Бунт и преступление Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Бунт и преступление Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Центральным героем романа Ф М. Достоевского “Преступление и наказание” является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над чем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.

Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального туника. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников, обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.

Достоевский передал это с таким горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а также с Соней, вынужденной убить свою молодость и продавать себя, чтобы не умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту. Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.

Другой причиной совершенно! и преступления является безысходность собственного положения Раскольникова. Студент юридического факультета, Раскольников настолько “задавлен бедностью”, что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за обучение. Это озлобляет героя. Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих способностей, хочет радоваться земному, существованию. “Я и сам жить хочу”, — говорит он.

Бедность и унижения Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане сравнение Раскольникова с Германом из “Пиковой дамы” Пушкина. Тот тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего стремится к этому. Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное положение.

Также причиной совершенною убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне Петербурга. Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и о се решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре и матери: “Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!” Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе. И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.

Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.

Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. “Обыкновенные люди — это те, которые живут в послушании, это “твари дрожащие”, которые обязаны быть послушными и достойными презрения. “Необыкновенные” люди — разрушители. Это сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. К этой категории людей относятся Ликург, Солон, Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Мир так устроен, что происходит попрание “тварей дрожащих” Наполеонами. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт не останавливался перед гибелью многих и многих тысяч людей. Он жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.

Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, желая выявить свое собственное место в жизни. Отсюда его признание Соне: “Мне надо было узнать тогда. вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?”. Применив эту теорию к себе, Раскольников намеревается сначала опробовать ее, провести эксперимент, а затем широко воплотить в реальную действительность. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: “Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал. “

Читайте также:
Роман «Братья Карамазовы» – вершина мистического реализма Достоевского: сочинение

Наконец, отметим последнюю причину. Раскольников намерен решить еще и проблему нравственную: можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью?

Итак, герой совершил убийство “по теории”. И тут начались мучительные страдания Раскольникова. Трагедия его оказалась в том, что он, согласно теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в сердце его живет огонь жертвенной любви к людям. Теория Раскольникова и его поступок сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым, отчего Родион страдает безмерно.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая, как он надеялся, выведет его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Он чувствует полную отгороженность от мира и людей, не может более находиться с матерью и сестрой, не радуется природе. Родион понимает несостоятельность своей теории “сильного человека”.

Окончательное становление героя на путь покаяния и искупления совершается по дороге в контору, где ему предстоит сделать страшное признание. Он все еще терзается сомнениями. Прерывистый внутренний монолог, полный самоупреков, свидетельствует и распаде личности на части, одна из которых совершает поступки, другая их оценивает, третья выносит приговор, четвертая следит за собственными мыслями. Неожиданно Раскольников сталкивается с нищенкой, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак, он слышит обычный в таких случаях ответ: “Сохрани тебя Бог!” Но для него этот ответ наполнен глубоким смыслом.

Герой вспоминает совет Сони: “Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!” И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион спокойно относится к насмешкам и пересудам толпы, он испытывает чувство наслаждения и счастья. Все, что происходит в эти минуты ясности, происходит “раз навсегда”.

Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Очень чутко, во многом пророчески понял Достоевский роль идей общественной жизни. Великий русский писатель показал всем, что с идеями нельзя шутить. Они могут быть как благотворными, так и разрушительными для человека и общества в целом.

Индивидуалистический бунт Раскольникова (Вариант: Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»)

Истоки теории Раскольникова: просто о сложном

Герой знаменитого романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников придерживался теории, что в мире существуют два типа людей: первые приносят пользу обществу, а вторые — паразитируют его. Сущность теории в том, что по мнению главного героя нет ничего страшного, если представитель первой группы во благо человечества избавится, убьёт такого «паразита». И, как известно, ничем хорошим для героя Достоевского это не закончилось. Но давайте разберёмся, каковы были истоки теории Раскольникова и его бунта.

Социальные истоки теории Раскольникова

«Преступление и наказание» — это глубоко социальное произведение. И, чтобы понять социальные истоки теории его главного персонажа, нужно обратиться к событиям, происходящим в то время, когда автор писал свой роман.

Капиталистические реформы 1861 года в России привели к обнищанию простого народа и обогащению «верхушки». Ф.М. Достоевский глубоко переживал эту ситуацию и как бы предостерегал в своём романе, к чему может привести такое явное социальное неравенство. А, как показывает история, вело оно только к негативным последствиям: повсеместная преступность, воровство, массовый алкоголизм, пренебрежение нравственными устоями и не только.

Читайте также:
Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского Идиот).: сочинение

Люди, извлекающие выгоду из появившихся капиталистических возможностей начали буквально паразитировать основу общества — простой народ. Сам Ф.М. Достоевский в своих записях писал о ситуации в обществе того времени следующее:

«Треснули основы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения границы добра и зла»

Философские истоки теории раскольникова

Если социальные истоки теории — это внешние условия, общественное окружение, среда, реалии того времени, в котором происходит действие романа, то вся философия произведения — это чертоги души и личности персонажа.

Достоевский в образе своего героя

Преступный помысел Раскольникова содержит в себе сложные философские основы. Автор ставит во главу угла человеческий эгоизм и порицает это чувство. Раскольников — эгоист, хоть и сам не признаёт этого. Он считал, что его преступление имеет оправдание, потому что оно несёт пользу для общества. Но на самом деле главный герой противопоставил себя социуму, посчитал себя выше других людей, что значило для него то же, что и позволение вершить судьбы народа.

Не зря героя Ф.М. Достоевского часто сравнивают с шекспировским Гамлетом, который тоже хотел изменить мир. Но различия между этими героями существенные: герой Шекспира всё-таки ощущал себя частью этого мира, а Раскольников поднял против него бунт.

Это только некоторые аспекты основной идеи произведения — то, в чём мы можем видеть истоки теории Раскольникова: социальные и философские. Роман всемирно известного русского писателя Ф.М. Достоевского гораздо более многогранен и не ограничивается только этим набором тезисов.

У вас появились вопросы? В тексте допущена ошибка? Напишите об этом в комментарии под этим постом, можно даже анонимно. Авторы материалов всегда отвечают очень быстро!

Большой Бейсуг

«Молодой человек, исключенный из студентов университета… и живущий в крайней бедности… решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старушку… дающую деньги на проценты…» — так пишет Ф. М. Достоевский о своем герое. Что же заставляет Родиона Романовича Раскольникова (так зовут молодого человека), находящегося в далеко не катастрофической ситуации, идти на преступление?

Раскольников снимает квартиру в одном из домов, находящихся в бедном квартале Петербурга. Это «…крошечная клетушка, шагов в шесть длиной… и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становится в ней жутко».

После смерти его отца Родион Романович остается единственным мужчиной в семье, состоящей теперь из его матери и сестры Дуни. В такой ситуации он, разумеется, должен взять на себя заботу о семье.

У студента в то время было два основных источника доходов: стипендия и частные уроки. Стипендию Раскольников не получал, так как был исключен из университета. Он некоторое время давал уроки, «учил детей», но довольно скоро бросил это занятие — оно не приносило достаточно денег.

Родион оказался бы и вовсе без средств к существованию, если бы не его матушка. Она находила возможность посылать сыну деньги, несмотря на то что сама жила бедно.

Раскольников тяготится создавшимся положением. Его сильно развитое чувство порядочности не позволяет ему пользоваться средствами матери, которую он, наоборот, обязан обеспечить, и только крайняя нужда заставляет его делать это.

Убожество собственной жизни и жизни тех, кто ёго окружает, приводит молодого человека в болезненное состояние. Так подтверждаётся правило, обратное изречению Авиценны: «В здоровом теле — здоровый дух». Раскольников заболевает.

Автор уделяет огромное внимание психологии своих героев, поэтому читатель может во всех подробностях видеть, что происходит в душе Родиона Романовича. В нем говорит врожденная гордость бунтаря.

Он напряженно ищет выход из своих затруднений. И этот выход Раскольников находит в теории, созданной им в свое время и опубликованной в журнале в виде научной статьи.

Эта теория разделяла всех людей на «тварей дрожащих» и на «право имеющих». Раскольников признает за последними право на «кровь на совести», то есть на убийство или равновеликое злодеяние во имя высших целей. В конечном итоге цель «право имеющих» — помочь остальным людям, но они это делают, перешагивая через них и оставляя за собой кровавый след.

Читайте также:
Алеша Карамазов: сочинение

Родион Романович, со свойственным молодым людям апломбом, считает себя Наполеоном, «право имеющим». Но, как ученый, он’ должен подтвердить это на практике. Если он имеет право на совершение тягчайшего греха, он не понесет наказания от людей и его не будут преследовать муки совести.

Ему выпадает удачный случай. В трактире он слышит разговор студента и офицера, которые говорят о знакомой Родиону старухе-процентщице по имени Алена Ивановна. Он узнает о жестокости этой женщины к клиентам, о ее сестре, о ее богатстве.

Убив эту гадкую старуху, Раскольников разом достигает всех своих целей. Он обеспечивает семью деньгами, себя — возможностью продолжать обучение, и — самое главное — у него появился повод проверить свою теорию на практике.

Продумав свое преступление, он затем совершает его. Родиону приходится убить еще и сестру Алены Ивановны Лизавету. Но оказывается, что он совершенно не готов к грабежу. Фактически его план срывается.

Тем не менее убийство свершилось. Сие преступление перед Богом поистине огромно. Дело не в двух убитых женщинах. Их могло и не быть. Грех Раскольникова — в создании человеконенавистнической теории, которая, превращенная в догму, могла бы стать причиной уничтожения рода человеческого.

Убийство — лишь внешняя сторона его богопротивного поступка. Глубинный смысл преступления — бунт против государственной системы, загоняющей человека в такие условия, в каких не содержат и животных; против нищеты, низводящей человека до положения скота, против жестокости и безразличия людей к своим ближним. Но справедливость достигается совсем другим путем. Честным и чистым. Иначе человеческой личности грозит распад. История Раскольникова тому подтверждение.

Сочинение: Бунт Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

(381 слово) Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был создан в 1866 году, во время революционных реформ и значительных перемен, социального перелома в обществе. Людей захватывают принципиально новые идеи, хозяевами жизни оказываются дельцы-предприниматели, духовность отходит на второй план. Именно поэтому молодежь бунтует против сложившейся системы, и символом этой борьбы стал Родион Раскольников.

Раскольников – герой, всецело поглощенный идеей о сильной личности, о ее возможностях и мере дозволенности. Он не готов примириться с судьбой и плыть по течению, он может, хочет и меняет свою жизнь. Он жаждет быть свободным, пытается осознать, где начинаются и заканчиваются границы человека, которому все дозволено. Герой истинно и рьяно борется с мыслью о том, что и его удел — просто быть частью серой массы и существовать вот так, без цели и смысла.

Его теория о личности сильной, значимой, имеющей право вершить историю ломается, когда Раскольников сталкивается с реальностью. Одно дело просто думать, и другой вопрос – совершать и сталкиваться с последствиями поступков. Философские, нравственные вопросы в виде размышлений Раскольникова занимают львиную долю всего повествования, на первый план выходит не столько действо, сколько внутренняя борьба человека, который совершил тяжкое преступление. Мир устроен несправедливо, и Родион хочет бороться с этим – с невозможностью совершать свой выбор, с отсутствием перспективы счастливого существования. Как ни парадоксально, будучи сторонником теории «о людях, власть имеющих и людей обыкновенных», Раскольников хочет помочь бедным, убивая ради этой цели богатую старуху. Он хочет доказать в первую очередь самому себе, что он относится к той же категории людей, что и его кумир, Наполеон. Ради блага других, по его мнению, можно пожертвовать одной жизнью. Таким образом, преступление – это своеобразный протест против ненормальности, несправедливости устоявшегося общества. Это бунт против несовершенных устоев, не дающих возможность жить справедливо и честно. Раскольников – человек, который не может смириться с предопределенностью жизни. Но в своих размышлениях и помыслах Родион не учитывает так называемый «человеческий фактор», он забывает о том, что человек не просто часть социума, но личность, которой не чужды страх, совесть, стыд, эмоции. В итоге его бунт заканчивается раскаянием и взрослением.

Читайте также:
Достоевский Преступление и наказание (обзор): сочинение

Теория Раскольникова казалась логичной, но на практике все оказалось намного запутаннее, чем было в теории. Родион не справляется с тяжестью ноши, которую взял на себя. Это не значит, что он «тварь дрожащая», а говорит о том, что никто не вправе отнимать человеческую жизнь, будь то Наполеон, или же бедный студент, или другой человек, имеющий мнимую или реальную власть.

Автор: Анастасия Ретунская

В романе сталкиваются две основные идеологии: идеология индивидуализма, исключительной личности (прообраз фашизма) и христианская идеология. Первую в той или иной мере и форме вынашивают Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович в молодости, Раскольников, а вторую – Соня, к ней мучительно, через весь роман идёт и Раскольников.

На 1-й взгляд кажется, что идею бунта воплощает в романе Раскольников, а идею христианского смирения – Соня. Бунт Раскольникова обоснован его наполеоновской теорией, по которой немногим избранным позволено для высоких целей переступить даже через кровь, тогда как остальные – лишь послушны перед законом. «Вошь ли я как все или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?» — мучительно размышляет Раскольников.

Убийство старухи для него – проверка, но не теории, а себя, своей способности переступить, стать властелином для добрых дел. Цель героя – гуманная: избавить мир от кровососа и помочь близким, родным выбраться из нищеты, тем самым восстановив справедливость.

Но ещё до убийства, а тем более после него все логически выверенные построения рушатся. Его холодную теорию опровергают, в первую очередь, его же душа, совесть, человеческая натура, явившиеся в первом сне. В припадке полубезумия после убийства процентщицы он убивает добрую, детски-беззащитную сестру её Лизавету, которая в его сознании находится в одном ряду с Дуней, Соней, его собственным сердцем. Не зря впоследствии он сам назовёт себя «вошью эстетической», имея в виду то, что, возомнив себя властелином и убив, он не вынес этих убийств, душа его оказалась слишком красивой, нравственной.

Мучений Раскольникову добавляют так называемые «двойники» — герои, в чьих теориях или поступках в той или иной мере отражаются идеи и действия главного персонажа. Среди них законченный подлец Лужин, прошедший свой циничный путь властелина до конца, морально убивший немало людей; развратный и одновременно несчастный Свидригайлов, которого внутренняя борьба между вседозволенностью и собственной душой ведёт к самоуничтожению; вынашивавший в молодости подобную «теорийку» Порфирий Петрович, измучивший теперь Раскольникова на допросах своим пониманием и проницательностью.

Но главное наказание Раскольникова – Соня, которой герой открывается первой, уйдя в себя и прячась от всех остальных, даже от матери и Дуни. Соня – не только реальная героиня, но и своего рода символ совести, человечности самого Раскольникова, вторая сторона его сознания. Оба они переступили и оба жертвенники. Но он переступил, физически пожертвовав жизнями других, в итоге морально убив себя. А Соня, переступая нравственный закон, изначально жертвует собой ради спасения других и оказывается права, потому что действует не во имя зла или выгоды, а во имя добра, из сострадания и любви. Её смирение равносильно подлинному бунту, так как именно она, а не Раскольников в результате смогла что-то изменить к лучшему. Не зря в сцене признания Раскольникова Соне героиня выглядит намного сильнее и увереннее героя, что без труда подтверждает текстуальный анализ.

На каторге Раскольников проходит через отчуждение, ненависть окружающих и болезнь. А любящая Соня всем помогает, каторжники инстинктивно тянутся к ней. Её любовь и сострадание, дополненные христианской внутренней силой, спасают Раскольникова, очищая его душу от скверны, рождают и в нём ответную любовь, окончательно разрушающую холодную теорию. В финале романа великого путаника и святую грешницу «воскресила любовь». Соня стала не только главным наказанием Раскольникова, но и главным его спасителем.

Достоевский в своём романе через судьбы двух главных героев выдвигает, но затем художественно убедительно и всесторонне разрушает рациональную наполеоновскую идею восстановления справедливости с помощью присвоения немногим избранным права на насилие и кровь.

Читайте также:
Предметный мир в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Примерный план портретной характеристики героя

1. Общее представление о произведении и герое.

2. Характеристика фрагмента текста, в котором встречается портрет героя, с определением её текстового объёма, места, роли, значения.

3. Детальное аналитическое наблюдение над элементами портрета, рисующими психологический образ героя.

4. Сопоставление данного портрета с другими (если они есть в произведении).

5. раскрытие авторского отношения к персонажу через портретную характеристику.

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе “Преступление и наказание”

Раскольников
(актер Г. Тараторкин,
кадр из фильма 1969 г.)

Родион Раскольников является главным героем романа “Преступление и наказание” Достоевского.

В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе “Преступление и наказание”.

Смотрите:
– Все материалы по “Преступлению и наказанию”
– Все статьи о Раскольникове

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе “Преступление и наказание”

Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.

Главная причина преступления Раскольникова

На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи-процентщицы. Да, молодой человек беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий, но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях.Суть теории заключается в том, что люди якобы делятся на два вида:

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть “материал” для великих

Раскольников решает проверить свою теорию на практике и доказать себе, что он принадлежит к числу великих людей, как Наполеон, и не является “тварью дрожащей”.

Что еще подталкивает Раскольникова к преступлению?

Неприязнь к старухе-процентщице

Раскольников считает старуху-процентщицу “вошью”, которая недостойна жить. Он находит оправдание будущему преступлению в том, что старуха:

  • злая, жестокая и жадная женщина
  • наживается на чужой беде, давая деньги под залог на невыгодных условиях
  • использует свою слабоумную сестру Лизавету в качестве рабыни
  • написала завещание, согласно которому почти все ее состояние переходит не к ее сестре Лизавете, а какому-то монастырю

Другие обстоятельства

Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

  • Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
  • Накануне преступления Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю его дочери Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизнь непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова удручающее впечатление.
  • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Молодой человек против того, чтобы сестра шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
  • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
  • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время (“завтра в 7 часов вечера”).
  • Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери героя, его комната отчасти виновата в том, что тот чувствует себя несчастным.
  • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть “зацикленности” на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.
Читайте также:
Уроки Достоевского по роману Преступление и наказание: сочинение

Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают преступления Раскольникова.



Раскольников после преступления

Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей ужасной теории. Он понимает, что не является “Наполеоном” и не способен ценой преступления строить “светлое будущее”. Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов герой сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.

Бунт Родиона Раскольникова

Скачать сочинение

В 1866 году Ф. М. Достоевский написал роман «Преступление и наказание». Это сложное произведение, поражающее философской глубиной поставленных в нем вопросов и психологичностью обрисовки характеров главных действующих лиц. Роман захватывает остротой социальных проблем и странностью повествования. В нем на первом плане находятся не уголовной преступление, а то наказание (нравственное и физическое), которое несет преступник. Не случайно из шести частей только первая часть романа посвящена описанию преступления, а все остальные и эпилог – наказанию за него.
В центре повествования находится образ Родиона Раскольникова, совершившего убийство «по совести». Сам по себе Раскольников не преступник. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. Раскольников помогает отцу умершего товарища, отдает последние деньги на похороны Мармеладова. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. Родион перестал посещать университет, потому что ему нечем платить за обучение; ему приходится избегать хозяйку, т. к. накопился долг за комнату; он болен, голодает… И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Действие романа развертывается в районе Сенной площади, где жили бедные чиновники, ремесленники, студенты. А совсем рядом находился Невский проспект с дорогими магазинами, шикарными дворцами, изысканными ресторанами. Раскольников видит, что общество устроено несправедливо: одни купаются в роскоши, а другие погибают от голода. Он хочет изменить мир. Но это сможет сделать только необыкновенный человек, способный «сломать, что надо, раз навсегда» и взять власть «над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». «Свобода и власть, а главное – власть. Вот цель!» – говорит Раскольников Соне Мармеладовой.
Под низким потолком комнаты в уме голодного человека зарождается чудовищная теория. Согласно этой теории, все люди делятся на два «разряда»: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, «властелинов судьбы» 0 таких, как Наполеон. Они способны навязать большинству свою волю, способны во имя прогресса или высокой идеи, не задумываясь, «перешагнуть через кровь». Раскольников хочет быть добрым властелином, защитником «униженных и оскорбленных», он поднимает бунт против несправедливого общественного устройства. Но его мучает вопрос: властелин ли он? «Тварь я дрожащая или право имею?» – спрашивает он себя. Чтобы получить ответ, раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы. Это как бы эксперимент над собой: способен ли он, как властелин, перешагнуть через кровь? Конечно, герой находит «предлог» для убийства: ограбить богатую и никчемную старушонку и на ее деньги спасти от нищеты и гибели сотни молодых людей. Но тем не менее Раскольников всегда внутренне осознавал, что совершил убийство не по этой причине и не потому, что был голоден, и даже не во имя спасения сестры Дуни от брака с Лужиным, а для того, чтобы проверить себя.
Это преступление навсегда отгородило его от других людей. Раскольников чувствует себя убийцей, на его руках – кровь невинных жертв. Одно преступление неизбежно влечет за собой другое: убив старуху, Раскольников был вынужден убить ее сестру – «безвинную Лизавету». Достоевский убедительно доказывает, что ни одна цель, даже самая высокая и благородная, не может служить оправданием для преступных средств. Все счастье в мире не стоит единой слезинки ребенка. И понимание этого, в конце концов, приходит к Раскольникову.
Но раскаяние и осознание вины далось ему не сразу. Это произошло во многом благодаря спасительному влиянию Сони Мармеладовой. Именно ее доброта, вера в людей и в Бога помогли Раскольникову отказаться от своей бесчеловечной теории. Лишь на каторге произошел перелом в его душе, и началось постепенное возвращение к людям.
Только через веру в Бога, через раскаяние и самопожертвование могло, по мнению Достоевского, произойти воскрешение мертвой души Раскольникова и любого другого человека. Не индивидуалистический бунт, а красота и любовь спасут мир.

Читайте также:
О наружности Нежданова: сочинение

75401 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Бунт Родиона Раскольникова

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Нравственный идеал в произведении Достоевского ” Преступление и наказание”

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» открывает для размышления многие непростые вопросы: социальные, философские, этические. Среди них – проблема нравственного идеала. Достижим ли он? Что способно изменить жестокий мир? Для автора этот идеал воплощён в образе Сонечки Мармеладовой.
С первых страниц романа мы погружаемся в страшные картины нищеты, невыносимой духоты жизни. Общество, в котором живёт Родион Раскольников, бесчеловечно. В отношениях между людьми место доброты, сочувствия, милосердия прочно занимают жестокость, равнодушие, ненависть. Человек одинок в своих несчастьях. Он загнан в тупик и обречён на преступление, в том числе и против себя. Так совершает уголовное и одновременно нравственное преступление Раскольников.
Познакомившись с Соней Мармеладовой, Раскольников открывает для себя новый мир, в котором есть место человеческому братству, любви, взаимоуважению. Раскольников откровенен с Соней, тоже преступницей, не случайно. Внешне кажется, что она затоптала свою гордость и честь в будничной грязи, ведёт безнравственную жизнь. Поэтому сначала герой хочет найти в девушке «единомышленника» по преступлению («Пойдём вместе… Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою»). Но преступление Раскольникова и Сони нельзя сравнивать. Каждый из них несёт свою правду. Правда Сони окажется сильнее. Встреча с ней круто меняет жизнь Раскольникова. Новые отношения стали началом его духовного выздоровления.
Из исповеди Мармеладова, отца девушки, мы понимаем, что Соня занялась постыдным, унизительным делом ради своей несчастной семьи: пьяницы-отца, брата и сестёр, больной мачехи Катерины Ивановны. Раскольников видит Соню человеком любящим, отзывчивым, чутким, когда та с заботой и пониманием отзывается о чахоточной Катерине Ивановне. «Какое-то ненасытимое сострадание, если можно так выразиться, изобразилось вдруг во всех чертах лица» её, – замечает автор. Соня обладает сильной натурой, во имя любви к близким, ради спасения их от голодной смерти она готова принести себя в жертву. Соня сознательно идёт на позор и унижение, но духовно она чиста.
Раскольникову, показалось странным, что после признания в убийстве процентщицы Сонечка отнеслась к преступнику с состраданием вместо ожидаемой или ненависти или хотя бы пренебрежения: «Странная какая ты, Соня, – обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это». Необычным показалось герою необъяснимая связь девушки с Лизаветой: «Лизавета! Странно. какие-то таинственные сходки с Лизаветой». Но в мире униженных и оскорблённых Мармеладовых живут братская любовь и сострадание, что так незнакомо, но так необходимо Раскольникову.
При первой встрече героев мы видим Соню тихой, кроткой, покорной. Но разговор о Боге преобразил девушку: «Что же бы я без бога-то была? – быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку». На вопрос Раскольникова, что даёт ей взамен бог она «вскрикнула», «строго и гневно смотря на него»: «Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите. ». Перед нами теперь сильная, решительная, гневная Сонечка. Она живёт верой в бога и видит причину преступления Раскольникова в отречении от бога: «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»
Думаю, Достоевский хочет донести до нас мысль, что остаться с незапятнанной душой Соне помогла христианская религия, искренняя вера в бога. Раскольников и Сонечка противопоставляются в романе, хотя по христианским законам оба великие грешники. У каждого свои идеалы. Раскольников не может принять жизнь такой, какая она есть. Он живёт разумом. Теория Раскольникова не освещена любовью к человеку, толкая его на путь насилия, в результате душа страдает. Герой презирает себя за сострадание к другим, считая это слабостью.
Соня живёт сердцем, Да, она смиряется с обстоятельствами и страдает, жертвуя собой, но тем самым сохраняя моральную чистоту. Потому её чуткая, отзывчивая душа излучает свет, обладает целительной силой. Девушка видит искупление вины Раскольникова страданием.
В конце романа Раскольников принимает путь Сони. Они пойдут по нему вместе. Под подушкой у Раскольникова евангелие – вечная книга, которая учит: не убий, возлюби ближнего. Соня помогает Раскольникову возродиться. Теория Раскольникова – страшная теория, которая разрешает кровь по совести.
Таким образом, Соня Мармеладова – истинный нравственный идеал Достоевского. Она утверждает любовь, милосердие, всепрощение, противостоящее злу. Писатель уверен, с помощью насилия не спасти мир. На вопрос «Как жить?» у него один ответ – не убивать, а любить и делать добро. И любовью и добротой мир спасётся.

Читайте также:
Бог и Дьявол в душе Родиона Раскольникова: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Нравственный идеал в произведении Достоевского ” Преступление и наказание”

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману «Преступление и наказание»): сочинение

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» открывает для размышления многие непростые вопросы: социальные, философские, этические. Среди них – проблема нравственного идеала. Достижим ли он? Что способно изменить жестокий мир? Для автора этот идеал воплощён в образе Сонечки Мармеладовой.

С первых страниц романа мы погружаемся в страшные картины нищеты, невыносимой духоты жизни. Общество, в котором живёт Родион Раскольников, бесчеловечно. В отношениях между людьми место доброты, сочувствия, милосердия прочно занимают жестокость, равнодушие, ненависть. Человек одинок в своих несчастьях. Он загнан в тупик и обречён на преступление, в том числе и против себя. Так совершает уголовное и одновременно нравственное преступление Раскольников.

Познакомившись с Соней Мармеладовой, Раскольников открывает для себя новый мир, в котором есть место человеческому братству, любви, взаимоуважению. Раскольников откровенен с Соней, тоже преступницей, не случайно. Внешне кажется, что она затоптала свою гордость и честь в будничной грязи, ведёт безнравственную жизнь. Поэтому сначала герой хочет найти в девушке «единомышленника» по преступлению («Пойдём вместе… Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою»). Но преступление Раскольникова и Сони нельзя сравнивать. Каждый из них несёт свою правду. Правда Сони окажется сильнее. Встреча с ней круто меняет жизнь Раскольникова. Новые отношения стали началом его духовного выздоровления.

Из исповеди Мармеладова, отца девушки, мы понимаем, что Соня занялась постыдным, унизительным делом ради своей несчастной семьи: пьяницы-отца, брата и сестёр, больной мачехи Катерины Ивановны. Раскольников видит Соню человеком любящим, отзывчивым, чутким, когда та с заботой и пониманием отзывается о чахоточной Катерине Ивановне. «Какое-то ненасытимое сострадание, если можно так выразиться, изобразилось вдруг во всех чертах лица» её, – замечает автор. Соня обладает сильной натурой, во имя любви к близким, ради спасения их от голодной смерти она готова принести себя в жертву. Соня сознательно идёт на позор и унижение, но духовно она чиста.

Раскольникову, показалось странным, что после признания в убийстве процентщицы Сонечка отнеслась к преступнику с состраданием вместо ожидаемой или ненависти или хотя бы пренебрежения: «Странная какая ты, Соня, – обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это». Необычным показалось герою необъяснимая связь девушки с Лизаветой: «Лизавета! Странно. какие-то таинственные сходки с Лизаветой». Но в мире униженных и оскорблённых Мармеладовых живут братская любовь и сострадание, что так незнакомо, но так необходимо Раскольникову.

Читайте также:
Теория Раскольникова и её разоблачение: сочинение

При первой встрече героев мы видим Соню тихой, кроткой, покорной. Но разговор о Боге преобразил девушку: «Что же бы я без бога-то была? – быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку». На вопрос Раскольникова, что даёт ей взамен бог она «вскрикнула», «строго и гневно смотря на него»: «Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите. ». Перед нами теперь сильная, решительная, гневная Сонечка. Она живёт верой в бога и видит причину преступления Раскольникова в отречении от бога: «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»

Думаю, Достоевский хочет донести до нас мысль, что остаться с незапятнанной душой Соне помогла христианская религия, искренняя вера в бога. Раскольников и Сонечка противопоставляются в романе, хотя по христианским законам оба великие грешники. У каждого свои идеалы. Раскольников не может принять жизнь такой, какая она есть. Он живёт разумом. Теория Раскольникова не освещена любовью к человеку, толкая его на путь насилия, в результате душа страдает. Герой презирает себя за сострадание к другим, считая это слабостью.

Соня живёт сердцем, Да, она смиряется с обстоятельствами и страдает, жертвуя собой, но тем самым сохраняя моральную чистоту. Потому её чуткая, отзывчивая душа излучает свет, обладает целительной силой. Девушка видит искупление вины Раскольникова страданием.

В конце романа Раскольников принимает путь Сони. Они пойдут по нему вместе. Под подушкой у Раскольникова евангелие – вечная книга, которая учит: не убий, возлюби ближнего. Соня помогает Раскольникову возродиться. Теория Раскольникова – страшная теория, которая разрешает кровь по совести.

Таким образом, Соня Мармеладова – истинный нравственный идеал Достоевского. Она утверждает любовь, милосердие, всепрощение, противостоящее злу. Писатель уверен, с помощью насилия не спасти мир. На вопрос «Как жить?» у него один ответ – не убивать, а любить и делать добро. И любовью и добротой мир спасётся.

Сочинение Нравственный идеал в романе Преступление и наказание Достоевского

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский отразил свой нравственный идеал в человеке. Как утверждал великий писатель, основой жизни является доброта и любовь.

В произведении описываются ужасающие картины: с одной стороны кричащая нищета, бедность, беззаконие, а с другой – богатство, великолепие, вседозволенность. По мнению Достоевского, в этом мире есть только один путь решения – это человеколюбие, готовность к бескорыстной жертве, доброта и милосердие. Автор использует образ Сони Мармеладовой, чтобы воплотить в ней идеал нравственности.

Соня – девушка восемнадцати лет, стройного телосложения, прекрасными голубыми глазами и добрым, простодушным выражением лица. Софья, несмотря на свой возраст, выглядела как ребенок, на что автор обращает особое внимание, ведь детский облик – признак кристально чистой души. Образу Сони противопоставляется образ Родиона Раскольникова, создавший бесчеловечную теорию, которая делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», первым присуща вседозволенность, а вторым – ничего, кроме раболепия. Чтобы узнать, как эта теория может применяться на практике, он принимает решение совершить жуткое злодеяние, возомнив себя судьей, который может решать, кого лишать жизни, а кому ее сохранить.

Однако, герою присущи такие качества, как душевность, сострадание, ненависть к жестокому обращению, которые он не учел, решая совершить убийство. После сна, который приснился ему накануне страшной казни, Раскольников хочет изменить свое решение, отказаться от этой идеи. Но ужасающая теория берет верх над ним, и Родион убивает старуху. По его мнению, она совершенно бесполезна и вредна. Но он не учел тот факт, что у его преступления будет свидетель в виде Лизаветы, которую он вынужден также убить.

После свершения жуткого злодеяния, Родион Раскольников заболевает, и это свидетельствует о его добродушии, чуткости. Ведь и до преступления герой испытывал сомнения, правильно ли он поступит, не нарушает ли одну из главных заповедей – возлюби ближнего своего, имеет ли он право лишать кого-то жизни. После убийства, герой понимает, что он совершил страшную ошибку, и теперь ему необходимо исповедаться и покаяться, каким-то образом искупить свою вину. В этом помогает ему Соня Мармеладова, которая наставляет его на путь истинный, нравственный, призывает его к признанию в своем преступлении, и понести за него наказание.

Читайте также:
«Бедные люди» — первый роман Ф. М. Достоевского: сочинение

Ф.М. Достоевский в качестве нравственного идеала использует не только Софью, как пример для подражания, но и Родиона, как пример прохождения тяжелого пути от падшего и жесткого грешника до человечного, сострадающего человека.

2 вариант

Автор «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевский утверждал, что доброта и любовь составляют основу каждой жизни. При помощи романа и своих персонажей он показал, как видит нравственный идеал.

Произведение полно контрастов. Описание бедности и беззакония сменяется описанием роскоши и величия. Достоевский считал, что общество должно действовать согласно принципам гуманности, то есть любить людей, быть по отношению к ним добрыми и сочувствующими. Образом нравственности в «Преступлении и наказании» является Соня Мармеладова.

Соня совершеннолетняя девушка, красивая и стройная. Глаза у неё голубого цвета, а характер добрый. Софья ребёнок с чистой душой.

Образ Родиона Раскольникова противоположен образу Софьи. Он создал теорию, которая разделяет всех людей на тех кто «имеет право» и тех кто «тварь дрожащая». Первые могут делать всё, что заходят, а вторые должны склоняться перед ними. Имея цель узнать, как данная теория работает на практике, Раскольников убивает старушку. Он словно представляет себя судьёй, который выносит решения о казни или помиловании.

Родион не закоренелый преступник, он уметь сострадать. Но всё же сон и собственные переживания не смогли его остановить от совершения убийства, потому что все сомнения победила теория.

Он считает, что старуха бесполезная, обладает только негативными качествами и поэтому убивает её. К сожалению, ещё приходиться избавиться и от свидетельницы Лизаветы.

После совершения убийства Родион жалеет о своём поступке, становиться очень болезненным и постоянно погруженным в свои мысли. Он понял, что не имел право нарушать библейские заповеди, лишить жизни другого человека, пусть даже плохого. Раскольникову нужно было сделать что-то для искупления вины.

Именно в этом ему и помогла Софья, направив его на правильный путь, она сказала ему пойти и сознаться в преступлении, получить за него строгое, но справедливое наказание.

В произведении нравственным идеалом выступает кроме Сони и сам Родион. Он прошёл большой путь от человека грешного и до того, кто готов искупить свою вину.

Удивительно, что убийца и женщина лёгкого поведения, казалось бы, самые безнравственные люди, на самом деле оказались очень нравственными и достойными уважения.

Таким образом, Софья оказала большое влияние на Родиона. Я думаю, что он после отбывания наказания станет более нравственным и благоразумным.

Также читают:

Картинка к сочинению Нравственный идеал в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Школа приближается к своему завершению и за ней только начинается настоящая жизнь, где меня ожидает множество новых открытий, трудностей, волнующих побед и поучительных поражений

Но есть в этом загадочном времени года прекрасная пора, которую мы называем золотой осенью, когда деревья наряжаются в разноцветные платья: рыжие, золотистые, ярко-оранжевые, коричневые

«Песнь про царя Ивана Васильевича» – легендарная поэма великого писателя Лермонтова. Здесь повествуется о ссоре, которая произошла из-за разных мнений на жизнь

Человек является частью социума. Потребность в общении заложена в людях с рождения от природы. Человек не сможет в одиночку справляться с житейскими трудностями и опасностями. Каждую минуту мы должны знать

Муму – собака беспородная. Она является дворняжкой, но при этом достаточно сообразительная и умная, что доказывает ее поведение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: