Филантропический подвиг Мармеладова: сочинение

Духовный подвиг Сони Мармеладовой

Мармеладова Софья Семеновна (Соня) – персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание». Впервые мы знакомимся с ней заочно, при разговоре отца девушки с Раскольниковым.

Действие происходит в распивочной. Затем, несколько дней спустя, Родион встречает ее пьяной. Не зная, что это и есть Соня, он уже хочет помочь ей. О каком духовном облике может идти речь? Как и в других произведениях автора, не все так просто. Ее жизнь – запутана и полна трагизма. Но, прежде чем перейти к теме духовного подвига Сони Мармеладовой, стоит обратить внимание на ее семью.

Семья Сони Мармеладовой

Соня рано осталась без матери. Возможно, это и сыграло главную роль в ее судьбе. На момент знакомства она живет с отцом (Семеном Захаровичем), мачехой (Катериной Ивановной) и троими ее детьми, оставшимся от первого брака.

Отец Сони Мармеладовой

Отец Сони, Мармеладов Семен Захарович – некогда уважаемый человек, титулярный советник. Сейчас – обычный алкоголик, который не в состоянии обеспечить семью. Мармеладовы находятся на грани. Со дня на день они рискуют остаться не то, чтобы без куска хлеба, а и без крова над головой. Хозяйка комнаты, которую снимает семья, то и дело грозится выгнать их на улицу. Соня чувствует ответственность за своего отца, ведь он вынес все ценные вещи, даже одежду своей супруги. Не в силах смотреть на происходящее, она решает позаботиться о семье сама. И выбирает для этого не самую достойную профессию. Но слово «выбирает» не совсем подходит к этой ситуации. А был ли у нее выбор? Скорее всего, нет! Именно в этом и заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой. Обладая милосердным характером, она жалеет своего отца. По-своему. Не понимая, что он является причиной всех ее бед, она дает ему денег на водку.

Мачеха Катерина Ивановна

Мачехе Сони всего 30 лет. Что заставило ее выйти замуж за пятидесятилетнего Мармеладова? Не что иное, как нищенское положение. Мармеладов сам признается, что не пара такой гордой и образованной женщине. Он нашел ее в таком бедственном положении, что просто не мог не пожалеть ее. Будучи офицерской дочерью, она также сделала духовный подвиг, согласившись выйти замуж за Мармеладова во имя спасения своих детей. Родственники отказались от нее и не оказывали никакой помощи. Достоевский как нельзя лучше описал жизнь самых бедных слоев населения России тех времен: с какими трудностями они столкнулись, что им пришлось пережить и т.д. Катерина Ивановна – женщина с высшим образованием. Она обладает чрезвычайным умом и бойким характером. В ней прослеживаются черты гордости. Именно она подтолкнула Соню стать девицей легкого поведения. Но и этому Достоевский находит оправдание. Как и любая другая мать, она не в состоянии выносить плач голодных детей. Одна, сказанная сгоряча фраза, становится роковой в судьбе ее падчерицы. Сама Катерина Ивановна и подумать не могла, что Соня всерьез воспримет ее слова. Но, когда девушка вернулась домой с деньгами, и легла на кровать, накрывшись платком, Катерина Ивановна становится перед ней на колени и целует ее ноги. Она плачет навзрыд, прося прощение за падение падчерицы. Конечно, читатель может задаться вопросом: а почему она сама не пошла на этот путь? Не все так просто. Катерина Ивановна больна туберкулезом. Чахоткой, как его называли в то время. С каждым днем ей становится все хуже и хуже. Но она продолжает выполнять свои обязанности по дому – готовить, убирать и обстирывать всех членов своей семьи. На тот момент ее падчерице было 18 лет. Катерина Ивановна понимала, какую жертву ей пришлось принести ради абсолютно чужих для нее людей. Можно ли этот поступок назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой? Конечно, да. Мачеха никому не позволяла плохо отзываться о ней, она ценила ее помощь.

Дети Катерины Ивановны

Что касается детей Катерины Ивановны, то их было трое. Первая – Поля, 10 лет отроду, второй – Коля 7 лет, и третья – Лида 6 лет. Катерина Ивановна – женщина с непростым характером. Она бойкая и эмоциональна. Соне не раз перепадало от нее, но она продолжает уважать ее. Детей Катерины Ивановны Соня воспринимает не как сводных, а как собственных, родных по крови братьев и сестер. Они любят ее не меньше. И это также можно назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой. Катерина Ивановна относится ко всем с сильной строгостью. Она не выносит плача, даже если дети плачут от голода. В разговоре с Раскольниковым Мармеладов упоминает, что и им, бедным детишкам, сильно перепадает от матери. Раскольников сам убеждается в этом, когда ненароком попадает в их дом. Испуганная девочка стоит в углу, маленький мальчик плачет навзрыд, как будто его только что сильно избили, а третий ребенок спит прямо на полу.

Внешность Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова обладает милой внешностью. Она худа, светловолоса и голубоглаза. Раскольников находит ее совсем прозрачной. Соня носила одежду двух видов. Для недостойной профессии она всегда одевала свое неприличное платье. Впрочем, это были те же лохмотья. Это было разноцветное платье с длинным и нелепым хвостом. Огромный кринолин загромождал весь проход. Соломенная шляпка была украшена ярко огненным пером. На ногах были светлые ботинки. Сложно и представить себе более нелепый образ. Она была унижена и разбита и стыдилась своего внешнего вида. В обычной жизни Соня одевалась скромно, в ничем не привлекающую к себе внимания одежду.

Читайте также:
Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: сочинение

Комната Сони Мармеладовой

Для того чтобы оценить духовный подвиг Сони Мармеладовой, стоит ознакомиться и с ее комнатой. Комната… Это слово слишком величественно для того помещения, в котором она обитала. Это был сарай, убогий сарай с кривыми стенами. Три окна открывали вид на канаву. В ней почти не было мебели. Из немногих предметов интерьера – кровать, стул и стол укрытый синей скатертью. Два плетеных стула, простенький комод… Это все, что было в комнате. Пожелтевшие обои говорили о том, что зимой комната становилась сырой и неуютной. Автор подчеркивает то, что у кроватей не было даже занавесок. Соня была вынуждена переехать сюда после того, как стала на неправедный путь. Жить с семьей было неприлично, так как все стыдили их за это и требовали хозяйку дома немедленно выселить Мармеладовых.

Что объединяет Соню Мармеладову и Раскольникова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя произведения «Преступление и наказание». Их объединяет одно – нарушение законов Божиих. Это две родственных души. Она не может оставить его в одиночестве и отправляется на каторгу вслед за ним. Это еще один духовный подвиг Сони Мармеладовой. Сам Раскольников невольно ассоциирует Соню со своей сестрой, которая решает выйти замуж за престарелого господина во имя спасения своего брата. Во всем произведении прослеживается готовность женщин жертвовать собой. В то же время автор пытается подчеркнуть духовную несостоятельность мужчин. Один – пьяница, другой – преступник, третий – чрезмерно жаден.

ВИДЕО: Сочинение. Образ Сони Мармеладовой. «Преступление и наказание»

В чем именно заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой

На фоне остальных персонажей произведения Достоевского Соня является воплощением самопожертвования. Раскольников во имя справедливости не замечает ничего происходящего вокруг. Лужин пытается воплотить идею капиталистического хищничества.

Почему Соня Мармеладова решилась на духовный подвиг и занялась проституцией? Ответов много. Прежде всего, для того, чтобы спасти умирающих от голода детей Катерины Ивановны. Подумать только! Каким чувством ответственности должен обладать человек перед абсолютно чужими людьми, чтобы решиться на такое! Второе – это чувство вины за собственного отца. Могла ли она поступь по-другому? Вряд ли. За всю историю никто не услышал от нее слов осуждения. Она никогда не просит большего. Каждый день наблюдая, как дети страдают от голода, видя, что у них нет самой необходимой одежды, Соня понимает, что это обычный тупик.

Духовный подвиг Сон Мармеладовой заключается в ее готовности принести себя в жертву. Ее образ и нравственные соображения близки народу, поэтому автор не осуждает ее в глазах читателя, а пытается вызвать сочувствие и сострадание. Она наделена такими чертами, как смирение и всепрощение. Но именно главная героиня спасает душу того самого Раскольникова и тех, кто был на каторге вместе с ним.

Соня Мармеладова является прекрасным сочетанием Веры, Надежды и Любви. Она никого не осуждает за совершенные грехи и не призывает искупить их. Это самый светлый образ! Духовный подвиг Сони Мармеладовой заключается в том, что она сумела сохранить чистую душу. Несмотря на процветание позора, подлости, обмана и злобы.

Она заслуживает самой высокой человеческой оценки. Сам Достоевский называет пару Сони и Раскольникова никак иначе, как блудница и убийца. Ведь именно так они и выглядят в глазах богатых людей. Он пробуждает их к новой жизни. Их воскрешает вечная любовь.

Образ и характеристика Мармеладова — героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Образ Мармеладова, второстепенного персонажа романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», является, тем не менее, значимым, так как помогает раскрыть тему бедности и унижения, которая характерна для произведений этого писателя.

Портрет: описание внешности, манеры поведения, характеристика речи

Семён Захарович Мармеладов — человек, которому уже за пятьдесят лет. У него средний рост, плотное телосложение, большая лысина, волосы с проседью. Лицо от постоянного пьянства отёкшее, жёлтое, даже зеленоватое. Из-под припухших век смотрят маленькие, красноватые глазки, в которых заметны одушевление и смысл, но и какое-то безумие.

Одет Мармеладов бедно, неряшливо. Чёрный фрак его очень стар, оборван, на нём осталась только одна пуговица, на неё он и застёгивает фрак, стараясь выглядеть прилично.

Семён Захарович уже не служит чиновником, но сохранил солидные повадки в общении с людьми.

Говорит он, не затрудняясь, любит самоуничижаться, понимая, что в своих бедах виноват сам. Речь его довольно витиевата, вероятно, от того, что герой часто беседует в кабаках с незнакомцами, изливает перед ними свою душу.

Встреча Раскольникова с Мармеладовым

Главный грех Семёна Захаровича — пьянство. Он является завсегдатаем кабаков, где ведёт с собутыльниками нескончаемые разговоры. Встретив в кабаке Раскольникова, он понял, что этот человек не пьяница, и завязывает с ним разговор. Он рассказывает свою историю Раскольникову, потому что его гложет раскаяние в своих грехах. Исповедь Мармеладова производит на главного героя гнетущее впечатление.

История семьи Мармеладовых

Семья Мармеладовых состояла из шести человек: глава семейства, жена Мармеладова Катерина Ивановна, трое детей от её первого брака (девочка лет шести, мальчик лет семи и старшая девочка лет девяти), Соня, дочь Семёна Захаровича от первого брака.

Читайте также:
Художественный метод Достоевского в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Мармеладов имеет невысокий чин — титулярный советник, но сейчас он не служит. Жена моложе его на двадцать лет. Женился он из жалости: первый муж Катерины Ивановны умер, не оставив ей и детям никаких средств к существованию, так как был заядлым игроком. Мармеладов характеризует Катерину Ивановну как женщину благородную.

История жизни Мармеладова полна несчастий. Его первая жена умерла, оставив ему четырнадцатилетнюю дочь Соню. Четыре года назад он женился на Катерине Ивановне, находившейся тогда в страшной нищете. Через год из-за сокращения Семён Захарович потерял работу и стал пьянствовать.

Полтора года назад он с семьёй переехал из провинциального города в Петербург, нашёл место на службе, но быстро его лишился из-за пьянства. Из жалости к голодным детям Соня стала заниматься «непристойной работой», и вся семья жила на её иждивении.

За пять недель до встречи Раскольникова с Мармеладовым Семён Захарович «берётся за ум» и устраивается на службу. На следующий день после получения жалования он украл деньги из сундука жены, ушёл в запой и пять дней бродяжничал. Затем произошла встреча Раскольникова с Мармеладовым в кабаке. После того, как молодой человек услышал исповедь Мармеладова и историю его семьи, он проводил пьяницу домой и увидел, в какой нищете живёт его семья.

Характер

Мармеладов — слабохарактерный, безвольный человек. Он понимает, что его пьянство — причина горя для его семьи, но не может преодолеть тягу к алкоголю. Семён Захарович понимает и то, что нехорошо жить на деньги Сони, пропивать одежду жены, но продолжает это делать. «Пью, ибо страдать хочу!» — говорит он, но почему же должна страдать и его семья?

Семён Захарович — человек по натуре добрый. Он женился на Катерине Ивановне из сострадания, видя, в какой страшной нищете оказалась она с малолетними детьми после смерти первого мужа. Он любит и уважает Катерину Ивановну, своих приёмных детей он учит чтению и грамматике.

Семён Захарович осознаёт свою вину перед семьёй и смиренно терпит, когда Катерина Ивановна бьёт его, пьяного, «дерёт вихры». Несмотря на то, что его порок довёл семью до нищеты, Мармеладов считает главным пороком нищету, а не пьянство.

Он осознаёт свою ничтожность и безвыходность положения, справедлив по отношению к себе, не требует жалости, понимает, что виноват в несчастьях близких.

О своём теперешнем состоянии Семён Захарович говорит: «…черта моя наступила»; «Некуда идти человеку». Смерть Мармеладова наступила после того, как он попал в пьяном виде под лошадей. Умирает и его жена, больная чахоткой, а детей определяют в детский дом. Так закончилась история семьи Мармеладовых.

Заключение

Образ Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» помогает погрузиться в атмосферу нищеты, безысходности, которая окружала главного героя романа Родиона Раскольникова, понять, почему в такой атмосфере возникает у некоторых людей антигуманные идеи.

Характеристика образа Мармеладова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

В чем трагедия семьи мармеладова — сочинение. В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Семен Захарович

Семен Захарович Мармеладов – отец семейства. Автор многое рассказывает о жизни данного персонажа, который впервые появляется в повествовании при встрече с Родионом Раскольниковым. Будучи совершенно бедным, он начинает пить, что и мешает ему получить в дальнейшем работу. У героя нет никаких средств к существованию. Из-за своего пристрастия к алкоголю он фактически делает бедной всю свою семью, из-за чего дочери приходится пойти по желтому билету.

Несмотря на все это, читатель чувствует жалость к Мармеладову, потому что он добр по своей природе. Катерине Петровне он предлагает выйти за него замуж, потому что «не мог смотреть на такое страдание» женщины. Мармеладов способен к милосердию и состраданию, он чутко чувствует все эмоции других людей. Все поступки героя искренни и идут от всей его маленькой души. Да, Мармеладов является именно «маленьким человеком», так часто встречающимся в русской литературе. О том, почему герой запил, ничего автором не сказано, однако читатель понимает, что было что-то такое, что заставило его это сделать. Мармелад противен сам себе, потому что понимает, в какое положение он привел свою семью. По сути он казнит себя самостоятельно. А гибель героя, хоть и случайная, – единственный выход из сложившейся ситуации.

Сочинение: Семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

(433 слова) Фёдор Михайлович Достоевский является не только выдающимся писателем 19 века, но и мастером психологизма. Описывая быт своих героев, их социальный статус и внутренние монологи, писатель показывает, что каждый из них переживает свою трагедию. Важную роль в романе «Преступление и наказание» играет семья Мармеладовых, которая олицетворяет социальное «дно». Знакомство Родиона с ними начинается с главы семейства, отставного чиновника, Семёна Захаровича. Уже с самого начала мы понимаем, что их встреча является судьбоносной:

Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово.

Именно знакомство с ним убеждает Родиона, что его теория верна. Ведь Мармеладов — наглядный пример обыкновенного, бесполезного человека. Описывая Семёна Захаровича, писатель сразу даёт понять, что он — слабовольный и инфантильный «маленький человек». Лицо его от пьянства имело желтоватый оттенок и было отёкшим, на голове была большая лысина, а одежда была старой и потрёпанной. Мармеладов сам начал разговор с Раскольниковым и рассказал ему о своей семье, которая живёт в кромешной нищете, в холодной проходной комнатке. Жена болеет чахоткой, а дети её от первого брака (Полечка. Лидочка и Коленька) постоянно плачут от голода. Катерина Ивановна вышла за Мармеладова от безысходности, но его милосердие обернулось для обоих супругов страшным испытанием: гордая и непреклонная женщина от отчаяния била слабовольного мужа, выдирала ему волосы, кричала, и все это при детях. Из-за очередного скандала его дочери, Соне Мармеладовой пришлось пойти по жёлтому билету, чтобы семья попросту не умерла. В этом эпизоде читатель видит, что характер Катерины Ивановны полон контрастов: она вынудила падчерицу пойти на панель, но она же горячо и непритворно соболезновала ей, когда она вернулась.

Читайте также:
«Бедные люди» — первый роман Ф. М. Достоевского: сочинение

Семён Захарович, конечно, винит себя за слабодушие и алкоголизм, но ничего не может с этим сделать. Его судьба заканчивается нелепой и пьяной смертью под колесами экипажа. Катерина Ивановна спустя время тоже скончалась, а дети остались сиротами. На примере этой обреченной семьи автор показывает, что именно от безысходности существования и нищеты люди погибают в первую очередь морально, а потом и физически.

После смерти Мармеладова в жизни Раскольникова появляется Соня, с которой он познакомился на поминках её отца. Именно этой героине Достоевский уделяет наибольшее внимание. Несмотря на все жизненные трудности, любовь к Богу и ближнему даёт ей силы идти дальше. Именно она призвала Родиона к раскаянию и не отвернулась от него. «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо» — сказала герою Софья. Как и говорила девушка, Бог вновь послал Родиону жизнь. В эпилоге мы видим, что душа героя воскресла, а сердце наполнилось истинной любовью.

Таким образом, семья Мармеладовых — это олицетворение «маленьких людей», судьба которых тяжела и сложна. Их роль в произведении далеко не последняя. Ведь именно знакомство с ними навсегда изменило жизнь Раскольникова.

Автор: Мария Семёнова

Катерина Ивановна

Катерина Ивановна – жена Мармеладова, имеющая трое детей от первого брака. История ее жизни не так проста. Выросла героиня в семье довольно известного человека, была образованна и умна. По происхождению Катерина Ивановна – дворянка. Однако жизнь ее сложилась так, что в молодом возрасте она осталась одна с тремя детьми. Несмотря на свое бедное положение, героиня до последнего не опускает руки и борется за свое существование. Эта героиня – более сильный образ, чем Семен Захарович Мармеладов. Но, как и он, Катерина Ивановна умирает от чахотки, оставляя одних своих детей, судьба которых и так была несладка в таких условиях.

Автор романа мастерски описывает и детские образы, которые с самого детства обречены на бедную жизнь. Это и шестилетняя девочка, которая «спала на полу, как-то сидя, скорчившись», и семилетний мальчик, который «дрожал в углу и плакал», и девятилетняя девочка с исхудавшим личиком, которая была «тоненькая как спичка». Описание этих образов делает ситуацию семьи Мармеладовых еще трагичнее.

В чем трагедия семьи Мармеладова

Великий писатель-гуманист Достоевский всегда стремился привлечь внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых обиженных, «униженных и оскорбленных». Ведь их ужасное положение – страшный упрек тем, кто загнал их в состояние «тупика». В чем видит писатель причину этого трагического положения? Ответ на этот вопрос дан в романе «Преступление и наказание», где мы видим трагедию семьи Мармеладова.

Мармеладов – типичный «маленький человек». Он бедный чиновник, находящийся в самом низу социальной лестницы. Его семья – дочь от первого брака Сонечка, жена Катерина Ивановна и их маленькие дети – живет в крайней бедности. Ведь на жалованье мелкого чиновника такую большую семью трудно прокормить. Но все было не так уж плохо до тех пор, пока Мармеладов не начал пить. Он потерял работу, а семья осталась вовсе без средств к существованию. Конечно, причиной тому была бесхарактерность и безволие самого Мармеладова, который, понимая всю глубину той пропасти, в которую он падает и тащит за собой своих близких, но дело не только в этом. В исповеди, которую отчаявшийся человек произносит в грязном трактире перед незнакомыми людьми, он говорит о том, что таких, как он, просто загоняют в тупик. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов, обращаясь к единственному внимательному слушателю его рассказа Раскольникову. Герой романа тоже склонен обвинять общество, которое буквально сбрасывает таких людей, как Мармеладов, в «процент», т.е. «отбросы» общество. Для других это уже как бы и не люди: над ними можно издеваться, насмехаться, не считаться с их интересами. В этот «процент» попадают и Катерина Ивановна, и ее ни в чем не повинные дети. Но более всего пострадала старшая дочь Мармеладова Сонечка. В этом страшном мире нищеты, как справедливо замечает Мармеладов, даже вполне нормальные люди, чистые и честные душой, как Катерина Ивановна, оказываются изуродованными. «Бедность не порок», — гласит пословица, но Мармеладов добавляет: «Нищета – порок». Именно нечеловеческие условия жизни, боль и страдание, невыносимый плач голодных детей заставляют добрую и милосердную по натуре Катерину Ивановну жестоко выгнать Сонечку на панель. И та покорно идет, а Мармеладов, сознавая всю подлость своего поведения, берет у дочери деньги.

Читайте также:
Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».): сочинение

Но кто первый жалеет Сонечку, кто защищает ее, когда Лужин несправедливо обвиняет ее в воровстве? Сама же Катерина Ивановна. Удивительно, но оказывается, что в этом изуродованном мире именно в семье Мармеладовых все же сохраняется частица любви и добра, которую они проносят через все страдания. Вот почему именно оттуда выходит Сонечка, ставшая для писателя воплощением идеала христианского терпения, сострадания и любви к людям. Именно она, слабая и беззащитная в этом мире, но столь сильная духом, помогает Раскольникову осознать свои заблуждения, покаяться и возродиться к новой жизни.

Конечно, судьба семьи Мармеладова трагична. Он умирает на улице под колесами экипажа. Смертельно больная Катерина Ивановна в последней отчаянной попытке привлечь внимание людей к их страшной судьбе выводит несчастных детей на улицу и вскоре умирает. На улицу, на панель, вынуждена пойти Сонечка, чтобы помочь семье выжить, не умереть с голоду. И трагедия их все в том. Что общество – «улица» — не желает их видеть, не замечает страдания этих людей, отстраняется от них. Показав в романе судьбу этой семьи, Достоевский призвал все быть добрее и гуманнее, чтобы не случалось больше трагедий, подобных той, которая произошла с семьей Мармеладова.

Соня Мармеладова

Соня – дочь Семена Мармеладова от первого брака. Это светлый и милосердный человек, готовый к самопожертвованию. И была она такой, несмотря на то, что ей приходилось зарабатывать деньги «желтым билетом».

Делает она это ради того, чтобы прокормить свою семью. Учитывая, что Катерина Ивановна не была ей родной матерью, ради нее и ее детей она пошла действительно против своих нравственных принципов. Такое самопожертвование ради совершенно чужих людей говорит о большом и добром сердце героини.

Характеристика Мармеладова

Семен Захарович Мармеладов – отставной советник, отец Сони Мармеладовой. Он уже немолодой мужчина старше 50 лет. Несмотря на свой неряшливый вид и образ пьяницы, в его глазах еще не потух огонь жизни. Встреча с Раскольниковым происходит в кабаке, и герои сразу обращают друг на друга внимание. Мармеладов опознал в студенте образованного юношу, для которого распивание спиртных напитков на постоянной основе было непривычно. Раскольникова удивила речь бывшего чиновника: она была витиеватой, правильной и приятной.

Вот как автор описывает Мармеладова: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».

Несмотря на свое ужасающее материальное положение, Мармеладов старается оставаться человеком: он любит свою родную дочь соню, а также троих приемных детей – Лиду, Полю, Колю. Малышей он обучает грамоте, приносит им сладости. Соню, которой от безнадежности пришлось заняться постыдным занятием, он жалеет и считает себя перед ней виноватым, однако сделать ничего не может.

Невозможность справится со своим недугом и противостоять пьянству определяет Мармеладова, как слабого, безвольного и бесхарактерного человека. Он понимает, что его вредная привычка может погубить семью, но, продержавшись всего месяц и востановившись в звании, он снова уходит в запой.

Тема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина

Значение образов

Образ семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» играет большую роль в повествовании. Каждый из членов семьи (кто-то больше, кто-то меньше) оказал влияние на главного героя – Родиона Раскольникова. Он видит бедное положение семейства Мармеладовых и все больше убеждается в своей теории. Возможно, встреча с Семеном Захаровичем, а затем и Катериной Ивановной стала поводом для проверки своей идеи – убийства старухи-процентщицы ради блага таких вот бедных людей, какими были Мармеладовы.

Образ Сони в судьбе Раскольникова тоже очень велик, она направляет его на путь истинный.

Семья была собирательным образом всех тех людей, которые не жили, а просто существовали из-за нищеты.

Для автора произведения семья Мармеладовых была значима еще тем, что смогла раскрыть отдельную линию, трагичную судьбу целой семьи, находящейся в бедственном положении. Первоначально Ф. М. Достоевский хотел написать роман про обедневшего жителя Петербурга и его семье. Так, писатель имел замысел произведения «Пьяненькие», однако впоследствии данную историю он поместил в роман «Преступление и наказание», чтобы показать поводы формирования теории Раскольникова.

Данная статья даст характеристику семье Мармеладовых, ее значение в повествовании, а также поможет написать сочинение «Семья Мармеладовых».

Вариант №2

Роман «Преступление и наказание» написан русским писателем Федором Михайловичем Достоевским и не теряет заинтересованности к себе со стороны читателей даже в сегодняшнее время. Это произведение по праву считается одним из самых лучших и успешных литературных работ Федора Михайловича.

Читайте также:
Наказание Раскольникова: сочинение

Помимо главного героя романа, которым является студент по имени Родион Романович Раскольников, убивший старушку-процентщицу топором в ее собственной квартире и ее сводную сестру Лизавету, большое внимание уделяется Соне Мармеладовой.

Соня Мармеладова, несмотря на такую «сладкую» фамилию, имеет далеко не сахарную жизнь. Она из-за бедности и нищенства, в которых погрязла ее семья вынуждена работать проституткой. Ей стыдно из-за того, чем она занимается, но у нее нет другого выхода. Потому дома она появляется только в вечерний час и лишь для того, чтобы принести заработанные за день в публичном доме деньги. Даже занимаясь таким «промыслом» Соне Мармеладовой удалось сохранить чистоту души и остаться человеком добродушным, способным на сострадание и настоящее чувство. Судя по всему, автор относится к ней очень положительно, жалеет.

В корне трагедии семьи Мармеладовых лежит слабохарактерный отец семейства – бывший чиновник Семен Захарович. Был лишен рабочего места из-за постоянного увлечения алкоголем. Он тратил все деньги, которые зарабатывал на выпивку. Соня, кстати, является его родной дочерью от первого брака.

Нынешней женой Семена Захаровича является гордая женщина Катерина Ивановна. Она тоже раньше состояла в браке с другим мужчиной, потому имеет трое детей – Поленька, Коленька, Лидочка. Катерина Ивановна считается женщиной гордой, горячей, эмоциональной. Да и причины у нее для гордости кое-какие имеются. У нее есть дворянские корни. Этот факт она постоянно сообщает на протяжении всего повествования. Катерина Ивановна была плохой мачехой для Сони. Постоянно обвиняла ее в дармоедстве, а когда девушка начала приносить деньги домой, то их брала, но при этом корила себя.

Судьба семьи достаточно плачевна: Семен погибает под колесами повозки, а Катерина умирает от приступа туберкулеза.

Через семью Мармеладовых Достоевский прорисовывает образ типичной бедной семьи, каких было полным-полно в Петербурге девятнадцатого века.

Преступление и наказание: образ и характеристика Мармеладова

В произведении Преступление и наказание образ Мармеладова является не главным, а лишь второстепенным. Несмотря на это, данный персонаж сыграл немалую роль в судьбе самого Раскольникова. Ведь тот решился на совершение преступления именно после того, как познакомился с семьей Мармеладова. Поэтому стоит более детально рассмотреть эту неоднозначную личность.

Преступление и наказание: образ Мармеладова

Образ Мармеладова в романе Преступление и наказание считается олицетворением безысходности положения простых людей в несправедливом мире, где на каждом шагу подстерегает обман. Здесь явно показывается, как заканчивается история обездоленного человека.

Если говорить кратко, образ Мармеладова – это человек, которые по несправедливости потерпел жизненные неудачи и не смог попросту с ними справиться. Его дух подавлен. Мужчина оказался лишен человеческих ценностей.

Внешность Семена Мармеладова

Характеристика Мармеладова в романе Преступление и наказание весьма неоднозначная. Это зрелый мужчина, перешагнувший пятидесятилетний рубеж. Лицо у него обладает желтоватым оттенком, что характерно для людей, злоупотребляющих алкоголем. Одет он в лохмотья. Выглядит неопрятно, отталкивает от себя. Читатель сразу понимает, что мужчина уже несколько дней не принимал ванну. У него опухли и покраснели руки, отмечается наличие грязи под ногтями.

Цитатная характеристика Мармеладова поможет точно понять, как выглядит этот человек. Автор пишет, что мужчина плотного телосложения, у него уже виднеется лысина и проседь. Лицо отекло от постоянного употребления алкоголя. Веки мужчины припухли, а глаза покраснели.

Характер Мармеладова

Характеристика героя Преступление и наказание Мармеладова обязательно должна включать в себя характер данного персонажа. С одной стороны, это слабый, безвольный человек, который не смог справиться с жизненными трудностями и спился. Это скромная, но самокритичная личность. Он явно говорит о том, что далеко не красавец, да и мужем хорошем для своей супруги не стал.

Правда, в нем есть также доброта и благородство. Понять это поможет характеристика семьи Мармеладова. Вдовец, сам воспитывающий дочь, берет в жены женщину с тремя детьми, которая живет в нищете. Это явно указывает на доброту данного человека. Даже в трудные моменты жизни, когда все идет наперекосяк, он не перестает любить родную дочь и приемных детей. Он стремится дать им все самое лучше. Также с трепетом и уважением он относится в своей супруге.

Характеристика Мармеладова в романе Преступление и наказание

Кратко характеристика Мармеладова выглядит следующим образом. Это нищий человек, который оказывается бессильным, когда в его жизни возникают трудности. Не так давно он был титулярным советником, чиновником и получал внушительный доход. Он женится на вдове и воспитывает ее детей как родных, заботится о собственной дочери Софии. Правда, в определенный момент мужчина лишается работы и в его жизни начинается черная полоса.

За короткий промежуток времени Семен Мармеладов превращается в деградирующего, нигде не работающего человека, злоупотребляющего спиртным. Он живет в нищете, отчаивается. Правда, в определенный момент у него появляется возможность вернуться к прежней жизни, занять престижную должность. Но надолго его не хватает. Когда Семен получает первую зарплату, то похищает у своих родных деньги и уходит в запой на продолжительный период. Ему больше ничего не остается, кроме как жаловаться на собственную жизнь и жалеть самого себя. Впрочем, именно этим он в дальнейшем и занимается.

Как раз в такой момент ему встречается Раскольников. Знакомится с ним Семен в трактире. Мужчина без всяких раздумий начинает рассказывать Родиону о своей жизни, всех совершенных грехах. Он даже говорит, что его дочь пошла на панель, чтобы помочь родному отцу вырваться из нищеты. Он же не может справиться с жизненными тяготами и попросту пропивает последние деньги. Излив душу главному герою, он сам того не ведая подтолкнул Родиона к совершению преступления.

Читайте также:
Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского: сочинение

Судьба Семена Мармеладова

Характеристика Мармеладова будет не полной, если не рассказать о его трагической судьбе. Некогда успешный, благополучный человек в мгновение становится неизлечимым алкоголиком. Именно безысходность доводит его до гибели. Мужчина попадает под лошадиные копыта и погибает на глазах у своей дочери. Его семья остается на произвол судьбы в полном одиночестве. Им неоткуда ждать помощи, нет возможности исправить ситуацию и выбраться из нищеты. Именно так автор решил закончить рассказ о данном человеке в своем произведении Преступление и наказание. Он является олицетворением всех обездоленных людей, которые оказались неспособны справиться с тяготами жизни.

Клевета Лужина в романе «Преступление и наказание»

Намереваясь поссорить Раскольникова с матерью и сестрой, Лужин подсовывает в карман Сони Мармеладовой сторублевый билет, после чего, на поминках ее отца, прилюдно обвиняет бедную девушку в воровстве. К счастью за Соню вступаются ее мачеха Катерина Ивановна, Лебезятников, который видел как Лужин сам сунул купюру в карман девушки, и Раскольников, пояснивший мотивы поступка Лужина.

Этот эпизод описан в главах I – III, пятой части романа.

Предыстория

Конфликт с Раскольниковым

Впервые Петр Петрович Лужин появляется в письме которое Родион Раскольников получает в начале романа (часть 1, глава 3). Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Но несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина.

Позже (часть 2, глава 5) Лужин сам является к Раскольникову. Он ожидал, что брат невесты встретит его с восторгом и будет осыпать комплиментами, ведь, по его мнению, взять в жены нищую девушку было отважным поступком, и другие непременно должны «любоваться на его подвиг»:

Но Раскольников сразу распознает в Лужине низкого человека, и встречает его холодно. Он упрекает гостя, что тот собирается жениться на Дуне только для того чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его.

Письмо Лужина

Обидевшись на Раскольникова, Лужин пишет письмо, в котором убедительно просит не приводить сына на их следующую семейную встречу, иначе Пульхерия Александровна и Дуня могут пожалеть об этом («пеняйте уже на себя»).

Кроме того, рассчитывая поссорить Раскольникова с близкими, в своем письме Лужин вставляет колкое замечание по поводу Сони Мармеладовой. Лужин называет ее девицей «отъявленного поведения», намекая на ее непристойную профессию и упоминает о том что Раскольников, под предлогом похорон, отдал Соне 25 рублей, которые получил от матери (Родион действительно отдал те деньги, но не Соне, а ее матери Катерине Ивановне, оставшейся с тремя детьми без средств к существованию).

Ссора с Дуней

Не смотря на угрозу жениха, Дуня просит брата и его друга, Разумихина, явиться на их следующую встречу с Лужиным (Часть 4, глава 2). В ходе этой встречи Расскольников сообщает Дуне о 3 000 рублей (очень крупная сумма; около 300 зарплат) которые ей завещала покойная Марфа Петровна, и, следовательно, у девушки больше нет необходимости выходить замуж только из-за денег. Возмущенный тем, что Дуня и ее мать ослушались его указания по поводу брата, Лужин выходит из себя и предстает перед всеми в своем истинном облике. По мимо прочего, он упрекнул Раскольниковых, тем что понес «издержки» перевозя их багаж, хотя на самом деле взял его, чтобы сэкономить на их дороге до Петербурга:

В итоге Дуня с достоинством просит его уйти, дав понять, что на этом их отношения заканчиваются, но Лужин не теряет надежду. Поняв, что теперь нельзя удержать женщин только при помощи денег, он решает действовать хитростью. К тому же, Лужин желает отомстить Раскольникову.

Подлость Лужина

Надеясь расправиться с назойливым «молокососом», Лужин подставляет его хорошую знакомую — безобидную Соню Мармеладову.

Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню, пригласить ее зайти (часть 5, глава 1). Соне он говорит, что, к сожалению, не сможет присутствовать на похоронах Мармеладова, но желает помочь их семье, и дает ей 10 рублей:

Лебезятников, не смотря на свои убеждения о вреде всяческой благотворительности, искренне выражает восхищение поступком Лужина (позже окажется, что он видел как Лужин тайком сунул в карман Сони сторублевую купюру).

Клевета Лужина

Позже Лужин является на поминки, как раз во время ссоры Катерины Ивановны с квартирной хозяйкой. Женщина просит рассудить их, но Лужин отказывается участвовать в их скандале, и говорит, что явился по личному делу. Он заявляет, что после того как Соня вышла из его комнаты, с его стола пропал сторублевый билет.

Катерина Ивановна заступается за падчерицу со словами: «Соня, Соня возьмет у него деньги! Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!». Также она ругает Соню за то, что она вообще взяла деньги у Лужина:

Читайте также:
Алеша Карамазов: сочинение

Но у Соне в кармане действительно находят сторублевый билет. Раскольников в это время стоял в стороне «не спуская глаз с Сони, изредка, но быстро переводя их на Лужина». Соня испугалась и зарыдала.

У Лужина не было цели навредить самой Соне, и, добившись своей цели очернить ее репутацию, он постарался выставить себя в лучшем свете. Лужин заявил, что «готов сожалеть, если, так сказать, нищета подвигла и Софью Семеновну», и не будет заявлять в полицию.

Разоблачение

К счастью план Лужина потерпел провал — со словами «Как это низко» в комнату вошел его друг Лебезятников. Он рассказывает присутствующим что видел как Лужин сам подсунул сторублевый билет в карман Софьи, но думал, что Лужин желает тайно помочь девушке. Но Лебезятников не может понять смысла этого поступка:

Свет на происходящее проливает Раскольников. Все это время он подозревал «какой-то мерзкий подвох», и наконец понял, что таким образом Лужин хотел очернить Соню, чтобы посорить его с матерью и сестрой:

Защитники Сони

Обвинители Сони

  • Петр Петрович Лужин — жених Дуни Раскольниковой. Подсовывает деньги Соне Мармеладовой, а после обвиняет ее в воровстве.
  • Амалия Ивановна Липпевехзель — немка плохо говорящая по русски; хозяйка квартиры, где семья Мармеладовых снимает комнату. Сразу встает на сторону Лужина, и увидев купюру выпавшую из кармана Сони кричит: «Воровка! Вон с квартир! Полис, полис. их надо Сибирь прогналь! Вон!».

Видео

Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, торговцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли «серединных петербургских улиц и переулков», родился в сознании Достоевского образ Родиона Раскольникова.

В судьбе русских молодых людей вроде Раскольникова роковую роль сыграли годы реакции (1862—1863), когда потерпела крах уверенность в коренном обновлении России, в неминуемой гибели «прошлых времен». Оптимистические надежды были разбиты — «прошлые времена» и не думали умирать, напротив, они стали более цепкими, изворотливыми, приобретя нового союзника — буржуазного хищника-дельца вроде Лужина. Наступило время тяжких разочарований, мучительных душевных кризисов.

В образе Раскольникова отразились и собственные горькие размышления Дос-тоевского о человеческой природе и социальной действительности, кризис и глубокая перестройка в его сознании утопически-социалистических идеалов молодости.

Раскольников страстно и беспощадно судит этот мир, с его вопиющей социальной несправедливостью, с бессмысленными страданиями и унижением, судит своим карающим личным судом, своим бунтарским разумом протестующей и ни перед чем не склоняющейся личности. Но Раскольникова его бунт неотвратимо приводит к подавлению в себе человека.
Самая яркая иллюстрация, подтверждающая этот факт, — бесчеловечное над-ругательство Лужина над Соней, страшная боль ничем не заслуженного жестокого оскорбления. Гнусная клевета Лужина — окончательное разоблачение теории Рас-кольникова.

Петр Петрович Лужин, расчетливый буржуазный делец, является двойником Раскольникова. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм, якобы на основах «науки и экономической правды»: «Наука же говорит: возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Но в отличие от Раскольникова, Лужин не грабит, не убивает, да ему вовсе и не нужно переступать формальный закон для удовлетворения личного интереса. Он переступает нравственный закон, закон человечности, и преспокойно выносит то, чего Раскольников вынести не мог. Лужин подавляет и унижает людей, даже не сознавая этого, и в этой «бессознательности» —сила Лужина. Ведь «Наполеоны» не мучаются, не раздумывают, можно или нельзя переступить, а просто переступают через человека.

Обвинив Соню в воровстве, Лужин преследует, по его мнению, вполне достойные цели. Гнусность его поступка заключается прежде всего в том, что он сам предложил Соне сто рублей и в присутствии свидетелей потребовал их вернуть. Кроме того, цели его по сути своей оказались ничтожными и низкими. Ему нужно было отомстить Раскольникову, поссорив его с матерью и сестрой, и опорочить Соню, так как уже распустил слух о ее «непорядочности».

Лужин наносит Соне ужасное оскорбление, расчетливое и безжалостное. Его отвратительная игра подрывает в душе Сони веру в силу кротости и любви. Разоча-рование ее слишком тяжело. Соня «стушевывается», как-то принижается. В надежде защитить себя кротостью, покорностью, робостью — делается беспомощной и растерянной. И если бы не Катерина Ивановна, яростно защищавшая Соню, и Рас-кольников, который сразу понял весь «расчет» Лужина, вряд ли бы удалось Соне доказать свою невиновность.

Клевета Лужина разрушает теорию Раскольникова окончательно. Подавление слабых — вот какой стороной оборачивается его теория. Ведь его бунт немыслим без принесения в жертву «необыкновенной» личности другой личности. Для «нео-быкновенной» личности весь мир — лишь средство утверждения своей «единствен^ ности», своего безграничного эгоизма собственника. «Сверхчеловек» утверждает себя за счет другого — «вши», «твари дрожащей».

И вот на глазах у Раскольникова Лужин, «настоящий властелин», хладнокровно превращает Соню, «тварь дрожащую», в средство достижения своих низменных целей — ведь «все на личном интересе основано». А тут личный интерес требовал — переступить, что и было незамедлительно исполнено. Вся раскольников-ская рациональная, выверенная, выточенная как бритва, казуистика оказывается полной бессмыслицей. Пусть он убил, переступил формальный закон, но нравственный закон он так и не смог переступить. Глубочайшая уязвленность ужасом и нелепостью мира родила раскольниковскую идею. Но она же и уничтожила ее до конца.

Читайте также:
Тема маленького человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Образ Лужина из романа Преступление и наказание

Характер

Петр Петрович Лужин – довольно высокомерный человек, привыкший жить по теории «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен заботиться лишь о собственном благе. Лужин самостоятельно отмечает свой ум, свою внешность, часто любуясь своим отражением в зеркале. В повествовании отмечается, что он был человеком тщеславным, любил, когда на него обращали внимание, любил, когда его слушали.

Для Петра Петровича главным в жизни были деньги. Он во всех проявлениях жизни старался получить материальную пользу. Ради выгоды Лужин готов пойти на многое. Эта расчетливость и помогла герою выбраться «из грязи в князи». Лужин ценит свое положение в обществе и старается привлекать к себе внимание любыми способами.

Несмотря на его высокий статус, человеком Лужин был низким и ничтожным. Он быстро вспылял, и делал это так, что был похож на «мешок с мукой». Другие персонажи называли его мошенником, преступником, которому дела нет до чужой жизни.

Автор подчеркивает, что Лужин «принадлежал к разряду людей». То есть герой – типичный представитель современного Ф. М. Достоевскому общества.

Петр Петрович Лужин — характеристика персонажа

Пётр Петрович Лужин один из второстепенных, но далеко не из незначительных персонажей романа «Преступление и наказание». Первое, весьма восторженное упоминание читатель встретит в письме матери Раскольникову. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама.

Рекомендуем ознакомиться: Вычет На Второго Ребенка В 2021 Году

Характеристика Лужина

Лужин выходец из низов с мелкой, завистливой душонкой. Поднявшись со дна, он полюбил самолюбование и привык к денежному благополучию. Деньги — вот его единственная ценность в жизни. Не суть, как они добыты, не важно, чьи они — главное их наличие. Именно денежные знаки возвышают Лужина над ему подобными и равняют его с тем, кто ещё недавно был намного выше.

Приехав в Петербург, Лужин наноси визит будущему родственнику. Считая себя благодетелем, он готовился к похвалам и воспеванию, демонстрируя самоуверенность и самолюбование. Выбившись «из грязи в князи», он преувеличивал имеющиеся таланты и способности, превознося себя выше, чем стоил. Жадность заставляла его во всем видеть выгоду и постоянно пересчитывать деньги, как свои, так и чужие. С их помощью Лужин возвышался над окружающими.

В романе писатель рассказывал о молодом человеке, оказавшемся на краю бедности. Увидев в убийстве старухи-процентщицы путь к спасению, он идет на преступление, покушаясь на жизнь сварливой противной старухи, чье существование никем не замечено и не нужно миру. Убийство и ограбление, а также муки совести, испытываемые героем, решившимся на эти поступки, описаны Достоевским в романе «Преступление и наказание».

«Преступление и наказание»

Француз Пьер Шенал адаптировал роман для проекта, снятого в1934 году. А в 1935 году к экранизации приступил режиссер американского происхождения Джозеф фон Штернберг. Джин Локхарт воплотил в кадре Петра Лужина. В ленте 1956 года, созданной Жоржем Лампеном, роль Лужина досталась Бернару Блие.

Это нувориш, как сказали бы сейчас, поднявшийся «из грязи в князи» и чрезвычайно гордящийся этим. Человек невысокого образования, но достаточно острого ума смог пробиться высоко, считая себя равным тем, кто стоит выше по социальной лестнице, благодаря сколоченному состоянию. Те же, кто остался ниже уровня Лужина, воспринимаются им как недостойные. Его теория «целого кафтана» как нельзя лучше отражает сущность персонажа: чтобы собственный кафтан остался цел, не стоит размениваться на мелких людишек, а любить и блюсти только собственные интересы.

Образ жизни

Лужин является надворным советником. Обладая большим количеством денег, он чувствует себя человеком выше других. Автор отмечает, что стал он таким состоятельным и обеспеченным, «пробившись из ничтожества». Теперь он человек, как отмечается в повествовании, занятой: Лужин планирует открыть свою адвокатскую контору в Петербурге. Все это опять связано с желанием героя получить как можно больше денег. Самая главная жизненная цель Лужина – получение прибыли. Поэтому он настолько занятой и расчетливый человек.

Лужин и Дуня

Господин Лужин хочет, чтобы за него вышла замуж Дуня Раскольникова, однако совсем не из-за любви к ней. Он понимает, насколько женщина рядом с мужчиной может поднять его положение. Петр Петрович всю свою жизнь мечтал о девушке благонравной, именно такая «прелестная, добродетельная, образованная» девушка способна «удивительно скрасить его дорогу, привлечь к нему, создать ореол». Для Лужина также было важным, чтобы его будущая супруга обязательно было бедна, чтобы на своем жизненном пути она прошла множество препятствий. Такая «запуганная» девушка, по его мнению, была бы ему предана всю жизнь. Она бы «всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному». Лужин искал себе рабыню, готовую ему прислуживать в знак благодарности.

Вот такие корыстные цели были у него по отношению к Дуне. Конечно, гордую и нравственно чистую девушку это не устраивало. Дуня первоначально хочет выйти замуж за Лужина, чтобы материально спасти свою семью. Она готова принести себя в жертву, однако ничтожный характер Лужина не смог бы ужиться с хрупкой девушкой. Дуня порывает с Петром Петровичем все отношения.

Читайте также:
Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Клевета Лужина

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, торговцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли «серединных петербургских улиц и переулков», родился в сознании Достоевского образ Родиона Раскольникова. В судьбе русских молодых людей вроде Раскольникова роковую роль сыграли годы реакции (1862-1863), когда потерпела крах уверенность в коренном обновлении России, в неминуемой гибели «прошлых времен». Оптимистические надежды были разбиты — «прошлые времена» и не думали умирать, напротив, они стали более цепкими, изворотливыми, приобретя нового союзника — буржуазного хищника-дельца вроде Лужина. Наступило время тяжких разочарований, мучительных душевных кризисов. В образе Раскольникова отразились и собственные горькие размышления Достоевского о человеческой природе и социальной действительности, кризис и глубокая перестройка в его сознании утопически-социалистических идеалов молодости. Раскольников страстно и беспощадно судит этот мир, с его вопиющей социальной несправедливостью, с бессмысленными страданиями и унижением, судит своим карающим личным судом, своим бунтарским разумом протестующей и ни перед чем не склоняющейся личности. Но Раскольникова его бунт неотвратимо приводит к подавлению человека. Самая яркая иллюстрация, подтверждающая этот факт, — бесчеловечное надругательство Лужина над Соней, страшная боль ничем не заслуженного жестокого оскорбления. Гнусная клевета Лужина — окончательное разоблачение теории Раскольникова. Петр Петрович Лужин, расчетливый буржуазный делец, является двойником Раскольникова. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм, якобы на основах «науки и экономической правды»: «Наука же говорит: возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Но в отличие от Раскольникова, Лужин не грабит, не убивает, да ему вовсе и не нужно переступать формальный закон для удовлетворения личного интереса. Он переступает нравственный закон, закон человечности, и преспокойно выносит то, чего Раскольников вынести не мог. Лужин подавляет и унижает людей, даже не сознавая этого, и в этой «бессознательности» сила Лужина. Ведь «Наполеоны» на мучаются, не раздумывают, можно или нельзя переступить, а просто переступают через человека. Обвинив Соню в воровстве, Лужин преследует, по его мнению, вполне достойные цели. Гнусность его поступка заключается прежде всего в том, что он сам предложил соне сто рублей и в присутствии свидетелей потребовал их вернуть. Кроме того, цели его по сути своей оказались ничтожными и низкими. Ему нужно было отомстить Раскольникову, поссорив его с матерью и сестрой, и опорочить Соню, т. к. уже распустил слух о ее «непорядочности». Лужин наносит Соне ужасное оскорбление, расчетливое и безжалостное. Его отвратительная игра подрывает в душе Сони веру в силу кротости и любви. Разочарование ее слишком тяжело. Соня «стушевывается», как-то принижается. В надежде защитить себя кротостью, покорностью, робостью — делается беспомощной и растерянной. И если бы не Катерина Ивановна, яростно защищавшая Соню, и Раскольников, который сразу понял весь «расчет» Лужина, вряд ли бы удалось Соне доказать свою невиновность. Клевета Лужина разрушает теорию Раскольникова окончательно. Подавление слабых — вот какой стороной оборачивается его теория. Ведь его бунт немыслим без принесения в жертву «необыкновенной» личности другой личности. Для «необыкновенной» личности весь мир — лишь средство утверждения своей «единственности», своего безграничного эгоизма собственника. «Сверхчеловек» утверждает себя за счет другого — «вши», «твари дрожащей». И вот на глазах у Раскольникова Лужин, «настоящий властелин», хладнокровно превращает Соню, «тварь дрожащую», в средство достижения своих низменных целей — ведь «все на личном интересе основано». А тут личный интерес требовал — переступить, что и было незамедлительно исполнено. Вся раскольниковская рациональная, выверенная, выточенная как бритва казуистика оказывается полной бессмыслицей. Пусть он убил, переступил формальный закон, но нравственный закон он так и не смог переступить. Глубочайшая уязвленность ужасом и нелепостью мира родила раскольниковскую идею. Но она же и уничтожила ее до конца. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая это преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен подтвердить не только в его собственных глазах, но и в глазах остальных людей правильность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ состояния преступления, преступника неразрывно слит в романе воедино с анализом философской теории Раскольникова. Кто же он и чем так интересен для читателя? Лично для меня наибольший интерес представляет теория Родиона Раскольникова о двух типах людей: низших, или «материале», и высших (назовем их «наполеонами») — и ее несоответствие личности автора теории. Размышляя о причине существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что всегда существовало различие между двумя разрядами людей. В то время как большинство людей всегда и везде молчаливо и покорно подчинялось установленному порядку вещей, не имея сил восстать против него, в истории человечества время от времени появлялись немногие «необыкновенные» люди, подобные Наполеону, которые и были его подлинными двигателями. Предназначенные самой природой для роли «властелинов судьбы», они смело восставали против существующего порядка и при этом дерзко нарушали общественные нормы морали, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников не хочет, как большинство тех людей, за которыми он наблюдал, молчаливо повиноваться и терпеть, и эта нравственная непримиримость героя импонирует и автору, и читателям романа. Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, подобно пиявке, безжалостно сосала последнее из бедных людей. Убивает ради денег, чтобы потом облагодетельствовать сотни людей, вернуть их к нормальной жизни. Он делает это еще и потому, что само преступление — своего рода тест на высший ранг: «Тварь ли я дрожащая или право имею? Вошь я или человек?» Раскольников ставит себя в один ряд с Магометом, Наполеоном, а значит, разрешает себе безнаказанно проливать кровь. Убийство старухи-процентщицы должно показать, кто он: если останется спокоен, не впадет в болезненное состояние, значит — «высшее существо», в противном случае — «материал», такой же, как все. Ошибочна вся теория Раскольникова (убийство вообще ничем оправдать нельзя), и в особенности ошибочна она по отношению к самому герою романа. Она вроде бы и логична: действительно, есть люди, Наполеон например, которые легко идут на прямое или косвенное убийство людей и не чувствуют потом угрызений совести. Но Родион Раскольников, желая дать людям что-то полезное, мог бы при беспристрастном анализе заметить, что все изменения, вносимые в жизнь человечества «отдельными личностями через кровопролитие, никогда не белли положительными. Да и действовали эти вершители истории из эгоизма, жажды власти. У них была одна общая черта — бесчеловечность, неуважение к чужой жизни — тому, что они никак не вправе отобрать. Любовь, сострадание, милосердие, по мнению Раскольникова, присущи только «материалу». И если делить людей на два разряда, то. лучше уж «материал» считать высшим классом, а «наполеонов» — деградировавшим элементом, утратившим человеческие качества. Вот и получился у Раскольникова раскол: логика говорит, каким он должен быть — безжалостным «наполеоном», а нормальная человеческая суть протестует: она жалеет поруганную девочку. Жалеет мать, сестру, сострадает Соне, Катерине Ивановне, Мармеладову. Раскольников способен любить. Логика сближает его с Лужиным и Свидригайловым, а человеческая сущность протестует: подлость она называет подлостью, зло — злом, несмотря на идею о том, что называющий подлеца «подлецом» — тоже подлец. Да, слишком Раскольников был человеком, чтобы стать Наполеоном. Он сам себя обманул своей же теорией и сам себя наказал за ее проверку: пытаясь возвысить себя в своих глазах над людьми, он воздвиг психологическую стену между собой и ими, и это одиночество больше всего разрушало его. Раскольникову повезло: он нашел чистую душу — Соню. Он, решивший жертвовать другими, нашел человека, пожертвовавшего собой ради других. Следующее самопожертвование Сони — ради Раскольникова: она идет за ним в Сибирь, она готова на все, чтобы возродить духовно того, кого любит. И ей это удается, у него возникает мысль: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и — моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…» А это значит, что Раскольников непременно изменится, переродится, станет новым человеком. И в этом его и Сонино счастье.

Читайте также:
Страсти и пороки в романе Достоевского Идиот: сочинение

Значение образа

Роман не зря включает в себя образ Лужина. Он является своеобразным двойником главного героя – Родиона Раскольникова. Теория Лужина – доведенная до абсолюта теория Раскольникова. Лужин – темный человек, способный переступить через все рамки дозволенного и недозволенного. Образ жизни Петра Петровича показывает несостоятельность теории Раскольникова. Именно с этой целью в повествование и помещен образ Лужина.

Данная статья подробно рассмотрит образ Лужина, его значение в повествовании, а также поможет написать сочинение «Лужин».

Петр Лужин: характеристика и образ героя

Внешнее благородство Петра Петровича моментально испаряется при первой же конфликтной ситуации, а его поступок по отношению к Соне Мармеладовой (подлог крупной суммы и обвинение в краже оной) подчеркивает мелочность и подлость этого внешне привлекательного человека.

Характеристика персонажа

Лужин умеет произвести впечатление благородного господина и жену ищет только бедную. На первый взгляд, достойное устремление. Однако истекает оно из пресловутой теории «целого кафтана»: только бедная девушка, которую он облагодетельствует женитьбой, сможет раболепно служить ему, помня о былой нищете. Авдотья Романовна — идеальная кандидатура для Лужина: молода, красива, образованна. Только не эти качества привлекают его, а возможность за счет девушки возвыситься в петербургском обществе.

Рекомендуем ознакомиться: Транспортный Налог Хотят Отменить 2021

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
  • для самых любопытных — Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
  • для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: