, чтоб поддерживать свой высокий идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями”. Поэт говорил, что не мог уже ничего “написать горячим, чистым сердцем” в похвалу Екатерины. И наоборот, разойдясь во взглядах с Александром I, Державин стал воспевать его как красивого и обаятельного юношу в обычной жизни, но не как государственного деятеля.

Читайте также:
Сочинения Державина: сочинение

Образ Державина — это образ гражданина с твердыми взглядами, что привлекало к нему симпатии радикально настроенной молодежи, вследствие чего “благонамеренные” слуги правительства видели в нем бунтовщика. Ему приписывали многие вольнодумные стихотворения, автором которых он не являлся.

Влияние Державина на русскую литературу, подхваченное демократическими литературными течениями, было огромным. Его творчество тяготело к реализму и гражданской литературе, а его гражданскую поэзию высоко ценили и декабристы, и писатели их круга; им нравился образ Державина — поэта-правдолюбца, учителя общественной свободной морали. Рылеев, например, так писал о Державине-патриоте:

Он выше всех на свете благ

Общественное благо ставил

И в огненных своих стихах

Святую добродетель славил.

И был в родной своей стране

Органом истины священной.

Везде певец народных благ.

И зла непримиримый враг.

А. С. Пушкин также относился с огромным уважением к державинским стихотворениям, и именно на фоне понимания великой роли этого поэта в истории русской литературы утверждал свое собственное место народного поэта. А известный литературный критик В. Г. Белинский отмечал, что “в лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед”.

Подготовьте небольшое сочинение о Г.Р. Державине

u0412 1762 u0433u043eu0434u0443 u0431u0443u0434u0443u0449u0438u0439 u043fu043eu044du0442 u043fu043eu0441u0442u0443u043fu0438u043b u0440u044fu0434u043eu0432u044bu043c u0433u0432u0430u0440u0434u0435u0439u0446u0435u043c u043du0430 u0441u043bu0443u0436u0431u0443 u0432 u041fu0440u0435u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0441u043au0438u0439 u043fu043eu043bu043a. u0412 1772 u0433u043eu0434u0443 u0431u044bu043b u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043d u0432 u043fu0440u0430u043fu043eu0440u0449u0438u043au0438, u043fu043eu043bu0443u0447u0438u0432 u043fu0435u0440u0432u044bu0439 u043eu0444u0438u0446u0435u0440u0441u043au0438u0439 u0447u0438u043d. u0412 1773 u2013 1775 u0433u043eu0434u0430u0445 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043d u0432 u0441u043eu0441u0442u0430u0432u0435 u043fu043eu043bu043au0430 u0443u0447u0430u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043b u0432 u043fu043eu0434u0430u0432u043bu0435u043du0438u0438 u0432u043eu0441u0441u0442u0430u043du0438u044fu00a0u0415u043cu0435u043bu044cu044fu043du0430 u041fu0443u0433u0430u0447u0435u0432u0430.
u0421 1777 u0433u043eu0434u0430 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043d u043fu043eu0441u0442u0443u043fu0430u0435u0442 u043du0430 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u0435u043du043du0443u044e u0441u043bu0443u0436u0431u0443 u0432 u041fu0440u0430u0432u0438u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u0443u044eu0449u0438u0439 u0421u0435u043du0430u0442 u0432 u0447u0438u043du0435 u0441u0442u0430u0442u0441u043au043eu0433u043e u0441u043eu0432u0435u0442u043du0438u043au0430. u0412 1784 u2013 1788 u0433u043eu0434u0430u0445 u0437u0430u043du0438u043cu0430u0435u0442 u043fu043eu0441u0442 u043fu0440u0430u0432u0438u0442u0435u043bu044f u041eu043bu043eu043du0435u0446u043au043eu0433u043e, u0430 u0437u0430u0442u0435u043c u0422u0430u043cu0431u043eu0432u0441u043au043eu0433u043e u043du0430u043cu0435u0441u0442u043du0438u0447u0435u0441u0442u0432u0430. u0414u0430u0436u0435 u0432 u043au0440u0430u0442u043au043eu0439 u0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u0438 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043du0430 u0441u0442u043eu0438u0442 u0443u043fu043eu043cu044fu043du0443u0442u044c, u0447u0442u043e u043eu043d u0430u043au0442u0438u0432u043du043e u0437u0430u043du0438u043cu0430u043bu0441u044f u0443u043bu0443u0447u0448u0435u043du0438u0435u043c u044du043au043eu043du043eu043cu0438u043au0438 u043au0440u0430u044f, u0441u043fu043eu0441u043eu0431u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043b u0444u043eu0440u043cu0438u0440u043eu0432u0430u043du0438u044e u0433u0443u0431u0435u0440u043du0441u043au0438u0445 u0430u0434u043cu0438u043du0438u0441u0442u0440u0430u0442u0438u0432u043du044bu0445, u0441u0443u0434u0435u0431u043du044bu0445 u0438 u0444u0438u043du0430u043du0441u043eu0432u044bu0445 u0443u0447u0440u0435u0436u0434u0435u043du0438u0439.

u0412 1791 u0433u043eu0434u0443 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043du0430 u043du0430u0437u043du0430u0447u0430u044eu0442 u043au0430u0431u0438u043du0435u0442-u0441u0435u043au0440u0435u0442u0430u0440u0435u043c u0415u043au0430u0442u0435u0440u0438u043du044b II. u0421 1793 u043fu043eu044du0442 u0441u043bu0443u0436u0438u0442 u0442u0430u0439u043du044bu043c u0441u043eu0432u0435u0442u043du0438u043au043eu043c u0438u043cu043fu0435u0440u0430u0442u0440u0438u0446u044b. u0412 1795 u0433u043eu0434u0443 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043d u043fu043eu043bu0443u0447u0430u0435u0442 u0434u043eu043bu0436u043du043eu0441u0442u044c u043fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0430 u041au043eu043cu043cu0435u0440u0446-u043au043eu043bu043bu0435u0433u0438u0438. u0421 1802 u043fu043e 1803 u0433u043eu0434 u0441u043bu0443u0436u0438u0442 u043cu0438u043du0438u0441u0442u0440u043eu043c u044eu0441u0442u0438u0446u0438u0438.
u0412 1803 u0433u043eu0434u0443 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043d u0443u0445u043eu0434u0438u0442 u0432 u043eu0442u0441u0442u0430u0432u043au0443 u0438 u043fu043eu0441u0435u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0432 u0441u0432u043eu0435u043c u0438u043cu0435u043du0438u0438 u0417u0432u0430u043du043au0430 u0432 u041du043eu0432u0433u043eu0440u043eu0434u0441u043au043eu0439 u0433u0443u0431u0435u0440u043du0438u0438. u041fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0438u0435 u0433u043eu0434u044b u0436u0438u0437u043du0438 u043fu043eu044du0442 u043fu043eu0441u0432u044fu0449u0430u0435u0442 u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u043du043eu0439 u0434u0435u044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438. u0412 1813 u0433u043eu0434u0443 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043d, u0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u044f u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u0434u0430u0436u0435 u0432 u044du0442u043eu0442 u043fu0435u0440u0438u043eu0434 u0431u044bu043bu0430 u043du0430u0441u044bu0449u0435u043du0430 u043fu043eu0435u0437u0434u043au0430u043cu0438, u043eu0442u043fu0440u0430u0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0432 u0423u043au0440u0430u0438u043du0443 u0441 u0432u0438u0437u0438u0442u043eu043c u043a u0412. u0412. u041au0430u043fu043du0438u0441u0442u0443. u0412 1815 u0433u043eu0434u0443 u043fu0440u0438u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u043du0430 u044du043au0437u0430u043cu0435u043du0435 u0432 u0426u0430u0440u0441u043au043eu0441u0435u043bu044cu0441u043au043eu043c u043bu0438u0446u0435u0435, u0441u043bu0443u0448u0430u044f u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u044eu043du043eu0433u043eu00a0u0410.u0421 u041fu0443u0448u043au0438u043du0430.

8 u0438u044eu043bu044f (20 u0438u044eu043bu044f) 1816 u0433u043eu0434u0430 u0413u0430u0432u0440u0438u0438u043b u0420u043eu043cu0430u043du043eu0432u0438u0447 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043d u0441u043au043eu043du0447u0430u043bu0441u044f u0432 u0441u0432u043eu0435u043c u0438u043cu0435u043du0438u0438. u041fu043eu0445u043eu0440u043eu043du0438u043bu0438 u043fu043eu044du0442u0430 u0432 u0421u043fu0430u0441u043e-u041fu0440u0435u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0441u043au043eu043c u0441u043eu0431u043eu0440u0435 u0412u0430u0440u043bu0430u0430u043cu043e-u0425u0443u0442u044bu043du0441u043au043eu0433u043e u043cu043eu043du0430u0441u0442u044bu0440u044f u043du0435u0434u0430u043bu0435u043au043e u043eu0442 u0412u0435u043bu0438u043au043eu0433u043e u041du043eu0432u0433u043eu0440u043eu0434u0430.
“>]” data-test=”answer-box-list”>

Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 июля (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Его детство прошло в родовом имении в селе Сокуры. С 1759 года Державин обучался в Казанской гимназии.

В 1762 году будущий поэт поступил рядовым гвардейцем на службу в Преображенский полк. В 1772 году был произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. В 1773 – 1775 годах Державин в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева.
С 1777 года Державин поступает на государственную службу в Правительствующий Сенат в чине статского советника. В 1784 – 1788 годах занимает пост правителя Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества. Даже в краткой биографии Державина стоит упомянуть, что он активно занимался улучшением экономики края, способствовал формированию губернских административных, судебных и финансовых учреждений.

В 1791 году Державина назначают кабинет-секретарем Екатерины II. С 1793 поэт служит тайным советником императрицы. В 1795 году Державин получает должность президента Коммерц-коллегии. С 1802 по 1803 год служит министром юстиции.
В 1803 году Державин уходит в отставку и поселяется в своем имении Званка в Новгородской губернии. Последние годы жизни поэт посвящает литературной деятельности. В 1813 году Державин, биография которого даже в этот период была насыщена поездками, отправляется в Украину с визитом к В. В. Капнисту. В 1815 году присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, слушая произведения юного А.С Пушкина.

Читайте также:
Философские оды Державина: сочинение

8 июля (20 июля) 1816 года Гавриил Романович Державин скончался в своем имении. Похоронили поэта в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Сочинение: Гаврила Державин и его школа в русской литературе

Г.Р. Державин – поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики (Ломоносов, Сумароков, Херасков и др.), но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г.Р. Державин.

Еще будучи студентом Казанской гимназии будущий поэт познакомился с творчеством своих литературных наставников – Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова. Естественно в его первых литературных опытах явственно прослеживается их влияние. Но уже 1779 г. стал переломным в творчестве Державина. Его главная заслуга в том, что он сблизил поэзию с жизнью, он представил вниманию читателей современные политические события, придворный и усадебный быт, картины сельской жизни, предметом изображения стала личность человека, необычным для русской литературы было появление в стихах фактов его собственной биографии. Он сохранил в своих произведениях некоторые черты классицизма (воспитательный характер поэзии) и привнес новые – он смешал низкое и высокое, отразив, таким образом, контрастность жизни.

Такие нововведения мы обнаруживаем, например, в стихотворении “На рождение в Севере порфирородного отрока”. По теме это поздравительная ода по случаю рождения будущего императора Александра I. По форме же это – шутливая песенка, в которой используется сказочный мотив.

Программным произведением Державина, после которого читающее общество сразу заговорило о нем, стало стихотворение с ироническим названием “Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге”. Здесь, по словам В.Г. Белинского, “виден русский ум и слышится русская речь. Несмотря на значительную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли…Олицетворяя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки”. Другими словами, в этом стихотворении Державин удачно сочетает оду с сатирой.

Естественно, что такие нововведения вызвали бурю разнообразных отзывов. Кто-то восхищался талантом и смелостью Державина; сама же Екатерина II восприняла это как якобинские стихи.

Творчество Державина отличалось разнообразием стилей и тем. Так, ряд стихотворений образует философский цикл.

Как капля в море опущенна,

Вся твердь перед тобой сия.

Но что мной зримая вселенна?

И что перед тобою я?

Поэт обращался и к мотивам анакреонтики. Застольное веселье, радость любви, женская красота – все это также имело место в его творчестве.

Неистово, роскошно чувство,

Нерв трепет, мление любви,

Волшебное зараз искусство

Вакханок древних оживи.

Жги души, огнь бросай в сердца

От смуглого лица…

Но Державин не просто переводил или подражал античным авторам, он переделывал их на русский манер, для чего использовал элементы фольклора – народную лексику, замену имен античных богов славянскими.

Амуру вздумалось Псишею,

Опутаться цветами с нею

И узел завязать.

Исторической заслугой Державина является то, что он ввел в поэзию “обыкновенное поэтическое слово”, ему стали узки рамки “трех штилей” Ломоносова, и он решил это изменить.

Сокрылся и в игре мой клад;

Не страстны мной, как прежде, музы;

Бояре понадули пузы,

И я у всех стал виноват.

Стоит также отметить как важную особенность стихотворной лексики оригинальное словообразование Державина: “кораблегибельный позор”, “огнепернатый шлем”, “вкусноспелые плоды”, “веселорезвая Эрата”, “солнцеокий осетр” и др.

Таким образом, Державин разрушил ограничивающие рамки русского поэтического языка и дал дорогу развитию языка реалистического. Кроме того, затрагиваемые в его творчестве темы вели к формированию в литературе понятия национального характера, что, очевидно, позволило В.Г. Белинскому назвать его “отцом русских поэтов”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: