Герой романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»: сочинение

Сочинение: образ маленького человека в повести Достоевского «Бедные люди»

Обсуждение вопроса:


В произведении Фёдора Михайловича Достоевского “Бедные люди” отражена тема “маленького человека”. До этого некоторые писатели также использовали её в своих произведениях, но автор данного романа привнёс в своих героев много новаторства.

Если сравнивать двух “маленьких людей”: Башмачкина Гоголя и Девушкина Достоевского – то между ними заметны многие различия. Если у первого весь смысл жизни сосредоточен на материальном, исполнении своей мечты, то у второго цели гораздо выше: Макар Алексеевич готов сделать всё для счастья другого человека.

Заметны отличия и в связи персонажей с обществом: Девушкин, в отличии от Акакия, довольно часто контактирует с другими людьми: коллегами, соседями, нередко с незнакомцами. У персонажа Гоголя все увлечения заканчивались на его однообразной работе, у Достоевского же он и читает, и выходит на прогулки, и пишет письма буквально каждый вечер. В “Шинели” Акакий одинок, в мире он чужой, Девушкин же напротив имеет “двойников” в “Бедных людях”: нам встречается большое количество людей со схожими судьбой и характером. У персонажа Гоголя есть только одна мечта, и та сугубо материальна. Достоевский создал персонажа, который может мечтать о чём-то более существенном: стать знаменитым писателем, быть узнаваемым на улице.

Но, несмотря на всё, Девушкин всё так же остаётся тем самым “маленьким человеком”, каким задумывал его автор. Макар Алексеевич находится на грани нищеты, он едва сводит концы с концами. Сам по себе он человек скромный, миролюбивый, довольствуется тем, что у него есть. На Девушкина также очень сильно влияет общественное мнение: он постоянно думает о том, как воспримут это окружающие.

Фёдор Михайлович Достоевский в своём романе “Бедные люди” раскрыл тему “маленького человека” совсем по-другому, не так, как это привыкли делать писатели до него. Но тем не менее он создал своего персонажа таким, чтобы он действительно являлся тем самым “маленьким человеком”.

Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель». Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.

В творчестве Ф.М. Достоевского тема «маленького человека» приобрела гуманистическую направленность. Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их «человеческих» качествах.

Любой человек только лишь по праву своего рождения имеет право на жизнь, свободу, личное счастье — вот первое, что приходит на ум, когда читаешь Достоевского. Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как, например, гоголевский Акакий Акакиевич: его герои — все эти «бедные люди» — по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

В романе «Бедные люди» рассказывается о жизни мелкого чиновника Макара Девушкина и Вареньки. Каждый из них в полной мере испытал на себе все тяготы нищеты и социального притеснения. Для более полного раскрытия психологии персонажей, их чувств и переживаний автор избрал форму романа в письмах.

Достоевский показывает нам внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» — обитателей петербургских трущоб. Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии.

Творческим продолжением и углублением темы «маленького человека» явился роман «Преступление и наказание». В нём писатель показал ту жестокую правду жизни, невольным свидетелем которой был он сам. Обращаясь к психологическим причинам, толкающим человека на совершение греха («преступления»), Достоевский опять же рисует картины жизни петербургских трущоб, столь непохожих на парадную роскошь этого города. Нищета и пороки поселились здесь, кажется, навсегда.

Читайте также:
Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Писатель показывает нам нескончаемую полосу человеческих страданий, из которых, на первый взгляд, нет выхода. Осознание этой безысходности, по моему мнению, особенно выразительно писатель показывает в монологе Мармеладова: «. бедность не порок, это истина. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Однако на этом мрачном и отвратительном фоне мы видим пример настоящего душевного подвига — самоотверженость Сони Мармеладовой, «вечной Сонечки». Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, она вынуждена торговать своим телом. В этом её выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью. Именно Сонечка Мармеладова выступает в романе носительницей той нравственной чистоты и красоты, которая, по словам самого писателя, «спасёт мир».

Но чистота души вовсе не является чертой, непременно присущей «маленькому человеку» Достоевского. Скорее наоборот: трудности и несправедливости жизни, пороки общества приводят таких людей, как Родион Раскольников, к болезненному протесту против существующей действительности. В основе такого протеста лежат антигуманные по своей сути идеи героя. К ним следует отнести и теорию Раскольникова о сильной личности, о делении всего человечества на «имеющих право» и «тварей дрожащих». Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей.

Духовное перерождение Раскольникова, начавшееся в финале романа, выражает надежду Достоевского на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему писатель видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению. По сути, для Достоевского нет «маленьких» и «больших» людей: все люди имеют общего Отца, и потому жизнь каждого из них — высшая ценность в этом мире.

Характеристика главных героев романа Достоевского «Бедные люди»

Свой первый серьезный роман Федор Михайлович Достоевский написал в 1845 году. Это было произведение под названием «Бедные люди». С характеристикой главных героев и кратким содержанием сюжетной линии стоит ознакомиться школьникам, изучающим книгу на уроках литературы. Роман повествует о добрых взаимоотношениях Макара Девушкина и Вареньки.

  1. Краткое содержание
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи

Краткое содержание

Действие начинается со знакомства с помощником руководителя Девушкиным Макаром Алексеевичем. Он большую часть жизни проработал в департаментском отделении, где платили маленькую зарплату. Сорокасемилетний мужчина проживает в новом доме недалеко от Фонтанки. Жилище Макара расположено в общей кухне за перегородочной стеной, но его это не беспокоит. Героя радует, что комнатка недорогая, так как основная часть денег уходит на оплату квартиры его подопечной Варвары Доброселовой.

Их общение в основном состоит из переписки, хоть живут они рядом. Девушка зарабатывает деньги пошивом одежды на дому. У нее есть дальняя родственница Анна Федоровна. Они с матерью какое-то время проживали у нее, но из-за больших расходов на ее содержание им пришлось расстаться. Однажды тетка знакомит девушку с неким Быковым — богатым помещиком. Позднее он изнасиловал Вареньку.

Макар Иванович спас девушку от гибели и стал заботиться о ней. Молодая особа боится, что родственники Быкова узнают ее адрес и заявятся к ней свататься. Этот страх становится причиной болезни. Девушкин вновь оказывает Вареньке помощь, покупает лекарства, дает деньги на лечение, которые получает за проданный фрак.

После выздоровления к Варе все-таки приезжает Быков. Он предлагает ей руку и сердце, та соглашается от безысходности.

Девушка старается оценить брак с материальной стороны и с точки зрения положения в обществе, любовь для нее не играет решающей роли. Макар не одобряет ее решения, но сделать ничего не может. После свадьбы молодожены уезжают, а Девушкин остается один.

Главные герои

«В бедных людях» Достоевского несколько главных героев, взаимоотношения которых можно наблюдать на протяжении романа. Их краткая характеристика:

Читайте также:
Человек – целый мир: сочинение

  1. Макар Девушкин — «маленький человек», простой служащий, который не получает ни морального удовлетворения от своей работы, ни финансового. Это скромный и тихий мужчина. В определенный момент он переоценивает собственную жизнь, за счет бескорыстных поступков и самопожертвования начинает утверждаться. Он становится более уверенным, в нем возрождается самоуважение.
  2. Варвара Доброселова — главная героиня, девушка, которая переписывается с Девушкиным. Она сирота, познавшая подлость и предательство, видит в Макаре родственную душу. Именно ему она открывает секреты, делится мыслями, рассказывает о переживаниях. С каждым новым письмом их связь становится все прочней. В ней есть воля и прагматизм, она желает стабильности, поэтому соглашается стать женой состоятельного помещика, не испытывая к нему теплых чувств.

Это главные действующие лица произведения. Вокруг них завязана история. Они разные по характеру и возрасту, но их объединяет одиночество, желание быть кому-то нужным.

Второстепенные персонажи

Есть в романе и второстепенные персонажи, они не менее яркие, чем главные. Достоевский дает им следующее описание:

  1. Господин Быков — подлый барин, он беспринципен, безнравственен, груб и деспотичен. Мужчина для достижения своей цели пойдет на все. Делает предложение Варе не из-за любви, а в меркантильных целях, так как появление наследников лишит его племянника прав на наследство.
  2. Петр Покровский — первый возлюбленный главной героини. Это несчастный молодой человек, он беден и болезнен. Петр начитан и образован. Скрывает свое происхождение, поэтому не любит, когда его отец приходит в гости. Бывает раздражителен, но это добрый и благородный человек. Из-за слабого здоровья умирает, Варенька очень горюет из-за потери хорошего друга.
  3. Анна Федоровна — дальняя родственница семейства Доброселовых, жадная и беспринципная особа. После того как у Вари умирает отец, женщина берет ее с матерью к себе на проживание, но не из добрых побуждений, а из-за корысти. Тетка занимается сводничеством, о чем долго не догадывалась главная героиня. Именно она продала Вареньку барину, а также прикрыла его, когда он надругался над матерью Павла Покровского.

В своем произведении Достоевский раскрывает свою любимую тему маленького человека. Автор рассказывает о судьбе доброго, отзывчивого и милосердного героя, задавленного нищетой.

Роман «Бедные люди» входит в школьную программу по литературе, поэтому после знакомства с кратким содержанием и главными героями рекомендуется прочитать книгу целиком.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Читайте также:
Филантропический подвиг Мармеладова: сочинение

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Читайте также:
Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»): сочинение

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Cочинение по роману Ф. М. Достоевского «Бедные люди»

Особое внимание в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевский уделяет теме детства. Автор изображает судьбы совершенно разных детей, которые уже в столь раннем возрасте сталкиваются с бедностью, упрёками и самым страшным – смертью.

В романе встречается и счастливый, на первый взгляд, образ детства. Этим образом является внучка бывшей хозяйки Макара Алексеевича Девушкина Маша. Машенька изображается в романе как «весёленькая шалунья», олицетворение самой чистой и прекрасной поры в жизни человека – детства. Но и это счастье жестоко прерывается смертью бабушки. Девочка остаётся совсем одна, она уже больше никогда не сможет задуматься над сказками, которые так любила рассказывать ей бабушка.

Судьба Маши остаётся неизвестной, можно только лишь догадываться о том, что произошло с девочкой, которой теперь уже около тринадцати лет. Именно здесь читатель впервые видит тему оборванного детства. Ребёнок остаётся один на один с взрослым миром, полным разочарований и жестокости.

Тяжелые судьбы детей в романе Бедные люди Достовского – сочинение

В письмах Макара Алексеевича Девушкина мы встречаемся и с другими детскими образами. Так, в одном из писем Макар Девушкин рассказывает Вареньке историю семьи Горшкова, чиновника без места. Описание «гнилого» запаха, наполняющего каждый уголок дома позволяет представить, какое пагубное воздействие оказывает окружающая обстановка не только на взрослых, но и на тонкий душевный мир детей. Доказательством может служить описание старшего девятилетнего сына Горшкова Петеньки: «такой чахлый.».

Мёртвая тишина окутывает семью Горшковых, в ней никогда не слышится детский смех, невозможно здесь наблюдать и за весёлыми детскими играми, так как в их комнате постоянно тихо. Всё то, что создаёт образ счастливой семьи, совершенно отсутствует здесь, лишь детские всхлипывания слышны из их квартиры, которые однажды услышал Макар Девушкин. Дети уже измучены бедностью и страданиями, а ведь старшему из них всего девять лет.

Лишь усугубляет положение смерть сына Петеньки, который «надежды подавал». Снова появляется образ задумчивого ребёнка. Этим образом является маленькая дочь Горшкова. Только эта задумчивость совсем не такая, как у Машеньки. Это больше похоже на жестокое осознание смерти брата.

Девочке всего шесть лет, но она уже лицом к лицу столкнулась с непреодолимым горем. Она уже совсем не обращает внимания на куклу рядом, создаётся впечатление, что детские игры теперь в прошлом, детство оборвалось. Ничто уже не может развеселить её и вывести из этой недетской задумчивости.

Безрадостным событием для Горшковых является и рождение ещё одного ребёнка. С самого начала он становится не ангелом, посланным с небес на землю, а обузой и непосильной ношей для этих бедных людей.

Читайте также:
Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Смерть главы семейства обрывает все надежды на счастливый для этой семьи исход. Единственный кормилец умирает, оставляя маленькую дочку, грудного ребёнка и жену совсем одних, без средств на существование. Девочка забилась в угол, словно пытаясь спрятаться от постоянно обрушивающихся несчастий. Детство для этих детей закончилось навсегда, впереди их ждёт сложная, полная трудностей жизнь, ведь только они теперь будут поддержкой для Горшковой.

Варенька Добросёлова в романе «Бедные люди»

Детство Вари наполнено лучистыми красками. Именно таким и должно быть детство, светлым, радостным, порой, о которой будешь вспоминать с улыбкой и в которую будешь хотеть вернуться. Данную мысль подтверждает и сама Варенька.

Всё меняется в судьбе маленькой Вареньки с переездом в Петербург. С самого начала город встретил их неприветливо. Деревенская осень и городская противопоставляются друг другу. Солнечное детство сменяется тяжёлой и холодной порой. Об этом говорит в письме Макару Девушкину сама героиня.

С момента поступления в пансион девочка становится одинокой, всё ей кажется чужим. Варенька, оторванная от семьи, мучается и терзается каждую минуту. Теперь её детство преисполнено холодностью. Девочка постоянно вспоминает о своём прежнем детстве, каждая деталь, каждая даже пустая в прежнем доме вещь для неё теперь олицетворяет собой тепло и уют.

Теперь дома Варю встречают постоянные упрёки и укоры. Всё вымещалось на бедной девочке. Об этом говорит сама героиня в своём письме Макару Девушкину. Девочка уже и тогда понимала, что отец любит её, просто ему тяжело и он не может держать в себе всё то горе, которое опустилось на их семью.

Ещё более безрадостная жизнь началась для Вареньки после смерти её отца. Мать и девочка были вынуждены отдать последнее кредиторам. Именно тогда и возникает в судьбе Вареньки Анна Фёдоровна, дальняя родственница, которую так не любил и избегал отец девочки. Так они и попали к ней в дом по её приглашению. Вареньке было на тот момент четырнадцать лет, но уже тогда её терзало какое-то предчувствие.

Сначала Анна Фёдоровна была ласкова с гостями, но со временем не упускала момента, чтобы как-нибудь упрекнуть Варю и её мать. Ей не нравилось даже то, что они брали шитьё на дом, чтобы не находиться полностью на содержании. Варенька видела, как от постоянных упрёков и забот начинает ухудшаться здоровье её мамы.

Но среди всех этих горестей для Вари нашлось утешение в доме Анны Фёдоровны. Таким утешением стали её чувства к студенту Покровскому, который обучал Варю и её двоюродную сестру Сашу. Поначалу героиня вместе с Сашей лишь устраивала шалости над ним. Но постепенно ей захотелось, чтобы он перестал видеть в ней ребёнка. Варя осознала, что своим поведением она лишь расстраивает его и что это совсем не смешно.

Со временем Варя Добросёлова узнала, что Покровский был замечательным человеком. Однако его детство тоже не было счастливым. Умерла его мать и отец женился во второй раз. Новая мачеха сразу же возненавидела мальчика, но ему благоприятствовала судьба и его взял под опеку помещик Быков, знавший чиновника Покровского. Так Покровский окончил гимназию, поступил в университет и по рекомендации Быкова был взят в дом Анны Фёдоровны в качестве учителя для Саши.

Сближение героев произошло во время болезни мамы Вареньки. Покровский оказал ей поддержку, очень часто они разговаривали вечерами у постели больной матери Вари. Покровский даже приносил книги, чтобы Варе не было так скучно.

Вареньке было очень приятно, что Покровский так о ней заботится. Когда матушка Вари выздоровела, вечерние свидания и разговоры героев закончились, изредка они обменивались несколькими словами при встрече.

Когда же Варенька узнала от отца Покровского про День рождения, то она решилась непременно подарить ему полное собрание сочинений Пушкина. У героини было немного денег, которые она заработала шитьём и отложила себе, но их было мало. Тогда Варенька решила купить книги у букинистов в Гостином дворе. По счастливой случайности она встретила там отца Покровского и вместе с ним они смогли приобрести всё одиннадцать книг. Все эти книги Варенька предложила подарить отцу Покровского от себя лично, так как видела, что ему очень важно доставить радость любимому сыну.

Читайте также:
Образ Петербурга в романах Достоевского Преступление и наказание и Толстого Война и мир: сочинение

Варенька была безумно счастлива в то время. Но счастье было недолгим, оно омрачилось тяжёлой болезнью Покровского. Всё время болезни Варенька не покидала его и ухаживала за ним. Смерть Покровского привела Вареньку к ужасному осознанию того, что в её жизни остался лишь один верный друг – её маменька: «Но смерть уже стояла над бедной матушкой!». Так оборвалось детство ещё одной героини романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

В дальнейшей судьбе Вареньки будет лишь один дорогой ей человек, ставший для неё заботливым другом – это Макар Девушкин. Но и эта дружба будет прервана. Варенька будет «продана» помещику Быкову, чему всеми силами будет способствовать Анна Фёдоровна, которая таким же образом оборвала и детство сироты Саши, с которой училась Варенька.

В своём последнем письме Варенька Добросёлова прощается с Макаром Девушкиным и с той жизнью, в которой были хоть и редкие, но радостные моменты.

Тема оборванного детства на примере маленьких попрошаек

В этом сочинении на тему «Бедных людей» невозможно упомянуть и детей-попрошаек, чье детство оборвалось, даже не начавшись. Таким примером служит десятилетний мальчик, который просит денег у Макара Девушкина.

Этот несчастный ребёнок, вынужденный скитаться по улицам, чтобы добыть себе хоть немного денег на пропитание, может лишь на несколько минут забыть о своём положении, слушая музыку шарманщика.

Сложно представить, что станет с этим мальчиком, если ему удастся выжить среди этого холодного и жестокого мира. Лишь немногие прохожие бывают добры к нему, в основном же его отовсюду с ненавистью гонят. Такого ребёнка не ждёт счастливая и долгая жизнь, лишь один исход ожидает его: «…смерть уж стоит над ним. ».

Таким образом, в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевский изображает перед читателями детство, которое обрывается под воздействием различных факторов. Детство резко прерывается у всех героев романа независимо от их социального положения и статуса. Искалеченные судьбы детей идеально способствуют изображению жизни «бедных людей». Все мы, как известно, родом из детства. Именно поэтому автору так важно было представить детство каждого героя. Счастливое детство является залогом будущей успешной и радостной жизни, а полное горя и бед детство приводит к такому же безрадостному будущему, превращает детей во взрослых «бедных людей».

Петербург в романе Преступление и наказание Достоевского

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.

Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга. Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка(девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.

Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство. Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму: «Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой». Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.

Читайте также:
В чём отличие Раскольникова от обыкновенных люде: сочинение

По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах. Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.

Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.

2 вариант

Образ Петербурга в романе играет одну из самых важных ролей. Однако, в отличие от большинства писателей, описывающих его как величественный и красивый город, Фёдор Михайлович даёт ему совершенно другую характеристику.

Ещё с первых страниц романа читатель оказывается в наполненном узкими грязными улицами бедном квартале. Образ города дополнят и жилища героев произведения: маленькая каморка Родиона Раскольникова, похожая больше на “гроб”, чем на комнату, квартира “уродливой формы” Сони Мармеладовой, напоминающая сарай, комната семьи Мармеладовых, наполненная табачным дымом и бесцеремонными гостями. Ф.М. Достоевский таким образом показывает, как выглядят бедность и нищета, которыми наполнен Петербург. Такое изображение города способно вызвать лишь тоску, уныние и безысходность, вытеснить из сердца счастье и любовь. Иными словами, мрачный и серый как пепел город поглощает души его жителей, превращая их в ничтожные и жалкие существа, пытающихся выжить в этом мире.

Все события и трагический сюжет раскрываются благодаря именно такому описанию, вызывающему отвращение у читателей. Перед глазами человека предстаёт не великий и могучий Петербург, а скверный, ужасный, неприятный и мерзкий городишко. Его улицы полны унылыми людьми, серыми домами, вывесками и питейными заведениями. Большинству жителей только остаётся надеяться на хорошее будущее, забываясь со стаканом в руке.

Чего хотел добиться Фёдор Михайлович Достоевский, описывая город далеко не с лучшей стороны? Скорей всего этим автор хотел донести до каждого, что за красивой “маской”, вызывающей восхищение, может скрываться ужасное зрелище. Великий Петербург таит в себе все пороки человечества: жадность, злость, зависть, трусость, лицемерие, подлость, жестокость, предательство. Почему так случилось? Что стало причиной упадка? На это автор не даёт ответа, хотя для многих он будет очевиден. Такова природа человека – он способен не только созидать, но и разрушать.

В заключение следует отметить, что автор в романе “Преступление и наказание” смог в полной мере показать читателю, как выглядят безысходность и потеря надежды благодаря образам Петербурга, наполненными грустью и печалью.

Сочинение Образ Петербурга (Преступление и наказание)

Роман «Преступление и наказание» является одним из наиболее значимых в творчестве Ф.М. Достоевского. В нем подняты важные вопросы нравственности и необходимости выбора, пути человека к постижению истины через многочисленные страдания.

Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.

Образ города тесно связан со страданием главного героя, метаниями его души. Это не тот сверкающий «град Петра», который можно встретить на страницах произведений других авторов. И не сказочный город, в котором сбываются все мечты. Петербург в «Преступлении и наказании» такой же страдающий, как и попавший в практически безвыходное положение Раскольников. Здесь душно, тесно от огромного количества людей на улицах, нестерпимо воняет из многочисленных распивочных, а пьяных можно встретить на каждом шагу.

Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши. Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.

Читайте также:
Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным: сочинение

В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.

Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.

В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.

Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.

Также читают:

Картинка к сочинению Петербург в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Читая рассказ Чехова Гриша, может показаться, что это простое описание череды событий, которые постигли маленького героя в течение одного дня. Но это не верно. В данном произведении скрыт достаточно тонкий смысл на уровне психологии.

У леса, в деревне Моховое, жил дед Кузьма со своей внучкой Варюшей. Стояла морозная и снежная зима. У деда закончилась махорка и он сильно кашлял. Если бы покурить, то станет легче.

Герой нашего времени» – так называется роман М.Ю.Лермонтова, и сразу встает вопрос: а о каком времени идет речь? Поколение 30-хгодов, чье мировоззрение сформировалось в эпоху реакции, Лермонтов не раз обвинял в бездействии и вялости

Родилась я и проживаю в маленьком городке на севере Беларуси. Город с красивым названием – Полоцк

Эта сказка мне нравится. Я думаю, что я могла бы сыграть роль этой Настеньки. Я смотрю только на внутренний мир человека, а не на внешность.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Парадный Петербург

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание». Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание». Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Читайте также:
Бунт и преступление Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…».

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Сочинение: Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

(716 слов) Санкт-Петербург — город мечты для многих жителей планеты. Он всегда ассоциируется с чем-то прекрасным и волшебным. Знаменитыми дворцами Петербурга восхищаются не только жители города, но и туристы. Однако Фёдор Михайлович Достоевский в своём известном романе «Преступление и наказание» показал величественный Санкт-Петербург совсем с другой стороны.

Петербург в произведении Достоевского представляет собой мрачный и душный город, но и в то же время прекрасный в своем угнетающем и подавляющем величии. Дворцы и парки читатель почти не видит, зато полуподвальная жизнь столицы, ее изнанка видна нам очень хорошо. Писатель описал в свойственной ему манере бедный квартал, где живёт бедный и несчастный студент. Автор изобразил узкие грязные улочки, гул пьяных криков и брани, грязные желтые стены домов, пыль и духоту городского лета, наполненного смрадом. Герой буквально задыхается от жары. Как только читатель знакомится с произведением, он сразу же чувствует атмосферу «пыльного города» и тяжесть в груди. Главный герой романа Раскольников просто изнывает от зноя:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому…»

Читайте также:
Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Весьма обычным выглядит появление Раскольникова на улицах города в нищенской одежде. Никто из прохожих не удивляется внешнему виду главного героя. Ведь это для жителей уже привычно. Красивые и богатые в это время года пребывают на даче. Все остальные блуждают унылыми тенями или издают пьяные крики. В нищих и грязных кварталах, описанных автором, нет ничего привлекательного, что бы могло порадовать глаз обычного горожанина или туриста.

Санкт-Петербург в представлении Фёдора Достоевского — город, с которым связаны самые трагические события в жизни его героя. Писатель показывает, как герой, измученный такой унылой жизнью, всей душой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, растениях и даже о глотке свежего и чистого воздуха. Нет ничего удивительного, что Родион впал в мрачное расположение духа и увлекся человеконенавистническими теориями. Именно в таких нечеловеческих условиях у Раскольникова в голове рождается его теория, основанная на делении людей на «высших» и «низших». По мнению главного героя, лишь «высшие» имеют право преступить через законы нравственности. А предназначение «низших» состоит лишь в воспроизводстве себе подобных. Только эта идея позволяет герою отделить себя от бедности, которая так его угнетает.

В Петербурге, с которым знакомится читатель на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание», нет места для дружбы, любви, взаимопонимания и взаимопомощи. Каждый житель города, выйдя из своей квартиры, сразу же видит мрачные серые стены домов, разбитую мостовую и постоянные унылые лица прохожих. Именно такая обстановка, кажется, и толкает людей на убийства, пьянство и предательства. Ведь здесь никто не может быть счастлив по-настоящему. Санкт-Петербург Достоевского является полной противоположностью привычного города для людей. Описывая Петербург, писатель хотел показать сущность социального неравенства людей. На страницах романа автор вдруг вспоминает о пышных садах, чтобы отметить бедность, нищету, зависть и страдания простых жителей Петербурга, которым недоступны его богатства.

Очень убого выглядят и интерьеры домов героев произведения. Описывая квартиры, писатель использует преимущественно серый, черный и жёлтый цвета, чтобы подчеркнуть всю боль, грусть и тоску их обитателей. Квартира Раскольникова представляет собой маленькую каморку, похожую на гроб, где с трудом находится место для стола, дивана и шкафа.

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…», — так выглядит место, где живёт главный герой.

Под воздействием такой обстановки Раскольников превращается из обычного горожанина в злодея и убийцу.

Не менее убого и ничтожно выглядит квартира Сони Мармеладовой: «Походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Девушке приходится снимать жилье уродливой формы, где нет даже необходимой для жизни мебели.

Но особенно ужасно выглядит убранство квартиры бедной семьи Мармеладова. Его супруга, Катерина Ивановна, которая болеет тяжёлой болезнью — чахоткой, и маленькие дети вынуждены жить в холодной комнате, которая является проходной. Они уже привыкли от безысходности к табачному дыму и пьяным соседям. Раскольников, придя к ним в гости, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной».

Все квартиры и помещения похожи друг на друга своим убогим видом, нищетой. Они наводят страх и плохие мысли на всех обитателей столицы. В таком городе безысходность заставляет человека пойти в распивочную, напиться за копейки, чтобы хоть на какое-то мгновение отвлечься от всего и излить душу.

Можно утверждать, что Санкт-Петербург является не только фоном повествования событий в романе, а полноценным героем произведения. Петербург в знаменитом романе Фёдора Михайловича Достоевского предстаёт в виде губящей и разрушительной человеческие души силы. Однако нельзя сказать однозначно, что Петербург в романе является только отрицательным героем. Ведь писатель изобразил город довольно разнообразным и противоречивым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: