Человек – целый мир (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.): сочинение

Сочинение на тему «Тема ‘маленького человека’ в произведениях Федора Михайловича Достоевского»

Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского (сочинение)

Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель». Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.

В творчестве Ф.М. Достоевского тема «маленького человека» приобрела гуманистическую направленность. Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их «человеческих» качествах.

Любой человек только лишь по праву своего рождения имеет право на жизнь, свободу, личное счастье — вот первое, что приходит на ум, когда читаешь Достоевского. Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как, например, гоголевский Акакий Акакиевич: его герои — все эти «бедные люди» — по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

В романе «Бедные люди» рассказывается о жизни мелкого чиновника Макара Девушкина и Вареньки. Каждый из них в полной мере испытал на себе все тяготы нищеты и социального притеснения. Для более полного раскрытия психологии персонажей, их чувств и переживаний автор избрал форму романа в письмах.

Достоевский показывает нам внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» — обитателей петербургских трущоб. Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии.

Творческим продолжением и углублением темы «маленького человека» явился роман «Преступление и наказание». В нём писатель показал ту жестокую правду жизни, невольным свидетелем которой был он сам. Обращаясь к психологическим причинам, толкающим человека на совершение греха («преступления»), Достоевский опять же рисует картины жизни петербургских трущоб, столь непохожих на парадную роскошь этого города. Нищета и пороки поселились здесь, кажется, навсегда.

Писатель показывает нам нескончаемую полосу человеческих страданий, из которых, на первый взгляд, нет выхода. Осознание этой безысходности, по моему мнению, особенно выразительно писатель показывает в монологе Мармеладова: «…бедность не порок, это истина… Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Однако на этом мрачном и отвратительном фоне мы видим пример настоящего душевного подвига — самоотверженость Сони Мармеладовой, «вечной Сонечки». Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, она вынуждена торговать своим телом. В этом её выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью. Именно Сонечка Мармеладова выступает в романе носительницей той нравственной чистоты и красоты, которая, по словам самого писателя, «спасёт мир».

Но чистота души вовсе не является чертой, непременно присущей «маленькому человеку» Достоевского. Скорее наоборот: трудности и несправедливости жизни, пороки общества приводят таких людей, как Родион Раскольников, к болезненному протесту против существующей действительности. В основе такого протеста лежат антигуманные по своей сути идеи героя. К ним следует отнести и теорию Раскольникова о сильной личности, о делении всего человечества на «имеющих право» и «тварей дрожащих». Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей.

Духовное перерождение Раскольникова, начавшееся в финале романа, выражает надежду Достоевского на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему писатель видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению. По сути, для Достоевского нет «маленьких» и «больших» людей: все люди имеют общего Отца, и потому жизнь каждого из них — высшая ценность в этом мире.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Сочинение на тему «Тема ‘маленького человека’ в произведениях Федора Михайловича Достоевского»

«Маленький человек» — одна из основных тем русской литературы. Появилась она в период формирования реалистического метода. «Маленький человек» — явление социальное, этическое и психологическое.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Человек!… Это звучит… гордо! — М.Горький «На дне»

«Маленький человек» — одна из основных тем русской литературы. Появилась она в период формирования реалистического метода. «Маленький человек» — явление социальное, этическое и психологическое. В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин вызывает сочувствие, жалость, сострадание. Автор хочет обратить на него внимание современников. «Маленький человек» Н. В. Гоголя, главный герой повести «Шинель», еще «меньше», чем станционный смотритель А. С. Пушкина. Акакий Акакакиевич беден и в социальном, и в духовном плане, он был совершенно забит жизнью. Но Гоголь начал изучать внутренний мир «маленького человека», хотя и представил его нам заурядным, почти не отличающимся от других забитым человеком.

Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, например, в романе «Бедные люди». Это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.

Читайте также:
Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: сочинение

Ужасна жизнь вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследований низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского о том, что главное в «маленьком человеке» – это его натура.

Для бедного человека основа жизни — это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши». Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевичи очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.

Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради друг друга. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.

Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложена». Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.

«Маленький человек» по Достоевскому осознает себя «маленьким»: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?…». Главный герой «сентиментального романа» «Белые ночи»(1848) – «мечтатель». Понимая ужас своего положения, «маленький человек» пытается уберечь себя от унизительной ,серой жизни в грезах, мечтаниях, снах. Это, возможно, во многом спасает его душу от постоянного унижения. Герои романа «Белые ночи» обладают духовной красотой, возвышенным благородством, поэтичностью натуры. «Мечтатель», бескорыстно влюбленный во встретившуюся на улице девушку Настеньку, самоотверженно помогает ей найти любимого и считает эту любовь великим счастьем: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которые ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу». Это слова «маленького человека», лишенного любви. Чистота и бескорыстность возвышают его. Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.

Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются в романе и создают фон, на котором показаны трагичные судьбы «маленьких людей» — Семена Мармеладова, Сонечки, Дунечки и многих других «униженных и оскорбленных». Лучшие, чистейшие, благороднейшие натуры (Сонечка, Дунечка) падают и будут падать, пока существуют болезненные законы и больное общество, создавшее их.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Мармеладов, потерявший от безысходности человеческий облик, спившийся и убитый безмерным горем, не забыл , что он человек, не утратил чувства безграничной любви к детям и жене. Семен Захарович Мармеладов был не в состоянии помочь своей семье и себе. Его исповедь в грязном трактире говорит о том, что «маленького человека» пожалеет только Бог, и «маленький человек» велик в своих бесконечных страданиях. Эти страдания выносятся на улицу в огромный равнодушно холодный Петербург. Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).

«Маленький человек» — это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных желтых вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу. «Маленькие люди» по Достоевскому малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире.

Ф. М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать. Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции. Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а именно в «маленького человека», который находится под гнетом безжалостных людей.

Читайте также:
Героиня романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.

«Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке.

Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».

Творчество Достоевского, сообщение (кратко самое главное)

Детство и юность

Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, имевшего звание штаб-лекаря, Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Детство будущего писателя, его братьев и сестер прошло в Москве, в той самой больнице, где служил глава семейства. И хотя Достоевские жили более чем скромно, сам Федор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни. По вечерам в семье часто устраивали чтения различных произведений: от «Истории государства Российского» Карамзина до стихотворений Жуковского, а няня Алёна Фролова рассказывала детям сказки народов мира, что и зародило в молодом сердце Федора любовь к литературе. А после получения Михаилом Достоевским права на потомственное дворянство семья обзавелась небольшим поместьем в Тульской губернии и лето проводила там.

Особое внимание в воспитании детей отводилось образованию. Отец лично преподавал своим детям латынь, а наемные учителя обучали русской словесности и французскому языку, арифметике, географии, а также Закону Божьему. Кроме того, несколько лет Федор со старшим братом Михаилом обучались в престижном московском пансионе. После того как в 1837 году Федор Достоевский потерял мать, его вместе с братом отправили учиться в Петербург – в Главное инженерное училище. Но сам Федор Михайлович уже тогда понимал, что его будущее не будет связано с точными науками, душа тяготела к поэзии и литературе.

Окончил училище будущий писатель в 1843 году и был сразу зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но служба по специальности продлилась всего около года, окончательно решив, что это «не его» стезя, Федор Достоевский подал в отставку и занялся литературой.

Сочинение: Актуальность творчества Ф.М. Достоевского

  • Достоевский, Фёдор Михайлович — Биография и творчество

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Ф.М. Достоевский — явление всемирной литературы — открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Подчеркнем, что Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммированно присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже «малое» сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий «индивид» и «нация», а Достоевский поставил перед русской литературой реальности — «личность» и «народ».

Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе.

Художественный мир Достоевского — это мир мысли и напряженных исканий. Те же социальные обстоятельства, которые разъединяют людей и порождают в их душах зло, активизируют, согласно диагнозу писателя, их сознание, толкают героев на путь сопротивления, порождают у них стремление всесторонне осмыслить не только противоречия современной им эпохи, но и итоги и перспективы всей истории человечества, пробуждают их разум и совесть. Отсюда — острый интеллектуализм романов Достоевского, который особенно ценен в наши дни.

Произведения писателя насыщены философской мыслью, столь близкой людям нашего времени, и родственны лучшим образцам литературы XX века.

Достоевский необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.

Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены — и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.

Читайте также:
Христианские мотивы и образы “Преступление и наказание”: сочинение

Эти вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений Достоевского-художника и мыслителя, приобрели особое значение в наши дни. Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о создании гармонического строя общественных и нравственных отношений и о воспитании полноценного, здорового духовно человека.

Творчество Достоевского уходит корнями в русскую культуру прошлого до самых отдаленных веков. И в то же время оно связано со всей современной ему культурой, философией, литературой и искусством. Глубокий всемирно-исторический смысл обрели в его понимании вечно живые «Божественная комедия» Данте, образ Дон Кихота, Алексей-человек божий или Мария Египетская, так же, как Клеопатра или Наполеон оказывались для него символами судеб и переживаний человека его эпохи с их муками и исканиями. И так же он смотрел на Книгу Иова или на Евангелие, в которых видел отражение волнений человека и духовных исканий не только прошлого, но и своей эпохи. Даже в маленьком стихотворении Фета он стремился раскрыть выражение тоски человечества по идеалу. В свою очередь, изображая текущую, злободневную современность, Достоевский умел поднять ее до высот трагедии.

Стоявший перед писателем вопрос об объединении разума и морали личности и человечества с его нравственным миром, хранящим в себе опыт поколений, их совесть и мудрость, приобрел громадное значение сегодня. Достоевский побуждал думать величайших писателей XIX века, решать самые важные вопросы жизни он побуждает сегодня нас.

Н.А. Добролюбов в статье «Забитые люди» сформулировал направления напряженной мыслительной деятельности Достоевского:

Трагический пафос, связанный с болью о человеке;

Гуманистическое сочувствие человеку, испытывающему боль;

Высокая степень самосознания героев, которые страстно хотят быть настоящими людьми и одновременно признают себя бессильными.

К ним можно добавить: постоянную сосредоточенность писателя на проблемы современности; интерес к жизни и психологии городской бедноты; погружение в самые глубокие и мрачные круги ада души человека; отношение к литературе как способу художественного предвидения будущего развития человечества.

Все это делает творчество Достоевского особенно значительным, современным и масштабным для нас сегодня.

Список литературы

Ф.М. Достоевский и мировая литература. Беседа в редакции. Журнал «Иностранная литература», 1981; N 1. с. 179-214.

Русская классическая литература. Разборы и анализы. М. 1969 с. 281-306.

Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М., 1980, с. 12-22.

Селезнев Ю.В. В мире Достоевского. М., 1980.

Начало творческого пути

В этот период своей жизни будущее светило русской литературы много читал, особенно ему нравились произведения Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди отечественных авторов Достоевский предпочитал стихи Александра Пушкина, Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, а также произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина.

Весной 1845 года Федор Достоевский закончил работу над своим первым романом «Бедные люди». Труд молодого дарования был восторженно принят петербургской публикой. Виссарион Белинский и Николай Некрасов не скупились на хвалебные эпитеты в адрес Достоевского. Последний даже опубликовал произведение в своем альманахе «Петербургский сборник». А вот оценка следующего творения – повести «Двойник» – была куда более сдержанной. Читатели посчитали этот литературный труд слишком затянутым и скучным, и автору пришлось перерабатывать сюжет. Однако это обстоятельство нисколько не охладило литературный пыл Достоевского, он продолжил активно писать.

Каторга

В 1847 году Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлекся политикой. На собраниях кружка Петрашевского он обсуждал вместе с единомышленниками проблемы российской действительности, и вошел в одно из наиболее радикальных по своим взглядам тайных обществ. В конце апреля 1849 года писатель в числе других был арестован и 8 месяцев провел в Петропавловской крепости. Приговор суда была чрезвычайно суров к литературному гению – расстрел. Но судьба смилостивилась и петрашевцам незадолго до казни смягчили приговор, но сам писатель узнал об этом только в последний момент, в день казни. Федора Достоевского отправили на каторгу в Омск на 8 лет, которую Николай I сократил до 4 лет с последующей службой рядовым в Семипалатинске. После своей коронации в 1856 году император Александр II подписал помилование.

Каторга не прошла бесследно для Достоевского, на основании этого своего жизненного опыта он написал «Записки из Мертвого дома», где рассказал о жизни каторжан. В произведении доминировали реальные факты и персонажи, но присутствовали и вымышленные. Тем не менее суровые реалии подобного исправительного труда стали для петербургской публики шоком, вернувшим литературное признание Достоевскому.

Зрелые годы

В последующие годы из-под пера писателя вышел роман «Униженные и оскорбленные», повесть «Записки из подполья», а также рассказ «Скверный анекдот». Однако политические взгляды Достоевского продолжали играть существенную роль, в 1860-е годы он вместе с братом издает журналы «Время» и «Эпоха», основанные на идеологии «почвенничества». С 1862 года писатель много путешествует. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Британии. За рубежом Достоевский пристрастился к игре в рулетку, проигрывал большие суммы, и результатом этого жизненного опыта стал знаменитый роман «Игрок».

В следующие два десятилетия Федор Достоевский написал главные романы в своей жизни, их еще называют «великим пятикнижием» — «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток». Эти романы стали классикой мировой литературы и вошли в число самых известных и читаемых литературных произведений.

Роман «Братья Карамазовы» стал последним в жизни писателя, работу над ним он закончил в ноябре 1880 года, а 9 феврале (28 января) 1881 года великого Достоевского не стало. Писателя похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Проститься с ним пришло множество людей, траурная процессия растянулась более чем на километр.

Читайте также:
Социальный философский и религиозный смысл преступления: сочинение

Сочинения по творчеству Достоевского

  • Сочинения
  • Достоевский
    • Теория Раскольникова и ее крах
    • Двойники Раскольникова
    • По роману Преступление и наказание
    • Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова
    • Петербург Достоевского
    • По повести Белые ночи
    • Родион Раскольников и Соня Мармеладова
    • Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание
    • Тема семьи в романе Преступление и наказание
    • Причины преступления Раскольникова
    • Лужин в произведении Преступление и наказание
    • Порфирий Петрович в произведении Преступление и наказание
    • Характеристика семьи Мармеладовых в романе Преступление и наказание
    • Свидригайлов в романе Преступление и наказание
    • Характеристика главных героев романа Преступление и наказание
    • Образ Петербурга в романе Преступление и наказание
    • Мармеладов в произведении Преступление и наказание
    • Лебезятников в произведении Преступление и наказание
    • Преступление и наказание — история создания романа
    • Женские образы произведения Преступление и наказание
    • Анализ «Белые ночи»
    • Мечтатель в повести Белые ночи
    • Анализ романа «Бедные люди»
    • Соня Мармеладова (Характеристика и образ)
    • Сны Раскольникова (роль и значение)

    Всем известно, что творчество великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского вырастило огромное число почитателей его таланта. Но при этом его книги очень глубокие и философские по своей сути и каждое слово буквально наполнено пищей для мозга человека, которую ему приходится переваривать в процессе чтения. Все его книги показывают саму суть человечества, в первую очередь демонстрируя через своих главных героев пороки и комплексы всего человечества. Не зря ведь говорят, что в каждом из нас живет Раскольников. По-сути прочитав книги Достоевского и прочувствовав на себе все прелести его повествований можно пройти своеобразный бесплатный курс психотерапии и таким образом решить вопросы относительно собственных психологических проблем. Это поможет взглянуть на мир иными глазами и начать жить здорово и весело. Также стоит отметить, что книги Достоевского популярны по всему миру и переведены на множество языков. Если человек хочет в момент прокачать свои мозги, ему стоит прочитать книги Достоевского и уровень его IQ многократно повысится.

    Ведь например тот же его роман Преступление и наказание заставляет не только сопереживать главным героям и следить за нелегкой судьбой Родиона Раскольникова, но и при этом человек проецирует все происходящее на себя и от этого ему становится явно не по себе. Это конечно же заставляет чувствовать себя болезненно, в этом собственно и была задумка Достоевского. Теперь вам ясно почему появилось точное высказывание, что в каждом из нас живет свой Родион Раскольников? Добавлю от себя, живет он в каждом из нас в большей или в меньшей степени и в разные периоды времени этот самый Раскольников или становится больше или меньше.

    Поднимается и вопрос человечности в данном романе и каждый для себя может понять как ему вести себя в тех или иных конфликтных ситуациях, как разрешать их без ущерба как для родных и близких нам людей, так и в случае с коллегами по работе, друзьями и знакомыми. Ну а сами книги Достоевского очень полезны в этом плане, поэтому следует начать их изучение, ведь это сделает не только умнее вас, но и поможет смотреть на те или иные жизненные ситуации под другими углами.

    Мир Ф. М. Достоевского

    Романы и рассказы Достоевского поражают глубоким психологизмом, накалом страстей, сильными идеями и поразительными поступками. Проза Достоевского – это масштабное полотно. В прозе великого романиста показана вся Россия середины XIX века посредством мастерски описанных персонажей как Петербурга, так и губернского города.
    Психологизм романов Достоевского может являться наглядным пособием для изучения души человеческой.
    Романы Достоевского стоит читать и несколько раз перечитывать, чтобы не стать нравственными, моральными уродами, как в романе «Бесы» писателя. Чтобы не свершить тяжкое преступление, от которого потом придётся мучиться, идти на каторгу, как в «Преступлении и наказании». Чтобы понять, что на каторге тоже люди со своими характерами, занятиями, человеческими судьбами, душами, как в «Записках из Мёртвого Дома».
    Читать великого романиста нужно для того, чтобы не превратиться в жалкого нищего из-за пристрастия к азартным играм, как случилось это с героем произведения «Игрок». Последняя упомянутая книга особенно актуальна в наше интернетное время.
    Творчество Достоевского, хоть тяжело воспринимается иногда, но необходимо для изучения, чтобы не стать от излишней доброты или от слабого здоровья полнейшим идиотом в людском понимании и полном смысле слова, как случилось с героем романа Достоевского «Идиот», князем Мышкиным. (Кстати, здесь и имя слишком значимое, чтобы не быть неупомянутым. Князь и Мышкин – уже повод поехидничать над несчастным князем).
    Мир Достоевского – не только реальность и психологизм человеческой души, но и в наивысшей степени художественность. Достоевский является прежде всего масштабным художником-реалистом и художником-философом.
    Масштабность произведений Достоевского, мир писателя проявляется не столько в деталях или пейзажах, как в большом количестве персонажей, их
    действий, их поступков, их мыслей, местами диалогов. Отсюда такая насыщенность психологизмом.
    Много судеб словно пролетает перед глазами читателя, много событий, масса размышлений разных персонажей и непосредственно авторских, как в произведении «Дневник писателя». Не без сумасшествия, не без эпатажных черт характеров некоторые персонажи у Достоевского, но без таких людей человеческий мир не обходится.
    Словно черти ведут себя персонажи романа «Бесы». На фоне предстоящих социальных катастроф в России и в мире начала XX века, персонажи романа увлечены любовными интрижками.
    Разврат, холодная злоба, сребролюбие, зависть – истинные мотивы действий персонажей романа.
    Тупоумие и сумасшествие в «Бесах» Достоевского доходит до ужасного (подожжённый дом, самоубийство героя, убийства Лебядкина и его хромоногой помешенной сестры), порою – до смешного.
    Кстати, пожалуй, в «Бесах» Достоевскому отчасти не чуждо и чувство юмора.
    Например, вот как писатель описывает дружбу между людьми: «Есть дружбы странные: оба друга один другого почти съесть хотят, всю жизнь так живут, а между тем расстаться не могут» (Фёдор Достоевский, «Бесы» ЭКСМО, Москва, 2013, стр. 15). Или: «…и ударил-то по-особенному, вовсе не так, как обыкновенно принято давать пощечины (если только можно так выразиться), не ладонью, а всем кулаком, а кулак у него был большой, веский, костлявый, с рыжим пухом и веснушками. (То же издание, стр. 235).
    Роман Достоевского «Бесы» – хорошая наука альфонсам разных мастей, хорошая профилактика политического безумства и различной вакханалии.
    Творчество писателя, в сущности, строится на простой истине: не твори зло. Злоба, а именно холодная и язвительная злоба – худшее, что может быть в мире, по мнению великого писателя. Но зло – наказуемо и надежда на спасение есть.
    Спасение и надежда на лучшее по мнению Достоевского в христианских заповедях, в них жизнь и блаженство, а не в славянофильстве и в национальностях. А также в труде.
    Иными словами: счастье в работе, а не в разгильдяйстве, разврате, пустых играх и зависти к чужому имуществу. Сквозь мир мрачных героев и мало завидных морально персонажей в романах Достоевского проглядывает солнышко в виде Христа, его учений и простой надежды на исцеление человечества от сумасшествия и порока.
    В публицистическом произведении великого романиста «Дневник писателя» Достоевский выступает опять же против зла. Данное произведение – наиболее популярное, как в России, так и за рубежом. «Дневник писателя» принёс Достоевскому славу и большое уважение целыми поколениями.
    В «Дневнике писателя» собраны размышления, различные статьи, зарисовки, критика литературы, мемуары, судебные сводки конца XIX века России. Произведение является своеобразной русской энциклопедией позапрошлого столетия, легко и интересно читается. По произведению «Дневник писателя» просто понять, что волновало русских в то время, когда жил Достоевский, да и по сей день, наверное, волнует.
    Мир, который окружает героя и персонажей романа «Преступление и наказание», удручающе пугающий. Читатель видит страдания, лишения и муки на протяжение всего романа.
    Мир романа «Преступление и наказание» рисуется писателем сущим адом. Здесь сплошные беззакония. А преступник тут судья (Раскольников), потому что в мире беззаконных поступков и действий «всё дозволено».
    Но расплата за зло есть. Раскольникова ожидает наказание за дерзко убитую им старушку.
    Самосуд и смерть ждут Ставрогина из романа «Бесы» и Свидригайлова из произведения «Преступление и наказание».
    Читать романы Достоевского сложно именно из-за созданного страшного, мрачного, тяжёлого мира, созданного писателем.
    Если присмотреться к героям и персонажам романов писателя, то здесь нет спокойных, довольных жизнью и полностью счастливых лиц. Здесь у каждого своё горе, будь то князь Мышкин с эпилепсией из романа «Идиот», будь то Настасья Филипповна с попранной девичьей судьбой оттуда же, будь то Сонечка Мармеладова, будь то Раскольников, будь то «невесты» Ставрогина. Все персонажи несчастны, болезненны.
    Мир романа «Преступление и наказание» сер, мрачен, угрюм. В этом мире нет выхода. Он, словно серый камень мостовой Петербурга, раскалённый жарой. Сам Петербург писатель рисует таким же безысходным: в нём много рек и мостов – мест, где можно утопиться, но нет мест с чистой водой, которой можно утолить жажду.
    Мир Раскольниковых, Ставрогиных, Рогожиных – всё это мир, по словам самого писателя, мир «русских мальчиков», которые умеют думать, но не умеют делать. И в этом заключена трагедия, от чего мир романов Достоевского становится ещё угрюмее и ужаснее.
    Сам дух романов создаёт благоприятную среду для преступления и трагедии. Сам окружающий мир в романах Ф. М. Достоевского способствует злодействам героев и персонажей. Мир жесток – поэтому и люди становятся жестокими.
    Следует помнить, что действие романа «Преступление и наказание» происходит в России конца XIX века. В ту пору в России созревали будущие социальные потрясения. И их предшественником был нигилизм – общественное течение с отрицанием всего, чем прежде жил человек.
    Нигилизму способствовали неуспехи во внутренней и внешней политике, различные неудачи правительства того времени и нестабильность. Всё вместе это способствовало моральному упадку молодых умов. Молодые люди той поры жили в нездоровой атмосфере. Последнее сказывалось на состоянии их мыслей.
    Ведь Раскольников желает нового мира. Другое дело, как он пытается переделать этот мир.
    Ведь простые христианские заповеди (да и не только христианские, а общечеловеческие) – не укради да не убий – это устои человеческого общества. А Раскольников убивает. Мир от этого не становится ни лучше, не добрее, не правильнее. Хотя, как, казалось бы, красиво вначале романа герой рассуждал. Но, как говорят в народе, благими намерениями вымощена дорога в ад.
    Исправил Раскольников мир? Нет. Напротив, мир стал ещё страшнее и мучительнее, как для самого героя, так и для других.
    Достоевский рисует мир ненормальности, порока, мучений, слёз, унижений, бесконечной душевной боли. И чем больше ненормальность мира – тем пронзительнее душевная боль, как персонажей романов, так и читателя.

    Читайте также:
    Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.: сочинение

    О человеке

    В сборнике «Золотые цитаты», вышедшем в издательстве Сретенского монастыря, предпринята попытка собрать самые яркие и наиболее значимые мысли Федора Михайловича Достоевского, вложенные им в уста своих героев или же высказанные им самим в многочисленных статьях и заметках. Это мысли, касающиеся главных тем, волновавших писателя всю его творческую жизнь: вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность, любовь и, конечно же, Россия.

    Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

    (Письма. XXVIII/I. С. 63)

    Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

    (Дневник писателя. XXV. С. 170)

    …Мне кажется, мы такие разные люди на вид… по многим обстоятельствам, что у нас, пожалуй, и не может быть много точек общих, но, знаете, я в эту последнюю идею сам не верю, потому очень часто только так кажется, что нет точек общих, а они очень есть… это от лености людской происходит, что люди так промеж собой на глаз сортируются и ничего не могут найти…

    (Идиот. VIII. С. 24)

    Никто не может быть чем-нибудь или достигнуть чего-нибудь, не быв сначала самим собою.

    (Записная тетрадь. XX. С. 176)

    …Причины действий человеческих обыкновенно бесчисленно сложнее и разнообразнее, чем мы их всегда потом объясняем, и редко определенно очерчиваются.

    (Идиот. VIII. С. 402)

    Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гёте говорит на вопрос Фауста: «Кто он такой» — «Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро». Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное: «Я часть той части целого, которая вечно хочет, жаждет, алчет добра, а в результате его деяний — одно лишь злое».

    (Записная тетрадь. XXIV. С. 287–288)

    Вот в том-то и ужас, что у нас можно сделать самый пакостный и мерзкий поступок, не будучи вовсе иногда мерзавцем! Это и не у нас одних, а на всем свете так, всегда и с начала веков, во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях. Но у нас это более чем где-нибудь возможно, и именно в наше время, и эта черта есть самая болезненная и грустная черта нашего теперешнего времени. В возможности считать себя, и даже иногда почти в самом деле быть, немерзавцем, делая явную и бесспорную мерзость, — вот в чем наша современная беда!

    Читайте также:
    Шатов — центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: сочинение

    (Дневник писателя. XXI. С. 131)

    Всем хочется казаться благородными. Делать подлость с благородством.

    (Записная тетрадь. XXIV. С. 98)

    …В наш век негодяй, опровергающий благородного, — всегда сильнее, ибо имеет вид достоинства, почерпаемого в здравом смысле, а благородный, походя на идеалиста, имеет вид шута.

    (Дневник писателя. XXV. С. 54)

    …Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть величайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.

    (Подросток. XIII. С. 49)

    Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям. Есть и такие, которые он и друзьям не откроет, а разве только себе самому, да и то под секретом. Hо есть, наконец, и такие, которые даже и себе человек открывать боится, и таких вещей у всякого порядочного человека довольно-таки накопится.

    (Записки из подполья. V. С. 122)

    Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом современном человеке.

    (Записки из мертвого дома. IV. С. 155)

    Во всяком человеке, конечно, таится зверь, — зверь гневливости, зверь сладострастной распаляемости от криков истязуемой жертвы, зверь без удержу, спущенного с цепи, зверь нажитых в разврате болезней, подагр, больных печенок и проч.

    (Братья Карамазовы. XIV. С. 220)

    В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.

    (Братья Карамазовы. XIV. С. 217)

    С невозможным человеком и отношения принимают иногда характер невозможный, и фразы вылетают подчас невозможные.

    (Дневник писателя. XXIII. С. 17)

    Ограниченному «обыкновенному» человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний.

    (Идиот. VIII. С. 384)

    Есть дружбы странные: оба друга один другого почти съесть хотят, всю жизнь так живут, а между тем расстаться не могут. Расстаться даже никак нельзя: раскапризившийся и разорвавший связь друг первый же заболеет и, пожалуй, умрет, если это случится.

    Есть такие характеры, которые очень любят считать себя обиженными и угнетенными, жаловаться на это вслух или утешать себя втихомолку, поклоняясь своему непризнанному величию.

    (Неточка Незванова. II. С. 157)

    Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение.

    (Записки из мертвого дома. IV. С. 10)

    У честных — врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных.

    (Записная тетрадь. XXIV. С. 230)

    Узнал я, что не только жить подлецом невозможно, но и умирать подлецом невозможно… Нет, господа, умирать надо честно.

    (Братья Карамазовы. XIV. С. 445)

    Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним — скандал.

    (Преступление и наказание. VI. С. 366)

    Всякий поступает по совести, а порядочный человек по совести и рассчитывает.

    Читайте также:
    Анализ сна Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

    (Письма. XXVIII. С. 228)

    …Всегда должна быть мерка порядочности, которую мы должны уважать, даже если и не хотим быть порядочными.

    (Записная тетрадь. XXIV. С. 85)

    …Кто так легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя.

    (Дневник писателя. XXV. С. 16)

    …Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек. Смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно. Искренний и беззлобный смех — это веселость, а где в людях в наш век веселость, и умеют ли люди веселиться? Веселость человека — это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно.

    (Подросток. XIII. С. 285)

    Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот еще не трус.

    (Идиот. VIII. С. 293)

    Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек. Иной, по-видимому, о том и не думает, а все-таки эти воспоминания бессознательно да сохраняет. Воспоминания эти могут быть даже тяжелые, горькие, но ведь и прожитое страдание может обратиться впоследствии в святыню для души.

    (Дневник писателя. XXV. С. 172–173)

    Я вам скажу, что такое розга. Розга в семействе есть продукт лени родительской, неизбежный результат этой лени. Все, что можно бы сделать трудом и любовью, неустанной работой над детьми и с детьми, все, чего можно бы было достигнуть рассудком, разъяснением, внушением, терпением, воспитанием и примером, — всего того слабые, ленивые, но нетерпеливые отцы полагают всего чаще достигнуть розгой: «Не разъясню, а прикажу, не внушу, а заставлю». Каков же результат выходит? Ребенок хитрый, скрытный непременно покорится и обманет вас, и розга ваша не исправит, а только развратит его. Ребенка слабого, трусливого и сердцем нежного — вы забьете. Наконец, ребенка доброго, простодушного, с сердцем прямым и открытым — вы сначала измучаете, а потом ожесточите и потеряете его сердце.

    (Дневник писателя. XXV. С. 190)

    Ребенку можно все говорить, — все; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они все понимают. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет. О Боже! когда на вас глядит эта хорошенькая птичка, доверчиво и счастливо, вам ведь стыдно ее обмануть! Я потому их птичками зову, что лучше птички нет ничего на свете. Через детей душа лечится…

    (Идиот. VIII. С. 58)

    …Я объявляю торжественно, что дух жизни веет по-прежнему и живая сила не иссякла в молодом поколении. Энтузиазм современной юности так же чист и светел, как и наших времен. Произошло лишь одно: перемещение целей, замещение одной красоты другою! Все недоумение лишь в том, что прекраснее: Шекспир или сапоги, Рафаэль или петролей? А я объявляю, что Шекспир и Рафаэль — выше освобождения крестьян, выше народности, выше социализма, выше юного поколения, выше химии, выше почти всего человечества, ибо они уже плод, настоящий плод всего человечества и, может быть, высший плод, какой только может быть! Форма красоты уже достигнутая, без достижения которой я, может, и жить-то не соглашусь… О Боже!

    (Бесы. X. С. 372–373)

    Не принимает род людской пророков своих и избивает их, но любят люди мучеников своих и чтут тех, коих замучили.

    (Братья Карамазовы. XIV. С. 292)

    Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся…

    (Преступление и наказание. VI. С. 6)

    …Жизнь — целое искусство, жить — значит сделать художественное произведение из самого себя…

    Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

    Уличная жизнь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» пропущена через сознание Раскольникова: она убеждает героя в правоте идеи о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». А сам Петербург является не просто фоном для событий либо местом действия, но и полноправным участником. На его фоне и разворачивается уличная жизнь.

    Северная столица много раз становилась персонажем произведений. У А.С. Пушкина — это колыбель декабризма, город, соединивший отсталую Россию с прогрессивной Европой, поэтому он восклицает: «Люблю тебя, Петра творенье…» Н.В. Гоголя интересует социальная и нравственная подоплёка: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» За внешней красотой прячутся неприглядные трущобы, несчастные «бедные люди». Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, у которых Петербург душный, грязный, не приспособлен для нормальной жизни. Не зря в «Преступлении и наказании» город летний, а действие разворачивает, когда «зацветает в каналах вода». И надеяться не на кого. Даже Всевышний – «милостив, да не до нас» (так заметит Мармеладов).

    Читайте также:
    Дневник Раскольникова: сочинение

    В Санкт-Петербурге Достоевский жил и работал двадцать девять лет, и это «самый угрюмый город». Кстати, напоминает современный: улицы узкие и короткие, лишённые зелени, застроен каждый метр земли, ведь купленный участок должен приносить доход. Именно поэтому здесь так много доходных домов, где живут герои (процентщица, Раскольников). Здесь мы видим и канал, Сенную площадь, ярмарку. Везде толпы народа. Жители такие же бедные, как и город. Так, художественный вымысел смешивается с документально точными деталями.

    История преступления Родиона Раскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Санкт-Петербурга шестидесятых гг. XIX века: рост социального неравенства, распад семьи, пьянство, преступность, проституция — это явления действительности того времени.

    С первых же страниц потрясают картины нищеты, страданий униженных и оскорбленных. Достоевский открывает мир тёмных углов большой столицы. Мы видим ужасные трагедии героев романа: пьяная 14-летняя девочка, сумасшедшая Катерина Ивановна, убийство лошади.

    Что же мы видим? Гуляя улицам и задворкам города, проходим мимо распивочных и трактиров, домов терпимости и полицейских контор. Шум, грязь, гнетущая обстановка как бы порождают преступный замысел Раскольникова. Так, встреча с «девицами» вызывает у студента мысли о том, как здесь «обессмыслена жизнь человека, какой ужасной, позорной ценой приходится платить» за каждодневное безысходное выживание.

    Мармеладова можно назвать «символом» уличной жизни. Это пьяница, доведший жену до чахотки, дочь пустивший по «жёлтому билету», опустившийся до самого дна. Одновременно автор призывает читателей к сочувствию: «О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости…» Героя уволили, сократили без выходного пособия, говоря современным языком. И это чувство проходит через весь роман. За отдельной судьбой встаёт образ преступного мира, в котором простой человек унижен и раздавлен.

    Внутренние драмы героев вынесены писателем на людные улицы Санкт-Петербурга. На улице приносит себя в жертву Сонечка, здесь же погибает Мармеладов, на мостовой истекает из-за потери крови Катерина Ивановна. Позднее и Раскольников раскается на Сенной площади. Из-за чего это происходит? Потому что у людей нет дома, тёплого домашнего очага, нет ограды внутри семьи. Герои блуждают по улицам, пытаясь преодолеть одиночество, иногда это даёт забвение, но не исцеление.

    Вообще рассказ о невыносимой жаре, духоте петербургских кварталов приобретает в романе символическое звучание. Это душная атмосфера общественного бытия, в которой вызревает преступление Раскольникова. Вонь от канав, дворов, помоек и чёрных лестниц, пыль, духота мутят сознание Раскольникова, не дают ему возможности вырваться из плена кошмарных мыслей. Образ города детства героя, возникший во сне, также безотраден: «удушливый день»; «пыльная» дорога, нет зелени, кабаки, человеческая жестокость. Лишь изредка писатель находит что-то трогательное, когда весной природа напоминает хворую девушку. Петербург у Достоевского больной, как больны (духовно либо физически) многие герои.

    Итак, уличные зарисовки связаны с Раскольниковым и даны через его восприятие: город вызывает у него «чувство глубочайшего омерзения». Нищий студент буквально задыхается здесь. Но и сам герой похож на город: «опустился и обнеряшился». Впрочем, он не выделяется среди других жителей: вспомним жёлтое испитое лицо Мармеладова, его руки «с чёрными ногтями» или процентщицу с «вострыми и злыми глазками». Все они жалкие.

    Под стать своим жителям и комнатки петербуржцев: «…крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид…» (у Раскольникова); «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Всё было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё…» (у Мармеладовых).

    Итак, уличная жизнь Петербурга неправильная, грязная до безобразия. Город как полноправный персонаж вмешивается в судьбы своих жителей: «Редко, где вы найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». В распивочной Раскольников выслушает мармеладовскую исповедь: «Человеку некуда пойти». Хотя на улицах скученность до удушья, бродят толпы, человек в отдельности испытывает духовное одиночество. Люди презирают друг друга, объединяются, кажется, чтобы позлорадствовать над несчастьями ближнего (вспомните, с каким удовольствием все осуждают Соню, которой подкинул деньги Лужин). Всё естественное в человеке искажено: если ты хочешь быть добрым к другим людям, то должен стать злым к себе (история Сони). Люди, чтобы купить право на жалкое существование, вынуждены переступать моральные нормы. Жизнь вызывает возмущение, ведь так жить нельзя. И именно поэтому герой романа выходит на улицу медленно, в нерешительности, пытаясь найти выход.

    Раскольников, наблюдая эту бесправную жизнь, создаёт теорию, согласно которой всех людей можно поделить на две группы («твари дрожащие» и «право имеющие»). Последние путём разрешения «крови по совести» могут облагодетельствовать остальных. Бедный студент решается проверить свою идею. Но после убийства старухи-процентщицы не выдерживает отчуждения от людей и делает «явку с повинной».

    Жизнь города деформирует личность человека, отравляет его физически и духовно, извращает его чувства и страсти — таков вывод, к которому приходит Достоевский, наблюдая уличную жизнь северной столицы.

    Сочинение: Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

    (716 слов) Санкт-Петербург — город мечты для многих жителей планеты. Он всегда ассоциируется с чем-то прекрасным и волшебным. Знаменитыми дворцами Петербурга восхищаются не только жители города, но и туристы. Однако Фёдор Михайлович Достоевский в своём известном романе «Преступление и наказание» показал величественный Санкт-Петербург совсем с другой стороны.

    Петербург в произведении Достоевского представляет собой мрачный и душный город, но и в то же время прекрасный в своем угнетающем и подавляющем величии. Дворцы и парки читатель почти не видит, зато полуподвальная жизнь столицы, ее изнанка видна нам очень хорошо. Писатель описал в свойственной ему манере бедный квартал, где живёт бедный и несчастный студент. Автор изобразил узкие грязные улочки, гул пьяных криков и брани, грязные желтые стены домов, пыль и духоту городского лета, наполненного смрадом. Герой буквально задыхается от жары. Как только читатель знакомится с произведением, он сразу же чувствует атмосферу «пыльного города» и тяжесть в груди. Главный герой романа Раскольников просто изнывает от зноя:

    Читайте также:
    Тема маленького человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

    «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому…»

    Весьма обычным выглядит появление Раскольникова на улицах города в нищенской одежде. Никто из прохожих не удивляется внешнему виду главного героя. Ведь это для жителей уже привычно. Красивые и богатые в это время года пребывают на даче. Все остальные блуждают унылыми тенями или издают пьяные крики. В нищих и грязных кварталах, описанных автором, нет ничего привлекательного, что бы могло порадовать глаз обычного горожанина или туриста.

    Санкт-Петербург в представлении Фёдора Достоевского — город, с которым связаны самые трагические события в жизни его героя. Писатель показывает, как герой, измученный такой унылой жизнью, всей душой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, растениях и даже о глотке свежего и чистого воздуха. Нет ничего удивительного, что Родион впал в мрачное расположение духа и увлекся человеконенавистническими теориями. Именно в таких нечеловеческих условиях у Раскольникова в голове рождается его теория, основанная на делении людей на «высших» и «низших». По мнению главного героя, лишь «высшие» имеют право преступить через законы нравственности. А предназначение «низших» состоит лишь в воспроизводстве себе подобных. Только эта идея позволяет герою отделить себя от бедности, которая так его угнетает.

    В Петербурге, с которым знакомится читатель на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание», нет места для дружбы, любви, взаимопонимания и взаимопомощи. Каждый житель города, выйдя из своей квартиры, сразу же видит мрачные серые стены домов, разбитую мостовую и постоянные унылые лица прохожих. Именно такая обстановка, кажется, и толкает людей на убийства, пьянство и предательства. Ведь здесь никто не может быть счастлив по-настоящему. Санкт-Петербург Достоевского является полной противоположностью привычного города для людей. Описывая Петербург, писатель хотел показать сущность социального неравенства людей. На страницах романа автор вдруг вспоминает о пышных садах, чтобы отметить бедность, нищету, зависть и страдания простых жителей Петербурга, которым недоступны его богатства.

    Очень убого выглядят и интерьеры домов героев произведения. Описывая квартиры, писатель использует преимущественно серый, черный и жёлтый цвета, чтобы подчеркнуть всю боль, грусть и тоску их обитателей. Квартира Раскольникова представляет собой маленькую каморку, похожую на гроб, где с трудом находится место для стола, дивана и шкафа.

    «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…», — так выглядит место, где живёт главный герой.

    Под воздействием такой обстановки Раскольников превращается из обычного горожанина в злодея и убийцу.

    Не менее убого и ничтожно выглядит квартира Сони Мармеладовой: «Походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Девушке приходится снимать жилье уродливой формы, где нет даже необходимой для жизни мебели.

    Но особенно ужасно выглядит убранство квартиры бедной семьи Мармеладова. Его супруга, Катерина Ивановна, которая болеет тяжёлой болезнью — чахоткой, и маленькие дети вынуждены жить в холодной комнате, которая является проходной. Они уже привыкли от безысходности к табачному дыму и пьяным соседям. Раскольников, придя к ним в гости, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной».

    Все квартиры и помещения похожи друг на друга своим убогим видом, нищетой. Они наводят страх и плохие мысли на всех обитателей столицы. В таком городе безысходность заставляет человека пойти в распивочную, напиться за копейки, чтобы хоть на какое-то мгновение отвлечься от всего и излить душу.

    Можно утверждать, что Санкт-Петербург является не только фоном повествования событий в романе, а полноценным героем произведения. Петербург в знаменитом романе Фёдора Михайловича Достоевского предстаёт в виде губящей и разрушительной человеческие души силы. Однако нельзя сказать однозначно, что Петербург в романе является только отрицательным героем. Ведь писатель изобразил город довольно разнообразным и противоречивым.

    Проблема «бедного человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Обратимся теперь к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении автор обращает внимание читателя на проблему «бедного человека». В статье «Забитые люди» Н.А. Добролюбов писал: «В произведениях Ф.М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком, настоящим, полным самостоятельным человеком самим по себе» [7], стр. 7.

    Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – это книга о жизни обездоленных бедных людей, книга, в которой отражается боль писателя за поруганную честь «маленького» человека. Перед читателями разворачиваются картины страданий «маленьких» людей. Их жизнь протекает в грязных каморках.

    Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных людей. Трактирная и уличная жизнь вмешивается в судьбы людей, накладывая отпечаток на их переживания и поступки. Вот женщина, которая бросается в канал. А вот по бульвару идет пьяная пятнадцатилетняя девочка… Типичный приют столичной бедноты – жалкая комната Мармеладовых. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой Мармеладов несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи. Рассказ Мармеладова о себе в грязном трактире – это горькая исповедь «погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств».

    Читайте также:
    Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»: сочинение

    Но самый порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, осознанием своей обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета. «Милостивый государь, – начал он почти с торжественностью, – бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же – никогда и никто» [7], стр. 122. Мармеладов – это бедный человек, которому «некуда идти». Мармеладов все дальше катится вниз, но и в падении он сохраняет лучшие человеческие порывы, способность сильно чувствовать, которые выражаются, например, в его мольбе о прощении к Катерине Ивановне и Соне.

    Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, терпит нужду и лишения. Гордая, страстная, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, «плача и рыдая и руки ломая» выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женился на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания. Нищета забивает семью Мармеладова, но они борются, хоть и без шансов. Сам Достоевский говорит о Катерине Ивановне: «А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть шугать и подчинить себе ее волю нельзя было» [7], стр. 9. Это стремление чувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки.

    Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое светлое чувство – доброта. Она старается оправдать своего мужа, говоря: «смотрите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит» [7], стр. 141. Она, крепко прижимая Соню, словно собственной грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: «Соня! Соня! Я не верю!»… Она понимает, что после смерти мужа дети ее обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним. Так Достоевский, опровергает теорию утешения и смирения, которая якобы приводит всех к счастью и благополучию, как Катерина Ивановна отвергает утешение священника. Ее конец трагичен. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но «их сиятельство обедают» и перед ней закрывают двери, больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановна решается на последний шаг: она идет просить милостыню. Впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, «уездили клячу», перекликаются с образом замученной, забитой до смерти лошади, которая когда-то приснилась Раскольникову. Образ надорвавшейся лошади у Ф. Достоевского, стихотворение Н. Некрасова об избиваемой лошади, сказка М. Салтыкова-Щедрина «Коняга» – таков и есть обобщенный, трагический образ замученных жизнью людей. В лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ горя, который является ярким протестом свободной души автора. Этот образ встает в ряд вечных образов мировой литературы, трагизм существования отверженных воплощен и в образе Сонечки Мармеладовой.

    Этой девушке также некуда идти и бежать в этом мире, по словам Мармеладова, «много ли может бедная, но честная девица честным трудом заработать» [7], стр. 123. Сама жизнь отвечает на этот вопрос отрицательно. И Сонечка идет торговать собой, чтобы спасти семью от голода, потому что выхода нет, она не имеет права покончить с собой.

    Ее образ противоречив. С одной стороны, он безнравственен и отрицателен. С другой, не пойди Соня на нарушение норм нравственности, она обрекла бы детей на голодную смерть. Таким образом, образ Сони превращается в обобщающий образ вечных жертв. Поэтому Раскольников восклицает эти знаменитые слова: «Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка».

    Ф.М. Достоевский показывает униженное положение Сонечки в этом мире: «Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам» [7], стр. 167. И именно это робкое забитое существо становится сильным моральным наставником, его устами говорит Ф.М. Достоевский! Главное в характере Сони – это смирение, всепрощающая христианская любовь к людям, религиозность. Вечное смирение, вера в бога придают ей силы, помогают жить. Поэтому именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, показав, что истинный смысл жизни в страдании. Образ Сонечки Мармеладовой был единственным светом Ф.М. Достоевского в общем мраке безнадежности, во все том же пустом дворянском обществе, во всем романе.

    В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский создает образ чистой любви к людям, образ вечных человеческих страданий, образ обреченной жертвы, каждый из которых воплотился в образе Сонечки Мармеладовой. Судьба Сони – это судьба жертвы мерзостей, уродств собственнического строя, при котором женщина становится предметом купли-продажи. Подобная судьба уготована и Дуне Раскольниковой, которая должна была пойти той же дорогой, и Раскольников знал это. Очень подробно, психологически верно изображая «бедных людей» в обществе, Ф.М. Достоевский проводит основную идею романа: дальше так жить нельзя. Эти «бедные люди» протест Достоевского тому времени и обществу, горький, тяжелый, смелый протест.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: