Достоевский – психологический романист: сочинение

Психологизм в творчестве Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гайдарова Д.С.

Ежегодно страна отмечает юбилеи известных писателей, оставивших заметный творческий след в отечественной литературе. 2016 год особенно богат на знаменательные даты. Именно в этом году писателю Ф.М. Достоевскому , с именем которого во всем мире ассоциируется наша страна, автору гениальных романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и мн. др., исполнилось бы 195 лет.Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – русский писатель, в произведениях которого психологическая сторона имеет большое значение и помогает автору в раскрытии замысла произведения. Многие писатели раскрывали души героев через диалоги персонажей, но особенностью психологизма, присущего творчеству Ф.М. Достоевского , является то, что он раскрывает характеры героев через их собственные монологи. Социально-психологический роман «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник». Своеобразие произведения заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, который пытается найти решение социальных проблем. Достоевского интересует внутренний мир человека. «/Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»/, писал Ф.М. Достоевский . В процессе развития романа «Преступление и наказание» мы наблюдаем, как Родион Раскольников ведет борьбу с самим собой. В некоторых эпизодах мы видим, как он корит себя, в других – всячески пытается себя оправдать. На протяжении всего романа он надеется прийти к правде и понять, кто же он. Особенными являются сны Раскольникова, которые отражают его внутренний мир, раскрывают душевное состояние. Также важным психологическим фактором является фон, на котором развивается действие романа. Ф.М. Достоевский описывает Петербург не как столицу, блистающую огнями, а как город страшных разочарований и пустоты, который психологически давит на героя и подталкивает его к преступлению. Описание города, безусловно, рисует в сознании читателя определенную картину, помогающую понять идею автора литературного шедевра. Русский философ и культуролог М.М. Бахтин писал: «Психоло­гизм Достоевского — особый художественный метод проникновения в объек­тивную суть противоречивого людского коллектива, в самую сердцевину тревоживших писателя общественных отношений и особый художественный метод их воспроизведения в искусстве слова».

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гайдарова Д.С.

Текст научной работы на тему «Психологизм в творчестве Ф. М. Достоевского»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 5

Ю: 2016-05-81-Т-7099 Тезис

Психологизм в творчестве Ф.М. Достоевского

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии

Научный руководитель: к. п. н. Шешнева И. В.

Ежегодно страна отмечает юбилеи известных писателей, оставивших заметный творческий след в отечественной литературе. 2016 год особенно богат на знаменательные даты. Именно в этом году писателю Ф.М. Достоевскому, с именем которого во всем мире ассоциируется наша страна, автору гениальных романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и мн. др., исполнилось бы 195 лет.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – русский писатель, в произведениях которого психологическая сторона имеет большое значение и помогает автору в раскрытии замысла произведения. Многие писатели раскрывали души героев через диалоги персонажей, но особенностью психологизма, присущего творчеству Ф.М. Достоевского, является то, что он раскрывает характеры героев через их собственные монологи. Социально-психологический роман «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник». Своеобразие произведения заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, который пытается найти решение социальных проблем. Достоевского интересует внутренний мир человека. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», – писал Ф.М. Достоевский. В процессе развития романа «Преступление и наказание» мы наблюдаем, как Родион Раскольников ведет борьбу с самим собой. В некоторых эпизодах мы видим, как он корит себя, в других – всячески пытается себя оправдать. На протяжении всего романа он надеется прийти к правде и понять, кто же он. Особенными являются сны Раскольникова, которые отражают его внутренний мир, раскрывают душевное состояние. Также важным психологическим фактором является фон, на котором развивается действие романа. Ф.М. Достоевский описывает Петербург не как столицу, блистающую огнями, а как город страшных разочарований и пустоты, который психологически давит на героя и подталкивает его к преступлению. Описание города, безусловно, рисует в сознании читателя определенную картину, помогающую понять идею автора литературного шедевра.

Русский философ и культуролог М.М. Бахтин писал: «Психологизм Достоевского — особый художественный метод проникновения в объективную суть противоречивого людского коллектива, в самую сердцевину тревоживших писателя общественных отношений и особый художественный метод их воспроизведения в искусстве слова».

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, творчество

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2016

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Читайте также:
Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Читайте также:
Бунт и преступление Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Сочинение 8

Готовое сочинение к варианту №8 сборника “Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ-2021”.

Начало текста

В эту ночь снились мне безобразнейшие сны. Немудрено: весь вечер давили меня воспоминания о каторжных годах моей школьной жизни, и я не мог от них отвязаться. Меня сунули в эту школу мои дальние родственники, от которых я зависел и о которых с тех пор не имел никакого понятия, — сунули сиротливого, уже забитого их попрёками, уже задумывающегося, молчаливого и дико на всё озиравшегося.

В эту ночь снились мне безобразнейшие сны. Немудрено: весь вечер давили меня воспоминания о каторжных годах моей школьной жизни, и я не мог от них отвязаться. Меня сунули в эту школу мои дальние родственники, от которых я зависел и о которых с тех пор не имел никакого понятия, — сунули сиротливого, уже забитого их попрёками, уже задумывающегося, молчаливого и дико на всё озиравшегося. Товарищи встретили меня злобными и безжалостными насмешками за то, что я ни на кого из них не был похож. Но я не мог насмешек переносить; я не мог так дёшево уживаться, как они уживались друг с другом. Я возненавидел их тотчас и заключился от всех в пугливую, уязвлённую и непомерную гордость.

Грубость их меня возмутила. Они цинически смеялись над моим лицом, над моей мешковатой фигурой; а между тем какие глупые у них самих были лица!

В нашей школе выражения лиц как-то особенно глупели и перерождались. Сколько прекрасных собой детей поступало к нам. Через несколько лет на них и глядеть становилось противно. Ещё в шестнадцать лет я угрюмо на них дивился; меня уж и тогда изумляли мелочь их мышления, глупость их занятий, игр, разговоров. Они таких необходимых вещей не понимали, такими внушительными, поражающими предметами не интересовались, что поневоле я стал считать их ниже себя. Не оскорблённое тщеславие подбивало меня к тому, и, ради бога, не вылезайте ко мне с приевшимися до тошноты казёнными возражениями, что я только мечтал, а они уж и тогда действительную жизнь понимали. Ничего они не понимали, никакой действительной жизни, и, клянусь, это-то и возмущало меня в них наиболее. Напротив, самую очевидную, режущую глаза действительность они принимали фантастически глупо и уже тогда привыкли поклоняться одному успеху. Над всем, что было справедливо, но унижено и забито, они жестокосердно и позорно смеялись.

Чин почитали за ум; в шестнадцать лет уже толковали о тёплых местечках.

Конечно, много тут было от глупости, от дурного примера, беспрерывно окружавшего их детство и отрочество. Развратны они были до уродливости. разумеется, и тут было больше внешности, больше напускной циничности; разумеется, юность и некоторая свежесть мелькали и в них даже из-за разврата; но непривлекательна была в них даже и свежесть и проявлялась в каком-то ёрничестве. Я ненавидел их ужасно, хотя, пожалуй, был их же хуже. Они мне тем же платили и не скрывали своего ко мне омерзения. Но я уже не желал их любви; напротив, я постоянно жаждал их унижения. Чтоб избавить себя от их насмешек, я нарочно начал как можно лучше учиться и пробился в число самых первых. Это им внушило некоторое почтение. К тому же все они начали помаленьку понимать, что я уже читал такие книги, которых они не могли читать, и понимал такие вещи (не входившие в состав нашего специального курса), о которых они и не слыхивали. Дико и насмешливо смотрели они на это, но нравственно подчинялись, тем более что даже учителя обращали на меня внимание по этому поводу. Насмешки прекратились, но осталась неприязнь, и установились холодные, натянутые отношения. Под конец я сам не выдержал: с летами развивалась потребность в людях, в друзьях. Я попробовал было начать сближаться с иными; но всегда это сближение выходило неестественно и так само собой и оканчивалось.

Читайте также:
Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание»: сочинение

Был у меня раз как-то и друг. Но я уже был деспот в душе; я хотел неограниченно властвовать над его душой; я хотел вселить в него презрение к окружавшей его среде; я потребовал от него высокомерного и окончательного разрыва с этой средой. Я испугал его моей дружбой; я доводил его до слёз, до судорог; он был наивная и отдающаяся душа; но когда он признал моё первенство, я тотчас же возненавидел его и оттолкнул от себя, — точно он и нужен был мне только для одержания над ним победы, для одного его подчинения. Но всех я не мог победить; мой друг тоже ни на одного из них не был похож и составлял самое редкое исключение. Первым делом моим по выходе из школы было оставить ту специальную службу, к которой я предназначался, чтобы все нити порвать.

(По Ф. М. Достоевскому*)
Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — русский писатель, мыслитель, философ, публицист, член-корреспондент Петербургской академии наук.

Влияет ли среда на характер человека? Для подростков этот фактор особенно значим, потому что в таком возрасте они очень восприимчивы и ранимы. Об этом размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая в тексте проблему роли среды в формировании подростка.

Рассказчик отмечает, что он так и не смог найти общий язык с одноклассниками. Они издевались и смеялись над внешностью юноши, чем вызвали у него острую неприязнь. Герой Ф.М. Достоевского открыто говорит о своей ненависти к людям, которые, по его мнению, отличались узостью мышления. Он подчёркивает, что всегда считал их хуже себя. Почему возникает такая антипатия? Подросток оказывается в абсолютно неподходящей для полноценного развития среде. Сложно жить согласно христианским заповедям в подобных условиях, и мы видим, как жестокость сверстников ожесточает и сердце рассказчика.

Кроме того, «каторжные годы школьной жизни» оставили болезненные воспоминания, и ввиду полученной душевной травмы герой Ф.М. Достоевского так и не научился общаться с людьми. Рассказчик называет себя «деспотом в душе», потому что он всегда стремился возвыситься над другими, подчинить окружающих своей воле. Такое поведение отталкивает любого уважающего себя человека. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает, что влияние окружения на личность может быть губительным.

Итогом размышлений Ф.М. Достоевского становится такая позиция: среда воздействует на формирование человеческого характера. Именно поэтому ненавистная, презираемая нами среда деформирует и разрушает психику.

Нельзя не согласиться с мнением русского писателя. Действительно, если человек долгое время подвергается насмешкам со стороны общества, он может ожесточиться. Именно этим объясняет свою роль «топора в руках судьбы» Григорий Печорин («Герой нашего времени»). Лермонтовский персонаж размышляет о том, что изначально был готов любить весь мир, но люди сами отвергли его, и тогда он научился ненавидеть.

Таким образом, роль среды в формировании подростка действительно велика. В связи с этим, если человек не найдет в себе силы вовремя противостоять жестокому отношению, тяжёлые последствия могут разрушить его жизнь.

Достоевский – психологический романист: сочинение

Структура и смысл: Теория литературы для всех

© Оформление. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2016

Эта книга написана быстро (хотя и с большими перерывами), но придумывалась/продумывалась едва ли не всю мою филологическую жизнь.

Обычные, традиционные «Теории литературы» и «Поэтики» тяготеют к двум полюсам: бессистемной свалке разных проблем от Аристотеля до Дерриды, в которой мучительно роются перед экзаменом сдающие предмет студенты, или же четкому изложению определенной теоретической концепции (образцом здесь может служить до сих пор переиздающаяся формалистская «Теория литературы. Поэтика» Б. В. Томашевского).

Место «Практической поэтики» – в золотой середине. Мне хотелось реализовать идею поэтики до метода, дать системное описание элементов и уровней художественного текста, какими они представляются как профессиональному, так и обычному читательскому восприятию.

И кто сказал, что о жанре или фабуле надо писать скучно?

Филологию называют службой понимания. Понимание текстов, тем более великих, может быть не менее увлекательной задачей, чем занимательные психология или физика.

Замечательное определение своей версии поэтики дал итальянский сказочник Дж. Родари – «Грамматика фантазии». Понимающая грамматика не подрезает крылья фантазии, а восхищается ее полетом. Но, в отличие от беспредметных междометий, может эту фантазию объяснить.

Классик ленинизма, опираясь на старика Гегеля, когда-то развернул диалектическую теорию стакана. Стакан – не просто «стеклянный цилиндр» и «инструмент для питья»; он может стать «инструментом для бросания», пресс-папье, «помещением для пойманной бабочки», наконец, «предметом с художественной резьбой или рисунком».

Хотелось бы, чтобы книжка походила на этот стакан.

У нее несколько адресов.

Коллегам-филологам предоставляется возможность оспорить сказанное, продолжить вечную сказку про сюжет и смысл целого.

Студентам – наконец-то разобраться в материале и подготовиться к экзамену.

Читайте также:
Мистическая основа морали в романе «Братья Карамазовы»: сочинение

Школьным учителям – узнать, на каком фундаменте строятся учебники, по которым они работают.

Начинающим авторам – убедиться, что рекламные обещания «истории на миллион долларов» и «ста способов стать известным писателем» – типичная ловушка для простаков. (Научить сочинению таких историй невозможно, но вот понять, как они устроены, – вполне.)

Наконец, все еще самой многочисленной аудитории галактики Гутенберга, просто читателям, – понять, чем отличаются стоящие рядом на полке в книжном магазине тома с завлекательными обложками и стоит ли тратить на них свои кровные.

В разделе «Иллюстрации» помещены статьи, в которых отдельные вопросы и проблемы рассматриваются более детально. Это – заметки на полях «Практической поэтики».

I. Практическая поэтика

Произведение – текст – система – структура

Предмет, c которым имеет дело теория (а также история) литературы, определить не так просто. В старой эстетике он обозначался как произведение (литературное произведение, художественное произведение), специфика которого раскрывалась с помощью понятия художественный образ.

В разнообразии его трактовок был общий знаменатель. Определение образа восходит к идеям немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля, перенесенным в русскую эстетику В. Г. Белинским. «Искусство есть непосредственное созерцание истины или мышление в образах (выделено автором. – И. С.).

В развитии этого определения заключается вся теория искусства: его сущность, его разделение на роды, равно как условия и сущность каждого рода»[1].

Конкретизируя понятие образа, философы и эстетики говорят о взаимодействии, взаимопроникновении, диалектике отражения действительности и отношения к ней творца, конкретного и общего, познания и оценки, чувственного, наглядного и умозрительного, определенности и многозначности и т. п.

В таком широком понимании образ отождествляется с произведением в целом, хотя распространены и более конкретные употребления: образ как метафора или другой троп, образ как персонаж, литературный герой.

В ХIХ веке в эстетике часто использовались биологические понятия, поэтому образ понимали как живой организм: органическое единство формы и содержания. Однако ХХ век сменил познавательные ориентиры и аналогии. На смену органическим пришли механические, технические метафоры и аналогии.

Теоретики-формалисты, отрицая всякую метафизику, философское обоснование художественного творчества и «содержание» вообще, свели произведение к специфической функции языка:

«Поэзия есть язык в его эстетической функции.

Таким образом, предметом науки о литературе является не литература, а литературность, то есть то, что делает данное произведение литературным произведением. Если наука о литературе хочет стать наукой, она принуждается признать „прием“ своим единственным „героем“»[2].

Существенным для формальной теории литературы стало представление о «делании» произведения («Как сделана „Шинель“», «Как сделан „Дон Кихот“»).

Почти параллельное возникновение семиотики как общей науки о знаковых системах тоже привело к существенным эстетическим преобразованиям. Наиболее распространенным, отодвинувшим в сторону категории произведения, образа и даже языка в его лингвистической сущности стало понятие текста, определяемое через доминирующее в этой дисциплине понятие знак.

Наиболее простое и точное определение текста дал М. М. Бахтин: «Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления. Если понимать текст широко – как всякий связный знаковый комплекс, то и искусствоведение (музыковедение, теория и история изобразительных искусств) имеет дело с текстами (произведениями искусства)»[3].

С ним можно соотнести столь же краткое и точное определение Ю. М. Лотмана: «Художественный текст – сложно построенный смысл. Все его элементы суть элементы смысловые»[4]. В традициях тартуской семиотической школы искусство, и литература в частности, понималось как вторичная знаковая система. В качестве первой, исходной семиотической системы рассматривался язык.

Для корректного, логически обоснованного разговора о литературном произведении необходимо обращение не только к семиотике, но и к нескольким элементарным понятиям системной теории.

Согласно одному из создателей общей теории систем Л. Берталанфи, система – это комплекс взаимодействующих элементов.

Элементы – простые, далее неразложимые элементы системы (подобные фонемам в системе языка).

Сложная система, как правило, обладает иерархической структурой, то есть делится на несколько уровней, объединяющих комплексы однородных элементов. К такому типу систем можно отнести и художественный текст. Структура – уровень – элемент – таковы будут координаты нашего рассмотрения разных литературных систем.

Логика изложения теории литературы в значительной степени зависит и от того, какую систему мы примем за «единицу» изложения и анализа.

В свое время русский психолог Л. С. Выготский призывал «к замене анализа, разлагающего сложное психологическое целое на составные элементы и вследствие этого теряющего в процессе разложения целого на элементы подлежащие объяснению свойства, присущие целому как целому, анализом, расчленяющим сложное целое на далее неразложимые единицы, сохраняющие в наипростейшем виде свойства, присущие целому как известному единству»[5].

Белинский В. Г. Идея искусства (1841) // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3. М., 1978. С. 278. Авторские выделения оговариваются особо. Другие выделения в цитатах – мои. – И. С.

Якобсон Р. О. Новейшая русская поэзия. Набросок первый. Подступы к Хлебникову (1921) // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М., 1987. С. 275.

Бахтин М. М. Проблема текста (1959–1960) // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1997. С. 306.

Читайте также:
«Бедные люди» — первый роман Ф. М. Достоевского: сочинение

Лотман Ю. М. Структура художественного текста (1970) // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 24.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 174.

Сочинение: Женские характеры в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

(698 слов) Одним из главных произведений Федора Михайловича Достоевского является роман «Преступление и наказание». Он вошел в золотой фонд мировой литературы, ведь писатель затронул множество очень серьёзных и актуальных проблем. Автор изобразил жизнь бедных слоёв населения, а также ее нечеловеческие условия, вынуждающие личность нарушить все свои моральные правила ради выживания. В произведении «Преступление и наказание» представлено множество ярких и многогранных персонажей. Женские образы в романе играют особую роль. Чтобы лучше понять замысел произведения Федора Достоевского «Преступление и наказание», рассмотрим женские характеры героинь поподробнее.

Большое влияние на Родиона Раскольникова оказывает его сестра Дуня — самоотверженная, благородная и добрая девушка. Она красива и образованна, трудолюбива и честна. Всю жизнь данная героиня посвятила своим близким. Девушка делала все, что было в ее силах, ради помощи Родиону. Так, она усердно трудилась ради его учебы и даже намеревалась выйти замуж за нелюбимого, но влиятельного и богатого Лужина, чтобы помочь брату. В попытке заработать на жизнь она столкнулась с соблазнами и страданиями. Ее опозорил барин, у которого она служила. Но ни его уговоры, ни его шантаж не заставили героиню пойти против своих принципов.

Более слабый, но не менее благородный характер был у матери Раскольникова — Пульхерии Александровны. Женщина души не чаяла в своем сыне и тратила все свои деньги на его обучение. Она во многом себе отказывала и даже работала в свои преклонные годы, дабы обеспечить Родина. Это говорит о жертвенности и доброте ее натуры.

Печальной оказалась судьба Сони Мармеладовой — доброй, бескорыстной, скромной героини, обладающей богатым внутренним миром. Ведь девушка опустилась на самое дно общества ради благополучия семьи. Чтобы спасти своих родных от голода, героиня превратилась в «падшую» женщину. Однако даже в чаду порока Соня Мармеладова смогла сохранить доброе сердце и веру в Бога. Именно эта героиня спасла душу главного героя романа, этот сложный путь она прошла с ним вместе.

Очень трагичен и образ Катерины Ивановны. Дворянка по происхождению, которая не в силах смириться с нищетой, воспитывает троих детей, претерпевая голод, холод и лишения. Она гордая, высокомерная, истеричная женщина, которая много повидала на своем веку. Когда-то она по наивности увлеклась бедным офицером, сбежала из дома богатого отца, но в браке счастья не обрела. Офицер стал бить ее, пил, а потом умер и оставил ее вдовой с тремя детьми. Из жалости ее взял в жены Мармеладов, но и тот спился, сделав положение Катерины еще хуже. Из-за нищеты женщина нередко находилась в гневе и отчаянии, что, безусловно, отражалось и на состоянии окружающих. У нее не хватило сил вынести это бремя. Однако в глубине души Катерина является добросердечной женщиной: узнав о жертве Сони, Катерина рыдала и молилась вместе с ней. Ей было жалко падчерицу, она испытывала благоговение, глядя на нее. Катерина Ивановна не смогла выдержать всех невзгод суровой реальности. Героиня умирает от туберкулеза, лишившись последних надежд.

Стоит обратить внимание и на жертву теории Раскольникова — Алену Ивановну. В ее образе писатель воплотил довольно жестокую и ненасытную ростовщицу. «Ведьма», — именно так назвал данную героиню сам Лев Толстой. Ведь эта женщина наживается на нуждающихся, чтобы накопить как можно больше денег себе. Она использует труд своей сестры, не платит ей денег и даже бьет ее. Алчность, подозрительность, эгоизм, злость — вот ее черты.

Жертвой Родиона Раскольникова является и сестра Алены Ивановны — Лизавета. В образе Лизаветы Достоевский показал трудолюбивую и добродушную девушку, которую можно было бы сопоставить с блаженной, ведь она очень наивна и ограничена. Лизавета не блещет умом, зато отличается отзывчивостью и верой в Бога.

Также стоит отметить и образ Настасьи. Она работает кухаркой в доме Родиона Раскольникова. Каждый день девушке предстоит проделывать огромную работу. Но несмотря на тяжелые условия жизни, Настасья отличается чуткостью и отзывчивостью. Девушка помогает главному герою и ухаживает за ним.

Помогает герою и Прасковья Павловна — хозяйка доходного дома, впечатлительная и чувствительная женщина. Когда-то Родион был женихом ее дочери — душевно больной девушки. Но она умерла, и свадьба не состоялась. С тех пор героиня щадила квартиранта, хоть он и задолжал ей денег. Когда ее терпение лопнуло, она потребовала возврата долгов, но уговоры друга Родиона подействовали на нее. Она не желала наживаться на нужде студента и пошла на компромисс.

Нетрудно догадаться, что Федора Достоевского больше всего восхищали жертвенность и искренность героинь. Эти качества наиболее ярко выражены в образах Сони и Дуни. Можно утверждать, что героини в знаменитом романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» играют важную роль в раскрытии характера главного героя и идейно-тематического содержания книги.

Образ и характеристика Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Соня Мармеладова девушка вызывающая у читателей не только сочувствие и жалость, но и уважение. Совсем еще молодая, она старается прокормить свою семью: отца пьяницу, мачеху бесконечно хворающую и ее детей. Никто не может ее упрекнуть в том каким способом ей приходится зарабатывать деньги. Как и все девушка с малолетства приученная к труду она пыталась честно заработать занимаясь шитьем, но за это платили такие копейки, что разве только хватило бы денег на одну воду и то без хлеба. Вот и пришлось бедной девочке идти на грех. При этом Соня никого не обвиняет в своей судьбе, она молча переносит все обиды. Даже деньги девушка отдает все семье.

Читайте также:
Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Соня белокурая, голубоглазая, несмотря на свои восемнадцать лет она выглядит моложе. Нельзя сказать, что она красивая, но она очаровывает своей наивностью и добротой. Одеваясь вечером в наряд достаточно яркий и безвкусный она вызывает к себе не презрение, а жалость.

Теперь занимаясь не совсем хорошим делом она старается даже свою семью посещать как можно реже. Соня снимает комнату, чтобы не позорить своих родственников своим ремеслом. Характер девушки не испортился она как была добрая и бескорыстная так и осталась такой. Как же такая на вид невинная и глубоко православная стала на путь пропащей женщины? В этом и заключается вся сущность нашего бытия. Есть люди которые согласны заработать на кусок хлеба практически любым путем. Она понимает, что поступает плохо, но изменить ничего не может. Она не раз говорит, что все за свои дела будут отвечать перед Богом и она тоже.

Встретившись с Раскольниковым Соня понимает, что он совершил преступление убив человека, она убила человека в себе. Редко можно встретить человека переживающего чужие ошибки как свои. Она понимает, что любое плохое дело наказывается. Вот и с ней так получилось за ее работу Бог наказал тем, что она теперь должна по собственной воле следовать за Раскольниковым. Несмотря на это ее чистая душа продолжает верить в добро. Она безвозмездно помогает каторжникам, читает Раскольникову святое писание и он мало помалу начинает раскаиваться. По другому и быть не может. И они уже вместе мечтают о счастливой жизни.

Иногда и в жизни встречаются такие люди, которые своей добротой могут заставить раскаяться, встать на путь исправления. Жаль только, что самим им приходится очень тяжело не каждый может оценить их стремление.

Вариант 2

Сонечка Мармеладова – один из самых сложных и противоречивых образов русской классической литературы, главная героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Впервые мы узнаем о Соне почти в самом начале произведения от ее отца – чиновника Мармеладова: он рассказывает Раскольникову всю свою и ее нелегкую судьбу. Сонечка – дочь Мармеладова от первого брака. Когда ей было четырнадцать лет, Мармеладов женился вторично на Катерине Ивановне, вдове с тремя малыми детьми. Мармеладов пил, денег не было. И в такой среде до определенного возраста жила Сонечка Мармеладова, пока Катерина Ивановна в один из приступов озлобленности не высказала ей прямо о дармоедстве. А Сонечка была девушка не очень образованная и воспитания должного не получила. И могла, к сожалению, заработать только одним способом.

Внешность у Сонечки приятная, даже симпатичная: это – хрупкая, тоненькая блондинка с нежным, «остреньким» и хорошеньким личиком. Выражение лица немного испуганное – Сонечка знает свое место: она живет по «желтому билету» и люди ее чураются. Она стесняется людей, стесняется себя и своей жизни. И первое впечатление таково, что это не очень умная и не очень далекая девушка.

Но у Сонечки есть масса положительных черт и достоинств. Она – добрая во всех смыслах этого слова: не злая и не жадная. Денег у нее в обрез, а она поит чаем детей портного Капернаумова, у которого нанимает комнату.

Сонечка – не злопамятная. Сколько она вытерпела от Катерины Ивановны – и крик, и битье, а не помнит зло, потому что не хочет помнить. Она пошла на панель, а ее папочка этому не препятствовал, потому что лежал пьяный. И она никогда не вспоминает об этом, потому что не хочет.

Она способна на жертвы – приносит в жертву для блага семьи и чужих детей свою молодую жизнь со всеми вытекающими отсюда последствиями. И у нее очень сильная воля – ведь чтобы терпеть все это, надо быть очень сильным человеком. И ей удается убедить Раскольникова принять страдание и искупить себя им, а он соглашается.

Сонечка может не только слушать, а слышать и понять, что является очень редким и ценным качеством. И поэтому Раскольников именно ей доверяет свою страшную тайну. Она видит, что действительно происходит с человеком, а не голые факты: убил, но какие страдания внутри.

У Сонечки внутри есть Бог, и она живет по Божьим заповедям: действительно любит ближних, как саму себя, никого не осуждает – ни отца, ни Катерину Ивановну. Когда Лужин обвиняет ее в краже денег, то даже Катерина Ивановна вступается за Сонечку, потому что она никогда не берет чужого. На первом месте у нее стоит душа – надо повиниться, а то замучаешься. А в душе – вера: Сонечка верит, что ее кипарисный крестик поможет Раскольникову.

Читайте также:
Духовное Воскресение Родиона Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Соне очень мало надо – она себя одну завсегда прокормит. Почти весь свой заработок она отдает отцу – пьянице и его семье, не спрашивая, куда уходят деньги.

Сонечка оказывается очень надежной и на нее можно положиться: она не бросает Раскольникова, а следует за ним в Сибирь. Там всегда находится рядом, регулярно пишет обо всем родным, потому что Раскольников относится ко всему равнодушно и отношений с родными не поддерживает. И ее, тоненькую и хрупкую, говорящую тихо и никогда не заискивающую, уважают арестанты за ее труд и любовь к ближнему.

Имя Сонечка Мармеладова давно стало именем нарицательным, примером сочетания в человеке огромной любви, терпения и жертвенности, которые в наше время, к сожалению, становятся все большей редкостью.

Сочинение 3

Есть такие герои классических произведений авторов прошлого века, которые ни при каких условиях не потеряют своей актуальности. Они уже обрели бессмертие и прочно заняли свое место в душах тех, кто не поленился и ознакомился с ними.

Яркий, невинный, но в тоже время порочный образ Сони Семеновны Мармеладовой, дочери обнищавшего пьянчуги Семена Мармеладова, занимает далеко не последнее место в романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”.

Сирота, вынужденная заниматься проституцией, чтобы прокормить отца, мачеху Катерину Ивановну и сводных братьев и сестер. Не возлагая ни на кого вину за свою несчастливую судьбу, она безропотно несет свой тяжкий крест, не требую благодарности взамен. Соня смиряется со своей участью. Будучи глубоко порядочной девушкой, ей очень стыдно за то, чем приходится заниматься. Ей тяжко находится в отчем доме, поэтому она лишь изредка наведывается туда и отдает заработанное мачехе, чтобы та могла купить своим детям еду. Она считает себя недостойной “высшего” общества, в котором ей иногда приходится оказываться.

Соня Мармеладова добрая и самоотверженная, доверчивая и истово верующая девушка. Весь ее облик говорит о том, что в выборе своих поступков она руководствуется лишь велением сердца и истинной верой в Бога.

Встреча Сони и Родиона Раскольникова, кажется, была предначертана кем-то свыше. Оба не чисты перед законом, он убил человека, она – свое тело и душу. Но они находят какое-то утешение друг в друге, хотя девушка не понимает и не принимает мыслей молодого человека. Как можно преступить “Закон Божий” и вознести себя до “необыкновенного человека”, вершащего “правосудие”? Жертвенность молодой Мармеладовой не знает границ. Не могла по-другому поступить она, как взвалить на себя еще и крест Раскольникова, скитаться с ним по городам и весям, а взамен довольствоваться прохладным отношением к себе. Но это Соня, такая тоненькая, маленькая, хрупкая с красивыми голубыми глазами, верная, не способная на лихие помыслы и поступки. Маленькая проститутка, пользующаяся любовью и уважением окружающих ее людей за все те блага, которые дарит им. И благодаря её стараниям, в душе преступника Раскольникова пробуждаются вера, любовь и раскаяние за содеянное. Он по-иному взглянул на жизнь, на её сущность.

Соня Мармеладова – это образ, за внешней оболочкой которого скрывается внутренняя красота, смиренность, всепрощение, бескорыстная любовь к людям и истинная вера в Бога. В этой героине Достоевский воплотил свои взгляды и идеалы.

Сочинение Образ Сони Мармеладовой (Преступление и наказание)

Образ Сони Мармеладовой стал поистине бессмертным. Он занимает особое место в классической литературе, являя собой образец доброты, сострадания и самопожертвования. Глядя на нее, читатель обретает драгоценное понимание таких чудесных явлений как преданная любовь и настоящая вера в Бога.

Знакомство с героиней происходит не сразу. Героиня появляется уже тогда, когда Раскольников уже совершил свой роковой поступок и погубил собственную душу. Кажется, что Родиона ждет неминуемая погибель, и ничего уже поделать с этим нельзя. Но однажды судьба дарит ему чудесное знакомство с необыкновенной девушкой, которая полностью меняет его жизнь.

Первое упоминание о Соне мы слышим из уст ее отца, когда тот рассказывает о своей тяжелой судьбе, бедности и глубокой нужде. Говоря о семье, Мармеладов с теплотой и благодарностью называет имя Сонечки, своей единственной дочери. Его жена Катерина Ивановна была несчастной больной женщиной, отдававшей последние силы на то, чтобы заработать хоть какие-то деньги, в то время как отец семейства пропивал заработок. Тяжелые жизненные обстоятельства негативно сказались на характере Катерины Ивановны, которая начала раздражаться по мелочам, скандалить, обвиняя падчерицу в финансовой нужде. И тогда Соня, чтобы хоть как-то помочь семье, решила пожертвовать собой и начала заниматься проституцией.

Услышанная история произвела на Раскольникова сильнейшее впечатление, оставив в его несчастной душе яркий след.

Раскрывать внешность героини автор отнюдь не спешит. Впервые описание внешнего облика Сони происходит, когда девушка возвращается домой в день смерти своего отца. Скромная и чувствительная по своей сути, она не решалась войти в комнату, считая себя недостойной, опороченной.

В первую очередь автор указывает на стиль одежды Сони – наряд дешевый и нелепый, но яркий и вызывающий, что характерно для подобного рода занятий. Лицо бледное и худое, кроткий взгляд, все в ней говорило о душевной боли и свидетельствовало о сильнейшем чувстве унижения. На вид ей было лет 17, невысокая, худенькая и довольно симпатичная девушка с красивыми голубыми глазами.

Читайте также:
Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы.: сочинение

Образ Сони Мармеладовой полон противоречий: с одной стороны, она хрупкая и слабая, но с другой – считает себя ужасной грешницей, присутствие которой рядом с другими людьми оскорбляет их. Ее так легко обидеть, она беззащитна перед жестокостью других людей. В то же время физическая слабость и неуверенность соседствуют с большой внутренней силой, в основе которой лежит любовь – к отцу, к детям, к Раскольникову, – любовь преданная и бескорыстная. Доброта и сострадание этой девушки не знают границ. Никто не умеет прощать так же, как она. Она простила свою мачеху, не посмела осуждать отца за его слабость и бесконечную тягу к выпивке. Она сочувствует Раскольникову, искренне жалеет его. На такое способен только по-настоящему сильный человек, цельная личность.

Но откуда в такой хрупкой девушке взялась эта удивительная сила? Соню спасает, ведет к свету и помогает вести к нему других ее самозабвенная вера в Бога. Неудивительно, что именно к ней Раскольников идут с покаянием и просьбой о помощи. Вера Сонечки подталкивает главного героя к признанию в своем ужасном деянии, к раскаянию и к его собственной вере в Бога, которая в итоге возвращает Раскольникова к жизни.

Вариант 5

Соня Мармеладова – центральный персонаж романа «Преступление и наказание» великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Автор вложил в героиню образ девушки, умеющей сострадать, прощать и любить. Он создал полную противоположность главному герою произведения Раскольникову в лице Сони Мармеладовой.

Соня – молодая, кроткая, робкая и миловидная девушка. То, чем занимается, она всячески презирает и осуждает ввиду своей набожности и нравственности. Девушка вынуждена работать в сфере проституции, чтобы прокормить свою семью. Ведь ее отец, некогда занимавший приличную должность чиновника, разорился и стал сильно пить. А мачехе, болеющей чахоткой, была необходима материальная поддержка для поддержания жизни маленьких детей. Сонечка стала заниматься этим унизительным и скверным трудом во имя лучшей жизни родных, жертвуя своей честью и принципами. Она не осуждает отца, не винит его в горестях семьи. Напротив, она смиряется со своей участью ради спокойствия и счастья близких.

Героиня – добрый, отзывчивый и способный на сострадание человек. Все заработанные деньги, до последней копейки, она отдает мачехи и горе-отцу. Стыдясь своей жизни, она старается меньше времени проводить дома. Но все знающие и окружающие Соню, понимая ее тяжелое положение, не пытаются унизить и оскорбить. Ведь ее поступки достойны уважения. Терпя такой позор на сердце, Соня добывает средства на пропитание своей семьи. Пожалуй, только махеча притесняет бедную девушку.

Соня послушно верит в Бога, живет по христианским канонам. Она почитает человеческую жизнь за самое ценное, независимо от статуса и материального положения каждого отдельного человека. Девушка испытывает любовь к каждому живущему, пытаясь помочь.

В ее понимании все люди равны между собой и между Божьим судом. А потому она не соглашается с теорией Раскольникова о делении людей на высшие и низшие сорта. Девушка искренне верит, что только Богу возможно осудить того или иного человека. Она осуждает Родиона лишь за то, что он так бесчестно поступил по отношению к старухе-процентщице. Никто не может отнять жизни у другого. Тем не менее, она сострадает бедному студенту, принимает часть его страданий на себя и вместе с ним отправляется на каторгу. Она желает помочь искупить грехи молодого человека и «очиститься» самой.

Через Соню Мармеладова Достоевский раскрывает свои мысли и убеждения касательно ценности человеческой жизни. В девушке он воплощает идеи сострадания, глубокой душевной доброты и благородности.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Сони Мармеладовой

Популярные сегодня темы

Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным еще в 18 веке. Но, несмотря на это, она является актуальной и интересной. Отметим, что в комедии есть очень много важных моментов

Моряк Лонгрен возращается после далёкого плавания. Его жена, чтобы найти хоть какие-то деньги просит у трактирщика Меннерса долг, закладывают свой браслет, но тот просит взамен лишь её любви

Во всем мире существует огромное количество разных цветов. С разными ароматами и цветами, но для меня ромашка, является самым любимым цветком

Нашли ли счастье в жизни Матрены странники, ищущие ответ на вопрос о счастье? Этому посвящена третья глава поэмы Некрасова, которая повествует о простой русской крестьянке Матрене Тимофеевне.

Поэма написана Пушкиным на основе реальных исторических событий, и ее герои или их прототипы являются историческими лицами.

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание – вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус “ЗАЧТЕНО” и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта – что можно улучшить.

Читайте также:
Мертвый дом Федора Достоевского: сочинение

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание – вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то – чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей – те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Читайте также:
В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание?: сочинение

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление – это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: