«Бедные люди» — первый роман Ф. М. Достоевского: сочинение

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Читайте также:
Тема маленького человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

“Бедные люди”(1845)

Роман Достоевского и полемика с “натуральной школой”. “Бедные люди” и традиция сентиментализма: нравственная равноправность “маленького человека”; гуманистический комплекс представлений о нравственной общности всех людей по Карамзину. Диалогизм романа.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.01.2014
Размер файла 20,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

Бедные люди (1845)

1. Первый роман Достоевского и “натуральная школа”

2. “Бедные люди” и традиция сентиментализма

3. Диалогизм и дебютное произведение Достоевского

1. Первый роман Достоевского и “натуральная школа”

Читая роман “Бедные люди”, хочется сказать: это и “тот” Достоевский, и не “тот”. Мы узнаем некоторые неповторимые интонации этого писателя, очевидна тематическая связь с миром его зрелого творчества, но полного совпадения нет. Это тоже выдающееся произведение (может быть, только более привычное по художественной манере), но как бы совершенно иная творческая возможность, которая не будет продолжена напрямую в последующих произведениях.

История появления романа такова: В 1843 г., начиная работу над романом, Достоевский, поверив в себя, как в будущего писателя, подал в отставку с военной службы. В 1845 г. он в целом закончил работу над романом. В это время он был уже знаком с литературной средой, в частности с Д. Григоровичем, связанным с натуральной школой. Как расскажет позже в “Дневнике писателя” сам Достоевский (уже во многом переведя историю в формат исторического анекдота), Григорович, восхищённый романом, принёс рукопись Некрасову, который тогда редактировал и издавал сборники натуральной школы. Наутро Некрасов прибежал к Григоровичу и сказал, что он всю ночь читал, не отрываясь, и всю ночь проплакал над романом. Григорович и Некрасов направились к Белинскому и вбежали к нему с возгласом: “Новый Гоголь явился!” На что тот ответил сакраментальной фразой: “У вас Гоголи-то как грибы растут”, – но также очень высоко оценил роман после прочтения.

Для Белинского роман стал долгожданным шедевром, соответст-вующим его программе развития реализма, манифестом новой школы (хотя, по поздним свидетельствам Достоевского, личностную развитость и интеллектуальные способности молодого писателя критик оценивал невысоко; шедевр, по мысли Белинского, получился как бы помимо этого, по наитию, в соответствии с представлениями критика о тайне творчества).

В 1846 г. роман был издан в составе “Петербургского сборника” натуральной школы. Молодой писатель сразу оказывается на пике славы, шумного успеха, чему определяющим образом способствовала поддержка Белинского, – тем болезненнее потом писатель будет переживать изменение отношения публики.

Для Белинского этот роман был важен как своеобразный художе-ственный манифест, первое по-настоящему значительное произведение его школы (значительное и по объёму, и по уровню), при том что в самом произведении заложена внутренняя полемика с натуральной школой. Проследим сложные диалектические отношения первого ро-мана Достоевского с натуральной школой.

Очевидны точки совпадения. Герой выбран в соответствии с идеоло-гией школы: он характерен именно социально – не страстью (скупец, мечтатель и т.д.), не идеей, не тем, что занимает какую-то вечную экзи-стенциальную позицию (отец, сын, странник, строитель, завоеватель, грешник, праведник и т.д.). Он не имеет места в истории. Он определяется тем, какое место занимает в социуме. Причем натуральная школа ин-тересуется максимально непритязательными представителями общества. И один из любимых вариантов здесь, как и в романе Достоевского, титулярный советник, чиновник низшего разряда.

Читайте также:
Страсти и пороки в романе Достоевского Идиот: сочинение

Социальный кругозор, обстоятельства отправления служебной функции, особые предрассудки и обычаи, присущие изображаемой группе, отображаются максимально подробно, по принципам новой социальной антропологии (даже с элементами этнографизма, с подчеркиванием экзотических компонентов этого образа жизни). Далее, он вписан в определённую материальную среду: это углы, трущобы, задворки больших городов (в натуральной школе практически без исключений речь идёт о Петербурге), где люди живут в отгороженном уголке кухни, вынуждены экономить даже на чае и т.д. Эта материальная среда, все нюансы быта, одежды, питания, обустройства жилья описаны в романе последовательно и подробно.

Однако принципиальная мысль Достоевского именно в том, что не всё сводится к социальному измерению человеческой жизни. Последовательно применяя метод натуральной школы, писатель настаивает на его ограниченности. Духовный сюжет романа – превращение Девушкина из чиновника в человека (это подчеркнуто и названием романа). Он перерастает свою чиновничью, социальную ограниченность и становится человеком вообще – под влиянием Вареньки, но также потому, что это в нём есть, как есть в любом из нас. И этот пафос противоречит социальной антропологии школы Белинского.

Герой романа читает Пушкина и Гоголя (дебютному произведению Достоевского присуща некая металитературность) и спорит с гоголевским методом, поддерживая Пушкина. (Заметим попутно нечто, имеющее отношение к принципиальному новаторству Достоевского, его диалогизму: персонаж спорит с авторами по поводу того, как его нужно изображать, герой говорит о правах и полномочиях Другого в деле осмысления и оценки его жизни.)

В контексте литературных споров того времени это тоже имеет от-ношение к внутренней полемике с натуральной школой (для которой именно Гоголь является ориентиром, и особенно важна как раз повесть “Шинель”, негативно воспринятая Девушкиным). У Гоголя он не приемлет сугубо внешнего рассмотрения (и здесь, возможно, полемика не столько с самим автором “Шинели”, сколько с его прочтением в натуральной школе), а Пушкин, по слову героя, смотрит прямо в сердце, в скрытую в нём правду. Гоголь видит то, что отличает от других, делая неполноценным, не равным другим; Пушкин, наоборот, видит общечеловеческое, то, в чём все мы равны, все мы люди (например, указанная Девушкиным отцовская беда Вырина, которая может случиться с каждым). И последнее: у Гоголя нет возможности для изменения, для перерождения героя, а у Достоевского происходит именно перерождение, и оно возможно для каждого.

2. “Бедные люди” и традиция сентиментализма

Социальной антропологии в романе противопоставляется гуманистическая. Гуманистический пафос выражен в словах Девушкина: “Сердцем и мыслями я человек”. Речь идёт о нравственной равноправности “маленького человека”.

В “Бедных людях” гуманизм обладает традиционной, давно знакомой структурой (он смотрит не столько в наше время, сколько в прошлое – как вы понимаете, для нас не так уж актуально открытие того, что не только аристократия и вельможи имеют душу и не только они могут быть героями произведений).

Здесь реализуется сентиментально-просветительская гуманистическая программа. Суть её – в поиске и утверждении того, что у всех нас общее, что всех нас делает людьми, поверх общественных и любых других различий. Главное – в этом общем, в человеческой душе, а не в различиях. И это конкретно применяется к маленьким людям, тем, кого обычно мы не видим, а иногда и притесняем, не считаясь с ними как с людьми. У маленьких людей тоже есть свой внутренний мир, они тоже заслуживают счастья. И еще один характерный поворот темы: в данный момент они несчастливы, страдают.

Георгий Иванов в XX в. скажет: “”Бедные люди” – пример тавтологии,

Кем это сказано? Может быть, мной”.

По мысли поэта (в некотором смысле полемической), страдание не является состоянием данного момента, оно присуще человеку сущностно, содержится уже в самом слове «люди», и говорить о нём в поясняющем эпитете избыточно. Характерен также второй мотив, вводимый Ивановым: слова «бедные люди» как будто принадлежат не конкретному автору, а всей русской культуре. Эпитет “бедный”, заявив о себе в полную силу в “Бедной Лизе” Карамзина, потом появляется в произведениях других писателей (“бедный смотритель”, “бедная Дуня” в “Станционном смотрителе” Пушкина, “бедный Евгений” в “Медном всаднике”). Наконец, у Достоевского этот эпитет снова возвращается в название произведения (можно обратить внимание на созвучие ” Бедные люди” – “Бедная Лиза”).

Формула закрепилась благодаря многозначности слова “бедный” (и материально неимущий, и заслуживающий сочувствия). Важен и заложенный Карамзиным тематический шлейф: тот самый гуманистический комплекс представлений о нравственной общности всех людей (ср.: “и крестьянки любить умеют” в повести Карамзина).

Читайте также:
Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания: сочинение

Именно к сентиментализму восходят практически все компоненты того видения человека, который проявлен в “Бедных людях”. Вот самые важные из них:

1. Главный предмет изображения – душа, внутреннее (до этого предметом изображения было нечто внешнее, общезначимое, скажем, подвиг, деяние, приключение). Внешняя событийность может полностью отсутствовать;

2. Частная, а не историческая, национальная жизнь;

3. Рассмотрение вблизи, в мелочах, как бы в “комнатном масштабе”, как в одной из работ сказал о сентиментализме М.М. Бахтин. В другом масштабе маленький человек неразличим (например, с точки зрения столетий);

4. Интерес к маленькому, трогательному и беззащитному. Отсюда и фамилия героя – Девушкин;

5. Чувствительность, собственно сентиментальность, особый “слёзный” взгляд на человека. У читателя должно возникнуть сочувствие, сострадание к герою;

6. Роман в письмах жёстко ассоциируется в истории литературы именно с сентиментализмом: так строились романы Руссо, Ричардсона (и даже есть особого рода отсылка в “Бедных людях” к одному из таких сентименталистских произведений: прислугу прозвали Тереза и Фальдони – это имена героев когда-то популярного, а сегодня забытого романа в письмах). Письма – документ из частного, интимного мира; здесь важно раскрытие души от первого лица, момент исповедальности;

7. Сентименталистскую генеалогию, как указал В.В. Виноградов, имеет сюжет формирования души героя, который противопоставляется социальной антропологии натуральной школы. Правда, здесь заметнее всего, как сентименталистский инструментарий подчиняется задачам Достоевского. В романах сентименталистов душа формируется у девушки, героини (например, у Руссо “новой” становится именно Юлия-Элоиза) под влиянием более опытного, духовно зрелого героя. У Достоевского это происходит с героем. Не случайно и мотив записок-воспоминаний здесь тоже меняет привязку. У сентименталистов записки о прошлом пишет на основе своего большого жизненного опыта герой, и читает его героиня, тем самым приобщаясь к опыту большой жизни и многое понимая. У Достоевского пишет Варенька, а читает Девушкин.

Достоевский бедные люди диалогизм

3. Диалогизм и дебютное произведение Достоевского

В дебютном романе Достоевского ощутимо присутствие литературной традиции, художественных поисков времени, но здесь делаются и первые шаги в обретении того самобытного слова о тайне человека, которое выводит русского классика из преходящего контекста конкретного момента и делает писателем эпохальным.

Это новое слово Достоевского М.М. Бахтин в своей конгениальной концепции свяжет с категорией “диалог”. Это понятие нужно трактовать максимально широко, с ним связана принципиально новая концепция реальности и положения человека в этом мире. Главная особенность новой модели мира – подчёркивание особой роли Другого. Другой бытийно приоритетен, именно он основная точка отсчета (не Я, как это принято считать в европейской традиции, где именно Я оказывается единственным несомненным измерением реальности, главным источником смысла существования, его ценностной наполненности, человечности бытия).

Другой первичен, только он может дать самое главное для суще-ствования Я: подтверждение того, что Я ценность, моё существование оправданно, я живу не зря. Опираясь только на себя, человек этого выдумать не может, хотя такие попытки также показаны в произведениях Достоевского (история Голядкина в “Двойнике”, Раскольников, который хочет сам себя простить, совершив множество добрых дел, но это невозможно, простить может только Другой).

Обретение себя Девушкиным, произнесение слов “сердцем и мыслями “я человек”” происходит в очень характерном контексте:

“Я знаю, чем я Вам, голубчик вы мой, обязан! Узнав вас, я стал, во- первых, и самого себя лучше знать и вас стал любить; а до вас, ангельчик мой, я был одинок и как будто спал, а не жил на свете. Они, злодеи-то мои, говорили, что даже и фигура моя неприличная, и гнушались мною, ну, и я стал гнушаться собою; говорили, что я туп, я и в самом деле думал, что я туп, а как вы мне явились, то вы всю мою жизнь осветили темную, так что и сердце и душа моя осветились, и я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других; что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек”.

Именно Варенька (т.е. Другой) даёт Девушкину подтверждение человеческой полноценности его жизни (и до тех пор, пока Другие будут, наоборот, утверждать неполноценность, никчемность человека, с этим ему и придётся жить). Нужно найти хотя бы одного такого Другого, который поймёт, полюбит, признает человека как ценность.

Все произведения Достоевского построены вокруг этой диалогической ситуации: Девушкин такого человека обретает, но теряет по воле роковых обстоятельств; Голядкин так и не находит такого Другого и начинает его себе “придумывать”, это и стало причиной раздвоения личности; герой “Записок из подполья” не принимает такой зависимости от Другого, пытается обойтись без него и, когда нечаянно находит ту, что могла бы подтвердить ценность его жизни, оказывается не готов к этому и отталкивает, теряет по собственной вине. Очень сложно и многомерно эта основная ситуация реализуется в Пятикнижии, но только на фоне диалогической модели бытия человека становится понятно, что нужно Раскольникову и Соне друг от друга, что дают людям Мышкин и Алёша Карамазов. Заметим также, что Бог у Достоевского – тоже Другой (а не некое глубинное измерение Я, совести и самосознания, как, например, у Л.Н. Толстого).

Читайте также:
Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М., 2002. Т. 6. Гл. 2, 5.

Бахтин М.М. Проблема сентиментализма // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М , 1996. Т. 5. С. 304-305.

Виноградов В.В. Школа сентиментального натурализма: (Роман Достоевского «Бедные люди» на фоне литературной эволюции 40-х годов) // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М., 1976. С. 141-187.

Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского “Бедные люди”. Л.: Худож. лит., 1986. 205 с.

Жилякова Э.М. Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского (1844-1849). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. 272 с.

Степанян К.А. Сознать и сказать: Реализм в высшем смысле как творческий метод Ф.М. Достоевского. М.: Раритет, 2005. С. 71-86.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Философский характер романов Федора Михайловича Достоевского. Выход в свет романа “Бедные люди”. Создание автором образов “маленьких людей”. Основная идея романа Достоевского. Представление о жизни простого петербургского люда и мелких чиновников.

реферат [21,3 K], добавлен 28.02.2011

Биография Ф.М. Достоевского. Учеба в Главном инженерном училище. Первые литературные опыты. Увольнение из армии. Успех романа “Бедные люди”. Участие в организации тайной типографии, арест, ссылка. История написания романа “Преступление и наказание”.

биография [26,2 K], добавлен 01.03.2010

Происхождение Федора Михайловича Достоевского. Выход его первого произведения “Бедные люди” с детальным описанием быта петербургских низов. Учеба и служба. Творчество 40-х годов. Тип “маленького человека”. Продвижение идеи утопического социализма.

презентация [3,5 M], добавлен 15.04.2014

Свияжск и Мон Сен-Мишель как две легендарные крепости. Создание тюрем в стенах монастырей Мон Сен-Мишеля и Свияжска. Творчество Оноре Бальзака. Первый роман Ф.М. Достоевского “Бедные люди”. Влияние и роль французской культуры в Европе и в России.

реферат [30,5 K], добавлен 25.10.2013

Проведение анализа изменения негативного мнения со временем у русских критиков к романам Ф.М. Достоевского “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, “Идиот”. Изучение графических рисунков, отражающих идеи его творчества.

дипломная работа [928,3 K], добавлен 01.11.2011

Анализ романа Бедные люди Достоевского

Жанровая направленность произведения представляется в виде эпистолярного романа, написанного в виде диалога в направлении сентиментализма, являющегося сочетанием романтизма и реализма.

Основной тематикой романа является изображение проблемы маленького человека, описание нищеты, одиночества, несправедливости, жизненного существования людей, вынужденных из-за обстоятельств ограничивать себя во всем.

Главной мыслью романа является авторское утверждение о необходимости справедливого, сострадательного отношения к бедным людям, являющихся достойными сопереживания и участия.

Композиционная структура произведения выстраивается в виде писем, содержащих историю переписки ключевых персонажей романа, при этом последним письмом является написание Варварой отправления в день собственной свадьбы. Одновременно композиция представляется сюжетной линией что является своеобразием произведения, заключающимся в описании внутреннего мира пишущих героев в образах Варвары и Макара, не затрагивая изображение событий, происходящих вокруг.

Отличительной особенностью романа является использование писателем определенного лексикона, грамотных выражений, особого строения предложений и самостоятельной характеристики героями, описанной в ненавязчивой и естественной форме.

Главными героями романа являются Варенька и Макар Алексеевич, представленные в образах добрых, искренних людей, имеющих открытый душевный многогранный мир.

Макар Девушкин изображается в качестве смирного, кроткого, безвольного, посредственного мужчины, возраст которого приближается к пятидесяти, работающего переписчиком чужих текстов, слабого и зависящего от мнения других людей человека.

Варвара Доброселова описывается в качестве молодой красивой девушки, начитанной и обладающей литературным вкусом, испытавшей в своей недолгой жизни немало горя, но оставшейся при это добродетельной и трудолюбивой.

Особую роль в романе играет второстепенный персонаж, представленный автором в виде Петербурга, места, изображенного объемно в виде большого мрачного города, который приносит несчастья главным героям. Городу противопоставляются воспоминания Вареньки о деревне, которая представляется как яркий, прекрасный рай.

Смысловая нагрузка произведения имеет остросоциальную направленность, заключающуюся в изображении нищеты и бесправности простых людей, а также вседозволенности представителей высшего света. Кроме того, писатель демонстрирует читательской аудитории урок нравственности, раскрывая прекрасную сущность главных героев, несмотря на их невзрачность и жалость.

Анализ 2

“Бедные люди” является дебютным романом Федора Михайловича Достоевского. Это произведение имеет мало общего с книгами, которые принесли известность писателю, но в нем он обращается к темам, которые впоследствии будет развивать во всем своем творчестве.

Главный герой «Бедных людей» Макар Алексеевич Девушкин работает титулярным советником, и по сути занимается переписыванием бумаг за мизерную плату. Он живет в маленькой комнатке, а большую часть своей зарплаты он отдает на содержание своей дальней родственницы – Варвары Алексеевны Доброселовой. Он редко видится с родственницей, для того чтобы избежать слухов, но начинает с Варварой переписку. Именно интимные и полные нежных чувств письма между главными героями составляют текст романа. Тогда романы в письмах уже начали выходить из моды и, но Достоевский выбрал для себя такую форму для того чтобы с большей легкостью раскрыть внутренний мир героев.

Читайте также:
Характеристика образа Амалии Ивановны: сочинение

Макар Девушкин является персонажем, на которого во многом вдохновил автора Николай Гоголь. Он отсылает к главному герою Гоголевской «Шинели». Эту книгу дает почитать Девушкина Варвара и она в отличие от «Станционного смотрителя» Пушкина вызывает у него недовольство. Хотя ничтожность и слабость персонажей Гоголя и Достоевского во многом похожа, но авторы задают совершенно разные причины и решения этой проблемы. Акакий Акакиевич страдает из-за своей бедности и видит решение всех своих бед в новой шинели. Макар Алексеевич не стесняется своей бедности, его больше оскорбляют насмешки людей, и он вечно чувствует себя хуже других. Амбиции заставляют Девушкина все время доказывать другим, что ничем не хуже них. Именно самопожертвование на которое идет герой ради своей родственницы делает его лучшим человеком в ее глазах. Банальный чиновник из-за своей мало, не библейской жертвы превращается в настоящего героя.

Варвара Алексеевна – жертва внешних обстоятельств и все на, что она может рассчитывать это доброта других. Она была дочерью управляющих в княжеском имении, но отец теряет место и вскоре умирает. Ее с матерью принимает у себя дальняя родственница Анна Федоровна. Она плохо относится к вдове и ее дочери. Скоро мать Вареньки болеет и умирает, оставляя ее на опекаемые Анны Федоровны. Несмотря на тяжелую судьбу в душе молодой девушки нет места для злобы. Под влиянием детства в деревне, и знаний которые она приобретает благодаря бывшему студенту Петра Покровского, живущего в том же доме Варвара становиться чистой душой.

Варенька это типичный для Достоевского – образ невинного ангела, жертвы окружающих обстоятельств. Этот персонаж отражал типичное положение женщины в тогдашнем обществе. Анна Федоровна пыталась выдать сироту за своего друга – богатого и подлого помещика Быкова, который бесчестит невинную девушку. Несмотря на побег Доброселовой и попытки Девушкина спасти свою «ясочку» в конце романа она соглашается на брак с Быковым, оставляя своего друга и покровителя. Катарсис в романе наступает с последним письмом Макара Алексеевича, в котором он демонстрирует то, что от напуганного, маленького чиновника не осталось и следа.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Бедные люди

Популярные сегодня темы

На свете так много стран и городов с невероятной природой, старинной архитектурой, самобытными обычаями и традициями. Для того, чтобы посетить все государства на земном шаре может понадобиться пара десятков лет.

Часто ли мы присматриваемся к тому, что нас окружает? Обращаем ли внимание на прелести, что дарит нам природа? Над этими вопросами необходимо поразмышлять.

Весьма любопытным является отсутствие имени в повести у панночки, которая соблазняет Андрия. Точнее, имя, вероятно, у нее все-таки есть, но автор его сознательно не упоминает. При этом панночке посвящено не так мало в тексте.

Повесть Гоголя «Портрет» входит в цикл петербургских повестей. Николай Васильевич заканчивает работу над этим произведением в 1834 году, а впервые публикуется она годом позже. Тема данного произведения проходит лейтмотивом по всему циклу

Василий Шукшин умело описывал характер и поведение простого народа. В рассказе Дядя Ермолай автор вспоминает детство, которое прошло в небольшой деревне. Именно там он сам приучился с детства работать на земле, мирно трудиться.

Анализ романа Ф.М. Достоевского “Бедные люди”

В 1845 году Ф.М.Достоевский закончил работу над романом «Бедные люди». Признание и слава к автору пришли еще до опубликования. С текстом ознакомились Григорович, Некрасов, Белинский. «О «Бедных людях» говорит уже пол-Петербурга», — сообщал в октябре 1845 года Достоевский своему брату Михаилу. «В ноябре и декабре 1845 года все литературные дилетанты ловили и перебрасывали отрадную новость о появлении нового ог­ромного таланта», — свидетельствовал критик Валериан Майков. В январе 1846 года некрасовский «Петербургский сборник» вышел в свет. Открывал эту книгу роман «Бедные люди».

Уже название романа указывало на тот материал, ко­торый положен в его основу, на преобладающий типаж его героев. Это — бедные люди, влачащие жалкое существова­ние, городская «дробь и мелочь», как говаривал в таких случаях Гоголь.

У них невидные должности, мелкие чины, обычно не старше чина девятого класса, то есть титулярного советни­ка (титулярным советником является Макар Алексеевич Девушкин). Они ютятся где-нибудь в отдаленных районах, в дешевых квартирках; вечно недоедают, мерзнут в своей ветхой одежде (у Девушкина и сапоги прохудились, и пуговицы чуть ли не с половины борта все осыпались), страдают от болезней, не вылезают из долгов, забирают жалованье вперед, чтобы кое-как выкрутиться, и нередко попадают в сети жадных ростовщиков. Для такого персо­нажа впоследствии был найден специальный термин — маленький человек. Выражение это, впрочем без четкого терминологического ограничения, употреблялось в 40-е годы XIX века; встречается оно и в «Бедных людях». «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек», — говорит Девушкин. Маленький человек здесь синоним непритязательности, способности примириться и сносить любые невзгоды.

Читайте также:
Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману «Преступление и наказание»): сочинение

Оригинальность Достоевского заметна уже и в самом типе романа, в некоторых поэтических его особенностях. Обычно о «забитых существованиях» рассказывалось в третьем лице — о них повествовал автор, рассказчик, то есть лицо постороннее. В «Бедных людях» герои говорят о себе сами — Варенька и особенно Макар Алексеевич Девушкин. Стороннего рассказчика вообще нет; все мы узнаем от самих героев. Это значит, что слово передоверено маленькому человеку. Он сам поверяет нам свои пережи­вания и думы, настроения и намерения.

Но это еще не все. Роман почти сплошь состоит из писем героев; лишь небольшой его фрагмент, рассказы­вающий о прошлом Вареньки, написан в форме ее воспо­минаний, но и они приложены к очередному ее письму. «Бедные люди» — роман в письмах. Такой жанр не был изобретением Достоевского. Но заслуга автора заключалась в том, что он решительно поставил этот жанр на службу своей теме — теме маленького человека.

Ведь письмо — если это письмо частное и обращено к близкому и дорогому человеку, каким является для Макара Алексеевича Варенька, — документ личный и интимный. В нем говорят то, что не предназначено для чужих ушей, что составляет сокровенную тайну души и сердца. Внешние обстоятельства жизни наших героев способствуют разви­тию переписки (вместе с тем это является и ее мотивиров­кой, то есть оправданием жанра романа в письмах) — живущие совсем рядом, через дорогу, они не могут видеть­ся часто. Макар Алексеевич боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов. Только в письмах может он дать волю своей нежности, заботе, тревогам. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя, при­обретает необычайную силу и выразительность. «Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями», — заметил известный литературовед В.В.Виноградов.

«С тональными вибрациями» — это значит с необы­чайным диапазоном тонких душевных движений. Подоб­ного русская литература еще не знала.

В смысле жизни внешней Девушкин относительно свободен, то есть он может не замечать или преодолеть голод, нужду и т.д. Но во взаимоотношениях с Варенькой все гораздо сложнее.

Уже первое письмо Варвары Алексеевны действует в этом смысле на Девушкина отрезвляюще. Бедный Макар Алексеевич вообразил, что Варенька для него подняла оконную занавеску — знак ему условный подает. А оказа­лось: «про занавеску я и не думала; она, верно, сама зацепилась. » Узнав об этом, Макар Алексеевич расстро­ился, да и в чувствах своих забил отбой, чтобы не подумала, не дай бог, чего-нибудь лишнего. «Отеческая приязнь одушевляла меня, единственно чистая отеческая приязнь, Варвара Алексеевна, ибо я занимаю у вас место отца родного. » (колебания чувств Девушкина — вернее, пози­ции — отражают его обращения в письмах, от доверчивого «Голубчик мой, Варенька!» до холодно-официального «Милостивая государыня, Варвара Алексеевна!»).

Эпизод с занавескою характерен тем, что здесь пре­краснодушные мечтания и иллюзии героя были опрокину­ты и развеяны самой жизнью. И в этом смысле эпизод оказался предвестием заключительных сцен, когда на го­ризонте обозначилась реальная угроза в лице господина Быкова, и Макар Алексеевич понял, что он может потерять Вареньку навсегда.

В жанре романа в письмах у автора нет иной возмож­ности высказать свое мнение, как только с помощью реального развития действия. И Достоевский пользуется этой возможностью, сталкивая представления Макара Алексеевича с действительностью и отмечая их несоответ­ствие.

И все же есть одно место, где автор, выходя за пределы суждений своих персонажей, дает иную, стороннюю точку зрения на все происходящее. Речь идет об эпиграфе, взятом из одного рассказа известного писателя и философа В.Ф.Одоевского. Причем и здесь авторская точка зрения выражена способом «от противного», ибо она противостоит той позиции, которая обозначена в эпиграфе.

Некое незнакомое лицо, судя по всему ворчун и брюз­га, жалуется на писателей: «Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают. Вот уж запретил бы им писать!»

Знакомые интонации — ведь и Макар Девушкин был против того, чтобы до «подноготной» докапываться, высту­пал за успокаивающее, усладительное чтение (однажды он даже Вареньке посоветовал: «Когда конфетку во рту дер­жите — вот тогда прочтите»). В свете эпиграфа некоторые рассуждения Макара Алексеевича приобретают ироничес­кую подсветку.

Но эта же подсветка усиливает звучание трагической темы романа, которая в авторском стремлении раскрыть весь ход жизни без прикрас противостоит и эпиграфу, и наивным верованиям Девушкина.

Словосочетание «бедные люди», вынесенное в загла­вие романа, играет важную роль в понимании смысла этого произведения. Сначала кажется, что подразумевается лишь недостаточность средств существования, бедность матери­альная и физическая. Но вот Девушкин говорит о семей­стве Горшкова: «Бедны-то они, бедны — господи, бог мой! Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто». Бедность здесь в одном ряду с покорностью, ти­шиной, смирением. Но это обманчивое смирение. «Бедные люди капризны, — это уж так от природы устроено. Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушива­ется к каждому слову, — дескать, не про него ли там говорят. И ведомо каждому, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши. »

Читайте также:
В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Перед читателем возникает целая гамма чувств и пере­живаний в духе той сложной психологии, которая отличает характер самого Девушкина. Становится понятным, поче­му Достоевский назвал свой роман не «Бедняки», не «Бед­ные», а именно «Бедные люди», где значимы оба понятия.

Так уже в первом своем произведении писатель при­ступил к решению той задачи, которую впоследствии оп­ределил следующими словами: «При полном реализме от­крыть человека в человеке».

Сочинение Образ Семена Мармеладова (характеристика) в романе Преступление и Наказание

Семен Мармеладов является одним из центральных образов романа, и одним из первостепенных вершителей судьбы главного героя – Родиона Раскольникова.

Семен Захарович Мармеладов выступает прообразом нищего человека, бессильного перед жизненными трудностями. Тщательно выбритый старик за пятьдесят, плотного телосложения и среднего роста. Человек с усталыми покрасневшими глазами и опухшим от пьянства лицом. Именно такое изображение внешности персонажа четко описывает его образ жизни. В прошлом – чиновник с приличным достатком и титулярный советник со значимым социальным статусом. Мужчина с добрым сердцем, который вступает в брак с опечаленной вдовой с тремя детьми и воспитывает свою милую дочь Сонечку. Но всё это происходит до того момента, пока Семена не сокращают с должности и не выкидывают с работы.

Не прошло много времени как он превращается в безработного и деградированного пьяницу, который уже не сможет вылезти из ямы отчаяния и бедности. Ему выдался шанс вернуться к чину и ситуация, вроде как, начала налаживаться, но “праздник”, к сожалению, длился не долго, а всего лишь до первой зарплаты. После чего Семён ворует деньги у своей семьи и уходит в длительный запой. Всё, что ему осталось это жалеть себя и жаловаться на жизнь, что Мармеладов активно практикует. Именно за этим занятием он и знакомиться с Родионом в трактире. Рассказывая историю своего никчёмного существования, бедолага вспоминает все свои грехи: пьянство, воровство, даже его родная дочь отправляется на панель, чтобы помочь отцу и всему семейству, а он продолжает бездействовать. Но «мученику» уже не под силу разобраться со столь великими тяготами несладкой доли. Единственное, что он может это пропивать остатки своего не накопленного состояния. Изливая душу, наш герой сам того не понимая подталкивает Раскольникова проверить свою теорию о человеке на практике.

Несмотря на столь жалкий расклад вещей, были в Мармеладове и хорошие качества, например, любовь к детям: он души не чаял в своей дочери и приемных детях и пытался дать им всё самое лучшее. К тому же, он обожал свою жену и относился к ней с особым уважением.

Но, к сожалению или к счастью, столь горькая жизнь доводит неизлечимого пьяницу до могилы – он попадает под копыта мчавшихся лошадей и погибает на руках юной дочери, оставляя свою семью в одиночестве на произвол судьбы.

2 вариант

Трагичность положения «маленького человека» в «большом хищном мире», мире несправедливости и обмана ярко и показательно изобразил Достоевский в «Преступлении и наказании». Чем же кончаются истории таких обездоленных людей? На этот вопрос можно найти ответ в образе Семена Мармеладова.

Семен Мармеладов яркий представитель тех людей, которые несправедливо потерпели неудачу в жизни и оказались неспособными с ней справиться. Система подавила их дух, отняла все человеческие ценности.

На вид Мармеладову лет 50, он имеет плотную фигуру, на голове виднеется седина и лысина. Опухшее лицо и руки, красные глаза и отеки под ними говорят о том, что этот человек пьющий. Одежда его неопрятна, порвана, он перестал ухаживать за собой. Но некоторые его манеры в поведении и детали в одежде говорят о том, что так было не всегда. Что же привело Семена Захаровича к такому положению?

Ранее Мармеладов занимал определенное положение в обществе. У него была работа, был достаток и уважение окружающих. Оставшись вдовцом с дочерью, он женился на вдове с тремя детьми, что говорит о его доброте. Он просто пожалел эту женщину, которая его вовсе и не любила. Жили они хорошо до тех пор, пока Семен приносил в дом деньги и жену это устраивало. Но, потеряв работу, он остался один на один со своим горем, и супруга не поддержала его.

У Мармеладова не хватило силы воли воспрепятствовать жизненным проблемам, и он начинает пить. Эта пагубная привычка превращает его в безвольного и слабого человека. Семья попадает в нищету, дочка Софья вынуждена идти на панель, чтобы хоть как-то они могли существовать. Пагубная привычка к выпивке все больше затягивает его, и он все больше погружается в безысходность. И даже когда Мармеладов восстановился на работе, то ему не удалось исправить положение. Продержаться он смог лишь до первой зарплаты, а потом снова запил и все пошло кувырком, его уволили с работы.

Читайте также:
Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского: сочинение

Мармеладов понимает, что он изгой общества, что для семьи он становится в тягость, но ничего поделать с этим не может. Он даже ворует деньги у жены и дочери, чтобы утопить свое горе в алкоголе и уверен в том, что только это поможет ему забыться. Понимая, что все его поступки низменны, он уверен в том, что будет прощен Богом на Страшном Суде за все свои мучения.

При встрече с Раскольниковым, Мармеладов красноречиво поведал о своей горькой судьбе. Эта исповедь еще больше уверила Раскольникова в несчастных судьбах бедных людей и подтолкнула к преступлению.

Для Мармеладова жизнь закончилась трагически. Он гибнет под копытами мчавшихся лошадей. Образ Мармеладова – это образ многих обездоленных людей, которых бедность и безысходность доводит до гибели.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Семена Мармеладова (Преступление и Наказание)

Популярные сегодня темы

Большую роль в «Слове о полку Игореве» играет природа. Она оттеняет настроение героев, создает особые чувства, помогает решить жизненные вопросы.

В сказке Андерсена «Снежная королева» одна из отрицательных героинь холодная и жестокая королева

Австралия – самый отдаленный континент, а также шестая по величине страна, входящая в мировую 10-ку. Австралийское содружество состоит из объединенных штатов и острова Тасмания

Действие происходит в неназванном государстве. Помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев – главный герой произведения. Он богат и глуп. У него много земли и крестьян.

Каждый человек не может долго находится вне социума и нуждается в общении и поддержке. Особенно в критических жизненных ситуациях. Одиночество – трудный период в жизни любого, и не все могут

Образ Мармеладова из романа Достоевского

Важное место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Каждый член семейства повлиял на мировоззрение центрального персонажа – Родиона Раскольникова. Семен Захарович Мармеладов – отец семейства. Автор многое рассказывает о жизни данного персонажа.

  1. Краткая характеристика С. Мармеладова
  2. Образ и характеристика Мармеладова
  3. Мармеладов в романе Достоевского

Краткая характеристика С. Мармеладова

Семен Мармеладов является одним из центральных образов романа, и одним из первостепенных вершителей судьбы главного героя – Родиона Раскольникова.

Семен Захарович Мармеладов выступает прообразом нищего человека, бессильного перед жизненными трудностями. Тщательно выбритый старик за пятьдесят, плотного телосложения и среднего роста. Человек с усталыми покрасневшими глазами и опухшим от пьянства лицом. Именно такое изображение внешности персонажа четко описывает его образ жизни.

В прошлом – чиновник с приличным достатком и титулярный советник со значимым социальным статусом. Мужчина с добрым сердцем, который вступает в брак с опечаленной вдовой с тремя детьми и воспитывает свою милую дочь Сонечку. Но всё это происходит до того момента, пока Семена не сокращают с должности и не выкидывают с работы.

Не прошло много времени как он превращается в безработного и деградированного пьяницу, который уже не сможет вылезти из ямы отчаяния и бедности. Ему выдался шанс вернуться к чину и ситуация, вроде как, начала налаживаться, но “праздник”, к сожалению, длился не долго, а всего лишь до первой зарплаты.

После чего Семён ворует деньги у своей семьи и уходит в длительный запой. Всё, что ему осталось это жалеть себя и жаловаться на жизнь, что Мармеладов активно практикует. Именно за этим занятием он и знакомиться с Родионом в трактире.

Рассказывая историю своего никчёмного существования, бедолага вспоминает все свои грехи: пьянство, воровство, даже его родная дочь отправляется на панель, чтобы помочь отцу и всему семейству, а он продолжает бездействовать.

Но «мученику» уже не под силу разобраться со столь великими тяготами несладкой доли. Единственное, что он может это пропивать остатки своего не накопленного состояния. Изливая душу, наш герой сам того не понимая подталкивает Раскольникова проверить свою теорию о человеке на практике.

Несмотря на столь жалкий расклад вещей, были в Мармеладове и хорошие качества, например, любовь к детям: он души не чаял в своей дочери и приемных детях и пытался дать им всё самое лучшее. К тому же, он обожал свою жену и относился к ней с особым уважением.

Но, к сожалению или к счастью, столь горькая жизнь доводит неизлечимого пьяницу до могилы – он попадает под копыта мчавшихся лошадей и погибает на руках юной дочери, оставляя свою семью в одиночестве на произвол судьбы.

Образ и характеристика Мармеладова

Семен Захарович Мармеладов является второстепенным персонажем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», который тем не менее играет важную роль в судьбе Раскольникова. Именно после знакомства с Мармеладовым и его семьей, Родион решается на преступление.

Внешность Мармеладова

Семен Захарович Мармеладов – второстепенный герой романа, отец Сони Мармеладовой. Он является мужчиной старше 50 лет, с опухшим желтоватым лицом, которое часто встречается у пьющих людей.

Читайте также:
Эпоха изображенная в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Одежда на нем больше похожа на лохмотья, а внешность кажется слегка отталкивающей. Весь его внешний вид сообщает читателю, что он, как минимум не мылся дней 5. Руки выглядят опухшими, красными, под ногтями скопилась грязь.

Вот как автор рисует художественный портрет персонажа:«…Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».

Образ Мармеладова в романе

Мармеладов – отставной чиновник, который овдовел несколько лет назад и из-за жалости женился на женщине с тремя детьми. Находясь на службе, он мог зарабатывать и обеспечивать семью, но как только ему пришлось уволиться, деньги закончились.

Семен Захарович не смог справиться с таким ударом и начал выпивать. Даже, когда ему удалось снова получить работу, он продержался только пару недель и ушел в запой. Эти события характеризуют Мармеладова, как человека слабохарактерного и мягкотелого.

Между тем он очень любит свою семью: переживает за дочь, балует приемных ребятишек. Перед женой он чувствует чувство вины, позволяет ей кричать на себя и даже бить. Он гордится высоким происхождением Екатерины Ивановны, хочет, чтобы она была счастлива.

Познакомившись с Раскольниковым, Мармеладов изливает главному герою всю душу. Родион узнает о трудном материальном положении Мармеладова и его семьи. Впечатлившись историей жертвенности Сони ради семьи, Раскольников еще больше убеждается в правильности решения об убийстве старухи-процентщицы.

Тема бедности и нищеты в творчестве Достоевского

В романе “Преступление и наказание” важной сюжетной линией является тема бедности. Из-за невыносимых материальных условий Раскольников бросает университет и решается на убийство, Дуня собирается замуж за нелюбимого человека с низкими моральными качествами, а Соня Мармеладова становится проституткой.

Достоевский показал, что даже если человек находится на социальном дне, он может сохранять нравственную чистоту. Также в зависимости от натуры, оказавшись в одинаковых трудных условий, разные люди по-разному реагируют на возникшие обстоятельства.

Так, Сонечка Мармеладова, являясь чистой душой, подчиняется обстоятельствам и становится проституткой, чтобы хоть как-то помогать семье. Дуне Раскольниковой также свойственна эта жертвенность. Ради брата она собирается выйти замуж за богатого, но нелюбимого человека.

Тема бедности характерна для многих произведений Достоевского, например, “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из мертвого дома”.

Мармеладов в романе Достоевского

Тема бедности и унижения прослеживается во многих романах Ф. М. Достоевского. В «Преступлении и наказании» эта сюжетная линия связана с второстепенным героем по имени Семен Захарович Мармеладов. Что это за герой, и какова его история жизни?

Семен Захарович Мармеладов – отставной советник, отец Сони Мармеладовой. Он уже немолодой мужчина старше 50 лет. Несмотря на свой неряшливый вид и образ пьяницы, в его глазах еще не потух огонь жизни. Встреча с Раскольниковым происходит в кабаке, и герои сразу обращают друг на друга внимание.

Мармеладов опознал в студенте образованного юношу, для которого распивание спиртных напитков на постоянной основе было непривычно. Раскольникова удивила речь бывшего чиновника: она была витиеватой, правильной и приятной.

Вот как автор описывает Мармеладова:

«Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».

Несмотря на свое ужасающее материальное положение, Мармеладов старается оставаться человеком: он любит свою родную дочь соню, а также троих приемных детей – Лиду, Полю, Колю.

Малышей он обучает грамоте, приносит им сладости. Соню, которой от безнадежности пришлось заняться постыдным занятием, он жалеет и считает себя перед ней виноватым, однако сделать ничего не может.

Невозможность справится со своим недугом и противостоять пьянству определяет Мармеладова, как слабого, безвольного и бесхарактерного человека. Он понимает, что его вредная привычка может погубить семью, но, продержавшись всего месяц и восстановившись в звании, он снова уходит в запой.

Судьба Мармеладова

О судьбе Мармеладова читатель узнает при первом знакомстве с ним Раскольникова. Он сам рассказывает историю жизни, анализируя поступки, которые он совершал. Семен Захарович сообщает, что у него есть 18-летняя дочь, которая вынуждена зарабатывать проституцией, чтобы обеспечивать себе и семью.

Мать Сони умерла четыре года назад, но через некоторое время Мармеладов снова женится на Екатерине Ивановне, вдове с тремя детьми.

Главной причиной такого решения становится жалость Мармеладова к Екатерине, которая жила в унизительной бедности, из которой ее и собирался спасти Семен Захарович. В то время он еще числился на службе в провинции и мог обеспечивать семью. Но после сокращения он не смог найти себе занятия и стал выпивать.

Читайте также:
Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Жизнь Мармеладова в романе трагически обрывается под копытами лошади. Свидетелем этого трагического события становится Родион Раскольников.

Читайте также: Портретный очерк – сочинения для 5–11 классов.

Семья Мармеладовых была собирательным образом всех тех людей, которые не жили, а просто существовали из-за нищеты. Для автора произведения семья Мармеладовых была значима еще тем, что смогла раскрыть отдельную линию, трагичную судьбу целой семьи, находящейся в бедственном положении.

Родион Раскольников видит бедное положение семейства Мармеладовых и все больше убеждается в своей теории. Возможно, встреча с Семеном Захаровичем, а затем и Катериной Ивановной стала поводом для проверки своей идеи – убийства старухи-процентщицы ради блага таких вот бедных людей, какими были Мармеладовы.

Сочинение на тему: “Великодушие Сони Мармеладовой” – примеры и аргументы

В произведении Достоевского «Преступление и наказание» просто поражает великодушие Сони Мармеладовой. Автор будто решил показать нам две противоположности: добро и зло. Тема мести и великодушия пронизывает произведение от начала до самого конца. Это дает читателю пищу для размышления.

Если Родион Раскольников со своей местью встречается еще в самом начале произведения, то о Сонечке Мармеладовой изначально читатель узнает только из рассказов ее отца. Лишь по прошествии некоторого времени, автор знакомит нас с таким прекрасным персонажем, которому казалось бы нет места в данном произведении.

Ниже даны готовые сочинения по указанной теме, основанные на аргументах из литературы, а именно на знаменитом произведении великого Фёдора Михайловича Достоевского.

Сочинение «Великодушие Сони Мармеладовой»

Достоевский превозносит образ Сони до небес, она будто ангел во плоти. Белокурые волосы, бледная кожа, хрупкое телосложение – все это делает ее больше похожей на маленькую девочку, чем на взрослую женщину.

Она настолько самоотверженна, что берется за любую работу лишь бы прокормить семью и спасти больного отца. Соня даже становится проституткой, но это не мешает автору воспевать ее чистоту и непорочность, хоть она и занимается таким грязным делом. Она делает это от безысходности, для блага семьи.

По ходу чтения произведения нередко возникает вопрос. Может Соня так наивна и добра, потому что она полная дура? Но автор тут же спешит опровергнуть данное предположение. Хоть девушка и не имеет достойного образования, она обладает способностью схватывать все налету и даже читает книги, когда предоставляется такая возможность.

Сонечка – это то светлое существо, которое, как воздух, необходимо Раскольникову. Она будто лучик света в его непроглядной тьме, единственная надежда на спасение его порочной души.

Маленькая глупенькая девочка настолько добра, её сердце настолько полно любви, что даже не замечает с какими отвратительными, алчными, грязными людьми свела ее судьба. Получая гроши за свою работу, она практически занимается самопожертвованием.

И все ради чего, ради кого? Ради людей, которые и мизинца ее недостойны.

Сочинение «Можно ли оправдать месть?»

В романе Достоевского проблема мести занимает центральную позицию. Чувство социальной несправедливости и глубокой обиды за свое жалкое существование толкает Раскольникова на жестокое преступление.

Но убийство старухи-процентщицы не помогло главному герою восстановить справедливость, которой он так долго жаждал.

Во время его долгих раздумий на тему, кто мы – «твари дрожащие или право имеющие», аргументов за совершение преступления оказалось больше, чем против. Так произошло, потому что в тот момент героем овладевали чувства ненависти и презрения к собственному жалкому существованию.

Он лишь хотел поскорее разрешить свою проблему, избавиться от муки, терзающей его душу. Он был так ослеплен жаждой мести, что даже не подумал о последствиях, которые возникли вскоре после совершения преступления.

На примере Родиона Раскольникова автор показывает, что порой надо перебороть свою ненависть и обиду. Ведь месть не приводит ни к чему хорошему. Она только подталкивает человека на грешный путь, который приводит к саморазрушению. Муки совести каждый день, каждую минуту терзают душу Раскольникова.

Если бы не великодушие и чистота Сонечки, он бы уже давно сбросился с моста, так и не признав свою вину. Но самоубийство не самый лучший выход из ситуации. Ведь убив себя, не удастся искупить вину за содеянное, и наш главный герой это прекрасно понимает.

Таким образом можно сделать вывод, что не надо слепо следовать своим чувствам. Прежде чем совершить что-то, необходимо хорошенько подумать, взвесить все за и против. Но важнее всего осознавать, какие последствия повлечет за собой содеянное деяние: не нанесет ли оно вреда, не станет ли губительным для души, как это случилось с Раскольниковым?

Ведь убив старуху и ее сестру, Родион убил не двух, а сразу трех людей. Совершив данные убийства, плюсом ко всему он убил еще и самого себя. Ведь человек, жаждущий справедливости, не сможет восстановить ее посредством причинения вреда другому.


Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: