Дневник Раскольникова: сочинение

Дневник Раскольникова: сочинение

  • Сочинения
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Сочинения по литературе
    • Мастер и Маргарита
    • Дни Турбиных
    • Белая гвардия
    • Борис Годунов
    • Дубровский
    • Евгений Онегин
    • Капитанская дочка
    • Медный всадник
    • Повести Белкина
    • Станционный смотритель
    • Герой нашего времени
    • Мцыри
    • Преступление и наказание
    • Война и мир
    • После бала
    • Реквием
    • Шинель
    • Мертвые души
    • Ревизор
    • Тарас Бульба
    • Старуха Изергиль
    • На дне
    • Челкаш
    • Горе от ума
    • Идиот
    • Бедная Лиза
    • Гранатовый браслет
    • Олеся
    • Поединок
    • Левша
    • Очарованный странник
    • Кому на Руси жить хорошо
    • Гроза
    • Вишневый сад
    • Ионыч
    • Недоросль
    • Отцы и дети
    • Тимур и его команда
    • Гобсек
    • Двенадцать
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения 5 класс
  • Сочинения 6 класс
  • Сочинения 7 класс
  • Сочинения 8 класс
  • Сочинения 9 класс
  • Сочинения 10 класс
  • Сочинения 11 класс
  • Сочинения про весну
  • Сочинения про лето
  • Сочинения про осень
  • Сочинения про зиму
  • Сочинения по картинам
  • сочинение про школу
  • Сочинения про животных
  • Сочинения описания
  • Рефераты
  • Краткие содержания
  • Украинская литература
  • Сочинения, рефераты, краткие содержания
  • Шпаргалки по философии
  • Шпаргалки по истории
  • Биографии
  • Анализ стихотворения
  • Пословицы
  • Cчиталки для детей
  • Поздравления учителям
  • Поздравления ученикам
  • Сочинения ОГЭ и ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии

Дневник Раскольникова

В самом начале, наверное, стоит представиться. Зовут меня Петр Карпатников, я бедный студент, зарабатывающий себе на хлеб всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Я приехал в Петербург из небольшого городка, чтобы выучиться и стать в этой жизни большим человеком. У меня большие способности во многих отраслях науки.
Но жизнь в этом городе очень сложна. Мои родители совсем небогаты, они едва наскребли денег, чтобы отправить меня учиться. Иногда они присылают мне что-то, но этих жалких копеек хватает лишь на то, чтобы неделю не голодать. В общем, я выкручиваюсь, как могу.

Пришлось мне и жилье сменить на более дешевое. Пришел, посмотрел – каморка жуткая, по величине как шкаф. Но берут копейки. Сказали мне, что до меня тут студент жил, который оказался убийцей. Убил старушку какую-то и ее сестру. Потом начал здесь с ума сходить, пока сам полиции не сдался.
Я заселился в эту комнатушку и начал разгребать кое-какие вещи, оставшиеся от прошлого жильца. И вот нашел какую-то тетрадку, а ее содержание показалось мне крайне любопытным. Оказалось, что это дневник того студента, Родиона Раскольникова. Прочитал я его, и очень понял этого человека. Действительно, нищета и постоянное унижение настолько давят на естественное себялюбие, что начинаешь приходить в состояние, близкое к помешательству. Так вот и рождаются подобные «теории». Да, впрочем, о чем я говорю? Вот выдержки из дневника Раскольникова. Он скажет сам за себя.

5 июля. Чертовская жара стоит на улице! Невозможно больше вдыхать эту грязь, пыль, вонь. Страшно действует на нервы. Живу в таком захолустье, такой нищете… И это я! С моими способностями, с моим умом!

В последнее время забросил все свои занятия. В институт не хожу и чувствую в этом какое-то особое удовольствие. Денег нет абсолютно. Хожу в рванье, уже много дней ничего толком не ел. Все время думаю, думаю, думаю…. Решусь или нет?…

7 июля. Ходил к старухе, принес ей в залог отцовские часы. Дала за них всего рубль пятнадцать, а я на четыре рассчитывал. Отвратительная старушонка! И такая подозрительная! Пришлось перед ней унижаться, чтоб выглядеть более естественно.

А теперь я думаю, что это гадость какая-то пришла мне в голову. Не смогу я, да и к чему это?

После старухи было так гадко на душе, что не выдержал и завернул в трактир. Там с человеком одним познакомился. Сразу он привлек мое внимание, какой-то особенный, как-то по-другому, чем другие, выглядел. Лет ему за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения. Лицо у него аж зеленоватого оттенка от постоянного пьянства. Но это все типично, а вот глаза у него какие-то чудные. Во взгляде его светилась как будто восторженность. Был там и смысл, и ум, но, в то же время, мелькало как будто и безумие.
Фамилия его оказалась Мармеладов, он титулярный советник. Рассказал он мне, как совсем опустился, спился и стал пропивать все в доме. Его дочь была вынуждена начать жить по желтому билету. Понимает этот всю свою низость, но остановиться не может. Пошел я его домой провожать, увидел, как его семья живет, не выдержал и оставил на окошке незаметно им все свои деньги последние…

8 июля. Получил сегодня письмо от матушки. Долго не мог открыть его, так разволновался! Когда прочитал, понял, что тревога моя была небеспочвенна. Оказывается, мать молчала, не говорила мне, как Дунечку обижали и оскорбляли в доме этих Свидригайловых! Теперь ей вернули доброе имя, но она замуж собралась выходить! Да не по любви, а чтоб семью от голода верного спасти. И я помочь ей ничем не могу! Ну что я за ничтожество! Ничего не могу сделать! Нет, теперь я должен, обязан хоть на один этот поступок решиться! Теперь уж меня ничто не должно остановить…

Число не обозначено. Я сделал это. Я убил. И как только смел я на такое решиться? Как отважился на грех такой? Мне страшно… Очень страшно… Господи всемогущий, помоги мне!…

Читайте также:
Социальный философский и религиозный смысл преступления: сочинение

Чуть позже. Прочитал прежнюю запись, и смешно стало. Вот до чего нервы расшатанные доводят! В Бога вдруг поверил? Ха-ха-ха!

29 июля. Сделал непростительную глупость. Рассказал про убийство Сонечке Мармеладовой. Что на меня нашло, черт побери? Какая глупость, слабость! А самое противное, что я еще и расплакался при ней, как кисейная барышня! Смешно, честное слово! Вдруг себя ни с того ни сего таким одиноким почувствовал, показалось, что теперь мы вдвоем только: я да Соня. Но теперь я ее видеть не могу. Она все знает. Дурак!

2 августа. Порфирий Петрович меня замучил. Уверен, что он меня подозревает. Но почему? Где же я мог проколоться? Возможно, за мною следят. Состояние мое крайне нервозное, все вокруг подозрительное какое-то… Да еще эта проклятая жара! Невыносимо бьет по нервам…

5 августа. Я больше не могу! Шарахаюсь от каждой тени. Все везде враждебное, от каждого шороха бежать хочется. Да еще сны эти замучили. Страшные сны, кошмарные. Я теперь даже спать боюсь. Что со мной? Что делать?…

Чуть позже. Не могу так больше жить. Пойду сдаваться.

Сочинение Дневник Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

День первый, пасмурный с проблесками ослепительного солнца:

Я только в главную мысль мою верю. Она состоит именно в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде новое слово. Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего».

День решений, важный:

Слышал случайный разговор в трактире, из которого узнал, что смерти процентщицы страстно жажду не только я… Старуха – страшная раковая опухоль, которая уже дала метастазы, достаточно посмотреть на её сестру. совершенно забитое существо.

Ночь решений, бессонная:

Странно это, странно это… Я чувствую в себе силы необъятные, я смогу совершить задуманное! Я достоин лучшего, светлого и замечательного. Я сделаю два великих дела – освобожу мир от чудовища и спасу своих мать и сестру!

В конце концов, тварь я дрожащая или право имею? А что если тварь… Нет, властелин судьбы и не иначе!!

День свершений, кровавый:

Я устал… Я почему то страшно утомился… Ах, зачем там оказалось это бедное создание… Но не стоит об том. Невинных бог не оставит… Необходимо отдохнуть… У меня потом будет время подумать обо всем… Я наверное болен… мой проклятый Петербург…

Убийца… Такой приговор выносит мне справедливое общество. Да, я соглашусь, я – убийца. Но этим определением не исчерпывается моя характеристика, потому что моя жизнь – это не детективный роман о преступлении и наказании, а великое произведение о нравственных категориях, являющихся альфой и омегой психологии человечества – причинах и последствиях поступков.

День странный, плохой:

Одним из самых главных в нашем разговоре является вопрос Порфирия Петровича о том, что будет с «обыкновенным» человеком, если он совершит преступление, посчитав себя «необыкновенным» и выдумав себе какую-нибудь цель-идею. И я ответил, что если совесть есть, тот будет страдать, коль осознает ошибку: «Это и наказание ему, – опричь каторги»…

Эти слова мои стали пророческими…

Наказание, которое определил я себе сам, оказалось намного страшнее каторги, которая грозит мне в случае моей поимки. Но ничего у них не выйдет… Я слишком умен, чтобы меня можно было как мышку поймать на кусок сыра…

И даже если я попаду под суд, я знаю, что меня оправдают. Я не буду лебезить и врать, я сам буду своим правдивым адвокатом… У прокурора ничего не получится…

Прокурор: «Родион Раскольников совершил зверское убийство двух беззащитных женщин – проценщицы и её сестры Лизаветы. Он убил их топором, который принёс с собой. После убийства обвиняемый ограбил дом, захватив с собой несколько ценных вещей, и скрылся с места преступления. Доказательства вины неоспоримы. И за преднамеренное двойное убийство с целью ограбления Родион Раскольников должен быть сослан на каторжные работы».

Адвокат: «Да, всё было именно так, как говорит господин прокурор. Но я прошу обратить внимание суда присяжных на обстоятельства, приведшие Родиона Раскольникова к совершению столь тяжкого преступления.

Господин прокурор утверждает, что старуха-процентщица была беззащитной и, видимо, безобидной женщиной. И таковой она, конечно, могла показаться, когда прогуливалась по улицам Петербурга. Но для моего подопечного эта старуха была олицетворением всего жестокого мира, который окружает бедного человека; она была символом несправедливости. И Раскольников считал, что её убийство принесёт больше пользы, чем вреда. Что после её смерти освободятся, наконец-то, души молодых людей, которые она держала у себя в залог. Ведь старуха была ростовщиком… а попасть в лапы такого рода людей – большое несчастье для любого. Так разве ж можно судить его после этого.
Таким образом, вынудило его на совершение преступления чувство справедливости (пускай и сложившееся в больном мозгу), а отнюдь не природная или беспричинная жестокость. Да и сам город сыграл здесь немаловажную роль. Этот жёлтый Петербург сделает убийцей кого угодно…»

Читайте также:
Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание»: сочинение

Дневник Раскольникова

В самом начале, наверное, стоит представиться. Зовут меня Петр Карпатников, я бедный студент, зарабатывающий себе на хлеб всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Я приехал в Петербург из небольшого городка, чтобы выучиться и стать в этой жизни большим человеком. У меня большие способности во многих отраслях науки.
Но жизнь в этом городе очень сложна. Мои родители совсем небогаты, они едва наскребли денег, чтобы отправить меня учиться. Иногда они присылают мне что-то, но этих жалких копеек хватает лишь на то, чтобы неделю не голодать. В общем, я выкручиваюсь, как могу.

Пришлось мне и жилье сменить на более дешевое. Пришел, посмотрел – каморка жуткая, по величине как шкаф. Но берут копейки. Сказали мне, что до меня тут студент жил, который оказался убийцей. Убил старушку какую-то и ее сестру. Потом начал здесь с ума сходить, пока сам полиции не сдался.
Я заселился в эту комнатушку и начал разгребать кое-какие вещи, оставшиеся от прошлого жильца. И вот нашел какую-то тетрадку, а ее содержание показалось мне крайне любопытным. Оказалось, что это дневник того студента, Родиона Раскольникова. Прочитал я его, и очень понял этого человека. Действительно, нищета и постоянное унижение настолько давят на естественное себялюбие, что начинаешь приходить в состояние, близкое к помешательству. Так вот и рождаются подобные «теории». Да, впрочем, о чем я говорю? Вот выдержки из дневника Раскольникова. Он скажет сам за себя.

5 июля. Чертовская жара стоит на улице! Невозможно больше вдыхать эту грязь, пыль, вонь. Страшно действует на нервы. Живу в таком захолустье, такой нищете… И это я! С моими способностями, с моим умом!

В последнее время забросил все свои занятия. В институт не хожу и чувствую в этом какое-то особое удовольствие. Денег нет абсолютно. Хожу в рванье, уже много дней ничего толком не ел. Все время думаю, думаю, думаю…. Решусь или нет?…

7 июля. Ходил к старухе, принес ей в залог отцовские часы. Дала за них всего рубль пятнадцать, а я на четыре рассчитывал. Отвратительная старушонка! И такая подозрительная! Пришлось перед ней унижаться, чтоб выглядеть более естественно.

А теперь я думаю, что это гадость какая-то пришла мне в голову. Не смогу я, да и к чему это?

После старухи было так гадко на душе, что не выдержал и завернул в трактир. Там с человеком одним познакомился. Сразу он привлек мое внимание, какой-то особенный, как-то по-другому, чем другие, выглядел. Лет ему за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения. Лицо у него аж зеленоватого оттенка от постоянного пьянства. Но это все типично, а вот глаза у него какие-то чудные. Во взгляде его светилась как будто восторженность. Был там и смысл, и ум, но, в то же время, мелькало как будто и безумие.
Фамилия его оказалась Мармеладов, он титулярный советник. Рассказал он мне, как совсем опустился, спился и стал пропивать все в доме. Его дочь была вынуждена начать жить по желтому билету. Понимает этот всю свою низость, но остановиться не может. Пошел я его домой провожать, увидел, как его семья живет, не выдержал и оставил на окошке незаметно им все свои деньги последние…

8 июля. Получил сегодня письмо от матушки. Долго не мог открыть его, так разволновался! Когда прочитал, понял, что тревога моя была небеспочвенна. Оказывается, мать молчала, не говорила мне, как Дунечку обижали и оскорбляли в доме этих Свидригайловых! Теперь ей вернули доброе имя, но она замуж собралась выходить! Да не по любви, а чтоб семью от голода верного спасти. И я помочь ей ничем не могу! Ну что я за ничтожество! Ничего не могу сделать! Нет, теперь я должен, обязан хоть на один этот поступок решиться! Теперь уж меня ничто не должно остановить…

Число не обозначено. Я сделал это. Я убил. И как только смел я на такое решиться? Как отважился на грех такой? Мне страшно… Очень страшно… Господи всемогущий, помоги мне!…

Чуть позже. Прочитал прежнюю запись, и смешно стало. Вот до чего нервы расшатанные доводят! В Бога вдруг поверил? Ха-ха-ха!

29 июля. Сделал непростительную глупость. Рассказал про убийство Сонечке Мармеладовой. Что на меня нашло, черт побери? Какая глупость, слабость! А самое противное, что я еще и расплакался при ней, как кисейная барышня! Смешно, честное слово! Вдруг себя ни с того ни сего таким одиноким почувствовал, показалось, что теперь мы вдвоем только: я да Соня. Но теперь я ее видеть не могу. Она все знает. Дурак!

2 августа. Порфирий Петрович меня замучил. Уверен, что он меня подозревает. Но почему? Где же я мог проколоться? Возможно, за мною следят. Состояние мое крайне нервозное, все вокруг подозрительное какое-то… Да еще эта проклятая жара! Невыносимо бьет по нервам…

5 августа. Я больше не могу! Шарахаюсь от каждой тени. Все везде враждебное, от каждого шороха бежать хочется. Да еще сны эти замучили. Страшные сны, кошмарные. Я теперь даже спать боюсь. Что со мной? Что делать?…

Читайте также:
Никодим Фомич — квартальный надзиратель: сочинение

Чуть позже. Не могу так больше жить. Пойду сдаваться.

Сочинение на тему «Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Образ и характеристика Раскольникова в романе Преступление и наказание.

Прежде чем говорить о персонаже его характеристике и образе, необходимо разобраться в каком произведении он фигурирует, и кто собственно, стал автором данного произведения.

Раскольников – главное действующее лицо одного из лучших романов российского классика Федора Достоевского – «Преступление и наказание», который оказал также влияние на мировую литературу. «Преступление и наказание» вышло в мир в 1866 году.

Роман сразу же заметили в Российской империи – он вызвал волну возмущенных, а также восхищенных отзывов. О работе Достоевского почти сразу узнали за границей, в следствие чего, роман был переведен на множество языков, включая английский, французский и немецкий.

Роман был не один раз экранизирован, а идеи, которые заложил Достоевский в дальнейшем использовались многими мировыми классиками.

Сочинение 2

Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых известных русский писателей. Его произведения знамениты персонажами со сложным внутренним миром, которые переживают трудные жизненные ситуации. Самым ярким примером является Родион Раскольников. Все мы слышали о его поступке, после которого изменилась вся его жизнь, на протяжение всего романа мы наблюдаем за борьбой доброты и злобы в нем. Роман заставляет задуматься над ценностью человеческой жизни и помогает понять могут ли добро и зло сочетаться в одном человеке.

Фёдор Михайлович наполнил свой роман большим количеством интересных персонажей, среди которых мы можем найти схожих себе. Мои самым любим является Родион Раскольников. В начале романа мы знакомимся с главным героем, он бывший студент, бедного происхождения. Внешне он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Родион подавал вид умного и начитанного человека, хотя и был небогатого происхождения. Но в его жизни наступила “чёрная полоса”, у него появились проблемы с деньгами, впав в нищету, он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе.

Все материальное положение Фёдор Михайлович описал с помощью комнаты, где он жил, автор называет ее каморкой. Жилище героя настолько бедно и мало по размеру, что напоминает шкаф или гроб. Хотя нам и кажется на первый взгляд, что главный герой одинок и не имеет никого, позже мы узнаём о его семье. Мать Раскольников Пульхерия Александровна всегда считала его умным и талантливым человеком, не смотря на все его ошибки. Его сестра имела такое же мнение как и мать. Семья Раскольникова оплачивало образование Родиона из последних денег, не смотря на свою тяжёлой жизненную ситуацию. После знакомства с его семьей, лично я сразу нарисовала у себя в голове портрет достойного человека, но так ли это? В течение романа мы замечаем в нем такие черты характера как надменность, гордость, необщительность, угрюмость и высокомерность. Хотя он и обладает таким количеством плохих качеств, в нем есть вещи, за которые мы можем его уважать, например, то, что никогда не боялся иметь собственное мнение и всегда выражал его. Следовательно, после изучения всех черт личности главного героя, мы не можем сделать окончательный вывод о нем, добрый ли он человек или зло?

Поступки больше говорят о человеке, поэтому рассмотрим все поступки Родиона Раскольникова. Завязка романа происходит на убийстве старухи-процентщице. Такой поступок нельзя оправдать ничем. Человек способный на убийство низок и циничен, также причина, по которой Раскольников это сделал – ужасна. Забрать жизнь человека ради проверки достоверности своей теории говорит нам о том, что он не ценил жизнь, как ее следует. Но тольк ли плохое делал Раскольников? Вспомним о семье Мармеладовых. После смерти главы семьи Раскольников пожертвовал им свои последние сбережения. Данным поступок не даёт нам сделать о нем однозначное решение. Родион совершает хорошие и плохие вещи, поэтому нельзя выбрать лишь одно мнение.

Таким образом, Родион Раскольников является отличным примером того, что человек способен совмещать в себе эти две крайности. Никто не идеал, но все же бы должны прежде всего ценить жизнь и здоровье человека, ведь это самое драгоценное, что мы имеем.

Сочинение 6

В образе этого героя психологического романа автор поднял проблемы нравственности и дал свой анализ популярной в его время идеи сверхчеловека с христианской точки зрения.

Родион Раскольников – типичный бедный студент, погруженный в модные тогда философские и политические идеи радикального характера. Он лишь по необходимости заботится о пропитании и необходимом для жизни. В его лице писатель, который был сам в свое время приговорен к смертной казни, замененной каторгой и отдачей в солдаты, за участие в деятельности тайного общества, показал достоверный образ борца за переустройство мира.

Как и многие народовольцы и другие политические радикалы, Раскольников является в некоторой степени чистым и идейным человеком. Он убивает старушку-процентщицу, чтобы проверить может ли он менять мир, относится ли к способным править и преобразовывать или же просто представитель управляемой массы. Показательно, что, несмотря на свою крайнюю бедность, Раскольников, присвоив крупную сумму денег после совершенного убийства, не только не тратит их, но и, вообще, как бы забывает об их существовании. Он остается погруженным в свои идеи и размышления. Для него, как и для представителей радикальной молодежи того времени, только это и имеет ценность.

Читайте также:
Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: сочинение

Однако, в отличие от другого романа «Бесы», в данном произведении автор ставил своей главной целью не показать страшное лицо народника, готового переступать через кровь и мораль, такого как Нечаев. В образе Раскольников писатель, сам прошедший через увлечение радикальными идеями, стремился показать выход для многих молодых людей. Для этого Достоевский подробно описывает крах воззрений Раскольникова, которому не удалось стать сверхчеловеком.

Достоверно неизвестно, убил ли кого-либо сам писатель, но, в любом случае, в образе Раскольникова много вложено пережитого самим автором романа.

Достоевский достоверно изобразил момент раскаяния, к которому затем приходит его герой, призывая читателей прочувствовать пережитое Раскольниковым и, отринув модные идеи переустройства общества, пойти за Христом.

Другие сочинения: ← Тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразы↑ ДругиеСоциальные и философские истоки бунта Раскольникова →

Образ и характеристика Родиона Раскольникова

Роман Преступление и наказание написан в середине девятнадцатого столетия великим писателем Ф. М. Достоевским. Является очень психологическим и в то же время философским произведением. Достоевский описывает психологическое состояние человека (чуть ли не душевную болезнь) которое приводит его к преступлению и затем последующие моральные терзания. Достоевский провёл психоанализ, задолго до К.Юнга и З. Фрейда.

Он описал на сколько внешняя среда и отношение людей может поставить человека (личность) на грань, как эта личность пытается вырваться из этого «заколдованного» круга, борется но в итоге «бес» побеждает. Что то вроде этого Достоевский описал в своём романе про революционеров «Бесы».

Мысли Раскольникова: возвысится над окружающими, массой, только он имеет право (на убийство). Здесь Достоевский конечно отталкивается от теории Ницше о «сверхчеловека». Он и описывает Раскольникова как человека, который пытается стать сверхчеловеком через преступления, нарушив моральные и правовые нормы общества в котором живёт.

Раскольников идёт на убийство именно для того чтобы перешагнуть через все нормы и проверить способен ли он, «тварь трусливая?» или способен. Раскольников очень беден, живёт в крохотной каморке, напоминающей гроб. Это лето очень душно и жарко, периодически у него начинается горячка. Именно окружающие условия и бедность его толкают на преступление.

Он стремится не изменить мир, а своё собственное существование и бросить вызов жизни. Юношеская романтика из него вовсе выветрилась, бедность, голод не оставили от неё и следа.

Достоевский рисует образ Раскольникова не просто убийцы-негодяя, а сомневающегося, страдающего, ищущего справедливости человека. Помимо старухи он убил случайно её воспитанницу. Его терзает чувство вины. На этой почве он заболевает, когда он очнётся, то с удивлением обнаружит, что его дела начинают налаживаться. Приехала мать и сестра, как то начинают улаживаться денежные вопросы. Деньгами убитой старухи он так и не воспользовался.

Муки совести заставляют его всё же признаться в убийстве и понести наказание. Но, это принесло ему облегчение. К тому же он нашёл свою любовь Соню Мармеладову.

Образец 5

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» вызвал много противоречивых мнений в обществе из-за главного героя.

Родион Раскольников – центральный герой романа. Он очень хорош собой, волосы тёмно-русые, глубокие тёмные глаза, высокий и стройный. Вместе с тем, он умный, образованный, гордый. Любит независимость. Но окружающая его обстановка сделала его очень замкнутым и раздражительным.

Молодой студент, мечтающий стать великим юристом, был нищий. Из-за нехватки денег, он вынужден бросить обучение и жить в небольшой комнате с минимальной обстановкой. Его одежда изрядно поношена, но новую он не может себе позволить. С первого взгляда заметно, что он постоянно задумчив и замкнут. Настроение его всегда плохое. Раскольников перестал общаться с людьми. Его унижала помощь со стороны посторонних.

Главный герой делить всех людей на две группы и никак не может понять к какой относится он сам: «тварь ли я дрожащая или право имею?». Эти мысли не дают ему покоя. Для проверки своей концепции Раскольников решается на убийство бабки – процентщицы. Родион думает, что забрав ценности, он осчастливит не только себя, но и всё человечество.

Реальность оказалось совсем другой. Вместе с бабкой Раскольникову пришлось убить и её сестру Лизовету, которая никогда в жизни никого не обидела. Награбленным он так и не смог воспользоваться, спрятав его. Ему страшно и плохо. Совесть главного героя, не даёт ему покоя и приводит к сумасшествию. Ему пытаются помочь друзья, но это оказывается безуспешным.

К концу романа у Раскольникова совсем не остаётся сил. Он понимает, что не может уже ничего исправить и жить с такой ношей он не сможет. Родион идёт с повинной и его приговаривают к 8 годам каторги. Но он принимает приговор с энтузиазмом и с гордостью отбывает срок. Ведь на воле его ждёт совершенно иная жизнь, с новыми и чистыми мыслями, а также с Соней Мармеладовой, которая смогла поверить в то, что в Раскольникове остались человеческие качества.

Читайте также:
Наказание Раскольникова: сочинение

Фёдор Михайлович Достоевский в образе Родиона Раскольникова хотел показать, что каждый человек способен раскаяться в совершённых деяниях и стать полноценным членом общества.

Вариант 4

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – один из величайших шедевров в мировой литературе. Содержание книги дает описание целой эпохи русской истории.

Главным героем произведения является — молодой студент Родион Раскольников. Юноша очень воспитанный, образованный и трудолюбивый. Обладает литературным талантом и пишет статьи, некоторые из которых публикуются в печатных изданиях. У него во всем есть свое мнение, которое он готов отстаивать. Обучение дается ему очень легко, а вот общение со сверстниками нет. Он нелюдим, одинок, угрюм и мрачен.

Родион привлекателен внешне: стройный, среднего роста, с темными волосами и пронзительным взглядом. Однако, вся эта красота скрыта под лохмотьями старой одежды, которую он вынужден носить в силу своей нищеты. Его внешний облик отталкивает окружающих. Возможно, этот факт и делает из молодого человека «волка-одиночку».

Родион очень любит свою семью: мать и сестру, которые изо всех сил пытаются ему помочь. Ему очень бы хотелось о них заботиться, но средств на их содержание у него нет и поэтому получается, что две слабые женщины заботятся о здоровом мужчине. Осознание этого делает Родиона озлобленным на мир и его несовершенство.

Помимо этого, юноша очень горделив и своенравен, тщеславен и жесток. Он считает, что имеет право судить людей, делить их на определенные категории и с высока смотреть на окружающих. Причиной таких взглядов является социальное неравенство и классовые предрассудки.

Такое отношение к людям в итоге приводит Раскольникова к формированию своей собственной философии, суть которой сводится к тому, что на свете существует два типа людей: особенные люди, которым все дозволено и люди-отбросы, которые обречены на жалкое существование. Себя он причисляет к категории «избранных». Эта философия толкает парня на преступление, за которым приходит наказание в виде раскаяния. Значит, можно сделать вывод, что хорошего в молодом человеке больше. Угрызения совести и осознание всей тяжести преступления заставляют Родиона сознаться в содеянном.

Автор показывает нам натуру противоречивую. Противоборство добра со злом в одном человеке, в результате которого побеждает добродетель.

Другие темы: ← Родион Раскольников и Соня Мармеладова↑ ДостоевскийТема семьи в романе Преступление и наказание →

Вариант 2

В романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского центральным персонажем является Родион Романович Раскольников.

Родион вырос в любящей, но бедной семье. Ему 23 года, он студент юридического факультета, но учёбу пришлось забросить, так как молодой человек живёт на грани нищеты.

Юноша скудно одет, но хорош собой: имеет стройную фигуру, высокий рост, тёмные глаза и русые волосы.

В начале романа, автор описывает Раскольникова как доброго, отзывчивого, умного, но гордого человека. Ему не чуждо сострадание к другим. Из-за сложного материального положения, которое оставляло желать лучшего, Родион замкнут в себе и угрюм. Он считает унизительным принимать помощь от своего друга или пожилой матери.

Отчаяние и беспомощность приводят к разрушению моральных принципов Раскольникова. Он разрабатывает собственную теорию, касающуюся современного общества: делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые, по его мнению, являются бесполезными и «второстепенными», а вторым позволено всё, даже игнорирование моральных принципов для достижения «высшей цели». Разумеется, себя Родион относит ко второй категории.

Раскольников придумывает способ проверить границы дозволенного и идёт на сделку с совестью – решается на убийство. Долгое время молодого человека терзают сомнения, он переживает сильную внутреннюю борьбу и даже думает отказаться от ужасной затеи, но нищета , влекущая за собой гнетущее отчаяние, доводит его до безумия от безысходности. Он переходит черту нравственности и человечности, убивая старую процентщицу и воруя её деньги. Родион лишает жизни не только пожилую Алёну Ивановну, а и её беременную сестру Лизавету.

Раскольников так и не смог воспользоваться украденными деньгами, хотя очень в них нуждался. После совершения преступления он переживает надлом личности: его терзают мучительные угрызения совести, а непрекращающиеся ночные кошмары заставляют вновь и вновь переживать случившееся.

После убийства Родион становится ещё более нелюдимым, ему тошно от самого себя. Одиночество подводит его к грани безумия. Он боится разоблачения, пытается выведать, подозревают ли его в совершении преступления. Молодой человек доверяет свою тайну Соне Мармеладовой, девушке, живущей по «жёлтому билету». Она убеждает Раскольникова во всём признаться, ведь, по её мнению, только таким образом можно начать путь к исправлению и исцелению души.

Родион сдаётся полиции. Он раскаивается в своих деяниях. Теперь его теория кажется молодому человеку бессмысленной, жестокой и безнравственной и Раскольников отрекается от неё. Его отправляют на каторгу, где Родион становится на путь духовного перерождения и искупления вины.

Характеристика и образ старухи-процентщицы (Алена Ивановна) в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

Одним из персонажей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является старуха-процентщица Алена Ивановна.

Читайте также:
Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: сочинение

Алена Ивановна – это маленькая. Щупленькая старушка, у нее злые маленькие глаза и остренький носик. Ей шестьдесят лет, но белокурые волосы еще не слишком поседели, Алена Ивановна обильно смазывает их маслом. Шея у старушки длинная и тонкая, обмотанная каким-то тряпьем. На плечи накинута обтрепанная меховая безрукавка. Старуху постоянно мучает кашель, видно. Что у нее больные легкие.

Алена Ивановна живет в квартире, состоящей из двух маленьких комнаток. Комнаты тщательно убраны, нигде нет ни пылинки, благодаря стараниям младшей сестры старухи, Лизаветы. Лизавету старуха держит в качестве прислуги, не испытывая к ней родственных чувств. Жестокая и эгоистичная старуха постоянно издевается над своей слабоумной сестрой, порой применяя физическое насилие. Сама Алена Ивановна очень набожна, все свое состояние она завещала одному из монастырей, заботясь о своей загробной жизни, а Лизавете после ее смерти достанутся лишь мебель да одежда.

Состарившись, Алена Ивановна не выходит из дома, она мало доверяет людям. Окружающие, зная ее злобный и жестокий характер, платят ей той же монетой, называя за глаза старой ведьмой.

Алена Ивановна занимается ростовщичеством, имеет приличный доход, и уже сколотила значительное состояние. Жадная, скупая старуха экономит буквально на всем, ее богатство не несет никакой пользы. Процентщица получает удовольствие, лишь все больше приумножая свое состояние. Алена Ивановна щепетильно относится к своей бухгалтерии, скрупулезно высчитывает каждую копеечку, и никогда не обманывает своих клиентов, но никогда не идет им навстречу. Может, именно поэтому, ей и удалось нажить такое состояние. У кого есть деньги, к ней не пойдет, а тот, кто сдает вещи в заклад, так же берут на себя обязательства. И если не имеют возможности выкупить свою вещь вовремя, это их проблемы. Старуха все делает правильно, свои обязательства она выполняет безукоризненно. Люди, однако, считают по-другому, и уверены, что старуха должна идти им на уступки.

Одним из них является Родион Раскольников, создавший свою теорию жизни. Чтобы проверить эту теорию на деле, Раскольников выбрал в качестве жертвы невинную старушку. Он считал, что Алена Ивановна – лишний человек на земле, не приносящий пользы. К тому же, он использовал негативное отношение окружающих к старухе. Ему казалось, что убив старушку, он осчастливит человечество.

В конце концов, раскольников убил не только бедную старуху, не ожидавшую такого поворота событий, но и Лизавету.

Сочинение Старуха-процентщица Алена Ивановна

Алена Ивановна – старуха, дающая деньги под процент в долг. Один из самых эффектных и запоминающихся персонажей в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Сухая женщина лет шестидесяти с острым носом и таким же взглядом. Старуха улучшает своё материальное состояние за счёт людей, которым просто больше некуда обратиться. Женщина берет ценные вещи под огромный процент и можно сказать обворовывает людей. Старуха выдаёт отчаявшимся людям всего лишь 25 % от первоначальной стоимости товара, и насчитывает огромный процент. Она никогда не прощает людям задержек, и проценты переходят в ее собственность при малейшей задержке. С помощью таких действий женщина накапливала деньги, которые потом просто откладывала дома. В мире нет такого человека, который бы к ней тепло относился.

У старухи есть сестра Елизавета, которая страдает нарушением ума, она скромная и спокойная женщина. Сестринских чувств старуха к ней не питала и содержала сестру в качестве прислуги.

Придя к ней Раскольников замечает, что старушка живёт одна, и Алена Ивановна становится жертвой молодого студента. Он выбирает эту женщину как цель для убийства, ведь у всех людей она вызывает отвращение. Он хочет похитить все ее накопления. Придя с орудием убийства к старухе в дом Радион Раскольников, также убивает и её сестру, ставшей нежеланной свидетельницей злодеяния. Он хотел доказать, что убийство высшим человеком низшего полностью оправдано. Он считает, что лишив жизни, и так тяжелобольную женщину о ней никто не вспомнит и не загрустит.

Автор говорит, что убийство любого человека – это преступление законов нравственности.

Раскольников убивает старуху, как из-за денег, так и из-за внутренней установки. Он это делает для того, чтобы утвердиться перед собой.

Без денежное положение, отсутствие интересов, споры с самим собой толкают его на самое страшное преступления – лишение жизни человека. Радион не только загубил две жизни, а ещё и испортил свою жизнь, так как ему жить с грехом, который будет его постоянно сопровождать.

Какой бы отвратительной и злой не была старуха – процентщица, она тоже человек, и как все люди на Земле, заслушивает право на жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ старухи-процентщицы (Алена Ивановна)

Популярные сегодня темы

Сказка Максима Горького Случай с Евсейкой написана в 1912 году. Рассказ предназначен для читателей младшего школьного возраста. В рассказе описывается случай с мальчиком, которому во время рыбалки

В образе этой семьи писатель воплотил все черты старого общества, которые вызывали у него отвращение. Это были как отрицательные качества, так и покорность по отношению к насилию и угнетению

Глава «Тамань» — это отправная точка приключений Печорина на Кавказ. В этой повести показывается дневник Печорина, который знакомит читателей с душевный мир главного героя. Главный герой описывает Тамань

Читайте также:
Христианские мотивы и образы “Преступление и наказание”: сочинение

Завязка сюжета в «Ревизоре» берет свое начало с ключевой фразы о том, что едет проверяющий. Исходит она из уст городничего, и обращена ко всем важным персонам. Известие воспринимается как неприятное

Спорт, это мое любимое занятие и все свободное время я посвящаю ему. Я люблю не только им заниматься но наблюдать и болеть. Один из самых интересных и захватывающих видов спорт, биатлон

Образ и характеристика старухи-процентщицы Алёны Ивановны в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Одним из главных героев произведения является Алена Ивановна, пожилая вдовствующая женщина, занимающаяся на старости лет ростовщическим бизнесом.

Писатель представляет героиню в образе крошечной сухой старушонки, длинношеей, имеющей злые мелкие глаза и маленький острый нос, напоминающий клюв. Голову Алены Ивановны обрамляют тонкие редкие волосы, слегка поседевшие, которые она обильно смазывает жирным маслом и заплетает в некое подобие косы, смахивающей на крысиный хвост.

Одевается женщина небрежно во фланелевое тряпье, тонкую сморщенную шею оборачивает подобием платка и в любую погоду набрасывает на плечи пожелтевшую от старости кофту, подшитую драным мехом.

Алена Ивановна имеет болезненный вид, страдая распространенным в то время туберкулезом и постоянно кашляя и кряхтя.

По характеру старуха злая, капризная, равнодушная и глупая. Проживая в квартире совместно со своей слабоумной младшей сестрой Лизаветой, вредная и жестокая женщина использует тихую и скромную девушку в качестве прислуги, угнетая и унижая ее, а иногда и применяя физическое насилие в виде побоев, не питая к Лизавете никаких теплых и родственных чувств. При этом старуха страшно религиозна и переживает о своей посмертной участи, составив завещание в пользу монастыря, а единственной родственнице благодушно наследовав лишь квартирную мебель и одежду.

Героиня практически не выходит из дома, поскольку недоверчиво относится к окружающим людям, а местные жители взаимно не испытывают к старухе симпатии и за глаза именуют ее старой ведьмой.

Занимаясь ростовщическим промыслом, Алена Ивановна имеет весьма приличный доход, поскольку выкупает у клиентов заложенную ценную вещь по мизерным ценам и не прощает просрочки заклада даже на один день, оставаясь совершенно равнодушной к тем обстоятельствам, из-за которых люди вынуждены отдавать в залог дорогие им ценности.

Своим нехитрым ремеслом, старуха заработала огромное состояние, но поскольку Алена Ивановна является болезненно жадной, паталогически бережливой и скупой, ее богатство не приносит ей ни удовольствия, ни пользы.

Раскольников, главный персонаж романа, будучи бедным студентом, тоже попадает в ловкие сети хитрой старухи. Видя, что Алена Ивановна вызывает у окружающих реакцию в виде отвращения, страха и брезгливости, Раскольников решает очистить этот мир от никчемного человека и совершает ее убийство, при этом невиновная Лиза становится незапланированной жертвой главного героя.

Раскрывая образ старухи-ростовщицы, писатель подчеркивает непреложную истину, что лишение жизни любого человека является преступлением против нравственных законов.

Сочинение Характеристика и образ старухи-процентщицы Алёны Ивановны

Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского – гениальнейшее произведение русской литературы, известное во всём мире. Он пестрит разнообразными рассуждениями и глубокими догадками. Многие иностранцы изучают русский язык, чтобы прочесть это произведение в оригинале. Центральный образ в романе – Родион Романович Раскольников, бедный петербургский студент. В ходе сюжета ему доводится убить местную старуху-процентщицу Алёну Ивановну, ни сколько, чтобы ограбить, а чтобы доказать свою собственную теорию о «тварях дрожащих» и тех, кто «право имеет».

Алёна Ивановна была старуха лет шестидесяти и брала ценные вещи под заклад. Раскольников был одним из её клиентов. Характер старухи можно назвать неприятным, холодным и отчасти жестоким: она давала за вещи сущие копейки, не обращая внимания ни на какие обстоятельства жизни своих закладчиков. Полной противоположностью Алёне Ивановне была её сестра Лизавета, с которой они жили в одной квартире. Лизавета – тридцатипятилетняя женщина, с покорным и покладистым характером, безотказная, во всём слушала сестру и стала случайной жертвой Раскольникова.

Несмотря ни на что, Алёну Ивановну нельзя назвать мошенницей. Хоть она и бессердечна, но лишних процентов ни с кого не взимает, а считает всё согласно собственному тарифу, зная, что от этого она не станет менее популярной. Однако Раскольников считает жизнь старухи совершенно бесполезной, а её саму – «вошью». Рядом с ней нет человека, которому можно дарить любовь. Сестрой Алёна Ивановна просто управляет ради собственной выгоды.

Конечно, старуху-процентщицу нельзя назвать положительным героем, но, в то же время, если бы не она, Раскольников не смог бы найти себе подходящую жертву для проверки своей теории, не смог бы испытать соответствующие терзания и найти путь к обновлению своей души.

Я считаю, что роль каждого из героев в произведении оправдана и имеет своё значение. Если исключить кого-то из них из романа, получится совершенно другое повествование, лишённое каких-либо интересных деталей или размышлений.

Образ и характеристика старухи-процентщицы Алёы Ивановны в романе Преступление и наказание

Несколько интересных сочинений

Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

Читайте также:
Теория Раскольникова и её разоблачение: сочинение

Язык ‒ это специфический код каждой нации. Именно язык дает человек чувство принадлежности к определенной этнической группе, культуре и народу в частности.

Сам Молчалин был небогатым дворянином, родился в Твери. В комедии он проживал в доме Фамусова, тот в свою очередь взял Молчалина в секретари. Молчалин влюбляется в дочь Фамусова и тайно с ней встречается.

Все человечество зависит от исхода исторических событий. Войнами, эпидемиями промышленными революциями и научными открытиями обусловлено качество жизни нынешнего человека.

Про эту картину известно, что она точно принадлежит кисти великого Рафаэля. И к тому же, он писал её один, без помощников. Она была написана по заказу для церкви святого Сикста.

Образ Старухи процентщицы из «Преступления и наказания»

Старуха-процентщица Алена Ивановна является второстепенной героиней романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Именно ее решает убить Раскольников, чтобы доказать правильность своей теории. Убийство этого персонажа разделило жизнь Раскольникова на до и после.

Так что же за персонаж Алена Ивановна, и как повлияла на судьбу главного героя эта мерзкая бабка?

  1. Краткая характеристика Старухи процентщицы
  2. Образ и характеристика Процентщицы
  3. Сочинение про Алену Ивановну
  4. Старуха процентщица в романе Достоевского
  5. Описание образа с цитатами

Краткая характеристика Старухи процентщицы

Старуха-процентщица (Алена Ивановна). «…сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и злыми глазками с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье…».

Этот образ – символ никчемной и даже вредной жизни. Алена Ивановна наживается на горе других людей. Она берет под проценты ценные вещи. Пользуясь тем, что часто ее клиенты находятся в безвыходном положении, старуха назначает огромные проценты и по сути обкрадывает людей.

Ее изображение должно вызывать отвращение и отчасти оправдывать убийство Раскольникова. Но, по мысли Достоевского, эта старуха – тоже человек. Поэтому насилие над ней, как и над любым другим человеком, является преступлением нравственного закона.

Образ и характеристика Процентщицы

Роль старухи-процентщиц в романе намного больше, чем может показаться с первого взгляда. Автор дает читателю понять, что любая жизнь бесценна, и никто не имеет права ставить себя выше другого человека.

Внешность старухи

Алена Ивановна – вдова чиновника, которая сколотила целое состояние, выдавая деньги под огромные проценты. Она была пожилой женщиной около 60 лет, маленькие глаза прятались в многочисленных морщинах, а волосы были жидкие и редкие.

Ее одеяния трудно было назвать одеждой: она носила настоящие лохмотья: “…Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая.

Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.”

Алена Ивановна и внутри и снаружи казалась всем человеком неприятным, думающим только о своей выгоде. Такое ее потребительское отношение к окружающим послужило одной из причин, почему Раскольников решил ее убить.

Образ Алены Ивановны

В произведении Алена Ивановна представлена вредной старушонкой, выдающей деньги под большой процент, тем самым наживаясь на других людях. По теории Раскольникова, в которой люди делятся на обычных и необычных, процентщица не представляет никакой ценности для общества, следовательно ею можно пожертвовать в благих целях.

Алена Ивановна – алчная, недалекая женщина. Кроме того у старухи мерзкий характер, она имеет богатства, но при этом не собирается делиться ими со своей младшей больной сестрой Лизаветой. По завещанию, которое она составила, сестре достается очень мало, а все нажитые богатства завещаны в монастырь на помин ее души.

Эта злая старушонка со скверным характером редко выходит из дома. Она никому не доверяет и никого не любит: «…с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет….»

Роль в романе

Убийство Алены Ивановны в романе «Преступление и наказание» не приносит Раскольникову удовлетворения. Он считал, что его не будет мучить совесть из-за такого жалкого человека, способного только портить жизнь окружающих. Раскольников возомнил себя «Наполеоном», имеющим власть распоряжаться судьбами людей.

Однако такое поведение автор не считает правильным, поэтому Раскольников мучается чувством вины, ему снятся дурные сны, он находится на грани сумашедствия.

Алена Ивановна стала тем камнем преткновения, который разрушил его теорию и поменял жизнь. И его оправдания о том, что эта пожилая женщина никому не нравилась, и что он всего навсего отчистил мир от зла, не имеют никакого значения.

Сочинение про Алену Ивановну

Одним из персонажей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является старуха-процентщица Алена Ивановна.

Алена Ивановна – это маленькая. Щупленькая старушка, у нее злые маленькие глаза и остренький носик. Ей шестьдесят лет, но белокурые волосы еще не слишком поседели, Алена Ивановна обильно смазывает их маслом.

Шея у старушки длинная и тонкая, обмотанная каким-то тряпьем. На плечи накинута обтрепанная меховая безрукавка. Старуху постоянно мучает кашель, видно. Что у нее больные легкие.

Читайте также:
О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя: сочинение

Алена Ивановна живет в квартире, состоящей из двух маленьких комнаток. Комнаты тщательно убраны, нигде нет ни пылинки, благодаря стараниям младшей сестры старухи, Лизаветы. Лизавету старуха держит в качестве прислуги, не испытывая к ней родственных чувств.

Жестокая и эгоистичная старуха постоянно издевается над своей слабоумной сестрой, порой применяя физическое насилие. Сама Алена Ивановна очень набожна, все свое состояние она завещала одному из монастырей, заботясь о своей загробной жизни, а Лизавете после ее смерти достанутся лишь мебель да одежда.

Состарившись, Алена Ивановна не выходит из дома, она мало доверяет людям. Окружающие, зная ее злобный и жестокий характер, платят ей той же монетой, называя за глаза старой ведьмой.

Алена Ивановна занимается ростовщичеством, имеет приличный доход, и уже сколотила значительное состояние. Жадная, скупая старуха экономит буквально на всем, ее богатство не несет никакой пользы. Процентщица получает удовольствие, лишь все больше приумножая свое состояние.

Алена Ивановна щепетильно относится к своей бухгалтерии, скрупулезно высчитывает каждую копеечку, и никогда не обманывает своих клиентов, но никогда не идет им навстречу. Может, именно поэтому, ей и удалось нажить такое состояние.

У кого есть деньги, к ней не пойдет, а тот, кто сдает вещи в заклад, так же берут на себя обязательства. И если не имеют возможности выкупить свою вещь вовремя, это их проблемы. Старуха все делает правильно, свои обязательства она выполняет безукоризненно. Люди, однако, считают по-другому, и уверены, что старуха должна идти им на уступки.

Одним из них является Родион Раскольников, создавший свою теорию жизни. Чтобы проверить эту теорию на деле, Раскольников выбрал в качестве жертвы невинную старушку.

Он считал, что Алена Ивановна – лишний человек на земле, не приносящий пользы. К тому же, он использовал негативное отношение окружающих к старухе. Ему казалось, что убив старушку, он осчастливит человечество.

В конце концов, раскольников убил не только бедную старуху, не ожидавшую такого поворота событий, но и Лизавету.

Старуха процентщица в романе Достоевского

Алена Ивановна — старуха, дающая деньги под процент в долг. Один из самых эффектных и запоминающихся персонажей в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Сухая женщина лет шестидесяти с острым носом и таким же взглядом. Старуха улучшает своё материальное состояние за счёт людей, которым просто больше некуда обратиться. Женщина берет ценные вещи под огромный процент и можно сказать обворовывает людей.

Старуха выдаёт отчаявшимся людям всего лишь 25 % от первоначальной стоимости товара, и насчитывает огромный процент. Она никогда не прощает людям задержек, и проценты переходят в ее собственность при малейшей задержке.

С помощью таких действий женщина накапливала деньги, которые потом просто откладывала дома. В мире нет такого человека, который бы к ней тепло относился.

У старухи есть сестра Елизавета, которая страдает нарушением ума, она скромная и спокойная женщина. Сестринских чувств старуха к ней не питала и содержала сестру в качестве прислуги.

Придя к ней Раскольников замечает, что старушка живёт одна, и Алена Ивановна становится жертвой молодого студента. Он выбирает эту женщину как цель для убийства, ведь у всех людей она вызывает отвращение. Он хочет похитить все ее накопления.

Придя с орудием убийства к старухе в дом Родион Раскольников, также убивает и её сестру, ставшей нежеланной свидетельницей злодеяния. Он хотел доказать, что убийство высшим человеком низшего полностью оправдано. Он считает, что лишив жизни, и так тяжелобольную женщину о ней никто не вспомнит и не загрустит.

Автор говорит, что убийство любого человека — это преступление законов нравственности.

Раскольников убивает старуху, как из-за денег, так и из-за внутренней установки. Он это делает для того, чтобы утвердиться перед собой.

Безденежное положение, отсутствие интересов, споры с самим собой толкают его на самое страшное преступления — лишение жизни человека. Радион не только загубил две жизни, а ещё и испортил свою жизнь, так как ему жить с грехом, который будет его постоянно сопровождать.

Какой бы отвратительной и злой не была старуха-процентщица, она тоже человек, и как все люди на Земле, заслушивает право на жизнь.

Описание образа с цитатами

Имя старухи-процентщицы — Алена Ивановна. Фамилия героини не указана в романе. Возраст старухи-процентщицы — около 60 лет.

Алена Ивановна является вдовой чиновника, который носил чин коллежского секретаря или коллежского регистратора (в романе дается оба варианта). Старуху называют коллежской секретаршей и регистраторшей не потому, что она работает секретаршей, а потому что этот чин носил ее покойный муж. Во времена Достоевского женщины не служили чиновницами.

Старуха зарабатывает на жизнь ростовщичеством: она дает в долг деньги под проценты взамен драгоценностей и ценных вещей. Другими словами, она содержит у себя дома что-то вроде ломбарда:

“…той самой старухи Алены Ивановны, коллежской регистраторши и процентщицы…” (часть 1 глава V)

“…и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица…” (часть 3 глава VI)

“…про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу…” (часть 1 глава VI)

О внешности старухи-процентщицы известно следующее:

Читайте также:
Герой романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»: сочинение

“Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.

На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.” (часть 1 глава I)

“…она, такая маленькая и гаденькая…” (часть 1 глава VI)

“Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке…” (часть 1 глава VII)

“Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост…” (часть 1 глава VII)

Вероятно, старуха-процентщица болеет чахоткой (туберкулезом), так как она постоянно кашляет:

“Старушонка поминутно кашляла и кряхтела…” (часть 1 глава I)

“…жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки…” (часть 1 глава VI)

“…злая, больная старушонка…” (часть 1 глава VI)

Некоторое время назад бедный студент Раскольников узнает о старухе-процентщице от одного знакомого. Вскоре сам Раскольников тоже становится ее клиентом и закладывает у нее свои ценные вещи.

Алена Ивановна является состоятельной женщиной. Она хорошо зарабатывает, выдавая деньги под залог ценных вещей. Старуха дает своим клиентам в 4 раза меньше денег, чем стоят их вещи. Когда клиент не выкупает свой заклад, старуха оставляет его себе и перепродает по более высокой цене:

“Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как ж*д, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало.” (часть 1 глава VI)

“Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь…” (часть 1 глава VI)

Старуха-процентщица — злая, капризная, глупая и вредная женщина, “ужасная стерва”, по мнению ее клиентов. Когда какой-то клиент на один день опаздывает с выкупом заложенной вещи, старуха ведет себя безжалостно и не дает опоздавшему выкупить заложенное. Это не нравится ее клиентам:

“Только стерва ужасная…” (часть 1 глава VI)

“И он стал рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь.” (часть 1 глава VI)

“…с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет.…” (часть 1 глава VI)

“Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки…” (часть 1 глава VI)

У старухи-процентщицы есть младшая сестра Лизавета, которая живет с ней и которую она бьет и держит в качестве рабыни. У сестер общий отец, но разные матери. Достоевский называет сестер сводными, но по нашей, современной классификации XXI века сестры от разных матерей называются единокровными, а не сводными:

“…Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет.” (часть 1 глава VI)

“…у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка…” (часть 1 глава VI)

“…Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы…” (часть 1 глава V)

“…старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!” (часть 1 глава VI)

Старуха — бессердечная, безразличная женщина. При этом она является религиозным человеком. В своем завещании старуха просит передать свои сбережения не Лизавете, а монастырю в Н‑й губернии. Несчастная же Лизавета, согласно завещанию, должна получить только движимое имущество, то есть мебель, одежду и т.д.:

“Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H‑й губернии, на вечный помин души…” (часть 1 глава VI)

Алена Ивановна является недоверчивой женщиной, по словам Раскольникова:

“Она недоверчива…” (Раскольников о ней, часть 1 глава VI)

“…жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки…” (часть 1 глава I)

Старуха-процентщица сидит дома круглый год и никуда не ходит, по словам ее клиентов:

“Да ведь она ж никуда не ходит…” (часть 1 глава VII)

“Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье. ” (часть 1 глава VII)

Окружающие называют Алену Ивановну ведьмой, вероятно, за ее непростой характер:

“Эй, Алена Ивановна, старая ведьма! Лизавета Ивановна, красота неописанная! Отворяйте. ” (часть 1 глава VII)

“Круглый год сидит ведьма, киснет…” (часть 1 глава VII)

Это был цитатный образ и характеристика старухи-процентщицы в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах.

Читайте также: Челкаш – характеристика героя одноименного рассказа Горького.

Какой бы отвратительной и злой не была старуха-процентщица, она тоже человек, и как все люди на Земле, заслушивает право на жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: