Диккенс: сочинение

Тема «Детства» в творчестве Ч. Диккенса Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щеголькова А. О.

В статье рассматривается «тема детства» в творчестве Чарльза Диккенса, как основная, доминирующая тема всего творчества автора. Здесь рассмотрены основные типы героев-детей произведений Диккенса.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Щеголькова А. О.

Текст научной работы на тему «Тема «Детства» в творчестве Ч. Диккенса»

ТЕМА «ДЕТСТВА» В ТВОРЧЕСТВЕ Ч. ДИККЕНСА © Щеголькова А.О.*

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,

В статье рассматривается «тема детства» в творчестве Чарльза Диккенса, как основная, доминирующая тема всего творчества автора. Здесь рассмотрены основные типы героев-детей произведений Диккенса.

Одной из «вечных тем» мировой литературы является тема детства, которая в разные периоды исторического развития получала новую интерпретацию, но всегда оставалась актуальной.

Появлением пристального внимания к жизни и проблемам ребенка мы обязаны эпохе Просвещения, когда для ребенка, как главного объекта воспитания, начинает создаваться детская литература, направленная на превращение его из «пустого места» (по мысли Дж. Локка) в человека зрелого, наделенного нравственной добродетелью.

Тема детства играет важнейшую роль в творчестве и мировосприятия английского классика XIX века Чарльза Диккенса. Честертон считал, что Диккенс имел два больших таланта – это «умение писать смешное и, конечно, умение изображать ужасное».

Диккенс привлекает читателей всех стран вот уже более полутораста столетий именно своим умением «затронуть общечеловеческие струны». Писатель изображает добрых, порядочных, наделенными справедливыми ценностями людей. Секрет его популярности в том, что Диккенс остро чувствовал изменения в жизни Англии, был выразителем надежд и стремлений тысяч человек.

После смерти писателя долгое время произведения Диккенса подвергалось острой критики и лишь в начале XX века общество по достоинству оценило значение творчества Диккенса.

Биография писателя получила отражение, как в манере письма, так и в сюжетах его произведений. 12-летний Чарльз был вынужден уйти из школы и устроиться на работу в качестве газетного репортера, дабы отец его был мот и в 1824 году сидел в тюрьме для должников. Работал на фабрике, клерком, репортером в суде и парламенте. Как репортер он отображал современные события и старался понять причины, которые их вызвали. Ведущая тема творчества писателя – тема борьбы добра и зла, что раскрывается в каждом его произведении.

Комплексный анализ причин пристрастия Диккенса к детству (обстоятельства личной жизни романиста, особенности его психики и мировос-

приятия, его «недопрожитое» детство и т.д.) в полной мере объясняет, почему дети и «детское» имеют первостепенное значение в его произведениях.

Романы Диккенса показывают становление характера человека, начиная с детства (например, «Оливер Твист» (1839)). Характерными особенностями творчества можно считать: наличие мелодраматических элементов, упрощенность характеристики персонажей (добрые всегда добрые, а злые -злые), счастливая концовка произведения, детективные элементы.

Диккенс прославился большей частью произведениями, которые были написаны в первый период его творчества: цикл «Рождественские повести» (1848), романы «Магазин древностей» (1841), «Домби и сын» (1848), позднее написаны «Дэвид Копперфилд» (1850), «Маленькая Доррит» (1857), «Большие ожидания» (1861).

Тема детства у Диккенса есть уникальный взгляд на жизнь, это взгляд ребенка, слишком рано узнавшего, что такое мир взрослых, что такое невзгоды и тяготы, лишения и боль. Зачастую персонажи Диккенса – это дети-сироты. Например, Эстер Саммерсон, героиня «Холодного дома», воспитывалась крестной; Дэвид Копперфилд родился после смерти отца. Оливер Твист, «. если бы он мог знать, что он сирота, оставленный на милосердное попечение церковных старост и надзирателей, он кричал бы ещё громче».

«Идеальный ребенок по мнению», по мнению Диккенса, наделен «свежестью чувств, простодушием, энтузиазмом, прелестной бесхитростной неспособностью заниматься житейскими делами» [5, с. 23].

Маленькие герои Диккенса – это не обычные дети, воспитанные в привычных и условиях родительской заботы и ласки, это жертвы несправедливости жизни, опасности жизненных поворотов. Причем, это могут быть как дети из низов, так и дети из, казалось бы, вполне благополучных семей, но их судьба складывается не менее драматично и трагично. Диккенс точно и справедливо показывает, как Поля Домби, любимейшего сына, не знавшего в жизни ни лишений, ни одиночества сироты, убивает безмерная спесь «любящего отца». Детство без забот Дэвида Копперфилда обрывается, когда в доме появляется отчим. Здесь Диккенс показывает всю остроту и тяжесть непонимания, которое сваливается на жестоко наказанного Дэвида, одиноко сидящего в комнате и пытающегося хоть как-то осознать, почему перевернулся такой, казалось бы, устойчивый и благословенный мир. Диккенс считал, что отношение взрослого и ребенка является отражением борьбы добра и зла в нем.

Роман «Приключения Оливера Твиста» является первым «романом-воспитания», написанным в жанре, к которому Диккенс неоднократно обращался. Структура этих произведений похожа: ребенка, которого бросили на произвол судьбы родители, преследуют родственники, желая воспользоваться беззащитностью ребенка, охотятся за наследством. Благодаря странному стечению обстоятельств герой вырывается из сетей плохих людей, получает наследство, а вместе с ним и признание в обществе.

Читайте также:
Довлатов: сочинение

Диккенс изображает Оливера идеальным, его характер не меняется на протяжении романа: он не подпадает под влияние обстоятельств, даже находясь среди мошенников.

Данный роман вполне можно рассматривать как биографический. Изображая развитие героя, автор изображает пути, которыми шел сам. Здесь граница между злом и добром не такая четкая: героев тяжело разделить на сугубо положительных и сугубо отрицательных, для автора важно, в первую очередь, как духовно обогащается герой. Во многих своих романах Диккенс использует такой прием: смерть персонажей, что помогает решить немало конфликтов.

Детскость, детство, по Диккенсу, – категория универсальная, присущая человеку независимо от возраста. Здесь применимо высказывание С. Маршака – о том, что память о детстве и есть духовная жизнь: «Если вы не научились в любой суете, при любом темпе жить духовной жизнью: помнить детство, понимать простые слова и видеть главное, – это небытие».

Диккенс бросает своих маленьких героев в пучину ужаса, низости и подлости, дабы воззвать читателя к состраданию и желает пробудить в них добрые чувства.

Маленькие персонажи романов Диккенса – это дети непогоды. Никто не шлёт им ангела-хранителя, не помогает, не объясняет правила поведения и устои этого общества, никто не берёт за руку, чтобы вести по жизни. Напротив, это они становятся поводырями и покровителями: Агнес Уикфилд удерживает от запоев отца, Дэвид опекает чету безалаберных Микоберов, Нелли вызволяет из постоянных бед впавшего в маразм дедушку, Эми Доррит с семи лет прачка и швея. Железные рамки, в которые ставит их жизнь, требуют от них ежедневной взрослости: дальновидности, ответственности, терпения. Но это не маленькие старички и старушки. Наверное, только Диккенсу под силу передать само дыхание детства с его бурной искренностью и безоглядной простотой.

Если постараться вглядеться в мир каждого маленького героя романов Диккенса, то можно увидеть, что у каждого из них свой мир, причем эти миры разновеликие. Самоотверженные, горько и глубоко живущие дети-герои. Дети-труженики, чьё детство далеко от инфантильности, начавшие знакомство с жизнью с её изнанки, но ничуть не утратившие способности ликовать и удивляться, они так и остаются маленькими непоседами и выдумщиками. Дети-жертвы, пребывающие в нежном возрасте только биологически; у них нет ни сил, ни возможностей устоять перед жизнью, укорениться в ней.

В противовес детям, Диккенс изображает взрослых. Это гордые, самоуверенные люди. Но писатель больше всего любит изображать взрослых, сохранивших в себе все качества детей [7, с. 364]. Один из самых известных непосредственно-наивных взрослых – мистер Пиквик, чья доверчивость порою граничит с идиотизмом и чью чисто детскую, упрямую, порывистую

доброту принято называть чудачеством. Но Пиквику, как настоящему хорошему ребёнку, жалко всех, даже пройдоху Джингля, столько раз его облапошившего.

Пиквик возглавляет лучезарную вереницу детей, обросших годами и сединами, но больше ни в чём не изменившихся. Одна из главных их черт -неумение разбираться в людях. «Хищный глазомер» житейски опытных людей им неведом – не потому, что они близоруки, а потому, что не считают возможным сортировать, а значит, отбраковывать себе подобных, для них все люди – люди. Это о них сказано: «Чистым всё чисто».

В способности доверять – душевное величие ещё одного чистопородного диккенсовского ребёнка зрелых лет, мистера Джарндиса из «Холодного дома». Человек редкой проницательности, он годами приятельствует с оборотнем Скимполом, который искусно паразитирует на великодушии хозяина Холодного дома. Джарндису не дано нравственно пригнуться, настолько, чтобы попасть в нору, где обитает холодная и хитроумная суть Скимпола [6, с. 58].

Подводя итоги можно сказать, что незлобивость, чистосердечие, способность верить и жалеть – самые существенные черты детства, каким оно видится Диккенсу. Но они и есть слагаемые совершенной, евангельской личности. Диккенс не просто великий писатель («Просейте мировую литературу – останется Диккенс» Л. Толстой) – он великий христианский писатель.

1. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. – М.: Астрель, 2011. – 224 с.

2. Диккенс Ч. Рождественские повести. – М.: Эксмо, 2010.

3. Диккенс Ч. Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим: роман – М.: Эксмо, 2010. – 928 с.

4. Диккенс Ч. Холодный дом. – М.: Эксмо, 2009.

5. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1981. – № 2. – С. 17, 23.

Читайте также:
Манн П. Т.: сочинение

6. Черкасова Т.М. Типы детского характера в творчестве Ч. Диккенса // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 2. – С. 58-60.

7. Черкасова Т.М. Детство в представлении Ч. Диккенса // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы IV Всероссийской конференции молодых ученых. – М.; Ярославль: Ремдер, 2005. – С. 364-368.

Диккенс Чарльз

Чарльз Джон Хаффем Диккенс (англ. Charles John Huffam Dickens) — английский писатель, романист, очеркист.

Содержание

  • 1 Чарльз Диккенс / Биография
  • 2 Чарльз Диккенс / Книги
  • 3 Чарльз Диккенс / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
  • 4 Диафильмы
  • 5 О жизни и творчестве
  • 6 Экранизации
  • 7 Музеи, памятники

Чарльз Диккенс / Биография

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Лэндпорте (пригород Портсмурта). Это был второй ребёнок из восьми детей Джона Диккенса (1785–1851) и Элизабет Диккенс (урождённой Барроу) (1789–1863). Отец служил чиновником на военно-морской базе Королевского флота. Семья часто переезжала из города в город. В январе 1815 года Джон Диккенс был переведен в Лондон, а в апреле 1817 года семья переехала в Чатем. Здесь Чарльз учился в школе баптистского пастора Уильяма Жиля. В 1824 году Диккенс-старший попал в долговую тюрьму. Чтобы обеспечить свое существование, Чарльз начал работать на фабрике по производству ваксы Уоррена.

В мае 1827 года Чарльз Диккенс поступил на службу в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор» младшим клерком и проработал в ней до ноября 1828 года. В то же время изучал стенографию по системе Т. Гранье. В том же году он стал независимым репортером суда Докторс-Коммонз. Затем работал свободным репортером вместе с Томасом Чарлтоном, своим родственником.

В 1830 году репортер Диккенс был приглашен в «Утреннюю хронику» («Morning Chronicle»). В том же году он встретил свою первую любовь — Марию Биднелл, которая впоследствии стала прототипом Доры в романе «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим». В начале 1832 года Диккенс стал репортером «Парламентского зеркала» («The Mirror of Parliament») и «Солнца истины» («The True Sun»).

С 1833 по 1836 годы в периодике выходила серия бытовых «Очерков Боза», а в 1836 год свет увидел юмористическо-сатирический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба». Создание этих и последующих произведений пришлось на время реформ в пользу крупной буржуазии и развертывания рабочего движения, известного как чартизм. Диккенс не разделял идеи чартизма, но в это время он еще верил в возможность установления социальной справедливости.

2 апреля 1836 года Чарльз Диккенс женился на Кэтрин Томсон Хогарт (1815–1879); в браке родилось семь сыновей и три дочери. Семейная жизнь оказалась полна хлопот и переживаний из-за частых размолвок супругов.

В конце 1830-х годов Чарльз Диккенс переходит к художественно-литературному творчеству, становится реформатором английского романа. Сюжеты о детстве в его произведениях напрямую связаны с проблемой «больших надежд», остававшейся в центре внимания писателя на разных этапах творчества. Второй роман был целиком посвящен социальным проблемам детства, он известен во всем мире по последнему заголовку «Приключения Оливера Твиста». Под заголовком «Оливер Твист, или Прогресс приходского мальчика» роман выходил в серии глав с 1837 по 1838 годы, а в 1838 году был опубликован в виде трехтомника.

Социально-историческая основа повествования о детях лондонского дна связана с масштабным кризисом в Великобритании. Страну наводнили нищие, катастрофически возросла детская смертность, расцвела преступность. Открытые по закону о бедных 1834 года работные дома были жалкими приютами, для проживания в которых могли насильно разлучить семью, где почти не кормили, а обитатели были лишены гражданских прав и полностью зависели от начальства вроде Мистера Бамбла, героя «Приключений Оливера Твиста». Голод, нищета и бесправие, царившие в работных домах, были хорошо известны репортеру Диккенсу, собиравшему материал повсюду — от парламента до тюрьмы.

Тяжелые времена / Чарльз Диккенс; гравюры В. Фаворский

Тяжелые времена / Чарльз Диккенс; гравюры В. Фаворский

Тяжелые времена / Чарльз Диккенс; гравюры В. Фаворский

Тяжелые времена / Чарльз Диккенс; гравюры В. Фаворский

Образу Оливера Твиста составляет пару образ маленькой Нелли, внучки разорившегося антиквара, из романа «Лавка древностей», выходившего в 1840 – 1841 годах в еженедельнике «Часы мастера Хамфри» («Master Humphrey’s Clock»), который редактировал и наполнял своими новеллами, очерками, путевыми заметками Чарльз Диккенс.

В 1842 году Чарльз Диккенс отправился в Америку, надеясь найти в ее социальном устройстве воплощение своих политических идеалов. Его постигло разочарование: писатель был возмущен низким уровнем культурной жизни в Америке и жестокостью рабства. Итогом стали «Американские записки» (1842). Вторую книгу путевых заметок, «Картинки из Италии», писатель опубликовал в мае 1846 года.

В октябре 1843 года Чарльз Диккенс посетил Манчестер, чтобы выступить с речью в поддержку благотворительной образовательной программы для рабочего класса. В Манчестере поселилась сестра писателя Фанни с мужем Генри Бернеттом и двумя сыновьями, Гарри и Чарльзом. Визит к сестре дал Диккенсу полное представление о трудностях, с которыми ежедневно сталкивается его племянник-инвалид Гарри. Именно Гарри Бернетт вдохновил писателя на создание образа Крошки Тима в «Рождественской песни в прозе» (1843). Здесь Диккенс-сатирик создал гротесковый образ эгоиста и скряги Скруджа, перевел реалистическое повествование в фантастику, пересоздав жанр литературной сказки. Произведение положило начало циклу так называемых «Рождественских повестей», куда вошли также «Колокола» (1844), «Битва жизни» (1846), «Одержимый, или Сделка с призраком, Рождественская фантазия» (1848). Особое место в цикле занимает кукольный роман-сказка «Сверчок за очагом. Семейная сказка» (декабрь 1845 года). «Сверчок за очагом» вызвал отрицательную реакцию критиков, не оценивших новизну художественной условности. Уильям Теккерей в своей рецензии отметил: «На наш взгляд, диалог и персонажи «Сверчка за очагом» так же далеки от жизни, как беседа Титира и Мелибея [«Буколики» Вергилия] далека от подлинной речи двух крестьян, переговаривающихся через ограду…» [Теккерей У. М. «Сверчок за очагом, сочинение Чарльза Диккенса»]. К циклу «Рождественских повестей» относится также «Битва жизни» (1846). Это единственный святочный рассказ, в котором изображена лишь реальность, без мотивов волшебства или сверхъестественного. «Рождественские повести» задали канон святочного жанра, основные сюжетные мотивы которого сводятся к «философии Рождества»: в это время сбываются все мечты и страждущие обретают помощь.

Читайте также:
Вознесенский: сочинение

Рождественская ёлка / Чарлз Диккенс; худ. Роберт Ингпен

Рождественская ёлка / Чарлз Диккенс; худ. Роберт Ингпен

Рождественская ёлка / Чарлз Диккенс; худ. Роберт Ингпен

Рождественская ёлка / Чарлз Диккенс; худ. Роберт Ингпен

Рождественская ёлка / Чарлз Диккенс; худ. Роберт Ингпен

Для собственных детей Диккенс создал рукописную книгу «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (между 1846 и 1849 годами, первая публикация состоялась в 1934 году).

В 1847 и 1848 годах романист принимал участие как режиссер и актер в благотворительных любительских спектаклях «Всяк в своем нраве» Б. Джонсона и «Виндзорские насмешницы» У. Шекспира.

Годы с 1848 по 1859 характеризуются углублением социального пессимизма писателя; он занимается разработкой художественного психологизма в изображении детей, критикует буржуазное воспитание, в частности, запрет на чтение сказок, стихов и романов. В это время вышли в свет крупные реалистические произведения: «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» (1849–1950), «Тяжелые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1857). «Повесть о двух городах» (1859) на сюжет из эпохи Французской революции вошла в читательский канон в англоязычных странах.

Первый из названных романов выходил ежемесячными выпусками с мая 1849 по ноябрь 1850 г. под названием «Жизнь, приключения, испытания и наблюдения Дэвида Копперфилда-младшего из Грачевника в Бландерстоне, описанные им самим (и никогда, ни в каком случае не предназначавшиеся для печати)». Автобиографическое начало романа связано с воспоминаниями детства и юности. Это произведение стало эталоном английского реалистического романа воспитания.

В 1850 году Диккенс начал издавать еженедельник ценою в два пенса — «Домашнее чтение» («Household Words»). В нем были опубликованы без подписей стихи и рассказы, статьи о социальных, политических и экономических реформах. В числе авторов были Элизабет Гаскелл, Гарриет Мартино, Джорж Мередит, Уилки Коллинз, Чарльз Левер, Чарльз Рид и Эдуард Булвер-Литтон. «Домашнее чтение» сразу же обрело популярность, его продажи достигали сорока тысяч экземпляров в неделю. 27 декабря 1853 года в Бирмингеме, в городской ратуше, Чарльз Диккенс впервые публично выступил с чтением «Рождественской песни». 29 декабря, там же, автор представил рассказ «Сверчок за очагом». 31 декабря он прочитал «Рождественскую песнь» аудитории бирмингемских рабочих, после которой его чествовали как национального писателя.

В 1854 году было опубликовано полное издание «Истории Англии для юных». Эту книгу писатель адресовал своим детям с надеждой на то, что «в недалеком будущем она поможет им читать более толстые и более ценные книги на ту же тему». Лето 1857 года Диккенс провел в Гэдсхилле. Участие писателя в благотворительных представлениях мелодрамы «Замёрзшей пучины» У. Коллинза привело к кризису в семье — Диккенс полюбил молодую актрису Эллен Тернан, но страстная любовь завершилась разрывом.

    Приключения Оливера Твиста / Чарльз Диккенс

Приключения Оливера Твиста / Чарльз Диккенс; худ. Ольга Ионайтис

Приключения Оливера Твиста / Чарльз Диккенс; худ. Ольга Ионайтис

Приключения Оливера Твиста / Чарльз Диккенс; худ. Ольга Ионайтис

Приключения Оливера Твиста / Чарльз Диккенс; худ. Ольга Ионайтис

Приключения Оливера Твиста / Чарльз Диккенс; худ. Ольга Ионайтис

Прекратив выпускать «Домашнее чтение», он весьма успешно начал издавать новый еженедельник «Круглый год» («All the Year Round»), в котором печатал свою «Повесть о двух городах» (1859) и роман «Большие надежды» (1861). Последний творческий период, охвативший 1861–1870 годы, ознаменовался созданием и выходом двух важнейших для мировой литературы романов: «Большие надежды» и «Наш общий друг» (1865). В этих романах мягкий юмор сменяется едкой иронией. Тема «больших надежд» позднего Диккенса перекликается с темой «утраченных иллюзий» О. де Бальзака. Роман «Большие надежды» был впервые опубликован в 1861 году. В нём автор поднял вопрос разобщённости между высшим светом и рабочим людом. Это произведение отражает жизнь самого Диккенса: прототип старшей сестры главного героя — мать писателя, любовная линия Эстеллы и Пипа передает отношения Диккенса и его первой возлюбленной Марии Биднелл.

Читайте также:
Кристи: сочинение

Чарльз Диккенс славился своей щедростью и благотворительностью. В те времена не было государственного образования, и писатель помогал открывать школы для бедных. Он разъезжал по Англии и читал лекции, чтобы собрать деньги и помочь детям из рабочих семей получить образование.

Чарльз Диккенс погребен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства в Лондоне. 14 июня, в день похорон Диккенса, в стране был объявлен национальный траур.

Творчество Диккенса открыло новый этап в развитии английского реализма. Глубокое проникновение в сущность жизни, осознание разрыва между действительным и желаемым миром, достоверное изображение социальных проблем Англии XIX века помогли Диккенсу изобразить мир в его противоречивости и понять невозможность разрешения этих противоречий.

Именем Ч. Диккенса назван кратер на Меркурии. К 150-летию английского писателя в СССР была выпущена почтовая марка. На английской банкноте в 10 фунтов выпуска 1993–2000 годов был напечатан портрет Диккенса. К 200-летию со дня рождения Чарльза Диккенса Королевский монетный двор Великобритании выпустил памятную монету номиналом два фунта стерлингов с портретом Диккенса, сложенным из строчек с названиями его произведений – от «Оливера Твиста» до «Больших надежд».

Чарльз Диккенс; Charles Dickens — Топик по английскому языку

Тема по английскому языку: Чарльз Диккенс

Топик по английскому языку: Чарльз Диккенс (Charles Dickens). Данный текст может быть использован в качестве презентации, проекта, рассказа, эссе, сочинения или сообщения на тему.

Английский романист

Чарльз Джон Хафман Диккенс был самым популярным английским романистом викторианской эпохи.

Работы Диккенса

Работы Диккенса характеризуются нападением на социальное зло, несправедливость и лицемерие. В молодости он также испытывал угнетение, когда ему пришлось покинуть школу в подростковом возрасте и идти работать на фабрику. Хорошие, плохие и комичные персонажи Диккенса очаровали поколения читателей.

Ранние годы

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Портсмауте, Англия. Его жизнь была полна тягот. Он познал страдание в молодые годы и стал богатым и знаменитым в конце. Когда Диккенсу было 10, его семья переехала в Лондон. Вскоре отца Диккенса посадили в тюрьму, и Чарльз вынужден был работать. Позже, когда отца освободили, он сумел собрать денег и отправил Чарльза в частную школу. После школы Диккенс стал клерком в офисе юриста, а в свое свободное время изучал стенографию.

Становление писателем

Когда Чарльзу было 25, он написал скетч и подписал его Боз. Он был принят в журнал, который затем напечатал еще девять скетчей. Читатели были очарованы их юмором. Так родились знаменитые Записки Пиквикского клуба. С того момента Чарльз полностью посвятил себя литературе.

Другие работы

Он написал Оливера Твиста и Николаса Никльби. Затем его слава росла с публикацией Домби и сына, Крошки Доррит, Тяжелых времен, Лавки древностей и Дэвида Копперфильда, который считается наиболее автобиографичным его романом.

Популярность в Европе

Диккенс был популярен не только в Англии, но и в Европе. Длинный список его романов поместил его в один ряд с самыми лучшими английскими писателями.

Последние годы

Несмотря на блестящий юмор его книг, сам Диккенс не преуспел в том, чтобы стать полностью счастливым. Великий писатель был изможден семейными проблемами, беспокойством о детях и переутомлением. Он умер в 1870 в возрасте 58 лет.

Скачать Топик по английскому языку: Чарльз Диккенс

Charles Dickens

English novelist

Charles John Huffman Dickens was the most popular English novelist of the Victorian era. He was considered as the spokesman for the poor.

Dickens’s works

Dickens’s works are characterized by attacks on social evils, injustice, and hypocrisy. He had also experienced in his youth oppression, when he was forced to end school in early teens and work in a factory. Dickens’s good, bad, and comic characters have fascinated generations of readers.

Early years

Charles Dickens was born on 7 February, 1812 in Portsmouth, England. He had a life full of hardships. He knew misery in his younger years and became rich and famous in the end. When Dickens was 10 his family moved to London. Soon Dickens’s father was put in prison and Charles had to go to work. Later, when he was released, he managed to get some money and sent Charles to a private school. After his school days Dickens became a clerk in a lawyer’s office, and in his spare time studied shorthand.

Читайте также:
Мурашова: сочинение

Becoming a writer

When Charles was 25 he wrote a sketch and signed it Boz. It was accepted by a magazine which printed another nine sketches. Readers were charmed with their humour. Thus was born his famous Posthumous Papers of the Pickwick Club. Since that moment Charles devoted himself entirely to literature.

Other works

He wrote Oliver Twist and Nicholas Nickleby. Then his fame continued to grow with the publication of Dombey and Son, Little Dorrit, Hard Times, The Old Curiosity Shop and David Copperfield, which is considered to be his most autobiographical novel.

Widely read in Europe

Dickens was widely read not only in England but in Europe as well. A long list of his novels placed him forever among the best English writers.

The last years of life

Despite the sparkling humour of his books, Dickens himself never succeeded in being completely happy. The great writer was exhausted by family troubles, worries over his children and overwork. He died in 1870 at the age of 58.

Диккенс Чарльз

Чарльз Джон Хаффем Диккенс (англ. Charles John Huffam Dickens) — английский писатель, романист, очеркист.

Содержание

  • 1 Чарльз Диккенс / Биография
  • 2 Чарльз Диккенс / Книги
  • 3 Чарльз Диккенс / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
  • 4 Диафильмы
  • 5 О жизни и творчестве
  • 6 Экранизации
  • 7 Музеи, памятники

Чарльз Диккенс / Биография

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Лэндпорте (пригород Портсмурта). Это был второй ребёнок из восьми детей Джона Диккенса (1785–1851) и Элизабет Диккенс (урождённой Барроу) (1789–1863). Отец служил чиновником на военно-морской базе Королевского флота. Семья часто переезжала из города в город. В январе 1815 года Джон Диккенс был переведен в Лондон, а в апреле 1817 года семья переехала в Чатем. Здесь Чарльз учился в школе баптистского пастора Уильяма Жиля. В 1824 году Диккенс-старший попал в долговую тюрьму. Чтобы обеспечить свое существование, Чарльз начал работать на фабрике по производству ваксы Уоррена.

В мае 1827 года Чарльз Диккенс поступил на службу в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор» младшим клерком и проработал в ней до ноября 1828 года. В то же время изучал стенографию по системе Т. Гранье. В том же году он стал независимым репортером суда Докторс-Коммонз. Затем работал свободным репортером вместе с Томасом Чарлтоном, своим родственником.

В 1830 году репортер Диккенс был приглашен в «Утреннюю хронику» («Morning Chronicle»). В том же году он встретил свою первую любовь — Марию Биднелл, которая впоследствии стала прототипом Доры в романе «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим». В начале 1832 года Диккенс стал репортером «Парламентского зеркала» («The Mirror of Parliament») и «Солнца истины» («The True Sun»).

С 1833 по 1836 годы в периодике выходила серия бытовых «Очерков Боза», а в 1836 год свет увидел юмористическо-сатирический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба». Создание этих и последующих произведений пришлось на время реформ в пользу крупной буржуазии и развертывания рабочего движения, известного как чартизм. Диккенс не разделял идеи чартизма, но в это время он еще верил в возможность установления социальной справедливости.

2 апреля 1836 года Чарльз Диккенс женился на Кэтрин Томсон Хогарт (1815–1879); в браке родилось семь сыновей и три дочери. Семейная жизнь оказалась полна хлопот и переживаний из-за частых размолвок супругов.

В конце 1830-х годов Чарльз Диккенс переходит к художественно-литературному творчеству, становится реформатором английского романа. Сюжеты о детстве в его произведениях напрямую связаны с проблемой «больших надежд», остававшейся в центре внимания писателя на разных этапах творчества. Второй роман был целиком посвящен социальным проблемам детства, он известен во всем мире по последнему заголовку «Приключения Оливера Твиста». Под заголовком «Оливер Твист, или Прогресс приходского мальчика» роман выходил в серии глав с 1837 по 1838 годы, а в 1838 году был опубликован в виде трехтомника.

Социально-историческая основа повествования о детях лондонского дна связана с масштабным кризисом в Великобритании. Страну наводнили нищие, катастрофически возросла детская смертность, расцвела преступность. Открытые по закону о бедных 1834 года работные дома были жалкими приютами, для проживания в которых могли насильно разлучить семью, где почти не кормили, а обитатели были лишены гражданских прав и полностью зависели от начальства вроде Мистера Бамбла, героя «Приключений Оливера Твиста». Голод, нищета и бесправие, царившие в работных домах, были хорошо известны репортеру Диккенсу, собиравшему материал повсюду — от парламента до тюрьмы.

Читайте также:
Алексиевич: сочинение

Тяжелые времена / Чарльз Диккенс; гравюры В. Фаворский

Тяжелые времена / Чарльз Диккенс; гравюры В. Фаворский

Тяжелые времена / Чарльз Диккенс; гравюры В. Фаворский

Тяжелые времена / Чарльз Диккенс; гравюры В. Фаворский

Образу Оливера Твиста составляет пару образ маленькой Нелли, внучки разорившегося антиквара, из романа «Лавка древностей», выходившего в 1840 – 1841 годах в еженедельнике «Часы мастера Хамфри» («Master Humphrey’s Clock»), который редактировал и наполнял своими новеллами, очерками, путевыми заметками Чарльз Диккенс.

В 1842 году Чарльз Диккенс отправился в Америку, надеясь найти в ее социальном устройстве воплощение своих политических идеалов. Его постигло разочарование: писатель был возмущен низким уровнем культурной жизни в Америке и жестокостью рабства. Итогом стали «Американские записки» (1842). Вторую книгу путевых заметок, «Картинки из Италии», писатель опубликовал в мае 1846 года.

В октябре 1843 года Чарльз Диккенс посетил Манчестер, чтобы выступить с речью в поддержку благотворительной образовательной программы для рабочего класса. В Манчестере поселилась сестра писателя Фанни с мужем Генри Бернеттом и двумя сыновьями, Гарри и Чарльзом. Визит к сестре дал Диккенсу полное представление о трудностях, с которыми ежедневно сталкивается его племянник-инвалид Гарри. Именно Гарри Бернетт вдохновил писателя на создание образа Крошки Тима в «Рождественской песни в прозе» (1843). Здесь Диккенс-сатирик создал гротесковый образ эгоиста и скряги Скруджа, перевел реалистическое повествование в фантастику, пересоздав жанр литературной сказки. Произведение положило начало циклу так называемых «Рождественских повестей», куда вошли также «Колокола» (1844), «Битва жизни» (1846), «Одержимый, или Сделка с призраком, Рождественская фантазия» (1848). Особое место в цикле занимает кукольный роман-сказка «Сверчок за очагом. Семейная сказка» (декабрь 1845 года). «Сверчок за очагом» вызвал отрицательную реакцию критиков, не оценивших новизну художественной условности. Уильям Теккерей в своей рецензии отметил: «На наш взгляд, диалог и персонажи «Сверчка за очагом» так же далеки от жизни, как беседа Титира и Мелибея [«Буколики» Вергилия] далека от подлинной речи двух крестьян, переговаривающихся через ограду…» [Теккерей У. М. «Сверчок за очагом, сочинение Чарльза Диккенса»]. К циклу «Рождественских повестей» относится также «Битва жизни» (1846). Это единственный святочный рассказ, в котором изображена лишь реальность, без мотивов волшебства или сверхъестественного. «Рождественские повести» задали канон святочного жанра, основные сюжетные мотивы которого сводятся к «философии Рождества»: в это время сбываются все мечты и страждущие обретают помощь.

Рождественская ёлка / Чарлз Диккенс; худ. Роберт Ингпен

Рождественская ёлка / Чарлз Диккенс; худ. Роберт Ингпен

Рождественская ёлка / Чарлз Диккенс; худ. Роберт Ингпен

Рождественская ёлка / Чарлз Диккенс; худ. Роберт Ингпен

Рождественская ёлка / Чарлз Диккенс; худ. Роберт Ингпен

Для собственных детей Диккенс создал рукописную книгу «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (между 1846 и 1849 годами, первая публикация состоялась в 1934 году).

В 1847 и 1848 годах романист принимал участие как режиссер и актер в благотворительных любительских спектаклях «Всяк в своем нраве» Б. Джонсона и «Виндзорские насмешницы» У. Шекспира.

Годы с 1848 по 1859 характеризуются углублением социального пессимизма писателя; он занимается разработкой художественного психологизма в изображении детей, критикует буржуазное воспитание, в частности, запрет на чтение сказок, стихов и романов. В это время вышли в свет крупные реалистические произведения: «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» (1849–1950), «Тяжелые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1857). «Повесть о двух городах» (1859) на сюжет из эпохи Французской революции вошла в читательский канон в англоязычных странах.

Первый из названных романов выходил ежемесячными выпусками с мая 1849 по ноябрь 1850 г. под названием «Жизнь, приключения, испытания и наблюдения Дэвида Копперфилда-младшего из Грачевника в Бландерстоне, описанные им самим (и никогда, ни в каком случае не предназначавшиеся для печати)». Автобиографическое начало романа связано с воспоминаниями детства и юности. Это произведение стало эталоном английского реалистического романа воспитания.

В 1850 году Диккенс начал издавать еженедельник ценою в два пенса — «Домашнее чтение» («Household Words»). В нем были опубликованы без подписей стихи и рассказы, статьи о социальных, политических и экономических реформах. В числе авторов были Элизабет Гаскелл, Гарриет Мартино, Джорж Мередит, Уилки Коллинз, Чарльз Левер, Чарльз Рид и Эдуард Булвер-Литтон. «Домашнее чтение» сразу же обрело популярность, его продажи достигали сорока тысяч экземпляров в неделю. 27 декабря 1853 года в Бирмингеме, в городской ратуше, Чарльз Диккенс впервые публично выступил с чтением «Рождественской песни». 29 декабря, там же, автор представил рассказ «Сверчок за очагом». 31 декабря он прочитал «Рождественскую песнь» аудитории бирмингемских рабочих, после которой его чествовали как национального писателя.

В 1854 году было опубликовано полное издание «Истории Англии для юных». Эту книгу писатель адресовал своим детям с надеждой на то, что «в недалеком будущем она поможет им читать более толстые и более ценные книги на ту же тему». Лето 1857 года Диккенс провел в Гэдсхилле. Участие писателя в благотворительных представлениях мелодрамы «Замёрзшей пучины» У. Коллинза привело к кризису в семье — Диккенс полюбил молодую актрису Эллен Тернан, но страстная любовь завершилась разрывом.

Читайте также:
Замятин: сочинение

    Приключения Оливера Твиста / Чарльз Диккенс

Приключения Оливера Твиста / Чарльз Диккенс; худ. Ольга Ионайтис

Приключения Оливера Твиста / Чарльз Диккенс; худ. Ольга Ионайтис

Приключения Оливера Твиста / Чарльз Диккенс; худ. Ольга Ионайтис

Приключения Оливера Твиста / Чарльз Диккенс; худ. Ольга Ионайтис

Приключения Оливера Твиста / Чарльз Диккенс; худ. Ольга Ионайтис

Прекратив выпускать «Домашнее чтение», он весьма успешно начал издавать новый еженедельник «Круглый год» («All the Year Round»), в котором печатал свою «Повесть о двух городах» (1859) и роман «Большие надежды» (1861). Последний творческий период, охвативший 1861–1870 годы, ознаменовался созданием и выходом двух важнейших для мировой литературы романов: «Большие надежды» и «Наш общий друг» (1865). В этих романах мягкий юмор сменяется едкой иронией. Тема «больших надежд» позднего Диккенса перекликается с темой «утраченных иллюзий» О. де Бальзака. Роман «Большие надежды» был впервые опубликован в 1861 году. В нём автор поднял вопрос разобщённости между высшим светом и рабочим людом. Это произведение отражает жизнь самого Диккенса: прототип старшей сестры главного героя — мать писателя, любовная линия Эстеллы и Пипа передает отношения Диккенса и его первой возлюбленной Марии Биднелл.

Чарльз Диккенс славился своей щедростью и благотворительностью. В те времена не было государственного образования, и писатель помогал открывать школы для бедных. Он разъезжал по Англии и читал лекции, чтобы собрать деньги и помочь детям из рабочих семей получить образование.

Чарльз Диккенс погребен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства в Лондоне. 14 июня, в день похорон Диккенса, в стране был объявлен национальный траур.

Творчество Диккенса открыло новый этап в развитии английского реализма. Глубокое проникновение в сущность жизни, осознание разрыва между действительным и желаемым миром, достоверное изображение социальных проблем Англии XIX века помогли Диккенсу изобразить мир в его противоречивости и понять невозможность разрешения этих противоречий.

Именем Ч. Диккенса назван кратер на Меркурии. К 150-летию английского писателя в СССР была выпущена почтовая марка. На английской банкноте в 10 фунтов выпуска 1993–2000 годов был напечатан портрет Диккенса. К 200-летию со дня рождения Чарльза Диккенса Королевский монетный двор Великобритании выпустил памятную монету номиналом два фунта стерлингов с портретом Диккенса, сложенным из строчек с названиями его произведений – от «Оливера Твиста» до «Больших надежд».

Чарльз Диккенс; Charles Dickens — Топик по английскому языку

Тема по английскому языку: Чарльз Диккенс

Топик по английскому языку: Чарльз Диккенс (Charles Dickens). Данный текст может быть использован в качестве презентации, проекта, рассказа, эссе, сочинения или сообщения на тему.

Английский романист

Чарльз Джон Хафман Диккенс был самым популярным английским романистом викторианской эпохи.

Работы Диккенса

Работы Диккенса характеризуются нападением на социальное зло, несправедливость и лицемерие. В молодости он также испытывал угнетение, когда ему пришлось покинуть школу в подростковом возрасте и идти работать на фабрику. Хорошие, плохие и комичные персонажи Диккенса очаровали поколения читателей.

Ранние годы

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Портсмауте, Англия. Его жизнь была полна тягот. Он познал страдание в молодые годы и стал богатым и знаменитым в конце. Когда Диккенсу было 10, его семья переехала в Лондон. Вскоре отца Диккенса посадили в тюрьму, и Чарльз вынужден был работать. Позже, когда отца освободили, он сумел собрать денег и отправил Чарльза в частную школу. После школы Диккенс стал клерком в офисе юриста, а в свое свободное время изучал стенографию.

Становление писателем

Когда Чарльзу было 25, он написал скетч и подписал его Боз. Он был принят в журнал, который затем напечатал еще девять скетчей. Читатели были очарованы их юмором. Так родились знаменитые Записки Пиквикского клуба. С того момента Чарльз полностью посвятил себя литературе.

Другие работы

Он написал Оливера Твиста и Николаса Никльби. Затем его слава росла с публикацией Домби и сына, Крошки Доррит, Тяжелых времен, Лавки древностей и Дэвида Копперфильда, который считается наиболее автобиографичным его романом.

Популярность в Европе

Диккенс был популярен не только в Англии, но и в Европе. Длинный список его романов поместил его в один ряд с самыми лучшими английскими писателями.

Последние годы

Несмотря на блестящий юмор его книг, сам Диккенс не преуспел в том, чтобы стать полностью счастливым. Великий писатель был изможден семейными проблемами, беспокойством о детях и переутомлением. Он умер в 1870 в возрасте 58 лет.

Читайте также:
Гумилев: сочинение

Скачать Топик по английскому языку: Чарльз Диккенс

Charles Dickens

English novelist

Charles John Huffman Dickens was the most popular English novelist of the Victorian era. He was considered as the spokesman for the poor.

Dickens’s works

Dickens’s works are characterized by attacks on social evils, injustice, and hypocrisy. He had also experienced in his youth oppression, when he was forced to end school in early teens and work in a factory. Dickens’s good, bad, and comic characters have fascinated generations of readers.

Early years

Charles Dickens was born on 7 February, 1812 in Portsmouth, England. He had a life full of hardships. He knew misery in his younger years and became rich and famous in the end. When Dickens was 10 his family moved to London. Soon Dickens’s father was put in prison and Charles had to go to work. Later, when he was released, he managed to get some money and sent Charles to a private school. After his school days Dickens became a clerk in a lawyer’s office, and in his spare time studied shorthand.

Becoming a writer

When Charles was 25 he wrote a sketch and signed it Boz. It was accepted by a magazine which printed another nine sketches. Readers were charmed with their humour. Thus was born his famous Posthumous Papers of the Pickwick Club. Since that moment Charles devoted himself entirely to literature.

Other works

He wrote Oliver Twist and Nicholas Nickleby. Then his fame continued to grow with the publication of Dombey and Son, Little Dorrit, Hard Times, The Old Curiosity Shop and David Copperfield, which is considered to be his most autobiographical novel.

Widely read in Europe

Dickens was widely read not only in England but in Europe as well. A long list of his novels placed him forever among the best English writers.

The last years of life

Despite the sparkling humour of his books, Dickens himself never succeeded in being completely happy. The great writer was exhausted by family troubles, worries over his children and overwork. He died in 1870 at the age of 58.

Сочинение: Поэзия Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Подготовительные вопросы к сочинению:

Каковы основные темы лирики Тютчева и Фета?

Почему оба поэта отказывались затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы?

Как отразилась жизненная трагедия обоих поэтов в их любовной лирике?

Каковы основные отличия поэзии Тютчева от лирики Фета?

Какую роль сыграла поэзия “чистых лириков” в истории русской литературы?

Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой.

Расцвет творчества Тютчева и Фета приходится на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно отвергалось “чистое искусство” во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.

Всю свою жизнь Фет отстаивал “чистую красоту”, которой служит свободное искусство, он был уверен, что никакие социальные преобразования не могут принести в мир свободу и гармонию, ибо они могут существовать только в искусстве. Политическое мировоззрение Тютчева во многом совпадает с фетовским. Поэт видел в революции только стихию разрушения, спасение от кризиса, охватившего Россию, следовало, по мысли Тютчева, искать в единении славян под эгидой русского “всеславянского” царя. Такая “христианская империя”, по его убеждению, сможет противостоять революционному и “антихристианскому” Западу. Однако реальные исторические события не отвечали идеалистическим устремлениям поэта. Россия проиграла Крымскую войну, а реформа 1861 года вскрыла острые социальные конфликты. “Судьба России, – писал Тютчев, – уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход”.

Многие современники Тютчева и Фета, придерживаясь других политических взглядов, отдавали должное таланту поэтов-лириков. Тургенев писал: “О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”. Даже осуждая Фета за его гражданскую пассивность, равнодушие к общественным нуждам, Чернышевский называл его “даровитейшим из нынешних наших лирических поэтов”. Даже Некрасов, декларативно и прямолинейно утверждающий гражданственность лирики, говорит, что “человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет”.

Читайте также:
Шекспир: сочинение

Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана мощным драматическим, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами их личной жизни. Каждый из них пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану.

“Денисьевский цикл” Ф. И. Тютчева посвящен любви, пережитой поэтом “на склоне лет” к Елене Александровне Денисьевой. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были “беззаконные”, постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от “суда людского”. Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы не имеют себе равных в русской литературе:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, любви вечерней!

Огромная сила воздействия на читателя этих строк коренится в их искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в представлении Тютчева – это тайна, высший дар судьбы.

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И. поединок роковой.

Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь; более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения. “Денисьевский цикл” Тютчева стал нерукотворным памятником его юной возлюбленной, ровеснице его дочери. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихи существуют отдельно от трагической истории любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.

Любовная лирика А. А. Фета также неотделима от его судьбы, его личной драмы, которая объясняет то, что во всех его стихах, то усиливаясь, то слабея, звучит “отчаянная, рыдающая нота”. Будучи унтер-офицером Кирасирского полка, Фет познакомился с Марией Лазич, дочерью бедного херсонского помещика. Они полюбили друг друга, но будущий поэт не решился жениться на девушке, так как не имел достаточных средств. Он писал об этом в марте 1849 года близкому другу, А. Борисову: “Это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною – как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкой действительностью. Но у нее ничего, и у меня ничего. ” Кроме того, женитьба заставила бы Фета поставить крест на всех его планах. В 1851 году Мария погибла: сгорела от неосторожно брошенной спички. Предполагали даже, что это было самоубийство. Во всяком случае, А. Фет до конца своих дней не мог забыть Марию, испытывая горькое чувство вины и раскаяния. Ей посвящены многие стихотворения поэта: “Старые письма”, “Недвижные очи, безумные очи”, “Солнца луч промеж лип. “, “Долго снились мне вопли рыданий твоих” и многие другие. Острый накал чувства, мучительная энергия переживания как бы преодолевает смерть. Поэт говорит с возлюбленной как с живой, добиваясь у нее ответа, даже завидуя ее безмолвию и небытию:

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твое,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твое небытие!

В этих стихах, наполненных страстью и отчаянием, звучит отказ поэта примириться с вечной разлукой, со смертью любимой. Здесь даже “небытие” ощущается как нечто позитивное, как неразрывная уже связь с ней. Преодолевая трагедию, Фет превращает ее в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения.

Тютчевские “пейзажи в стихах” неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном.

Час тоски невыразимой.

Все во мне, и я во всем.

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песней соловьиной

Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева и Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Этих поэтов можно назвать предтечами символизма. Их поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.

Читайте также:
Кестнер: сочинение

Сочинение на тему Лирика Тютчева и Фета 6, 10 класс

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много.

Посвящая, большей частью, свои произведения природному и духовному мирам, поэты не могли оставаться вовсе в стороне от того, что происходило вокруг. Однако же, они своеобразно высказывали свои мысли, не усугубляя произведения политическими взглядами. Так, Тютчев в стихотворении «Наш век» верно подмечает то, что не плоть ныне подвержена растленью, а дух человека. Говорит поэт в этих строках о том, что люди, обретши свет, продолжают роптать и бунтовать, создавая погибель для себя. А в стихотворении «Два единства» призывает он русский народ сплотиться, дабы избежать участи Запада, где льется кровь.

Основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. Переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. Сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление. Оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.

Как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. Видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. Это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами. Словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.

Философские вопросы, порой, затрагиваются в произведениях, раскрываясь через поведение природы. Так, Тютчев в стихотворении «Весна» , задавая вопрос, что же устоит перед этим проявлением, плавно переходит к рассуждению о том, что все идет своим чередом. В строках он выражает это тем, что весна наступает не смотря ни на что, не зная ни горя, ни зла. Она подвластна лишь своим законам. Она блаженна и равнодушна. Так представляет он общий ход времени.

В стихах Тютчева и Фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. Он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. Природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. Но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно. Она повинуется лишь своим принципам.

6 класс, 10 класс

Лирика Тютчева и Фета

Несколько интересных сочинений

Повесть о Петре и Февронии Муромских, пожалуй, можно назвать повестью о настоящей и светлой любви, которую каждый старается найти в своей жизни.

Александр Сергеевич Пушкин, написал множество произведений, которые известны разному поколению людей, от детей до стариков. Многие в детстве читали его красивые сказки о золотом петушке, о царе «Салтане», о рыбаке и золотой рыбке.

Рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака» о судьбе одной собаки. Именно она является главным героем повествования.

Думаю, что ответ на этот вопрос зависит от обстоятельств. Так во всём… Всё может причинить вред или принести пользу. Зависит от гармоничности, от человека самого. Тут ещё вопрос, что такое великодушие. Ведь забавно, что это не просто качество, а их набор.

Главным антагонистом профессора Преображенского в повести М, А, Булгакова «Собачье сердце» является некто Швондер, управляющий жилтовариществом дома, где проживает учёный.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: