Бедные люди в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

Бедные люди в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — Литература и русский язык

Бедные люди в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

В статье “Забитые люди” Н. А. Добролюбов писал: “В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком, настоящим, полным самостоятельным человеком самим по себе”.

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — это книга о жизни обездоленных, это боль писателя за поруганную честь “маленького” человека. Перед читателем разворачиваются картины страданий “маленьких” людей. Их жизнь протекает в грязных каморках, на бульваре. Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных. Трактирная и уличная стихия вмешивается в судьбы людей, накладывает отпечаток на их переживания и поступки.

Вот женщина, которая бросается в канал. А вот по бульвару идет пьяная пятнадцатилетняя девочка. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у Раскольникова. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоптанная с юных лет человеческая душа. “Бедная девочка. Очнется, поплачет, потом мать узнает. Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй, и сгонит. А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка туда да сюда. Потом тотчас больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и тихонько от них пошаливают), ну а там. а там опять больница. вино. кабаки. и еще больница. года через два-три — калека, итого житья ее девятнадцать аль восемнадцать лет от роду всего-с. ” И гневом дышат его слова, когда он с возмущением говорит, что существующая жизнь оправдывает подобное сознательное унижение человека: “Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год. ” В этот процент и попали Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова.

Типичный приют столичной бедноты — жалкая комната Мармеладовых. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи. Рассказ Мармеладова о себе в грязном трактире — это потрясающая исповедь погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств”. Это вопль о помощи. Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступени человеческого падения. “Нас обкрадывал да в кабак носил”, — говорит Катерина Ивановна. Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета. “Милостивый государь, — начал он почти с торжественностью, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же — никогда и никто”.

Мармеладов — человек, которому “некуда идти”. Отчаянием человека-одиночки звучит его жалоба: “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!” Мармеладов все дальше катится вниз, но и в падении он сохранил лучшие человеческие порывы, способность сильно чувствовать, по словам Д. И. Писарева, “ему не изменила естественная деликатность и чуткость глубоко нежного характера”. Последнее душевное движение Мармеладова — это мольба к Катерине Ивановне и Соне о прощении.

Да, действительно, всю жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, “плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания. Тут невольно вспоминаются слова Мармеладова: “Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти”? Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства.

Сам Достоевский говорит о ней: “А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было”. Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами “гордо и с достоинством осмотрела своих гостей”, “не удостоила ответом”, “громко заметила через стол”. Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство — доброта. Она старается оправдать своего мужа, говоря: “Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит”. Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: “Соня! Соня! Я не верю!” В поисках справедливости Катерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним.

Так Достоевский, противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения, якобы приводящую всех к счастью и благополучию, когда Катерина Ивановна отвергает утешение священника. Трагичен конец Катерины Ивановны. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают, и перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановна решается на последний шаг: она идет просить милостыню. Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, (“уездили клячу”, “надорвалась”), перекликаются с образом замученной, забитой до смерти клячи, которая когда-то приснилась Раскольникову.

Образ надорвавшейся лошади у Ф. Достоевского, стихотворение Н. Некрасова об избиваемой кляче, сказка М. Салтыкова-Щедрина “Коняга” — это обобщенный, трагический образ замученных жизнью людей. В лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ горя. Этот образ заключает в себе огромную силу протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы. Трагизм существования отверженных воплощен и в образе Сони Мармеладовой.

Читайте также:
Дневник Раскольникова: сочинение

Достоевский любил контрастно оттенять трагическое, ставя его рядом с пошлым, будничным, смешным. Так появляется первый раз Соня в кричащем костюме продажной женщины у постели отца. Этот нелепый костюм заставляет почувствовать трагичность судьбы его обладательницы. А судьба Сони трагична. Ей также некуда идти в этом мире, ибо, по словам Мармеладова, “много ли может бедная, но честная девица честным трудом заработать”. Сама жизнь отвечает на этот вопрос отрицательно. Вот и идет Соня торговать собой, чтобы спасти семью от голода, так как выхода нет, она не имеет права покончить с собой. Д. И. Писарев писал: “Может быть, Софья Семеновна так же сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол перед Катериной Ивановной 30 целковых, в которых заключался весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка”.

Положение тупика, когда даже исход самоубийства невозможен для бедного человека, толкает людей на моральные преступления против самих себя, ставит перед выбором: нарушить нравственность — преступно, не нарушить — тоже преступно по отношению к близким. Не пойди Соня на нарушение норм нравственности, и дети умерли бы с голоду. Образ Сони превращается в обобщающий образ вечных жертв. Поэтому Раскольников восклицает: “Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка”. Образ Сони является проводником взглядов на жизнь самого автора. Все в ее образе говорит о величии нравственного подвига, о сострадании к людям, о силе души, о стремлении к самоуничижению, к смирению. Горькая участь и душевная сила Сони запечатлены во внешнем облике: “. в комнату, робко озираясь, вошла одна девушка. Это была Софья Семеновна Мармеладова. Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. “

Характерными деталями Ф. Достоевский подчеркивает униженное положение Сони в этом мире: “Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам”, “Соня опять села и опять робко, потерянно, поскорей взглянула на обеих дам и вдруг потупилась”. Это робкое забитое существо становится моральным наставником, ибо его устами говорит Ф. Достоевский. Главное в характере Сони — это смирение, всепрощающая христианская любовь к людям, религиозность. Вечное смирение, вера в Бога придают ей силы, помогают жить. Поэтому именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в страдании. Раскольников спрашивает у нее, что делать ему теперь. Соня отвечает: “Пойди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Чтобы показать моральную силу Сони, Достоевский пишет, что и на каторге, куда пошла она за Раскольниковым, каторжане полюбили ее. Под ее влиянием излечивается от душевной травмы и Раскольников. Образ Сони был единственным светом Ф. М. Достоевского в общем мраке безнадежности. Сонечка Мармеладова — это олицетворение любви к людям. Она сохранила чистоту души в той грязи, в которую толкнула ее жизнь. Образ Сони — это обобщенный образ страдания человеческого.

Но этот образ заключает в себе и огромное реалистическое содержание. Судьба Сони как жертвы мерзостей, уродств собственнического строя, при котором женщина становится предметом купли-продажи, приобретает широкое обобщающее значение. Подобная судьба уготована и Дуне Раскольниковой, которая должна была пойти дорогой Сони. Единственно реальный путь для девушки без средств — это путь продажи себя, только лицу определенному, в данном случае Лужину. Очень подробно, психологически верно изображая “бедных людей”, Ф. М. Достоевский проводит основную идею романа: так дальше так жить нельзя.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Бедные люди в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В статье “Забитые люди” Н. А. Добролюбов писал: “В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что

«Бедные люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Самая первая работа Достоевского, которая принесла ему известность, это роман «Бедные люди», в котором автор встает на защиту «бедного» человека – мелкого чиновника, волочащего жалкое существование, однако сумевшего при этом сохранить душевную доброту и благородство. Этот вопрос и дальше будет волновать Достоевского, и будет ведущим во всем творчестве писателя.

Не исключением стал роман «Преступление и наказание», где проблема «маленького человека» имеет огромное значение. Ведь вся жизнь и теория главного героя произведения неразделима с жизненными условиями, которые его окружают.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – это глубокая книга жизни обездоленных. Перед читателями разворачиваются картины жизненных страданий таких людей. Их существование протекает в грязных петербургских трущобах, где как раз живет, борется с нуждой, порождает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор приводит подробное и детальное описание его убогой, тесной и душной каморки. Эта крошечная комнатушка воссоздает атмосферу безысходности. Раскольников изображен автором как замечательный красивый юноша, который гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала лишь по средствам лохмотьев, в которые он одет.

Духота, теснота, скученность людей, вынужденных существовать в убогих квартирах, только усиливают чувство духовного одиночества в толпе. Все это, по мнению автора, делает людей еще более озлобленными, подозрительными и недоверчивыми. В таких условиях человек теряет способность к состраданию, и это ярко видно по реакции посетителей пивной на исповедь бедного Мармеладова. Чиновник ведет рассказ о страшной жизненной драме, которая постигла его семью. Душа умного, совестливого человека не может больше терпеть ежедневные унижения, безмолвно смотреть, как оскорбляют твою жену, видеть голодающих детей, знать, что дочь живет по желтому билету. Мармеладову ничего не нужно от слушателей, кроме сострадания, но и его он не получает.

Читайте также:
Наказание Раскольникова: сочинение

Вообще, как раз на примере семейства Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема «бедных» людей, их несчастной жизни в «сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице». Создаваемая автором панорама Петербурга еще сильнее подчеркивает безысходность обитателей здешних трущоб, их нищету. Силуэты шикарных зданий оттеняют всю убогость комнат с оборванными обоями и дырявыми простынями.

Мир «бедных» людей в романе разнообразен. Автор в своем произведении также демонстрирует читателю женские судьбы. Так Катерина Ивановна предстает как совершенно измученная женщина, которая всеми силами пытается навести порядок в убогой квартирке и не знает, чем накормить изголодавшихся детей. А ее падчерица Соня, вынуждена идти на панель, чтобы хоть как-то помочь семье. Драматична судьба и сестры Раскольникова, красивой девушки Дуни, которая должна терпеть незаслуженные издевательства и позор. Судьбы женщин различны, но у всех есть общая черта – они искалечены, изломанны постоянной, безысходной нуждой, теми страшными жизненными условиями, в которых недостойны жить нормальные люди.

Данные примеры приводят к мысли о невозможности в таких жизненных реалиях подчиняться нормам общечеловеческой морали. Бедность и унижения подталкивают людей к нарушению правил и законов. В этом мире невозможно жить по общепринятым нравственным законам. Например, не решилась бы Сонечка Мармеладова жить по желтому билету, то умерла бы с голоду ее родня. Любовь к ближним отбирает у ее даже право на смерть. Соня убивает в себе личность, но все равно умудряется сохранить чистоту и высокую нравственность.

Дуня же готова пожертвовать собственным счастьем и пойти замуж за нелюбимого, но преуспевающего дельца Лужина, понимая, что обрекает себя на безрадостную и несчастливую жизнь. Но все чего она желает – избавить семью от нищенского существования, помочь брату получить образование.

Следовательно, несмотря на ужасные условия жизни, мир «бедных» людей не лишен благородства, любви, сострадания и великодушия. В своем произведении Достоевский не только жалеет и сочувствует обездоленным и униженным людям, а и восхищается их способностью сохранять замечательные человеческие качества в таких невыносимых жизненных условиях. И это не может ни радовать читателя, ведь автор вселяет в нас веру в возможность лучшего будущего. В будущее, где любовь, а не насилие, станет единственно возможным путем для достижения гуманного и справедливого общества. В этом, по-моему, и заключается глубокий смысл романа великого русского писателя.

Сочинение на тему: «Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)»

Литеровед предлагает вам краткое сочинение на тему: «Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)», в котором вы ознакомитесь с персонажами, наделенными такою характеристикою, и узнаете, как они реагируют на жизненный зной и как это влияет на их судьбу.

В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» главным героем является Родион Раскольников, который принадлежит к униженным и оскорбленным. Помимо него в произведении также много героев такого типа. Весь роман буквально кишит несчастными, бедными людьми. Каждый из них имеет свой сложный жизненный путь и свою грустную историю бытия.

В «Преступление и наказание» автор очень ярко изобразил образ Петербурга с его низшими слоями и их бытом. Достоевский настолько реалистично передал атмосферу того места и времени, что мы буквально видим эту нищету и вдыхаем вонь петербургских улиц, на которых живут бедные люди. Куда бы ни пал взор, мы видим этих мещан в подранной грязной одежде.

Достоевский уводит читателя из мира мечтаний и бросает на самое дно петербургского общества. Сами же люди настолько привыкли к этой страшной обстановке, что порой даже не обращают внимания на очередного бедного чудака. Они настолько забиты нищетой и унижены жизнью, что единственный вопрос, который их интересует: как добыть кусок хлеба на сегодняшний день. У каждого из этих людей есть своя причина падения. Они не по своей воле скитаются по наполненных вонью улицах Петербурга.

Главный герой романа Раскольников является частью этого общества. Он бедный студент, который не может найти деньги даже на проживание. Достоевский описывает его жилье, как скромную комнатушку, больше похожую на шкаф. Его одежда была настолько плоха, что даже последние бедняки на петербургских улицах обращали внимание на его одеяние.

Родион Романович мечтает о том, чтобы вырваться из плена унижения, но он настолько далек от реальности, что это становится невозможным. Я думаю, что Раскольников – безвольный молодой человек, который мог изменить свое положение, но не стал этого делать. Он искал корни проблем вокруг себя, но не заглянул в свое сердце, как это сделала Соня Мармеладова.

Раскольников ничего не сделал для того, чтобы спасти свою сестру Дуню от ужасной ошибки – свадьбы с Лужиным. Ему жаль Соню, но и для нее он ничего не смог предпринять. Собственно, сам же герой и унижает себя. Он возомнил себя Наполеоном и хотел изменить весь мир. Но не все рождаются «наполеонами», хотя каждый может сделать жизнь немножечко лучше, чем она есть.

Раскольников понимает, что в нем зародился огромный грех: он задумал убить человека. Но, мне кажется, он настолько безвольный, что не может бороться с собой и, все время унижая себя, все-таки идет на то большое преступление.

Одним из самых ярких примеров униженных и оскорбленных персонажей в романе является Сонечка Мармеладова. Она пережила столько унижения, что порой в это невозможно поверить. Раскольников сам втянул себя в водоворот унижения, в обществе же он не имеет такого статуса. А вот Соня получила оскорбление от всего общества, которое поспособствовало ее греховному падению. Из-за этого молодая девушка даже не может делить жилье со своими родными, она вынуждена жить отдельно от них.

Читайте также:
Уроки Достоевского по роману Преступление и наказание: сочинение

Какой же горькой является сцена, где Лужин винит Сонечку в краже. Как может защитить себя девушка, которая давно упала в глазах общества, да так, что ниже уже и некуда. Почему же Соня позволяет себе быть столь униженной? Все дело в любви к своим родным, об этом говорит нам Достоевский в романе. Ради того, чтобы ее семья имела тот заветный кусок хлеба, Сонечка готова на все, даже на оскорбление. Душа ее при этом остается чистой и невинной. Она читает Евангелие и признает свой грех.

В то же время Соня прекрасно понимает, почему она все это делает, для чего унижает себя. Из-за этого понимания ей становится легче. Раскольников не может принять жертву Сони. Он говорит, что намного проще было бы покончить с собой, чем терпеть позор, обладая такой огромной и открытой душой. И все же Соня думает не о себе, а о своих родных, иначе давно уже пошла бы на крайний поступок.

Еще одна кандидатка на роль «униженной и оскорбленной» – сестра Раскольникова Дуня. Но в отличие от Сони или же брата, Дунечка может проявить свой характер. Эта девушка не сгибается перед жизненными трудностями. С Соней Мармеладовой ее роднит идея униженности. Она также готова на все ради своей семьи. Дуня собирается выйти замуж, чтобы как-то помочь Раскольникову взобраться на вершину петербургского общества. Она понимает, на какие жертвы идет.

И все же благополучие родных для нее важнее, чем собственное. Дунечка также унижена обществом. Но ее этот факт не останавливает. Мать в письме к Раскольникову характеризует свою дочь, как умную, с твердым характером. Если уж Дуня решила, что она отдаст себя в жертву ради семьи, то так оно и будет. Это значит, что девушка готова вынести все, что выпадет ей на нелегком жизненном пути. Однако Дуня не настолько жертвенна, как Соня Мармеладова. Сестра Раскольникова знает свою цену и не даст унизить себя больше, чем она может это позволить.

Образы Мармеладова, отца Сони, и Катерины Ивановны, его супруги, также относятся к униженным и оскорбленным. По моему мнению, Мармеладов духовно близок с Раскольниковым. Он также безвольный человек. Вместо того чтобы искать выход из положения, Мармеладов выбрал для себя легший путь – подался в пьянство. Ему горько видеть слезы Катерины Ивановны и слышать ее упреки, а еще хуже, если она и вовсе молчит.

Его старшая дочь Соня торгует своим телом, чтобы прокормить семью, а он берет эти грязные деньги и пропивает их, вместо того, чтобы заработать самому и покончить с ее ремеслом. Мармеладов рассказывает о своей нелегкой судьбе Раскольникову. Его устами кричат все униженные и оскорбленные, которых мы видим повсюду на улицах Петербурга.

По-своему несчастна и его жена Катерина Ивановна. Эта женщина каждое утро просыпается с мыслью, чем накормить детей. Она видит их голодные глаза и ей хочется кричать от отчаяния. Катерине Ивановне очень жаль Соню, она понимает тяжесть бремени, которое свалила на себя эта девочка. И все же не взять эти деньги она не может.

Есть ли выход из этого состояние униженности? Я думаю, если он и есть, то только внутри каждого человека. Когда мы не можем поменять то, что происходит вокруг нас, мы всегда можем поменять свое отношение к происходящему. Также и здесь. Нужно верить в то, что это состояние – временно, как и земная жизнь.

«Бедные люди” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание»

В статье “Забитые люди” Н. А. Добролюбов писал: “В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком, настоящим, полным самостоятельным человеком самим по себе”. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — это книга о жизни обездоленных, это боль писателя за поруганную честь “маленького” человека. Перед читателем разворачиваются картины страданий “маленьких” людей. Их жизнь протекает в грязных каморках, на бульваре. Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных. Трактирная и уличная стихия вмешивается в судьбы людей, накладывает отпечаток на их переживания и поступки. Вот женщина, которая бросается в канал. А вот по бульвару идет пьяная пятнадцатилетняя девочка. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у Раскольникова. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоптанная с юных лет человеческая душа. “Бедная девочка. Очнется, поплачет, потом мать узнает. Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй, и сгонит. А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка туда да сюда. Потом тотчас больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и тихонько от них пошаливают), ну а там. а там опять больница. вино. кабаки. и еще больница. года через два-три — калека, итого житья ее девятнадцать аль восемнадцать лет от роду всего-с. ” И гневом дышат его слова, когда он с возмущением говорит, что существующая жизнь оправдывает подобное сознательное унижение человека: “Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год. ” В этот процент и попали Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова. Типичный приют столичной бедноты — жалкая комната Мармеладовых. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи. Рассказ Мармеладова о себе в грязном трактире — это потрясающая исповедь погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств”. Это вопль о помощи. Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступени человеческого падения. “Нас обкрадывал да в кабак носил”, — говорит Катерина Ивановна. Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета. “Милостивый государь, — начал он почти с торжественностью, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это гем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же — никогда и никто”. Мармеладов — человек, которому “некуда идти”. Отчаянием человека-одиночки звучит его жалоба: “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!” Мармеладов все дальше катится вниз, но и в падении он сохранил лучшие человеческие порывы, способность сильно чувствовать, по словам Д. И. Писарева, “ему не изменила естественная деликатность и чуткость глубоко нежного характера”. Последнее душевное движение Мармеладова — это мольба к Катерине Ивановне и Соне о прощении. Да, действительно, всю жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, “плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания. Тут невольно вспоминаются слова Мармеладова: “Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти”? Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства. Сам Достоевский говорит о ней: “А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было”. Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами “гордо и с достоинством осмотрела своих гостей”, “не удостоила ответом”, “громко заметила через стол”. Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство — доброта. Она старается оправдать своего мужа, говоря: “Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит”. Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: “Соня! Соня! Я не верю!” В поисках справедливости Катерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним. Так Достоевский, противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения, якобы приводящую всех к счастью и благополучию, когда Катерина Ивановна отвергает утешение священника. Трагичен конец Катерины Ивановны. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают, и перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановна решается на последний шаг: она идет просить милостыню. Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, (“уездили клячу”, “надорвалась”), перекликаются с образом замученной, забитой до смерти клячи, которая когда-то приснилась Раскольникову. Образ надорвавшейся лошади у Ф. Достоевского, стихотворение Н. Некрасова об избиваемой кляче, сказка М. Салтыкова-Щедрина “Коняга” — это обобщенный, трагический образ замученных жизнью людей. В лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ горя. Этот образ заключает в себе огромную силу протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы. Трагизм существования отверженных воплощен и в образе Сони Мармеладовой. Достоевский любил контрастно оттенять трагическое, ставя его рядом с пошлым, будничным, смешным. Так появляется первый раз Соня в кричащем костюме продажной женщины у постели отца. Этот нелепый костюм заставляет почувствовать трагичность судьбы его обладательницы. А судьба Сони трагична. Ей также некуда идти в этом мире, ибо, по словам Мармеладова, “много ли может бедная, но честная девица честным трудом заработать”. Сама жизнь отвечает на этот вопрос отрицательно. Вот и идет Соня торговать собой, чтобы спасти семью от голода, так как выхода нет, она не имеет права покончить с собой. Д. И. Писарев писал: “Может быть, Софья Семеновна так же сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол перед Катериной Ивановной 30 целковых, в которых заключался весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка”. Положение тупика, когда даже исход самоубийства невозможен для бедного человека, толкает людей на моральные преступления против самих себя, ставит перед выбором: нарушить нравственность — преступно, не нарушить — тоже преступно по отношению к близким. Не пойди Соня на нарушение норм нравственности, и дети умерли бы с голоду. Образ Сони превращается в обобщающий образ вечных жертв. Поэтому Раскольников восклицает: “Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка”. Образ Сони является проводником взглядов на жизнь самого автора. Все в ее образе говорит о величии нравственного подвига, о сострадании к людям, о силе души, о стремлении к самоуничижению, к смирению. Горькая участь и душевная сила Сони запечатлены во внешнем облике: “. в комнату, робко озираясь, вошла одна девушка. Это была Софья Семеновна Мармеладова. Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. ” Характерными деталями Ф. Достоевский подчеркивает униженное положение Сони в этом мире: “Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам”, “Соня опять села и опять робко, потерянно, поскорей взглянула на обеих дам и вдруг потупилась”. Это робкое забитое существо становится моральным наставником, ибо его устами говорит Ф. Достоевский. Главное в характере Сони — это смирение, всепрощающая христианская любовь к людям, религиозность. Вечное смирение, вера в Бога придают ей силы, помогают жить. Поэтому именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в страдании. Раскольников спрашивает у нее, что делать ему теперь. Соня отвечает: “Пойди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Чтобы показать моральную силу Сони, Достоевский пишет, что и на каторге, куда пошла она за Раскольниковым, каторжане полюбили ее. Под ее влиянием излечивается от душевной травмы и Раскольников. Образ Сони был единственным светом Ф. М. Достоевского в общем мраке безнадежности. Сонечка Мармеладова — это олицетворение любви к людям. Она сохранила чистоту души в той грязи, в которую толкнула ее жизнь. Образ Сони — это обобщенный образ страдания человеческого. Но этот образ заключает в себе и огромное реалистическое содержание. Судьба Сони как жертвы мерзостей, уродств собственнического строя, при котором женщина становится предметом купли-продажи, приобретает широкое обобщающее значение. Подобная судьба уготована и Дуне Раскольниковой, которая должна была пойти дорогой Сони. Единственно реальный путь для девушки без средств — это путь продажи себя, только лицу определенному, в данном случае Лужину. Очень подробно, психологически верно изображая “бедных людей”, Ф. М. Достоевский проводит основную идею романа: так дальше так жить нельзя.

Читайте также:
Судьба Мармеладовой и Раскольникова: сочинение

Анализ романа «Бедные люди» (Ф.М. Достоевский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.10.2019 · Обновлено 17.10.2019

Творчество Ф.М. Достоевского высоко ценится как в нашей стране, так и за рубежом. Достоевский – один из первых писателей, кто поднял тему сознания маленького человека, зачастую неприглядного, с множеством недостатков, но со своими достоинствами и богатствами души. Первым романом, с которым дебютировал будущий мастер, стал роман «Бедные люди». Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом этого произведения, и разобраться, в чем состоит новаторство Достоевского и каковы особенности его творческого метода.

История создания

История написания романа «Бедные люди» знаменательна интересными фактами из жизни писателя:

  1. Первый роман Достоевского был опубликован 21 января 1846 года в «Петербургском сборнике» Н.А. Некрасова, и имел большой успех. Однако задумывался он гораздо раньше. Есть сведения, что ещё в пору обучения Достоевского в Инженерном Институте. Но первым письменным упоминанием начатой над романом работы становится письмо к старшему брату Михаилу в 1844 году.
  2. В письме к брату Фёдор Михайлович писал о необычной форме романа – 54 письма. Однако главным предметом его гордости стало то, что читатель не видит автора на протяжении всего повествования. Герои сами рассказывают собственную историю, что позволят автору остаться в тени и создать ощущение живости персонажей. Читатель будто знакомится с перепиской двух реально существующих людей.
  3. После того, как роман прочёл Д.М. Григорович, уже к тому времени напечатавший свой очерк «Петербургские шарманщики», он отдал его Н.А. Некрасову, и оба, восхищённые романом нового автора, поспешили тут же сообщить ему о своих впечатлениях – в 4 часа утра.
  4. Так, дебют «Бедных людей» сделал Достоевского известным, но материал к роману был набран им ещё в детские годы, когда он наблюдал за работой отца в больнице для бедных.
  5. Роман был переписан множество раз, и доставил автору немало трудностей, в письме к брату Михаилу он сообщает: «…(роман) задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем.»
Читайте также:
Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Жанр и направление

Направление этого романа, как и многих последующих произведений Достоевского, можно отнести к реализму, с элементами сентиментализма (герои много и восторженно говорят о чувствах и придают им важное значение) и романтизма (герои не поняты и одиноки, общество враждебно к ним, а реальности они предпочитают мечту). Автор описывает окружающую действительность героев и реальные сцены из жизни малообеспеченных петербуржцев. Как бы опираясь на традицию физиологического очерка, он даёт фактически документальное описание города. Это позволяет Достоевскому тщательно описать фон, на котором разворачиваются судьбы главных и второстепенных героев. Такой способ описания максимально приближает его роман к реальной жизни. И читатели могут увидеть всё то, что им хорошо знакомо и близко на страницах произведения, а значит, лучше понять чувства, жизнь и мотивы героев.

Жанровую принадлежность Достоевский определил сам, озаглавив произведение «Бедные люди» как роман. Автор хотел показать не только внешнюю жизнь героев, но и жизнь внутреннюю, поэтому произведение можно назвать эпистолярным романом, так как герои в нём ведут переписку, из которой мы узнаём об их личном взгляде на происходящие внешние события их жизни. Новаторство Достоевского проявилось впервые в этом произведении в том, что он не просто описал «маленького человека» как социальный тип, но показал его внутреннюю, очень индивидуальную жизнь, и то, как эта жизнь может быть противопоставлена жизни внешней.

Критики относили «Бедных людей» к натуральной школе, в тексте заметно влияние Н. В. Гоголя, который исследовал эту тему. Однако у Достоевского главным становится психологический, а не социальный портрет «маленького человека». Он не просто написал о бедных людях, но дал им высказаться самим!

Композиция и конфликт

Композиционно «Бедные люди» – это роман в письмах. Однако в середине повествования читатель знакомится с дневником главной героини – Варвары Добросёловой. Из него мы узнаём о событиях её прошлой жизни и других героях. Таким образом, композицию романа можно представить, как переписку, которая прерывается, чтобы включить в себя небольшой рассказ, а затем снова возобновляется.

Читайте также:
Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Конфликт, главным образом, строится на противопоставлении внешнего бедного и ужасного мира, в котором живут герои, и их богатого и уникального внутреннего мира. Макар Девушкин не может помочь сироте и сделать кого-то счастливым, потому что его материальное положение не позволяет ему позаботиться даже о себе. Варвара не имеет возможности сделать приятное в ответ, и вынуждена работать, пренебрегая слабым здоровьем ради заработка. Эти люди вынуждены выживать, при этом в их душе хранятся настоящие сокровища доброты и милосердия.

Суть: о чем роман?

«Бедные люди» – это роман не только о социальной несправедливости, но и о мироощущении людей, которые оказались практически за чертой бедности. Они вынуждены выбиваться из последних сил, и не могут строить свою жизнь в соответствии со своими внутренними склонностями и способностями, которыми наделила их природа, но лишь сражаться за полунищенское существование.

Главные герои – Макар Девушкин и Варвара Добросёлова — ведут переписку, в которой сообщают о своём отношении к повседневным событиям, делятся своими представлениями и мечтами, обсуждают литературные предпочтения и рассказывают друг другу о своей прошлой жизни. Их постигают различные несчастья, всё больше увеличивающиеся к концу романа. Варвара для Девушкина практически смысл жизни, он хочет помочь ей, тем самым и свою жизнь старается организовать так, чтобы ему удавалось оказывать эту помощь.

Девушка старается отвечать ему тем же, подрабатывает шитьём, но этих денег недостаточно, к тому же слабое здоровье часто не позволяет Варе работать. В конце мы видим, как она, уставшая, из последних сил выбиваться из нищеты, и обеспокоенная тем, что Макар тратит на неё последние деньги, решает принять предложение и стать женой своего бывшего обидчика Быкова, который обесчестил её. Девушкин против такого выбора, он старается отговорить свою воспитанницу, но Варя всё-таки не меняет своего решения.

В последнем письме Макар пишет о свих чувствах, об ощущении потери. Ведь теперь Девушкину не для кого стараться жить, некого делать счастливым. Он остаётся глубоко одиноким человеком. Так же, как и Варвара – у Быкова нет цели сделать её счастливой. Более того – вероятно, что она не выдержит дороги и умрёт от чахотки.

Подробнее о содержании романа «Бедные люди» Многомудрый Литрекон написал в пересказе по письмам.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Бедные люди» тем и интересна, что герои говорят о себе сами, и мы можем не только узнать мнение автора о них, а услышать их голоса.

Макар Девушкин Титулярный советник. У него есть склонности к литературе, хоть он мало в ней разбирается. Добрый и сострадательный, может отдать последние деньги, чтобы помочь кому-то, кто в этом нуждается. Склонен видеть в окружающих врагов, болезненно переживает косые взгляды и подшучивания над ним. На работе чувствует себя крайне скованно, и боится даже поднять от бумаг глаза. Не может считать себя равным другим людям, и всегда боится быть осмеянным: «А что люди скажут?» Иногда в нём просыпается желание бунтовать против несправедливости и жестокости людей. Но он не в силах совладать с собственными чувствами, и его бунт заканчивается тем, что он выпивает лишнего на последние деньги. Единственной радостью и смыслом существования для него становится Варенька. Он глубоко страдает, потеряв её.
Варвара Добросёлова Варенька – молодая девушка, оставшаяся сиротой. Её обманула богатая помещица Анна Фёдоровна, которая сначала приютила их с матерью после смерти отца, но потом стала попрекать и пользоваться их зависимым положением. Девушка не хочет быть обузой для Макара, зная, что он отдаёт ей последнее. Всеми силами она старается заработать и ответить ему благодарностью. В отличие от Макара, Варю можно назвать более решительной и сильной девушкой. В письмах она часто делает ему замечания, бывает строга, но всегда отвечает благодарностью за то добро, которое он для неё делает. Она знакомит Девушкина с хорошей литературой. Ради Макара Девушкина и, чтобы восстановить свою репутацию, она выходит замуж за Быкова, потому что понимает, что Девушкин никогда не оставит заботу о ней, хотя сам нуждается в помощи.

Второстепенные герои и их характеристика:

Тематика, поднимаемая в произведениях Достоевского, во многом актуальна до сих пор. «Бедные люди» не стали исключением:

  1. Тема «маленького человека», раскрыта по-новому, глубже, чем это было описано, например, у Гоголя. Достоевский изучает чувства таких людей. Каково это – каждый день ходить на работу, где ты боишься даже поднять глаза? Как это – ходить зимой в ветхой одежде, которую нет возможности заменить? Или бояться заговорить с людьми, потому что постоянно чувствуешь себя «маленьким человеком»? Маленьким – значит недостойным, ниже рангом, второсортным. Вот, какая психология у главного героя. Хотя чего ему стыдится? Он зарабатывает на жизнь честным трудном. Разве он чем-то хуже богатых людей? Он в тысячу раз богаче Быкова, несмотря на то, что денег у него совсем нет. Его богатство – духовное. Именно это – богатство внутреннего мира «маленьких», незаметных людей, их достоинства и особый, только им присущий взгляд на мир, хотел показать Достоевский.
  1. В романе есть противопоставление деревни и города. Петербург – это город, в котором хорошо живут люди обеспеченные, и очень тяжело в нём приходится тем, кто не имеет достатка. Маленькие полунищенские квартирки или даже комнаты, в которых ютятся главные герои, – символизируют и то небольшое место в жизни, на которое может претендовать «маленький человек» в большом городе. Деревня же – это простор, природа и свобода. Лучшие дни своей жизни Варенька провела именно в деревне. О ней она вспоминает с большим теплом. Что дал Варе город? Нищету, скитания по чужим домам и вечное чувство неустроенности.
  2. Тема семьи также исследуется Достоевским. Одинокий и очень неуверенный в себе человек Макар Девушкин, встретив Варю, – обретает в ней новый смысл своей жизни. Необходимость заботиться о ком-то и возможность поделиться сокровенным вдохновляют его и на устроение собственной жизни. Мы не знаем, разрешил бы он себе всерьёз задуматься о литературном труде без Вари? Ведь сначала он сомневается, говорит, что у него нет таланта. И всё же, после нескольких писем Варваре, он решается пробовать. Его одинокая жизнь, благодаря ей, озаряется теплом. Варе, потерявшей семью, и человека, к которому потянулась её душа – Петра, также остаётся только этот искренно любящий её человек. Они поддерживают друг друга, становясь как бы отцом и дочерью. Семья же, которую создают Варя с Быковом, изначально построена на обмане и унижении. Быков не сделает Варю счастливой, его беспокоят только корыстные цели. Есть в романе ещё один пример семейных отношений: это отношения отца и сына Покровских. Для Покровского его сын, как и для Девушкина – Варвара – единственный дорогой человек, и он готов многое для него сделать. Несмотря на то, что в романе есть намёк на то, что Пётр – не родной сын Покровского.
  3. Тема любви. В романе «Бедные люди» есть примеры любви не только между мужчиной и женщиной, но примеры милосердной и сострадательной любви одного человеческого существа к другому. В книге показано даже не столько наличие этой любви, но скорее отсутствие её. Будто её не хватает на такой большой город. И как раз в бедных людях читатель находит примеры такой деятельной и сострадательной любви. Девушкин любит Варю как дочь, хочет для неё счастья и всеми силами старается устроить её судьбу. Такая любовь помогает и самому Макару. Варя отвечает ему тем же. Девушкин искренно сочувствует всей семье Горшковых. Главу семьи незаслуженно обвинили, и Макар, сам нуждающийся в сочувствии и помощи, отдаёт ему последние деньги, ведь у Горшкова – дети.
Читайте также:
Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»: сочинение

Проблемы

Проблематика романа «Бедные люди» обширна и затрагивает острые социальные вопросы:

  1. Нищета. Достоевский, сам не понаслышке знающий, что такое долги, поднимает в романе тему огромного количества людей в городе, оказавшихся за чертой бедности. Мы видим на улицах мальчика, которому нечего есть, и он играет на шарманке, чтобы хоть как-то прокормиться; мы видим, как от невозможности заплатить и получить медицинские услуги, погибает юный студент – Пётр Покровский. Как Варвара вынуждена пренебрегать своим слабым здоровьем и работать сверх своих сил; как Макар Девушкин, чтобы помочь ей, вынужден продавать свои вещи. Эти люди выбиваются из сил, чтобы просто обеспечить своё существование, в то время, как, например, как Господин Быков позволяет себе покупать расположение женщин.
  2. Проблема нищеты является следствием социальной несправедливости. Она также волновала Достоевского. Если девушка теряет родителей, то она может обеспечить себя только одним способом – выйти замуж. Самостоятельная жизнь без благодетеля практически невозможна. За честный труд платят крайне мало, а работать приходится так много, что это подрывает здоровье. Неустроенные дети, оказавшиеся на улице, взрослые, которых по ошибке лишают всего, как в случае с семьёй Горшковых – это сюжеты самых обычных для Петербурга того времени историй. Достоевский, дебютировав именно с этим романом, сразу обозначил тему своих дальнейших творческих исследовании. Толстой, Пушкин и многие другие выдающиеся литераторы описывали в основном быт и проблемы привилегированного класса – дворянства. Достоевский же взялся за изучение психологии и жизни людей, лишённых социальных привилегий.
  3. Проблема циничного отношения к жизни также исследуется в «Бедных людях». Господин Быков и Анна Фёдоровна – это люди обеспеченные. Им не нужно заботиться о том, где найти денег на завтрашний обед или ужин. Они не умрут от того, что не могут позволить себе вызвать врача, при этом они смотрят на жизнь и других людей, как на то, из чего можно извлечь выгоду. Быкову льстит, что Варя — добрая и красивая девушка, но ему совершенно безразлично, какие чувства она испытывает. Быков воспринимает её не как человека, которого нужно уважать просто за то, что он есть, но лишь как девушку, чьим положением можно воспользоваться. В глазах Анны Фёдоровны отказ Вареньки выглядит как глупость: она упустила шанс устроить жизнь. Её не смущает и то, что она по сути продаёт живых людей. Такому циничному взгляду на жизнь противопоставлена доброта и кротость главных героев.
  4. Проблема жестокости также отражена в романе. Люди не милосердны друг к другу. Так, над Макаром постоянно подшучивают, смеются. Когда узнают о том, что он покровительствует Варе, по городу тут же распускают слух, что Макар ухаживает за ней. Это компрометирует обоих, и они вынуждены всё время думать, как будет воспринят тот или иной их поступок. Жестоко поступают с семьёй Горшковых, сначала без повода обвинив, а затем оправдав главу семьи. Он не выдерживает этих переживаний и умирает, дети остаются сиротами.

Смысл

Главная мысль произведения «Бедные люди» выражается в том, что нельзя пренебрегать человеком, не важно – беден он или богат. Милосердного и сострадательного отношения достойны все, люди не должны жить в условиях, которые унижают их человеческое достоинство.

Основная идея романа «Бедные люди» во многом сводится к тому, что бедняки, зачастую, оказываются духовно богаче тех, кто имеет большое состояние. И среди грязи, несправедливости и жестокости всегда находится место светлому и доброму отношению друг к другу. Милосердие живёт в душах тех, кто сам более всего нуждается в нём.

Чему учит?

Произведение «Бедные люди» учит нас уважать людей вне зависимости от их благосостояния, ко всем проявлять доброту и сострадание, особенно к тем, больше всего нуждается в этом.

Читайте также:
В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Роман также призывает нас быть внимательнее к окружающим и первыми замечать, кому необходима помощь. Помогая другому, можно принести радость и себе. Подобно Макару, который отдавал последнее Вареньке, и становился от этого счастливее, мы тоже можем научиться получать радость от милосердия.

Критика

Первый роман Ф.М. Достоевского принёс ему славу и в целом благосклонное внимание критики. Некрасов, одним из первых ознакомившийся с романом, отозвался об авторе так: «Новый Гоголь явился!». Однако Достоевский углубил исследование темы «маленького человека» и сфокусировал внимание на его самосознании и психологии.

Это принесло ему известность. Из письма брату: «… никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное».

Критик В.Г. Белинский дал положительную оценку начинающему автору, и это во многом определило дальнейший путь Достоевского:

«…в «Петербургском сборнике» напечатан роман «Бедные люди» г. Достоевского – имя совершенно неизвестное и новое, но которому, как кажется, суждено играть значительную роль в нашей литературе. Разбирать подобное произведение искусства – значит выказать его сущность, значение, причём легко можно обойтись и без похвал, ибо дело слишком ясно и громко говорит за себя, но сущность и значение подобного художественного создания так глубоки и многозначительны, что в рецензии нельзя только намекнуть на них»

Реакционная критика, напротив, встретила роман враждебно. Так, критик Ф. Б. Булгарин писал: «По городу разнесли весть о новом гении Достоевском, и стали превозносить до небес роман «Бедные люди». Мы прочли этот роман и сказали: бедные русские читатели!».

Во многом его критика была вызвана негативным отношением к демократическому направлению в литературе, которую представлял В.Г. Белинский и его соратники. Далее он писал:

«Г-н Достоевский – человек не без дарования, и если попадёт на истинный путь в литературе, то может написать что-нибудь порядочное…»

Нападки на «Бедных людей» печатались в основном в журнале «Северная пчела». Л. В. Брант писал:

«Содержание романа нового автора чрезвычайно замысловато и обширно: из ничего он вздумал возводить поэму, драму и вышло ничего…»

Вскоре за роман вступился рецензент «Русского инвалида» и охарактеризовал роман так:

«В страшной, сжимающей сердце картинке, представляет он несчастия, претерпеваемые бедным классом нашего общества… Вы кончите читать роман, и в душе вашей останется тяжкое, невыразимо скорбное ощущение, – такое, какое наводит на вас предсмертная песнь Дездемоны.»

Cочинение по роману Ф. М. Достоевского «Бедные люди»

Особое внимание в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевский уделяет теме детства. Автор изображает судьбы совершенно разных детей, которые уже в столь раннем возрасте сталкиваются с бедностью, упрёками и самым страшным – смертью.

В романе встречается и счастливый, на первый взгляд, образ детства. Этим образом является внучка бывшей хозяйки Макара Алексеевича Девушкина Маша. Машенька изображается в романе как «весёленькая шалунья», олицетворение самой чистой и прекрасной поры в жизни человека – детства. Но и это счастье жестоко прерывается смертью бабушки. Девочка остаётся совсем одна, она уже больше никогда не сможет задуматься над сказками, которые так любила рассказывать ей бабушка.

Судьба Маши остаётся неизвестной, можно только лишь догадываться о том, что произошло с девочкой, которой теперь уже около тринадцати лет. Именно здесь читатель впервые видит тему оборванного детства. Ребёнок остаётся один на один с взрослым миром, полным разочарований и жестокости.

Тяжелые судьбы детей в романе Бедные люди Достовского – сочинение

В письмах Макара Алексеевича Девушкина мы встречаемся и с другими детскими образами. Так, в одном из писем Макар Девушкин рассказывает Вареньке историю семьи Горшкова, чиновника без места. Описание «гнилого» запаха, наполняющего каждый уголок дома позволяет представить, какое пагубное воздействие оказывает окружающая обстановка не только на взрослых, но и на тонкий душевный мир детей. Доказательством может служить описание старшего девятилетнего сына Горшкова Петеньки: «такой чахлый.».

Мёртвая тишина окутывает семью Горшковых, в ней никогда не слышится детский смех, невозможно здесь наблюдать и за весёлыми детскими играми, так как в их комнате постоянно тихо. Всё то, что создаёт образ счастливой семьи, совершенно отсутствует здесь, лишь детские всхлипывания слышны из их квартиры, которые однажды услышал Макар Девушкин. Дети уже измучены бедностью и страданиями, а ведь старшему из них всего девять лет.

Лишь усугубляет положение смерть сына Петеньки, который «надежды подавал». Снова появляется образ задумчивого ребёнка. Этим образом является маленькая дочь Горшкова. Только эта задумчивость совсем не такая, как у Машеньки. Это больше похоже на жестокое осознание смерти брата.

Девочке всего шесть лет, но она уже лицом к лицу столкнулась с непреодолимым горем. Она уже совсем не обращает внимания на куклу рядом, создаётся впечатление, что детские игры теперь в прошлом, детство оборвалось. Ничто уже не может развеселить её и вывести из этой недетской задумчивости.

Безрадостным событием для Горшковых является и рождение ещё одного ребёнка. С самого начала он становится не ангелом, посланным с небес на землю, а обузой и непосильной ношей для этих бедных людей.

Смерть главы семейства обрывает все надежды на счастливый для этой семьи исход. Единственный кормилец умирает, оставляя маленькую дочку, грудного ребёнка и жену совсем одних, без средств на существование. Девочка забилась в угол, словно пытаясь спрятаться от постоянно обрушивающихся несчастий. Детство для этих детей закончилось навсегда, впереди их ждёт сложная, полная трудностей жизнь, ведь только они теперь будут поддержкой для Горшковой.

Варенька Добросёлова в романе «Бедные люди»

Детство Вари наполнено лучистыми красками. Именно таким и должно быть детство, светлым, радостным, порой, о которой будешь вспоминать с улыбкой и в которую будешь хотеть вернуться. Данную мысль подтверждает и сама Варенька.

Читайте также:
О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя: сочинение

Всё меняется в судьбе маленькой Вареньки с переездом в Петербург. С самого начала город встретил их неприветливо. Деревенская осень и городская противопоставляются друг другу. Солнечное детство сменяется тяжёлой и холодной порой. Об этом говорит в письме Макару Девушкину сама героиня.

С момента поступления в пансион девочка становится одинокой, всё ей кажется чужим. Варенька, оторванная от семьи, мучается и терзается каждую минуту. Теперь её детство преисполнено холодностью. Девочка постоянно вспоминает о своём прежнем детстве, каждая деталь, каждая даже пустая в прежнем доме вещь для неё теперь олицетворяет собой тепло и уют.

Теперь дома Варю встречают постоянные упрёки и укоры. Всё вымещалось на бедной девочке. Об этом говорит сама героиня в своём письме Макару Девушкину. Девочка уже и тогда понимала, что отец любит её, просто ему тяжело и он не может держать в себе всё то горе, которое опустилось на их семью.

Ещё более безрадостная жизнь началась для Вареньки после смерти её отца. Мать и девочка были вынуждены отдать последнее кредиторам. Именно тогда и возникает в судьбе Вареньки Анна Фёдоровна, дальняя родственница, которую так не любил и избегал отец девочки. Так они и попали к ней в дом по её приглашению. Вареньке было на тот момент четырнадцать лет, но уже тогда её терзало какое-то предчувствие.

Сначала Анна Фёдоровна была ласкова с гостями, но со временем не упускала момента, чтобы как-нибудь упрекнуть Варю и её мать. Ей не нравилось даже то, что они брали шитьё на дом, чтобы не находиться полностью на содержании. Варенька видела, как от постоянных упрёков и забот начинает ухудшаться здоровье её мамы.

Но среди всех этих горестей для Вари нашлось утешение в доме Анны Фёдоровны. Таким утешением стали её чувства к студенту Покровскому, который обучал Варю и её двоюродную сестру Сашу. Поначалу героиня вместе с Сашей лишь устраивала шалости над ним. Но постепенно ей захотелось, чтобы он перестал видеть в ней ребёнка. Варя осознала, что своим поведением она лишь расстраивает его и что это совсем не смешно.

Со временем Варя Добросёлова узнала, что Покровский был замечательным человеком. Однако его детство тоже не было счастливым. Умерла его мать и отец женился во второй раз. Новая мачеха сразу же возненавидела мальчика, но ему благоприятствовала судьба и его взял под опеку помещик Быков, знавший чиновника Покровского. Так Покровский окончил гимназию, поступил в университет и по рекомендации Быкова был взят в дом Анны Фёдоровны в качестве учителя для Саши.

Сближение героев произошло во время болезни мамы Вареньки. Покровский оказал ей поддержку, очень часто они разговаривали вечерами у постели больной матери Вари. Покровский даже приносил книги, чтобы Варе не было так скучно.

Вареньке было очень приятно, что Покровский так о ней заботится. Когда матушка Вари выздоровела, вечерние свидания и разговоры героев закончились, изредка они обменивались несколькими словами при встрече.

Когда же Варенька узнала от отца Покровского про День рождения, то она решилась непременно подарить ему полное собрание сочинений Пушкина. У героини было немного денег, которые она заработала шитьём и отложила себе, но их было мало. Тогда Варенька решила купить книги у букинистов в Гостином дворе. По счастливой случайности она встретила там отца Покровского и вместе с ним они смогли приобрести всё одиннадцать книг. Все эти книги Варенька предложила подарить отцу Покровского от себя лично, так как видела, что ему очень важно доставить радость любимому сыну.

Варенька была безумно счастлива в то время. Но счастье было недолгим, оно омрачилось тяжёлой болезнью Покровского. Всё время болезни Варенька не покидала его и ухаживала за ним. Смерть Покровского привела Вареньку к ужасному осознанию того, что в её жизни остался лишь один верный друг – её маменька: «Но смерть уже стояла над бедной матушкой!». Так оборвалось детство ещё одной героини романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

В дальнейшей судьбе Вареньки будет лишь один дорогой ей человек, ставший для неё заботливым другом – это Макар Девушкин. Но и эта дружба будет прервана. Варенька будет «продана» помещику Быкову, чему всеми силами будет способствовать Анна Фёдоровна, которая таким же образом оборвала и детство сироты Саши, с которой училась Варенька.

В своём последнем письме Варенька Добросёлова прощается с Макаром Девушкиным и с той жизнью, в которой были хоть и редкие, но радостные моменты.

Тема оборванного детства на примере маленьких попрошаек

В этом сочинении на тему «Бедных людей» невозможно упомянуть и детей-попрошаек, чье детство оборвалось, даже не начавшись. Таким примером служит десятилетний мальчик, который просит денег у Макара Девушкина.

Этот несчастный ребёнок, вынужденный скитаться по улицам, чтобы добыть себе хоть немного денег на пропитание, может лишь на несколько минут забыть о своём положении, слушая музыку шарманщика.

Сложно представить, что станет с этим мальчиком, если ему удастся выжить среди этого холодного и жестокого мира. Лишь немногие прохожие бывают добры к нему, в основном же его отовсюду с ненавистью гонят. Такого ребёнка не ждёт счастливая и долгая жизнь, лишь один исход ожидает его: «…смерть уж стоит над ним. ».

Таким образом, в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевский изображает перед читателями детство, которое обрывается под воздействием различных факторов. Детство резко прерывается у всех героев романа независимо от их социального положения и статуса. Искалеченные судьбы детей идеально способствуют изображению жизни «бедных людей». Все мы, как известно, родом из детства. Именно поэтому автору так важно было представить детство каждого героя. Счастливое детство является залогом будущей успешной и радостной жизни, а полное горя и бед детство приводит к такому же безрадостному будущему, превращает детей во взрослых «бедных людей».

Читайте также:
Достоевский – психологический романист: сочинение

Анализ «Бедные люди» Достоевский

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 170.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 170.

Роман Достоевского “Бедные люди” изучается на уроках литературы в 9 классе. Такое глубокое произведение требует серьёзного анализа и разностороннего подхода, а также грамотной подготовки перед прочтением и осмыслением. В романе описано превращение «маленького ничтожного человека» в личность, достойную сочувствия и глубокого уважения. Главный герой смог взрастить в себе самоуважение благодаря любви к девушке. Информация, которую содержит наша статья, поможет разобраться в тонкостях литературного анализа и авторского замысла. Полный и краткий анализ произведения представлен ниже.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедные люди.

Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо об истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – сентиментализм, есть черты романтизма и реализма.

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей, нуждающихся, бедных, голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком, Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3–4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

для самых рациональных –

для самых компанейских –

для самых крутых –

Достоевский раскрыл тему жизни людей, которые в силу обстоятельств вынуждены ограничивать себя во всём. В русской литературе это тема “маленького человека” (в данном случае – “маленьких людей”), которые, несмотря на жалкую жизнь, любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей, настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это произведение об истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой, и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его как самобытного гениального писателя.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бедных людей».

Роман в письмах, эпистолярный роман, роман-диалог. Анализ жанровых особенностей романа “Бедные люди” так же важен, как и анализ смысловой стороны произведения. Эпистолярный жанр достиг своего расцвета в западной литературе, в русской – именно Достоевский стал его мастером. Несмотря на то, что это первый из романов писателя, он очень гармонично сложен в системе “форма-содержание”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: